Презентация «Три состояня вещества» 7 класс | Презентация к уроку (физика, 7 класс) по теме:
Слайд 1
ОТВЕТЫ № вопроса 1 2 3 4 5 ответ 1 1 3 1 3Слайд 2
Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов
Слайд 3
Цель урока: Я должен узнать : Физические свойства трех состояний вещества. В чем состоит различия одного и того же вещества, но в разных состояниях .
Слайд 4
Твёрдое Жидкое Газообразное Три состояния вещества лед вода водяной пар
Слайд 5
Свойства твёрдых тел Твердые тела имеет собственную форму и объем.
Слайд 6
Свойства жидкостей Сохраняют свой объем, плохо сжимаются . Принимают форму сосуда, обладают свойствами текучести.
Слайд 7
Свойства газов Газы не имеют постоянного объема, легко сжимаются . Принимают форму сосуда .
Слайд 8
Различия в молекулярном строении АГРЕГАТНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА ТВЕРДОЕ ТЕЛО ЖИДКОСТЬ ГАЗ Расстояние между частицами Расположение и движение частиц Силы межмолекуляр — ного взаимодействия
Слайд 9
Находятся очень близко друг к другу. Образуют кристаллическую решетку, колеблются около положений равновесия. Действуют силы притяжения и отталкивания. Молекулярное строение твердых тел
Слайд 10
Молекулярное строение жидкостей 1 . Расстояние между частицами меньше размеров молекул. 2. Колеблются около положений равновесия, перескакивая из одного положения равновесия в другое. 3. Действуют силы притяжения и отталкивания.
Слайд 11
Молекулярное строение газов 1. Расстояние между частицами много больше размеров молекул. 2 . Частицы движутся хаотически. 3. Силы межмолекулярного взаимодействия пренебрежительно малы.
Слайд 12
Вопросы на закрепление: Измениться ли объем газа, если его перекачать из сосуда вместимостью 2 л в сосуд вместимостью 10 л. В мензурке находится вода объемом 100 см³. Её переливаются в стакан вместимостью 200 см³. Измениться ли объем воды?
Слайд 13
Что было изучено сегодня на уроке? Что вам интересного запомнилось на уроке? На какие вопросы вы не получили ответа? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Слайд 14
Я знаю свойства твердых тел, жидкостей, и газов на … Я знаю молекулярное строение твердых тел на … Я знаю молекулярное строение жидкостей на… Я знаю молекулярное строение газов на … Оценку за урок ставлю себе… На следующем уроке я получу …
Слайд 15
Домашнее задание Выучить § 10,11. О тветить устно на вопросы в конце параграфов. Составить 2 вопроса по данной теме.
Урок-презентация «Три состояния вещества. Различия в строении»
Три состояния вещества. Различия в строении.
/data/files/z1485938013.pptx (Три состояния вещества)
Вы уже довольно много знаете по теме «Строение вещества». Даже больше, чем древнегреческий философ Демокрит, живший около 470 года до новой эры,который считал, что все тела состоят из бесчисленного количества сверхмалых, невидимых глазу, неделимых частиц. «Они бесконечно разнообразны, имеют впадины и выпуклости, которыми сцепляются, образуя все материальные тела, а в природе существуют только атомы и пустота».
Давайте проведем разминку. Вы с напарником можете сами выбрать вопрос, быстро посовещаться и дать ответ. Повторять вопрос нельзя. Передаете другой паре.
Почему мы уверены в существовании атомов и молекул, ведь мы их не видим?
Почему в полный до краев стакан воды помещается еще несколько ложек соли?
В каком чае быстрее растворится кусочек сахара: в холодном или горячем? Почему?
Почему слипаются хорошо отполированные металлические пластинки?
На вопрос: «Какой длины Октябрьская железная дорога?» — кто-то ответил: «640 км в среднем. Летом на 300 м длиннее, чем зимой». Может ли так быть?
Молекулы вещества притягиваются друг к другу. Почему же между ними есть промежутки?
Почему разломанный карандаш мы не можем соединить так, чтобы он вновь стал целым?
Знаете ли вы, в каких состояниях может находиться вещество (твердое, жидкое или газообразное). Приведите, пожалуйста, примеры тел, находящихся в твердом, жидком, газообразном состоянии. Может ли железо находится в газообразном состоянии, а кислород в твердом? Может, если железо нагревать, то оно при температуре 1535С расплавится, станет жидким, а при температуре 2862С закипит и перейдет в газообразное состояние. Кислород при охлаждении до -183С сжижается, при температуре -219С отвердевает. Значит, при определении состояния вещества следует учитывать его температуру.
В большинстве случаев мы легко можем назвать, в каком состоянии находится тело. Давайте попробуем. Создать затруднение на 4-х видеофрагментах (сначала камень – твердое состояние, потом капля – жидкое состояние, затем желе и метеорит).
https://www.youtube.com/watch?v=0iqnEVY2tcY
https://www.youtube.com/watch?v=4zWd4qPwPD8
https://www.youtube.com/watch?v=xXx2n9aC3z8
Спросить, какое это состояние вещества? А вы в каком состоянии вещества находитесь?
Почему же мы не можем однозначно ответить на эти вопросы? Что нужно знать для ответа?
— изучить строение твердых, жидких, газообразных тел
— объяснить их свойства
Будем пользоваться теми фактами, которые нам хорошо известны и доказаны экспериментально. Что вы точно знаете о строении вещества?
— все вещества состоят из молекул
— молекулы разделены промежутками
— молекулы движутся непрерывно и беспорядочно
— молекулы притягиваются и отталкиваются на расстояниях, соизмеримых с размером самих молекул. Разбиваемся на 3 группы.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
Сколько состояний вещества вы услышали в этом стихотворении А.А. Фета? (три)
Как вы быстро ответили, вам изучать твердые тела.
О каком физическом явлении идет речь в стихотворении Джанни Родари?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской, —
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Оконной замазкой.
Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего —
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате —
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
(Диффузия – распространение запахов). Вам достается газообразное состояние вещества.
Какому состоянию вещества присуще такое свойство?
В вашей странной логичной вселенной,
Где привязан размер к объему,
В пику физике наше племя
Принимает любую форму.
Вам исследовать строение жидкостей
Работаем с текстамии заполняем таблицу. 3 экземпляра, передаем, проверяем.
Таблица:(4 мин + 3 мин)
Состояние вещества | Расположение молекул | Притяжение и отталкивание молекул | Движение молекул | Свойства вещества в данном состоянии |
Твердое | Близко друг к другу, в строгом порядке (кристаллическая решетка) | Самое большое притяжение и отталкивание | Колеблются возле своих положений, редко совершают перескоки | — сохраняют и форму и объем |
Жидкое | Близко друг к другу, в беспорядке | Меньше, чем у твердых тел | Колеблются возле своих положений, часто совершают перескоки | — сохраняют объем — не сохраняют форму (принимает форму сосуда) — текучесть |
Газообразное | Далеко друг от друга | Притяжение молекул отсутствует, отталкивание возникает только во время соударений | Свободно перемещаются по всему объему газа | — не сохраняют объем — не имеют собственной формы — могут неограниченно расширяться |
Каждая группа заполняет 3 экземпляра. Передаем 2 из них другим командам вместе с текстами. Другие команды разбирают тексты и могут дополнить таблицу.
Первичное закрепление в устной речи.
Каждая команда проговаривает свое задание, остальные дополняют.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Чем отличаются друг от друга молекулы горячей и холодной воды?
А. ничем абсолютно
Б. у них одинаковый состав, но разная скорость движения
В. у них одинаковый состав, отличие в расположении и движении
Правильный ответ В. Набор атомов одинаков. Но молекулы горячей воды движутся быстрее и разделены большими промежутками.
В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет объём, но легко меняет форму?
А. в жидком
Б. в твёрдом
В. в газообразном
Правильный ответ А. Между молекулами жидкости действуют большие силы притяжения и отталкивания. Их достаточно, чтобы сохранять объем, но недостаточно, чтобы сохранять форму.
Какие из приведённых свойств принадлежат твёрдым веществам?
А. легко меняют форму и объём
Б. сохраняют форму и объём
В. легко меняют форму, но сохраняют объём
Г легко сжимаются.
Правильный ответ Б. Между молекулами твердых тел действуют самые большие силы притяжения и отталкивания. Их достаточно, чтобы сохранять и объем и форму.
Каков характер расположения и движения молекул в газах?
А. молекулы расположены на расстояниях меньших размеров самих молекул и перемещаются свободно относительно друг друга
Б. молекулы расположены в определённом порядке и колеблются около определённого положения
В. молекулы расположены на расстояниях во много раз больших размеров самих молекул и движутся свободно и беспорядочно.
Правильный ответ В. При таких больших расстояниях молекулы газа практически не притягиваются и не отталкиваются, поэтому могут перемещаться свободно.
В начале 17 века английский философ Френсис Бекон описал опыт: «Мы заказали полый шар из свинца, объемом примерно 2 пинты, с достаточно толстыми стенками, чтобы выдержать большую силу. В него поместили вещество через сделанное отверстие. Мы запаяли свинцом это отверстие, чтобы шар стал замкнутым. Затем мы сплющили шар с двух сторон тяжелым молотом, отчего
В каком агрегатном состоянии находилось это вещество?
А. в жидком
Б. в твёрдом
В. в газообразном
Правильный ответ А. Судя по описанию опыта, вещество не удалось сжать ни с помощью молота, ни с помощью пресса. Такой малой сжимаемость обладают именно жидкости. В опыте была использована обычная вода.
Включение в систему знаний и повторения
Возвращаемся к видеофрагментам в той же последовательности, называем состояние вещества и аргументируем, почему так решили.
— камень сохраняет форму и объем – твердое тело
— капля сохраняет объем, но не сохраняет форму, течет – жидкость
— кусочек желе – сохраняет объем, плохо сохраняет форму, распадается на части, но не течет – разновидность твердого тела, но не кристаллическое, а аморфное
— части метеорита находятся в разных состояниях в зависимости от нагрева
А теперь давайте представим себя молекулами. Прошу вас изобразить твердое тело, жидкость и газ. Заодно опять проговариваем свойства тел.
Оставить одного человека. Попросить его изобразить те же состояния вещества. Показать, что это невозможно. Знаете ли вы, как называется область науки и техники, занимающихся исследованием и производством продуктов с заданной атомной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами? Нанотехнологии. Нанотехнологии позволяют создавать вещества с необычными, а подчас даже уникальными свойствами. Возможно, кто-нибудь из вас в будущем будет этим заниматься.
Видеофрагмент «Вот такие нанотехнологии» лучше показывает изменение свойств.
Рефлексия деятельности
— чему вы научились на этом уроке
— достигли ли мы поставленных целей?
А теперь попробуйте самостоятельно оценить собственные результаты урока, используя следующую модель:
Твердое кристаллическое тело → твердое аморфное тело → жидкость → газ → ?
Если вы узнали что-то новое, разобрались в вопросе состояний вещества, то ставьте себя на место кристалла.
Если вы поняли практически все, но у вас остались некоторые вопросы – ставьте на место аморфного тела.
Если вы «плаваете» в изучаемом вопросе, для вас многое осталось непонятным – ставьте на место жидкости.
Если весь урок вы «витали в облаках» и не слышали, о чем речь – на место газа.
Если вы знаете, какое бывает четвертое состояние вещества, напишите его на месте вопроса, если у вас возникло желание более подробно изучать строение вещества, нарисуйте себя там.
Самоанализ урока «Три состояния вещества»
Это предпоследний урок в главе 1 «Первоначальные сведения о строении вещества». Тип – урок открытия нового знания.
Развивающая цель: развитие мыслительных способностей учащихся, умения анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развитие исследовательских способностей; умений применять теоретические знания на практике.
Обучающая цель: расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее понятия «состояния вещества».
На первом этапе урока самоопределения к деятельности произошло включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Для этого мной была проведена разминка. Это позволило с одной стороны актуализировать необходимые для урока знания, а с другой стороны способствовало созданию ситуации успеха, так как разминка проводилась в парах, и была возможность выбирать вопрос, совещаться с другом и передавать вопрос другой паре по своему желанию.
На следующем этапе происходит фиксация затруднения в деятельности. Для этого используется диалог, подводящего к мысли о том, что любое вещество при определенных условиях может находиться в трех состояниях. Учащимся было предложено выполнить индивидуальное задание – ответить на вопрос: «В каком состоянии находится вещество?» при просмотре 4-х фрагментов и вопрос: «В каком состоянии веществ находитесь вы лично?» Так как были получены разные ответы, которые дети пытались аргументировать известными им способами, то это позволило зафиксировать затруднение.
Далее учащиеся выявили и зафиксировали причину затруднения в отсутствии необходимых знаний о строении веществ в разных агрегатных состояниях и их свойств. Это позволило сформулировать цели урока:
— изучить строение твердых, жидких, газообразных тел
— объяснить их свойства
Для эффективного включения учащихся в деятельность по построению нового способа действия мы повторили факты, которые хорошо известны и доказаны экспериментально и на которые мы будем опираться при построении выхода из затруднения.
На этапе построения проекта выхода из затруднения мною были продуманы учебные тексты, работая с которыми учащиеся проявили следующие метапредметные умения:
— самостоятельно осуществлять выделение информации
— выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа
— преобразовывать информацию из одной формы в другую.
На этом этапе, как более эффективная, была применена работа в группах. Выбор задания для группы осуществлялся с помощью вопросов (стихи, фотография). Во-первых, присутствует эмоциональный компонент, и деятельность осуществляется на личностно значимом для учащихся уровне, во-вторых, это позволяет мне определить скорость работы в группе и выявить лидеров. Результатом данного этапа явилась вербальная и знаковая фиксация решения поставленной учебной задачи:
— заполнена часть таблицы каждой командой
— проведена взаимопроверка командами
Далее организовано первичное закрепление во внешней речи, так как каждая группа проговаривает результаты своего исследования и дополняет работу других групп.
Для индивидуальной рефлексии достижения цели была проведена самостоятельная работа в форме теста и самопроверкой по образцу. На выполнение работы отводилось 3 минуты. Подобраны задания, соответствующие обязательному уровню знаний. В целях обучения учащихся грамотному самоконтролю эталон содержит не только правильные ответы, но и обоснование правильного решения каждого задания. Это позволяет не только формально исправить ошибку, но и определить причину этой ошибки, опираясь на известный способ действия.
Этап включения в систему знаний и повторения. Возвращаемся к первому заданию из 4-х видеофрагментов, при выполнении которого возникло затруднение. Объясняем. Видим, что теперь затруднение преодолено.
Вопрос о нанотехнологиях необходим для того, чтобы показать учащимся перспективы изучения физики.
Рефлексия деятельности. Учащиеся фиксируют степень достижения ими поставленных в начале урока целей, планируют дальнейшую деятельность. Для обозначения степени достижения поставленных целей деятельности использована физическая модель (состояния вещества).
Планируемые результаты:
Предметные:
— знать, какие бывают состояния вещества, и какими свойствами они обладают
— понимать зависимость свойств вещества от внутреннего строения самого вещества
Личностные:
— формирование личностно-значимой мотивации к изучению предмета «физика»
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
Метапредметные: в ходе урока учащиеся должны проявить следующие метапредметные умения:
— определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности
— соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
— самостоятельно осуществлять выделение информации (стихи, видеофрагменты, сплошной текст), выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа (сплошной текст)
— осуществлять преобразование информации (из сплошного текста в таблице)
— работать индивидуально и в группе
— формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Презентация по физике «Три состояния вещества»
физический диктант
- Что из названного свидетельствует о существовании отталкивания молекул?
1) Текучесть жидкости 2) Распрямление сжатого ластика 3) Практическое сохранение жидкостью объёма при её сдавливании 4) Несмачиваемость жидкостью поверхности твёрдого тела
2. Молекулы притягиваются друг к другу. Но почему между ними существуют промежутки и они не «слипаются» между собой? Это происходит потому, что они …
2. очень слабо притягиваются друг к другу.
3. при большом сближении отталкиваются друг от друга.
3. Сжать воздух в шаре намного легче, чем воду в сосуде. Выберите правильное утверждение:
1. Это объясняется сильным притяжением между молекулами газа. 2. Это объясняется тем, что молекулы газа легко сжать. 3. Это объясняется большими расстояниями между молекулами газа. 4. Это объясняется сильным притяжением между молекулами воды.
4. Смачивание – это явление, при котором молекулы
- жидкости сильнее притягиваются к молекулам твердого тела, чем друг к другу.
2. твердого тела сильнее притягиваются к молекулам жидкости, чем друг к другу.
5. Благодаря какому физическому явлению происходит склеивание поверхностей двух тел клеем?
1. Притяжение между молекулами.
2. Отталкивание между молекулами.
3. Диффузия.
4. Расширение тел при нагревании.
Проверь себя:
Три состояния вещества
7 класс
Твердые тела
Жидкости
Газы
Критерии сравнения
Газообразное состояние
Жидкое состояние
Основные свойства
Характер движения и взаимодействия молекул
Твердое состояние
Молекулярное строение
Вода
Твердые тела сохраняют свои форму и объем
Жидкость свою форму меняет, а объем остается прежним
Газообразные тела принимают форму того сосуда, в который их поместили, и занимают весь предоставленный им объем
Молекулы
Расположение
Движение
Взаимодействие
Самостоятельно заполнить таблицу по § 12,13
Критерии сравнения
Газообразное состояние
Основные свойства
Характер движения и взаимодействия молекул
Жидкое состояние
Твердое состояние
Молекулярное строение
1. Не имеет формы
2.Сохраняет объем
3.Не сжимаема
4.Текуча
1.Сохраняет форму
1.Не имеет формы
2.Сохраняет объем
2.Не сохраняет объем
3.Сжимаем
3.Не сжимаемо
Почему газы не имеют формы и не сохраняют объем?
Почему жидкости не имеют формы , но сохраняют объем?
Почему твердые тела имеют форму и сохраняют объем?
Вопросы для закрепления
- Какие свойства твердых тел вы знаете?
- Назовите свойства жидкостей.
- Какими свойствами обладают газы?
- Как расположены частицы в твердых телах?
- Чем объясняется текучесть жидкостей?
Домашнее задание
- §§ 12-13, выучить таблицу
- Тест на стр.38-39
Три состояния вещества — презентация онлайн
1. Три состояния вещества
Физика 7 класс900igr. net
Что происходит с молекулами вещества, когда
вещество находится в разных агрегатных состояниях?
Твердое тело
Что происходит с молекулами вещества, когда
вещество находится в разных агрегатных состояниях?
Жидкость
Что происходит с молекулами вещества, когда
вещество находится в разных агрегатных состояниях?
Газ
Состояние
вещества
Молекулярное
строение
Свойства
Объяснение
свойств
Состояние
вещества
Твердое тело
Молекулярное
строение
Свойства
Объяснение
свойств
сохраняют
форму, объем,
несжимаемы,
прочны
Частицы сильно
притягиваются друг к
другу и
располагаются в
строго определенном
порядке
Состояние
вещества
Твердое тело
Жидкость
Молекулярное
строение
Свойства
Объяснение
свойств
сохраняют
форму, объем,
несжимаемы,
прочны
Частицы сильно
притягиваются друг к
другу и
располагаются в
строго определенном
порядке
не изменяют
объема, легко
меняют форму,
несжимаемы
Частицы в жидкостях
находятся очень
близко друг к другу,
но притяжение между
ними гораздо слабее,
чем в твердых телах
Состояние
вещества
Твердое тело
Жидкость
Газ
Молекулярное
строение
Свойства
Объяснение
свойств
сохраняют
форму, объем,
несжимаемы,
прочны
Частицы сильно
притягиваются друг к
другу и
располагаются в
строго определенном
порядке
не изменяют
объема, легко
меняют форму,
несжимаемы
Частицы в жидкостях
находятся очень
близко друг к другу,
но притяжение между
ними гораздо слабее,
чем в твердых телах
легко сжимаемы,
заполняют весь
предоставленны
й им объем
Частицы находятся
далеко друг от друга
и слабо
взаимодействуют
друг с другом
Вопросы:
1. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50%?
2. Почему твердые тела сохраняют свою форму?
3. К чему приводит повышении температуры твердого
тела?
4. Что можно сказать о расположении молекул при
нагревании воды до кипения?
5. Вода испарилась и превратилась в пар. Изменились
ли при этом молекулы льда? Как изменилось их
расположение и движение?
Презентация «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов» по физике – проект, доклад
Презентацию на тему «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов» можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Физика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).
Слайд 1Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Учитель физики ГБОУ СОШ № 128 г.Санкт-Петербург Андронова Екатерина Владимировна
Слайд 2В природе вещества встречаются в трех состояниях:
в твердом в жидком в газообразном
Слайд 3Твердое тело имеет собственную форму и объем.
Слайд 4Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объем. Они текучи, их легко перелить из одного сосуда в другой.
Слайд 5Газы не имеют собственной формы и постоянного объема. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объем.
Слайд 6В газах расстояние между молекулами намного больше размеров самих молекул. Молекулы газа, двигаясь во всех направлениях, почти не притягиваются друг к другу и заполняют весь сосуд.
Слайд 7Молекулы жидкости расположены близко друг к другу, не расходятся на большие расстояния. Расстояние между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул.
Слайд 8В твердых телах притяжение между молекулами (атомами) еще больше, чем у жидкостей. Молекулы (атомы) расположены в определенном порядке.
Слайд 9Твердые тела имеют кристаллическое строение.
Слайд 10Вода.
Твердое состояние – лед Жидкое состояние – вода — Газообразное состояние — пар
Слайд 11Тест.
Распределите вещества по трем колонкам: азот, ртуть, железо, воздух, молоко, сахар, алюминий, водород, лед, вода, медь, кислород, спирт, неон, дерево.
Слайд 12Список источников:
А) Печатные источники: учебник «Физика» 7 класс под редакцией А.В.Перышкина Б) Ссылки на изображения: Изображение кристаллов http://fotki.yandex.ru/users/sahanova/view/314905/… http://soundhealing.ru/kak-vozdejstvuyut-xrustalnye-chashi/… http://www.fairies-secrets.com…
Слайд 13http://selenaart.ru/rubric/1976335/… Изображение айсберга http://www.s0alex.ru/abc18c.html… Изображение воды http://medicini. info/krasota/276-vesennyaya-reabilitaciya-volos.html… http://school.xvatit.com/index.php… Изображение водяного пара http://tvojasicilia.ru/ostrov-sicilia/vulkan-etna-dostoprimechatelnost-dlya-turistov… http://smotret-mir.ru/prirodnye-yavleniya/vodyanoj-par-v-atmos
Презентация для урока по физике в 7 классе по теме «Агрегатные состояния вещества»
Агрегатные состояние вещества
Физика 7 класс
Учитель физики И.В.Торопчина
Лицей №7, г. Бердск
Состояния вещества
Любое вещество в зависимости от условий может находиться в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном
Свойства веществ в различных состояниях
- В различных состояниях вещества обладают разными свойствами.
Твердые тела
Форму твёрдого тела можно изменить, но для этого необходимо приложить усилие.
Твёрдое тело имеет собственную форму и объём.
Жидкости
В отличие от твёрдых тел жидкости легко меняют свою форму. Они принимают форму сосуда в котором находятся .
В обычных условиях только маленькие капельки жидкости имеют свою форму- форму шара.
На свойстве жидкости легко изменять свою форму основано изготовление предметов из расплавленного стекла.
Жидкости легко меняют свою форму, но сохраняют объём.
Газы
Газы могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема.
При -219 0 С кислород превращается в твердое тело.
При -193 0 С кислород становится жидким.
Кислород бывает твердым, Жидким тоже может быть. Но на практике, поверьте, Это нам не получить.
При обычной температуре кислород бывает газообразным.
Агрегатные состояние вещества
газообразное
жидкое
твердое
сохранение
формы
и объема
не сохранение
формы, сохранение
объема
не сохранение
формы
и объема
кристаллические
аморфные
Строение твердых, жидких и газообразных тел
Твердые тела в обычных условиях сохраняют свой объем и форму.
Свойства твердых тел объясняются тем, что молекулы расположены почти вплотную друг к другу, поэтому велико притяжение между молекулами.
Каждая частица совершает колебания около определенного положения равновесия и не уходит от этой точки.
Твердые тела
- Атомы или молекулы твердых тел колеблются около определенных положений равновесия. По этой причине твердые тела сохраняют не только объем, но и форму.
- Внутренний порядок в расположении атомов кристаллов приводит к правильным внешним геометрическим формам.
Кристаллические решетки
поваренной соли и алмаза
Жидкости в обычных условиях сохраняют свой объем, но не сохраняют форму.
Свойства жидкостей объясняются тем, что расстояние между молекулами жидкости меньше размеров молекул, поэтому объём постоянен, но форму сохранить не могут.
Молекулы не расходятся на большие расстояния друг от друга, но могут перемещаться по всему объёму жидкости.
Жидкости
- Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу. Молекула колеблется около своего положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами.
- При уменьшении объема силы отталкивания становятся очень велики. Этим и объясняется малая сжимаемость жидкостей.
Газы легко сжимаемы, не имеют собственной формы и постоянного объема
Свойства газов объясняются тем, что расстояния между молекулами много больше самих молекул, поэтому молекулы слабо притягиваются друг к другу .
Молекулы движутся по всем направлениям, изменяя направление движения при соударениях.
Газы
- В газах расстояние между
атомами или молекулами в
среднем во много раз больше
размеров самих молекул.
- Газы легко сжимаются,
при этом уменьшается среднее
расстояние между
молекулами, но форма
молекулы не изменяется.
Межмолекулярное взаимодействие
Заполните таблицу: Агрегатные состояние вещества
Состояние
вещества
Свойства
вещества
Твердое
Расположение
частиц
Жидкое
Д вижени е
частиц
Газообраз-ное
в заимо-
действие молекул
Домашнее задание:
- § 12,13, задание 1,2, Стр. 38
- Составьте кроссворд
Составьте кроссворд
1
2
3
4
5
М
6
7
О
Л
Е
К
У
8
Л
А
Спасибо за внимание!
Конспект и презентация урока по физике на тему «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку. Знакомство учащихся с ходом урока.
Слайд 1, слайд 2.
«Тема урока — агрегатные состояния вещества. А какие агрегатные состояния вещества вам известны?
Верно, вещества могут быть в жидком, твердом и газообразном состоянии. Цель нашего урока в том, чтобы выяснить:
Все ли вещества могут быть в твердом, жидком, газообразном состоянии
Изменяются ли молекулы вещества при переходе из одного состояния в другое
Почему свойства вещества в разных агрегатных состояниях отличаются друг от друга»
2. Проверка домашнего задания.
Учитель осуществляет проверку по мере готовности учеников на этапе подготовки к усвоению нового материала
3. Повторение материала. Подготовка к работе на основном этапе
«Так как нам сегодня придется говорить о молекулярном строении тел, то давайте вспомним, что нам известно о строении вещества. Предлагаю внимательно изучить предложенный текст и устно вставить недостающие и подходящие по смыслу слова»
Слайд 3
…вещества состоят из молекул.
Молекулы …… увидеть невооруженным взглядом.
Между молекулами существуют ……….
Молекулы разных веществ ………, а молекулы одного и того же вещества ………….
Молекулы непрерывно…..
Между молекулами существует взаимное ….., если расстояние между ними сравнимо с размерами самих молекул. А если расстояние между молекулами меньше размеров самих молекул, то взаимное…………..
Полную информацию смотрите в файле.
Три состояния материи
Презентация на тему: «Три состояния материи» — стенограмма презентации:
ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]> 1 Три состояния материи
Добро пожаловать в мир науки Автор, Сарацинский кампус союзной школы Ниды Халид
2 Задачи состояния: Материя: Свойства / Идентификация / Маленький Обучающийся сможет определить, что материя имеет предсказуемые свойства и состоит из частиц, которые слишком малы, чтобы их можно было увидеть невооруженным глазом. Состояния материи: условия / определение Учащийся сможет определять состояния материи.
3 После презентации студенты напишут абзац о трех состояниях материи (твердое, жидкое и газообразное).
4 Газ Не имеет фиксированной формы Не имеет фиксированного объема
Изготовлен из быстро движущихся частиц Между частицами также есть большие промежутки по сравнению с твердыми телами и жидкостями
5 Примеры газов: пар, кислород, двуокись углерода, смог, слезоточивый газ, гелий.
6 Проверьте следующий газовый сайт:
7 Жидкость Не имеет фиксированной формы Имеет фиксированный объем
Частицы легко движутся мимо друг друга Частицы расположены довольно близко, но не в аккуратном ровном расположении, как частицы в твердом теле.
8 Примеры жидкостей:
Апельсиновый сок Вода Безалкогольные напитки Молоко Спирт Уксус
9 Посетите следующий сайт о жидкостях:
10 Твердое тело имеет фиксированную форму Имеет фиксированный объем
Частицы расположены плотно, равномерно Частицы движутся очень мало
11 Примеры твердых тел: ледяная лягушка, сырные кирпичи, деревянный попсикл.
12 Посетите следующий сайт о твердых телах:
13 Посмотрите этот мозговой фильм о состояниях материи:
14 Письменное задание Учащиеся описывают три состояния материи и включают следующее: По крайней мере, один пример каждого состояния Описание каждого состояния
15 Спасибо за ваше время
Глава 3 Предварительный просмотр Раздел 1 Три состояния вещества
Презентация на тему: «Обзор главы 3, раздел 1, три состояния материи» — стенограмма презентации:
ins [data-ad-slot = «4502451947»] {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14> ins: not ([data-ad-slot = «4502451947»]) {display: none! important;}} @media (max-width: 800px) {# place_14 {width: 250px;}} @media (max-width: 500 пикселей) {# place_14 {width: 120px;}} ]]> 1 Глава 3 Предварительный просмотр Раздел 1 Три состояния вещества
Раздел 2 Поведение газов Раздел 3 Изменения в картировании концепции состояния
2 Глава 3 Раздел 1 Три состояния материи Беллринджер На кухне вы можете найти три различных формы воды. Что это за три формы воды и где именно на кухне вы их найдете? Запишите свои ответы в свой научный журнал.
3 Глава 3 Раздел 1 Три состояния материи Цели Описать свойства, присущие всем частицам материи. Опишите три состояния материи. Объясните разницу между состояниями материи.
4 Глава 3 Частицы материи
Раздел 1 Три состояния материи Частицы материи Состояния материи — это физические формы, в которых может существовать вещество.Три наиболее известных состояния вещества — твердое, жидкое и газообразное. Материя состоит из крошечных частиц, называемых атомами и молекулами. Эти частицы всегда находятся в движении и всегда сталкиваются друг с другом.
5 Частицы материи, продолжение
Глава 3 Раздел 1 Три состояния материи Частицы материи, продолжение Частицы материи взаимодействуют друг с другом. То, как частицы взаимодействуют друг с другом, помогает определить состояние вещества.Взаимодействие между частицами в трех состояниях материи показано на следующем слайде.
6 Глава 3 Раздел 1 Три состояния материи
7 Глава 3 Раздел 1 Три состояния материи Твердое тело — это состояние вещества, которое имеет определенную форму и объем. Частицы в твердом теле движутся недостаточно быстро, чтобы преодолеть притяжение между ними.Каждая частица колеблется на месте и фиксируется окружающими ее частицами.
8 Глава 3 Твердые тела, продолжение
Раздел 1 Три состояния материи Твердые тела, продолжение Есть два вида твердых тел. Кристаллические твердые тела имеют очень упорядоченное трехмерное расположение частиц. Железо, алмаз и лед — твердые кристаллические вещества. Аморфные твердые тела состоят из частиц, не имеющих особого расположения.Стекло, резина и воск — твердые аморфные вещества.
9 Глава 3 Раздел 1 Три состояния материи Жидкости Жидкость — это состояние вещества, которое имеет определенный объем и принимает форму своего сосуда. Частицы жидкости движутся достаточно быстро, чтобы частично преодолеть притяжение между ними. Частицы в жидкости скользят друг мимо друга.
10 Глава 3 Жидкости, продолжение
Раздел 1 Три состояния вещества Жидкости, продолжение Жидкости обладают уникальными характеристиками Двумя особыми свойствами жидкостей являются поверхностное натяжение и вязкость.Поверхностное натяжение — это сила, действующая на частицы на поверхности жидкости. Вязкость — это сопротивление жидкости течению.
11 Глава 3 Раздел 1 Три состояния вещества Газы Газ — это состояние вещества, которое не имеет определенной формы или объема. Частицы газа движутся быстро и могут полностью оторваться друг от друга. Количество пустого пространства между частицами газа может измениться.
12 Глава 3 Раздел 2 Поведение газов Bellringer Какой газ используется в воздушном шаре, чтобы заставить его парить в воздухе? Вы когда-нибудь видели парящий в небе воздушный шар? В своем научном журнале напишите объяснение, почему вы думаете, что воздушный шар может летать только с воздухом, а не с гелием.
13 Глава 3 Раздел 2 Поведение газов Цели Опишите три фактора, которые влияют на поведение газов. Предскажите, как изменение давления или температуры повлияет на объем газа.
14 Описание поведения газа
Глава 3 Раздел 2 Поведение газов Описание поведения газа Температура Температура — это мера того, насколько быстро движутся частицы в объекте. Чем быстрее движутся частицы, тем больше у них энергии. Объем Объем — это количество места, которое занимает объект. Поскольку частицы газа распространяются, объем любого газа зависит от контейнера, в котором находится газ.
15 Описание поведения газа, продолжение
Глава 3 Раздел 2 Поведение газов Описание поведения газа, продолжение Давление Величина силы, прилагаемой к данной области поверхности, называется давлением.Вы можете представить себе давление как количество раз, когда частицы газа попадают внутрь своего контейнера.
16 Глава 3 Законы о поведении газа
Раздел 2 Законы о поведении газа Закон Бойля Закон Бойля гласит, что для фиксированного количества газа при постоянной температуре объем газа обратно пропорционален давлению. Закон Чарльза Закон Чарльза гласит, что для фиксированного количества газа при постоянном давлении объем газа изменяется так же, как изменяется температура газа.
17 Глава 3 Раздел 2 Поведение газов
18 Глава 3 Раздел 3 Изменения состояния Беллринджер Напишите описание того, что нужно сделать с жидкой водой, чтобы превратить ее в лед или преобразовать в пар. Основываясь на вашем объяснении, предскажите, что должно произойти, чтобы материя изменила состояние. Напишите свой ответ в своем научном журнале.
19 Глава 3 Раздел 3 Изменения состояния Цели Опишите, как энергия участвует в изменениях состояния. Опишите, что происходит во время плавления и замораживания. Сравните испарение и конденсацию. Объясните, что происходит во время сублимации. Определите два изменения, которые могут произойти, когда вещество теряет или набирает энергию.
20 Энергия и изменения состояния
Глава 3 Раздел 3 Изменения состояния Энергия и изменения состояния Изменение состояния — это изменение вещества из одной физической формы в другую. Частицы вещества движутся по-разному в зависимости от состояния вещества. Частицы также имеют разное количество энергии, когда вещество находится в разных состояниях.
21 год Глава 3 Раздел 3 Изменения состояния
22 Плавление: твердое тело в жидкость
Глава 3 Раздел 3 Изменение состояния Плавление: твердое тело в жидкость Плавление — это изменение состояния из твердого в жидкое.Температура, при которой твердое вещество превращается в жидкость, является его точкой плавления. Добавление энергии Чтобы твердое тело расплавилось, частицы должны преодолеть свое притяжение друг к другу. Когда твердое тело достигает точки плавления, любая добавленная энергия используется для преодоления притяжения между частицами.
23 Замораживание: от жидкости к твердому веществу
Глава 3 Раздел 3 Изменение состояния Замораживание: от жидкости к твердому телу Замораживание — это изменение состояния с жидкого на твердое. Температура, при которой жидкость превращается в твердое тело, является ее точкой замерзания. Удаление энергии Когда жидкость достигает точки замерзания, удаление энергии приводит к тому, что частицы начинают фиксироваться на месте.
24 Испарение: жидкость в газ
Глава 3 Раздел 3 Изменения состояния Испарение: жидкость в газ Испарение — это изменение состояния с жидкости на газ. Испарение может происходить на поверхности жидкости, температура которой ниже точки кипения.Кипение — это превращение жидкости в газ во всей жидкости. Температура, при которой жидкость закипает, и есть ее точка кипения.
25 Глава 3 Раздел 3 Изменения состояния
26 год Испарение: жидкость в газ, продолжение
Глава 3 Раздел 3 Изменение состояния Испарение: жидкость в газ, продолжение Влияние давления на точку кипения Точка кипения жидкости снижается при понижении атмосферного давления. Атмосферное давление вызвано весом газов в атмосфере. Атмосферное давление ниже на возвышенностях. Таким образом, температура кипения на вершинах гор ниже, чем на уровне моря.
27 Конденсация: газ в жидкость
Глава 3 Раздел 3 Изменение состояния Конденсация: газ в жидкость Конденсация — это изменение состояния из газа в жидкость. Точка конденсации вещества — это температура, при которой газ становится жидкостью.Для конденсации необходимо удалить энергию. Удаление энергии замедляет движение частиц газа, что позволяет им слипаться.
28 год Испарение и конденсация
Глава 3 Раздел 3 Изменения состояния испарения и конденсации Щелкните ниже, чтобы просмотреть визуальную концепцию. Визуальная концепция
29 Сублимация: твердое тело в газ
Глава 3 Раздел 3 Изменение состояния Сублимация: твердое тело в газ Сублимация — это изменение состояния, при котором твердое тело непосредственно превращается в газ. Чтобы сублимация произошла, необходимо полностью преодолеть притяжение между частицами. Итак, при сублимации вещество должно набирать энергию.
30 Изменение температуры по сравнению с Изменение состояния
Глава 3 Раздел 3 Изменения состояния Изменение температуры Vs. Изменение состояния Когда большинство веществ теряет или набирает энергию, с веществом происходит одно из двух: изменяется его температура или изменяется его состояние.Но температура вещества не меняется до полного изменения состояния. График на следующем слайде показывает, как изменяется температура по мере добавления энергии ко льду.
31 год Глава 3 Раздел 3 Изменения состояния
32 Глава 3 Сопоставление концепций
Сопоставление состояний материи Концептуальное сопоставление Используйте приведенные ниже термины, чтобы заполнить концептуальное сопоставление на следующем слайде. изменения состояния плавление испарение жидкость конденсация состояния вещества твердое тело
33 Глава 3 Состояния материи
34 Глава 3 Состояния материи
Три состояния материи
Линда Харви
Католическая школа Маркетт
Вирджиния, MN
на основе онлайн-активности
Сводка
В этом упражнении по физике учащиеся смогут определить значение слов «твердое вещество», «жидкость» и «газ».Студенты будут работать в группах по 3 или 4 человека, чтобы заполнить таблицу с примерами каждого типа материи и ее свойств. Затем студенты будут записывать свои наблюдения в свои научные журналы.
Цели обучения
Это задание предназначено для студентов, чтобы классифицировать состояния материи и наблюдать различные свойства каждого из них. Затем ученики каждой группы сделают устную презентацию своим одноклассникам, рассказывая о своих наблюдениях.
Словарный запас: материя, твердое тело, жидкость, газ и свойства
Контекст использования
Этот урок предназначен для учеников начальных классов.Урок продлится около часа. Он будет разделен на 2 дня.
Предмет : Химия: Общая химия
Тип ресурса : Деятельность: Классная деятельность
Уровень : Начальная школа (K-2)
Описание и учебные материалы
Перед началом урока я прочитаю книгу «Из чего сделан мир?» Все о твердых телах, жидкостях и газах Кэтлин Вайднер Зофельд и иллюстрировано Полом Майзелем.Необходимые материалы: бумажный стаканчик, мешок с замком на молнии, наполненный водой, два пустых мешка с замком, карандаш, твердый предмет, например камень или мяч, диаграмма и маркеры для каждой группы.
Упражнение: Поднимите сумку с замком на молнии, в которой находится твердое вещество. Введите термин «твердый». Выньте это. Попросите детей пощупать, посмотреть и т. Д. Это занимает место? У него есть вес? Сохраняет ли форму? Спросите другие примеры твердых тел и их свойства. Запись на график. Подержите пакет с жидкостью. Ввести термин «жидкость». Передайте это. Это занимает место? Видишь? У него есть вес? Сохраняет ли форму? (Налейте воду в чашку, чтобы дети могли видеть, что жидкость принимает форму емкости.) Составьте список других жидкостей, обсудите их свойства и сделайте запись в таблице. Подуйте воздух в третий пустой мешок. Это занимает место? У него есть вес? Сохраняет ли форму? (Выпустите воздух из мешка и спросите детей, куда он попал.) Обсудите другие свойства, другие газы, или любые другие, названия которых дети могут знать. Дайте им вдохнуть и посмотрите, как легкие расширяются, как воздушный шар. Запись на график. В завершение занятия каждый ребенок получит по экземпляру стихотворения Сью Буле «Дело действительно имеет значение».
Материя очень важна,
Она составляет то, что мы видим,
Без нее все, что мы знаем,
Просто бы просто не было!
У нас не было бы рыбы в океане,
У нас не было бы облаков в воздухе,
Ни людей в домах, ни травы на земле.
Почему бы там даже земли не было!
Дело очень важно —
Особенно для вас и для меня.
Все состоят из материи …
Без этого нас бы просто не было!
Учебные заметки и советы
Обсудите правильное поведение при работе с группой.Попросите учащихся выбрать одного человека, который будет писать на таблице.
Оценка
Используя свою таблицу, каждая группа объяснит выводы, к которым они пришли относительно каждого состояния вещества и его свойств. Я также прочитаю то, что они написали в своем научном журнале. В их дневнике должно быть указано значение каждого слова из их словарного запаса.
Стандарты
2. Физические науки 1. Материя 1. Объекты можно описать в терминах материалов, из которых они сделаны, и их физических свойств.
Ссылки и ресурсы
Состояния существа: Введение
Поделиться — это забота — спасибо за то, что распространили информацию!
Материя определяется как «то, что занимает пространство и обладает массой». Материя существует в трех основных состояниях: твердом, жидком и газообразном. ( Существует четвертое состояние материи, плазма, но мы не рассматривали плазму во время нашей единицы состояний материи .) В этом посте я рассказываю, как я предоставил своим детям очень простое введение в состояния материи .
Примечание. Для получения дополнительных сведений о материи, пожалуйста, посетите мою страницу изучения единиц состояния материи.
Способ, которым я решил сначала представить материю и ее различные состояния, был вдохновлен уроками, которые я извлек из руководства по физике, которое было частью моего онлайн-курса KHT Монтессори.
Следуя рекомендациям в руководстве, мое первое знакомство с состояниями материи началось с подготовки лотка для материалов .Это был простой поднос с тремя секциями. Я назвал первую секцию «твердой» и поместил внутрь камень. Я назвал вторую секцию «жидкость» и поставил внутрь емкость с водой. Я назвал третью секцию «газом» и поставил внутрь емкость с газом (т.е. пустую, за исключением воздуха).
Утром, когда я начал знакомить своих детей с материей, я вытащил этот поднос. Сначала я определил материю как все, что занимает пространство, или как все, к чему вы можете прикоснуться физически.
Затем я объяснил, что вся материя находится в одном из трех состояний или форм: твердые тела, жидкости и газы.Затем я показал им три объекта в лотке с материалами и назвал каждый твердым, жидким или газообразным.
На следующем уроке я представил лоток для жидкостей . В этом лотке было несколько емкостей с водой, а также этикетка с надписью «жидкость». Разделяя этот поднос с детьми, я использовал возможность объяснить, что жидкости:
- не имеют определенной формы, но принимают форму своего контейнера
- имеют определенный объем
- имеют определенную массу
Мы говорили о том, как жидкости меняют форму, когда переходят из одной емкости в другую. Чтобы проиллюстрировать это, я позволил своим детям переливать воду из одного контейнера в другой.
Мы также говорили о том, что было бы, если бы мы вылили воду на стол. Мы все согласились, что он начнет проливаться на пол, и нам понадобится полотенце, чтобы вытереть его! Я даже продемонстрировал это, пролив немного воды, к большому удовольствию моих детей!
На следующем уроке я представил лоток для твердых частиц . В этом лотке было несколько твердых предметов, а также этикетка «Твердые тела».«Разделяя этот поднос с детьми, я воспользовалась возможностью, чтобы объяснить, что жидкости:
- имеют определенную форму
- имеют определенный объем
- имеют определенную массу
Чтобы проиллюстрировать свойства твердых тел, я позволил детям держать различные предметы. Мы говорили о том, что твердые тела имеют определенную форму. Мы все согласились с тем, что если бы мы уронили один из твердых предметов на стол, нам не нужно было бы брать полотенце, чтобы вытереть его, как мы должны были сделать с водой.
Мы также говорили о том, что твердые тела имеют определенную форму, но форму можно изменить, если приложить достаточную силу. Например, устройство для чистки труб на подносе, изображенном ниже, твердое, но мои дети могли бы согнуть его, если бы попытались. (В другой день я сделал то же самое с пластилином, объяснив, что пластилин является твердым и имеет определенную форму, но что мы можем изменить его форму, если приложим к нему достаточную силу.)
На следующем уроке я представил поддон для газов .Этот лоток включал соломинку, пузыри и воздушный шар, а также этикетку «газы». Разделяя этот поднос с детьми, я использовал возможность объяснить, что газы:
- не имеют определенной формы
- не имеют определенного объема
- имеют определенную массу
Из всех типов материи, газ определенно труднее всего изучать, потому что он наиболее абстрактный. По большей части мы не видим газа. Мы редко чувствуем газ. Итак, цель этого подноса заключалась в том, чтобы максимально конкретизировать концепцию газа для детей.
Мы использовали соломинку для удара. Мы по очереди ощущали, как на другом конце соломинки выходит воздух. Мы взорвали воздушный шар и говорили о том, как воздушный шар стал больше, потому что он наполнился воздухом / газом. Наконец, мы надували пузыри и говорили о том, как каждый пузырек образовывался при вдувании воздуха / газа.
Дополнительные ресурсы для изучения состояний материи
Больше сообщений о состояниях материи от Gift of Curiosity:
Чтобы получить больше интересных идей, связанных с обучением состояниям материи, посетите мою страницу «Исследование единиц состояния материи» и мою доску Pinterest о состояниях материи.
Подписывайтесь на доску Gift of Curiosity States of Matter на Pinterest.
Простое введение в твердые тела, жидкости, газы
Криса Вудфорда. Последнее изменение: 21 мая 2020 г.
Снег, море, тучи — не часто видишь, что выглядят как три основных состояния материи (твердое, жидкое и газообразное) в одном и том же месте в одно и то же время. Но мне повезло в один холодный день в начале этого года, гуляя по пляжу сразу после метели.Облака (аэрозоли, медленно образующиеся из невидимого водяного пара) были все еще тяжелыми, и дождь ждал, чтобы упасть, на пляже была пыль от снега (твердая вода), а океан (жидкая вода) входил и выходил, входил и выходил. вне. Прямо перед моими глазами была вода в трех ее состояниях одновременно. Теперь вы можете видеть три состояния различных веществ в любое время. Откройте дверцу холодильника, и вы увидите всевозможные охлаждающие жидкости в банках, твердые комки овощей и сыра, и весь холодильный шкаф, наполненный невидимыми газами — кислородом, азотом, углекислым газом и многими другими, менее значительными. известные, такие как аргон, которые составляют воздух вокруг нас.Но не часто вы видите сразу три состояния одной и той же субстанции. Вы когда-нибудь задумывались, почему? Давайте посмотрим внимательнее!
Фото: Вода в трех ее состояниях? Снег (твердая вода) на пляже, жидкая вода в океане и водяной пар (вода, охлаждающаяся из газообразной формы в капли воды и кристаллы льда, медленно превращающиеся в видимые облака). В чем разница между водяным паром и паром? Пар — это вода в форме горячего газа, полученного из кипящей воды, тогда как водяной пар — это вода в газовой форме при любой температуре — это может быть холодный водяной пар, полученный из жидкой воды путем понижения давления.Хотя облака могут выглядеть как простые белые газы, на самом деле они являются образцами аэрозолей (жидкостей или твердых тел, рассеянных в газах — так что либо капли воды, либо кристаллы льда размазываются через большую массу воздуха).
Что делает что-то твердым, жидким или газообразным?
В чем разница между твердым телом, жидкостью и газом? Вы можете подумать, что это просто вопрос температуры, но это еще не все.
В твердых телах атомы довольно прочно связаны друг с другом, хотя и немного перемещаются.Не нужно класть твердое тело в емкость; он остается там, где был, потому что его атомы плотно скреплены определенной формой, которая обычно не меняется. Если твердое тело достаточно мягкое, и вы нажмете на него, вы можете заставить его изменить форму, переместив его атомы в новые позиции.
Достаточно нагрейте твердое тело, и вы дадите его атомам достаточно энергии, чтобы они распались, образуя жидкость. В жидкостях атомы расположены более хаотично и немного дальше друг от друга (но не настолько).Силы между ними слабее, и они могут легко покачиваться и течь мимо друг друга. Вот почему текут жидкости. Отведите достаточно тепла от жидкости, и атомы будут замедляться, пока не сформируются твердое тело. Добавьте еще немного тепла, и некоторые из атомов могут вырваться из него, образуя газ.
Газы имеют гораздо более беспорядочно расположенные атомы, чем жидкости или твердые тела. Силы между атомами очень слабые, поэтому атомы могут свободно перемещаться с большим количеством энергии. Жидкость может течь, но газ идет лучше и расширяется, заполняя все доступное ему пространство.Если вы очень сильно сжимаете газ или отводите от него тепло, его молекулы должны сбиться в кучу. Довольно скоро они соединяются, образуя жидкость. Продолжайте сжимать или остывать, и вы плотно соедините их вместе, чтобы получилось твердое вещество.
Иллюстрация: Слева: твердые тела более плотные, чем жидкости: в одном и том же пространстве у них больше атомов. Атомы плотно упакованы вместе и сами по себе сохраняют форму, хотя и перемещаются на месте.
Средний: Жидкости обычно менее плотные, чем твердые тела, но более плотные, чем газы.Их атомы могут двигаться гораздо больше, поэтому им нужен контейнер, чтобы удерживать их на месте (но открытый контейнер обычно подходит на короткие периоды времени). Хотя диаграммы в книгах часто преувеличивают интервалы, важно отметить, что атомы в жидкостях расположены почти так же близко друг к другу, как и в твердых телах.
Справа: газы даже менее плотные, чем жидкости. Их атомы идут туда, куда им заблагорассудится, поэтому им нужен полностью герметичный контейнер (например, резиновый шар), чтобы удерживать их на месте.
Переход из одного состояния в другое
Вы можете превратить любое вещество из твердого в жидкость или газ или обратно, просто изменив его давление и / или температуру, но это не сразу очевидно для нас в мире, где температура и давление практически не меняются. .На Земле температура колеблется в широком диапазоне от -30 ° C до + 30 ° C или (от -70 ° F до + 90 ° F), что кажется огромным отклонением для теплокровного человека, но не беспокоит кусок железа. очень. Давление воздуха тоже повышается и понижается. Давление воздуха часто измеряется в единицах, называемых атмосферой, где нормальное давление составляет 1 атмосферу (равную 101 кПа в научных единицах давления, известных как килопаскали). Минимальное давление воздуха на поверхности Земли (возникающее во время таких вещей, как торнадо) составляет около 0.8 атмосфер (85 кПа), а самые высокие достигают около 1,1 атмосферы (110 кПа). Опять же, разница между этими числами кажется нам огромной и разительной, потому что она сигнализирует об огромных изменениях погоды, но не меняет вещей настолько, чтобы иметь какое-либо значение для деревянного блока или гранитной плиты.
Работа: Изменение состояний: вы можете превратить твердое тело в жидкость, расплавив его, а затем превратить жидкость в газ путем испарения. В обратном направлении вы можете превратить газ в жидкость путем конденсации, а затем превратить жидкость в твердое тело путем замораживания.Но при правильных условиях температуры и давления вы также можете напрямую переводить твердые вещества в газы и из них путем сублимации и осаждения. Процессы, показанные каждой парой стрелок, полностью противоположны друг другу.
В узком диапазоне температуры и давления, в котором мы живем, большинство вещей, с которыми мы сталкиваемся, являются твердыми, жидкими или газообразными — и остаются такими. Вода — очевидное исключение. Когда я сказал, что видел снег, воду и лед вместе в одном и том же месте в одно и то же время на пляже зимой, я обманул — даже совсем немного! Снег на пляже имеет немного более низкую температуру, чем вода в океане, в то время как водяной пар в небе находится под гораздо более низким давлением.Фактически, на моей фотографии три состояния воды сосуществуют, потому что они находятся в совершенно разных условиях на суше, в океане и в небе. По сравнению с водой, другие вещества нуждаются в гораздо более резких изменениях температуры или давления, чтобы изменить свое состояние. Если вы хотите превратить что-то вроде железного блока из твердого в жидкость, вам нужно нагреться до температуры около 1500 ° C (2750 ° F). С другой стороны, чтобы превратить обычный газ, такой как азот, в жидкость, вам нужно охладить его до температуры ниже -200 ° C (-320 ° F).
Кинетическая теория материи
Другой способ понять твердые тела, жидкости и газы — подумать об энергии, которую они содержат. Внутри воздушного шара, наполненного газом, мечутся молекулы, которые многократно врезаются в резиновые стенки и выталкивают их наружу. Воздушные шары остаются вверху, потому что сила молекул газа, толкающих внутреннюю поверхность резины, оказывает давление, равное давлению молекул воздуха, давящих на резину снаружи.
Иллюстрация: Воздушный шар остается надутым, потому что молекулы газа неоднократно сталкиваются с его тонкой резиновой стенкой, выдавливая его наружу.Сила этих столкновений точно уравновешивается эластичностью (растяжимостью) резины.
Поскольку внутри воздушного шара движутся молекулы, у нас также должна быть кинетическая энергия внутри воздушного шара — потому что молекулы имеют как массу, так и скорость. Нагрейте воздушный шар, и вы дадите молекулам больше энергии: они поглощают поставляемое вами тепло и перемещаются немного быстрее (с большей скоростью), поэтому они сильнее врезаются в стены и оказывают большее давление. Вот почему при нагревании воздушного шара он надувается.Точно так же охладите воздушный шар (поместив его в холодильник), и вы лишите молекулы внутри части их энергии. Это означает, что они менее энергично врезаются в стенки шара и оказывают меньшее давление, поэтому шар опускается. Понимание того, как твердые тела, жидкости и газы ведут себя с точки зрения тепла, которым обладают их движущиеся молекулы, известно как кинетическая теория материи .
Что такое абсолютный ноль?
Что, если вы охладите воздушный шар и продолжите охлаждение? Предположим, вы для начала наполняете воздушный шар паром.Охладите его немного, и вы получите воздушный шар с небольшим количеством воды внутри, а затем воздушный шар, замороженный льдом. Если вы продолжаете охлаждаться, вы забираете все больше и больше энергии от молекул внутри. Даже атомы или молекулы в твердом теле немного двигаются, но они похожи на людей, бегущих на месте: они более или менее колеблются вокруг фиксированного положения. Чем больше вы охлаждаете твердое тело, тем меньше движутся атомы или молекулы. Сможете ли вы достичь точки, когда атомы или молекулы вообще перестают двигаться? Теоретически да.Если вы вычислите числа, вам нужно охладиться до -273,15 ° C (-459 ° F), что ученые описывают как самую низкую теоретически возможную температуру или абсолютный ноль. На практике кажется невозможным, что мы когда-либо сможем так охладить вещи, хотя исследователи подошли довольно близко. Вы можете узнать больше на веб-сайте PBS / NOVA обо всех стремление достичь абсолютного нуля.
Анимация: Когда мы охлаждаемся до абсолютного нуля, атомы или молекулы внутри вещества замедляются. При абсолютном нуле они вообще перестают двигаться.
Если абсолютный ноль действительно является самым низким пределом температуры, почему бы нам не перенастроить наши температурные шкалы, начиная с этой нулевой точки? Это то, что британский физик Уильям Томсон (1824–1907, также известный как лорд Кельвин) предложил в 1848 году. Современная шкала Кельвина (также называемая абсолютной шкалой) показывает значения от 0K в единицах температуры того же размера, что и градусы Цельсия, поэтому точка замерзания воды (0 ° C) становится 273K, а точка кипения воды (100 ° C) составляет 373K.Температуры по шкале Кельвина пишутся без знака градуса (°).
Почему твердые тела, жидкости и газы такие разные?
Твердый кусок железа намного тяжелее стакана воды того же размера, а воздушный шар, который во много раз больше, кажется, вообще ничего не весит. Некоторые твердые вещества, такие как резина, очень эластичны: вы можете растянуть резиновую ленту в два или три раза больше ее длины, и она вернется к исходной длине, когда вы отпустите ее. Другие твердые тела (например, стекло или фарфор) разбиваются, если их уронить.Так что же отличает одни твердые тела от других? Что отличает твердые тела от жидкостей и газов?
Фото: Свойства твердого тела: Все эти объекты являются твердыми телами, но имеют очень разные физические свойства. Сталь (банка, слева) прочная, хорошо сопротивляется нагреву, проводит электричество и плавится при высокой температуре. Резина (теннисный мяч, верх) жесткая, эластичная, плавится при низкой температуре и не проводит электричество. Пластик (бутылка, справа) довольно прочный, сжимается, когда вы толкаете его, но обычно не возвращается к своей первоначальной форме, плавится при низкой температуре и не проводит электричество или тепло.Искусственная губка (вверху справа) похожа на резину, но намного более слабая и менее прочная.
Мы описываем все способы поведения того или иного вещества в виде его свойств . Изменения, которые он претерпевает, когда мы толкаем его или тянем, пропускаем через него электричество, нагреваем или пытаемся разбить его молотком, называются его физическими свойствами . То, как он реагирует с другими веществами, называется его химическими свойствами. Мы можем понять физические свойства твердого тела, жидкости или газа, глядя на то, что атомы или молекулы делают внутри него.Например, что делает резину эластичной? Молекулы состоят из длинных цепочек атомов, которые соединены друг с другом более слабыми связями, называемыми поперечными связями. Когда вы растягиваете резину, вы можете развести эти звенья. Когда вы отпускаете, звенья становятся достаточно прочными, чтобы снова стянуть цепи вместе. Вот еще один пример: почему твердые тела такие тяжелые? Потому что так много атомов упаковано в очень маленькое пространство. Это также объясняет, почему большинство твердых тел твердые и нелегко меняют свою форму. Внутри твердого тела атомы плотно упакованы вместе, и их трудно заставить двигаться друг мимо друга.Поскольку атомы не хотят двигаться, твердое тело не может изменить свою форму. Оказывается, мы можем объяснить все свойства твердых тел, жидкостей и газов, глядя на то, что происходит с атомами или молекулами внутри них. Это называется материаловедением.
А как насчет плазмы?
Если вы нагреете жидкость, рано или поздно вы получите газ, но что произойдет, если вы продолжите нагреваться? В конце концов вы создаете четвертое состояние материи, называемое плазмой , в которой молекулы газа не только отделяются друг от друга, но и распадаются на свои субатомные компоненты — электроны и ионы (в данном случае атомы пропускают электроны).Плазма используется, в том числе, в плазменных телевизорах.
Фото: Плазменная «сфера» — это полностью герметичная стеклянная чаша (или, в данном случае, цилиндр), содержащая горячий ионизированный газ, производимый с помощью электричества. Если вы положите руки на стекло, они притянут свободные электроны в плазме, и она начнет кружиться в ответ на ваше прикосновение! Фото Джона Суитса любезно предоставлено ВМС США.
3.3: Классификация материи по ее состоянию — твердое, жидкое и газообразное
Цели обучения
- Для описания твердой, жидкой и газовой фаз.\ text {o} \ text {C} \), вода — это газ (пар). Состояние воды зависит от температуры. Каждое состояние имеет свой уникальный набор физических свойств. Материя обычно находится в одном из трех состояний: твердое , жидкое или газообразное . Рисунок \ (\ PageIndex {1} \): Материя обычно подразделяется на три классических состояния, с добавлением плазмы в качестве четвертого состояния. Слева направо: кварц (твердое тело), вода (жидкость), диоксид азота (газ).
Состояние, которое демонстрирует данное вещество, также является физическим свойством.Некоторые вещества существуют в виде газов при комнатной температуре (кислород и углекислый газ), в то время как другие, такие как вода и металлическая ртуть, существуют в виде жидкостей. Большинство металлов существует в твердом виде при комнатной температуре. Все вещества могут существовать в любом из этих трех состояний. На рисунке \ (\ PageIndex {2} \) показаны различия между твердыми телами, жидкостями и газами на молекулярном уровне. Твердое тело имеет определенный объем и форму, жидкость имеет определенный объем, но не имеет определенной формы, а газ не имеет определенного объема или формы.
Рисунок \ (\ PageIndex {2} \): представление состояний твердого тела, жидкости и газа.(a) Твердый O 2 имеет фиксированный объем и форму, а молекулы плотно упакованы вместе. b) жидкость O 2 соответствует форме контейнера, но имеет фиксированный объем; он содержит относительно плотно упакованные молекулы. (c) Газообразный O 2 полностью заполняет свой контейнер — независимо от размера или формы контейнера — и состоит из широко разделенных молекул.Плазма: четвертое состояние вещества
С технической точки зрения, существует четвертое состояние материи, называемое плазмой, но оно не встречается в природе на Земле, поэтому мы опускаем его из нашего исследования.
Плазменный шар, действующий в затемненной комнате. (CC BY-SA 3.0; шоколадный дуб).
Твердые вещества
В твердом состоянии отдельные частицы вещества находятся в фиксированных положениях по отношению друг к другу, потому что тепловой энергии недостаточно для преодоления межмолекулярных взаимодействий между частицами. В результате твердые тела имеют определенную форму и объем. Большинство твердых веществ твердые, но некоторые (например, воски) относительно мягкие. Многие твердые тела, состоящие из ионов, также могут быть довольно хрупкими.\ text {o} \ text {C} \), и при правильном давлении мы заметили бы, что все жидкие частицы перейдут в твердое состояние. Ртуть может затвердеть, когда ее температура достигает точки замерзания. Однако при возвращении к условиям комнатной температуры ртуть недолго находится в твердом состоянии и возвращается в свою более распространенную жидкую форму.
Твердые тела обычно имеют составляющие частицы, расположенные в регулярном трехмерном массиве чередующихся положительных и отрицательных ионов, который называется кристаллом .Эффект от этого регулярного расположения частиц иногда виден макроскопически, как показано на рисунке \ (\ PageIndex {3} \). Некоторые твердые тела, особенно состоящие из больших молекул, не могут легко организовать свои частицы в такие правильные кристаллы и существуют как аморфные (буквально «бесформенные») твердые тела. Стекло — один из примеров аморфного твердого тела.
Рисунок \ (\ PageIndex {3} \): (слева) Периодическая структура кристаллической решетки кварца \ (SiO_2 \) в двух измерениях. (справа) Случайная сетевая структура стекловидного \ (SiO_2 \) в двух измерениях.Обратите внимание, что, как и в кристалле, каждый атом кремния связан с 4 атомами кислорода, а четвертый атом кислорода не виден в этой плоскости. Изображения используются с разрешения (общественное достояние).Жидкости
Если у частиц вещества достаточно энергии, чтобы частично преодолеть межмолекулярные взаимодействия, тогда частицы могут перемещаться друг относительно друга, оставаясь в контакте. Это описывает жидкое состояние. В жидкости частицы все еще находятся в тесном контакте, поэтому жидкости имеют определенный объем.Однако, поскольку частицы могут довольно свободно перемещаться друг относительно друга, жидкость не имеет определенной формы и принимает форму, определяемую ее контейнером.
Жидкости имеют следующие характеристики:
- Нет определенной формы (принимает форму контейнера).
- Имеет определенный объем.
- Частицы могут свободно перемещаться друг над другом, но при этом притягиваются друг к другу.
Знакомая жидкость — металлическая ртуть. Меркурий — это аномалия.\ text {o} \ text {C} \) при правильном давлении мы заметили бы, что все частицы в жидком состоянии переходят в газовое состояние.
Газы
Если у частиц вещества достаточно энергии, чтобы полностью преодолеть межмолекулярные взаимодействия, тогда частицы могут отделяться друг от друга и беспорядочно перемещаться в пространстве. Это описывает состояние газа, которое мы рассмотрим более подробно в другом месте. Как и жидкости, газы не имеют определенной формы, но, в отличие от твердых тел и жидкостей, газы также не имеют определенного объема.Переход от твердого вещества к жидкости обычно не приводит к значительному изменению объема вещества. Однако переход от жидкости к газу значительно увеличивает объем вещества в 1000 или более раз. Газы имеют следующие характеристики:
- Нет определенной формы (принимает форму контейнера)
- Без определенного объема
- Частицы движутся случайным образом с незначительным притяжением друг к другу или без него
- Сильно сжимаемый
Таблица \ (\ PageIndex {1} \): Характеристики трех состояний материи Характеристики Твердые вещества Жидкости Газы форма определенный неопределенный неопределенный объем определенный определенный неопределенный относительная сила межмолекулярного взаимодействия сильный умеренный слабый относительное положение частиц в контакте и фиксируется на месте в контакте, но не фиксируется не в контакте, случайные позиции Пример \ (\ PageIndex {1} \)
Какое состояние или состояния материи описывает каждое утверждение?
- Это состояние имеет определенный объем, но не имеет определенной формы.
- Это состояние не имеет определенного объема.
- Это состояние позволяет отдельным частицам перемещаться, оставаясь в контакте.
Решение
- Это утверждение описывает жидкое состояние.
- Это утверждение описывает состояние газа.
- Это утверждение описывает жидкое состояние.
Упражнение \ (\ PageIndex {1} \)
Какое состояние или состояния материи описывает каждое утверждение?
- В этом состоянии отдельные частицы находятся в фиксированном положении по отношению друг к другу.
- В этом состоянии отдельные частицы находятся далеко друг от друга в космосе.
- Это состояние имеет определенную форму.
- Ответ:
- цельный
- Ответ b:
- газ
- Ответ c:
- цельный
Сводка
- Существуют три состояния материи: твердое, жидкое и газообразное.
- Твердые тела имеют определенную форму и объем.
- Жидкости имеют определенный объем, но принимают форму емкости.
- Газы не имеют определенной формы или объема.
Материалы и авторство
Эта страница была создана на основе контента следующими участниками и отредактирована (тематически или всесторонне) командой разработчиков LibreTexts в соответствии со стилем, представлением и качеством платформы:
фаза | Определение и факты
Фаза , в термодинамике, химически и физически однородное или гомогенное количество вещества, которое может быть механически отделено от неоднородной смеси и которое может состоять из одного вещества или смеси веществ.Три основных фазы материи — это твердая, жидкая и газовая (пар), но существуют и другие, включая кристаллическую, коллоидную, стеклообразную, аморфную и плазменную фазы. Когда фаза в одной форме изменяется на другую форму, считается, что фазовое изменение произошло.
Британская викторина
Подводки к химии
Возможно, вы знаете, что элементы составляют воздух, которым мы дышим, и воду, которую мы пьем, но знаете ли вы о них больше? Какой элемент почти такой же легкий, как водород? Что вы называете смесью двух химических элементов? Узнайте ответы в этой викторине.
Общие соображения
Система — это часть вселенной, выбранная для изучения изменений, происходящих в ней в ответ на меняющиеся условия. Система может быть сложной, такой как планета, или относительно простой, как жидкость в стакане. Те части системы, которые физически отличны и механически отделимы от других частей системы, называются фазами.
изменение фазыСублимация, осаждение, конденсация, испарение, замерзание и плавление представляют собой фазовые изменения вещества.
Британская энциклопедия, Inc.Фазы в системе существуют в газообразном, жидком или твердом состоянии. Твердые вещества характеризуются сильной атомной связью и высокой вязкостью, что приводит к жесткой форме. Большинство твердых тел являются кристаллическими, поскольку они имеют трехмерное периодическое атомное расположение; некоторые твердые тела (например, стекло) не имеют этой периодической структуры и являются некристаллическими или аморфными. Газы состоят из слабо связанных атомов без длительной периодичности; газы расширяются, заполняя все доступное пространство.Жидкости обладают промежуточными свойствами между твердыми телами и газами. Молекулы жидкости конденсируются, как и молекулы твердого тела. Жидкости имеют определенный объем, но их низкая вязкость позволяет им изменять форму со временем. Вещество внутри системы может состоять более чем из одной твердой или жидкой фазы, но система может содержать только одну газовую фазу, которая должна иметь гомогенный состав, поскольку молекулы газов полностью смешиваются во всех пропорциях.
состояния материиТри состояния материи: твердое, жидкое и газообразное.
Encyclopædia Britannica, Inc.Системные переменные
Системы реагируют на изменения давления, температуры и химического состава, и, когда это происходит, фазы могут образовываться, удаляться или изменяться по составу. Например, повышение давления может привести к превращению жидкости с низкой плотностью в более плотное твердое вещество, в то время как повышение температуры может вызвать плавление твердого вещества. Изменение состава может привести к изменению состава ранее существовавшей фазы или к усилению или потере фазы.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасКлассификация и ограничения фазовых превращений описываются правилом фаз, предложенным американским химиком Дж. Уиллардом Гиббсом в 1876 году и основанным на строгом термодинамическом соотношении. Правило фаз обычно дается в форме P + F = C + 2. Термин P относится к количеству фаз, которые присутствуют в системе, а C — это минимальное количество фаз. независимые химические компоненты, необходимые для описания состава всех фаз в системе.Термин F , называемый дисперсией или степенями свободы, описывает минимальное количество переменных, которые должны быть зафиксированы, чтобы определить конкретное состояние системы.
Унарные системы
Фазовые отношения обычно описываются графически с помощью фазовых диаграмм ( см. Рисунок 1). Каждая точка на диаграмме указывает конкретную комбинацию давления и температуры, а также фазу или фазы, которые стабильно существуют при этом давлении и температуре.Все фазы на рисунке 1 имеют одинаковый состав — диоксид кремния SiO 2 . Диаграмма представляет собой представление однокомпонентной (унарной) системы в отличие от двухкомпонентной (бинарной), трехкомпонентной (тройной) или четырехкомпонентной (четвертичной) системы. Фазы коэсит, низкий кварц, высокий кварц, тридимит и кристобалит представляют собой твердые фазы, состоящие из диоксида кремния; каждый из них имеет собственное атомное расположение и отличительный набор физических и химических свойств. Самая распространенная форма кварца (встречается в пляжных песках и гранитах) — низкокварц.Область, обозначенная безводным расплавом, состоит из жидкого диоксида кремния.
Различные части системы диоксида кремния могут быть исследованы с точки зрения правила фаз. В точке A существует единственная твердая фаза — малый кварц. Подстановка соответствующих значений в правило фаз P + F = C + 2 дает 1 + F = 1 + 2, поэтому F = 2. Для точки A (или любой точки, в которой стабильна только одна фаза) система дивариантна — i.е., существуют две степени свободы. Таким образом, две переменные (давление и температура) могут быть изменены независимо, и та же самая фазовая совокупность продолжает существовать.
Точка B расположена на граничной кривой между полями устойчивости низкого и высокого кварца. Во всех точках этой кривой эти две фазы сосуществуют. Подстановка значений в правило фаз (2 + F = 1 + 2) приведет к получению дисперсии 1.