Методическая разработка: Система Реджио Эмиля
Реджио-педагогика. Импульсы из Италии.
Термином «реджо-педагогика» принято называть концепцию и практические методы работы коммунальных детских садов в северо-итальянском городе Реджо-Эмилия. Всемирно реджо-педагогика считается самым амбициозным направлением элементарной педагогики, а в 1991 году группа экспертов определила этот педагогический подход как наилучший метод работы для детских дошкольных учреждений. В том же году, по мнению американского еженедельника «Newsweek», детские садики Реджо были признаны лучшими в мире. С целью международного обмена опытом между педагогами и исследователями, в 1994 году был создан Фонд «Дети Реджо».С тех пор реформаторские начинания Реджо получили всемирное распространение.В том числе и в Германии.
Главным идейным вдохновителем и основателем реджо-педагогики был Лорис Малагуцци, на протяжении многих лет руководивший в Реджо- Эмилия городскими детскими садами, и скончавшийся в 1994 году. «Провокатор в вопросах детства»,-таковым считал себя Лорис Малагуцци на протяжении всей своей жизни. «Провокаторы лишают граждан покоя, баламутят и указывают на недостатки. Так и дети- не дают нам покоя своми проблемами, но прежде всего своими способностями и своей поэзией». (Лорис Малагуцци,цит. Драйер 1994,стр.168)
Малагуцци стремился связать воедино: ребенка, его семью и его окружение — то, что в детских садах было обычно разобщено. Ценральное положение реджо-педагогики — право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения. Важнейшие принципы:
воспитание демократии
воспитание социальной справедливости
воспитание солидарности
Появление такой педагогики и таких детских садов именно в городе Реджо -Эмилиа не случайно. Традиционно управляемый «левыми» регион Эмилья Романья славится в Италии не только своим высоким уровнем жизни, но и своей хорошо налаженой работой органов государственного управления, а жители региона всегда выступали за высокую степень гражданнственности и участие населения в решении общественных проблем. Детское воспитание считается там делом не частным, а общественным.
В течение последних десятилетий детские сады и ясли Реджо-Эмилиа стали для педагогов своеобразными святынями, местом чуда, восторга и вдохновения, подобно флорентийским Уффициям для любителей искусств.
Кто осмотрится хоть пару дней в одном из детсадиков Реджо, поговорит с воспитателями и детьми, тот получит совершенно новое представление о том, каким может быть детский сад, и на что способны дети, если конкретно и всеобъемлюще стимулировать их творческие силы.
В Реджо все измеряется иначе. Не в принятом и в привычном смысле действующих на сегодняшний день теорий и практик раннего воспитания. В Германии, в большинстве случаев, детей опекают в более или менее уютных «протранствах», в лучшем случае, с прилагающейся к ним песочницей. По немецким устоявшимся понятиям, воспитатель — это человек, предназначенный на пару часов освободить родителей от присмотра за ребенком, и при этом сделать это времяпрепровождение, по возможности, приятным для детей . То,что делают реджо-воспитатели, дело более интеллектуальное и претенциозное. «Мы ассистируем детям, мы не воспитываем их…»,- так описывают реджо-педагоги свою работу. Немалую часть времени воститатели уделяют тому, что бы досконально задокументировать разговоры и поступки детей, письменно, а так же при помощи фото- или видеокамеры. Затем наблюдения обсуждаются и интерпретируются в кругу коллег. Какие темы занимают детей в настоящий момент? Почему определенные идеи заинтересовали их, а другие- нет? Как помочь ребенку в реализации и развитии задуманного им пректа?
Работа над проектом играет в реджо-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируются на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго — от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт.
Важный элемент реджо-педагогики при работе над проектом — документация происходящего процесса посредством больших настенных плакатов («говорящие стены») или посредством ведения журнала. Через документирование происходящего, процесс обретает структуру, а дети — признание, отзыв и повод вспомнить самих себя.
Для развития восприятия, самовосприятия, общения и эксперементальных возможностей необходимы так же и архитектурные предпосылки. Поэтому «третьим воститателем» по реджо-педагогике считаются помещения детского сада. Они дают детям чувство защищенности ( групповые комнаты с зоной возможного уединения) и в тоже время призывают к активности (ателье, комнаты для подвижных игр, мастерские, сцены). Так же особенно характерны зеркала различных форм, костюмерные, театр теней, почтовые ящики, проекторы и лайтбоксы.Это провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение , исследовать окружающий мир вещей и явлений, их подлинную структуру. Если в большинстве детских садов игрушки «детские», но в основном бессмысленные, то в реджо-детсадиках есть просто все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего — материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а так же винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы. Потому как у детей, по убеждению реджо-педагогов, не один, а сто языков, на которых они думают, исследуют, рассказывают собственные истории. «Что бы вырызить себя, у ребенка есть 100 языков, но 99 у него отбирают взрослые.» Кто сводит только на словесный уровень общение с детьми, тот не поймет никогда, как формируется их познание мира.
Реджо-педагогика — это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией -творец самого себя, конструктор своей личности,-так полагает реджо-педагогика. Ребенок-силен, богат, могуч и сведущ,- так говорят реджо-воспитатели. И разве может быть самовоспитание чем-то иным, как не искусством сохранения и поощрения этой силы и богатства?
Реджио педагогика
ПЕДАГОГИКА РЕДЖИО ЭМИЛИЯ
Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их.
Такие природные явления, как вода и ветер, свет и тень, преломление луча в призме, рост и развитие растений, жизнь и способы передвижения животных (улитки, например) изучаются так же подробно, как произведения человеческих рук (стол, обувь, колодец, статуя льва), сказки, общественные отношения (работа почты, транспорта, типографии, супермаркета). Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее.
Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего — важнейший принцип Реджио Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение: то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.
Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере, Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др.
Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения. Творчество можно стимулировать, поддерживая когнитивные, аффективные, имагинативные (связанные с воображением) процессы и интерперсональную (межличностную) коммуникацию.
Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это
- огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т. п.)
- предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.),
- разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно.
Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно.
не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.
В Реджио Эмилия верят в способности каждого ребенка и доверяют ему.
Задача взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал. Поэтому нужно уметь так разговаривать с детьми, чтобы заинтересовать их содержанием деятельности, вызвать вопросы. Детям дают столько времени заниматься одной и той же темой, пока не угаснет их интерес.
Взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться. Он не дает прямых ответов на вопросы, но открывает путь к ответам. Он создает условия для работы, но не влияет на качество результата непосредственно. Чтобы понимать развивающегося ребенка, воспитателям и другому персоналу приходится постоянно развиваться самим.
Большинство посетителей Реджио Эмилия восхищается необыкновенными художественными поделками и рисунками детей, выполненными в самых разных техниках и из разных материалов. Так, глаза могут быть слеплены из глины, дома — из проволоки и т.д. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Несмотря на внешнее изобилие, искусство, которым занимаются все и всегда, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Это только один из тех самых ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности — занятия компьютером, игры, конструирование и т. п. Взрослые стараются чинить сломанное, а не выбрасывать.
В помещениях находится много всяких предметов, поверхностей, материалов, форм, зеркал, выступов и т.п., так, что все это можно исследовать, трогать, щупать, играть, понимая, как ты сам двигаешься и как действуешь в этом пространстве.
Рисуя, дети лучше познают то, что они изображают, потому что рисунком они могут рассказать то, что знают. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс. Эта простая идея лежит в основе организации работы художника. Чтобы исследовать, нужно сравнивать, находить сходство и различие, добиваться получения как можно большего количества информации об объекте разными способами.
Идеологи Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания. Получение знания — постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Взгляд, собственный угол зрения всегда субъективны, неполны. Накопление разных взглядов и обмен взглядами позволяет объективировать знание. Взрослый, заново глядящий на мир вместе с детьми, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием. Если то, что прожито, оставляет «следы», то к этому можно вернуться, по-новому осмыслить прошедшее, а если обсуждать это с другими, то и еще большему научиться.
Чтению, письму и счету специально не обучают, но использование букв и цифр, компьютера, иконографии, различных способов измерения всячески поощряется, и детей не поправляют.
В Реджио Эмилия говорят, что любое представление о действительности у каждого свое, непохожее на других; индивидуально возникают гипотезы о действительности, а затем они перепроверяются, отбрасываются или уточняются. Магазины детской одежды, популярные журналы, образ младенца Христа, психоаналитические представления о влиянии детских впечатлений на формирование личности, роль женщины как матери — все это влияет на общественное мнение, на ожидания взрослых в отношении своего ребенка и чужих детей. Семья делает политический, экономический и социальный выбор, а на самом деле следовало бы заниматься подлинными проблемами ребенка. Ребенок, по мнению специалистов Реджио Эмилия, с самого начала — богатый, сильный, компетентный, не обязательно вписывающийся в ту схему, которая задана общественными ожиданиями. Ребенок открыт для нового, которое он хочет познать, в отличие от взрослого. Ребенок не требует ответа на все вопросы сразу, он способен постоянно достраивать картину мира. Ребенок конструирует для себя уникальную систему своих собственных прав.
Вдохновленные реджио-подходом: итальянская педагогика в России
Если вы интересуетесь образованием, скорее всего, термины «реджио-педагогика» и «реджио-подход» вам хоть немного, да знакомы. Итальянский психолог Лорис Малагуцци «собрал» свой подход из идей Выготского, принципов Марии Монтессори, теорий Пиаже и Гарднера, жизненной позиции и менталитета жителей итальянского города Реджио-Эмилия. Малагуцци считал, что главная задача взрослого — помочь ребёнку познавать мир, вдохновлять, развивать любознательность и способности.
Как это выглядит: в реджио-пространстве дети сами выбирают, чем заниматься. В играх и разговорах придумываются темы, по этим темам создаются проекты. Взрослые помогают воплотить задуманное в жизнь, но не вмешиваются без необходимости. Уважение к ребёнку — один из базовых принципов реджио-педагогики. А наблюдение и творчество — главные занятия детей в реджио-среде. В европейской педагогике активно используют этот подход. Добрался он и до нас. В России уже есть детские сады, которые работают в реджио-подходе. Мы попросили
Анна Вендик — соучредитель и руководитель Семейного пространства «Гнездо» в Санкт-Петербурге. Экономист и менеджер по образованию, преподаватель в университете, мама троих детей, а сегодня уже и педагог, и активный «двигатель» реджио-педагогики в России.
От карьеры менеджера и экономиста к педагогике
Можно сказать, что это был стандартный путь —у меня родились дети и появился интерес к педагогике. Дочке было почти три года, когда она пошла в садик. Я не знаю, что нужно было сделать за три дня по два часа пребывания, но последствия были на лицо, на психику и на всё, что можно. Больше в сад я её не водила. Тогда начался мой поиск альтернативных подходов и методик. Захотелось самой учиться общаться с ребенком и давать ему другие возможности. Вскоре после неудачного опыта с детским садом мы попали в группу неполного дня, где применяли идеи монтессори и реджио-педагогики. Меня поразило, что это другой качественный уровень. Мне стало интересно научиться разбираться во всём этом: в психологии, педагогике. И пошёл процесс трансформации.
Почему реджио, а не монтессори
В монтессори-подходе очень красивая, ладная система, но мне не хватило в ней игры и творчества. Это мой субъективный взгляд — не хватило места для свободной ролевой игры. Во всяком случае, нас так учили: игра отвлекает, главное — работа с материалом, с пособиями. Места свободному творчеству, творчеству ради познания мира и выражения своего взгляда на мир не остаётся. И это как раз то, что наоборот давал реджио-подход.
А ещё когда я делала выбор куда идти учиться дальше, мне очень понравилась честная позиция итальянцев по поводу подхода. Они сказали: «Вы всё равно не сможете повторить то, что получилось у нас. У нас уникальные условия, уникальный город. Даже по всей Италии то, что получилось у нас, не повторить. Поэтому реджио-садами могут называться только сады в городе Реджио-Эмилия. Все остальные могут вдохновиться нашим опытом, перенять, но сделать всё равно с учетом своих особенностей». И это честно. Да, есть Италия, но мы не Италия. У нас и климат другой, и менталитет другой, и опыт другой. Нельзя взять и перенести готовую систему с чужого опыта, не адаптировав её на свой.
Эта адаптация, с одной стороны, требовала больших усилий, переработки методом проб и ошибок, подстраивания под наши реалии. И родители не сразу готовы были воспринимать новый подход, и дети. Есть такое понятие «культурологический отклик». Он заложен в наших детях, потому что они выросли в этой культуре. И на что-то автоматом реагируют так, как принято у нас. Это нельзя изменить, щёлкнув пальцами: «Теперь мы всё совсем по-другому делаем». Так что начало работы с реджио-подходом было интересным челленджем.
Ключевые отличия реджио-подхода от монтессори
Мне кажется, монтессори-подход тоже достаточно широкий. Главные отличия: монтессори предполагает наличие структурированного материала и структурированного подхода к работе с этим материалом. Материал задан, он весь описан, есть методика представления материала детям и определённая заданность. Есть и некая свобода, когда ребенок сам выбирает в среде, с чем работать и проявляться. В реджио взяли из монтессори принципы «Помоги мне это сделать самому», «Среда — третий учитель» и следование за ребенком, но ушли от структурированного к бросовому, природному материалу с открытым назначением, добавив туда фантазии и возможности творить и играть.
Второе существенное отличие: система монтессори больше ориентирована на индивидуальную работу. Это не значит, что там только индивидуальная работа, но её там больше: «У меня есть мой коврик, я на нём работаю и вот мои границы». Реджио-подход в большей степени ориентирован на работу в микрогруппах, и там оценивают результат не одного ребенка, а сообщества или группы.
Как реджио-подход приживается в России
Мне кажется, это бесконечный челлендж. Во-первых, нет предела совершенству, во-вторых, меняется мир. В 2014 году, когда о реджио-подходе мы только начинали рассказывать, на нас смотрели круглыми глазами. Сейчас количество людей и садов, вдохновлённых реджио-подходом, растёт довольно быстро, и это очень здорово.
У меня есть онлайн-школа про практику реджио-подхода, она объединила уже под сотню людей из разных городов и даже разных стран. Это не просто родители, это и педагоги, и руководители детских центров, которые практикуют подход. И соответственно, уже нет такого удивления у обычных родителей. Кто-то что-то слышал, на родительских форумах и в чатах обсуждал. «Реджио-подход» — больше не малопонятное заграничное слово, за которым ничего не стоит.
Хотя есть и перекосы. Часто реджио-подход воспринимают как синоним свободной игре. Это тоже не совсем верно. Если говорить о деятельности в саду, то в ней есть и структура, и рутина и ритуалы, есть определённые границы. Дети не играют с утра до вечера. Но то, сколько у них есть возможностей для выбора и реализации своих идей, проработки гипотез и уникального понимания мира, — действительно здорово и дает им большие возможности.
Есть дети, которым реджио не подходит. Или родители, не знаю, кто больше. Тут парная история, наверное. Есть дети, которым лучше в монтессори-подходе, где чётко всё, конкретно. Есть дети, которым хорошо в классической системе. Это связано и с особенностями интеллекта. В реджио-подходе есть теория множественного интеллекта Говарда Гарднера.
Если у ребёнка ведущий тип интеллекта логико-математический или лингвистический, а классическая система, в основном, ориентирована на эти типы интеллекта, то им и там хорошо. А есть дети-кинестетики, они воспринимают мир через музыку или взаимодействие с природой, им сложно в классической система, она не отвечает их запросам.
Где научиться реджио-подходу
Самый главный курс проходит в Италии. Дважды в год там проводится International Study Group, куда собираются люди со всех континентов. Когда я училась, там были люди из 47 стран. Плюс там есть летняя школа-погружение. Летний курс посвящён школе, а весенний и осенний — классике подхода.
Есть Иван Шимаев и Наталья Лазуткина — ребята, которые делают образовательные проекты. Они сами из Москвы, летом проводят летние лагеря в Италии для детей. В прошлом году они сделали первую группу-погружение в итальянский садик, который реализует реджио-подход. И в этом году планируют повторять. Это если говорит про первоисточники.
У нас в России обучением занимаюсь я, у меня есть онлайн-курс. Есть Дина Дианова из «Зеленого яблока», которая тоже проводит курсы. Юлия Власенко в Иркутске проводит семинары для местной академии повышения квалификации педагогов.
В педагогических вузах монтессори-подходу уже можно официально поучиться, я сама проходила курсы при Российском педагогическом университете им. Герцена. А вот реджио-по
Реджио — итальянская философия детства. — запись пользователя Nastya (kopirochka) в сообществе Раннее развитие в категории Реджио
За 7 лет декрета я прошла свой путь материнства и специалиста по раннему развитию от позиции, что после трёх уже поздно, до философии «следуй за ребёнком».
На пути я изучала методики, различные подходы и применяла на своих детях. Больше меня увлекала система Монтессори. Дома я создала Монтессори среду и класс для своих детей и детей читательниц моего блога, которые доверяют мне.
Я устраивалась работать дважды в Монтессори сады города, летала на месяц на стажировку к коллегам.
С работой в Монтессори у меня не сложилось.
Не помню как, но через интернет я узнала о подходе Реджио и просто не могла поверить своим глазам. Я поняла, почему не один метод не увлекал меня полностью. Я даже думала, что изобрела свой подход, а оказалось, что уже более 60 лет тому, что я делаю, как мыслю, как воспринимаю уже есть название: Реджио.
Родителем Реджио является педагог-новатор Лорис Малагуцции. Он был убеждён, что у детей есть сто способов, сто путей познания и развития, восприятия и обучения, самовыражения, сто языков, а школа обрезает 99 способов и оставляет только один.
Он решил создать свои садики и начал с городских в Реджио-Эмилия, Италия. По сей день Реджио садами могут называться сады, которые находятся в этом городе. Все остальные, за городом или в других странах могут называться «Вдохновленными Реджио».
Когда Малагуцци собрал свою команду и первых воспитанников, они поняли, что им не хватает знаний и опыта, чтобы понять как научить детей в той концепции педагогической, которую они хотят. И тогда они пришли к гениальному решению - научиться учить детей у самих детей.
Так родилось документирование. Педагог наблюдает за деятельностью детей, которую они выбирают сами на утренней ассамблеи, записывают фразы, мысли и высказывания детей, описывают последовательность действий, фотографируют, снимают видео, или записывают на диктофон. Получается исследование исследовательской, деятельности детей.
Реджио базируется так же на открытом диалоге, как с детьми, так с коллегами между собой и с родителями. Докоментирование нужно для анализа деятельности группы, чтобы направить и развить проектную деятельность группы в более детальное изучение или наоборот взглянуть с другой стороны (помним про сто способ). С детьми общаются с помощью открытых вопросов. Детям не дают готовых ответов и не решают за них.
В каждой группе зоны создаются под запросы, интересы детей и могут меняться и их положение, и их значение.
Обязательно есть зона творчества, которая порождает разнообразием материалов и диджтл зона, которой дети с малых лет учатся взаимодействовать.
Обучиться подходу можно только в Италии в центре Лориса Малагуцци. Обучение проходит на итальянском и английском языках. Меня эта информация огорчила, потому что моего уровня английского пока не достаточно, чтобы слушать лекции такого формата.
Спустя пару месяцев знакомая прислала пост о наборе на тренинг Реджио в одном из лучших итальянских Реджио садов, который спонсирует и построила компания Benetton. Нам расскажут и про подход, и мы увидим работу в реальном времени коллектива и детей, сможем получить ответы на любые вопросы, и все это на русском языке.
Конечно, не поехать я не могла.
Параллельно я прошла онлайн обучение до поездки.
Эта поездка перевернула мое сознание и восприятие мира. С того дня моя жизнь уже не была прежней. Я вернулась с желание рассказывать о Реджио на каждом углу.
Я создала группу в Фейс Буке «Вдохновлённые Реджио. Ереван», поменяла направление инстаграмма #reggio_s_detmi_doma, провела первую Реджио встречу с родителями в Ереване.
Готовлюсь открывать свой детский центр - первое и пока единственное Реджио пространство в стране.
Пошла учиться на тренера, чтобы создать обучающие курсы и более масштабно продвигать Реджио подход и философию.
И ещё много чего запланировала на этот год.
Я поняла и прочувствовала, что это дело моей жизни. Что до пенсии я себя нашла чем занять:).
И все благодаря появлению детей в моей жизни.
Поэтому с радостью буду делиться всем, что знаю и узнаю в группе Раннее Развитие в специально созданной категории Реджио. И буду благодарна за вашу обратную связь в виде комментариев и вопросов.
педагогика, воспитание и детский сад по методике Реджио-Эмилия
Реджио-подход появилс в середине XX века в городе Реджио-Эмилия в Италии. Его основоположником считается Лорис Малагуцци. Это именно подход, а не метод. По большей части — это философия общения взрослого с ребенком.
В основе такой позитивной, оптимистической педагогики лежит вера в возможности детей, в то, что любая их деятельность (конфликт, наблюдение, творчество и т.д.) приносит определенную пользу. Важно понять, в чем эта польза и как ее использовать дальше.
Малагуцци: «Ребенок – не сундук, который нужно как можно плотнее заполнить, а сундук, из которого нужно как можно больше вытащить».
В каждом ребенке заложен огромный потенциал, и задача взрослого — помочь малышу раскрыть этот потенциал, предоставив столько возможностей, сколько потребуется.
5 постулатов Реджио-подхода:
- Ребенок заслуживает уважения. У него есть собственное мнение, право на выбор, на отказ, право быть не таким, как хотим мы, делать то, что хочет, отстаивать свое мнение и др. У него также есть особенности темперамента, нервной системы, характера. Ко всему этому надо относиться с уважением. Часто мы, взрослые, не обращаем внимания на детские желания, на их запросы. Когда ребенок капризничает, просто называем это блажью и не пытаемся понять, что за этим капризом стоит.
- Дети способны самостоятельно контролировать свое обучение и развитие. Ребенок рождается с желанием познать мир. Ему интересно все, что происходит вокруг. Он, например, бросает на пол предмет, а тот появляется перед ним снова. Это же удивительно! Конечно, на каждой стадии познания ребенок готов постигнуть только определенный срез информации. Мы часто пытаемся предвосхитить результат, говорим: «Сынок, такой большой шарик никак не войдет в такую узкую бутылку», не дожидаясь, пока он сделает это открытие сам. А каким это было бы для него удовольствием и какой сильной мотивацией для дальнейшего развития! Нужно верить в способность своих детей самостоятельно принимать решения и делать выводы.
- Дети учатся, прикасаясь к предметам, перемещаясь в пространстве, слушая и рассматривая окружающую среду. Поэтому очень важно, что окружает ребенка, и с чем он может взаимодействовать руками, глазами, ушами и другими органами чувств. Он должен иметь дело с большим числом разных предметов, чтобы в его головном мозге установились прочные связи. Когда малыш бросает несколько разных круглых предметов, и все они катятся по полу, он делает вывод: круглые предметы катаются.
Жан Пиаже в своей теории когнитивного познания выделяет четыре стадии развития познания у детей: сенсомоторную, дооперационную, стадию конкретных операций и стадию формальных операций. На каждом этапе малыш делает скачок в развитии, ни один этап нельзя проскочить, но чем меньше операций ребенок совершает на первой стадии, тем меньше операций он будет совершать и дальше, уже с другими предметами.
- Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, которое можно исследовать. Мы все социальные существа и нам важно построение отношений с другими людьми. Чем больше пространство для исследования, тем проще детям выстраивать отношения, взаимодействовать друг с другом и со взрослыми. Поскольку конфликты тоже являются частью человеческих отношений, вы не должны решать их все за ребенка. От вас требуется только наблюдать и обеспечивать безопасность. Вы также можете рассказать, какие есть варианты, пути мирного разрешения конфликтной ситуации.
- Детям должно быть доступно множество разных способов заявить о себе (актерская игра, музыка, пение, танцы, фотография, конструирование, лепка, письмо, сочинение историй и т. д.) Все дети разные, кому-то проще выражаться через песню или танец, другому – через изобразительное искусство, а третьему больше всего нравится лепить. Поэтому для того, чтобы ребенок развивался как можно более полноценно, ему нужно предоставить выбор, дать возможность попробовать разные способы и какому-то (или каким-то) отдать предпочтение.
Запомните: ребенок сведущ и компетентен, он способен сам контролировать обучение. Когда ему интересно, для него вообще не существует остального мира. А если он отвлекается, хнычет, то ему, очевидно, совсем не интересно.
Снова цитируя Малагуцци: «Наша задача – помочь ребенку взобраться на его собственную гору». У каждого ребенка свой путь, а мы только поддерживаем его на его пути, не пытаясь выбрать путь за него. Нужно стремиться к этому, а значит, принять ребенка таким, какой он есть, прежде приняв и себя.
Реджио-подход
Проект ”Зеленое Яблоко и реджио-подход” это опыт вдохновения новой образовательной философией, рожденной 50-е годы прошлого века в маленьком городке на севере Италии — Реджио-Эмилия, в честь которого и называется. Жители Реджио-Эмилии решили, что их будущее зависит от того, каким будет детство их детей. И стали строить детские сады, в которых взрослые сотрудничают с детьми, в которых дети исследуют окружающий мир и творят свой собственный и неповторимый. Основателями подхода были родители и присоединившийся к ним молодой педагог, психолог Лорис Малагуцци. Он опирался на круг идей Льва Выготского, Жана Пиаже, Джона Дьюи, Джерома Брунера и др. В 1991 г. реджио-подход признан международным экспертным сообществом одним из лучших в дошкольном образовании. Основными ценностями подхода являются идеи самоценности детства, самонаправленности образования, креативность, критическое мышление, сотрудничество и гражданское взаимодействие.
Основные постулаты реджио-подхода:
Образ ребенка
Каждый ребенок – это сильная, способная и гибкая личность с богатым потенциалом. Он приходит в этот мир со страстным желанием изучать, познавать и найти свое место в нем.
Окружающая среда – третий учитель
Дети развиваются и учатся, вступая в отношения с окружающей их средой. У ребенка есть три учителя: взрослый, другой ребенок и среда, которая его окружает. Взаимодействуя с другими людьми, предметами и явлениями, исследуя их, свободно двигаясь в пространстве, прислушиваясь, присматриваясь к окружающей среде, ребенок строит свои собственные знания о мире и о себе. Среда должна быть наполнена возможностями для творческих экспериментов и самовыражения. В реджио-пространстве все поверхности стены, пол, потолок становятся «живыми» и меняются, наполняясь объектами и продуктами деятельности детей и сотрудничающими с ними взрослых.
Роль взрослого
Взрослый создает и поддерживает богатую творческую среду, наполненную провокациями и возможностями для ребенка реализовать свой интерес различными способами и материалами. В реджио-подходе дети могут сами контролировать свое развитие и обучение. Основные задачи взрослого — слышать запрос (интерес) ребенка, предоставить возможности, поддержку и свободу самоопределения маленькому человеку, не давать готовые ответы, а ценить детские гипотезы. И всегда вопрос важнее ответа, а процесс ценнее результата.
Проекты: игра, исследование, творчество
Игра, исследование и творчество неразрывны в жизни ребенка и являются ведущими способами освоения мира, познания себя и самовыражения. Различные проекты, иногда инициированные детьми, иногда спровоцированные взрослым, наполняют жизнь реджио-вдохновленных пространств по всему миру. Проекты могут быть разными: исследовательскими, Проекты могут быть индивидуальными, микрогрупповыми и общими и могут длиться разное время, до тех пор, пока не угаснет интерес к теме. Письмо, чтение, и счет возникают и развиваются в проектной и игровой деятельности как необходимый инструмент взаимодействия и исследования.
Документирование процесса познания
Все проекты фото- и видеодокументируются, и оставляют «следы», отражаются на «говорящих стенах». У ребенка есть возможность по-новому увидеть тему и продолжить развивать. Взрослый с помощью педагогического документирования фиксирует динамику развития ребенка и группы, оценивает свою роль в процессе, планирует работу с детским запросом и готовит педагогические провокации. Для родителя – это возможность взглянуть на своего ребенка с непривычной точки зрения, активно участвовать в образовательном процессе.
У ребенка 100 языков
Вдохновленные реджио-подходом педагоги всегда помнят, что у детей много способов заявить о себе: рисование, лепка, эксперимент, драматизация, музыка, пение, фотография, танец, конструирование, беседа. И ничего без удовольствия!
Феномен реджио-подхода
Феномен реджио-подхода
В России, когда заходит разговор об альтернативных подходах к дошкольному образованию говорят и сравнивают систему М.Монтессори и вальдорфскую педагогику. В мире к ним давно уже присоеднился реджио-подход. Очень хочется исправить эту несправедливость. В русскоязычном интернете, набрав «реджио-подход», можно составить какое-то представление о нем. Этот текст написан для тех, кто хочет ближе познакомиться с феноменом педагогического подхода , названного по месту происхождения – педагогика Реджио Эмилия или Реджио-подход (Reggio Emilia approach).
Краткая история рождения: Италия, область Эмилия Романья, город Реджио Эмилия, 1945 год, время преодоления послевоенной разрухи и восстановления нормальной жизни. Исторически социально ориентированные власти и граждан местной коммуны объединило огромное желание построить новую, свободную от бед тоталитаризма жизнь, основанную на сотрудничестве и реальной взаимной ответственности. Жители города Реджио Эмилия во главе с молодым учителем Лорисом Малагуцци (1920-1994 гг.) строили свое будущее, создавая собственный педагогический, образовательный, культурный и социальный проект, основанный на гуманистических идеях Л. Выготского, Ж. Пиаже, Дж.Дьюи, М. Монтессори, С.Френе, Дж.Брунера. В тесном сотрудничестве с властями, родителями и педагогами им удалось создать не только новую, по-настоящему детоцентрированную образовательную философию, но и новые принципы организации и управления системой дошкольного образования. В 1963 году ясли и школы детства (детские сады), основанные гражданами и развивавшиеся благодаря сплоченности и инициативе рабочих, фермеров и Союза итальянских женщин передаются городской администрации (муниципалитету коммуны) и становятся частью системы дошкольного образования города. Сегодня Реджио Эмилия – процветающий город с мощным культурным наследием (1200 лет) с населением ок.160 000 человек, с развитой социальной инфраструктурой. По сей день, в городе сильны традиции общественного и экономического сотрудничества и интеграции, до двадцати процентов городского бюджета идут на содержание и развитие яслей и детских садов Реджио Эмилии. Рожденная 50 лет назад система дошкольного образования породила особый инновационный набор философских предположений, образовательных подходов и педагогики многие из которых подтверждены исследованиями в области когнитивной психологии и нейропедагогики. Подход получил широкое признание педагогов, психологов и исследователей всего мира (Дж.Брунер, Г.Гарднер, Дж.Хекман и др.). Изучается в Гарварде и Массачусетсе. В 1991 году «Newsweek» признал систему раннего образования Реджио Эмилии лучшей в мире. В последнее десятилетие подход адаптируется в прогрессивно настроенных школах. Выставки детских работ «100 языков ребенка», «Диалоги с пространством», «Луч света» и другие постоянно путешествуют по миру и получили широкое признание. Международный центр Лориса Малагуцци стал педагогической меккой для всех вдохновленных опытом реджио-педагогики. Подход распространяется по всему миру и влияет на формирование национальных систем образования.
Основные образовательные принципы Реджио-подхода. Реджио-подход основывается на ряде фундаментальных принципов, изложенных в Регламенте учреждений раннего детства (Regolamento Scuole e Nidi d”infanzia del Comune di Reggio Emilia, 2009). Для удобства они описываются раздельно, на деле же представляют собой неразрывную ткань, в которую интегрирована системная философия, основанная на взаимовлиянии этих принципов. Центральным стержнем, объединяющим все эти принципы, является образ ребенка. «Мы больше не видим ребенка отчужденным и эгоцентричным, мы видим его не только вступающим во взаимодействие с объектами, и подчеркиваем не только когнитивные аспекты развития и не приуменьшаем значимость его чувств, а также значимость того, что кажется нелогичным. Вместо этого мы видим богатый потенциал ребенка, мы считаем его сильным, могущественным, и компетентным, и, что, самое важное, мы видим его непосредственно связанным с миром взрослых и других детей». ( Лорис Малагуцци) Все то, что происходит в школах Реджио, в контексте обучения и преподавания, выстраивания отношений и профессионального развития, проистекает из одного определенного фактора – образа (видения, представления) ребенка. Дети являются активными участниками процесса развития. Дети наделены экстраординарным потенциалом к обучению и изменению. Они наделены многообразием ресурсов, способностей к установлению связей, сенсорных и познавательных ресурсов, которые выражаются в непрерывном взаимообмене с культурным и социальным контекстом. Каждый ребенок – это субъект, обладающий правами, который, прежде всего, несет в себе право быть уважаемым и ценным в собственной уникальности и самобытности и отличии от других, а также в своих временных сроках развития и роста. Каждый ребенок, индивидуально и относительно группы, является носителем природной восприимчивости по отношению к другим и по отношению к среде и является создателем опыта, которому он способен придавать смысл и значение. Ребенок, будучи человеческим существом, владеет сотней языков, сотней способов думать, выражать себя, понимать, вступать в общение с другими посредством мысли, рожденной из собственного опыта, где сама мысль является областью опыта.
«Ребенок состоит из сотни.
У ребенка
сто языков,
сто рук,
сто мыслей,
сто способов думать,
играть и говорить.
Сто способов слушать,
восхищаться,
любить.
Сто радостных чувств,
чтобы петь и понимать
сто миров, чтобы совершать открытия.
У ребенка сто
(и еще сто, сто, сто) языков,
но у него крадут
девяносто девять из них.
Школа и культура
отделяют голову от тела.
Они учат:
думать без рук,
делать без головы,
слушать молча,
понимать без радости,
а любить и восторгаться
только на Пасху и Рождество.
Они учат:
открывать уже существующий мир,
а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат:
игра и труд,
реальность и фантазия,
наука и воображение,
небо и земля,
разум и мечты —
вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат,
что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: сотня есть».
Поэтические строки Л. Малагуцци являются метафорой исключительного потенциала детей, познавательных и творческих процессов, многочисленных форм проявления жизни и приобретаемых знаний. Концепция «Ста языков ребенка» понимается как многообразие возможностей и деятельностей, которые трансформируются и приумножаются в процессе взаимодействия и кооперации между детьми и взрослыми. Ясли и школы детства признают ценность и равнозначность всех языков детей, вербальных и невербальных. Сознательный выбор видения ребенка, прежде всего, как субъекта, обладающего правами, а не только потребностями, является смелым решением, которое распространяется также и на отношение к детям с особыми потребностями. В Реджио таких детей называют детьми с «особыми правами». Реджио Эмилия в этом смысле реализует политику полной инклюзии на всех уровнях основного образования. Когда ребенок с особыми правами присутствует в какой-либо группе, то к этой группе прикрепляется дополнительный учитель, но важным здесь является то, что «дополнительный» учитель осуществляет дополнительную поддержку всему классу, а не отдельному ученику. Такой подход к вопросу базируется на вере в социальный конструктивизм, который является средством обучения и взаимопонимания для всех и каждого в группе, будь то воспитатель или ребенок.
Педагогика слушания. Высоко ценя потенциал ребенка, воспитатели переносят основной акцент на непосредственное «слушание» детей. И действительно, педагогическую основу Реджио-подхода можно назвать педагогикой слушания. «Слушание» как метафора, выражающая усилия воспитателей получить как можно более глубокое реальное понимание детей и их процессов обучения. Когда мы в буквальном смысле слушаем детей и даем им время и пространство для самовыражения, мы видим, что перед нами дети, способные самовыражаться значительно более сложным и абстрактным способом, чем мы привыкли думать. Такие способности детей были обнаружены в Реджио-садах благодаря записи и анализу повседневных разговоров детей. В совместном образовательном процессе подход активного слушания между взрослыми, детьми и средой является необходимым условием и контекстом любых образовательных отношений. Слушание – это непрерывный процесс, который подпитывает размышление, принятие и открытость по отношению к себе и к другим. Это необходимое условие для диалога и изменений. Практика слушания повышает уровень внимания и восприимчивости по отношению к культурным, политическим и ценностным условиям. Ясли и школы детства обязуются благоприятствовать этим процессам и регистрировать их посредством педагогического документирования. Реджио-подход рассматривает раннее детство как отдельную, самоценную фазу развития человека, в которой дети демонстрируют экстраординарный интерес к миру и мощную мотивацию к его освоению. И действительно, сам термин, используемый для обозначения школ раннего обучения — «школа детства» («Scuola d’infanzia»), не несет в себе значения «подготовительный» и не имеет приставки пред- , присущей, например, англо-американскому термину «pre-school» (предшкола). Такое видение ребенка является основополагающим и оказывает сильное влияние на образовательный процесс в Реджио-садах.
Пространственная педагогика. И как следствие, ясли и школы детства пространственно мало напоминают дошкольное учреждение. «У ребенка есть три учителя: взрослый, другой ребенок и пространство, в котором он находится» (Л.Малагуцци). Внутренние и внешние пространства яслей и садов задуманы и организованы как сообщающиеся пространства, стимулирующие взаимодействия, автономию и исследования, любопытство и общение и являются местами совместного существования и исследований для детей и взрослых. Среда взаимодействует, модифицируется и изменяется в соответствии с проектами и приобретаемым опытом обучения детей и взрослых. Среда находится в постоянном диалоге между архитектурой и педагогикой. Уход за оформлением, объектами и местами, где осуществляется деятельность детей и взрослых – это часть педагогического процесса, целью которого является психологическое благополучие, формирование чувства непринужденности и принадлежности, а также эстетический вкус и удовольствие от пребывания в группе. Все это также является необходимыми условиями для обеспечения безопасности среды. Безопасность – это качество, которое возникает из диалога и сотрудничества между различными профессиональными компетенциями, которые должны заниматься этими вопросами, и оценивать как возможности предотвращения рисков, так и богатство, и качество предлагаемых возможностей. Конструкция мебели предполагает многофункциональность. Ширмы могут использоваться как детьми для театра теней, так и в качестве разделителя пространства. Дети – прекрасные строители и получают большое удовольствие от сооружения новых построек и их обживания. Ни одна школа Реджио в конце года не выглядит так же, как в его начале. Пространство должно способствовать исследованию и самостоятельным открытиям, как для одного ребенка, так и для группы. Много внимания и усилий уделяется на создание такого дизайна мебели и организации среды и материалов, чтобы ребенок мог максимально легко ими воспользоваться. Материалы для творчества находятся в прозрачных контейнерах, так что дети могут найти нужную вещь самостоятельно. Зеркала используются в различных целях. Они устанавливаются на потолках над столами, на уровне пола, а также становятся частью игрового оборудования в виде большой треугольной призмы, зеркальной внутри. Таким образом, дети начинают осознавать свое место в окружающем мире, что является ключевым принципом Реджио-философии. Значимость эстетического измерения в реджио-подходе подчеркивается во всем облике школы. Обстановка затрагивает все органы чувств, материалы могут использоваться по-разному и для множества целей, побуждая детей анализировать оттенки и цвета, текстуры и запахи, и то, как ими пользоваться. Однако школы окрашены не в яркие базовые цвета, которые, по ошибочному мнению взрослых, так нравятся детям. Вместо этого помещение делается максимально светлым с помощью белых и раздвижных стен, различных источников света. Просветные столы для детского творчества также создают необычное рассеивание света. Большие окна позволяют объединить пространства внутри и снаружи в одно целое. Именно дети и привносят цвет в окружающее их пространство – через одежду, личные вещи, собственную живопись, скульптуру и другие, созданные ими объекты из природных материалов и материалов открытого назначения. В реджио-садах все комфортно и открыто, продуманно для общения родителей, детей и воспитателей. Это открытая архитектура дома – студии очень интригует и призывает к взаимодействию с пространством, объектами и людьми ее населяющими. «Пьяцца» (площадь) – место общих сборов группы, где могут рождаться и обсуждаться планы, проекты и правила, где дети и взрослые, непринужденно и естественно общаясь, беседуют на разные темы, рассказывают истории и делятся своими мыслями и вспоминают что-то интересное. Дети не обязательно сидят в кругу, кто-то может расположиться на импровизированной сцене, и все в удобных для себя позах. Особое место – Ателье, это и мастерская художника и лаборатория. В первых реджио-садах ателье могло находиться в отдельном от общего пространства помещении. Затем, наряду с большим ателье в групповых помещения появились мини-ателье. Сегодня ателье больше не является конкретным местом, это «идея», дети сами распределяют пространство. Детский сад – это, прежде всего, пространство возможностей. Среда – это не фон, она является миром, с которым можно взаимодействовать, его можно достраивать, трансформировать, перерабатывать. Это среда, стимулирующая различные варианты взаимодействия, в ней есть места, где можно: — побыть в одиночестве — что-то делать в компании — поиграть, пообщаться вдвоем — с воспитателем и без него — наблюдать за другими. Пространство просматриваемо внутри и снаружи. В среде соблюдается принцип удовольствия, желания и инновации. «Ничего без радости» — говорил Л.Малагуцци. Среда имеет arty вид – говорящие стены заполнены материалами документирования (фотохроника проектов с комментариями взрослых и детскими диалогами), настенными проектами. На стенах и специальных поверхностях – рисунки на керамике, камешках, меди и цементе, скульптуры из глины и медной проволоки, «Дом листьев» (сбор и сортировка листьев), конструкции из «бросового» материала. В конструктивных проектах активно используются материалы открытого назначения (различные детали, крышки, проволока, картон, упаковка), трубы разных фактур и диаметра, большие деревянные блоки, спилы древесных стволов, ветки, камни и кирпичи. Обучение в Реджио-подходе это — прежде всего, исследование (исследовательское обучение). Исследование представляет собой одно из основных измерений жизни детей и взрослых, потребность в образовании, которых находит признание и ценность. Исследование в рамках сотрудничества между взрослыми и детьми является, прежде всего, одной из ежедневных практик, экзистенциальным и эстетическим подходом, необходимым для понимания сложного устройства мира, феноменов и систем сосуществования. Это также мощный инструмент обновления в образовании. Исследование регистрируется посредством документирования, выстраивает обучение, переформулирует знания, закладывает основы профессиональных качеств и является на национальном и международном уровнях элементом инновационной педагогики.
Следующий базовый принцип Реджио-подхода – образовательное (педагогическое) документирование. Документирование – это неотъемлемая часть, структурирующая дидактические и образовательные теории, т.к. подчеркивает значимость, регистрирует, выражает и дает возможность оценить природу как индивидуального процесса обучения, так и процесса обучения группы детей и взрослых. Природа процесса обучения определяется посредством наблюдения, делая эти процессы общим достоянием. Образовательный опыт, который реализуется в яслях и садах, становится по-настоящему значимым в случае, если документирование, которое осуществлялось по ходу работы, пересматривается, переконструируется, переоценивается, т.е. интерпретируется в соответствии и включая различные точки зрения. Принимаемое всеми участниками образования, документирование дополняет идею яслей и школ детства как форума, в котором разрабатывается в демократическом процессе культура детства и образования.
Как и в педагогике М. Монтессори и в Вальдорфской педагогике, в Реджио-подходе нет программы. Но есть проектирование, и это следующий краеугольный камень подхода. Педагог, руководитель проекта «Реджио-дети», К. Ринальди так говорит о проектировании: «Это — не свободная прогулка и не поездка с жестким графиком и расписанием, это — скорее, что-то вроде путешествия с компасом». Термин «проектирование» часто понимается как возникающий и меняющийся в процессе реализации учебный план, в центре которого находятся интересы ребенка. Но реальное значение этого термина куда более многозначно. Реджио-учителя говорят о вырабатываемом, без ведущей роли учителя, учебном плане, но это не означает отсутствие предварительного продумывания и подготовки. Учителя учатся наблюдать за детьми, внимательно прислушиваться к ним и ценить их собственные идеи, чтобы получить понимание того, что именно интересует детей в наибольшей степени в данный момент; учатся создавать стратегии, которые позволяют детям строить обучение на основе их собственных интересов. Темы проектов могут исходить от самих детей, предметов и явлений, интересующих детей, а также от семьи или большого сообщества. Проекты на ограничены строгими временными рамками, они скорее плавно развиваются в ритме развития самих детей. Дети могут быть задействованы в работе над длительным проектом, работа над которым не осуществляется каждый день. Дети периодически возвращаются к такому проекту, в соответствии с тем, каким путем ведет их интерес, вновь и вновь возвращаясь и переоценивая предмет и средства проекта. Ребенок является главным действующим лицом процесса получения собственных знаний, и он получает поддержку учителей при реализации проектов, решает возникающие проблемы внутри, используя учителя как «инструмент», который может предоставить помощь, информацию и опыт в случаях, когда это необходимо.
Педагогика отношений. Главным в таком формате образования является развитие взаимоотношений эмпатии и доверия между взрослым и детьми и между самими детьми. Обучение всегда происходит внутри группы, т.к. Реджио-учителя считают взаимодействие и способность учитывать различные точки зрения основополагающими в процессе приобретения знаний. Выстраивание таких отношений и развитие подобных проектов, которые осуществляются на протяжении дней, недель, а порой и целого учебного года, занимает большое количество времени и не может быть вписанным в школьное расписание или специальные поурочные учебные планы. Время и то, как оно воспринимается, таким образом, оказывается важным фактором. В реджио-саду обучение и преподавание всегда подчиняется ритму ребенка.
Одним из наиболее интересных элементов в Реджио подходе являются выразительные искусства как средство приобретения знаний. Детализированное рисование является ежедневной практикой в школах детства, и отдельные выдающиеся работы детей получили широкое признание. Детей также вовлекают в участие в разнообразных видах выразительной деятельности, таких как драма, скульптура, театр теней, театр кукол, рисование красками, танцы, музыка, керамика, конструирование и письмо. Изобилие ресурсов в центральном ателье школы и в мини-ателье в каждой групповой комнате, также как и присутствие в течение дня профессионального художника – ательериста в каждом детском саду, является свидетельством особого значения этой области детского развития. Некоторые темы, такие, например, как «свет и тень» являются стимулом обучения, к которому обращаются вновь и вновь в процессе обучения детей. И учителя, и дети имеют широкий спектр материалов и ресурсов в своем распоряжении. Для этой темы детям может быть представлена возможность исследовать эффект света и тени с помощью фонариков и просветных столов. Дети имеют возможность рисовать светом, делая отверстия в черной картонке, которая подсвечивается снизу; они могут создавать истории с помощью теней, используя различные объекты и оверхед проектор (кодоскоп), истории, в которых они сами могут принять непосредственное участие (тени и проекции собственного тела). На протяжении многих лет посещавшие Реджио-Эмилию задавались вопросом о причинах концентрации на графическом искусстве, а не на других видах экспрессивного искусства, на музыке или движении. Удивительная детализация и выразительность в детских рисунках является несомненной отличительной чертой подхода, но рисунок никогда не считался главным выразительным языком детей. В последние годы исследователи подхода описывают ощутимую эволюцию в развитии других выразительных языков детей. Это отчетливо видно по работе детей над различными проектами, такими, как работа над экспрессивным движением. В последние годы ательеристы, пришедшие на работу в школы детства, привнесли много разных изменений. Появились ательеристы, которые являются специалистами в области танца или музыки и это, конечно, оказывает огромное влияние на направление развития выразительных искусств в школах. В то время как грамота и счет, несомненно, имеют место в повседневной деятельности дошкольных учреждений, учителя отводят центральную роль именно выразительным искусствам, по многим причинам: — они признают тот факт, что дети младшего возраста обладают исключительной выразительностью и свойственной им способностью делиться чувствами и эмоциями, и что воображение играет ключевую роль в исследованиях детей на пути к знаниям и пониманию мира; — они убеждены в первостепенной важности самого процесса обучения, а не его финального продукта. Использование выразительных искусств позволяет детям постоянно пересматривать интересующие предметы посредством применения множества различных медиасредств и получить возможность взглянуть на объект исследования с различных точек зрения и достичь его более глубокого понимания; — они осведомлены о том, что слишком высокая концентрация внимания на развитии грамотности и вербальных навыков у детей, приводит к тому, что учителя подспудно обесценивают искусно используемые детьми невербальные выразительные языки. Таким образом, способность ребенка общаться посредством жестов, взглядов, эмоций, танца, музыки, скульптуры, рисования, рассказывания историй и многих других выразительных языков высоко ценится в Реджио-подходе, и учителя стремятся развивать их в ребенке; — они считают, что выразительные искусства могут дать детям возможность взглянуть на мир и испытать его множеством различных способов. Детям предлагается использовать их органы чувств для того, чтобы лучше понять мир: посредством наблюдения, анализа и сложения элементов опыта в единое целое они разбирают по частям и вновь собирают оригинал, создавая индивидуальное целое. Синтетическая деятельность, такая, например, как предложение детям изобразить в рисунке запахи или звуки, являются основными чертами подхода и имеют целью дать ребенку более полное понимание мира. Как утверждают учителя-ательеристы, «именно непосредственно в процессе трансформации мы становимся ближе к самой сути жизни».
Особое место занимает также концепция постоянного профессионального развития учителей. В Реджио-садах говорят, что правильное развитие сотрудников – не периодический процесс. Напротив, это часть постоянной, ежедневной, профессиональной и личностной работы. Это неотъемлемый инструмент, помогающий лучше взаимодействовать как с детьми, так и друг с другом. Муниципальная система раннего образования Реджио Эмилии получила признание благодаря своему образцовому подходу к непрерывному повышению квалификации всех учителей. Педагога побуждают не столько приобретать навыки и знания, чтобы затем передать их детям, а скорее — понять, как происходит процесс познания у детей. Исследование, как описано выше, является фундаментальной стратегией обучения в яслях и школах детства. Это отражено в подходах к роли преподавателя в процессе обучения и профессиональному развитию в целом. Учитель – это в первую очередь ученик. Обучение сотрудников в Реджио-подходе мыслится как непрерывный, эволюционный процесс и занимает существенную часть времени педагога. В основе этого убеждения – вера в постоянное развитие как источник и одновременно результат взаимодействия и участия. Педагогам ежедневно выделяется время на обсуждение и оценку проведенной работы. На собрании они пытаются интерпретировать процессы познания у детей, оценить в них свою роль и предложить дальнейший план действий. Постоянный обмен мнениями достигается путем совместного анализа и обработки документов. То, что два педагога работают вместе с одной группой детей в течение трех лет, говорит о развитии между ними крепкой профессиональной связи. Это связь, в которой каждый делится своими дарованиями и сильными сторонами, и где молодые педагоги получают возможность учиться у более опытных коллег. Раз в неделю учителям предоставляется время для собрания, где они могут поделиться своими выводами и предположениями с другими сотрудниками, включая ательериста и педагога. Ключевым аспектом встречи является диалог. Так же, как и с детьми, расхождение во мнениях является не только еще одним источником познания, но и фундаментальным условием процесса. Обсуждаются практические занятия, происходит непрерывный обмен наблюдениями. С помощью педагога (куратора) у преподавателей есть возможность встретиться с коллегами из других школ города, чтобы поделиться опытом и обсудить учебный процесс в своей школе. Профессиональное развитие принимает и иные формы. Общаясь с родителями детей как лично, так и на групповых встречах, преподаватели осознают, как важно принимать противоположные точки зрения. Реджио-педагоги, также, убеждены в том, что преподаватель должен быть любознательным от природы, и проявлять живой интерес к обучению в целом. Уделяя много времени развитию творческих навыков преподавателей, акцент делается, прежде всего, не на передаче знаний, а на побуждении мыслить вне рамок и принимать разные точки зрения. Так же, как и прочие ключевые принципы Реджио-подхода, непрерывное повышение квалификации включает в себя три обязательных пункта: коллегиальность, взаимодействие и участие. Они наиболее явно проявляются в отсутствии иерархии среди сотрудников, установок извне, учебных пособий и того, что цели профессионального развития определяются ни кем иным, как самими преподавателями. Безусловно, Реджио-подход локально аутентичен, в самой Италии он распространен, но не является единственным. Как полноценная система «горизонтального» общественно-гражданского управления учреждениями раннего детства существует только в г.Реджио-Эмилия. Глобально распространяется, прежде всего, новый образовательный подход (принципы взаимодействия, пространство возможностей, концепция «100 языков ребенка»).
Автор — Дина Дианова
Реджио-сад изнутри — Гнездо, частный Реджио-сад, развивающий центр
Класс Реджио-сада в Италии
Наверняка многих интересует, как же организована жизнь и деятельность в «настоящем» Реджио-саду в городе Реджио-Эмилия. Я постоянно собираю информацию о Реджио-подходе и о садах в разных странах, в том числе и в Италии. И на основе ее подготовила небольшой обзор о ключевых особенностях Реджио-садов и яслей. В Италии существуют сады для детей 3-5 лет и ясли для деток 1-3 лет, в некоторых заведениях они объединены под одной крышей, в некоторых существуют отдельно друг от друга.
Пространство и среда
Прежде всего, стоит отметить, что сады и ясли значительно больше по площади, чем мы привыкли. Пространство детского сада насыщено полезной для ребенка тактильной, зрительной и даже обонятельной информацией. Тут находятся предметы, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки, цветы, плоды и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины, пуговицы и краски, бросовые материалы. В мебели предпочтение отдается старинной и уникальной (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно уединиться в домике с книжкой, уютно расположиться на подушках, залезть на чердак или галерею. Для ролевой игры отведено специальное место, где можно переодеться: тут собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь и аксессуары. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду.
Планировка дошкольного учреждения устроена так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого сада, по итальянской традиции, находится «пьяцца» — место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Чтобы все видели, что и где происходит — много прозрачных стен и стекол. С непривычки это мешает ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит, но со временем это становится удобным инструментов развития и взаимодействия детей. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Во всех помещения, в том числе и на полу, зеркала. Принципиально важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале — большие игровые элементы вроде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для детского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шершавые, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для детей ясельного возраста.
Кухня находится рядом со входом, общая столовая — это часть холла. Повар — активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на стол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к новому.
В каждой возрастной группе есть одна большая классная комната, библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки, а также мини-мастерская, туалет, где есть умывальники. В душевой оборудовано зона для игр с водой. Кроме того, есть одна общая мастерская, которая называется «ателье». В нем постоянно работает художник-ательерист. Сначала Лорис Малагуццы, основатель Реджио-подхода, приглашал узких специалистов (гончаров, скульпторов, художников и т.д.) на частичную занятость. Со временем, ему стало понятно, что творчество — важная и неотъемлемая часть ежедневного процесса детского развития и выражения, поэтому ательерист стал работать постоянно. Более того, постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.
В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями, матрасы, двух-этажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет — спит.