Сигмальные таблицы физического развития: Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития. – Метод сигмальных отклонений

Содержание

Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития.

Метод предполагает графическое изображение основных по­казателей физического развития (длина тела, масса тела и ок­ружность грудной клетки) после предварительного сравнения их с стандартными. В стандартах, разработанных с учетом возраста и пола, представлены (табл.) средние арифметические значе­ния (М) каждого из указанных выше признаков для детей, а также среднее квадратическое отклонение - допустимое отклонение от средних значений в сторону увеличения или уменьшения (±).

Порядок оценки физического развития.

  1. Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со сред­ней арифметической этого признака для данного возраста и на­ходят фактическое отклонение от неё (со знаком +, если имеется превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком - в случае недостаточного развития признака).

  2. Путем деления фактического отклонения на величину сред­него квадратического отклонения () находят сигмальное откло­нение, которое показывает, на сколько сигм в большую или мень­шую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

Таблица 5

Стандарты физического развития детей

Возраст

Мальчики

Девочки

М

±

М

±

Длина тела (см)

5

110,0

4,86

109,5

4,44

6

116,4

5,27

115,6

5,08

7

123,76

5,88

123,2

5,49

8

128,08

6,00

127,0

5,86

9

132,1

6,19

131,4

6,36

10

137,0

6,90

137,3

7,08

11

141,2

6,82

142,4

7,10

12

146,5

7,44

148,8

7,84

13

152,4

8,44

153,6

8,70

14

158,9

8,70

157,3

6,14

15

165,0

8,54

159,0

6,02

16

169,3

8,10

160,5

6,00

17

172,0

6,78

160,7

5,62

18

173,9

6,78

161,2

4,54

Масса (кг)

5

19,4

2,48

19,2

2,68

6

21,9

3,13

21,7

3,37

7

24,7

3,88

24,5

3,98

8

27,02

4,24

26,1

4,41

9

29,1

4,86

28,8

5,20

10

32,2

5,80

32,4

6,38

11

34,8

5,74

36,9

6,82

12

37,4

6,70

39,9

7,62

13

43,0

8,10

44,6

8,34

14

48,1

8,66

49,2

7,50

15

54,3

9,22

52,0

7,30

16

58,8

8,72

54,8

6,72

17

62,7

7,54

56,2

6,83

18

64,5

8,08

56,4

6,42

Окружность грудной клетки (см)

5

56,9

3,16

56,1

3,27

6

58,7

3,62

57,7

3,70

7

61,5

4,02

60,2

3,94

8

63,6

4,22

60,9

3,42

9

66,0

3,92

63,6

4,76

10

67,0

4,30

65,7

5,28

11

68,6

3,28

68,1

5,56

12

70,2

5,06

71,3

5,82

13

74,2

5,58

74,9

6,08

14

77,6

6,08

77,9

5,50

15

80,8

6,04

79,4

5,18

16

83,6

6,00

80,9

5,12

17

85,9

5,78

81,3

5,50

18

87,4

5,14

81,0

4,84

3. Для построения профиля физического развития (рис.) на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков. Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от неё про­водят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1; +2; +3) и отрицательными влево (-1, -2; -3).

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на со­ответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки со­единяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом разви­тии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуаль­ных показателей от средних стандартных величин в пределах М±1указывает на среднее физическое развитие данного инди­видуума. При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1до -2, при низком физическом развитии от -2до -3. При физическом развитии выше среднего индивидуаль­ные показатели находятся в пределах от +1до +2, при высо­ком - от +2до +3. При этом решающим показателем для опре­деления степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, ха­рактеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладыва­ются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму - раз­витие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличает­ся от другого более чем на 2, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

Пример оценки физического развития мальчика 10 лет мето­дом сигмальных отклонений с последующим графическим изо­бражением профиля физического развития приведен ниже.

Таблица 6

Алгоритм расчета величины сигмальных отклонений по основным показателям индивидуального физического развития

Признак

Показатели обследуемого

М по стандарту физического развития

 по стандарту физического развития

Разница между М и показателями обследуемого

Величина сигмального отклонения

Длина тела стоя, см

148,4

146,97

6,9

+1,43

+0,21

Масса тела, кг

51,2

39,92

6,70

+11,28

+1,68

Окружность груди, см

77,4

71,6

4,46

+5,8

+1,30

В примере таблицы 4 у мальчика 12 были определены длина тела, масса тела и окружность груди, значения которых проставляем в колонке 2. По таблице стандартов (приложение 2) находим нормальную для данного мальчика длину тела и проставляем ее в колонке 3.  по приложению 1 - 6,9 (проставляем в колонке 4). Далее, рассчитываем разницу между нормальной длиной тела (М) и фактической у данного ребенка (проставляем в колонке 5). На следующем этапе необходимо преобразовать найденное различие в абсолютных величинах в сигмальное отклонение. Для этого  по стандарту физического развития принимаем за 1. Далее составляем и решаем пропорцию:

6,9 – 1

1,43 – х

Решаем пропорцию:

1,431

= 0,21.

6,9

Таким образом, отклонение фактического значения длины тела от стандартной, выраженное в  равно +0,21 (колонка 6).

Затем с использованием приложения 1 производим расчеты по массе тела и окружности груди и заносим результаты в соответствующие колонки таблицы 4.

Для оценки полученных данных пользуемся таблицей 3. Таким образом, длина тела оценивается по сигмальному отклонению как средняя, так как оно входит в интервал 1,0. Масса тела и окружность груди оцениваются выше среднего, так как входит в интервал от +1,1 до +2,0.

При оценке результатов, полученных с помощью метода сигмальных отклонений, считается, что если все три признака физического развития отклоняются один от другого не более чес на 1, то телосложение ребенка следует считать пропорциональным или физическое развитие гармоничным. При отличии одного из признаков от другого более чем на 1 телосложение считается непропорциональным или физическое развитие дисгармоничным.

В примере сигмальные отклонения для массы тела и окружности груди отличаются от сигмального отклонения для длины тела более чем на 1. То есть, в данном случае имеет место непропорциональное телосложение или дисгармоничное физическое развитие мальчика.

Следует учитывать, что при использовании стандартов других показателей физического развития можно полноту оценки физического развития можно расширить.

Для наглядного представления полученных при использовании метода сигмальных отклонений данных строят так называемый профиль физического развития. Для этого на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков (в данном случае длина тела, масса тела, окружность груди). Вертикальная линия в центре (М) соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. На равных расстояниях от средней линии влево откладываются отрицательные значения сигм, вправо – положительные. По этим границам также проводятся вертикальные линии. Величину сигмального отклонения по указанным признакам для обследуемого ребенка отмечают точкой на соответствующей данному признаку горизонтальной линии. Соединив точки, получают профиль физического развития ребенка.

Пример построения профиля физического развития по данным решения задачи демонстрируется на рисунке 1.

-3

-2

-1

М

+1

+2

+3

Длина тела стоя

Масса тела

Окружность

груди

Рис. 1. Профиль физического развития мальчика 12 лет

(графическое выражение результатов оценки физического развития, полученных

с помощью метода сигмальных отклонений)

Недостатком метода сигмальных отклонений является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, без определения связи (корреляции) с другими признаками. Однако простота реализации метода обусловливает его широкое использование как при исследовании индивидуального физического развития, так и в коллективах с расчетом средних величин.

Оценка физического развития методом сигмальных отклонений

По методу сигмальных отклонений оцениваются соматометрические признаки - рост, масса тела, окружность грудной клетки. Для этого каждый показатель ребенка сравнивают с соответствующим средним показателем стандарта. При этом нужно из фактических данных роста, массы тела и окружности грудной клетки вычесть соответствующие показатели стандартов и полученную разность разделить на величину нормального отклонения признака от средней величины - сигму. Полученная при делении величина называется сигмальным отклонением. По величинам сигмальных отклонений строится профиль физического развития. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков: рост, масса тела, окружность грудной клетки. Вертикальная линия в центре - М - соответствует средним величинам той возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от средней линии на равных расстояниях откладывают влево - отрицательные значения, вправо - положительные значения сигмального отклонения. Эти линии проводят параллельно средней вертикальной линии. Полученные величины сигмальных отклонений наносят на соответствующей данному признаку горизонтальной линии. Соединяя точки каждого признака, получают профиль физического развития. Если профиль физического развития расположен в пределах от М-1 до М+1, то физическое развитие считается средним, если профиль расположен от -1 до -2, то развитие будет ниже среднего

от -2 до -3 - низкое развитие

от +1 до +2 - развитие выше среднего

от +2 до +3 - высокое развитие

По профилю судим еще и о пропорциональности развития. Если все три признака физического развития отклоняются один от другого не более, чем на 1 сигму, то следует считать телосложение пропорциональным, а при отличии одного из признаков от другого более чем на 1 сигму, то телосложение считается непропорциональным. Недостатком метода оценки физического развития по сигмальным отклонениям является отсутствие корреляции между оцениваемыми признаками, т.е. между ростом, массой тела, окружностью грудной клетки. Каждый из признаков оценивается отдельно.

Метод оценки физического развития по шкалам регрессии

Этот метод более совершенный, так как шкала регрессии - это оценочные таблицы, учитывающие корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клетки. Они составляются на основании проведения многочисленных исследований на детях одного возраста, пола, национальности и проживания в одной местности. Основой оценочной таблицы является рост ребенка, представленный во всех вариантах (от минимального до максимального значения с интервалом в 1 см) с делением на 5 групп: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Методика оценки по шкалам регрессии заключается в следующем; сначала находят к какой группе роста относится рост данного ребенка, затем соответственно данному росту находят каким должен быть масса тела и окружность грудной клетки ребенка. Далее, из фактических данных массы тела и окружности грудной клетки вычитаем показатели стандарта - по шкалам регрессии - по весу и окружности грудной клетки и делим эту разность на сигму регрессии. которую находим из шкалы регрессии, отдельно по росту и окружности грудной клетки. Полученные величины называются частно-сигмальными отклонениями. Если частно-сигмальные отклонения находятся до 1 регрессии, то развитие ребенка считается гармоничное; если 2 регрессии, то развитие дисгармоничное; если более 2 , то развитие считается резко дисгармоничным за счет низкого или высокого роста, дефицита или избытка массы тела 1 и 2 степени.

Дети с избыточной массой тела направляются к эндокринологу, так как в значительном проценте случаев среди них встречаются лица с ожирением. Дети с низким ростом также направляются к эндокринологу для решения вопроса, имеет ли место общая задержка физического развития или низкий рост ребенка обусловлен генетическими факторами (низкорослость родителей). Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром для установления причин этого дефицита.

Указанный метод тоже имеет недостаток, т.к. он позволяет оценить лишь морфологический статус ребенка, но не уровень биологического развития.

Алгоритм расчета величины сигмальных отклонений по основным показателям индивидуального физического развития

Признак

Показатели обследуемого

М по стандарту физического развития

 по стандарту физического развития

Разница между М и показателями обследуемого

Величина сигмального отклонения

Длина тела стоя, см

148,4

146,97

6,9

+1,43

+0,21

Масса тела, кг

51,2

39,92

6,70

+11,28

+1,68

Окружность груди, см

77,4

71,6

4,46

+5,8

+1,30

В примере таблицы 4 у мальчика 12 были определены длина тела, масса тела и окружность груди, значения которых проставляем в колонке 2. По таблице стандартов (приложение 2) находим нормальную для данного мальчика длину тела и проставляем ее в колонке 3.  по приложению 1 - 6,9 (проставляем в колонке 4). Далее, рассчитываем разницу между нормальной длиной тела (М) и фактической у данного ребенка (проставляем в колонке 5). На следующем этапе необходимо преобразовать найденное различие в абсолютных величинах в сигмальное отклонение. Для этого  по стандарту физического развития принимаем за 1. Далее составляем и решаем пропорцию:

6,9 – 1

1,43 – х

Решаем пропорцию:

1,431

= 0,21.

6,9

Таким образом, отклонение фактического значения длины тела от стандартной, выраженное в  равно +0,21 (колонка 6).

Затем с использованием приложения 1 производим расчеты по массе тела и окружности груди и заносим результаты в соответствующие колонки таблицы 4.

Для оценки полученных данных пользуемся таблицей 3. Таким образом, длина тела оценивается по сигмальному отклонению как средняя, так как оно входит в интервал 1,0. Масса тела и окружность груди оцениваются выше среднего, так как входит в интервал от +1,1 до +2,0.

В примере сигмальные отклонения для массы тела и окружности груди отличаются от сигмального отклонения для длины тела более чем на 1. То есть, в данном случае имеет место непропорциональное телосложение или дисгармоничное физическое развитие мальчика.

Ситуационные задачи по использованию метода сигмальных отклонений и регрессионного метода при оценке физического развития детей и подростков

При работе с задачами по использованию метода сигмальных отклонений, условия которых представлены ниже, выполнить следующие задания.

1. Построить рабочую таблицу по аналогии с таблицей 4.

2. В колонку 2 занести фактические значения длины тела, массы тела и окружности груди, полученные при обследовании ребенка.

3. В приложении 2 найти для ребенка указанных в задаче пола и возраста стандартные величины длины тела, массы тела и окружности груди (М) и поместить найденные величины в соответствующие колонки рабочей таблицы (колонки 3 и 4)

4. Рассчитать разницу между М и показателями обследуемого в абсолютных величинах и разместить ее в колонке 5.

5. Рассчитать величины сигмальных отклонений по длине тела, массе тела и окружности груди; занести результаты в колонку 6.

6. Построить профиль физического развития обследуемого ребенка.

7. Дать оценку уровня физического развития по таблице 3.

8. Дать оценку пропорциональности телосложения или гармоничности физического развития ребенка.

При работе с задачами по использованию метода по шкалам регрессии, условия которых представлены ниже, выполнить следующие задания.

1. В приложении 3 найти шкалу регрессии, соответствующую полу и возрасту ребенка по условию задачи.

2. Дать оценку уровня и гармоничности физического развития ребенка по соответствующей шкале регрессии.

Номер задачи

Данные, полученные при обследовании детей

Пол и возраст

ребенка

Длина тела, см

Масса тела, кг

Окружность

груди, см

1

Мальчик 7 лет

117

33,6

65,4

2

Мальчик 8 лет

132

23,2

58,3

3

Мальчик 9 лет

134

39,1

70,8

4

Мальчик 10 лет

139

26,4

62,8

5

Мальчик 11 лет

152

43,4

74,1

6

Мальчик 12 лет

147

40,5

70,3

7

Мальчик 13 лет

144

38,5

70,4

8

Мальчик 14 лет

162

53,8

79,5

9

Мальчик 15 лет

174

67,5

86,2

10

Мальчик 16 лет

164

63,1

86,9

11

Девочка 7 лет

118

14,3

52,7

12

Девочка 8 лет

135

19,3

55,2

13

Девочка 9 лет

122

21,5

52,4

14

Девочка 10 лет

133

26,0

59,4

15

Девочка 11 лет

138

26,5

64,2

16

Девочка 12 лет

160

38,4

71,4

17

Девочка 13 лет

139

33,2

72,8

18

Девочка 14 лет

166

45,4

76,5

19

Девочка 15 лет

156

58,7

87,2

20

Девочка 16 лет

164

50,8

77,2

Пример оценки физического развития мальчика 10 лет методом сигмальных отклонений

Признак

Индивид.

показатели

Стандартные показатели

Величина фактического отклонения

Величина сигмального отклонения, 

M

Рост стоя, см

133,4

131,8

6,1

+1,6

+0,3

Масса тела, кг

31,4

28,1

2,4

+3,3

+1,4

Окружность груди, см

65,8

63,7

3,1

+2,1

+0,7

Графическое изображение профиля физического развития, построенного по полученным данным, приведено на рис. 3.

Рис. 3. Профиль физического развития

При оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков - длина тела и окружность груди - находятся в пределах средних величин (М±1), а масса тела в интервале "выше среднего" (М+1- М+2).

Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, т.к. масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.

Оценка физического развития по шкалам регрессии.

Этот метод более совершенный, так как оценочные таблицы, составленные по шкале регрессии, учитывают корреляционную зависимость между двумя антропометрическими признаками: длиной и массой тела, длиной тела и окружностью грудной клет­ки. Таблицы составляются на основании вариационно-статисти­ческой обработки данных измерений этих признаков у выбороч­ной группы детей (не менее 100-150 человек) одного возраста и пола.

Использование центильного метода для оценки физического развития детей и подростков.

Сущность метода заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядо­ченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает три процента наблюдений данного ряда, десятый центиль - 10% наблюдений и т.д. Каждый из фиксиро­ванных центилей называют центильной вероятностью и обозна­чают в %.Между фиксированными центильными вероятностями образуется 8 промежутков,которые получили названия центильных интервалов.

Таблица 7 Определение и оценка центральных интервалов

Центильная

вероятность

3%

10%

25%

50%

75%

90%

97%

100%

Центильные

интервалы

1

2

3

4

5

6

7

8

Оценка пока зателей

Очень низкая

Низкая

Пони -женная

Сред-няя

Повы- шеная

Высо- кая

Очень высокая

Макси-мальная

В центильном методе величину наблюдаемого признака счи­тают средней, типичной, если она находится в пределах 50-75 центилей. Следовательно, за среднее значение признака прини­мают его величины, ограниченные 4 и 5 центильными интерва­лами. 1-3 интервалы характеризуют снижение изучаемого по­казателя, 6-8 интервалы свидетельствуют об увеличении изу­чаемого показателя по сравнению со средним его значением.

2. Метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития

При индивидуальной оценке физического развития детей и подростков до недавнего времени был широко распространен метод определения сигмальных отклонений основных показателей физического развития от взвешенных средних арифметических данной возрастно-половой группы с последующим графическим изображением профиля физического развития.

Этот метод известен под названием метода Мартина. Впервые он был применен в 1925 году.

Сущность метода заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки и др.) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков (М) для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов.

В настоящее время метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития практически не используется. Однако знать его необходимо с точки зрения овладения более современными методами оценки физического развития детей и подростков.

Метод предполагает графическое изображение основных показателей физического развития (длины и массы тела и окружности грудной клетки) после предварительного сравнения их со стандартными.

Физическое развитие оценивают в определенном порядке.

1. Каждый из индивидуальных признаков сравнивают со средней арифметической этого признака для данного возраста и находят фактическое отклонение от нее (со знаком «+», если существует превышение по сравнению со стандартным значением, либо со знаком «-» в случае недостаточного развития признака).

2. Путем деления фактического отклонения на величину сред­него квадратического отклонения (σ), находят сигмальное отклонение, которое показывает, на сколько сигм в большую или меньшую сторону отклоняются показатели исследуемого ребенка от средних показателей, свойственных данному возрасту и полу.

3. Для построения профиля физического развития на равном расстоянии друг от друга проводят горизонтальные линии по числу оцениваемых признаков (рис. 4). Вертикальная линия в центре соответствует средним величинам (М) для возрастно-половой группы, к которой относится ребенок. По обе стороны от нее проводят вертикальные линии, обозначающие величины средних квадратических отклонений с положительными значениями вправо (+1σ; +2σ, +3 σ) и отрицательными влево (-1 σ; -2 σ; -З σ).

Величины сигмальных отклонений отмечают точками на соответствующей признаку горизонтальной линии. Все точки соединяют прямыми. Полученный график (профиль физического развития) позволяет сделать заключение о физическом развитии ребенка, величине отклонений от средних показателей и о пропорциональности телосложения. Отклонение индивидуальных показателей от средних стандартных величин в пределах M ±1σ указывает на среднее физическое развитие данного индивидуума.

-3 σ -2σ -1σ М +1σ +2σ +3σ

Рост стоя

Масса тела

ОГК

Рис 4. Графическое изображение профиля физического развития

Вывод: При развитии ниже среднего показатели находятся в пределах от -1σ до -2σ, при низком физическом развитии от -2σ до -3σ. При физическом развитии выше среднего индивидуальные показатели находятся в пределах от +1σ до +2σ, при высоком - от +2σ до +3σ.

При этом решающим показателем для определения степени физического развития считается рост (длина тела), наименее подверженный внешним влияниям признак, характеризующий ростовые процессы детского организма.

Для суждения о гармоничности развития необходимо оценить взаиморасположение точек, соответствующих величине сигмальных отклонений по каждому признаку. Если они все укладываются в интервал одной сигмы, развитие считается гармоничным. В случае, если разброс признаков превышает одну сигму, развитие дисгармоничное. И, наконец, если один признак отличается от другого более чем на 2σ, такое развитие расценивается как резко дисгармоничное.

Пример оценки физического развития мальчика 10 лет методом сигмальных отклонений приведен в таблице 4.

Таблица 4

Признак

Индивидуальный показатель

Стандартный показатель

Величина фактического отклонения

Величина сигмального отклонения,

σ

М

σ

Рост стоя см

133,4

131,8

6,1

+1,6

+0,3

Масса тела кг

31,4

28,1

2,4

+3,3

+1,4

Окружность груди, см

65,8

63,7

3,1

+2,1

+0,7

Графическое изображение профиля физического развития, построенного по полученным данным, приведено на рис 5.

-3 σ -2σ -1σ М +1σ +2σ +3σ

Рост стоя

Масса тела

ОГК

Рис 5. Профиль физического развития

Вывод: при оценке полученного профиля следует отметить, что два из трех оцениваемых признаков (длина тела и окружность груди) находятся в пределах средних величин (М±1 σ), а масса тела в интервале «выше среднего» (M+lσ - M+2σ). Таким образом, физическое развитие ребенка можно оценить как среднее, дисгармоничное, так как масса тела по отношению к длине тела и окружности груди увеличена, что может иметь место при избыточном питании и малой двигательной активности.

Недостатком метода сигмальных отклонений является отсутствие корреляционной зависимости между массой тела, ростом и окружностью грудной клетки. Каждый показатель оценивается отдельно, вне связи с другими.

таблица развития мальчиков и девочек

Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.

Нормы физического развития

Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.

К антропометрическим показателям  ребенка до года относят:

  • длина тела;
  • масса тела;
  • окружность груди;
  • окружность головы.

Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности,  гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).

Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.

Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка

При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).

Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.

Пример расчета

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.

Рост.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
  2. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г),  8000 – 4000 =4000 г.
  2. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
  4. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.

Окружность груди ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
  2. Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
  3. Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности груди.

Окружность головы ребенка.

  1. На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
  2. Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
  3. Находится  в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
  4. Это средний показатель окружности головы.

Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.

Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек

Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании  групп детей, одинаковых по полу и возрасту.

Метод сигмальных отклонений

Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат  средние антропометрические  величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).

Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:

  • Низкий – от М-2δ и ниже
  • Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
  • Средний – от М-1δ до М+1δ
  • Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
  • Высокий – от М+2δ и выше.

Пример

Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг

Рост.

  1. Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
  2. Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и  тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
  3. Это средний показатель роста.

Масса.

  1. Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
  2. Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
  3. Это средний показатель массы.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

Центильный метод

Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы)  среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.

Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)

Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то  из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг.  Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.

  • коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
  • коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
  • коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
  •  коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
  • коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
  • коридор 6 (от 90% до 97%) — «высокое»;
  • коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».

Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.

Индексы физического развития

Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии  питания.

Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).

(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела

Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.

Видео ребенок от рождения до года

http://www.youtube.com/watch?v=fFedUnKuJ2s

Индекс Эрисмана.  

Обхват груди (см)-1/2 роста (см)

Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.

Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди

Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.

Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль»  Затем выполняют взвешивание.

Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.

Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа.  Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.

Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.

Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года

Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.

Некрасова Анастасия Михайловна

Врач-педиатр, детский кардиолог

Задать вопрос

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *