Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме: Работа с родителями
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни дошкольника»
1.Что такое ЗОЖ?
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть навык, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы специальные знания».
К. Д. Ушинский.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Основные компоненты здорового образа жизни.
Рациональный режим.
Правильное питание.
Рациональная двигательная активность.
Закаливание организма.
При правильном и строгом соблюдении режима дня вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
Обеспечение баланса
Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
Соблюдение режима питания.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности.
Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять и по лечебно-профилактическому направлению (профилактика заболеваний, национальный календарь профилактических прививок, витаминизация и др.)
Полезные советы для родителей
• Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
• Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
• Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
• Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
• Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.
• Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.
• Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и
соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).
• Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:
• Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
• За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т.т.)
• За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
• Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
• Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.
2.Чем накормить малыша?
Да, наш ребенок уже давно сидит за общим столом, ест и пьет самостоятельно. А что он ест? То же, что и взрослые? А Вы уверены, что это правильно? Питание детей дошкольников должно учитывать особенности его пищеварительной системы, она еще не окрепла и не сформировалась. Рацион питания ребенка 5 лет должен состоять из легко усваиваемых компонентов.
Основные принципы следующие:
-энергетическая ценность должна соответствовать возрасту; завтрак должен составлять 25% суточной энергетической ценности, обед – до 40%, полдник – 10%, а ужин 25%;
-режим питания дошкольника организован или родителями или дошкольным учреждением с соблюдением санитарных норм; часы приема пищи должны быть строго постоянными, не менее 4 раз в сутки.
-все пищевые факторы должны быть сбалансированы; немного расширяется меню.
• Также под запретом острые приправы и грибы. Можно делать блюда чуть острее за счет лука, чеснок и совсем небольшого количества перца в различных соусах к мясу или рыбе.
• Из круп отдайте предпочтение перловой, пшенной – в них есть клетчатка.
• Что в рационе ребенка – дошкольника: теплая и горячая пища не менее ¾ всего дневного рациона. И, конечно, основа – мясо, рыба, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, овощи и фрукты.
• Белок. Организм растет, и только белок является строительным материалом. Источником легкоусваиваемого белка является мясо, лучше, если это будет телятина, мясо кур и индейки. Рыбу предпочтительно взять нежирную: треску, судака, хек, минтай, горбушу.
• Не угощайте ребенка деликатесами – икрой, копченостями. Можно получить раздражение нежной слизистой оболочки желудка, а пользы 0%.
• Можете прибегать и к жарению при приготовлении еды для ребенка, но сильно не зажаривайте. М все-таки лучше готовьте на пару котлетки и тефтельки или в соусе.
• Не забывайте, что каждый день рацион питания ребенка должен состоять из молочных продуктов. Это могут быть кисломолочные – кефир, йогурт, ряженка, творог не более 5% жирности, молоко. Добавляйте молочные продукты в десерты, запеканки, каши, на бутерброды.
• Ежедневно кормим ребенка овощами, фруктами и соками. В сутки дошкольник должен получать 250 г овощей, до 200 г картофеля, фруктов и ягод по сезону до 250 г. Витамины Ваш ребенок может получить только из свежих овощей-фруктов. Какие овощи? Пусть это будет капуста, огурцы, помидоры, редиска, салат, зелень укропа и петрушки. Соки и нектары тоже давайте каждый день. Если не поучается давать свежий сок, покупайте соки, предназначенные для детского питания.
• Хлеб выбирайте правильный, из цельных зерен, ржаной, а макароны, сделанные из муки твердых сортов пшеницы.
• Сливочное не более 20 г в день и растительное масло (10 г), конечно, используем, лучше в уже готовые блюда. Не давайте жирную пищу ребенку вечером. К ночи активность работы желудка сильно снижается у ребенка, и если пища не успеет перевариться до сна, то получите не только проблемы с пищеварением, но и с крепким сном!
Что еще должен знать родитель?
1.Если Вы кормите ребенка дома после детсада, взгляните на меню дня перед уходом. Не готовьте те продукты или блюда, которые он уже ел.
2.Основные продукты для ежедневно питания были перечислены, а вот такие , как твердый сыр, сметана, яйца, рыба – не для ежедневного приема, 1 раз в 2- дня.
3.Пищу готовьте безопасную, например, мясо не целым куском, а рубленное, чтобы ребенок не подавился.
4.Тоже относится и к рыбе: вынимайте все до оной кости, или делайте фарш..
5.Бывает, что ребенок отказывается есть ту или иную пищу. Не уговаривайте, не заставляйте. Поинтересуйтесь, почему не хочет, попробуйте сами. Вы же тоже не все едите. Измените рецепт. Или этот же продукт добавьте в другое блюдо.
6.Чистую питьевую воду ребенок может пить, сколько хочет, а вот сладкие напитки нужно контролировать и ограничивать, а особенно это касается магазинных напитков.
В этом возрасте норма сахара – 50 г в день. В сладкой газированной воде это превышение в 7 раз! Задумайтесь, прежде чем покупать такой напиток.
7.Общая калорийность пищи примерно 1800 ккал, а по весу в день ребенок должен съедать около 1,5 кг пищи.
Да, хлопотно это готовить отдельно здоровое питание дошкольников , но ведь можно и для себя, взрослого готовить правильную здоровую еду без острого, жирного, сладкого. А предпочтение – овощами, фруктам. Это еще будет отличны примером для ребенка и залогом семейного здоровья!
3.Вкусно и полезно! О пользе кислородных коктейлей!
Кислородный коктейль – это сок, фито раствор или любой другой напиток, насыщенный кислородом до состояния нежной воздушной пены.
Кислородный коктейль — это очень полезный продукт. Его употребление компенсирует недостаток Кислорода или, говоря медицинскими терминами — устраняет гипоксию. По влиянию на организм небольшая порция коктейля равнозначна полноценной лесной прогулке.
Кислородный коктейль активизирует моторные, ферментативные и секреторные функции желудочно-кишечного тракта, нормализует микрофлору кишечника, а значит, улучшает пищеварительный процесс, ускоряет расщепление полезных веществ. Эти свойства коктейля способствуют излечению болезней желудка и кишечника, в том числе таких, как хронический гастрит с повышенной, нормальной и пониженной секреторной функцией, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический колит, дизбактериоз. Также коктейль помогает при функциональных нарушениях центральной нервной системы, вызванных эмоциональными и физическими перегрузками, стрессом, гипертонии, гипотонии, заболеваниях печени, ишемической болезни сердца, хроническом гепатите, холецистите, циррозе печени в стадии компенсации. При регулярном употреблении кислородного коктейля повышается иммунитет и работоспособность.
Сегодня, кислородные коктейли – это недорогое эффективное средство восстановления здоровья, идеальное лекарство от многих болезней, лучший товар для здоровья. Сегодня кислородный коктейль — успешно применяется:
в санаториях, домах отдыха, оздоровительных и физкультурных центрах;
больницах, аптеках, институтах красоты;
фито и кислородных барах;
домашних и рабочих условиях;
особое внимание уделяют кислородным коктейлям в детских садах и школах!
Употребляют коктейль для общего улучшения обменных процессов в организме. Коктейль помогает сконцентрироваться и улучшает память, усиливает иммунитет, нормализует сон, улучшает зрение.
Результат применения кислородных коктейлей поистине уникален! Употребление 1000 г. кислородного коктейля эквивалентно часовой прогулке в хвойном лесу.
Применение кислородных коктейлей в оздоровительных целях способствует:
• Повышению сопротивляемости организма к вирусным и инфекционным заболеваниям
• Активизации работы имунной системы
• Повышению работоспособности, увеличению физических и умственных возможностей человека
• Активизации работы головного мозга
• Снятию утомления и общей усталости
Кислородный коктейль практически не имеет противопоказаний. Его можно применять как для лечения пациентов с различными заболеваниями, так и у абсолютно здоровых людей: для улучшения их иммунитета, повышения эффективности косметологических процедур, спортивных тренировок и пр. Наилучшее время приема кислородного коктейля это 10-15 минут до очередного принятия пищи.
В нашей группе детки с удовольствием употребляют коктейль. Курс приема кислородного коктейля составляет 20 дней.
4.Спортивные занятия – одна из основ ЗОЖа!
Уважаемые родители!
Ежедневно воспитатели проводят утреннюю гимнастику с детьми с 8-15 ч. до 8-25 ч. А также 3 раза в неделю в нашей группе проводятся занятия по физкультуре, на которых ребята занимаются спортом, проводят различные упражнения для того, чтобы быть здоровыми и не болеть. А также физкультура проводится и на свежем воздухе, что еще и благоприятно способствует развитию детского организма.
Материал по теме: Обобщение опыта по теме «Работа с родителями в ДОУ»
Управление Общего Образования администрации города Обнинска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр Развития Ребенка – детский сад «Россиянка»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ:
«Работа с родителями в детском саду»
Выполнила:
воспитатель разновозрастной группы №9
Москаленко С.Н.
Обнинск, 2012
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
В соответствии с Законом «Об образовании» и «Типовым положением о ДОУ», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.
Поэтому необходим единый курс на создание единого образовательного пространства, как в семье, так и ДОУ.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокий ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе.
Всю работу с родителями в детском саду можно свести к следующему:
— Изучение потребности родителей в образовательных услугах,
— Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Основная цель и задачи
Взаимосвязь семьи и детского сада — один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.
Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога, который поможет родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ.
Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:
— параллельности воздействия детского сада и семьи на детей,
— взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей,
— организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.
Цель работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
— Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
— Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников
— Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
— Разработать интерактивные формы работы с родителями,
— Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Этапы работы по этой теме:
- Изучение литературы по данному вопросу,
- Знакомство с современными подходами и формами взаимодействия семьи и ДОУ,
- Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.
- Анкетирование родителей.
- Анализ результатов работы.
Особенности взаимодействия между педагогом и семьей
«Взаимодействие — философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие — универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы».
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
По мнению Т.А.Куликовой, взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих.
Как отмечает Т.А.Куликова, главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей.
По мнению авторов: Агавелян М.Г., Даниловой Е.Ю., Чечулиной О.Г., в повседневном общении воспитатель и родители часто упускают из вида положительные особенности ребёнка и сосредоточиваются в основном на его отрицательных проявлениях.
Т.А.Куликова предостерегает педагогов от такой типичной ошибки, как сообщение родителям о негативных особенностях воспитанника, которая может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможны. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, вынужденного общаться с таким «плохим» воспитателем.
Поэтому внешняя цель первого этапа взаимодействия педагога с родителями — «перестановка акцентов», а внутренняя — установление доверительных отношений с родителями.
Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями показывают, насколько условным является выделение интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения. Вступление в контакт, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. интерактивная сторона тесно переплетается с коммуникативной.
На втором этапе установления доверительно-деловых контактов педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить. Помимо внешней цели — знакомства родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, — существует внутренняя цель: сформировать у родителей установку на сотрудничество.
На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. В этом случае у них возникнет потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон индивидуальности ребенка. Внешней целью этого этапа является предоставление возможности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренней — вызвать потребность в исследовании ребенка.
Четвертый этап установления доверительно-деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. При этом внешняя и внутренняя цели совпадают и состоят в изучении и формировании личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых
Т.А.Куликова отмечает, что доверие родителей к педагогу должно основываться на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Таким образом, я пришла к выводу, что отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу.
Посмотрим, какие условия необходимы для организации взаимодействия педагога с родителями.
Условия, необходимые для организации взаимодействия детского сада и семьи
Как утверждает Т.А.Куликова, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой» [5,164].
Охарактеризуем, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
По мнению Т.А.Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, «поход» в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи — чему-то научат детей.
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.
Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность — в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Рассмотрим, какие формы общения педагога с родителями существуют.
Формы общения педагога с родителями в детском саду
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей.
Презентация дошкольного учреждения
Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Педагогический совет с участием родителей
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Ход педсовета
Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.
Анкетирование родителей.
Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
Подведение итогов анкетирования.
Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.
Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т. д.
Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи (приложение 5).
Педагогические беседы с родителями
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
Тематические консультации
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.
Групповые собрания родителей
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры, музыкального работника; сообщения кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания; обсуждение текущих организационных вопросов.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3—4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность — 1, 5 часа.
По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.
«Круглый стол» с родителями
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Конференция с родителями
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме».
Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.
Обыгрывание ситуаций — конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.
Пример 2. Конференция для пап «Самый дорогой мой человек».
Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова ведущего для прослушивания предлагается запись бесед с детьми детсада о папах (дети отвечают на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные дни и по вечерам?).
Мнения психолога, логопеда, учителя по поводу проблем, высказанных отцами в анкетах.
Конструирование и анализ поведения отца в жизненных ситуациях. Например: «Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит программу «Спокойной ночи, малыши», и вдруг гаснет свет. .. Не ложиться же спать без сказки?» Расскажите ребенку сказку «Колобок» или «Репка».
Практическое задание. За три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребенка.
Тематика конференций для родителей
- Эстетическое воспитание дошкольников.
- Растим будущих мам и пап.
- Физическая и психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- «Школьное завтра» наших детей.
Общие собрания родителей
На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.
На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.
Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в году.
Наглядная пропаганда
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из таких средств — привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, занятиями дошкольников, за поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в детском саду.
Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при организации дней открытых дверей, которые проводятся 3—4 раза в год в назначенные числа. В эти дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.
С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках с детьми за пределами детского сада, в проведении досугов и развлечений.
Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.
В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения или замечания они могут высказать воспитателю, заведующему, а позже записать в специальную тетрадь.
Традиционные средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды. В каждой возрастной группе должен быть групповой стенд (уголок для родителей).
Наряду с традиционными формами существуют современные формы работы с семьей.
Первые визиты в детский сад.
Перед тем как ребенок начнет посещать детский сад, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.
Вводные собрания.
После того как ребенок записан в детский сад, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с воспитателями и другими родителями, узнать и ребенка, и его семью в домашней обстановке.
Когда приводить и забирать ребенка
Расписание может быть составлено так, чтобы время, когда детей приводят в детский сад и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
Телефонные звонки.
Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними
Конференции родителей и воспитателей.
Конференция – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и давать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования индивидуализированных программ.
Как использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения.
Брошюры.
Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия.
Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень.
Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки.
Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки.
Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты.
Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений.
Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений.
Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты.
Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
Существуют приемы создания ролей для родителей.
Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы.
Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец.
У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Член родительского совета.
Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы давать рекомендации воспитателям по поводу их теории и практики.
Сотрудничество родителей друг с другом.
Это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать в себя собрания для общения или оказания поддержки.
Информация для родителей и их обучение.
Детский сад предоставляет родителям информацию на интересующую их тему о развитии ребенка.
Неформальные встречи родителей и воспитателей.
Это тематические встречи, вечера и т. п.
Использование коммуникативных ресурсов.
Общение родителей по вопросам, связанным с трудоустройством, здоровьем, жильем, уходом за детьми, образованием и другими нуждами семей.
Обмен литературой.
Детский сад может создать библиотеку интересных книг, статей, буклетов, видео-, аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.
В современном детском саду необходимо использовать новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, педагогам необходимо вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interact», где «inter» — это взаимный, а «act» — действовать.
Интерактивный – означает способность активно взаимодействовать с чем-либо или кем-либо.
Использование интерактивных методов позволяет мне решать следующие психолого-педагогических задачи:
Интерактивные методы ставят родителей в активную позицию:
В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы педагога «высказать свое мнение», как правило, остаются безрезультатными. Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительских установок:
Детский сад становится не просто местом, куда отводят детей, а местом, куда всегда можно прийти с какой-либо проблемой и найти пути ее решения.
Применение интерактивных методов повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом, психологом и другими специалистами:
Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия, вызывает уважение и успех.
Детский сад играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает знания, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.
Смысл работы с родителями с помощью интерактивных методов не только в установлении контактов с родителями, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более открытыми для восприятия новой информации.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Анализ результативности моего опыта показал следующее:
— у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми,
— родители стали стремится к индивидуальным контактам с воспитателями,
— возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;
— родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.
1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. — №4. – с. 23-35.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Айрис — пресс, 2006. — 128с. — (Дошкольное воспитание и развитие)
4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с)
5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.
6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 64с.
9. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. — 56с.
10. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
Групповые родительские собрания | •Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей •Выборы родительского комитета группы | Сентябрь | Родители второй младшей, средней, старшей подготовительной групп |
Консультация «Кризис трёхлеток. Что это такое?» | •Повышение уровня педагогических знаний родителей •Реализация единого подхода в воспитании детей трёхлетнего возраста | Сентябрь | Родители второй младшей группы |
Консультация «Баюшки-баю. Всё про детский сон» | •Расширение психолого-педагогического кругозора родителей | Сентябрь | Родители средней группы |
Консультация «Драчуны. Как исправить ситуацию» | •вовлечение родителей в педагогическую деятельность •Решение проблем воспитания | Сентябрь | Родители старшей группы |
Консультация «Учимся, играя» | •Активизация педагогических умений родителей в интеллектуальном развитии ребёнка в семье •Повышение уровня ответственности родителей за успешное обучение ребёнка в школе | Сентябрь | Родители подготовительной группы |
Анкетирование «чего вы ждёте от детского сада в этом году» | •Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьёй, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада | Сентябрь | Родители всех возрастных групп |
Анкетирование «Скоро в школу» | •Анализ родительского запроса по подготовке детей к школе •Разработка и реализация обоснованного плана работы ДОУ по подготовке детей к школе | Сентябрь | Родители подготовительной группы |
Выставка детских работ «Художница-осень» | •Привлечение внимания родителей к детскому творчеству •Формирование уважительного отношения к детским работам | Октябрь
| Родители всех возрастных групп |
Концерт ко дню пожилого человека | •Знакомство родителей с традициями детского сада •Целенаправленное формирование позитивного имиджа ДОУ в сознании родителей •Демонстрация уважительного отношения коллектива ДОУ к пожилым членам семей воспитанников | Октябрь
| Родители всех возрастных групп |
Утренники | •Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков •Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ | Октябрь, декабрь, март, май | Родители всех возрастных групп |
Открытые занятия | •Знакомство родителей с работой детского сада по всем направлениям образовательной программы •Повышение авторитета педагогического коллектива ДОУ •Повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области развития и обучения детей | Сентябрь-май | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Влияние сказок на психическое здоровье ребёнка» | •Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей •Активизация педагогических умений родителей | Октябрь | Родители второй младшей группы |
Консультация «Игрушки для пятилеток» | •Распространение педагогических знаний среди родителей •Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей | Октябрь | Родители средней группы |
Консультация «О воспитании правдивости в детях» | •Расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов воспитания детей •Решение проблемных ситуаций | Октябрь | Родители старшей группы |
Консультация «Роль отца в воспитании ребёнка» | •Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания •Активизация воспитательных умений пап •Внедрение положительного опыта семейного воспитания | Октябрь | Родители всех возрастных групп |
Конкурс семейных работ «Семейный логотип» | •Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребёнка •Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада | Октябрь | Родители всех возрастных групп |
День открытых дверей | •Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей •Демонстрация всех видов воспитательно-образовательной работы коллектива ДОУ с детьми •Установление партнёрских отношений с семьями воспитанников | Ноябрь | Родители всех возрастных групп |
Выставка детских работ по изодеятельности «Родина наша- нет её краше» | •Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания | Ноябрь | Родители старшей, подготовительной групп |
Консультация «Этикет для малышей» | •Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания культуры поведения •Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания | Ноябрь | Родители первой младшей, второй младшей групп |
Консультация «Неполная семья. Особенности воспитания» | •Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребёнка в неполной семье •Распространение передового педагогического опыта по этой проблеме | Ноябрь | Родители всех возрастных групп |
Стенгазета «Малыши-крепыши» | •Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни •Демонстрация внимания коллектива детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей | Ноябрь | Родители всех возрастных групп |
Новогодняя анкета | •Создание атмосферы ожидания праздника в детском саду •Активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году | Декабрь | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки» | •Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков •Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения | Декабрь | Родители всех возрастных групп |
Конкурс творческих семейных работ «Зимняя сказка» | •Привлечение родителей к работе детского сада •Развитие творческого взаимодействия родителей и детей | Декабрь | Родители всех возрастных групп |
Защита проектов «Счастливый выходной день» | •Обмен опытом семейного отдыха •Установление дружеских отношений среди родителей группы | Январь | Родители старшей, подготовительной групп |
Анкетирование «Растём здоровыми» | •Получение информации о формах и методах оздоровления детей дома •Оценка готовности родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ | Январь | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Ребёнок и компьютер» | •Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребёнка на компьютере | Январь | Родители средней, старшей групп |
Консультация «Что такое ЗОЖ» | •Пропаганда здорового образа жизни •Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях | Январь | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Организация семейных прогулок» | •Обогащение педагогических умений родителей новыми формами и методами организации прогулки с ребёнком | Январь | Родители первой младшей, второй младшей групп |
Групповые родительские собрания | •Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы •Активизация педагогических умений родителей | Январь | Родители всех возрастных групп |
Спортивные состязания между командами родителей детей разных групп | •Сплочение родителей детей разных групп •Совершенствование уровня включённости родителей в работу детского сада •Пропаганда активных форм отдыха | Февраль | Родители старшей, подготовительной групп |
Стенгазета «Лучше папы друга нет» | •Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребёнка •Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада | Февраль | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Первый раз в театре» | •Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей культуры поведения | Февраль | Родители всех возрастных групп |
Анкетирование «Качество питания в детском саду» | •Получение и анализ информации об отношении родителей к организации питания в детском саду •Внесение необходимых корректив в меню | Март | Родители всех возрастных групп |
Выставка детских работ по изодеятельности «Весенняя капель» | •Привлечение внимания родителей к детскому творчеству •Формирование уважительного отношения к детским работам | Март | Родители всех возрастных групп |
Стенгазета «Мама, мамочка, мамуля» | •Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям •Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду | Март | Родители всех возрастных групп |
Консультация «развитие речи детей 4-5 лет» | •Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка | Март | Родители средней группы |
Консультация «первая любовь» | •Привлечение внимания родителей к интересам ребёнка •Практическая помощь родителям в воспитании детей | Март | Родители старшей, подготовительной групп |
Консультация «Взаимодействие детей и животных» | •Привлечение внимания родителей к потребностям и интересам ребёнка •Практическая помощь родителям в воспитании детей | Март | Родители первой младшей, второй младшей групп |
Фольклорное развлечение «Широкая Масленица» | •Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике •Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников ДОУ •Формирование положительного имиджа детского сада через демонстрацию досуговой деятельности для жителей микрорайона | Март | Родители всех возрастных групп |
Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ | •Формирование командного духа среди родителей детей разных групп •Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада •Формирование положительных взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями | Апрель | Родители всех возрастных групп |
Семинар «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребёнка» | •Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребёнком | Апрель | Родители средней, старшей групп |
Родительская фотовыставка «Мой ребёнок с пелёнок» | •Активизация включённости родителей в работу детского сада •Развитие позитивных взаимоотношений работников ДОУ и родителей | Апрель | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей» | •Развитие воспитательного потенциала семьи •Активизация взаимодействия родителей с ребёнком с целью развития речи | Апрель | Родители первой младшей, второй младшей групп |
Конкурс на лучший участок на территории детского сада | •Активизация инициативности родителей в благоустройстве детских участков •Объединение родительских коллективов через использование соревновательного духа | Май | Родители всех возрастных групп |
Групповые родительские собрания | •Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год | Май | Родители всех возрастных групп |
Анкетирование «По результатам года» | •Определение успешных мероприятий и форм работы с семьёй в прошедшем году •Выявление и анализ причин неудовлетворённости родителей воспитанием и обучением в детском саду •Определение основного содержания работы с родителями на учебный год | Май | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Путешествие с малышом» | •Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребёнком интересным и увлекательным | Май | Родители первой младшей, второй младшей групп |
Консультация «Ребёнок на дороге» | •Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в детском саду и дома | Июнь | Родители средней, старшей групп |
Конкурс на лучший летний головной убор | •Активизация включённости родителей в интересы и потребности ребёнка •Развитие творческого взаимодействие детского сада и семьи | Июнь | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Раз в году. Как отпраздновать день рождения ребёнка» | •Развитие позитивного взаимодействия взрослого с ребёнком •Обогащение родительского опыта проведения праздников интересными формами и содержанием •Привлечение родителей к личному участию в проведении детского праздника | Июнь | Родители старшей, подготовительной групп |
Фоторепортаж о ходе летней оздоровительной кампании в детском саду | •Активизация включённости родителей в работу детского сада в летний период •Формирование положительного отношения к мероприятиям детского сада по оздоровлению детей летом | Июль | Родители всех возрастных групп |
Праздник воздушного змея | •Участие родителей в изготовлении и защите творческих проектов •Развитие эмоционально-насыщенного общения родителей с детьми | Июль | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Об особенностях питания детей летом» | •Внедрение здорового питания в летний период •Профилактика желудочно-кишечных нарушений •Обогащение родительских знаний о витаминизации детского питания летом | Июль | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Использование природных факторов для закаливания детей летом» | •Привлечение внимания родителей к активному использованию летнего периода для закаливания ребёнка | Июль | Родители всех возрастных групп |
Консультация «Игры для непосед» | •Обогащение педагогических умений родителей в воспитании гиперактивных детей | Август | Родители всех возрастных групп |
Комплектование новых групп, заключение договоров с родителями | •Знакомство родителей с основными направлениями работы детского сада •Получение первоначальных сведений о семье •Мотивирование родителей на активное участие в жизни ребёнка в детском саду | Август | Родители всех возрастных групп |
Название мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки | Участники мероприятия |
Оформление «Уголка для родителей» | — Распространение педагогических знаний среди родителей. — Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду. | Сентябрь | Воспитатели |
Анкетирование «Давайте познакомимся» | — Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. | Сентябрь | Воспитатели Родители |
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей пятого года жизни». | — Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей. | Сентябрь | Воспитатели |
Анкетирование «Чего вы ждете от детского сада в этом году» | — Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада со семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада | Сентябрь | Воспитатели Логопед Родители |
Групповое родительское собрание | — Знакомство родителей с правилами посещения детского сада; с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей. — Выбор родительского комитета группы. | Сентябрь | Воспитатели Родители |
Консультация «Всё о детском питании». | — Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома. | Октябрь | Воспитатели |
Консультация «Игрушки для пятилеток» | — Распространение педагогических знаний среди родителей. — Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей. | Октябрь | Воспитатели |
Конкурс «Вот такое лето» | — Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребенка. — Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. | Октябрь | Воспитатели Родители |
Развлечение «Праздник Осени» | — Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. — Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. | Октябрь | Воспитатели Муз. Руководитель Логопед Родители |
Консультация «Неполная семья. Особенности воспитания» | — Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье. — Распространение передового педагогического опыта по этой проблеме. | Ноябрь | Воспитатели Психолог |
Конкурс «Малыши крепыши» | — Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. — Демонстрация внимания коллектив детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. | Ноябрь | Воспитатели Родители |
Папка передвижка «Здоровый образ жизни» | — Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. — Распространение педагогических знаний среди родителей. | Ноябрь | Воспитатели Родители |
Консультация «Что такое ЗОЖ» | — Пропаганда здорового образа жизни. — Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях. | Ноябрь | Воспитатели Родители |
Консультация «Что подарит Дед Мороз» Как дарить новогодние подарки. | — Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков. — Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. | Декабрь | Воспитатели Родители |
Новогодняя анкета. | — Создание атмосферы ожидания праздника в детском саду. — Активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году | Декабрь | Воспитатели Родители |
Конкурс творческих семейных работ «Ёлочная игрушка» | — Привлечение родителей к работе детского сада. — Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | Декабрь | Воспитатели Родители |
Новогодний утренник | — Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. — Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. | Декабрь | Воспитатели Родители Логопед Муз. руководитель |
Консультация «Ребенок и компьютер» | — Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере. | Январь | Воспитатели Родители |
Консультация «Организация семейных прогулок» | — Обогащение педагогических умений родителей новыми формами и методами организации прогулки с ребенком. | Январь | Воспитатели Родители |
Групповое родительское собрание | — Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы — Активизация педагогических умений родителей. | Январь | Воспитатели Родители Логопед |
Консультация «Первый раз в театр» | — Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей культуры поведения. | Февраль | Воспитатели Родители |
Конкурс рисунков «Лучше папы друга нет» | — Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка — Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. | Февраль | Воспитатели Родители |
Спортивные соревнования к Дню защитника Отечества | — Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада. — Пропаганда активных форм отдыха. | Февраль | Воспитатели Родители Муз. руководитель |
Конкурс рисунков «Мама, мамочка, мамуля» | — Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. — Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. | Март | Воспитатели Родители |
Утренник к «Дню 8 марта» | — Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. — Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. | Март | Воспитатели Родители Муз. Руководитель Логопед |
Консультация «Взаимодействие детей и животных» | — Привлечение внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. — Практическая помощь родителям в воспитании детей. | Март | Воспитатели Родители |
Фольклорное развлечение «Широкая Масленица» | — Развитие эмоционально- насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников детского сада. — Формирование положительного имиджа детского сада . | Март | Воспитатели Родители Муз. руководитель |
Семинар «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка» | — Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. | Апрель | Воспитатели Родители |
Проведение субботника по благоустройству территории детского сада | — Формирование командного духа среди родителей. — Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада. -Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями. | Апрель | Воспитатели Родители |
Консультация «Ребенок на дороге» | — Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома. | Апрель | Воспитатели Родители |
Групповое родительское собрание | — Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год. — | Май | Воспитатели Родители Логопед |
Анкетирование «По результатам года» | — Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году. — Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду. — Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год. | Май | Воспитатели Родители |
Консультация «Путешествие с малышом» | — Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным. | Май | Воспитатели Родители |
Консультация «Игры для непосед» | — Обогащение педагогических умений родителей в воспитании гиперактивных детей. | Май | Воспитатели Родители |
Конкурс на лучший летний убор | — Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка. — Развитие творческого взаимодействия детского сада и семьи. | Июнь | Воспитатели Родители |
Консультация «Об особенностях питания детей летом» | — Внедрение здорового питания в летний период. — Профилактика желудочно-кишечных нарушений. — Обогащение родительских знаний о витаминизации детского питания летом. | Июнь | Воспитатели Родители Мед.сестра |