Занятие с детьми с овз: Проведение занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – Программа занятий для детей с ОВЗ

развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционно — развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Описание работы: предлагаю Вам конспект коррекционно — развивающего занятия для детей с ОВЗ «Детство — чудесная страна». Данное занятие может помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов. Колличество детей 3-5 человек.

Данный материал будет полезен для педагогов — психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов работающих с детьми с ОВЗ.

Конспект занятия  «Детство — чудесная страна»

Цель: оптимизация их интеллектуальной деятельности детей за счет стимуляции психических процессов. помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде.

Задачи:

  1. Формирование адекватных форм поведения.

  2. Снятие состояния эмоционального зажима, дискомфорта.

  3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

  4. Развитие крупной и мелкой моторики.

  5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.

Занятие включают в себя два блока:

  1. гармонизация личности;

  2. формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Методы используемые на занятие:

  • коррекционно — развивающие игры и упражнения;

  • творческие игры и задания;

  • беседы с детьми;

  • релаксационные паузы и моменты;

  • изотерапия (рисование красками: акварель, гуашь, монотипия, свободный стиль)

  • работа с бумагой (аппликация).

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;

  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа сравнения, обобщения, навыков классификации;

  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

  • психокоррекция поведения ребенка;

  • социально-бытовая профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Звучит спокойная музыка.

ИГРОВАЯ  ЗОНА. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами побываем в стране чудес. Отправляемся в путь! Сейчас мы с Вами  поздороваемся. Я  по кругу буду передавать волшебную игрушку, а каждый из Вас назовет свое имя, и поздоровается с каждым из нас.

Для того чтобы переместиться  в страну чудес, мы улыбнемся, расслабимся.

Инструкция: Сделаем глубокий вдох, представим, что вместе с этим вдохом мы взбираемся вверх  по радуге, а выдыхая съезжаем с нее, как с горки. Давайте попробуем, взбираемся по радуге вверх…(вдох) и съезжаем с радуги…(выдох) Молодцы!!!! (повтор 2-3 раза).

Ребята, посмотрите, что у меня есть, это волшебный клубочек! Сейчас, каждому из вас, я повяжу на руку кусочек ниточки из этого волшебного клубка. Эти ниточки помогут нам в нашем путешествии.

Теперь ребята закрываем глазки, (звучит волшебная музыка), делаем шаг в перёд…..открываем глазки …. мы  в стране чудес!!!

К нам будут приходить разные волшебные гости! Мы будем выполнять разные интересные задания!

1. Первое задание называется «Путаница», проходить мы его будем при помощи рук.(на столе стоит коробка с перепутанными макаронами, задача детей рассортировать макароны, работают в команде)

Злой волшебник перепутал все волшебные макароны и Ваша задача распределить макароны (по цвету, величине, форме) и распределить по отсекам (коробка с 9 отсеками) психологом отслеживается поведение, общение и умение работать детей в команде.

2. Второе задание. Для задания нам понадобятся 3 стола. 1 стол- емкости с манкой и сачки-ситечки, на каждого ребёнка; 2 стол- декоративные камешки;, 3 стол- стаканы с водой, кусочки засохшей гуаши и кисточки.

Представьте, что вы попали в бермудский треугольник( психолог объясняет детям значение «бермудского треугольника») и чтобы из него выйти, нужно пройти все препятствия.

➣ Вы попали в пустыню.(каждому ребенку ставится ёмкость с песком или манкой, где спрятаны «сокровища», это могут быть: пуговицы, мелкие игрушки от «Киндер сюрприз»,крупные бусины, набор геометрических фигурок) )В сыпучих песках спрятаны сокровища, чтобы отыскать их, возьмите в руки волшебные сачки, и приступайте к работе.( дети набирают с сачки манку, просеивают её, найденный клад кладут в коробочку, после завершения обсуждают найденные сокровища)

➣ Следующее препятствие это камни…(декоративные аквариумные камешки),они очень сильно нагреты, Вы их берете в руки и согреваетесь от них..берете их энергию, накопленную годами, а теперь из этих камней Вы выкладываете любую композицию,  что Вас будет оберегать от всех огорчений.( по завершению задания, готовые работы фотографируются, после занятия психолог распечатывает и отдает готовые фотоснимки детям, в качестве талисмана)

➣ Идем дальше… смотрите, а там вода… какая она? Ответы детей..-прозрачная! Сейчас мы с вами будем превращать прозрачную воду в цветную. Преступаем- берём маленький кусочек волшебного камушка «Гуашь», опускаем в воду, размешиваем…у кого какого цвета получилась вода?(

во время задания звучит волшебная музыка) вам понравилось? Хорошо, двигаемся дальше!

2.  «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»:

Уважаемые ребята, Вы попали в творческую мастерскую «Чудесной страны». Мы с Вами выполним 4 волшебных задания и научимся делать чудеса, то есть создадим для себя хорошее настроение своими руками.

Задание №1. Для хорошего настроения мы создадим своё индивидуальное солнышко. У меня есть лучи (детям предлагаются лучи разной формы и разного размера), Вы выбирайте 5 лучиков любой формы которые Вам понравятся и приклеивайте его к смайлику, который соответствует вашему настроению (смайлики -грусть, радость, удивление; лучики- зигзаг, прямые, волнистые. Солнышко клеится в верхнем углу листа (формат А3) индивидуальный лист на каждого ребёнка

) Вот какие разные и замечательные солнышки у Вас получились! Каждый ребёнок рассказывает о своём солнышке.

Задание №2. А сейчас мы изобразим дерево внизу под солнышком( психолог показывает каждому ребёнку индивидуально, где изобразить дерево) Психолог на выбор предлагает каждому ребёнку, половинку дерева, эту половинку ребёнок приклеивает внизу, вторую половинку дерева ребёнок рисует самостоятельно. Психолог помогает по необходимости каждому ребёнку. Вот какие замечательные деревья у вас получились, они все разные и очень красивые, молодцы! (идёт обсуждение нарисованных деревьев)

Задание №3. Следующее задание. Из геометрических фигур сложить и приклеить на лист около дерева животное, это может быть любое животное, даже самое не обыкновенное, волшебное! (если ребёнок затрудняется, ему показывается образец, и предлагается помощь психолога) молодцы!

Задание №4. Давайте завершим наши композиции, дорисуйте на ваших картинах всё, что вы хотите!

Обсуждение картин!

3. Обратный путь.

Ребята, Вы наверное немного притомились, давайте немного отдохнём и отправимся домой. Нам пора возвращаться обратно. Дети встают из-за столов, проходят на ковёр и садятся на пуфы. Психолог объясняет инструкцию. Звучит музыка .

Психолог: Представьте, что Вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты и тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… вас  окружают великолепные цветы, издающие великолепный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Вы  чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулку. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, спокойствием, любовью, нам пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно, в конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку, в нем находится то, чего Вам недоставало для полного счастья, пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза. Вот мы с вами и дома! Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего? (

ответы детей)

Раздаётся стук в дверь..тук-тук. Психолог: Ребята, нам кажется пришло письмо и посылка(большая коробка перевязанная бантом). Открывает письмо, читает «Дорогие ребята! Мы, жители сказочной страны всё занятие наблюдали за вами. Нам очень понравилось ваше поведение, ваши работы, да и вы сами такие умнички! И мы решили сделать вам, маленький сюрприз! Он находится в коробке! Будьте здоровыми и весёлыми. Пока-пока.! подпись Жители сказочной страны.

Ребята и помните! В душе каждого человека живёт маленькое солнышко! Я хочу пожелать Вам, что бы Ваше солнышко, всегда светило, и согревало своим теплом всех окружающих, которые находятся всегда рядом с Вами! До новых встреч! 

Коррекционно-развивающее занятия для детей с ОВЗ «Волшебная страна»

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель занятия: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  • Формирование адекватных форм поведения.
  • Снятие состояния эмоционального дискомфорта.
  • Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)
  • Развитие крупной и мелкой моторики.
  • расширить знания  о диких животных,
  • развивать произвольное поведение

Занятие предполагают деление на два блока:

  1. Гармонизация личности.
  2. Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

  • коррекционно-развивающие игры и упражнения для мелкой моторики;
  • творческие игры и задания;
  • оздоровительные игры и упражнения;
  • беседа с ребёнком;
  • психогимнастические этюды;
  • релаксационные паузы и моменты;

Продолжительность занятия: 20-25 мин.

Оборудование: ноутбук, презентация, запись колокольчиков, оборудование для игр с прищепками.

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Содержание занятия

Звучит расслабляющая музыка.

1. Ритуал приветствия «Колокольчики»

Цель: снятие мышечного и эмоционального напря­жения

Психолог: Звенит волшебный колокольчик, а значит мы с тобой отправляемся в волшебную комнату. Шепотом, чтобы не спугнуть волшебство поздороваемся: «Здравствуй, волшебная комната!» (заходя,  машут рукой).

Сегодня мы с тобой переместимся в страну чудес, по которой  будем путешествовать. Чтобы  попасть  в  страну чудес,  волшебную  силу  нам  даст  колокольчик.  Закрой  глаза  и  слушай перезвон. Чем  внимательнее  ты  будешь  слушать,  тем  больше  силы  получишь. Открывай глаза,  мы  уже  в волшебной стране.

— Где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с тобой тоже будем путешествовать. А  в стране чудес мы будем выполнять разные интересные задания!

Психолог: Мы попали в творческую мастерскую «Волшебная страна». Мы с тобой  выполним три волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.

Для хорошего настроения мы создадим волшебный лес. Посмотри, что-то не так в этом сказочном лесу. Где же солнышко? Где звери? Птицы, насекомые? Да вот же они…Но что-то сними не так. Злой волшебник заколдовал их и перепутал все волшебные прищепки и твоя задача все вернуть на места и распределить прищепки  по цвету, превратив волшебный лес в настоящее чудо. Но перед тем как начать выполнять задание мы с тобой повторим основные цвета.

Игра за интерактивным столиком «Соотнеси по цвету».

2. Задание «Творческая мастерская»

Применение пособия Монтессорри своими руками: «Игры с прищепками».

Психолог: У нашего ёжика есть друзья такие же колючие ёжики как и он сам, они хотят с тобой сейчас немного поиграть.

3. Упражнения с шариком массажером Су-Джок с использованием компьютерной презентации

Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

На поляне, на лужайке

 /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки.

 /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве,   

/катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

 

Долго зайцы так скакали, 

 /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. 

/положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали,

/вести по ладошке/

«С добрым утром!» — им сказали.

 

Стала гладить и ласкать

 

Всех зайчат зайчиха-мать.  

 /гладить шаром каждый палец/

4. Задание «Головоломка»

Психолог: Сейчас мы с тобой  будем выполнять следующее задания на сообразительность.  Нужно собрать  из кусочков цветного картона фигуру зайчика, называется это задание «Коломбово яйцо». А теперь будем собирать головоломку.

5. Релаксационное упражнение «Волшебный сон»

Психолог. мы немножечко устали, давайте отдохнем. Представь, что ты находишься в лесу на цветочной поляне, вокруг летают красивые бабочки, такие же, каких мы сегодня делали, поют птички, ярко светит солнышко. Располагайся по удобнее и слушайте мой голос.

(звучат звуки природы)

Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко,
Напряженье улетело
И расслаблено все тело (2 раза)

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас
Жарче солнышко сейчас
Тело теплое у нас
Дышится легко, ровно, глубоко

(длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали
Сном волшебным засыпали
Хорошо нам отдыхать
Но пора уже вставать.
Реснички поднимаются
Глазки открываются.

Психолог: пока мы с тобой отдыхали наши звери спрятались от тебя, хотят поиграть с тобой в прятки. А знаешь, где они спрятались? Тс!!!! У них есть своя тайна, я тебе её открою. Они спрятались в сыпучем океане. Давай попробуй их отыскать. Для этого очень осторожно опусти обе ручки в этот океан. (контейнер с фасолью, в котором спрятаны фигурки животных). Видишь,какой он глубокий.

Ребёнок находит фигурки животных, психолог называет их.

Я тебе открою тайну. Что все эти животные обитатели песочного острова. Каждую ночь они появляются на этом острове и оставляют свои следы.

Вот он песочный остров. Давай оставим на нём следы.

6. Игры с песком

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Психолог: А куда теперь поползли наши паучки? Слушай внимательно и повторяй за мной.

Пальчиковая гимнастика “Паучок”

Паучок ходил по ветке,   

(Руки скрещены, пальцы каждой руки“бегут” по столу

А за ним ходили детки.

По предплечью, а затем по плечам обеих .рук)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения)

Паучков на землю смыл.

хлопок ладонями по столу/коленям)

Солнце стало пригревать, 

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,пальцы растопырены, качаем руками.)

Паучок ползет опять,

(Действия аналогичны первоначальным.)

А за ним ползут все детки,

 

Чтобы погулять по ветке.        

(“Паучки” ползают по голове.)

Психолог: Наши паучки попали в чудесную страну.

«Посмотрите, Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе создать Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров.  Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину.

«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.

Давайте познакомимся, кто ещё  живет в нашей Сказочной Стране?».

Мы сегодня с тобой как волшебники славно потрудились. Мы создали сказочную страну, познакомились с её жителями. А теперь нам пора возвращаться домой.

Литература

  1. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002.
  2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников» — Москва, 1991.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению» — Ярославль, 1997.
  5. Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» -Спб., 2003.
  6. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В.Л. Женеврова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб.: ХОКА, 2007
  7. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. Г.Г. Колос. –М.: АРКТИ, 2006
  8. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;
  10. Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.

Занятия для детей с ОВЗ дошкольного возраста

Занятия для детей с ОВЗ

от 3 до 7 лет

составитель

психолог Ростовского центра помощи детям

с ограниченными возможностями здоровья

Пивнык Ю.Ю.

Предложенные занятия можно использовать не только с воспитанниками детских домов, но и применять их в работе психологу в детских садах, детских центрах и т.д.

Программа тренингов для детей 3-7 лет ( составитель педагог-психолог) Пивнык Ю.Ю.

Название занятия

Возраст детей

Цель и задачи

План проведения

Время (длительность)

Раздаточный материал

«Давайте познакомимся»

3 — 7 лет

Адаптация и знакомство детей друг с другом.

снятие эмоционального мышечного напряжения;

установление положительных взаимоотношений;

развитие игровых навыков, произвольного поведения;

развитие мелкой и общей моторики.

1. Приглашение детей поучаствовать в игре-занятии.

8 человек.

2. Приветствие

3. Игра «Домики»

4.Игра «Знакомство»

5. Игра «Дружные соседи»

6. Пальчиковая игра «Друзья»

6.Игра – развлечение «Песня колокольчика»

7. Прощание

15-20 минут

4 разноцветных бумажных круга (красный, желтый, зеленый, синий)
колокольчик
две стойки и веревка

Диск с музыкальной композицией (детские песни)

«Летняя поляна»

3-7 лет

Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета

Развивать мелкую моторику

Развивать речь

Воспитывать умение работать в коллективе

1. Приглашение детей поучаствовать в игре 1-6 человек

2. Приветствие.

3.Беседа о лете

3. Инструктаж к заданию

4. Итог игры-занятия

(обратная связь)

10-15 минут

Разрезные картинки из бумаги

«Помощники»

3-7 лет

Развитие объема зрительной памяти.

Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

Развитие речи, внимания памяти и мышления

1. Приглашение детей на занятие 3-4 человека

2. Приветствие.

3. Беседа с детьми

(ответы на вопросы)

4. «Цветные коробочки» (овощи, фрукты, ягоды)

5. Посчитаем

6. Что изменилось?

5. Соберем урожай (рисунок) пальчиковые краски

15-20 минут

Альбомные листы

Карандаши

Цветные коробки

Фрукты и овощи ягоды (картинки)

Краски, стаканчики для воды

ПРИЛОЖЕНИЕ

I . «Давайте познакомимся»

Цель:  адаптация детей к условиям детского дома.

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;

  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;

  • развитие мелкой моторики, общей;

  • сенсорное развитие — закрепление знаний четырех основных цветов;

  • привлечение внимания детей к сверстнику, установления положительных взаимоотношений;

  • установление доверительных взаимоотношений с педагогом;

  • формирование положительного отношения к друг другу

  • обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период.

Возраст:  3 – 7 лет.

Форма проведения: групповое занятие, в игровой форме, при участии воспитателя в играх.

Методы работы:

Материальная база:

  • диск с музыкой (например, альбом “Топ-топ” Железновых),

  • бумажные, цветные кружочки,

  • колокольчик,

  • две стойки и веревка.

Структура занятия.

Занятие состоит из трех частей – вводная, основная, заключительная.

Вводная часть включает в себя создание положительного эмоционального настроя в группе и приветствия. Основная часть включает в себя адаптационную игру, сюрпризный момент, игру на социальное развитие, пальчиковую игру, игру развлечение. Заключительная часть это подведение итогов занятия и прощание.

Ход занятия

I. Вводная часть

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Психолог включает музыку и приглашает детей собраться вместе поиграть (на занятие).

Дети ставят руки на пояс и под музыку идут по кругу. Когда все дети пришли на занятие, психолог останавливается, все хлопают в ладоши и занятие начинается.

Приветствие.

Психолог здоровается, читает стихи и показывает движения, дети повторяют.

— Здравствуйте ребята! Давайте мы поздороваемся все вместе. Сделаем мы это так!

Здравствуй солнце! (руки разводим в сторону как лучи солнца)
Здравствуй небо! (поднимаем руки вверх, прямые)
Здравствуй, ветерок, трава! (раскачиваем ручками из стороны в сторону, присаживаемся на корточки)
Здравствуйте мои друзья! (машем ручкой – привет)

II. Основная часть

Упражнение на сенсорное развитие.

Психолог рассаживает детей по кругу на стульчики, раздает цветные кружочки, дети кладут их на пол под ноги.

— Посмотрите ребята, какие я принесла с собой кружочки – это домики. Все домики разного цвета. Давайте назовем цвета! ( синий домик, это красный, желтый и зеленый, розовый салатовый фиолетовый и тд)

— Давайте мы сейчас поселимся в эти домики, и вместе поиграем.

Дети берут кружочки и по просьбе педагога называют его цвет.

— Какого цвета твой домик?…

— Вот все и поселились в домиках. А теперь ребята давайте познакомимся и узнаем, кто же у нас живет в домиках. Сейчас мы пойдем, друг к другу в гости!

Сюрпризный момент – психолог за спиной звонит в колокольчик.

— Ребята послушайте, а что это за звук? (ответы детей) Это колокольчик звенит. Он поможет нам познакомиться.

Адаптационная игра “Знакомство”.

Психолог объясняет и показывает правила игры.

— А сделаем мы это так: возьмём колокольчик в ручки, назовем свое имя, и позвоним; потом передадим колокольчик в другой домик. Вот так!

Психолог называет свое имя, звонит в колокольчик и передает его ребенку. Ребенок звонит, педагог спрашивает – Кто в домике живет? Ребенок называет свое имя, передает колокольчик следующему ребенку. Продолжается игра. Последний ребенок передает колокольчик психологу. Игра заканчивается.

— Вот мы все и познакомились.

— Ребята, а мы с вами живем в домиках? Рядышком? А тех, кто живет рядом, называют соседями! Значит мы все друг другу соседи!

— А давайте вместе со своими соседями поиграем.

Социальное развитие “Соседи”.

Дети встаю около стульчиков на кружочки, тесно прижавшись, друг к другу, выполняют следующие действия в соответствии с текстом:

Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать (тихо толкаем по плечу)
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать
Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать
Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать

Игра повторяется несколько раз.

Пальчиковая игра “Пальчики”.

— А теперь ребята, давайте немного отдохнем, садитесь мы поиграем с пальчиками.

— Где ваши пальчики? Вот наши пальчики!

Психолог говорит слова и показывает движения, дети повторяют.

Этот пальчик всех сильней (показываем большой палец и сгибаем его)
Этот пальчик всех умней (показываем указательный палец и сгибаем его)
Этот пальчик всех длинней (показываем средний палец и сгибаем его)
Этот пальчик всех быстрей (показываем безымянный палец и сгибаем его)
Этот пальчик всех веселей (показываем большой палец и сгибаем его)

Вместе это пять друзей.

Далее игра продолжается со второй рукой.

— Хорошо! Понравилось вам играть с пальчиками, подружились пальчики друг с другом? Отдохнули? Ребята, что то колокольчик наш совсем заскучал давайте с ним поиграем.

Игра развлечение “Достань колокольчик”.

Между стойками натягивается веревка на высоте поднятых рук ребенка, к веревке привязывается колокольчик.

— Посмотрите ребята, как высоко забрался колокольчик. Давайте позвоним в него, но для этого надо до него дотянуться, подпрыгнуть.

Дети, по очереди подходя к веревке, должны подпрыгнуть вверх, чтобы достать руками висящий колокольчик.

«Летняя поляна» звучит летняя музыка… (голоса природы)

1. А скажите ребята а какое время года вы любите? А какое сейчас время года? Правильно лето! Сейчас я вам дам цветы, травку солнышко облака вам нужно будет всем вместе собрать из этих предметов «летнюю поляну»

Если вы соберете правильно и красиво зазвучит волшебная музыка.

Молодцы!

А теперь давайте посчитаем сколько же цветов на этой поляне?

А что здесь вы видите еще?

2. Ой, посмотрите дети, на нашей поляне выросли ягоды фрукты и овощи. Давайте мы их с вами разложим по коробкам – ягоды в зеленую, овощи в синюю, и фрукты в желтую.

У кого сколько? У кого меньше всех а у кого больше? Какие молодцы! Мамины помощники!

Ну что? Устали? Давайте чучуть отвлечемся :

Игра «Дождь в лесу».

Дети становятся в круг друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия.

«В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются,   (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Молодцы!

( Цветы из ладошек) пальчиковые краски… общая картинка ( заключение)

III. Прощание

Психолог рассказывает стих и показывает движения, дети повторяют.

Дружно хлопаем руками, (дети хлопают в ладоши)
Вместе топаем ногой. (топают ногой)
До свиданья сказали, (говорят до свидания)
И рукою помахали. (машут рукой)

План-конспект занятия (1 класс) на тему: Занятие с детьми с ОВЗ

Коррекционно — развивающее занятие с детьми

 с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия  «Страна чудес»

Цель: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

1. Формирование адекватных форм поведения.

2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

4. Развитие крупной и мелкой моторики.

5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.

Занятие предполагают деление на два блока:

1) гармонизация личности;

2) формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

· коррекционно — развивающие игры и упражнения;

· творческие игры и задания;

· оздоровительные игры и упражнения;

· беседы с детьми;

· психогимнастические этюды;

· релаксационные паузы и моменты;

· лепка (глина, солёное тесто, пластилин)

· изотерапия (рисование красками: акварель, гуашь, монотипия, свободный стиль)

· мандала-терапия (рисование мелками, карандашами, пастелью)

· работа с бумагой(аппликации,калажи,оригами)

Возраст детей: 7-10 лет

Предполагаемые результаты:

· развитие познавательной активности детей;

· развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

· формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

· психокоррекция поведения ребенка;

— социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Звучит расслабляющая музыка.

ЗОНА ИГРОВАЯ Здравствуйте уважаемые ребята! Сегодня мы с вами переместимся в страну чудес, по которой  будем путешествовать. Сначала нам  необходимо вот эти волшебные ниточки привязать к руке, они нам чуть позже пригодятся. А сейчас мы с Вами  познакомимся. Я  по кругу буду передавать волшебную игрушку, а каждый из Вас назовет свое имя. А теперь, чтобы переместиться  в страну чудес, мы улыбнемся, расслабимся…  Сделаем глубокий вдох, представим, что вместе с этим вдохом мы взбираемся вверх  по радуге, а выдыхая съезжаем с нее, как с горки. Молодцы!!!! Повторим еще раз…взбираемся по радуге и съезжаем с нее. Молодцы!!!!

Дорогие ребята, а сейчас мы Ваши волшебные нити свяжем между собой… мы все познакомились, теперь нас связывает эта нить…связующая нить… Я обязуюсь хранить эти нити  и в дальнейшем этот волшебный клубок будет символом  нашей страны чудес.

Теперь ребята закрываем глазки, открываем их …. мы  в стране чудес!!! К нам будут приходить разные волшебные гости! Мы будем выполнять разные интересные задания!

  1. Первое занятие называется «ФОРСАЖ», дорога с препятствиями, но проходить мы ее будем при помощи рук.

Первое задание будет следующим — какой-то злодей перепутал все волшебные макароны и Ваша задача все вернуть на места и распределить макароны в тарелке (по цвету, величине, форме) и распределить по отсекам.

А теперь представьте, что Вы попали в бермутский треугольник и чтобы из него выйти, нужно пройти все препятствия.

➣ Вы попали в пустыню. Вы набираете песок в ладони и смотрите как он медленно просачивается между пальцев… стараетесь сделать какую-нибудь композицию, но из сухого песка это очень сложно… вы опять набираете песок в ладони и резко разжимаете ладонь..

➣ Следующее препятствие это камни…они очень сильно нагреты, Вы их берете в руки и согреваетесь от них..берете их энергию, накопленную годами, а теперь из этих камней Вы выкладываете любую композицию,  что Вас будет оберегать от всех огорчений.

➣ идете дальше… смотрите, а там вода…такая чистая и теплая…вы опускаете ладони  в воду и начинаете делать ими движения как-будто плывете, все неприятности позади…ладони очистила эта красивая и сильная стихия -вода! Вы расслаблены и готовы выполнять следующее задание.

2.  «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»:

Уважаемые ребята, Вы попали в творческую мастерскую «Страны чудес». Мы с Вами выполним 5 волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.

Задание №1. Для хорошего настроения мы создадим общее солнышко. У меня есть лучи и смайлик на листе бумаги, где появится наше солнышко. Каждый из Вас напишет свое имя, а кто хорошо умеет писать -фамилию, затем лучики при клеем к солнышку!

Задание №2. Мы все разные, поэтому я каждому предлагаю создать, выложить из кусочков цветной бумаги и приклеить свой узор, а затем мы полюбуемся, что же у нас получилось.

Задание №3. Пока ребята наклеивают узор, ведущий по очереди подходит к каждому и ребята выкладывают бисером полоску на «волшебной» коробочке. У каждого ребенка бисер определенного цвета. В результате получится радуга!

Задание №4. Ребята, какое сейчас время года? Мы с Вами создадим «осенний букет» или необычную композицию. Дети раскрашивают шишки, а педагог на картину подклеивает высушенные листья, затем шишки.

Задание №5. У нас осталось последнее задание в творческой мастерской. Мы вспомним лето и создадим цветочную лужайку (из соленого теста делаем цветы, солнышки и т.д)

3. «ГОЛОВОЛОМКИ» Ребята мы  с Вами будем выполнять задания на сообразительность.  Нужно собрать  из кусочков цветного картона фигуру (вид фигуры у всех одинаковый, а цвета разные), называется это задание «Танграм». А теперь мы с Вами будем собирать головоломку, у каждого будет свой лист с заданиями. После выполнения задания предложить ребятам составить из пазлов, кубиков или магнитов какую-либо фигуру (даем ребятам на выбор развивающие игры).

4. «ЗАРНИЦА» Звучит музыка. Ребята мы с Вами переходим в игровую зону, теперь мы все вместе выполним интересные движения.

Первое, что мы сделаем, это парашют, мы все ляжем в круг на ковролин и будем  на счет три поднимать парашют и отпускать, а теперь задание усложняется на счет    один поднимать, а насчет три отпускать. Ой, молодцы какие!!!!

➣ Теперь задания по-сложнее! Лежа на спине, руки вдоль туловища. Представьте себе, что в левой руке -лимон, из которого нужно выжать весь сок. Медленно сожмите руку в кулак, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Почувствуйте как напряжена рука. Теперь бросьте «лимон» и расслабьте руку. То же самое повторим правой рукой.

➣ Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Представьте себе, что между коленями тугая пружина. Медленно сожмите колени, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Отпустите пружинку -выпрямите ноги -расслабляясь.

➣ Лежа на спине, руки и ноги в стороны, как лучи звезды. Медленно напрягая руки и ноги, развести их как можно  шире в разные стороны, не отрывая от пола (на счет 1-2-3-4). Вернуться в исходную позицию, расслабиться.

➣ А теперь все встаем в круг, нужно набрать в руки воображаемый песок, сильно сжав пальцы кулак, удержать песок в руках, посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслаблять кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела.

Ой какие молодцы!!! Не устали?! Теперь мы все вернемся в круг, сделайте 2 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты и тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… вас  окружают великолепные цветы, издающие великолепный аромат. Пригнитесь к одному их них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Вы  чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулку. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью…пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно…в конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку, в нем находится то, чего Вам недоставало для полного счастья.. пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Уважаемые мальчики и девочки мы хотим Вас поблагодарить за участие!!! Не зря Вы прошли столько заданий, жители волшебного леса приготовили для вас маленькие сюрпризы (выдаем каждому  тетрадь с ручкой и значок, шарик). Ребята,  помните, Счастье -это внутреннее солнышко!!! Спасибо за участие! До новых встреч! 

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

Составитель: педагог-психолог

Околелова ЛюдмилаМихайловна

Конспект занятий

по теме: «Память»

Тема занятий

Память

Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с понятием «память».

  2. Проведение упражнений на развитие памяти с использованием оборудования психомоторной комнаты.

Необходимые материалы и оборудование: карточки с изображенными на них предметами, листы бумаги А4, игровое пособие «Компримо», три таблицы с цифрами, игровое пособие «Подбери пару». 

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Психолог: «Наверняка ты все же имеешь представление о том, что такое память человека. Ведь сложно даже представить саму жизнь, если бы у человеческой психики не было этой функции. Собственно, нас и не интересовало бы ничего, мы бы и не знали, как нас зовут. Да, что там, нас бы просто не было: человек бы элементарно не помнил, что для выживания нужно кушать, например.

Если же пытаться дать определение, этому виду человеческой умственной деятельности, то, как говорят психологи, память – это функция психики, позволяющая человеку запоминать, сохранять, накапливать информацию, а в дальнейшем воспроизводить и забывать опыт окружающих или его собственный индивидуальный опыт.

Для поддержания и развития физического здоровья, здоровья тела, мы совершаем массу операций: делаем гимнастику, едим витамины, проделываем различные гигиенические процедуры. Мы заинтересованы, чтобы наше тело подольше оставалось здоровым и жизнеспособным. А что мы делаем для нашей памяти? Как мы ее развиваем? Как заботимся о ней? Память нужно тренировать. Этому и будут посвящены наши занятия».

2. Основная часть. Включает в себя 2 занятия:

Занятие 1.

Упражнение 1. «Запомни 10 слов».

Психолог зачитывает 10 любых слов (например, весна, голубь, дорога, качели, самолет, виноград, радио, костюм, метро, календарь) и просит учащегося повторить их.

Упражнение 2. «Разложи по местам».

Перед ребенком лежат карточки с нарисованными предметами: персик, кастрюля, виноград, пиджак, сковорода, шорты, дыня, графин, носки, рубашка, половник, слива. Психолог просит учащегося разложить данные карточки в три коробки. В одну сложить карточки с изображением фруктов, в другую сложить карточки с изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках.

Данная работа развивает логическое, непосредственное запоминание.

Упражнение 3. Метод пиктограмм (предложен А. Р. Лурия).

Психолог называет слова и словосочетания. Во время прослушивания слова ребенку необходимо делать набросок-пиктограмму, как-то связанную с называемым словом. Картинка должна быть маленькой, схематичной, не содержать в себе букв или цифр.

Через полчаса ребенку необходимо открыть данную страницу и, опираясь на свои рисунки, он должен вспомнить те слова и словосочетания, которые называл ему психолог.

Упражнение 4. «Развитие непроизвольной слуховой памяти».

Психологом зачитываются следующие пары слов:

  • Сладкий – кислый.

  • Светлый – смуглый

  • Веселый – грустный

  • Солнечный – пасмурный

  • Сухой – сырой

  • Сильный – слабый

  • Высокий – низкий

  • Ласковый – строгий

  • Сложный – простой

  • Тесный — просторный

Учащемуся необходимо запомнить эти пары слов. Затем психолог зачитывает только первое слово из каждой пары, а учащийся должен назвать второе, противоположное ему слово.

Упражнение 5. Игровое пособие «Компримо».

Данная игра способствует развитию памяти, концентрации внимания, общей моторики, чувства равновесия, коммуникативного взаимодействия.

В комплект игрового пособия входят 10 мягких кирпичей из вспененной резины пяти типов жесткости, со съемными чехлами из прочной плотной ткани особой фактуры, мягкой на ощупь и не позволяющей кирпичам скользить на гладком полу. Данное игровое пособие можно использовать следующим образом:

«Ищем пару». Кирпичи складывают в два столбика так, чтобы в каждой находились кирпичи разной жесткости. Психолог берет из левого столбика кирпич и кладет его перед собой, нажимает на него рукой и предлагает ребенку сделать то же самое. Потом берет кирпич из правого столбика, нажимает на него рукой и делает вывод о его жесткости. Затем психолог предлагает ребенку самому сравнить жесткость обоих кирпичей. Если кирпичи одинаковой жесткости, то пару откладывают в левую сторону. Если же кирпичи разные, то из правого столбика первому кирпичу находят пару. Когда новая пара найдена, ее откладывают в левую сторону. Таким образом подбирают все пары кирпичей. После этого проводится контроль ошибок.

Занятие 2.

Проективная методика «Дерево». Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Упражнение 1. Установление ведущего типа памяти.

Существует 4 типа памяти: слуховая, зрительная, моторно-слуховая и зрительно-слухо-моторная память.

Слуховая память. Психолог зачитывает несколько слов, а учащийся старается их запомнить.

Зрительная память. В данном случае учащийся про себя (глазами) зачитывает слова и старается запомнить. Затем слова закрываются листком бумаги, и учащийся называет слова, которые он запомнил.

Память моторно-слуховая. Учащийся слушает слова, которые называет ему психолог, повторяет их шепотом и «записывает» в воздухе пальцем.

Зрительно-слухо-моторная память. Психолог произносит слова, учащийся читает их глазами и повторяет шепотом каждое слово.

Результаты по каждому типу памяти заносятся в следующую таблицу:

Слуховая память

Зрительная память

Моторно-слуховая память

Зрительно-слухо-моторная память

Упражнение 2. «Запомни цифры».

Психолог заготавливает три таблицы:

№ 1

2 4

7 9 6

6 0 5 3

8 1 2 6 4

5 7 3 9 2 8

№ 2

7 8

4 1 9

5 2 6 1

9 0 7 1 3

8 5 2 0 7 4

№ 3

3 8

1 7 6

5 0 9 2

7 3 4 9 1

6 1 5 4 0 8

Вначале психолог показывает цифры первого ряда таблицы №1. Остальные цифры закрыты. Просит ребенка повторить вслух. Если ответ верный, то психолог показывает цифры второго ряда и т. д., пока учащийся не сделает ошибки. Затем переходят к таблице №2 и №3.

Упражнение 3. Исследование процесса заучивания. Изображение «кривой» памяти.

Психолог зачитывает список из 10 слов (лиса, санки, весна, ласточка, коса, капуста, маска, слон, салют, сосна). Учащийся старается запомнить слова в любом порядке. После каждого прочтения результат заносится в таблицу. Процедура повторяется 4 раза.

1-я запись

2-я запись

3-я запись

4-я запись

После выполнения упражнения можно составить график – «кривую заучивания». Для этого отложите по абсциссе номера записей, по ординате – количество воспроизведенных слов. В норме количество удержанных в памяти слов должно постоянно возрастать и достигать 9 – 10 слов после последнего предъявления.

0

Упражнение 4. Игровое пособие «Подбери пару».

Данная игра способствует развитию тактильного восприятия, памяти, речи, концентрации внимания, способностей различения геометрических форм, навыков устного счета.

В состав игрового пособия входят шесть комплектов тактильных элементов с названиями: «Песок», «Геометрические формы», «Точки», «Решетки», «Гладкая текстура», «Различные поверхности». Пары отличаются друг от друга своими тактильными свойствами. Данное игровое пособие можно использовать следующим образом:

«Найди такой же». Сначала психолог знакомит ребенка с комплектами, начиная с самого простого с точки зрения тактильного опознавания поверхностей. Он предлагает ребенку разложить элементы комплекта на шесть соответствующих пар, ощупывая при этом поверхность каждого элемента.

Потом, взяв один из комплектов, психолог помещает по одному элементу из каждой пары на внутреннюю сторону крышки, а затем прячет их, задвинув крышку.

Ребенку предлагается, ощупывая спрятанные элементы, подобрать каждому пару из оставшихся элементов, и расположить их в соответствующем порядке. Для контроля ошибок достаточно вынуть крышку и взглянуть на ее внутреннюю сторону.

Таким образом, можно проработать каждый из комплектов. Опознавание пары элементов проводится поочередно одной рукой или одновременно двумя руками.

Конспект коррекционно- развивающего занятия с детьми с ОВЗ 1 класс

— Ребята, послушайте загадку, скажите, о каком времени года она?

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. 

Назовите зимние месяцы.

Зимушка-зима пригласила нас к себе в гости и приготовила интересные задания, которые вы должны выполнить.

Отгадайте загадку.

Летят пушинки белые,
Кружатся на ветру.
Холодные красавицы укрыли поутру
Всю землю покрывалами.
Узоров их не счесть.
Белоснежные пушинки — 
Это нежные … (Снежинки).

Какими вы увидели снежинки? (белые, пушистые, ажурные, белоснежные, нежные).

— Дети, у каждого из вас есть конверт, где лежат снежинки. Это будет первое задание от Зимушки-зимы: составить снежинку из нескольких частей.

Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век.
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.

Что из снега можно слепить? (снеговика).

Показываю картинки снеговиков, вам нужно найти отличия.

— А сейчас будьте особенно внимательны. Поиграем еще в одну игру «Доскажи словечко».

Спит всю зиму напролет,
Лапу нехотя сосет
Любит мед, малину, шишки,
Это старый добрый…

Эта рыжая плутовка
Обхитрит любого ловко.
Хвост красивый, как коса,
Это хитрая …

Летом серый, зимой белый,
Он ушастый и несмелый,
Попрыгайчик-побегайчик,
Кто же это? Это …

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ..

-Дети, а как можно одним словом назвать этих животных? (дикие животные). Зимушка приглашает нас в гости в лес. Но тропинки все замело снегом. Чтобы пройти в лес, мы с вами сами будем делать тропинку.

Задание № 3

«Графический диктант»

hello_html_m35b83b5f.jpg

Задание № 4

«Узнай, чьи следы».

— Дети, посмотрите, у каждого из вас на карточках изображены следы животных. Вы должны узнать, чьи это следы, положив картинку животного рядом с этими следами. (Предложить найти следы белки, зайца, волка, лисы).

hello_html_m231ea5ad.jpghello_html_458a3fc3.jpghello_html_m35389216.jpghello_html_m2eae69ec.jpghello_html_7d2d03ef.jpghello_html_4e659264.jpg

Дети, посмотрите, а это чьи следы? (птичьи)

А куда они ведут?

К кормушке.

Задание № 5

«Назовите зимующих птиц»

-Посмотрите внимательно на кормушку и назовите, каких зимующих птиц вы знаете. (Дети называют зимующих птиц, и картинку с изображением птицы прикрепляет на кормушку). hello_html_384630a5.jpg

— Как можно помочь птицам выжить в трудное зимнее время? (ответы детей).

Физкультминутка

Игра в снежки.

Дети стоят в кругу. Бросаю каждому снежок, каждый должен поймать его и назвать любое слово, которое относится к зимнему времени года.

Задание № 6

Скоро новый год. А по восточному календарю наступит год «Свиньи»

Упражнение “Поросята” детям раздаются бланки корректурной пробы .

А теперь, когда вы уже знаете, что значит быть внимательным, проверим, умеете ли вы быть такими? Ребята, посмотрите на доску, здесь изображены поросята. Пока ничего писать не нужно. Рассмотрите, чем отличаются поросята. (Поиск различий вместе с педагогом).

После этого дается инструкция 1: “Найди и зачеркни всех поросят, только веселых с двумя ушками и без челки”.

После выполнения задания ребята обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.

Инструкция 2: “Найди и подчеркни всех поросят, только у которых одно правое ушко, нет челки и при этом он веселый”.

После выполнения задания ребята опять обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.

hello_html_5a27c3ab.png

Вот мы и побывали в гостях у Зимушки — зимы.

III. Итог занятия.

Рефлексия занятия.

Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам урок? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?

А теперь оцените свое настроение выбрав смайлик

hello_html_aa0a0ea.pnghello_html_57ebafc3.jpg

Всем спасибо!

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ «Волшебная страна».

Коррекционно-развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Название работы: Коррекционно-развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: Ильина Наталья Дмитриевна, педагог — психолог ОГКОУШ №23 город Ульяновск

Описание работы: предлагаю Вам конспект коррекционно- развивающего занятия для детей с ОВЗ «Волшебная страна». Данное занятие может помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Данный материал будет полезен для педагогов — психологов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ.

Конспект занятия «Волшебная страна»

Цель: помочь детям справится с переживаниями, которые препятствуют их адаптации и социализации в образовательной среде, и оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов.

Задачи:

  1. Формирование адекватных форм поведения.

  2. Снятие состояния эмоционального дискомфорта.

  3. Коррекция познавательной сферы (памяти, внимания, мышления, восприятия)

  4. Развитие крупной и мелкой моторики.

  5. Развитие форм конструктивного взаимодействия и общения.

Занятие предполагают деление на два блока:

  1. Гармонизация личности.

  2. Формирование положительных предпосылок к учебной деятельности, коррекция и развитие познавательной сферы и моторики.

Занятие включают в себя следующие методы:

  • коррекционно-развивающие игры и упражнения;

  • творческие игры и задания;

  • оздоровительные игры и упражнения;

  • беседы с детьми;

  • психогимнастические этюды;

  • релаксационные паузы и моменты;

  • лепка (глина, солёное тесто, пластилин)

  • изотерапия (рисование красками: акварель, гуашь, монотипия, свободный стиль)

  • мандала-терапия (рисование мелками, карандашами, пастелью)

  • работа с бумагой (аппликации,калажи,оригами)

Предполагаемые результаты

  • развитие познавательной активности детей;

  • развитие обще интеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;

  • формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;

  • психокоррекция поведения ребенка;

  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Звучит расслабляющая музыка.

ЗОНА ИГРОВАЯ. Здравствуйте уважаемые ребята! Сегодня мы с вами переместимся в страну чудес, по которой  будем путешествовать. Сначала нам  необходимо вот эти волшебные ниточки привязать к руке, они нам чуть позже пригодятся. А сейчас мы с Вами  познакомимся. Я  по кругу буду передавать волшебную игрушку, а каждый из Вас назовет свое имя. А теперь, чтобы переместиться  в страну чудес, мы улыбнемся, расслабимся…  Сделаем глубокий вдох, представим, что вместе с этим вдохом мы взбираемся вверх  по радуге, а выдыхая, съезжаем с нее, как с горки. Молодцы! Повторим еще раз, взбираемся по радуге и съезжаем с нее. Молодцы!

Дорогие ребята, а сейчас мы Ваши волшебные нити свяжем между собой, мы все познакомились, теперь нас связывает эта нить связующая нить. Я, обязуюсь хранить эти нити  и в дальнейшем этот волшебный клубок, будет символом  нашей страны чудес.

Теперь ребята закрываем глазки, открываем их мы  в стране чудес! Мы будем выполнять разные интересные задания!

  1. Первое занятие называется «ФОРСАЖ», дорога с препятствиями, но проходить мы ее будем при помощи рук.

Первое задание будет следующим — какой-то злодей перепутал все волшебные макароны и Ваша задача все вернуть на места и распределить макароны в тарелке (по цвету, величине, форме) и распределить по отсекам.

А теперь представьте, что Вы попали в бермудский треугольник и чтобы из него выйти, нужно пройти все препятствия.

  • Вы попали в пустыню. Вы набираете песок в ладони и смотрите, как он медленно просачивается между пальцев, стараетесь сделать какую-нибудь композицию, но из сухого песка это очень сложно вы опять набираете песок в ладони и резко разжимаете ладонь.

  • Следующее препятствие это камни они очень сильно нагреты. Вы их берете в руки и согреваетесь, от них, берете их энергию, накопленную годами, а теперь из этих камней Вы выкладываете любую композицию,  что Вас будет оберегать от всех огорчений.

  • Идете дальше смотрите, а там вода такая чистая и теплая вы опускаете ладони  в воду и начинаете делать, ими движения, как будто плывете, все неприятности позади ладони очистила эта красивая и сильная стихия — вода! Вы расслаблены и готовы выполнять следующее задание.

  1. «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»:

Уважаемые ребята Вы попали в творческую мастерскую «Волшебная страна». Мы с Вами выполним 3 волшебных заданий и научимся делать чудеса, то есть создавать хорошее настроение своими руками.

Задание №1. Для хорошего настроения мы создадим общее солнышко. У меня есть лучи и смайлик на листе бумаги, где появится наше солнышко. Каждый из Вас напишет свое имя, а кто хорошо умеет писать фамилию, затем лучики нужно клеить к солнышку!

Задание №2. Мы все разные, поэтому я каждому предлагаю создать, выложить из кусочков цветной бумаги и приклеить свой узор, а затем мы полюбуемся, что же у нас получилось.

Задание №3. Пока ребята наклеивают узор, ведущий по очереди, подходит к каждому и ребята выкладывают бисером полоску на «волшебной» коробочке. У каждого ребенка бисер определенного цвета. В результате получится радуга!

  1. «ГОЛОВОЛОМКИ» Ребята мы  с Вами будем выполнять задания на сообразительность.  Нужно собрать  из кусочков цветного картона фигуру (вид фигуры у всех одинаковый, а цвета разные), называется это задание «Танграм». А теперь мы с Вами будем собирать головоломку, у каждого будет свой лист с заданиями. После выполнения задания предложить ребятам составить из пазлов, кубиков или магнитов какую-либо фигуру (даем ребятам на выбор развивающие игры).

  1. «ЗАРНИЦА» Звучит музыка. Ребята мы с Вами переходим в игровую зону, теперь мы все вместе выполним интересные движения.

Первое, что мы сделаем, это парашют, мы все ляжем в круг на ковролин и будем  на счет три поднимать парашют и отпускать, а теперь задание усложняется на счет    один поднимать, а насчет три отпускать. Ой, молодцы какие!

  • Теперь задания посложнее! Лежа на спине, руки вдоль туловища. Представьте себе, что в левой руке — лимон, из которого нужно выжать весь сок. Медленно сожмите руку в кулак, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Почувствуйте, как напряжена рука. Теперь бросьте «лимон» и расслабьте руку. То же самое повторим правой рукой.

  • Лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях. Представьте себе, что между коленями тугая пружина. Медленно сожмите колени, как можно сильнее (на счет 1-2-3-4). Отпустите пружинку — выпрямите ноги — расслабляясь.

  • Лежа на спине, руки и ноги в стороны, как лучи звезды. Медленно напрягая руки и ноги, развести их как можно  шире в разные стороны, не отрывая от пола (на счет 1-2-3-4). Вернуться в исходную позицию, расслабиться.

  • А теперь все встаем в круг, нужно набрать в руки воображаемый песок, сильно сжав пальцы кулак, удержать песок в руках, посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслаблять кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела.

Ой, какие молодцы! Не устали?   Теперь мы все вернемся в круг, сделайте 2 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте, что Вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты и тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес вас  окружают великолепные цветы, издающие великолепный аромат. Пригнитесь к одному их них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Вы  чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Пройдите, весь путь через сад, обратно в конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку, в нем находится то, чего Вам недоставало для полного счастья. Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Сейчас мы с Вами посмотрим фрагмент мультфильма (включаем мультфильм «По дороге с облаками»). Ребята пусть у вас всегда будет такое же веселое настроение и много друзей, как и у героев этого мультфильма!

Уважаемые мальчики и девочки мы хотим Вас поблагодарить за участие! Не зря Вы прошли столько заданий, жители волшебного леса приготовили для вас маленькие сюрпризы (выдаем каждому  тетрадь с ручкой и значок, шарик).

Ребята и помните Счастье — это внутреннее солнышко!!!
Спасибо за участие! До новых встреч!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *