Вальдорфские детские сады в москве: адреса на карте и цены на 2019 год – Адреса вальдорфских детских садов, школ, инициатив, студий

Содержание

Вальдорфские детские сады в Москве – Ребенок в детском саду

Если вам нравятся самодельные тряпичные куклы или игрушки, позаимствованные у матушки-природы: бревнышки, камушки, шишки, если вы отводите детству основную роль в дальнейшем формировании характера, если вы выступаете за естественное любопытство и познание окружающего мира — то это признаки того, что следует отдать вашего малыша в вальдорфский детский сад. Ниже приведены вальдорфские детские сады Москвы по округам, среди которых есть не только платные дошкольные учреждения, но и бесплатные государственные детские сады.

ВАЛЬДОРФСКИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ: ЗАО

Семейный центр «Волшебный ребенок»
Адрес: м. Проспект Вернадского, ул. Удальцова, д. 36
Телефон: 133-43-46, 133-66-57
Сайт: www.magicchild.ru

ВАЛЬДОРФСКИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ: СЗАО

Домашний детский сад «Домовенок»
Адрес: м. Октябрьское поле
Телефон: 8-916-655-82-34 Елена, 8-916-587-05-35 Светлана
Сайт: www.domovenochek.ru

Частный детский сад «Ладушки»
Адрес: м. Строгино
Телефон: 8-903-529-88-89

Частный детский сад «Аленушка»
Адрес: м. Щукинская, ул. Кулакова, д3, к. 2.
Телефон: 750-95-53
Сайт: www.detisad.ru

ВАЛЬДОРФСКИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ: СВАО

Детский центр «Искра», группа «Травушка-Муравушка»
Адрес: м. Ботанический сад, Отрадное, ул. Отрадная, д.15Г
Телефон: 904-33-00, 8-915-249-09-93, 8-910-433-28-22

ВАЛЬДОРФСКИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ: ЦАО

Детский сад №859 – дошкольный вальдорфский центр
Адрес: м. Павелецкая, Стремянный пер., д. 10
Телефон: 239-84-16
Сайт: www.waldorfcentr.ru

Вальдорфская группа «Садко» при детском саде №1277
Адрес: м. Сухаревская, ул. Мещанская, д. 13
Телефон: 281-95-81

Центр «Золотой петушок»
Адрес: м. Тургеневская, Чистые пруды, Б. Харитоньевский пер., д. 13а
Телефон: 923-00-49, 925-51-49
Cайт: www.zolotoy-petushok.ru

Клуб «Рождество»
Адрес: м. Спортивная, Комсомольский пр-т, д. 46/1
Телефон: 245-73-70
Cайт: www.rojdestvo.ru

ВАЛЬДОРФСКИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ: ЮАО

Детский сад №740
Адрес: м. Чертановская, ул. Чертановская д.62Б
Телефон: 386-05-89

ВАЛЬДОРФСКИЕ ДЕТСКИЕ САДЫ: ЮЗАО

Детский сад №1673
Адрес: м. Коньково, ул. Капицы, д. 24 а.
Телефон: 420-28-33, 420-37-33

Семейный центр «Волшебный ребенок»
Адрес: м. Беляево, ул. Миклухо-Маклая, д.20а
Телефон: 336-97-00, 740-06-41
Сайт: www.magicchild.ru

Вальдорфский детский сад – школа «Путь зерна»
Адрес: м. Беляево, ул. Миклухо-Маклая, д.20а
Телефон: 336-68-66
сайт: www.putzerna.ru

Домашний детский сад «Солнышко в лукошке»
Адрес: ул. Профсоюзная, д.92
Телефон: 335-57-22
Сайт: www.sonnchen.ru

Вальдорфская методика в частных детских садах

Вальдорфская методика в частных детских садах

Основал эту популярную столетнюю методику Рудольф Штайнер. Она очень сильно отличается от каких-либо других методик обучения детей. Суть ее более философская, но в нашем современном мире очень необходимая многим людям. Тем более детям.

Назвали эту методу в честь фабрики сигарет Вальдорф-Астория. Именно хозяин этого завода попросил открыть первую школу, обучающую детей по данной методике. С тех времени и появились Вальдорфские детские сады.

Вальдорфская методика учит детей путем духовности и чувственности. В ее основе заложено понятие, что все наше физическое зависит именно от душевного и психологического. Все наши ощущения, переживания и эмоции позволяют лучше осваивать новую информацию.

Даже современные учены подтверждают тот факт, что память, основанная на эмоциях является долгосрочной, то есть закладывается в наш мозг на более длительный отрезок времени. Поэтому частные детские сады, обучающие детей по Вальдорфской методике сегодня так популярны. Еще Вальдорфской методике можно дать такую характеристику – обучение через гармонизацию с самим собой и природой.

Штайнер говорил, что невозможно научить малыша чему-либо без его согласия, стремления к учебе. В его методике учителя при проведении обучения часто опираются на время дня. Так, в первой его половине лучше заниматься умственным развитием, во второй переходить к практике.

Воспитание по его методике можно также назвать «экологически чистым», потому что весь процесс обучения полностью направлен на воспитание личности, которая будет жить в полной гармонии с окружающим миром. Вальдорфские детские сады учат именно этому.

Его методика предает огромную роль индивидуальному подходу к учебе. А именно в нем очень важны воображение, способности и уровень развития ребенка. Штайнер утверждал, что родители должны поддерживать в ребенке желание фантазировать, выдумывать. Он был против игрушек «законченного» вида. У него даже были куклы без лиц. Так, каждый ребенок должен был сам придумать обличие этой кукле, с помощью фантазии.

Обучают по методике Штайнера в двух этапах: до 12-и и после лет. В ранний период деток учат с помощью игр, упражнений на развитие ритмики, с помощью движений. В поздней уже есть методы, похожие на привычные нам школьные.

Педагоги в этой методике должны быть профессионалами, так как именно от них зависит доступность информации. Именно их Штайнер считал наиболее важными в своей методике.

Есть два метода, которых не хватает в современном обучении – «гармонизация со своим духовным миром», и «гармонизация с социумом». Первая развивает мышление и силу воли. Вторая – создает здоровую социальную среду.

Частные детские сады Москвы, которые работают по Вальдорфской методике, обучают всему наиболее важному. Но больше всего они учат тому, что нельзя недооценивать личность при обучении, а также гармонию с самим собой.

В наши дни трудно найти людей, которые стремятся жить в гармонии с самим собой и социумом. Поэтому методика Штайнера очень важна для современных деток.

Вконтакте

Facebook

Чем отличается детский сад вальдорфский от обычного?

Все ответственные родители желают для своих детей только самого лучшего. Мамы и папы изучают различные методики развития и воспитания, но когда возникает необходимость выхода взрослых на работу, большинство малышей попадают в муниципальные детские сады. Кто-то государственные учреждения дошкольного образования ругает за устаревшие принципы воспитания, а кто-то радуется долгожданному месту для ребенка. Как говорится, выбирать особо не из чего, а куда-то устроить малыша на время работы родителей нужно обязательно. На самом деле выбор есть, просто не все знают про такое явление, как детский сад вальдорфский.

Новый взгляд на привычные вещи

Детский сад вальдорфскийРудольф Штайнер считается основателем антропософии — науки и философии, предполагающей внедрение в воспитание детей и жизнь людей в целом некоторых новых принципов. В 1919 году была открыта первая школа, использовавшая для обучения и воспитания учащихся новые принципы. Это учебное заведение располагалось в городе Вальдорф (Германия). Спустя 6 лет последовательница Р. Штайнера открыла первый детский сад вальдорфский, названный, несмотря на свое расположение в Штутгарте, в честь местонахождения первой школы. Сегодня по всему миру успешно работает более 2500 образовательных и лечебных учреждений, использующих педагогические принципы данной методики. В России о вальдорфской педагогике заговорили только в 80-х годах прошлого века. Сегодня в нашей стране существует 25 школ и около 70 групп в детских садах и прочих образовательных объединений.

Основные принципы

Вальдорфский детский сад москваЧем же отличается детский сад вальдорфский от любого другого? Концепция педагогики имеет ряд особых принципов. Первый и важнейший из них – каждый ребенок является личностью и имеет право на обучение и воспитание. В работе педагоги должны использовать индивидуальный подход, опираясь на особенности каждого ребенка, его возраст, интересы и потребности. Детский сад вальдорфский – это место, где обучение основывается на примере воспитателя и подражании ему. В школе также важен авторитет учителя, но уже с середины общеобразовательной программы на первый план выходят личная ответственность и самостоятельность учащегося. Во время обучения и воспитания ребенка значительный упор делается на всестороннее развитие личности, укрепление телесной оболочки и поддержание здоровья.

Необычный детский сад

В вальдорфском образовательном учреждении нет привычной для многих из нас спешки. Утром родители приводят ребенка в детский сад — и тут же навстречу малышу выходит воспитательница, готовая его обнять и проводить в группу. Основное времяпровождение детей в таком учреждении – это свободные игры. При этом запретов практически нет, каждый ребенок может проявить свою фантазию и навыки, используя все доступные игрушки и подручные предметы. Разумеется, если кто-то решит сделать нечто небезопасное и недопустимое, воспитатель тут же поможет малышу переключиться на иной вид деятельности. Но все это будет происходить без жестких запретов. Слова «нет» для детей не существует в принципе в вальдорфской педагогике. Воспитанникам разрешается вести себя «как взрослым» и участвовать в жизни группы. В таких детских садах дети сами готовят салаты (используя настоящие острые ножи), участвуют в уборке, делают сложные поделки – даже самые младшие шьют и мастерят своими руками электрогирлянды.

Вальдорфская педагогика в деталях

Вальдорфский детский сад путь зернаЧем проще игрушки, тем активней работает фантазия. С этим утверждением трудно не согласиться. Игры с куклами и конструкторами включает в себя любая детсадовская программа. Вальдорфский детский сад – это место, где детям предложат разноцветные лоскутки, тряпичных кукол с едва намеченными лицами, деревянные брусочки. Все игрушки выполняются из натуральных материалов. Проводятся в таких дошкольных учреждениях и традиционные развивающие занятия – лепка, рисование, моделирование из бумаги.

Есть ли в Москве сегодня последователи Р. Штайнера?

Вальдорфский детский сад отзывыНа сегодняшний день в столице России зарегистрировано около 15 дошкольных образовательных учреждений и отдельных групп, позиционирующихся как вальдорфские. Примечателен тот факт, что речь идет преимущественно о частных и домашних детских садах. Но при желании можно найти и муниципальное учреждение дошкольного образования, в котором используются данные принципы образования. Как же попасть в вальдорфский детский сад? Москва – это крупный город, но теоретически житель любого района может найти учреждение дошкольного образования интересующего типа в транспортной доступности от дома. Такие детские сады имеются во многих районах города. В муниципальное учреждение можно попасть в порядке общей очереди, в коммерческое – на платной основе.

Вальдорфский детский сад: отзывы родителей

Программа вальдорфский детский садНесмотря на новизну данных принципов воспитания для нашей страны, среди россиян уже немало поклонников учений Р. Штайнера. Вальдорфские сады выгодно отличаются от традиционных российских. В них, по отзывам родителей, царит неформальная, семейная обстановка. Детей принято забирать не позже 17.00, при этом воспитатели подчеркивают важность семьи в воспитании и позиционируют себя как взрослых друзей воспитанников, а не наставников. Что касается образования и развития, наибольшее внимание уделяется не зубрежке цифр и букв, а эстетическому воспитанию. Многие родители, выбравшие для своих малышей такой вариант развития, радуются тому, что в Москве сегодня работает достаточно дошкольных учреждений данного типа. И неважно, какой вы выберете вальдорфский детский сад — «Путь зерна», «Солнышко в лукошке» или ДС № 740. Уже через несколько недель посещения можно будет оценить преимущество и качество воспитания и обучения в конкретной группе и решить, подходит ли данная методика именно вашей семье.

Вальдорфский детский сад. Москва. Южный округ. Видное. Контакты.

Дорогие родители!

Мы рады познакомиться с вами. Мы — это Люба Ушакова и Настя Колесникова – ведущие воспитатели садика «Лукошко».

Давайте, мы поподробнее расскажем о себе.

Люба Ушакова — мама пятерых детей и бабушка трех внучек. 23 лет работаю с детьми как воспитатель.

Первые мои выпускники в 2011 году закончили школу. Начинала с маленькой домашней группы. После этого был 3-х летний опыт работы в государственном д/с 859 в Москве. Одновременно с работой я училась и закончила Дошкольный Вальдорфский семинар, по окончании которого проходила практику в Германии (Эрфтштадт).

Потом совместно с Олей Карелиной организовали студию, которая выросла в полноценный детский сад при семейном центре «Волшебный ребенок». Это было прекрасное время, когда мы приобрели практический опыт, и когда родилась дружба с новыми семьями, со многими из которых мы дружны и сейчас, хоть дети уже давно учатся в школе.

Затем я работала в группе-студии в детском центре «Конек-Горбунок» на Горбушке; в домашнем садике «Обережка» и в частном загородном саду в Николо-Урюпино. Все эти группы продолжают успешно работать, чему мы, конечно, очень рады.

Колесникова Настя – мама двух дочек.

В 2012 году я привела в «Лукошко» свою старшую дочку. Вдохновившись всем тем, что происходило в саду, в 2013 году пошла тоже работать ведущим воспитателем в вальдорфском садике при клубе «Большая Черепаха», параллельно учась на Дошкольном Вальдорфском семинаре. А в 2014 моя дорога привела меня работать в садик «Лукошко». Работая здесь, я и написала и защитила свой диплом «Готовность детей к школе».

Сейчас «Лукошко» — это уютный домашний разновозрастной детский сад. У нас большая площадка для прогулок и свежий деревенский воздух.

Как должна быть устроена группа, чтобы взрослые и дети могли делать совместно разную и понятную работу, радуясь самому процессу и тем, кто их окружает?
Чем надо заниматься с детьми, чтобы сохранить их физическое здоровье и душевное равновесие?
Как строить учебный год детского сада, чтобы к школе ребенок был мотивирован, психологически зрелый и социально адаптированный?


Мы знаем ответы на эти вопросы и реализуем наш опыт в нашем детском саду.

Наш садик – это коллектив разных педагогов:

Моталкина Ира – наша тетя Ира, которая укладывает спать наших детей. Прошла обучение на Вальдорфском школьном семинаре.

Лысова Аня – еще один педагог второй половины дня.

Карелина Оля – ведет театральные занятия у старших детей.

Балашова Наталья Владимировна – ведет музыкальные занятия.

Хазиева Татьяна – наш педагог по эвритмии, лечебный эвритмист, которая занимается с детьми, требующими особого внимания.

Мы на фейсбуке: Родительский клуб «Лукошко»

Вальдорфский детский сад: 8 главных особенностей альтернативного подхода к развитию ребенка

Для своей двухлетней дочки Анастасия Галанина, одна из основательниц Organic Woman, выбрала детский садик с вальдорфской педагогикой. Почему именно вальфдорфский садик и что особенно ей нравится в этой педагогической системе, она рассказывает в своей статье.

 

На этой неделе неожиданно для себя я отправила ребенка первый раз в сад. Планировали ждать до трёх лет, но ребенок оказался готов раньше, да и повезло найти место на неполный день в Вальдорфском детском садике. Меня очень привлекло, что главная задача воспитателя в этом садике – помочь ребенку развить природные таланты и дать веру в собственные силы. Мне захотелось узнать, за счет каких средств пытаются этого достигнуть и, если откликнется, попробовать перенять и перенести что-то в свою семью.

 

 

С вальдорфской педагогикой и вообще антропософией как объемлющей её духовной наукой я познакомилась ровно год назад. Пройдя обучение в специализированном центре и погрузившись в труды их основателя Рудольфа Штайнера.

Я перестала бояться не успеть чему-то научить, опоздать с подготовкой к школе… Зато еще раз уверилась, что самое главное – это гармоничное раскрытие потенциала ребенка в трех областях: мышления, чувств и воли.

Кстати, в 2019 году Вальдорфской системе исполнится ровно 100 лет. Я бы хотела познакомить с ней тех, кто о ней пока не знает. Я не буду приводить все особенности вальдорфских школ и садиков, а также отличия в учебных программах по сравнению с государственными школами. Отличий огромное множество. Но опишу основополагающие принципы воспитания детей младшего возраста, которые вы можете использовать и у себя дома.

 

 

Вальдорфская педагогика: основные принципы и акценты

Основа – стремимся познать и понять индивидуальность ребенка

Ребенок не является «чистым листом», на котором можно написать что вздумается. Ребенок – индивидуальность. Он обладает с рождения определенными свойствами, склонностями и предрасположенностями. Любой ребенок неповторимый! Мы должны иметь это в виду и не стараться подтянуть каждого под общепринятые стандарты, а больше слушать, обращаться как с равным себе взрослым. Быть открытым и принимающим.

 

Обучаем через свой пример

Подражание как внутренний импульс заложен во всех изначально. Самым основным человеческим умениям – ходьбе, речи и мышлению – ребенок научается благодаря подражанию. Всё, что происходит с ребенком, производит на него глубокое впечатление, но одновременно побуждает его воспроизвести это самостоятельно. Люди, окружающие ребенка, всё время служат ему примером – и в движении, и в речи, и в понимании, и в действии. И если люди хотят добра ребенку, всё – движение, речь, осознание и действия –должно быть осмысленными, красивыми, добрыми – то есть заслуживающим повторения. 

 

Вырабатываем ритм дня и даём пространство (временное и физическое) для свободной игры

Действие в подражании станет навыком только при многократном его повторении. Это возможно при четком режим дня. И привычная последовательность действий сформирует у ребенка чувство безопасности, здоровый сон и пищевые привычки.

«Свободная игра» – это время, когда ребенок свободно играет доступными материалами и игрушками. В такой деятельности ребенок реализует свою фантазию, тренирует образное мышление, высвобождает зажатые эмоции и проигрывает ситуации и действия окружающих, которым ему хочется подражать.

В это время мы, родители, должны заниматься своей деятельностью. И желательно выбирать занятия, где ребенок может увидеть труд ваших рук: рукоделие, творчество, хозяйственная работа и дела по дому – а также, повторять одно дело в течение нескольких дней подряд. Главное – чтобы дети видели взрослых работающими, могли поработать вместе с ними и перенести в свою игру элементы взрослой трудовой жизни.

 

Даём возможность реализовать свою волю, пробовать самому и совершать ошибки, если необходимо

Ребенок, как, наверное, и вы сами, гораздо лучше учится не через объяснения, а через действия. При сформированной воле у нас появляется глубокая склонность к действию, стремление перевести свои желания и мечты в конкретные намерения и поступки. Действуя, узнавать. Ему хочется все потрогать, проверить, рассмотреть, испытать.

Наша задача – предоставить ребенку широкие возможности для собственных опытов, не бояться за него там, где нет угрозы безопасности, а вселять уверенность в собственных силах.

 

 

А для подкрепления силы воли ребенка обычно используется легкий, но регулярный и увлекательный трудовой процесс или уборка и помощь родителям. 

 

Наблюдаем ритмичность смен времен года

С ребенком мы наблюдаем, как естественно следуют один за другим природные эпохи. И переносим эти наблюдения, утверждаем их в игровой жизни.

Характерный набор песен, сказок, блюд на столе, творческой или ремесленной деятельности, а также элементы декоративного оформления пространства определяются текущим временем года.

А праздники как определенные вехи служат кульминацией сезона, помогают преодолеть холодные месяцы или служат точкой изменений в трудовой деятельности, помимо того, что они выполняют другие важные социальные функции. Под них сочиняем истории, песни, мастерим игрушки, накрываем стол со своими специальными сезонными блюдами.

 

Добавляем общение с разновозрастными детьми

Всё решается естественным путем в семьях, где много детей. Если это не ваш случай, приведите ребенка в группы детей, где старшие дети вынуждены общаться с младшими.

Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление. Ребенок постарше, глядя на малышей, может оценить, каким он был раньше. На примере более старших понимает, каким будет через год – сильнее ловчее, сообразительнее. Он знает, что у старших ребят есть свои взрослые обязанности, но им разрешается то, что не разрешено младшим.

 

Мягко убираем из обихода игрушки, которые «диктуют» игру, и оставляем игровые предметы из натуральных материалов

Мне кажется, Вальдорфская система – пример для подражания всем, кто стремится к осознанному потреблению. В нашем садике не встретишь игрушек из пластика – только природные натуральные материалы: дерево, кора, спилы веток, шишки, каштаны, косточки, шерсть, воск и т. д. Игрушки и вообще всё декоративное оформление дети и взрослые делают своими руками: панно и игрушки, валяные из шерсти, одежда на них из имеющихся обрезков тканей и др.

 

 

Воображение стимулируют все игрушки с пространством для творческой мысли: неоформленные кусочки деревьев, куклы с непрорисованными чертами лица, спилы веток, которые могут быть одновременно и колесом, и столешницей, и пирогом.

Все игрушки приятные на ощупь и довольно спокойных оттенков, кроме каких-нибудь мячиков для активных игр, кстати, тоже из натуральных материалов или связанных вручную.

 

Участие семьи в жизни ребенка очень важно, с точки зрения Вальдорфской педагогики.

Этот тезис мне хочется оставить без комментариев.

Это то, что больше всего поразило меня в этой педагогике. То, что хочу дать своему ребенку. Буду рада, если откликнется и вам.

 

Если ваши детки ходили или ходят в Вальдорфский садик или школу, напишите мне, как поменялась ваша жизнь в семье с тех пор, как ребенок стал учиться в подобной среде? Мне это очень интересно.

 

 

 

 

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Дошкольные радости на вальдорфский манер. Вальдорфский сад

Реклама
Реклама

Если сравнивать популярность вальдорфских школ и детских садов, вторые явно выйдут вперед, хотя, казалось бы, в воспитании люди склонны придерживаться одной и той же системы. Но нет! Столкнувшись с тем, что в штайнеровских школах учат читать аж в третьем классе, некоторые родители засомневались в ценности образования на антропософской основе. И перевели своих дитяток в более традиционные заведения. Однако на рейтинг вальдорфских садов это не повлияло: желающих столько, что образуется очередь. Почему?

Вальдорфская педагогика

Переход в другое измерение

Перешагиваешь порог вальдорфского садика — и попадаешь в сказку. Или в другое измерение, где нет привычной спешки, суеты, нервотрепки — да мало ли чего еще неприятного? Взялись за ручку двери — звякнул колоколец, его услышала воспитательница и вышла встретить ребеночка. И руки к нему протянула — называется это жестом принятия. Малыш при этом видит, что желанен, что его здесь ждали и ему рады. (Невольно сравниваешь эту сцену с приходом в районный детский сад, не правда ли?)

Не думайте, что про другое измерение я сильно преувеличила — разве что самую малость, потому что закрыв за собой дверь с колокольчиком, мы действительно оказались в мире, где жизнь строится по совсем непривычным законам. Здесь все продумано до мелочей: как проводить день, в какие игрушки играть и из чего их делать, какие рассказывать сказки, как приступать к еде и, само собой, что есть. За всем этим стоит целое мировоззрение — основанная Рудольфом Штейнером антропософия. Именно на ней и базируется вальдорфская педагогика.

Но перешагнем же вместе с ребенком порог и проживем вместе с ним целый день!

Свободная игра с простыми игрушками

На одной из стен — репродукция с иконы Богоматери с Младенцем, вокруг — сообразно времени года композиция из тканей и природных материалов — букеты, желтые и красные листья, камни. У стен — открытые струганные полки, на них — плетеные корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами, деревянные лошадки, тряпичные куклы, вязанные куры и овечки, камни, ракушки, деревянные брусочки и подвижные деревянные же игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне и т.п.). Все это богатство идет в дело во время свободной игры, с которой начинается день в вальдорфском саду.

Дети играют сами, воспитатели в их занятия не вмешиваются, поскольку запреты и повелительные интонации лишают ребенка возможности самостоятельно выбрать свой жизненный путь — это один из основополагающих принципов вальдорфской педагогики.

Конечно, за детьми незаметно приглядывают и ненавязчиво помогают. Например, построить трехэтажный дом из детских столиков, поставив их друг на друга. Если же какой-нибудь новичок запоет приблатненные частушки или, скажем, перевоплотится в делового человека с сотовым телефоном, его мягко переключат на деятельность в рамках принятых правил: в такие игры и такие игрушки здесь не играют.

Да, это еще один принцип: никакой синтетики. Игрушки делают из натуральных материалов. В крайнем случае, покупают у мастеров народных промыслов. Кукол и животных шьют или вяжут и набивают непряженой шерстью. Ребеночку приятно прижать к себе сшитую мамиными руками куколку, она теплая. «А как прижмешь кусок пластмассы? Он ведь неживой!»

Второй принцип изготовления игрушек — их упрощают до первобытного уровня. Это не грубость, не ирония, а цитата из трудов основательницы самого первого вальдорфского садика Элизабет Грюнелиус. Считается, что простые игрушки — например, деревянный брусочек, который служит то столом, то автомобилем, то лошадкой — способствуют не только развитию детской фантазии, но и правильно воздействуют на развитие внутренних органов. А застывшее выражение на лице куклы не успевает за развитием сюжета игры. Поэтому вальдорфцы поступают просто: рисуют два кружочка-глаза, а ниже точкой обозначают рот.

Несмотря на провозглашенный первобытный уровень, игрушки, доложу вам, совершенно прелестные и сделаны с большой выдумкой. Например, черепаха с панцирем на пуговицах. Или синий мячик с вышитыми звездами: ну кто мог догадаться, что его можно связать на спицах и набить шерстью? При этом он, во-первых, прыгает, а во-вторых, его можно кинуть хоть в окно — стекло не разобьется.

Детская работа

В середине комнаты стоит большой рабочий стол — за ним сидит одна из воспитательниц (обычно их двое) и занимается рукоделием: шьет, рисует, вырезает (как из бумаги, так и из дерева), режет салаты, варит варенье, нанизывает бусы. Иногда, отвлекшись от игры, к ней подходит кто-нибудь из детей — сделать пару стежков или мазнуть кисточкой. Никто их за работу не усаживает, хотя подарочки к празднику должны сделать все. И что? Так и ждут до последнего дня бедные воспитатели, когда же Ваня подойдет и раскрасит коробочку. А он не подходит и не подходит.

Подарочки, которые дети дарят своим родителям, скажем, на Рождество, бывают довольно сложными: например, картонная коробочка с витражом (!), внутрь которой кладут сделанную детскими пальчиками гирлянду. Конечно, все подготовительные работы (вплоть до прорезания силуэта Марии с Младенцем) делает воспитательница — ребенку остается выбрать цветную прозрачную пленку, которую вставят в крышечку, ну и, конечно, сделать гирлянду, хотя бы трехсантиметровую. Правда, некоторые дети имеют собственные задумки по поводу подарков вообще и коробочек с гирляндами в частности — воспитатели помогают воплотить их в жизнь.

По средам дети делают винегрет. Надевают маленькие фартучки и на деревянных дощечках настоящими ножами режут овощи. По четвергам пекут печенье. Крохотными скалочками раскатывают тесто, вырезают игрушечными формочками фигурки, складывают на противень — и отдают его нянечке. Она ставит его в печку.

Думаете, опасно? Порежутся? Когда моя четырехлетняя дочка начала ходить в вальдорфский садик, они каждый день делали себе салат. И ничего, обошлось без травм, хотя дома она ничего подобного не делала. Может быть, мы просто недооцениваем своих детей?

Вы заметили, что дети не развлекались, а делали все по-настоящему? Строили, шили, наряжались принцессами, резали винегрет, нанизывали бусы. Они врастали в жизнь, как выразились бы вальдорфские педагоги. К игре они относятся очень серьезно.

Общие занятия

Кроме свободной игры, формирующей индивидуальность ребенка, бывают и общие занятия: рисование, пение, лепка, праздничные игры, уборка.

Примерно через полтора часа после прихода детей в сад в руке воспитательницы зазвенит колокольчик:

Динь-дон, динь-дон
Убираем все кругом.

Удивительно, но в вальдорфском саду умеют так поставить дело, что все дети убираются — может быть, потому что они успели наиграться и в глубине души хотят заняться чем-то другим?

Воспитатели за ними не надзирают, отдавая команды: «Катя, ну-ка быстрее!» или «Саша, ты почему ничего не хочешь делать?» — они участвуют в общем процессе и помогают. Тряпочки аккуратно складываются в корзинку, а «трехэтажный дом» разбирается на столы. На них кладутся не унылые клеенки, а скатерти или хотя бы красивые матерчатые салфетки, сделанные воспитателями или родителями. На стол ставятся плетеные подносики — дети будут завтракать.

О! Салфетки на столах — это не роскошь, а элемент воспитания. В вальдорфских общинах Европы даже глубоко умственно отсталые люди едят на матерчатых скатертях. Вероятно, они этого не понимают, но что ни говорите, а такое серьезное отношение к трапезе делает ее значительной. Уже не шлепнешь в остром приступе хулиганства ложкой по тарелке борща — чтобы красные брызги во все стороны, — да и себя невольно начинаешь уважать.

Семью хлебами

О том, что принято, а что не принято есть в вальдорфском саду, стоит сказать особо. Могут встретиться разного рода неожиданности — особенно если вы придерживаетесь какой-либо определенной системы питания.

Антропософы никого не повторяют, но ближе всего они, пожалуй, к вегетарианцам: в пищу употребляют овощи (но не все, например, картофель и помидоры исключатся), распаренные крупы (но не сладкие молочные каши), сухофрукты. А вот со сладостями разночтения (вызванные, как мне кажется, слабостью самих миссионеров вальдорфской педагогики). Но это совсем не означает, что ваше чадушко будет есть почти исключительно мюсли и салаты (что пришлось вкусить моему): организация питания — дело хлопотное, так что не исключено, что столоваться дети будут из общепитовской кухни. А в утешение напомню, что по средам ожидается винегрет, а по четвергам — печенье.

Естественно, что при столкновении высоких принципов здорового питания по-антропософски с суровой реальностью нашей жизни возникают некоторые перекосы. Например, меня удивил рассказ знакомой воспитательницы, поведавшей, что на завтрак дети едят только то, что они с собой принесут. И если яблоко или, скажем, банан дадут только одному ребенку, а все остальные родители дружно забудут дать своим малышам фрукты (как об этом было договорено), двадцать детей вместе съедят один банан. Или одно яблоко.

«Моя нянечка, женщина, настроенная очень материалистично, с недоверием относится к тому, что можно наесться одним яблоком, — рассказывала мне воспитательница. — Но ребеночек так радуется, когда угощает других! А потом они едят маленькие бутерброды. Почему не большие? Не все могут с ними справиться».

Не расстраивайтесь: дети приходят в сад сытыми. А разве лучше, когда в районных дошкольных заведениях довольно жестко заставляют есть? Для подрастающего человека это довольно оскорбительно.

А если вам не нравится, чтобы двадцать человек ели один банан, можно договориться с другими мамами и папами о дежурстве — родительские инициативы только приветствуются.

После еды опять звонит колокольчик, и дети идут гулять.

Чтобы формирующие силы правильно образовывали детский организм, никаких ограничений на прогулке быть не должно: в специально приготовленной для этого случая одежде детям позволено лезть и в воду, и в грязь.

Реклама

Сказка, рассказанная много раз подряд

Когда дети возвращаются с прогулки, им рассказывают или показывают сказку. Здесь я опять должна вас удивить, поскольку одну и ту же сказку рассказывают неделю, а виртуозы — целый месяц. Это считается высшим пилотажем. Зачем?

Дети в сказку вживаются, им важно, чтобы она повторялась слово в слово. Вальдорфские воспитатели уверяют, что таким образом сказка живет и остается с детьми. И если вдруг забывчивая воспитательница упустит какой-нибудь образный оборот, дошкольная смена тут же его вставит.

Конечно, старшие (а в группе дети разного возраста) могут и заныть: «Ну, опять про яблочко!» — но слушают с интересом: воспитатели рассказывают с чувством, получается своего рода моноспектакль, так что захватывает не сюжет, а настроение.

Сказку можно не только рассказывать, но и лепить — из изумительного, благоухающего натуральными ароматами мягкого и яркого воска. За столом перед детьми сидит воспитательница, и перед нею лежат три тряпочки. Одна обозначает волшебную страну, другая — нашу с вами реальность, а платочек между ними — речку. Через речку перекинут крохотный деревянный мостик.

Дети лепят и, ставя на стол свою поделку, говорят, что это такое и для какой страны годится. Скатает мальчик колбаску и сообщает, что это волшебный столб: кто до него дотронется, сможет летать. А вот единорог — он переносит седока, куда тот захочет. А здесь самый настоящий ежик.

Когда все закончат работу, воспитательница рассказывает сказку: «Жила-была девочка, пошла она по лесу и встретила ежика…» (Немного расстрою вас: ничего особенного придумывать не надо. Иди по лесу и встречай всех, кого слепили — все равно ведь каждый ребенок будет рад, что его персонажу нашлось место в сказке. И это очень хорошо — в жизни ведь так далеко не всегда случается, правда?)

Вместо лепки может быть рисование. Разумеется, совсем не то, о котором вы сейчас подумали. Дети рисуют два раза в год (!) по два месяца. Водяной краской — акварелью — именно тогда, когда в природе наблюдается буйство воды: осенью, в сезон дождей, и весной, во время таяния снегов.

Ох, непросто все в антропософии! Как любят выражаться вальдорфские наставники, речь не идет о том, чтобы рисовать что-то определенное — дерево или, скажем, дом. Считается, что ребенок испытывает потребность повозиться с красками как таковыми, поэтому для начала детям дают всего одну краску. Например, желтую. Они наносят жидкую акварель на бумагу и переживают (что бы вы думали?) качество цвета. Таким образом их готовят к эмоциональному восприятию искусства.

Потом дают синюю краску. Потом красную. Некоторые воспитатели рассказывают при этом сказки, другие спрашивают, где в природе встречается такой цвет, третьи предлагают молча смотреть на рисунки.

Понимаю: это трудно представить. Особенно с нашими детьми. Но я ведь предупреждала: вальдорфский сад — место особое.

За границей после обеда детей забирают домой — раньше так же было и в наших вальдорфских садах. Однако времена безоглядного следования эталону, к счастью, прошли, жизнь внесла свои коррективы, и теперь малышей укладывают спать.

Что же главное?

Наверное, вы заметили, что до сих пор не встретилось ни одного слова про обучение чтению, счету и письму. Это не случайно — в вальдорфских садах к школе не готовят. Но с другой стороны, что это за школа, если к ней надо готовиться? Разве она предназначена не для того, чтобы там учили? Однако факт остается фактом: несмотря на запреты московского Комитета образования, при поступлении в школу детей экзаменуют. Но если вам сильно понравилась нарисованная мною картинка, думаю, что подготовка к школе вас не остановит.

И действительно: с этим справится практически любой папа или любая мама. Кстати, моя младшая дочь ходила в вальдорфский сад (в разное время даже в разные сады), что совершенно не помешало ей пройти вступительное собеседование лучше всех. Учительница даже спросила: может быть, мы перепутали школу, в которую хотим записать девочку?

И сейчас она учится хорошо, а в первом классе наша учительница несколько раз интересовалась: где же это воспитывают эвристическое мышление и взращивают таких раскрепощенных детей? Не хочу, чтобы эти слова прозвучали как самовосхваление, но с государственным садиком мы действительно хлебнули горюшка, когда его посещала старшая дочка. Не буду описывать, как, например, ее, двухлетнего божьего одуванчика, запирали в туалете за то, что она посмела взять с полки куклу, для которой я полностью сшила всю одежду, и как нельзя было пропустить ни дня, не вызывая врача. А попробуй его вызови, если ребенок всего лишь слегка подкашливает и у него насморк!

Дело ведь не в игрушках, не в сказках и не в рисовании два раза в год — дело в отношении к ребенку. В вальдорфском саду не может быть речи не только о том, чтобы ребенка наказать, но и о том, чтобы повысить на него голос. Его не укоряют и не взывают к его совести — считают, что до 12 лет взывать не к чему. До семи лет ребенок живет на чувстве подражания, поэтому он будет таким, как окружающие его взрослые. Это не только антропософский принцип, но и выражение элементарной культуры поведения.

Елена Шарова

Статья из ноябрьского номера журнала.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Детские сады в Москве — частные, домашние

Сегодняшние реалии мира очень переменчивы и в нынешних условиях воспитанию ребенка необходимо уделять как можно больше внимания, больше ответственности, больше терпения. Сформировать же у ребенка правильное и хорошее отношение к природе, людям, окружающей среде, помочь малышу сформировать жизненные ценности и приоритеты задача не из простых. Но домашний детский садик «Домовёнок» справится с этой задачей и в будущем Вы будете гордиться своим чадом.

Наш детский садик в Москве также «не стоит» на месте, а идет в ногу со временем. Мы работаем на базе новой, современной педагогической системе, которая включает в себя гармоничное психологическое и физическое развитие ребенка.

Детский садик «Домовёнок» функционирует на основе Вальфдорской педагогики. Главными составляющими которой являются любовь, доверие, понимание и уважение личности малыша.

Такая атмосфера доброжелательности царит в каждой из наших групп и помогает ребенку раскрыть его индивидуальные возможности и способности. Уже с порога Вы ощутите, что у нас всё именно так как мы говорим.

Воспитанием же крох занимаются одни из лучших педагогов Москвы. При этом они всегда помнят, что каждый маленький ребенок имеет одно очень занимательное свойство – подражать поведению взрослых. И именно своим хорошим примером они демонстрируют яркие и типичные модели поведения в обществе, которые в будущем помогут малышу, как можно быстрее освоится во взрослой жизни.

Детский садик «Домовёнок» — отличный помощник в воспитании детей

Каждый родитель мечтает о том, что б его малыш вырос нравственно воспитанным, добрым, отзывчивым, приятным в общении и умным. Каждый мечтает, но не все знают, как вырастить такую полноценную личность. Мы же, основатели детского садика «Домовёнок» в Москве в своё время также столкнулись с такой проблемой. Но мы не отчаялись и нашли выход из ситуации. Мы изучили различные направления в детской педагогике и ознакомились с трудами лучших педагогов мира: Льва Толстого, Константина Ушинского, Рудольфа Штейнера, Януша Корчака. А затем благодаря Вальдорфской педагогике применили все наши знания на практике.

Так, в 2003 году мы основали вальдорфский детский садик. Изначально он задумывался, как садик для своих и насчитывал одну небольшую группу. Но со временем мы выросли. На данный момент у нас 5 групп, которые расположены в Москве и Подмосковье.

Если же Вы хотите, чтобы Ваши детки всегда были окружены любовью, заботой и вниманием, тогда добро пожаловать в наш дружный детский сад в Москве.

Приходите к нам! Мы рады Вам и Вашему малышу!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *