Правила ☀ безопасности ☀ для детей на улице ☀
Одна из основных обязанностей родителей – обеспечение безопасности ребенка. Современная жизнь – непредсказуема и опасна. С раннего возраста необходимо развивать в ребенке внимательность и умение действовать в необычной ситуации.
Родителям нельзя впадать в крайности, некоторые из них не отпускают ребенка от себя до подросткового возраста. В этом случае дети плохо адаптируются, не могут обеспечить свою безопасность, потому что надеются на родственников. Другие родители оставляют малышей без присмотра, в возрасте, когда нет понимания опасности. Процесс взросления ребенка и освоения навыков должен проходить постепенно.
Правила безопасного поведения на улице дети должны знать с раннего возрастаНачало обучения
Обучение должно соответствовать возрасту ребенка и уровню его психологического развития.
- Начать обучение правилам безопасного поведения можно с игровой формы, такая техника будет предпочтительная для детей 4-6 лет. Дети часто ассоциируют себя с игрушками, охотно включаются в процесс. Можно придумать игру «Что делать, если ты потерялся?». Основным героем может стать любимая кукла или игрушка.
- Для детей младшего школьного возраста будет интересная сюжетно-ролевая игра. Можно разыграть сценку, что делать в экстренной ситуации на улице. В непринужденной обстановке можно оговорить варианты поведения и возможные ошибки.
- Для подростков будет эффективна беседа. Следует оговорить безопасные места для прогулок, действия в экстренной ситуации, телефоны служб спасения, алгоритмы поведения на улице в опасных ситуациях.
Что важно знать родителям
Не стоит запугивать ребенка, приводить печальную статистику, полицейские сводки. Этим вы только вызовите стресс и недоверие к миру. Следует сосредоточиться на правилах безопасного поведения, которые смогут предотвратить беду на улице.
- Будьте личным примером для ребенка. Если переходите дорогу вместе с ребенком на красный свет, то не стоит удивляться, когда малыш будет нарушать правила безопасности.
- Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Информация при этом будет легче восприниматься, если у ребенка возникнут страхи и сомнения, он скорее с вами поделится.
- Отправляя ребенка одного на улицу, не стоит отдавать ему дорогой мобильный телефон, украшения, вешать ключ от входной двери на шею.
Ребенок не должен получать крупные суммы денег. Особенно осторожным нужно быть в транспорте и при оплате покупок. Злоумышленники могут увидеть крупные купюры, попытаться их заполучить.
Ребенок должен усвоить
- Правила поведения на улице запрещают разговаривать без присутствия взрослого с малознакомыми людьми.
- Нельзя садиться с малознакомыми и незнакомыми людьми в транспортное средство.
- Если у ребенка появилось чувство тревоги, опасности, сопротивления необходимо бежать кричать, использовать предметы самозащиты.
- Нельзя принимать из рук малознакомого и незнакомого человека подарки и еду. Обо всех попытках сообщать родителям.
- Нельзя помогать незнакомому человеку на улице, если он просит, следует позвать окружающих, если человеку действительно нужна помощь, то он не испугается, не уйдет.
Нужно быть предельно внимательным при входе в подъезд и лифт. Если ребенок заметил подозрительного человека, то следует пропустить его вперед, подождать, пока он пройдет.
Опасно ехать с лифте и заходить в подъезд с незнакомцем вдвоем.
Если ребенок самостоятельно ходит в школу и обратно домой, то следует проработать маршрут, обсудить правила передвижения. Дорога должна проходить через оживленные места, старайтесь избегать пустырей, малоизвестных мест. Первое время нужно несколько раз пройти расстояние вместе с ребенком. Особое внимание стоит обращать на места с повышенной опасностью: светофоры, переходы. Можно найти одноклассников, которые живут в вашем районе, чтобы дети ходили вместе.
Ребенок должен знать основные правила поведения на дороге. На какой сигнал светофора нужно двигаться, где расположены пешеходные дорожки. Даже если загорелся нужный сигнал светофора, следует оглядеться по сторонам, только после этого совершать движение.
Правила дорожного движения надо повторять при каждой прогулке по городуНеобходимо учить детей не поднимать чужие предметы с земли. Особое внимание стоит уделить колющережущим предметам, шприцам, битым бутылкам, сверткам.
Ребенку нужно объяснить правила поведения, что играть предпочтительно на детской площадке. Несчастные случаи случаются даже там, что говорить о неприспособленных местах, стройках.
Следует оговорить правила поведения детей при встрече с животными на улице. По возможности следует сохранять спокойствие, развернуться и уйти. Если агрессия собак нарастает, следует позвать на помощь, двигаться в сторону подъезда, человека.
Не дразнить собак, не подходить к нимДля самозащиты можно использовать любые предметы, которые можно достать – палка, сумка, камни.
На улице ребенок должен соблюдать чистоту, хотя это не его личная территория, но достойное поведение каждого обеспечит эстетичный вид территории, не создаст дополнительных проблем уборщикам. Такая практика научит ребенка отвечать за свои поступки.
Пройдите маршрут до школы и назад несколько раз вместеНельзя портить фасады зданий, ходить по газонам, это влечет большие финансовые потери. Сейчас много камер уличного видеонаблюдения, злодеяние не останется безнаказанным, отвечать придется родителям.
Правила поведения зимой еще более строгиеОтдельные правила касаются зимнего времени года. Передвигать следует спокойно, не бегая, следует приобрести ребенку противоскользящую обувь. Следует обращать внимание на крыши домов, при наличии сосулек следует выбрать максимально далекую траекторию.
Видео: Мультфильм о безоапсности на улице
( Пока оценок нет )
Правила поведения на улице для детей: безопасность
Одной из главных задач родителей — научить детей безопасному поведению на улице в отсутствии взрослых. Помочь в этом могут правила поведения на улице для детей. Поскольку современная жизнь непредсказуема и опасна, то важно с раннего возраста развивать в своем чаде внимательность и умение правильно действовать в нестандартной ситуации.
Согласно статистике, дети, которые всегда и везде ходят с родителями, в последствии плохо ориентируются и адаптируются и не способны обеспечить самостоятельно свою безопасность, так как всегда это доверяли родственникам. Однако это не значит, что и вовсе без присмотра нужно оставлять малыша, который еще не понимает, что такое опасность. Правила безопасности и взросление должны усваиваться постепенно. Родителям не рекомендуется впадать в крайность и не отпускать своего ребенка от себя до подросткового возраста.
С чего лучше начинать?
Для того чтобы обучение было эффективным, мало просто рассказать о правилах безопасности. Немаловажное значение имеет выбор правильной формы и методов, которые соответствуют возрасту и уровню развития ребенка. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из них в зависимости от возраста детей:
- Для деток в возрасте от 4 до 6 лет правила безопасного поведения будут лучше усваиваться в игровой форме с использованием игрушек и других подручных предметов. К примеру, можно инсценировать ситуацию на тему «Действия, если потерялась любимая игрушка».
- С 7-летними детками полезно составлять сценарий действий по выдуманной сценке. Это будет наталкивать ребенка на поиски правильного выхода из сложных ситуаций.
- С подростками лучше обговаривать, что ему можно, а что нет. Например, следует разграничить места, куда ребенку не стоит ходить без взрослых. В подростковом возрасте ребенку нужно знать номера служб спасения, и варианты, к кому и куда он сможет обратиться в сложных ситуациях.
Не рекомендуется акцентировать внимание на плохих событиях и печальной статистике, поскольку это может запугать ребенка. В результате кроме страха и неуверенности он ничего не усвоит. Лучше делать акцент на безопасное поведение детей на улице, поощрять стремление поделиться собственными проблемами со взрослым, быть с ним на одной эмоциональной волне.
Немаловажным является и собственный пример родителей. Ведь если ребенку рассказывать, например, что дорогу нужно переходить строго на зеленый, а самостоятельно регулярно нарушать это правило, соблюдения правила в дальнейшем можно не ждать.
Рассказывая про безопасность детей на улице, не стоит упускать и то, что некоторые факторы и моменты его поведения способны спровоцировать опасные ситуации.
Правила поведения на улице
Безопасное поведение в каждой семье понимается по-разному, в связи с чем родители и составляют правила конкретно для своих детей. Предлагаем ознакомиться с основными правилами безопасного поведения на улице, которые могут стать основой для создания собственных:
- Всегда нужно предупреждать родителей, куда идешь, с кем и когда вернешься.
- Не нужно в темное время суток одному гулять на улице. Если сложилось так, что уже темно, то домой лучше добираться по освещаемым местам.
- Не привлекай лишнее внимание, громко разговаривая по телефону и т. п.
- Не носи на улице дорогие украшения, особенно когда гуляешь без взрослых.
- Не нужно вешать ключи от дома на шею или на ремень брюк.
- При обнаружении молодой и шумной компании лучше перейти на другую улицу и ни в коем случае не вступать с ними в конфликт.
- Избегай перебранок в общественных местах.
- Если кто-то из прохожих спрашивает дорогу, можно объяснить и даже нарисовать путь, но не провожать до этого места самостоятельно.
- Если незнакомый человек попросил помочь ему с сумками, обещая за это вознаграждение, нужно ответить категорическим отказом.
- Если незнакомец предлагает попробовать себя в сфере шоу-бизнеса и красоты, не нужно стесняться спрашивать, когда и куда можно по этому вопросу подойти с родителями.
- Если поблизости начинает тормозить авто, нужно отойти от него подальше и ни при каких обстоятельствах не садиться в машину.
- Если кажется, что кто-то преследует, нужно перейти на другую улицу, зайти в магазин или обратиться за помощью к взрослым, то есть привлечь внимание к себе.
- Во время игр не следует залезать в заброшенные транспортные средства, здания и прочие подобные места.
- Если угрожает опасность, не нужно стесняться громко звать на помочь и защищаться.
- В общественных местах нужно строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования транспортными средствами.
- Не портить общественное и государственное имущество.
- Не сорить на улице и в общественных местах.
- Запрещено распивать алкогольные напитки и играть в карты.
- Бережно относиться к природе и труду других людей.
Пункты, касающиеся общения с незнакомцами, можно объединить простым и понятным правилом: «Взрослый человек никогда не попросит помощи у ребенка».
Все пункты можно подкорректировать и дополнить в зависимости от того, чему хотят научить ребенка родители.
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
Правила безопасного поведения ребёнка на улице. ГУО «Ясли-сад №9 г. Бреста»
Общие правила безопасного поведения ребёнка на улице
Обеспечивая безопасность детей на улице, помните, что:
- Не нужно одевать дорогие украшения и прочие дорогие аксессуары для ребёнка на улицу.
- Не нужно вешать ключи на шею или на другое видное место (кладите их в потайной карманчик).
- Ребёнку нельзя говорить с незнакомцами, уходить с ними куда-либо, брать что-либо из их рук, садиться в машину и т.д. Обязательно проговорите с малышом, что нельзя отвечать на вопросы, где взрослые, кто дома, где дома что лежит и т.д.
- Ребёнок должен знать о том, что нужно всегда смотреть по сторонам (чтобы не оказаться под колёсами машины) при выходе из подъезда, переходе через дорогу, во время игр на придворовой территории.
Чтобы обеспечить безопасность детей на улице, родители должны усвоить с ними уроки на тему «кто я».Так ребёнок должен знать следующую личную информацию:
- Его имя, фамилию, домашний адрес и телефон, а также имена родителей.
- Также необходимо выучить с малышом, какие опасности/травмы могут быть получены им или другими детьми: не трогаем острое, тяжёлое, горячее (чтобы не пораниться, не удариться, не обжечься).
Правила безопасного поведения ребёнка на улице
- Нельзя разговаривать с незнакомцами, брать любые предметы из их рук, уходить с ними. В случае, если незнакомец хочет применить силу, научите ребёнка кричать и убегать, звать на помощь.
- Нельзя брать с земли и даже подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки, странные свёртки и т.д.
- Нельзя убегать от родителей, прятаться от них, забегать в помещения, транспорт без родителей.
- Проговорите и выучите модель поведения ребёнка, если он потерялся (что он должен делать, какую информацию о себе называть, как звать на помощь).
- Выучите с ребёнком основные правила поведения на дороге (когда переходить улицу, запрет на игры возле дороги и т.д.).
Правила безопасного поведения ребёнка на тему «Природа и её опасности»:
- Познакомьте ребёнка с потенциальными природными опасностями Вашего региона (удары молний, град и т.д.).
- Расскажите ребёнку об опасных животных, которые водятся в природе. Особый акцент сделайте на тех, которые могут встречаться в городе: например, бойцовские собаки, бешенные животные.
- Расскажите ребёнку об опасных болезнях, профилактике лечения, а также о гигиене (не едим грязными руками, не едим грязные фрукты и т.д.).
Безопасность детей на улице: как учить правила безопасности с детьми
Помните, что приучать ребёнка к самостоятельности нужно постепенно. Не пугайте ребёнка и не рассказывайте обо всех опасностях сразу. Подавайте информацию аккуратно, методично (можете завести блокнот и отмечать, какие моменты Вы уже проговорили, а о чём расскажете в следующий раз). Не забывайте по несколько раз прорабатывать одну и ту же тему, напоминать о тех или иных важных моментах. Сопровождайте процесс обучения картинками.
В процессе изучения правил безопасного поведения ребёнка на улице подключайте родственников для демонстрации ролевых сцен. Показывайте как нужно вести себя на улице на своём примере, расширяйте кругозор ребёнка. А также просите ребёнка показать, как он запомнил то, что Вы ему сказали.
Безопасное поведение ребенка на улице
Родители находятся рядом с ребёнком с первых дней его жизни. А потому именно они обязаны объяснить правила безопасного поведения не только дома, но и на улицах и дорогах. Со временем малыш взрослеет, и уже в начальной школе многие взрослые перестают провожать и встречать ребёнка из школы, а потому главная задача любящих родителей – объяснить, как вести себя с незнакомыми людьми и в нестандартных ситуациях. Поведение школьников не всегда поддается разумному объяснению, поэтому нужно заставить ребёнка понять, насколько важно знать правила безопасности на улице для детей.
Какие опасности ожидают ребёнка на улице?
Безопасное поведение ребёнка на улице обусловлено тем, что он знает об опасностях, которые его подстерегают.
- Дорога. Ребёнку обязательно с малолетства нужно объяснить правила дорожного движения.
- Строительные площадки и химические предприятия. Малыш должен знать, что нельзя заходить за территорию, которая огорожена забором.
- Гаражи и заброшенные дома. В них могут жить наркоманы, алкоголики, лица без определенного места жительства. Ребёнок должен обходить их стороной.
- Плохо освещенные и безлюдные места. Аналогичная опасность.
- Незнакомые люди. Ребёнок должен знать, что в лице каждого незнакомого мужчины или женщины может таиться угроза. Незнакомец может оказаться хулиганом, вором или ещё более опасным преступником. Объясните ему, что нельзя верить даже милой старушке, так как она может оказаться сообщницей бандитов.
- Сверстники, настроенные агрессивно. Не всех детей родители воспитывают в соответствии с нравственными, моральными и этическими нормами. Поэтому ребёнок должен быть готов к тому, что к нему пристанут разбушевавшиеся ровесники, которые захотят отнять портфель или шапку. Заранее объясните сыну или дочери, как надо реагировать. Прорепетируйте дома эту ситуацию, чтобы малыш был готов.
Что должен знать ребёнок перед походом на улицу?
Не ленитесь, ежедневно говорите малышу, что общаться с незнакомыми на улице опасно, не следует брать у них вещи с непонятным содержимым и провожать пожилого человека домой. Для этого полно взрослых, которые в состоянии решить проблему незадачливого прохожего. Если к ребёнку на улице применяют силу, ему, конечно, нужно громко закричать и позвать на помощь. Также строго запретите садиться в автомобиль к незнакомцам, рассказывать посторонним, где в данный момент находятся родители.
Правила дорожного движения – одно из первых знаний, которое ребёнок обязан выучить наизусть, если передвигается из пункта А в пункт В без сопровождения взрослых. Школьник должен чётко представлять, что приближается к проезжей части даже в собственном дворе.
Имена и фамилии родителей ребёнок выучил еще в детском саду. Расширить знание в этой области следует информацией об адресе постоянного места жительства и номерах телефонов мамы и папы наизусть. Эта информация может быть необходима сотрудникам полиции в случае, если малыш потеряется и у него не окажется с собой мобильного телефона.
Демонстрировать ребёнку социальный статус и уровень достатка семьи на улице тоже не стоит. Девочкам лучше не надевать ювелирные украшения и другие яркие аксессуары в то время, когда они гуляют одни. Это привлекает злоумышленников, асоциальных лиц, и может повлечь неприятные последствия. Ключ от квартиры тоже не следует вешать на всеобщее обозрение, лучше спрятать его подальше в карман.
Молния, гроза, град – школьник должен знать об опасных природных явлениях и как правильно себя вести в этих случаях. Приближаться и гладить бездомных собак тоже не стоит. Они могут быть переносчиками опасных заболеваний или просто напросто оказаться бойцовской породы, что вообще чревато трагическими событиями.
Ребёнка школьного возраста уже можно информировать о социальных заболеваниях, таких как туберкулез, ВИЧ, гепатит. И корректно объяснить, в каких случаях человек может заразиться ими.
Вести себя безопасно совсем не сложно, если ребёнок знаком с правилами с раннего возраста. Предупрежден – значит вооружен! Ведь безопасность на улице для детей должна быть превыше всего.
Как ребенку вести себя в различных ситуациях
Безопасное поведение на улице очень важно для детей. Поэтому ребенку нужно знать, что делать в разных ситуациях.
Самая опасная ситуация – это когда к сыну или дочери подходят незнакомые люди. Ребенок должен знать, что с ними нельзя разговаривать, нельзя ничего брать у них из рук, что бы они ни предлагали. Нужно сразу уйти подальше от него, желательно в людное место. Если же к ребенку применяют физическое насилие, например, тащат в машину за куртку, берут на руки, то он должен знать, что в этом случае позволительно громко кричать, плакать, всячески привлекать к себе внимание посторонних. Нужно пинать незнакомца, кусать его, щипать.
Если ваш малыш ещё ходит в детский сад, объясните ему, что его будут забирать только члены семьи. Если какой-то мужчина подошел к нему и сказал: «Мама просила тебя забрать и отвести домой», — ему нельзя верить.
Безусловно, ребенок должен знать правила дорожного движения. С ранних лет объясните ему, что такое светофор, почему нельзя переходить дорогу перед общественным транспортом, когда нельзя выходить на проезжую часть.
Если путь вашего малыша проходит мимо свалки, строительной площадки, завода или водоема, то объясните ему, что к этим объектам нельзя близко подходить, потому что они могут таить в себе угрозу.
Правила безопасности для детей на улице. ГУДО «Санаторный ясли-сад №15 для детей больных туберкулёзом и с риском его развития г. Бреста»
Одна из основных обязанностей родителей – обеспечение безопасности ребенка. Современная жизнь – непредсказуема и опасна. С раннего возраста необходимо развивать в ребенке внимательность и умение действовать в необычной ситуации.
Родителям нельзя впадать в крайности, некоторые из них не отпускают ребенка от себя до подросткового возраста. В этом случае дети плохо адаптируются, не могут обеспечить свою безопасность, потому что надеются на родственников. Другие родители оставляют малышей без присмотра, в возрасте, когда нет понимания опасности. Процесс взросления ребенка и освоения навыков должен проходить постепенно. Правила безопасного поведения на улице дети должны знать с раннего возраста.
Начало обучения
Обучение должно соответствовать возрасту ребенка и уровню его психологического развития.
- Начать обучение правилам безопасного поведения можно с игровой формы, такая техника будет предпочтительная для детей 4-6 лет. Дети часто ассоциируют себя с игрушками, охотно включаются в процесс. Можно придумать игру «Что делать, если ты потерялся?». Основным героем может стать любимая кукла или игрушка.
- Для детей младшего школьного возраста будет интересная сюжетно-ролевая игра. Можно разыграть сценку, что делать в экстренной ситуации на улице. В непринужденной обстановке можно оговорить варианты поведения и возможные ошибки.
- Для подростков будет эффективна беседа. Следует оговорить безопасные места для прогулок, действия в экстренной ситуации, телефоны служб спасения, алгоритмы поведения на улице в опасных ситуациях.
Что важно знать родителям
Не стоит запугивать ребенка, приводить печальную статистику, полицейские сводки. Этим вы только вызовите стресс и недоверие к миру. Следует сосредоточиться на правилах безопасного поведения, которые смогут предотвратить беду на улице.
- Будьте личным примером для ребенка. Если переходите дорогу вместе с ребенком на красный свет, то не стоит удивляться, когда малыш будет нарушать правила безопасности.
- Важно наладить доверительные отношения с ребенком. Информация при этом будет легче восприниматься, если у ребенка возникнут страхи и сомнения, он скорее с вами поделится.
- Отправляя ребенка одного на улицу, не стоит отдавать ему дорогой мобильный телефон, украшения, вешать ключ от входной двери на шею.
- Ребенок должен усвоить, как существует опасность на дороге.
- Ребенок не должен получать крупные суммы денег. Особенно осторожным нужно быть в транспорте и при оплате покупок. Злоумышленники могут увидеть крупные купюры, попытаться их заполучить.
Ребенок должен усвоить
- Правила поведения на улице запрещают разговаривать без присутствия взрослого с малознакомыми людьми.
- Нельзя садиться с малознакомыми и незнакомыми людьми в транспортное средство.
- Если у ребенка появилось чувство тревоги, опасности, сопротивления необходимо бежать кричать, использовать предметы самозащиты.
- Нельзя принимать из рук малознакомого и незнакомого человека подарки и еду. Обо всех попытках сообщать родителям.
- Нельзя помогать незнакомому человеку на улице, если он просит, следует позвать окружающих, если человеку действительно нужна помощь, то он не испугается, не уйдет.
Обучите малыша правилам поведения с незнакомыми людьми
Нужно быть предельно внимательным при входе в подъезд и лифт. Если ребенок заметил подозрительного человека, то следует пропустить его вперед, подождать, пока он пройдет.
Опасно ехать с лифте и заходить в подъезд с незнакомцем вдвоем.
Если ребенок самостоятельно ходит в школу и обратно домой, то следует проработать маршрут, обсудить правила передвижения. Дорога должна проходить через оживленные места, старайтесь избегать пустырей, малоизвестных мест. Первое время нужно несколько раз пройти расстояние вместе с ребенком. Особое внимание стоит обращать на места с повышенной опасностью: светофоры, переходы. Можно найти одноклассников, которые живут в вашем районе, чтобы дети ходили вместе.
Проследите, чтобы ваши дети в темное время суток обязательно использовали световозвращающие элементы (фликеры).
Напоминаем вам, что неиспользование световозвращающих элементов (фликеров) при движении по дороге в темное время суток, также как и другие нарушения Правил дорожного движения пешеходами и велосипедистами влечет ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.
Ребенок должен знать основные правила поведения на дороге. На какой сигнал светофора нужно двигаться, где расположены пешеходные дорожки. Даже если загорелся нужный сигнал светофора, следует оглядеться по сторонам, только после этого совершать движение. (См. раздел «ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ ВМЕСТЕ»-«ПДД для дошкольников»)
Необходимо учить детей не поднимать чужие предметы с земли. Особое внимание стоит уделить колющережущим предметам, шприцам, битым бутылкам, сверткам.
Ребенку нужно объяснить правила поведения, что играть предпочтительно на детской площадке. Несчастные случаи случаются даже там, что говорить о неприспособленных местах, стройках.
Следует оговорить правила поведения детей при встрече с животными на улице. По возможности следует сохранять спокойствие, развернуться и уйти. Если агрессия собак нарастает, следует позвать на помощь, двигаться в сторону подъезда, человека.
На улице ребенок должен соблюдать чистоту, хотя это не его личная территория, но достойное поведение каждого обеспечит эстетичный вид территории, не создаст дополнительных проблем уборщикам. Такая практика научит ребенка отвечать за свои поступки.
Пройдите маршрут до школы и назад несколько раз вместе
Нельзя портить фасады зданий, ходить по газонам, это влечет большие финансовые потери. Сейчас много камер уличного видеонаблюдения, злодеяние не останется безнаказанным, отвечать придется родителям.
Правила поведения зимой еще более строгие
Отдельные правила касаются зимнего времени года. Передвигать следует спокойно, не бегая, следует приобрести ребенку противоскользящую обувь. Следует обращать внимание на крыши домов, при наличии сосулек следует выбрать максимально далекую траекторию.
Консультация на тему: Безопасное поведение на улице
Обучение дошкольников безопасному поведению на улице
Взрослые, совершая те или иные действия, должны помнить, что они явля ются авторитетом в глазах ребенка. Именно с них дет
берут пример, копируя не только в игре, но и в жизни.
Чтобы предостеречь детей от опасности на улице, взрослые должны научить их быть внимательными, не нарушать правила дорожного движения, а главное — не нарушать эти правила самим.
Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблюдать правила дорожного движения.
На родительских собраниях или в часы, когда родители (взрослые) приходят за детьми, воспитателю необходимо рассказывать им о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице. Он должен выяснить, показывают ли родители детям опасные места по дороге в детский сад, держат ли они их за руку, находясь на улице, и т. д.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с родителями.
В одних случаях это могут быть ознакомление их с материалами, представленными на стендах «уголков безопасности», публикациями в прессе по проблемам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров, показ выставок детских рисунков, поделок, макетов, плакатов, дидактического материала по тематике дорожной безопасности.
В других случаях возможно приглашение родителей на дискуссионную встречу за «круглым столом», предложение выступить перед другими родителями, если они являются автомобилистами, врачами-травматологами или специалистами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Специально организованные лекции (с приглашением специалистов) и беседы с родителями, в т. ч. индивидуальные, должны быть направлены на активизацию их заинтересованности в получении дошкольниками знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице.
Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортное происшествие с участием дошкольников, необходимо приводить конкретные примеры с указанием названий улиц, где оно случилось, раскрывать причины, делая акцент на неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.
Возможен также показ фотографий, где зафиксированы несчастные случаи с детьми, которые произошли по вине взрослых. Элемент экстремальности, вызывающий сильные эмоциональные переживания у родителей, в данном случае может способствовать повышению у них бдительности, осторожности, восприимчивости предостережениям, касающимся безопасности на дорогах.
Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников происходит также в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за своего маленького роста бывают не видны водителям. Поэтому дошкольники должны находиться на улице только с взрослым и держать его за руку.
Большое число дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят детей в автомобилях на переднем сиденье или на коленях, не используя специальное детское удерживающее кресло и не пристегивая их ремнями безопасности.
В беседах следует рассматривать вопросы об опасностях по дороге в дошкольное учреждение, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.
С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия дошкольниками дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице.
В силу своего возраста дошкольники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет. Они не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.
У дошкольников другие особенности слуха и зрения. Им сложно определить, откуда слышится звук. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать роковой шаг навстречу опасности. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
Дошкольники не умеют эффективно использовать периферическое зрение и полностью «выключают» его, когда перебегают дорогу, фокусируясь на каком-либо предмете, не в состоянии определить, близко или далеко находится автомобиль, быстро он едет или медленно. Из-за своего небольшого роста они не могут целостно обозревать происходящее на дороге.
Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3—1,5 с, а у взрослого 0,6—0,8 с.
У детей дошкольного возраста не сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий.
В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.
Ребенок медленно и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольников нельзя отпускать одних на улицу, при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмоционально-возбудимые или, напротив, заторможенные).
Узнать, как научить ребенка наблюдательности на улице, кроме бесед родителям помогут памятки в виде раздаточного материала.
Темы для лекций и бесед с родителями
■ Причины и условия, влекущие за собой дорожно-транспортные происшествия с участием дошкольников.
■ Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улице,
■ Как научить ребенка наблюдательности на улице.
■ Где можно кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах.
■ Как переходить с ребенком проезжую часть дороги.
Типичные ошибки в поведениидошкольников на улице
■ самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;
■ самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигнал светофора;
■ неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;
■ ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
■ самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта; игра на проезжей части и вблизи нее;
■ неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар, и др.
Памятка для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице»
■ Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку.
■ Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.
■ При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
■ Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
■ При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть — остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
■ Учите ребенка всматриваться в даль, пропускать приближающийся транспорт.
■ Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль или мотоцикл на большей скорости. Поэтому лучше подождать, если не уверены, что нет скрытой опасности.
■ Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.
■ Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
■ Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт!
Памятка для родителей «Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
■ Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
■ Игры на проезжей части и возле нее.
■ Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
■ Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигнал светофора.
■ Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
■ Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
■ Незнание правил перехода перекрестка.
■ Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
■ Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
■ Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.
Памятка для родителей
«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»
■ Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Объясните ребенку, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д.
■ На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.
■ Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
■ При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.
Памятка для родителей-водителей
«Правила перевозки детей в автомобиле»
■ Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется Вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).
■ Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.
■ Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
Учебно-методический материал по ОБЖ (старшая группа) на тему: Занятия по развитию речи Старшая группа «Правила безопасного поведения детей на улице».
Занятия по развитию речи
Старшая группа
«Правила безопасного поведения детей на улице».
Воспитатель:
Пушкарева Т.Н.
Москва
Цель занятия:
· Расширить знания детей о поведение на улице.
· Учить детей правилам дорожного движения.
· Обогащать словарь детей словами: тротуар, пешеходный переход, проезжая часть, газон.
· Закрепить знания детей о назначении светофора.
Предварительная работа:
· Просмотр видеофильма «Правила безопасного поведения детей на улице».
Материал:
· Видеофильм »Улица полна неожиданностей».
Демонстрационный материал «Основы безопасности детей дошкольного возраста».Р. Б.Стеркина.
Ход занятия.
Воспитатель: мы с вами живем в большом городе. Как называется наш город?
Дети: Москва. Это столица России.
Воспитатель: Что вы знаете о нашем городе?
Дети: Это очень красивый город, у нас есть Большой театр, зоопарк, Красная площадь и много улиц. А еще у нас есть скверы и парки, где отдыхают люди, а по улице ездят машины.
Воспитатель: Вот сегодня мы поговорим с вами, как правильно себя вести на улицах города. Все улицы, ребята, делятся на две части:
Тротуар и проезжая часть. По тротуару ходят люди – пешеходы, а по проезжей части движутся автомобили.
Воспитатель: как называется часть улицы, где движется транспорт? Как называется то место, где ходят люди?
Ответ детей.
Далее рассматриваем картинку »Улица города».
Еще раз закрепляем и показываем: где тротуар, какие машины едут по улице, где проезжая часть улицы.
Воспитатель: Скажите, что помогает людям правильно переходить дорогу?
Дети: Светофор.
Воспитатель: При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Дети: Зеленый.
Воспитатель: Как можно перейти дорогу, если нет светофора?
Дети: По зебре, воспользоваться подземным переходом.
А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивать строчку.
Светофор.
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози, скорей шофер!
Красный глаз глядит в упор-
Это строгий……(светофор).
Вид он грозный напускает,
Ехать дальше……(не пускает).
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко.
Светофор на этот раз
Показал зеленый…..(глаз)
Подмигнул и говорит:
Ехать можно, путь…..(открыт)
М. Пляцковский.
Воспитатель: Молодцы, а теперь выходите, поиграем в игру «Лучший пешеход».
Воспитатель: вы хорошо играли, давайте посмотрим картинку.
Что вы видите на ней?
Дети: на проезжей части мальчик играет в футбол. Девочки прыгают через веревочку.
Воспитатель: правильно ли они поступают??
Дети: нет
Воспитатель: почему?
Воспитатель: А где можно играть детям? Ведь на дороге так много места.
Дети: Можно играть на детских площадках, на спортивных площадках.
Воспитатель: А что случается, если дети играют на дороге??
Дети: Машина может не успеть затормозить и случится беда.
Воспитатель: Читает отрывок из «Доктор Айболит».
И прибежала зайчиха
И закричала: «ай-ай»
Мой зайчик попал под трамвай
Мой зайчик мой мальчик попал под трамвай
И ему перерезало ножки
И теперь он не может прыгать по дорожке.
Воспитатель: Почему с зайчиком случилась такая беда??
Дети: Он гулял в неположенном месте.
Воспитатель: Прыг да скок, прыгает Зина
Целый день прошел в игре
Но зачем же, где машины
Если можно во дворе.
Воспитатель: А теперь посмотрите еще одну картинку.
Где играют дети? Что они делают??
Дети: Составляют рассказ по картине.
Воспитатель: Хорошо. А теперь мы тоже пойдем на нашу полянку и поиграем.
«Назови правила дорожного движения»
Ход игры:
Дети встают в круг. Воспитатель дает жезл. Дети передают жезл, называя быстро любое правило ДД. Кто из ребят затрудняется выбывает из игры.
«Угадай какой знак »
Цель игры:
Учить различать дорожные знаки, закреплять знания детей о ПДД.
Литература:
1. Авдеева Н. Н.,Стеркина Р. Б.»Безопасность»- учебное пособие по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста.
2. Усачев А., Березин А. «Школа безопасности»- Хрестоматия «Мир вокруг нас».