Монтессори дома | Мама зануда
Сегодня я расскажу про применение методики Марии Монтессори для малышей до 3 лет. Всем кто решил заниматься по этой методике стоит знать, что оригинальная методика рассчитана на детей от 3 лет, за редким исключением от 2. Многочисленные варианты занятий и материалов для самых маленьких являются идеями продолжателей Марии Монтессори, но не её личными. Среди таких продолжателей можно встретить и не очень качественные варианты. Я думаю, Мария была бы ооочень удивлена обнаружив 6-8-ми месячных малышей, которые осваивают крупы с целью развития мелкой моторики. Поэтому в этом вопросе надо быть предельно разборчивыми.
Основа методики заключается в предоставлении детям свободы выбора занятий для себя. Мария Монтессори считала, что ничего не надо придумывать для развития детей, ведь все уже придумала природа. В каждом ребенке заложена оптимальная программа его развития. Надо просто довериться этой программе и создавать максимально комфортные условия для её работы.
Некоторые дети неусидчивые и любят много бегать. По мнению Монтессори, эти дети будут развиваться гораздо быстрей, если им предоставить возможность двигаться столько, столько они захотят. Если же таких детей заставить сидеть с книжками или с мелкомоторными играми, то их развитие будет происходить медленней, так как этими занятиями мы нарушим работу их естественной программы.
Для того чтобы создавать максимально комфортные условия развития Монтессори ввела ряд требований к педагогам, составу детских групп и окружающей среде:
- Функции педагогов. Основные занятия педагога, не лекции и нравоучения, а наблюдение! Обучение в монтессори группах происходит естественным образом при взаимодействии детей с материалом и друг другом. Задача педагога наблюдать правильно ли расположены материалы, в полном ли объеме предоставлены и организовывать непрерывный доступ детей к наиболее востребованному материалу. Очень важно отмечать чего не хватает ребенку и предоставлять это.
- Дружественная окружающая среда. Одной из особенностей среды Монтессори является удобство обстановки. Мебель под рост ребенка, миниатюрные аксессуары для того чтобы ребенок начинал учиться всем пользоваться самостоятельно как можно раньше. Дети любят много времени проводить на полу и для этого Мария Монтессори оснащала свои классы различными циновками и ковриками, которые можно подстелить. Еще одной важной особенностью монтессори-интерьеров является большое количество стеллажей, которые обусловлены необходимостью размещения большого количества материала. Другим важным требованием к среде является доступность занятий физической культурой — в помещении должны быть предусмотрены специальные снаряды, ведь для большинства детей очень важно утолить свой двигательный голод.
- Интуитивно-понятные материалы. Детям должны быть постоянно доступны материалы развивающие по всем направлениям. Монтессори-материалы продуманы для всех возрастов и потребностей и должны быть представлены в наиболее полном спектре, только таким образом может происходить наиболее эффективное развитие. Самыми важными характеристиками материалов является проста их использования — с правильными монтессори-материалами ребенок должен знакомится самостоятельно без участия взрослых.
- Дети. Общение В группах обязательно пребывание разновозрастных детей, чтобы младшие могли перенимать опыт старших. По-мнению Монтессори, старшим детям общение с младшими не менее полезно и необходимо.
- Свобода. Дети занимаются, чем хотят и выбор занятий должен оставаться за ними, а не за педагогом. Иначе ребенок становится ведомый педагогом, а не своей внутренней программой и соответственно темпы развития в разы ниже.
Принципы методики строги и делают невозможным развитие по Монтессори в домашней обстановке в полной мере. Тем не менее, мы — мамы можем позаимствовать многие элементы из этой методики.
Монтессори дома | Как применяем мы
Педагоги
Лучший педагог до 3 лет — собственная мама. С этим, я думаю, никто не возьмется спорить. В отличие от молчаливых педагогов-наблюдателей по Монтессори, мама должна быть очень активной, так как именно она является основным ориентиром для малыша.
Опять же активность должна быть уместной. Например, в момент вручения новой игрушки надо давать ребенку возможность самому с ней разобраться, а не мешать своим мнением.
Дружественная окружающая среда
Дружественная среда складывается из мебели подходящего размера и спортивных снарядов. С последним у нас все отлично и многие из вас, наверно, уже оценили функционал и навороты нашего спортуголка.
Из личной мебели у Яны пока только обеденный стульчик. Этот стульчик заслуживает отдельной похвалы — когда надо было он надежно оберегал Яну от падений с помощью ремней и ряда других приспособлений, теперь он обеспечивает свободу перемещения и уровень посадочного места комфортный для взрослого стола.
Последнее время я все больше склоняюсь к покупке Икеевского столика и стульчиков. Криттер я рассматриваю только с двумя столиками, так как маленький столик считаю ограничением детского творчества :-).
Мамут | Криттер |
Да простят меня мамы, которые организовали дома среду Монтессори в полном объеме, но я считаю фанатизмом подобное следование групповой методики в домашних условиях и ограничилась базовым списком всего необходимого для нашей возрастной категории.
Этот список я публиковала в посте о том как надо развивать ребенка в год. Именно в этом посте указан базовый перечень всего, что надо ребенку от года до двух предоставить начиная от игрушек заканчивая такими вещами как наше внимание. Сейчас у нас весь этот перечень закуплен и предоставлен в полном объеме для непрерывного взаимодействия.
В дополнение к обычным играм и игрушкам у нас накопилась целая куча логических игрушек — рамок-вкладышей и пазлов. Кстати, именно Мария Монтессори автор этого дидактического материала в виде рамок-вкладышей и развивающих дощечек с различными замочками и застежками. Подробней про наши логические игрушки читайте в посте о новогодних подарках.
В целом мне кажется, количество игрушек и материала для развития у нас получилось не меньше, чем на приведенном фото.
Дети. Общение
Тут стоит снова акцентировать внимание на том моменте, что Мария Монтессори занималась детьми в основном от 3 лет и всё о чем мы читаем в расчете на меньший возраст это импровизация методики в трактовке других авторов.
Свобода
В Монтессори методике предусмотрена организация среды в виде многочисленных стеллажей, контейнеров и коробочек под сыпучее и т.п., но у большинства детей до 2 лет возникнет горячее желание навести порядок по своему. На этом месте надо вспомнить что, методика рассчитана на детей от трех лет которые уже осознают порядок и с помощью детей постарше способны поддержать его. Поэтому рекомендую при организации материалов учитывать особенности своего ребенка, а не фото красивых, но не функциональных интерьеров. Я зачастую такие вижу на фото и понимаю, что либо крышки контейнеров убраны на время съемки либо это интерьер создан для рекламных целей.
Монтессори дома | варианты заданий на каждый день
В первую очередь по методике предполагается большое количество времени для занятий детей с развивающими материалами. Но в возрасте до 3 лет у детей особое восприятие эмоций (сенситивный период) других людей, особенно мамы и разумеется мы должны делать уклон на эмоции, а не на развивающие материалы.
Монтессори предполагает невообразимое количество простых и доступных для всех занятий, в том числе многие по собственному самообслуживанию и по поддержанию порядка. Я решила подготовить шпаргалку с Монтессори-списком заданий, в который удобно заглянуть когда Ваша фантазия уже на исходе:
- Переливание воды. Потребуется: поднос или таз, лейки, сосуды, красители (можно использовать обычные краски) и не забудьте вооружить ребенка тряпочкой, чтобы вытирать случайно пролитую воду. Еще один вариант переливания с пеной — добавляем в воду пену для ванны.
- Расстегивание и застегивание. Потребуется: шнурки, одежда на молнии, кнопках, пуговицах. В зависимости от возраста предлагаем ребенку расстегнуть или застегнуть, развязать или завязать застежки.
- Полив цветов. Лейка, цветы и вода.Двухлетка прекрасно справляется с поливом цветов
- Ходьба по линии. Берем тесьму (2 см. шириной) или нитку приклеиваем скотчем к полу. Можно проложить маршрут из комнаты в комнату, можно по кругу. Деткам постарше предлагаем наступать точно на линии, младшие ходят как получится. Для составления маршрутов удобно использовать коврики-пазлы (тут отдельный пост об этом). Из отдельных частей коврика составляем различные дорожки — по замкнутой линии или зигзагом и т.п. Вдоль линии можно положить мелкие предметы кубики или другую мелочь — условные грибы, цветы и ягоды, которые надо собирать. В этом случае не забудьте выдать ведерко. В итоге предложите накормить собранными дарами какую-нибудь игрушку.
- Ходьба по линии с колокольчиком. Прокладываем маршрут при помощи тесьмы. Ребенку выдаем колокольчик. Обыгрываем ситуации, что малыш заблудился в лесу и он должен ходить по линии, чтобы мама его нашла.
- Понюхать ароматы специй . Тут оговорюсь, ароматическое лото я считаю агрессивной игрой, как и использование эфирных масел. В первом случае синтетические ароматы, во втором тяжелые — лучше и то и другое избегать. Вспомните свои чувства в процессе выбора очередного парфюма — уже после пары запахов интерес заканчивается, а приходит раздражение. Вполне достаточно предложить один — два натуральных аромата. Предложите малышу понюхать — зерна кофе, стружку корицы, лавровый лист, апельсины, мяту, анис, гвоздику, душистый перец. Кстати, именно по воспоминаниям о том как мы нюхали летом цветы, я поняла, что Яна помнит прошлое лето.
- Понюхать ароматы трав. Сделайте ароматное саше с аптечными травками — лавандой, мятой, тмином. В качестве мешочков используйте ставшие малыми хлопчатобумажные носочки. Предложите малышу, положить саше под подушку. Это может быть отличным мотивом для укладывания спать.
- Восприятие температуры. Взять пару махровых полотенец. Одно намочить в холодной воде, другое в горячей. Полотенца разложить на полу и предложить малышу поочередно походить на них.
- Рисование с рамками-вкладышами. Для малышей ближе к 2 годам можно предложить рисование с вкладышами от рамок. Обводить вкладыши по контуру, затем их раскрашивать.
- Готовим вместе. Предоставляем ребенку ломтики продуктов и показываем как составлять бутерброд. Предоставляем стакан воды и варенье. Предлагаем сделать морс.
- Сходить в библиотеку. Если малышу уже больше полутора лет и он любит книжки самая пора сходить в детскую библиотеку. Поверьте там и для таких крох найдется что-нибудь интересное. У нас с Яной первый библиотечный опыт состоялся в 1,3, когда библиотека проводила акцию в парке. Мы узнали, что там нас есть для нас книжки и там нас ждут!
- Прокатиться на автобусе или троллейбусе.
- Выжимать мокрую губку. Можно разрезать губку на небольшие кусочки и выжимать с помощью чеснокодавки или скалки.
- Провести ревизию носков. Подбирать парные носки.
- Стирать. Помогать складывать грязные вещи в стиральную машину. После того как мама положит средство для стирки и выберет режим нажать на кнопку старт!С двух лет запуск цикла стирки — почетная обязанность Яны. Программу, конечно же, выбираю я.
- Включать-выключать свет. Если выключатели расположены высоко можно предложить включать-выключать светильник или фонарик.
- Варианты щипцов и «хваталок»
Сделать домик из нескольких стульев и одеяла. Стулья поставить друг к другу спинками. Сверху положить крышу — одеяло.
- Игры на мелкую моторику. Сортировка мелочей (пуговиц, бусин, деталей лего) по форме, размеру, цветам. Другие идеи смотрите в посте о мелкой моторике.
- Перекладывание предметов щипцами для салата, специальными хваталками или другими приспособлениями.
- Вылавливание предметов половником или маленьким ситечком. Можно совместить с купанием.
- Мыть игрушки. Можно совместить с купанием.
- Мыть пол. Примерно с момента как Яне исполнился год пол мы стали мыть вместе. У нее есть свои тряпочки и как только она видит, что я занялась полами, немедленно присоединяется.Малыши очень любят порядок и уборку. Возможно, взрослые её любят меньше, потому что им не давали в ней участвовать с ранних лет.
- Наведение порядка в шкафу с вещами. Учим ребенка складывать вещи и складываем совместно.
- Игры с прищепками. Для помладше отцеплять и сортировать по цвету. Для малышей постарше прицеплять по цвету.
- Дыхательная гимнастика. Задувание свечи, свист в свистульку, дуть на различные легкие предметы — перышки, вырезанные бумажные птички и т.п. Очень важные упражнения для развития речи!
Монтессори дома | типичные ошибки
Напоследок хочу привести парочку типичных ошибок при реализации этой методики:
- Одной из наиболее частых ошибок является ограничение свободы движения ребенка при выполнении определенных заданий. Зачастую мамы сажают непосед в высокие стульчики и радуются, что они занимаются по Монтессори мелкой моторикой. Как же они заблуждаются! По мнению Марии Монтессори, эти мамы допускают грубейшие ошибки в развитии своего ребенка — не прислушиваются к потребностям естественной программы организма ребенка, а значит нарушают её!
- Другой частой ошибкой мам является постоянное желание поправить или доделать какие-то моменты. Например, если объект на аппликации или рисунке расположен кверху ногами, многие мамы начинают учить малыша, как делать правильно. Не лезьте с нравоучениями лишний раз! Придет время и ребенок усвоит пространственные и многие другие понятия самостоятельно. Причем это произойдет неизбежно, даже если вы этого не захотите и будите всеми силами этому препятствовать ;-).
На этом описание методики завершаю и надеюсь, что вы нашли интересные моменты, которые взяли себе на заметку.
Также рекомендую ознакомится с другими постами о развитии малышей:
Монтессори-сад и Школа для малышей
Монтессори-сад и школа для малышей уже 10 лет работают в Москве, используя одну из наиболее прогрессивных педагогических методик — систему Марии Монтессори. Для детей тут создали уникальную среду, которая отвечает всем потребностям ребенка и способствует развитию гармоничной личности.
Детский сад занимает отдельное здание с огороженой и охраняемой территорией для прогулок. Дети занимаются в разновозрастных группах, что способствует социализации. Групповые занятия чередуются со свободной работой. Малыш может найти себе занятие по нраву среди большого числа дополнительных кружков. Питание в частном детском саду Монтессори — пятиразовое. В числе обязательных предметов — английский язык, физкультура, ИЗО, танцы и подготовка к школе.
Читайте также: Онлайн-курсы: чему учиться, чтобы зарабатывать уже через год Читайте также: Литкружок: зачем учить ребёнка писательскому мастерству? Читайте также: «Натренированные удары»: Как справляться с паническими атаками Читайте также: «Дом должен быть безопасным местом»: почему дети сбегаютДля самых маленьких в Школе для малышей действует ясельная группа, куда набирают воспитанников в возрасте от 1,5 лет. В группе не больше 10 человек, что позволяет воспитателям уделять пристальное внимание каждому ребенку. В Школе детей учат самостоятельно есть, одеваться и успевать попроситься на горшок. В детский сад берут детей от 2,5 лет, а впоследствии обучение можно продолжить в частной начальной школе «Искатель», которая открыта на базе развивающего центра.
Помимо групп полного дня в центре работают две группы раннего развития: малышей от 8 месяцев до 2,5 лет приглашают в группу «Вместе с мамой», а детей от 2 до 3 лет ждут на занятиях в группе «Я сам». В программе центра — развивающие занятия по системе Монтессори, физкультура, музыка и ИЗО.
Перед поступлением в частный Монтессори-сад и школу для малышей детей консультирует психолог. При желании родители могут прийти и посмотреть на работу детского сада, предварительно договорившись по телефону: 8 (499) 906 73 33.
Детский сад входит в состав Европейской ассоциации ME (Montessori Europe) и российской ассоциации ММА (Межрегиональной Монтессори Ассоциации). Сотрудники сада регулярно набираются опыта на международных конференциях и выставках, посвященных образованию. В арсенале сада — государственная аккредитация, выданная Департаментом образования города Москвы. Воспитатели центра сотрудничают со специалистами Нидерландской Монтессори ассоциации.
Упражнения Монтессори для развития чувств
Занятия Монтессори для развития чувств построены так, чтобы по отдельности развивать все сферы чувств ребенка – обоняние, осязание и вкус. С помощью этих занятий ребенок учится слушать звуки и тишину (как ни странно), различать цвет, форму и вес предметов.
Все упражнения для развития чувств действуют по принципу «от простого к сложному», то есть имеют различную степень сложности, но в общем составляют одно целое.
Ребенок делает одно упражнение до тех пор, пока не почувствует, что эта потребность уже удовлетворена. Значит, пора переходить к следующему, более сложному этапу.
В занятиях по системе Монтессори ребенок сам выбирает материал, совершенствует методы работы и проявляет самодеятельность, что способствует развитию его организационных возможностей. При этом, он учится вести себя целенаправленно и эффективно, то есть планирует, подготавливает, распределяет, согласовывает, выполняет договоренность, работает сообща с другими.
Для ознакомления ребенка с новым уроком, необходимо выбрать время, когда он будет наиболее к этому готов (решающую роль в этом играют атмосфера и личный контакт с ребенком). При демонстрации нового занятия, на ковре или столе должны лежать материалы только этого занятия, и никакого другого. Медленно и понятно покажите ребенку, как нужно пользоваться новым материалом, при этом не нужно много говорить и объяснять – ребенок должен увидеть все наглядно. После того, как ребенок понял урок, он приступает к самостоятельной работе под присмотром учителя. Через короткое время учитель должен оставить ребенка одного, но издалека наблюдать за ним. Если учитель обнаружил, что ребенок не понял урок и занимается с материалом неправильно, ни в коем случае нельзя его за это порицать. Вместо этого, урок необходимо повторить позже.
Также не стоит заставлять выполнять задание робкого ребенка. При контакте с такими детьми необходимо их воодушевлять и побуждать к действиям, самое основное здесь – личный контакт с ребенком и учет его индивидуальных особенностей. А упражнения для робких детей нужно вначале комбинировать, чтобы у ребенка не появилось страха перед обучением.
После того, как ребенок провел длительную и систематическую работу с каким-либо материалом Монтессори, необходимо закрепить полученные навыки и знания на устных уроках.
Занятия Монтессори, если они проведены в благоприятное для ребенка время (с учетом возрастных и индивидуальных характеристик) дают ему новые навыки и знания, расширяя представление об окружающем мире. Познавая мир через самостоятелные занятия, ребенок открывает для себя новые грани вселенной, учится получать удовольствие от самого процесса познания…
На нашем сайте представлены следующие занятия для развития чувств:
Упражнения для различения размеров:
Упражнения для различения цвета:
Упражнения для различения формы:
Упражнения для различения структурных поверхностей:
Упражнения для различения веса:
Упражнения для различения шумов и звуков:
Упражнения для различения запахов:
Упражнения для различения вкусовых качеств:
Упражнения на восприятие температурных различий:
Занятия по системе Монтессори для развития детей в Москве
Детский центр Montessori Kid проводит занятия по системе Монтессори в Москве в группах ребят разного возраста. Ваш ребенок будет обучаться различным навыкам у опытных педагогов, сертифицированных по международным стандартам и обладающих знаниями в области психологии. Преподаватели Montessori Kid разговаривают как на русском, так и на английском языках.Наш детский сад обучает детей двух возрастных категорий: в возрасте от 1, 5 до 3 лет и от 3 до 6 лет.
Группа 1, 5-3 года: Toddler
Занятия по системе Монтессори в группе Toddler, направленные на развитие ребят, проходят по следующей схеме:
- Малыши приходят на завтрак с 8.30 до 9.00 утра.
- С 9.00 до 12.00 – время занятий по системе Монтессори.
- С 12.00 до 13.30 – прогулка.
В начале занятия малыши собираются в круг, где проводятся пальчиковые игры, музыкальные минутки или обсуждение разных тем.
Среда Монтессори для данной группы сформирована из нескольких зон, среди которых:
- зона упражнений практики;
- зона сенсомоторного развития;
- зона развития речевых навыков;
- творческая локация;
- зона для развития движений.
- С 8.30 до 9.00 проходит встреча дошкольников.
- С 9.00 до 12.00 ребята занимаются по системе Монтессори.
- С 12.00 до 13.00 – обед.
- Время прогулки – с 13.00 до 14.00.
- С 14.00 до 16.00 – время сна.
- С 16.00 до 16.30 – сытный полдник.
- С 16.30 до 17.30 — дополнительные занятия.
- В 18.00 детей забирают домой.
- узнают азы математики и музыки;
- активно развивают творческие способности;
- развивают мелкую моторику;
- осваивают пространство Монтессори;
- обучаются важным и полезным навыкам повседневной жизни, таким, как аккуратность, усидчивость, концентрация внимания, самоорганизация и пр.
Обучение проходит в группах, где количество ребят не превышает 10 человек (группа Toddler) и 20 человек (группа Casa). Это гарантирует индивидуальный подход педагогов к каждому ребенку.
Обращайтесь в Montessori Kid (Москва): правильное и полноценное развитие дошкольников – наша основная задача!
Занятия с монтессори-терапевтом: кто и когда обладает на них свободой выбора? / Журнал о педагогике Марии Монтессори: статьи, обзоры и новости
Наталья АндрущенкоНикто не сомневается, что занятия детей с ограниченными возможностями по методу М.Монтессори отличаются от обычных занятий в монтессори-классе. Прежде всего, это строго индивидуальный способ работы терапевта со своим маленьким пациентом. Но часто случается, такого особенного малыша родители приводят в обычную монтессори-группу, и педагог видит, что ребенку требуется специальная помощь. Как быть?
Из книги «Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия», издательство «Речь» Санкт-Петербург, 2010 год
Фото с сайта: www.montessoritherapie.de и www.montessori-therapie-emmendingen.de
Терапевтические среды
Наряду с существованием давней практики монтессори-педагогики, а также монтессори-терапии (частного исправления этого педагогического метода, эффективно применяющего принципы монтессори-педагогики для коррекционной работы с больными детьми), продолжает активно разрабатываться и теоретическая концепция этого метода. Для проведения педагогико-терапевтического воздействия разработан методический монтессори-материал, составляющий основу подготовленной среды для развития, элементы которого применяются во всех современных направлениях лечебной педагогики.
Мнение создателя метода Марии Монтессори о том, что ребёнок всегда сам выбирает из набора тот дидактический материал, который удовлетворяет актуальную потребность развития, привело к практике свободы выбора ребёнком материала для занятий, что способствует развитию самостоятельности и инициативы у здорового ребёнка. У ребёнка с нарушениями развития часто наблюдается недостаточность произвольной регуляции деятельности, приводящая к трудностям разрешения ситуации выбора, особенно при большом количестве вариантов выбора. Поэтому терапевту необходимо особым образом сужать «подготовленную среду». Терапевт, особенно в случае работы с тяжёлым ребёнком, оставляет для занятия лишь часть упражнений, причём выбор конкретных упражнений происходит в основном интуитивным образом. Отсутствие дифференцированной программы реабилитации снижает возможности монтессори-терапии.
Используя дидактический и методический монтессори-материал в качестве теоретической базы монтессори-терапии, мы предлагаем интегративный подход, ориентированный в разработке общей части терапии на уровень современных нейронаук и в разработке частных вопросов индивидуальной дифференцированной монтессори-терапии — на экспериментальный анализ особенностей высших психических функций.
Возможны различные формы организации монтессори-терапии по месту её проведения (в клинических, амбулаторных условиях, дома) или по составу участников (индивидуальная, групповая).
С чего начинается монтессори-терапия?
Монтессори-терапия проводится в тесном взаимодействии терапевта с другими специалистами, занимающимися реабилитацией ребёнка. Проводить терапевтическое воздействие может врач или медицинский психолог, коррекционный педагог при участии врача (педиатра, невропатолога).
Амбулаторной практике терапии предшествует консультативный приём. Во время него уточняется диагноз ребёнка (или даются рекомендации по применению дополнительных методов обследования, проводятся консультации специалистов), определяется актуальный уровень его развития, происходит первый игровой контакт с ним во время проведения тестовых заданий. Анализируются данные, полученные из беседы с матерью и при наблюдении за ребёнком, проводится неврологический и общесоматический осмотр, изучаются данные дополнительных методов неврологической и другой медицинской диагностики.
Для выявления актуального уровня развития ребёнка используются стандартные диагностические методы, адекватные его возрасту. Выясняется не только уровень развития, но и его качественные особенности. Ориентировочно выделяется ведущий нейропсихологический фактор в формировании нарушений. Для целей структурно-функционального анализа организации психических функций ребёнка применяется вышеописанный нейропсихологический диагностический блок, который при необходимости может быть расширен и углублен или, наоборот, сокращен. Например, для детей раннего возраста (до 3 лет) и для детей младшего дошкольного возраста, наряду со стандартными методиками, применяется клиническое, «активное», по терминологии Марии Монтессори, наблюдение, в котором в диагностических целях могут использоваться элементы монтессори-среды (процесс продолжается уже во время занятий).
Оцениваются ресурсы семьи, направленные на нормализацию ребёнка, особенности взаимодействия между ребёнком и матерью, другими значимыми членами семьи. В случае наблюдаемых нарушений взаимодействия во время первого визита или при следующем посещении снимается короткий видеоэпизод игровой ситуации (или другой подходящей по контексту ситуации взаимодействия).
На начальном терапевтическом этапе особое значение имеет работа с родителями. Круг обсуждаемых и решаемых с семьей вопросов и терапевтических задач может быть различным, но всегда важно снизить непродуктивную тревогу, установить партнерские отношения с близкими ребёнка, способствовать формированию у них адекватного представления о его возможностях и проблемах. Вместе с тем необходимо поддерживать чувство заинтересованности в продвижении ребёнка и ответственности за это. В случае выраженных нарушений взаимодействия между матерью и ребёнком на этом этапе (с согласия родителей) занятия с ребёнком проводятся параллельно с интеракционной терапией с матерью (другими членами семьи).
Как происходят терапевтические занятия?
Собственно терапевтический блок является основным и наиболее длительным. Хочется остановиться на общих методических и дидактических моментах. Это взаимоотношения ребёнка с терапевтом, терапевтическим материалом, требования к материалу, соблюдение которых особо значимо для терапевтической работы Монтессори с детьми, имеющими церебрально-органическую недостаточность.
Терапевтические занятия проводятся в специальным образом организованной подготовленной среде, в которой расположены упражнения для развития ребёнка, максимально представлены упражнения жизненной практики, сенсорная область. Избранно представлены упражнения для развития речи и группы математических упражнений.
Терапевтический сеанс проводится индивидуально или в малой группе, в зависимости от возраста, диагноза, характерологических особенностей пациента и степени нарушений его поведения, длительности его занятий в терапевтическом отделении Монтессори.
Общее время занятий колеблется от 30 до 60 минут. Обычно первое занятие и занятия для детей раннего возраста, а также для особо тяжёлых пациентов, чей возраст развития находится в пределах 2-3 лет, составляет 30 минут. Наблюдение за ребёнком позволит перейти к большей длительности занятий или, наоборот, в некоторых случаях сократить ее.
Перед началом терапии планируется курс занятий. Иногда уже после первого занятия родители замечают изменения, происходящие в ребёнке, но это скорее исключение. Для достижения устойчивого эффекта минимальная продолжительность одного курса — 8-10 сеансов. Они могут быть ежедневными в том случае, если родители приехали для терапии из другого города и необходимо интенсивное введение их ребёнка в терапевтический процесс. Чаще терапевтические встречи осуществляются с периодичностью один-два раза в неделю. Для ребёнка раннего возраста желательна частота занятий два раза в неделю. В любом случае занятие должно найти свое постоянное место в распорядке дня ребёнка. Тогда ребёнок может предвкушать посещение терапевтической комнаты и привыкать к тому, что занятие повторится, и поэтому не так переживать при его окончании.
Структура каждого сеанса состоит из вводной (ориентировочной), деятельной и заключительной частей.
Начало
Начинаются занятия с ритуального приветствия, называния ребёнка по имени, выражения радости по поводу встречи с ним. В этой части могут использоваться различные формы индивидуального приветствия, в зависимости от возраста ребёнка: короткая песенка, тактильный контакт в виде пожатия руки, поглаживание по плечам, улыбка. Эта часть важна как для установления индивидуального контакта с ребёнком, так и для поддержания его мотивации, создания у него положительного настроя на занятие. Вместе с тем, сохраняя своё постоянство, она способствует ориентировке. Предсказуемость ситуации и стабильность поведения взрослого особенно значима для ребёнка раннего возраста или для пациента, не владеющего речью, с выраженными нарушениями поведения. Это помогает становлению саморегулирующего поведения. Подобная стратегия способствует уменьшению внутреннего напряжения, дискомфорта, редукции страхов. В противном случае эти негативные состояния блокируют эмпатический настрой терапевта и пациента, уменьшают способность регистрировать поведенческие сигналы друг друга и адекватно реагировать на них.
Приветствуются родители: мать, бабушка, отец — тот член семьи, который привел ребёнка. Иногда в этот момент может произойти спонтанный обмен информацией о важных событиях последнего времени из жизни ребёнка или о его состоянии (здоровье, настроении) за время отсутствия. Контакт с родителями, их дружелюбный настрой позволяет ребёнку со временем воспринимать терапевта в качестве объекта вторичной привязанности. В ориентировочной части ребёнку при необходимости напоминаются основные правила поведения в терапевтической среде, а если это первые посещения, они чётко декларируются.
В Монтессори-пространстве, наряду с большой степенью свободы, существуют правила, регламентирующие поведение ребёнка и терапевта. Их достаточно много, но большинство из них ребёнок осознает самостоятельно, регулярно находясь в этой среде. Так как «свобода — это осознанная необходимость», ребёнок может себя чувствовать в монтессори-среде достаточно свободно.
В начале терапии целесообразно сказать ребёнку о том, что он может сам выбирать занятие, упражнение (из всех имеющихся или ограниченных предварительным выбором терапевта) и должен по окончании работы отнести его на место. Это правило нередко приходится вводить достаточно настойчиво, зато часто потом родители не могут нарадоваться тому, что к его выполнению ребёнок стремится и дома.
В качестве ещё одного правила, особенно на начальном этапе, может быть способ выбора упражнений «по очереди». При этом одно упражнение выбирает ребёнок (нередко получая возможность выбрать первым), а другое — терапевт. Порой ребёнок пытается применять отработанные дома стратегии поведения, с помощью которых он манипулирует взрослыми, например, игнорирование или демонстративный плач, крик. В этих случаях требуется, с одной стороны, большая способность к пониманию и принятию ребёнка, с другой – выдержка и доверие к самому себе для того, чтобы провести последовательную линию поведения.
Для выбора материала по очереди с терапевтом у ребёнка должна быть представлена определённая зрелость социальных взаимодействий. По Т. Хелльбрюгге, половина детей осваивает этот социальный игровой навык к 27-и месяцам. Если ребёнок не достиг этого социального возраста, терапевт демонстрирует упражнения из среды самостоятельно, привлекая внимание ребёнка (выбирая наиболее интересные для данного возраста и уровня развития, наблюдая за проявлениями интереса ребёнка, а также прибегая к «параллельной» игре).
Середина
Ребёнок знакомится с пространством комнаты, терапевт показывает общие подготовительные упражнения для развития двигательного контроля и координации движений, связанные с подготовкой места для работы (например, показывает стойку с ковриками для индивидуальной работы и то, как можно ими пользоваться).
Основной является центральная часть занятия, посвящённая деятельности ребёнка и состоящая из последовательного выполнения им ряда предлагаемых терапевтом или самостоятельно им выбранных из подготовленной среды упражнений. В случае работы в малой группе индивидуальные этапы занятий чередуются с групповыми формами работы, направленными на социальную интеграцию и развитие саморегуляции. Для этого в монтессори-педагогике разработана отдельная группа упражнений (так называемые «особые упражнения движения»).
Конец
Заключительная часть занятия включает информирование ребёнка о конце занятия, осмотр помещения и уборку материала, если что-то оказалось не на своём месте. И затем – выполнение ритуала прощания (индивидуализированного).
Монтессори-терапевт и его маленький пациент
Отношения между терапевтом и пациентом регулируются следующими положениями.
- Пациента стимулируют к активной самостоятельной работе с упражнениями подготовленной среды, составленной терапевтом для данного ребёнка. Цель — формирование у ребёнка способности самостоятельно выбирать материал для занятия и работать с ним. Если эта цель достигается, ребёнок по основным параметрам готов к работе в малой группе.
- Терапевт предоставляет ребёнку свободу выбора материала и места для работы (степень свободы выбора регулируется), а также время для занятия с упражнением, которое определяется как индивидуальным темпом работы, так и возможностью повторения действий, задания для закрепления результата.
- Выполнению задания, в случае если ребёнок не знаком с ним, предшествует демонстрация. Демонстрация включает наглядное выполнение задания терапевтом, показ возможности контроля ошибок и определения момента окончания выполнения задания.
- Во время демонстрации работы с материалом речевая активность ребёнка не тормозится, сам терапевт во время первой демонстрации избегает лишних словесных инструкций и указаний.
- Во время работы ребёнка с материалом позиция терапевта сводится к активному наблюдению.
- Темп работы и время, необходимое для выполнения ребёнком упражнений, индивидуальны.
- В случае ошибок пациента при выполнении задания они не корректируются сразу, но возможно привлечение внимания к ошибке с целью ее самостоятельной коррекции ребёнком.
- По окончании работы с материалом ребёнок самостоятельно определяет, будет ли он повторять упражнение или начнет выполнять новое.
- Для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности в развитии, особенно важны голос и жесты — невербальные коммуникативные средства педагога, а также правильно подобранный материал для работы.
Можно выделить следующие пути применения монтессори-терапевтических упражнений для детей с нарушенным развитием:
- Применение классического материала. Возможно сокращение и упрощение презентации — например, использование части комплекта, разделение презентации на этапы.
- Использование дополнительного материала. Чаще всего этот материал составляется из любимых детьми данного возраста игр и занятий. Нередко в нем отражается своеобразие национальной игровой культуры — например, в качестве конструктивного материала может применяться русская матрешка или головоломка «китайская пагода» и т. п.
- Применение адаптированного классического материала. В этом случае изменяются части упражнения для удобства работы с ним. Например, в деревянном блоке с цилиндрами сокращается число цилиндров, а ручки делаются более крупными для удобства захвата, или в рамках с застёжками оставляются только две застёжки вместо обычных пяти. Материал, из которого состоит упражнение, может быть заменён на более прочный, желательно из натуральных материалов.
- Включение упражнений, подготовительных к основному. Ребёнку предлагаются упражнения, в которых «наибольшая сложность» изучаемого упражнения представлена в изолированном и упрощённом виде. Например, рамку с пуговицами, представляющую большую сложность для изучения, ребёнку предлагают после того, как он освоит щипцовый захват пуговицы и ее проталкивание в щель копилки.
- Модификация упражнений с опорой на изученные навыки. К примеру, «сенсорное» упражнение, где ребёнок воспринимает различие между понятиями «горячая вода» и «холодная вода» и его руки поочередно погружаются терапевтом в емкости с водой разной температуры, выполняется на основе знакомого по упражнениям жизненной практики упражнения для мытья рук.
Упражнения, предлагаемые ребёнку, должны соответствовать его возможностям, уровню развития, учитывать особенности нарушений и компенсаторные стратегии. Желательны повторения изученных способов работы, в том числе на модифицированном материале упражнений. Заканчивать работу желательно на фоне успешного выполнения. Одним из залогов успешности является правильный выбор степени сложности упражнения.
Во время терапевтической работы с материалом дозируется степень самостоятельности ребёнка, она определяется его возможностями. Каждый раз терапевт должен стремиться так организовать работу ребёнка, чтобы тот был максимально активен. Терапевт активно наблюдает и оказывает помощь ровно настолько, насколько это необходимо, следуя выражению Марии Монтессори, так озвучивавшей призыв ребёнка: «Помоги мне это сделать самому!».
В терапевтической ситуации ребёнок далеко не всегда способен пользоваться свободой, например, свободой выбора. В этом случае терапевт заранее выбирает несколько упражнений для работы. Выбор из 4-5 упражнений оказывается для ребёнка доступным. Несомненно, выбор должен опираться на представление о том, какие упражнения в первую очередь помогут достигнуть терапевтической цели.
Статья из журнала «Монтессори-клуб» № 5 (25) 2010 г.
Как и где узнать о педагогике Монтессори больше?Предлагаем Вам стать участником программы «Монтессори-педагогика для всех». Это платная рассылка серии из 48 писем, каждое из которых включает в себя подборку статей о педагогике Монтессори, задания для самоконтроля и мультимедийные материалы.Автор программы Елена Хилтунен: Монтессори-педагог, инициатор и родоначальница возрождения монтессори-педагогики в России, эксперт Ассоциации монтессори-педагогов России, автор более 30-ти книг о педагогике Марии Монтессори.
Приглашаем на занятия малышей вместе со значимыми взрослыми
Для кого программа Parent Infant
Мы ждем на занятия в группу малышей от 9 месяцев до 2 лет в сопровождении значимого взрослого. Чаще всего на занятия с ребятами приходят мамы, но мы рады видеть и приглашаем присоединяться к ним пап, бабушек, нянь — всех, кто принимает активное участие в воспитании.
Время работы
Каждый понедельник и среду с 17:30 до 19:00
Как проходит занятие
Занятие проходит в подготовленной среде с учетом потребностей маленьких посетителей — все в классе от мебели до столовых приборов подобрано так, чтобы детям было комфортно, уютно, безопасно и полезно.
Во время занятия вы можете получить консультацию монтессори-педагога по возникающим вопросам — как сделать дом по-монтессори, какие игрушки лучше выбрать для разного возраста, почему границы для ребенка так же важны как сон и питание и многое другое.
Программа класса — хороший способ познакомиться с методом Марии Монтессори, понять как он работает, оценить — подходит ли эта методика вам и ребенку.
Какие результаты
Главный результат — ясность.
Вы — значимый взрослый для ребенка, главный источник ценностей и подходов к воспитанию — понимаете, хотите ли вы такого образования для своего ребенка или нет.
Ожидания
Не стоит ждать анимационного шоу, развлекательных игр, ростовых мыльных пузырей и набора для изучения английского языка с помощью кинетического песка.
Монтессори-класс — это пространство свободной, спокойной, доброжелательной атмосферы, которая предполагает вовлеченное участие взрослого.
Что еще важно знать
- Посмотреть больше фотографии с занятий можно в нашей галерее
- Чтобы записаться на пробное занятие позвоните нам по телефону +7 (495) 005 20 30, напишите в любой удобный для вас месседжер +7 (925) 389-07-20 или заполните простую форму
- Ознакомьтесь с памяткой о том, что взять с собой и как подготовиться к занятиям
Детский центр «Монтессори-студия «Апрель», м. Аэропорт, Сокол. Москва
Детский центр «Монтессори-студия «Апрель», м. Аэропорт, Сокол. Москва
Если вашему малышу от 8 месяцев до 3 лет, приглашаем его и вас к нам в Детский центр «Монтессори — студия «Апрель» на развивающие занятия по методу Марии Монтессори в группы «Вместе с мамой»!
Детский центр «Монтессори — студия «Апрель» расположен на ул. Академика Ильюшина, д.4, до нас всего 5 минут ходьбы от метро Аэропорт и 15 минут от м. Сокол, Москва (САО). К нам также приходят дети, живущие у метро Динамо, Октябрьского поля, Белорусской, Маяковской, Дмитровской, Савеловской, ЦСКА. У нас бесплатная парковка!
Мы сторонники домашнего уюта! В наших небольших группах до 5 человек!
Большая часть времени на наших занятиях посвящена свободной работе ребенка с Монтессори-материалами. У нас хорошая Монтессори-среда — несколько сотен видов деятельности! Все материалы взаимосвязаны и образуют единую развивающую среду для детей от 8 месяцев до 3 лет. Материалы рассчитаны на то, что ваш ребенок будет работать с ними самостоятельно (после презентации) под чутким наблюдением опытного педагога. Они имеют точный алгоритм, выполнение которого приводит к ожидаемому результату. По мере освоения материала, ребенок сможет усложнять задачу, проявляя творческий подход и приобретая новые умения.
В процессе самостоятельной работы ваш малыш овладеет навыками самообучения, саморазвития и самовоспитания, научится принимать решения, уважительно общаться с окружающими. А то, что заложено в раннем детстве, остается с нами навсегда!
На занятиях ваш ребенок будет также заниматься творчеством, музыкой, окружающим миром, смотреть кукольные спектакли.
Итак, развивающие занятия в Детском центре «Монтессори — студия «Апрель» это:
сенсомоторное развитие;
развитие речи и подготовка руки к письму;
подготовка к освоению математики и упражнениям в практической жизни;
творческое и музыкально-ритмическое развитие;
обучение восприятию сказки и театрального представления;
развитие социально-коммуникативных навыков.
Монтессори-группы принципиально разновозрастные. Младшие дети с огромным интересом учатся у старших, которые являются для них примером. Старшие заботятся о малышах, помогают им, тем самым приобретая совершенно необходимые для жизни навыки общения.
В Детском центре «Монтессори — студия «Апрель» ваш ребенок будет гармонично развиваться, становясь самостоятельной, высоко мотивированной личностью.
Занятия в нашем клубе — это комфортная подготовка к детскому саду — вместе с мамой, в уютной обстановке, без стресса. Независимо от того, выберете ли вы в будущем частный детский сад Монтессори или обычный садик, после наших занятий ваш ребенок будет к нему абсолютно готов.
Приходите! Мы ждем вас и вашего малыша! Обязательно запишитесь на пробное занятие!
Здесь вы можете узнать об истории создания нашего центра.
Непременно прочтите отзывы наших клиентов!
Пять великих уроков Монтессори
Как живые существа, общение и числа влияют на работу каждого существа на Земле
Мария Монтессори дает педагогам простой совет: «Самый большой признак успеха для учителя — это способность сказать:« Дети сейчас работают так, как будто меня не существует ». Мы, учителя, можем только помочь в текущей работе, поскольку слуги ждут хозяина ».
«Цель жизни — подчиняться скрытой команде, которая обеспечивает гармонию между всеми и создает все более лучший мир.Мы созданы не только для того, чтобы наслаждаться миром; мы созданы для того, чтобы развивать космос », — сказал Монтессори.
В первых двух Великих Уроках исследуются Вселенная, Земля и хронология жизни. Начиная с Большого взрыва, студенты узнают, как образовалась Земля, и — исходя из своих интересов — сосредотачиваются на смежных темах, таких как астрономия, метеорология, химия, физика, геология и география. Как? Их любопытство!
После того, как учителя усвоили концепцию Вселенной и Земли, они обсуждают временную шкалу жизни с помощью десятков диаграмм и последующих обсуждений во втором уроке.Начиная с микроорганизмов, растений и животных, студенты разветвляются, чтобы узнать о разнообразии жизни и работе, которую каждое живое существо вносит в жизнь.
С первого дня занятий в начальной школе учителя Монтессори показывают, как вселенная, жизнь, животные, общение и числа возникли, чтобы внести свой вклад в жизнь на Земле.
Согласно первому замыслу Марии Монтессори, первой женщины-врача в Италии, когда детям разрешается учиться в их собственном темпе, исходя из собственных интересов, они, в конечном счете, берут в свои руки контроль над своим образованием.
«Мы должны помочь ребенку действовать за себя, будет за себя, думать за себя; это искусство тех, кто стремится служить духу », — сказала она.
Как результат своей философии, она создала учебную программу, направленную на то, чтобы помочь каждому ребенку найти радость в обучении. Суть этого обучения содержится в «Пяти великих уроках» — учебнике о том, как все взаимодействует со всем остальным.
Как сказал д-р Монтессори: «Развитие ребенка идет по пути последовательных стадий независимости, и наше знание этого должно направлять нас в нашем поведении по отношению к нему.Мы должны помочь ребенку действовать, действовать и думать самостоятельно. Это искусство служения духу, искусство, которое можно практиковать до совершенства, только работая среди детей ».
Итак, вот разбивка по пяти урокам.
