Зпр что это: Задержка психического развития — Википедия – 4 вида задержки психического развития ребёнка и какие существуют методы лечения

Содержание

ЗПР — задержка психического развития

Содержание:

Определение задержки психического развития (ЗПР) у детей
Виды задержки психического развития (ЗПР)
Причины задержки психического развития (ЗПР)
Признаки задержки психического развития в раннем возрасте (1-3 года)
признаки ЗПР в дошкольном и школьном возрасте (4-9 лет)
Как отличить ЗПР от аутизма?
Лечение ЗПР

Задержка психического развития — что такое ЗПР?

Задержка психического (ЗПР) — это отставание ребенка в развитии в соответствии с календарными нормами его возраста, без нарушения коммуникации и моторики. ЗПР является пограничным состоянием и может говорить о серьезных органических поражениях мозга. У части детей ЗПР может быть нормой развития, особенным складом психики (повышенная эмоциональная лабильность).

Если задержка психического развития сохраняется после 9 лет, ребенку ставят диагноз “умственная отсталость”. Замедление темпов психического развития обусловлено более медленным созреванием нейронных связей в мозге. Причиной данного состояния в большинстве случаев является родовая травма и внутриутробная гипоксия плода.

Виды задержки психического развития (ЗПР) у детей.

ЗПР классифицируют следующим образом:

Задержка психоречевого развития конституционного происхождения. Кратко — это особенность психического устройства отдельного ребенка, соответствует норме развития. Такие дети инфантильны, эмоционально похожи на детей младшего возраста. Коррекция в таком случае не требуется.

Соматогенная задержка психического развития относится к болезненным детям. Ослабленный иммунитет, частые простудные заболевания, аллергическое реакции приводят к замедленному развитию головного мозга и нейронных связях. К тому же из-за плохого самочувствия и госпитализации ребенок проводит меньше времени за играми и учебой.

ЗПР психогенной природы — возникает из-за неблагоприятной ситуации в семье, недостаточном внимании близких, педагогической запущенности.

Вышеперечисленные виды ЗПР не представляют угрозы дальнейшему развитию ребенка. Достаточно педагогической коррекции: больше заниматься

Что такое ЗПР и какие признаки задержки развития у ребенка

ЗПР у ребенка - что делатьДиагноз задержки психического развития ставится детям с медленным развитием некоторых функций мышления, внимания, памяти, эмоциональной и волевой сферы, которое не дотягивает до общепринятых норм определенного возраста. Первые симптомы ЗПР проявляются в развитии дошколят и ребят младших классов.

Скорее всего, задержка психического развития диагностируется при прохождении тестов перед поступлением в первый класс. У ребенка преобладают детские игровые интересы, ограничено объективное представление, нет положенных для его возраста знаний, мышление отличается незрелостью, мозг интеллектуально обеднен, заторможена его работа.

Задержка психического развития ребенка

Синдром характеризуется замедлением психомоторных и психических функций, недостаточной скоростью их созревания. Эти нарушения способствуют медленной зрелости личности, неразвитым эмоциям, воли и памяти. Отставание развития проявляется в недостаточном развитии мыслительных процессов, неспособности анализировать информацию, обобщать полученные сведения, классифицировать, абстрагировать, синтезировать представления. Нарушения могут компенсироваться и развиваться в обратном направлении.

ЗПР у детей приводит к тому, что ребенок вместо интереса к новым знаниям стремится к получению удовольствия от игр, имеет неустойчивый интерес, в развлечениях предпочитает перемены. Часто такие дети имеют завышенную самооценку и считают себя лучше других, что не соответствует действительности.

Задержка психического развития у ребенка - диагностикаНа занятиях в группе детского сада или в школе такие ребята не контролируют внимание, часто переключаются с одного предмета на другой, утомляются быстро. Логические задачи доставляют значительные трудности в решении, при анализе не могут определить причины и следствия какого-нибудь действия. При описании и характеристике предметов не выделяют существенные признаки, что не дает им элементарного представления о вещах и стандартных явлениях.

В самостоятельных или групповых играх отсутствует умение организовать процесс без помощи со стороны. Младшие школьники в большинстве случаев страдают гиперактивностью, агрессивностью, тревожным мышлением. Задержка психического развития – это иначе рассматривается как инфантилизм, характеристикой которого служит физическая и психическая незрелость.

Диагноз ЗПР можно рассматривать как первопричину или вторичное следствие ранее проявленного нарушения одной из функций организма, например, расстройства речи. ЗПР — это тот фактор, который может возникнуть в комплексе синдрома дефицита внимания и гиперактивности или представлять собой психоорганический или церебрастенический синдром, причем проявления задержки психического развития могут сочетаться или выступать в качестве одиночной первопричины.

Распознавание и диагностика

Диагностика ЗПР - как выявить проблемы у ребенкаПоставить диагноз задержки психического развития можно только в результате комплексного сбора сведений от психологического, педагогического, логопедического, психотерапевтического, дефектологического обследования. Для распознавания ЗПР оценивается стадия развития психических процессов, двигательных возможностей, анализируются ошибки при решении задач из математики, упражнений письма и устного рассказа, определяется уровень развитости моторики рук. При возникновении даже небольших отклонений в указанных областях развития у ребенка родители должны обратиться к специалисту для выявления истинного положения вещей.

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Симптомы задержки психического развития у дошкольников

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

  • ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
  • к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
  • если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;
  • Основные признаки ЗПР у ребенка - таблицасимптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
  • в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
  • в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы.

Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

  • ЗПР у детей можно корректироватьесли школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
  • малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
  • во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
  • часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

  • Что такое ЗПР и ОУ - основные отличия
    при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
  • дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
  • ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.

Прогноз последствий и осложнений

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте.

Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Снижается уровень познавания новой информации, искажается письмо и речь, молодому человеку с некорректированной задержкой развития трудно найти подходящую профессию и освоить простые рабочие приемы. Чтобы избежать мрачного прогноза родителям следует выявлять отклонения своевременно и проводить лечение после появления первых признаков отставания.

Причины появления задержки умственного отставания в развитии

Педагогика при ЗПР - поможем ребенкуПоявление замедления психического развития зависит от различных причин, которые подразделяются на две категории:

  • органического характера, наследственных причин;
  • зависимости от социального окружения, неправильного педагогического влияния, эмоциональной депривации.

Органические причины

ЗПР возникает по причинам локальных изменений в мозговых зонах, произошедших во время внутриутробного развития. Это могут быть последствия материнских заболеваний токсической, соматической, инфекционной формы. Иногда такие поражения происходят вследствие асфиксии ребенка при прохождении по родовым путям.

Задержка развития ребенка- психическое развитие, нормыНемаловажным фактором может стать генетика, в соответствии с законами которой у ребенка появляется природная предрасположенность к задержке созревания мозговых систем. В большинстве случаев болезнь имеет неврологическую основу с симптомами дистонии сосудов, нарушением иннервации черепно-мозгового участка, гидроцелией. Все нарушения деятельности мозга, приводящие к замедлению развития, отлично прослеживаются на энцефалографии, характерным проявлением заболевания является активность дельта-волн и полное затухание альфа-ритмов.

Первичное замедление развития влечет вторичную задержку, которая отличается нарушением функций памяти, речи, объективного восприятия действительности, остановки внимания на требуемом предмете.

Социальные причины замедления развития сознания

Эти причины приводят к ЗПР, если ребенок находился и воспитывался с раннего возраста в неприемлемых условиях. К таким обстоятельствам относятся:

  • Если у ребенка ЗПР, следует постоянно консультироваться с психологомребенок не имел достаточного количества стимулов для нормального развития;
  • налицо материнская и эмоциональная депривация;
  • малышу не уделяли внимания педагоги, что привело к запущенности;
  • не было возможности овладеть простыми навыками;
  • алкоголизм родителей, сиротство в раннем возрасте;
  • постоянные скандалы в семье, нестабильность, ограничение общения со сверстниками;
  • некоторые исследователи в этой области указывают на причину педагогической запущенности неправильное и равнодушное отношение учителя к своему ученику без учета индивидуальных особенностей;
  • плохое и скудное питание, не обеспечивающее поступление в организм достаточного количества минералов и витаминов.

Очень часто в формировании замедленного развития принимают участие две группы факторов – природная и социальная. Ребенок, имеющий предрасположенность, попадает в неблагоприятные условия развития, и его наследственность начинает проявляться.

В результате страдают не только механизмы мозгового развития, но и подключаются психотравмирующие факторы, которые приводят больного пациента к остановке развития. Если происходит плотное сочетание причин из двух категорий, то ликвидировать ЗПР становится труднее в зависимости от величины поражения. В большинстве такое неблагоприятное сочетание приводит личность к полной дезадаптации в социуме.

Разновидности задержек психического развития

Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:

  • конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
  • соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
  • психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
  • церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.

Характеристика признаков задержки в зависимости от причины возникновения

Конституционная задержка развития

Ребенок, отнесенный к такой категории, останавливается не только в психологическом плане, но и физиологические параметры также не дотягивают до нормы, такие дети имеют маленький вес, недостаточный рост. Характерным является интерес ко всему новому, дети немного инфантильны, уживчивый нрав становится причиной, по которой многие из ребят находят друзей в своем окружении. Индивидуумы такой категории обычно ласковые, с положительными эмоциями, на уроке много разговаривает и не умеет концентрировать внимание на одном предмете.

ЗПР по причине соматогенного происхождения

Возможные причины ЗПР - особенные детиДети этой категории приобретают задержку развития в результате вмешательства в функции мозга извне. У таких детей сохранен интеллект, но дисфункция мозга приводит к психическому виду инфантилизма и стойкой астении. Такие личности постоянно нуждаются в поддержке, скучают по близким людям, постоянно находятся в плаксивом расположении духа, затрудняется адаптация в социуме. Отличаются отсутствием инициативы, беспомощностью, пассивностью, нелепыми поступками.

Психогенные причины задержки развития

В таких случаях абсолютно здоровые дети в физическом плане воспитываются в неблагоприятных условиях. Это может быть детский дом или безнадзорность в семье. Эмоциональные переживания, связанные с недостатком материнского тепла, отцовской поддержки, повторение однообразных контактов в ограниченном коллективе приводит к отставанию развития ребенка. Неблагополучная социальная обстановка, в которой воспитывается малыш, становится причиной задержке психогенного и интеллектуального развития.

Психотравмирующие обстоятельства перерастают в педагогическую запущенность. У ребят из таких социальных групп наблюдается инфантильность, несамостоятельность, они ведомы, пассивны, не анализируют поступки. Поведение отличается повышенной агрессивностью, в случае проявления чужого давления, наоборот, раболепное подчинение, покорность, приспособленчество к грубому обращению.

Церебрально-органические причины задержки развития

Органические причины ЗПР - неправильное развитие плода и другие проблемыЗПР вызывается органическими поражениями мозга из-за инфекционных заражений в первые месяцы жизни, патологических изменений во время беременности или травм во время тяжелых родов. Сопутствует этому астения, церебральная недостаточность, что ведет к замедлению работоспособности, нарушает память, внимание, ребенок отстает в изучении программы школы. Примитивное мышление не позволяет детям различать хорошее и плохое, различать «нужно» и «хочу», вязкое мышление приводит к повышенной возбудимости или тревожности и медлительности.

Принципы лечебной терапии

Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:

  • рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
  • использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
  • для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.

Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.

Дети с зпр и их психологические особенности: характеристика и задержка развития

Фото 1603ЗПР — это отставание общего темпа психического развития от принятых норм у детей определенного возраста. Детей определяют в отдельную категорию исходя из состояния эмоционально-волевой сферы, способности к учебно-познавательной деятельности. Синдром задержки психического развития ребенка ощущается во многих сферах жизни — общении, трудовой деятельности, творчестве. ЗПР бывает временным или постоянным. Зависит от социума, в котором ребенок находился до прихода в детское учебное заведение. В отличие от умственной отсталости ЗПР поддается коррекции, педагогическому воздействию, вплоть до полного исчезновения синдрома.

Индивидуальные особенности детей с ЗПР

Определяют задержку психического развития в школьном возрасте. Главные критерии:

  • неуспеваемость;
  • отстает социальная адаптация;
  • освоение знаний протекает медленно, малыш не успевает за сверстниками с нормальным уровнем развития;
  • школьник быстро теряет интерес к занятиям;
  • сосредоточенность отсутствует или быстро переключается;
  • присутствуют тревожность, страхи, навязчивые состояния;
  • импульсивное поведение;
  • гиперактивность.

Самостоятельная деятельность и мышление отсутствуют: малышу тяжело выполнить работу до конца. Ситуация обостряется в старшем школьном возрасте, когда приходится находить решение проблемы самостоятельно.

При разговоре с ребенком возникает ощущение скованности, так как он серьезно обдумывает ответ. Легкость в налаживании социальных контактов и общении отсутствует.

Психологические особенности детей с ЗПР по сравнению с теми же показателями у малышей с задержкой умственного развития:

  • трудности в изучении математики, элементарной грамоты, при этом речь развита лучше;
  • хорошо запоминают стихи, рассказывают сказки;
  • познавательная деятельность развита лучше, чем у умственно отсталых детей.

Наблюдается отсутствие инициативы. Ярко выражены нарушения тонуса, двигательной функции. Отсутствует контроль собственной деятельности.

Причины отставания малыша в психическом плане

Детей с задержкой психического развития условно делят на 4 группы:

Фото1602

  1. Тип задержки конституциональный. Взрослые дети имеют детские черты лица и манеру поведения, небольшой рост. Эмоциональное развитие находится на начальном уровне. Свойственны бурные всплески эмоций, перепады настроения. Игра — основной любимый вид деятельности, даже в школьном возрасте.
  2. Тип ЗПР — соматогенный. Связан с перенесенными тяжелыми заболеваниями в младшем возрасте. Это аллергические проявления, болезни пищеварительного тракта или обмена веществ, сердечно-сосудистые аномалии, болезни почек, тяжелые неполадки в работе дыхательной системы. Данный случай считается временным, не связан с неполадками работы нервной системы.
  3. Тип задержки — психогенный. ЗПР связана с неблагоприятными условиями воспитания, психической травмой, пережитой в раннем детстве, которая эмоционально запечатлелась в мозгу.
  4. Тип задержки психического развития объясняется родовой травмой, внутриутробным воздействием ядов, токсинов, вирусов, бактерий.

Церебрально-органический тип встречается чаще всего. Здесь имеет место стойкое поражение нервной системы, слабо поддающееся коррекции и лечению.

Описание личных качеств детей с ЗПР

Дети с задержкой развития — их психологические характеристики:

Фото 1616

  1. Главная черта — несформированность внимания, влияющая на процесс обучения. Природа внимания разная: одни способны максимально сосредоточиться вначале работы, затем внимание снижается. Другие переключаются после выполнения какой-либо задачи. Третьи сосредотачиваются и расслабляются периодически.
  2. Низкая продуктивность и устойчивость памяти. С увеличением нагрузок в школе ребенок не справляется, отстает в среднем на 2 года в развитии.
  3. Слабость мыслительной деятельности, неспособность к обоснованию, выводам.
  4. Отсутствие инициативы, познавательной активности, которая присуща нормально развивающимся детям, отсутствие мотивации.
  5. Речевые отклонения, неспособность сформировать логическое предложение из-за плохого понимания смысла. С этим связано плохое запоминание материала и невозможность его воспроизведения.

У детей с ЗПР формируется негативное отношение к школе из-за слабой учебной мотивации. Постоянные неудачи укрепляют отрицательное эмоциональное отношение.

Усугубляют проблему:

  • низкий уровень интеллекта и образования родителей, неосознавание ими проблемы;
  • недостаточное материальное обеспечение;
  • разные подходы к воспитанию у всех членов семьи;
  • проживание в регионах с неблагоприятной экологической обстановкой;
  • долгосрочные стрессовые ситуации, в которых ребенок вынужден пребывать.

Сочетание социальных факторов и состояния здоровья дает прогноз, насколько ситуация поддается коррекции.

Работа с детьми с ЗПР

Фото 1619Определить задержку психического развития невозможно, пока школьник не начинает активно учиться. В процессе оказывается, что половина неуспевающих детей страдают ЗПР.

Основной вид деятельности — творчество, труд. Начинают с посильных заданий, заканчивают сложной творческой работой, где приходится мыслить, планировать, составлять план действий. Отрабатывая навыки в творчестве, малыш познает мир, учится контролировать эмоции, поведение, развивает усидчивость.

Считается, что задержка психического развития, не связанная с органическими поражениями нервной системы, поддается коррекции.

К подростковому возрасту удается исправить большую часть проблем, ребенок догоняет сверстников физически и эмоционально.

Работа с детьми ведется в специальных заведениях. Малыш не способен учиться с той скоростью, которая есть в обычных школах. Важно рано выявить проблему, чтобы не травмировать детей морально. Они быстро устают, игнорируют правила школы, стараются переключиться на легкую деятельность. Пробелы в знаниях накапливаются, школьник переходит в ранг неуспевающего.

Задача педагога — многократно повторять материал, стараясь удержать внимание ученика, мотивировать закончить начатое, довести до конца работу.

Занятия проводятся коллективно, дети учатся ставить цель, выполнять ряд действий, ведущих к ее выполнению. Вначале лидером выступает педагог, мотивируя учеников, затем осуществляется переход к индивидуальной деятельности.

Виды деятельности, которые предлагаются детям с ЗПР:

фото 1477

  1. Решение повседневных задач. Уборка постели, игрушек, уход за собой, удовлетворение базовых потребностей.
  2. Сказкотерапия формирует новые понятия о мире, развивает речь, мышление, формирует новые эмоции. Дети отображают действие сказки на бумаге, рисуя персонажей, лепят пластилиновых героев — улучшается мелкая моторика. Придумывание новых сказок развивает воображение, творческое начало, усиливает мотивацию.
  3. Песочная терапия. Успокаивает, снимает агрессию. Парапсихологи считают, что песок забирает негатив. Взаимодействие руками с песком балансирует энергетику.

Развитие речи:

  1. Применяется конструктор «Лего». Процесс сборки сопровождается рассказом, объяснениями, отработкой навыков произношения.
  2. Музыкотерапия. Слушание песен, обсуждение смысла. Воспитанник учится подбирать слова, выражать мысли, составлять сложные предложения.
  3. Задачи на мышление. Например, отличить буквы от цифр, назвать их, расположить картинки по группам.

Развитие речи занимает главное место в системе работы педагогов с детьми ЗПР. После освоения навыков можно переходить к этапу развития мышления, творческим задачам. Недостатки речи сказываются на качестве общения, восприятия информации другими людьми. Какие недостатки часто встречаются:

  • нечеткое произношение, смазанность дикции;
  • ограниченный словарный запас;
  • непонимание смысла, употребление слов неадекватно ситуации;
  • преобладание в лексиконе определенных частей речи, например, существительных.

Перед началом коррекционной работы важно определить, какое происхождение имеет проблема. Для этого требуется мнение педагога, медицинского работника, психолога.

В специализированных детских центрах групповая работа ведется параллельно индивидуальной.

Индивидуальное обучение — методы

Фото 1767Индивидуальная наработка навыков с детьми происходит в несколько этапов. Первый — формирование доверительных эмоциональных отношений. Включает общение на равных, частое повторение имени воспитанника. Основой является предметно-игровая деятельность. Применяется метод совмещенных действий. Например, взрослый проводит карандашом кривую линию на бумаге, ребенок параллельно проводит свою линию. Взрослый строит пирамиду из кубиков — ребенок повторяет действия.

Второй этап — формирование опыта игры. Воспитанник учится повторять игровые действия педагога, повторяет их, затем начинает узнавать в своей деятельности действия взрослых. После освоения дети переходят к сюжетной игре.

Третий этап — формирование пространственного мышления, ознакомление с формой, цветами, размерами. Цель — сформировать зрительную координацию.

Индивидуальная работа лучше способствует развитию мышления, общения, физиологических функций. Дети достигают успехов быстрее при индивидуальном подходе. При этом коллективная работа важна для формирования навыков общения, социализации, решения конфликтных ситуаций.

Коррекционно-развивающее обучение — этапы

Причинно-следственные связи, их осознание — цель коррекции и обучения в раннем дошкольном возрасте, а также развитие способности концентрировать внимание, сосредотачиваться, переключать внимание, мыслить пространственно.

Состоит из трех отдельных блоков:

Фото 1768

  1. Пространственно-временные ориентировки.
  2. Развитие психических функций.
  3. Развитие моторных функций.

Индивидуальные занятия начального этапа способствуют освоению собственного тела. Цель — показать отношения объектов в пространстве, их зависимость друг от друга на примере собственных рук, ног, головы. Задача этапа — отработать понимание временных отрезков, научить ориентироваться во времени.

Развитие психических функций направлено на тренировку основных процессов — мышления, памяти, восприятия, внимания. Предлагаются игры для развития навыков слуха, ощущений, зрительного восприятия вещей, запоминания и повторения.

Моторика развивается с помощью статических и динамических упражнений для пальцев рук. Используются настольные, сюжетные игры. Начальный этап — повторение за педагогом, затем собственное воспроизведение.

Сфера интересов детей с ЗПР

Фото 1769Задержку психического развития детей практически невозможно заметить на фоне сверстников, имеющих нормальные показатели развития. Они посещают театры, цирк, получают удовольствие от экскурсий. Любят участвовать в спортивных соревнованиях, при этом имеют нескоординированные неловкие движения, в которых ощущается скованность. Трудно даются ритмичные упражнения под музыку. Занятия, подразумевающие двигательную активность, лучше воспринимаются, чем процесс обучения.

Другие дети любят заниматься механической работой, не требующей умственного напряжения, концентрации внимания. Дефицит внимания не позволяет длительно выполнять одну работу, малыш переключается, забывая, что делал минуту назад.

Особенностью, объединяющей подвижные и спокойные занятия, является отсутствие инициативы, фантазии, творчества.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о причинах появления ЗПР у детей и о путях выхода из данной ситуации.

Что такое задержка психического развития :: SYL.ru

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушения в темпах развития нервной системы, которые чаще всего проявляются у ребенка при поступлении в школу и выражаются в недостатке запаса общих знаний, нечеткости представлений, незрелости мышления, неспособности к интеллектуальной деятельности и преобладании интереса к игре.

Задержка психического развития. Причины задержка психического развития

В качестве предпосылок, вызывающих указанную проблему, как правило, выступают:

  • Нарушения в конституциональном развитии малыша, из-за чего он отстает от ровесников и физически, и в психическом развитии – это определяется как гармонический инфантилизм.
  • Также отставанию в развитии подвержены физически слабые детки, склонные к различным соматическим заболеваниям.
  • И дети с небольшими нарушениями функций мозга и нервной системы. У них, как правило, наблюдается существенное понижение работоспособности, внимания, запоминания, нарушения речи, письма и счета. А также проблемы в эмоциональном и личностном плане.
Как определяется ЗПРзадержка психического развития причины

Сразу после рождения задержка психического развития не может быть обнаружена. Хотя бы потому, что она никак не проявляется в физическом плане. Да и родители, как правило, высоко расценивают возможности собственного ребенка. Все тревоги появляются с момента, когда ребенок поступает в дошкольное учреждение или школу, и педагоги сообщают о том, что малыш не справляется с учебным материалом. Правда, иногда, и в таком случае родители считают, что время терпит, и с какими-либо действиями можно подождать.

Дети с задержкой психического развития

Зачастую детей с ЗПР определяют как педагогически запущенных ребят, на отставание в развитии которых влияет их социальная неустроенность. И это в корне ошибочно. На первый план у таких детей выступает задержка в эмоциональной сфере (инфантилизм), а вот нарушения в интеллектуальном развитии выражаются более сглажено, нечетко. Такие дети активны в игре, где неутомимы в выдумке и творчестве, но очень быстро пресыщаются занятиями, требующими интеллектуального труда. Поэтому в школе у них часты ситуации, в которых они демонстрируют свое неумение подчиниться общим правилам и установкам, предпочитая играть, а не слушать учителя.

В чем еще выражается задержка психического развитиядети с задержкой психического развития

Но существуют варианты, при которых, наоборот, интеллектуальное развитие ребенка замедляется. Тогда у него проявляются черты, боязливости, стеснительности, страхов. Это мешает развиться самостоятельности и инициативности. Такие детки на уроках ведут себя правильнее, но в коллективе адаптируются с трудом. Свои школьные проблемы они переживают довольно тяжело. А к врачам попадают из-за трудностей с учебой, а не с дисциплиной.

Задержка психического развития. Диагностика

Необходимо иметь четкое представление о том, что детки с ЗПР не относятся к умственно отсталым. При правильной и своевременно оказанной помощи они хорошо выравниваются и продвигаются. Но разобраться в глубине нарушений можно лишь при комплексном обследовании специалистами: дефектологом, психологом, логопедом и психотерапевтом, которые учтут все аспекты развития ребенка и скорректируют дальнейшие действия по воспитанию и обучению. Главное, помнить, что проблемы в обучении – это не результат нерадивости со стороны ребенка, временные проблемы, которые обязательно будут преодолены.

Задержка психического развития (ЗПР) конституционального происхождения: причины, диагностика, коррекция

Информированность в часто встречающихся и распространенных темах в той или иной области может спасти судьбу человека. Ярким примером служит информированность о патологиях, которые часто встречаются в детском возрасте. С ними следует быть особенно осторожным и внимательным, ведь знания о том, как вовремя распознать задержки развития и психический инфантилизм у детей, дают возможность вовремя скорректировать отклонения.

Существует множество примеров достаточно быстрого выравнивания темпов развития детей с задержками, благодаря своевременному вмешательству родителей и специалистов. За счет длительных экспериментов и исследований на эту тему были сделаны выводы о том, что группа детей с отклонениями в психическом развитии неоднородна в природе происхождения заболевания. За счет особенностей происхождения и их преимущественного проявления выделяется несколько видов ЗПР.

Особенности психического развития

Что представляет собой задержка психического развития? Это обратимые, то есть поддающиеся коррекции нарушения развития центральной нервной системы у детей в возрасте 4-6 лет. Они выражаются в замедленном развитии интеллектуальных и эмоционально-волевых личностных качеств. Отсутствие коррекции ЗПР может представлять опасность для развития растущей личности, так как данные нарушения характеризуются трудностями в обучении и формировании здоровых эмоций, мировоззрения и адекватного социального восприятия окружающей среды. Именно поэтому так важно вовремя выявить проблемы в данной сфере и обратиться к врачу — для начала к педиатру. Диагностика ЗПР проводится исключительно коллегиально, специальной комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. В ходе обследования ребенка проверяют всесторонне, после чего устанавливают общее заключение. На его основе в случае необходимости назначается необходимое лечение или, иначе, коррекция ЗПР.

трудности при обучении с ЗПР

Сегодня количество детей с задержкой психического развития составляет около 15% всего детского населения. Данное заключение чаще всего устанавливается для детей от 4 до 5 лет. К этому возрасту у формирующейся личности должны проявляться некоторые способности к обучению и желание принимать более зрелые, соответствующие возрасту решения. Ярким примером здоровой психики может служить стремление к самостоятельному поведению 4-летнего ребенка в автономных ситуациях и желание действовать независимо, познавая окружающий мир.Так как проблемы детей с особенностями психического развития характеризуют личность ребенка как менее подвижную, с не соответствующим возрасту психическим инфантилизмом, плохо поддающуюся к обучению, врачи рекомендуют специально разработанную программу обучения. Перед началом лечения необходимо убедиться в наличии замедленного темпа развития ребенка. В отличие от умственной отсталости, задержка умственного развития затрагивает широкую область функций ЦНС, однако каждая из них редуцирована в легком виде. Изначально подобные отклонения очень трудно различимы, поэтому для предотвращения усугубления возможных задержек в развитии лучше обратиться к врачу.

Диагностика ЗПР

По статистике, 1 из 4 детей подвержен развитию задержек психического развития, поэтому очень важен мониторинг развития центральной нервной системы у детей в возрасте до 6 лет.

психический инфантилизм
  • Собирается информация о перенесенных в раннем детстве заболеваниях.
  • Проводится полный анализ условий жизни ребенка и наследственная информация.
  • Обязательно вводится нейропсихологическое тестирование с учетом анализа самостоятельности и социальной адаптации ребенка.
  • Диагностируется подвижность речи.
  • Особое внимание отводится беседе с пациентом, чтобы выявить особенности интеллектуального процесса и эмоционально-волевые характеристики.

Классификация

Итак, задержка психического развития (ЗПР) делится на несколько видов. Согласно классификации ЗПР, предложенной К. С. Лебединской, выделяется 4 основных клинических типа задержки.

Как лечить ЗПР
  • ЗПР соматогенного происхождения. Те же самые признаки задержки психического развития: преобладание игровых интересов, отсутствие внимания и памяти обусловлены длительными заболеваниями в раннем возрасте, носившими соматический характер. Примеры: заболевания сердечно-сосудистой системы и почек, дыхательных путей, в том числе бронхиальная астма. Определенного рода давление на созревание ЦНС оказывается длительным лечением соматических заболеваний в больнице, что также добавляет ограниченность воздействия на органы чувств (сенсорную депривацию).
  • ЗПР конституционального происхождения. Случай, обусловленный произвольным замедленным созреванием центральной нервной системы (ЦНС) в результате воздействия наследственных факторов. Дети не по возрасту инфантильны, ведут себя не соответственно своему возрасту, а словно остаются на предыдущей ступени развития более младших детей. Область интересов детей с подобными отклонениями носит более игровой характер, чем познавательный или учебный. Важную роль здесь играет не только желание учиться, но также невозможность запоминать большие объемы информации и концентрировать внимание на одном объекте, в случае детей школьного возраста.
  • ЗПР психогенного генеза. Причинами ЗПР этого типа является недостаток внимания или гиперопека, а также жестокое обращение с детьми. Они могут вызвать те или иные задержки в развитии психогенного происхождения. Гиперопека вызывает такие симптомы замедленного развития: безволие, психологическую слабость, непонимание собственных желаний, безынициативность, эгоцентризм. Недостаток внимания делает детей психически неустойчивыми и болезненно негативными к окружающим, инфантильно импульсивными. Жестокое обращение формирует непредвиденные симптомы отставания в психическом развитии.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Согласно исследованиям составляющих классификации ЗПР, этот тип замедленного развития — наиболее распространенный вариант проявления заболевания. Он проявляется при первичном не грубом органическом поражении головного мозга. Отклонения и ЗПР у детей выражаются в виде таких симптомов, как отсутствие интереса к окружающему миру, недостаточная яркость эмоций и воображения, высокий уровень внушаемости и т. д.

Подробнее о конституциональном ЗПР

При ЗПР конституционального происхождения все патологии определяются наследственными факторами. Дети с этим типом задержки отличаются незрелостью относительно своего возраста как в физическом, так и в ментальном плане. Именно поэтому такого рода отклонение называется гармоническим психическим инфантилизмом.

Дети с задержками и отклонениями в развитии психики, вовлеченные в общий образовательный процесс, обращают на себя внимание с первого дня в школе, сразу же приобретая статус неуспевающего по всем предметам. Единственное, что хорошо дается детям с ЗПР конституционального происхождения, — общение с окружающими и со сверстниками, в силу веселого и доброго нрава.

Задержка психического развития — это нарушение его темпов относительно нормального периода развития ребенка. Особенности отставания детей с ЗПР от сверстников носят неоднородный характер. В основном это психические и эмоциональные особенности, иногда проявляющиеся и в физическом развитии детей. Общая образовательная программа не подходит детям с такими особенностями психики. Их обучение среди быстрее развивающихся сверстников будет снижать эффективность и темпы восприятия информация всего класса, к тому же нарушая дисциплину. После такого заключения врачи советуют назначение специализированных школ для детей с задержкой психического развития.

Гармонический инфантилизм — не окончательный диагноз. При правильном подходе к коррекции ребенок очень быстро достигает уровня сверстников. Правильная организация учебного процесса для таких детей — основа успешной коррекции. Например, организуются подвижные игры для детей с ЗПР.

Что может быть причиной

Основа отклонений в психике ребенка — биологические и социально-психологические факторы и недочеты, которые приводят к снижению темпа развития интеллекта и эмоционального фона психики ребенка.

Как распознать ЗПР

Причинами ЗПР конституционального происхождения могут быть:

  1. Биологические факторы. В эту группу включают незначительные локальные повреждения и травмы ЦНС, а также их последствия. Они вызывают дальнейшее частичное замедление психического развития ребенка. Подобные факторы проявляются в проблемной беременности и некоторыми осложнениями, которые могут сопровождать беременность: конфликты резусов, некоторые виды внутриутробных инфекций, травмы, полученные при родах и многие другие.
  2. Социальные факторы или факторы среды. Вызывают задержки и сбои в развитии психики под воздействием гиперопеки или недостатка внимания, жестокого обращения или изоляции ребенка от внешней среды и общения со сверстниками.
  3. Вторичные факторы. Возникают при ранних детских заболеваниях, сложных для неокрепшего организма. Например, нарушения слуха или зрения при поражении соответствующих органов при заболеваниях.
  4. Метаболические факторы. Изменения ментального метаболизма и повышение необходимости в определенных витаминах и минералах.

Особенности детей с ЗПР

Рассмотрим, чем выделяется ребенок с такой патологией. Отличие умственной отсталости от задержки психического развития в том, что ЗПР отличается обратимостью и возможностью коррекции. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Данная особенность требует индивидуального и внимательного подхода, так как психика детей с ЗПР отличается особенной неустойчивостью и хрупкостью.

Способы коррекции ЗПР

Особенности психики детей с задержками развития сводятся к таким признакам:

  1. Отличия в реакции на окружающую среду. Оживленность мимики, яркая жестикуляция, резкие движения. Предпочтения обучения исключительно в игровой форме.
  2. Особенности в восприятии и обучаемости. Нежелание учиться путем общеобразовательных программ: обязательные объемы учебного материала на тренировку чтения, письма и черчения.
  3. Предпочтение игровой части другим способам получения информации. Неутомимость и творческий подход в играх, рассеянность и отсутствие внимания в учебе.
  4. Со стороны эмоционально-волевой составляющей психики. Ярко выражена эмоциональная нестабильность. На фоне высокой утомляемости встречаются нервные перепады настроения и истерики при встрече незнакомых или неприятных для ребенка ситуаций.
  5. Любовь фантазировать. Это средство психологического уравновешивания. Вытеснение неприятных ситуаций и информации с помощью замещения их несуществующими событиями или людьми.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и коррекция всех видов нарушений возможна на ранних этапах их выявления и только в условиях специального обучения и воспитания. Игровые наклонности восприятия окружающего мира учитываются при вовлечении детей с ЗПР в обучающие и развивающие занятия.

Специалисты разрабатывают составные программы с подвижными играми для детей с задержками психического развития в сочетании с обучающей дозированной информацией из общей программы. Этот стиль обучения необходим для компенсационного восстановления пропущенных этапов развития, соответствующих возрасту и необходимому уровню психики, интеллекта и развития центральной нервной системы.

Профилактика

Не всегда представляется возможным предупреждение всех факторов, влияющих на отставание ребенка в развитии, по сравнению с общепризнанными возрастными нормами. Однако существует целый ряд методов, гигиены и профилактических средств.

В список основных методов профилактики входит планирование беременности, предотващение любых инфекционных и соматических заболеваний как у матери, так и у ребенка в раннем возрасте, избегание механических, химических и иных негативных воздействий на плод, а также обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.

Лечение

Гармонический инфантилизм или отставание в психическом развитии корректируется достаточно успешно при условии помещения ребенка с ЗПР в грамотно организованную развивающе-обучающую среду.

Динамика развития ребенка обусловливается значительностью нарушений и патологий, уровня интеллекта, потенциала и уровня работоспособности ребенка. Большое внимание следует уделить времени — чем раньше будет установлен диагноз ЗПР, тем быстрее можно будет начать коррекцию, не дав ситуации усугубиться.

Одна из ключевых проблем построения и подбора корректирующих программ обусловлена многообразием видов ЗПР и их проявления. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизиться в своем развитии к требованиям нормы.

Что включают корректирующие программы

Индивидуальные коррекционные программы учитывают многие особенности ребенка и степень развития интеллекта и потенциальной работоспособности, а также особенности формирования структуры мыслительной деятельности, развитие сенсомоторной функции и многого другого.

Игровая составляющая коррекции
  1. Работа с детьми с задержкой психического развития требует общего, многостороннего подхода. В лечение и коррекцию подобных отклонений входит участие детских врачей различных направлений. В комплекс осмотров и наблюдений включается работа детских неврологов, психологов, психиатров и логопедов. В работу также включаются дефектологи и педиатры общей практики. Подобная коррекция рекомендуется к проведению в течение длительного времени и еще с дошкольного возраста.
  2. Для детей с установленными задержками психического развития рекомендовано посещение специализированных школ и групп или классов в дошкольных образовательных учреждениях.
  3. Главные особенности детей с ЗПР — дозированность учебного материала и его игровой тип преподавания. Весь материал разбит на небольшие информационные элементы упором на наглядность, частую смену деятельности и многократное повторение.
  4. Особое внимание уделяется разработке программ по улучшению памяти, мышления и внимания. За счет многочисленных методик арт-терапии и игровых элементов достигается улучшение эмоциональной и сенсорной сферы деятельности.
  5. Очень важный элемент работы — постоянный контроль со стороны дефектологов, психологов и психиатров.
  6. Данный тип легких нарушений восстанавливается за счет медикаментозной терапии в соответствии с выявленными нарушениями. Важное дополнение: массажи, лечебная физкультура (ЛФК), физиотерапия и водолечение.

Важно!

Взрослым необходимо помнить, что психика ребенка очень подвижная и мягкая. Это дает возможность корректировать любые задержки и легкие патологии Адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР разработаны специально для таких отклонений и способны нормализовать психику и эмоционально-волевые качества ребенка до соответствующих его возрастной категории. Практически все отклонения от нормы поддаются коррекции. Однако работа с задержками в психическом развитии ребенка должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и вовремя.

Родители и педагоги специализированных образовательных учреждений должны знать, что не существует общих программ для коррекции особенностей развития детской психики, даже в школах для детей с задержкой психического развития.

ребенок с ЗПР

Подобные коррекционные образовательно-развивающие программы формируются индивидуально для каждого ребенка. Даже для работы в специализированных классах для детей с ЗПР рекомендуется обработка программы для каждого ребенка. Разработка и коррекция программы проводится совместно со специалистами психологических и психиатрических центров. Будьте внимательны к своим детям, следите за их здоровьем и вовремя обращайтесь к специалистам в области педиатрии.

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — это… Что такое ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?


ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — нарушение нормального темпа психического развития ребенка вследствие соматических заболеваний, поражений центральной нервной системы и др. Характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объемом памяти и т. п. Особенно ярко проявляется в начале школьного обучения. В отличие от олигофрении задержка психического развития носит временный характер и коррегируется в условиях специального обучения.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • ЗАДЕРЖАНИЕ
  • ЗАДНЕЖАБЕРНЫЕ

Смотреть что такое «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» в других словарях:

  • задержка психического развития —      развитие психическое: задержка парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Задержка Психического Развития — аномалия развития, которая обычно проявляется на начальных стадиях обучения. Характеризуется трудностями усвоения знаний, умений и навыков при обучении. Чаще всего имеется церебрально органический источник данного нарушения. Литература. Переслени …   Психологический словарь

  • Задержка Психического Развития — парциальное недоразвитие высших психических функций , которое может, в отличие от олигофрении , носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в …   Психологический словарь

  • задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития ребёнка вследствие соматических заболеваний, поражений центральной нервной системы и др. Характеризуется снижением умственных способностей, отставанием в развитии познавательной деятельности,… …   Энциклопедический словарь

  • Задержка психического развития — – особый тип аномалии психического развития ребенка. Задержка психического развития имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее – дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Задержка психического развития — (ЗПР) – отставание уровня психического развития ребенка от соответствующей его возрасту норме. Это легкий вид аномалии психического развития. Проявляется в пониженной работоспособности, слабой памяти, трудностях формирования навыков, легком… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Задержка психического развития — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Задержка психического развития (сокр. ЗПР)  нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические фун …   Википедия

  • задержка психического развития —  (ЗПР)    особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями,… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту). Различают ЗПР… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Задержка психического развития — Особый вид нарушения психического развития ребенка, при котором, в отличие от олигофрении, отмечается частичное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Может… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь


Что это задержка психического развития или ЗПР?

Еще в начале 90-х годов на Камчатке этот термин звучал крайне редко, в единичных случаях. Но, к сожалению, сегодня едва ли найдутся детские сады и школы, в которых нет детей с задержкой психического развития (ЗПР). Что означает этот термин? И по какой причине может возникать задержка психического развития?

Под ЗПР понимают временнОе отставание в развитии интеллектуальной и/или эмоционально-волевой сферы ребенка, имеющее врЕменный характер. Другими словами ребенок отстает в развитии от своих сверстников, но это отставание преодолимо. Насколько и как быстро оно преодолимо, зависит от формы ЗПР. Давайте рассмотрим основные из них.

Существует ЗПР конституционального происхождения, когда ребенок наследует от родителей замедленный темп созревания нервной системы. Такие дети выглядят младше своего возраста и в физическом и в психическом статусе. Зачастую им достаточно целенаправленной стимуляции психического развития на фоне медикаментозной поддержки и они преодолевает темповое отставание в своем развитии. Данная задержка имеет благоприятный прогноз.

Существует ЗПР соматогенного происхождения. Она возникает как следствие частых заболеваний ребенка, чаще всего вирусных, когда нервная система расходует свои силы на борьбу с болезнями и уже не обеспечивает в полной мере психическое развитие ребенка. Нередко усугубляет ситуацию чрезмерная родительская опека. И все же, при условии получения грамотной коррекционной помощи, эта форма ЗПР имеет весьма благоприятный прогноз.

Выделяют ЗПР психогенного происхождения. Она возникает в условиях неправильного воспитания ребенка, в результате чего деформируется его эмоционально-волевая сфера. Различают три варианта этой формы ЗПР. Первый вариант обусловлен гиперопекой ребенка. Это ситуация, когда весь мир вращается вокруг ребенка и создан только для него, а значит, ему не нужно прилагать волевых усилий для того, чтобы в этом мире жить. В результате целью ребенка становится только то, что приносит удовольствие, а все, что требует приложения усилия, не принося удовольствия, им отвергается. Ребенок очень избирательно познает мир, что и приводит к ЗПР. Второй вариант обусловлен гипоопекой ребенка. Это ситуация, когда ребенок развивается в условиях ограничения во взаимодействии с родителями и отсутствия достаточной развивающей среды (развивающих игрушек, познавательных книжек и т.д.). Ребенок, предоставленный сам себе, познавая окружающий мир, избирает то, что ему нравится, не умея оценить созидательно или разрушительно это для него. Он быстро научается избегать ситуаций, требующих от него волевых усилий для достижения того, что не несет ему удовольствия, и так же избирательно познает мир, что приводит к ЗПР. Третий вариант ЗПР психогенного происхождения развивается в условиях резко- или длительнотравмирующего воздействия на личность ребенка. Это ситуация, когда ребенок подвергается психологическому подавлению и его эмоционально-волевая сфера грубо искажается. Ребенок замыкается в себе, старается быть незаметным, теряет «вкус жизни». Круг его интересов сужается и становится очень избирательным. Вне семьи он может вести себя агрессивно, вызывающе, проявлять жестокость. В этом случае его целью становится самоутверждение, как правило, теми же способами психологического подавления других. Выраженный протест против взрослых мешает ему приобретать знания и опыт и приводит к избирательному познанию мира. В целом ЗПР психогенного происхождения имеет благоприятный прогноз, но третий вариант ее течения нередко требует помощи не только дефектолога и психолога, но и психоневролога.

Существует ЗПР церебрально-органического генеза (ЦОГ). Она возникает по причине поражения головного мозга ребенка во внутриутробном или раннем периоде развития. У таких детей отмечается неустойчивость и истощаемость психического тонуса, повышенная утомляемость, расторможенность, нарушения внимания, что в целом составляет основу любой психической деятельности.

Познавательная сфера детей с ЗПР ЦОГ характеризуется своеобразием. Их восприятие недостаточно полное и точное. Они не обдумывают информацию, которую воспринимают, не пытаются всмотреться в объект, не умеют выделять части предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Поэтому сходные предметы (стул и кресло, тарелка и блюдце и т.д.) ими воспринимаются как одинаковые. Сенсорный опыт детей долго не закрепляется в слове: ребенок может выполнить словесную инструкцию («Дай красный карандаш»), но самостоятельно назвать цвет предмета не может. Память таких детей ограничена в объеме, снижена ее скорость и прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. Особенно страдают те виды памяти, которые требуют участия мыслительных процессов, поэтому дети чаще пользуются механическим заучиванием. Развитие мышления удетей с ЗПР ЦОГ отстает уже на уровне наглядных форм, выражены трудности в формировании сферы образов-представлений. Детям трудно создать целое из частей и выделить части из целого, оперировать образами в пространстве. Они склонны к шаблонам, стереотипным решениям. К старшему дошкольному возрасту у этих детей не формируется уровень словесно-логического мышления. Особые трудности вызывают задания на установление причинно-следственных связей, построение программы событий. Нарушения речи у детей с ЗПР ЦОГ часто носят системный характер, затрагивая звукопроизношение, лексико-грамматические средства, связную речь.

Особого внимания заслуживает рассмотрение эмоционально-волевой сферы. У детей часть отсутствуют живость и яркость эмоций. Они слабо заинтересованы в оценке своих действий, имеют низкий уровень притязаний. В игровой деятельности проявляется бедность воображения и творчества, монотонность  однообразие действий. Одни дети характеризуются психомоторной расторможенностью, эйфорийным оттенком настроения и импульсивностью, другие — преобладанием пониженного настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью. В целом все эти дети имеют слабую мотивационно-целевую основу деятельности, и к началу школьного обучения у них не происходит смены игровой деятельности на учебную. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения и зачастую не готовы к теплым отношениям со сверстниками.

Данная ЗПР сложная из всех вариантов, но все же, имеет благоприятный прогноз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *