Вопрос 2: Общая характеристика психического развития.
Дошкольный возраст – самый длительный и сложный с точки зрения психического развития этап раннего онтогенеза.
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими людьми, и это приносит ребенку чувство переполненности и радости жизни. В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В эти периоды ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др.), он с упоением воспроизводит известное. Весь период детства с трех до семи лет просматривается эта тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками – периодами стереотипного воспроизведения достигнутого.
Ребенок-дошкольник стремительно развивается как по линии психических функций, так и по линии развития личности
Развитие психических функций
Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь – то, что ребенок начинает активно использовать названия различных качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет их для себя, отделяет их от других, определяя их состояния, связи и действия с ними, – видит и понимает реальные отношения между ними.
Восприятие пространства – образы восприятия до 5 лет недостаточно полны. В дошкольном возрасте дети очень хорошо воспринимают линейные величины (высота, ширина, длина), но у них могут возникать проблемы с восприятием объема и массы (отсутствует представление о сохранении объема – жидкость в разных по высоте емкостях). Постепенно восприятие начинает работать вместе с мышлением. Вижу, что маленький самолет, понимаю, что он большой, просто он далеко (но только в старшем возрасте).
Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности – аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается в процессе лепки, ручного труда, фонематический слух – в процессе речевого общения, звуковысотный слух – на музыкальных занятиях.
Особое значение для развития восприятия в дошкольном возрасте имеет усвоение детьми систем сенсорных эталонов, то есть должно проявляться умение соотносить предмет с образцом, эталоном, делать анализ свойств предмета, восприятие должно стать аналитическим. Сенсорные эталоны используются детьми при выполнении действий восприятия, служат своеобразными мерками, дающими возможность определить особенности обследуемых предметов.
На четвертом году жизни у детей проявляется способность усвоить форму: круг, треугольник, квадрат. К концу дошкольного детства ребенок еще не владеет общепринятыми эталонами. Мерками для его восприятия служат представления о свойствах конкретных, хорошо знакомых предметов. Пример: Это проявляется, в частности, в тех словесных обозначениях, которые ребенок дает свойствам предметов. Определяя, например, треугольную форму, ребенок говорит о ней: «как домик», «как крыша»; определяя круглую, говорит: «как мячик»; овальную – «как огурчик»; о красном цвете говорит: «как вишенка» и т.п. (B.C. Мухина).
С детьми трех-пяти лет полезно играть, например, в «волшебный мешочек», тренировать распознавание разных геометрических форм – достать нужную по форме игрушку на ощупь. Полезно зрительно расчленять форму предмета на заданные части – это развивает восприятие. Для детей трехлетнего возраста уместно использовать разрезанные на 3-6 частей картинки. Сначала стоит показать образец складывания фигурки и попросить повторить, для пятилетних – лучше использовать фрагменты неправильной формы.
Пять лет – переломный возраст в развитии перцепции. Ребенок уже не ошибается в направлениях (вперед – назад, направо – налево), предлоги уже правильно употребляются, поэтому для стимуляции развития пространственных представлений можно строить план комнаты, двора.
Восприятие времени для дошкольника – не простая задача. Младший дошкольник ориентируется во времени суток, опираясь на режимные моменты: утро – когда встал, ложится спать – наступила ночь. Пример: Ребенок спрашивает маму, которая привела его утром в детский сад: «Ты завтра придешь, когда я посплю?» К пяти годам ориентиры для восприятия меняются. Дети опираются на более существенные признаки: «утро – это когда солнышко встает, когда светло». В восприятии настоящего времени дети сравнительно точны и успешны, а вот с отрезками прошлого и будущего – возникают сложности. Это связано с тем, что представления и воображение еще недостаточно развиты, ребенку трудно опереться на собственный опыт, ведь жизненный путь еще настолько мал, а память активна вообще только с 4-5 лет. Как следствие – ошибки в восприятии и суждениях о событиях прошлого и будущего времени.
Примеры: Алеша (4 года): «Мама, а когда ты родилась, мамонты еще были?»
Гарик (5 лет) Алику (4 года): «Не плачь, когда я вырасту и стану большой, буду тебя на руках носить».
В целом прошлое и будущее для ребенка пока ничего не значат (30 лет назад – непонятно), будущего – нет (бессмысленно говорить, что знания пригодятся в будущем, необходимо поучать на настоящем).
Внимание. Характерная особенность внимания дошкольников заключается в том, что внимание вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.
Появлению и развитию произвольного внимания предшествует активное овладение речью. Если ребенка просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии удерживать свое внимание.
Объем внимания невелик. Если попросить ребенка в 5-6 лет рассказать о двух-трех предметах рядом с ним, то один предмет описывается, остальные забываются, невнимательно анализирует картинки (зимой – серый заяц, а не белый; девочка с корзиной грибов – идет в лес, а не из леса). Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка (на привлекательных картинках – 15-20 сек.).
Воображение. Возраст сензетивен для развития воображения (творческого), характеризуется формированием мифов. У каждого ребенка существует своя мифология. Дети много фантазируют им нужно давать возможность рисовать, сочинять сказки и т.д., относясь к этому серьезно.
Младший дошкольник (до 5 лет) в норме фантазирует, старший – уже должен уметь дифференцировать мир реальный и фантазийный.
Память. Дошкольное детство – период, наиболее благоприятный для развития памяти. Она становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребёнок не запоминает с такой лёгкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.
1) На первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основной (обучение танцам – легко).
2) У младших дошкольников память непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными приёмами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребёнок сопереживает их героям. Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. Пример: Я и красивый сундучок у бабушки.
В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Но пока сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание проявляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны в игре, при выполнении поручений взрослого.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) произвольная память развивается. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается память словесно-логическая. Вообще основной путь своего развития произвольная память проходит на следующих возрастных этапах.
3) В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности: 3-ий и 4-ый годы жизни становятся годами первых воспоминаний.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста будет происходить активно лишь тогда, когда сам ребенок заинтересован в запоминании. Это происходит, в частности, тогда, когда ребенок участвует в игре, а цель что-то запомнить приобретает для него реальной, актуальный смысл, отвечающий игровым интересам. Вообще продуктивность запоминания в игре гораздо выше, чем в других видах деятельности.
При обучении запоминанию надо приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению обычно делает запоминание более эффективным. Нужно учить детей опосредованному запоминанию, то есть запоминанию с помощью картинок, образов, ассоциаций.
Мышление. У дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода (к 7 годам) – к словесно-логическому мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он ещё не приобрёл взрослой логики рассуждений.
Пример: Своеобразие детской мысли-прослеживается в эксперименте Л.Ф. Обуховой, повторившей некоторые вопросы Ж. Пиаже для наших детей.
Андрей О. (6 лет 9 мес). «Почему звезды не падают?» – «Они маленькие, очень легкие, они вертятся как-то на небе, это не видно, только по телескопу видно». «Почему ветер дует?» – «Потому что ведь надо помогать на парусниках в спорте, он дует и помогает людям».
Слава Г. (5 лет 5 мес). «Откуда луна на небе появилась?» – «А может быть, ее построили?» «Кто?» – «Кто-нибудь. Ее построили или она сама выросла.» «А звезды откуда появились?» – «Взяли и выросли, и сами появились. А, может, луна появилась из света. Луна светит, но она холодная». «Почему луна не падает?» – «Потому что она на крылышках летает, а, может быть, там такие веревки и она висит…»
Илья К. (5 лет 5 мес). «Откуда сон приходит?» – «Когда смотришь что-нибудь, он в мозги зайдет, а когда спишь, то он из мозгов выходит и через голову прямо в глаза, а потом он уходит, ветер его сдувает и он улетает». «Если кто-нибудь с тобой рядышком будет спать, он сможет увидеть твой сон?» – «Наверное, может, потому что он может, наверное, через мое зрение проходить к маме или папе».
Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого – понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.
Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.
Таким образом, в благоприятных условиях, когда дошкольник решает понятную, интересную для него задачу и при этом наблюдает доступные его пониманию факты, он может логически правильно рассуждать.
В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила, но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево или тюльпан.
Дети начинают лучше использовать понятия, оперировать ими в уме. Скажем, 3-летнему ребенку значительно труднее представить себе понятия «день» и «час», чем 7-летнему. Это выражается, в частности, в том, что он не может оценить, как долго ему придется ждать маму, если она обещала вернуться через час.
К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет – значит, легкий, большой – значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет, и т.д.).
Для осуществления перехода к абстрактно-логическому мышлению, процесс мышления должен переместиться во внутренний план. Развитие внутреннего плана действий ребёнка проходит следующие этапы:
I этап – манипулирование вещами в наглядно-действенном плане.
II этап – включается речь. Важна формулировка в словах.
III этап – задача решается уже в наглядно-образном плане путем манипулирования образами-представлениями.
IV этап – внутренний план действий.
Речь. В дошкольном возрасте в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.
Развиваются отдельные стороны речи:
звуковая сторона,
грамматический строй речи. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. Примеры: (К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества). «От мятных лепешек во рту – сквознячок». «У лысого голова – босиком». Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!» Девочка бабушке: «Бабушка, за нами идет пристукник». Мальчик прибегает за вазелином: «Мама просит мазелин». Больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!» «Дым трубится». «Давайте лопатить снег». «Смотри, как налужил дождь!» «Отскорлупай мне яйцо!» «Я уже начаёпился». «Уж лучше я непокушанный пойду гулять». «Мама сердится, но быстро удобряется».
интенсивно растет словарный состав речи.
То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (содержание такой речи раскрывается в самом контексте и становится понятным слушателям независимо от знания обсуждаемой ситуации). Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым: появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь. Эгоцентрическая речь помогает регулировать и планировать действия.
Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете (возраст «почемучек»). Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать – думать вслух. Примеры: Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с которыми они обращаются к родителям: «А куда летит дым?» «А кто качает деревья?» «Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала, что я – Юрочка?» «А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?» «Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами».
6.Понятие психического развития и его характеристики. Психическое развитие и обучение
После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.
Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности
Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер — начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностии.
Обучение и развитие — Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.
Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.
Когда мы наблюдаем за ходом развития ребенка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения требует от ребенка больше, чем он может дать на сегодняшний день, т. е. ребенок в школе осуществляет деятельность, которая заставляет его подыматься выше самого себя. Это, конечно, относится к здоровому школьному обучению.
Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но н для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов (восприятия, памяти и т. д.) не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под руководством учителя активно включается в жизнь коллектива, осваивая правила и овладевая знаниями, добытыми в ходе исторического развития познавательной деятельности человечества.
Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя <внести> в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка.
Формирующиеся в ходе развития, на основе задатков как предпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в холе ее не только проявляется, но и совершается.
Если школьник понимает, на доступном ему уровне, основания тех операций, которыми он овладевает, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем немало кратных упражнений ребенок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.
Тема 20. Психическое развитие человека
Понятие о развитии психики
Развитие психики – это процесс накопления количественных и качественных изменений психики, обусловливающих формирование и функционирование личности. Исследователями выработано две основных подхода к пониманию данного процесса. Представители первого утверждают, что психическое развитие носит непрерывный характер, т.е. не останавливается, не ускоряется и не замедляется. поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один его этап от другого, не существует. Однако большинство исследователей являются сторонниками второго подхода: они убеждены, что развитие дискретно (носит прерывистый характер). начавшись еще до рождения ребенка, оно разворачивается и продолжается неравномерно (то ускоряется, то замедляется). Это даёт основания для выделения стадий или этапов развития, качественно отличающихся друг от друга. Все люди независимо от индивидуальных особенностей проходят каждую стадию развития.
Источники и механизмы психического развития
Источниками психического развития личности являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития. Ведущая деятельность – это, деятельность, которая преимущественно определяет психическое развитие ребенка в определенный период его жизни. Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность. Ведущими в разные периоды могут быть игра (дошкольное детство), учеба (младший школьный возраст), общение (подростковый возраст), труд (юношеский возраст). Определенному возрасту могут быть присущи и две ведущих деятельности. Пример. Младший школьный возраст: учебная и игровая деятельность.
Благодаря ведущей деятельности достигаются наибольшие результаты в развитии познавательных процессов, происходит формирование психологических (психических) новообразований. психологические новообразования – качественные особенности психики, которые впервые появляются в определенный возрастной период и определяют сознание человека, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Пример. дошкольный возраст: формируются общие (вербальные, креативные и т.п.) и специальные (музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.) способности.
Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности. К типам общения относятся межличностный, межгрупповой, личностно-групповой и т.п. Пример.
Противоречия, возникающие в процессе психического развития, могут приводить к кризисам развития (возрастным кризисам). Кризисы развития — это относительно непродолжительные периоды, которые характеризуются резкими психическими изменениями. Они необходимы для нормального, поступательного развития личности. Форма, длительность и острота протекания кризисов существенно отличаются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, условий его воспитания, типа семьи, общества и пр. Примеры. кризис трех лет; кризис младшего школьного возраста, кризис подросткового возраста.
Механизмы развития
Главные механизмы развития – это интериоризация и екстериоризация. Процесс превращения внешних, практических действий во внутренние, умственные, называется интериоризацией (лат. interior — внутренний). Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.
Важнейшим средством интериоризации является слово, которое выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей. Овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Усваивая слова, человек фактически усваивает опыт человечества. Таким образом, внутреннюю, психическую деятельность можно рассматривать как результат интериоризации внешней, предметной деятельности. С другой стороны, внешнюю, предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности. Примеры.
Закономерности психического развития
К основным закономерностям психического развития человека относятся:
1.Неравномерность развития. Данная закономерность проявляется в следующем.
А. Развитие отдельных психических процессов и функций происходит неравномерно. Пример. у одних людей в детском возрасте музыкальные и хореографические способности развиваются значительно быстрее, чем у других (явление «вундеркиндов»). Однако нет никаких гарантий, что и в дальнейшем эта тенденция сохранится. по данным психологов, примерно 75% «вундеркиндов» во взрослой жизни не становятся выдающимися мастерами своего дела.
Б. На разных этапах возрастного развития одни свойства личности выступают как ведущие, другие развиваются менее интенсивно. Пример. в юношеском возрасте наиболее активно развивается память, что позволяет человеку именно в этот период успешно овладевать знаниями и навыками в различных областях науки, искусства, техники и пр.
В. Существуют наиболее благоприятные возрастные периоды для развития определенных психических функций. Их называют сензитивними периодами или периодами повышенной возрастной чувствительности. Пример. для развития музыкальных способностей это дошкольное детство, речи – возраст от 1 года до 8-9 лет. Если сензитивный период не использовать должным образом, развитие соответствующего свойства либо замедляется, либо становится невозможным. Пример. «дети-маугли», у которых пропущен ряд сензитивних периодов, не могут приспособиться к человеческому обществу.
2. Интеграция психики. В основе развития психики лежит повторяемость определенных ситуативных состояний (тревога, агрессия, радость). Закрепляясь в памяти, они постепенно переходят в устойчивые свойства личности. Пример. повторяемость переживания радости приводит к формированию оптимизма как черты характера.
3. Пластичность психики и возможность компенсации одних свойств другими. Если определенные психические функции и свойства развиты недостаточно или отсутствуют, они могут компенсироваться развитием других. Пример. на фоне ослабленного зрения может развиваться повышенная чувствительность к музыкальным звукам.
Факторы психического развития
Развитие психики предполагает наличие биологических предпосылок (задатков), лежащих в основе возникновения, развития и функционирования психических свойств. Развитие личности происходит под воздействием двух основных факторов: природного и социального.
Природный фактор психического развития (наследственность). В качестве источника насле́дственности (способности организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству) выступает генетический аппарат человека. В свою очередь, характер общения, учебы, воспитания и трудовой деятельности детерминированы принадлежностью человека к определенной нации, обществу, культуре.
Становление человеческого организма происходит по определенной программе, заданной в генотипе (совокупности генов). Генотип определяет тип анатомо-физиологической структуры человеческого организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, принадлежность к определенному полу, характер физического созревания и пр.
Однако, конечный результат, достигаемый на каждом этапе индивидуального развития человека, изначально в генотипе не заложен. Существенное влияние на него оказывают различные условия психического развития: развитие и функционирование мозга, общение со взрослыми как носителями социального опыта, активность самого индивида и пр.
Социальный фактор психического развития – это совокупность элементов социальной среды, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления личности. в зависимости от степени контакта с индивидом социальная среда делится на микросоциум — близкое окружение ребенка (семья, друзья, школьные и внешкольные малые группы, педагоги) и макросоциум — широкое общественное окружение, которое влияет на развитие личности через СМИ, Интернет и т.п.
Влияние социального фактора на развитие личности происходит не прямо, непосредственно, а через внутренние условия. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые психологические образования, возникающие к его концу, получило название социальной ситуации развития. Это специфическая для каждого возраста, система отношений ребенка с окружающим миром, которая изменяется при переходе от одного возрастного этапа к другому.
единица анализа социальной ситуации развития – переживание. Переживание показывает, как в данный момент среда влияет на развитие личности ребенка. Из-за различия переживаний у разных детей одна и та же жизненная ситуация может по-разному сказываться на их развитиии. пример. Отношение разных детей к школьным отметкам.
Развитие и обучение
Развитие ребенка тесно связано с процессом его обучения. Обучением называется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков. В психологической науке сложились два основных подхода к проблеме соотношения развития и обучения. Первый разработал Ж.Пиаже. Этот ученый считал, что развитие происходит как бы «само по себе», а учеба лишь «приспосабливается» к нему.
Автором второго был Л.С.Выготский. Он утверждал, что ведущая роль принадлежит обучению, которое «ведет за собой» развитие. Психическое развитие ребенка, по Выготскому, осуществляется в сотрудничестве со взрослыми, которые передают ребенку знания о предметах и способах их примененения в обществе, то есть обучают его.
Выготский выдвинул идею об «уровне актуального и зоне ближайшего развития ребенка». Он считал, что состояние умственного развития можно определить по двум уровням. Первый – уровень актуального развития (умственные задания, которые ребенок может выполнить самостоятельно), второй – зона ближайшего развития (задания, которые он может выполнить с помощью взрослого).
Выготский установил, что развитие ребенка, проходит через зону ближайшего развития и только потом переходит на уровень актуального. В школе ребенок учится тому, что может сделать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей: то, что ребенок сегодня может сделать сотрудничая со взрослыми, завтра сумеет сделать и самостоятельно, а следовательно, перейдет на уровень актуального развития. Пример.
Выготский обосновал возможность и необходимость развивающего обучения, главная цель которого – не передача знаний в готовом виде, а психическое развитие ребенка в процессе их приобретения. Пример.
Движущие силы психического развития
Под движущими силами развития личности понимают собственные потребности ребенка, его мотивацию, внешние стимулы его деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые перед ребенком в процессе обучения и воспитания, а также противоречия между внешними условиями психического развития личности и ее потребностями, интересами, целями.
в разном возрасте эти противоречия могут иметь разное содержание, формы проявления и способы преодоления. На начальных этапах жизни они могут не осознаваться, но в последующем фиксируются самосознанием и переживаются личностью как недовольство собой, стремление к самоусовершенствованию.
Виды противоречий, возникающих в процессе психического развития ребенка:
1. Между психологическими потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Пример.
2. Между новыми физическими и духовными возможностями ребенка и существующим отношением к ней со стороны взрослых. Пример.
3. Между требованиями со стороны общества, взрослых и уровнем психического развития ребенка. Пример.
4. Между требованиями взрослых и желаниями ребенка. Пример.
5. Между знаниями и поступками, сознанием и поведением ребенка. Пример.
Противоречия возникают при переходе человека от одного возрастного периода к другому и проявляются в форме негативизма, конфликтов со взрослыми и сверстниками, противодействия их требованиям и пр. Успешное преодоление противоречий помогает личности подняться на новый уровень развития, если же этого не происходит, в личностном развитии могут возникать серьезные трудности и проблемы.
Возрастные изменения психики
Психическое развитие человека проявляется в возрастных изменениях психики и поведения. Данные изменения могут быть:
1. Эволюционными (сравнительно медленными и постепенными). Пример. развитие интеллекта в школьные годы.
2. Революционными (быстрыми, занимающими короткий промежуток времени). Пример. Изменения в периоды психологических кризисов.
3. Ситуационными (связанными с изменяющимися обстоятельствами). Пример. развитие музыкального или хореографического мастерства под воздействием интенсивной тренировки. Если человек перестает тренироваться, уровень мастерства падает.
Эволюционные и революционные изменения являются постоянными и необратимыми, ситуативные – нуждаются в закреплении.
11.Особенности психического развития
Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности.
Особенности психического развития человека
1) противоречия как основа психического развития. В основе психического развития, как и любого другого, лежат противоречия, которые бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом)
2) непрерывность психического развития. Начавшись еще до рождения ребенка и бурно разворачиваясь после рождения, психическое развитие продолжается каждый день без перерывов.
3) дискретность — распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом.
4) необратимость. Т.е. прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование.
5) взаимосвязь психического с другими направлениями развития — физическим, социальным, физиологическим. Например, у подростков процесс полового созревания приводит изменения образа \»Я\», начинается осознание себя как взрослого — это является подтверждением связи физиологического и психического развития. Взаимообусловленность психического и социального развития легко проследить на примере вступления 6-летнего ребенка к школе — новый социальный статус школьника вызывает существенные изменения психики.
6) неравномерность. В определенном возрастном периоде одни компоненты психики развиваются ускоренно, а другие — замедленно, а в следующем возрастном периоде они чередуются (те функции, которые развивались медленно, ускоряются, а те, ускоренно — замедляются) Так, по развитию познавательной сферы ребенка можно проследить следующую динамику: в младенчестве интенсивно развиваются ощущения и восприятия, активизируется память, а мышление и воображение только зарождаются в следующем — раннем возрасте мощное развивается память и мышление, в дошкольном на первое место по темпам развития выходит воображение;
7) «спиралевидный» характер развития психики. Признание прогрессивной направленности онтогенеза человеческой психики как переходов от менее к более.
8) планомерность и преемственность психического развития. Планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми от вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека). Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявлениеви.
Таким образом, психическое развитие представляет собой не последовательность отдельных, несогласованных между собой изменений, а носит целостный, системный характер, вследствие чего изменения в одной области психики вызывают изменения других психических проявлении.
Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему. Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
21. Общая характеристика психического развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства. В перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками ребенок постепенно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношение со взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. Одновременно ребенок открывает для себя позитивную и негативную силы обособления, которым ему предстоит овладеть в более позднем возрасте. Он продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения. В этот период ребенок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. Телесная активность, координированность движений и действий помимо общей двигательной активности посвящается ребенком и освоению специфических движений и действий, связанных с половой принадлежностью. В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память.
Дидактика
22. Что такое дидактика
В практике человеческого общения наблюдается порой неожиданная интеллектуальная метаморфоза: научный термин приобретает вдруг совершенно несвойственное ему значение. Так случилось с термином «дидактика». В своем точном значении – это отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения и образования. Но в понимании людей, далеких от преподавания, слово «дидактика» обрело смысл стремления к поучениям, к нарочитому морализаторству. Дидактика как наука к этому явлению отношения не имеет.
Основные положения дидактики обогащают общую культуру мышления и общения. Для понимания сущности и роли принципов дидактики важно выстроить в логическую цепь следующие понятия: закономерность – принцип – теория обучения – форма – метод – прием – средство . Нетрудно обнаружить логику (направленность) расположения этих понятий: от теории – к практике.
Под закономерностью понимаются необходимые и устойчивые связи и отношения между дидактическими явлениями. Закономерность означает нечто уже установленное. Принцип отвечает за то, как закономерность может быть реализована на практике. Дидактические принципы определяют содержание, формы и методы учебной работы в соответствии с целями воспитания и закономерностями обучения.
Реализация принципов обучения разрабатывается в теории обучения. В современной дидактике широко известны теории проблемного обучения и др.
С учетом закономерностей, принципов обучения, а также содержания образования, избираются те или иные конкретные формы обучения. Если формы – это способы организации обучения, то методы – это способы взаимодействия с обучаемыми. Метод включает в себя определенную последовательность приемов. Иными словами, прием – это органическая деталь метода.
Таким образом, теория, методы и приемы обучения реализуют закономерности и принципы дидактики. При этом средства обучения: визуальные, звукотехнические, кинематические и другие – являются своеобразным языком дидактики.
Реализация дидактических принципов в предметных методиках – это, по существу, частный случай связи теории с практикой.
ВОПРОС ╣ 18 Особенности психического развития детей дошкольного возраста
3
Вопрос № 18
Особенности психического развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст заканчивается поступлением ребенка в школу. То есть 3-6,7 лет.
В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Расширяются рамки семьи (теперь есть еще и улица, город) и ребенок открывает для себя мир человеческих отношений.
Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают тысячи вопросов. Выслушивая ответы, ребенок требует, чтобы взрослый всерьез относился к нему как к товарищу, партнеру. Такое сотрудничество получило название познавательного общения. Если ребенок не встречает такого отношения, у него возникают негативизм и упрямство.
В дошкольном возрасте возникает и другая форма общения — личностная, характеризующаяся тем, что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.
К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.
Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый — мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.
Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Виды игр не возникают спонтанно, они возникают одна за другой, медленно сменяя друг друга.
Предметная игра. Этап предметной игры связан преимущественно с овладением специфическими функциями предметов, еще недоступных ребенку в практической деятельности («кормить куклу», «резать хлеб»).
Сюжетно-ролевая игра. В этой игре дети воспроизводят человеческие отношения и роли.
Игры с правилами. Они появляются к концу дошкольного возраста. В них роль отходит на второй план и главным является четкое выполнение правил (подвижные спортивные игры, настольные игры).
Компоненты игры (Д.Б.Эльконин):
Игровые условия – это участвующие в игре дети, куклы, другие игрушки и предметы.
Сюжет – это та сфера действительности, которая отображается в игре.
Содержание игры – это те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком.
Ребенок 3-4 лет может посвятить игре 10-15 минут. 4-5 лет игра может продолжаться 40-50 минут. А старшие дошкольники могут играть в игру по несколько часов или даже по нескольку дней.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчинятся «нельзя» или «надо».
3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Развитие психических функций.
Центральное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов.
Другими важнейшими новообразованиями является сформированная правильная речь, развитая произвольная память, начинает развиваться непроизвольная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, расширение круга эмоций, формирование плана действий.
Восприятие. Утрачивает аффективный характер. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Это возраст «почемучек». В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. На вопросы надо отвечать, ни в коем случае нельзя блокировать этот интерес. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).
Мышление. Для дошкольного возраста характерен переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста.
Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. Пока память непроизвольна, то есть ребенок не ставит цели запомнить какой-либо материал. Ребенок запоминает информацию тогда, когда он ее переживает. Если ему читают сказку, то он сопереживает герою этой сказки (потом он рисует, отвечает на вопросы) + ребенок запоминает. В этом возрасте развита механическая память, то есть путем многократных разнообразных повторений материала, ребенок запоминает. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память.
Развитие личности.
Эмоциональная сфера. Характерна спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Если раньше эмоциональность ребенка зависела от конкретной ситуации, в которой он находится, то теперь ребенок может отвлечься от непосредственной ситуации и у него возникают переживания.
Мотивационная сфера. Развивается соподчинение мотивов. У ребенка развивается самосознание (изучение самого себя, своих потребностей, способностей, возможностей, переживаний, мыслей и т.д.)
Самосознание. Активное формирование самосознание начинается только к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.
Имя – это отношение к своему собственному имени. В этот период ребенок идентифицирует себя не только с именем, но и с фамилией (как неким отличительный признак). Ребенок любит, когда его называют уменьшительно-ласкательными именами. Но это изменится, когда он пойдет в школу.
Притязание на признание – это желание ребенка быть признанным, уважаемым другими людьми, то есть он хочет, чтобы его считали личностью. В рамках притязания на признание можно говорить о самооценке. Это возраст завышенной самооценки: ребенок хочет играть самые главные роли, так как он хороший и лучше справится. Высокие ожидания от окружающих. Сначала ребенок учится оценивать действия других детей, а потом уже и самого себя. К 7 годам у большинства детей самооценка становится более адекватной.
Психологическое время личности – это отношение человека к прошлому, будущему и настоящему времени. Дети достаточно плохо помнят период раннего детства. Настоящее: он живет сегодняшним днем, но ребенок уже начинает воображать себя представителем какой-либо редкой профессии. То есть пока не особо понимает, что такое будущее.
Половая идентификация – это идентификация себя с тем полом, к которому человек принадлежит биологически. Ребенок осознает себя как мальчика или как девочку в этом периоде. Они приобретают представление о стиле поведения того или иного пола. Дети начинают проявлять те качества, которые свойственны тому или иному полу. ПРИМЕР: Если мальчик в 6 лет зарыдал – над ним начинают смеяться и обзывать «девченкой».
12. Общая характеристика условий психического развития в раннем возрасте.
Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.
Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.
В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.
С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.
Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.
Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.
Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.
Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.