Монтессори сенсорное развитие: works.doklad.ru — Учебные материалы

Содержание

Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике М.Монтессори | Проект:

Проект на тему:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике М.Монтессори»

Подготовила воспитатель:

Маховер К.Э

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. В младшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются различные способности — обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Развитая сенсорика — основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Методика Марии Монтессори — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.

Для ребенка Монтессори — материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои впечатления о мире. С их помощью ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.

Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цели и находить пути ее достижения. Монтессори — материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели – мелкая и крупная моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.

Цель – сенсорное развитие детей по методике Монтессори.

Задачи:

— создать развивающую среду;

— создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

— формировать у детей заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.

— формировать полноценное восприятие окружающего мира.

— формировать умения обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, размер. упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, но разные по цвету, форме, размеру.

-привлекать родителей в продуктивной и творческой деятельности.

— активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.

— воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Формы проведения занятий:

• Фронтальная (групповая) форма

• По подгруппам — основная форма работы на занятиях

• Игровая форма

• Индивидуальная деятельность

• Интегрированная форма

Ожидаемые результаты:

• развитие мелкой моторики рук;

• заинтересованность и умение играть в сенсорно — настольные игры.

• получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития, умение выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;

• саморазвитие детей, обогащение чувственного и сенсорного опыта в ходе предметно-игровой деятельности, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира,

• умение обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, размер. установление сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название, но разные по цвету, форме, размеру

• формирование первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

• повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду, активизировать деятельность родителей в процессе обучения сенсорным эталонам, через игру.

Участник  проекта:

Воспитатель, дети ясельно-младшей группы, родители.

В рамках проекта было запланировано тесное сотрудничество с родителями, изготовление пособий для игр, различные игры с детьми, обучающие упражнения, изготовление творческих работ детьми.

ТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЙ РЕЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Развитие общей и мелкой моторики рук, развитие у детей сенсомоторики.

2. Развитие координации движения.

3. Развитие точных движений рук.

4. Развитие моторики, координации движений.

5. Развитие слуховой памяти.

6. Развитиемышления и тактильной памяти.

7. Развитиецветового восприятия.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Создание условий для самостоятельной деятельности. Составление плана работы по реализации проекта. Разработка сценария развлечения «Праздник разноцветных шаров», непосредственной организованной деятельности. Подборка материала игр и пособий для работы с детьми. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста по методике М. Монтессори».

ОСНОВНОЙ ЭТАП РЕЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

1. Развитие общей и мелкой моторики рук, развитие у детей сенсомоторики.

Игры связанных с водой – это переливание воды, «Найди слона», «Достань ракушку», «Сделаем фонтан», «Теплый и холодный», «Тонет, не тонет» и др. это координации движения и зрительного внимания.

2. Коммуникация Познание (ФЭМП сенсорное развитие)

2.1. Изготовление аппликации «Коврик для Мурки».

Знакомство с цветом (красный, желтый, зеленый): учить различать желтый цвет, красный цвет, и зеленый цвет, формы (квадрат и круг) и их место расположения.

Дети лучше и легко осваивают цвет. Проявляет интерес к окружающему миру природы.

2.2. Развитие координации движения.

Работа с сухими бассейнами и играми с крупами. Цель — помочь сориентироваться в окружающем мире.

2.3. Рисование «Цветные мячики»

Учим держать карандаш в правой руке, различать желтый цвет, красный и зеленый цвет, формировать правильную позу при рисовании, воспитывать у детей интерес к процессу рисования, принимать активное участие в продуктивной деятельности и по просьбе взрослого умение рассказать об изображенном на картинке.

Иллюстрации по теме, коробка с карандашами, мольберт с нарисованным кругом желтого красного и зеленого цвета, листы белой бумаги с нарисованными кругами.

2.4. Лепка. «Зёрнышки для петушка»Петушка накормлю, дам я зёрнышек ему.

Учить пользоваться изобразительным материалом (пластилином, вызывать интерес к лепке. Учить от большого куска отщипывать много маленьких комочков пластилина, раскатывать их между ладонями круговыми движениями, складывать на дощечку. Знакомить с жёлтым цветом.

Принимать участие в игре с несложными движениями. «Зарядка для петушка», в продуктивной деятельности. (Лепка зёрнышек для петушка)

Сюжетная картинка по теме или иллюстрации.

Игрушка петушок. пластилин желтого цвета, дощечки, тарелочка, зерно (пшено

3. Развитие точных движений рук;

3.1. Рамки с застежками — пуговицы, кнопки, банты, липучки, шнуровки, застежки из ремешков.

3.2. Конструирование «Машинки и дорожки»

Учим располагать кирпичики в ряд узкой гранью друг к другу, различать цвета, развивать память, мышление, зрительное восприятие, моторику. Сооружать элементарные постройки по образцу, проявлять желание строить дорожки самостоятельно, отвечать на простые вопросы.

Жёлтаяи красная машинки,жёлтые и красные кубики,такого же цвета полоски разной длинны.

4. Развитие моторики

Незаменима для координации движения шнуровки, завязки, застежки

5. Развитие речи. Художественная литература.

Потешка «Петушок, петушок…»,стихотворение А. Барто

Познакомить с содержанием песенки, развивать навыки общения, учить внимательно слушать художественное произведение, воспитателя и отвечать на вопросы.

Проговаривать звуко подражающие слова, выполнять движения соответствующие тексту,. Формировать активность и эмоциональную отзывчивость при прослушивании и пении песенки «петушок, петушок…»

Игрушка петушка.

5. Развитие слуховой памяти.

Шумящие коробки. Восприятие и дифференциация шумовых различий; тренировка моторики,

6. Развитие мышления и тактильной памяти,

Доставая из «волшебного мешочка» воздушные шары наполненные различной крупой: рис, горох, манная, фасоль, гречка и др. затем потрогав и рассмотрев в блюдце, найти на ощупь в шарике.

7. Развитие цветового восприятия.

Постоянно проводить работу с цветом — используя созданные родителями модули, планшеты или сенсорные книжки.

7.1. Дидактическая игра «Собери мячи в ведёрко»

Закреплять у детей умения групппировать однородные объекты по цвету. Формирование сенсорных эталонов через игровую деятельность. Помогает развивать мелкую моторику. Обогащает чувственный опыт ребёнка.

Дидактическим материалом послужат мячи 4 цветов:Красные,зелёные,синие и жёлтые.

Ведёрки таких же цветов.

8. Формы работы с родителями:

8.1. Консультация для родителей.

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста по методике М. Монтессори».Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.

8.2. Для родителей будут проведены выставки: рисунки детей, фото с занятий и постройками детей,фото НОД и праздник шаров).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Развлечение «Праздник разноцветных шаров».

Оформление работ на доске, выставки.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста по методике М. Монтессори.

Промежуточный фото отчёт по реализации проекта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому».

2. М. Монтессори «Дети другие».

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша».

4. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие с 1 до 3».

5. Накопление сенсорных представлений, предусмотрев знакомство с цветом, включая по возможности основные разновидности этих свойств. Взаимодействие с родителями в обучении сенсорному развитию детей в 2 младшей группе.

Е. В. Сербина. «Математика для малышей».

Сенсорное развитие по Марии Монтессори — презентация на Slide-Share.ru 🎓

1

Первый слайд презентации: Сенсорное развитие по Марии Монтессори

Выполнили: Студентки 30 группы, Сушкевич Соня Заулина Карина

Изображение слайда

2

Слайд 2

Мария Монтессори первая женщина врач в Италии, блестящий философ, психолог, педагог, борец за свободу и права детей. Свои педагогические идеи Монтессори начала применять на практике в 1907 году. 6 января 1907 года открылся первый «Дом ребёнка», работа в котором была построена по принципам Монтессори.

Изображение слайда

3

Слайд 3: Суть метода Монтессори

– это свободная работа детей в созданной педагогом развивающей предметно-пространственной среде при ограничении прямого воздействия воспитателя или учителя на учащихся. Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и многократно экспериментально опробованную методику работы с детьми с использованием комплекса оригинальных материалов, известных ныне как Монтессори-материалы. Учитель первоначально демонстрирует ребенку рациональный способ работы с материалом, затем предоставляет ему возможность заниматься самостоятельно.

Изображение слайда

4

Слайд 4: Гипотеза №1:

Дети, воспитывающиеся в дошкольном учреждении по программе М. Монтессори овладевают компьютерными средствами, а в частности скоропечатанием, на более высоком уровне, в отличие от детей не воспитывающихся по ней.

Изображение слайда

5

Слайд 5

Поскольку сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, сенсорное воспитание выступает как исходное звено умственного воспитания. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

Изображение слайда

6

Слайд 6: Возможное исследование

Собрать группу детей 15 лет, воспитывающихся по программе Монтессори, состоящую из 30 человек и группу детей не обучающихся по ней. 2. Провести недельный курс по обучению скоропечатанью, создавая для всех равные условия. Ребенок должен в течении 2 часов обучаться. 3. По истечению курса провести эксперимент по измерению уровня набора текста. Предъявить текст из 200 слов, определить время и правильность выполнения задания по усвоенной программе

Изображение слайда

7

Слайд 7

Исходя из предположений о правильности гипотезы, можно рекомендовать включение методов Монтессори в систему образования детей дошкольных учреждений.

Изображение слайда

8

Слайд 8: Гипотеза №2:

Дети с отставанием в развитии, которые воспитывались по методам М. Монтессори в дальнейшем достигают более высокий уровень развития.

Изображение слайда

9

Слайд 9: Исследование:

1. Собрать группу из 30 детей с отставанием в развитии. 2. 15 детей будут воспитываться по программе, другие без нее. 3. По истечению срока исследования провести сравнительный анализ 2 групп.

Изображение слайда

10

Последний слайд презентации: Сенсорное развитие по Марии Монтессори

Исходя из предположений о правильности гипотезы, можно рекомендовать включение методов Монтессори в воспитание детей с отставанием в развития.

Изображение слайда

Сенсорное развитие – воспитание чувств

Пять систем чувственного восприятия — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус – настоящее богатство, дарованное нам природой, с помощью которого мы познаем мир. Когда ребенок появляется на свет, то все пять чувств сразу же начинают работать — начинается период сенсорного (от лат. «sensus» — чувство или ощущение) развития. Это период особого восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Кроме того, сенсорное развитие дает предпосылки для формирования таких психических функций как наблюдательность, умение концентрироваться, логическое и творческое мышление, которые необходимы для дальнейшего развития и обучения. 

Конечно, любой здоровый ребенок с рождения обладает всеми способностями чувственного восприятия, заложенными в нем природой. С первых дней на малыша наваливается хаотичный поток звуков, запахов, зрительных образов, тактильных ощущений и перед ним стоит задача научиться распознавать все эти признаки предметов, окружающих его, научиться систематизировать их и умело использовать для дальнейшего познания. 

«Впитывающий разум» — так называла врач, педагог, основательница педагогической системы Мария Монтессори способность ребенка воспринимать мир от рождения до трех лет. В этот период мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой — он впитывает в себя огромные объемы информации. Мы не можем не заметить это, так как малыш, движимый волей своего разума, беспрерывно смотрит, слушает, трогает, нюхает и пробует на вкус все, что его окружает. В возрасте от трех до шести лет ребенок становится «строителем самого себя», именно на этот период выпадают моменты максимальной интенсивности развития всех органов чувств, причем при благоприятных условиях их развитие может достигнуть предела человеческих возможностей. 

 Монтессори уделяла особое внимание сенсорному развитию, а также отмечала важность воспитания чувств именно в период от рождения до шести лет. Дело в том, что, достигнув шестилетнего возраста, человек навсегда утрачивает большинство способностей чувственного восприятия и наверстать упущенное уже будет невозможно. 

Также и готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия. 

Как же мы можем помочь ребенку в чувственном познании мира? Рассмотрим каждую из систем чувственного восприятия. 

Тактильное восприятие – осязание 

Подбирайте для малыша не только пластиковые игрушки, но и резиновые, деревянные, из различных видов тканей, с разными текстурами – шершавые, ребристые, пушистые. 

Тактильные ощущения полезно получать не только руками, но и всем телом. Заворачивайте малыша в простынь или махровое полотенце, прикасайтесь к нему шелковым платком или вязаным шарфом. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Проводите по телу мягкой кисточкой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Во время купания для мытья тела можно использовать губки разной жесткости. 

Интересными будут ощущения пальчиковых красок на ручках, животе, спинке. Поэтому лучше использовать краски в ванной, и давать малышу вдоволь измазать себя. 

Полезно играть с сыпучими материалами – крупами. Насыпайте фасоль, горох, рис, гречу или макароны в таз и давайте ребенку вдоволь возиться в нем – пересыпать, трогать. 

Используйте для игры различные природные материалы — камешки, сухой и мокрый песок, глину, землю, листья, цветы, желуди, каштаны. Обращайте внимание ребенка на разность температур — холодный снег и горячие батареи, например. При купании можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную, и попеременно опускать в них ручки или ножки. 

Развивайте чувствительность стоп. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики. 

Зрение 

Для развития зрения важен свет, поэтому желательно выбирать самое светлое помещение в доме для того места, где будет обитать малыш, а также гуляйте с ребенком как можно больше в течение светового дня. 

Хорошо, если интерьер комнаты будет выполнен в светлых тонах и не будет перегружен деталями. Гармония пространства способствует развитию гармонии в душе. 

Важно, чтобы обстановка, которую видит ребенок, периодически менялась. С самых первых месяцев носите малыша по дому и знакомьте с пространством. Выбирайте разные места для прогулок – оживленную улицу, парк, озеро, детскую площадку. Сторонники ношения детей в слингах рекомендуют реже возить детей в колясках, а чаще брать на руки и показывать мир вокруг. 

Психологи рекомендуют при выборе детской одежды, предметов мебели и игрушек отдавать предпочтение естественным цветам и их оттенкам – белому, зеленому, синему, красному, желтому. Натуральные оттенки способствуют развитию внутренней гармонии, а пестрота и слишком яркие, неоновые краски — раздражают. 

Старайтесь, чтобы ребенок с самого раннего возраста видел как можно больше разных объектов для рассматривания – морские волны, раскачивание деревьев, движение реки, «танец» костра – это только несколько из множества примеров. 

Подбирайте «правильные» картинки для рассматривания, соответствующие возрасту. Для возраста от рождения до шести лет – это графические изображения, с одним предметом или простым узором, ближе к году предлагайте смотреть на простые сюжеты — заяц прыгает, машина едет, ближе к трем годам вводите сложные картинки с большим количеством деталей. 

Обоняние и вкус 

Запах мамы самый приятный и успокаивающий для малыша, поэтому мамам не рекомендуется злоупотреблять косметическими средствами с сильными отдушками особенно в первые месяцы жизни ребенка. 

Старайтесь вносить разнообразие в мир запахов вашего ребенка. Запах домашней выпечки, запах цветов, леса, дождя, моря – это огромный простор для познания. По мере взросления малыша знакомьте его с новыми ароматами – кофе, корицы, ванили, хвои. Можно использовать и специальные ароматизаторы, но лучше находить натуральные источники запахов.

Также стремитесь к разнообразию вкусов. По мере введения прикорма старайтесь знакомить малыша с различными видами овощей, фруктов, злаковых, рыбы и мяса. 

Слух 

Слух — это сенсорная способность, которая развивается еще задолго до появления малыша на свет. Известно, что находясь в животе у мамы малыш слышит биение ее сердца, журчание в животе, голоса родителей, а также способен слышать музыку. Также, малыша тревожат громкие звуки, а спокойные и мелодичные успокаивают. 

С появлением ребеночка на свет его предпочтения в звуках остаются прежними. Он успокаивается под мамин голос и под биение ее сердца, прижимаясь к маминой груди, ребенок способен узнавать те мелодии, которые слышал еще до рождения и реагировать на них улыбкой или блаженным успокоением. 

Знакомьте малыша со звуками природы, с классической музыкой, со звучанием разных музыкальных инструментов, а также с тишиной. 

Помимо повседневного познания окружающего мира, каждый родитель может выполнять со своим малышом различные упражнения для развития и утончения сенсорного восприятия. Можно сравнивать предметы по различным признакам, например, «большой — маленький, самый большой — самый маленький», можно сортировать предметы по цвету, размеру, форме или выстраивать ряд от самого длинного к самому короткому, от самого светлого к самому темному и т.д. 

Я приведу список основных сенсорных понятий, на которые стоит обратить внимание и разделю их на две группы: первая — простая (для возраста от рождения до 1,5 лет) и вторая — сложная (от 1,5 лет до 3): 

Итак, первая группа сенсорных понятий: 

  • мягкий — колючий пример: вата и жесткая губка 
  • гладкий — шершавый пример: пластиковая коробочка и кусок пемзы 
  • пушистый — колючий пример: кусочек искусственного меха и жесткая щетка 
  • сухой — мокрый пример: две салфетки-губки, одна намоченная и отжатая, а другая сухая 
  • гибкий — жесткий пример: две губки-салфетки. Одна из них новая, а другая предварительно намоченная и высушенная 
  • теплый — холодный пример: два камня, один на греть в горячей воде, другой охладить в холодильнике 
  • легкий — тяжелый пример: вата и камень 
  • светлый — темный пример: два шелковых платка 
  • пустой — полный пример: два сосуда, пустой и наполненный водой. Или один сосуд, который мы то наполняем то опустошаем 
  • большой — маленький пример: горошина и яблоко 
  • высокий — низкий пример: две башни, которые вы построили из кубиков 

Вторая группа: 

  • длинный — короткий пример: две веревки или палки разной длины 
  • толстый — тонкий пример: две подушки — объемная и тонкая 
  • широкий — узкий пример: два отверстия в коробке 
  • глубокий — мелкий пример: две тарелки 
  • цвета — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный пример: любые предметы, карточки 
  • громкий — тихий пример: клавесы (деревянные палочки) или металлофон 
  • яркий — бледный пример: карандаши и мелки 
  • кислый — сладкий пример: лимон и конфета 
  • сладкий — соленый пример: мед и соленый огурец 
  • приятный запах — неприятный запах пример: духи и дегтярное мыло 
  • геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, ромб, овал пример: здесь сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия 
  • геометрические формы — куб, шар, пирамида пример: здесь также сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия 

Большинство из этих сенсорных понятий к трем годам ребенком уже будут освоены, период активного впитывания информации будет завершен. После трех лет наступит период утончение усвоенных понятий чувственного восприятия. Я перечислю основные моменты, на которые стоит обратить внимание в этом возрасте. 

Сравнительные степени всех уже пройденных понятий. Например: длинный – длиннее – самый длинный, большой – больше – самый большой и т.д. 

Оттенки цветов. Например: темно-красный и светло-красный, а также сложные цвета: бордовый, розовый, лиловый, бирюзовый, лавандовый и т.д. Огромное значение для развития в этом возрасте имеет художественное творчество, когда ребенок сам становится созидателем – творцом цвета и формы. 

Геометрические фигуры: прямоугольник, трапеция, многоугольники, эллипс и геометрические формы: призма, конус, пирамида, овоид, эллипсоид. У многих деток в этом возрасте проявляются математические наклонности, а представления о размерах, объемах, формах и количестве – это ни что иное как фундамент успехов в области математики. 

Запахи и вкусы: самый широкий диапазон, который только возможен. Не верьте теории, что дети любят только сосиски и макароны, просто к такой еде они быстрее всего привыкают. Вносите разнообразие в семейный рацион. Пусть на столе всегда будут фрукты, овощи, зелень. Старайтесь регулярно знакомить ребенка с новыми запахами и вкусами, показывайте на своем примере любовь к разнообразной пище и разным ароматам. 

Звуки: возраст трех лет – хорошее время, чтобы водить ребенка на музыкальные занятия, т.к. уровень восприятия звуков уже настолько развит, что способствовать их утончению могут только профессионалы. Но и не следует забывать о прослушивании классической музыки, посещении концертов. 

Период сенсорного развития, который длится от рождения до шести лет состоит из множества отдельных этапов, и невозможно определить точный возраст, когда ребенок будет наиболее восприимчив к цвету, форме, звукам. У каждого малыша своя уникальная программа развития, поэтому важно создавать полноценную развивающую среду для ребенка, где в условиях свободного выбора занятий он мог бы развивать то чувство, в развитии которого в данный момент нуждается. Наша задача, как взрослых, — делать разнообразнее окружающую ребенка действительность — насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями. Не стоит ограничивать малыша в жажде познания, ведь чем больше информации он получит от рождения до шести лет, тем полнее будет его картина мира. 

Виктория Виноградова

фото: krupenichka.ru

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ | Монтессори Кроха

РАДУЖНЫЕ ПИАЛЫ

РАДУЖНЫЕ ПИАЛЫ с карточками

шарики белые

пиала большая

шарики оранжевые

НАБОР «Перекладывание» 5 предметов

КАРТОЧКИ

МОЗАИКА «Бабочки» + КАРТОЧКИ

МОЗАИКА «Бабочки»

МОЗАИКА «Машинки»

МОЗАИКА «Машинки» + КАРТОЧКИ «Машинки»

КАРТОЧКИ «Машинки»

КАРАНДАШНИЦЫ «10 цветов»

КАРАНДАШИ «10 цветов» 10шт

КАРАНДАШНИЦЫ «6 цветов»

КАРАНДАШИ «6 цветов» 12шт

КАРАНДАШНИЦЫ «6 цветов» с шариками

набор 1 + поднос

набор 2 + поднос

Грибочки без карточек

Грибочки с карточками

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста и дошкольников в Вальдорфской и Монтессори педагогиках

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста и дошкольников в Вальдорфской и Монтессори педагогиках

Антонова Татьяна Анатольевна,
муз. руководитель ГБДОУ №12
Комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга. 

           Сенсорные представления у детей раннего возраста могут быть сформированы, если осуществляется личностно-ориентированный подход к выбору стратегии педагогического воздействия с учётом вариативности психологических особенностей детей. Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям.

         Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.             Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

           Мария Монтессори рассматривает развитие детей исключительно как развитие сил и способностей организма: развитие мускулов, зрения, слуха и т.д. Разработанный ею дидактический материал, подобранный соответствующим образом, представляет собой сенсорные стимулы, упражняющие органы чувств. Упражняясь с таким материалами, малыши добивались остроты органов чувств, тонкости различения сенсорных признаков предметов. По идее Марии Монтессори ребёнок работает с материалами самостоятельно, поскольку работа построена на автодидактизме. Педагог не обучает, не “мешает” естественному ходу развития, не навязывает своё понимание, не уточняет словом то, что ребёнок ощущает. В результате дети, точно различая, например, цвета и оттенки, не могут их назвать, затрудняются использовать свои умения сравнить, обобщить и применить их в других видах деятельности, выходящих за рамки упражнений с дидактическим материалом.           

            Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори.  Цель воспитания – содействовать психофизическому развитию. Сущность воспитания по М. Монтессори- «помощь жизни с самого рождения». Центральный метод М. Монтессори – свободная работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия. Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики. Использование элементов системы

М.  Монтессори отвечает требованиям времени при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и даёт возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного образования. В дошкольном детстве на каждом этапе развития основную микросреду для ребенка составляют семья и детский сад, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для развития детей. Сотрудничество с родителями осуществляем при помощи разных форм и методов.

Между педагогикой М. Монтессори и Вальдорфской педагогикой много общего. Как и педагогика М. Монтессори, педагогика Вальдорфская является широко распространенным в мире движением реформ-педагогики, которое распространилось и в нашей стране. Эти направления часто сближают.               

           Вальдорфская педагогика также строится на принципах сенсорного воспитания. Развитие проходит через подражание. Цель Вальдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

Вальдорфская система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания, закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором будет базироваться образование в школе.

Развитие применения Вальдорфской системы в детском саде имеет свои плюсы и минусы. К плюсам относятся следующие моменты:

Ø  уважение к личности малыша и его выбору;

 

Ø  отсутствие оценки действий ребенка и принуждения;

 

Ø  воспитание через подражание и личный пример воспитателей;

 

Ø  обучение новым навыкам и умениям происходит естественно и в доверительной обстановке;

 

Ø  создание свободного пространства для творческого развития малыша;

 

Ø  организация особого здорового ритма в группах;

 

Ø  в детском коллективе находятся разновозрастные дети;

 

Ø  формирование эстетических способностей малыша и развитие его эмоциональной сферы;

 

Ø  в ходе трудовой деятельности формируются у ребенка его волевые качества.

 

К минусам Вальдорфской системы можно отнести следующие моменты:

 

ü  педагоги Вальдорфского дошкольного учреждения не учат детей основам письма и счета, поэтому им будет трудно обучаться в традиционной школе;

 

ü  тематика произведений, которую предлагают Вальдорфские воспитатели для пересказа детям, ограничена;

 

ü  рекомендуется книги детям не читать, а именно пересказывать сюжет сказки или истории;

 

ü  в основе Вальдорфской педагогики лежит антропософия, которую не поддерживает традиционная церковь.

 

Сенсорное развитие в мелочах и на кухне

Ребенок развивается каждую минуту своей жизни. Он жадно поглощает впечатления внешнего мира, благодаря своему впитывающему разуму. Но нужно ли заполнять все свободное время ребенка полезной и важной информацией? Определенно нет. Будьте уверены, он сам возьмет то, к чему подталкивает его внутренняя природа. Наша задача не отгораживать его от взрослого мира, а создавать благоприятные условия для познания.

Ребенку важно трогать, пробовать и сравнивать. В период особой чувствительности к сенсорным впечатлениям — этот опыт становится определяющим, основой для развития интеллектуальной сферы.

Как я помогаю получить подобный опыт? Например, вот так:
Каждый день ребенок становится невольным свидетелем происходящей магии на кухне. И каждый раз я предлагаю ему повзаимодействовать с тем, что я делаю.

Я замачиваю вечером нут, зову малыша и даю возможность рассмотреть и потрогать, опустить руки в миску и набирать в ладошки.
На следующий день мы смотрим, что же стало с нутом. Для сравнения я поставила рядом и сухой нут. Это открытие и удивление для малыша. И живые причинно-следственные связи, что было сначала — что потом.

Как изменился горох? Стал больше и мягче. Я назвала новые слова, связанные с уже полученным сенсорным опытом. Сухой, твердый — повертели в руках и попробовали на зуб. Меньше-больше. Мягкий, напитанный водой.  Раскусили и попробовали пожевать сырой замоченный нут, ощутили вкус.

После, конечно, сварили — и снова попробовали. Есть отличия? Давай сравним. А какой больше нравится?

Немного оставили на дальнейшее прорастание и рассмотрели росток на следующий день.

Теперь осталось посадить и смотреть дальше.

Все это занимает так мало времени и проходит между делом, но для ребенка это яркое и значимое событие, которое помогает ему ориентироваться в многообразии последовательностей этого мира.

Он составляет свой собственный мир, основанный на реальных и значимых событиях, которые проходят у него перед глазами.
И за магией и волшебством, постепенно, начинают проступать понятные и важные закономерности окружающего пространства.

Я не знаю другого настолько простого и естественного способа гармонично развивать ребенка, без спешки, в согласии с потребностями маленького исследователя.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью методики М.Монтессори

Просмотр содержимого документа
«Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью методики М.Монтессори»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью приёмов методики М. Монтессори

Педагогический совет

Выполнила воспитатель МАДОУ № 150:

Рыбакова Ирина Владимировна

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами Монтессори педагогики

Актуальность темы исследования

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей .Чем скорее и чем лучше выучится ребенок управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие.

Цель работы — изучение возможности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами Монтессори педагогики.

Задачи

  • Проанализировать понятия «сенсорное воспитание» и «сенсорное развитие» и особенности и содержание сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
  • Изучить особенности применения Монтессори-материалов в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста
  • Провести диагностическое исследование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
  • Разработать методические рекомендации по совершенствованию сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования

  • Анализ специальной литературы
  • Экспериментальное исследование

Методологическая основа

Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте

  • Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
  • Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Восприятие совершенствуется на протяжении всего раннего возраста.

Процесс ознакомления ребенка со свойствами предметов происходит постепенно в соответствии с закономерностями детского восприятия:

  • от простых, однородных свойств к сочетанию нескольких,
  • выделение свойства в процессе самостоятельной деятельности ребенка,
  • опосредованные действия через предмет-орудие.

Идеи М.Монтессори для сенсорного развития дошкольников

  • Понятие «сенсорная культура ребенка«- рассматривает сенсорное развитие как важную составную часть и основу формирования личности без развитых органов чувств не может быть интеллекта и воспитанного человека.
  • Чувственное восприятие является основой умственного и нравственного жизни.
  • Метод М. Монтессори дает возможность самостоятельно приобретать знания и открывать свой внутренний мир, что гораздо важнее, чем сообщение со стороны взрослых.

Экспериментальное исследование

  • Экспериментальное исследование, проведенное на базе детского сада показало, что дети младшего дошкольного возраста имеют высокий и средний уровень сенсорного развития.

Диагностирующие материалы

  • Учитывая возрастные особенности детей , мы подобрали диагностирующие материалы
  • На основе подобранной методики провели диагностику динамики сформированности сенсорных способностей детей контрольной и экспериментальной группы

Диагностическое исследование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Результаты качественного анализа сюжетной картины детьми экспериментальной группы

Результаты анализа детьми сюжетно-ролевой картины в экспериментальной группе

Ориентирование детей в пространстве

Рекомендации для педагогов

  • В целях сенсорного развития мы предлагаем активно использовать Монтессори-материалы. Мы предлагаем оборудовать в дошкольном учреждении Монтессори зону, где дети могут знакомиться с различными тактильными ощущениями и воспринимать предметы. Также могут быть организованы специальные занятия, которые раскроют возможности детей.

Спасибо за внимание

Сенсорные материалы Монтессори

Развитие чувств

закладывая фундамент

Сенсорные материалы Монтессори служат основной цели развития и совершенствования различных органов чувств. Материалы предназначены для того, чтобы помочь студентам испытать, заметить и классифицировать поступающую сенсорную информацию вокруг них. Учащиеся используют эти материалы для понимания различных сенсорных концепций и развития словарного запаса, необходимого для определения и описания этих явлений.

Как и все материалы Монтессори, учащиеся используют материалы для построения абстракции. Студенты подкрепляют свое обучение манипулятивными материалами и в конечном итоге переходят к использованию этих концепций наиболее абстрактными и творческими способами. Эти сенсорные материалы означают шаг вперед по сравнению с материалами практической жизни, используемыми с самыми маленькими учениками дошкольного возраста.

Ниже вы найдете описания и способы использования некоторых из наиболее распространенных сенсорных материалов, которые вы найдете в классе Монтессори.

Зрение

Розовая башня

«Розовая башня» — это хорошо известный материал Монтессори, который вы увидите во многих классах. Розовая башня состоит из десяти деревянных кубиков, размер которых постоянно увеличивается. Студенты организуют эти блоки, чтобы создать башню, от самой большой у основания до самой маленькой наверху. Этот материал помогает студентам научиться и уточнить свое чувство размера в трехмерном пространстве. По мере того, как учащиеся все больше используют башню, они начинают понимать детали, которые делают башню такой интересной; например, тот факт, что самый маленький блок имеет размер один кубический сантиметр, а каждый больший блок — на один сантиметр больше.Таким образом, ученики начинают думать о пропорциях и линейном росте.

Коричневая лестница

Коричневая лестница, также известная как Широкая лестница, имеет много общего с Розовой башней. Коричневая лестница состоит из прямоугольных призм длиной 20 сантиметров, размер которых постоянно увеличивается. Эти лестницы используются для развития концепции толщины. Как и в случае с Розовой башней, их используют в порядке возрастания; на этот раз создать лестницу. Как и в Розовой башне, каждая ступенька ровно на одну единицу (в данном случае на сантиметр) выше предыдущей.Это различие помогает ученикам познакомиться с такими понятиями, как измерение единиц, пропорции и другие основы геометрии.

Красные Жезлы

Продолжая изучение разницы в размерах, Красные Жезлы используются в первую очередь для изучения концепции длины. Набор Red Rods состоит из десяти отдельных стержней, размер которых варьируется от 10 см до 100 см. Учащиеся работают с этим материалом разными способами, в том числе располагая их в правильном порядке и используя более одного набора, чтобы подобрать стержни одинаковой длины.

Цилиндры с ручкой

Цилиндры с ручками состоят из четырех различных наборов цилиндрических деревянных блоков (с ручками для удобства использования) с соответствующими кожухами для каждого набора. Каждый набор содержит десять блоков цилиндров разных размеров. Однако каждый набор различается по-своему. Один набор различается по диаметру и высоте, один только по диаметру, один только по высоте, а последний уменьшается по высоте, увеличиваясь в диаметре. Использование одного или нескольких наборов цилиндров помогает детям различать разные размеры и разные способы измерения предметов.Эти цилиндры помогают ученикам переходить от слов «больше» и «меньше» к более точным словам, а также помогают их ловкости при снятии и замене различных цилиндров.

БЕСКОНЕЧНЫЕ ЦИЛИНДРЫ

Цилиндры с ручками имеют очевидное сходство с цилиндрами с ручками. Есть четыре набора беззубчатых цилиндров, по десять цилиндров разного размера в каждом наборе. Желтый набор уменьшается в высоте и диаметре, красный набор уменьшается только в диаметре, синий набор уменьшается по высоте, но сохраняет постоянный диаметр, а зеленый набор уменьшается по высоте, увеличиваясь в диаметре.Располагая эти цилиндры в порядке возрастания и убывания, учащиеся улавливают различные элементы, составляющие «размер» объекта, а также развивают свою концентрацию и ловкость.

Цветные таблетки

Каждая коробка цветных таблеток содержит набор таблеток, представляющих градиент определенного цвета. Например, в одной коробке может быть набор таблеток от светло-синего до темно-синего цвета, а в другой — от светло-зеленого до темно-зеленого. Уложив эти таблички в правильном порядке, дети разовьют свое зрительное восприятие цвета.

Геометрический шкаф

Геометрический шкаф состоит из 6 ящиков, каждый с деревянным набором геометрических фигур. Каждый ящик содержит разные геометрические формы с деревянными плитками, которые иллюстрируют эту форму. Учащиеся изучают названия и характеристики этих форм и работают над удалением и заменой фигур в нужных местах в кадре. Эти формы можно использовать для ряда занятий по мере роста учащихся, и их часто можно нарисовать на бумаге для дальнейшего изучения.

ТАКТИЛЬ и другие СМЫСЛЫ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ твердые тела

Геометрические тела, иногда называемые геометрическими фигурами, перекрывают разрыв между визуальными материалами и тактильными (или стереогностическими) материалами. Геометрические тела состоят из десяти трехмерных деревянных блоков геометрической формы. Эти блоки можно использовать для ряда действий. В своих основных приложениях дети используют их для изучения характеристик трехмерных геометрических фигур.

Сенсорные планшеты

Планшеты

Touch используются для того, чтобы дети исследовали ощущения гладкости и шероховатости.К деревянной плитке прикрепляют участки наждачной бумаги разной степени шероховатости, и дети чувствуют каждую плитку, чтобы помочь им сопоставить плитки одинаковой грубости и расположить плитки от грубого до гладкого.

Термическая плитка

Термическое чутье, или способность различать разные температуры, является подмножеством тактильного ощущения и подчеркивается в Раннем детстве. Плитки или таблички из разных материалов используются, чтобы показать разницу в теплопроводности между разными типами материалов.Таким образом, учащиеся не только учатся различать разные температуры на ощупь, они также узнают о проводимости и характеристиках различных материалов.

Барические ТАБЛЕТКИ

Таблетки Baric состоят из набора таблеток, каждая из которых имеет вес на десять граммов. Студенты поднимают и сравнивают каждый планшет, располагая их от самого легкого до самого тяжелого. Студенты изучают и усваивают словарный запас, необходимый, чтобы показать, какие таблетки тяжелее, а какие легче, и как сравнивать разные веса.

Баночки для запаха

Обоняние также намеренно развивается с раннего возраста в классе Монтессори. Учащиеся используют маленькие бутылочки или баночки, наполненные ароматными ватными шариками, для сравнения разных запахов и сопоставления банок с одинаковым запахом.

Монтессори-образование: девять чувств

Один из основных компонентов Монтессори-педагогики — использование всех органов чувств в образовательной среде.Создавая среду, в которой дети учатся, используя более одного чувства, они могут оставаться вовлеченными и сохранять свое обучение.

Вот почему так много внимания уделяется взаимодействию детей со своим окружением в классе и за его пределами.

В The Absorbent Mind Мария Монтессори написала:

«Чувства, будучи исследователями мира, открывают путь к знаниям. Наш аппарат для воспитания чувств предлагает ребенку ключ к его познанию мира… »

Ниже приведены девять чувств и их важность в развитии ребенка.

Визуальная дискриминация

Визуальная дискриминация учит детей различать формы, цвета и размеры. Это помогает им различать разные вещи. Обучение различению помогает детям распределять по категориям и обучается с помощью предметов, которые можно «сортировать» или взаимодействовать с ними по-разному.

Тактильно

Прикосновение — огромная часть среды Монтессори, потому что это огромная часть когнитивного развития ребенка! Вы замечали, что малыши и другие маленькие дети хотят трогать все, что находится в поле зрения? Потребность в прикосновении — совершенно нормальная часть их развития.

В наших классах у нас есть различные тактильные возможности, с которыми дети могут взаимодействовать. Мы призываем их рассказать, как выглядит объект: мягкий, царапающий, гладкий, неровный и т. Д.

Стереогностический


Как мы Монтессори.

Стереогностическое восприятие — это чувство (иногда называемое тактильным гнозисом), которое требует, чтобы человек идентифицировал объект, не глядя, не нюхая, не пробуя на вкус или не слыша его. Примером стереогностического восприятия может быть обнаружение будильника в темной комнате без возможности его видеть.

Убирая зрение, обоняние, вкус и звук из репертуара ребенка, он усиливает другие чувства, особенно осязание. Мы часто делаем это в классе, помещая какой-либо предмет в тканевый мешок, а затем прося ребенка пощупать его руками, чтобы определить, что это такое.

Барич


Pinterest .

Подобно прикосновению к предмету, барическое обучение — обычно обучение с помощью барических табличек — помогает детям определить разницу в весе между одним предметом и другим.Использование утяжеленных предметов, которые различаются по размеру, форме и цвету, побуждает детей сосредотачиваться на весе предметов.

Thermal

Обучение детей разнице температур не только знакомит их с окружающим миром, но и учит их безопасности.

Один из наиболее практичных способов научить ребенка температуре — это изменение времени года, поскольку от температуры зависит то, как он будет одеваться в течение дня. Вот почему вы часто найдете термометры в классе Монтессори.

Обонятельные


Монтессори учения.

Ваша обонятельная система — это обоняние. Дети могут развить обоняние, сортируя и сопоставляя предметы в зависимости от силы запаха. Мы обучаем лексике, связанной с запахами, а также научим сравнивать сильные и слабые запахи. Это часто делается путем нюхания бутылок.

Дома вы можете включить обоняние в повседневную деятельность, например, в приготовление пищи и садоводство!

Gustatory

Подобно обонятельному обучению, вкусовое обучение (чувство вкуса) развивает вкусовые рецепторы с помощью проб, тестирования и сортировки различных вкусов.Время приема пищи может стать опытом обучения и может помочь вашим детям освоить широкий спектр палитр и разнообразное питание.

Хроматический

Обучение Монтессори учит детей различать цвета и различать цвета. Часто мы используем упражнение под названием «цветные таблички», чтобы продемонстрировать эти тонкие, но важные изменения.

Проприоцепция

Проприоцепция, также известная как пространственная осведомленность, помогает ребенку развить бессознательное восприятие движения и ориентации.Примером проприоцепции может служить наша способность закрыть глаза и прикоснуться указательным пальцем левой руки к правой брови. Развитие проприоцепции является неотъемлемой частью общей моторики ребенка.

Если вы хотите узнать больше о девяти органах чувств или поговорить с нашей администрацией о зачислении вашего ребенка в школу Монтессори в Веллингтоне, не стесняйтесь обращаться к нам по телефону : .

Что такое 9 чувств в Монтессори? — Мама с Монтессори

Мы все слышали о 5 чувствах, но знаете ли вы, что Монтессори на самом деле фокусируется на утончении 9 чувств? В этой статье я рассмотрю эти девять чувств и приведу примеры действий Монтессори, направленных на их усовершенствование.

Какие 9 чувств в Монтессори?

В Монтессори дети учатся через свои чувства. Когда дети попадают в класс Монтессори примерно в возрасте 3 лет, они уже прошли стадию неизбирательного исследования своего окружения и готовы исследовать более изысканно.

Иногда, когда люди читают о материалах и мероприятиях Монтессори по сенсорному восприятию, становится неожиданностью, что Монтессори фокусируется на девяти чувствах, а не только на пяти.

Сенсорные материалы и упражнения Монтессори были разработаны с учетом следующих девяти чувств.

Тактильно (прикосновение)

Мария Монтессори считала, что « Что делает рука, разум запоминает ».

Практическое обучение — это принцип Монтессори. Детей в среде обучения Монтессори поощряют исследовать материалы и манипулировать ими с помощью прикосновений.

Не существует материала Монтессори, который не содержал бы тактильного элемента.

Примеры тактильных действий Монтессори:


Барический (вес)

Барический смысл — это способность определять разницу в весе различных предметов.

Мероприятия, стимулирующие развитие этого чувства, также знакомят детей с концепцией, что предметы одного размера могут иметь разный вес.

Примеры барической активности Монтессори:


Обоняние (запах)

Умение различать запахи — важный навык. Наше обонятельное чувство может предупредить нас о неприятных или даже опасных ситуациях.

Обоняние также тесно связано с эмоциями и памятью.

Примеры обонятельной деятельности Монтессори:

  • Бутылки с запахом
  • Исследование шкафа для специй

Термический (температура)

Термический смысл — это различие температур. Уточнение температурной чувствительности важно для всех детей.

В учебной и домашней среде Монтессори, где дети будут участвовать в практических упражнениях, таких как разгрузка посудомоечной машины после того, как она была на разогретой обстановке или помощь в приготовлении пищи на плите, термическое чувство имеет дополнительный уровень важности.

Примеры термических упражнений Монтессори:


Мышечные (кинестетические)

Монтессори-упражнения не начинаются, когда ребенок берет материалы со стола или циновки.

Они начинаются с того момента, когда ребенок подходит к корзине с циновками и раскатывает ее на пол.

После этого ребенок должен подойти к полке и перенести рабочий материал на коврик.

Определенные виды деятельности требуют, чтобы ребенок несколько раз подходил к полке, по частям перенося материал вдоль одной руки на каждом конце материала к рабочей зоне.

Примеры мышечной активности Монтессори:


Вкусовые качества (вкус)

Вкусовые ощущения — это способность различать вкусы. В классах Монтессори дегустация проводится таким образом, чтобы изолировать вкусовые ощущения.

Практические занятия, такие как приготовление пищи, часто связаны с чувством вкуса, что позволяет легко адаптировать утонченность вкусовых ощущений к домашней обстановке Монтессори.

Примеры вкусовой активности Монтессори:


Стерогностическое

Стереогностическое восприятие, также называемое тактильным гнозисом, представляет собой тактильное ощущение в отсутствие других органов чувств.Это также иногда называют «чувством слепого человека».

Благодаря усовершенствованию стереогностического чутья ребенок может сформировать мысленную картину объекта, не видя его.

Многие занятия Монтессори имеют дополнения, в которых ребенку завязывают глаза или используют материал за спиной.

Материал блока цилиндров с выступами обладает расширяющей способностью, которая, например, помогает улучшить стереогностическое восприятие.

Примеры стереогностических действий Монтессори:


Зрение (зрение)

Визуальные действия направлены на развитие зрительного различения и остроты зрения.

Размер, длина, ширина, форма и цветовое различение (хроматическое восприятие) — все это уточняется с помощью сенсорных материалов Монтессори, которые изолируют визуальные свойства.

Пример визуальных действий Монтессори:


Слуховой (звук)

Умение отличать один звук от другого является важным навыком.

Изучение языка, интонации, музыки и т. Д. все полагаются на хорошие навыки слушания и умение различать звуки и громкость.

Слух — одно из самых важных наших чувств, так как это чувство больше всего стимулирует наш мозг и связывает нас с окружающим миром.

Примеры слуховой активности Монтессори:


Какие сенсорные действия вам нравятся в вашем доме, связанные с этими девятью чувствами?

Ура и не забудьте подписаться!

Поделиться — это забота!

5 способов обращения Монтессори к чувствам

Обучение с привлечением всех наших органов чувств позволяет нам получить более полный и богатый опыт.Классные комнаты Монтессори стремятся предоставить детям многоуровневые сенсорные возможности. Результат? Дети, у которых есть сильная способность различать различия в окружающей среде.

1. Монтессори копает глубже, чем классические пять чувств.

Повзрослев, вы, несомненно, узнали о зрении, слухе, вкусе, осязании и запахе. Конечно, это пять основных чувств, о которых мы склонны думать, но в образовании Монтессори есть более обширный список:

  • Визуальный — наша способность различать предметы по форме, цвету и размеру

  • Tactile — просто другое название осязания или того, как что-то ощущается на нашем теле

  • Baric — дифференциация на основе веса и / или давления

  • Thermic — способность чувствовать различные температуры

  • Слуховой — другое название для описания чувства звука

  • Обонятельный — наше обоняние

  • Вкусовый — чувство вкуса

  • 099 — Стереогностическое мышечное чувство или способность различать объект, не видя его, не слыша или не нюхая, но полагаясь на прикосновение и м. Очистите только память

2.Монтессори разработала материалы, которые помогут детям улучшить свои чувства.

Используя то, что она знала о вышеупомянутых чувствах, доктор Монтессори разработала серию сенсорных материалов, которые будут использоваться в классах маленьких детей. Эти материалы были разработаны для выделения одного навыка и самокоррекции. Это позволяет ребенку сконцентрировать свои усилия и быть независимым в обучении. Вот лишь небольшой набор наиболее известных сенсорных материалов:

  • Цилиндры с ручками — маленькие деревянные цилиндры с ручками, которые вставляются в отверстия соответствующего размера

  • Pink Tower — серия розовых деревянных кубиков размером от 10 см в кубе до 1 см в кубе предназначена для укладки в убывающем порядке

  • Коричневая лестница — десять коричневых деревянных прямоугольных призм различных размеров. предназначены для упорядочивания

  • Цветные планшеты — материал, который позволяет детям различать не только по цвету, но и по оттенкам цветов

  • Mystery Bag — дети предназначены для достижения их рука внутри сумки, не глядя, чтобы определить содержимое

  • Геометрические твердые тела 9012 6 — физическое представление концепции, которую часто преподают абстрактно, эти твердые тела позволяют детям определять свои атрибуты

3.Еда готовится и регулярно отмечается в классах Монтессори.

Начиная с раннего возраста, дети Монтессори принимают непосредственное участие в приготовлении пищи и целенаправленном наслаждении ею. В классах малышей регулярно проходят дегустации, на которых они пробуют новые и интересные продукты. Гиды предложат детям широкий выбор текстур, цветов, запахов и вкусов. Эти малыши помогают накрывать стол и учатся грации и вежливости через манеры за столом.

В начальных классах (возраст 3–5 лет) дети участвуют в приготовлении пищи.Им дают уроки и дают возможность попрактиковаться в нарезке, намазывании, смешивании, смешивании и многоступенчатом приготовлении пищи. Иногда они наслаждаются своей работой как закуской для себя; в других случаях они готовят еду, чтобы служить другим.

Руководители более старых уровней находят способы продолжить эту важную работу. Приготовление еды может быть связано с изучением культуры, празднованием дня рождения или программой школьного обеда. По мере взросления дети могут готовить более сложные и интересные рецепты.

4.Среда в классе сосредоточена на мире природы.

Гидов Монтессори учат делать природу неотъемлемой частью школьной среды, а это часто означает наличие множества красивых комнатных растений. Исследования показали, что близость к растениям приносит нам множество преимуществ. Они визуально красивы, но знаете ли вы, что ученые считают, что комнатные растения могут улучшить наше внимание? Они также могут быть полезны для сокращения количества дней болезни и повышения нашей продуктивности в целом. * См. Ссылки в конце для получения дополнительной информации.

Помимо живых растений в наших классах, школы Монтессори предпочитают натуральные материалы синтетическим. Это означает, что по возможности мы предпочитаем корзины из дерева, стекла и натурального пластика. Мы считаем, что цвет и текстура натуральных материалов более привлекательны и успокаивают наши чувства. В то время как многие обычные классы предпочитают яркие цвета, мы предпочитаем более приглушенные и естественные. Это позволяет детям чувствовать себя спокойно, в безопасности и может сосредоточиться на своей работе.

По возможности, школы Монтессори верят в важность регулярного выведения детей на природу.Будь то местный пруд, прогулка по лесу или даже близлежащий городской парк, пребывание в зеленых насаждениях является важной частью обучения и роста.

5. Монтессори уважает развивающуюся вестибулярную и проприоцептивную системы детей.

Пара быстрых определений —

Вестибулярная система отвечает за баланс и тесно связана с внутренним ухом.

Проприоцептивная система важна при осознании того, где находятся части тела по отношению к остальному телу и пространству / объектам вокруг него.

Эти системы обычно развиваются в раннем детстве. Наша работа как взрослых — дать детям возможность усовершенствовать их. Особенно важно, чтобы мы предоставляли возможности детям с сенсорными расстройствами.

Хотя во многих школах по всей стране сокращаются или вообще отменяются перерывы, школы Монтессори очень уважают это время. Все лазание, качели, вращение и другие виды игр — это естественные способы развития у детей вестибулярной и проприоцептивной систем.

В классах Монтессори встроены задания, которые также помогают в этой работе. Перенос тяжелых материалов, рисование и использование пластилина связаны с проприоцептивной системой. Традиционная «прогулка по очереди» в начальных классах Монтессори обеспечивает отличный вестибулярный ввод; дети должны идти медленно, оставаясь на приклеенной или нарисованной линии. Расширения включают в себя ходьбу с колокольчиком в руке и попытку не звонить в него или балансирование чего-либо на макушке.

Хотите увидеть сенсорный класс в действии? Независимо от того, являетесь ли вы настоящим или будущим родителем, мы рекомендуем вам позвонить нам и назначить время для наблюдения.

Источники:

Преимущества комнатных растений… https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0272494410001027?via%3Dihub

Психологические преимущества комнатных растений…

http: // hortsci. ashspublications.org/content/42/3/581.full

Что такое сенсорная зона в классе?

В классе Монтессори пять основных областей: практическая жизнь, сенсорика, математика, язык и культурология.

Математика и язык имеют смысл, но что такое « Sensorial »? Давайте более подробно рассмотрим, чему дети могут научиться в этой конкретной области в классе, и как вы можете связать некоторые из тех же принципов с жизнью вне класса.

Все действия, которые вы найдете в сенсорной области, помогают ребенку тренировать одно из пяти чувств: осязание, зрение, обоняние, вкус или слух. Любой, кто наблюдал за маленьким ребенком, который клал все в рот, понимает, как много дети учатся через свои чувства!

Давайте рассмотрим каждое чувство в отдельности и рассмотрим, как сенсорные материалы помогают детям познавать свой мир.

Touch

Существует упражнение под названием Fabric Boxes in Sensorial, которое олицетворяет развитие осязания.В коробке лежат квадраты из тканей разного переплетения или волокон. Ребенок должен найти подходящую пару, обычно с завязанными глазами! Например, осторожно потирая кусок шерсти между двумя пальцами, а затем нащупывая кусок хлопка, ребенок оттачивает свое осязание, не отвлекая при этом зрение. Дома поместите много разных тканей в окружающую среду вашего ребенка. Расскажите, какие ткани мягкие или колючие, и постарайтесь почувствовать ткань между большим и указательным пальцами!

Зрение

Вы часто слышите, как учителя говорят о ребенке, развивающем зрительную способность различения, и Сенсорные материалы помогают в этом.Возьмем, к примеру, Розовую башню. Это относительно простой набор строительных блоков, но во время сборки дети учатся визуально отличать размеры одного блока от другого. При правильной постройке размер башни варьируется от самого большого блока размером 10 см в кубе до самого маленького, размером всего 1 см в кубе. Дома помогите своему ребенку научиться распознавать зрительные образы, проводя простые «меньшие» или «большие» сравнения.

Запах

Обоняние, или обоняние, приятно исследовать вместе с детьми.Запахи связаны с воспоминаниями, как свежеиспеченное печенье или осенние листья, а другие запахи, такие как запах скунса или отбеливателя, предупреждают нас об опасности. В сенсорной области вы найдете бутылки с запахом, которые действуют так же, как ткань или звуковые коробки. Есть два набора банок с ватными шариками, смоченными определенным запахом, и задача ребенка — найти подходящую пару запахов. Дома вы можете исследовать запах на кухне, выделяя специи в небольших блюдах и нюхая их, или, возможно, даже настраивая свою собственную игру на совпадение.Наблюдайте и за ароматами на открытом воздухе: «Вы чувствуете запах этого куста сирени? Вау, такой резкий!»

Вкус

Это может показаться трудным для изучения в классе, но сенсорная область включает в себя дегустационные банки с такими вкусами, как соленый, сладкий, горький и кислый. Учитель и ученик пробуют ароматизаторы, капая несколько капель на чистую ложку. И снова они пытаются сопоставить ароматы двух одинаковых наборов бутылок! В большинстве этих сенсорных занятий вы заметите, что одновременно развивается только одно чувство.Это называется «изоляция трудности». Это позволяет ребенку практиковать один новый навык за раз, не отвлекаясь и не сбиваясь с толку. Дома попробуйте выделить вкусы и превратить дегустацию в игру. Например, смешайте немного лимонного сока и воды по вкусу, или соль и воду, или сахар и воду! Смотрите, что вам больше нравится.

Слух

Веселое занятие для детей, оттачивающее слух, — это звуковые коробки. Как и тканевые коробки, это упражнение на подбор. Есть два набора трубок, некоторые из которых отмечены красным, а некоторые — синим, которые содержат одинаковые наполнители, такие как песок или камни.Ребенку нужно встряхнуть одну красную трубку, а затем найти подходящий звук в наборе синих трубок! Небольшое различие в звуках при встряхивании довольно сложно услышать, но дети скоро осваивают это занятие и получают удовольствие от своей способности подбирать лампы! Дома займитесь аналогичным занятием, используя пластиковые пасхальные яйца или даже переработанные бутылки с водой. Завяжите глаза, чтобы ребенок не видел, что внутри бутылок!

Сенсорная зона классной комнаты — это буквально праздник чувств. Независимо от того, в какое учебное заведение в настоящее время входит ваш ребенок, помните, что есть множество способов, которыми вы можете стимулировать исследование мира с помощью органов чувств дома! Проявите творческий подход и следуйте интересам вашего ребенка.

Обучение с помощью органов чувств — столичная школа Монтессори

Доктор Мария Монтессори считала, что наш интеллект и знание мира берут свое начало в чувствах. Как люди, мы все сенсорны — мы впитываем наши знания об окружающем мире через зрение, слух, осязание, обоняние и вкус того, что нас окружает. С помощью наших органов чувств мы собираем необходимую информацию и стимулируем свое развитие и творчество.

«Чувства, будучи исследователями мира, открывают путь к знаниям.Наш аппарат для воспитания чувств предлагает ребенку ключ к его исследованию мира, они проливают на него свет, который делает видимым для него больше вещей с большей детализацией, чем он мог бы видеть в темноте или в необразованном состоянии ».
Мария Монтессори: Впитывающий разум, глава 17, стр. 167.

Однако сенсорное восприятие взрослого отличается от сенсорного восприятия ребенка. В своих самых чистых формах дети обладают особой чувствительностью, чтобы воспринимать информацию через свои чувства, классифицируйте это и создайте мысленный порядок и ориентацию вещей в своей среде.

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ОБУЧЕНИЯ

Мария Монтессори была не первым педагогом, который осознал важность чувств в развитии детей. На нее повлияла работа Эдуара Сегена, французского врача и педагога, который специализировался на работе с умственно отсталыми детьми и разработал серию упражнений, которые помогли развить чувства детей и научить их практическим жизненным навыкам.

Руссо и Песталоцци в своих работах также подчеркивали важность развития чувств в образовании.Роберт Баден Пауэлл, основатель скаутского движения и современник Монтессори, сказал, что детям нужно иметь опыт работы с вещами и прикасаться к ним, чтобы учиться. Это было основой его теории «обучения через действие». Он сказал:

«Доктор Монтессори доказал, что, поощряя ребенка в его естественных желаниях, вместо того, чтобы обучать его тому, что, по вашему мнению, он должен делать, вы можете воспитывать его на гораздо более прочной и далеко идущей основе. Только традиция и обычай предписывают, чтобы образование было делом .‘

Мария Монтессори начала свою карьеру с детей, лишенных сенсорной стимуляции, и очень рано заметила, какое влияние на их развитие может оказать такая стимуляция. Это исследование продолжается, и, если вам интересно, доктор Джон Прескотт подробно пишет о важности сенсорной информации для развития человеческого мозга.

Основываясь на этих наблюдениях и на аппарате, разработанном другими (Сегуин), Монтессори начала разрабатывать свой собственный набор материалов, который она назвала «Сенсорное обучение».

[Монтессори 101] Введение в сенсорную теорию

Впервые в Монтессори? В этой статье содержится информация о сенсорной области класса. Я просматриваю сенсорные материалы, сенсорную философию и последовательность сенсорных уроков.

Монтессори подчеркивал способность ребенка развиваться в свое время. Другими словами, раскрыть потенциал самостоятельно, когда ему предоставят свободу и подготовленную среду. Это уважение Монтессори к ребенку и привлекло меня к этой философии.Она уделяла первоочередное внимание ребенку и его естественному развитию.

Веря в ребенка, она ободряла и мотивировала детей. Кроме того, она открыла глаза учителям и родителям. По мнению Монтессори, цель номер один в развитии ребенка — удовлетворить потребности ребенка в целом. Более того, она рассматривала развитие ребенка как нечто большее, чем академические достижения. Другими словами, доктор Монтессори сосредоточился на эмоциональном и социальном благополучии ребенка, включая развитие чувства собственного достоинства и уверенности.

Что такое сенсорная теория Монтессори?

Философия Монтессори сосредоточена на развитии ребенка в целом. Это также во многом зависит от роли учителя и подготовленной среды. В подготовленной среде основная задача учителя — наблюдать за ребенком, когда он свободно и независимо передвигается в классе. Она также должна знать, когда вмешаться, чтобы направить ребенка.

Роль учителей и родителей

Родители и учителя помогают детям, но должны только в качестве наставников, наблюдателей и заботливых создателей окружающей среды.Предоставляя ребенку свободу передвигаться по классу с его естественным желанием учиться, ребенок учится в своем собственном темпе развития и сохраняет интригу с помощью разнообразных материалов, доступных ему по предметным областям и уровню сложности.

Слишком часто взрослые вмешиваются в решение проблемы. Тем не менее, ребенку необходимо руководство, которое поможет ему оставаться в рамках параметров своего развития. Когда предоставляется возможность, ребенок сосредоточится и сконцентрируется при работе с материалами.

Как обучать сенсорике Монтессори

Монтессори подробно описал духовное путешествие и самосознание, которым учитель должен следовать и который должен испытать, чтобы быть эффективным.У меня отвисла челюсть, когда я прочитал, что она рассматривает учителей как ученых, которым необходимо понимать психологию детей, чтобы по-настоящему понять развитие ребенка.

Это наблюдение имеет для меня так много смысла, но я никогда не видел, чтобы оно было записано. Уже один этот факт определяет то, как взрослый должен учить детей и воспитывать их.

«Наш сенсорный материал представляет собой своего рода руководство к наблюдению, поскольку он классифицирует впечатления, которые может получить каждое чувство: цвета, ноты, шумы, формы и размеры, ощущения прикосновения, запахи и вкусы.Это, несомненно, тоже форма культуры, поскольку она заставляет нас обращать внимание как на себя, так и на то, что нас окружает ». ~ Поглощающий разум

Когда учитель обучает этому методу и духовно готовится к руководству классом, она сосредотачивается на проведении уроков, знакомя ребенка с материалами. Оттуда ребенок ведет свое обучение к опыту «своими руками» с «контролем ошибок», встроенным в произведения, чтобы сделать возможным самообразование.

Руководство и сенсорное образование

Учитель наблюдает за ребенком и знает, когда ему нужно вмешаться, чтобы вернуть ребенка к деятельности, которая подходит его развитию.Если ребенок не обращается с материалом должным образом, то учитель перенаправит ребенка либо на то, чтобы закончить эту работу (возможно, он не был готов к выполнению этой работы), либо дать еще один урок по этой работе. Через этот опыт ребенок учится уважению. Роль учителя Монтессори — это тщательное сочетание наблюдательности, духовности и подготовки.

Подготовленная среда Монтессори

Как я уже упоминал выше, в дополнение к обучению, которое она проводила с учителями Монтессори, Мария реализовала метод Монтессори через тщательно подготовленную среду. Окружающая среда должна быть местом, которое «питает ребенка», не только удовлетворяя потребности в самообразовании, необходимые для того, чтобы ребенок мог развиваться в своем собственном темпе, но также позволяя уникальной личности ребенка и пути развития проявлять себя естественно.

Важно отметить, что Монтессори рассматривал класс не как замену жизни, а как средство для достижения «потенциальной жизни внутри себя видимой». {Монтессори: современный подход}

Учитель и ассистент тщательно готовят классную среду для детей 2 лет.5-6 лет. Класс для смешанного возраста является важным аспектом метода Монтессори. Дети развиваются разными темпами. Классы для разновозрастных групп также предоставляют детям младшего возраста встроенные функции обучения сверстников и ролевые модели. Старшие дети берут на себя ответственность продемонстрировать младшим детям его знания.

Сенсорные материалы Монтессори

Все материалы Монтессори качественные и аскетично радуют глаз. Они простые и аккуратные.Существует большое чувство порядка в размещении материалов на полке и в планировке классной комнаты в отведенных областях для практической жизни, сенсорики, культуры, географии, математики и так далее.

Кроме того, каждый материал в классе Монтессори содержит «контроль ошибок», способность ребенка к самокоррекции, а учителю — отойти, чтобы наблюдать, а затем, при необходимости, направлять. «Эта самокоррекция заставляет ребенка концентрировать свое внимание на различиях в размерах и сравнивать различные части.”

{Монтессори: современный подход}

Сенсорное: Воспитание чувств

«Воспитание чувств необходимо начинать в период формирования, если мы хотим усовершенствовать это развитие чувств с помощью последующего обучения. Воспитание чувств следует методически начинать в младенчестве и продолжать в течение всего периода обучения, которое должно подготовить человека к жизни в обществе ».

Доктор.Монтессори считал, что воспитание чувств предшествует интеллектуальному развитию. Воспитание чувств ребенка начинается с рождения. Он получает впечатления от своего мира через свои чувства. Примерно в 2,5 года он вступает в чувствительный период для организации этих впечатлений. Подобно тому, как алфавит организует язык, сенсорная работа организует эти впечатления.

«… функция сенсорных материалов заключается не в том, чтобы представить ребенку новые впечатления (размера, формы, цвета и т. Д.), А в том, чтобы упорядочить и систематизировать бесчисленные впечатления, которые он уже получил и продолжает получать. .”

Монтессори создал материалы на основе эмпирических наблюдений за детьми. Она внимательно изучила каждое из органов чувств и подумала, как лучше всего помочь детям прояснить и расширить их существующий опыт. Монтессори сосредоточился на «системах объектов, которые разделяют определенное качество, такое как цвет, форма, размер». Она приступила к подготовке среды, которая давала возможность ребенку очень конкретно взаимодействовать с материалом или «качеством».

Изоляция качества

Каждая группа объектов представляет собой одно качество, но в разной степени.Каждый материал подчеркивает одно конкретное качество, устраняя или сводя к минимуму другие различия. Следовательно, существует регулярное, но постепенное различие между различными объектами и, когда это возможно, одно, которое математически фиксировано, как Розовая Башня и десятичная система.

Цели включают развитие концентрации, внимания или визуального различения. Косвенные цели включают математику и чтение и письмо. Работы выполняются слева направо и сверху вниз для подготовки к развитию этих навыков.Кроме того, новый язык, такой как «самый большой, самый маленький, тяжелый, грубый, гладкий…». вводится на протяжении всей презентации работ.

В рамках этих материалов Монтессори представила «Изоляцию сложности» и «Контроль ошибок», две концепции, которые имеют первостепенное значение для Сенсориала. Каждая из этих концепций дает ребенку возможность контролировать темп своего развития и дает возможность саморегулироваться. Контроль ошибок — это автоматическая обратная связь, которая сообщает ребенку, что ему необходимо внести коррективы, чтобы успешно завершить работу.

Нет необходимости в вмешательстве

Никакому учителю не нужно вмешиваться в процесс обучения: «Цель состоит в том, чтобы у ребенка развилось чувство удовлетворения от самой работы, а не на одобрение учителя». (Противоречие Монтессори, стр. 90) Ребенок учится принимать собственные решения и, следовательно, эффективно знать и понимать свои инстинкты.

Он развивает уверенность и способность решать проблемы. Монтессори назвал детей, достигших этой точки, «нормализованными» — термин, определяемый такими качествами, как самоконтроль, концентрация, независимость, сочувствие и дисциплина.Нормализация — основная цель образования Монтессори.

~ Открытие детства

Роль родителей

Подобно роли учителя в классе, роль родителей в доме должна быть направлена, а не мешать ребенку.«Спонтанный интерес ребенка к обучению» следует уважать и разрешать как дома, так и в классе. Это означает, что, как и в классе, родители могут захотеть рассмотреть окружающую среду и то, как она подготовлена ​​для обеспечения свободы и самообразования ребенка.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *