Коррекционно развивающее занятие для детей с умственной отсталостью: Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий для детей с легкой умственной отсталостью на 2015-2016 год – Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью

Содержание

Коррекционно-развивающее занятие для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) 3-4 класс

Индивидуальное коррекционно- развивающее занятие «В поисках клада»

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3-4 класс

Автор: Александрова Альбина Гаевна, педагог-психолог МОУ Улейминская сош

Цель: Коррекция познавательных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.

Задачи: 
1) Научить учащихся выполнять устные инструкции взрослого. 
2) Познакомить с новыми играми по коррекции познавательной деятельности. 
3) Развивать когнитивные процессы младших школьников с ОВЗ. 

Подготовка к занятию: . 
1. Сделать конверты для заданий - 7 штук. 
2.Напечатать слово «конфеты»

3. Разрезать на буквы и каждую букву положить в отдельный конверт. Скрепить «печатью».
4. Подобрать "клад" для учащихся (кулек с конфетами ) 
5. Оформить для учащихся задания. 
6. Подготовить платки для завязывания глаз. 
7. Тетрадь «Птицы» и цветные карандаши.

8. Чистые листы бумаги и простые карандаши по количеству учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране Загадок. Путешествие это трудное, но, значит - интересное. Поэтому уже сейчас слушайте меня внимательно: где-то совсем не далеко, а рядом с нами, в этой комнате, волшебной птицей вороной оставлен КЛАД. И мы с вами постараемся его найти. Но сначала надо узнать, что ворона спрятала. Она оставила 7 конвертов. В каждом конверте лежит какая-то буква. Выполнишь правильно задание - получаешь конверт.

Итак, кто запомнил:

  • Сколько всего заданий? (7)

  • Как называется птица, которая спрятала клад? (ворона)

  • Расскажи своими словами, что нам надо сегодня сделать?

  • Как думаешь, что надо сделать с полученными буквами?

Верно! Сложить.

. И уже с первым заданием ты справился- открывай 1 конверт, это буква…К

ИТАК, нам многое надо успеть сделать, поэтому отправляемся в путь.

Психогимнастика «Шумный Ба-бах»

Цель: Развитие крупной моторики, внимания, долговременной памяти, коррекция эмоционально-волевой сферы.

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-Бах!

И, заслышав этот звук,

В ветках спрятался Тук-тук,

На сосну взбежал Цок-цок,

В чащу кинулся Прыг-скок;

Чик-чиришка в листья — порх!

2

Шебуршонок в норку — шорх!

Тихо-тихо все сидят

И, хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-Бах

В очень громких сапогах.

Дж. Ривз

  1. Имя прилагательное.

Цель: расширение словарного запаса.

Во многих русских сказках дорогу указывал волшебный ?.. клубок. Вот и у нас в руках есть непростой мячик. Если назовешь прилагательные, т.е. ответишь на вопрос КАКОЙ мячик? , то сможем открыть второй конверт и получить вторую букву.

Итак, мячик какой?

Молодец! Получи конверт. Что за буква? О

  1. . Следующее испытание: " Узнай на ощупь ".

Игра "Узнай на ощупь"

Цель: Развитие кинестетического восприятия

«У меня есть коробка с фигурами. Чем они отличаются друг от друга?

- формой.

Верно: здесь лежат ? - перечисли названия геометрических фигур

(пирамида, кубик шарик и цилиндр)

Чем еще они еще отличаются?

-цветом

Верно: цилиндр? Какого цвета?- желтый, шарик?-красный, пирамида?-голубая, а кубик?-зеленый.

А что можешь сказать про размер всех фигур?- одинаковый. Верно.

Посмотри внимательно и запомни цвет фигуры, форму. Сейчас следующее испытание:

Завязываются ребенку глаза, в раскрытую ладонь кладется геометрическая фигура.

Угадай форму фигуры. Вспомни какого цвета эта фигура.

Молодец! Держи еще один конверт, открывай . Какая буква? (Н)

  1. Следующее задание: « Какой фигуры не хватает?»

Цель: развитие логического мышления.

На стол выкладываются геометрические фигуры в определенном порядке (куб, шар, пирамида, куб, шар…).

Определи: какую фигуру надо поставить следующую?

(Открываем 4 конверт, достаем следующую букву)(Ф)

  1. Психолог:  Для того, чтобы открыть пятый конверт надо вспомнить еще раз, кто спрятал клад? Какая птица?

Цель: развитие долговременной памяти,внимания

Помощь (если ребенок затрудняется вспомнить) предъявляются две картинки, сороки и вороны.

Вспомни, пожалуйста, какая из этих птиц спрятала клад?-ВОРОНА!

Если – затрудняется, можно загадать загадку:

Итак, нам надо открыть 5 конверт. Для этого необходимо в тетради раскрасить серую ворону. (работа в тетради «Птицы»)

Молодец!

Ориентируемся на настроение и эмоциональное состояние ребенка. Если ребенок устал, то ограничиваемся загадкой (это задание №5 будет), раскрашивание вороны- задание №6. Графический диктант –не проводим.

(если ребенок устал-можно провести пальчиковую гимнастику):

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать.

Этот палец - самый толстый, среди братьев самый взрослый.

Этот палец-указательный, самый любознательный.

Этот палец самый длинный - вырос он посередине.

Этот палец Безымянный - загадочный он самый,

А мизинчик маленький - тихоня он и паинька.

Отдохнули? Тогда… Открывает конверт достает букву Е.

6.задание : называется оно " Графический диктант".

Упражнение "Графический диктант".

Цель: Коррекция внимания, произвольности психических процессов, умения работать под диктовку взрослого.

(Упражнение графический диктант выполняется на специально приготовленных листочках под диктовку психолога)

  1. 1 клетка вправо
    2) 1 клетка вверх
    3) 1 клетка вправо 
    4) 4 клетки вниз
    5) 2 клетки вправо
    6) 1 клетка вверх
    7) 1 клетка вправо
    8) 5 клеток вниз 

    9) 1 клетка влево 
    10) 2 клетки вверх 
    11) 2 клетки влево 
    12) 2 клетки вниз 
    13) 1 клетка влево 
    14) 5 клеток вверх 
    15) 1 клетка влево 
    16) 2 клетки вверх

7. Последнее задание; Кто получился? Правильно! - это собачка

( лошадь).

Назови главное отличие собаки от вороны? Правильно: ворона - это птица, собака – это животное. Открывай скорее последний конверт и последняя буква? – Ы.

Складывай скорее все полученные буквы. У тебя есть подсказка! (конверты пронумерованы 1,2…7) Получилось слово - конфеты.

А сейчас надо найти, где спрятан клад. игра: холодно-горячо. Двигайся по кабинету, а я буду подсказывать: если далеко от клада уйдешь-скажу «холодно». Если подойдешь близко- скажу: « тепло» , а если подойдешь совсем близко –скажу: « горячо!».

Понял правило? Начали…

Правильно: в шкафу - держи конфеты!

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 5-7 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балахтинская средняя общеобразовательная школа №2

Педагог-психолог Троицкая И.С.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 5-7 классы

Тема: «Развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями»

Цель:

- Развитие произвольного внимания (устойчивость)

- Развитие произвольного внимания (распределение)

- Развитие произвольного внимания (переключение). Формирование элементов самоконтроля.

- Развитие, формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог.

- Повышение мотивации к учебной деятельности.

План занятия:

1. Вводная часть

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

2. Основная часть

Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены)

3. Заключительная часть. Рефлексия

Ритуалы начала занятия.

  1. Круг радости

Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок с прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте» (слова В. Кострова, музыка Л.Квинт).

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек! (Песню можно сопровождать соответствующими движениями).

2. Доброе животное

Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.»

4. Дружба начинается с улыбки

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

5. Комплименты

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо мне так приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.

Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Игры и упражнения на развитие внимания.

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:

бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщаимашинапрстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай …………………………………………………………

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в 12 клетках квадрата № 1.

hello_html_76ede47a.png

В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25, в случае хороших результатов – до 30-40.

«Пишущая машинка»

Каждому ученику психолог присваивает название одной из букв алфавита. Затем придумывает слово или фразу из 2-3 слов. По сигналу ученики начинают «печатать» это слово (фразу): первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. когда слово будет «напечатано», все вместе хлопают в ладоши.

Примерные слова: дом, папа, мама, чаша, каша, рама, рука, вода, бык, сон.

«Не пропусти профессию»
Психолог: Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий:

лампа, водитель, ножницы;

механик, липа, токарь;

сталевар, яблоко, болтун;

строитель, гроза, обруч;

попугай, пекарь, шахтер;

учитель, сено, терпение;

продавец, тетрадь, птица;

ложка, цветовод, мышка.

Упражнение на развитие объема внимания

Материал: два рисунка в 8 квадратах определенным образом расставлены точки. Ученику нужно посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рис. с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами. Время показа одной карточки — 1—2 секунды, на воспроизведение точек ученику отводится не более 15 секунд. Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

«Дети наоборот»

Психолог: «Мы уже засиделись — давайте подвигаемся! Представьте, что мы все — очень вредные детки и делаем все наоборот: скажут сесть — встанем, побежать — стоим, опустить руки — поднимаем. Делайте наоборот все, что делаю я» (Психолог встает — дети садятся, побежит — дети стоят, одевает пиджак — дети снимают, качает головой сверху вниз — дети мотают головой из стороны в стороны и т.п.).

Упражнения для окончания занятия (рефлексия):

1. Рефлексия, выводы после занятия. Дети высказывают мнения, понравились ли им упражнения. Психолог задает наводящие вопросы.

2. Солнечные лучики.

Протянуть руки вперед и соединить их в центре кругу. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

3. Эстафета дружбы.

Взяться за руки и передать как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Насте, от Насти к Максиму и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Коррекционно-развивающее занятие и презентация "Путешествие в страну чувств" 3-4 класс для детей с умственной отсталостью

Коррекционно – развивающее занятие «Путешествие в страну чувств»

Цель:

1. развитие эмоциональной сферы обучающихся.

Задачи:

1. Закрепление изученных эмоций, развитие эмоционально-выразительных движений, коммуникативных навыков, зрительного внимания и мимики.

2. Развитие умения осознавать свои эмоции.

3. Формирование умения понимать эмоции других людей.

4. Развитие способности выражать эмоции вербально и невербально.

Вводная часть

Воспитатель: Прежде чем начать наше занятие, хочу поприветствовать вас. У каждого из нас: и у вас и у меня есть свое королевство эмоций, а мы в этом королевстве являемся королями и королевами. Мы изучили с вами некоторые эмоции, и сегодня мы поговорим о главных эмоциях, которые мы испытываем в жизни.

А давайте узнаем, с каким настроением вы сегодня пришли!?

Упражнение «Мое настроение сейчас» с использованием песочницы.

Воспитатель предлагает детям определить, какое настроение у них в данное время, и нарисовать на песке каждому соответствующую улыбку, другие дети угадывают настроение.

Воспитатель: Мы узнали, кто и с каким настроением пришел на занятие, а теперь хочу спросить хотели бы вы отправиться в путешествие в страну чувств? Давайте закроем глаза, досчитаем до «3» и непременно отправимся в путешествие.

Ребята, посмотрите, а что это за письмо? Вы не знаете от кого оно? Давайте скорее его откроем и прочитаем!

ПИСЬМО

Основная часть

Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.

Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.

Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.

В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.

Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг.

Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.

А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!

Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.

Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.

Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.

И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.

Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.

Обсуждение:

Кто герои этой сказки? Что произошло со слугами чувствами? Почему это произошло? Как закончилась сказка?

Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится? Конечно же, вы скажете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся.

Радость, печаль, грусть, страх, удивление – все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к людям, поступкам, предметам.

Слово «эмоции» происходит от латинского слова и означает «потрясаю», «волную». Т.е. само значение слова «эмоции» говорит о неравнодушном отношении к различным событиям и ситуациям в жизни человека. Вот и сейчас, когда вы слушаете меня, у вас наверняка возникло определенное отношение к моим словам, ваши лица могут выражать либо скуку, либо любопытство, либо удивление и еще какую – то эмоцию. Значит, эмоции выражаются через мимику или выражение лица.

Упражнение «Море волнуется»

Море волнуется раз

Море волнуется два

Море волнуется три

А ну-ка фигура на месте замри.

Дети замирают, изображая какую-то эмоцию. Гости должны угадать эмоцию.

Воспитатель: Сегодня я заметила, как эмоции перепутались и помочь мне их распутать сможете только вы. Готовы?

Упражнение «Перепутанные эмоции»

Воспитатель: Вы молодцы, справились с заданием, выполнили все верно, давайте с вами немного отдохнем!

Физминутка «Радуга»

Хоть сейчас на улице холодно и наступает настоящая зима, давайте все – таки представим теплый летний день, солнышко пригревает, щекочет нам щечки, ладошки. Посмотрите вверх, на небо. Там — радуга. Тянемся-тянемся до радуги, ладошки солнцу показываем. Никак не достать. Еще раз стараемся, тянемся-тянемся. Повторить 2—3 раза.

Воспитатель: Давайте покажем, как вы умеете самостоятельно работать. Дети выполняют задание по одному.

Задание в конверте – собрать из частей смайлик – эмоцию, угадать, что за эмоция получилась. В качестве подарка приподнести гостям на память.

Воспитатель: К нам в гости заглянули две эмоции! А кто же из вас окажется самым внимательным и сможет найти все отличия между ними?

Упражнение «Найди отличия»

Продолжи пословицы

«Страх — для здоровья…»(враг) 

«Собой владеть — все…(одолеть)

«Злясь — стареют, смеясь — … (молодеют) 

Заключительная часть

Итак, можно сделать вывод о том, что эмоции помогают нам понять других людей, их состояние, их отношение к вам, событиям, предметам. Через эмоции мы показываем другим людям и свое собственное настроение, свои переживания, свое отношение к событиям и явлениям.

И в разных ситуациях разные эмоции приносят нам пользу или вред, поэтому, ребята, необходимо следить и контролировать свое настроение.

Воспитатель: Вы так хорошо работали, что мне хочется всех поблагодарить, похвалить и даже обнять.

Коррекционно-развивающее занятие для детей с легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в 1 классе.

Задачи:

  1. Оказание помощи детям в формировании навыков позитивного общения.

  2. Повышение самооценки детей.

  3. Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

  4. Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

  5. Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью.

Материалы:

  1. Музыкальное оборудование.

  2. «Волшебная» палочка.

  3. Солнышко большое и маленькие по количеству детей.

  4. Рисунки «кляксы»

  5. Вырезанные из цветной бумаги ладошки

Ход занятия

Психолог: Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами! Садитесь полукругом вокруг меня. Сегодня будет занятие не простое, не длинное и не скучное . А какое? Как вы думаете? (Дети отвечают)

Психолог: Занятие сегодня будет волшебное. А для этого нам нужно взять из своего кармашка «Волшебную шляпу» она невидимая и надеть на голову. (Дети следуют инструкции психолога)

Игра «Цветные ручки»

Перед вами лежат цветные ладошки. Подумайте, какое настроение у вас было утром? Посмотрите на ладошки и выберите одну из них, именно ту, которая похожа на цвет вашего утреннего настроения. (В руках психолога вырезанные ладони из цветного картона).

Психолог: А теперь расскажите какой цвет у вас в руках? И почему именного этот цвет вы выбрали? (Задавать вопросы каждому ребенку по цепочке)

Коммуникативная игра «Подари камешек»

Возьмите из «Волшебного мешочка» по одному камешку и подарите его тому, кому захотите, но обязательно со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый... » «- А продолжение фразы придумайте сами». (Тем детям, которым ничего не подарили, камешки дарит психолог, так же повторяя фразу.)

Психогимнастика «Клеевой дождь»

- Ребята, вы любите гулять под теплым дождем? (Дети отвечают)

- Пока мы с вами разговаривали, пошел дождь. (Включается музыка, дети прыгают под воображаемым дождем). (Музыка останавливается).

- Дождь оказался не простым, а клеевым. Он нас склеил. Садитесь в круг на ковер. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я подам руку (Ребенка назвать по имени), он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем? А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Получилось у нас? Мы молодцы! Похлопаем себе в ладоши! Потопаем себе ножками! Поморгаем себе глазками!

- Ну, вот дождик закончился, мы оказались на необычной поляне. А почему она необычная спросите вы? мы должны попрыгать как зайчики, помурлыкать как кошечки, походить как мишки, почирикать как воробушки. (Включается веселая музыка, дети начинают ходить по залу выполняя инструкцию психолога).

- Присаживайтесь ребята на стульчики. Посмотрите, вот почему это необычная поляна здесь живут злые кляксы. Они всегда ругаются, спорят, дерутся и обзываются. А главный у них «Король Боровик»

Стихотворение «Король Боровик» (В. Приходько)

Психолог. Читает стихотворение.

Шел король Боровик 
Через лес напрямик 
Он грозил кулаком
И стучал каблуком. 
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.

Психолог. -  Какое у короля настроение?

(Ответы детей)

- А как вы догадались?

(ответы детей)

Психолог.  – А давайте покажем вместе, как ведет себя король Боровик? Для этого нам нужно всем встать и выполнять то, что я вам буду читать.

Психолог. -  Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! А как же громко они злятся! (Дети громко гудят)

Игра «Ругаемся овощам и фруктами»

- Девчонки и мальчишки, садимся на свои стульчики и начинаем игру злую, вредную, овощную. Мы будем по цепочке ругать рядом сидящего соседа овощами или фруктами. (Психолог показывает пример, говоря фразу одному из детей). Желательно произносить эти слова гневно, сердито, как «Король боровик» Эти действия вызывают смех. «Вот видите, мы начали смеяться, и говорить плохие слова уже не хочется!»

Игра-упражнение «Король, король, повернись, повернись и другому улыбнись»

Психолог.– А чтобы нам расколдовать друг друга возьмем волшебную палочку и заклинание. «Король, король, повернись, повернись и другому улыбнись».

-Давайте попробуем сказать все вместе. (Психолог прикасается «волшебной палочкой» к плечу каждого ребенка и говорит «заклинание».Ребенок поворачивается на 180 градусов и улыбается.)

Игра «Мусорное ведро»

-Давайте навсегда избавимся от клякс живущих на этой полянке?

(Ответ детей)

- У каждого из нас есть рисунок кляксы. Предлагаю ее порвать на кусочки, затем растоптать гнев ногами, а клочки сложить в мусорный пакет, завязать пакет, выбросить в мусорное ведро.

-Ребята, мы с вами потратили столько сил, когда боролись с грубостью, гневом, злостью, поэтому давайте отдохнем.

Релаксационная игра: «На полянке»

Садимся на стульчики. Посмотрим глазками вверх, там много ярких звездочек, посмотрим вниз там растут самые красивые цветы, посмотрим налево, там живет енот со своей семьей, посмотрим направо, там живут маленькие лисята, смотрите как они нам машут лапками! А теперь, закрываем глазки. «Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка. Вокруг все спокойно и тихо и вам дышится ровно и легко. Над тобой склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Ты чувствуешь, как нежные лучики солнца гладят твои щечки. Ласковый ветерок щекочет тебя. Кто его почувствует, открывает глазки.

Все это время за вами наблюдало солнышко. Посмотрите, как оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку широко-широко.Солнышко дарит вам подарки «маленькие солнышки»»

Психолог: - Наше занятие подошло к концу. Мы все снимаем «Волшебные шляпы».

Ребята, а что вам запомнилось больше всего из нашего путешествия? Какие волшебные герои были с нами? Какие эмоции мы с вами чувствовали сами и видели у других?

Раздаточный материал

hello_html_m6f935cc7.jpg

hello_html_79743ed2.png

hello_html_5f531373.jpghello_html_m5cb05997.jpghello_html_m3fd13e59.png

hello_html_m2a2ef6d2.png

hello_html_222c11ee.jpg

План-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме: Коррекционно-развивающее занятие с детьми с лёгкой умственной отсталостью.

Коррекционно-развивающее занятие с детьми с легкой умственной отсталостью.

Цель занятия: Создание положительного эмоционального настроя, развитие коммуникативных навыков и умений, навыков сотрудничества.

Ход занятия.

1. Упражнение «Приветствие» (2 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ольга Сергеевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

2. Упражнение - игра «Расскажи о себе» (3 мин.)

Цель: развитие коммуникативных навыков, непроизвольного внимания.

Ход упражнения: психолог рассказывает ребенку о себе и предлагает продолжить предложение:

- Я (какой?)...

- Я люблю...

- Я мечтаю...

3.1. Упражнение «Что-то здесь не так» (5 мин.)

Цель: развитие внимание, мышления.

3.2. Упражнение - игра «Найди ошибку» (5 мин.)

Цель: развитие внимания, речи, мышления.

Ход упражнения: ребенку показывают картинки, на которых, что-то недорисованное. Ребенок должен рассмотреть и найти ошибки, то, чего не хватает.

3.3. Упражнение - задание «Попробуй выполнить» (5 мин.)

Цель: развитие памяти, внимания, слухового восприятия.

Ход упражнения: психолог знакомит ребенка с заданием. Карточки с нарисованными геометрическими фигурами, которые означают выполнение определенного движения, а именно:

- руки в сторону

- руки вверх

- руки вниз

Психолог показывает ребенку карточку, а ребенок выполняет соответствующие движения. (возможно, под спокойную музыку)

3.4. Упражнение «Запутались» (5 мин.)

Цель: развитие внимания, мышления.

Ход упражнения: психолог предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картине.

3.5 Упражнение для «послушных» пальчиков. (5 мин.)

Цель: развитие мелкой моторики.

Ход упражнения:

Мы старались, мы трудились

Даже пальчики устали.

Усталость с пальчиков стряхнули,

Стиснули в кулачок изо всех сил.

В замочек их заперли

И к солнцу потянулись.

4.1 Рефлексия. (2 мин.)

Ход проведения: психолог предоставляет ребенку возможность высказаться о том, что ему понравилось или не понравилось на занятии. Отмечает успехи, хвалит, заинтересовывает.

4.2 Релаксация (5 мин.)

Упражнение «Солнечный зайчик»

Ход проведения: ребенку предлагается закрыть глаза и под словесное сопровождение психолога представить себе солнечного зайчика.

Психолог: - Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай нежно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги...

Он вскочил тебе на животик – погладь его там. Солнечный зайчик любит тебя, подружись с ним.

5. Традиционное прощание «Подари улыбку» (3 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального настроя, эмпатии, взаимного доверия.

Ход упражнения: психолог обращается к ребенку со словами:

Как меня зовут, скажи?

Как тебя зовут, скажи?

Мы с тобой играли дружно?

Да, вместе все не трудно!

Встречу новую назначаем,

Всем счастья пожелаем.

Дети легким дыханием сдувают со своих губ улыбку в сложенные лодочкой ладони и отпускают ее в добрый, искренний и приветливый мир.

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся 5 класса ( с ОВЗ, умственной отсталостью)

МКОУ «Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»

Коррекционно-развивающее занятие

для обучающихся 5 класса

( с ОВЗ, умственной отсталостью)

Подготовила и провела:

педагог-психолог первой

квалификационной категории

Тулаева О.Н.

Суджа. 2018 г.

Коррекционно-развивающее занятие

Класс: 5 класс.

Цель:  коррекция познавательных процессов

Задачи: Образовательные:

  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в пространстве и во времени

  • Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по существенным признакам

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.

  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие

  • Воспитывать уважение друг к другу

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать зрительное, слуховое и временное восприятие через специальные упражнения

  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы

  • Развивать речь

  • Развивать межполушарное взаимодействие (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. 

Тип занятия: комбинированное

Форма проведения: занятие с элементами тренинга

Частичные методы и приемы: словесные указания, игровые упражнения, дидактические игры, элементы тренинга.

Материалы:

  • Рабочие тетради

  • Цветные карандаши

  • Наглядный и демонстрационный материал

  • Карточки с заданиями по числу участников.

Методическая литература:

  1. Глазунов Д.А. Развивающие занятия,2 класс / Д.А. Глазунов – М.: Глобус, 2009

  2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы/ О.Н. Истратова,Т.В. Экзакусто. – Ростов-н/Д, Феникс, 2003

  3. Т.С.Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» С.П. 2009г.

  4. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В.: Коррекционные и развивающие игры для школьников. Волгоград, «Перемена», 1993.

  5. Локалова Н.П.: Как помочь слабоуспевающему ученику. Москва, «Ось - 89», 2001.

  6. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Учимся, играя математике. М., Просвещение, 1993.

  7. E-mail:[email protected] «Сайт практического психолога»

  8. http://www.vashpsixolog.ru/

Продолжительность занятия: 45 минут.

План

Глазодвигательное упражнение

«Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»

3 мин.

7.

Упражнение «Муха»

3 мин.

8.

Упражнение «Четвертый лишний»

9 мин.

9.

Работа в рабочих тетрадях

5 мин.

10.

Дидактическая игра «Анонимы»

10 мин.

11.

Рефлексия.

2 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Психолог: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас на нашем занятии, но прежде, чем мы начнем его, давайте поприветствуем друг друга. Скажем друг другу такие слова «Я рада видеть тебя….»

2. Упражнение «Импульс»

Дети сидят в общем кругу. Психолог просит всех взяться за руки, затем пожимает руку соседа справа и просит его передать импульс рукопожатий по кругу. После того как волна рукопожатий возвращается в начало круга, психолог спрашивает, может ли группа передать импульс быстрее. Дети пробуют еще раз.

Психолог: Ребята, возьмитесь за руки и передайте импульс своему соседу, легким пожатием за руку. И так по кругу.

3. Упражнение «Лезгинка», «Ухо—нос»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля.) 

Психолог: Левую руку сложите в кулак, большой палец оставьте в стороне, кулак разведите пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение левой и правой рук.

 «Ухо—нос»

Психолог: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

4. Упражнение "Назови соседа….»".

Ребята по кругу называют имя соседа сначала слева, затем справа.

Цель: ориентировка в пространстве.

5. Упражнение «А что потом….»

Цель: ориентировка во времени.

Игра проводится с мячом. Ребенку, бросается мяч с вопросом, например: понедельник, а потом….

Вторник, а потом…

Лето, а потом….

Утро, а потом…

Вечер, а потом…

Ребенок отвечает и возвращает мяч.

6. Глазодвигательное упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием».

Цель: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. 

7. Упражнение «Муха»

Цель: развитие концентрации внимания.

На доске крепится квадрат с расчерченным на нем девятиклеточным игровым полем 3Х3.  Психолог объясняет ребятам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" в конце игры сказать, где она «присела».

hello_html_m6926aa79.jpg

8. Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: учит группировать предметы по свойствам, тренирует внимание, умение сопоставлять, выделять черты схожести и различий предметов. Обогащает знание об окружающем мире. Развивает логическое мышление.

Сначала упражнение выполняют дети все вместе, затем закрепляют индивидуальным заданием в рабочих тетрадях.

9. Работа в рабочих тетрадях. Выполнение самостоятельной работы на закрепление материала. Ребята, получают тетради с заданием. После выполнения задания психолог подводит итог, проделанной работы. 2-3 ребят предлагают свои варианты ответов.

hello_html_m138899a5.jpghello_html_5305cfc8.jpg

10. Дидактическая игра «Анонимы». Каждому ребенку раздается карточки с анонимами. Психолог зачитывает задание. Дети заполняют игровое поле.

11.Рефлексия.

Ребята становятся в круг и по очереди говорят: что нового узнали, чему научились, что было нелегко. Затем берутся за руки и говорят друг другу «до свидания».

 

Коррекционные занятия с детьми с легкой умственной отсталостью

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Развитие мышления  обучащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела"
    ["seo_title"] => string(84) "razvitiiemyshlieniiaobuchashchikhsiasumstviennoiotstalostiunaurokakhshvieinoghodiela"
    ["file_id"] => string(6) "331713"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464704711"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Методика Активизации умственной деятельности  учащихся на уроках цветоводства и декоративного садоводства школы. "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodika-aktivizatsii-umstviennoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tsvietovodstva-i-diekorativnogho-sadovodstva-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "135915"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417005425"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(65) "orghanizatsiia_fizkul_turno_ozdorovitiel_noi_raboty_dietiei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "395242"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487938637"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Методическая разработка на тему: "Использование нетрадиционных методик и техник при организации обучения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(140) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-i-tiekhnik-pri-orghanizatsii-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907575"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Электронные таблицы Excel" "
    ["seo_title"] => string(30) "eliektronnyie-tablitsy-excel-1"
    ["file_id"] => string(6) "188624"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426700229"
  }
}

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *