Разговаривают младенцы: Впервые в мире младенец заговорил сразу после рождения – Как разговорить ребенка?

Содержание

Впервые в мире младенец заговорил сразу после рождения

В роддоме №1 города Норильска новорожденный мальчик произносит осмысленные слова.

Как сообщает газета «Жизнь», в России родился говорящий младенец. Родители новорожденного Степана — жители Норильска Родион и Лиза Бажеевы — потрясены необычайными способностями своего ребенка.

Сразу после появления на свет младенец, открыв глазенки, неожиданно отчетливо произнес: «Папа!»

— Я была поражена! То, что едва родившийся младенец заговорил, я слышала собственными ушами! — рассказала «Жизни» психолог-акушер муниципального больничного учреждения здравоохранения «Родильный дом» Норильска, принимавшая роды, Марина Панова. — Такого в Норильске, а я работаю в городе много лет (с 1986 года), никогда не было. Но это абсолютно реально!

Этот чрезвычайный случай с заговорившим после появления на свет мальчиком поставил в тупик врачей.

— Такие сложные слоги новорожденные не могут произнести, дети до месяца еще даже не гулят! — поражается Марина Панова. — Тем не менее это случилось. Я никогда об этом не забуду!

Через несколько минут после первого Степа произнес новое слово: «Мама!» А на следующий день его 17-летняя мама Лиза, ласково объяснявшая сыночку, что скоро придет папа, неожиданно услышала ответ: «Кто? Папа?»

Родители Степушки к беременности отнеслись со всей ответственностью: читали специальную литературу, слушали музыку, посещали курсы практики духовных родов.

— Папа Степы духовно очень развитый человек, спортсмен, тренер, — объясняет Марина Панова. — Думаю, что неслучайно именно у этой красивой и очень любящей друг друга пары родился такой развитый мальчик.

По мнению акушеров, дети сейчас рождаются другие, более развитые, чем лет десять назад.

— Плод способен обучаться, еще находясь в утробе у мамы, воспринимать мир через нее, через ее ощущения, — говорит Марина Панова. — Если она занимается с ним, развлекает его так, как будто он уже родился, то ребенок чаще всего рождается одаренным. Ученые говорят, что на Земле сейчас меняется все живое. Человек, как часть природы, тоже вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни. Именно поэтому в мире все чаще появляются необычные дети.

— Сыну нет и месяца, а он все делает раньше других, — рассказывает медикам 25-летний папа Родион Бажеев. — Недавно медсестра из поликлиники пришла и поразилась. Степа сам переворачивается на живот, хотя обычно дети это в таком возрасте еще не делают. Самое главное — ждать ребенка и любить его с первого мгновения. Когда Лиза была беременна, мы читали Степе сказки, детские стишки. Я играл на гитаре и пел песни. И малыш в животе у мамы, словно прислушиваясь, успокаивался. И сейчас сын как будто узнает те песенки и сказки, которые мы читали ему во время беременности. Слушает внимательно!

Профессор Владислав Луговенко, больше 10 лет занимающийся изучением феноменальных детей (их называют индиго), объясняет ранние способности ребенка к речи особыми излучениями космоса.

— Мощный поток космоземного поля, который формирует очень сильную энергетику детей, находится как раз в российском Заполярье, — рассказал Владислав Луговенко. — Мы измеряли биополя детей неподалеку от Норильска, они оказались гораздо мощнее, чем у детей в подмосковном Троицке или Белгороде. Вторая зависимость энергетики детей связана со временем рождения. Если сравнить детей, родившихся 50 лет назад, и нынешних новорожденных, то энергетика сегодняшних младенцев гораздо сильнее. В процессе изучения мы сумели обнаружить пять мощных потоков, которые увеличивали биополя детей — в 1983 году (когда на Земле появились дети-индиго), в 1995 году, в сентябре 2004 — апреле 2005 годов, 20 мая 2008 года и 20 марта 2009 года. За последние двадцать с лишним лет они увеличили энергетику детей почти в два раза.

Самой тревожной проблемой нынешнего времени профессор Луговенко считает невозможность развивать способности необычных детей.

— Взрослые не понимают, что делать с такими детьми, а дети не находят у взрослых участия и какой-то ориентации, — досадует профессор Луговенко. — Нужны новые школы — учиться в обычных школах таким детям очень трудно. Нужны новые учителя и новые методики преподавания, которые позволят развивать грамотную и гармоничную личность. И такие проекты уже есть. В России появятся специальные школы, где будут развивать детей с необычными способностями.

Как разговорить ребенка?

Нужны ли специальные занятия, если у ребенка маленький словарный запас или он вовсе не говорит? Каждый малыш развивается индивидуально, но он научится говорить быстрее, если ему немного помочь. Что делать, чтобы ребенок заговорил?

Речь — жизненная необходимость.

К счастью, младенцы рождаются общительными. Поскольку их ранние потребности ограничиваются едой, сном и уютом, первые несколько недель всё это может выразить плачь, за которым следует грудь или бутылочка, ласковые руки, сухая пеленка. Вскоре, когда младенцы начинают испытывать потребность во внимании и обществе, к плачу добавляется воркование. Со временем стремление к общению усиливается и воркование сменяется ясными звуками, потом группой звуков, произносимых отдельно (большинство детей к году пользуется одним или двумя слогами), затем похожим на слова «детским жаргоном», потом настоящими словами, группами слов и, наконец, целыми предложениями. За 2 года плачущий младенец превращается в разговаривающего малыша, который используется

в среднем 200 слов (норма — от 20 до 400 и более слов), — почти половину из 500 слов, которые наиболее часто звучат в обычном разговоре взрослых. К трём годам словарь ребенка в среднем увеличивается в пять раз, достигая примерно 1000 слов, а к тому времени, как малыш из ясельного возраста переходит в детсадовский, словарный запас снова удваивается.
Это эволюция происходит в соответствии с особенностями индивидуального развития ребёнка. По какому пути не шёл ребёнок, он научится говорить быстрее, если ему немного помочь. Для этого существуют следующие методы.

Как помочь ребенку заговорить?

  • Накопление опыта. Дети понимают много слов и выражений до того, как начинают использовать их в разговоре. Они накапливают в голове слова и выражения, постепенно создавай словарный запас. Показывайте малышу окружающий мир в разных проявлениях (магазин, игровая площадка, библиотека, лужайка, музей, автобус, лодочная станция, ферма) говорите о том, что вы с ним видите, используя самые простые выражения. Новые переживания хорошо закрепить книгой, в которой об этом написано. Например, чтение книжки про зоопарк сразу после визита туда («Помнишь, мы видели обезьянку?») поможет запомнить новые слова. Научите ребенка простым парным понятиями: большой — маленький, мокрый — сухой, вверх — вниз, внутри — снаружи, пустой — полный, стоять — сидеть, плохо — хорошо. И причинно-следственными связями: мы ставим воду на плиту, и она становится горячей, мы ставим воду в холодильник, и она замерзает. Постоянно развивайте чувства, рассказывая о цветах, звуках, запахах и других свойствах предметов, которые окружают вашего ребёнка.

Обобщение.

В основном первые слова, которые произносят малыши, это «имена» людей и вещей. Но из-за отсутствия опыта маленькие дети склонны «обобщать» (учёные называют это «избыточное распространение»). Если седоволосый человек с морщинками в уголках глаз — «деда», то все седые люди будут «деда». Если корова — «му», то прочие домашние животные на ферме тоже «му», а если четвероногое домашнее животное с хвостом — «ав», то кошки тоже «ав». Исправлять? Не обращать внимания? И то и другое. «Очень хорошо. У этого животного четыре ноги и хвост, совсем как у коровы. И оно живет на ферме. Только это овца. Она говорит не «му», а «бя». «Ты прав седой человек похож на дедушку, только его зовут по-другому. Может быть, он тоже чей-то дедушка». Со временем ваш малыш начнет улавливать разницу между похожими вещами и людьми, но вряд ли это произойдет прежде, чем Вы успеете сотни раз сгореть от смущения, когда он будет показывать в парке на любого сидящего на скамейке мужчину и кричать «Па-па!».

Хотя большинство детей «обобщают», некоторые, напротив, начинают постигать речь с «ограничения». Вместо того чтобы называть всё, что напечатано (газеты, журналы, письма), словом книжка, такой ребёнок может использовать это слово только для той книги, которую ему читают на ночь; коляска относится только к его личной коляске. «Обобщение» и «ограничение» исчезает, как только язык ребёнка становится более развитым.


  • Говорите, говорите, говорите. Чтобы понять язык, ребёнок должен слышать, как на нём говорят — снова и снова, чтобы ваш ребёнок заговорил, говорить должны вы, даже если вам кажется бессмысленным вести односторонний разговор, даже если вы чувствуете, что ваш ребёнок не обращает не малейшего внимания на то, что вы говорите. На прогулке по парку рассказывайте про голубое небо, про девочек, которые играют в мяч, про мужчину, который катит детскую коляску. Когда готовите обед, объясните малышу, что вы чистите морковку, мешайте суп, режете помидоры. Если вы с ребёнком сидите в очереди, опишите ему людей, которые перед вами. Одевая малыша утром, называйте ему части тела, которые при этом обнажаются и снова скрываются под одеждой. Называйте предметы одежды, их цвет и качество.

Однако, стремясь научить ребёнка говорить, не болтайте постоянно. Детям нужна возможность спокойно усвоить услышанное, послушать не только других, но и себя, самим, без чьей-либо помощи, понаблюдать за тем, что происходит вокруг.

  • Читайте, читайте, читайте. Неоценимое знакомство с языком оказывает чтение книжек с картинками. Не забывайте останавливаться, чтобы показать малышу на каждой картинке знакомые предметы и объяснить, что на ней изображено. Сначала выбирайте простые истории и легко запоминающиеся стихи. Малыши любят вновь и вновь слушать одну и ту же книгу, возможно потому, что интуитивно сознает пользу повторения.
  • Пойте, пойте, пойте. Дети любят музыку с рождения и внимательно слушают простые песенки. Пойте их просто так или в сопровождении магнитофонной записи или музыкального инструмента, если вы умеете на нем играть. Малышам очень нравятся песенки, при исполнении которых нужно хлопать или делать другие движения руками. Не забывайте, что повторение увеличивает словарный запас ребенка, поэтому без всяких колебаний пойте одну и ту же песенку снова и снова. (возможно, вас даже будут заставлять делать это, нравится вам или нет.) И не беспокойтесь по поводу отсутствия голоса или неумения петь: малыш будет охотно слушать вас, даже если вы переврете мотив.

  • Называйте, называйте, называйте. В языке — тысячи слов, а ваш малыш должен запомнить их чуть ли не одновременно. Лучший способ выучить слово — назвать предмет, который оно обозначает. Делайте это на улице (грузовик, велосипед, светофор, мужчина, женщина, собака), дома (стол, стул, диван, сок, чашка, ложка), когда читаете (корова, девочка, ферма, утка, лягушка). Назвав предмет, попросите малыша повторить: «Это книга. Скажи: книга».

  • Не говорите на «детском» языке. Из раннего детства приходят слова типа «бяка» (плохо), «нака» (вкусно). Велико искушение произнести их в разговоре с ребенком, однако это только запутает вашего малыша и никак не поможет, ему овладеть правильной речью. Впрочем, использование слов с уменьшительными суффиксами, например «собачка», таких проблем не вызовет.

  • Старайтесь выслушать. Малыши, играя, любят разговаривать сами с собой. Аудитория им при этом не нужна. Однако, когда они адресуют кому-нибудь свою «болтовню», им, как и любому человеку, необходимо, чтобы их слушали. Когда ребенок обращается к вам, выслушайте его с тем вниманием, которого он заслуживает. Не хватайтесь за телефон, не отвлекайтесь, читая газету или глядя на экран телевизора, не уходите в другую комнату. Остановитесь, поймайте его взгляд и выслушайте, даже если вы толком не поняли, что сказано.

  • Учите малыша слушать. Способность различать звуки поможет малышу улавливать нюансы языка. Слушать речь важно, но не менее важно умение слушать звуки: пение птиц, телефонный звонок, журчание воды и даже гудение электробритвы. Привлекайте внимание ребенка к самым разным звукам и слушайте их вместе с ним.

  • Говорите, когда с вами говорят. Даже если вы совершенно не поняли, что сказал ваш ребенок, ответьте ему, например, так: «хм-м, это очень интересно» или «неужели?» но прежде попытайтесь разобраться, что же он имел в виду, с помощью языка его тела, выражения лица и прочих визуальных подсказок. Если малыш направляется к двери со свитером в руках, правильный ответ будет: «ты хочешь гулять? Мы выйдем через несколько минут». Он трет глаза и плачет? Тогда спросите: «ты устал? Хочешь спать?» он что-то лопочет и при этом показывает на холодильник. Поинтересуйтесь: «ты хочешь пить? Хочешь кусочек сыра?» иногда вы угадываете правильно, а если нет, ребенок все равно будет рад, что вы отвечаете. Но не исключено, что вы совсем не поняли его, и тогда могут последовать разочарование и слезы. Но в любом случае немедленный отклик поощрит малыша к продолжению попыток говорить.

  • Дайте ребенку возможность поговорить. Иногда маленькие дети не говорят, потому что у них нет такой возможности: либо все желания заранее предупреждаются, либо кто-то рядом с ними говорит безостановочно, так что ребенку некогда открыть рот. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у малыша оставалось время для беседы.

  • Еще раз и с чувством. Повторяйте то, что сказал малыш, другими словами («Ты хочешь молока?», «Да, это собачка», «Ты хочешь выйти?»). Вы сразу убьете двух зайцев: покажете ребенку, что вы его поняли, и естественным образом, без осуждения и насмешки, исправите его произношение. Говорите четко, ясно и выразительно, чтобы вызвать у малыша интерес к вашим словам.

  • Спрашивайте. Проверенный способ разговорить ребенка — вопросы. Исследованиями установлено, что задавать детям вопросы, даже когда они еще не способны отвечать, — лучший способ развития их речи. Если малыш оперирует только несколькими словами, но может в ответ кивнуть или покачать головой, пробурчать и показать на предмет, начните с простых вопросов, например: «Хочешь есть?», «Покажи, какую книжку ты хочешь почитать?».

Когда ребенок начинает отзываться более активно, попробуйте разговорить его. Если малыш показывает на мяч или машет рукой в сторону книжки, не давайте желаемый предмет сразу. Сначала спросите: «Что ты хочешь?» если ответа не последовало, рассматривайте это как просьбу и добавьте: «А, ты хочешь мяч» или «тебе нужна эта книга?» бурчание, кивок или указывающий палец можно счесть за ответ, только немедленно переведите это в слова: «Ага, ты хочешь книжку? Вот она».
Когда разговор начинает ребёнок, вместо простого согласия с ним потребуйте дополнительной информации. «Ты хочешь гулять?» Пауза для ответа. «Куда ты хочешь пойти?» Снова пауза. «Ты хочешь пойти в парк?» Только не давите на ребенка и ни в коем случае не настаивайте на ответе. Если малыш сердится, когда вы задаете вопросы, значит, Вы перестарались.

  • Пусть ребёнок осмыслит слова. Разговаривая с малышом, старайтесь использовать каждое слово в разных формах и комбинациях. «Видишь велосипед? Мальчик на велосипеде. Мальчик едет на велосипеде». Или «Посмотри на птиц в небе. Видишь, птица летит. Птица летит высоко в небе». То же самое делаете, когда ребёнок произносит какое-нибудь слово. «Да, это цветок. Цветок розовый. Цветок красивый. Цветок хорошо пахнет (понюхайте). Тебе нравятся цветы?» Обогащайте речь с помощью прилагательных («лохматая собака», «толстая книжка», «смешная песенка») и наречий («он едет быстро», «они говорят громко», «она ест медленно»).
  • Говорите просто. Немногие малыши способны следить за длинными предложениями и улавливать связь между словами. Дети также обычно теряются, когда слова сыплются на них слишком быстро и громко. Вы можете понять французский фильм, если едва выучили несколько слов по-французски? Помните, что ваш ребёнок изучает язык всего один год. Говорите внятно, медленное и просто — тогда малышу легче уловить смысл слов. Постепенно ваш «попугайчик» начнёт отвечать и говорить.
  • Действуйте как переводчик. Может быть, Вы не всегда понимаете своего малыша так хорошо, как вам хотелось бы, однако вы делаете это всё-таки лучше, чем кто-либо. Поэтому, когда ваш ребёнок пытается говорить с кем-нибудь, выступаете его переводчиком: объясните ему, о чём его спрашивают, объясняйте так, чтобы он быстро понял, и » переведите» ответ. Однако без необходимости не вмешивайтесь. Пусть сначала собеседники попытается понять друг друга сами.
  • Поощряйте. Если малыш произнес слова, которые вы поняли, или показал на собаку в книжке, сказав: «Ав-ав», — не забудьте похвалить это несколькими одобрительными фразами («Очень хорошо! Это собака). Только не перебарщивайте, иначе ребёнок начнёт сомневаться в вашей искренности. Некоторых детей ошеломляют, когда их попытки говорить встречает слишком бурно, и они умолкают. Помните, пройдёт несколько лет, прежде чем малыш научиться говорить правильно. Исправлять ошибки в их речи, конечно, необходимо, однако тон при этом должен быть не осуждающий, а дружелюбным и одобрительным. Не наказывайте ребенка за неверно составленную фразу («Я не дам тебе эту куклу, пока ты не попросишь как следует!»). Дети, которых все время одергивают и поправляют, приходят к выводу, что лучше вообще молчать. Малыш скорее научиться говорить, если будет слышать правильную речь при благожелательном отношении.

Как и зачем разговаривать с новорожденным ребенком?

Формирование речи малыша начинается задолго до появления первых осознанных слов. И крик, и гуление, и лепет – это начальные ее проявления, своего рода тренировка всего речевого аппарата. И задача мамы – активизировать этот важный процесс.

Разговаривать с малышом можно самыми разными способами. Каждый из них хорош сам по себе. Но лучше сочетать их все вместе. Например, когда вы переодеваете ребенка, когда играете или просто хотите пообщаться, старайтесь наладить контакт с крохой. Для этого поймайте взгляд малыша и удерживайте его внимание, глядя в глаза. Ласково назовите ребенка по имени и делайте это как можно чаще. Конечно, малыш не сразу поймет, что так вы обращаетесь именно к нему. Но скоро он запомнит особое сочетание звуков и станет, как взрослый, поворачивать голову в вашу сторону, едва услышав свое имя.

Разговаривая с малышом, старайтесь не произносить длинных слов и предложений. Растягивайте слова, делая акцент на гласных: «Ва-а-а-нечка хоро-о-о-о-ший! Мальчик ма-а-а-а-ленький, ми-и-и-и-и-ленький…» Вместо местоимения «ты» называйте имя малыша. О себе говорите не «я», а «мама», рассказывайте крохе о том, что вы сейчас будете делать: «Сейчас мама Ванечку переоденет, животик Ванечке погладит…» Очень важна и ваша мимика. Старайтесь делать особенно выразительные движения губами, чтобы малыш постепенно запоминал, а позже начал копировать вашу артикуляцию. Лишь от одного хочется предостеречь – от чрезмерного «сюсюканья». Конечно, в разговоре с малышом вполне уместно использовать уменьшительные слова и эпитеты. Но вот коверкать слова не нужно! Пусть с рождения малыш слышит только правильное произношение слов. Ведь он во всем нас копирует.
А теперь подумаем, о чем же можно разговаривать с малышом?

Как разговаривать с ребенком обо всем на свете

Устраивайте для крохи ежедневные «экскурсии» по дому. Возьмите его на руки и, удерживая вертикально, переносите из комнаты в кухню, из кухни в прихожую, из прихожей в ванную… При этом называйте все, что видите вокруг: «Смотри, Ванечка, вот часики! Как часики делают: тик-так, тик-так! А вот выключатель. Оп, включили! Лампочка загорелась. Оп, выключили! Лампочка потухла! А здесь из крана водичка капает. Кап-кап! Мокрая водичка! Вот холодильник, сейчас мы достанем Ванечке яблочко… » Одним словом, рассказывайте все и обо всем, называйте побольше звукоподражаний, старайтесь вызвать у крохи эмоциональный отклик на свои слова.

Точно так же можно говорить с малышом и на прогулке. Только здесь объекты будут уже другие: дома, скамейки, кошечки-собачки, птички, деревья, цветы, облака, солнышко, ветер, детки, машины… Так вы делаете большое дело, помогая малышу накапливать пассивный словарный запас. Обращаясь к малышу, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки…» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!» Задавая вопрос крохе, делайте небольшие паузы, прежде чем ответить. Давайте ребенку возможность отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет своеобразный диалог.

Как разговаривать с младенцем, Как разговаривать с ребенком, детские потешки, как петь ребенку, речевые игры

Учим детские потешки

Бывает, что говорить «просто так» маме довольно сложно. Ну, плохо получается у нее разговаривать с грудничком, который пока еще мало понимает смысл слов. Если подобные разговоры даются вам нелегко, вас выручат всевозможные детские потешки. Они четкие, ритмичные, а малышам ритм очень нравится. Детки с удовольствием прислушиваются к таким стишкам и бурно на них реагируют. К тому же в потешках много всевозможных звукоподражаний, а слова – простые и понятные даже самым маленьким слушателям:

Наши уточки с утра
– Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда
– Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
– Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху
– Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно
– Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А наш Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Выучите несколько потешек и рассказывайте их малышу в течение дня. Есть множество стишков, которыми можно сопровождать одевание, массаж, кормление, купание и т.п. Рассказывайте потешки весело, эмоционально – с выражением. Так вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему услышать все многообразие родной речи.

Любимые стихи и сказки


Конечно, рассказывать крохе можно не только потешки. Замечательно подойдут ритмичные стихи детских поэтов-классиков. Это и «Игрушки» А. Барто, и «Детки в клетке» С. Маршака, и многие другие. Умывая малыша или совершая ежедневный утренний туалет, можно приговаривать:

Лапки? Мыли.
Ушки? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.

И просыпалочка-потягушечка найдется:

Вот проснулись. Потянулись!
С боку на бок Повернулись.
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки? Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу дочку подними! (И сыночка подними!)

А теперь кушаем:

Куклу? Кормили.
Зайку? Кормили.
Мишку? Кормили.
А Машу? (Ваню, Сашу, Дашу…)
Забыли.

И конечно, не забываем о самых первых сказках: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка»… Когда малыш немного подрастет, можно будет сопровождать рассказ жестами, показывая, как «яичко били», как «мышка хвостиком махнула», как «дед плачет» и т.п. Тогда к возрасту 9–10 месяцев ребенок запомнит эти жесты и станет «показывать» сказку руками, едва услышав знакомые фразы. А чуть позже – и словечки будет подсказывать. Такие игры замечательно развивают речь и мышление малыша.

Как разговаривать с младенцем, Как разговаривать с ребенком, детские потешки, как петь ребенку, речевые игры

Как петь ребенку

Если любите петь – пойте малышу! Любые песни, которые вам нравятся. И, конечно, многочисленные детские песенки из мультфильмов и фильмов. Если не помните слова, то включайте песенки на дисках в то время, когда малыш не спит и находится в хорошем расположении духа, и подпевайте паровозику из Ромашкова, Ежику из Тилимилитрямдии или Крокодилу Гене и Чебурашке. И слова очень быстро запомнятся. Петь малышу можно когда угодно: если просто носите кроху на руках, если купаете его, если делаете ему массаж и занимаетесь зарядкой, если готовите обед, а малыш лежит рядом в люльке…

Отдельный разговор о колыбельных. К сожалению, их поют своим малышам далеко не все мамы. Одни считают это ненужным, другие стесняются своего голоса. Но для малыша ваш голос – лучший на свете! Петь можно и народные колыбельные, и авторские. Например, «Колыбельную медведицы» из мультика про Умку или песенку «Спят усталые игрушки».

Речевые игры

Всевозможные речевые игры будут не только развлекать и развивать малыша. Они дадут вам замечательную возможность пообщаться. Самые простые игры – это игры со звукоподражаниями, которые можно придумывать прямо на ходу. Например, сложите пальцы в щепоть и превратите их в жужжащую «пчелку». Пчелка может просто летать над малышом, привлекая его внимание. А может садиться то на ручку, то на щечку, то на животик. При этом мама приговаривает:

«Я пчелка, жу-жу-жу, я лечу к малышу!
Жу-жу-жу, села на ручку малышу.
Жу-жу-жу, села на ножку малышу…»

Можно «топать» пальцами по ручке, ножке, животику малыша, приговаривая:

«Я коровка, му-му-му,
вот я к Машеньке иду!»

Пальчики могут быть и кошечкой, и собачкой, и любым другим животным.

А еще можно вспомнить народную потешку про комариков:

Дарики-дарики,
Летели комарики,
Вились, вились,
Маше в ушко вцепились.
Цап!

Дотрагиваемся малышу до ушка и повторяем потешку сначала. Теперь вспоминаем о щечке, носике, ножке, пятке и т.п.

А еще вам пригодятся куклы-перчатки. Надевайте на руку зайку или лисичку и разговаривайте с малышом с их помощью. Веселые зверушки могут «рассказывать» сказки и стишки, «петь» песенки и просто беседовать с малышом. При этом они могут двигать лапками, хлопать в ладоши, пританцовывать, гладить и трогать малыша и т.п. Подобные игры ребятишек просто завораживают…

Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность к малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему. Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь малыша, но и его искренняя и безграничная любовь…

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас. Развитие речи ребенка: как научить говорить малыша

Содержание:

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа «ау», «эу»), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа «мА», «па», «ба», «на», «ди» («иди ), «да» («дай») и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы «где папа?», «где птичка?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками «а-а-а», «у-у-у». Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться («ба-ба-ба», «ма-ма-ма») и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово «ма-ма». Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа «ав-ав» («собака»), «би-би» («машина»), «тик-так» («часы»).

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу («мама, дай»).

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль» и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Развитие речи и мышления

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: «Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь». Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки «о», «и», «е». Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — «у», «э». Из-за этого в школе они пишут слова с буквами «о», «и», «у», «е» («э») с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: «Кто летает?», «Кто бегает?», «Кто плавает?» и т.д. Например: «Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?». Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: «Угадай загадку», «Чьи это ноги?» (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), «Узнай, кто я» (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, «исследовать», что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его «почему?». Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле («По щучьему велению»), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: «и лес, и дол видений полны…». Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука «ш» произносят звук «с», вместо «р» — «л»). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и о времени суток. Малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнает, например, что словом «клетка» обозначается не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье, что «в клетку» бывает тетрадь. Дошкольника уже можно познакомить с такими понятиями в языкознании, как синоним (слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом, например, «путь» и «дорога») и антоним (слово, противоположное по значению другому слову, например, «светлый» и «темный»). Однажды в рейсовом автобусе я наблюдала, как мама играла с шестилетним сыном в слова. Она произносила какое-нибудь слово и просила сына назвать слова, близкие или противоположные по значению. К прилагательному «быстрый» мальчик извлек из памяти слова «скорый», «стремительный», «проворный», «бойкий», «резвый», а после непродолжительной паузы добавил: «шустрый». Мама дополнила список словами: «шибкий», «рьяный», «прыткий». Антонимов оказалось меньше: «медленный», «тихий», «черепаший», «неторопливый», «неспешный». Потом последовали другие задания, и казалось, что в эту увлекательную игру мама с сыном могут играть бесконечно. Наблюдать за ними было очень приятно. Я подумала: этому мальчику будет легко учиться в школе, он явно не страдает бедностью речи, косноязычием.

В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи «дирижируйте», когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.

И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки и промахи. Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

М. Шохор-Троцкая,
кандидат педагогических наук

Как общаться с новорожденным, как общаться с новорожденным видео

Первые недели после рождения кроха проводит как бы в полудреме. Считается, что в это время мир вокруг себя он видит словно в тумане. Да и слух крохи еще слабоват: на негромкий шум он фактически не реагирует. Но примерно на третьей неделе в арсенале младенца появляется удивительное новшество: эффект замирания. Он сосредоточивается при каких-то приятных ему звуках. А когда вы наклоняетесь над кроваткой или берете его на руки, замечаете, что взгляд малыша уже не блуждает, а пытается зафиксироваться на вашем лице.
Что это значит? А то, что начался важный этап в жизни вашего малыша. Его можно назвать «Ты здесь? Как я рад!» Кроха уже хочет (и может) активно общаться с вами. Верный признак этого – появление комплекса оживления. Так психологи называют ряд активных действий малыша, возникающих в радостной для него ситуации. Он двигает ручками и ножками, поворачивает головку, а позже – начнет улыбаться и издавать звуки. Так начинается благоприятное время для разговоров с малышами.

Постепенно словно сами собой в «лексиконе» крохи появляется агуканье, гуление, лепет, а потом и звукоподражательные слова. Что ему необходимо, чтобы впоследствии иметь правильную речь? Умение слышать, видеть, повторять и активно двигаться.
Пусть станет правилом в вашей семье: когда вы разговариваете с недавно родившимся малышом, не растягивайте слова, произносите их отчетливо, достаточно громко, старайтесь выделять ударный слог.
Ваши фразы должны сопровождаться необходимой по смыслу интонацией. И конечно, говорить с крохой надо ласковым голосом, побуждая его прислушиваться к вашей речи. Вот только не надо сюсюкать!
Наоборот, важно все звуки хорошо проговаривать. Запоминая их, со временем кроха сам начнет правильно произносить слова.
Обратите внимание: когда вы общаетесь с крохой, он не только слушает, но и очень внимательно всматривается в ваше лицо, изучает артикуляцию и потом подражает вам. Поэтому следите, чтобы малыш не только слышал ваш голос, но и хорошо видел ваше лицо.
Пока не так важно, о чем именно вы говорите, важно, как вы это делаете. Малышам очень нравится ритмичная речь.
Читайте ему русскую классику – Пушкина, Тютчева, Есенина, известные детские стихи и потешки. Почаще напевайте крохе детские песенки – месяцев в пять он «запоет» их вместе с вами. Это поможет ему легко перейти к активной речи.

Чтобы малыш хорошо развивался, постарайтесь обеспечить его новой информацией и новыми впечатлениями в соответствии с возрастом. Лучше всего это делать во время игрового общения.
Слух и речь тесно связаны, поэтому, общаясь с малышом, обращайте его внимание на звуки. Например, позвоните в колокольчик и спросите: «Где звенит?»
Задавайте крохе вопросы, побуждая его взглядом отыскивать близкого человека, животных, предметы: «Где папа?» или «Где окно?». Сначала называйте объекты, которые имеют постоянное место. А потом усложните задачу – переходите к тем вещам, чье местоположение часто меняется.
Ребенку в возрасте 9-10 месяцев давайте простые задания: «Найди мишку» или «Положи куколку». Полезно ребенку выполнять одно действие с разными предметами: «Погладь маму, мишку, собачку».

Когда малыш подрастет, можно использовать более сложные игры. Главное, не забывайте все время комментировать действия – свои и карапуза, побуждать его к ответной реакции. Например, возьмите пластиковую пятилитровую бутылку с широким горлышком и несколько шариков. Посадите малыша себе на колени или рядом. Покажите ему бутылку, шарики, дайте потрогать новые предметы.
Возьмите шарик и покажите малышу, как он падает в бутылку. Говорите при этом: «Бух!». Бросьте туда же еще 1-2 шарика. Затем дайте малышу очередной шарик и помогите бросить его в бутылку. Спросите: «Где шарик?» – «Бух шарик, упал». Побуждайте кроху повторять за вами не только действия, но и звуки.

Постепенно кроха оттачивает свое ораторское мастерство – то повторяет звуки за вами, то «говорит» сам с собой. Чтобы эти тренировки были удачными, создайте ему необходимые условия.

Малышу важно слышать свой собственный голос. Поэтому в семьях, где присутствует постоянный фоновый шум (например, от телевизора), ему учиться труднее.
Психологи установили, что для полноценного развития речи ребенку необходима свобода движения.
Ежедневно делайте малышу легкий массаж: гладьте кисти рук, затем слегка надавливайте на каждый пальчик (от кончика к запястью), сгибайте-разгибайте их. При этом декламируйте детские стишки. Например, отличной предречевой тренировкой могут стать народные игры «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона».

По материалам журнала «Жду малыша»

Как правильно разговаривать с младенцами — Статьи — 1 месяц — 6 месяцев

Фото Legion-Media.ru

Слова вроде «люлюшечка» рождаются у женщин инстинктивно, но иногда приходится оказываться и на месте растерянного мужчины.

Как говорить с малышом

То, что с малышом надо гулять, что его надо кормить и купать, молодым родителям известно, а о том, что у ребенка есть потребность в разговоре, знают далеко не все, считая, что «он еще ничего не понимает». Но уже в 1 месяц дети с интересом прислушиваются к звучащим вокруг голосам, а в 3 месяца отличают высокий голос от низкого и оценивают скорость речи. Если начать говорить рядом с кроваткой быстро, звонко и весело, малыш откликнется на речь движением, а нежная, спокойная, слегка распевная речь может успокоить его. С помощью слов мы вступаем с малышом в более тесный контакт – те младенцы, с которыми много разговаривают родители, раньше и охотнее начинают отвечать им на своем языке: гулить и лепетать.

Что говорить малышу

Речь может быть «обучающая»: когда вы повторяете те звуки, которые издает малыш, подражаете голосам птиц и зверей, показываете и называете части тела ребенка. Рассказывайте малышу о том, что вы сейчас делаете, что собираетесь делать в самое ближайшее время, что происходит вокруг, и используйте короткие предложения: «Сейчас я надену на тебя шапочку. И мы пойдем гулять», «Такая хорошая погода. Солнышко светит. Птички летают» – и так далее. Малыш в полгода начнет подражать вашим интонациям, повторять звуки и слоги – непременно радуйтесь и этим успехам, и любым ответам ребенка на вашу речь. Увидев, как вы рады, он будет продолжать лепетать и совсем скоро сложит слоги в первые слова.

Серьезный разговор с малышом

Беседа с младенцем (стоит напомнить, что младенец – это ребенок до года) может состоять не только из веселых слов, которые вы для него придумаете, не только из описаний ваших действий и игр, которые будут развивать речь малыша. Считается, что с маленьким ребенком можно говорить и о серьезных вещах. Например, вы можете рассказать ему, что вас огорчает, но при этом помните, что младенцы хорошо чувствуют состояние мамы – и если мать напряжена, взволнована, но при этом говорит ласковым голосом, ребенок получает своеобразное «двойное послание», справиться с которым ему трудно.

Не обязательно рассказывать ребенку обо всем, что с вами произошло, но многими специалистами по детской психологии рекомендуется говорить о том, что связано с переменами в жизни семьи. Можно рассказать о том, что папа уехал в командировку, но скоро приедет, или о том, что лето скоро закончится и пора возвращаться с дачи в город: все эти события касаются ребенка, и он должен это знать. Убеждение «он еще не понимает», конечно, в этом случае может останавливать – но бывало, что много плакавшие и плохо спавшие младенцы успокаивались, услышав от мамы, что происходит в семье.

Что делать, когда нет слов

Для ребенка важно слышать и материнский, и отцовский голос. Если мужчина, что иногда бывает, с трудом подбирает слова и фразы, которые можно сказать малышу, он может просто взять детскую книжку и почитать ребенку короткие стишки. То же можно предложить и маме, если у нее возникают трудности при разговоре с малышом – такое бывает у людей, с которыми мало разговаривали, когда они были младенцами. Но, читая стихи и потешки, мы развиваем и собственные таланты, и можем попробовать придумать что-то самостоятельно. И потом, любовь к ребенку можно выразить не только словами – а, например, теплым взглядом, нежным прикосновением или просто внутренним чувством – его ребенок тоже прекрасно понимает.

Когда дети начинают разговаривать – Развитие ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *