Влияние гаджетов на здоровье детей: отстающая речь и аутические расстройства – 6 советов как защитить ребенка

Содержание

отстающая речь и аутические расстройства

Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры уже давно утратили свое первоначальное предназначение средств связи и вычислительных машин. Теперь для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, ценность и значение которой совершенно затмила собой исходное предназначение этих устройств. Функции гаджетов как средств коммуникации тоже изменились — они используются не столько для передачи речевых сообщений, сколько для общения в соцсетях. Причем наверняка это не единственные проявления последствий развития вычислительной техники и средств связи.

Стоит вспомнить, что речь и мышление у человека связаны неразрывно. Еще в 1887 году английский языковед, профессор Оксфорда Ф. М. Мюллер писал в свей работе «Наука о языке»: «Никто, я думаю, не будет в состоянии оспаривать факта, что мысль без языка или какого-либо другого воплощения, невозможна. То, что мы привыкли называть мыслью, есть только оборотная сторона монеты, лицевая сторона которой есть членораздельный звук». Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребенка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию ими едва ли не с пеленок?

Предлагаем ознакомиться с докладом «Влияние гаджетов на речевое развитие детей», который представила петербургский учитель-логопед высшей квалификационной категории Эмма Сантриковна Агопян на научно-практической конференции «На пути к школе здоровья: становление образования в контексте ФГОС», прошедшей в рамках VIII Петербургского международного образовательного форума.

Влияние гаджетов на речевое развитие детей

Автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории Агопян Эмма Сантриковна

Каждое лето я ездила в поезде к родителям в гости с ребенком, а то и с двумя и тремя. Это было настоящее испытание: двое суток в замкнутом пространстве… Все дети в вагоне шумели, бегали, общались, ходили друг к другу в гости. То родители их занимали чтением книжек, раскрашиванием, настольными играми, рассказыванием разных историй, так как сказки уже все были выучены наизусть, то дети сами придумывали игры, вступая в контакт с другими ребятами в вагоне. Совсем другую картину я увидела в поезде этой зимой. Как только поднимался незначительный шум, родители давали в руки своему чаду планшет и его не было слышно на протяжении многих часов. Здорово! Дети не шумят, мамы спокойны. Мне стало интересно, а как такое раннее увлечение гаджетами может повлиять на речевое развитие ребенка? Хочу сразу акцентировать ваше внимание, что мы рассмотрим только речевое развитие.

Давайте пойдем по-порядку. Начнем с внутриутробного развития плода. Формирование слухового аппарата завершается к 24 неделе развития; до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела. Поэтому в первую очередь он «ощущает» звуки голоса мамы: они проводятся в виде вибраций тканей ее организма и околоплодных вод. При этом слова, обращенные к плоду, мужу, коллегам или еще кому-то, будут ощущаться малышом абсолютно одинаково.

Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни, кроха уже слышит в обычном для нас понимании этого слова; теперь он обладает способностью различать разницу в интонации – обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы. Поэтому, родившись, младенец действительно может более активно реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, малыш «узнает» по интонации маму,  папу или бабушку. Это происходит при условии, что близкие ребенку люди в период его внутриутробного развития разговаривают, и не обязательно с животиком, а просто разговаривают друг с другом. Современная мама молчит, она сама в сети, а с бабушками все сложнее и сложнее, молодые семьи в основном живут отдельно. Вечером придет папа с работы, поест и тоже уйдет в виртуальный мир. Таким образом, ребенок обделен общением еще не родившись.

Давайте попробуем сравнить раннее развитие ребенка (так как оно целиком связано и с речевым развитием) недавнего прошлого и настоящего.

От 0 до 1,5 лет

Было: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Он ползает по комнате, стукается обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, пытается поймать кошку, потом рыдает, что она царапается, его успокаивают, берут на руки, рассказывают небылицы, целуют место, где больно. Одним словом, проявляют внимание, сочувствие, происходит взаимодействие взрослого и ребенка.

Основное значение довербального этапа в развитии речи ребенка состоит в том, что в это время складываются условия для понимания речи, они научаются выделять среди всех звуков именно звуки человеческой речи, в этот период нарастет чувствительность к тем характеристикам речевых звуков, которые формируют понимание значения слова.

vliyanie gadzhetov na razvitie detey 5 Влияние гаджетов на развитие детей: отстающая речь и аутические расстройства

Теперь: разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору, и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, окурки, животные. В современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, «развивалки» и «отвлекалки». Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир. А ведь, чтобы гармонично развиваться, ребенку необходимо бегать, карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать, то есть самостоятельно исследовать мир, приобретая бесценный опыт. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Поэтому, как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается старый телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребенок занят, и у мамы есть полчаса для себя.

Еще мы практически поголовно пересели на машины. Ребенку в машине скучно. Он капризничает, пытается вырваться из кресла, к которому намертво пристегнут. Чтобы родитель не отвлекался от вождения и из соображений безопасности ребенку вручается гаджет.

В очереди в детскую поликлинику, в метро, в электричке, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит везде!

От 1,5 до 3 лет

Было: ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается в песочнице, собирает окурки, кидается песком, падает и встает, пытается поймать бездомную собачку, находит мертвую птичку, и все время находится в контакте; либо с родителями, либо с такими же малышами. Происходит активное общение – речевое, тактильное, эмоциональное…

Первый, второй и третий год жизни ребенка — это так называемый сензитивный для развития речи период. Иными словами, это период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями.

Теперь: пристегнут, больше времени проводит с гаджетом, так как игры, которые освоил ребенок стали сложнее, у него уже сформировалась экранная зависимость. Ребенка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают довербальный уровень активности и фиксируют ребенка на нем. Этот довербальный мир образов становится очень ценным, ребенок начинает предпочитать его всем остальным способам функционирования.

От 3 до 5 лет

Было: гуляет во дворе или на площадке, помогает папе чинить машину, чинить полки или табуретку, помогает маме в субботу мыть пол, выбивать ковер на снегу. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие… А если повезет, и ребенка оставят на пару недель у бабушки в деревне: побегает за цыплятами, подружится с собакой, поможет бабушке на огороде, с местными ребятами облазает всю округу и получит столько впечатлений, что хватит до следующего приезда.

vliyanie gadzhetov na razvitie detey 4 Влияние гаджетов на развитие детей: отстающая речь и аутические расстройства

Теперь: смотрит мультики, играет с гаджетами, гуляет под присмотром мамы, ходит на развивающие игры в центр «Развития», ходит на занятия к логопеду. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.

Я предлагаю на этом завершить вехи речевого становления наших детей, так как в идеале к 5 годам устная речь должна быть сформирована. К 5-6 годам сензитивный период заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится. Ученые утверждают, что 70 % информации о мире дети добывают до 5 лет. Остальные 30 % добирают за всю оставшуюся жизнь.

Первое поколение «экранных детей»

Речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Первая функция речи – коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу его действий и ощущений, он связывает слова родителей со своими действиями.

Далее ребенок сам хочет как-то воздействовать на родителей, сообщить им о своих желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь. Активность при этом тоже должна быть специфической — она должна быть в большой степени коммуникативной. Коммуникативная деятельность ребенка очень сильно зависит от родителей.

От того, какое они придают ей значение, от того, разговаривают ли они с ребенком, оставляют ли они ему пространство для коммуникативной активности. Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители все еще продолжают относиться к нему как к младенцу, стараются угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от него никаких усилий, то мотивация к говорению у него снижается.

Зачем ему вообще говорить, если и так хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими людьми остается примитивным, само взаимодействие — пассивным.

Еще более снижают мотивацию безмолвные компьютерные игрушки. Если телевизор хоть как-то стимулирует речь (картинки в телевизоре постоянно сопровождаются эмоционально нагруженной речью), то для перехода на более высокий и сложный уровень психического функционирования нужен серьезный комплекс усилий.

Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится коммуницировать, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями.

vliyanie gadzhetov na razvitie detey 2 Влияние гаджетов на развитие детей: отстающая речь и аутические расстройства

Последствия раннего приобщения к гаджетам

Отставание в развитии речи

Это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.

В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.

Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.

Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регуляции и овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом.

Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Именно диалог с собой формирует ту внутреннюю форму, которая даёт устойчивость и независимость.

Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.

vliyanie gadzhetov na razvitie detey 6 Влияние гаджетов на развитие детей: отстающая речь и аутические расстройства

Трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Так же происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

vliyanie gadzhetov na razvitie detey 3 Влияние гаджетов на развитие детей: отстающая речь и аутические расстройства

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.

Расстройства аутического спектра

Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми.

Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС).

РАС постепенно превращаются в «эпидемию» XXI века. В 2006 г. в России насчитывалось, «даже по самым осторожным оценкам, не менее 150 тысяч детей с аутистическими расстройствами», в 2011 г. уже «не менее 250-300 тысяч детей с РАС в возрасте до 18 лет».

Внедрение в жизненное пространство гаджетов оказало влияние не только на формирование устной речи, но и привело к зарождению особого вида письменной речи (SMS) без орфографических и синтаксических правил и форм вежливости, главной особенностью которой стали краткость и минимум нажатий клавиш.

По мере взросления современные дети все чаще «слушают глазами», читая SMS-сообщения и переписку в чате, и «разговаривают пальцами». Ведущие нейропсихологи свидетельствуют о неуклонно и повсеместно надвигающейся драме — «утрате современными детьми родного языка — несущей оси сознания».

Давайте обобщим

Эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Агопян Эмма Сантриковна

Литература:
  1. М.В. Белоусова, А.М. Карпов, М.А. Уткузова. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста.
  2. Карпов А.М., Чудновский Е.В., Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей — фактор риска психических и личностных нарушений.
  3. Материалы сайта www.autisminrussia.ru
  4. Белоусова М.В., Прусаков В.Ф., Уткузова М.А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача.
  5. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова.

Источник: РВС

6 советов как защитить ребенка

Уже много лет невозможно представить современную жизнь без присутствия гаджетов. Продолжительность времени, которое дети проводят за экраном, увеличилось до тревожной степени. Малыши не устают смотреть в телевизор, планшет и телефон. Это увлечение является причиной для беспокойства и касается их физического и психического здоровья. И в этой статье мы рассмотрим, каково же влияние гаджетов на здоровье детей. Каждый второй ребенок двух-трех лет без проблем в силах поставить пароль на мамин телефон, загрузить любимую игру или включить мультфильм. В транспорте, в очереди в поликлинику, в парке – везде царят они, гаджеты.

Влияние гаджетов на здоровье детей

Влияние гаджетов на здоровье детей

Влияние гаджетов на здоровье детей

Дети используют приложения для игры, общения, серфинга в Интернете и просмотра фильмов. Как правило, они не отводят взгляда от экрана.

  • Они также не обращают внимания на такие вещи, как поза, расстояние от экрана и яркость. Это может отрицательно повлиять на зрение и состояние их здоровья.
  • Длительное времяпрепровождение за экраном вызывает дискомфорт, ощущение сухих глаз, раздражение и трудности в фокусировке.
  • Продолжительное нахождение в одной позе также может привести к боли в спине и пояснице.

Экраны стали неотъемлемой частью жизни. Невозможно отгородить от них ребенка полностью, но вполне возможно минимизировать их влияние на мозг младенца. Для начала нужно выяснить, почему они вредны.

Каковы последствия от длительного просиживания перед экраном?

По данным Центра контроля и профилактики заболеваний в США, ребенок, в среднем, проводит за монитором 8 часов в день. С возрастом растет использование приложений для телефона или планшета. Хоть это и нельзя определить с большой точностью, исследования показывают, что дети, просматривая длительное время световые образы, подвергаются большему риску долгосрочных проблем со зрением. По словам исследователей, у подростков, которые тратят много времени на работу с приложениями, вероятно, развивается близорукость.

Влияние телефонов на зрение детей

Влияние телефонов на зрение детей

Влияние телефонов на зрение детей

Во-первых, необходимо учитывать возраст ребенка: чем младше, тем менее безобидно для зрения смотреть на экран.

  • Малышам до 2 лет офтальмологи не рекомендуют этого делать вовсе.
  • Детям 2-6 лет допускается просмотр мультфильмов на телевизоре, планшете, компьютере и т.д. не более одного часа в сутки. Причем этот час обязательно должен быть разделен на «сеансы» по 10-15 минут каждый, с обязательными перерывами между ними.
  • Школьникам допускается увеличить время до двух часов в сутки.

Во-вторых, чем больше расстояние экрана от глаз ребенка, тем меньше нагрузка.

  • Таким образом, если выбирать, включить малышу мультфильм на телевизоре или дать в руки планшет или телефон, выбор должен быть сделан в пользу первого варианта.

Аналогично, если выбирать, где школьнику раздобыть необходимую информацию в интернете, между персональным компьютером или телефоном, нагрузка от пользования экраном компьютера будет меньше. Причем чем больше размер монитора и чем дальше он отставлен, тем также безопаснее для зрения.

В-третьих, большую роль играет освещение в помещении.

  • Смотреть в экран при выключенном или приглушенном свете категорически нельзя, особенно в детском возрасте.

Данный аспект сложнее проконтролировать у подростков, которые укладываясь в постель, берут с собой под одеяло гаджет. Поэтому родителям необходимо донести до детей всю глубину проблемы. Глаза у человека одни на всю жизнь, новые не вырастут.

(Посмотрите видео: 10 мин. 22 с.)


В-четвертых, нагрузка на глаза при письме, чтении всем известна. После урока в школе, на перемене детям предлагают пройтись, в том числе и для того, чтобы отдохнули мышцы глаза, чтобы он посмотрел вдаль, расслабил зрение.
  • Если же ученик всю перемену просидит, уткнувшись в гаджет, глаза не отдохнут, а наоборот, напряжение усилится.

То же самое и дома при выполнении домашних заданий, устраивая перерыв. Не позволяйте ребенку переключить внимание с тетради или учебника на экран планшета.

Влияние гаджетов на детей не ограничивается лишь глазами.

  • С эффектами экрана связаны головные боли, проблемы с осанкой, боли в спине, проблемы с концентрацией и сном.
  • Кроме всего прочего, экраны влияют непосредственно на детский мозг и психику. Нарушается сон, который является важным компонентом правильно функционирующей памяти. Это вызывает проблемы с процессами памяти и, следовательно, с поведением.

Влияние гаджетов на позвоночник

Влияние телефонов на опорно-двигательную систему

Влияние телефонов на опорно-двигательную систему

Читайте также: Влияние интернета на подростков: что делать?

Бесконечная эксплуатация мобильных телефонов и планшетов подействовала на нашу осанку не лучшим образом. Используя телефон, ребёнку приходится постоянно наклонять голову, а это большая нагрузка на шею.

  • При наклоне головы на 60 градусов, шея испытывает нагрузку, равнозначную 27-килограммовому грузу, в соответствии с научными трудами врачей.

Находясь длительное время в этом положении тела, шея ребёнка продолжает ощущать колоссальную нагрузку. Естественно такое состояние тела и сила нагрузки на шею и позвоночный столб отрицательно влияет на здоровье.

Всё же воздерживаться от использования мобильных устройств, всё равно никто не будет. Поэтому для уменьшения воздействия на позвоночник необходимо следовать нескольким простым правилам.

  • Держите «мобильник» на уровне головы. Например, когда фотографируете что-то, это позволит значительно уменьшить нагрузку на шею.
  • При пользовании планшетом применяйте такое же его расположение.
  • Если вы набираете текст, рекомендуется поставить устройство под углом 30 градусов к поверхности, на которой он располагается. Это позволит снизить нагрузку на кисти рук.
  • А лучше всего, используйте гаджеты только по необходимости.

Защита детей от неблагоприятного воздействия экранов

Влияние гаджетов на детей

Влияние гаджетов на детей

Если ребенок жалуется на жжение в глазах, время перед экраном следует уменьшить. Ниже представлены полезные советы для достижения этой цели.

1. Измеряйте и сокращайте

Ограничьте время, которое ваш ребенок проводит перед экраном.

  • Пусть время за планшетом, компьютером или телефоном будет составлять около часа для маленького ребенка и около двух часов для ученика.

Для облегчения восприятия можно разделить время на две или три части.

2. Способствуйте тому, чтобы дети играли на открытом воздухе

Приложения способствуют привычкам засиживаться, которые вредны для тела и ума. Детям нужно проводить некоторое время на открытом воздухе с деятельностью, которая требует от них движения и взаимодействия с другими детьми. Пусть поиграют на улице со сверстниками или с собакой. Провождение времени на свежем воздухе помогает стабилизировать физическое состояние и умственную деятельность, позволяя мозгу восстанавливать нормальный уровень гормонов. Это делает ребенка более спокойным и уравновешенным в конце дня.

3. Не используйте электронику

Поддержание занятости (будь то дома или в другом месте) не должно осуществляться через электронику или телевидение. Вместо этого лучше использовать творческие игрушки, книжки-раскраски или пластические материалы.

(Посмотрите видео: 4 мин. 32 с.)

4. Удостоверьтесь в здоровом сне

Дети должны спать в среднем около 10 часов в сутки.

  • Сон позволяет восстанавливаться глазам, расслабляется зрительный нерв и мозг запускает процессы обработки воспоминаний.

5. Следите за тем, чтобы дети регулярно отрывались от экранов

Для предотвращения сухости глаз и напряжения психики следует делать перерывы.

  • Рекомендуется после каждых 20 минут работы отводить хотя бы минуту на отдых и занимать ребенка другой (лучше подвижной и отвлекающей) деятельностью.

6. Не позволяйте работать с экраном в темноте вечером

Это крайне важно для здорового ночного сна ребенка. Светящийся экран «будит» зрительный нерв и мозг, а также предотвращает секрецию гормона сна.

  • Чтобы у детей был здоровый сон, нужно прекращать любое использование экранов заранее (минимум за 30-40 мин.).

Если ребенок засыпает при игре на телефоне, следует организовать альтернативный ритуал для засыпания.

Последнее, что хочется добавить: «Родители, помните, дети – это ваше отражение! Им можно что-то доказывать, внушать. Однако, если вы сами этого не делаете, никакие убеждения не помогут. Учите деток своим положительным примером, это самый эффективный способ!».

Детская гаджет-зависимость, проблемы со здоровьем у детей от гаджетов

Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. Я стала разбираться с этой проблемой и вот что выяснила. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Первая проблема, которую будет решать уже специалист — это трудности удерживать статический объект глазами. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Вторая проблема динамического характера возникает в результате зрительного стресса. Это нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Данный двигательный навык глазных мышц формируется на базовом умении управлять своим телом. Хаотичное движение объектов, что используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию саккадических движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.

Третья проблема – дыхание, а именно, нарушение ритма дыхания. Если бы взрослые понаблюдали за ребёнком во время игры на планшете, то без труда бы увидели, что ребёнок настолько увлечен, что даже забывает дышать. Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга.

Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов?

  1. Когда ребёнок поднимает глаза, т.е. «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что …
  2. Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована – обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак – «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира!
  3. В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые.
  4. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя.

Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать), что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов:

  1. Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день
  2. Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом
  3. Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет
  4. Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет
  5. После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности
  6. После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении

Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить (диагностировать) уровень ущерба. Итак, первый ориентир – это приоткрытый рот, что говорит о нарушении самоконтроля за поведением тела, по причине слабости нервной системы. И второй показатель, который стоит рассматривать как более тяжелое нарушение психики – это высунутый язык во время совершения действия. Например, когда ребёнок жмёт на кнопки своего планшета, когда пишет или, когда рисует или обводит по контуру картинку. Даже незначительное выпадение языка из-за зубов, однозначно показывает, что психике ребёнка, подростка нанесён значительный ущерб.

Выше описанные дефекты уже требуют если не лечения, то длительной специализированной терапии и абсолютный запрет на использование гаджетов как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.

ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ.

  • Для детей дошкольного возраста рекомендуется полный запрет на электронные гаджеты.
  • Исследования показывают, что дети до 10 лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них.
  • Исследователи настаивают, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами – дольше 2-х часов в сутки.
  • Для 10-14-летних детей использование ПК допускается только для выполнения школьных заданий.
  • Учёные утверждают, что только по достижении ребёнком 14 лет можно снимать ограничения на использование IT технологий.
  • Обучение должно быть без IT, потому что компьютеры подавляют творческое мышление, подвижность, человеческие взаимоотношения и внимательность. Для образовательного процесса лучше, если компьютеры используются как можно меньше, потому что технологии только отвлекают, когда нужны грамотность и проявить способность критически мыслить.

P.S. Дети должны уметь играть с детьми и уметь задавать вопросы взрослым. Дети, которые часы на пролёт увлечены своими гаджетами, не умеют ни первого, ни второго. Нас уже накрыла интеллектуальная катастрофа.

Татьяна Гогуадзе – Почётный Педагог России, учитель-дефектолог, специалист по дислексии и дислексикам.

Детские гаджеты: воздействие на психическое состояние и организм ребенка

Стремительное движение технического прогресса сопровождается изобретением и внедрением в эксплуатацию большого количества гаджетов для населения.

И если в начале 21 века доступными были только радиоприемник и телевизор, сейчас настольные компьютеры, ноутбуки, игровые приставки, планшеты и смартфоны есть в каждом доме.

Большинство этих приборов имеет развлекательное предназначение, и взрослые люди активно используют их, чтобы занять детей. Но мало кто задумывается, существует ли вред от гаджетов для здоровья детей.

Популярность гаджетов в современном обществе

Вред гаджетов для детей – актуальная проблема, возникшая именно в последнее десятилетие. И причины тому есть: производство электронных устройств для широких слоев населения в последнее десятилетие стремительно увеличивается.

Благодаря снижению стоимости они становятся доступны практически каждому. Например, первые персональные компьютеры, выпускаемые в 1990-х годах, имели стоимость более тысячи долларов, а сейчас обыкновенный смартфон имеет на порядок более мощные характеристики, при этом его можно купить за 50 долларов. Производство гаджетов

Производство гаджетов

Поражают и объемы выпускаемой продукции. Начиная с 2007 года, количество ежегодно изготавливаемых смартфонов превысило миллиард штук.

В последнее время эти значения несколько снизились, но все равно держатся на уровне сотен миллионов штук в год. Практически на том же уровне держится производство планшетов: около 200 миллионов штук в год в среднем (за последние несколько лет).

Количество выпускаемых ежегодно персональных компьютеров держится на уровне 250 миллионов штук.

Мировая статистика свидетельствует, что среди молодежи в возрасте от 18 до 29 лет более 50% используют три и более гаджета. В России этот показатель несколько ниже, но тоже держится на высоком уровне: 2.4 устройства на одного человека.

Как влияют гаджеты на детей

Дети с самого юного возраста приучаются к использованию гаджетов, и пример родителей этому очень способствует. Мультфильмы и прочее развлекательное видео, игры – все это вызывает большой интерес у ребенка, заставляя его часами сидеть, уткнувшись в экран гаджета. Проведение времени детей за играми на планшете

Проведение времени детей за играми на планшете

А родители и рады, что ребенок не отвлекает от повседневных забот и отдыха, но при этом не все понимают, что вред, наносимый гаджетами детям, это реальная угроза для здоровья, и нередко последствия могут быть непоправимыми.

Исследования о вреде гаджетов для детей регулярно проводятся международными организациями, занимающимися здравоохранением.

Результаты неутешительны: воздействие современных электронных развлекательных устройств на ребенка комплексное, затрагивающее и физическое, и психическое здоровье.

Воздействие на здоровье

Органы зрения. Длительное фокусирование взгляда на одном объекте неизбежно приводит к ухудшению зрения.

По этой причине визит к окулисту стал актуальным для детей уже в возрасте 3-4 лет. Наиболее распространенная проблема – близорукость.

Она возникает, когда ребенок долгое время смотрит на экран гаджета с близкого расстояния (менее 70 см), особенно если изображение имеет много мелких, трудно различимых деталей. Посещение ребенком окулиста в следствии чрезмерного увлечения гаджетами

Посещение ребенком окулиста в следствии чрезмерного увлечения гаджетами

Другая популярная проблема со органами зрения – синдром сухого глаза. Это заболевание является прямым следствием длительного просмотра мультфильмов, потому что ребенок редко моргает, и поверхность глаз не увлажняется.

В дальнейшем проблема прогрессирует: из-за синдрома сухого глаза возникает раздражение и воспаление, дети начинают тереть глаза руками. А руки у ребенка редко бывают чистыми, что приводит к инфицированию — развивается конъюнктивит.

Органы опорно-двигательного аппарата. Когда ребенок держит в руках смартфон или планшет, чаще всего он наклоняет голову, и при длительном нахождении в такой позе нарушается осанка.

Появляются проблемы с позвоночником (особенно большая нагрузка приходится на шейные отделы), может возникать деформация. Долговременное управление компьютером или игровой приставкой с помощью «мышки» и клавиатуры, джойстика отрицательно влияет на суставы и связки рук (особенно плохо это воздействует на кисти и пальцы). Нарушении осанки у детей из-за длительного провождения времени за компьютером в неправильном положении

Нарушении осанки у детей из-за длительного провождения времени за компьютером в неправильном положении

Масса тела и обмен веществ. Вред гаджетов на здоровье детей проявляется не только на конкретные органы, но и в целом.

Малоподвижный образ жизни приводит к нарушению обмена веществ. Накапливается избыточная масса тела, нарушается движение крови в конечностях, ухудшается перистальтика кишечника.

Просмотр мультфильмов и кинофильмов, как правило, сопровождается употреблением пищи и напитков (особенно сладостей, газировки и соков), это создает избыток калорий в организме и повышает уровень сахара в крови.

Воздействие на психическое состояние

Отсутствие общения. Природой предусмотрено, чтобы маленький ребенок активно общался со сверстниками и родителями. Это необходимо для развития его социальных навыков. Замкнутость подростка в следствии зависимости от гаджетов

Замкнутость подростка в следствии зависимости от гаджетов

Когда ребенок большой количество времени проводит в одиночку, концентрируя внимание на гаджетах, он лишается столь необходимого ему общения. В результате вырастают замкнутые, необщительные подростки, которым трудно адаптироваться в социуме.

Развитие зависимости

Зависимость от гаджетов – реальная проблема современности. У детей возникает психологическая аддикция, схожая в некоторых симптомах с наркоманией.

Избавиться от зависимости сложно, поскольку ребенок воспринимает запрет на использование гаджетов как несправедливое наказание.

Нарушения поведения. Дети, привыкшие к постоянному взаимодействию с гаджетами, становятся нервными.

Учащаются истерики, возникает повышенная нервная возбудимость, агрессия. Нередко происходит нарушение сна: ребенку тяжело уснуть, он часто просыпается ночью, сон беспокойный. Возможная агрессия у детей при аддикции от гаджетов

Возможная агрессия у детей при аддикции от гаджетов

Ухудшаются способности к учебе. Если ребенок имеет свободный доступ в интернет, он сталкивается с большим количеством информации о насилии, с порнографией. Это травмирует детскую психику.

Рекомендации детских психологов по использованию гаджетов

Как объяснить ребенку вред гаджетов? Необходимо рассказывать детям об отрицательном воздействии гаджетов на их здоровье, с примерами и рисунками.

Рекомендуется устраивать небольшие лекции по физиологии, поясняя в доступной форме детям, как устроен их организм, и почему длительное использование развлекательных гаджетов приносит вред.

Какое время разрешено отводить ребенку для гаджетов

Чтобы сохранить здоровье детей, необходимо ограничивать доступ к гаджетам:

  1. в возрасте до трех лет – не более 30 минут в сутки, максимальная длительность одного сеанса – 15 минут,
  2. в возрасте 3-4 лет – около 1 часа в сутки,
  3. в возрасте от 5 до 10 лет – 1.5 часа в сутки,
  4. 11-13 лет – до двух часов в сутки.

Каждые 30 минут обязательно нужно делать перерыв.

Заключение

Нельзя сказать, что гаджеты приносят только вред.

Если использовать эти устройства в меру, они помогают в учебе и развитии ребенка, становятся интересным развлечением и отдыхом, могут мотивировать на позитивное поведение.

Но при неограниченном доступе гаджеты приносят вред ребенку. Задача взрослых – контролировать использование гаджетов ребенком, ограничивать время доступа к этим приборам.

Видео: Дети и гаджеты , влияние на психику ребенка в разном возрасте

Возможная агрессия у детей при аддикции от гаджетов Загрузка...

Влияние современных гаджетов на детей: плюсы и минусы

Влияние современных гаджетов на детей: плюсы и минусыВлияние современных гаджетов на детей: плюсы и минусы

Сегодня человек никак не может обойтись без телефона, компьютера или планшета. Гаджеты ныне незаменимы как в работе, так и в получении определенных услуг. С их помощью удается поддерживать связь с близкими людьми, поэтому важность телефонов и прочих технологических инноваций переоценить сложно. Как же быть с детьми, ведь ежедневно в СМИ появляется информация про вред гаджетов?

Прежде всего не следует воспринимать современные электронные устройства как сущее зло, это обычная компьютерная техника, которая значительно упрощает жизнь. Также не стоит забывать и о том, что уже в начальной школе умение работать с компьютером нужно будет обязательно и оно будет влиять на успеваемость малыша. Однако это не значит, что можно разрешать малышу проводить много времени за гаджетами, так как их бесконтрольное использование может привести к достаточно плачевным последствиям. Ниже представлены все преимущества и недостатки использования телефонов и планшетов детьми.

Плюсы использования гаджетов

  • Развлечение в минуты ожидания. Мало кому нравятся очереди или долгая дорога, а если еще и ребенок капризничает, то и без того стрессовая ситуация ухудшается в разы. А вот если ему дать в руки телефон с любимой игрой или включить мультик, ожидание не будет таким мучительным.
  • Познание в развлекательной форме. Не обязательно смотреть на планшете только мультики, можно предложить малышу и различные познавательные передачи для детей. Есть специальные игры, которые помогают детям быстрее выучить цифры и буквы. Такие развивающие программы можно включать уже с двух лет, но не стоит забывать, у каждой игры или приложения есть возрастное ограничение. Также нужно следить и за тем, сколько времени малыш провел за компьютером. Так, если это трехлетний кроха, его лимит – час перед компьютером каждый день. Также важно каждые 20 минут делать отдых для глаз, можно ребенка попросить погулять или же сделать вместе с ним специальную гимнастику для глаз. Ребенку чуть старше можно разрешать сидеть перед компьютером чуть больше, однако перерывы каждые 20-30 минут не отменяются.

Минусы использования гаджетов

  • Развивающий эффект имеет односторонний характер. Имеется в виду то, что для маленького ребенка недостаточно только видеть изучаемый предмет, из-за этого информация становится недостаточной и однобокой. К примеру, для того, чтобы осознать, что мяч круглый, недостаточно видеть его изображение, так как должны быть задействованы все органы восприятия, в том числе и органы осязания. Мяч нужно не только видеть, но и трогать, ощущая руками все его грани. Именно тогда малыш запомнит форму предмета и информация будет освоена в полной мере.
  • Вред для здоровья организма. Длительное времяпровождение возле гаджетов приводит к тому, что у него уже через месяц начинает слабеть зрение. То есть если малыш больше 20 минут в день смотрит мультики или играет в игры, это негативно сказывается на остроту его зрения. Негативное влияние гаджетов на здоровье проявляется и в том, что проводя много времени перед компьютером или планшетом дети меньше двигаются и как следствие, у них может появиться лишний вес. Проблемы с осанкой, в том числе искривление позвоночника становятся последствием того, что ребенок, пользуясь электронными устройствами, часто сутулится.
  • Отсутствие творческого развития. Игры в гаджетах кажутся очень яркими, но на самом деле они снижают творческую активность, так как возможности малыша ограничены установленными опциями. Для полноценного развития ребенок должен работать с настоящими материалами — клеить, рисовать и комбинировать.
  • Сосредоточение на виртуальном мире. Такая губительная для психики ребенка трансформация происходит в случае, если малыш очень много времени проводит за гаджетами. Он отдает преимущество яркому виртуальному миру, в котором он может играть любую роль и практически выпадает из реального мира, ограничивая свое общение и взаимодействие с близкими людьми.
  • Развитие психических расстройств. Если ребенок отдает преимущество играм, в которых много крови или смотрит по гаджетам фильмы ужасов, могут начаться проблемы с психикой.

Как избежать зависимости от гаджетов

Как избежать зависимости от гаджетовКак избежать зависимости от гаджетов

Если ребенка все сложнее отвлечь от игровых электронных устройств, у него начинает формироваться компьютерная зависимость.

Ее признаки проявляются в следующем:

  • Реальная жизнь не представляет интереса для малыша, он не хочет играть в игрушки и избегает игр с другими детьми.
  • Отношения с отцом и матерью становятся для ребенка второстепенными, совместного времяпровождения становится все меньше, вместо этого малыш пользуется планшетом и компьютером.
  • Запрет или ограничение пользования гаджетами приводят к истерике или бурным эмоциям.

Правила пользования гаджетами ребенком

Родителям следует запомнить, что их ребенок будет нормально и всесторонне развиваться, только если будет достаточно общения с близкими и друзьями, потому разрешая малышу пользоваться гаджетами, нужно придерживаться следующих правил:

  • Пользоваться электронными устройствами малышу можно только в пределах 20 минут. Превышать норму не следует, даже если ребенок будет сильно протестовать. Родителям следует запомнить, что именно на них возлагается ответственность за здоровье их ребенка, потому в таких важных вопросах нужно проявить твердость и непоколебимость.
  • У каждого фильма и игры есть возрастные ограничения, поэтому не стоит показывать шестилетнему ребенку боевики, даже если их главный герой – супергерой, которого малыш очень любит. Если по возрасту игра, кино или мультик подходят ребенку, не лишним будет просмотреть ее вместе с ним, так как производители порой умышленно занижают возрастные критерии, чтобы увеличить число потенциальных пользователей продукта.
  • Гаджет не должен становится вещью, с помощью которой можно «избавиться» от внимания ребенка. Да, если нужно просидеть в очереди час, гаджет можно использовать, чтобы развлечь малыша, но пользоваться этим приемом всякий раз, когда чадо стремиться получить родительское внимание, не стоит. К примеру, если маме нужно приготовить обед, то почему бы не попросить кроху помочь. Пока мама делает печенье, пусть он повозится с тестом.
  • Играть в электронные игры перед сном категорически нельзя, так как это может негативно повлиять на здоровый и крепкий сон малыша. Перевозбудившись, ребенок может не уснуть или же может беспокойно спать целую ночь.

Без гаджетов в современном мире невозможно и дети должны учиться ими пользоваться, чтобы использовать все предоставленные ими возможности. Однако родителям нужно сделать все возможное, чтобы телефон, планшет и компьютер не стали проблемой для ребенка, не принесли вред его психике и его здоровью. Чтобы этого не допустить использование гаджетов должно быть грамотным и главное умеренным. Только тогда электронные устройства будут способствовать развитию ребенка.

Дети и гаджеты: влияние на психику ребенка в разном возрасте (видео)

Влияние гаджетов на физическое и психическое здоровье детей

Влияние гаджетов на физическое и психическое здоровье детей

Современный мир называют информационным веком. Невозможно представить себе нашу жизнь без смартфонов, планшетов и компьютеров. По словам детских психологов, многие родители дают ребенку различные девайсы уже с 2-х лет, и даже раньше. В 3-4 года такие дети предпочитают планшеты другим игрушкам. По данным ЮНЕСКО 93% детей в возрасте от 3 до 5 лет находятся перед экранами 28 часов в неделю или примерно 4 часа в день. Причем в большинстве случаев общение со взрослыми занимает гораздо меньше времени.

Как и у каждого явления, у современного бума технологий есть явные плюсы и минусы. К плюсам относится то, что их правильное и дозированное по времени использование способно принести ощутимую пользу. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Ребенок школьного возраста вполне может пользовать такими приложениями, как график дел, расписание уроков, ведение дневника и т. д. Дошкольник может посмотреть интересные мультфильмы, презентации, поиграть в игры, помогающие выучить алфавит и т.д.Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение. 

Часто говорят про пагубное «компьютерное излучение». На самом деле доказано, что современные устройства, то есть компьютеры, планшеты и смартфоны, не превышают допустимой нормы электромагнитного излучения.

Но может тяга к электронным устройствам причинить реальный вред детскому здоровью? И стоит ли ребенку запрещать пользовать ими?

В первую очередь, наносится вред физическому здоровью. При длительном использовании планшета ухудшается зрение ребенка. Постоянное вглядывание в экран приводит к близорукости, а напряжение глаз – к их сухости.

Оттого, что ребенок длительное время находится в одной позе, склонив голову вниз, ухудшается осанка, может развиться искривление позвоночника (особенно страдает шейный отдел), появится ожирение, поскольку при длительном использовании планшета ребенок уменьшает свою двигательную активность.

Свет, излучаемый экраном, подавляет выработку гормона мелатонин, предупреждает неврологи. По исследованиям Энн Мари Чан. Это приводит к смещению циркадных ритмов человека, сбивает цикл сна и бодрствования. Игры на планшете и смартфоне перед сном возбуждают нервную систему малыша, приводя к трудностям засыпания, к беспокойному сну ночью.

Кроме того, интерактивные развлечения нередко приводят к головным болям, т.к.статичное напряжение, в первую очередь, ощущают мышцы шеи. От этого сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу.

Ухудшается и психоэмоциональное состояние ребенка. Детские психологи считают, что злоупотребление гаджетами приводит к формированию зависимости, когда ребенок все свободное время старается посвящать компьютерным играм и онлайн-просмотру мультиков и фильмов, отказываясь от других развлечений. Планшет очень быстро превращается в любимую игрушку ребенка, с которой он не желает расставаться. Когда же вы забираете ее у него, неизбежны взрывы истерики и негодования.

Лишившись любимого электронного устройства, дети начинают чувствовать себя некомфортно, ищут любую возможность заменить один вид гаджета, которого лишился, на другой. 

Психологи предостерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует некоторым психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям.

Легкодоступная информация в Интернете, не соответствующая возрасту ребенка, может привести к психозу, нарушениям в поведении, раннему половому влечению. Особую озабоченность вызывают участившиеся в стране самоубийства несовершеннолетних, совершенные в результате распространения провоцирующей информации в открытых информационных источниках, в том числе, в том числе сети Интернет.

Огромное количество компьютерных игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально. Такое отношение многие дети переносят в реальную жизнь.

Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической. Как понять, что ваш ребенок уже перешагнул черту между реальной и вертуальной жизнью? Некоторые проявления зависимости: телефон в руке как ее продолжение; при невозможности доступа к компьютеру, ребенок начинает искать другие гаджеты (планшет, прячется с телефоном и т.д.), торгуется за право взять гаджет; после того, как выключат компьютер – не сразу приходит в себя, долго «возвращается».

Исследования подтверждают, что дети, чрезмерно увлекающиеся девайсами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением. Страдает свободный мыслительный процесс, который подменяется готовыми ответами виртуальной реальности, развивается клиповое мышление. Ребенок не испытывает необходимости самому осмысливать события реальной жизни. От этого страдает скорость развития сенсомоторных и визуально-двигательных навыков, без которых невозможно обучение. Наконец, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания. Снижается мотивация обучения.

Поверхностное восприятие приводит к нарушению психического здоровья и возникновению болезни, которая в современном мире получила название «дефицит концентрации». Детям, у которых есть диагноз синдром дефицита внимания и гиперактивности (в медицинской карточке иногда пишут СДВГ, ММД), игры за компьютером противопоказаны!

Крох до 3 лет лучше не сажать перед экраном вообще. Отвлекайте их книжками, развивающими игрушками, изучением всего, что безопасно. По рекомендациям специалистов пребывание ребенка у монитора (компьютера, планшета или смартфона)не должно превышать следующего лимита: дети 4-5 лет — не более 15 минут; 6 лет — 20 минут; 7-9 лет — 30 минут; 10-12 лет — 40 минут; 13-14 лет — 50 минут. Если складывается так, что занятие предполагает более длительное нахождение перед монитором, необходимо делать хотя бы 10-минутые перерывы.

Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям. Вопросы «Почему он ничем не интересуется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не общается?!!» начнутся немного позже, годам к 12.

Только от вас зависит, насколько крепким будет здоровье и острым ум вашего ребенка. Важно не допускать свободного выбора сайтов самим ребенком, как можно раньше привить ему интерес к «живым» занятиям, пробудить жажду чтения, найти хобби, записать в секции, которые обеспечат общение и развитие, а также минимизируют влияние гаджетов на жизнь вашего ребенка. Ему нужно показать, что есть и другая жизнь…  если выключить компьютер.

Педагог-психолог Бабайлова Л.Г.

Как современные гаджеты влияют на детей ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Смартфоны, планшеты, компьютеры и многая электронная техника уже давно стали частью жизни человека современности. Между техникой и людьми уже прочно установился тесная, невидимая связь. Для кого-то эти гаджеты служат необходимостью, без которой не обойтись в работе или в повседневной жизни. А кто-то нашел им применение только в развлекательных целях. Но многие люди даже не предполагали, как современная техника скажется на развитии детей. Сегодня мы рассмотрим, чем может обернуться чрезмерное влияние гаджетов на ребенка, можно ли разрешать детям пользоваться ими, а самое главное найдем ответ на вопрос – действительно ли современные гаджеты наносят вред ребенку?

Как современные технологии стали частью нашей жизни

Начнем с того, что сегодняшних родителей можно условно поделить на два лагеря: одни категорично выступают за «очевидную» пользу от смартфонов или компьютеров для ребенка, другие же наоборот – являются ярыми противниками новых технологий. Мы же попробуем сохранить нейтральную сторону, определив плюсы и минусы предоставления в распоряжение гаджетов ребенку.

Многие читатели, родившиеся и выросшие во времена «настоящего детства», могут вспомнить, как они бегали по грязи с дворовыми ребятами, помогали отцу с машиной в гараже или матери на кухне, ремонтировали свой велосипед, ходили с родителями или с друзьями в поход. А какая ситуация с детьми наблюдается сегодня? Ребенок только научился ходить, а ему уже вручают мобильный телефон или планшет, включая незамысловатые игры. Уже к четырехлетнему возрасту дети умеют самостоятельно пользоваться телефоном, но хорошо ли это?

Как современные гаджеты влияют на детейКак современные гаджеты влияют на детей

Когда ребенок должен всячески познавать окружающий мир, благодаря родителям он начинает привыкать к миру виртуальному. Мамы и папы только и рады этому, ведь куда проще включить ребенку мультики или игры на смартфоне, и пойти заниматься своими делами, чем уделить ему внимание и поиграться с ним.

Другие родители используют гаджет не только как способ отвлечь ребенка, но и как средство для манипулирования им. Ребенку предлагают гаджеты в качестве награды за какое-то выполненное действие или за хорошее поведение, а в случае чего – отбирают их. Манипулируя ребенком таким способом, родители не понимают, как это им «аукнется» в будущем.

Какой вред несут гаджеты детям

Давайте рассмотрим отрицательные стороны от тесного общения ребенка с гаджетами. Для начала узнаем, как гаджеты сказываются на физическом здоровье детей. Не секрет, что человек активно развивается до 21-летнего возраста, но самый важный период в этом развитии – с рождения до возраста, когда наступает пубертатный период. Активное пользование гаджетами детьми приводит к значительному ухудшению зрения, провоцирует развитие сердечнососудистых заболеваний вследствие малоподвижного образа жизни, негативно сказывается на позвоночнике и суставах. Кроме того, у «детей смартфонов» с ранних лет наблюдается склонность к избыточному весу.

Нанесенный гаджетами физический ущерб исправить тяжело, но куда сложнее бороться с психическими расстройствами. Плохо, когда, к примеру, ребенок играет в игры, не соответствующие его возрастной категории. Нередко в таких играх присутствуют элементы насилия, крови или сцены эротического характера. Но куда хуже, когда ребенок сталкивается с контентом в интернете.

Не будем далеко ходить, достаточно зайти в популярный видеохостинг и вбить в поисковую строку что-то, что интересно детям возраста 5-6 лет. Что же мы увидим? Кучу различных блогов, ВЛОГов, челленджей, пранков и прочего. Видео с кислотными цветами, странными сюжетами и несуразными персонажами набирают десятков миллионов просмотров. И подобное дети, в распоряжении которых гаджеты находятся постоянно, смотрят ежедневно.

Как современные гаджеты влияют на детейКак современные гаджеты влияют на детей

Дети, все активнее познавая виртуальный мир, становятся все более эгоистичными, агрессивными, им становится тяжело отличать правду от вымысла. На фоне этого в сознании детей формируются неправильные представления об окружающем мире. Дети, постоянно использующие гаджеты, с возрастом становятся все избалованнее, ведь в этом они стараются копировать своих интернетных кумиров. Вместо того чтобы самостоятельно искать ответы на интересующие их вопросы, нынешние дети предпочтут их «погуглить».

Положительные стороны гаджетов

Однако нельзя отрицать, что современные технологии несут и благо ребенку, но только если применять их с умом.

Для компьютеров и смартфонов доступен огромный выбор обучающих программ. Благодаря им ребенок может развивать логическое мышление, школьные предметы или учить иностранные языки. Кроме того, благодаря гаджетам активно развивается мелкая моторика у ребенка, ведь пользование современными электронными приспособлениями требует определенной сноровки.

Как современные гаджеты влияют на детейКак современные гаджеты влияют на детей

Благодаря гаджетам ребенок быстрее обучается информационным технологиям, что определенно пригодится ему в дальнейшей жизни. Используя гаджеты, ребенок может активно поддерживать связь со сверстниками и общаться с ними когда захочет, может находить новых друзей в интернете, но с этим родителям нужно быть внимательными. Интернет – одна «большая яма», неизвестно, кто может оказаться на обратном конце линии сетевого кабеля.

Советы по использованию гаджетов детьми для родителей

Мы можем предложить вам некоторые советы, решать: следовать им или нет только вам.

  1. Постарайтесь ограничить общение ребенка дошкольного возраста с гаджетами до тех пор, пока он не пойдет в школу. В это время постарайтесь уделять ребенку как можно больше своего внимания.
  2. Всегда старайтесь соблюдать баланс виртуальной и реальной жизни ребенка. Не забывайте советовать ему уделять больше времени творчеству, саморазвитию, чтению книг, подвижным играм и прогулкам на свежем воздухе.
  3. Не пользуйтесь виртуальными играми, когда есть их аналогии в реальной жизни. Играть в шахматы на смартфоне и играть в шахматы с дедушкой или папой – разные вещи.
  4. Не стесняйтесь использовать функцию родительского контроля в гаджетах. Благодаря ей вы можете заблокировать доступ к нежелательным приложениям или к электронным ресурсам.
  5. Интересуйтесь, чем занимается ваш ребенок в компьютере или смартфоне. Старайтесь ограничить его от нежелательного или не подходящего для его возраста контента.

Помните, что использование гаджетов – тоже зависимость. Если вы обнаружили подобную зависимость у своего ребенка, то как можно быстрее принимайте меры по устранению этого неприятного явления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *