Заикание невролог: Невротическое заикание — причины, симптомы, диагностика и лечение – Как справиться с заиканием у ребенка? Советы невролога | Здоровье ребенка | Здоровье

Содержание

Невротическое заикание — причины, симптомы, диагностика и лечение

Невротическое заикание — носящее функциональный характер расстройство плавности и ритма речи, связанное с неблагополучными психо-эмоциональными факторами. Отличительными чертами этой формы заикания является изменение интенсивности проявлений в зависимости от окружающей пациента обстановки и его психологического состояния, волнообразное или рецидивирующее течение, наличие сопутствующих вегетосоматических или невротических расстройств. Диагностика основана на наличии в анамнезе указаний на психотравму, исключении органических причин возникновения заикания, исследовании речевой функции. Лечится невротическое заикание средствами логопедии, неврологии, медицинской психологии и психотерапии.

Общие сведения

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

Невротическое заикание

Этиология и патогенез невротического заикания

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п. У отдельных детей невротическое заикание может сформироваться при подражании речи заикающегося человека, если такой находится в их близком окружении. В таких случаях заикание закрепляется по типу невротической фиксации.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Симптомы невротического заикания

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно. Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях. Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов. Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи. Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр. Невротическое заикание может быть сопутствующим расстройством при некоторых психических болезнях (шизофрении, олигофрении, психопатии). В таких случаях пациенту назначается консультация психиатра.

Лечение невротического заикания

Терапия логоневроза обычно имеет комплексный характер и проводится совместными усилиями логопеда, невролога, психолога и психотерапевта. Осуществляются регулярные логопедические занятия по коррекции заикания. Однако они могут не дать эффекта при продолжающемся воздействии писхотравмирующей ситуации. С целью изменить отношение пациента к подобной ситуации и тем самым исключить ее психотравмирующее влияние проводятся: психокоррекция, сеансы психотерапии, психоанализ, психологические тренинги, арт-терапия и т. п. Если в основе логоневроза лежат проблемы в семье, то рекомендовано семейное консультирование и семейная психотерапия. У детей особое значение имеет благоприятная речевая атмосфера: спокойный темп речи, понятные и доброжелательные высказывания окружающих людей.

Неврологическая помощь необходима для подбора и коррекции медикаментозной терапии, направленной на купирование симптомов логоневроза и сопутствующих невротических расстройств. В зависимости от ведущих симптомов заболевания она может включать седативные средства, антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Возможно использование электросна и различных методов рефлексотерапии.

Наряду с общепринятыми подходами к лечению логоневроза существует большое количество авторских методик. К ним относятся созданная Ю. Б. Некрасовой методика социореабилитации, разработанный Л. З. Арутюнян метод устойчивой нормализации речи, методика, основанная на дыхательной гимнастике А. Н. Стрельниковой и др. Применяется также БОС-терапия, в сложных случаях прибегают к гипнотерапии.

Как справиться с заиканием у ребенка? Советы невролога | Здоровье ребенка | Здоровье

Эта проблема отравила жизнь многим поколениям детей и взрослых. Речь о заикании, превращающем речь страдающего им человека в неразборчивое мычание. 

​Можно ли с этим справиться? На вопросы, связанные с лечением заикания, отвечает наш постоянный эксперт, детский врач-невролог, кандидат медицинских наук Игорь Воронов.

Стресс – не причина

Мой сын начал заикаться. Скажите, с чем это может быть связано? Вроде бы дома у нас спокойная обстановка…

Алевтина, Пермь

– Быть может, я вас удивлю, но вопреки бытующему мнению заикание в большинстве своем не развивается у детей после стресса или испуга. Конечно, стрессовые ситуации могут ухудшить речь.

И взрослый человек, пережив эмоциональное потрясение, иногда не может сказать и нескольких слов. У него появляются речевые запинки, но при этом не возникает заикание. То же и с детьми.

Кстати, в Международной классификации болезней заикание и речевые запинки идут под одним шифром. А вот термин «логоневроз» в Европейских странах давно не используют. Все реже используют его и в России, что подтверждает отсутствие ведущей роли стресса в возникновении заикания, которое чаще всего связано с неправильным развитием речи, когда мысль ребенка опережает плавность его артикуляционного аппарата, когда малыш думает быстрее, чем может сказать. На этом фоне и возникает судорога речевого аппарата.

Хотя, конечно, говорить о заикании только как о физическом нарушении речевого аппарата тоже неправильно. В механизм заикания нередко вплетаются и психологические нарушения. У таких детей нередко формируется комплекс неполноценности. Они начинают бояться своей неправильной речи. Понимая, что неправильно говорят, они иногда перестают говорить вовсе, зажимая рот руками. Обычно это связано с логофобией – страхом говорить, что, в свою очередь, может ухудшить ситуацию.

Как лечить?

Мой племянник – заика со стажем. Проблемы у него начались в трехлетнем возрасте. Скажите, это как-то лечится? 

Екатерина, Смоленская обл.

– Заикание – очень непредсказуемое заболевание. Оно может пройти через некоторое время без лечения и особой коррекции, а может остаться до взрослых лет.

Подход к лечению заикания зависит от ряда факторов: от возраста, психологического статуса ребенка или взрослого человека, сопутствующих заболеваний и ряда других причин. Однако специфического медикаментозного лечения заикания нет. Нет «чудо-таблетки», которая решит все проблемы с речью.

Поэтому в каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход к лечению заикания, которое назначает невролог, психоневролог, логопед с помощью различных методик. У старших детей и взрослых, у которых неправильная речь зафиксировалась, очень важны занятия с логопедом и психологическая коррекция. Она может включать индивидуальные и групповые занятия, гипноз, психотерапию, различные занятия, в том числе и с использованием компьютерных программ.

Не так давно в прокате прошел замечательный фильм Тома Хупера «Король говорит!» об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания. Фильм наглядно доказывает: лечить речевые запинки и заикание можно и в старшем возрасте. Но при этом у страдающего заиканием человека должна быть уверенность в своих возможностях, вера в свое излечение, стремление к этому. И здесь многое зависит от его окружения (родителей, других родственников).

«АиФ» рекомендует

Если ваш ребенок только начал заикаться, постарайтесь:

Создать речевую паузу. Сделайте так, чтобы ребенок как можно меньше неправильно говорил. Пусть он сидит и рисует, собирает конструктор, даже пусть смотрит спокойные, не возбуждающие мультфильмы, но при этом меньше говорит.

Конечно, не надо это делать насильственно. Просто постарайтесь лишний раз не побуждать его к разговору. Ребенок спросил – ответьте, но не продолжайте диалог.

Говорить медленно. Всем членам семьи ребенка с заиканием надо говорить медленно, чтобы и ребенок говорил не торопясь. В то же время его не надо поправлять, одергивать, просить повторить слово еще раз.

Не говорить при ребенке о его заикании. Лучше делайте вид, что ничего страшного не происходит. Важно, чтобы у ребенка не формировался комплекс вины или неполноценности из-за его речи.

Смотрите также:

причины и лечение логоневроза в домашних условиях и профессиональное


Заикание – это тяжелое психоречевое расстройство с характерными видимыми признаками. Нарушение может обнаружиться в детском возрасте или же проявиться уже во взрослой жизни.

Развитие заболевания в детском возрасте врачи связывают с отклонениями нервной деятельности, в группе риска дети с неврологическими расстройствами и заболеваниями головного мозга.

Заикание проявляется нарушением плавности и ритма речи, что связано с возникновением судорог в нескольких отделах речевого аппарата:

  • голосовые связки;
  • артикуляционный;
  • дыхательный.

Разновидности нарушения

В зависимости от причин развития и течения заболевания в медицине принято подразделять заикание на такие виды, как:

  • невротическое или логоневроз;
  • неврозоподобное (органическое).

В свою очередь невротическое заикание бывает:

  • тоническим – непроизвольные паузы в речи, растянутое произношение слов;
  • клоническим – многократное повторение отдельных слов либо слогов;
  • смешанным – в устной речи присутствуют симптомы тонического и клонического невроза.

Особенности логоневроза

Характерной чертой логоневроза является четкая взаимосвязь между нарушениями ритма устной речи и выраженной психоэмоциональной нагрузкой на ребенка, значимостью для него речевой ситуации.

При невротическом заикании у ребенка в спокойной для него обстановке заболевание практически не проявляется, однако, при стрессовых ситуациях, как только малыш начинает волноваться, то запинки в устной речи усиливаются.

Зачастую невротическое заикание приводит к развитию у детей логофибии – боязни говорить.

Логоневроз у детей, как правило, проявляется в раннем возрасте от 2 до 5 лет, именно в этот период происходит процесс активного формирования речевого аппарата ребенка.

Риск развития заболевания в более взрослом возрасте уменьшается, так согласно данным статистики количество случаев проявления заболевания среди детей возрастной группы от 5 до 6 лет составляет 2%, от 6 до 14 лет – 1%.

Неврологическое заикание сопровождается лицевыми тиками, лицевым мышечным напряжением, частым морганием, дрожанием губ и челюсти.

Особенности неврозоподобного расстройства

Неврозоподобное заикание является следствием остаточных органических изменений в работе головного мозга, вызванных патологическими состояниями в период вынашивания беременности, родов или же в раннем возрасте ребенка.

В отличие от логоневроза причины развития органического заикания скрыты в не психоэмоциональном состоянии ребенка, а в физиологии.

Характерные признаки неврозоподобного расстройства речевого аппарата:

  • повышенная речевая активность, сопровождаемая обильной моторикой;
  • косноязычие;
  • отсутствие логофобии.

Этиология и патогенез нарушения

Единого мнения об этиологии заикания не существует и по сегодняшний день, но, несмотря на различие взглядов на причины развития заикания у детей, ученые мужи едины в одном – существует ряд определяющих факторов:

  • возрастная категория ребенка;
  • половой диморфизм;
  • особенности речевого онтогенеза;
  • генетический фактор;
  • состояние центральной нервной системы;
  • наличие в анамнезе психической травматизации.

Наибольшее количество случаев заболевания приходится на детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в это период происходит активное развитие речевой системы. При этом у мальчиков уровень заболеваемости в сравнении с девочками выше в 4 раза.

Патогенез заикания связан с нарушениями координации голосоведения, артикуляции и дыхательного процесса.

Причины нарушения

Причинами развития нарушений речи могут служить разные факторы:

  • психологические,
  • физиологические,
  • социальные.

Психологические причины заикания:

  • психоэмоциональное потрясение;
  • невротические реакции;
  • сильный испуг;
  • чувство обиды, ревность, желание привлечь внимание;
  • детские страхи.

К физиологическим факторам относят:

Спровоцировать заикание могут и социальные факторы, например, такие как перевод из одного детского садика в другой, смена места жительства, изучение иностранных языков в слишком раннем возрасте (перегрузка ребенка речевым материалом), чрезмерная строгость родителей.

Дефекты в устной речи у ребенка могут быть вызваны в результате подражания члену семьи страдающим заиканием.

Фазы развития

Принято выделять четыре фазы развития заикания в детском возрасте:

  • I-фаза: для первой фазы характерны небольшие запинки в размеренной плавной речи, незначительное заикание, как правило, в первых словах предложений. Ребенок никак не реагирует на трудности в произношение, боязнь общения отсутствует;
  • II-фаза: количество периодов запинания в плавной речи увеличивается, приобретает хронический характер. Заикание проявляется при быстрой речи, в многосложных словах. Ребенок осознают нарушения в устной речи, но не относит себя к заикающимся людям;
  • III-фаза: на данной фазе происходит закрепление судорожного синдрома, заикание происходит при произношении определенных звуков либо слов. Логофобия отсутствует, однако, ребенок пытается заменить «проблемные» звуки и слова другими;
  • IV- фаза: ребенок остро реагирует на реакцию окружающих на его патологию речи, развивается боязнь говорить, ребенок старается избегать речевых ситуаций.

Клиническая картина

Развитие речевой патологии характеризуется такими первоначальными признаками, как неуверенность в речи, кратковременные паузы, повторы отдельных звуков и слогов, нарушение плавности.

Зачастую дети, страдающие заиканием, идут на уловки пытаясь заменить трудно выговариваемые слова более легкими словоформами, вводят в устную речь добавочные слова.

Как отмечалось выше, к нарушению речи приводят судороги мышц гортани, языка, неба, диафрагмы. Обычно голосовые судороги возникают при произношении гласных звуков.

Выделяют три вида спазмов голосового аппарата:

  • смыкательная судорога;
  • вокальная;
  • гортанная толчкообразная.

Дыхательные судороги подразделяют на инспираторные и экспираторные, в первом случае судороги возникают на вдохе, для второго характерно резкий внезапный выдох. Экспираторные конвульсии сопровождаются мощным сокращением мышц живота, опущением нехватки воздуха.

Клиническая картина заикания дополняется нервными лицевыми тиками, гримасничаньем, психологическим дискомфортом, замкнутостью, раздражительностью, плаксивостью, нарушением сна, в некоторых случаях приступами агрессии.

Диагностика и терапия нарушения

При диагностировании лечащий врач изучает историю болезни, учитывает психопатологическую симптоматику. Диагноз устанавливается на основании консультаций логопеда, психолога, невролога, после прохождения нейропсихологического тестирования.

Целью коррекции заикания является послабление либо полное устранение судорог речевого аппарата, сопутствующих патологий, укрепление нервной системы, воздействие на психоэмоциональное состояние заикающегося, коррекция поведения ребенка в социуме.

Коррекция – это сложная совместная работа маленького пациента и профильного специалиста.

Методов лечения детского заикания существует несколько, каждая авторская методика основывается на представлении автора о причинах развития нарушений речи.

К самым известным программам коррекции заикания у детей относятся:

  • методика Власова и Рау,
  • методика Мироновой,
  • методика Селиверстова.

Методы коррекции нарушения речи основываются на поэтапном усложнении речевых упражнений. Коррекционную программу можно условно разделить на три основных этапа:

  1. Задача первого этапа – создание доброжелательной обстановки, демонстрация образцов правильной устной речи, приобретение ребенком навыков простой ситуативной речи, расширение словарного запаса, знакомство с определенными предметами, их описание широко используется декламация, произношение заученных фраз.
  2. Тренировочный этап предусматривает обучение детей разными формами речи – ритмической, сопряжено-отраженной, шепотной. Широко используется форма общения «вопрос-ответ», игры, формы ручного труда — рисование, лепка, конструирование.
  3. На заключительном этапе методики корректировки речевых дефектов предусматривают закрепление полученных навыков, моделирование поведения при различных речевых ситуациях.

При выборе методики коррекции родителям и специалистам следует учитывать личностные качества ребенка.

Что можно сделать в домашних условиях?

Для лечения заикания в домашних условиях применяют:

  • самостоятельное логопедическое лечение;
  • дыхательные упражнения для голосовых связок и диафрагмы;
  • точечный массаж;
  • использование специальных компьютерных программ.

Подводя итоги

Непринятие мер по избавлению от заболевания у ребенка с раннего возраста чревато развитием осложнений, к подростковому возрасту нарушение может полностью подчинить себе жизнедеятельность, затормозить развитие личности в социальной среде, способствовать развитию комплексов, и, в конечном счете привести к передаче заикания следующему поколению в семье.

Основной мерой профилактики развития заболевания является избегание стрессовых ситуаций, психических травм. Важная роль в профилактики заикания у детей ложится на их родителей, к профилактическим мерам можно отнести:

  • доброжелательную обстановку в семье;
  • внимательное, ласковое отношение к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • избегание чрезмерных нагрузок.

При общении с ребенком нужно говорить размеренно, неторопливо. Уделять время для занятий с малышом, используя игровую форму общения, развивать мелкую моторику рук.

Если все же избежать заболевания не удалось и ребенку поставлен диагноз заикание, родителям не стоит впадать в панику. Важно своевременно обратиться к специалистам, строго соблюдать рекомендации врачей, оказать ребенку всестороннюю помощь в преодолении болезни.

Заикание у детей: причины и лечение логоневроза

От заикания (или логоневроза) страдает 6% мальчиков и девочек. Чаще всего патология проявляется в возрасте от 2 до 5-6 лет. В лечении заикания принимают участие логопед, невролог, психолог.

Навигация по статье

Что такое логоневроз у детей?

Заикание представляет собой речевое нарушение, которое характеризуется задержкой или повторением звуков. У ребенка появляются голосовые судороги или спазмы. Они бывают:

  • Тонические.
    Повышается мышечный тонус органов, участвующих в артикуляции: языка, губ, щек. Рот в это время слегка приоткрыт или полностью сомкнут. Внешне это проявляется в виде длительной паузой или протяжным «растягиванием» звука.
  • Клонические.
    Мышцы речевого аппарата ритмично сокращаются.

У одного больного наблюдается чередование тонических и клонических судорожных сокращений речевых мышц.

Логоневроз у детей влияет на коммуникативную и выражающую функции речи. При этом нарушается общая моторика, страдает психическое и физическое здоровье. Заикание затрудняет развитие дошкольника, общение со сверстниками, социализацию в детском учреждении.

Причины заикания у детей

К возникновению логоневроза приводят физиологические и психологические факторы. К физиологическим причинам относятся:

  • Генетическая предрасположенность. Если кто-то из родителей, бабушек или дедушек заикается, то риск возникновения такого дефекта увеличивается.
  • Внутриутробное поражение. Тяжелые роды, гипоксия, родовые травмы, недоношенность негативно влияют на речь малыша.
  • Черепно-мозговая травма, нейроинфекция. Патология головного мозга приводит к нарушению речевых функций.
  • Болезни органов речи: носа, носовой полости, глотки, гортани. Способствуют расстройству артикуляции.
  • Повышенная судорожная активность и лабильность нервной системы. Раздражение речевого центра провоцируют приступ мышечных сокращений языка, губ.

Если ребенок заикается из-за органических причин, то в первую очередь, ему необходимо лечение у невролога. Восстановление нормального взаимодействия мозга и органов речи поможет избавиться от заболевания, предотвратит развитие невроза.

Психологическими факторами заикания являются:

  • Неблагоприятная обстановка в семье.
  • Излишняя требовательность.
  • Копирование речи заикающегося взрослого.
  • Конфликты со сверстниками.
  • Сильный испуг, стресс.

К развитию логоневроза также приводят недостаток родительского внимания, раннее изучение иностранных языков.

Виды заикания у детей

Логоневроз делится на несколько видов в зависимости от причин, степени тяжести, характера течения.

В зависимости от причины выделяют два типа логоневроза:

  • Невротический.
    Дефекты речи появляются после психологически травмирующих ситуаций.
  • Неврозоподобный.
    Возникает на фоне органического поражения головного мозга.
  • Смешанный.
    Ребенок начинает заикаться только после психоэмоциональных событий. До этого его речь соответствует возрастной норме.

По степени тяжести заикание бывает легкой, средней или тяжелой степени. Легкая степень появляется только при некомфортных условиях. При средней стадии возникает значительная неуверенность и страх речи. Тяжелая форма характеризуется стойкими прогрессирующими речевыми нарушениями.

По характеру течения выделяют несколько типов логоневроза:

  • Волнообразный.
    Протекает с периодами улучшения и ухудшения.
  • Стационарный.
    Речевые проблемы проявляется постоянно.
  • Реградиентный.
    Самостоятельно исчезает после лечение патологии головного мозга.
  • Проградиентный.
    При хроническом течении основного заболевания заикание прогрессирует.
  • Рецидивирующий.
    Чередуются периоды нормальной и патологической речи.

Вид и характер заикания определяет логопед и невролог. Лечение зависит от формы логоневроза.

Диагностика

Дефект речи у ребенка диагностируют следующими методами:

  • Сбор анамнеза.
  • Оценку голоса, моторики, артикуляции. Выявляют удлинение слов, дублирование слогов, спазм речевой мускулатуры.
  • ЭЭГ, РЭГ, МРТ или УЗ исследование головного мозга. Выполняют для изучения органической причины патологии.

При обследовании детей с заиканием оценивают фонематический слух, наличие активных слов, точность произношения слогов.

Кто лечит заикание у детей?

При выявлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу и логопеду. Невропатолог выявит причину и форму заболевания: физиологическую или органическую.

Логопед-дефектолог во время разговора научит малыша правильно произносить звуки, выговаривать слова. Иногда может понадобиться консультация психолога или психотерапевта.

Лечение заикания у детей

Для того, чтобы вылечить логоневроз у ребенка необходимо применять комплексную терапию. Она включает в себя:

  • Лекарственные препараты.
  • Психологическую коррекцию или психотерапию.
  • Физиотерапевтическое лечение, массаж.
  • Занятия лечебной физкультурой.
  • Логопедические упражнения.

Медикаментозное лечение улучшит мозговую деятельность, когнитивные функции, работу речевого центра. Назначенные специалистом упражнения «поставят» правильную интонацию, научат выговаривать слова. Работа с психотерапевтом укрепит нервную систему, избавит ребенка от невротического заикания.

Медикаментозное лечение

При проблемах с речью назначают ноотропные, седативные или противосудорожные препараты. К ноотропам относятся пирацетам, фенотропил, луцетам. Они усиливают кровоснабжение головного мозга, улучшают доставку к нему питательных веществ и кислорода.

Успокоительные или седативные лекарства (тенотен, экстракт валерианы) уменьшают возбуждение нервной системы. Показаны гиперактивным, эмоциональным детям. Их применение избавляет дошкольника от переживаний, нормализует сон.

Противосудорожные средства замедляют проведение импульсов по нервным волокнам. Малышам обычно назначают фенобарбитал, карбамазепин в терапевтических дозировках.

Массаж

Применяют следующие виды логомассажа:

  • Точечный.
    Воздействие на определенные точки нормализует речевые функции.
  • Сегментарный.
    Массируют сегменты, отвечающие за речевую деятельность.
  • Зондовый.
    Осуществляется при помощи специальных инструментов – зондов.

Массаж нужно выполнять регулярно. Он снимает напряжение речевой мускулатуры, улучшает работу центра речи в головном мозге. Логомассаж необходимо делать при всех видах речевых нарушений.

Народные средства

К методу народной медицины относится лечение травами. Для избавления от заикания применяют:

  • Пустырник. Готовят настойку самостоятельно или покупают в аптеке.
  • Мяту. Делают отвар или добавляют в чай.
  • Сбор сухой валерианы, ромашки и мелиссы. Заваривают, дают выпить три раза в день.

Только травами вылечить логоневроз невозможно. Использование лекарственных сборов рекомендуется сочетать с другими вариантами лечения.

Что нельзя делать при заикании?

При выявлении логоневроза запрещается делать замечания, акцентировать внимание на дефектах речи. Не нужно прилюдно стыдить малыша, заставлять повторять слоги и звуки. Это ухудшает течение заболевания: дети стараются меньше говорить, избегают контактов со сверстниками.

В этот период не рекомендуется учить иностранный язык, смотреть телепередачи, читать агрессивные сказки. Не стоит обсуждать дефект ребенка в присутствие других детей и взрослых.

Как вылечить заикание у ребенка в домашних условиях

Для лечения заикания в домашних условиях используются следующие методики:

  • Нормализация темпа речи.
  • Массаж лица и языка.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Совместное чтение книг, пересказ стихов.

Родители должны создать благоприятную психологическую обстановку в доме. Ссоры и скандалы провоцируют обострение логоневроза. Соблюдение режима дня, полноценный ночной сон нормализуют физическое состояние, укрепляют нервную систему. На время лечения ограничивают посещение садика или школы, развлекательных мероприятий. Важно не допускать переутомления и перевозбуждения малыша.

При появлении дефектов речи нужно немедленно обратиться к врачу. Раннее выявление и лечение помогут полностью избавиться от заикания. Ребенок нормально социализируется в обществе, будет вести полноценную жизнь.

возможные причины, симптомы, проведение диагностики и лечение

Невротическое заикание, называемое также логоневрозом, представляет собой обусловленную психологическим фактором форму нарушения речевых функций. Выражается данное нарушение изменением речевого ритма, возникновением повторов и запинок. Невротическое заикание характеризуется судорожным синдромом тонического и тоникоклонического типа в области артикуляционной и дыхательно-вокальной мускулатуры. Оно входит в разряд неврозов, так как оно тесно связано с травмами психики. Логоневроз встречается, в основном, в детском возрасте, чаще всего ему подвержены дети 4-5 лет. При этом основную массу пациентов с заиканием составляют представители мужского пола.

невротическое заикание

Этиология заболевания

Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики. Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки. В первом случае, вероятнее всего, патология будет иметь кратковременный характер, в то время как в последнем варианте заикание становится постоянным, и высока вероятность появления сопутствующих неврологических заболеваний.

В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца. Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма. В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.

лечение невротического заикания

Причины развития у детей

Часто встречается невротическая форма заикания у детей в возрасте 2-5 лет. Речевые функции формируются у ребенка одними из последних, при этом речь может быть неидеальной и не до конца сформированной на протяжении длительного времени. Именно поэтому система может дать сбой.

Ученые отмечают связь между нестандартным развитием ребенка и возникновением заикания. Некоторые полагают, что в этом возрасте происходит установление сложных невротических связей в головном мозге. Если произошла травма этого важного органа, то вероятность заикания возрастает. На сегодняшний день можно найти данные о том, что патология молодеет и все чаще встречается у детей до двухлетнего возраста. Причины невротического заикания должен устанавливать врач.

Довольно часто дети, которые долго использовали соску, сложно справляются с произношением некоторых звуков и страдают от заикания. При этом речевой дефект обладает свойством стремительно развиваться. Заикание характерно не для каждого ребенка. Как правило, от патологии страдают ранимые, восприимчивые и эмоциональные дети, которые предрасположены к невротическим заболеваниям. Таких детей специалисты характеризуют как невротиков. Рассмотрим несколько факторов риска, способных привести к появлению невротической формы заикания у ребенка.

  1. Практически никогда заикание не появляется на пустом месте. В любом случае у данной патологии имеется предпосылка и фактор, повлиявший на ее развитие. Раньше типичной причиной появления заикания считался сильный и внезапный испуг, например, при катании на аттракционах, при просмотре фильма ужасов или громком салюте.
  2. Частой причиной развития невротического заикания у детей считается развод родителей. Дети страдают от семейных конфликтов, часто слышат ссоры родителей и разговоры на тему развода, а иногда даже принимают непосредственное участие во всех перипетиях. Понять произошедшее ребенок не всегда может в силу возраста, в результате чего он приобретает чувство неуверенности в себе, ненужности и незащищенности. Все это способно сказаться на речевых функциях.
  3. Еще одна причина формирования заикания у ребенка – появление брата или сестры и сопутствующей ревности. Ребенок считает, что родительская забота полностью переходит к младшему члену семьи, что он остался один и не нужен никому.
  4. Иногда заикание возникает как следствие подражания взрослому или другим детям, находящихся в окружении ребенка. Встречались случаи, когда в группе детского сада, которую посещал ребенок с заиканием, спустя некоторое время насчитывалось уже несколько детей с аналогичной патологией. Детям свойственно копировать не только хорошее в речи, но и отрицательные моменты. Заимствованное заикание сложнее корректируется, чем приобретенное вследствие психоэмоционального фактора.
  5. Левши, которых пытаются переучить, также могут страдать в дальнейшем от заикания. Принуждение к использованию правой руки вызывает в мозгу ребенка конфликт полушарий. Ему приходится перенастраивать работу мозга на неестественный для него лад, что приводит в том числе и к нарушениям речи.
  6. Перегруженные информацией дети также часто получают логоневроз. Современный ребенок вынужден находиться в нескольких информационных полях, что приводит к перенапряжению психики. Родители не понимают, что ребенку сложно переключаться с одного предмета на другой, в итоге его мозг получает массу подчас ненужной и несоответствующей возрасту информации и происходит перегруз, вытекающий в речевые нарушения и логоневроз.
невротическое заикание характеризуется

Симптомы и поведение

Невротическая форма заикания характеризуется неравномерным распределением выраженности речевых нарушений. Ребенок в разных ситуациях может хорошо справляться с речевой нагрузкой, не показывая каких-либо нарушений, а в ином случае речь затруднена до такой степени, что коммуникативный процесс становится практически невозможным. Как правило, в знакомой и привычной обстановке, в окружении близких людей, логоневроз может не проявляться или быть незначительно выраженным. Усиление интенсивности заикания происходит на фоне волнения и перенапряжения в эмоциональном плане, с осознанием собственной ответственности и значимости происходящего события. Также пациентам с невротическим заиканием бывает довольно сложно общаться с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

характеристика невротической формы заикания

Накладывается отпечаток и на поведенческие характеристики заикающегося человека. Пациент пытается избегать произношения сложных многосоставных слов, прибегает к помощи различных речевых приемов, чтобы завуалировать имеющийся дефект, например, посредством растягивания звуков. В большей части случаев на фоне логоневроза развивается логофобия. Заикающемуся человеку бывает сложно говорить с другими, особенно незнакомыми людьми, развивается комплекс в общении. Часто человек отказывается от выступлений на конференциях и планерках, так как стесняется своего речевого дефекта.

Дети младшего возраста, страдающие от логоневроза, избегают участия в утренниках в садике, а школьники отказываются устно отвечать на уроках. Наибольшую выраженность приобретает патология в подростковом возрасте, что приводит к плохой успеваемости и дезадаптации ребенка.

Невротическая форма и неврозоподобная форма заикания может проявляться в различных вариациях. На фоне острой психической травмы может развиться невротическая реакция, возникающая после выхода из состояния шока или аффекта. Такие факторы, как неблагоприятная обстановка в семье или хроническое травмирование психики могут привести к развитию изменений преневротического типа, когда речевые запинки появляются эпизодически. В дальнейшем ситуация может двигаться в двух направлениях – как в сторону уменьшения дефекта, так и в сторону его закрепления и прогрессирования вплоть до речевого автоматизма.

Закрепление заикания

Закрепление заикания невротического типа сопровождается следующими состояниями:

Кроме того, встречаются вегетативные нарушения, которые соответствуют симптомам вегето-сосудистой дистонии. Подростки особенно сильно подвержены сомато-вегетативным и невротическим нарушениям.

возникновению заикания невротической формы предшествует

Характер течения болезни

Течение логоневроза может иметь как рецидивирующий, так и волнообразный характер, когда во время повышенного психоэмоционального перенапряжения происходит усугубление дефекта. В возрасте пубертатного созревания также возникает существенное ухудшение речевых проблем. В дальнейшем выраженность заикания снижается вплоть до полного его устранения. Взрослый человек, в детстве страдавший от невротического заикания, при стрессовой ситуации может заново почувствовать данный дефект.

Диагностика

Невротическое и неврозоподобное заикание должны диагностироваться совместно неврологом и логопедом. Очень важно выявить наличие в анамнезе пациента стрессовой ситуации острого или хронического характера. При постановке диагноза проводится обследование речи на различные ритмические нарушения, наличие запинок и растягивания звуков, повторов слогов, дефектов в плавности и темпе. Задачей невролога является проверка на отклонения в неврологическом статусе. Как правило, при логоневрозе они отсутствуют. Специалист может обнаружить несущественное оживление рефлексов и признаки дисфункции вегетативного типа.

Важным этапом диагностики является дифференциация логоневроза от неврозоподобного заикания. Последний тип развивается на фоне черепно-мозговых травм, а также при патологиях нервной системы. Данное заболевание имеет свойство постоянно прогрессировать и не сопровождается попытками скрыть патологию со стороны пациента или логофобией.

Неврозоподобное заикание зачастую сопровождается изменениями личности органического характера, такими как инертность, затрудненная переключаемость или состояние постоянной эйфории. Чтобы исключить органическое происхождение патологии, следует провести дополнительные исследования.

невротическое заикание причины
  1. Электроэнцефалография.
  2. Эхоэнцефалография.
  3. Реоэнцефалография.
  4. Магнитно-резонансная томография.
  5. Компьютерная томография.

Не менее важно исключить так называемое речевое спотыкание, которое возникает на фоне перенесенной церебральной патологии и сопровождается смазанностью речи в результате артикуляционного расстройства, нарушения скорости и ритма речи, ее монотонность, затрудненный подбор слов и перестановку смысловых акцентов.

Также логоневроз может сопровождать такие расстройства психики, как олигофрения, шизофрения, психопатия. В данном случае требуется получить помощь квалифицированного психиатра.

Лечение невротического заикания

Как правило, лечение логоневроза предполагает комплексный подход и работу нескольких специалистов, включая невролога, логопеда, психотерапевта и психолога. Для коррекции заикания проводятся логопедические занятия на регулярной основе. Однако без исключения из жизни пациента ситуации, травмирующей психику, занятия с логопедом не дадут результата.

Методы психотерапии

Чтобы изменить восприятие пациентом стрессовой ситуации и исключить ее влияние, проводится работа с психологом и психотерапевтом, в ходе которой могут использоваться следующие методы:

  • психоанализ;
  • психокоррекция;
  • арт-терапия;
  • психологические тренинги;
  • психотерапия.

Если проблема возникла на фоне неблагоприятной семейной обстановки, пациентам рекомендуется совместная психотерапия с близкими членами семьи.

невротическая форма неврозоподобная форма заикания

Помощь невролога

Помощь невролога потребуется для назначения адекватной медикаментозной терапии, которая должна быть направлена на устранение признаков логоневроза и сопровождающих его расстройств. В зависимости от осложнений, сопровождающих логоневроз, могут назначаться следующие препараты:

  • антидепрессанты;
  • седативные средства;
  • транквилизаторы;
  • нейролептики.

Рефлексотерапия и применение электросна

Кроме того, специалист может назначить рефлексотерапию и применение электросна. К лечению логоневроза могут быть подключены нестандартные терапевтические методы, такие как социореабилитация, БОС-терапия, гипнотерапия. Лечение заикания может занять довольно много времени и потребовать усилий не только от самого пациента, но и от его близких.

Мы рассмотрели характеристику невротической формы заикания.

Заикание – не приговор! какие специалисты помогут ребенку?

Сергей Анатольевич Горин
врач-психиатр, психотерапевт, автор десяти монографий, создатель русскоязычной модели эриксоновского гипноза; по мнению коллег, живой классик русского НЛП (нейролингвистическое программирование):

«Заикание (логоневроз) при всей внешней простоте проявлений имеет весьма разные причины и даже разные механизмы формирования. Поэтому я рекомендую родителям обращать первоочередное внимание на диагностику. Люди тратят время и деньги на лечение, а тратить их надо на обследование и постановку диагноза: если причины болезни определены точно, то правильное и успешное лечение – дело техники. Методов диагностики много: что-то можно выявить неврологическим молоточком, а что-то – компьютерной томографией».

Заикание и наследственность

Природа заикания: простая аналогия

Нормальная речь ребенка может содержать в себе 10% прерывистого материала: повторы слов, фраз, звуков «э», «м» и междометий. Но когда эти речевые элементы составляют более 10%, то это уже заикание.

Почему возникает такой дефект речи, как заикание? Для разъяснения Сергей Анатольевич Горин предлагает простую аналогию.

Предположим, у вас не работает телевизор, и вы пытаетесь сами его починить. Как вы это делаете? Скорее всего, крутите все ручки подряд или бьете кулаком по корпусу – а вдруг начнет работать? Иногда начинает…

Но по-настоящему починить телевизор может специалист, и начнет он с диагностики: что именно неисправно? Возможно, неисправен сетевой провод, и к прибору не поступает ток, возникают перебои питания. А может быть, неисправна какая-то деталь – ее надо заменить либо надо найти другую с той же функцией? Или просто сбиты настройки прибора: яркость, четкость, цвет – тогда их надо грамотно отрегулировать.

Что важно знать о заикании?

«Перебои питания»: невропатолог

В рамках представленной выше аналогии, «отсутствие тока» (нарушение проводимости нервной системы) – это последствия тяжелого состояния матери во время беременности, родовых травм, инфекций нервной системы в раннем возрасте и т. д. Эта область – компетенция невропатолога.

Можно ли самостоятельно определить, что это ваш случай? Вряд ли. Но если вы никогда не слышали нормальную речь своего ребенка, если малыш уже начал говорить с заиканием, то присутствует большая вероятность, что причина кроется именно в нервной системе.

Подобные дефекты нервной системы отнюдь не предполагают, что ребенок не будет обладать достаточным уровнем интеллекта. Он может быть очень талантливым, но заикающимся.

Ребенок учится распознавать речь еще в утробе матери

«Поломка детали»: психиатр

«Неисправная или поломанная деталь» – это последствия травм головы, тяжелых стрессов, повышенная судорожная готовность головного мозга. Такими вопросами занимается детский психиатр.

Четыре мифа о детском психиатре

«Дефект настроек»: психотерапевт

«Сбитые настройки» – самая распространенная причина заикания. В таком случае вашему ребенку поможет психотерапевт.

Данный тип заикания возникает и у детей со здоровой нервной системой. Заикой ребенок может стать в следующих условиях:

  • Эмоциональная перегрузка: переутомление, чрезмерная усталость, перегрузка речью, форсирование речевого развития без учета возрастных возможностей, воздействие компьютерных игр и т. д.;
  • Невроз: испуги, стрессы, длительная неблагоприятная обстановка в семье и т. д.

Виталий Боград, действительный член АМТН, член-корреспондент РАНМ: «Заикание возникает вследствие сбоя в работе интеллекта. Страх или испуг вызывает скачок в напряжении, возникает «короткое замыкание», в результате которого разрывается цепочка логического мышления. А процесс речи связан непосредственно с мышлением. В момент речи бессознательно вспоминается ситуация сбоя и происходит прерывание во время произношения».

Если ваш ребенок нормально разговаривал и вдруг начал заикаться, с большой долей вероятности речь идет об эмоциональной перегрузке или неврозах. Однако только диагностика может дать точный ответ.

Сергей Анатольевич Горин: «Психотерапевт восстанавливает эти «настройки». Для этого у него есть масса методов – да хоть тот же гипноз, который известен широкой публике в качестве основного средства для лечения заикания и долгое время считался чуть ли не единственным средством. Но психотерапевтических методов гораздо больше».

Детская раздражительность: как с ней справиться

главные причины (испуг, стресс), особенности проявления логоневроза, лечение и коррекция

Невротическое заикание у детей и взрослых: причины, особенности проявления, лечение

Невротическое заикание – расстройство нервной системы, отражающееся на плавности и ритме речи пациента. Патология также известна под названием «логоневроз».

Заикание у взрослых и детей может возникнуть на фоне затяжного стресса, при или после перенесённого эмоционального шока. Ежегодно десятки тысяч человек обращаются с подозрением на логоневроз к логопедам и неврологам.

Рассмотрим подробнее, какая форма заикания вызывается психогенными причинами и психотравмами, что предшествует возникновению приобретенного логоневроза невротической формы, чем обусловлен механизм заболевания.

Что это такое?

Невротическое заикание: что это такое?Невротическое заикание (либо логоневроз) – одна из форм нарушения речевых функций, которая выражается в искажении ритма разговора, появлении речевых повторов и невротических запинок.

Данное заболевание, подобно аналогичным заиканиям, формируется вследствие тонических и тоникоклонических судорог в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре.

Логоневроз тесно связан с психотравмирующими событиями, благодаря чему он относится к группе неврозов. Однако заболевание также может быть вызвано внезапно.

В группе риска находятся дети. Главным образом во время активного формирования речевых функций. Кратковременные запинки речи наблюдаются у 4-х детей из 100.

Причины заболевания

Основной причиной появления невротических запинок является влияние психотравмирующей ситуации либо затяжного дистресса.

В случае единоразового разрушительного психоэмоционального события заболевание может пройти через некоторое время, более серьёзные последствия (вплоть до преходящего мутизма) выражаются вследствие продолжительного пребывания в неблагоприятной для психики среде.

Можно ли начать заикаться от испуга? Примеры психогенных причин заикания у детей и взрослых:

  • стресс, сильный испуг или сильный гнев;
  • чрезмерная нагрузка при обучении разговорной речи;
  • нарушение семейных ролей и функциональности семьи у детей;
  • подражание разговору заикающегося родственника или друга;
  • потеря близкого человека;
  • проблемы любовного характера.

Патогенез и механизмы развития

Невротическое заикание: патогенез и механизмы развитияЗарождение и формирование логоневроза в современной медицине ещё недостаточно изучено.

Предположительно, при воздействии острых стрессовых ситуаций невротические запинки развиваются посредством появления устойчивой патологии условно-рефлекторных функций. А окончательное закрепление болезни – формированием моторного автоматизма.

Можно сделать предположение, что в возрасте с 2-х до 4-х лёт на заикание влияет патологическое закрепление естественных речевых запинок, характерная для данного возрастного периода формирования речевых функций (т.н. функциональное заикание).

Как показывает статистика, зачастую заикание на ранних стадиях начинает проявляться среди детей 3-5 лет. Осложнение симптоматики и сопутствующих невротических реакций можно наблюдать в основном среди подростков, в периоде 15-17 лет.

Процесс осложнения связан со стремительными возрастными переменами в организме человека. Логофобия (страх речи) формируется именно в период пубертата, также появляется субдепрессивные изменения настроения, возникают разного рода астенические и сомато-вегетативные расстройства.

О причинах возникновения клонического и тонического видов заикания можно узнать из этой статьи.

Особенности проявления психологической формы

Последствия перенесения повреждения психики могут проявляться в виде мутизма по причине торможения в зонах речедвигательного анализатора. Мутизм выражается в отказе больного от использования речи.

Длительность «периода молчания» варьируется в зависимости от состояния нервной системы, а также тяжести травмы. Торможение влияет на отделы коры и подкорки головного мозга, захватывает ствол и ретикулярную формацию.

Заикание является только симптомом различных расстройств, из списка которых преобладают: синдром неврозоподобного нарушения речи и речевой невроз (логоневроз).

Другие виды патологии могут существовать в рамках кататонии, эпилепсии, деменции и т.д. В подобных случаях больного направляют на борьбу с главенствующим заболеванием.

Существует также заикание неопределённого происхождения, которое не укладывается целиком в дихотомию логоневроза – это неврозоподобный логосиндром резидуально-органического типа.

Невротическое заикание: как проявляется?Впоследствии растормаживания появляются фрагменты диссоциации различных уровней ЦНС. У больного ребёнка идут отдельные слова, ломается темп, изменяется плавность речи и появляются запинки, ребенок заикается, когда волнуется или нервничает.

Влияние психологически неблагоприятной среды для пациента в таком состоянии может повлечь закрепление речевых дефектов и невротических реакций.

К симптоматике нервного заикания у детей может присоединиться синдром страха, характерный для детских неврозов: больной ребёнок начинает стремиться избежать речевых контактов, идёт нарушение коммуникативных функций.

В процессе взросления вероятно появление страхов и навязчивых мыслей, заикание появляется у взрослого человека при волнении. Речевые нарушения могут то исчезать, то возникать вновь.

Чем характеризуются движения детей, страдающих невротическим заиканием? Многие исследователи данной речевой патологии высказывают различные мысли касательно сопутствующих ритуальных движений у больного. На фоне психастенической акцентуации характера была диагностирована специфическая логофобия.

У учеников школ отмечались частые прикосновения ко лбу (жест напряжённой мысли). Работящие люди наблюдали у себя, например, при общении с начальством, переминание с ноги на ногу, прикосновения к мочке уха, похлопывание по определённой части тела.

Диагностика внезапной формы логоневроза

Диагностика логоневроза проходит при наблюдении сразу нескольких специалистов. Опишем детально диагностическую схему: от обращения к врачам до постановки диагноза.

Невротическое заикание и его диагностикаКак проходит диагностика невротического заикания:

  1. Обращение к специалистам в области логопедии и неврологии.
  2. Обследование речи пациента логопедом, определение нарушения темпа, ритма, плавности, наличие ошибок, повторов, растягиваний звуков и прочих дефектов.
  3. Полная неврологическая проверка состояния психического здоровья. В том числе проверка рефлексов больного.
  4. Назначение детального курса лечения.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику применяют для того, чтобы отличить невротическое заикание от неврозоподобного. Последний тип патологий возникает ввиду черепно-мозговых травм или множественных отклонений центрально-нервной системы.

В основном, неврозоподобное заикание сопровождается органическими изменениями личности: инертность, несменяемость эйфорического состояния, затруднённая переключаемость.

Во избежание органической природы заикания врачами в дополнение назначается проведение следующих исследований: МРТ, Эхо-ЭГ, ЭЭГ, РЭГ или КТ головного мозга.

Необходимо понимать, что невротическое заикание (когда ребенок или взрослый внезапно, резко начал заикаться) может являться сопутствующим заболеванием при определённых психических отклонениях (например: шизофрения, олигофрения, психопатия). В таких случаях больному назначают консультацию у психиатра.

Кроме того, невротическое заикание следует отличать от функционального заикания у детей. Последнее возникает из-за быстрого развития речи в возрасте 2-5 лет, когда полушария мозга не успевают созревать. Оно имеет временный характер и проходит само, не является истинным логоневрозом.

Лечение и коррекция у детей и взрослых

Можно ли и как вылечить заикание, возникшее от испуга? Логоневроз поддаётся коррекции. Прежде, чем преступать к лечению, требуется изучить и устранить повлекшую к патологии причину.

Лечение проводится медикаментозным и психотерапевтическим путём. Время и интенсивность курса зависит от сложности заболевания, для эффективности проводимых процедур следует точно придерживаться всех врачебных установок.

Список лечебных процедур для улучшения состояния пациента:

    Невротическое заикание и его лечение
  • релаксирующий массаж – снятие тонуса речевого аппарата и улучшение кровообращение в теле;
  • дыхательная гимнастика – налаживание качественного дыхания;
  • настенная психотерапия – психологическое преодоление речевого барьера между больным и социумом;
  • медикаментозные средства – лечение серьёзных психических расстройств;
  • электросонотерапия – улучшение кровообращения, снижение болевой чувствительности;
  • психологические тренинги, арт-терапии и сеансы психоанализа – социализация больного, установление и самоизлечение болезни;
  • гипноз – расслабление тела и выяснение причин психотравмы у пациента.

Невротическое (в просторечье «на нервной почве») заикание у ребенка и взрослого чаще всего возникает вследствие перенесённого стресса. Неблагоприятные психологические факторы влияют на деструкцию речи человека. Симптоматика заболевания может как выражаться ярко, так и косвенно с попеременными рецидивами.

Логоневрозу больше подвержены личности, обладающие слабой психоустойчивостью. Чаще всего заболевание характерно для раннего детского возраста, к примеру, ребенок внезапно испугался и после перенесенного испуга резко начал заикаться.

В зависимости от тяжести заболевания и условий лечения, патология имеет благоприятный и неблагоприятный исходы. В случае прогредиентной (благоприятной) ситуации симптомы способны исчезнуть полностью.

Видео по теме

Что такое невротическое заикание, чем оно отличается от неврозоподобного, как можно его победить:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *