6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей
Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.
EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.
Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.
Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.
Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.
Техники развития EQ для взрослых и детей
Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.
1. Коробочка эмоций
Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:
- Зрение: счастливая улыбка ребенка.
- Слух: шум морской волны.
- Вкус: сладкая клубника.
- Обоняние: ароматы леса после дождя.
- Осязание: объятия любимого человека.
2. Язык эмоций
Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».
На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».
3. Что я чувствую сегодня
Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.
4. Эмоциональный фотоальбом-путешествие
Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».
Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.
5. Эмоции в красках
Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.
6. Компас эмоций
Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.
Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.
Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.
И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.
Об эксперте
Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.
Читайте также
О развитии эмоционального интеллекта у детей
Стремясь развить интеллект ребенка, многие уделяют внимание лишь познавательным способностям малыша. Однако не стоит забывать о таком важном понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умении распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Во многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека. Начинать развивать эмоциональный интеллект можно уже в раннем возрасте. О том, как это делать, мы расскажем Вам в этой статье.
Почему важно развивать эмоциональный интеллект ребенка?
Дети реагируют на все очень эмоционально. Отобрали игрушку, не купили конфету – слезы, и наоборот, мама пришла пораньше с работы или на улице увидели трактор – бурная радость. Проявление эмоций у дошкольников не ограничивается только радостью и грустью, они могут выражать гнев, удивление, стыд, досаду, восхищение и другие сложные эмоции. Но далеко не всегда они являются осознанными. Дети с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом не могут ответить на вопрос, что они чувствуют в данный момент. Кроме этого они испытывают трудности в общении из-за того, что не обращают внимания на чувства окружающих или неправильно интерпретируют их эмоции. Именно с развитием эмоционального интеллекта связаны способности к сопереживанию и эмпатии.
Малыши, которые не понимают собственные эмоции, не могут управлять ими. Поэтому родители таких детей зачастую сталкиваются с истериками и капризами.
Психологи пришли к выводу, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую влияет на самооценку малыша. Те дети, которые научились распознавать свои и чужие эмоции и понимают их причину, обычно уверенны в себе, более устойчивы к стрессам, легче адаптируются к новым условиям. В то же время малыши с недостаточно развитым эмоциональным интеллектом склонны к тревожности – любая неудача может восприниматься ими как личная трагедия.
Как общаться с ребенком, чтобы развить его эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект начинает формироваться у ребенка с самого рождения. Это происходит естественно, когда мама или другой близкий взрослый откликается на его эмоции, дарит свою заботу и ласку. О том, как дети учатся понимать эмоции, смотрите на видео:
Уже в раннем возрасте родители могут заложить прочную основу для развития эмоционального интеллекта малыша. Для этого нужно обязательно называть ребенку чувства, которые он испытывает. Например, если малыш плачет, не спешите вкладывать ему в рот соску или пытаться его отвлечь. Постарайтесь поговорить с ним и описать его состояние: «ты, наверно, расстроился, потому что я не разрешила тебе взять печенье» или «я понимаю, ты злишься…». Описав эмоции ребенка, вы помогаете ему лучше узнать самого себя. Впоследствии он научится и контролировать эмоции. В общении с ребенком избегайте стереотипных фраз, таких как «мужчины не плачут» или «не дерись – ты же девочка». Эти высказывание не только не способствуют развитию эмоционального интеллекта малыша, но и обесценивают чувства ребенка, заставляют его стыдиться себя.
Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость еще приемлемо, то негативные эмоции всегда были под запретом: бояться, злиться, плакать – все это стыдно и некрасиво. В результате большинство из нас были вынуждены подавлять негативные эмоции, чтобы показаться воспитанными. Однако психологи уверены, что сдерживание сильных эмоций в детском возрасте может приводить к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.
В ситуации, когда сильную эмоцию испытываете Вы, а не ребенок, нужно так же озвучить ее. Если малыш в порыве злости ударил Вас или толкнул, не ругайте его, а спокойно объясните, что Вы чувствуете. Это касается не только негативных, но и положительных эмоций. Почаще говорите ребенку, как Вы счастливы проводить с ним время, как гордитесь им и радуетесь его успехам. Научиться общаться с малышом таким образом бывает совсем не просто. Первое время в этом может помочь психолог, который научит Вас не бояться проявлять свои эмоции и говорить о них.
Игры для развития эмоционального интеллекта
Разыгрывание сюжетов из жизни. Пример игры: возьмите игрушку зайца и изобразите, что зайка плачет. Попробуйте вместе с ребенком с помощью мимики показать, как зайка плачет. Обсудите, почему он плачет (ему грустно, он обиделся, замерз, болит лапка и т.д.). Придумайте, как можно ему помочь. Такие игры можно начинать уже с двухлетнего возраста. Но обратите внимание, что разыгрываемые ситуации должны быть близки и понятны ребенку. Демонстрация эмоций и их объяснение на простых примерах поможет малышу научиться понимать чувства других людей.
Арт-терапия. Слушая сказки, ребенок знакомится с различными вариантами проявления эмоций, учится сопереживать героям. Также развить эмоциональный интеллект малыша можно при помощи рисования (особенно красками) и музыкотерапии.
«Угадай эмоцию». Эта игра подойдет для детей старшего дошкольного возраста. С помощью мимики изобразите какую-либо эмоцию и попросите малыша угадать, что вы показываете. Затем ребенок уже сам может быть в роли ведущего и показывать эмоции Вам.
«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Это упражнение проводится в парах. Сядьте друг напротив друга и закройте глаза. Смысл игры заключается в том, чтобы выразить эмоции (например, гнев, радость, грусть) при помощи рук.
«На что похоже настроение». Предложите малышу пофантазировать и подумать, на что похоже настроение. Начинать игру лучше взрослому (например, мое настроение похоже на журчащий ручеёк» или «мое настроение похоже на ураган»).
«Собери эмоцию». Эту дидактическую игру можно найти в магазине или сделать своими руками. Нарисуйте лица, изображающие различные эмоции и разрежьте их на части (глаза, рот, брови). Затем перемешайте их и попросите ребенка «собрать» заданную эмоцию.
Игры с карточками-эмоциями. С помощью специальных карточек с изображением эмоций, обсудите с ребенком, что испытывают герои на картинках, чем вызваны их эмоции.
Игры для развития эмоционального интеллекта стоит подбирать не столько исходя из возрастных рекомендаций, сколько из опыта и интересов малыша. У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития, и когда малыш будет готов, он обязательно затронет столь важную тему эмоций.
Выводы
Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. В дошкольном возрасте развитие эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта малыша. Обсуждайте с ребенком эмоции и причины их возникновения, открыто выражайте свои чувства и не запрещайте это делать малышу. Также существует множество специальных игр для развития эмоционального интеллекта.
Заключение
Если у Вас возникают вопросы по поводу развития ребенка и взаимоотношений с ним, Вы всегда можете обраться за консультацией к психологам детского центра «Созвездие». Наши специалисты помогут Вам справиться с возникшими в ходе воспитания трудностями. Для нас большая радость видеть улыбки на лицах малышей и их родителей!
Как развивать эмоциональный интеллект у школьников
Лиана Хазиахметова
Каким умным ни был бы ребенок, есть качества, без которых ему будет тяжело добиться успеха в жизни. Да что там успеха — они необходимы для обычного человеческого счастья. Эти качества входят в понятие «эмоциональный интеллект». Успех и счастье не найти в таблице Менделеева и математических формулах, и EQ, как сокращенно называют эмоциональный интеллект, психологи уделяют все больше внимания. Человек с развитым уровнем «чувственности» может наладить контакт с любым, даже трудным в общении коллегой, он ценит близких, понимает свои и чужие чувства, умеет дружить и любить.
Что происходит с эмоциями школьников
Психолог Джон Готтман в книге «Эмоциональный интеллект ребенка» рассказывает, что определяет чувства школьников в возрасте от 8 до 12 лет.
В школе дети начинают входить в большие социальные группы и подпадать под их влияние. Если в детском саду они не замечали, кто из сверстников входит, а кто не входит в группу, то теперь ситуация меняется. В этом возрасте у детей активно развиваются познавательные способности и они узнают о власти интеллекта над эмоциями. Ваш ребенок начинает испытывать все большее влияние со стороны сверстников, и вы можете заметить, что одной из основных мотиваций его жизни становится стремление любой ценой избежать неловкости. Детей этого возраста начинают волновать стиль их одежды, тип рюкзака и как их сверстники относятся к тому,что они делают. Ребенок пойдет на все, чтобы не привлекать к себе внимания, особенно если друзья будут дразнить его или критиковать его действия. Конформизм в этом возрасте является вполне здоровым, хотя нередко и вызывает раздражение родителей, которые хотят, чтобы их дети были лидерами, а не исполнителями. Он означает, что ваш ребенок все лучше распознает социальные сигналы и приобретает навык, который будет ему служить на протяжении всей его жизни. В период от восьми до двенадцати это особенно важно, потому что дети этой возрастной группы могут дразнить и унижать беспощадно. На самом деле дразнилки являются кузницей, которая формирует многие возрастные стандарты поведения. Девочек дразнят не меньше, чем мальчиков, хотя у мальчиков передразнивания нередко приводят к физическим столкновениям.
Влияние коллектива не избежать. Источник
«Хладнокровное» отношение к взаимоотношениям со сверстниками может ввести в заблуждение родителей, которые были хорошими эмоциональными воспитателями. Наша работа с родительскими группами показала, что мамы и папы часто ошибочно считают, что все, что требуется сделать их детям в случае конфликта со сверстниками, — это поделиться своими чувствами с другим ребенком и прийти к соглашению. Такая стратегия хорошо работает в дошкольных учреждениях, но в школе, когда проявление эмоций считается социальной помехой, она может закончиться катастрофой. Дети, с которыми занимались эмоциональным воспитанием, становятся достаточно проницательными, чтобы это понять. Они умеют распознавать сигналы своих сверстников и действовать соответствующе.
Ближе к десяти годам многие дети становятся значительно более способными к логическим рассуждениям. Дети зачастую реагируют так, будто у них не головы, а компьютеры. Скажите девятилетнему ребенку «подними носки» — и он может их поднять, а затем положит на место, объяснив это тем, что ему «не говорили их убрать».
Дерзость и издевательство над миром взрослых характерны для детей, которые видят жизнь в черно-белом цвете или все делят на правильное и неправильное. Взрослых ребенок считает лицемерами, так что любимой «эмоцией» ребенка закономерно становятся издевательство и неуважение к взрослым.
Из всех этих суждений и оценок рождается его собственная система ценностей.
В этом возрасте вашего ребенка волнуют мораль и справедливость, поэтому он может придумать себе «чистые миры», где все люди равны, нет места нацизму или войне и где не может быть тирании. Ребенок может начать презирать мир взрослых с его зверствами, такими как работорговля или инквизиция. Он сомневается, он бросает вызов, он начинает думать самостоятельно.
Ирония в том, что вместе с этим ребенок придерживается ничем не обоснованных и тиранических стандартов группы своих сверстников. Например, ваша дочь может отстаивать право человека на свободу выражения мнения и одновременно ограничивать свой гардероб одним стилем кофт. Она может быть глубоко обеспокоена жестоким обращением с животными в косметической промышленности и одновременно принимать участие в заговоре, чтобы не дать однокласснику участвовать в баскетбольном матче.
Как родителям реагировать на такую непоследовательность? Готтман советует не обращать внимания и считать это время периодом исследований. Знайте, что строгое соблюдение зачастую деспотичных правил, диктуемых сверстниками, — это часть нормального и здорового развития. Поведение вашего ребенка означает, что он способен распознавать стандарты и ценности, принятые в группе сверстников, и это позволяет ему стать ее частью.
Дети в школьные годы учатся взаимодействовать друг с другом. Источник
Если узнаете, что ваш ребенок участвует в травле другого ребенка, которую считаете несправедливой, скажите ему о том, что вы чувствуете. Используйте этот прецедент, чтобы донести до него свои ценности — доброту и честность. Если ваш ребенок не проявил жестокости, не следует быть особенно резким или сурово его наказывать. Для детей этого возраста, которые хотят входить в избранный круг и при этом испытывают сильное давление со стороны сверстников,такое поведение нормально.
Если ваш ребенок жалуется, что его исключили из группы или сверстники относятся к нему несправедливо, вы можете воспользоваться методами эмоционального воспитания, чтобы помочь ему справиться с чувствами печали и гнева. Преодолев негативные эмоции, попробуйте вместе поискать решение проблемы. Например,можно исследовать способы, при помощи которых человек создает и поддерживает дружеские отношения. Не пытайтесь доказать ребенку, что его стремление одеваться и вести себя как, другие дети, глупо.
Признайте его желание быть принятым сверстниками и помогите ему этого добиться.
Если ваш ребенок высмеивает правила, принятые в мире взрослых, не принимайте эту критику близко к сердцу. Дерзость, сарказм и презрение к ценностям взрослых — нормальное поведение в этом возрасте. Если ваш ребенок действительно грубо с вами разговаривает, скажите ему об этом, но особым способом. («Когда ты смеешься над моей прической, я чувствую, что ты меня не уважаешь».) Так вы сможете привить ему такие ценности, как доброта и взаимное уважение в семье. Несмотря на фрондерство, дети в этом возрасте, как и все другие, хотят чувствовать себя эмоционально связанными со своими родителями и нуждаются в их любящем руководстве.
Как развивать EQ
Развивать эмоциональный интеллект можно в любом возрасте. «Задача родителей — научить детей замечать, понимать, осознавать свои чувства и называть их. Наши эмоции — это сигнал организма на какую-то ситуацию, поэтому важно „ловить“ эти сигналы и не игнорировать», — говорит детский психолог Екатерина Ильичева.
Екатерина предлагает развивать EQ у младших школьников с помощью игр. Вот варианты совместных веселых занятий.
- Изображайте, показывайте разные эмоции перед зеркалом. Продемонстрируйте злость, радость, обиду. Пусть ребенок покажет то, как он чувствует эти эмоции.
- Произносите фразы с разным настроением и попросите ребенка угадать эмоциональный окрас. Как было это произнесено? Грустно, серьезно, а может быть, весело и радостно?
- Полезно рисовать эмоции.
- Слушайте разную музыку и рассуждайте с ребенком, какое настроение передает мелодия.
Слушая любимую музыку подростка, вы будете с ребенком на одной волне. Источник
- Проигрывайте реальные ситуации на игрушках. Например, ребенок выпрашивал что-то в магазине. Дома поиграйте в магазин с любимыми игрушками. Пусть кукла Маша начнет вести себя так, как ваш ребенок. Спросите, что, по его мнению, чувствует мама куклы. Что чувствует сама Маша. Ребенок во время такой игры посмотрит на себя со стороны.
- Читая вместе книги, вы можете поговорить с ребенком об эмоциях героев.
- Попросите ребенка составить рассказ по картинкам. Пусть он поставит себя на место героев. Таким образом ребенок будет учиться эмпатии, сопереживанию, а также разовьет фантазию и воображение.
«Расскажу об одной из самых распространенных родительских ошибок, — говорит Екатерина. — Мы часто запрещаем детям чувствовать, пытаясь их утешить. Но вместо того, чтобы успокоить ребенка, получаем эффект „затопления“ эмоций. Мы обесцениваем чувства фразами: „Не плачь, ничего страшного не произошло“, „Это не стоит твоего внимания“, „Успокойся, не расстраивайся из-за ерунды“. Таким образом, мы не даем ребенку осознать свои чувства, понять, что он испытывает на самом деле. Давайте детям обратную связь с самого маленького возраста. Например, если ребенок упал, скажите: „Я вижу, что ты плачешь и тебе больно. Давай я тебя утешу“. Если ребенок злится и крушит все вокруг, не надо кричать. Обозначьте его чувства и дайте возможность выплеснуть их конструктивно, например, порвать газету или поколотить подушку».
Екатерина подчеркивает, что развитый эмоциональный интеллект должен быть прежде всего у родителей. Если вы чувствуете, что не обладаете эмпатией, способностью сопереживать, начните с себя. Тогда вы сможете развить у ребенка умение проживать свои эмоции, конструктивно их выражать.
«Родителям стоит заняться саморазвитием, — считает Екатерина. — Попытаться понять себя с помощью книг, фильмов, психолога. Можно вести дневник эмоций, где записывать, какие чувства вызывают определенные ситуации. Это, конечно, труд. После того как разберешься в себе, можно переходить на других людей и пытаться понять их».
Игра для взрослых и детей
С новой игрой «Мириады» можно развивать эмоциональный интеллект родителям и детям вместе! Суть игры — угадывать эмоции и подбирать ассоциации. Выигрывает самый «чуткий» участник. В коробке — игровое поле, 80 карточек с символами, 40 карточек с вопросами и фишки.
В коробке — мириады эмоций!
Вот что рассказывает об игре соавтор Юлия Петропавловская.
«Наша игра побуждает делиться друг с другом эмоционально насыщенными воспоминаниями, ассоциациями, впечатлениями. Благодаря „Мириадам“ можно узнать, например, как тебя видят другие и верно ли ты сам интерпретируешь эмоции близких людей. Так, я с удивлением обнаружила, что для своих бывших однокурсниц являюсь образцом перфекционизма, тогда как на работе у коллег вызываю абсолютно противоположное впечатление босса с горячей головой. Играя, ты учишься делиться страхами и тревогами, получаешь поддержку и понимаешь, что вовсе не одинок, узнаешь свои сильные стороны и даришь уверенность другим».
Пример карточки с вопросами
Вопросы на карточках подталкивают к размышлениям. Игроку предстоит понять, что или кто его вдохновляет. Часто ли он обижается, и какая обида была недавней. Какие три желания игрок загадал бы Золотой рыбке. «Мириады» — это не просто игра с целью победить. Это еще и познание себя, а также тех, кто находится с тобой за одним игровым столом. Благодаря карточкам можно с разных сторон проанализировать свои отношения с другими игроками. Например, вспомнить, как вы познакомились, назвать качества своих соседей по игре, обнять какого-то из них. «Мириады» невероятно сближают всех вовлеченных в игру, поэтому идеально поиграть с семьей.
«Игра задумывалась как семейная — в нее должно быть одинаково интересно играть и взрослым между собой, и членам семьи с детьми от восьми лет, — продолжает Юлия. — Задания побуждают игроков считывать и называть эмоции. Ребенок постепенно знакомится с понятиями, узнает разницу между „грустью“ и „разочарованием“, „нежностью“ и „симпатией“. Мы специально не помещали в игру никаких списков чувств и эмоций, из которых можно было бы выбирать. Игроки сами размышляют о том, с какими эмоциями у них ассоциируются изображения на карточках, и обогащают друг друга».
Пример карточки с эмоциями
Карточки с чувствами сделаны в необычном стиле. Иллюстратору Софье Игиновой близка тема эмоционального интеллекта.
«Я всей душой болею за повышение психологической грамотности и популяризацию психологии, много читаю об этом, собираю материалы, слежу за тем, что происходит в сфере психологии и сама хожу к психологу, — говорит она. — И мне нравится разбираться в психологии искусства — это такой интерес на стыке моей профессии и хобби. Пока я рисовала каждую отдельную карточку с эмоцией, заметила, что занимаюсь своеобразным актерским мастерством за монитором — кривляюсь, пытаюсь вжиться в образ, представить, прочувствовать. Это затягивало :)».
«Мириады» отличаются от многих других игр тем, что она подходит для разных компаний — детской, взрослой или смешанной. Интересно и полезно будет всем!
Игры «Мириады» еще нет в продаже, и чтобы узнать, когда она выйдет в свет, подписывайтесь на уведомление: как только игра придет из типографии, мы сразу сообщим вам об этом. Первые покупатели смогут приобрести ее со скидкой!
Обложка поста: unsplash.com
как помочь ребенку понять себя самого
Умение управлять своими эмоциями — фундамент будущего успеха во всех областях жизни. Способность отреагировать на любую внештатную ситуацию трезво и без истерик отличает человека с высоким интеллектом, и речь идет не только об IQ. За умение справляться с чувствами отвечает эмоциональный интеллект.
EQ или эмоциональный интеллект — это способность понимать свои чувства и чувства других людей, умение справляться с эмоциями и направлять их в благое русло.
Современные научные исследования показали, что развитый EQ у ребенка помогает ему решать сложные задачи и справляться с конфликтными ситуациями. Обладая эмоциональным интеллектом, ребенок легко преодолевает сложности, опираясь на свои сильные стороны.
Эмоциональный интеллект имеет огромное значение не только для настоящего, но и для будущего ребенка. Профессиональные навыки неразрывно связаны с EQ: успех в карьере во многом зависит от того, насколько человек умеет владеть собой в моменты стресса. Жизнь человека эмоционально стабильного складывается в целом удачнее, чем у того, кто попадает во власть эмоций.
Дэниел Гоулман
Американский психолог Дэниел Гоулман, автор множества книг по психологии, образованию, науке и лидерству, утверждает, что жизненная состоятельность на 80% зависит от EQ, и лишь на 20% — от IQ. А по данным исследований компании Talentsmart, высокий уровень эмоционального интеллекта увеличивает производительность труда в среднем на 58%. Это касается всех профессий — люди с высоким эмоциональным интеллектом зарабатывают больше и чувствуют себя счастливее и гармоничнее во всех сферах жизни.
Вот почему современные родители уделяют внимание не только развитию IQ ребенка, но и его эмоциональному интеллекту. Отличным подспорьем для его воспитания в ребенке станет книга серии «Выбор миллионов» — «Маленькое большое сердце».
«Маленькое большое сердце» |
Перед вами книга французской писательницы Жослин Витек и иллюстратора Кристин Руссе, переведенная на 15 языков и проданная тиражом более миллиона экземпляров. Эта книга помогает малышам во всем мире осознать свои эмоции и разобраться в таких сложных чувствах, как гнев, страх, обида, симпатия, влюбленность, грусть и радость.
Это история большого сердца маленькой девочки. Почему обида ранит сердце и как его починить? Почему страх заставляет сердце биться сильнее, а счастье — замирать? Под этой обложкой скрывается проводник в детский мир взрослых эмоций. С помощью красивых образов книга поможет детям лучше понять сложный внутренний мир своих чувств и ответит на волнующие малышей вопросы.
Почему именно эта книга? Как случилось, что она так полюбилась детям и родителям? Мы поговорили с Ульяной Беднарской, шеф-редактором редакции «Малыш 0+», о книге «Маленькое большое сердце» и выяснили, в чем ее особенность.
Ульяна Беднарская
Это одна из самых необычных книг нашей редакции! Во-первых, эмоциональный интеллект сейчас очень актуальная и востребованная тема — о способности понимать и объяснять свои эмоции, умении выражать их через образы. Серия важна для нового поколения детей «альфа» (родившихся после 2010 года) — одаренных, ярких, творческих, зависимых от технологий, но при этом гиперчувствительных, ранимых.
Во-вторых, восхитительные стихи к книгам написала признанный мастер стихотворных переводов Елена Вадимовна Баевская, с которой мы познакомились на этом проекте. Работать с такими профессионалами — удовольствие и счастье.
И особенно хочется отметить необычную форму издания — вырубка начинается с обложки и заканчивается на последней странице. Детей она привлечет, несомненно. Эту книгу сразу хочется взять в руки и окунуться в волшебный мир, созданный двумя талантливыми француженками — автором Жослин Витек и иллюстратором Кристин Руссе. Не зря книги серии известны по всему миру: переведены на 15 языков и проданы более чем миллионным тиражом!
Слова и эмоции |
Эта книга написана в стихах. Почему именно стихи? Детские психологи и специалисты по раннему развитию детей выяснили, что мелодичные ритмичные стихи лучше воспринимаются ребенком, повышают его внимание и пробуждают интерес. Проза быстро утомляет детей своей монотонностью, поэтому многие детские писатели пишут свои сказки именно в стихах.
Стихотворный перевод серии «Выбор миллионов» принадлежит Елене Вадимовне Баевской, лауреату престижных литературных премий, мастеру перевода с французского и других европейских языков. Мы задали Елене Вадимовне несколько вопросов о связи слов и эмоций и о влиянии художественной литературы на развитие эмоционального интеллекта.
Лабиринт Какие есть существенные различия между переводами для взрослых и для детей?
Елена Баевская По-моему, существенных различий нет вообще. Чтобы перевести книгу, надо сыграть в такую игру, будто ты эту книгу сама пишешь. Перевоплощаешься и переводишь. Иногда хочется вместе с классиком французской литературы разбираться в тонких движениях души человека, иногда — покачаться на качелях и посидеть на дереве с симпатичными зверюшками и птичками.
Л Что было самым сложным при работе с этими текстами? А что — самым интересным?
ЕБ Переводить вообще трудно! Легких переводов мне не попадалось, любая простота обманчива. Интересно было все: укладывать текст в такие строчки, чтобы они соответствовали макету и картинкам, придумывать такие рифмы, чтобы не нарушать естественности и простоты стихов…
Л Как чтение поэзии, литературы может помочь развитию эмоционального интеллекта?
ЕБ Сильный интеллект предполагает богатую эмоциональную жизнь. А книжки с самого раннего возраста учат нас и восхищаться, и радоваться, и сопереживать, и фантазировать. Они дают ребенку то, чего опыт ему еще не подсказал, а потом это поможет ему и любить, и дружить, и генерировать научные гипотезы. Развитию эмоционального интеллекта отлично помогает детская классика: Чуковский, Маршак, Барто, Берестов. И в современной литературе для детей очень много прекрасного. Ошибиться тут невозможно: если книжка плохо написана, ребенок ее читать не станет, заскучает.
Как тренировать эмоциональный интеллект? |
Эмоциональный интеллект — это способность, поддающаяся тренировке. Только ли книги могут помочь развить EQ ребенка? Этот вопрос мы задали кандидату педагогических наук Елене Юрьевне Азбукиной — практическому психологу, сертифицированному гештальт-терапевту, специалисту по образовательной кинезиологии, специалисту по работе с детской травмой и семьей.
Елена Азбукина
Существуют игры и упражнения, направленные на осознание своих эмоций, а также на понимание эмоциональных реакций других детей и умение адекватно выражать свои эмоции. Приведу примеры. «Я радуюсь, когда…». Ведущий называет ребенка по имени и бросает ему мячик, задавая вопрос «Когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….». Эту игру можно разнообразить, предложив ребенку рассказать, когда он огорчается, удивляется, боится. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях со взрослыми или сверстниками. Игра поможет ребенку лучше понять себя.
«Музыка и эмоции». Прослушав музыкальный отрывок, ребенок описывает настроение музыки: веселая/грустная, довольная/сердитая, смелая/трусливая, праздничная/будничная, задушевная/отчужденная, добрая/усталая, теплая/холодная, ясная/мрачная. Это упражнение способствует развитию образного мышления и умения передать эмоциональное состояние.
Итак, эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая здраво воспринимать реальность. От того, научится ли ребенок понимать себя и окружающих, адекватно реагировать на ситуацию и справляться с эмоциями, зависит не только его психологический комфорт, но и умение ладить с людьми и находить правильные решения.
«Маленькое большое сердце» — дверь в мир эмоций маленького человека. Она научит побороть страх и поверить в себя, совладать с печалью и выразить радость, преодолеть неуверенность в себе и построить планы на будущее, опираясь на свои сильные стороны.
Эмоциональный интеллект дошкольников: особенности развития
В дошкольный период происходят интенсивное интеллектуальное развитие и рост ребенка. Именно в это время формируется его умственный и эмоциональный интеллект – основа для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Полноценное интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка обеспечивается только за счет поддержки родителей. Они как никто смогут контролировать, корректировать и формировать те личные качества, которые помогут ребенку эффективно взаимодействовать с людьми, адекватно реагировать на ситуации и встающие перед ним задачи.
Быстрый переход по разделам:
- Этапы развития эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Развитие социально-эмоционального интеллекта естественным образом.
- Технологии развития эмоционального интеллекта ребенка.
Этапы развития эмоционального интеллекта у дошкольников
Эмоциональный интеллект означает способность к пониманию и принятию окружающих людей, к выражению своих эмоций и управлению ими. Взрослые люди, как правило, умеют контролировать свои эмоции, но и они думают и поступают неадекватно в моменты сильного эмоционального напряжения. Если вы маленький ребенок, вы поступаете так все время.
Развитие эмоционального интеллекта идет с разной скоростью. Нет единой линейной модели, по которой можно было бы определить, в какой мере он должен быть развит у ребенка к определенному возрасту. Тем не менее психологи выделяют ключевые точки на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и импульсивному контролю.
Развитие эмоционального интеллекта у детей происходит в несколько этапов:
- Начало эмоционального осознания – сначала собственных чувств, затем эмоций, которые испытывают другие люди.
- После того как ребенок начнет распознавать, идентифицировать и воспринимать эмоции, понимать, что такое чувство, он учится читать выражение лица, язык тела и жестов, тон голоса, другие проявления эмоционального состояния других людей. Он уже способен оценить это состояние, характеризуя человека, как «злой», «веселый», «грустный», «счастливый».
- Описывая чувства, характеризуя эмоции, ребенок расширяет свой эмоциональный словарь, используя его, чтобы передать свои чувства и охарактеризовать состояние окружающих.
- Ребенок начинает проявлять эмпатию – сочувствие. В какой-то период это выражается в чувстве неуверенности, беспокойства из-за того, что кому-то из окружающих плохо или грустно. Он начинает испытывать симпатию к более слабым – детям младшего возраста, животным.
- Маленький человек начинает контролировать и управлять своими эмоциями, применять свои навыки для выбора стратегии поступков и реакций в зависимости от испытываемых чувств. Например, эти чувства можно не сдерживать, если они положительные, и, наоборот, не всегда демонстрировать отрицательное отношение к происходящему.
- Ребенок начинает понимать, что именно вызывает у него и у других людей положительные или отрицательные эмоции.
- Он начинает осознавать взаимосвязь между эмоциями и поведением. Например: «Мама смеется, потому что у нее хорошее настроение; папа надел новую рубашку, потому что радуется встрече с бабушкой».
Эмоциональный интеллект старших дошкольников должен соответствовать седьмому этапу развития.
Развитие социально-эмоционального интеллекта естественным образом
Эмоциональное развитие ребенка так или иначе происходит естественным путем. Родители выслушивают его, поддерживают и сопереживают, моделируя и усиливая определенные формы поведения. Даже простое обсуждение тем, вызывающих у ребенка определенные эмоции, помогает ему осмыслить их, увеличить словарный запас.
С практикой, которая приобретается в семье и в общении со сверстниками в детском саду, ребенок приобретает навыки эмоциональной саморегуляции – способность управлять своим опытом и выражением эмоций. Уже к четырем годам большинство детей начинают использовать простейшие стратегии для устранения внешних раздражителей. Например, они закрывают глаза, когда напуганы, и затыкают уши, когда слышат громкий шум.
Эмоциональный интеллект ребенка еще не позволяет использовать более сложные стратегии для эмоциональной саморегуляции. Например, к 10 годам многие дети уже способны использовать две основные категории эмоционального поведения, свойственного взрослым: то, которое направлено на решение проблемы, и то, которое направлено на то, чтобы терпеть эмоции. То есть когда человек выбирает одно из двух:
- внести изменения, чтобы решить проблему, и начинает решать ее, ориентируясь на проблему, выявляя проблему и составляя план ее решения;
- определить проблему как нерешаемую и начать справляться с эмоциями, работая над тем, чтобы терпеть и контролировать страдания.
Эмоциональный интеллект старших дошкольников не настолько развит, но уже включает в себя принятие, понимание и способность выражать свои эмоции и управлять ими.
Еще пару десятков лет назад целью воспитательного процесса было достижение академических результатов, развитие умственного интеллекта. Но впоследствии стало понятно, что гармоничное развитие личности невозможно без развития эмоционального интеллекта. Тем более что оценить эмоциональный интеллект даже проще, чем умственный.
Самоконтроль как одна из составляющих эмоционального интеллекта особенно важен для прогнозирования дальнейших достижений у детей. Дети, которые способны подавлять импульсы (часто движимые эмоциями) и избегать отвлекающих факторов, демонстрируют высокую степень социализации и чаще способны достигать поставленных целей.
Исследования, проводимые западными психологами, в которых экспериментальные группы детей наблюдались затем в течение 30 лет, показали, что самоконтроль гарантирует жизненный успех в большей степени, чем высокий IQ, социально-экономический статус и семейное окружение. Дети, которые превратились во взрослых с высоким уровнем самоконтроля, были также более здоровыми, зарабатывали больше денег и реже имели судимости или проблемы с алкоголем.
Технологии развития эмоционального интеллекта дошкольников
Для развития эмоционального интеллекта используют разные технологии и методы. К наиболее эффективным относятся:
- Сюжетно-ролевые игры, в которых, примеряя на себя роль с установленной условиями игры поведенческой моделью, ребенок учится понимать других людей, учитывать их побудительные мотивы, настроения, пожелания. Одна из форм ролевых игр – кукольный театр.
- Чтение сказок, произведений детской художественной литературы. В таких произведениях добро и зло четко разделены между собой. Однозначная авторская оценка склоняет ребенка к тому, чтобы сопереживать положительным героям и возмущаться поведением отрицательных персонажей.
- Творческая деятельность. Рисование, лепка. Изготовление поделок формирует эстетическое чувство и чувство вкуса. Ребенок переносит восприятие прекрасного или ужасного, уродливого на поступки и высказывания других людей.
- Специальные игрушки. Такие игрушки пока что можно найти не в каждом магазине, но приобрести их можно через интернет, причем предназначены они для детей с самого юного возраста. Это может быть игрушка-рукавичка (крольчонок, лягушонок) с карточками, обозначающими эмоции, – такой набор позволяет придумывать вместе с малышом истории приключений и понимать, что чувствует их герой. Или, например, набор из нескольких овалов лиц и готовых выражений губ, глаз, бровей. Используя фантазию и этот набор, также можно составить множество интересных историй и рассказать о том, что чувствуют и как себя ведут их герои в разных жизненных ситуациях.
- Совместная деятельность. Привлекайте детей к совместным занятиям трудом, творчеством или, например, уходу за домашними питомцами, младшими членами семьи. Дома вместе с родителями или с другими детьми в дошкольном учреждении ребенок учится эмоциональному взаимодействию, которое помогает достигать общих целей, преодолевать трудности и препятствия, добиваться нужного результата.
Выберите подход с учетом характера ребенка, он не должен быть ни слишком сложным, ни слишком простым, чтобы не утомлять. И помните, что каждый ребенок уникален и будет развиваться в своем темпе. Поэтому вариант, который подходит одному ребенку, может быть слишком сложным для другого, и наоборот.
И помните, что успех занятий с ребенком по развитию эмоционального интеллекта в семье или детском саду обеспечивается за счет создания безопасного пространства, в котором ребенок будет чувствовать поддержку и получать свободу выражать свои эмоции.
EIKids Развитие эмоционального интеллекта ребёнка
Эмоциональный интеллект — наша способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач.
Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, не испытывая чрезмерного стресса; управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.
Чему не учат в обычной школе?
В школе учат читать, считать, писать. Но не учат эмоциональной грамотности – понимать эмоции и причины их возникновения, тем более управлять эмоциями!
Приглашаем в наши центры развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети». Записаться на пробное занятие
Не бывает плохих и хороших эмоций!
Существует бытовое мнение, что такие эмоции, как злость или страх, «негативные» или «плохие», но давайте посмотрим на них с другой стороны. Наши эмоции – это часть нас самих: они не могут быть хорошими или плохими.
Эмоции – это информация и энергия. А вот то, как мы будем обращаться с этой информацией и энергией – другое дело: наши действия могут быть хорошими и плохими или эффективными и неэффективными.
Как электричество – оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое! Это значит, что мы должны больше узнать о нем и грамотно использовать его.
Программа развития эмоционального интеллекта развивает у ребенка способности направлять эмоции в нужное русло, например, злость усиливает способность убеждать, отстаивать свою точку зрения, а легкая грусть поможет заметить досадные ошибки.
Эмоционально грамотные дети отличаются от других.
Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, в школе им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты. Развитый эмоциональный интеллект позволит Вашему ребенку принимать решения и эффективно взаимодействовать в социуме.
Программа «Развитие эмоционального интеллекта ребенка»
Комплексная система развития эмоционально — интеллектуального потенциала и социальной компетентности Вашего ребенка, которая позволит ему уже в детском возрасте научиться решать важные жизненные задачи. Обучение проходит в форме игры.
А помогать Вам будут эмоционально – интеллектуальные Интерески. Они научат Вашего ребенка дружить с эмоциями и грамотно их использовать.
Ведь, эмоции – это как фигуры в шахматах, у каждой фигуры есть своя важная роль и все они «ходят» по определенным правилам! Если не знать правил, то выиграть никогда не удастся!
Интереска Радость |
Отвращение |
Страх |
|
поможет нам творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое, а также помнить о том, что для нас важно |
Эта интереска бережет нас от всего опасного и вредного |
Страх поможет держаться вдали от опасности |
|
Удивление |
Злость |
Грусть |
|
Удивление научит сконцентрироваться на новой ситуации |
Злость поможет бороться с проблемами, отстаивать свои границы |
Грусть поможет быть более внимательными и замечать ошибки |
|
Доверие |
Интерес |
||
Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нам помогают, любят, заботятся о нас |
И главная интереска «ИНТЕРЕС» никогда не знает покоя, она во всем хочет разобраться, вникнуть в суть, стимулирует Вашего ребенка развиваться, познавать новое и совершать увлекательные открытия |
Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех в зрелом возрасте — это научно доказанный факт.
Дети с высоко развитым Э.И. в будущем:
Более успешны в профессиональной деятельности, финансово более успешны | Легче адаптируются в социуме, более востребованы | Более гармоничны и счастливы, удовлетворены своей жизнью |
Методики развития эмоционального интеллекта активно используются в Швейцарии, Великобритании, Испании, Канаде, Германии, США и других странах. Во многих странах они входят в государственные образовательные стандарты.
Сеть детских центров развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети» – первая и единственная в России организация, которая работает на научной модели основателей теории эмоционального интеллекта, профессоров Йельского университета и Университета Нью-Гемпшир (Д. Мэйера, П. Саловея, Д. Карузо), при их личной экспертной поддержке, при личной экспертной поддержке профессора университета Швейцарии Д. Антоньяцца, эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей.
Программы сети сертифицированы Европейской Ассоциацией культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (European Association of Cultural and Emotionally Intelligent Projects).
Как развить эмоциональный интеллект у ребенка дошкольного возраста
Дата публикации: 27.08.2018
Эмоциональный (или социальный) интеллект – это понятие, которое стало общеупотребительным относительно недавно. Если классический и всем хорошо известный коэффициент интеллекта обозначается как IQ (intelligence quotient), то для эмоционального интеллекта используется аббревиатура EI (emotional intelligence), порой его обозначают также как EQ. Многие психологи и социологи сходятся в том, что EI – это то, что оказывает достаточно серьезное влияние на качество жизни человека. Следовательно, на развитие эмоционального интеллекта у ребенка стоит обратить внимание.
Что включает в себя эмоциональный интеллект?
Социальный интеллектуальный уровень – это понятие составное, включающее в себя несколько компонентов. Чтобы вы лучше понимали, что оно из себя представляет и зачем вашему ребенку это нужно, приведем вольное описание популярной модели социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она (ESI), включающей в себя пятнадцать способностей.
Внутриличностные способности
Все компоненты ESI делятся на пять групп, первая – самая обширная – касается внутриличностных возможностей:
- Самоуважение. Оно предполагает понимание своих достоинств и недостатков, и принятие себя вместе с ними. Оно не исключает работу над недостатками, однако предполагает полноценное уважение к себе как к личности на том этапе развития, на котором она сейчас находится.
- Самовыражение (и/или ассертивность). Суть такой способности заключается в том, чтобы, во-первых, уметь четко и понятно излагать свои мысли, желания, эмоциональные состояния. А во-вторых – не зависеть от оценок окружающих и внешних влияний (естественно, в разумных пределах, потому что иногда прислушаться к окружению бывает полезно).
- Эмоциональная осознанность. Это одна из важнейших составляющих эмоционального интеллекта, ради развития которой имеет смысл заниматься улучшением EI в принципе. Она предполагает умение понимать возникающие у себя чувства и прослеживать причины их появления. То есть жить и действовать не «по наитию», а с глубоким пониманием своей эмоциональной сферы.
- Независимость. Такой компонент может показаться немного похожим на ассертивность, однако в действительности он несет немного иной смысл. Независимость – это не способность не поддаваться внешним воздействием, а умение функционировать (в первую очередь – в эмоциональном плане) без зависимости от других людей.
- Самоактуализация. В основе этой составляющей лежит абсолютно естественное стремление каждого человека к развитию. Самоактуализация – это стремление реализовать свой потенциал, постановка соответствующих целей и их усердное достижение, неуклонное желание становиться лучшей версией себя.
Межличностные способности
Следующая группа способностей касается межличностных отношений:
- Эмпатия. Так называется способность распознавать и понимать те эмоции, которые испытывают другие люди. Это не обязательно означает, что если, например, кто-то плачет, то человек с высоким уровнем эмпатии тоже должен заплакать – скорее, он должен понять ту боль, или обиду, или разочарование, или еще какое-либо чувство, ставшее причиной слез.
- Межличностные отношения. В контексте ESI под ними понимается способность налаживать вербальные и невербальные контакты, создавать и поддерживать отношения, включающие в себя взаимопонимание и эмоциональную близость, и в целом умение комфортно социализироваться.
- Социальная ответственность. Она, наряду с умением вписаться в социум, включает в себя развитие чувства ответственности за других людей, морали, нравственности, способности сотрудничать с другими и руководить ими.
Способности к адаптации
Следующая группа способностей, на улучшение которых, в том числе, направлено развитие эмоционального интеллекта – это способности адаптивные:
- Оценка действительности. Это умение не только жить внутри своих переживаний, осознавать и понимать их, но и здраво соотносить их с объективно существующей реальностью.
- Гибкость. Она предполагает умение подстраиваться под окружение и обстоятельства: в плане поведения, переживаемых эмоций, в некоторой степени – даже образа мышления. В этом показателе очень важно соблюсти «золотую середину».
- Решение проблем. Такая способность включает в себя сразу несколько составляющих. Во-первых, умение понять и четко сформулировать конкретную проблему. Во-вторых, умение найти наиболее рациональное решение этой проблемы. И, наконец, в-третьих – умение результативно действовать в соответствии с выбранным решением.
Общее настроение
К числу способностей, входящих в состав эмоционального интеллекта, относятся и те, что связаны с расположением духа:
- Счастье. Под этим названием скрывается умение быть счастливым, воодушевленным, жизнерадостным, способность любить других людей и жизнь. Счастье – это состояние души, которое зависит, в первую очередь, от самого человека.
- Оптимизм. Этот компонент предполагает развитие умения сохранять позитивное отношение, надежду и веру в лучшее даже в достаточно сложных обстоятельствах; рассматривать трудности как новые возможности.
Выход из стрессовых ситуаций
Последняя группа компонентов эмоционального интеллекта – это те способности, что связаны с управлением стрессом:
- Контроль импульсов. Это, по сути, самодисциплина – умение противостоять сиюминутным соблазнам ради достижения желанного результата в долгосрочной перспективе.
- Стрессоустойчивость. Такое обширное понятие в контексте ESI означает, в первую очередь, умение управлять своими негативными эмоциями и не погружаться в их пучину.
Отказ от эмоциональной закрепощенности
Первый и самый важный аспект того, как развить у детей эмоциональный интеллект – это пристальное внимание к эмоциям как таковым. Оно включает в себя различные нюансы и методики, которые должны стать вашей каждодневной практикой:
- Понимание и озвучивание своих эмоций. Ребенок учится чему-либо, в одну из первых очередей, через повторение за родителями. Поэтому вы должны демонстрировать значимость осознания своих эмоций и не стесняться их проговаривать. Если вы злитесь из-за того, что ребенок прогулял школу, или восхищены тем, как удачно он подобрал цвета для своего рисунка – обязательно говорите об этом.
- Разговоры об эмоциях как естественное положение вещей. В вашей семье должна быть создана такая атмосфера, в которой ребенок не будет бояться говорить, что он чувствует. В которой он сможет рассчитывать на понимание и поддержку, на помощь в том, чтобы разобраться в своих эмоциях и их причинах. Для взрослых людей абсолютно понятно, что если друг ушел играть с другим приятелем – это может вызывать обиду и ревность. Ребенку же нужно это объяснить, равно как и то, что он не должен стесняться своих чувств.
- Принятие эмоций как равнозначно важных. Понятно, что по мере роста и развития полезно учиться несколько смягчать негативные переживания, однако у ребенка не должно формироваться представление о каких-то эмоциях как о «хороших», а о других – как о «плохих», «запретных». Иначе он будет пытаться подавить в себе вторые, и вместо понимания источников своих чувств будет только сильнее в них запутываться.
- Яркие проявления положительных эмоций. Учите ребенка тому, что радоваться чему-то, быть счастливым из-за чего-то (пускай даже из-за мелочи) – это нормально и очень здорово. Такие вещи не стоит доводить до фанатизма, но все же если что-то вас радует – наслаждайтесь этим, и подавайте соответствующий пример детям.
Чтение, придумывание и обсуждение сказок
Для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста прекрасно подходят сказки. С их использованием можно проводить занятия двух основных форматов:
- Чтение сказок и обсуждение героев, их эмоционального состояния, их поступков. В процессе такого разговора можно затронуть вопросы морали и нравственности, ответственности за свои действия, равно как и за других людей/персонажей.
- Придумывание собственных сказок для проработки каких-либо эмоций. Если речь идет о страхе, вы можете придумать с малышом своего собственного ужасного монстра, грустную историю того, как он докатился до такой жизни, и способ его превращения в доброго и счастливого персонажа. Или, например, чтобы проработать обиду, полезно придумать конфликтную ситуацию, в которой обе стороны будут по-своему правы, и понять позицию каждой из них.
Когда ребенок становится старше, вместо сказок можно использовать фильмы, художественную литературу, живопись – то, что ему ближе. Не стоит бояться заводить разговоры о чувствах, ответственности и нравственности с подростками: дети такого возраста хоть и включают режим «колючего ежика» в ответ на все попытки их поучать, однако по-прежнему нуждаются в помощи старших в вопросах развития своего мировосприятия.
Эмпатийные игры
Это также вариант для дошкольников, речь идет, в первую очередь, о различных ролевых играх: в больницу, в магазин, даже в салон красоты. Когда ребенок играет во что-то подобное, к развлечению можно добавить ненавязчивое обучение умению прислушиваться к потребностям других людей, понимать их чувства, сопереживать им.
На это же полезно обращать внимание, когда ребенок играет со сверстниками: например, предлагать поделиться игрушками с другими детьми, учить вежливо просить разрешения поиграть с чужими куклами/машинками/формочками, искать компромиссы в конфликтных ситуациях, и так далее. Не стоит просто отвлеченно смотреть на детские игры, когда в них можно плавно интегрировать такие простые, но, в то же время, очень важные в контексте развития эмоционального интеллекта упражнения.
Поручения и примеры
Это способы обучения эмпатии и ответственности, которые подойдут для детей любого возраста. Сходить в магазин, помочь с уборкой, посидеть с младшим братиком/сестричкой – с такими вещами не стоит перебарщивать, но и недооценивать их значение для развития EI однозначно не стоит. Кроме того, нужно всегда помнить, что ребенок смотрит на вас и усваивает ваши модели поведения. Так что не поленитесь лишний раз придержать дверь соседке с сумками в обеих руках, обнять плачущую подругу, сделать замечание детям, отрывающим лапки паучку – даже если вы устали и очень хотели бы отнестись к этому с равнодушием.
Таким образом, развитие эмоционального интеллекта у ребенка – это не такая уж и сложная задача, которая однозначно стоит того, чтобы тратить на нее свое время и усилия.
Мне нравится 1
Похожие посты
Оставить комментарий