К вопросу о современных стандартах показателей физического развития (длины и массы тела) детей грудного возраста | Сахно Л.В., Ревнова М.О., Колтунцева И.В., Мишкина Т.В., Гайдук И.М., Баирова С.В.
ВведениеФизическое развитие — важный показатель здоровья ребенка. Под термином «физическое развитие детей» понимается процесс «обусловленного возрастом изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной силы и работоспособности детского организма» [1].
Оценка физического развития детей входит в структуру комплексной оценки состояния здоровья, осуществляется педиатрами регулярно на профилактических осмотрах, частота которых снижается с увеличением возраста ребенка [3]. Наиболее тщательного контроля требует первый год жизни, поскольку именно в этом возрасте рост и развитие идут очень бурными темпами (в среднем за 12 мес. здоровый ребенок утраивает свой вес и вырастает на 25–30 см). Кроме того, возраст от 0 до 12 мес. относится к критическому периоду онтогенеза, когда ребенок наиболее чувствителен к воздействию различных негативных факторов.
Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей и подростков, считаются длина и масса тела [4, 5].
Уровень физического развития, его гармоничность являются объективным отражением состояния здоровья ребенка. Рост ребенка — важный показатель соматического здоровья, признак адекватной работы эндокринной системы, социального благополучия (сбалансированное питание, уход за ребенком, психоэмоциональное окружение), выраженные отклонения в росте могут свидетельствовать о генетическом заболевании [6]. Масса тела — показатель более лабильный и первым отвечает на воздействие внешних и внутренних факторов. Есть данные, что снижение массы тела ассоциируется с риском развития инфекционных болезней, анемий, психомоторных нарушений [6]. Избыток массы тела ребенка может быть связан как с нерациональным питанием ребенка, так и с эндокринной, генетической патологией [5]. Очень важно как можно раньше выявить отклонение показателей физического развития от нормативных значений, определить уровень и причину этих отклонений, чтобы при необходимости приступить к углубленному обследованию пациента. При этом показатели для оценки антропометрических данных должны соответствовать современным реалиям. С этих позиций анализ секулярного тренда ростовых процессов необходим для адекватной оценки физического развития детей [7–10]. Есть данные, что в нашей стране имеется тенденция к увеличению длины тела современных городских новорожденных по сравнению с детьми, рожденными в середине прошлого века [11, 12]. Те же тенденции прослеживаются и у европейских новорожденных, о чем свидетельствуют данные исследований зарубежных авторов [13–15].
Для педиатра знание первоначальных данных о росте и развитии ребенка, темпов их изменений (динамики процесса) необходимо для качественной оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма [4, 6]. У детей раннего возраста, особенно первого года жизни, темпы физического развития являются очень точным индикатором здоровья ребенка. Многие хронические заболевания могут не иметь четкой клинической симптоматики. И именно нарушение темпов прибавки массы тела и роста является, возможно, первым донозологическим проявлением болезни.
В повседневной практике врачи чаще используют два способа оценки физического развития — параметрический, или сигмальный, и непараметрический — центильный.
Врачи-педиатры первичного звена, в т. ч. из Санкт-Петербурга, в ежедневной практике чаще используют центильные таблицы, разработанные И.М. Воронцовым (1986 г.) [2]. Для построения этих таблиц использовались данные массового обследования детей Северо-Западного региона РФ.
Метод оценки физического развития с помощью центильных таблиц прост в работе, т. к. исключает расчеты. Центильные шкалы представляют собой описание частотных долей распределения диапазона варьирования признаков, абсолютно независимое от математического распределения. Соответственно, эти шкалы более универсальны. Они удобны при массовых профилактических обследованиях детей, для выделения групп с «пограничными» значениями и возможными патологическими отклонениями признаков [16].
Показатели физического развития детей и подростков могут быть отражением климатических, социально-экономических, этнических и иных особенностей конкретного региона. Есть мнение, что региональные стандарты физического развития детей и подростков должны пересматриваться через каждые 5–10 лет. В России в связи с происходящими в последние десятилетия процессами социально-экономических преобразований и усиливающимися тенденциями социальной стратификации проведение популяционного мониторинга показателей роста и развития представляется первоочередной, насущно необходимой задачей [6, 17].
Цель исследования:
Данные в рамках выполненного исследования собирались в период 2016–2017 гг. в г. Санкт-Петербурге и других населенных пунктах Северо-Западного региона. Участники исследования, проводившие непосредственный отбор данных, на этапе подготовки проходили соответствующий инструктаж по методикам сбора данных и дополнительное обучение по вопросам стандартизации антропометрических измерений. Верификация методик измерений (на этапе сбора) проводилась по тестовым антропометрическим данным, предоставленным специалистами (экспертами) кафедры.
Измерены длина и масса тела у 2419 детей (1243 — мальчики, 1176 — девочки) в возрасте 0–12 мес. 2016–2017 гг. рождения. Все дети доношенные, родились в гестационном сроке 37–42 нед. Возрастные группы были выделены с применением стандартных градаций (к детям 2 мес. были отнесены дети в возрасте от 1 мес. 16 дней до 2 мес. 15 дней, 3 мес. — от 2 мес. 16 дней до 3 мес. 15 дней и т. д.). Дети осматривались на профилактических приемах педиатром и на момент исследования не имели никаких острых и хронических заболеваний. Осмотр детей проводился после получения информированного согласия родителей.
В ходе набора статистических данных измерялись следующие антропометрические параметры: масса и длина тела в положении лежа.
Был проведен анализ измерений антропометрических параметров с целью предварительной оценки достоверности и проведения отбраковки. Антропометрические данные примерно 13% субъектов, прошедших скрининг, были признаны недостоверными и исключены из состава обрабатываемой выборки. Следует отметить, что малый вес субъекта скрининга при рождении (<3000 г) не являлся основанием для исключения из состава выборки, а доля субъектов с малым весом в общей совокупности значений была низкой и не превышала 2,4%.
Аналогичный анализ и отбраковка были проведены и для измерений длины тела.
Далее по каждой выборке входных данных (массы и длины тела) оценивались значения математического ожидания (среднего) М и среднеквадратического значения параметра (СКО, σ) для реализации метода сигмальных отклонений [18].
Наибольший интерес представляет последующая оценка достоверности или оценка статистической достоверности различий [18] между двумя независимыми выборками значений. В качестве опорной выборки принимались значения, полученные в работе И.М. Воронцова [2].
Расчеты показали, что коэффициент достоверности t, рассчитанный по результатам обработки данных физического развития 1986 г. [2], и данных, полученных в 2016–2017 гг. (для обоих полов), больше 2, что подтверждает наличие статистических различий между указанными выборками с вероятностью, превышающей 95% (р<0,05).
Результаты исследованияВ ходе работы были измерены длина и масса тела у 2419 детей, проживающих в Северо-Западном регионе (1243 мальчика, 1176 девочек), из них новорожденных — 136 мальчиков, 151 девочка, затем были рассчитаны среднее значение параметров физического развития и среднее квадратическое отклонение (табл. 1).
В исследуемой группе детей, как и 30 лет назад, наблюдалось некоторое преобладание длины и массы тела у мальчиков по сравнению с данными показателями у девочек.
При сравнении средних показателей (50-й центиль) длины и массы тела детей, по данным нашего исследования, можно говорить о тенденции к увеличению массо-ростовых показателей как у мальчиков, так и у девочек, рожденных в 2016–2017 гг., по сравнению со сверстниками, рожденными в 1986 г. (рис. 1, 2). Так, длина тела мальчиков при рождении, по данным нашего исследования, составила 52,0 см, в 1986 г.— 51,3 см (p<0,05). Показатели длины тела девочек при рождении составили 52,0 см (2016–2017 гг.) и 50,7 см (1986 г.) (p<0,05). К 1 году длина тела, по данным нашего исследования, также достоверно различалась (р<0,05) и составила 76,0 см у мальчиков (в 1986 г.— 75,5 см) и 75 см у девочек (в 1986 г.— 74,1 см). Более высокие показатели массы тела как у мальчиков, так и у девочек в зоне 50-го центиля в группе нашего исследования по сравнению с 1986 г. отмечались в среднем первые 5–6 мес.
Средние прибавки массы и длины тела в год в группах детей со средними антропометрическими показателями за 30 лет, по данным нашего исследования, не претерпели значительных изменений.
Мы провели сравнение показателей длины и массы тела в области очень высоких (97-й центиль — рис. 3, 4) и области очень низких (3-й центиль — рис. 5, 6) значений.
Показатели длины тела при рождении в зоне 3-го центиля как у мальчиков, так и у девочек, рожденных в 2016–2017 гг., по сравнению с 1986 г., по данным нашего исследования, повысились. Так, длина тела мальчиков при рождении в этой группе составила, по данным нашего исследования, 49,0 см, девочек — 48,0 см, в 1986 г. эти показатели составляли 46,5 см и 45,8 см соответственно (р<0,05). К 1 году показатели длины тела детей в зоне очень низких значений в нашем исследовании и по данным центильных таблиц 1986 г. достоверно не различались (рис. 3). Показатели массы тела в области очень низких значений при рождении как у мальчиков, так и у девочек за 30 лет практически не изменились, однако к 12 мес. заметно незначительное преобладание массы тела у детей, рожденных в 2016–2017 гг. (рис. 4).
Показатели длины тела по 97-му центилю имеют тенденцию к увеличению у детей, особенно у девочек, рожденных в 2016–2017 гг., по сравнению с показателями 1986 г. Так, длина тела при рождении как мальчиков, так и девочек в зоне очень высоких показателей, по данным нашего исследования, составила 56,0 см, в 1986 г. этот показатель достигал 55,0 см у мальчиков и 53,9 см у девочек (р<0,05). Длина тела в 1 год у девочек в 2016–2017 гг. составила 81,2 см, что заметно выше по сравнению с 1986 г.— 79,6 см (р<0,05) (рис. 5).
Показатели массы тела в области очень высоких значений имеют в нашем исследовании небольшую тенденцию к нарастанию, которая у мальчиков заметна на протяжении первого полугодия жизни, у девочек — на протяжении всего года (рис. 6).
ЗаключениеПри оценке длины и массы тела у детей 1-го года жизни в нашем регионе сохраняется небольшое преобладание данных показателей у мальчиков по сравнению с девочками.
В целом при сравнении центильных показателей длины и массы тела мальчиков и девочек первого года жизни, рожденных в 2016–2017 гг., с данными 1986 г. можно говорить о тенденции к увеличению этих показателей за последние 30 лет (р<0,05).
Для более полного и объективного представления о современных показателях физического развития детей и подростков необходимо динамическое наблюдение за развитием каждого ребенка.
Перспективой в оценке физического развития детей как составляющей в разработке электронных карт истории развития ребенка (ф. 112) и цифровизации российской медицины мы считаем введение блока графического изображения лонгитюдных кривых развития в карту каждого ребенка. Это позволит проследить динамику физического развития конкретного ребенка и вовремя заметить возможные негативные тенденции.
Целесообразно использование данных в цифровой карте развития ребенка при разработке национального стандарта физического развития детей.
В дальнейшем, с нашей точки зрения, данный пакет программ должен предусматривать всероссийский автоматический анализ и составление таблиц (или кривых) физического развития детей на основании статистики конкретного региона и страны в целом каждые 5–10 лет.
Сведения об авторах:
Сахно Лариса Викторовна — к.м.н., ассистент кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0002-6818-6695;
Ревнова Мария Олеговна — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0002-3537-7372;
Колтунцева Инна Викторовна — к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0002-4327-1260;
Мишкина Татьяна Владимировна — к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0001-5498-6061;
Гайдук Ирина Михайловна — д.м.н., профессор кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0003-3633-4662;
Баирова Светлана Вадимовна — к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии им. акад. А.Ф. Тура, ORCID iD 0000-0001-5125-1094.
ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России. 194100, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2.
Контактная информация: Гайдук Ирина Михайловна, e-mail: [email protected]. Прозрачность финансовой деятельности: никто из авторов не имеет финансовой заинтересованности в представленных материалах или методах. Конфликт интересов отсутствует. Статья поступила 31.03.2019.
About the authors:
Larisa V. Sahno — MD, PhD, assistant of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0002-6818-6695;
Mariya O. Revnova — MD, PhD, Head of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0002-3537-7372;
Inna V. Koltunceva — MD, PhD, associate professor of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0002-4327-1260;
Tat’yana V. Mishkina — MD, PhD, associate professor of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0001-5498-6061;
Irina M. Gajduk — MD, PhD, Professor of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0003-3633-4662;
Svetlana V. Bairova — MD, PhD, associate professor of Acad. A.F. Tur Department of Outpatient Pediatrics, ORCID iD 0000-0001-5125-1094.
St. Petersburg State Pediatric Medical University. 2, Litovskaya str., 194100, St. Petersburg, Russian Federation.
Contact information: Irina M. Gajduk, e-mail: [email protected]. Financial Disclosure: author has no a financial or property interest in any material or method mentioned. There is no conflict of interests. Received 31.03.2019.
.
Оценка физического развития методом сигмальных отклонений
По методу сигмальных отклонений оцениваются соматометрические признаки — рост, масса тела, окружность грудной клетки. Для этого каждый показатель ребенка сравнивают с соответствующим средним показателем стандарта. При этом нужно из фактических данных роста, массы тела и окружности грудной клетки вычесть соответствующие показатели стандартов и полученную разность разделить на величину нормального отклонения признака от средней величины — сигму. Полученная при делении величина называется сигмальным отклонением. По величинам сигмальных отклонений строится профиль физического развития. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Вертикальная линия в центре — М — соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от средней линии на равных расстояниях откладывают влево — отрицательные значения, вправо — положительные значения сигмального отклонения. Эти линии проводят параллельно средней вертикальной линии. Полученные величины сигмальных отклонений наносят на соответствующей данному признаку горизонтальной линии. Соединяя точки каждого признака, получают профиль физического развития. Если профиль физического развития расположен в пределах от М-1 до М+1, то физическое развитие считается средним, если профиль расположен от -1 до -2, то развитие будет ниже среднего
от -2 до -3 — низкое развитие
от +1 до +2 — развитие выше среднего
от +2 до +3 — высокое развитие
По профилю судим еще и о пропорциональности развития. Если все три признака физического развития отклоняются один от другого не более, чем на 1 сигму, то следует считать телосложение пропорциональным, а при отличии одного из признаков от другого более чем на 1 сигму, то телосложение считается непропорциональным. Недостатком метода оценки физического развития по сигмальным отклонениям является отсутствие корреляции между оцениваемыми признаками, т.е. между ростом, массой тела, окружностью грудной клетки. Каждый из признаков оценивается отдельно.
Метод оценки физического развития по шкалам регрессии
Этот метод более совершенный, так как шкала регрессии — это оценочные таблицы, учитывающие корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Они составляются на основании проведения многочисленных исследований на детях одного возраста, пола, национальности и проживания в одной местности. Основой оценочной таблицы является рост ребенка, представленный во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на 5 групп: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
Методика оценки по шкалам регрессии заключается в следующем; сначала находят к какой группе роста относится рост данного ребенка, затем соответственно данному росту находят каким должен быть масса тела и окружность грудной клетки ребенка. Далее, из фактических данных массы тела и окружности грудной клетки вычитаем показатели стандарта — по шкалам регрессии — по весу и окружности грудной клетки и делим эту разность на сигму регрессии. которую находим из шкалы регрессии, отдельно по росту и окружности грудной клетки. Полученные величины называются частно-сигмальными отклонениями. Если частно-сигмальные отклонения находятся до 1 регрессии, то развитие ребенка считается гармоничное; если 2 регрессии, то развитие дисгармоничное; если более 2 , то развитие считается резко дисгармоничным за счет низкого или высокого роста, дефицита или избытка массы тела 1 и 2 степени.
Дети с избыточной массой тела направляются к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются лица с ожирением. Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития или низкий рост ребенка обусловлен генетическими факторами (низкорослость родителей). Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита.
Указанный метод тоже имеет недостаток, т.к. он позволяет оценить лишь морфологический статус ребенка, но не уровень биологического развития.
Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития.
Метод предполагает графическое изображение основных показателей физического развития (длина тела, масса тела и окружность грудной клетки) после предварительного сравнения их с стандартными. В стандартах, разработанных с учетом возраста и пола, представлены (табл.) средние арифметические значения (М) каждого из указанных выше признаков для детей, а также среднее квадратическое отклонение — допустимое отклонение от средних значений в сторону увеличения или уменьшения (±).
Порядок оценки физического развития.
Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение от неё (со знаком +, если имеется превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком — в случае недостаточного развития признака).
Путем деления фактического отклонения на величину среднего квадратического отклонения () находят сигмальное отклонение, которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.
Таблица 5
Стандарты физического развития детей
Возраст | Мальчики | Девочки | ||
М | ± | М | ± | |
Длина тела (см) | ||||
5 | 110,0 | 4,86 | 109,5 | 4,44 |
6 | 116,4 | 5,27 | 115,6 | 5,08 |
7 | 123,76 | 5,88 | 123,2 | 5,49 |
8 | 128,08 | 6,00 | 127,0 | 5,86 |
9 | 132,1 | 6,19 | 131,4 | 6,36 |
10 | 137,0 | 6,90 | 137,3 | 7,08 |
11 | 141,2 | 6,82 | 142,4 | 7,10 |
12 | 146,5 | 7,44 | 148,8 | 7,84 |
13 | 152,4 | 8,44 | 153,6 | 8,70 |
14 | 158,9 | 8,70 | 157,3 | 6,14 |
15 | 165,0 | 8,54 | 159,0 | 6,02 |
16 | 169,3 | 8,10 | 160,5 | 6,00 |
17 | 172,0 | 6,78 | 160,7 | 5,62 |
18 | 173,9 | 6,78 | 161,2 | 4,54 |
Масса (кг) | ||||
5 | 19,4 | 2,48 | 19,2 | 2,68 |
6 | 21,9 | 3,13 | 21,7 | 3,37 |
7 | 24,7 | 3,88 | 24,5 | 3,98 |
8 | 27,02 | 4,24 | 26,1 | 4,41 |
9 | 29,1 | 4,86 | 28,8 | 5,20 |
10 | 32,2 | 5,80 | 32,4 | 6,38 |
11 | 34,8 | 5,74 | 36,9 | 6,82 |
12 | 37,4 | 6,70 | 39,9 | 7,62 |
13 | 43,0 | 8,10 | 44,6 | 8,34 |
14 | 48,1 | 8,66 | 49,2 | 7,50 |
15 | 54,3 | 9,22 | 52,0 | 7,30 |
16 | 58,8 | 8,72 | 54,8 | 6,72 |
17 | 62,7 | 7,54 | 56,2 | 6,83 |
18 | 64,5 | 8,08 | 56,4 | 6,42 |
Окружность грудной клетки (см) | ||||
5 | 56,9 | 3,16 | 56,1 | 3,27 |
6 | 58,7 | 3,62 | 57,7 | 3,70 |
7 | 61,5 | 4,02 | 60,2 | 3,94 |
8 | 63,6 | 4,22 | 60,9 | 3,42 |
9 | 66,0 | 3,92 | 63,6 | 4,76 |
10 | 67,0 | 4,30 | 65,7 | 5,28 |
11 | 68,6 | 3,28 | 68,1 | 5,56 |
12 | 70,2 | 5,06 | 71,3 | 5,82 |
13 | 74,2 | 5,58 | 74,9 | 6,08 |
14 | 77,6 | 6,08 | 77,9 | 5,50 |
15 | 80,8 | 6,04 | 79,4 | 5,18 |
16 | 83,6 | 6,00 | 80,9 | 5,12 |
17 | 85,9 | 5,78 | 81,3 | 5,50 |
18 | 87,4 | 5,14 | 81,0 | 4,84 |
3. Для построения профиля физического развития (рис.) на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от неё проводят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1; +2; +3) и отрицательными влево (-1, -2; -3).
Величины сигмальных отклонений отмечают точками на соответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки соединяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуальных показателей от средних стандартных величин в пределах М±1указывает на среднее физическое развитие данного индивидуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1до -2, при низком физическом развитии от -2до -3. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах от +1до +2, при высоком — от +2до +3. При этом решающим показателем для определения степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, характеризующий ростовые процессы детского организма.
Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладываются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму — развитие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.
Пример оценки физического развития мальчика 10 лет методом сигмальных отклонений с последующим графическим изображением профиля физического развития приведен ниже.
Таблица 6
Подготовка обучающихся к оценке физического развития и статуса питания детей в симулированных условиях
Введение. Федеральный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Педиатрия» включает в себя необходимость формирования профессиональных компетенций, связанных с оценкой физического развития (ФР) ребенка по различным методикам. Образовательные программы высшей школы не предусматривают выделение отдельного цикла на изучение и отработку навыков оценки ФР ребенка, а тем более, статуса питания. Физическое развитие детей является маркером достаточности и адекватности питания и оказывает влияние на адаптацию, тяжесть течения патологических процессов, определяет темпы выздоровления, эффективность терапии, сроки госпитализации. Таким образом, ежедневно в практике врача-педиатра необходим этот навык.
Цель. Определить эффективность использования различных методик оценки физического развития, оценки нутритивного статуса детей с использованием симуляционных технологий для обучения студентов.
Материалы и методы. Проведено ретроспективное исследование 198 архивных историй болезни пациентов педиатрического профиля для формирования студенческих обучающих карт оценки ФР и НС. Оценено физическое развитие (соматометрические показатели) по программе WHO Anthro, с использованием центильных таблиц, таблиц сигмальных отклонений и расчетных формул. У детей старше 5 лет выполнена оценка компонентного состава тела методом биоимпедансометрии (Диамант Аист Мини). Проведен сравнительный анализ методик оценки физического развития, включавший методы параметрической статистики, а также ранговые корреляции по r-Спирмену, с помощью программного обеспечения «Статистика 6.1».
Результаты: Изучены медицинские карты стационарных больных, проходивших лечение и наблюдение в клинике Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Заполнены «студенческие обучающие карты» для дальнейшей работы с центильными таблицами, таблицами сигмальных отклонений и в программе WHO Anthro. Выборка пациентов смешанная, из всех отделений многопрофильного стационара. При оценке НС пациентов выявили 12% детей с избыточной массой тела, 31% – с ожирением разной степени выраженности. Нормальный нутритивный статус определен у 41% детей. Белково-энергетическая недостаточность выявлена у 16% детей, среди них задержка роста и дефицит массы тела у 6%. Таким образом, НС госпитализированных пациентов педиатрического стационара отражает общую тенденцию к увеличению в популяции детей с избытком массы тела и ожирением. На втором этапе, сравнили результаты оценки ФР по программе WHO Anthro, по центильным таблицам (непараметричнеский метод), таблицам сигмальных отклонений (параметрический метод) и по данным импедансометрии. Статистически значимых различий между методами оценки ФР не выявлено. Получены прямые корреляционные связи между центильным коридором массы тела ребенка, Z- scor массы тела по программе WHO Anthro, и процентом дефицита или избытка безжировой и активной клеточной массы по данным биоимпедансометрии (r = 0,92; р ≤ 0,01). Центильный коридор роста и индекса массы тела ребенка также коррелирует с Z-scor роста, процентом жировой, безжировой и активной клеточной массы по данным импедансометрии (r = 0,72; р ≤ 0,01). Выявлены прямые корреляционные взаимосвязи получены при рассмотрении ЦК индекса массы тела (r = 0,94; р
Выводы. Использование симуляционных технологий при обучении студентов темам «физическое развитие» и «оценка нутритивного статуса» ребенка позволяет полноценно и объективно сформировать профессиональные компетенции врача-педиатра. Значимых отличий в оценке ФР и НС детей разными способами (параметрическими с использованием центильных коридоров, непараметрических с сигмальными отклонениями) или по программе WHO Anthro, не выявлено.
Научно-исследовательская работа «Оценка индивидуального физического развития»
Содержание
Введение ………………………………………….. стр. 2
Материал и методика ……………………………. стр.4
Результаты и выводы …………………………….. стр.11
Список литературы ………………………………. стр.12
Приложение ………………………………………..стр.13
Введение
Под физическим развитием человека понимают совокупность функциональных и морфологических показателей, характеризующих состояние организма. За основу морфологических изменений (антропометрии) обычно берут три признака: длина тела, обхват груди и масса тела, которые в совокупности называют тотальными размерами тела. Тотальные размеры отражают общий уровень морфологического развития организма, что позволяет суммарно охарактеризовать физическое развитие человека
К основным физиометрическим (функциональным) признакам относятся: частота сердечных сокращений (ЧСС), показатели артериального давления, жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ), сила кисти (кистевая динамометрия).
Учёные установили существенные различия в скорости физического развития детей и подростков разного пола и возраста, разных этических и территориальных групп. Для каждой из групп были разработаны стандарты физического развития, которые представляют собой цифровые таблицы-шкалы физического развития. При составлении таких шкал антропологии используют метод сигмальных отклонений, где по каждому из параметров показаны границы нормальных отклонений с помощью среднеквадратичного отклонения-сигмы σ
Шкалы физического развития имеют большое практическое и научное значение. Так, сравнение индивидуальных данных с градациями такой шкалы позволяет оценить физическое развитие человека относительно средней нормы развития данной возрастной, половой, этнической, территориальной группы людей. Однако следует помнить, что «норма» физического развития — величина относительная, она не остаётся постоянной и может меняться под влиянием различных факторов, о которых будет сказано ниже.
Исследования физического развития людей на популяционном уровне проводятся с различными целями, одна из них — установление размаха изменчивости признака, изучение определяющих его факторов. Индивидуальная и популяционная изменчивость обусловлены наследственными и средовыми факторами, которые вместе определяют уникальность каждого человека. Факторы окружающей среды — природные, социальные, экономические – влияют на реализацию наследственной программы вполне определённо. Особенно наглядно это проявляется у детей и подростков.
Вторая цель использования фактов, накопленных антропологами и физиологами, — медицина. Значение амплитуды и пределов изменчивости здорового организма необходимо для нахождения граней между « нормой» и патологией, раннего выявления болезней и предболезненных состояний.
Учёные тесно связывают состояние здоровья с понятием физического развития. Поэтому так важно, научиться самостоятельно проводить морфологические и физические измерения и на этой основе оценивать собственное физическое развитие. Пользуясь полученными данными можно сделать вывод как об уровне здоровья (высокий, средний, низкий), так и гармоничности физического развития.
Цель нашей работы — изучить уровень физического развития школьников
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
— освоить правила и технику исследования физического развития методами антропометрии;
— освоить правила и технику исследования физического развития методами физиометрии;
— пользуясь данными, оценить уровень физического развития методом сигмальных отклонений от стандартов;
— используя индивидуальный профиль физического развития, оценить гармоничность физического развития.
Оборудование: Ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента, тонометр, секундомер, таблицы стандартов физического развития.
Материал и методика
Исследования проводились в декабре 2008г. Мы провели обследование учащихся 8 класса «Меркутлинской СОШ». При проведении обследования была использована методика, взятая из пособия Мансурова С.В. и Шклярова О.А. «Здоровье человека и окружающая среда».
1. Проведение антропометрических измерений
1.1. Измерение роста (длины тела) стоя
Измерение роста производили у стены с помощью сантиметровой линейки.
1.2. Измерение массы тела.
Массу тела определяли с помощью напольных весов. До начала работы проверили точность весов. Во время взвешивания стояли посередине весовой площадки в лёгкой одежде, спокойно и прямо, не раскачиваясь.
1.3.Измерение окружности грудной клетки (ОГК)
Окружность грудной клетки измеряли сантиметровой лентой в спокойном состоянии, при опущенных руках. Ленту накладывали на углы лопаток сзади, а спереди – по нижнему краю околососковых пигментарных полей.
Все измерения повторяли 3 раза. Для анализа пользовались средним значением. Результаты антропометрических измерений занесены в таблицу 1.
2. Проведение физиометрических измерений
2.1. Частота сердечных сокращений (ЧСС) или пульс
Подсчитать пульс можно на сонной, височной и других артериях, места пульсирующих точек на теле человека. Чаще всего пульс определяют у основания большого пальца на лучевой артерии. Для этого второй, третий, четвёртый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава. Измерение ЧСС осуществляли следующим образом: находили лучевую артерию и слегка прижимали её к кости. Подсчитывали количество ударов за 15 секунд, полученный результат умножали на 4, получая, таким образом, ЧСС за 1 минуту.
2.2. Артериальное давление (АД)
Измерение артериального давления производили с помощью тонометра. Этот прибор состоит из полой резиновой манжеты соединённой с резиновой грушей, и манометра. Манжету укрепляли на обнажённом плече и резиновой грушей накачивали в неё воздух для того, чтобы сжать манжетой плечевую артерию и остановить в ней ток крови. К локтевому сгибу прикладывали фонендоскоп, чтобы прослушать движение крови в артерии. Пока в манжету не накачан воздух кровь по артерии течёт бесшумно, никаких звуков через фонендоскоп не прослушивается. Когда в манжету накачан воздух, она сжимает артерию и останавливает ток крови. При помощи специального винта медленно выпускали воздух из манжеты до тех пор, пока через фонендоскоп не прослушивался чёткий, прерывистый звук (тук-тук). При появлении этого звука по шкале манометра снимали показания в миллиметрах ртутного столба. Эта величина является величиной систолического (максимального) давления.
Если продолжать выпускать воздух из манжеты, то звук сменяется постепенно ослабевающим шумом, а затем совсем исчезает. В момент исчезновения звука также снимали показания манометра. Они соответствуют дистолическому (минимальному) давлению. Для оценки физического состояния брали значение максимального или систолитического давления.
Таблица 1
Фамилия, имяРост
Вес
ОГК
АД
ЧСС
Базарова Вика
152
63
90
110
60
Москаленко Антон
169
53
80
90
64
Предеина Лена
151
46
79
90
72
Фёдоров Серёжа
164
52
82
120
64
Яковина Маша
162
56
82
110
72
Оценка результатов исследований расчётом сигмальных отклонений от стандартов
Оценку результатов исследования осуществляли методом расчета сигмальных отклонений от стандартов, характеризующих величину соответствующих показателей в каждой возрастной и половой группе.
Для расчета необходимо из полученной при измерении величины показателя вычесть среднее значение «стандарта» и полученную разность разделить на величину среднеквадратичного отклонения — σ (сигму). Среднее значение «стандарта» и значение σ по всем показателям с учетом возрастной и половой группы берется из соответствующих таблиц (см. приложение, табл. 1-5). Частное от деления показывает на сколько σ в большую или меньшую сторону отклоняются различные показатели от средних, присущих данному возрасту и полу, сигмальные отклонения вычисляли с точностью до десятых долей.
Физическое развитие считается средним, если все измеренные величины отклоняются от стандартного сигмального отклонения не более чем на + 1 σ.
Показатель развития считается выше «среднего», если величина сигмального отклонения превышает + 1 σ.
Показатель развития принято считать ниже «среднего», если величина сигмального отклонения в пределах от —1 σ до —2 σ, и низким, если эта величина менее —2 σ.
Для оценки физического развития составили таблицу 2. В нее внесли все результаты показателей физического развития, которые были получены при антропометрических и физиометрических измерений (табл.1).
Данные для граф 3 и 5 взяли из таблиц 1-5 стандартов физического развития. Вычислили разность между величинами фактических показателей и стандартными величинами показателей (в графах 2 и 3), проставив соответствующий знак «+» или «- «. Данные занесли в графу 4. Полученную разность разделили на величину сигмы. Это и есть сигмальное отклонение, его занесли в графу 6 и оценили физическое развитие.
Таблица 2
Фактические показатели
Стандартные величины показателей
Разность фактических показателей и стандартных величин
Сигма стандартная
Сигмальное отклонение
1
2
3
4
5
6
Базарова Вика
Рост
152
160.8
-8.8
6.3
-1.4
Вес
63
52.78
+10.2
3.77
+2.7
ОГК
90
82.5
+7.5
6.3
+1.2
АД
110
108.6
+1.4
9.4
+0.1
ЧСС
60
78.8
-1.2
8.3
-0.14
Москаленко Антон
12
3
4
5
6
Рост
169
168
+1
9.1
+0.1
Вес
53
43,4
+9,6
7,35
+1,3
ОГК
80
80,1
-0,1
7,1
-0,01
АД
90
113,6
-23,6
12,4
-1,9
ЧСС
64
76,9
-12,9
9,6
-1,3
Предеина Лена
12
3
4
5
6
Рост
151
160,9
-9,9
6,3
-1,6
Вес
46
53,3
-7,3
6,97
-1,05
ОГК
79
83,7
-4,7
5,4
-0,9
АД
90
108,6
-18,6
9,4
-2
ЧСС
72
74,4
-2.4
8.1
-0,3
Фёдоров Серёжа
12
3
4
5
6
Рост
164
168
-4
7,2
-0,6
Вес
52
56,7
-4,7
7,02
-0,7
ОГК
82
83,5
-1,5
5,7
-0,3
АД
120
113,6
+6.4
12,4
+0,5
ЧСС
64
74,4
-10,7
8,1
-1,3
Яковина Маша
12
3
4
5
6
Рост
162
160,8
+1,2
6,3
+0,2
Вес
56
52,78
+3,2
3,7
+0,9
ОГК
82
82,5
-0,5
6,3
-0,08
АД
110
108,6
+1,4
9,4
+0,15
ЧСС
72
78,8
-6,8
8,3
-0,8
4. Построение индивидуального профиля физического развития.
Для наглядности и изображения отдельных признаков построили индивидуальный профиль физического развития для каждого учащегося. С этой целью перенесли значения сигмальных отклонений по каждому признаку на сетку таблицы, начиная отсчёт от нулевой линии.
Точки, отражающие величину сигмального отклонения признака ставили по средней линии клетки того или иного показателя. По индивидуальному профилю легко установить и степень гармоничности физического развития. Развитие считается гармоничным, если крайние значения сигмальных отклонений признаков отличаются друг от друга не более чем на 1. При непропорциональном развитии эта разность более 1.
Индивидуальный профиль физического развития Базаровой Вики
Индивидуальный профиль физического развития Москаленко Антона
Индивидуальный профиль физического развития Предеиной Лены
Индивидуальный профиль физического развития Фёдорова Сергея
Индивидуальный профиль физического развития Яковина Маши
Примечание: красной чертой показан интервал среднего физического развития
Результаты и выводы исследовательской работы
1. Оценка физического развития и гармоничности
У Яковины Марии разброс признаков укладывается в интервал ±1сигмы, физическое развитие среднее и гармоничное.
У Фёдорова Сергея по всем показателям кроме ЧСС, физическое развитие оценивается как среднее т.к. значение сигмальных отклонений не превышает + 1 ст. Физическое развитие по ЧСС ниже среднего. Развитие гармоничное. Разброс сигмальных отклонений укладывается в интервал 0.8
По всем показателям кроме роста и АД у Предеиной Лены отклонений нет. Физическое развитие оцениваются как среднее. Рост и АД ниже среднего. Развитие дисгармоничное. Разброс сигмальных отклонений в интервале 1.7
У Маскаленко Антона по росту и ОГК указывает на среднее физическое развитие. АД ниже среднего. Вес выше среднего. Развитие оценивается как резко дисгармоничное. Разброс сигмальных отклонений в интервале 3.2.
У Базаровой Вики АД и ЧСС указывает на среднее физическое развитие ОГК выше среднего. Вес высокий. Рост ниже среднего. Развитие оценивается как резко дисгармоничное. Разброс сигмальных отклонений в интервале 4.1.
Следует отметить, что в подростковом возрасте часто наблюдается несоответствие между морфофизиологическими данными. Это обусловлено физиологическими процессами, связанными с развитием вторичных половых признаков. Так, до 11лет у девочек и до 12 лет у мальчиков прирост длины тела больше чем прибавка в весе. С 11 и 12 лет соотношения соответственно меняются. Из-за диспропорции в росте скелета и мышечной системы появляются неуклюжесть, угловатость в движениях, показатели мышечной силы и роста могут быть негармоничными. В этот же период происходит закономерное развитие сердца: увеличиваются его размеры и масса. Однако диаметр кровеносных сосудов отстаёт в росте, в связи, с чем между ёмкостью сердца и просветом сосудов создаётся временное несоответствие, что сказывается на значении артериального давления.
Список литературы
Мансурова С.В, Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда. – М. ООО «5 за знания», 2007.
Материалы сети Интернет.
Приложение
Таблицы стандартов физического развития
Таблица 1
Длина тела
ВозрастМальчики М ± см
Девочки М ± см
14
15
16
163,0 ± 9,1
168,0 ± 7,2
175,0 ± 6,2
160,8 ± 6,3
160,9 ± 5,8
162,6 ± 4,7
Таблица 2
Вес \ Масса
ВозрастМальчики М ± кг
Девочки М ± кг
14
15
16
43,4 ± 7,35
56,7 ± 7,02
65,69 ± 7,92
52,78 ± 3,77
53,29 ± 6,97
59,09 ± 5,87
Таблица 3
Окружность грудной клетки
ВозрастМальчики М ± см
Девочки М ± см
14
15
16
80,1 ± 7,1
83,5 ± 5,7
90,4 ± 5,2
82,5 ± 6,3
83,7 ± 5,4
83,4 ± 4,6
Таблица 4
Частота сердечных сокращений /пульс/
ВозрастМальчики М ±
Девочки М ±
14
15
16
76,9 ± 9,6
74,4 ± 8,1
76,7 ± 10,0
78,8 ± 8,3
76,3 ± 6,5
76,9 ± 10,0
Таблица 5
Систолитическое артериальное давление
ВозрастМальчики М ±
Девочки М ±
14
15
16
116,5 ± 10,1
113,6 ± 12,4
115,9 ± 12,4
108,6 ± 9,4
108,6 ± 9,4
108,6 ± 9,4
Учащиеся 8 класса МОУ «Меркутлинская СОШ»
Проведение антропометрических измерений
Проведение физиометрических измерений
Региональная научно-практическая конференция школьников
«НОУ «Поиск»
Научное направление «Биология и медицина»
Оценка индивидуального физического развития
Выполнила: Базарова Виктория, 8 класс
МОУ «Меркутлинская СОШ»
Руководитель: Голиков Сергей Владимирович,
учитель биологии
2009
Методы оценки индивидуального физического развития детей и подростков
1. Методы оценки индивидуального физического развития детей и подростков
ГБОУ ВПО«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Выполнила : студентка, П-308 А группы
Юсупова Амелия Ранитовна
Проверил : профессор, Хайретдинова Татьяна
Борисовна
Метод сигмальных отклонений
(по
графическому профилю)
Оценка проводится по показателям роста (Р), В (веса), ОГК
(окружности грудной клетки) индивидуума (М).
Шаг 1). В таблицах «Стандарты физического развития»
находят средние показатели Р, В, ОГК (Мср.) и показатель
сигмального отклонения (σ) для данной возрастной группы.
Шаг 2). Находят фактическое отклонение по каждому
показателю (разница между индивидуальными и средними
данными).
Если М > Мср
фактическое отклонение ставится со
знаком «+»,
Если М
со знаком «-».
Шаг 3). Рассчитываем величину сигмального отклонения
(ВСО)= фактическое отклонение / σ.
Показатели ВСО по Р, В и ОГК откладывают на графике.
Строят график:
-3 σ -2 σ -1 σ Мср +1 σ +2 σ +3 σ
Р
В
О
Недостатком метода является то, что каждый из признаков
оценивается отдельно, т.е. отсутствует корреляция между оцениваемыми
признаками ростом, массой тела, окружностью грудной клетки.
При оценке физического развития данным методом отвечаем
на 2 вопроса:
1. Какое физическое развитие?
Если график находится в пределах:
— 1 σ до +1 σ — развитие среднее;
+1 σ до +2 σ — развитие выше среднего;
+2 σ до +3 σ — развитие высокое;
-1 σ до -2 σ — развитие ниже среднего;
-2 σ до -3 σ — развитие низкое.
Если показатели Р, В и ОГК разбросаны по разным
интервалам графика, то уровень физического развития
определяется по показателю Р.
2. Пропорционально ли физическое развитие?
Если диапазон колебаний показателей ВСО лежит в
пределах :
1σ
развитие пропорциональное
выше 1σ
развитие не пропорциональное.
Пример, девушка 17 лет, русская имеет рост 160 см, массу тела 57 кг,
окружность грудной клетки 79 см. Оценить физическое развитие методом
сигмальных отклонений.
Таблица расчета сигмальных отклонений
Признаки
Показат
ели
обследу
емого
М
δ
Фактическое
отклонение
Величина
сигмального
отклонения
Рост
160
162,85
5,18
— 2,85
— 0,6
Вес
57
55,83
5,38
+1,17
+ 0,2
Окружность 79
грудной
клетки
79,91
4,81
— 0,91
— 0,2
Фактическое отклонение = Индивид.данные- М(ср.)
(ВСО)= фактическое отклонение / σ.
Профиль физического развития
-3 σ -2 σ -1 σ Мср +1 σ +2 σ +3 σ
Р
В
О
Заключение :
1. Физическое развитие среднее
2. Развитие пропорциональное (т.к. все показатели
укладываются в пределы 1σ).
Метод оценки по шкалам регрессии
Метод по шкалам регрессии является более точным, т.к.
показатели физического развития в таблицах «Стандарты
физического развития (шкалы регрессии)» скоррелированы.
Расчеты проводят аналогично методу сигмальных отклонений.
Шаг 1). В таблицах находят показатели Р индивидуума и
соответствующие ему средние значения В и ОГК; находят
показатель сигмы регрессии (σр) для данной возрастной группы.
Шаг 2). Расчеты проводят по показателям В и ОГК. Находят
фактическое отклонение по этим показателям (разница между
индивидуальными и средними данными).
Если М > Мср
со знаком «+»,
если М
со знаком «-».
Шаг 3). Рассчитывают ВСО= фактическое отклонение / σр.
При оценке физического развития данным методом отвечаем
на 2 вопроса:
1. Какое физическое развитие?
Оценивается по таблицам по показателю роста.
2. Гармонично ли физическое
развитие?
При оценке используются показатели ВСО ,В и ОГК,
которые оцениваются отдельно.
Если ВСО лежит в
пределах :
1σ
развитие считается гармоничным
1,1-2σ
дисгармоничным
2,1 — 3σ
резко дисгармоничным.
Недостаток — он позволяет оценить лишь морфологический статус
ребенка, но не уровень биологического развития.
Пример, девушка 15 лет имеет рост 173 см, вес 60 кг, окружность
грудной клетки 82 см.
Оценка физического развития по шкалам регрессии:
Признак
Индиви
д.
данные
М
δ
Фактичес
кое
отклонен
ие
Величина
сигмальн
ого
отклонен
ия
Рост
173
—
—
—
—
Вес
60
59,4
6,2
+ 0,6
+ 0,09
Окружность
гр.клетки
82
83,3
4,7
— 1,3
— 0,27
Фактическое отклонение = Индивид.данные- М(ср.)
(ВСО)= фактическое отклонение / σ.
Вывод:
Физическое развитие высокое, гармоничное.
Комплексный метод
Оценка проводится в 3 этапа:
1 этап: Оценка морфологических показателей по шкалам
регрессии.
2 этап: Оценка функциональных показателей (ЧД, ЧСС,
АД).
3 этап: Биологические показатели (годовая прибавка роста,
число постоянных зубов, вторичные половые признаки и др.)
Функциональные и биологические показатели индивидуума
оцениваются по таблицам соответственно возрасту.
Для каждого этапа оформляется заключение и делается
общий вывод.
Пример ,оцените готовность к обучению в школе Иванова Вячеслава
по данным :
Возраст 6 лет 2 месяца.
Медицинские критерии:
1. Морфологические показатели:
Рост 115 см
Вес 20,1 кг
Окружность головы 49 см
Окружность груди 58 см
2. Функциональные показатели:
ЧД 22 в мин
ЧСС 92 уд. в мин.
АД 90/65 мм рт. ст.
Жизненная емкость легких 1260 мм
Мышечная сила рук правой 7,7 кг
левой 7,4 кг
3.Биологические показатели:
Число постоянных зубов 9
Ответ:
1. Морфологические показатели:
Рост 115 см
Вес 20,1 кг
Окружность головы 49 см
Окружность груди 58 см
Погодовая прибавка веса 1 кг
Пропорции тела 43
2. Функциональные показатели:
ЧД 22 в мин
ЧСС 92 уд. в мин.
АД 90/65 мм рт. ст.
Жизненная емкость легких 1260 мл
Мышечная сила рук правой 7,7 кг
левой 7,4 кг
3.Биологические показатели:
Число постоянных зубов 9
4 коридор
5 коридор
5 коридор
в норме 20-22 в мин.
в норме 90 уд в мин.
норма
1200 мл
очень низкий уровень
в норме 2-4
Вывод :
1.Физическое развитие среднее, гармоничное.
2.Функциональные показатели соответствуют возрастным нормам.
3.Биологический возраст опережает паспортный.
Метод центильных шкал
Оценка проводится по
специальным таблицам, в которых
представлены показатели Роста,
Веса, Окружности грудной клетки,
Окружности головы. В таблицах
представлены значения этих
показателей и интервалы между
ними, называемыми коридорами.
В оценке используются не сами
значения показателей, а коридоры
между ними.
Коридор Характеристика коридора
№1
Область «очень низких величин» (до 3 центиля)
№2
Область «низких величин» (от 3 до 10 центиля)
№3
Область «величин ниже среднего» (от 10 до 25 центиля)
№4
Область «средних величин» (от 25 до 50 центиля)
№5
Область «средних величин» (от 50 до 75 центиля)
№6
Область «величин выше среднего» (от 75 до 90 центиля)
№7
Область «величин высоких» (от 90 до 97 центиля)
№8
Область «очень высоких величин» (от 97 центиля)
В современных учебниках (например, Пропедевтика детских
болезней, автор Капитан Т.В.,2006) выделено 7 коридоров, что
может привести к ошибкам в определении гармоничности
развития ребенка и его соматотипа.
Определение физического развития :
Шаг 1).Измерить
Р(рост),
В (вес),
ОГК (окружность грудной клетки) ,
ОГ (окружность головы)
Рядом указать центили и № коридора.
Пример, у мальчика 5 лет
1).Р=107 см
от 25 до 50
центиля(%)
4 коридор
В=17 кг
от 25 до 50 %
4 коридор
ОГК =55 см
от 25 до 50 %
4 коридор
Заключение: физическое развитие среднее, гармоничное,
мезомикросоматотип.
ОГ=51 см
от 25 до 50 %
4 коридор
ШАГ 2) Определи уровень физического развития
ПРИМЕР: физическое развитие
мезомикросоматотип.
среднее, гармоничное,
Уровень физического развития определяется по той
области, которая соответствует росту ребенка !
Центильный интервал роста
Физическое развитие
До 3 центиля
Очень низкое
От 3 до 10 центиля
Низкое
От 10 до 25 центиля
Ниже среднего
От 25 до 50 центиля
Среднее
От 50 до 75 центиля
Среднее
От 75 до 90 центиля
Выше среднего
От 90 до 97 центиля
Высокое
Свыше 97 центиля
Очень высокое
Запомни! Уровень
физического развития
определяется ТОЛЬКО по
росту ребенка! При
определении уровня
физического развития не
смотри на номера
коридоров массы тела,
окружности грудной клетки,
окружности головы!
ШАГ3. Определи гармоничность физического развития!
1) Выписать номера коридоров Р(рост), В (вес), ОГК (окружность
грудной клетки)
2) Найти разницу между MAX и MIN номерами коридором
3) Если разница составила 0-1
физическое развитие гармоничное
2
дисгармоничное
3 и больше резко дисгармоничное
необходимо указать за
счет какого
показателя
наблюдается
дисгармоничность !
Пример, юноша 15 лет имеет рост 160 см, вес 65 кг, окружность
грудной клетки 92 см.
1).
Р=160 см
4 коридор
В=65 кг
7коридор
ОГК =92 см
8 коридор
2).Разница MAX и MIN коридора
8коридор
4 коридор
4
3). Развитие дисгармоничное за счет избытка массы тела
Шаг 4) Определение соматотипа :
1). Выписать номер коридора Р, В, ОГК
2). Вычислить сумму номеров этих трех коридоров
3). Если сумма
от 3 до 10
микросоматотип
при сумме от 11 до 14 баллов
мезомикросоматотип
при сумме от 15 до 17 баллов
мезомакросоматотип
при сумме от 18 до 24 балла
макросоматотип
Преимущества центильных шкал, в сравнении с другими
методами: использование этих таблиц проще и удобнее; они
более строго отражают распределение антропометричес¬ких
признаков, имеющих ассиметрию.
ТЕМА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. АНТРОПОМЕТРИЯ
Цель занятия: изучить и освоить методы вычисления сигмальных отклонений и построение графика, определения антропометрических показателей (профиля) физического развития.
Вопросы по теме:
1. Здоровье – социальная ценность.
2. Понятие о здоровье.
3. Физическое развитие. Факторы, лимитирующие гармоничное физическое развитие.
4. Методы изучения физического развития человека.
5. Антропометрические показатели физического развития человека и методики их определения.
6. Акселерация и ретардация развития.
7. Значение физкультуры и спорта для гармоничного физического развития молодого поколения.
8. Особенности здоровья и физического развития студентов. Адаптация к новым условиям обучения.
9. Режим труда и отдыха.
10. Утомление и переутомление. Роль физических упражнений в профилактике утомления и переутомления.
Самостоятельная работа студентов
Практическая работа № 1
Изучение физического развития студентов методом сигмальных отклонений
Ход выполнения работы:
1. Зарисуйте таблицу № 1 в тетрадь. Заполните таблицу, выполняя последующие задания.
Таблица 1. Расчет сигмальных отклонений
Соматометрические показатели | Собственные показатели Х | Средние арифметические данные (из табл. 2) Х1 | Средние квадратические отклонения (из табл. 2) s | Сигмальное (индиви- дуальное) отклонение М |
Возраст | ||||
Рост стоя, см | ||||
Масса тела, кг | ||||
ОГК в паузе, см |
2. Определите и укажите в ней собственные показатели Х: возраст, рост стоя, массу тела, ОГК в паузе.
3. Из таблицы № 2 занесите средние арифметические данные Х1 и s, соответствующим возрастной и половой группе студента.
4. Найдите сигмальное (индивидуальное) отклонение по формуле:
(X — X1) | |
М = | ————— |
s |
В том случае, если величина какого-либо показателя Х превысит среднее арифметическое — Х1, полученная разность будет иметь положительное значение, если же она окажется меньше, то полученная разность отрицательная. Соответствующий знак приобретает и величина сигмального отклонения.
Таблица 2. Средние соматометрические показатели человека
(Л. Ф. Кобзев, 1971; К. П. Дорожнова и др., 1975;
Показатели | Возраст, лет | Мальчики | Девочки | ||
X1 | s | X1 | s | ||
Рост, см | 115,23 | 5,24 | 114,90 | 4,40 | |
123,40 | 5,40 | 123,95 | 5,70 | ||
126,46 | 5,56 | 126,66 | 5,76 | ||
130,30 | 5,98 | 131,02 | 6,00 | ||
136,78 | 6,02 | 136,08 | 6,54 | ||
140,16 | 6,08 | 142,18 | 6,76 | ||
146,64 | 7,06 | 148,60 | 8,90 | ||
151,88 | 7,14 | 154,22 | 7,56 | ||
159,56 | 9,02 | 159,50 | 6,58 | ||
167,08 | 8,92 | 161,76 | 5,56 | ||
171,66 | 7,48 | 161,06 | 5,44 | ||
173,50 | 6,48 | 161,74 | 5,74 | ||
174,80 | 6,12 | 162,14 | 5,68 | ||
175,50 | 7,00 | 163,20 | 5,82 | ||
Масса тела, кг | 20,56 | 2,78 | 20,55 | 2,02 | |
23,88 | 3,80 | 24,40 | 4,58 | ||
25,88 | 3,95 | 24,60 | 4,50 | ||
27,00 | 4,28 | 27,76 | 4,68 | ||
31,06 | 4,32 | 30,50 | 4,98 | ||
33,06 | 4,98 | 34,70 | 6,44 | ||
37,36 | 6,16 | 39,08 | 7,94 | ||
41,66 | 7,38 | 45,94 | 8,56 | ||
47,82 | 8,60 | 47.54 | 7.80 | ||
55,56 | 9,72 | 53,88 | 7,42 | ||
60,26 | 8.64 | 55,98 | 7.06 | ||
63,26 | 8,02 | 58,30 | 7,12 | ||
65,90 | 8,00 | 59,18 | 7,10 | ||
66,50 | 8,22 | 59.10 | 7,02 | ||
ОКГ, см | 57,10 | 2,82 | 56,63 | 3,02 | |
59,34 | 3,24 | 57,88 | 4,10 | ||
60,96 | 3,34 | 59,14 | 3,76 | ||
62,30 | 3,10 | 61.22 | 4,20 | ||
65,03 | 3,92 | 63,08 | 4,06 | ||
66,90 | 3,84 | 66.00 | 4,86 | ||
69,48 | 5,03 | 69.66 | 6,20 | ||
72,64 | 4,90 | 74,48 | 6,32 | ||
76,44 | 5,52 | 77,46 | 5,32 | ||
81,68 | 6,32 | 79,80 | 4,40 | ||
84,66 | 5,60 | 80,94 | 5,90 | ||
86,12 | 4,96 | 82,18 | 6,38 | ||
88,20 | 5,01 | 84,28 | 6,09 | ||
90,20 | 5,20 | 84,93 | 6,38 |
5. Постройте профиль физического развития обследуемого (рис. 1).
Для этого проведите три (по числу признаков) горизонтальные линии. Вертикальная ось является нулевой точкой отсчета сигмальных отклонений. По правую и левую сторону от нее на равном расстоянии нанесите деления, указывающие границы среднеквадратических отклонений в пределах от 0 до -Зs в левую сторону и до +3s — в правую.
___________________________ ___________________________ _______│______│_____│_____ — 3s — 2s -1s | _____________________ М — Рост _____________________ М — Масса тела _____│_____│_____│__ М — ОКГ 0 1s 2s 3s |
Рис. 1. График антропометрического профиля
6. На горизонтальных линиях «Рост», «Масса тела» и «ОГК» отложите найденные величины сигмальных индивидуальных отклонений обследуемого в виде точек. Соедините их между собой — получится график (профиль) индивидуального развития обследуемого.
7. Оцените физическое развитие обследуемого по полученному графику (рис.1.) и напишите выводы в тетради, осветив и обосновав:
· Группу физического развития.
Нормативами для оценки антропометрического профиля обследуемого служат стандарты физического развития. Оценка имеет варианты двух типов:
— Первый тип: в зависимости от размеров сигмальных отклонений выделяют 5 групп физического развития (табл. 3).
— Второй тип: возрастное развитие (табл.4).
Оценку физического развития необходимо провести по результатам двух показателей из трех (табл. 3.). По табл. 4 уточните возрастное развитие.
Пример: физическое развитие среднее, 2 или 3 точки, обозначающие индивидуальное сигмальное отклонение признаков (роста, массы тела, ОГК), на графике расположены в интервале от -1 до +1ст (табл.3). Физическое развитие соответственно возрасту – норма (табл 4.).
Таблица 3. Группы физического развития
Группа физического развития | Сигмальные отклонения | |
I | Среднее развитие | от М -1s до М +1s |
II | Выше среднего | от М +1s до М +2s |
III | Высокое | от М +2s до М +3s |
IV | Ниже среднего | от М -1s до М — 2s |
V | Низкое | от М -2s до М -3s |
Таблица 4. Стандарты оценки возрастного развития
Возрастное развитие | Сигмальные отклонения | |
I | Соответствует возрасту — норма | -1 до +2s |
II | Дефицит массы тела | меньше -1s |
III | Избыток массы тела | больше +2s |
IV | Низкий рост | меньше -2s |
· Пропорциональность физического развития.
Физическое развитие может быть пропорциональным и непропорциональным. В первом случае точки, обозначающие сигмальные отклонения отдельных показателей на графике, лежат на одной вертикали или удалены друг от друга на величину не более одной сигмы.
· Гормоничность физического развития.
Гармоническое физическое развитие характеризуется соответствием росту массы тела и ОГК. Допустимо небольшое превышение массы тела и ОГК за счет хорошо развитой мускулатуры.
Дисгармоническое физическое развитие отмечается в том случае, когда показатели массы тела и ОГК отстают от показателей роста на 1—2 сигмы (или имеется повышенное жироотложение). Резко дисгармоническое развитие характеризуется значительным отставанием массы тела и ОГК от длины тела или, напротив, большим превышением массы вследствие избыточного жироотложения.
Отставание в развитии грудной клетки говорит о недостаточной ее натренированности. В таком случае необходимы занятия спортом, в частности плаванием, легкой атлетикой.
8. Напишите рекомендации для поддержания или улучшения показателей физического развития.
Недостатком метода оценки физического развития путем определения сигмальных отклонений и построения антропометрического профиля является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне корреляционной связи с другими.
Практическая работа №2
Изучение физического развития по формулам и таблицам:
(PDF) Диаграммы роста для детей из племен, посещающих школу в Джаркханде с использованием методов антропометрии и лямбда-му-сигмы для создания диаграмм роста
www.mjms.usm.my 109
Оригинальная статья | График роста детей из племен
недоедание в стране, которое может вызвать
дальнейших осложнений по мере того, как дети продолжают расти до
(17). Существует четкая взаимосвязь между
питания и иммунитетом, которая подразумевает
, а также важность здоровья детей
, которые могут подвергаться воздействию нескольких инфекционных агентов
во время школьных прогулок.
Диаграмма роста на основе данных может служить справочным материалом
для всех будущих исследований и сравнительным источником
для понимания роста и других
связанных параметров школьников в племенном регионе
в Джаркханде.
Это исследование направлено на определение паттернов роста
школьников, отобранных
, путем оценки полученных данных и нанесения их на график
с использованием метода LMS. Созданный таким образом график LMS
также будет использоваться для сравнения с графиком роста IAP
.
Методы
Настоящее исследование проводилось в
выбранных 16 школах в рамках программы Gift Milk
, финансируемой Национальным фондом
питания (NFN) Индии, совместным предприятием Национального совета по развитию молочной промышленности
( NDDB)
и Rural Electricity Corporation Limited
(REC Ltd) (18). Школы были отобраны
случайным образом из района Латехар в
Джаркханде, так как это район подплана племен под управлением правительства Индии
с особым акцентом на племенное население
(19).Всего для всего проекта
было выбрано три квартала
района на основании географической однородности,
сходных демографических групп населения и логистической доступности
. Утверждение для исследования было получено
Институциональным этическим комитетом Института медицинских наук
Раджендра в Ранчи.
Проект был запущен в ноябре 2017 года, а
мы должны были завершить анализ и написание отчета —
к ноябрю 2018 года.Мы приняли стандартные процедуры
, как описано в оригинальной статье
для таких проектов Waterlow et al.
(20). Эти руководящие принципы требуют, чтобы у нас было
представителей разных возрастных групп и
участников обоего пола с размером выборки
из более чем 500 детей, использовать кросс-секционный дизайн
, использовать определенный и воспроизводимый отбор проб
, тщательно измеряйте и, используя обученных наблюдателей
, тщательно записывайте измерения
с использованием инструментов, которые были периодически откалиброваны и протестированы
.В каждой выбранной школе случайным образом было выбрано
60 учеников, 30 мальчиков и 30 девочек,
, всего 960 детей
в возрасте от 6 до 14 лет. На основе данных
(ВОЗ) определила графики роста и ссылочные значения
в 2005 году и предложила их в качестве международных эталонов роста
, это были
, используемые в Индии и принятые различными агентствами
, такими как Индийская академия педиатрии ( IAP) и
Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) на
оценивают детей в Индии.Это было основано на
данных, полученных для детей в возрасте 0–5 лет
в многоцентровом эталонном исследовании роста, продольном популяционном исследовании
, проведенном на группе
детей, вскармливаемых грудью в шести странах. Полученные таким образом данные
были объединены, и были применены плавные переходы
с использованием метода Lambda-
Mu-Sigma (LMS) (3). После того, как диаграммы
были доступны, данные из разных стран
представили некоторые измененные цифры по сравнению с
цифрами ВОЗ, но, говоря в широком смысле
, общие модели роста для
разных этнических групп были схожими. на рост
закономерностей за первые три года жизни (4–7).
Однако с возрастом различия
в диаграмме роста стали очевидными для
различных групп, особенно в период полового созревания.
Данные по разным группам населения с точки зрения достигнутого роста
предполагают, что рост не
одинаков у детей той же возрастной группы, даже
, если они принадлежат к одному социально-экономическому классу
и из близких географических мест (8 –11). По мере того как население
растет с течением времени, модели роста
также меняются, и требуется регулярное обновление контрольных диаграмм роста
, чтобы отражать
текущие модели роста детей.
Эти графики также могут отображать вековой тренд
в связи с их обновлениями (12). Международные стандарты
и национальные стандарты роста действительно дают краткую картину
стран, где население
относительно однородно и следует аналогичным моделям питания
; однако в такой стране, как Индия, с
различной неоднородностью населения наряду с разнообразием продуктов питания
, ожидаются разные модели роста
для разных подгрупп населения, поскольку они на
значительно отличаются от остальной части страны из-за их
человек имеют собственный этнический образ жизни и пищевые привычки.Племенное население
в Джаркханде, как известно,
отличалось от остальной части страны из-за
их собственного коренного образа жизни,
пищевых привычек из-за плохих экономических условий,
безудержной депривации и меж-
племенных различий, что делает его более сложным, чем
других племен в Северо-Восточной или Южной Индии (13–
15). Несмотря на рекомендации по оценке питания
различных племенных популяций в
стране, данные скудны, особенно
для школьников в Джаркханде (16).Исследования
неоднократно указывали на остроту
Использование метода LMS для расчета z-баллов для диаграммы роста недоношенных детей Фентона
Хотя идеальная модель роста недоношенных детей остается неопределенной, долгое время считалось, что рост в внутриутробная частота — разумная цель (Комитет по питанию Канадского педиатрического общества, 1995 г .; Комитет по питанию Американской академии педиатрии, 1998 г.). Недавняя работа отметила связь между преждевременными родами и повышением артериального давления (Johansson et al, 2005) и предположила, что ускоренный рост недоношенных детей связан с компонентами метаболического синдрома в более позднем возрасте, включая повышенную резистентность к инсулингу (Agget et al, 2006). Также заслуживает внимания связь между более оптимальным потреблением питательных веществ и темпами роста в первые несколько недель и месяцев постнатальной жизни недоношенных детей с лучшими показателями психомоторного и умственного развития (Georgieff et al., 1985; Latal-Hajnal et al., 2003), более высокий коэффициент вербального интеллекта среди мальчиков (Lucas et al., 1998) и более низкая частота церебрального паралича (Lucas et al., 1998). Хотя остаются разногласия относительно критической важности развития мозга недоношенных детей после рождения, было высказано предположение, что наилучшей практикой по-прежнему является поддержание темпов роста недоношенных детей во внутриутробном периоде (Lucas, 2005).
Чтобы точно описать размер и скорость роста ребенка, медицинским работникам полезно получить точные процентили ребенка или баллы z .Показатели Z превосходят процентили для младенцев, размер которых выходит за пределы нормального диапазона диаграммы роста, то есть за пределами 3-го и 97-го процентилей. Z -баллы относятся к числу стандартных отклонений, которые больше (положительное значение) или меньше (отрицательное значение), чем медиана. Например, используя процентили, младенец будет описан как имеющий вес менее 3-го процентиля, тогда как с баллами z младенец может быть описан более точно как имеющий вес z -балл -2.7 или −3,2. Изучив серию баллов z , станет ясно, поддерживает ли ребенок рост с внутриутробной скоростью, или растет она быстрее или медленнее.
Коул разработал метод получения точных процентилей и / или баллов z для детей, суммируя графики роста как параметры LMS (лямбда для перекоса, Mu для медианы и сигма для обобщенного коэффициента вариации (Cole, 1990 г.). Этот метод учитывает любые отклонения от нормальности эталона роста путем включения параметра L (Cole, 1989).
График роста Фентона для недоношенных детей позволяет сравнивать рост ребенка с темпами внутриутробного роста и темпами роста доношенного ребенка (рис. 1) (Fenton, 2003). Эта диаграмма роста основана на недавних оценках размера внутриутробного ребенка в возрасте от 22 до 36 недель (и от 22 до 40 недель по 50-му перцентилю) и размера доношенных детей в возрасте от 46 до 50 недель после зачатия, полученных Центром по контролю за заболеваниями. (CDC) (http://www.cdc.gov/growthcharts/) ссылка на рост (Fenton, 2003).Параметры LMS для диаграммы роста Фентона ранее не публиковались. Целью данного исследования является получение параметров LMS для расчета баллов z и точных процентилей для диаграммы преждевременного роста Фентона с использованием методов Коула и его сотрудников (Cole, 1990; Davies et al., 1993). ).
Рисунок 1График роста недоношенных детей (Fenton, 2003).
Сундук с сокровищами методов, инструментов и передовых методов роста шести сигм: Настольный справочник по инновациям и росту (Серия Prentice Hall Six Sigma for Innovation and Growth Series) (9780132824057): Hambleton, Lynne: Books
первая исчерпывающая коллекция инструментов, методологий и передовых практик «Шесть сигм».Линн Хэмблтон, ведущий разработчик, охватывает весь набор инструментов «Шесть сигм», включая более 70 различных инструментов — от строгих статистических и количественных инструментов до «более мягких» методов. Набор инструментов организован в виде удобной энциклопедии в алфавитном порядке и помогает профессионалам быстро выбрать нужный инструмент в нужное время для решения любой бизнес-задачи.
Hambleton систематически обсуждает, на какие вопросы призван ответить каждый инструмент; как инструмент сравнивается с аналогичными инструментами; когда его использовать; как использовать пошагово; как анализировать и применять результат; и какой другой инструмент использовать с ним.Чтобы проиллюстрировать и прояснить использование инструментов, она представляет сотни рисунков, а также ранее не публиковавшиеся подсказки, подсказки и реальные «нестандартные» примеры.
Охват включает
· Практическое руководство, чтобы помочь практикам поднять наиболее важные вопросы и определить наилучшее разрешение
· Статистические методы, включая ANOVA, многомерные диаграммы, моделирование Монте-Карло, нормальная вероятность графики и регрессионный анализ
· Контрольные показатели, анализ возможностей и затрат / выгод, пять сил Портера, оценочные карты, анализ заинтересованных сторон и методы мозгового штурма
· CPM, CTQ, FMEA, HOQ и GOSPA
· Диаграмма GANTT, PERT, и другие инструменты управления проектами Six Sigma
· 7QC: диаграммы причин и следствий, контрольные списки, контрольные диаграммы, диаграмма «рыбья кость», блок-схема, гистограмма, диаграмма Парето, карты процессов, диаграмма прогона, диаграмма разброса и инструмент стратификации
· 7M: И, диаграммы сродства, диаграммы взаимосвязей, матричные диаграммы, расстановка приоритетов ma таблицы, PDPC и древовидные диаграммы
· Программное обеспечение Crystal Ball, Minitab и Quality Companion 2 для облегчения использования статистических и аналитических инструментов и других инструментов, которые помогут вам стать более эффективным практикующим специалистом по шести сигмам
· Эта книга также доступна на формат электронных книг с широкими возможностями поиска на www.prenhallprofessional.com/title/0136007376 и другие книжные интернет-магазины.
Чтобы обеспечить решающий контекст, Hambleton освещает четыре ведущие методологии: DMAIC, Lean Six Sigma, Design for Six Sigma и Six Sigma for Marketing. Она также представляет десять электронных статей, которые доступны для скачивания на сайте www.prehallprofessional.com. В статьях рассказывается о проверенных передовых методах шести сигм для ускорения роста и повышения прибыльности, включая методы разработки продуктов, коммерциализации, проектирования портфеля, внедрения контрольных показателей, управления проектами и сбора требований клиентов.
Эта книга дает быстрые, исчерпывающие и надежные ответы от начала до конца — знания, на которые вы будете полагаться в в каждом проекте Six Sigma на долгие годы.
Предисловие
Введение Различные методы для различных целей
Часть I Обзор методологии шести сигм: выбор правильного подхода для удовлетворения требований
Раздел 1 Определение-измерение-анализ-улучшение-контроль (DMAIC)
Раздел 2 Lean и Lean Six Sigma
Раздел 3 Дизайн для Six Sigma (DFSS)
Раздел 4 Six Sigma for Marketing (SSFM)
Часть II Инструменты и методы Six Sigma: выбор правильного инструмента для ответа на правильный вопрос в нужное время
Энциклопедия Шесть сигм Энциклопедия бизнес-инструментов и методов
Сводная матрица инструментов
Сетевая диаграмма активности (AND) — 7M Tool
Affinity Diagram — 7M Tool
Дисперсионный анализ (ANOVA)
Стрелочная диаграмма
B Бенчмаркинг
Графики[md] Графический инструмент
Техника мозгового штурма
C Анализ возможностей
Диаграмма причин и следствий — Инструмент 7QC
Матрица приоритезации причин и следствий
Диаграмма Диаграмма причин и предотвращенияCommunication Plan
Conjoint Analysis
Control Charts — 7QC Tool
Control Plan
Анализ затрат и выгод
Метод критического пути (CPM)
Критическое качество (CTQ)
Матрица Сбор данных D
План эксперимента (DOE)
Диаграмма
F Анализ режимов и последствий отказов (FMEA)
5-Whys
Анализ дерева отказов
Диаграмма Fishbone — 7QC Tool
Блок-схема
Блок-схема G Диаграмма Ганта
GOSPA (G цели, стратегии, планы и действия)
Графические методы
H Гистограмма — инструмент 7QC
House of Quality (HOQ)
Проверка гипотез
I Диаграмма взаимосвязей — 9