Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты КАРТОТЕКА «ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ» Выполнила воспитатель: Егорова Е.В. 2018-2019 учебный год | |
ЗА ГРИБАМИ Утром дети в лес пошли И в лесу грибы нашли. Наклоняясь, собирали, По дороге растеряли. (ходьба, приседания, наклоны вперед, руки в стороны) | У РЕКИ К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот так словно освежились. А теперь поплыли дружно Делать так руками нужно. Вместе – раз, это брасс, Одной, другой – это кроль Все как один плывем, как дельфин вышли на берег крутой и отправились домой. |
ВЫШЕЛ КЛОУН Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед… Поклонился всем как мог. (Поклоны.) | ДВЕ ВЕСЕЛЫЕ ЛЯГУШКИ Видим, скачут по опушке Две веселые лягушки, Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай с пятки на носок. (Дети изображают в движении лягушек.) |
«ПРОДУКТЫ». Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их — продукты, Называем их — еда, Очень любим их всегда! Проговариваем с детьми, сопровождая речь хлопками (на каждую строчку — четыре хлопка). | В ОГОРОД ПОЙДЕМ, Урожай соберем. Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный, очень вкусный, Щавеля нарвем немножко. И вернемся по дорожке. Дети маршируют на месте, идут по кругу, взявшись за руки, таскают», «копают», «срезают», показывают руками, «рвут», идут по кругу, взявшись за руки. |
А – НАЧАЛО АЛФАВИТА, А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать ее легко: Ноги ставим широко. (дети стоят широко расставив ноги. На каждый счет руки поочередно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз, два хлопка.) | САМОЛЕТЫ Самолеты загудели, (вращение согнутых рук перед грудью) Самолеты полетели, (руки в стороны) На поляну тихо сели, (руки к коленям) Да и снова полетели. (руки в стороны). |
ВЕТЕР ЕЛОЧКИ КАЧАЕТ Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Наклон влево. Тоже вправо, не останавливаясь. Повторить 10 раз. | ВАНЬКА –ВСТАНЬКА Ванька – встань-ка, Ванька – встань-ка, Приседай-ка, Приседай-ка, Будь послушен, Ишь какой! Нам не справиться с тобой! |
ЕЛОЧКА У детишек елочка большая Огоньками и шариками сверкает Ай да елочка, погляди, погляди (дети хлопают в ладоши) Детишкам елочка посвети, посвети (дети поднимают руки над головой и делают фонарики) Не коли нас елочка Веточкой мохнатой (грозят пальчиком) Убери иголочки дальше от ребяток. | ЖУК На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, Жу-жу-жу. Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь. |
ЖУК Я нашла себе жука На большой ромашке Не хочу держать в руке Пусть лежит в кармашке. Ой упал. Упал мой жук Нос испачкал пылью. Улетел, улетел зеленый жук Улетел на крыльях. | ЗАЙКА Скок-поскок. Скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. В барабан он громко бьет, В чехарду играть зовет. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть. Лапки вверх, лапки вниз, На носочки подтянись Лапки ставим на бочок На носочках скок-поскок, А затем в присядку Чтоб не мерзли лапки. |
ЗАЙКА Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи, Лапкой, лапкой постучи, постучи. Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни. Отдохнул, теперь вставай, Прыгать снова начинай! Быстро к елочке беги И скорей назад скачи. | А В ЛЕСУ РАСТЁТ ЧЕРНИКА А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) |
А НАД МОРЕМ — МЫ С ТОБОЮ! Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.) Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.) | А СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ, ДЕТИ А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре – Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.) |
ЗАРЯДКА Раз, два, три, четыре – Топаем ногами. Раз, два, три, четыре – Хлопаем руками. Руки вытянуть пошире — Раз, два, три, четыре. Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку. | ДВЕ СЕСТРИЦЫ, ДВЕ РУКИ Две сестрицы, две руки – Рубят, строят, роют (показ) Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Месят тесто две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая. |
ГУБЫ ДРУЖНО ОКРУГЛЯЕМ Губы дружно округляем, Руки кверху поднимаем, Губы трубочкой вперед, И руки вперед. (соответствующие движения) Две сестрицы, две руки – Левая и правая (показ рук поочередно) Рубят, строят, роют (показ) Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют. Две сестрицы, две руки — Левая и правая, Воду моря и реки Загребают, плавая. | ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ Раз – подняться, потянуться Два – согнуться – разогнуться, Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. |
ЗАРЯДКА Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик. Раз – сюда. Два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора! | ЧИ-ЧИ-ЧИ Чи-чи-чи (три хлопка) Черные грачи (руки в стороны, махи руками) Чок-чок-чок (три хлопка) Черный каблучок. (топанье ногами) |
ЩА-ЩА-ЩА Ща-ща-ща (три хлопка) Кот ходит без плаща (шаги с высоким подниманием ног) Щи-щи-щи (три хлопка) Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы). | БУРАТИНО Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел – Видно ключик не нашел. Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать! |
ЗАРЯДКА На носки поднимайся, Приседай и выпрямляйся Ножки в стороны, Ножки вкось, Ножки вместе, Ножки врозь. | ТРИ МЕДВЕДЯ Три медведя шли домой. (ходьба на месте вперевалочку) Папа был большой-большой, (руки поднять над головой, потянуться) Мама с ним поменьше ростом, (руки на уровне груди) А сынок – малютка просто. (присесть) Очень маленький он был, (присесть и покачаться) С погремушкою ходил, (руки перед грудью сжать в кулаки) Дзинь-дзинь, Дзинь-дзинь. (имитация игры на погремушке) |
БЕЛОЧКА Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки, прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево — вправо целый день Прыгать белочке не лень. | ЗАЙКА Скачет зайка маленький Около завалинки. Быстро скачет зайка – Ты его поймай – ка! (прыжки) |
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ Грач качался в гамаке, Гуси – в волнах, на реке, Мимо ласточки летели И на веточку присели. Веточка качается, Прекрасно получается! | ХОМКА Хомка, хомка, хомячок, Хомка – серенький бочок. Хомка раненько встает Щечки моет, Шейку трет. Моет хомка хатку Делает зарядку. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять Наклониться – три, четыре, И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку. |
В КОМНАТУ ВОШЕЛ … В комнату вошел мой папа (шаги с высоким подниманием ног) Мама убрала в шкаф шляпу (встать на цыпочки, руки вверх) В конуру залез наш пес (присесть, руки к коленям) Гриша нам арбуз принес. (встать, развести руки в сторону) | ЕЛКА Наша елка велика, Наша елка высока, Выше мамы, выше папы, достает до потолка. Будем весело плясать: «Эх, эх, эх!» будем песни распевать: «Ля – ля – ля!» чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять! |
СОЛДАТЫ Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом. Левой – раз, левой – раз, Посмотрите все на нас Все захлопали в ладоши – дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! По коленочкам ударим – Тише, тише, тише. Ручки. Ручки поднимаем Выше, выше, выше. Завертелись наши ручки, Снова опустились. Мы на месте покружились И остановились. | ПЕТУХ Шел по берегу петух (шаги с раскачиванием в стороны) Поскользнулся – в речку бух! (круговые движения руками, присесть) Будет знать петух, что впредь (погрозить пальцем) Надо под ноги смотреть! (наклон вперед). |
ЗВЕРЯТА Мы проверили осанку, И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк – волчишка. Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся Ежик сладко потянулся. | ДЕВОЧКА Сперва, я буду маленькой, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большой, До лампы дотянусь. Я по узкой доске, Качаясь, иду. По широкой доске Я прямо пройду. |
ЗАРЯДКА Руки подняли и покачали ими – Это деревья в лесу. Руки качнулись, кисти встряхнулись – Ветер сбивает росу. В стороны руки, Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, Тоже покажем – крылья сложили назад. | ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ Девочки и мальчики, Хлоп, хлоп, хлоп. Прыгают как мячики, Прыг, прыг, прыг! Ножками топочут, Топ, топ, топ! Весело хохочут: ха-ха-ха! |
МЫ ЧИТАЛИ И УСТАЛИ Мы читали и устали, Дружно все мы тихо встали. Руками похлопаем – Раз, два, три. Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели Мы немножко отдохнем И опять читать начнем. | ЛЕБЕДИ Лебеди летят, Крылышками машут (плавные движения руками с большой амплитудой) Прогнулись над водой, (наклоны вперед прогнувшись) Качают головой Прямо и гордо умеют держаться Очень бесшумно на воду садятся. (приседание). |
Картотека (средняя, старшая, подготовительная группа): Картотека «Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ»
Картотека
Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ
Динамические паузы или физкультминутки для дошкольников – прекрасная возможность для ребёнка сделать переход между занятиями, снять эмоциональное напряжение, а так же познакомиться со своим телом. Динамические паузы можно использовать в течение всего дня в детском саду.
Выполняют следующие функции:
• Развлекательную– создают благоприятную атмосферу;
• Релаксационную– снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
• Коммуникативную– объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
• Воспитательную– формирует моральные и нравственные качества
• Обучающую– давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
• Развивающую– развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
• Коррекционную– «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
• Профилактическую– предупреждают появления психологических заболеваний
• Лечебную– способствовать выздоровлению.
Ритмические движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно — развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками. Для дошкольников наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений, так же можно выполнять под весёлую детскую музыку. Движения должны быть простыми, непринуждёнными, сочетаться со словом и музыкой. При проведении динамических пауз развиваются пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики, выразительность голоса, мимика. Динамические паузы эффективно проводить между занятиями, так как они положительно настраивают детей.
Весёлая игра
Проведём одну игру:
Все присядем , скажем: «у – у – у»
Быстро встанем, скажем: «а – а – а»
Нам пора уж за дела.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – всем присесть.
Семь, восемь – лень прогоним.
Девять, десять – тихо сесть.
Лягушки
Слова | Действия |
На болоте две подружки Две зелёные лягушки. | Прыжки на месте |
Утром рано умывались, Полотенцем растирались. | Наклон вперёд, имитация |
Ручками хлопали, Ножками топали. Вправо, влево наклонялись, И обратно возвращались. | Движения по тексту |
Вот здоровья в чем секрет: Всем друзья физкульт — привет | Ходьба на месте |
Дрова
Слова | Действия |
Мы теперь бревно осилим, Пилим, пилим, пилим, пилим. | Встать парами, взяться за руки. Движение вперёд, назад. |
А потом топор возьмём, И дрова рубить начнём. | Упражнение «лесоруб» |
Раз, два, раз, два. Будут на зиму дрова. | Тоже |
Развиваем мышцы
( движения по тексту)
А теперь, ребята, встать, Поднимаясь на носки,
Будем мышцы развивать. Руки в стороны держи.
Чтобы сильными нам быть, Опускаясь на ступни,
С физкультурою дружить. Руки за спиной сведи.
Раз – вперёд поднимем руки, А теперь на место сядь.
Два – к плечам поставим их. Занятие будем продолжать.
Вправо сделаем наклоны,
Влево тоже повторим.
Весёлая считалочка
Слова | Действия |
Ветер дует, ветер стонет, Деревцо качает. Сколько сделаем наклонов, Вместе посчитаем. | Наклоны под счёт, 4-6 в каждую сторону |
Наивысший пилотаж Нам покажет экипаж. В поднебесье самолёт Детям крылышком махнёт. Посчитаем, сколько раз Поприветствует он нас. | Руки в стороны, повороты, наклоны |
Отдохнуло наше тело. Что же, примемся за дело. | Сесть на место |
Медвежата
Слова | Действия |
Медвежата в чаще жили, Нежно, радостно дружили. Вот так, вот так, Медвежата те дружили. | Дети стоят парами, пожимают друг другу руки. |
Мишки фрукты собирали, Дружно яблоньку качали, Вот так, вот так, Дружно яблоньку качали. | Наклоны вправо, влево |
Вперевалочку ходили, И из речки воду пили. Вот так, вот так, Эти мишки воду пили. | Ходьба вперевалочку, наклон вперёд |
А потом они плясали, К солнцу лапы поднимали. Вот так, вот так, Лапы к солнцу поднимали. | Пружинка, встать на носочки, руки вверх |
Кошкины повадки
Слова | Действия |
Полюбуемся немножко, Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ – топ – топ, Хвостик к низу: оп – оп – оп. | Ходьба на цыпочках с имитацией движений кошки |
Но подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой. Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно. | Мягкие прыжки на месте в чередовании с ходьбой |
Кто за кем идёт
Слова | Действия |
Цыплёнок на цыпочках Крался за кошкой, А кошка на цыпочках Шла за Антошкой. Антошка на цыпочках Двигался к дому. | Дети крадутся на цыпочках друг за другом по кругу |
Теперь повернёмся, Пойдём по-другому. | Разворачиваются на месте |
На пятках за кошкой Плетётся Антошка. За бедным цыплёнком Усатая кошка. | Идут по кругу на пятках |
Цыплёнок от страха Забрался в корзину. | Присесть, руки к полу |
Сердитая кошечка Выгнула спину. | Не отрывая рук, встать |
Олень
Слова | Действия |
У оленя дом большой. Он глядит в своё окно. | Руки над головой – рога. Правая рука над глазами у лба |
Зайка по полю бежит И от страха весь дрожит. | Прыжки на месте |
Тук – тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой. | Имитация стука в дверь. Показать назад, за спину. |
Зайка, зайка, забегай, Лапу мне давай. | Пожимаем руки |
Цок – цок – цок
Слова | Действия |
Громко цокают копытца, По мосту лошадка мчится. | Прямой галоп |
Цок – цок – цок За ней вприпрыжку Жеребёнок и мальчишка. | Подскоки на месте |
Цок – копытце жеребёнка, Цок – каблук о доски звонко. | Топнуть левой ногой. Топнуть правой ногой. |
Понеслись, лишь Пыль клубится. | «Моталочка» руками |
Всем пришлось посторонится. | Шаги назад |
Зайцы
Слова | Действия |
Скачут, скачут во лесочке Зайцы – серые клубочки. | Прыжки на месте на 2 ногах |
Прыг-скок, прыг-скок, Встал зайчонок на пенёк. | Прыжки вперёд, назад |
Всех построил по-порядку, Стал показывать зарядку. | Встать прямо |
Раз – шагают все на месте. | Шаги на месте |
Два – руками машут вместе. | «Ножницы» руками |
Три – присели, дружно встали. | Присесть, встать |
Все за ухом почесали. | Почесать за ухом |
На четыре – потянулись Пять – прогнулись и нагнулись. | Прогнуться, наклон |
Зайка
Слова | Действия |
Зайка по лесу скакал Зайка корм себе искал. | Руки у груди, подскоки |
Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки, ушки. | Ладошки приставить к голове |
Шорох тихий раздаётся, Кто-то по лесу крадётся. | Ходьба на носочках |
Заяц путает следы, Убегает от беды. | Подскоки, петляя |
Прыгнул в бок и обернулся. | Прыжок в сторону |
И под кустиком свернулся Словно беленький клубок, Чтоб никто найти не смог! | Присесть |
Лиса
Слова | Действия |
Вот красавица лиса, У ней шубка хороша. | Перекаты с пятки на носок |
Вот проснулась, потянулась, С боку на бок повернулась. | Потягивание, прогибание спины |
А потом притопнет лапкой, И вот эдак и вот так. | Приставной шаг |
И по кругу все бегом, И в припрыжку и ползком. | Подскоки по кругу |
Притаилась под окном, Хочет знать, Пришёл кто в дом. | Присесть, ладонь к уху |
Звериная зарядка
Слова | Действия |
Раз – присядка, два – прыжок, И опять присядка, А потом опять прыжок – Заячья зарядка. | Прыжки в чередовании с приседаниями |
Птичка скачет, словно пляшет, Птичка крылышками машет. | Подскоки. Махи руками |
И взлетает без оглядки – Это птичкина зарядка. | Прыжки |
Белки скачут очень быстро. Машут хвостиком пушистым. | Галоп |
Целый час играют в прятки – Это Белкина зарядка. | Закрыть глаза руками |
А вы так сумеете? | Открыть |
Гуси на прогулке
( движения по тексту)
Гуси – домашние птицы.
Ходят дружной вереницей.
— Гуси, гуси?
— Га – га – га
— Хорошо вам?
— Да – да – да
Ну летите веселей
На лужочек поскорей.
Гуси важно зашагали,
Травку быстро защипали,
Лапочки встряхнули,
Пёрышки почистили,
Поплавали, поели,
Домой полетели.
Считаем двигаясь
(Движения по тексту)
1. До пяти мы все считаем,
Дружно гири поднимаем.
- Сколько раз ударю в бубен.
Столько раз дрова мы рубим.
- Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты.
- Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
- Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
- Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
- Сколько покажу кружков,
Столько сделаем прыжков.
Медведь и заяц
У медведя дом большой – (потянуться)
А у зайки маленький – (присесть)
Наш медведь пошёл домой – ( ходьба)
Поскакал и заинька.
Рыбки
Рыбки весело плескались –
(движения руками)
В тёплой чистенькой воде.
То сойдутся, разойдутся –
(в круги обратно)
То зароются в песке. – (присесть)
Буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Поклонился и пошёл.
Гуси
(Движения по тексту)
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Посидели, отдохнули.
Снова крыльями взмахнули.
Наше поле опустело,
Опустел наш лес и сад.
На юг гуси улетели,
А мы на место сели.
Жук
(Движения по тексту)
На лужайке, по ромашкам,
Жук летел в цветной рубашке.
На ветру качался,
Низко наклонялся.
Жу — Жу — Жу
Жу — Жу — Жу
Я с ромашками дружу.
Что вы делали, ребята?
(Движения по тексту)
Попрошу я вас, ребятки, Поворачивали тело,
Рассказать мне по порядку То направо, то налево.
Например, как вы сегодня Дело делали умело
Утром делали зарядку. Саша, Катя, Ксюша, Сева
Руки вверх мы поднимали,
Раз примерно, целых пять,
А, подняв, не забывали
Опускать их вниз опять.
.
Обезьянки
(Движения по тексту)
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой – топ-топ!
Правой ножкой – топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх.
Кто поднимет выше всех.
Руки вниз и наклонились,
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнём,
Посидим и спать пойдём
Физкультминутки и физкультурные паузы в детском саду.
Физкультминутки относятся к физкультурно-оздоровительным мероприятиям, проводимым с детьми в режиме дня.
Физкультминутка –это
— кратковременные физические упражнения –
проводится в средней, старшей и в подготовительных группах, в перерыве между организованной образовательной деятельностью (ООД), а также в процессе ООД, требующей интеллектуального напряжения.
Цель проведения физкультминуток: повысить или удержать умственную работоспособность детей в процессе ООД
Обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время ООД
Длительность физкультурных минуток
Обычно составляет 1-3 минуты.
Каждая физкультминутка включает в себя комплекс из трех – четырех упражнений, повторяемых 4-6 раз
Физкультминутка способствует смене позы и характера деятельности путем двигательной активности, снимает утомление, физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких. Восстанавливает эмоционально-положительное состояние ребенка.
На физкультминутках я широко использую упражнения для кисти рук, различные жесты руками: с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами. Перекрестные движения, систематические упражнения.
Дети в моей группе умеют выполнять упражнения с обручами, мячами разного размера, скакалками, ленточками и др.
На эффективность проведения физкультминуток влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Музыкальное сопровождение (бубен, барабан, аудиозаписи), оставит неизгладимый след в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений.
Физкультминутки проводятся во время любого вида ООД (исключением может составлять рисование, когда прерывание творческого процесса может сказаться на его эффективности).
В зависимости от вида ООД дети могут выполнять упражнения физкультминутки, сидя или стоя.
В детских садах, как правило, физкультминутки проводят под стихотворные тексты.
Виды физкультминуток.
Все физкультминутки условно можно разделить на три группы:
1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток — мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; плавцы; деревья и т. п.
2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обученuю грамоте в старших группах. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.
3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т.д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.
Рекомендации по проведению физкультминуток.
В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:
1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти pyки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.
З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.
4. Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз).
Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.
7.Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
8.Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.
9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.
11. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.
12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
Прежде всего, каждый педагог, работающий с дошкольником, обязан помнить, что главное назначение физкультурных минут
и физкультурных пауз — активный отдых.Физкультурные паузы и минутки
Основные принципы построения комплексов физических пауз и минут:
- Упражнения на различные группы мышц;
- Применение средней степени физической нагрузки;
- Избегать однообразия, поддерживать у детей постоянный интерес к физкультурным упражнениям.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Физкультурные паузы – комплекс физкультурных упражнений и игр, проводимых между занятиями с целью активного отдыха.
Существует две формы организации детей для проведения физкультурных пауз:
- Самостоятельные выполнения детьми движений;
- Фронтальное выполнение физкультурныхупражнений под руководством воспитателя
Самостоятельное выполнение детьми физкультурных упражнений в физкультурной паузе, преследует цель научить целесообразно использовать время между занятиями.
Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить в помещение необходимое оборудование и пособия: создать условие, вызывающее интерес и желание заниматься физическими упражнениями. Важно, чтобы дети хорошо усвоили правила пользования предложенным инвентарем.
При проведении физкультурных пауз особенно важно следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки.
НАПРИМЕР: детям предлагалось выполнить комплекс упражнений с мячом или предлагалось разделиться на 2-3 группы:
Первая группа набрасывает кольца в игре «кольцеброс», а вторая – играла кеглями. Но такой вариант может привести к передозировке физической нагрузки.
Организационный (фронтальный) метод проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физкультурных упражнений, подвижных или хороводных игр.
Подвижная игра служит средством эмоциональной разрядки, а сочетающийся с ней комплекс упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом. Этот комплекс составляется из знакомых детям упражнений, активизирующих основные мышечные группы.
Пример физкультурной паузы в разновозрастной группе (5-7) лет между занятиями по развитию речи и рисованию.
Дети строятся в круг, идут по кругу, чередуя движения: 4 шага на носках и на пятках, 4 шага – обычной ходьбы с хлопками рук. Затем проводится игра «Затейники»(ровным кругом). Каждый «затейник» предлагает 1 упражнение. Каждое упражнение выполняется 3 раза. Игра повторяется 2-3 раза. Затем дети идут, держась за руки, на носках на занятие по рисованию.
Длительность физкультурной паузы для детей старшего дошкольного возраста 5-8 минут. Физкультурные паузы не проводятся в те дни, когда вторым по плану идет музыкальное или физкультурное занятие. Игры не должны быть большой подвижности.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТЫ
Это кратковременные перерывы на занятиях 1-2 минуты для проведения физкультурного упражнения с целью предупреждения утомления сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.
Время проведения физкультурной минуты диктуется характером и содержанием занятия. В среднем это будет 12-ая – 14-ая минута занятия, т. к. именно в этот период начинает проявляться у детей двигательное беспокойство и отмечается наибольшее число отвлечений.
Подбор физкультурных упражнений зависит от специфики проводимого занятия. На занятиях по рисованию, лепке следует основное внимание направить на активное сгибание и разгибание пальцев, свободное потряхивание кистями рук и т. д. На занятиях по развитию речи и математике и др. следует предложить упражнения для мышц спины, потягивания с глубоким дыханием через нос.
- Упражнения должны оказывать положительное воздействие на организм детей, улучшать функциональную деятельность тех органов и систем, которые до этого находились в состоянии покоя.
- Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы детям, доступны для выполнения на ограниченной площади.
- Упражнения должны органично входить в содержание занятия.
- Выполнение упражнений должно идти в спокойном темпе (в темпе дыхания ребенка)и сопровождаться формированием навыков рационального дыхания.
Физкультурная минута может сливаться с содержанием занятия. Например: на занятии по счету воспитатель показывает детям карточку с числом 8 и предлагает похлопать в ладоши (поднять и отпустить руки, постучать, попрыгать и т. д.) на 1 раз больше или меньше и т. д.
В ряде случаев физкультурная минута может носить отвлеченный от занятия характер. Например: на занятии по конструированию в подготовительной группе.
- И. п.: — сидя за столом, руки свободно лежат на столе. Непрерывно сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять руки вверх и опустить на стол (3раза).
- И. п.: — сидя за столом, руки внизу, пальцы сцеплены; 1-2- поднимая руки вдоль туловища и поворачивая их ладонями к верху, потянуться – вдох, 3-4- вернуться в и. п. — выдох (3раза).
- И. п.: — стоя за столом, руки на поясе. Повороты туловища вправо, влево (3 раза).
Или: 1. «Потягивание»
И. п.: — руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки. Руки в стороны, ладони вверх, кисти разжать, пальцы выпрямить и развести, одновременно отклониться назад и потянуться (вдох, слегка отклониться вперед (выдох) – 4 раза.
- «Приседание»
И. п.: — подняться на носки, руки к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуты, присесть на носках, колени развести. Спина прямая, руки вперед ладонями внутрь, кисти сжаты в кулак, встать подняться на носки, руки к плечам, присесть вернуться в и. п. Дыхание не задерживать – (4 раза).
- «Наклоны туловища» И. п.: — ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти сжаты в кулаки. Наклониться в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая вдоль туловища вверх. Выпрямиться и вернуться в и. п. Темп медленный.
Очень любят дети упражнение сопровождающиеся стихотворным текстом:
«Буратино потянулся – 1-2,1-2 Буратино повернулся — 1-2,1-2 Руки в стороны развел – 1-2, 1-2 Наклонился и пошел – 1-2, 1-2» *** «Также ножкой: топ, топ, топ А в ладошки: хлоп, хлоп, хлоп Раз головкой так кивни Обе ручки протяни Раз сюда, два сюда Вот и все- здесь нет труда» *** «Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше» *** «Раз – присядка, два – прыжок, И опять присядка, А потом опять прыжок- Заячья зарядка! Покажите как?»
| «Птичка скачет, Словно пляшет. Птичка крылышками машет. И взлетает без оглядки – Это птичкина зарядка! Так сумеете?» *** «Умеют все малыши С носочков стать а пятку. Вдохнуть и потянуться, Присесть и разогнуться» *** «Мы выходим на площадку, Начинается зарядка: Шаг на месте, два вперед, А потом – наоборот» *** «Попрошу сидящих встать И команды выполнять Все дышите! Не дышите! Все в порядке. Отдохните! Вместе руки поднимите! Превосходно! Отпустите! Наклонитесь! Разогнитесь! Встаньте прямо! Улыбнитесь!» |
Автор: Тихонова Н.Ю.
В.И. КОВАЛЬКО: АЗБУКА ФИЗКУЛЬТМИНУТОК ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ
Материал на тему: «ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТ МИНУТОК И ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ПРОВЕДЕНЕ ФИЗКУЛЬТ МИНУТОК и ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ С ДЕТЬМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Физкультминутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых детям во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха: мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении, мышцы кисти рук. Исходя из этого, для физминуток составляют комплекс, включающий в себя 3-4 упражнения для больших групп мышц ( ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течении 2-3 минут.
Первоначально для малышей предлагают упражнения подражательно- имитационного характера –как птички пьют водичку, как дождик капает, как падают листочки, как кружатся снежинки, как едет поезд и т.д. Продолжительность физкультурных пауз дольше, чем физкультурныхминуток. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурныхпауз полезно вк малоподвижные игры. Все упражнения в физпаузах должны быть детям знакомы и подобраны по возрасту детей. Полезно содержание содержание физкультурных пауз строить на программном материале способствующих подготовке нового двигательного действия.
Прежде всего каждый педагог, работающий с дошкольником, обязан помнить,что главное назначение физкультурныхминуток и пауз — это активный отдых. Еженедельно комплексы физминуток обновляются. Обогащаются новыми движениями. Либо заменяются полностью. Выполнение физультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем, повышает интерес к занятию, улучшает качество их выполнения, способствует развитию правильной осанки ребенка. Детям можно предложить упражнения с флажками. погремушками. кубиками. кубиками. круговой веревкой., обручами. скакалками. ленточками.—это улучшает качество выполнения упражнения и дает лучший эффект двигательной активности детей.
Дети дошкольного возраста ,выполняя упражнение, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутк помогают решать эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнения ,предложите им при выполнении опускания рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Наклон вперед- протяжно произносить звук ш-ш-ш; как шипят гуси. как сдувают лопнувший шарик и т.д.Качественная подготовка физминутки в стихотворной форме с пособиями и музыкальным сопровождением (бубен, барабан, аудиозапись)оставят неизгладимый след в памяти дошкольника.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ «ЛЕСНЫХ ФИЗМИНУТОК».
ВОЛК.
(Из положения стоя ног врозь. руки на поясе выполнить наклоны нВ соответствии с текстом.)
Волк наклоны делать рад
Вправо, влево, вперед, назад,
Много- много раз подряд.
Влево, вправо. Вперед назад.
ВОЛК И ЗАЯЦ.
(Дети стоят по кругу ,руки к плечам, пальцы сжаты в кулак.)
Раз, два, три, четыре.
(Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцем.)
Вот он серый волк, волк,
Он зубами щелк, щелк!
(Педагог выполняет хлопки перед собой(волк щелкает зубами).
Зайка, я, ты, и ты.
(Пружинистые полуприседания)
Быстро прячемся в кусты.
ЗВЕРИ ДЕЛАЮТ ЗАРЯДКУ.
Звери делают зарядку –
(Ходьба на месте, руки на поясе.)
Кто в вприскочку.
(Прыжок вверх.)
Кто в присядку.
(Присесть руки вперед.)
Кто-то плечи поднимает.
(Вставая поднять плечи, руки свободно опущены.)
Кто-то плечи опускает.
(Опустить плечи.)
Сделаем руками взмах.
(Руки в стороны.)
Вправо мах и влево мах,
(Маховые движения ногами вправо-влево.)
Полуприсяд.
(Полуприсед руки на пояс).
Полуприсед.
Наклон.
(Наклон вперед руки в стороны).
Всем спортсменам, шлем привет.
(Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)
Стройными ,красивыми,
Все хотим мы стать,
Добрыми сильными,
Чтоб весь мир обнять.
КАК У НАШИХ У ЗВЕРЯТ.
Как у наших у зверят(хлопки в ладоши).
Лапки весело стучат, топ-топ-топ, топ-топ-топ.(топанье ногами)
А устали ножки, хлопают ладошки.
Хлоп-хлоп-хлоп.(хлопки в ладоши)
А потом в присядочку (присяд)
Пляшут звери рядышком.(прыжки на месте).
А как пустятся бежать-(бег на месте).
Никому их не догнать.
МЕДВЕЖАТА.
Мы веселые ребята.
Наше имя медвежата.
Любим лазать играть.
Любим прыгать и метать.
(Ходьба на носках, меняя положение рук).
Мишка по лесу пошел.
По тропинке в даль забрел.
(Ходьба с высоким подниманием ноги и хлопками над головой).
Лапы дружно поднимаем,
Чтоб кусты не помялись.
Мишка шел, шел, шел.
(Ходьба шагом марша поворот на 180,по сигналу бубна.)
К тихой речке подошел.
Сделал полный оборот.
Через речку пошел вброд.
Мишка плыл, плыл, плыл.
(Упражнение рыбка).
И до берега доплыл.
Чтобы мишке не хворать,
Надо шкурку согревать,
Мишка шел, шел, шел.
(ходьба в полуприсяде)
На лужайку пришел.
Он попрыгал на лужайке.
(Прыжки на двух ногах).
Быстро ловко словно зайка.
Перед мишкою бревно,
Надо лазать хорошо.
(Ползание по скамейке).
Вперед лежит сосна,
Ползет Мишка, как оса.
Мишка шел, шел, шел.
(Ходьба с выпадами).
И к болоту пришел.
Прыгать он уже умеет,
Прыгать будет он смелее.
(Поскоки.)
Перед мишкою кедрач.
Надо шишки бы собрать.
(Наклоны туловища вниз, руками достать пол.)
Мишка быстро побежал.
(Бег по кругу с ускорением замедлением.)
На малинный след напал,
Поискал бы медок,
Да, пчелки спрятались в дубок.
НА ОХОТУ ВЫШЕЛ ВОЛК.
Кто-то скачет скок-скок-скок,
На зелененький лужок.
(Прыжки в полуприсяде, руки согнуты за головой, подняты вверх кисти изображают «ушки».)
Приседает слушает :
Не идет ли волк.
(Присесть.)
Это наш лесной красавец,
Трусоватый серый-ЗАЯЦ.
Вдруг зубами кто-то: щелк!-
На охоту вышел-ВОЛК,
(Из стойки на коленях. Одна рука-вверх, другая- вперед. Ходьба с хлопками перед собой( волк «щелкает зубами».)
Испугался волка зайка,
Поскакал скорей с лужайки.
(Прыжки в приседе. Руки согнуты за головой. Поднятые вверх кисти изображают ушки.)
И пустился на утек.
СОВА.
(Воспитатель выбирает водящего- сову, которая садиться на стул. Дет ходят по кругу в группе. Остановившись. Изображают спящих птиц. Сова показывает. Какая у не большая голова, вертит головой, смотрит по сторонам.)
В лесу темно.
Все спят давно.
Все птицы спят.
Одна СОВА не спит.
Летит, кричит.
Совушка- сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
Во все стороны глядит.
Да вдруг- как полетит!
ПРОГУЛКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ.
Мы пришли в зимний лес (ходьба по комнате.)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками.)
Справа березка в шубке стоит, (руку отводят в указанную сторону и показывают.)
Слева елка на них глядит. (отводят руку влево и смотрят)
Снежинки в небе кружатся . (движения фонарики смотрят вверх)
На землю красиво ложатся. (кружась приседают)
Вот зайка проскакал(прыжки на двух ногах)
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет!(руки на поясе .наклоны в стороны)
Все мы спрячемся сейчас.(приседают .прячась)
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит, (имитируют сон)
Так всю зиму и проспит.
Прилетают снегири. (имитируют полет птицы)
Как красивы они!
В лесу красота покой ( разводят руками в стороны)
А нам пора уже домой. (садятся на свои места).
ЖУК.
В группу к нам жук влетел,(грозят пальцем.)
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж-ж-ж».
Вот он в право полетел, (показывают рукой направлении )
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть, (правой рукой показывают на нос)
Не дадим ему присесть, (направление движение вниз и приседание)
Жук наш приземлился.
Зажужжал и закружился (делают вращательные движение типа «волчок» и встают)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук , вот правая ладошка,
Посиди немножко.(поочередно протягивают руки смотрят на нх)
Жук, вот левая ладошка,
Посиди немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок сел. (поднимают руки вверх и смотрят)
На носочки мы привстали ,
Но жука мы не достали.(приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх)
Хлопнем дружно
Хлоп-хлоп-хлоп,(хлопки над головой)
Чтобы улететь он смог,
Ж-ж-ж-ж-ж-жж.(имитируют полет жука и садятся на стульчики).
ВОРОНЫ НЕПОСЕДЫ.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны. (дети бегают по группе.0
«Кар-кар-кар!» (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
«Кар-кар-кар!» (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
«Кар-кар-кар!» (тихо, садятся, засыпают).
Картотека «Динамические паузы для дошкольников»
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ (подвижные игры) от Е.Г.Карельской
Волчище (подвижная игра)
(Один ребёнок – «волк»)
У волчища — жёлтые глазищи. (Округлённые пальцы к глазам, как очки».)
У волчища – сильные лапищи. (Пальцы сжать в кулаки.)
У волчища – острые когтищи. («Цапки-царапки»)
У волчища страшные зубищи. (Показать «оскал».)
Волк прячется в тёмном урочище. (Присесть, руки над головой.)
— Кого ты, волчище, ждёт ещё?
-Вас! Догоню, догоню всех сейчас! («Волк» догоняет, дети разбегаются.)
(Е.Г.Карельская)
Собираем урожай
Раз, два, три, четыре. (Шаги на месте.)
Апельсин дадим мы Ире. (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)
Пять, шесть, семь, восемь. (Шаги на месте.)
Ананас у Сени спросим. (Манящее движение: «Дай, дай!»)
Девять, десять, — завернём. («Моталочка» руками.)
Айву Боре отнесём. (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)
Вот на грядке, посмотри: (Наклон вперёд, руки – к полу. Затем – немного приподняться и посмотреть из-под руки, сложенной «козырьком».)
Есть арбузы: (Округлить руки перед собой, сцепив пальцы.)
Раз, два, три. (Посчитать арбузы, указывая на них пальцем.)
А на ветке – абрикос. (Потянуться руками вверх.)
Он на солнце так подрос! (Развести руки в стороны.)
Ты за ним тянись, тянись, (Подняться на носочки, потянуться вверх.)
Но, смотри, не оступись! (Быстро присесть на корточки, руки – в пол.
(Е.Г.Карельская)
Зарядка на грядке
Повторяй за мной зарядку. (Шаги на месте.)
В ней звук [С] пришёл на грядку. (Присесть, руки вытянуть вперёд. Затем – встать.)
Вот – свекла, (отвести в сторону правую руку),
А вот – салат (отвести в сторону левую руку).
Урожаю каждый рад! (Поднять руки через стороны вверх.)
Здесь – капуста (округлить руки над головой),
Артишок (опустить округлённые руки вниз).
Сельдерея корешок. (Наклониться вниз, руки к полу.)
Всё, что вырастили мы (Выпрямиться, развести обе руки в стороны),
Пригодится до весны! (Руки на пояс, попрыгать на месте.)
(Е.Г.Карельская)
Мы увидели цветочек
Мы увидели цветочек (Посмотреть из-под руки.)
Отогнули лепесточек. (Соответственно.)
Ой! А там мохнатый шмель! (Испугались, руки – к щекам.)
— Ты зачем в цветочек сел? (Присесть на корточки.)
Шмель проснулся, потянулся. (Соответственно)
Он обиделся, надулся: (Соответственно).
— Ну, зачем меня пугать?! (Погрозить пальцем.)
Я бы мог ещё поспать! (Руку под щёку.)
(Е.Г.Карельская)
Осенний ветер и деревья.
Осенний ветер деревья качал, (Покачаться из стороны в сторону.)
К земле низко-низко их пригибал. (Наклониться вперёд.)
Склонились ветки к самой земле. (Упереться руками в пол.)
Кланялись ветки тебе и мне. (Поклоны с рукой.)
Ветер утих, — (Выпрямиться.)
Вновь стройны и упруги (Руки вверх.)
И не страшны им ветер и вьюги. (Потянуться вверх, встав на носочки.)
(Е.Г.Карельская)
Ветер северный подул
Ветер северный подул: «С-с-с-с-…»
Все листья с липы сдул. (Присесть).
Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Попрыгать на месте.)
Снег потом припорошил, (Движения руками вперёд-назад.)
Одеялом их накрыл. (Руки над головой «домиком».)
(Е.Г.Карельская)
Зайки на зарядке.
Скачут, скачут по лесочку (Руки возле груди, словно лапки зайцев, прыжки на двух ногах.)
Зайцы, — серые клубочки. (Прыжки на двух ногах из стороны в стороны.)
Прыг-скок, прыг-скок, — (Прыжки на двух ногах вперёд-назад.)
Встал зайчонок на пенёк. (Встать прямо.)
Всех построил по порядку. (Приставные шаги.)
Стал показывать зарядку: (Руки – вперёд, вверх, вниз.)
«Раз! Шагаем все на месте! (Шаги на месте.)
Два! Руками машем вместе! (Прямыми руками перед собой – «ножницы».)
Три! Присели, дружно встали. (Соответственно.)
Все за ушком почесали. (Соответственно.)
На «четыре» — потянулись. (Вытянуть руки вверх, потянуться.)
Пять! Нагнулись и прогнулись. (Соответственно.)
Шесть! Все встали снова в ряд. (Выпрямиться.)
Зашагали, как отряд». (Шаги на месте.)
(Е.Г.Карельская)
Утиная зарядка
Вышли утки на зарядку. (Шаги на месте.)
Лапки на мысок, на пятку. (Соответственно.)
Покружились всей гурьбой. (Покружиться на месте.)
Покрутили головой. (Соответственно.)
Вправо – влево, вправо – влево. (Повороты головы, не поднимая плеч.)
Это делают умело. (Руки на пояс, к плечам, вверх.)
Крылышками хлопают. (Помахать руками, как крыльями.)
Лапочками топают. (Соответственно.)
Ходят важно, вперевалку. (Соответственно.)
Прыгают через скакалку. (Попрыгать на двух ногах.)
Вот, ещё один прыжочек, (соответственно)
И уселись на песочек. (Сели на свои места.)
(Е.Г.Карельская)
Зелёные глаза страха
У страха глаза – вот такие! (Показать руками «огромные» глаза.)
Зелёные и большие. (Развести руки в стороны.)
Совсем, совсем как у волка, (Показать «волчьи когти».)
Когда он пугает без толку. (Погрозить пальцем.)
Прогоним мы волка под ёлку. (Потопать ногами.)
Не станем бояться мы волка! (Помотать головой.)
(Е.Г.Карельская)
Кто за кем крадётся?
Цыплёнок на цыпочках крался за кошкой. (Маленькие, семенящие шажочка.)
А кошка на цыпочках шла за Антошкой. (Мягкие кошачьи шаги.)
Антошка на цыпочках двигался к дому. (Соответственно.)
Теперь повернёмся, пойдём по другому. (Развернуться и идти в другую сторону.)
На пятках за кошкой плетётся Антошка, (соответственно)
За бедным цыплёнком – усатая кошка. («Кошачьи» шаги.)
Цыплёнок от страха забрался в корзину. (Присесть, обхватив колени руками.)
Сердитая кошка выгнула спину. (Опираясь руками о пол, выгнуть спину.)
(Е.Г.Карельская)
Цок, цок, цок!
Громко цокают копытца: (Шаги на месте.)
По мосту лошадка мчится. (Поскакать, как лошадка.)
Цок, цок, цок! За ней вприпрыжку. (Подскоки на месте.)
Жеребёнок и мальчишка. (Бег на месте, высоко поднимая колени.)
Цок – копытце жеребёнка. (Топнуть правой ногой.)
Цок – каблук о доски звонко. (Топнуть левой ногой.)
Понеслись, – лишь пыль клубится. («Моталочка» руками.)
Всем пришлось посторониться. (Попятиться на пятках назад.)
(Е.Г.Карельская)
Жабы
Жабы вышли на лужок. (Шаги на месте.)
Жабы встали все в кружок. (Пошагать по кругу.)
Важно подняли головки: (Соответственно.)
«Посмотрите, как мы ловки! (Повороты головы вправо – влево.)
Любим нюхать мы цветочки, (Из кисти руки – «цветок». Втянуть носом воздух, наклоняясь и нюхая «цветок»)
Спать ложимся под листочки. (Руки сложить и положить под щёчку.)
Ловим мушек и жуков. (Похлопать ладошка о ладошку: то правая, то левая рука сверху.)
Убегаем от врагов. (Бег на месте.)
Быстро плаваем в воде, (Движения руками, как при плаванье.)
Вы найдёте нас везде!»
(Е.Г.Карельская)
Снежинки
Закружились, завертелись белые снежинки. (Покружиться на месте.)
Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки. (Подняться на носочки, руки – вверху.)
Чуть затихла злая вьюга. — (Опустить руки вниз, встать прямо.)
Улеглись повсюду. (Развести руки в стороны.)
На снежинки наступать осторожно буду! (Осторожные шаги на носочках.)
(Е.Г.Карельская)
Солнышко
Солнышко, солнышко, в небе свети! (Встать на носочки, потянуться вверх, вытянув руки.)
Яркие лучики к нам протяни. (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)
Ручки мы вложим в ладошки твои. (Ребёнок берётся за руки взрослого.)
Нас покружи, оторвав от земли. (Покружиться, крепко держась за руки.)
С солнышком водим мы хоровод. (Держась за руки, спокойным шагом поводить «хоровод»)
Солнышко с нами по кругу идёт. (Покружиться в паре.)
Хлопают радостно наши ладошки. (Соответственно.)
Быстро шагают резвые ножки. (Шаги на месте.)
(Е.Г.Карельская)
Кот Тимоша и мыши
Кот Тимоша жил на крыше. (Подняться на носки, руки тянуть вверх.)
Ниже в доме жили мыши. (Наклон вперёд, руками коснуться пола.)
По стене взбирались мыши. (Руки «взбираются» по ногам: от щиколотки – к бедру.)
Не боясь кота на крыше. (Выпрямиться, руки на пояс.)
Караулил кот мышей, (Вкрадчивые шаги кота.)
Вынув пробки из ушей. (Ладошки к ушам, прислушаться.)
Кот готовил мышеловки. (Обхватить себя руками за плечи.)
Но мышата были ловки! (Руки на поясе. Прыжки на месте на двух ногах.)
Спрятавшись за спину Тишки. (Ладони перед лицом «ширмочкой».)
В прятки с ним играли мышки. (Выглядывать из-за рук то с одной, то с другой стороны.)
(Е.Г.Карельская)
Индюк
Ходит по двору индюк. (Шаги на месте.)
У него не нос, а крюк. (Потрясти головой.)
Вдруг, увидел он грача: (Сделать большие глаза.)
Рассердился! Сгоряча (Сердитое выражение лица.)
Лапами затопал, (Соотвественно.)
Крыльями захлопал. (Руками, словно крыльями похлопать себя по бокам.)
Весь раздулся, словно шар: (Руки на пояс.)
Стал похож на самовар. (Округлить и сцепить руки перед собой.)
Затряс бородою. (Помотать головою, «поболботать» как индюк.)
Понёсся стрелою. (Бег на месте.)
(Е.Г.Карельская)
Котище
У нашего котища (Мягкие, вкрадчивые кошачьи шаги.)
Жёлтые глазищи! (Показать, какие огромные глазищи у кота.)
У нашего котища (Мягкие, вкрадчивые кошачьи шаги.)
Длинные усищи. (Показать руками длинные усы.)
У нашего котища (Мягкие, вкрадчивые кошачьи шаги.)
Умные мыслищи. (Движения рук от макушки головы – вверх. При этом пальцы рук выбрасываются из кулака и растопыриваются.)
Моется котище с каждым днём всё чище,
Отмывая мордочку от остатков пищи. (Умывающийся кот.)
Вечером охотится в чулане за мышами. (Крадущиеся шаги на носочках.)
И играет в ладушки с пушистыми котами. («Ладушки»)
(Е.Г.Карельская)
Журавлёнок и жабы
Журавлёнок встал на ножки: (Встать прямо, руки опущены.)
Пошагать решил немножко. (Шаги на месте, высоко поднимая колени.)
Смотрит вдаль из-под ладошки: (Соответственно.)
«Кто там скачет по дорожке?» (Руки на пояс. Попрыгать на месте.)
Это жабы же, дружок! (Прыжки на двух ногах.)
Встали все они в кружок. (Взяться за руки.)
Важно подняли головки: (Соответственно.)
«Посмотрите, как мы ловки!» (Гордые повороты головы вправо- влево.)
Вот, — захлопали в ладошки. (Соответственно.)
Вот, — попрыгали немножко. (Соответственно.)
Поскакали, покружились, а потом – остановились. (Соответственно.)
(Е.Г.Карельская)
Чок, чок, каблучок!
Чок, чок, каблучок! (Потопотать ногами.)
В танце кружится сверчок. (Покружиться на месте.)
А кузнечик без ошибки исполняет вальс на скрипке (Правая рука водит воображаемый смычок.)
Это – бабочка летает. (Руками помахать, как крыльями.)
С муравьём она порхает. (Покружиться на месте.)
Приседает в реверансе, (Соответственно.)
И опять кружится в вальсе. (Покружиться, вальсируя.)
Под весёлый гопачок
Лихо пляшет паучок. (Движения гопака.)
Звонко хлопают ладошки. (Соответственно.)
Всё! Устали наши ножки! (Сесть на ковёр, руки и ноги раскинуты в стороны.)
(Е.Г.Карельская)
Гномы
Ой, ой, ой, ой! (Наклоны из стороны в сторону. Руки на поясе.)
Чей там дом под горой? (Приподнять плечи, удивиться.)
Дом под красной крышей. (Руки над головой «крышей»)
Кто из дома вышел? (Шаги на месте.)
Это братья гномы! (Присесть.)
Нам они знакомы! (Выпрямиться. Попрыгать на месте.)
(Е.Г.Карельская)
Летим в космос!
Мы в ракету смело сели. (Присесть на корточки.)
Шлем на голову надели. (Округлить руки над головой, сцепив пальцы.)
«Пуск!» — и в космос мы летим, (Выпрямиться, потянуться вверх.)
В невесомости парим. (Руки в стороны, покачаться из стороны в сторону, стоя на одной ноге, как в невесомости.)
Путь наметили к планете, (Вытянуть руки вперёд.)
Помахали вслед комете. (Соответственно.)
Потянули за рычаг. (Соответствующее движение правой рукой.)
Взяли курс к созвездью Рак.
Посмотрели в телескоп. (Два неплотно сжатых кулака перед глазами, как телескоп.)
Надавили кнопку «Стоп». (Надавить большим пальцем на воображаемую кнопку.)
Развернули мы ракету, (Повернуться на 90°)
Как обычную карету.
И продолжили полёт: (Руки в стороны, покачаться.)
Космос нас с собой зовёт! (Помахать вытянутой вверх правой рукой.)
(Е.Г.Карельская)
Облако
Беленькое облако (Округлить руки перед собой, сцепив пальцы.)
Поднялось над крышей. (Не расцепляя пальцев, поднять округлённые руки над головой.)
Устремилось облако (Выпрямить руки над головой.)
Выше, выше, выше. (Несколько раз потянуться руками вверх, приподнимаясь на носочки.)
Ветер это облако (Плавно покачаться из стороны в сторону: руки над головой.)
Зацепил за кручу. (Снова сцепить кончики пальцев над головой.)
Превратилось облако. (Руки через стороны опустить вниз.)
В дождевую тучу. (Присесть.)
(Е.Г.Карельская)
Часы
Тик – так, тик – так! (По два наклона головы вправо-влево.)
Мы умеем делать так: (Два наклона туловища вправо – влево.)
Влево – тик, вправо – так. (Наклоны головы влево – вправо.)
Тик-так, тик-так! (Наклоны туловища вправо-влево.)
А потом: бим-бом! (Четыре наклона туловища вперед. Руки на поясе.)
Каждый час исправно бьем. (Шаги на месте. Руки – на поясе.)
Наши стрелочки бегут (Бег на месте.)
И минутам счет ведут. (Сесть на свои места.)
(Е.Г.Карельская)
Кот Антошка
Раз в апреле кот Антошка (Мягкие кошачьи шаги.)
Убежать хотел в окошко. (Бег на месте.)
Но все окна на запоре. (Сокрушённо всплеснуть руками.)
Не гулять коту на воле! (Покачать головой и вздохнуть.)
Прыг! Поймал Антошка мышку. (Прыжок.)
Эх! Но выпустил малышку… (Махнуть рукой.)
(Е.Г.Карельская)
Индюк
Ходит по двору большой (Шаги на месте.)
Шар надутый и цветной. (Руки на поясе.)
Бородой трясёт, болбочет. (Соответственно.)
Напугать наверно хочет.
Крыльями: хлоп-хлоп. (Руки бьют по бокам.)
Лапами: топ-топ. (Притопывать на месте.)
Хвост распушил, (Повилять «хвостиком».)
Клювик раскрыл. (Показать руками, как широко раскрыл.)
Что, индюк, болбочешь? (Поболботать языком.)
Зёрнышек хочешь? (Щепотью сыпать воображаемое зерно.)
(Е.Г.Карельская)
Разминка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте. ( Прыжки на месте, ноги вместе.)
Эх! Руками машем вместе. (Движения руками «ножницы»,- перед собой.)
Э-хе-хе! Прогнули спинки. (Наклон вперед, руки – в стороны, прогнули спины.)
Посмотрели на картинки. (Положение то же, подняли как можно выше головы.)
Э-ге-ге! Нагнулись ниже. (Наклон вперед, руки – к полу.)
Наклонились к полу ближе. (Наклонились ещё ниже, стараясь локти положить на пол.)
Э-э-э- …! Какой же ты лентяй! (Погрозить друг другу пальцем.)
Потянись, но не зевай! (Потянулись вверх, зевнули.)
Повернись на месте ловко. (Повернулись на месте на 360° через левое плечо.)
В этом нам нужна сноровка! (Снова повернулись на 360°, но уже через правое плечо.)
Что, понравилось, дружок? (Встать прямо, руки – на пояс.)
Завтра будет вновь урок! (Похлопали в ладоши.)
(Е.Г.Карельская)
Спасибо зиме!
Вот палки. (Вытянуть руки вперёд.)
Вот лыжи. (Нагнуться, руки к полу.)
Вот снег, (Руки в стороны.)
Вот – лыжня. (Руки вниз.)
На лыжные гонки
Спешит ребятня. (Бег на месте.)
Все весело, дружно
Бегут по лыжне. (Имитация лыжного шага.)
За солнце, за лыжи, — (Руки вверх, вниз.)
Спасибо зиме! (Резко выбросить руки вверх.)
(Е.Г.Карельская)
Зимний день
Зимний день такой холодный. (Поёжиться, похлопать себя по плечам.)
Греем руки мы вот так: Х-х-х-… (Соответственно.)
Воробью насыплем крошки. (Щепотью правой руки.)
Он обрадуется так! (Похлопать в ладоши.)
Мы попрыгаем немножко, (Прыжки на месте.)
Пробежимся по снежку. (Соответственно)
Постучим нога о ножку, (Соответственно.)
Поваляемся в снегу. (Покататься по коврику.)
«Использование физкультурных минуток и физкультурных пауз на занятиях» Консультвция для воспитателей
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК И ФИЗПАУЗ
НА ЗАНЯТИЯХ
(Консультация для воспитателей)
Подготовила: воспитатель- Щетинина И.В.
2015 год
Все виды физических упражнений – такие как подвижные игры, гимнастика, физический труд, игры с элементами спорта, включаются в понятие – активный отдых. Весь этот комплекс направлен на предупреждение или снятие утомления у детей, ускорение восстановительных процессов в коре головного мозга, улучшения кровообращения в отдельных органах.
Этой же цели служат физкультурные паузы и физкультурные минутки.
При проведении физкультурных пауз и минут путем двигательной активности создаются новые очаги возбуждения в коре головного мозга, которые вызывают торможение в ранее возбужденных участках, снимая тем самым утомление.
Для того, чтобы физкультурной паузой или минуткой достичь нужного эффекта нужно, чтобы физическая нагрузка была достаточной для детей. Малые физические нагрузки существенно не влияют на повышение работоспособности ребенка, а большие нагрузки имеют даже отрицательный эффект.
Значит, особенно важно правильно дозировать физическую нагрузку при проведении физкультурных пауз и минут.
Дозировка физической нагрузки зависит от подбора физических упражнений.
Основные принципы построения комплексов физических пауз и минут:
Упражнения на различные группы мышц;
Применение средней степени физической нагрузки;
Избегать однообразия, поддерживать у детей постоянный интерес к физкультурным упражнениям.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Физкультурные паузы – комплекс физкультурных упражнений и игр, проводимых между занятиями с целью активного отдыха. Существует две формы организации детей для проведения физкультурных пауз:
Самостоятельные выполнения детьми движений;
Фронтальное выполнение физкультурных упражнений под руководством воспитателя.
Самостоятельное выполнение детьми физкультурных упражнений в физкультурной паузе, преследует цель научить целесообразно использовать время между занятиями.
Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить в помещение необходимое оборудование и пособия: создать условие, вызывающее интерес и желание заниматься физическими упражнениями. Важно, чтобы дети хорошо усвоили правила пользования предложенным инвентарем.
При проведении физкультурных пауз особенно важно следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки.
НАПРИМЕР: детям предлагалось выполнить комплекс упражнений с мячом или предлагалось разделиться на 2-3 группы:
Первая группа набрасывает кольца в игре «кольцеброс», а вторая – играла кеглями. Но такой вариант может привести к передозировке физической нагрузки.
Организационный (фронтальный) метод проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физкультурных упражнений, подвижных или хороводных игр.
Подвижная игра служит средством эмоциональной разрядки, а сочетающийся с ней комплекс упражнений является организующим и дисциплинирующим элементом. Этот комплекс составляется из знакомых детям упражнений, активизирующих основные мышечные группы.
Пример физкультурной паузы в разновозрастной группе (5-7) лет между занятиями по развитию речи и рисованию.
Дети строятся в круг, идут по кругу, чередуя движения: 4 шага на носках и на пятках, 4 шага – обычной ходьбы с хлопками рук. Затем проводится игра «Затейники»(ровным кругом). Каждый «затейник» предлагает 1 упражнение. Каждое упражнение выполняется 3 раза. Игра повторяется 2-3 раза. Затем дети идут, держась за руки, на носках на занятие по рисованию.
Длительность физкультурной паузы для детей старшего дошкольного возраста 5-8 минут. Физкультурные паузы не проводятся в те дни, когда вторым по плану идет музыкальное или физкультурное занятие. Игры не должны быть большой подвижности.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТЫ
Это кратковременные перерывы на занятиях 1-2 минуты для проведения физкультурного упражнения с целью предупреждения утомления сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.
Время проведения физкультурной минуты диктуется характером и содержанием занятия. В среднем это будет 12-ая – 14-ая минута занятия, т.к. именно в этот период начинает проявляться у детей двигательное беспокойство и отмечается наибольшее число отвлечений.
Подбор физкультурных упражнений зависит от специфики проводимого занятия. На занятиях по рисованию, лепке следует основное внимание направить на активное сгибание и разгибание пальцев, свободное потряхивание кистями рук и т.д. На занятиях по развитию речи и математике и др. следует предложить упражнения для мышц спины, потягивания с глубоким дыханием через нос.
Упражнения должны оказывать положительное воздействие на организм детей, улучшать функциональную деятельность тех органов и систем, которые до этого находились в состоянии покоя.
Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы детям, доступны для выполнения на ограниченной площади.
Упражнения должны органично входить в содержание занятия.
Выполнение упражнений должно идти в спокойном темпе (в темпе дыхания ребенка) и сопровождаться формированием навыков рационального дыхания.
Физкультурная минута может сливаться с содержанием занятия. Например: на занятии по счету воспитатель показывает детям карточку с числом 8 и предлагает похлопать в ладоши (поднять и отпустить руки, постучать, попрыгать и т.д.) на 1 раз больше или меньше и т.д.
В ряде случаев физкультурная минута может носить отвлеченный от занятия характер. Например: на занятии по конструированию в подготовительной группе.
И.п.: — сидя за столом, руки свободно лежат на столе. Непрерывно сгибая и разгибая пальцы, медленно поднять руки вверх и опустить на стол (3раза).
И.п.: — сидя за столом, руки внизу, пальцы сцеплены; 1-2- поднимая руки вдоль туловища и поворачивая их ладонями к верху, потянуться – вдох, 3-4- вернуться в и.п.- выдох (3раза).
И.п.: — стоя за столом, руки на поясе. Повороты туловища вправо, влево (3 раза).
Или: 1. «Потягивание»
И.п.: — руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки. Руки в стороны, ладони вверх, кисти разжать, пальцы выпрямить и развести, одновременно отклониться назад и потянуться (вдох), слегка отклониться вперед (выдох) – 4 раза.
2. «Приседание»
И.п.: — подняться на носки, руки к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуты, присесть на носках, колени развести. Спина прямая, руки вперед ладонями внутрь, кисти сжаты в кулак, встать подняться на носки, руки к плечам, присесть вернуться в и.п. Дыхание не задерживать – (4 раза).
3. «Наклоны туловища»
И.п.: — ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти сжаты в кулаки. Наклониться в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая вдоль туловища вверх. Выпрямиться и вернуться в и.п. Темп медленный.
Очень любят дети упражнение сопровождающиеся стихотворным текстом:
«Буратино потянулся – 1-2,1-2
Буратино повернулся — 1-2,1-2
Руки в стороны развел – 1-2, 1-2
Наклонился и пошел – 1-2, 1-2»
*****
«Также ножкой: топ, топ, топ
А в ладошки: хлоп, хлоп, хлоп
Раз головкой так кивни
Обе ручки протяни
Раз сюда, два сюда
Вот и все- здесь нет труда»
*****
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше»
*****
«Раз – присядка, два – прыжок,
И опять присядка,
А потом опять прыжок-
Заячья зарядка!
Покажите как?»
*****
«Птичка скачет,
Словно пляшет.
Птичка крылышками машет.
И взлетает без оглядки –
Это птичкина зарядка!
Так сумеете?»
*****
«Умеют все малыши
С носочков стать а пятку.
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться»
*****
«Мы выходим на площадку,
Начинается зарядка:
Шаг на месте, два вперед,
А потом – наоборот»
*****
«Попрошу сидящих встать
И команды выполнять
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Отпустите! Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо!
Улыбнитесь!»
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАБАВЫ ЗИМОЙ
Предложенные игры, забавы помогут сделать зимнюю прогулку эмоциональной. Большинство из них основано на естественных движениях: ходьбы, бега, лазания, метания, прыжков.
1-е упражнение: «Следопыты» — воспитатель ходит по чистому снегу, ребенок идет за ним, ступая след в след. Варианты в зависимости от того, как пройдет взрослый.
2-е упражнение: Перепрыгнуть из следа в след, двумя ногами.
3-е упражнение: Добежать до определенного дерева, сугроба, обежать его несколько раз, пробежать вокруг, взявшись за руки, змейкой, или между расставленными какими-нибудь предметами, игрушками покружиться парами.
4-е упражнение: Нужно чередовать бег с ходьбой, чтобы не перегреться.
5-е упражнение: Перепрыгнуть через ком снега с места или разбега, попрыгать вокруг него на 1-ой ноге, на двух, проскакать галопом, притопывая ногами и хлопая в ладоши.
6-е упражнение: Можно использовать скамейку: пройти по ней, перешагнуть ее, спрыгнуть с конца, обежать, пройти, приседая или разойтись, не задев друг друга.
7-е упражнение: Для различных упражнений годятся прутья, палочки. Воспитатель держит прутик на уровне груди или пояса ребенка. Нагнуться, пройти под прутиком, не коснувшись его. Опустить ниже, до уровня колен, бедер ребенка, предложить перешагнуть. Две палки поставленные шалашом, удобны для подлезания.
8-е упражнение: « С санками», «Успей первым»
2-е – 3-е санок ставить параллельно на расстоянии 2-3 шагов. Обежать, сесть первым. Стать на санки, сойти с них. Ребенок садится на конец санок, отталкиваясь ногами, продвигаясь до определенного ориентира (дерева), обежать вокруг дерева (эстафета или соревнование) – вернуться.
9-е упражнение: Метание снежков в цель, вверх, выше дерева, выше елки, через нее, вдаль: «Брось дальше, чем я», «Забрось за флажок», «Метать левой и правой рукой».
Так как у нас в Крыму снег бывает очень редко, то мы вместо снежков используем шишки, которых у нас достаточно, а игру «Следопыты» проводим так — воспитатель шагает, а ребенок должен поставить свою ногу точно в след, убранной ноги воспитателя, игру называем «По болоту».
И конечно же воспитатель должен следить за техникой безопасности при игре с санками, с снежками или шишками, объясняя детям как надо кидать снежок или шишку, чтобы не попасть кому-то в лицо или голову.