Первый великий урок: пришествие Вселенной и Земли
С первого дня занятий в начальной школе мы наглядно демонстрируем, как были сформированы Вселенная и Земля. В виде обзора учителя проводят эксперименты, которые помогают превратить один большой урок в множество небольших уроков.
С помощью 80 больших наглядных таблиц и соответствующих уроков мы фокусируемся на любопытстве и энтузиазме каждого ребенка, чтобы представить новые темы, такие как астрономия, химия, физика, геология и география. Просматривая каждую таблицу, студенты видят, о чем они хотят узнать больше.
Затем они продолжают в своем собственном темпе, чтобы узнать больше на эту тему, наблюдая за тем, что делают другие дети.
Именно этот процесс развития любопытства, энтузиазма и вдохновения помогает учащимся лучше понять Вселенную, Землю и ее взаимосвязанные научные компоненты.И когда ваш ребенок что-то обнаруживает самостоятельно, это остается с ним и запечатлевается в более глубоком понимании.
Именно это чувство самопознания является наиболее важной частью стратегии непрерывного обучения по методу Монтессори. Когда знания запечатлеваются или внедряются, они имеют большее влияние.
Второй великий урок: пришествие жизни
У каждого живого существа есть своя работа, чтобы внести свой вклад в жизнь на Земле. Из визуальной временной шкалы жизни, которая разбивает эпохи, эволюцию, вымирание и тому подобное, мы узнаем о динозаврах, животных, растениях и микроорганизмах — и о том, как все они связаны посредством тем и экспериментов.
Например, поговорим о фотосинтезе. На одном графике маленькие человечки работают на фабрике. Некоторые работают с корневой системой, чтобы увидеть, как растения добывают питательные вещества. Другие поглощают листья от солнца и забирают кислород. В конечном итоге выбросы CO2 и рост растений объясняются работой каждого человека.
Результат Второго великого урока: обучение разнообразию жизни с помощью биологии, ботаники и среды обитания.
Ключ к методу Монтессори — это индивидуальный ребенок — ребенок, который может работать с выбранной скоростью под руководством опытного учителя, который знает немного обо всем и знает множество способов вдохновить ребенка.Это принципиально иной подход, чем как в религиозных начальных школах, так и в концепции группового заучивания «единой школьной системы».
Теперь давайте посмотрим на учебные программы начальной школы, которые преподаются в трех, четвертом и пятом уроках.
Третий великий урок: люди приходят на Землю
Что делает человека особенным? Как мы эволюционировали от жизни в пещерах и разжигания огня до создания инструментов и машин? Что есть у человека, чего нет у животных, и что отличает нас от других?
учителя Монтессори сосредотачиваются на этих извечных вопросах как способе раскрыть творческие способности в уме каждого ребенка.
И да, именно наши умы, руки и эмоции помогли отделить нас от всех остальных.
Благодаря открытиям и изобретениям люди стали доминирующим видом на планете. Человек создал яркую историю от инструментов, сельского хозяйства и приготовления / хранения пищи до жилья, транспорта, медицины, искусства и духовности. Самое главное, дети учатся понимать свое существование, свое место в мире и свою личную ответственность за улучшение общества и вселенной.
Четвертый великий урок: общение и письмо
Люди всегда использовали язык, изображения и символы для общения друг с другом. От ворчания и жестов рук до появления письменного алфавита и, в конечном счете, печатного станка, человек всегда искал способы записать то, что он видит и что чувствует.
Именно здесь, в Четвертом уроке, учителя Монтессори подробно изучают народные сказки, мифологию, язык, алфавиты, грамматику, структуру предложений и изучение слов.От наскальных рисунков до египетских иероглифов и греческих и латинских букв, этот урок позволяет детям сосредоточиться — по своему усмотрению — на чтении, письме и языке.
Может быть, это начинается со слова «и» — слова, объединяющего предложения.
Или, может быть, слова нарезаны, чтобы учащиеся могли изучить процесс анализа слов.
Однако в каждом случае мы общаемся вместе.
Расширенный урок: мы можем понять людей по нашей общей истории, рассказам, литературе, поэзии и музыке.
Пятый великий урок: числа
Общий язык человечества — математика. За нашу 30 000-летнюю историю человек построил систему чисел, которая эволюционировала от понятий нуля и единицы до арифметики, геометрии и «бесконечности и далее».
История чисел помогает студентам узнать о применении этих чисел в таких областях, как изобретение календаря, систем и единиц измерения и экономической географии.
Краткое изложение пяти великих уроков
В обстановке Монтессори уроки вызывают энтузиазм. С помощью демонстрационных обзоров наши учителя стремятся вызвать азарт и любопытство, чтобы дети могли исследовать самостоятельно.
В этом суть философии начальной школы по методу Монтессори — дети работают в своем собственном темпе с высококвалифицированными, специализированными учителями, которые дают им свободу добиваться успеха на их собственном уровне.
В мире механического заучивания в государственных школах или креационизма, основанного на вере, метод Монтессори предоставляет вашим детям элементарный план обучения, позволяющий им расти в своем собственном темпе.
В этом отличие Монтессори — стремление воспитать любознательных детей, которые вырастут любителями образования на протяжении всей жизни и с пониманием того, как все вплетено в ткань всего остального.
Составление плана урока Монтессори
Хорошо составленный план урока Монтессори имеет большое значение
Чтобы написать отличный план урока Монтессори, учитель должен учитывать как образовательные стандарты, так и способности ученика.
Хорошо составленный план урока преследует две цели.Первое. помогает учителю в подготовке урока. Во-вторых, дать директору возможность обеспечить соблюдение школьных стандартов.
Конечно, в идеале педагог должен планировать использование соответствующих Монтессори-материалов, понимать этапы развития и проводить урок в Монтессори-классе. Но если учесть все эти факторы, как преподаватель организует планирование уроков?
Обратите внимание: эта статья может содержать некоторые партнерские ссылки.
План урока Монтессори: элементы
Самыми важными элементами, которые педагог включает в свой план урока, являются: наименование типа урока, определение предварительных условий, установка объектов и перечисление материалов. Затем педагог тщательно планирует язык , который она будет использовать для проведения урока. Она также предвкушает некоторые вопросы, которые может задать ее ученик. Наконец, учитель завершит план урока Монтессори, назвав будущих уроков и занятий .
Совет: Прокрутите статью до конца, чтобы увидеть инфографику, удобную для Pinterest, которая поможет вам запомнить этапы планирования урока.
Шаг 1. Назовите урок
Первый шаг к созданию плана урока прост. Здесь учитель определяет новый навык, который он познакомит с учеником. В начальной школе название урока может быть таким: «Составление слов CVC» или «Сложение двух однозначных чисел вместе».
Шаг 2: Перечислите предварительные условия
На следующем шаге создания плана урока Монтессори педагог перечислит ранее освоенные навыки, навыки, которые необходимы для продолжения нового урока.
Здесь педагог должен оценить уровень готовности учащегося к новой информации.
Вопросы, которые он должен задать себе, включают:
- Демонстрирует ли ребенок хороший уровень уверенности в себе, чтобы овладеть этим новым навыком?
- Имеет ли студент разумный уровень организации для выполнения новых обязанностей, связанных с новой информацией?
- Насколько хорошо она овладела необходимыми навыками?
- Для урока ELA: хорошо ли ученик разбирается в таких понятиях, как фонематическая осведомленность?
- Для урока математики: понимает ли ребенок однозначное соответствие?
Составление списка предварительных условий и постановка правильных вопросов — важный второй шаг к написанию выдающегося плана урока Монтессори.
Шаг 3: Перечислите основную цель плана урока Монтессори
Важно, чтобы учитель определил четкий набор целей на третьем шаге плана урока Монтессори. Здесь учитель перечислит основную цель урока. Эта цель может быть похожей на название урока, но будет включать дополнительную информацию.
Великая цель включает в себя особых требований , которым ученик должен соответствовать, прежде чем он будет признан усвоившим урок.
Например, если урок называется «Создание слов CVC», основная цель может быть следующей: «Учащийся сможет создать три слова CVC (верх, швабра, поп), используя подвижный алфавит. Студент выполнит это задание со 100% точностью ».
Буквы наждачной бумаги включены во многие классические планы уроков Монтессори.Шаг 4: Перечислите бонусную цель
В дополнение к основной цели, которая напрямую связана с темой урока, учитель может определить бонусные цели.Бонусная цель — это любая цель, которую студент достигает в результате естественного результата урока.
Например, допустим, урок математики включает в себя подсчет 10 шариков с помпонами с помощью щипцов. Основная цель — понять соотношение предметов к числам. А бонусная цель — развить мелкую моторику, сжимая щипцы.
Для учителя Монтессори всегда полезно искать дополнительные цели, включать их в каждое запланированное мероприятие.
Шаг 5: Составьте список материалов
Ни один отличный план урока Монтессори не может быть выполнен без соответствующих материалов Монтессори. Поэтому следующий шаг к созданию плана урока — перечислить все элементы, которые вы будете использовать. Поначалу перечисление всех необходимых мелочей может показаться утомительным. Но если вы потратите какое-то время на копание в куче предметов в поисках важного, но неуловимого материала, который вам нужен, вы уже знаете, сколько времени экономит этот шаг.
Типичный план урока может включать такие предметы, как карандаш, блокнот, мелки и карточки Монтессори с 3 частями.
Шаг 6: Планирование проведения урока Монтессори
К этому моменту педагог уже хорошо организован. Он точно знает, как называется урок и какие предварительные навыки необходимы ученику. Он знаком как с основными, так и с второстепенными задачами. И он выписал список материалов Монтессори для урока.
Вооружившись всем этим домашним заданием, учитель готов спланировать, как он будет проводить урок.
Перво-наперво. Учитель должен решить, где будет проходить урок и сколько учеников будет участвовать в уроке.В домашней школе или в классе Монтессори группа часто состоит только из одного ученика.
После того, как решение о том, где и сколько было принято, учитель должен спланировать, как она будет описывать и моделировать новый навык для учащихся.
Это пример того, как опытный учитель Монтессори спланировал второй урок Монтессори-набора «Амфибии и рептилии» *:
❖ Пригласите ребенка поработать с вами.
— Рептилии и амфибии Brainy Kit, Урок 2
❖ Покажите и опознайте фотографию и фигурку кувшинок.Скажите: «Кувшинки — это растения, которые плавают на поверхности пруда. Лягушки и черепахи часто живут возле прудов. И лягушки, и черепахи хладнокровны. Это не значит, что кровь холодная, это означает, что температура у них такая же, как и у окружающей среды. Иногда лягушка или маленькая черепаха садятся на кувшинку или бревно, чтобы погреться на солнце и согреться ».
❖ Покажите две страницы с рисунками кувшинок. Скажите: «Давайте посчитаем эти кувшинки». (Их 12).
❖ Продолжайте: «Давайте посадим по одному животному на каждую кувшинку.»
❖ Далее достаньте карточки с фотографиями различных лягушек и черепах. Скажите: «У меня есть фотографии настоящих лягушек и черепах. Посмотрим, сможешь ли ты найти фигурку, которая соответствует изображению «.
❖ Разложите карты по одной и назовите лягушку или черепаху. Попросите ребенка поместить соответствующую фигурку на карточку или рядом с ней. (Имена внизу).
❖ Продолжайте: «Все животные должны защищаться от хищников (животных, которые могут их съесть). Как вы думаете, как черепахи защищаются? (Их панцири твердые.) Вы заметили, что некоторые лягушки ярко окрашены? Это тоже форма защиты. У лягушек нет панцирей, но некоторые из них создают токсин или яд. Яркие цвета предупреждают хищников, что они ядовиты и могут вызвать болезнь или смерть, если хищник решит их съесть ».
❖ Закончите словами: «В следующий раз мы узнаем больше о черепахах.
* Все Brainy Kits поставляются с 7 полными планами уроков, готовыми для использования в классе Монтессори или на дому.
Шаг 7: Предвосхищение вопросов
Вопросы у внимательного ученика неизбежно. Учитель Монтессори часто предвидит возможные вопросы. Если она какое-то время работала с ребенком, она также может знать, с какими уникальными трудностями может столкнуться ученик.
Шаг седьмой к созданию плана урока Монтессори — предугадать вопросы и способы их решения. Например, если в уроке используется подвижный алфавит, одна из возможных проблем может заключаться в том, что учащийся не может определить букву.
Полезно перечислить как потенциальные вопросы, так и возможные ответы или решения. Если вы в тупике, здесь вам может помочь быстрый поиск в Google. Помните, что с практикой эта часть тоже становится легче. Чем больше вы учите, тем чаще вы обнаруживаете, что некоторые вопросы и трудности встречаются очень часто — и их легко предвидеть. Например, почти все дети сначала путают буквы b и d. А быстрый поиск в Google «как отличить буквы b от d» предоставит вам множество потенциальных решений.
Шаг 8: Составьте список будущих мероприятий
Мы почти закончили планирование урока Монтессори!
Но прежде чем вы закончите, пора заглянуть в будущее. Хороший план урока должен включать два-три задания, которые будут построены на этом уроке. В конце концов, текущий урок — это лишь предпосылка для будущих уроков.
На этом этапе учитель должен спросить себя: «Каким навыкам я могу научить, когда мой ученик овладеет навыками этого урока?» Наличие учебной цели помогает учителю идти в ногу со временем и гарантирует, что информация, которую он охватывает, актуальна и полезна для ее учеников.
Оставайтесь гибкими: неофициальный шаг 9 плана урока Монтессори
Хотя это и не является строго частью процесса планирования урока Монтессори, тем не менее это важный шаг. Важно помнить — все ученики не похожи друг на друга. Независимо от того, насколько хорош ваш план урока, часто требуется некоторая гибкость. Если вы обнаружите, что вам необходимо отклониться от урока, не думайте об этом как о неудаче. Вместо этого считайте это опытом обучения. С этим новым опытом ваш следующий урок будет намного лучше.
В конце концов — мы не просто учителя, и мы здесь не только для того, чтобы написать план урока Монтессори. Мы тоже студенты. Как и наши студенты, пока мы продолжаем учиться, мы будем расти.
Как провести замечательный урок, как учитель Монтессори — Дитя секвойи
Перед тем, как дать задание ребенку в возрасте от 2 до 6 лет, учитель Монтессори почти всегда дает «урок», чтобы продемонстрировать упражнение, пока ребенок смотрит. Монтессори твердо верил в важность хорошего моделирования, написав:
«Таким образом, уроки индивидуальны, и краткость должна быть одной из их главных характеристик.Данте дает учителям превосходный совет, когда говорит: «Пусть подсчитываются слова твои». Чем тщательнее мы отбрасываем бесполезные слова, тем более совершенным будет урок ». ( из Метод Монтессори)
Пять правил дорожного движения
Не забывайте сесть рядом с ребенком , а не поперек стола. Это позволяет ребенку увидеть работу с вашей точки зрения. Мы часто рекомендуем сесть слева от ребенка, если ребенок правша.
Позвольте вашим пальцам говорить большую часть . Говоря очень тихо и только при необходимости, вы будете обращать внимание ребенка на свои руки и то, как они взаимодействуют с материалами.
Моделирование действий с слева направо . Это сделано намеренно. Он подготавливает ребенка к чтению и письму, которое также ориентируется слева направо.
Преувеличивайте свои движения особенно в отношении ухода за материалами.Если вы хотите, чтобы ваш ребенок заботился о работе и не был беспечным, убедитесь, что вы тоже это смоделируете. Обнимите материалы, если хотите, пока вы их достаете. Они особенные.
Обратите внимание, что формальных уроков не всегда необходимы . Используйте свои инстинкты, чтобы определить, когда сократить урок или позволить ребенку работать даже без урока. Если ребенок занят, немного его вытяните. Если вы быстро теряете интерес, предложите ребенку по очереди. Малыши особенно часто не могут выдержать длительные формальные уроки.Для малышей моделирование должно быть очень кратким.
Сосредоточьтесь на ребенке
Мария предупреждает нас делать все возможное, чтобы убрать из урока наше собственное эго и индивидуальность. Когда основное внимание уделяется вовлечению ребенка в материал, формальный урок будет наиболее эффективным. Однако, как опытный учитель, я могу сказать вам, что также важно установить очень реальную физическую человеческую связь с ребенком … в противном случае робот мог бы давать уроки!
Откройте для себя практические, сенсорные, языковые и математические упражнения
Монтессори — это педагогическая педагогика, которая фокусируется на отдельном ребенке и его потребностях.Концепции педагогики были объединены доктором Марией Монтессори в начале 20 века. Ее концепции относительно обучения детей, основанные на их потребностях и личных интересах, привели к сегодняшнему образовательному методу Монтессори. В классе Монтессори 3-6 есть четыре области обучения:
В этом разделе работы ребенок находит материалы и упражнения из своей повседневной жизни, например, переливание воды из кувшина в стакан или обучение завязыванию завязки. шнурки. Эти занятия помогают ребенку должным образом позаботиться о себе, чтобы он мог чувствовать себя независимым и не полагаться на взрослых в своих основных потребностях.
Задания в этом разделе позволяют ребенку улучшить каждое из своих чувств. Он станет ребенком, который сможет ценить различия в цвете и текстуре, организовывать свои мысли и объекты в своей среде и у которого будет тонкое чувство высоты звука благодаря музыке, которую он может слышать вокруг себя.
Ребенка учат языку на определенной последовательности уроков, где он впервые узнает о различных звуках в слове. Затем ребенок изучает язык фонетически до тех пор, пока его не учат различным «правилам» данного языка и исключениям из тех правил, которые ему необходимо знать, чтобы бегло читать и писать по буквам.
Ребенок сначала учится считать от 1 до 10, понимая, что эти числа представляют собой определенную сумму. Благодаря каждому материалу ребенок будет изучать сложение, вычитание, умножение и деление и по-настоящему понимать, что каждый из них означает в их более глубоком смысле. Благодаря этому методу обучения Монтессори предлагает ребенку прочную и прочную основу в понимании математики.
В целом, что отличает этот метод обучения от традиционной формы обучения, которую мы используем сегодня, так это то, что учитель не стоит перед классом и не преподает каждому ребенку один и тот же урок сразу.Каждому ребенку разрешено учиться в своем собственном ритме таким образом, чтобы он чувствовал себя так, как будто он на самом деле не учится и не учится.
Монтессори назвала этот способ обучения «подготовкой ребенка к успеху». Учитель помогает ребенку выполнять небольшие упражнения, в которых ребенок преуспеет. Со временем сложность упражнений возрастает, но из-за того, что процесс обучения так хорошо продуман, ребенок никогда не чувствует, что обучение — это борьба.
уроков практической жизни Монтессори ⋆ Сахар, специи и блеск
Добро пожаловать в нашу коллекцию сообщений практической жизни Монтессори.
Здесь вы найдете уроков практической жизни , идеи о том, как вовлечь детей в повседневный практический жизненный опыт (в соответствии с уровнем развития), а также некоторую справочную информацию о , почему и как практическая жизнь используется и подчеркивается в Метод Монтессори.
Практическая жизнь — это больше, чем просто обучение детей навыкам, которые они будут использовать в своих повседневных задачах, — это формирование чувства порядка и привычки выполнять процессы и шаги в нашей работе, что помогает в дальнейшем обучении.
Практические жизненные задания помогают развивать мелкую и крупную двигательные мышцы и способности, а также дают детям чувство гордости за хорошо выполненную работу. И они вовлекают детей в мир обучения Монтессори.
Краткое введение в основы (и простоту) практических уроков можно найти здесь.
Мы также часто используем приглашения на практическую жизнь в наши занятия.
Мы пишем практические сообщения о жизни каждую неделю (обычно по четвергам), поэтому, если вы хотите оставаться в курсе, подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную или ежедневную рассылку, которая доставляется прямо на ваш почтовый ящик.
Большинство наших постов о практической жизни написано замечательной Бет Холли из «Лексикона Монтессори».
Мне также нравится прикреплять отличные идеи практической жизни, которые я вижу в Интернете, поэтому, если вы работаете в Pinterest, вы, возможно, захотите подписаться на мою доску:
Подписывайтесь на доску Дженнифер Тэмми «Обучение практической жизни» в Pinterest.
Уроки практической жизни:
Щелкните любое из изображений ниже, чтобы перейти на соответствующий урок практической жизни Монтессори:
Если вы хотите быть в курсе наших практических уроков по жизни, а также других учебных материалов, идей для родителей и простых полезных рецептов, подпишитесь на нашу ежедневную или еженедельную рассылку новостей:
бесплатных видеоуроков Монтессори онлайн
Если вы являетесь родителем или учителем, который не учился на Монтессори, но хотел бы использовать упражнения Монтессори, вы найдете онлайн-видео, которые будут чрезвычайно полезны.Гораздо легче чувствовать себя уверенно, проводя презентации Монтессори, когда вы видели, как кто-то представляет упражнения Монтессори, даже если они находятся на YouTube, а не лично.
Есть несколько потрясающих видео Монтессори, доступных бесплатно в Интернете. Вот некоторые из моих любимых бесплатных видеоресурсов Монтессори для уроков:
My Works Montessori — замечательный ресурс с множеством бесплатных уроков на YouTube.
Пример: «Сенсорный урок Монтессори — Цилиндровый блок I»
Информация В Монтессори есть много основных уроков Монтессори, которые показывают, как ясно и просто преподносить традиционные материалы Монтессори.
Пример: «Монтессори — Практическая жизнь — Предварительные упражнения — Засыпание зерна»
Мария Монтессори имеет несколько уроков по материалам, а также «Обучение чтению в Монтессори» (8 очень коротких, но полезных видео).
Пример: «Обучение чтению в Монтессори, часть 2»
Montessori Live предлагает множество обучающих видео по Монтессори, которые часто включают обсуждение целей материалов и того, как они представлены.
Пример: «Обсуждение с учителем: представление геометрических тел Монтессори»
Еще один очень полезный и вдохновляющий видео-ресурс для родителей и учителей, которые хотели бы использовать принципы и методы Монтессори, — это увидеть Монтессори в действии в школах Монтессори. Если вы хотите увидеть несколько отличных примеров Монтессори в действии, обязательно ознакомьтесь с моими школами Монтессори — видео-идеи и категория вдохновения.
ОБНОВЛЕНИЯ:
У «Живой Монтессори» теперь есть канал «Живая Монтессори» на YouTube с занятиями и уроками Монтессори для родителей!
Пример: «Научите ребенка звукам букв, используя принципы Монтессори»
Смотрите мои сообщения с другими обучающими видео Монтессори:
Узнайте больше о моей электронной книге « Монтессори дома или в школе: как это сделать».Учите благодати и вежливости !
Монтессори дома! электронная книга и Монтессори дома! Электронная книга и комплект материалов — УДИВИТЕЛЬНЫЕ ресурсы! Вы можете узнать о них больше здесь. Купите их в магазине Living Montessori Now.
Если вы впервые посещаете Living Montessori Now, добро пожаловать! Если вы еще этого не сделали, присоединяйтесь к нам на нашей странице Living Montessori Now в Facebook, где вы найдете бесплатную распечатку дня и множество идей и идей для воспитания и обучения! И, пожалуйста, подпишитесь на меня в Pinterest (множество форумов, посвященных Монтессори, праздникам и темам), Instagram и YouTube.Вы также можете найти меня в блогах и Твиттере.
И не забудьте один из лучших способов подписаться на мою еженедельную рассылку. В процессе вы получите отличные подарки!
Геометрические твердые тела. Фотография Стивена Деполо, Flickr Creative Commons (лицензия).
уроков
Время работы в классе Монтессори — это сочетание совершенствования предыдущих навыков и работы с получением новых уроков. Огромная ценность и акцент в повторении и повторении уже известных работ.Повторение работы важно как при освоении этих работ, так и при подготовке к будущим работам. Презентация новых уроков также жизненно важна для дальнейшего индивидуального развития каждого ребенка. В классе Монтессори важно проводить новые уроки в подходящий момент.
В Наука за гением, Анджелина Столл Лиллард утверждает:
Чтобы добиться максимального интереса (к предмету), доктор Монтессори отметил, что урок должен проводиться в подходящий момент в развитии ребенка.Если давать слишком рано, детям будет слишком сложно, а если давать слишком поздно, ребенку это надоест. В любом случае ребенку это не будет интересно. Поэтому учитель несет ответственность за очень пристальное наблюдение за детьми, стремясь представить каждый материал каждому ребенку в тот момент в его развитии, когда этот урок будет особенно интересным .
Итак, как нам решить, когда ребенок готов к новому уроку?
Мы много наблюдаем в классе.По мере того, как мы наблюдаем, мы ищем признаки того, что ребенок готов продвигаться вперед с концепцией в определенной области. В частности, к признакам готовности к новым урокам относятся…
- Скука или отыгрывание. Ребенок может начать терять интерес к текущим работам, которые ему доступны, он может немного больше бродить по классу или может начать беспокоить других во время работы, потому что произведения ему не интересны.
- Наблюдая за другими. Ребенок может быть намерен внимательно наблюдать за другими с работой, которую ему интересно получить на уроке.Каждый раз, когда кто-то выбирает эту конкретную работу, ребенок может внимательно наблюдать, сидя рядом.
- Удобство работы. Повторно выполняя определенную работу, ребенок может с легкостью начать ее выполнять. Он также может начать показывать эту работу другим, взяв на себя роль учителя. Ребенок демонстрирует владение этим конкретным навыком.
- Прямо на урок. Изучив класс, ребенок может подойти к Реджине или ко мне и попросить о конкретном уроке. Хотя иногда мы можем удовлетворить эту просьбу, бывают случаи, когда сначала необходимо выполнить мастеринг других работ.
- Интерес к определенной сфере. Ребенок может снова и снова выбирать работу из одной области. Он может выполнять несколько однотипных работ или переходить от самого простого к более сложным работам в одной области.
Наблюдая за всем вышеперечисленным, мы также смотрим на навыки каждого конкретного ребенка. Вышесказанное должно сочетаться с развивающейся подготовкой ребенка к уроку. У ребенка может быть «академическая готовность» к определенной работе; но не организации или рабочих привычек, чтобы перейти к более сложным работам.Интерес ребенка также играет огромную роль в готовности к новым занятиям. Ребенок может освоить определенную работу, но у него еще нет интереса двигаться вперед.
«… мы здесь, чтобы предложить эту жизнь (ребенка)… средства, необходимые для его развития; и сделав это, мы должны с уважением ждать этого развития ». Мария Монтессори.
Дженни Формон работает в Шарлотте Монтессори с 1995 года. Ей нравится учиться в классе, а также делиться философией Монтессори с другими.