Развитие детей для 3 лет: Развитие ребенка от 3 до 4 лет. Что нужно знать Kukuriku.ru – Развивающие занятия для детей 3 лет чем занять ребенка дома

Содержание

от 3 до 4 лет

Оцените статью:

Физическое и умственное развитие ребенка в 3 года прошло уже много этапов. Он из младенца неожиданно превратился в дошкольника. Родителям пришлось пережить нелегкий переходный период двухлетки, и теперь они могут в той или иной мере вздохнуть спокойно.

Особенности развития ребенка в 3 года

Особенности развития ребенка в 3 года

Основные эмоции и желания у трехлетних малышей уже более контролируемы, они становятся в меру послушными, хорошо понимают взрослых. Ребенок быстро бегает, перелезает через препятствия, может совершать два действия одновременно. Разговаривают детки предложениями, могут на словах объяснить, чего хотят. В этом возрасте они неплохо контактируют между собой, умеют играть в общие игры. Одним словом, малыш становится почти взрослым.

Физическое развитие ребенка трех лет

Средняя масса мальчика в три года – 13-17,4 кг, девочка весит 12,5-17 кг. Рост мальчиков 91-102 см, девочек – 91-101 см. Таблица физического развития ВОЗ подает немного другие показатели, вес мальчика в ней 11,3-18,3 кг, девочки – 10,8-18,1 кг, рост соответственно – 88,7-103,5 см, и 87,4-102,5 см. По своему физическому развитию дети в трехлетнем возрасте все больше отличаются друг от друга. У них начинают проявляться генетические особенности, масса тела и рост могут зависеть от качества питания и других факторов.

К трем годам ребенок обрел много двигательных навыков. Он уверенно поднимается и спускается по лестнице, попеременно переставляя обе ножки. Играет с мячиком, может забрасывать его в коробку, копать одной ногой. Катается на трехколесном велосипеде, умеет поворачивать его в нужную сторону. Поднимается на носочках, чтобы что-то достать, прыгает на одной и двух ножках. У малышей получается стоять на одной ножке более пяти секунд. Они уверенно преодолевают разные препятствия, умеют ходить по наклонной плоскости, поворачиваться во все стороны, пятиться назад. Ребенок в этом возрасте должен выполнять два действия одновременно. Например, хлопать в ладошки и топать ножкой.

Проходит у малышей интенсивное развитие мелкой моторики. Они уже справляются с конструктором, даже если в нем детали маленьких размеров. Умеют вырезать ножницами, лепить фигурки из пластилина. Дети неплохо рисуют, могут изобразить круг, квадрат, прямую линию, некоторые большие буквы, человечков с ручками и ножками. Самостоятельно строят башенки из 8-9 кубиков, полностью складывают цветную пирамидку. Игры малышей становятся все сложнее, они придумывают роли, делают из конструкторов домики, гаражи, селят туда своих кукол, зверушек и машинки. Складывают и сортируют разноцветные картинки и карточки с рисунками, начинают по ним сочинять собственные истории. Умеет складывать пазлы из 4-5 деталей.

Увеличивается к трем годам и количество бытовых навыков. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, пытаются завязывать шнурки и застегивать пуговички. Они хорошо едят ложкой, почти не пачкаются, пьют из кружки, умеют закручивать и откручивать крышку на бутылке. Сами моют ручки и вытирают их без помощи родителей. Умеют пользоваться носовым платком и салфетками. Просятся на горшок и хорошо регулируют свои физиологические потребности.

Умственное развитие ребенка

Когнитивное развитие ребенка в 3 года очень прогрессивное. Активизируются все мыслительные процессы, начинает проявляться логическое мышление, улучшается концентрация внимания, совершенствуется деятельность головного мозга. Дети этого возраста становятся почемучками, для них не существует вещей, о которых невозможно задать вопрос. Кроме привычных уже «что это?», «кто это?», появляется все больше «почему». Ребенок старается выяснить причину тех или иных явлений, действий. Он не отстанет от родителей, пока не удовлетворит своей любознательности. Важно давать малышу как можно более пространственные ответы, тогда его мышление будет глубоким, а не поверхностным.

У малыша к трем годам от рождения начинает развиваться фантазия. Девочка придумывает имена своим куклам, пробует сочинять простые сказки и разыгрывать их в ходе игры. Мальчикам больше нравится воображать себя смелым воином или суперменом, шофером или строителем. Дети начинают придумывать ролевые игры с 2-3 персонажами. Их уже не так просто отвлечь или переключить внимание на что-то другое. Пока что ребенок и дальше ломает свои игрушки, но уже пытается сложить их обратно. В его руках они могут обретать новые функции.

Начинают формироваться математические навыки

Начинают формироваться математические навыки

Ребенок к трем годам умеет сортировать предметы по цвету и форме. Увеличивается количество математических навыков, малыши умеют считать до пяти, понимают простые числа. Может выполнить сразу три команды взрослого. С удовольствием разглядывает картинки в книжках, рассказывает, что на них нарисовано. Узнает на фотографиях родителей, бабушек и дедушек, своих знакомых. Особенности его зрения позволяют различать даже самые мелкие детали на картинках, оттенки разных цветов. Учит кроха стихи и песенки, с удовольствием танцует под музыку. Может рассказать связно содержание сказки, отгадывать простенькие загадки. Сортирует предметы по их свойствам, различает форму, цвет, материал из которых они сделаны. Умеет обобщать. Например, знает, что глаза могут быть у собачки, тигренка и у человека. Что у людей нижние конечности — это ноги, а у зверей – лапы. Группируют объекты дети и по способам действия. Собака и комар кусается, самолеты и вертолеты летают.

Речевое развитие ребенка

Словарный запас у малышей к трем годам значительно увеличиваются. Они активно пользуются почти тысячей слов. Строят из них сложные предложения, активно используют прилагательные, предлоги, глаголы. Умеют правильно ставить в предложениях падежи и времена. Дети хорошо знают свое имя и фамилию, отвечают на вопрос «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Также они называют имена близких людей. Умеют четко выражать свои желания и чувства словами. Во время игры постоянно разговаривают, комментируют свои действия и действия персонажей. Речь малышей достаточно четкая и понятная, они все реже делают ошибки, выговаривают почти весь алфавит, основные гласные и согласные. Усидчивость и внимательность у деток становится лучше, потому с ними легче заниматься.

Дети могут запоминать стишки, сказки, песни. Разглядывая картинки на страницах книги, пересказывать сказку, которую вы читали несколько дней назад. Они могут рассказать, что делали вчера или позавчера, в начале недели и даже в начале месяца. Начинают ориентироваться, сколько времени прошло от того или иного события.

Долгосрочная память может охватывать целый год. Хорошо знают, где лежат в доме их игрушки, посуда, где находится шкаф для одежды. Узнают людей, которых видели хотя бы раз в жизни. Начинают неплохо ориентироваться на местности, могут запомнить дорогу от детской площадки до дома. Ближе к четырем годам они могут неплохо знать родной город.

Эмоциональное развитие ребенка

Психоэмоциональное, как и умственное развитие ребенка в 3 года выходит на новый уровень. Он реже капризничает и закатывает истерики, у него пропадают приступы гнева. Проблемы переходного возраста понемножку отступают. Теперь он учится контролю своего эмоционального состояния, слушает взрослых, реагирует на замечания, не кричит в общественных местах, намного реже плачет. Почаще хвалите малышей, это им нравится и вырабатывает положительное отношение к жизни. А вот ругать кроху нужно только в крайних случаях, трехлетние дети очень болезненно реагируют на порицания.

Важным моментом эмоционального развития является умение давать оценки. Малыш начинает понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Когда он сделает что-то не так, ждет наказания от родителей, прекрасно понимая свой проступок. Также он может оценивать чужое действие, характеризуя его положительно или отрицательно. Речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Рассказываю о каком-то событии малыш повышает голос от переизбытка чувств, путает слова, употребляет множество восклицаний. Такими же эмоциональными становятся его игры. Пределам воображения ребенка нет, потому вы сами удивитесь, насколько оригинальными бывают их персонажи.

Спектр эмоций к трем годам у малышей более разнообразный. Они умеют не только смеяться и плакать, но и смущаться, восхищаться, грустить. Иногда выражение лица крохи становится мечтательным или задумчивым. Усилится могут и страхи. Ведь фантазия в этом возрасте бурная, карапуз может придумать себе множество чудищ, которые живут в шкафу, и всерьез их боятся. Родители не должны игнорировать такое поведение. Лучше вместе с ребенком «проверить» все тайные места, где могут жить монстры, для того, чтобы убедиться в их отсутствии.

Социальное развитие ребенка

Психологическое и личностное развитие трехлетних малышей позволяет им строить более прочные социальные связи. Главными авторитетами для них остаются родители. Дети активно копируют их поведение, речь, разговорные интонации. Потому маме с папой надо следить за своим поведением при ребенке. Если они ссорятся, их общение проходит на повышенных тонах, малыш будет нервничать и копировать такой тип поведения в контактах с другими. Когда родители показывают свою любовь друг к другу, кроха будет расти спокойной и сможет делиться похожими чувствами с друзьями и сверстниками. В трехлетнем возрасте разлука с мамой воспринимается уже не так трагически, как раньше. Потому дети могут спокойно посещать садик, школу раннего развития, более охотно остаются с няней.

Дети учатся вместе играть

Дети учатся вместе играть

Трехлетние дети уже научились вместе играть. Они способны взаимодействовать, создавать и запоминать правила игры. Часто копируют движения и навыки друг у дружки, что очень положительно влияет на их развитие. Поведение малышей может быть разным, кто-то с удовольствием отдает свои игрушки, кто-то жадничает. Одним больше нравятся спокойные ролевые игры, другие более охотно бегают и прыгают. Есть среди детей драчуны, есть болтуны и молчуны, кто-то из них общительный, а кто-то замкнутый. Это означает, что к трем годам начинают проявляться индивидуальные черты характера и особенности темперамента. Гуляйте с ребенком там, где есть дети. В трехлетнем возрасте без общения со сверстниками он не сможет полноценно расти и развиваться.

Питание и режим трехлетнего ребенка

Малыш к трем годам ест практически все. Это не значит, что он может полностью питаться со взрослого стола, его немного отличаются от потребностей взрослых. Количество пищи, которую должен съедать малыш в сутки, 1500-1600 грамм. Около 500 г составляет молоко и молочные продукты. Готовьте еду вместе с ребенком, спрашивайте, что он будет есть. Таким образом малыш будет учиться делать свой выбор, понимать собственные вкусы, и гордиться, что с его мнение считаются.

Чтобы малыш получал все необходимые витамины, его пищеварительная система хорошо работала, в меню должны быть овощи, ягодки и фрукты, а также сухофрукты. Ограничений практически нет, разве что у ребенка на какие-то фрукты аллергия. С осторожностью дают бобовые, чтобы не вызвать вздутия живота. Кроме овощей и фруктов в рационе малышей должны быть каши. Выбирать их желательно на вкус малыша, больше ограничений нет. Самые полезные крупы в детском питании – гречка, рис, овсянка, пшено, также можно давать ребенку перловку, кукурузную и ячменную кашку.

Протеины – один из самых необходимых пищевых ингредиентов. Они должны составлять не меньше, чем 70-80 грамм от всего суточного количества еды. Ребенок должен есть рыбку, мяско, яйца. Пока не рекомендуется давать малышу жирную утку и гуся, но немножко свинины, без сала, ему не повредит. Жирные сорта рыбки будут полезными, ведь в них есть много витамина Д. Часть белков малыш получает из молочных продуктов, можно ему давать творожок, сыр твердый и плавленый, кисломолочные напитки. Яичками детей кормят не чаще, чем 3-4 раза в неделю. Нельзя забывать о жидкости, ребенку необходимо выпивать около 600-700 миллилитров в сутки. Поупражняйтесь в приготовлении домашних соков, компотов, киселей и муссов. Они полезней, чем покупные. Вот приблизительное меню для трехлетнего малыша:

  • Утренний прием пищи. Пюре из картошечки с укропчиком, кефир, хлебушек с маслом и джемом.
  • Обед. Супчик овощной на бульоне из курочки, рагу из картошки, морковки, цветной капусты и помидорчика, курочка вареная, компот, кусочек ржаного хлебушка.
  • Полдник. Творожок с сахаром, стакан молочка, печенье овсяное.
  • Вечерний прием пищи. Макароны, запеченные с капустой и сыром, чай, хлебушек с маслом и повидлом.

Для детей трех лет важно правильно составить режим дня и его придерживаться. Спит малыш один раз в день 1-3 часа, ночью – 9-10 часов, просыпается редко. Пред дневным и вечерним сном следует с ребенком прогуляться 1-2 часа. Если погода хорошая, полезной будет утренняя прогулка, сразу после завтрака. Лучшее время для физических упражнений – первая половина дня. Можно делать гимнастику после завтрака или после того, как ребенок пришел с улицы. Уроки для интеллектуального развития с ребенком лучше делать перед обедом, а творческие занятия перенести на вечер. Режим для каждого ребенка может иметь свои нюансы. Если малыш посещает садик, следует и в домашних условиях, на выходных или летом, придерживаться такого распорядка, который есть в детском учреждении. Иначе ему трудно будет адаптироваться после возвращения.

Важно следить за гигиеной ребенка. Приучите его мыть руки перед едой, после туалета и прогулки. Дважды в день чистите с ним зубки. Ногти на пальчиках нужно подстригать раз в неделю. Купают малыша через день или ежедневно. Научите малыша собирать свои вещи, после того как он разделся. Чистые пусть складывает в шкаф, а грязные относит в ванную. Это повлияет на его привычки в дальнейшем, приучит малыша к аккуратности.

Занятия для физического и умственного развития

В трехлетнем возрасте важно уделять внимание и физическому, и умственному развитию малышей. Гимнастика должна быть ежедневной, минут по 20-30. Сделайте ее интересной и веселой, занимайтесь с ребенком под музыку. Пускай ребенок вытянет ручки вверх, поднимется на цыпочках и скажет: «Я большой». Затем присядет и проговорит «Я маленький». Попросите малыша подольше постоять на одной ножке, как цапля, а затем попеременно попрыгать, то на одной, то на другой ноге. Лежа на спине ребенок поднимает ноги, качая таким образом мышцы пресса. Затем ложится на животик и пытается дотянуться носочками до затылка. Полезными будут занятия с большим гимнастическим мячом. Попробуйте найти обучающие видео ролики или специальные картинки в интернете, где более подробно описаны упражнения для трехлетних малышей.

В развитии речи к трем годам у детей наблюдается большой прогресс. Сейчас их нужно учить правильно формировать свои мысли, объяснять процессы и события, выражать эмоции словами. Очень помогут в этом игры с множеством вопросов. Попробуйте с ребенком группировать предметы по признакам.

Например, выясняйте, что может быть сладким, холодным, высоким. Приготовьте карточки с рисунками, пускай раскладывает и сортирует предметы по их основным признакам. Учите ребенка ориентироваться во времени. Можно начинать осваивать с ним календарь, пускай запоминает название времен года, месяцев. Рассказывайте ему о последовательности действий. Подчеркивайте, что сперва моются руки, а потом можно садится есть. Сначала из одежды нужно надеть колготки, потом штанишки, затем ботинки, и только после этого вы идете гулять.

Очень полезными будут занятия с ребенком на последовательность рядов. Для этого понадобятся карточки с рисунками, цветные картинки. На них могут быть нарисованы детки на разных этапах одевания, времена года, утро, день и ночь. Можно начинать игры, в которых нужно по признаку выделить одинаковые предметы или найти лишние, создать смысловые пары. Важное место должны занимать творческие занятия, лепка, рисование, аппликация. Пускай ребенок сам фантазирует, вы ему только подсказывайте, какие краски лучше взять, какая формочка поможет создать желаемую фигурку. Детали для аппликаций могут быть готовыми, но неплохо если малыш сам будет их вырезать по нарисованным линиям. Обязательным материалом для занятий с ребенком должны быть раскраски, цветные карточки, кубики с буквами и цифрами и другие развивашки. Любой род деятельности сопровождайте комментариями. Разговаривая с ребенком, вы совершенствуете его речь.

Занятия для эмоционального и психологического развития

Для эмоционального развития, совершенствования сенсорики и слухового восприятия пригодятся музыкальные занятия и танцы. Показывайте в книжке веселые картинки, учите шуточные стихи и песни. Ведь смех – одна из самых положительных эмоций, а чувство юмора поможет ребенку в будущем позитивно относиться к жизни, справляться с самыми сложными ситуациями. Родителям стоит знать, что у веселых детей возрастные кризисы проходят намного быстрее и легче. Правильное эмоциональное развитие не менее важно для ребенка, чем познавательное. Кроме того, музыка, цветные картинки, книги, способствуют развитию у малышей сенсорных способностей, фантазии, инициативы. Только в творчестве, которое соединено с обучением, дети могут расти и совершенствовать свои навыки.

Очень хорошо развивает мелкую моторику конструктор. Детали его могут быть разных размеров, и больших, и маленьких. Попробуйте вместе с ребенком построить домик из лего, затем поселите в него зайчика, придумайте вместе сказку об этом. Если вы практикуете раннее развитие, вам пригодится азбука, карточки Домана или кубики Зайцева, тетради, альбомы и другой полезный материал, который совершенствует умственные навыки, логику. Алфавит можно изучать и с помощью обычных книжек, с буквами, рисунками и стишками. Развитию математических способностей способствует изучение цифр, последовательных рядов, в три года можно уже начинать обучать ребенка простым арифметическим действиям. Тематическое занятие должно быть интересным, чтобы малыш не заскучал, и не утратил к нему интерес.


При использовании любой методики важно правильное планирование занятия. Используйте все рекомендации, которые приведены в пособии. Только четкое передерживание инструкции поможет в полной мере достичь результата. И помните, занятия с ребенком должны приносить ему удовольствие. Поменьше спрашивайте его об усвоенном материале, не устраивайте бесконечные тесты, не будьте слишком строгими. Подойдите ответственно к выбору направления занятия, ведь в возрасте трех лет уже начинают проявляться индивидуальные способности малышей. Если ребенок спокойный, ему больше подойдут интеллектуальные и творческие занятия, если он гиперактивный, стоит больше внимания уделить физическому развитию и подвижным играм. Не забывайте читать ребенку книги, учить с ним стихи. Только таким способом можно совершенствовать память, вырабатывать правильную речь и произношение.

Запомните, сайт или женский форум не то место, где вы должны искать советы или оценивать развитие своего ребенка. Помочь выявить проблему может только консультация педиатра или психолога. Все дети особенные, и развиваются по-своему. Нормы являются довольно условными, а отклонения от них не всегда свидетельствуют о серьезной патологии. Регулярные занятия с ребенком, ежедневное обучение в процессе игры, любовь к нему и внимание, вот что помогает малышу расти и познавать мир правильно.

Развитие детей в возрасте 3 лет. Что должен уметь делать ребенок в три года?

Воспитывая детей, многие родители предпочитают ориентироваться на определенные нормы возрастного развития. Если вашему крохе 3 года, то он должен уже многое уметь и знать, но НЕ обязан. Все очень индивидуально. Список основных умений весьма условный. Это эталон развития физиологических и интеллектуальных и эмоциональных способностей.

Не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще что-то не умеет или не хочет делать сам, помогите ему приобрести необходимые навыки с помощью игр и увлекательных занятий.

В 3 года малыш должен уметь делать следующее:

  • Называть свое имя, фамилию;
  • Отвечать на простые односложные вопросы;
  • Рассказывать небольшие стихи, если, конечно, вы с ним их учите;
  • Называть основные цвета — минимум 3. Это красный, желтый, синий;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • Расстегивать пуговицы, замки на курточке;
  • Снимать обувь, одевать ее;
  • Завязывать шнурки;
  • Собирать пазлы из 4 и более элементов;
  • Строить дом, башню из кубиков;
  • Собирать круглую пирамидку правильно;
  • Считать до 5-и;
  • Рисовать картинки из палочек, кругов, точек;
  • Находить связи между предметами, например, играть в игру «Кто что ест»;
  • Собирать конструкторы;
  • Чистить зубы;
  • Самостоятельно кушать;
  • Вытирать лицо после умывания;
  • Убирать игрушки на место;
  • Складывать свои вещи в шкаф;
  • Прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку;
  • Кататься на трехколесном велосипеде;
  • Общаться со сверстниками на площадке и в саду, выстраивать дружеские отношения на время игры.

Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.

День рождения 3 года ребенку

Воспитание детей до трех лет

Чаще всего дети в 3 года не умеют самостоятельно одеться и раздеться. Как их этому научить?

Развиваем навык самообслуживания

Самое главное не мешать ребенку в освоении новых умений. Не торопитесь одевать его самостоятельно. Пусть сам, как может, подтягивает носочки, снимает трусики, чтобы сесть на горшок, застегивает замочки на куртке ил застежки на блузке. Купите малышу кукол, одетых в штаны и рубашки. Ему будет легче понять принцип действия не на себе, а на них. Пусть одевает и раздевает пупсов, ошибается с застегиванием пуговиц, исправляйте их вместе, не ругайтесь и не кричите в этот момент на малыша. Он только учится.

Начинайте обучение в самом раннем возрасте до 2-х лет. К 3 годам ребенок научится надевать большинство вещей сам.

Видео что должен уметь делать ребенок в 3 года

Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч

Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.

Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.

Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.

Ребенок в 3 года

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Что должен уметь ребенок в 3 года: девочка

Умения девочки в 3 годаТрехлетние малыши растут стремительными темпами. С каждым днем они не перестают радовать родителей новыми навыками. Речь в сегодняшней статье пойдет о том, что должен уметь ребенок в 3 года, а именно девочка. Несмотря на то, что в мире вряд ли найдется хотя бы двое карапузов, обладающих одинаковыми навыками, в педиатрической практике все же существуют определенные критерии, по которым оценивается нормальное развитие того или иного малыша.

Физиологическое развитие крохи в 3 года

В этом возрасте физиологические особенности организма девочки могут отличаться от общепринятых норм, так как темпы роста у детей сугубо индивидуальные. Если отклонения незначительные, волноваться не стоит. Девочка трех лет должна весить приблизительно от 13 до 15 кг, а рост ее должен составлять около 90 – 97 см.

Физиология

Некоторые малышки отстают от своих сверстников, а некоторые, наоборот, растут довольно стремительными темпами. Объясняется это особенностями питания, генетической предрасположенностью, двигательной активностью и некоторыми другими факторами. Как бы там ни было, заподозрить патологию у ребенка может только врач, поэтому не стоит волноваться и искать у своего крохи недостатки.

Физическое развитие и двигательная активность

Перейдем к физическому развитию трехлетних девочек. На этом этапе малышка должна обладать следующими навыками:

  • Прыгать с высоты 20-30 см и уверенно приземляться на ноги.
  • Крутить педали и ехать на трехколесном велосипеде.
  • Преодолевать переставным шагом препятствия на полу высотой до 30 см.
  • Ходить и бегать на цыпочках.
  • Бросать мяч или пластмассовый шарик довольно далеко.
  • Стоять на одной ноге около 5 секунд.
  • Хорошо ходить, повернувшись спиной вперед.
  • Подниматься и спускаться по лестнице.

Если у вашего ребенка что-то не получается из этого списка, не стоит волноваться, возможно, это умение карапуз освоит немного позже.

Что должен уметь кроха в быту?

Девочка трех лет к этому возрасту должна освоить уже довольно много навыков, касающихся быта.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Давайте их рассмотрим:

  • Самостоятельно надевать и снимать верхнюю одежду, застегивая молнию, крупные пуговицы и липучки.
  • Надевать и снимать обувь, застегивая липучки и молнию. Шнуровать ботиночки кроха пока еще не может.
  • Орудовать ножничками. Девочка должна уметь разрезать лист бумаги напополам, а вот вырезание мелких деталей по контуру ей еще пока недоступно.
  • Малютка также должна самостоятельно уметь нарисовать на листе бумаги круг, овал или другую фигуру по просьбе родителей.
  • Правильно держать в руке карандаш или фломастер. Сейчас ребенок может рисовать предметы с довольно искаженными контурами, например, кошек или собак с довольно большими головами.
  • Дети трехлетнего возраста самостоятельно умываются и чистят зубы, если родители помогут выдавить зубную пасту на щетку.
  • На этом этапе развития дети уже умело переливают жидкость из одной чашки в другую, закручивают и откручивают крышечки с баночек и бутылочек.

Если показать девочке какое-то действие, она будет с удовольствием повторять за мамой или папой.

Умения трехлетней девочки

Очень важно сейчас стимулировать желание крохи познавать мир и осваивать новые умения. Это необходимо как для хорошего физического, так и психоэмоционального развития ребенка.

Речь детей в 3 года

Все родители с замиранием сердца ждут, когда из уст их малыша прозвучат первые внятные слова. Часто этот волнительный момент совпадает именно с трехлетним возрастом. Тут же возникает вопрос, а все ли нормально с речевым аппаратом крохи и нормально ли развивается малыш в этой сфере?

Речь

Итак, что должен уметь малютка в этом возрасте:

  • Девочка должна уметь назвать свое имя, скачать, сколько ей лет и показать это на пальцах.
  • Составлять простые предложения, включающие существительные, прилагательные, глаголы и местоимения. Конечно, окончания слов и их порядок пока еще может быть неправильным.
  • Уменьшать слова, например, собака – собачка, кошка – кошечка.
  • Называть обобщенные понятия – кошка, собака, лошадка (животные), курточка, кофта, штаны (одежда).
  • Правильно произносить практически все звуки, кроме сложных – «ж», «с», «ч», «ш».

Словарный запас в этом возрасте должен составлять приблизительно от 300 до 600 слов, при этом понимает малютка около 1000 – 1500 слов, которые произносят окружающие.

Крупная моторика

Развитие мышц у детей начинается еще в утробе, а после появления ребенка на свет этот процесс набирает стремительных темпов.

Развитие крупной моторики

В трехлетнем возрасте девочка должна уметь следующее:

  • Ходить и бегать без помощи родителей.
  • Уметь наклоняться вперед, назад и в сторону.
  • Идти спиной вперед.
  • Бить ногой по мячу, отбивать его, бросать руками.
  • Подниматься и спускаться по ступенькам без помощи родителей.
  • Стоять на одной ноге и делать несколько прыжков.
  • Ходить на носочках и пяточках.
  • Преодолевать препятствия высотой 30 см переставным шагом.
  • Залазить на стул, диван.
  • Спускаться с горки на детской площадке.

Если у малыша наблюдается отставание по одному или нескольким пунктам из вышеперечисленного списка, речь идет о негармоничном развитии крупной моторики. Здесь необходима помощь специалиста и коррекция физического развития крохи.

Крупная моторика в 3 года

Если же малютка не в состоянии выполнить элементарные умения, такие как ходьба, бег, прыжки, требуется срочная диагностика и поиск причин такого отклонения.

Мелкая моторика

На данном этапе важное значение в развитии малышей имеет мелкая моторика. Сейчас карапуз с удовольствием осваивает новые умения и навыки, учится управлять своими пальчиками. В 3 года девочка должна уметь делать следующее:

  • Брать пальчиками мелкие предметы, уметь перекладывать их из руки в руку, не роняя на пол.
  • Держать в руке ножнички и резать ими бумагу.
  • Правильно держать ручку, фломастер или карандаш, рисовать элементарные фигуры.
  • Лепить из пластилина несложные детали.
  • Складывать крупные пазлы.
  • Строить пирамиду и башню из кубиков.
  • Застегивать липучки на одежде или молнию.
  • Кушать самостоятельно ложкой.
  • Складывать фигурки в коробочку.
  • Катать мячик.

Родители должны обязательно брать во внимание тот факт, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на психическое состояние малютки.

Развитие мелкой моторики

Ученые доказали, что чем лучше ребенок развит физически, тем стремительнее будет формироваться его речь и психика.

Психологический и эмоциональный аспект развития

В возрасте трех лет психоэмоциональное развитие девочки имеет свои нюансы. Давайте рассмотрим основные пункты:

  • Эмпатия, то есть способность осознанного переживания другому человеку, практически отсутствует.
  • Малютка не может самостоятельно принимать решения.
  • В психике преобладает эгоцентризм.
  • Эмоциональная реакция имеет прямую привязку к желаниям ребенка.
  • Дети в этом возрасте имеют завышенную самооценку.
  • Очень важно для малыша то, как его поведение и желания оценивают родители.

Как и в более раннем возрасте, сейчас взаимосвязь малютки с мамой очень тесная. Карапуз нуждается в ее защите и поддержке, расстраивается, если проходится разлучаться с родными людьми надолго. Родители не должны расценивать это в качестве капризов, ведь психика маленького непоседы имеет свои особенности.

Особенности мышления

В возрасте 3 – 3.5 лет у детей преобладает наглядно-действенный характер мышления. Каждый предмет, который видит маленький непоседа, вызывает у него желание взаимодействовать с ним, то есть, собирать, разбирать, трогать руками. Например, увидев кубики, малышка захочет собрать башню или бросать их, при виде карандашей и бумаги она захочет рисовать, мячик вызовет желание бросить его или катать по полу.

Развитие мышления

Мнение эксперта

Ксения Дунаева

Эксперт по работе с пользователями и модератор комментариев. Высшее медицинское образование и наличие более 5 лет реальной практики.

Спросить у Ксении

Такие действия ребенка могут показаться для родителей немного утомительными, но нельзя забывать, что в этом заключается потребность трехлетнего малыша. Иными словами, так кроха познает мир и учится взаимодействовать с ним.

Развивающие игры

Трехлетний малыш чрезвычайно активен и не может усидеть на месте. В этом возрасте маленькие всезнайки очень любят играть в различные игры со взрослыми. Давайте рассмотрим несколько вариантов таких занятий.

Игра «Светофор»

Для этого занятия необходимо взять 2 листа бумаги и нарисовать на них красный и зеленый круг. Эти круги нужно вырезать и приклеить к палочке. Если мама поднимает красный круг, карапуз должен стоять на месте.

Светофор

При поднятии зеленого круга малыш должен идти. Особенно весело играть в эту игру, если в доме несколько детей.

«Наклейки»

Отлично развивают мелкую моторику игра, во время которой кроха должен наклеивать на бумагу наклейки. Их можно приобрести в детском магазине или заказать в интернете.

Игра наклейки

Кстати, с помощью этих наклеек можно учить геометрические предметы, животных, цвета, цифры, буквы и прочее. Занятие будет не только веселым, но и полезным.

«Отыщи пару»

Для этой игры потребуются кубики или рисунки с одинаковыми изображениями. Их нужно разложить перед крохой в хаотичном порядке и попросить непоседу отыскать одинаковые.

Игра найди пару

Такое занятие хорошо развивает память и внимание. В нее могут играть дети самых различных возрастов.

«Теннис с воздушным шариком»

Для этого занятия понадобится ракетка для настольного тенниса и небольшой воздушный шар. Ребенку следует показать, как правильно отбивать шарик ракеткой.

Воздушный теннис

Занятие будет очень полезным для тренировки ловкости, координации в пространстве, крупной и мелкой моторики. Можно использовать 2 ракетки и стараться отбивать шарик друг другу.

«Сортировка предметов по цветам»

Для этой игры нужно собрать различные игрушки и попросить разложить их по разным коробочкам, при этом учитывая цвет предмета.

Игра сортировка предметов

Зеленые игрушки в одну емкость, желтые в другую и так далее. Кроме этого, предметы можно также сортировать по величине и форме.

«Найди предмет»

Для тренировки мышления и внимания можно поиграть в игру, которая заключается в поиске спрятанного предмета. Прятать игрушку нужно в комнате, но так, чтобы карапуз смог найти ее. Это можно сделать, например, под подушкой или в коробке с другими игрушками. Во время поиска можно использовать подсказки – «горячо» или «холодно».

Найди предмет

Старайтесь уделять своим малыша как можно больше времени, гуляйте с ними, разговаривайте, читайте книги, рассказывайте сказки. Это позитивно скажется не только на развитии малютки, но и на личностных взаимоотношениях с мамой и папой.

Требования к детскому саду

Возраст 3 года – это именно тот жизненный этап, когда многие карапузы отправляются в детский сад. В связи с этим у родителей возникает много вопросов по поводу того, что же должен уметь делать малыш? Ниже рассмотрим некоторые критерии, которые требуются от детей, поступающих в дошкольное учреждение:

  • Умение ходить на горшок. Если родители не хотят, чтобы их чадо ходило в мокрых колготках, очень важно перед тем, как отправляться в детский сад, освоить этот навык.
  • Самостоятельно кушать ложкой. Если девочка не освоила это умение дома, ее шансы остаться голодной сильно повышаются.
  • Надевать и снимать самостоятельно верхнюю одежду и обувь.
  • Самостоятельно мыть руки с мылом.
  • Кроха должен обязательно уметь сообщить воспитателю или нянечке, если его что-то тревожит или у него что-то болит.

Ну и, конечно же, следует учить своего маленького непоседу уметь взаимодействовать с другими детьми. Этот навык очень важен для того, чтобы малыш комфортно чувствовал себя в незнакомом коллективе.

Требования к детскому саду

В каждом саду есть свои правила, о которых родителям обязательно сообщают перед тем, как принять ребенка. Особенно это касается частных учреждений.

Что должно насторожить?

Специалисты утверждают, что чем раньше выявлен тот или иной дефект развития у ребенка, тем больше шансов на его успешную коррекцию. Итак, что должно насторожить родителей:

  • Малыш не сморит в глаза или сразу же отводит взгляд при попытке установления зрительного контакта с ним.
  • Повторяющиеся и стереотипные движения. Это могут быть такие действия, как беганье по кругу, не меняя траектории, бросание мячика, катание машинки и так далее.
  • Проявление агрессии по отношению к другим детям и взрослым. При этом приступы могут случаться как дома, так и в саду.
  • Садизм по отношению к животным. Если малышка ловит насекомых или животных, мучает кошек, собак, необходимо обязательно показать кроху специалисту.
  • Нежелание вступать в контакт с другими людьми, что может свидетельствовать об аутизме и других психических расстройствах.
  • Излишняя страсть к упорядоченности действий. Например, если карапуз стремится разложить игрушки строго по цветам и размеру.
  • Нарушение сна и трудности с засыпанием. Тревожный сон может свидетельствовать о психологических травмах и других нарушениях.

Важно также обращать внимание на развитие речи.

Когда стоит беспокоится

Если в три года малютка не имеет в своем лексиконе хотя бы 300 – 500 слов, это повод обратиться к специалисту. Ранняя диагностика тех или иных заболеваний позволяет справиться с ними без негативных последствий для здоровья ребенка.

Подводим итоги

Дети растут и развиваются очень быстро. Каждый малыш имеет свои индивидуальные особенности и не стоит волноваться, если у него что-то получается немного хуже, чем у других, следует просто приложить немного больше усилий. Кроме этого, для формирования гармоничной личности необходимо, чтобы атмосфера в семье была максимально доброжелательной. Это поможет наладить контакт карапуза с родителями и вырастить полноценную личность.

Видео

Если вы хотите получить больше информации на интересующую вас тему, обязательно просмотрите этот видеоролик до конца. Своим опытом делится одна из мамочек.

Что должен уметь ребенок в 3 года (мальчик)

Умения ребенка мальчика в 3 годаВо многих странах мира мамочки имеют право на декретный отпуск, но после его окончания трехлетние малыши должны отправляться в сад, а женщина на работу. Почему же именно этот возраст считается переломным и что должен уметь ребенок в 3 года (мальчик)? Именно этой теме и будет посвящена наша сегодняшняя статья.

Физиологическое развитие

Дети растут и развиваются по сугубо индивидуальной схеме. Вряд ли удастся найти двух одинаковых малышей одного возраста во всем мире. Объясняется это генетическими особенностями, питанием ребенка, его двигательной активностью, режимом дня, наличием тех или иных заболеваний и прочим. Несмотря на это, в педиатрической практике принято использовать определенные параметры, помогающие определить, нормально ли, с физической точки зрения, развивается тот или иной карапуз.

Физиологическое развитие

Итак, средний рост мальчиков в 3 года должен приблизительно составлять от 88 до 100 см. Это своеобразные нижние и верхние границы, которые не считаются патологией. Вес мальчиков при этом должен колебаться в пределах 12 – 17 кг. Более низкие показатели указывают на рахит, а более высокие на ожирение. При недоборе или переборе веса следует обязательно консультироваться с педиатром и диетологом. Чаще всего проблема заключается в неправильном питании.

Речь

Детей трехлетнего возраста нередко называют «почемучками» и это неудивительно. Сейчас малышей интересует в буквальном смысле все и от них часто можно услышать вопрос: «Почему?». Большинство мальчиков на этом этапе развития уже умеют говорить целыми предложениями и делают это довольно внятно. Что же еще характеризует речь маленького непоседы в этом возрасте:

  • Словарный запас составляет приблизительно 700-1500 слов.
  • Свои мысли кроха выражает короткими предложениями.
  • Мальчик может назвать и описать интересующий его предмет. Например, кошка пушистая, мягкая, машинка красная с колесиками.
  • Малютка уже орудует определенными знаниями в речи, например, может назвать имя домашнего питомца или имя взрослого (мамы, папы, бабушки).

С каждым днем ребенок совершенствует свою речь, учит новые слова и запоминает их. При этом предложения становятся длинными, но сложноподчиненные предложения освоить пока не удается. Довольно большой интерес дети проявляют к различным сказкам, стихам, скороговоркам, песенкам.

Речь

Хорошим показателем является то, что кроха замечает ошибки в речи своих сверстников и пытается исправлять их.

Умения в быту

Многие вещи, касающиеся быта, дети в трехлетнем возрасте уже умеют делать самостоятельно. Сейчас главной задачей родителей является поощрение тяги ребенка к самостоятельности. В 3 года мальчики уже умеют делать следующие вещи:

  • Кушать самостоятельно, используя столовые приборы.
  • Пить из чашки.
  • Собирать разбросанные игрушки.
  • Умываться, мыть ручки, чистить зубки с помощью родителей.
  • Снимать и надевать верхнюю одежду, обувь.
  • Самостоятельно застегивать крупные пуговички или липучки.
  • Снимать и надевать головной убор.
  • Многие дети с удовольствием помогают маме мыть посуду.
  • Собирать разбросанные игрушки.

Чем больше времени взрослые посвящают своему чаду, тем самостоятельнее будет мальчик на данном этапе развития.

Умения в быту

Мнение эксперта

Ксения Дунаева

Эксперт по работе с пользователями и модератор комментариев. Высшее медицинское образование и наличие более 5 лет реальной практики.

Спросить у Ксении

Если вы что-то делаете по дому, а кроха старается помочь вам, ни в коем случае не лишайте его этой возможности. Любые совместные занятия с мамой и папой пойдут маленькому непоседе на пользу.

Мышление и память

В возрасте трех лет логическое мышление у ребенка начинает стремительно развиваться и позволяет карапузу лучше познавать окружающий мир. Удивительно, но уже сейчас у многих детей закладываются предпосылки для будущей профессии. Кто-то тянется к рисованию, кому-то нравится петь, а кто-то с удовольствием орудует строительными инструментами, как папа. Итак, что же умеет малютка в этом возрасте:

  • Четко видит различия между предметами и может установить в чем заключается схожесть между ними.
  • Запоминает небольшие стихи, поговорки и песни.
  • Может рассказать о случившемся событии, которое произошло несколько дней назад. Но многие малыши на этом этапе все еще путают понятия «сегодня», «завтра», «вчера».
  • Пересказать рассказ, прочитанный взрослыми.
  • Собирать крупные пазлы и пирамиды по цветам и размеру.
  • Вести счет от 1 до 5, реже 10.

Кроме этого, кроха может выстраивать несложные логические цепочки, например, кошечка пошла на кухню, значит, она будет кушать.

Мышление и память

Родители должны помнить о том, что, если карапуз о чем-то их спрашивает, необходимо дать малютке четкий ответ на его вопрос. Удовлетворение этой потребности считается крайне важным на данном жизненном этапе ребенка.

Физическое развитие

Мальчики в возрасте 3 лет практически не сидят на месте. Двигательная активность – это физиологическая потребность, которая должна быть обязательно удовлетворена. Именно хорошее физическое развитие является залогом нормального формирования психического аспекта. Что же умеет мальчик в 3 года:

  • Самостоятельно ходить и бегать довольно быстро.
  • Ходить прямо и переставным шагом назад, вперед и в сторону.
  • Играть с мячом – быть по нему ногой, бросать. Ловить мяч получается пока плохо, но карапуз с удовольствием осваивает этот навык.
  • Крутить педали и едут на трехколесном велосипеде.
  • Удерживать равновесие около 5-10 секунд, стоя на одной ноге.
  • Подниматься и спускаться по ступенькам без помощи взрослого, держась за перила.
  • Преодолевать препятствия высотой около 30 см на полу.

Ребенок также должен уметь залезать на небольшие горки, спускаться с горки на детской площадке.

Физическое развитие в 3 года

Очень важно ежедневно гулять с мальчиком на свежем воздухе при любой погоде. Это положительно сказывается на здоровье опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом.

Особенности социального общения

Освоение навыков общения с другими людьми – это важнейший аспект для нормального развития трехлетнего малыша. До этого возраста карапузу было вполне достаточно общения с родными людьми – мамой, папой, сестрой, братом, дедушкой бабушкой, но сейчас маленького непоседу привлекают и сверстники на детской площадке, в саду. Рассмотрим особенности социального общения детей на этом жизненном этапе:

  • Малыш легко знакомится с другими детьми, но некоторые мальчики все же предпочитают играть самостоятельно, а не в коллективе.
  • Кроха старается понять и подчиниться правилам ролевой игры со сверстниками.
  • Ребенок подражает своим сверстникам.

При общении с окружающими малютка старается употребить слова вежливости: «Спасибо», «Пожалуйста» и другие.

Социальное общение

Если мальчик отказывается вступать в социальный контакт со сверстниками или делает это с осторожностью, не стоит настаивать, так как это может травмировать несформировавшуюся психику.

Психоэмоциональное развитие

Психическое состояние ребенка – это один из важнейших аспектов здоровья малыша. От этого зависит его адаптация и взаимодействие с окружающими людьми. Сейчас у карапуза преобладает наглядно-действенное мышление. У мальчиков лучше развито правое полушарие головного мозга, в связи с чем они лучше ориентируются в пространстве, чем девочки. Двигательная активность их также выше.

Психоэмоциональное развитие

В 3 года дети переживают такой переломный период, как «Кризис 3 лет». Сейчас маленький непоседа старается делать все самостоятельно, но это не всегда получается.

Мелкая моторика

Специалисты всего мира советуют уделять как можно больше времени развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Уже сейчас можно уделять много времени таким занятиям, как рисование, лепка, вырезание. Рассмотрим, что должен уметь мальчик в возрасте 3 лет:

  • Легко брать в руки мелкие предметы, такие как бусинки, прищепки и другие.
  • Надевать бусины на леску без помощи родителей.
  • Собирать мозаику.
  • Складывать пазлы.
  • Резать бумагу ножницами.
  • Лепить из пластилина небольшие шарики.
  • Рисовать ручкой, карандашом или фломастером.
  • Наклеивать наклейки.

Очень полезными для малышей на данном этапе развития будут пальчиковые игры. Ежедневно также рекомендуется выполнять пальчиковую гимнастику. Как ее делать, можно найти в видеоролике, расположенном ниже в статье.

Что должен уметь мальчик, отправляясь в детский сад?

Нет каких-то четких требований к ребенку, который готовится к посещению детского сада. Родители должны позаботиться о том, чтобы их малютка освоил элементарные бытовые навыки, что поможет ему легче освоится в новом коллективе.

Что должен уметь мальчик, отправляясь в детский сад

В этот список следует отнести такие умения:

  • Самостоятельное использование столовых приборов по назначению.
  • Умение пользоваться горком или проситься в туалет.
  • Малыш должен уметь надевать и снимать верхнюю одежду, обувь, головной убор.
  • Мальчик также должен уметь взаимодействовать со сверстниками.
  • Очень важно, чтобы карапуз умел сообщить взрослому о том, что у него что-то болит.

Как показывает практика, дети в саду быстро осваивают новые навыки и учатся самостоятельности. Родителям не стоит бояться отправлять свое чадо в дошкольное учреждение, ведь это принесет для него только пользу.

Как распознать физиологические или психические отклонения?

Развитие ребенка не всегда проходит гармонично. Иногда наблюдаются различные проблемы, которые очень важно выявить своевременно. При этом родители должны обязательно обратить внимание на такие отклонения:

  • Речь сформирована очень плохо или вовсе отсутствует. Малыш не произносит элементарных слов и не пытается составлять предложения.
  • У ребенка отмечается повышенное слюноотделение, независимо от рода его занятий.
  • Кроха отказывается ходить на горшок, не контролирует дефекацию и мочеиспускание.
  • Карапуз не сморит в глаза, избегает зрительного контакта даже с родными людьми.
  • Мальчик не пьет из чашки, не использует столовые приборы по назначению.
  • Наблюдаются стереотипные, то есть повторяющиеся движения.
  • Проявляется агрессия по отношению к сверстникам, взрослым и животном.
  • Навыки использования таких игрушек, как пирамидки, кубики, мячик, отсутствуют.
  • Отсутствует умение выстраивать логические цепочки.
  • Кроха не узнает родных (бабушек, дедушек, братьев, сестер).

Особое внимание следует уделить психическому здоровью мальчика, если наблюдается отсутствие желания взаимодействовать с другими детьми и даже их боязнь. Такие расстройства нередко указывают на такое заболевание, как аутизм.

Как распознать физиологические или психические отклонения

Если вы заметили у своего чада одно из отклонений, не стоит паниковать и преждевременно ставить какие-либо диагнозы. Первое, что нужно сделать родителям – показать кроху педиатру.

Подводим итоги

Мальчики в три годика нуждаются в постоянной защите и поддержке родителей несмотря на то, что сейчас они переживают кризис трехлетнего возраста и стараются делать все самостоятельно. Уделяйте больше времени своим карапузам, играйте вместе, читайте книги, смотрите мультфильмы, занимайтесь вместе повседневными делами. Это поможет сформировать доверительные отношения и вырастить полноценную личность.

Видео

Очень важно на данном жизненном этапе играть с ребенком в разнообразные развивающие игры. В этом видео вы найдете занятия, которые позволят провести время с пользой и весело.

Развитие детей 3—4 лет

Три года — важный рубеж в развитии ребенка. В этом возрасте малыш начинает осознавать свою автономность, индивидуальность, стремится к самостоятельности, требует от окружающих уважения своей личности. Рождение «Я» часто сопровождается рядом негативных проявлений: упрямством, капризами, строптивостью. Подобные изменения в поведении и личности ребенка называют «кризисом 3 лет». В этом возрасте родителям важно с пониманием и терпением относиться к желаниям ребенка, не подавлять его активность и инициативу, уметь договариваться и демонстрировать ребенку конструктивные способы разрешения конфликтов. Жесткое подавление воли ребенка в дальнейшем может привести к тревожности, пассивности, зависимости от окружающих.

В возрасте около трех лет ребенок начинает воспринимать взрослого не только как члена семьи, но и как члена общества с определенными функциями. Желание ребенка выполнять такую же функцию противоречит его реальным возможностям. Но это противоречие успешно разрешается через игру. Поэтому игры для развития детей 3-4 лет играют важнейшую роль и являются самым важным, ведущим видом деятельности. Содержание игры в этом возрасте связано с игрушками и предметами-заместителями (палочка вместо ложки, кубик вместо машинки). Как правило, дети ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простым сюжетом. Участие взрослого в качестве партнера существенно обогащает игру, и следовательно, стимулирует психическое развитие малыша.

Развитие речи у детей 3-4 лет — один из наиболее значимых аспектов общего развития ребенка. В этом возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в становлении речевых функций. Речь одного трехлетнего ребенка может быть развернутой, связной, грамматически правильной. Речь другого недостаточно понятной из-за дефектов звукопроизношения, состоящей из простых фраз. К сожалению, в настоящее время немало детей, которые к трем годам практически не владеют активной речью. Родителям важно помнить, что речевые обороты, словарный запас будут формироваться у ребенка главным образом из той речи, которую он слышит в своём окружении, в семье. Больше разговаривайте с ребенком, описывайте все, что видите, читайте вместе с ним книги. Даже если ваш малыш пока не говорит, все это наполняет его пассивный словарь, улучшает понимание обращенной речи, стимулирует развитие мышления.

«Маленькие почемучки» — это как раз про детей от трех до четырех. Часто вопросы сыплются один за другим, и кажется, что ребенок не очень заинтересован в вашем ответе. Но это не так. Просто в силу неустойчивости внимания ребенку трудно выслушать длинный, часто недоступный его пониманию ответ взрослого. Постарайтесь, чтобы объяснения были короткими и простыми. Хорошо, если вам удастся подкрепить их рисунком, экспериментом и т. д. И конечно, со многими явлениями, которые интересуют детей, можно познакомиться на нашем сайте в разделе «Науки».

Ребенок трех-четырех лет двигательно активен, непоседлив. Физическое развитие детей 3-4 лет можно оценить по тому, как уверенно ребенок ходит, спускается и поднимается по лестнице переменным шагом, бегает, бросает через голову мяч и хватает его, когда мяч катится. Насколько он способен сохранять равновесие. Обычно дети этого возраста с удовольствием качаются на качелях, что положительно влияет на развитие вестибулярного аппарата и на физическое развитие в целом.

Ребенок этого возраста владеет разнообразными действиями с предметами, знает круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте), знает основные (синий, красный, зеленый, желтый) и некоторые дополнительные цвета. Он активно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

У детей продолжает активно развиваться наглядно-действенное мышление. Малыши любят составлять игрушки и картинки из нескольких частей, собирать матрешку, пирамидку, рамки-вкладыши, что очень полезно для развития мелкой моторики детей 3-4 лет.

Внимание детей 3-4 лет неустойчиво, ребенок быстро переключается с одной деятельности на другую. Развитие внимания детей в 3-4 года идет по пути формирования произвольных его форм. Способствуют развитию внимания задания, в которых надо сравнить предметы, найти такой же из нескольких похожих, подобрать заплатку к коврику и т. п. Кроме того, хорошо тренирует детское внимание прослушивание коротких сказок, рассказов, песен, доступных музыкальных произведений.

Память ребенка 3-4-х лет непроизвольная, образная. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, вызывало интерес и было эмоционально окрашено. Но то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Игры для развития детей 3-4 лет, которые представлены на сайте «Разумейкин», составлены с учетом перечисленных возрастных особенностей и основных задач развития ребенка. Надеемся, они помогут детям получить новый увлекательный опыт и будут способствовать их гармоничному развитию.

Онлайн занятия для детей 3 — 10 лет:
  • развитие внимания, памяти, логики;
  • подготовка к школе, помощь в освоении школьных предметов;
  • расширение кругозора — знакомство с биологией, географией, физикой, химией.

Что должен уметь ребёнок в 3 года (мальчик и девочка) — памятка для родителей

В нашей стране мамы имеют право на декретный отпуск до достижения детьми 3 лет, после чего малыши отправляются в сад. Существуют общепринятые в социуме нормы того, что должен уметь делать и знать ребенок в 3 года, перечень этого – своеобразная памятка для родителей, по которой можно определить готовность малыша к посещению садика и развитию других, более сложных, навыков.

Конечно же, не стоит относиться к такому перечню фанатично, ведь все дети разные и их возможности и способности отличаются, что вполне нормально и признано наукой и медициной. Следует воспринимать эти критерии, как ориентиры, цель, к которой нужно стремиться.

Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Содержание статьи:

Памятка родителям, что должен уметь малыш в 3 года

Мамы и папы имеют свое личное мнение о развитии детей, но также в государственных законах прописаны стандарты наличия определенных навыков у ребенка в конкретном возрасте, которые сокращенно называются ФГОС и входят в общую образовательную систему государства.

Речь

Не зря детей такого возраста называют «почемучками», ведь их интерес к окружающему миру возрастает с каждым днем, они уже могут воспользоваться своим словарным запасом, чтобы задать интересующие вопросы. Характерными параметрами речи для трехлеток являются:

  • наличие словарного запаса в пределах 1500 слов и больше;
  • умение выражать свои мысли короткими предложениями;
  • способность называть и описывать знакомые предметы;
  • использование определенных знаний в речи, например имя папы, мамы, домашнего питомца;
  • усовершенствование построения предложений и увеличение их длины.
Особенности развития речи в 3 годаОсобенности развития речи в 3 годаОсобенности развития речи в 3 года

Также они могут замечать и пытаться исправить ошибки в речи своих сверстников, что является хорошим показателем.

Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Память и мышление

Именно в этом возрасте логическое мышление начинает активно действовать и позволяет исследовать мир и получать нужную информацию. Закладываются основы будущего в определенной профессии путем развития его памяти и мышления. Малыши уже умеют:

  • различать предметы и выявлять отличия в подобных;
  • запоминать маленькие стишки и песенки;
  • рассказывать о событиях, произошедших пару дней назад;
  • пересказывать небольшие сказки, прочитанные мамой или папой;
  • строить различные пирамиды, собирать небольшие пазлы, дома из «Лего»;
  • считать до 5-10;
  • строить простые логические цепочки.

[good title=”Совет!”]Для родителей очень важно сосредоточить свое внимание на ответах, в которых нуждаются дети, и дать им максимум информации об окружающем мире.[/good]

Бытовые навыки

Трехлетние дети хотят быть самостоятельными и многое делать сами, а задача родителей позволить им это и научить выполнять бытовые действия правильно. Малыши такого возраста уже могут:

  • самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • застегивать пуговицы и замочки на одежде;
  • умываться, мыть ручки и чистить зубки;
  • вытирать ноги и понимать, когда запачкал одежду;
  • знать и использовать слова благодарности, просьбы;
  • собрать свои игрушки и расставить их по местам;
  • использовать столовые приборы.
Бытовые навыкиБытовые навыкиБольшинство малышей с радостью помогают маме на кухне, а папе с ремонтом, и не следует лишать их такого удовольствия.

Двигательная активность

Бегать, прыгать – естественная необходимость детей, она ярко выражена в 3 года и малыши очень любят играть с другими детьми в подвижные игры, их навыки выражены в:

  • ходьбе назад и вперед;
  • игре с мячом;
  • езде на трехколесном велосипеде и/или самокате;
  • стоянии на одной ноге и удержании равновесия;
  • преодолении ступенек.

Дети 3 лет нуждаются в постоянной подвижности для нормального развития опорно-двигательного аппарата и других органов, для них обязательные частые и длительные прогулки на свежем воздухе, где они могут потратить свою энергию.

Физическая активностьФизическая активностьРодителям важно понимать, что каждый малыш развивается индивидуально и перечень его возможностей и умений в 3 года может отличаться от общепринятых параметров.Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Психофизиологические особенности развития мальчика в 3 года

Важно учитывать пол при оценке умений и навыков детей в определенном возрасте, поскольку данный фактор является важным и оказывает влияние на адаптацию малыша. Все знают, что при рождении вес мальчика обычно больше и в возрасте 3 лет  он, как правило, достигает 12-18 кг. Стандартный вес у девочек того же возраста примерно на килограмм меньше.

Наглядно-действенное и образное мышление является доминантным у малыша мужского пола, и он познает мир через действие, не опираясь на речь. Поскольку у мальчишек более развито правое полушарие мозга, то уже к 3 годам они хорошо ориентируются в пространстве. Мальчик физически более вынослив и его двигательная активность зачастую превышает возможности бегать и прыгать у девочек того же возраста.

Психологические особенности детей 3 летПсихологические особенности детей 3 летПсихологические особенности детей 3 лет

При утомлении ребенка первым признаком будет его вялость и отсутствие подвижности, а также снижение концентрации внимания. Для полноценного формирования мальчику необходимо больше пространства для игры, что обусловлено его физическими особенностями. Не следует огорчаться, если малыш не знает так много стихов, как соседская подружка его возраста, ведь память мальчика 3 лет развивается медленнее, чем у девочек и это будет продолжаться еще пару лет.

Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Особенности развития девочки

Поскольку для девочек характерно быстрое развитие левого полушария головного мозга, то их речевой аппарат и количество употребляемых слов будет постоянно расти, поскольку характерной особенностью данного возраста является познание мира через вопросы и ответы. Память девочек развивается очень быстро и это способствует тому, что они могут быстро выучивать стихи, песни и новые слова, понятия. В процессе игры они пытаются описать все свои игрушки и то, что с ними происходит.

РебенокРебенокДля девочек характерна быстрая социальная адаптация и желание общения со всеми окружающими в таком возрасте.

Они проявляют свои эмоции открыто и понять, что происходит с ребенком, не составляет труда. В физическом развитии девочки и мальчики 3 лет не имеют особых отличий, кроме того, что вес и рост девочек обычно чуть меньше.

Родители должны понимать, что независимо от того, какие игрушки будут у малышки, она будет давать им особые роли – маленьких детей, поскольку это заложено природой. На данном этапе жизни девочки более послушны, чем их сверстники мальчики, но данный факт может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей характера и воспитания детей.

Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Требования к умениям трехлетнего ребенка в детском саду, согласно ФГОС

В законодательстве РФ существуют стандарты дошкольного образования, которые указывают на использование учебных программ в детском саду и определяют объемы их выполнения. По сути ФГОС – это перечень требований к навыкам детей, посещающих учебные заведения разного типа, прописанный в законодательных актах.

Программа указывает, что независимо от форм и методов, которые используются при обучении детей дошкольного возраста, должны развиваться их следующие навыки:

  • социально-коммуникативные;
  • речевые;
  • познавательные;
  • художественно-эстетические;
  • физические.
РебенокРебенокТакже в нормативном акте прописана подробная расшифровка вышеуказанных навыков и предполагаемых уровней их владения детьми разного возраста.

Указано, что программа обучения состоит из обязательной части и дополнительной, которая составляется на усмотрение педагогов сада. В документе описаны и дополнительные варианты применения его для детей с особыми потребностями и инклюзивного образования.

Отдельным пунктом в документе выделены целевые ориентиры для детей раннего возраста, в которые входит:

  • развитие интереса детей к окружающей среде и ее познанию;
  • овладение простыми бытовыми умениями;
  • активное развитие речи с применением ситуативных упражнений;
  • коммуникация со сверстниками и взрослыми;
  • изучение культуры и искусства с последующим использованием знаний;
  • физические упражнения для формирования крупной моторики.

Все детские сады на территории России руководствуются данным нормативным документом для составления своих программ обучения и развития малышей.

Что касается навыков, то желательно, чтобы ребенок при поступлении в детский сад умел:

  • самостоятельно есть при помощи ложки и пить из чашки;
  • пользоваться горшком;
  • говорить простыми фразами;
  • снимать/надевать хотя бы простые предметы одежды.
Читайте ещеЧитайте еще

Смотрите также:

Как распознать отклонения в развитии и что делать

Конечно же, не следует паниковать, если малыш не умеет делать чего-то из этого большого списка по достижении им 3 лет, ведь медицинская наука и психология всегда учитывают индивидуальные особенности. Но все же наличие некоторых сигналов может служить маячком о том, что ребенок отстает в развитии. В таких случаях для родителей важно не упустить момент и не пустить дело на самотек, а помочь малышу.

Памятка родителямПамятка родителямПамятка родителям

Консультация со специалистом не помешает, если:

  • речь совсем не сформировалась и малыш не может внятно произносить слова, словосочетания, короткие предложения;
  • наблюдается постоянное слюновыделение, независимо от времени года и рода занятий;
  • ребенок не умеет ходить на горшок и не понимает его назначения;
  • отсутствуют навыки самостоятельного использования ложки, вилки, чашки;
  • малыш не может сам справиться с хотя бы несколькими предметами одежды;
  • в играх ребенок апатичен, не проявляет активность;
  • нет навыков использования игрушек – пирамидки, кубиков, мяча;
  • постоянные истерики и плач не прекращаются, даже когда рядом близкие люди;
  • не узнает дедушек, бабушек и других людей, которые постоянно бывают в доме;
  • не умеет стоить логические цепочки и не понимает, почему и что с ним происходит в разных бытовых ситуациях;
  • отсутствует интерес к общению с другими детьми.

[info title=”Обратите внимание!”]Даже если у детей наблюдается один из вышеперечисленных признаков, не нужно паниковать. Стоит отнестись с пониманием и терпением к возможным особенностям малыша, посетить специалиста-психолога, невролога  и вместе определить дальнейшие необходимые действия.[/info]

Пожалуй, самое важное в такой ситуации сохранять спокойствие и быть готовым работать с ребенком, развивать его навыки и умения, изучать информацию об особенностях возраста и возможных трудностях, а также любить своего малыша, что является неотъемлемой частью его воспитания.

Несмотря на общепринятые понятия о том, какими навыками обладают дети 3 лет, нужно учитывать особенности характера, пол и среду, в которой они воспитываются. Желательно своевременно водить малыша к педиатру, чтобы определить и выявить возможные нарушения в формировании детского организма или психики на ранних этапах.

Родители должны быть готовы, что при поступлении в детский сад к малышу будут предъявлены некоторые требования в плане его возможностей и умений. От того, насколько они развиты, зависит и адаптация ребенка в незнакомой среде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *