Воспитание агрессивных детей: Агрессивный ребенок: советы психолога по борьбе с детской агрессией – Агрессивный ребенок: стратегии воспитания — Развитие ребенка

Содержание

Агрессивный ребенок: стратегии воспитания — Развитие ребенка

агрессивный ребенок

 

Многие родители беспокоятся что их ребенок агрессивный. Вообще агрессия — это нормальная особенность детского характера, пока она не выходит за пределы допустимого.

Когда ваш ребенок научится контролировать эти эмоции, агрессивность может стать положительным качеством и стать синонимом амбиций и цели. Это во многом зависит от отношения родителей и осуществление мер по исправлению положения.

В разные периоды жизни ребенка, агрессия проявляется по-разному.

  • Младенец отчаянно плачет, когда голоден, пока его не покормят.
  • Годовалый ребенок может стукнуть мать, если она ему это позволит.
  • Если у 2 – 3 годовалого ребенка кто-то заберет игрушку, он может кусаться.
  • В четыре года ребенок уже сдержанней, для начала поспорит с обидчиком.

Читайте также:

Почему ребенок жадничает

Как отучить ребенка грызть ногти

Как повысить самооценку ребенка

Так ребенок постепенно учится контролировать свою агрессию. Когда становиться старше, он понимает, что не имеет смысла обижать своих близких и агрессия проявляется в игре в войну, в солдат.

В играх существуют строгие правила, которые дети соблюдают и, таким образом, контролируют свою агрессию. В школе игры заменены на спортивные соревнования, дискуссии и конкурсы, проводятся мероприятия, требующие агрессивных инстинктов.

Ругань еще одна форма выражения агрессивных чувств. Некоторые дети с удовольствием шокируют взрослых матом и даже проклятьями. Видя невротическую реакцию родителей, они испытывают удовольствие, опьяненные своей храбростью.

Другая форма агрессии, когда ребенок периодически кусается. Укусы маленького ребенка у которого режутся зубы, безвредны, потому что это раздражает их десну. Бывает и ребята постарше время от времени укусят в порядке самообороны, здесь тоже нет ничего страшного.

Другой проблемой является ситуация, когда ребенок кусает систематически в каждом случае. Тогда вам необходимо рассмотреть, что беспокоит ребенка. Может быть дома слишком строги с ним или кто — то терроризирует. Или вылил свой гнев на других детей, потому что не может укусить своего младшего брата, который плачет постоянно. Некоторые стесняются общения с другими детьми и видят в них угрозу.

Во всех актах агрессии следует искать причину. В принципе, ребенок становится агрессивным, когда он испытывают неуверенность или, думает, что ему угрожает какая-либо опасность.

Слишком агрессивное поведение ребенка

  • ребенок настаивает на том что бы его желания исполнялись немедленно. Если этого не происходит бурно кричит и плачет,
  • не позволяет никому прикасаться к своим игрушкам и вещам,
  • обижает родителей и других детей, постоянно указывает на их недостатки. Использует не нормативную лексику,
  • он сам никогда не виноват,
  • демонстрационный ломает игрушки, которые не любит и бросает еду , которую не хочет,
  • главное слово в словаре «хочу»,
  • навязывает свое мнение и никакие разумные доводы не могут изменить его.

Что вы можете сделать против агрессии ребенка

Главные правила борьбы с детской агрессией:

  • настойчивость родителей,
  • дисциплина,
  • понимание своего ребенка.

Дети должны научиться искать позитивные пути решения спорных ситуаций. Родители могут и должны показать правильную модель поведения в семье и социальной среде.

Стратегии воспитания агрессивного ребенка

С раннего возраста дети должны научиться уважать других. Должны понять то что другие также имеют потребности и желания, как и они сами.

Поддержка ваших слов с соответствующим поведением по отношению к другим. Личный пример является лучшим учителем.

Всегда искать причину агрессии ребенка, чтобы найти источник и устранить ее.

Обратите внимание на окружающую среду – понаблюдайте что вызывает агрессию у ребенка.

Все дети, особенно агрессивные должны иметь оптимальный распорядок дня. Переутомленный ребенок становится нервным и агрессивным.

Реагируйте немедленно

Если вы заметили, что ребенок становиться агрессивным реагируйте немедленно. Не нужно ждать, когда он ударит своего брата в третий раз, чтобы сказать: «Хватит!». (Особенно если вы повторили это несколько раз за последний час). Лучше всего, когда вы ясно видите, что назревает что-то плохое, выведете ребенка из ситуации, пусть посидит в другом месте 3-4 минуты.

Независимо от того, как вы сердитесь, постарайтесь не кричать, не шлепать ребенка, такая реакция с вашей стороны покажет ему, что вербальная и физическая агрессия — это нормально, когда ты сердишься. Вместо этого, чтобы контролировать ребенка удалите его из ситуации.

Придерживайтесь этого плана насколько это возможно. Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково.

Идея заключается в том, чтобы соединить поведение с последствиями и дать понять, что если ребенок кого-то ударит или укусит, то пропустит удовольствие.

Чем более предсказуемая ваша реакция («ну, ты снова ударил Диму — это значит снова тебе сидеть некоторое время, не играя»), тем быстрее вы будете строить шаблон, который ваш ребенок будет распознавать и ожидать.

Результатом будет то, что ребенок будет понимать, что если он будет вести себя плохо, то будет удален из игры — первый шаг в контроле за его поведением. Даже если вы в общественном месте придерживайтесь плана, большинство родителей поймут вашу ситуацию, многие проходили эти периоды.

Обсуждение

Позвольте ребенку успокоиться, а затем спокойно обсудите, что произошло. Спросите, что вызвало его гнев. Объясните, что это нормально злиться иногда.

Покажите ребенку другие способы высвободить свой гнев. Такие как пинать мяч, ударить по подушке, или просто высказать вслух свое чувство.

Объясните четко и ясно какое поведение вы ожидаете от своего ребенка. Не нужно вводит запрет «Не кусать», предпочтительнее: «когда ты укусишь, ты сделаешь больно, если ты что-то хочешь лучше скажи».

Список действий

Составьте список действий, которые могут отвлечь ребенка от негативной ситуации — любимая игрушка (которая всегда с вами), ходите «специальное» место на детской площадке, живопись (идеальный путь ребенка выражать свои эмоции без вреда для кого-нибудь).

Близость

Используйте близость к ребенку — когда вы чувствуете надвигающийся шторм, в вашем присутствии ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Часто этого достаточно, чтобы успокоить страсти, особенно если причиной агрессии является чувство «угрозы». Когда вы заставляете ребенка что-то сделать, делайте это тактично, в спокойном тоне.

Контроль событий

Ваша роль заключается в контроле события, которые на данном этапе отсутствуют в вашем ребенке. Со временем он будет в состоянии выполнить эту проверку.

Когда ваш ребенок находится среди других детей, не упускайте его из виду. Ваша функция будет такой же, как у рефери в футбольном матче — вмешиваться, когда кто-то нарушил правила.

Ответственность

Если агрессивный ребенок наносит ущерб чьей-то собственности, вы можете помочь ему возместить ущерб. Он может склеить сломанную игрушку, к примеру, или принести печенье или кубики, которые швырнул в гневе.

Не обрамляйте это как наказание, а как естественное следствие вопиющего акта — каждый должен сделать если что — то сломал. Также убедитесь, что ваш ребенок знает, что должен сказать «извините».

Награда за хорошее поведение. Вместо того что бы обращать внимание на ребенка только тогда, когда он едет себя плохо, постарайтесь замечать, что он отдает игрушку если его, попросили, или отдает качели ожидающему ребенку.

Покажите ему, что самоконтроль и мирное разрешение конфликтов являются более полезным результатом. Придумайте специальный календарь на двери холодильника или на стене в детской и наградите ребенка красочным стикером, когда вы были довольные его поведением.

Всегда оценивайте хотя и небольшой прогресс «Я видел, что ты был раздражен, и это было замечательно, что удалось остановить свой гнев».

Гнев является неотъемлемой частью человека. Небольшие очаги в младенчестве нормальны. Но если что-то не работает, помогите ребенку. Он просто не может освоить свои чувства, не может выразить свой гнев словами.

Как воспитывать агрессивного ребенка | Очаровашка

Как быть, если малыш всё ломает, обижает других детей, издевается над кошкой? Некоторые родители хватаются за ремень или ставят ребёнка в угол, другие пытаются объяснить, что такое поведение недопустимо, а третьи — задобрить малыша, потакая его капризам. Как правильно вести себя с агрессивным ребёнком?

И в кого ты такой…

Все родители маленьких злюк постоянно задаются вопросом: ну почему он такой? Почему, когда другие дети спокойно играют в песочнице, наш ребёнок ломает игрушки, дерётся, обижает других? Специалисты нашли несколько объяснений такому поведению.

Биологические причины. Агрессия, как и многие другие черты характера, передаётся по наследству. Учёные открыли ген, отвечающий за склонность к агрессии и насилию. Интересно, что наследование не всегда происходит по прямой, от отца к сыну. Генетическая модель поведения может передаваться от бабушки, дедушки и даже прадедушки. Вместе с тем «гены плохого поведения» активизируются только в том случае, если воспитанием ребёнка пренебрегают, либо его в семье наказывают и оскорбляют

Копирование поведения родителей. Агрессивный ребёнок может вырасти в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передаётся генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессией. «Ещё раз услышу плохие слова — будешь стоять в углу!», «Узнаю, что дерёшься, накажу ремнём!» — рассерженные плохим поведением своего чада, мы не следим за своими словами. Зато за ними следит ребёнок. Он приходит к выводу, что физическая агрессия — средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми. Поэтому, чтобы ваши дети не были драчунами и забияками, контролируйте собственные агрессивные импульсы. Иногда, даже не ругаясь, можно сбить с толку ребёнка, и он не будет понимать, что хорошо, а что плохо. Например, взрослые сначала говорят, что драться нельзя, а потом, если ребёнка кто-то обидит: «Эх ты, почему не дал сдачи!» Или малыш видит, как герой фильма убил всех «плохих», его все любят и восхищаются. Так ребёнок для себя усваивает: без агрессии в жизни не обойтись

Напрасное ожидание. Всем нам знакомо состояние, когда мы чего-то очень хотим, но не получаем. Хотели поехать на море, но отпуск не дали, мечтали получить в подарок кольцо, а стали обладательницей сковородки. Неудовлетворённость желаний бывает в любом возрасте, в том числе и в детском. Хотели куклу или машинку, а мама не купила, желали провести выходные с папой, а его вызвали на работу. Не получив желаемого, ребёнок злится и расстраивается, и гнев его будет таким же сильным, как наш. Часто агрессивными поступками чадо пытается получить от родителей желаемое. Если вы уступите ребёнку, такое поведение надолго станет для него нормой.

Внутренний дискомфорт. Капризы, истерики, драки не всегда говорят о том, что ребёнок «работает на публику», делает вам назло. Просто ему может быть плохо и неуютно, а толком объяснить свой дискомфорт он не может, особенно это касается маленьких детей. Они могут злиться, испытывая боль в животике, усталость, чувство голода

Равнодушие и осуждение взрослых. Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Часто, когда ребёнок проявляет агрессию, мы говорим: «Перестань, а то отдам тебя чужой тёте» или «Я от тебя уйду». Или: «Посмотри, какой Алёша хороший, он такой вежливый!» У этой фразы многоликий подтекст: «Ты не такой, как все», «Ты плохой» и даже «Ты нам такой не нужен». Малышу важно знать, что его любят безусловно, независимо от поступков. Критиковать надо поведение ребёнка, а не его самого.

 

Учимся управлять гневом

Перестаньте переживать, что у вас «не такой» ребенок. Все дети время от времени дерутся, закатывают истерики, ведь они еще не умеют контролировать свой гнев. Не нужно наказывать ребенка ремнем за такие вспышки – это вызовет лишь большую агрессию. А вот другие методы будут более эффективны.

Ребёнок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете

Не отмахивайтесь от малыша, тем более не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите, что вы понимаете его просьбу, и объясните, почему в данный момент её выполнить не можете: «Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень любит, но я устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один».

Ребёнок злится, кричит, бросается на вас с кулаками

Обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, и тогда поговорите с ним о его чувствах: не читайте нравоучений, а дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо. Постепенно ребёнок усвоит сдерживающую способность и сможет сделать её внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Ваш малыш отобрал лопатку (мячик) у девочки, тихо играющей в песочнице

Покажите ребёнку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните, что даже если вначале он и достигнет своего, отняв у другого ребёнка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве.

Ваш ребёнок без видимой причины ударил пришедшего в гости соседского мальчика (девочку)

Подойдите к обиженному и скажите: «Андрей не хотел обидеть тебя». Обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты. Таким образом вы перенесете все внимание на его товарища по играм. Внезапно ваш ребёнок заметит, что веселье кончилось и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза — и драчун поймёт, что агрессивность не в его интересах.

В вашей семье пополнение, и старший ребёнок ревнует вас к малютке, злится

Первенец считает, что братик или сестрёнка выталкивает его из уюта родительской любви. Разделите внимание и ласку между детьми, иначе у старшего может развиться ощущение одиночества, которое нередко остаётся на всю жизнь. Старайтесь сохранять привычный ход вещей в доме для старшего ребёнка, не лишайте его законных прогулок, традиций почитать любимую книжку перед сном. Находите время каждый день оставаться с ним наедине, чтобы узнать, как у него дела, что его беспокоит. Показывая старшему его значимость, попросите помочь ухаживать за малышом: подать полотенце во время купания, принести присыпку. Но помните: он тоже ещё маленький и нуждается в заботе, в своём личном пространстве и времени.

 

Палочка-выручалочка

Учите ребёнка избавляться от гнева цивилизованными способами. В семье должны быть чёткие правила и одинаковые требования к ребёнку у всех окружающих взрослых. Тогда у него будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью: «Мама плохая, потому что не даёт смотреть телевизор, а папа хороший, потому что разрешает». Будьте последовательны: не стоит один и тот же поступок ребёнка оценивать по-разному в зависимости от своего настроения.

Если ребёнок ведёт себя агрессивно, покажите ему, что вам не нравится его поведение и вы вправе за это лишить его прогулки с друзьями или просмотра мультиков. Объясняйте мягко и твёрдо: любое действие влечёт за собой последствия, пусть малыш знает об этом. Наказание должно следовать сразу за проступком, а не откладываться на неопределённое время: «В следующее воскресенье мы пойдём в зоопарк, а тебя не возьмём». Ребёнок забудет о случившемся, посчитает наказание несправедливым. Отмечайте похвалой любое достижение ребёнка: помог сестрёнке, послушался дедушку, сделал что-то хорошее.

Активному ребёнку создайте условия, позволяющие удовлетворять потребность в движении: отдайте в спортивную секцию или устройте спортивный уголок дома.

Когда вы видите, что малыш разозлился, предложите ему остаться одному в комнате и написать на листике всё, что у него накопилось, а потом порвать бумажку. Можно предложить нарисовать свой гнев — постепенно ребёнок увлечётся и успокоится. Заведите «сердитую подушку» для снятия стресса: если малыш чувствует раздражение, он может поколотить её, и гнев пройдёт.

Если чувствуете, что не справляетесь с ребёнком, испытываете страх и бессилие перед его агрессивными вспышками, сами срываетесь и кричите, а потом испытываете чувство вины, обратитесь к детскому психологу — он поможет разобраться в ситуации.

Похожее

Агрессивное поведение ребенка 5 лет

Агрессивность поведения пятилетнего ребенка выражается в  том, что он начинает  ломать, крушить попадающиеся на его пути предметы, обижает окружающих, часто не имеющих никакого отношения к его обидам. Родители, обычно, не могут найти объяснения таким действиям своих детей. Причина, которая провоцирует ребенка на агрессивное поведение, всегда есть. И выяснить ее – совместная задача родителей, педагогов и психологов.

Агрессивный ребенокАгрессивный ребенокАгрессивный ребенок в 5 лет может быть истеричным или манипулятором

Если в коллективе есть такой забияка-малыш, то благополучие в детской группе ставится под угрозу.

Типичные черты пятилетнего малыша-агрессора

Агрессивное поведение пятилетних детей выражается в том, что они  теряют  контроль, спорят со старшими, а со сверстниками ведут себя грубо и безжалостно. Такой ребенок ни за что не признается в своих ошибках, обязательно будет себя оправдывать и перекладывать вину на других детей.

Такие черты, как мстительность, завистливость, настороженность и подозрительность свойственны детям, склонным к агрессии.

Определение агрессивности у детейОпределение агрессивности у детейОпределение агрессивности у детей дошкольного возраста

Если понаблюдать за поведением пятилетних забияк, то можно заметить следующие признаки:

  • ребенок постоянно пытается задираться, толкать или обзывать других детей;
  • ему нравится что-нибудь ломать или разрушать;
  • он постоянно пытается провоцировать окружающих, злит воспитателей, родителей или ровесников, для того, чтобы получить ответную агрессию;
  • он сознательно не выполняет требования взрослых, например, не идет мыть руки, не прибирает игрушки, для того, чтобы его ругали. Причем, получив замечание, он может расплакаться для того, чтобы его начали жалеть. Именно так у агрессивного ребенка может «выходить» внутреннее напряжение и тревожность.
Агрессивные детиАгрессивные детиАгрессивные дети часто затевают драки

Почему дети в 5 лет бывают агрессивными

Причинами агрессивного поведения малыша в таком возрасте могут быть и обстановка в семье, и темперамент, и социально-биологические причины, и возрастная составляющая, и даже «личные» обстоятельства. С каждым ребенком необходимо разбираться индивидуально. Но систематизировать причины все-таки можно.

Семейная обстановка

Нелады в семье – это одна из серьезных причин, вызывающей гневливость у ребенка в 5 лет. Частые ссоры, семейные разбирательства провоцируют гнев ребенка. Он проецирует отношения в семье на окружающую среду.

Ссоры родителейСсоры родителейСсоры родителей — причина агрессивности

Безразличие со стороны родных – это еще один повод для агрессивного поведения малыша. В атмосфере равнодушия не налаживается эмоциональная связь ребенка и родителей. В пятилетнем возрасте детям такая связь очень нужна.

Отсутствие уважения к ребенку. Вследствие этого малыш не уверен в себе, начинает комплексовать и самоутверждаться.

Как правило, все эти чувства выражаются в проявлении гнева к окружающим и самому себе.

Чрезмерность контроля либо отсутствие такового также ведут к проявлению агрессии.

Семейные причиныСемейные причиныСемейные причины агрессивности

Причины личного характера

Личные причины, вызывающие агрессию, кроются в нестабильности и неустойчивости  психоэмоционального состояния ребенка. Наиболее распространены следующие:

  • Страх опасности. На уровне подсознания ребенок ожидает опасность. Бывает, что кроху терзают страхи, он не может определить, откуда ждать опасности, ему тревожно. Защитной реакцией в данном случае становится агрессивное поведение.
  • Эмоциональную нестабильность часто называют причиной гнева детей пятого-шестого года жизни.  В этом возрасте эмоциональное состояние дети контролировать не могут. Агрессия может скрывать плохое самочувствие или обычную усталость. Если в таком возрасте ребенку не давать возможность «сбросить» эмоции, то малыш будет справляться с ними путем  немотивированных вспышек  гнева. Причем, агрессия будет направляться на то, что попадется под руку.
  • Недовольство собой. Бывает, что ребенок не доволен собой. Здесь следует сказать, что присутствует вина родителей, которые не смогли научить своего ребенка самоуважению. Да и себя малыш не умеет любить. А тот, кто не умеет себя любить, не может любить и окружающих. Поэтому к окружающему миру он относится отрицательно.
  • Защитная реакция на чувство вины. Бывает, что агрессия детей вызвана чувством вины. Ребенок в пять лет уже может понять, что кого-то несправедливо обидел, может испытывать стыд за какие-то поступки. Но признать их он не может, поэтому чувство вины выражается так же в агрессивном поведении, причем, в адрес того, кого он обидел.

Причины ситуативного характера

Детскую агрессию могут спровоцировать определенные ситуации. Например, ребенок переутомился, его захлестнули впечатления от увиденного или услышанного, он просто плохо выспался. Все это может вылиться во вспышку гнева.

Проблемы с учебойПроблемы с учебойПроблемы с учебой могут вызвать вспышки агрессии

Иногда агрессию могут вызвать определенные продукты питания. Например, в крови может понизиться уровень холестерина, вследствие чего повысится агрессивность (это официально доказанный наукой факт).

Или, к примеру, вследствие   чрезмерного употребления шоколада у ребенка могут наблюдаться вспышки гнева.

Окружающие условия так же способны стать причинами гнева детей. Сильный шум, вибрации, духота или пребывание в тесном помещении могут вызвать раздражение ребенка.

Количество шоколада и агрессияКоличество шоколада и агрессияКоличество шоколада и агрессия у детей взаимосвязаны

Замечено, что дети, постоянно проживающие в районах оживленных автомобильных трасс, недалеко от железной дороги, намного раздражительнее тех, которые живут в спальных районах.

Влияние темперамента на проявление агрессии

Тип темперамента так же оказывает влияние на проявление агрессии. Здесь есть один нюанс – исправить темперамент нельзя. Но, зная признаки каждого типа темперамента, можно скорректировать поведение ребенка.

Ребенку-меланхолику свойственно испытывать стрессы от участия в соревновании, от разных нововведений. Данные условия вызывают у них чувство гнева, но выражаются эмоции пассивно.

Интернет и агрессияИнтернет и агрессияЕсть мнение, что интернет и компьютерные игры способствуют возникновению агрессии

У флегматиков агрессия так же выражается, можно даже сказать, спокойно. Уравновешенность нервной системы позволяет обладателям данного типа темперамента держать себя в руках. Внешние проявления ярости встречаются у таких детей очень редко.

Сангвиники склонны к миролюбию и проявлять агрессию по отношению к другим детям не склонны. Агрессивен малыш сангвиник  только тогда, когда исчерпает все возможности мирного решения вопросов.

А вот холерики с детства подвержены приступам ярости. Ребенок такого психотипа отличается крайней неуравновешенностью, нервозностью и вспыльчивостью. Чаще всего, они сначала совершают действия, а потом уже обдумывают свои поступки.

Причины социально-биологического характера

Признаки агрессии в пять лет  у мальчиков  бывают намного чаще, чем у их сверстниц. Именно в этом возрасте у детей начинается градация по половому признаку. Общественный стереотип о том, что мальчик должен быть сильнее, а значит воинственнее, чем девочка играет немаловажную роль.

Причины агрессивностиПричины агрессивностиПричины агрессивности разного плана

Причины социального плана в этой возрастной категории, так же имеют значение. Дети в 5 лет наблюдательны, они усваивают те системы ценностей, которые приняты в их окружении.

Так, ребенок из семьи, где к людям относятся в зависимости от их положения и социального статуса, может быть агрессивен по отношению к уборщице, а по отношению к воспитателю будет сдерживаться. Если в семье культ материального благосостояния, то ребенок уже в 5 лет примет эти ценности, как должное и будет направлять свою агрессию на тех, кто зарабатывает немного, к тем детям, у кого нет дорогих игрушек.

Насилие над ребенкомНасилие над ребенкомНасилие над ребенком может стать причиной агрессивности

Формы и цели проявления агрессии у пятилетних детей

Агрессия детей пятого года жизни может выражаться, как в физической, так и в словесной форме. Причем, агрессивное поведение может иметь либо психическую основу, либо  эмоциональную. В чем причина агрессивности  пятилетних детей? Чего они хотят добиться своим  воинственным поведением?

А цели у детей могут быть следующие:

  • выражение своего гнева и враждебности;
  • попытка показать свое превосходство;
  • запугать окружающих;
  • добиться желаемого любым путем;
  • попытка преодолеть какие-либо страхи.
Агрессия против других детейАгрессия против других детейАгрессия против других детей — самые частые проявления

Современными психологами различается 2 варианта проявления агрессии у  детей данного возраста:

  1. Это импульсивная агрессия, которая совершается в истерическом состоянии, проявляется она стихийно и сопровождается очень высоким эмоциональным напряжением.
  2.  Агрессия хищническая, которая, чаще всего, планируется в качестве способа получения желаемого. Например, сознательно ломая игрушку, ребенок устраивает агрессивную истерику для того, чтобы ему купили другую.

Причем, психологи отмечают, что дети, которые в 5 лет более развиты, выбирают тактику агрессии по второму варианту. Тогда, как  менее развитые дети более склонны к импульсивным агрессиям.

Поведение детей от 4 до 6 лет характеризуется проявлением гнева по отношению к ровесникам. Дети в этот период начинают осознавать себя частью социума, поэтому у них возникают противоречия и обиды, причем, как реальные, так и надуманные. Именно эти чувства заставляют ребенка атаковать окружающих.

К каким последствиям может привести агрессивное поведение

Если пятилетний забияка постоянно пытается «задирать» сверстников, агрессивен по отношению к взрослым, со злобой относится к животным, очень чувствителен и обидчив, то к такому поведению надо отнестись с повышенным вниманием. Все эти симптомы в совокупности  могут  указывать на предрасположенность к  насильственным действиям.

Родителям следует внимательно следить за своим ребенком и, если приступы гнева периодически повторяются, то необходимо обратиться за помощью к специалистам-психологам. Такое поведение – это действительно проблема, с которой надо бороться.

Драки в детском садуДраки в детском садуДраки в детском саду — последствия агрессивности

Какие факторы могут усилить агрессивное поведение пятилетнего ребенка

Педагогам, психологам и родителям следует быть очень внимательными, если

  • ребенок испытал любое насилие;
  • он наблюдал насилие в семье или у окружающих;
  • видел насилие по телевидению;
  • в семье есть лица, употребляющие алкоголь или наркотические вещества;
  • если семья находится на стадии прекращения брака;
  • в семье, где есть только мама, родители не имеют работы и мало обеспечены;
  • в доме хранится огнестрельное оружие.

Родители должны научить ребенка быть терпеливым, уметь управлять эмоциями. Семья должна ограничивать своего малыша от негативного воздействия окружающей среды. Но изолировать малыша невозможно. Следовательно, с малышом надо разговаривать, учить его справляться с негативными эмоциями.

Многочасовой просмотр телевизораМногочасовой просмотр телевизораМногочасовой просмотр телевизора приводит к вспышкам неконтролированной агрессии

Что стимулирует повышенную агрессию

  • Риск повышения уровня агрессии у детей 5 лет возникает, если у конкретного ребенка нарушается взаимопонимание со сверстниками, малыш начинает ощущать свою изолированность. Результатом становится повышенная агрессивность. Родители и педагоги должны помочь избавиться ребенку от этого, попытаться настроить малыша позитивно и изменить его поведение.
  • Есть и еще один фактор, который стимулирует агрессивное поведение – это недостатки в воспитании. Бывает, что родители просто поощряют озлобленность ребенка к окружающему миру.
  • Депрессии, встречающиеся у детей, так же являются стимулами гневливости.
  • Конечно, фактором, который стимулирует агрессию, являются и отклонения психического развития. Это различные состояния, пограничные с шизофренией и паранойей.
  • Аутичные и умственно отсталые дети так же подвержены агрессивным выпадам. Поведение таких детей может быть агрессивным вследствие разочарований, обид, неспособности справиться с эмоциями.
  • Деструктивные расстройства так же могут  стимулировать агрессивное поведение.

Что советуют психологи

Для того чтобы  справиться с  агрессивным поведением ребенка 5 лет, нужно выяснить причину и стимулирующие факторы гневливости.

Родители тех детей, которые склонны к агрессии, должны научиться управлять поведением своих малышей. С ребенком должен быть налажен позитивный контакт, родители должны хвалить его за хорошее поведение.

Опасность наказанийОпасность наказанийоб опасности наказаний

В 5 лет ребенка нельзя наказывать физически. Агрессивного ребенка такое наказание не остановит, наоборот, проблема усугубится. Если детей, склонных к агрессии, наказывают, то они начинают хулиганить чаще, но утаивают свои поступки.

В таком случае психика ребенка может пошатнуться, у него возникнет желание насилия. Детей такого поведения относят к группам повышенного риска. Во взрослом возрасте эти дети имеют риск получить психические заболевания.

Психологами считается, что общая проблема  родителей – это ссоры детей со своими сестричками и братиками. Если ребенок так себя ведет по отношению к родным, то с незнакомыми детьми, он просто может стать неуправляемым.

Задача родителей – научить ребенка 5 лет основам социального поведения и навыкам управления эмоциями.

Одним из вариантов являются занятия единоборствами, где ребенок познает не только основы самообороны, но и научится правильному поведению.

Педагоги и родители должны дать понять детям, что все вопросы можно решить мирным путем, научиться оценивать ситуацию и владеть своими эмоциями.

Как снизить агрессивность ребенка при помощи игровой деятельности

«Игрушка в кулаке»: Дайте задание ребенку  закрыть глаза. Пусть он возьмет в руку   игрушку или конфету. Затем малыш должен сильно зажать в кулаке этот предмет. Через несколько секунд надо попросить раскрыть ручку. Сюрприз, который ребенок увидит в ладони, станет приятным сюрпризом.

«Мешочек с гневом»: Дома надо завести   «мешочек гнева».  В этот мешочек ребенок буде «складывать»   свои  агрессивные эмоций. Если взять обычный шарик, но вместо воздуха закачать его крупой или песком, то появится емкость, где  прячутся отрицательные моменты.  Этим мешочком пользуются, чтобы избежать агрессии.

«Тух-тиби-дох». Если ребенок начал злиться, то надо предложить ему походить по комнате, произнося фразу: «Тух-тиби-дох».

Слова должны произноситься очень активно, со злостью. Как только малышу станет смешно, надо перестать говорить эти слова.

Методы устранения агрессии

Когда Вы увидите, что поведение  ребенка становится агрессивным, он раздражается, то предложите ему  нарисовать свои чувства или слепить их из пластилина или соленого теста. В процессе работы, расспрашивайте ребенка о том, что он делает, какие чувства испытывает. Эти действия отвлекают от агрессивного настроя.

Вместе с ребенком изготовьте небольшую подушку «для злости» Как только ребенок начинает раздражаться, попросите его не нервничать, а просто поколотить руками по подушке. Истерика постепенно сойдет на «нет».

Занятия спортомЗанятия спортомЗанятия спортом — способ снять агрессивность

Дайте разъяснения, что драться и нападать на других – это не решение проблем. Если он будет агрессивным и злым, то с ним никто не будет дружить.

Другие способы:

  • Ребенка в 5 лет пора ознакомить с правилами поведения дома и вне дома.  В 5 лет ребенок уже сможет  выполнять основные требования и подчиняться установленным правилам.
  • Если вы знаете, что ребенок прислушивается к Вам, то чаще его хвалите.
  • Очень эффективна и сказкотерапия. На примерах действий сказочных героев можно научить ребенка понимать, какие поступки дурные и как не надо себя вести.
  • Агрессивному ребенку 5 лет необходима физическая нагрузка. Если дети будут заниматься спортом или получать иные физические нагрузки, то на гнев не останется времени.
  • Если ребенку надо «скинуть» отрицательны эмоции, то направьте его гнев на…старые газеты: пусть он порвет их на мелкие кусочки.
  • Можно купить ему молоточки из пластика или дерева и дать возможность стать «барабанщиком» — пусть стучит по подушкам.
  • Дайте ребенку 5 лет лист ватмана и разрешите маркером нарисовать то, что он желает. Затем пусть изобразить хорошие, добрые чувства.
  • Хорошим способом преодоления агрессии может стать участие в театральных постановках. Можно взять любые игрушки и разыграть сценку. А можно предложить придумать сценку самому.

Итак, в 5 лет ребенок может вести себя агрессивно. Факторов, провоцирующих агрессию,  избежать очень трудно. Но родители при помощи педагогов и психологов, должны предпринять все, чтобы ребенок раздражался как можно меньше.

Детская агрессия беспричинной не бывает. Обязательно надо выяснить, почему в поведении ребенка проявляется злобность.

Возможно, причины в семье, может, он сам склонен к таким проявлениям гнева в силу особенностей темперамента, а, возможно, ему не комфортно в коллективе.

В любом случае, родители педагоги должны найти причины такого поведения ребенка 5 лет и помочь ему избавиться от излишней агрессии.

Консультация (старшая группа) на тему: «Воспитание агрессивных детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей №61»

Консультация для родителей на тему:

«Воспитание агрессивных детей»

                                                                                                              Составила:

                                                                                              педагог-психолог

                                                                                              Долганова Т.Н.

                                                   Республика Татарстан

                                                    г. Нижнекамск 2015г.

                                                      Введение

     У детей страх, тревога, гнев и агрессивность очень тесно связаны между собой, и если чувство гнева мы относим к отрицательным эмоциям, агрессивность — скорее форма поведения. До двухлетнего возраста появление гнева у детей не имеет направленности и цели. Сучение ногами, размахивание руками, плач, крик — все это эмоциональная разрядка, отчаяние, вызванное собственной беспомощностью ребенка, а не стремление причинить боль виновнику его неудачи. Детская злость отличается от злости и агрессивности взрослого тем, что вспышка этих эмоций у детей всегда кратковременна. Как реагировать на агрессию. Детская агрессивность в более старшем  возрасте зависит от реакции, отношения к ней родителей и окружающих. Психологи считают, что по отношению к агрессивным детям родители ни в коем случае не должны проявлять ответную агрессию. Принцип — «клин клином вышибают» — абсолютно не пригоден. Дело в том, что если агрессивное поведение ребенка строго наказывается, ребенок под воздействием страха учится подавлять собственные проявления агрессивности, но это не означает, что таким образом уменьшится его гнев и чувство мести. Та агрессивность, которая подавляется дома или в детском учреждении, будет проявляться в других местах, на улице, в гостях. Психологи называют такое явление переносом агрессивности. Нужно родителям относиться в такие минуты к ребенку спокойно и доброжелательно. Умение родителей владеть собой — лучшая гарантия развития самообладания у детей. Когда виноваты родители. Большая часть агрессивных детей вырастает в тех семьях, где агрессивность проявляется в поведении самих родителей. Когда ребенок видит, что в различных ситуациях или при плохом настроении, неудаче родители начинают кричать, ссориться, раздражаться и даже проявлять агрессивность по отношению к нему самому, то такое поведение становится единственной моделью поведения для самого ребенка. Другая типичная ситуация, которая может вызвать проявление агрессии ребенка — это пренебрежительное отношение к нему. Ребенок чувствует, что ему уделяют мало внимания, и не занимаются с ним. Такая ситуация может подтолкнуть его к тому, что он станет трудным, будет проявлять агрессивность и тем самым вызовет раздражение взрослых. В этом случае родители должны уделять ему больше внимания, установить с ним теплые отношения. Такое поведение оказывает на детей успокаивающее действие

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива. Давайте попробуем разобраться в том, что в жизни ребенка провоцирует его на агрессивность. Прежде всего, следует сказать о том, что агрессивность ребенка может быть обусловлена естественными физическими  и возрастными факторами.

Например, у младенцев и детей раннего возраста она возникает, как реакция на дискомфорт и незрелости нервной системы (неумением управлять своим поведением и эмоциями), а также из-за недостатка знания нравственных норм и правил. Именно в этих случаях агрессивность ребенка выполняет защитную функцию самосохранения, как физического, так и психического.

 

     Возрастные вспышки агрессивности (обычно 3, 5 и 7 лет) означают, что потребности свойственные ребенку в это время не удовлетворяются, а отношения с окружающим миром дискомфортны. Взрослым следует изменить свои отношения с ребенком и помочь дальнейшему социальному развитию. К сожалению, родители, страдающие от агрессивности своего чада, вольно или невольно являются ее источником.

Если родители ведут себя несдержанно, агрессивно в отношениях друг с другом или по отношению к ребенку (кричат, оскорбляют, угрожают и т д.), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям детской агрессивности, то эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера.

Повышенная тревожность и страхи, чувство незащищенности и постоянной опасности могут толкать ребенка на агрессивное поведение, как защитное от ожидаемой агрессии со стороны взрослых.

 Неверный стиль воспитания (излишняя опека или игнорирование ребенка) могут привести к ситуативному или стойкому проявлению агрессивности. Когда взрослый ограничивает самостоятельность ребенка, двигательную и социальную активность возникает вполне закономерный дискомфорт, ребенок ищет выход и находит его в агрессивном поведении. Такой же принцип срабатывает в противоположной ситуации, когда дети испытывают дефицит родительского внимания и любви, когда отношения с ребенком формальны и лишены эмоционально-чувственной стороны. В этом случае ребенок старается привлечь внимание и находит самый простой для себя способ — быть агрессивным.

Индивидуальность ребенка и его статус в детской группе тоже могут быть причиной агрессивного поведения.

Внешне агрессивными часто бывают дети с ярко выраженным стремлением   к лидерству, особенно если они не довольны своим статусом в группе или если их лидерство не признается группой. Ребенка с выраженной тенденцией к лидерству необходимо учить быть терпимым, доброжелательным и уступчивым в отношениях со сверстниками и поддерживать проявление таких качеств в сочетании с лидерством.

    Подводя итог сегодняшней теме, хочется еще раз сказать: «Зная причину, легче решить проблему».

Правила воспитания агрессивных детей

1. Если Вы столкнулись с детской агрессивностью, не спешите паниковать или давить на ребенка.

2. Определитесь с причинами и постарайтесь их устранить.

3. Не забывайте, что такое поведение может быть ситуативным и быстро проходит при правильном поведении взрослого.

4. Помните, что помочь ребенку может только взрослый.

5. Развивайте собственные коммуникативные способности, расширяйте способы общения с детьми.

6. Развивайте способность к эмпатии.

7. Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях.

8. Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.

9. Обучайте приемлемым способам выражения гнева.

10. Учите ребенка брать ответственность на себя.

                                                 Заключение

Агрессивными бывают дети, страдающие от неудовлетворенности своими отношениями со сверстниками, из-за неумения играть. Задача взрослых формировать и развивать навыки совместной игры, чтобы избежать или ослабить агрессивность ребенка. Умение родителей владеть собой — лучшая гарантия развития самообладания у детей.

Список использованной литературы

1. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения – 97. – 1997. — №2.

2. Луговская А., Кровцова М.М., Шевнина О.В. «Ребенок без проблем» — М – Эксмо. 2008 – 352 с.ил.

3. Фурманов И.А. Детская агрессивность. М.-2000.-№5.

что делать? Причины детской агрессивности

Содержание:

Реклама
Реклама

В каждой детсадовской группе и в каждом классе есть ребенок, который часто ведет себя агрессивно и способен на жестокость. Агрессивное поведение пытаются пресекать, но оно не исчезает, и тогда родители других детей порой ополчаются против родителей агрессивного ребенка. Но и это бесполезно. Что способно помочь такой семье, рассказывает психотерапевт Элизабет Лукас.

Жестокость и агрессивность у детей: откуда?

Во все времена ученые искали объяснение агрессивному поведению человека, которое часто запускает цепную реакцию и приводит к разрушительным последствиям. В чем кроются причины агрессии у человека? В хищническом инстинкте (Лоренц)? В отчаянии по поводу абсурдности его существования (Сартр)? Хочу предложить свой вариант: в базовом ощущении, что я ничего не стою.

Агрессивные дети, которые причиняют боль другим, обычно сами страдают от боли — не обязательно физической. Как разорвать эту нить?

Жестокость и агрессивность у детей: откуда?

Однажды после обеда прохожие стали очевидцами такой картины: девятилетний мальчик поймал дрозда и стал вырывать у него перья одно за другим, пока птица в мучениях не погибла. Подключилась полиция, был оповещен директор школы, родителей пригласили в отдел по делам молодежи. Они громко возмущались: чиновники хотели подвергнуть их чадо психиатрическому обследованию!

Родители были категорически против, и наконец все сошлись на том, что я должна буду обследовать ребенка и сделать экспертное заключение. На следующий день все семейство сидело с опущенными головами в моем кабинете.

Семейная ситуация такова: отец работает в архитектурном бюро, загружен по горло, постоянно нервничает и получает пинки от своего авторитарного начальника. По вечерам он совершенно вымотан, на выходные забирает чертежи домой и продолжает работать.

Мать весь день стоит за прилавком. По вечерам быстро делает покупки, готовит обед на следующий день, в выходные занимается генеральной уборкой и возится по хозяйству. На вопрос, не могла бы она перейти на полставки, ответила отрицательно, сославшись на гору долгов, которые им с мужем приходится отдавать. Дом строили своими силами, в бюджет не вписались…

Реклама

После школы мальчик оставался дома один, скучал и шатался по близлежащим полям и лугам. Выходные проходили так же безрадостно. Он честно и смело признался мне во всех своих хулиганских поступках. Например, что собирал улиток и червяков, чтобы потом разрезать их на кусочки своим карманным ножом. Его интересовало все живое, объяснял он, ему нравилось это «исследовать».

Мне не оставалось ничего другого, как провести серьезный разговор с глазу на глаз с родителями. Что для них является приоритетом: деньги или здоровый ребенок? Ведь у мальчика все признаки заброшенности. Я могу постараться устроить его в терапевтическую группу продленного дня, но это не поможет, если родители радикально не изменят своего отношения к жизни.

Сокрушенные и подавленные, они стали спрашивать меня, что же им делать. «Вы допустили ошибки, и ваш сын допустил ошибки, — ответила я. — А теперь поднимитесь на свою подлинную высоту и покажите своему сыну, что на ошибках можно учиться».

На лицах родителей читалось недоумение. Этого они не ожидали. Я представила им концепцию исправления и дала несколько конкретных рекомендаций в тех местах, где им не хватало воображения.

Что делать с агрессивным ребенком?

Что делать с агрессивным ребенком?

После этого мы пригласили в кабинет мальчика. Родители встали, склонились перед ним и попросили у него прощения. Они признали, что до сих пор уделяли ему слишком мало внимания и не показывали, как сильно его любят. Мальчик всхлипнул и прижался к матери.

Потом родители посадили его между собой и пообещали, что как минимум раз в неделю каждый из них будет заниматься с ним чем-то, что доставляет ему радость. При этом они готовы отложить свои обычные дела и отдать ему предпочтение. Отец предложил на этой неделе сходить с ним в большой городской аквариум, где можно посмотреть на диковинных рыб. Матери пришло в голову заняться вместе с ним планированием дня рождения, ведь ему скоро исполняется 10 лет.

Оба родителя дали сыну понять, что совместные мероприятия не должны быть дорогостоящими, но должны свидетельствовать о том, насколько он для них важен как личность. Услышав это, мальчик перестал хныкать и улыбнулся.

После этого я отправила родителей в другую комнату и обратилась к сыну. «Теперь твоя очередь, — сказала я. — Сделай так, как твои родители…» Не потребовалось много времени, чтобы он понял, чего я от него хочу. Он должен пойти на луг, где обычно безобразничал, сесть на траву и попросить у животных прощения.

«Поговори с ними, — сказала я, — и попроси у них прощения. Ты причинил им много страданий. Сделай им что-то приятное…» Мальчик погрузился в мысли. Я не мешала ему думать. «Я мог бы зимой повесить на ветки кормушки для птиц», — неожиданно предложил он. Я улыбнулась: «Это было бы замечательно! Тогда твердо пообещай им это и сдержи свое слово». Мальчик энергично закивал.

Семейство ушло от меня с легким сердцем и исполненное благих намерений. Спустя несколько месяцев я как-то проходила через их микрорайон. Было холодно, и повсюду были развешаны кормушки для птиц. Это согрело мне сердце, хотя я уже знала от учительницы мальчика, что моя рекомендация ему очень помогла и что подобные эксцессы больше не повторялись. «Психиатрическая поддержка» оказалась не нужна, зато очень нужна была хотя бы частичка любви от близких людей.

Возможно, именно ощущение «я ничего не стою» — самое провоцирующее на агрессию. Откуда это ощущение берется? От недостатка уважения, который мы испытываем на протяжении всей своей жизни.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

» Особенности влияния типа семейного воспитания на уровень агрессивности детей»

ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Булатова С. Ф.

МБОУ ДО «ЦДТ «Глобус»

ГО г.Уфа РБ

В настоящее время проблема влияния типа семейного воспитания на уровень агрессивности детей является одной из самых острых и сложных социальных проблем современной России. Детская агрессивность часто проявляется в детском коллективе. В учреждениях дополнительного образования происходит тесное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников различных объединении. Педагоги имеют благоприятную площадку для совместной работы как с воспитанниками, так и с их родителями. Всем педагогам, не зависимо от направления их деятельности, необходимо иметь представление о различных типах и стилях семейного воспитания. Для успешной совместной работы нужны знания о влиянии социальной среды семьи на уровень агрессивности детей. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье — все начинается с раннего детства. Семейное воспитание начинается с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. В итоге в настоящее время существует социальная проблема девиантного поведения у детей. И одной из форм девиантного поведения является агрессивность. Семейное воспитание может и должно гармонизировать родительско-детские отношения.

Проблема агрессии привлекает внимание разных специалистов: разрабатывается в современной психологии. В зарубежной психологии анализ проблем агрессии ведется психологами самых разных направлений: существует психоаналитическое трактование агрессии, этологический подход, фрустрационная теория агрессии, поведенческий подход. В отечественной психологии изучение агрессии находится на начальном этапе. Отдельные вопросы психологии агрессивности изучали Левитов Н.Д., Фельдштейн Д.И., Антонян Ю.М., Личко А.Е., Реан А.А., Осницкий А.К., Семенюк Л.М., Румянцева Т.Г., Беличева С.А., Фурманов И.А., Можгинский Ю.Б., Ениколопов С.Н., Ольшанская Е.В., Кондрашенко В.Т., Миньковский Г.М., Невский И.А. и др. Несмотря на значительное число исследований по проблеме агрессии, ключевые вопросы, связанные с истоками агрессивности остаются открытыми. Большинство исследователей агрессии считают, что агрессивность является свойством личности, как общественного существа. Поскольку личность есть продукт освоения индивидом культурного наследия человечества, то и агрессивность, как одно из её качеств является социально приобретенным.

Особый интерес вызывает вопрос о детерминации агрессивности. Западными исследователями выделяются следующие факторы, способствующие становлению агрессивного поведения: семейное воспитание, общение со сверстниками, средства массовой информации. Семейное воспитание рассматривается как один из основных факторов становления агрессивного поведения детей. Бесспорна ведущая роль семьи и внутрисемейных отношений на становление личности ребенка. Семейное воспитание одно из основных условий становления и развития агрессивности ребенка. Не случайно выяснению влияния линии воспитания в семье на агрессивность детей посвящено множество исследований.

Агрессивность – стабильная, устойчивая характеристика, свойство, отражающее осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность личности к достаточно последовательному агрессивному поведению, целью которого является причинение объекту физического или психологического вреда.

На формирование агрессивности у детей младшего школьного возраста влияют такие факторы, как семейное воспитание, наказание, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами, общение со сверстниками, средства массовой информации и компьютерные игры. Большинство проявлений агрессии наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средства достижения определенной цели. Одной из важнейших причин агрессивности ребёнка является семья и семейные взаимоотношения. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основных: авторитарный, либеральный (попустительский) и авторитетный (демократический) [2, с.105].

Авторитарный стиль характеризуется агрессией, диктатом, холодностью по отношению друг к другу. При данном стиле общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких разъяснений, ведётся чётко и неприветливо, основываясь на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчёт не принимаются, хвалят и ругают ребёнка “под настроение”. Авторитарный стиль характеризуется также тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители “вводят” в жизнь ребёнка с помощью приказа, насилия, угроз и других жёстких мер. Родители, предпочитающие всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с сопротивлением ребёнка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие жестокие меры воздействия своими контрмерами – лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью и агрессией.

Для авторитарных родителей характерны в основном доминантные, причём в большей степени отрицательные, нежели положительные, формы поведения родителей и соответствующие притязания к детям. У детей в этом случае наблюдается низкая социальная компетентность в общении со сверстниками, социальная ограниченность, низкая спонтанность, для них характерна низкая самооценка. На своё поведение дети смотрят как на внешне управляемое. Родители и, соответственно, дети в таких семьях плохо контролируют свои агрессивные доминантно-отрицательные эмоциональные проявления, что приводит к частым конфликтам.

При либеральном (попустительском) стиле воспитания во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь». Этот стиль характеризуется минимумом требований, правил, норм поведения; проявляется обычно в семье как отсутствие всяческих взаимоотношений: отстранённость и отчуждённость членов семьи друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам ребёнка. В современных семьях либеральный стиль маскируется родительским принципом: «дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными». На самом деле своим основанием он имеет пассивность родителей, которые уклоняются от активного вмешательства в жизнь детей, их воспитание.  Взрослые в таких семьях заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец “берегут” свой покой, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование.

Для родителей с либеральным стилем характерно отсутствие однозначности в собственных формах поведения и в притязаниях к детям, проявление как высокой, так и низкой (в зависимости от ситуации) степени участия по отношению к ним. Это становится основной причиной дискомфорта в семьях с таким стилем взаимодействия и вызывает негативные личностные проявления, как у детей, так и у их родителей.

Авторитетный (демократический) стиль характеризуется наличием во взаимоотношениях демократии, предполагающей сотрудничество, взаимопомощь, подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза: и родителей, и детей. При демократическом стиле воспитания взрослые общаются с ребёнком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчёркиванием своего положения «взрослого» человека. У ребёнка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Для авторитетных родителей характерны в основном положительные как доминантные, так и подчинительские, формы личностного поведения по отношению к детям и соответствующие притязания к ответному личностному поведению. Это вызывает со стороны детей положительное отношение к родителям. Такая ситуация способствует формированию самостоятельного мышления детей, самостоятельного социального поведения, высокой социальной ответственности, высокой самооценки, способности контролировать себя. В семье складываются комфортные отношения и положительное успешное взаимодействие.

Итак, наиболее благоприятным для ребёнка является авторитетный (демократический) стиль воспитания, при котором он получает ценный опыт человеческих взаимоотношений и учится контролировать свои агрессивные импульсы.

Тип семейного воспитания — валовая, интегративная характеристика внутрисемейных отношений, отношения родителей к своему родительскому долгу, разного рода ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребёнку, уровня родительской компетентности.

Наиболее распространённые типы семейного воспитания [1, с.105]:

1. Эмоциональное отвержение

Воспитание ребёнка сопровождается холодностью, иногда — впрочем — способной прерываться периодами утрированного сочувствия, внимания и заботы со стороны родителей. Своими эмоциями родители не следуют за эмоциями ребёнка, довольно быстро и ребёнок отучивается следовать своими эмоциями за родителями. В результате у него развивается бедная эмоциональная сфера, низкая самооценка, чувство одиночества. Часто такие дети находят выход в учёбе.

2. Жестокое отношение

Часто жестокое отношение сочетается с эмоциональным отвержением. В таких семья часто происходят суровые расправы за мелкие проступки или непослушание. Жестокость может быть не только физическая, но и психологическая: подчёркнутое безразличие, разного рода «проклятья», психологический прессинг, вербальная агрессия. Жестокое отношение часто имеет результатом агрессивность ребёнка, разного рода нарушения личности.

3. Повышенная моральная ответственность

Повышенный уровень родительских ожиданий в отношении настоящего и будущего, успехов, способностей и талантов ребёнка. Возложение непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей. Ожидание от ребёнка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании: чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребёнку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощённости ребёнка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

4. Противоречивое воспитание

Сочетание различных стилей в одной семье, не совместимых между собой и не адекватных друг другу, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребёнка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребёнка. Непоследовательность, противоречивость порождают ситуативность поведения ребёнка, лживость.

5. Гипопротекция

Недостаток опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребёнка. В крайней форме — безнадзорность. Часто при таком типе воспитания дети рано обретают самостоятельность. Очевидные минусы: большой риск попадания под негативное влияние посторонних людей, недовоспитанность.

Один из вариантов гипопротекции — скрытая гипопротекция, при которой уход и воспитание принимает сильно формальный характер («для галочки»). Часто причиной скрытой гипопротекции является эмоциональное отвержение. Другой вариант гипопротекции — потворствующая гипопротекция — характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребёнка и его дурным поступкам.

6. Гиперпротекция

Другое название — гиперопека. Повышенная опека и контроль, интерес к делам ребёнка принимает болезненный характер. Часто причиной гиперпротекции является статус матери в качестве домохозяйки, при этом желающей самоутвердиться в качестве «идеальной мамы». Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребёнка. Также причиной гиперпротекции может быть нереализованная потребность родителей в привязанности и любви.

Может быть целый ряд мотивов, связанных с негативными переживаниями: беспокойство за будущее ребёнка, страх несчастья с ребенком, страх одиночества, низкий социальный статус, стремление доминировать во всём, невротические проявления. Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека, мелочный контроль, сложная система непрерывных запрещений и невозможности для ребёнка принять когда-либо собственное решение. Основная идея такого типа воспитания — «запрещено всё, что не разрешено». Такая интенсивность воспитательных мероприятий справедливо воспринимается ребёнком как психологический прессинг. Потворствующая гиперпротекция — воспитание по типу «ребёнок – кумир семьи». Характерные черты: чрезмерное покровительство, стремление освободить ребёнка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Очевидное следствие такого воспитания — усиление эгоцентрических тенденций развития личности, затруднение формирования коллективизма, выборочное усвоение нравственных норм, низкая мотивация достижения.

7. Ипохондричность

При таком типе воспитания болезнь выступает смысловым центром жизни семьи. Обычно это происходит в семьях, где ребёнок длительное время страдал или страдает хроническими заболеваниями. Результат — самооценка ребёнка становится неразрывно связана с болезнью. Всё, что не происходит вокруг, ребёнок преломляет через призму заболевания. Со временем он привыкает давить на жалость окружающих людей, выпячивать симптомы своей болезни, у него развивается эгоцентризм и неадекватный уровень притязаний.

8. Любовь

Родители любят ребёнка, проникаются его интересами. Стараются относиться к нему ровно и справедливо. Заботятся о проявлении инициативы ребёнком, если ребёнок находится в сложной безвыходной ситуации — помогают. Родители — эмоционально устойчивы, спокойны, рассудительны.

Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребёнка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей.

Динамичность — мера подвижности родительских позиций, изменчивость форм и способов общения и взаимодействия с ребёнком (восприятие ребёнка как личности, степень гибкости общения с ребёнком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребёнка в зависимости от возраста).

Прогностичность — способность родителей к предвидению перспектив развития ребёнка и к перестройке взаимодействия с ребёнком.

Можно сделать выводы, что:

  1. обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

  2. обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;

  3. отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

  4. формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М, 2010. — 279 с.

  2. Афанасьева Т.М. Семья. М., Просвещение. 2010. — 225 с.

Рекомендации родителям по воспитанию агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок – какой он?

Признаки агрессивности:

– по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем;

– по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины.

 Нарушения эмоционально-волевой сферы:

– неумение ребенка управлять своим поведением;

– недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.

 Неблагополучная семейная обстановка:

– отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

– нет единства требований к ребенку;

– ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

– физические (особенно жестокие) наказания;

– асоциальное поведение родителей;

– плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

 Трудности обучения.

 Психологический климат в дошкольном учреждении.

Рекомендации родителям по воспитанию агрессивного ребенка.

 Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

 Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

 Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

 Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.

 Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).

 Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

 Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

 Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

 На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

 Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

 Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

 Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

 В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

 Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:

– стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

– учите его не сваливать свою вину на других;

– развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

 « Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

 « Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».

 Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.

 Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)

2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого.

Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

Например:

 «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

 Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»

 «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

3 ш а г – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

– помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

– постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

– стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;

– стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;

– чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

– чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

– объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

– расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

– спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

– объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *