Проблемы переходного возраста
Одним из самых сложных этапов развития личности человека является пубертатный период, так называемый «переходный возраст».
На этом этапе происходит переход от ребенка к взрослому. Подросток — это уже и не маленький ребенок, но еще и не взрослый. С одной стороны он уже достаточно много знает, имеет свою осмысленную точку зрения, с другой — нет достаточного жизненного опыта, чтобы принимать адекватные решения в сложных ситуациях.
В этом возрасте человек часто проявляет протестное поведение, совершает необдуманные поступки, а родители не могут найти общего языка с ребенком и «направить его на путь истинный».
Если вы и ваш ребенок столкнулись с проблемой подросткового возраста — самое время обратиться к психологу!
Со скольки лет начинается подростковый возраст?
Пубертатный период (период полового созревания) не имеет четких границ. В среднем он наступает приблизительно в 12 лет и заканчивается через 2-3 года. Но начало и длительность этого процесса может смещаться как в одну, так и в другую сторону. Возраст наступления пубертатного периода зависит от разных причин: половой конституции, наследственности, индивидуальных особенностей.
Характеристика пубертатного периода.
Главными характеристиками переходного возраста для всех тинейджеров являются:
Бескомпромиссное отношение.
Для подростка нет серых оттенков: либо черное, либо белое. Либо хорошо, либо плохо. Подросток становится категоричными и упрямыми, с ним очень сложно договориться. Добиться, чтобы ребенок сделал то, чего он не хочет, общаося с тем, с кем он не хочет, даже если это необходимо, становится очень сложно.
Зависимость от оценки окружающих.
Подросток, как говорилось выше — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он чувствует это сам, ему сложно самоопределиться. В его внешности происходит много изменений, которые сложно оценить самому Он начинает прислушиваться к мнению окружающих и часто сильно зависит от него. Услышав неприятные слова в свой адрес, адрес своей внешности ребенок может замкнуться. Это одна из важнейших проблем подросткового возраста, которая влияет на принятие себя.
Перепады настроения — эмоциональная нестабильность.
Гормональный фон меняется, поэтому тинейджерам свойственен дух сопротивления. Они хотят привлечь к себе внимание. Часто заводят кумиров или протестуют против лидеров мнения. Смех сменяется слезами.
Часто родители не понимают, что происходит. Видя, как меняется ребенок, стараются «помочь», надавить, настоять, указать правильный путь, и именно в этот момент ребенок отдаляется. В этой ситуации вернуть взаимопонимание, доверие и гармонию в детско-родительские отношения очень сложно, поэтому лучше обратиться к специалисту — психологу
Проблемы подросткового возраста.
Эмоциональные изменения, происходящие с подростком приводят к проблемам, свойственным подростковому возрасту:
- низкая самооценка, неудовлетворенность внешностью
- нежелание учиться
- проблемы в общении со сверстниками
- проблемы в общении со взрослыми (особенно с родителями)
- протестное поведение, и как результат, «вредные привычки»
Зачем подростку психолог?
В работе психолога есть родительский запрос и детский.
Родителям может показаться, что проблемы переходного возраста не так уж серьезны и каждый может справиться с ними. Но в этом возрасте формируется личность, закладываются важные эмоциональные и поведенческие качества. Трудности в общении, юношеский максимализм, нерешенные проблемы часто приводят к необратимым последствиям.
Подросток часто не может обратиться к родителям со своими проблемами, попросить помощи. Он и сам не до конца понимает ,что с ним происходит, и уж тем более сложно объяснить это родителям.
Опытный психолог знает приемы и техники, способствующие снятию напряжения. Он сумеет найти причины возникшей проблемы и поможет взглянуть на нее с другой стороны как ребенку. так и родителям.
Этот трудный подростковый возраст
Этот трудный подростковый возраст
Иногда в жизни семьи наступает такой момент, когда родители неожиданно перестают узнавать своего ребенка. «Мой ребенок был таким добрым, общительным, послушным, а теперь он замкнутый, часто грубит и не слушается. Я хочу вернуть того, прежнего», — жалуются мамы на приеме у психолога. Почему некогда образцовый малыш, став подростком, начинает поздно приходить домой, дружить с непонятными компаниями, перечить родителям, отставать в школе даже по тем предметам, по которым раньше хорошо учился?
Родители теряют голос, пытаясь донести до своего чада прописные истины, упрекая его в нежелании что-либо понимать и делать. «Ты загонишь нас в могилу… Ну как ты не можешь понять?»
Но понять прежде всего нужно родителям, что ребенок вступил в такой пугающий родителей, но вполне закономерный с точки зрения природы период своего развития – подростковый возраст. И возможно ребенку в этот период приходится ничуть не легче, чем его родителям.
Подростковый возраст (он же переходный или пубертатный период) обычно начинается с 11-12 лет и продолжается до 16-17 лет. Этот возраст характеризуется интенсивными психо¬логическими и физическими изменениями. Под¬росток начинает быстро расти, у него резко увеличивается объем сердца и легких, глубина дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерны¬ми являются также значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли. Поэтому, если ваше чадо-подросток жалуется на плохое самочувствие, не стоит сразу списывать это на нежелание идти в школу, так как эти жалобы могут иметь под собой реальные физиологические основания.
Также в теле подростка идет серьезная гормональная перестройка. У девочек растет количество эст¬рогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков. Гормональные из¬менения вызывают резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность. В отдельных случаях могут появиться такие признаки, как депрессия, неусидчивость и плохая кон¬центрация внимания, раздражительность. У подростка могут появиться тревога, агрессия и проблем¬ное поведение. Это может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми и сверстниками.
Помимо физиологических возникают также и психологические проблемы: неуверенность в себе, нестабильность, неадек¬ватная самооценка, чаще всего заниженная. Снижается продук¬тивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, тео¬ретического мышления. Именно новым для подростка механизмом мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принима¬ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются его планы на буду¬щее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Часто подростки уверены в уникальности собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.
Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, при-спосабливаться к новым условиям и ситуациям.
Так как же помочь своему ребенку пережить этот трудный для него и для вас период?
Главное — это понять и принять изменения, происходящие в подростке. Не нужно отвергать новые качества вашего ребенка и пытаться вернуть старые, детские: ласковость, послушание. Помимо принятия кризисных проявлений необходимо помнить следующее: особую важность для подростка имеет поддержка родителями его временно ослабевшего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии. Таким образом, основа родительской помощи — не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии с собственным эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Но выражение родительской любви к подростку отличается от выражения ее же к малышу. Если маленькому ребенку необходим прежде всего хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, то в пубертатном периоде становится важным принятие и поддержка подростка как личности, самостоятельной и индивидуальной. Подростку необходимо иметь возможность говорить с родителями о любых вопросах, которые его волнуют. Но он станет это делать только в том случае, если будет уверен, что не встретит осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Родители вправе иметь по ряду вопросов другое мнение, но и подросток вправе иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано родителями.
Также одной из главных задач родителей является становление зрелой самостоятельности своего ребенка. При этом нужно уточнить само понятие самостоятельности, поскольку родители и дети вкладывают в это слово различные значения. В самостоятельно выполняемые действия должны равномерно включаться как права, так и обязанности подростка. Это поможет во многом избежать конфликтов между родителями и детьми, а также будет способствовать становлению зрелой самостоятельности. Таким образом, нужно разобраться с правами и обязанностями подростка и уравновесить их.
В свете разговора о правах и обязанностях нужно особо остановиться на проблеме, которую подростки называют контролем. Любые действия родителей, воспринимаемые ими как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции. При этом не важно, насколько обоснованными были на самом деле действия родителей, поскольку подросток фиксирует в них только сферу контроля. Поэтому необходимо свой контроль донести до подростка как заботу о нем или внимание, тогда то же самое родительское поведение будет восприниматься подростками более лояльно.
Если иметь ввиду и соблюдать эти незамысловатые правила, то у родителей есть возможность помочь своему ребенку выйти из этого кризиса во взрослую жизнь, приобретя необходимые личностные качества и не потеряв веру в себя и людей.
Педагог-психолог психолого-педагогической службы
Елена Якушова Тел.:3 – 96 — 38
25 признаков «трудного» возраста – Центр Знаний
Обычно перемены в поведении ребёнка начинаются в период с 9 до 13 лет. Но если вы все же сомневаетесь, вот список показателей, что Ваш ребёнок дорос до переходного возраста.
О том, что Вы с Вашим ребёнком вступили в новый этап жизни могут служить «плюсы» по хотя бы половине этих пунктов.
Обычно подросток:
- Стесняется родителей и становится менее терпимым к физическим проявлениям любви.
- Становится более скрытным.
- Часто спорит и говорит, что вы к нему несправедливы.
- Не реагирует на просьбы родных.
- Испытывает родителей на прочность, проверяя, что ему сойдет с рук.
- Начинает хуже учиться и не хочет делать домашнее задание.
- Становится рассеянным и испытывает проблемы с концентрацией.
- Бывает неорганизованным и забывчивым.
- Устраивает в комнате ужасный беспорядок.
- Игнорирует домашние обязанности.
- Требует уважения к его личному пространству.
- Быстрее теряет интерес и начинает скучать.
- Пытается жить так, словно он не член семьи, а сам по себе.
- Время с друзьями ценит больше, чем общение с родными.
- Больше озабочен тем, как он выглядит, подолгу собирается, прежде чем выйти из дома.
- Требует большей свободы в жизни и способах самовыражения.
- Становится более самокритичным.
- Остро реагирует на родительские шутки и подтрунивания.
- Равняется на кумиров молодежи.
- Часто бывает в плохом настроении, легко расстраивается и бурно проявляет чувства.
- Чаще сталкивается с неприятием и агрессией в общении с ровесниками.
- Поздно ложится спать и ведет ночной образ жизни.
- Предпочитает общение в соцсетях и интернет-развлечения.
- Старается выглядеть более женственно или мужественно, в зависимости от пола.
- Воспринимает заботу родителей как должное.
Подростковый возраст — самый сложный период для родителей. Нужно обозначать границы для ребенка, но не терять эмоциональную близость с ним. Не всегда это удается.
Но и не нужно пытаться удерживать ребенка возле себя, вспоминая былые времена, и критиковать каждую случившуюся с ним перемену. Примите, что спокойный период, когда вы были для ребенка лучшим другом и помощником, закончился. И позвольте сыну или дочери дистанцироваться и развиваться.
Родители подростка становятся свидетелями удивительного превращения: мальчик становится юношей, а девочка — девушкой
Переходный возраст — всегда стресс для родителей. Даже если они осознают неизбежность изменений, непросто смириться с тем, что вместо маленького ребёнка появляется независимый ребенок-подросток, который часто идет против родительского авторитета и нарушает установленные правила, чтобы отвоевать себе больше свободы.
Это самое неблагодарное время. Родители вынуждены отстаивать семейные ценности и защищать интересы ребенка, конфликтуя с его личными интересами, которые часто идут вразрез с тем, что взрослые считают правильным. Им приходится устанавливать границы человеку, который не желает знать границ и любые действия родителей воспринимает в штыки, провоцируя конфликты.
Примириться с новой реальностью можно, если воспринимать этот возраст так же, как детство — как особенный, чудесный период. Родители подростка становятся свидетелями удивительного превращения: мальчик становится юношей, а девочка — девушкой.
Об авторе
Карл Пикхардт — психолог, автор книг «Будущее вашего единственного ребенка» и «Перестань кричать», постоянный автор The Times Magazine.
Источник
Photo by Unsplash
Читайте также:
Родитель vs Подросток. Задачи возраста и роль родителей
Подростковый кризис и трудности возраста. Как «пережить» взросление?
Все подростки разные или почему не нужно растить ребенка только «по книжке»
Подростковый психолог рассказал, как пережить переходный возраст ребенка
– С возрастом ребёнок всё менее и менее охотно посвящает родителей в свои дела, проблемы. А ведь именно в этом возрасте мамам и папам, как никогда, нужно держать руку на пульсе жизни своего взрослеющего чада. Ну и как в таких условиях установить доверительные отношения?
– Ну по большому счёту устанавливать доверительные отношения с ребенком нужно ещё до того, как он вступил в подростковый период.
Но в любом случае помните, что подросток считает себя взрослым. Поэтому и общайтесь с ним, как с таковым, – уважительно, без приказного тона, не поучая.
Что касается ухода от общения – пугаться этого не стоит. У подростка в большей степени существует потребность в уединении – послушать любимую музыку, попереписываться в сети с друзьями, посмотреть то, что он хочет. Таким образом он часто испытывает свою способность отделиться от семьи. Не стремитесь нарушать это уединение, если ребёнок этого сам не захочет.
– Что же, совсем перестать общаться? Но так ведь до того самого опасного отчуждения недалеко…
– Нет, общаться-то как раз очень нужно! Вопрос в том – о чём и как.
У многих родителей главная тема бесед с детьми – это оценки в школе, их поведение и т.д. Согласитесь, не самая увлекательная тема. И понятно, что по мере взросления ребёнок будет стараться её избегать. А если других тем вы не наработали, то и окажется, что вам с подростком и разговаривать не о чем. Вы можете только контролировать – а ему это как раз меньше всего нужно.
Искренне интересуйтесь проблемами и мнением ребёнка. Откажитесь от ежедневных бесед о школе. Разговаривайте о жизни в целом. Дайте ребёнку возможность рассказывать вам о том, о чём ему хочется. Даже, если он пересказывает вам серию какого-нибудь молодёжного сериала, внимательный родитель за этим сможет услышать отношение подростка к той ли иной проблеме, его точку зрения на тот или иной аспект. Очень важно в этот период уметь слушать и слышать.
Не перебивайте его, дайте выговориться до конца. И ни в коем случае не критиковать то, что он вам говорит. Все эти «что за глупости у тебя на уме», «что за ерунду ты несёшь» и уж тем более «рановато тебе об этом рассуждать» оставьте для кого-нибудь другого. Хотя и с мужчиной настоятельно не рекомендую беседовать подобным образом.
Если подросток влюбился и он делится с вами этим, ни в коем случае не лезьте с критикой, даже если избранник вам и не нравится. А если вы видите что ребёнок не настроен сейчас откровенничать – не напирайте. Если вы близки, придёт время, и сам всё равно расскажет. А если доверия нет, хоть иголки под ногти засовывайте – всё равно ничего не узнаете.
Откажитесь от контроля…
– Хорошенькое дело – откажитесь от контроля. И это в тот период, когда он как раз и необходим. Так, глядишь, ребёнок школу забросит, будет балбесничать – а на носу поступление. А угроза наркотиков? А ранняя половая жизнь? Столько опасностей и соблазнов, а вы говорите – откажитесь от контроля.
– Конечно, контроль в подростковом возрасте необходим. Но только не тотальный и откровенный. И если вы установите с ним те самые доверительные отношения, о которых мы сейчас говорили, то вам вернее удастся контролировать ситуацию, поскольку вы будете видеть её изнутри.
Признайте его право быть самостоятельным. Дайте ему определённую зону свободы. Ребёнок должен чувствовать, что вы ему доверяете.
Разумеется, вы должны были к этому времени позаботиться о том, чтобы он понимал, какие последствия влечёт тот или иной поступок (употребление алкоголя, курение, незащищенный секс и т. д.), и знал, как правильно нужно себя вести в этих случаях и реагировать.
А если вы не будете ему доверять и будете пытаться контролировать каждый шаг, то таким образом только приучите подростка к вранью.
Вообще, люди врут, как правило, из-за страха или из-за выгоды. Выстраивайте ваши отношения с подростком так, чтобы у него этих поводов просто не было. Страх, выгода и психопатология – две из них вы в силах исключить, третью – вылечить.
Учитесь доверять и отпускать ребёнка, принимать то, что у него появляется своя жизнь.
Ну и, конечно, как бы тяжело ни приходилось, и какие бы ссоры ни приключались у вас – подросток должен всегда чувствовать, что мама с папой его любят и будут продолжать любить всегда.
«Новое дело»
Трудности переходного возраста. | Социальная защита города Липецка
Сегодня можно говорить о том, что подростковый возраст молодеет. Часто родители в 9, 10 и 11 лет отмечают у своего ребенка подростковые проявления. Соответственно первые трудности начинают в столь юном возрасте: протесты, снижение родительского авторитета, частая смена настроения … Как пережить это непростое время и сохранить отношения с ребенком?
Мы собрали полезные советы из лекции известного специалиста по воспитанию, авторитетного психолога, автора книг для родителей Людмилы Петрановской.
Трудность 1. ПОЧЕМУ ОНИ ВСЕ ВРЕМЯ СПОРЯТ?
В подростковом возрасте заканчивает работать инстинктивная программа привязанности, которая заставляла ребенка ориентироваться на взрослых и слушаться их. Этот механизм эволюция создала для того, чтобы защитить малышей. А вот в 13 — 14 лет ребенок с точки зрения природы становится уже взрослой особью. И для самого подростка это оборачивается кризисом идентичности.
У ребенка начинается период, когда ему надо разобраться в себе и понять — кто он, что он, чего он хочет, — говорит Людмила Петрановская. — В это время он уже не может так легко слушаться взрослых, как раньше. А своей опоры у него нет, ему еще предстоит ее выработать и найти. Поэтому детей носит — он/она увлекается то одним, то другим, думает то одно, то другое. Еще вчера ребенок был бодр и весел, лез обниматься и охотно рассказывал все свои беды и радости. И вот словно подменили: стал замкнутым, грубым и непослушным.
— Подростковый период — непростой даже по физическим причинам, — говорит Людмила Петрановская. — У подростка увеличивается тело, перестраивается работа многих органов. Бывает период быстрого роста, когда ребенок за год вырастает на 20 — 30 сантиметров. Это может сопровождаться астеническими состояниями – усталостью, упадком сил. Начинается бурная гормональная жизнь, и на первых порах это все очень нестабильно. От этого бывают перепады настроения: то беспричинная грусть и тоска…
Трудность 2. УЖЕ НЕ АВТОРИТЕТ
В подростковом возрасте у детей слетают розовые очки — они замечают, что их мамы и папы не самые умные, сильные и красивые на свете. Понятно, что подросток начинает относиться к своим родителям скептически и сомневаться в их авторитете. Кому такое понравится?
— Родителям тут лучше немного отойти в сторонку, — говорит психолог. — Взрослые уже не могут управлять эмоциональным состоянием детей. Это маленького ребенка при ссоре с друзьями можно обнять, поцеловать — и он успокоится. Подросток же будет держать все в себе и так легко не дастся. Нужен баланс между контролем и доверием.
Трудность 3. «РИСУЕТ КИТОВ И КРАСИТ ВОЛОСЫ»
Когда стоит тревожиться?
Если ребенок делает что-то с собой, чтобы выместить тяжелые чувства, — это опасный сигнал. Селф-харм — это когда подростки намеренно вредят себе, делают порезы, уколы и ожоги. Человек пытается физической болью заменить душевную боль, чувство одиночества и подавленности.
— Часто какие-то травмы и опасные ситуации сопровождаются утратой интереса и мотивации, — говорит психолог. — Если ребенок стал апатичным и ему словно все равно, что он ест и как выглядит, перестал общаться с друзьями, стал часто болеть — это уже тревожные симптомы.
— Если ребенок с новым цветом волос делает селфи и обсуждает его с друзьями, то все нормально, — объясняет Петрановская. — Если разглядывает романтичные картинки и боится, что тату будет делать больно, можно предложить ему временный переводной вариант — а вдруг картинка надоест? Если не хочет учиться, ходить на секции, готовиться к ЕГЭ, а хочет только рисовать картинки и сочинять музыку, ничего страшного, успокаивает Петрановская, ему неинтересно то, что родители считают важным. И это нормально.
Трудность 4. «ЧТОБЫ В ДЕСЯТЬ БЫЛ ДОМА!»
Один из самых частых поводов для конфликта — это возвращение домой позже установленного времени. Многие подростки стесняются, когда их встречают родители. При этом сами они не могут вернуться в условленное время, обязательно опаздывают.
Как делать не надо…
Водить ребенка за ручку — не вариант. Подросток изловчится и придумает миллион способов избежать «позорища» перед друзьями. Забить и разрешить ему гулять сколько вздумается — тоже опасно.
А как будет лучше?
Предложите ребенку решить самому, как ему будет лучше. И дать возможность передумать, если понадобится. Например, подросток может решить, что будет сам возвращаться домой, но если дорога дальняя или ему стало страшно — всегда можно позвонить маме с папой и попросить встретить. Таким образом, ребенок учится принимать взрослые решения самостоятельно, но не теряет поддержки и опоры на родителей.
Трудность 4 «ВЫБРОШУ ТЕЛЕФОН!»
Для многих подростков (впрочем, как и для взрослых) соцсети и видеоигры интереснее, чем реальная жизнь.
Как делать не надо…
Это в 10 лет можно запретить ребенку сидеть в телефоне и соцсетях. В 15 лет он спокойно возьмет девайс у одноклассника и заведет себе тайный аккаунт.
А как будет лучше?
Боитесь, что в интернете на ребенка обрушатся маньяки, наркотики и порнография — обсудите это с ним и выработайте правила безопасного поведения в сети. И оставьте право на ошибку — не наказывайте его за каждый прокол. Иначе потом ребенок перестанет рассказывать о своих проблемах.
— Ссор и конфликтов не избежать — они и должны быть, иначе как ребенок научится отстаивать свое мнение и почувствует себя отдельной от родителей личностью! — говорит Петрановская. — Хорошо если у ребенка будет какой-то другой взрослый, с которым можно обсудить спорные вопросы, старший друг или родственник. Если сказать маме с папой, что ты не хочешь поступать в вуз, а хочешь стать музыкантом, у них будет инфаркт. А вот с другим человеком можно серьезно обсудить все плюсы и минусы.
И помните: всё проходит! Пройдет и это! Не требуйте от себя и от ребенка всего и сразу! Дети растут и меняются, и главное, чтобы к тому моменту ваши отношения не были безнадежно испорчены! Ведь главное ради чего вы встретились со своими детьми в этом мире – это отношения: любовь, забота и доверие!
Суицид и подростковый возраст — Евромед клиника
Крик о помощиС печальной регулярностью из СМИ и соцсетей мы узнаем об очередном самоубийстве (суициде). Но самое грустное – это когда самоубийство совершают подростки – ведь очевидно, что это, зачастую, последний крик о помощи очень одинокого и несчастного ребенка. Мы поговорили с психотерапевтом «ЕвроМед клиники» Верой Львовной ПАНИНОЙ об основных причинах, толкающих ребенка на суицид, и попросили дать советы родителям, как выстроить отношения с подростком, чтобы исключить этот риск.
Дети и подростки еще плохо осознают необратимость смерти, их жизненного опыта не хватает для того, чтобы понять границу между жизнью и смертью. Нередко можно услышать от них мечты в духе «Вот умру и все пожалеют, и больше не будут так себя вести со мной». То есть ребенок не осознает, насколько суицид ставит окончательную точку в жизни, не понимает, что ему-то уже это будет все равно. Этим детские и подростковые суициды принципиально отличаются от взрослых. У детей еще нет осознания ценности жизни и, соответственно, отсутствует страх смерти.
Основным фактором, провоцирующим суицид, является обстановка в семье — 92% случаев связаны с неблагополучной семейной ситуацией. При этом заблуждение считать, что дети, склонные к суициду, — из неблагополучных семей. Давно замечено, что чаще самоубийство совершают внешне вполне благополучные ребята из семей среднего и даже высокого достатка. Они умны, начитанны, впечатлительны и порой крайне эмоциональны. Дети же из неблагополучных семей, как правило, обладают высокой психологической выносливостью. Хотя и им порой не хватает сил выдержать все несовершенство этого мира, которое обрушивается на их головы. Детская психика настолько ранима, что ребенок может повеситься из-за конфликта с родителями или выброситься из окна после воспитательной беседы в учительской.
80% задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их услышать и правильно понять. Нередко люди, задумывающиеся о самоубийстве, заводят разговоры о смерти, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении, упоминают об эпизодах суицидов в фильмах и романах. Обычно такие высказывания непосредственно предшествуют попытке самоубийства. Весьма повышают риск самоубийства у подростка случай суицида знакомого или родственника, а также – известного человека. Общеизвестен факт, что после самоубийства Игоря Сорина (солиста группы «Иванушки Int.», чрезвычайно популярной в тот момент среди подростков и юношества) резко выросло количество суицидов среди его поклонниц.
Причины, толкающие на самоубийство
Глубинные переживания человека, признание своей растерянности перед тем, что для него по-настоящему актуально и что он по тем или иным причинам не в состоянии разрешить (или думает, что не в состоянии разрешить).
Отсутствие тепла и понимания со стороны родителей, завышенные требования к ребенку, семейные проблемы (например, развод родителей).
Неразделенная любовь. Для подростка несчастная любовь может быть не просто крушением иллюзий, а полной потерей желания жить дальше.
Серьезные конфликты со сверстниками, унижения, которым подвергается подросток, буллинг.
Влияние религиозных сект, субкультур, соцсетей.
Основные причины суицида среди детей – это, прежде всего проблемы, связанные с семьей, близкими. В основе причин самоубийств, связанных с ситуацией в семье и конфликтах с родителями, лежит недостаток внимания к ребенку. Когда ребенок чувствует себя ненужным, обузой, изгоем, когда претензии взрослых не соответствуют его возможностям, когда нет контакта с родителями.
В подростковом периоде вместо милого доброго малыша родители получают ершистого, колючего, грубого ребенка. В этот момент внутри него бушуют гормональные бури, кроме того, он пытается осознать себя в этом мире, найти свое место, выстраивает отношения со сверстниками, влюбляется, задумывается о сексе… Все это внешне выражается в том, что ребенок выходит из-под контроля, начинает проявлять упрямство, нередко снижается школьная успеваемость. И вместо того, чтобы приглядеться к нему, попытаться понять корень проблемы, родители отвечают на его поведение системой запретов и наказаний. Что может вызвать либо ответный протест, либо подавление личности. Переходный возраст – это всегда повышенная эмоциональность, чуткая восприимчивость плюс максимализм и непробиваемая уверенность в собственной правоте и праве на свободу. Любое ограничение со стороны взрослых воспринимается как покушение на свободу личности и угнетение мечущегося духа. Что может спровоцировать демонстративный суицид как способ обратить внимание родителей на свои проблемы, позвать на помощь.
ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?
Как уже было сказано, основной причиной, толкающей ребенка на самоубийство, является отсутствие взаимопонимания в семье, контакта с родителями. Причем родители могут очень сильно любить своего ребенка, но просто не выражать это, оставаясь эмоционально сдержанными. А подросток воспринимает это как холодность и равнодушие.
В ситуации, когда подросток может обратиться к родителям со своими проблемами, страхами, переживаниями, найти у них понимание и помощь, не боясь получить в ответ скандал, – ему куда проще справляться с любыми проблемами, и не возникает желания закончить с этой жизнью одним махом.
Разговаривайте со своим ребенком!
Очень часто во время вхождения ребенка в подростковый период он отдаляется от родителей. Последние начинают оценивать состояние ребенка по формальным признакам: поел, поспал, одет-обут, оценки хорошие – ну и замечательно. В то время как их сын или дочь могут отчаянно нуждаться в душевной теплоте и внимании, а вовсе не в новых кроссовках или модном телефоне.
Когда человек входит в пубертатный период (примерно с 11 лет), его все больше начинают волновать темы жизни и смерти, темы любви и секса, взаимоотношений. И очень важно, чтобы ему было с кем доверительно поговорить об этом. Как правило, после доверительной беседы накал страстей снижается, и негативные мысли уже не столь разрушительны.
Говорите на его языке
Иногда подростки кажутся взрослыми инопланетянами. У них свои интересы, свой сленг, какие-то дикие, с точки зрения родителей, увлечения и наряды. Но тем не менее, если вы хотите сохранить взаимопонимание с ребенком – важно быть в курсе его интересов, быть в контексте, оставаться с подростком на одной волне, разговаривать на его языке – без нравоучительства и слишком сложных «заумных» конструкций.
Проводите время вместе
Ваш ребенок должен понимать, что он не один в этом мире. У него есть любящая семья, здесь всегда его поймут, примут любым, поддержат.
Выделяйте время просто на то, чтобы побыть вместе, поговорить, не отвлекаясь на посторонние дела, телефоны и телевизор. Чаще выбирайтесь на совместные семейные мероприятия – разумеется, с учетом интересов подростка.
Организуйте досуг
Нередко суицидальные мысли возникают на фоне того, что подросток ничем не занят. То есть он сидит дома, играет в компьютерные игры, и в голове по кругу часами вертятся одни и те же мысли про несчастную любовь или конфликт с одноклассниками. И эти проблемы приобретают уже сверхценность, он зацикливается.
Поэтому чем разнообразнее у подростка досуг, тем меньше у него времени и сил остается на «дурные мысли». Подберите вместе с ребенком ему кружки, спортивные секции, обучающие программы. Важно, чтобы это была не реализация амбиций родителей, а именно то, что интересно ребенку, что увлечет его.
Не критикуйте
Снизьте ожидания от ребенка. Не надо постоянно озвучивать, что он сделал не так. Даже если вам кажется, что ваши замечания звучат невинно и вы желаете только добра, помните, что подростки – очень ранимы. И для них любое безобидное замечание может прозвучать как серьезное оскорбление и подорвать доверие к родителям, привести к нежеланию лишний раз откровенничать.
Хвалите
Старайтесь каждый день находить, за что можно похвалить вашего ребенка. Сделал что-то хорошо? Оделся интересно? Хорошо выглядит? Приготовил завтрак? Убрал за собой посуду? Хвалите как можно больше, он в этом сейчас очень нуждается. Только не надо использовать формулировки в духе «ну в кои-то веки убрал за собой» или «жаль, что только кружку помыл, а не всю грязную посуду» — это всегда очень неприятно.
Обнимайте
Тактильный контакт снимает телесное напряжение, позволяет расслабиться. Зачастую подростки, протестуя, требует оставить в покое и не подходить к нему. Конечно, нельзя заставлять ребенка обниматься против его воли, но важно понимать, что это может быть вариантом протестного поведения, когда он готов сам себе сделать хуже, лишь бы назло всему миру. Поэтому старайтесь находить возможность обнять ребенка лишний раз, возможно, получится сделать это в игровой форме: подурачиться вместе, пощекотать.
Принимайте его желания
Ребенку очень важны понимание и безусловное принятие со стороны родителей. С раннего детства и до взрослого возраста.
Он говорит: «Хочу попробовать алкоголь, сделать татуировку, пирсинг и заняться сексом»? Первая реакция родителей – отругать и запретить. Но это может привести к усилению и так свойственного подросткам протестного поведения. И тогда он назло вам, чтобы доказать, что он уже взрослый и имеет право распоряжаться своим телом пойдет и сделает эту татуировку. И пирсинг заодно. Сразу и побольше.
Конечно, мы не говорим о том, что надо всё разрешать. Но важно дать ребенку обратную связь, донести до него, что вы понимаете его желания, готовы обсудить его потребности и решения, а также – донести информацию о возможных последствиях этого поступка.
Обратитесь к психотерапевту
Если вы не можете самостоятельно найти общий язык с ребенком, выстроить доверительные отношения, обратитесь за помощью к специалисту! Опытный психотерапевт, умеющий работать с подростками, поможет вам наладить контакт, найти ключик к вашему ребенку, нормализовать отношения в семье.
Много эмоций: как подросткам и родителям отвечать на вызовы современности
Что происходит с современными подростками и их родителями в быстро меняющемся мире, и какие психологические задачи приходится решать тем и другим
Об авторе: Дарья Дмитриева — детский и семейный психолог, сотрудник благотворительного фонда «Арифметика добра».
Подростковый возраст согласно современным исследованиям стал гораздо длиннее — он охватывает период от десяти (предподростки) до 20, а по некоторым данным до 24 лет. Такой длинный период жизни уже сложно определять словами «переходный возраст» — это целая «эпоха».
Индивидуализация вместо коллективного воспитания
Сразу хочу оговориться, что те психологические особенности, о которых мы будем говорить — это особенности жизни, характерные для семей, чье экономическое положение и физическая безопасность, как минимум, позволяют думать о задачах больших, чем задачи выживания.
Мирные и относительно «сытые» времена способствуют все большей индивидуализации и психологизации общества.
Думаю, многие современные родители подростков с отвращением вспоминают то время, когда школьные учителя, участковый, да просто любая бабушка у дома могла сделать замечание ребенку или подростку. Большинству родителей тогда не приходило в голову говорить о том, что «это мой ребенок, и только я имею право его воспитывать».
Коллективное воспитание и коллективная ответственность имели свои негативные последствия, но при этом дети четче чувствовали границы со стороны общества — остановить неправильное поведение мог и считал своей обязанностью практически каждый взрослый.
Сейчас происходит индивидуализация, многие вопросы родители решают автономно, а дети дольше чувствуют себя под защитой мам и пап, больше им доверяют. Но такая индивидуализация и отказ от коллективной ответственности требуют от родителей большей включенности в то, чтобы передать ребенку важные для семьи ценности и правила поведения в обществе. В противном случае мы рискуем получить большой прирост социопатов. На гениальных социопатов интересно смотреть в кино, но жить с ними малоприятно, а уж если и гениальности там не додали, то, пожалуй, откровенно противно.
Обучение эмоциональной саморегуляции
Запрет на чувства и рефлексию в сфере собственных желаний и переживаний, которые транслировали мамы и бабушки современных родителей, несмотря на все его минусы для психологического и физического здоровья, приводил к тому, что эмоциональная саморегуляция осваивалась гораздо быстрее.
Удлинение подросткового возраста и большое внимание к внутреннему миру детей привело как к их большой эмоциональной компетентности, так и к тому, что сейчас основной родительской задачей является длительное обучение эмоциональной саморегуляции.
Для сегодняшних взрослых это очень непросто. Многие из нас гораздо раньше простились с детством, стали брать на себя ответственность и меньше рассчитывали на эмоциональную поддержку родителей. Современные подростки дольше нуждаются в контейнировании переживаний, и это плата за их большую эмоциональную компетентность.
Мы только учимся быть более осознанными и чувствительными, заботиться о своем внутреннем мире и внутреннем мире детей, поэтому перекосы неизбежны.
Чрезмерное внимание к эмоциональной жизни детей и подростков, постоянная боязнь нанести психологическую травму нередко приводит к тому, что растущий человек считает свои переживания несомненной и безусловной ценностью для всех окружающих.
Однако эмоции — это своеобразный «психологический компас», который в норме позволяет нам лучше ориентироваться в своих потребностях. Например, злость указывает на то, что какая-то потребность не удовлетворена, либо же наши границы нарушены, и тогда нам стоит задуматься о том, как мы можем защитить себя, получить желаемое или пережить разочарование от того, что нам что-то недоступно.
Современные подростки часто легко могут обозначить свои чувства, но далеко не всегда вообще видят своей задачей пойти дальше — обозначить то, что собственно они хотят от собеседника, предполагая, что дальше он сам должен догадаться, что же нужно. Нам необходимо учить детей и подростков определять не только то, что они чувствуют, но и то, что они хотят, делясь с нами своим переживанием. И давать им обратную связь, помогая увидеть что удовлетворение их потребностей не всегда возможно или требует усилий с их стороны.
Избыток мотивации и недостаточность усилий
Ценность усилия, поступка сейчас очень девальвирована в детской и подростковой среде. Помню, как лет шесть назад Российская Государственная Детская Библиотека объявила конкурс на написание детьми и подростками волшебных сказок. Я была одним из тех людей, кто читал присланные работы. Основная особенность волшебной сказки не только и не столько в том, что там есть волшебные предметы или волшебные помощники, сколько в том, что от героя требуется отправиться в путь, невзирая на опасности, или решиться на сложное испытание. Помощь он получает не просто так, а продемонстрировав доброту, смелость, находчивость, готовность к помощи и состраданию и т.д.
Из сотен сказок, которые были присланы на конкурс, лишь в единицах герой получал волшебную помощь в ответ на свои усилия и правильные поступки. На основную массу героев волшебная помощь сваливалась просто так — приходила фея и вдруг возвращала похищенную маму, пока наплакавшаяся героиня спала, или волшебник спешил ни с того ни с сего исполнять желания, просто встретив героя на прогулке. Понятно, что это не популяционное исследование, но то, что я описываю, хорошо согласуется, например, с популярным мнением что учитель обязан замотивировать и заинтересовать ученика.
На мой взгляд, это очень вредная концепция, нивелирующая роль и ответственность ученика, отбирающая у него авторскую позицию.
Мотив проистекает из потребности, а интерес — это эмоция, возникающая в ответ на столкновение с чем-то новым и важным, их нельзя искусственно вызвать.
Учитель может создать поле возможностей, помочь в постановке интересных задач, поддерживать поиск ученика, показывать какие-то инструменты, и на этом все.
Мы оказываем себе и подростку плохую услугу, если начинаем ругать учителя, который не объяснил, не смог заинтересовать и не нашел подход. Безусловно, нам важно защищать ребенка в ситуации, когда учитель травит его, унижает, занижает отметки, т.е. проявляет чрезмерную агрессию. Но когда мы говорим именно об обучении, подростку нужно брать на себя ответственность за то, насколько он внимателен.
Современные родители росли в эпоху дефицита или появившихся возможностей, и им нужно было найти то, что интересно. Сейчас и мы, и дети решаем другую задачу — как дистанцироваться от обилия информации и предложений. При этом мы уже имеем некоторые механизмы выбора, а наши дети сразу попадают в перенасыщенную среду. Ребенок не успевает ничего захотеть, как ему предлагается тысяча и один способ удовлетворения еще не вполне осознанной потребности.
Сейчас все меньше и меньше занятий и игр с отсроченным результатом, плюс социальные сети позволяют очень быстро получить отклик на любое действие. Из этого вытекает еще одна родительская задача — предлагать ребенку включаться не только в краткосрочные, но и в долгосрочные проекты и помогать ему самостоятельно себя оценивать, видеть свои трудности и достижения.
Долгосрочный проект — это не занятие на всю жизнь. Для малыша долгосрочным проектом будет какая-то поделка, которую нельзя закончить за один присест, для подростка это может быть спортивная секция или помощь в ремонте. Важно чтобы результат было невозможно достичь одним махом, чтобы он требовал усилий, времени и его качество напрямую зависело от вклада.
Нужно сместить фокус родительского внимания с того, чтобы добывать и предлагать возможности для развития, на то, чтобы наблюдать за ребенком, отзываться на его интерес и активность. Нужно учить детей и подростков критически оценивать информацию.
Подросткам важно чувствовать что их вклад признают, что от них многое зависит. В те же кризисные 90-е многие взрослели очень быстро, так как родители просто не имели возможности сохранить привычное качество жизни подростка.
Рискну предположить, что многие рекомендации через 3-5 лет устареют. И уж точно они устареют к тому моменту, когда современные подростки сами станут родителями. Мир меняется очень быстро и текущий кризис повлияет на принятые способы взаимодействия семей с подростками.
Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.
|
Переход подростков к молодому возрасту для уязвимых групп населения
- Трессия М.Shaw, MD *
- David E. DeLaet, MD, MPH †
- * Директор Teaming Up for Transition, Детская больница Феникса; Клинический доцент педиатрии Медицинского колледжа Университета Аризоны, Феникс, Аризона
- † Доцент медицины и педиатрии Медицинской школы Маунт-Синай, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.
Цели
После прочтения этой статьи читатели смогут:
Определите процесс перехода и группы населения, для которых он наиболее важен.
Определите препятствия на пути перехода для практикующего врача, пациента и семьи и как лучше всего их решить.
Пересмотреть существующее законодательство и местные службы поддержки, доступные для помощи в переходный период в сферах образования, профессии и самостоятельной жизни для уязвимых групп населения.
Опишите центральную роль врачей в переходном процессе.
Введение
Переходный период определяется как переход от подросткового возраста к взрослой жизни во всех сферах, включая дом, здравоохранение, образование и общину.Переход должен быть процессом, а не событием. В оптимальном случае ребенок, его семья и практикующий врач должны готовиться к переходному периоду на протяжении всего детства и юности. Хотя все подростки совершают этот переход, в данной статье основное внимание уделяется процессу перехода для уязвимых групп населения, включая тех, кто имеет хронические заболевания, умственную отсталость и психические расстройства.
Предпосылки
С развитием технологий и медицинской помощи многие дети с серьезными хроническими заболеваниями доживают до взрослой жизни.По оценкам, более 500 000 молодых людей в Соединенных Штатах, у которых есть особые потребности в медицинском обслуживании, ежегодно вступают во взрослую жизнь, причем более 90% молодых людей, родившихся в 1990-х годах, доживают до взрослого возраста. Кроме того, по оценкам, 2,4 миллиона взрослых людей в возрасте от 18 до 26 лет, не находящихся в учреждениях, страдают серьезными психическими заболеваниями. В 2002 году в заявлении о консенсусе Американской академии педиатрии, Американской академии семейных врачей, Американского колледжа врачей и Американского общества внутренней медицины содержится призыв к критическим первым шагам по улучшению процесса перехода к медицинскому обслуживанию, ориентированному на взрослых (таблица 1). .(1) Однако с того времени относительно немного…
Что мы узнали о переходном возрасте в подростковом возрасте?
В специальном выпуске IJPH о переходном подростковом возрасте представлены новые данные о проблемах со здоровьем, возникающих в подростковом возрасте, и о том, как они могут прогрессировать на протяжении всей жизни. Полученные данные подтверждают центральную роль семьи и школы и проливают свет на новые социальные изменения, способствующие здоровью подростков, включая распространение медийных технологий и рост неравенства доходов.
Подростковые исследования, по определению, сосредоточены на этапе между детством и взрослостью примерно во втором десятилетии жизни (Johnson et al. 2011). Это определение, которое является ключевым для ориентации молодежной политики и мероприятий, было оспорено по двум направлениям. Во-первых, многие связанные со здоровьем траектории, возникающие на этом этапе жизненного цикла, выходят за рамки второго десятилетия жизни и включают (1) смертность от несчастных случаев и самоубийств, (2) заболеваемость от ожирения, стресса и психических расстройств и (3) ) такое поведение, как курение табака и злоупотребление алкоголем (PHAC 2011).Во-вторых, эти связанные со здоровьем траектории происходят в рамках более широких социальных переходов в образовании, занятости, семье и жилищных условиях. Традиционно длительный и линейный «переход к взрослой жизни» удлиняется и диверсифицируется ускоренными темпами (Furstenberg 2015). Это означает, что для большинства социальные переходы продолжаются и в третьем десятилетии жизни. Иллюстрируя это в этом выпуске, Baggio et al. (2018) обнаружили, что в возрасте 20 лет относительно немного молодых людей воспринимали себя как взрослых и завершали вехи для взрослых, т.е.е. завершение образования, уход из родительского дома, обретение финансовой независимости, стабильные отношения и рождение детей. Когда проследили возраст до 25 лет, авторы обнаружили, что эти восприятия и переходы по-прежнему не сильно изменились.
Таким образом, исследования переходного возраста подростков ограничивают развитие здоровья и социальных результатов, которые происходят в течение второго и третьего десятилетий жизни, а также социальные изменения, которые в дальнейшем формируют эти результаты. Помимо общественного здравоохранения, другие научные дисциплины начали приспосабливаться к продолжающимся переходным периодам, традиционно связанным с подростковым возрастом.В социальных науках Johnson et al. (2011) утверждали, что новому поколению исследователей необходимо изучить связь между подростковым возрастом и другими этапами жизненного цикла, включая молодость, после второго десятилетия жизни. В медицине Sawyer et al. (2018) утверждали, что подростковые исследования должны расширить свое внимание на возраст до 24 лет, чтобы учесть задержку смены ролей.
На этом фоне один сквозной вопрос в этом специальном выпуске касался того, действительно ли представленные материалы повлияли на переход в отношении здоровья и социальных результатов, имевших место в течение этого периода.В значительной части исследований проводился кросс-секционный анализ исходов подростков, ограничивая понимание временных процессов внутри и между периодами жизненного цикла. Наряду с этими методологическими соображениями, отсутствие теоретической точки зрения на переходы также ограничивало интерпретацию некоторых результатов. Например, Masa et al. (2018) представили новые доказательства роли отсутствия продовольственной безопасности в практике принятия сексуального риска, используя две выборки со средним возрастом 17 и 22 лет, но упустили возможность обсудить различия в соответствии с разными периодами жизни, связанными с этими двумя возрастными группами.
Небольшая доля исследований, посвященных переходным периодам, может быть частично объяснена количеством статей, поступающих из сети «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC), члены которой также отвечали за создание и руководство специальным выпуском. Дизайн опроса HBSC, в котором каждые четыре года проводится выборка нескольких подростков в возрасте 11, 13 и 15 лет, не позволяет исследователям полностью выделить (1) продольные процессы, лежащие в основе различий между возрастными группами и (2). ) долгосрочные последствия результатов, наблюдаемых в этих возрастных группах.Эти ограничения, однако, не означают, что данные этих опросов не могут быть использованы для изучения изменений исходов подростков. Демонстрируя это, De Looze et al. (2018) блестяще использовали повторяющийся характер опроса для изучения распространения медийных технологий и их влияния на употребление психоактивных веществ подростками с течением времени.
Таким образом, исследования здоровья подростков сталкиваются с проблемами социальных изменений, которые превратили объект научного исследования из относительно изолированного жизненного этапа во все более сложный жизненный период.Возвращаясь к теме специального выпуска, можно утверждать, что внимание, уделяемое здесь переходам, подчеркивает «юность» взаимодействия между общественным здравоохранением, исследованиями подростков и исследованиями жизненного цикла. Статьи в специальном выпуске внесли свой вклад в эту работу, предоставив новые исследования и обобщения данных, охватывающих множество стран и континентов. Дальнейшие усилия по переходу подростков должны будут основываться на этих выводах, устранять их недостатки и решать вопросы, поставленные в призыве, которые еще предстоит решить.
Ссылки
Baggio S, Studer J, Fructuoso A, Grazioli VS, Heller P, Wolff H, Gmel G, Perroud N (2018) Предсказывает ли уровень симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности плохой переход во взрослую жизнь? Int J Public Health. https://doi.org/10.1007/s00038-018-1147-x
Артикул PubMed Google ученый
De Looze M, van Dorsselaer S, Stevens G, Boniel-Nissim M, Vieno A, van den Eijnden R (2018) Снижение употребления психоактивных веществ подростками в Европе и Северной Америке в начале 21 века: результат цифровая революция? Int J Public Health
Furstenberg FF (2015) Становление взрослыми: проблемы при переходе к взрослым ролям.Am J Orthopsychiatry 85 (5S): S14 – S21
Статья PubMed Google ученый
Johnson MK, Crosnoe R, Elder GH (2011) Взгляд на подростковый возраст с точки зрения жизненного пути. J Res Adolesc 21 (1): 273–280
Статья PubMed PubMed Central Google ученый
Маса Р., Грэм Л., Хан З., Чова Г., Патель Л. (2018) Отсутствие продовольственной безопасности, сексуальный риск и сексуальная виктимизация среди подростков Ганы и молодых людей из Южной Африки.Int J Public Health. https://doi.org/10.1007/s00038-018-1155-x
Агентство общественного здравоохранения Канады (PHAC) (2011 г.) Отчет Главного инспектора общественного здравоохранения о состоянии общественного здравоохранения в Канаде, 2011 г .: молодежь и молодые люди — жизнь в переходном периоде. Агентство общественного здравоохранения Канады. https://www.canada.ca/content/dam/phac-aspc/migration/phac-aspc/cphorsphc-respcacsp/2011/pdf/cpho-resp-2011-eng.pdf. По состоянию на 21 декабря 2018 г.
Sawyer SM, Azzopardi PS, Wickremarathne D, Patton GC (2018) Возраст подросткового возраста.Lancet Child Adolesc Health 2 (3): 223–228
Статья PubMed Google ученый
Ссылки для скачивания
Благодарности
TG финансируется фондом Fonds de Recherche du Québec — Santé (FRQ-S).
Информация об авторе
Принадлежности
École de santé publique de l’Université de Montréal (ESPUM), Université de Montréal, Montréal, Canada
Thierry Gagné, Департамент здравоохранения и здравоохранения Дании
- EP
- Университетский колледж Лондона, 1-19 Torrington Place, Room 536, London, WC1E 7HB, UK
Thierry Gagné
- Университетский колледж Лондона, 1-19 Torrington Place, Room 536, London, WC1E 7HB, UK
Автор, ответственный за переписку
Для корреспонденции Тьерри Ганье.
Декларации этики
Конфликт интересов
Я заявляю об отсутствии конфликта интересов.
Дополнительная информация
Примечание издателя
Springer Nature сохраняет нейтралитет в отношении юрисдикционных претензий в опубликованных картах и институциональной принадлежности.
Эта редакционная статья является частью специального выпуска «Подростковые переходы».
Об этой статье
Цитируйте эту статью
Gagné, T.Что мы узнали о подростковом переходе? Int J Public Health 64, 147–148 (2019). https://doi.org/10.1007/s00038-019-01207-2
Скачать цитату
Напряженность при переходе от подросткового возраста к взрослому
РЕЗЮМЕ
Очевидно, что переход от подросткового возраста к взрослой жизни — это период бури и стресса. Это так, потому что этот переход включает в себя изменения в развитии, которые определяют продолжительность жизни или, скорее, компетенции человека во взрослой жизни.В идеале ожидается, что переход во взрослую жизнь будет способствовать развитию в формирующейся взрослой жизни, а также во всей остальной жизни человека. Таким образом, приобретение и консолидация ценностей, компетенций, социального капитала и отношений имеет первостепенное значение для обеспечения успешного перехода молодежи. Следовательно, разнообразные изменения, происходящие во время этого перехода, можно определить как «шторм»; тогда как подавляющий аспект ответственности можно описать как «стресс». В действительности, этот переход может быть успешным или неудачным в зависимости от напряженности, возникшей в переходный период.Некоторые из возможных напряжений, с которыми могут столкнуться некоторые молодые люди, включают проблемы в развитии когнитивных навыков, недостатки в социальных отношениях и неправильное формирование идентичности. Подростковый возраст совпадает с годами учебы, в течение которых молодые люди приобретают профессиональные навыки и делают карьеру. Следовательно, именно в это время молодым людям нужны хорошие социальные навыки, уверенность в своих интеллектуальных способностях, навыки совладания с собой и чувство собственного достоинства. Это позволяет им пережить успешный переход к взрослой жизни.Однако не все переходы успешны, а неудачи объясняются напряжением, которое испытывают молодые люди в этот период.
НАПРЯЖЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕХОДА ОТ ПОДРОСТКОВ К ВЗРОСЛОМУ
Переход от подросткового возраста к взрослой жизни помещает подростков в отдельные стадии; молодые и взрослые, с разным опытом и обязанностями, в то же время создают своевременную бурю. В некоторых обстоятельствах подростки во время этого перехода сталкиваются с огромной дилеммой из-за их предвкушения стадии, смешанной с переживаниями потерянной стадии.Кроме того, этот переход предполагает потерю статуса подростка и переход во взрослый статус. Таким образом, они должны пройти временную психосоциальную адаптацию, чтобы пережить успешный переход. Несмотря на актуальность этих изменений, некоторые подростки не проходят успешный переход из-за проблем, которые возникают в переходный период. Некоторые из этих проблем связаны с приобретением навыков, связями в семейной структуре, дружбой и системой занятости (Zarrett & Eccles, 2006).В целом социокультурные, рыночные и демографические изменения создают ошибки при переходе от подросткового возраста к взрослой жизни. Эти противоречия могут привести к неудаче этого важного перехода, и было установлено, что это дорого обходится как человеку, так и обществу. Таким образом, в этом документе будет всесторонне обсуждаться некоторые проблемы, с которыми молодые люди сталкиваются при переходе от подросткового возраста к взрослой жизни.
Прежде всего, молодые люди испытывают напряжение в приобретении навыков, необходимых для взрослой жизни.Обычно этап подросткового возраста совпадает с годами учебы, в течение которых молодые люди приобретают профессиональные навыки и делают карьеру. Следовательно, именно в это время молодым людям нужны хорошие социальные навыки, уверенность в своих интеллектуальных способностях, навыки совладания с собой и чувство собственного достоинства. Однако школьное обучение для молодых людей не является гладким делом, когда они переходят с одного уровня образования на другой без стресса. Развитие образования включает факторы стресса, которые создают проблемы для молодых людей по мере того, как они продолжают приобретать навыки.В образовательном росте отличные достижения считаются показателем успеха в будущей жизни. Это так, потому что молодые люди должны строить планы на свою будущую жизнь, ставя многообещающие цели, которые склоняют их к успешной взрослой жизни. Однако изменения в жизни на этом этапе, которые, как было установлено, вызывают то, что называют «интрапсихическими потрясениями», вызывают значительное снижение самовосприятия, интереса и успеваемости, что сопровождается высоким риском отсева из школы и академической неуспеваемости.Сообщается, что снижение успеваемости — известное явление, с которым сталкиваются молодые люди в подростковом возрасте (Zarrett & Eccles, 2006). Теоретически школьная среда имеет тенденцию не соответствовать изменениям в подростковом возрасте, что ведет к академическому снижению самооценки и интереса. В большинстве случаев социальная среда в школах и колледжах не отвечает потребностям молодежи; таким образом, затрудняя их мотивацию и повышение их успеваемости (Eccles, Midgley, Buchanan, Wigfield, Reuman & MacIver, 1993).Таким образом, снижение успеваемости на этом этапе создает значительную напряженность в процессе приобретения навыков.
Еще одно напряжение, которое могут испытывать молодые люди во время перехода от подросткового возраста к взрослой жизни, — это социальные отношения. Психосоциальное благополучие молодых людей определяет связь между молодыми людьми и другими людьми, включая их родителей. Обычно люди начинают развивать социальные отношения с младенчества. Например, социальная связь между ребенком и его родителями начинается в нежном возрасте и распространяется в подростковом возрасте.С другой стороны, социальные отношения между братьями и сестрами, сверстниками и членами всего общества развиваются по мере физического и биологического развития человека. В большинстве случаев люди устанавливают больше социальных отношений до взрослого возраста, хотя это явление проявляется на всех этапах развития. Таким образом, молодые люди разделяют социальные связи со своими родителями, братьями, сестрами и сверстниками, которые поддерживают их психосоциальное благополучие. Таким образом, потеря этих связей создает напряжение; в то время как установление новых социальных связей, особенно с парами для тех, кто вступает в родительские права, дает новый опыт.
Чтобы продемонстрировать, насколько важны социальные отношения для молодых людей, которые готовятся стать взрослыми, стоит задуматься о значении семейных отношений, дружбы и романтических отношений. Совершенно очевидно, что семья является важным институтом для молодых людей, поскольку она служит источником позитивных активов для развития. Например, семьи предоставляют молодым людям социальный капитал, а также предлагают эмоциональную и финансовую поддержку. Эти активы необходимы для позитивного развития; таким образом, напряженность в семейных отношениях создает напряжение при переходе к взрослой жизни.Обычно молодые люди сталкиваются с конфликтами между родителями и детьми, особенно на ранних этапах подросткового возраста, когда молодые люди сопротивляются семейным нормам. На этом этапе молодые люди склонны нарушать семейные правила и отказываться от семейных ролей, стремясь повысить свою автономию и независимость (Roberts & Bengton 1996). В других ситуациях некоторым молодым людям не хватает поддержки со стороны семьи для успешного перехода во взрослую жизнь. Это происходит, когда родители не желают оказывать необходимую поддержку своим детям или когда родители отсутствуют, особенно в случаях сиротского приюта.В других ситуациях родители недоступны для своих детей из-за других семейных проблем, таких как развод, и это лишает молодых людей преимуществ хороших семейных отношений. Несмотря на роль, которую играют взрослые, а не родители, такие как родители друзей, тренеры, учителя, организаторы программ и духовные лидеры, особенно в условиях структурированной деятельности, напряженность в семейных отношениях может способствовать неудаче перехода. Однако некоторые молодые люди используют социальную поддержку со стороны дополнительных наставников в обществе для улучшения своих семейных отношений в позднем подростковом возрасте и используют ее в качестве буфера для негативного влияния сверстников и плохих отношений между родителями и детьми.Это дает им возможность устранить последствия натянутых семейных отношений; таким образом, испытать успешный переход во взрослую жизнь (Sherrod, Haggerty & Featherman 1993).
[…]
Переходный период в подростковом возрасте: проблемы и ресурсы для команды диабетиков
Фон
Переход в сфере здравоохранения был определен как «целенаправленное, запланированное перемещение подростков и молодых людей с хроническими физическими и медицинскими заболеваниями из систем здравоохранения, ориентированных на ребенка, на системы здравоохранения, ориентированные на взрослых. 1 В принятом в 2002 году консенсусном заявлении Американской академии педиатрии, Американской академии семейных врачей, Американского колледжа врачей и Американского общества внутренней медицины относительно перехода на медицинское обслуживание было предписано, что «все подростки с особыми медицинскими потребностями должны иметь письменное медицинское обслуживание. план перехода к 14 годам ». 2
В целом, исследования, проведенные в различных группах педиатрических пациентов, показали, что медицинская помощь в переходный период является неоптимальной. Например, при анализе данных Национального обследования детей с особыми потребностями в медицинской помощи 2000–2001 гг., Scal and Ireland 3 было обнаружено, что только около половины родителей 4332 детей в возрасте 14–17 лет обсуждали потребности в переходный период с воспитатель их ребенка, и только 16.4% разработали план для удовлетворения этих потребностей.
Несмотря на то, что данных о методах перехода к диабету в США недостаточно, обзор литературы и проведенный автором опрос 2009 года членов Специальной педиатрической группы Американской ассоциации преподавателей диабета (AADE) указывают на то, что многие педиатрические эндокринные системы США практики борются за разработку работоспособных, эффективных моделей для успешного перехода. 4 Из 176 опрошенных членов AADE только 4 из 9 респондентов указали, что они реализовали структурированную программу перехода.Опрос 2007 года, проведенный Международным обществом педиатрического и подросткового диабета (ISPAD), показал, что из 92 респондентов, представляющих 36 стран, около 50% имели структурированные программы перехода. Однако только один из пяти респондентов из США указал на наличие программы перехода и назвал ее «частичной», еще раз подчеркнув необходимость прогресса в этой области в Соединенных Штатах. 5
Препятствия на пути к эффективному переходу к лечению диабета в США
Большинство исследований диабета с переходной экономикой было проведено в Канаде и Европе, где переход обычно требуется в определенном возрасте.В настоящее время структура системы здравоохранения США создает проблемы для лечения в переходный период. 6 Существенные проблемы включают ограниченное возмещение расходов на услуги в переходный период, 6,7 ограниченный доступ к взрослым поставщикам услуг, испытывающим серьезные проблемы с развитием, 8 и трудности с получением страхового покрытия для молодых людей. 7
На уровне взаимоотношений между пациентом и поставщиком медицинских услуг было выявлено несколько поддающихся изменению препятствий на пути к успешному переходу.Например, молодые люди и семьи сообщают о негативном опыте, когда возраст использовался в качестве произвольного триггера для перехода. 9 Также сообщалось, что давние отношения между пациентами, родителями и поставщиками медицинских услуг препятствуют установлению доверия с новой бригадой взрослых диабетиков, как и в случае с другими хроническими заболеваниями детства. 4,9 Наконец, отсутствие общих институциональных баз данных или электронных медицинских карт между педиатрическими и взрослыми поставщиками услуг также ограничивает общение с поставщиками и передачу ухода. 10
Аналогичным образом и включая многие концепции, описанные выше, Комитет по вопросам инвалидности в Америке выявил множество препятствий на пути перехода к медицинской помощи для подростков с особыми потребностями в медицинской помощи. К ним относятся 1 ) участие нескольких систем предоставления услуг без общей организованной системы для координации помощи, 2 ) неадекватное общение между профессионалами здравоохранения и 3 ) языковые и культурные барьеры. 10
В дополнение к этим вопросам, обзор литературы по диабету и опрос педиатрических преподавателей AADE выявили другие ключевые препятствия, такие как относительное отсутствие мультидисциплинарных бригад по лечению диабета в учреждениях по уходу за взрослыми по сравнению с педиатрическими учреждениями, 11 стандартизированная учебная программа по переходу от диабета и ограниченные возможности для общения между педиатрическими и взрослыми поставщиками медицинских услуг или организация комбинированных педиатрических / взрослых диабетических клиник для обеспечения комфорта пациентов при переходе. 4,12
С точки зрения молодых людей, конкурирующие приоритеты и потребности в напряженной жизни являются основными препятствиями на пути создания надежной медицинской помощи взрослым при диабете. 13
Делая успехи
Несмотря на множество проблем, бригады по лечению диабета по всему миру добиваются определенных успехов с помощью инновационных и интересных программ и инструментов, которые помогают подросткам пережить это потенциально трудное время. Как отмечалось выше, значительная часть исследований и разработки программ переходного периода проводится в других системах здравоохранения, где установлен переходный возраст и программы получают финансовую поддержку. 6
Различные подходы к удовлетворению клинических, образовательных и сетевых потребностей переходных подростков с диабетом были успешно начаты. Иногда такие подходы предлагают сами пациенты. Форматы обучения включают индивидуальные инструкции при посещении клиники с течением времени, выходные дни в выходные дни, однодневные семинары для подростков переходного возраста, короткие групповые образовательные мероприятия, двух- или четырехчасовые панельные презентации для подростков и семей с участием различных экспертов, дискуссионные форумы и общественные мероприятия. 4,14–16 Вечерние консультации предпочитают молодые люди 17 , и они были созданы для улучшения посещаемости клиник. 18 Средства массовой информации, используемые для связи с подростками старшего возраста, включают информационные бюллетени, подробные веб-сайты, электронную почту, телефонные звонки и текстовые сообщения. 19,20
Совместные предприятия педиатрической службы и службы для взрослых включали в себя клиники для молодых взрослых, совместные посещения педиатрических клиник и клиник для взрослых и периодические встречи педиатрического и взрослого персонала для обсуждения общих пациентов. 18,19,21
Инструменты программы перехода
Чтобы подготовить молодых людей и их семьи к переходу и возможной передаче ухода, услуги по лечению диабета и образованию должны подготовиться к выполнению этой задачи. Одним из важнейших инструментов является учебная программа по переходу от диабета, в которой излагается основная информация, которой необходимо поделиться с пациентами и семьей. Учебная программа и образовательный процесс также должны способствовать передаче информации и навыков от членов семьи подросткам.Этот процесс следует начинать рано, так как многие программы начинают «говорить о переходе» в возрасте 12 лет для большинства пациентов. Шесть ключевых областей компетенции включают самоадвокацию, независимое поведение в отношении здоровья, сексуальное здоровье, психологическую поддержку, образование и профессиональное планирование, а также здоровье и образ жизни. 19 Учреждение автора (Детская клиника Немур — Орландо) разработало учебную программу и соответствующее руководство по переходу между пациентом и семьей для внутреннего пользования. Конкретные темы, изложенные в этих документах, перечислены в таблице 1.
Таблица 1.Темы переходного периода, связанные с диабетом
Составление контрольных списков для пациентов / членов семьи и назначение «домашних заданий» (например, если молодой пациент позвонит в аптеку для получения рецепта перед следующим визитом) может помочь пациентам и их семьям своевременно достичь целей перехода. Использование различных средств массовой информации может способствовать обучению и улучшить его. 22 Предоставление списков местных служб / образовательных ресурсов для взрослых диабетиков и списков диабетических центров, доступных для студентов рядом с основными колледжами и университетами штата, может помочь связать пациентов и их семьи с принимающей группой диабетиков.Контактная информация отделов по делам инвалидов в государственных колледжах и университетах также может помочь.
Процесс документирования затронутых тем и навыков должен позволить всем членам команды участвовать и обсуждать компоненты учебной программы с пациентами и их семьями в подходящее время. Системы электронных медицинских карт часто имеют возможность автоматического «всплывающего окна», которое может запускать соответствующие возрасту контрольные списки перехода, доступные для всех сотрудников, участвующих в посещении. Эта функция может облегчить нагрузку на любого члена бригады диабета.Кроме того, эта документация может содержать записи о встречах, передаваемые взрослым диабетикам и поставщикам первичной медико-санитарной помощи.
Эксперты по переходному процессу теперь рекомендуют педиатрической бригаде при поддержке пациентов и родителей заполнить сводные данные о переходе, которые будут отправлены получающим службам, до передачи ухода. 11,22 Эти сводки могут включать в себя список проблем и соответствующий медицинский анамнез, недавние лабораторные данные, названия лекарств и графики дозирования, информацию о самоконтроле, недавний анамнез диабетического просвещения и участие в исследованиях. 22,23
Недавние исследования и обзоры поддерживают использование координатора перехода при диабете. 16,24,25 Пока не ясно, должна ли эта роль быть клинической, административной или разделенной, и этот вопрос может зависеть от обстановки. В некоторых условиях лучше всего подойдет член педиатрической группы по обучению диабету, который поможет выявить и устранить недостатки в самообслуживании. Использование обученного диабетика административного помощника может быть эффективным, если его роль заключается в первую очередь в координации ухода и услуг.
Доступен постоянно расширяющийся набор переходных ресурсов. Национальная программа диабетического просвещения недавно разработала онлайн-инструмент перехода, который включает контрольный список планирования перехода для бригады по лечению диабета, клиническое резюме для новой бригады здравоохранения, как указано выше, и гиперссылку на список ресурсов для пациентов, родителей и поставщиков медицинских услуг. 23 ISPAD недавно сформулировал свои рекомендации по переходу в своих Руководствах по клинической практике 2009 года. 22 Другие полезные и доступные онлайн-ресурсы, включая образец карты медицинского обслуживания для комбинированной педиатрической и взрослой клиники, перечислены в таблице 2.
Таблица 2.Ссылки на онлайн-инструменты перехода *
Направления будущего
Развитие медицинской помощи пациентам с диабетом в переходный период находится на начальной стадии, особенно в США. Доказательные данные ограничены, и остается много вопросов. Вышеупомянутые инструменты являются важным началом, но их эффективность еще предстоит определить в будущих исследованиях.Важно отметить, что по мере разработки новых переходных программ, твердые оценочные меры будут необходимы. Тем не менее, соответствующие критерии исхода неясны. Возможные меры включают частоту посещения клиники диабета взрослыми; A1C; промежуточные результаты, такие как частота самоконтроля уровня глюкозы в крови; и связанные с пациентом результаты, такие как удовлетворенность, качество жизни, связанное со здоровьем, или проблемные области при диабете. Кроме того, программы перехода должны учитывать важность общения и сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами, включая пациентов, членов семьи, педиатрическую бригаду по диабету и взрослых лиц, оказывающих помощь при диабете.
Сноски
Вкратце
В этой статье описываются препятствия на пути к успешному переходу от педиатрической помощи к медицинской помощи для взрослых пациентов с диабетом 1 типа, описываются развивающиеся модели оказания помощи в переходный период в этой группе населения, а также выделяются многочисленные онлайн-ресурсы по переходу для медицинских работников диабетической бригады.
Паула Линн Джеймсон, MSN, ARNP, FNP-BC, CDE, является координатором программы лечения диабета и практикующей медсестрой-эндокринной медсестрой в детской клинике Nemours в Орландо, штат Флорида.
- Американская диабетическая ассоциация (R) Inc., 2011
Протокол исследования: Исследование перехода от детства к подростковому возрасту (CATS) | BMC Pediatrics
Банерджи И., Клейтон П. Генетическая основа определения времени полового созревания человека. J Neuroendocrinol. 2007, 19: 831-838. 10.1111 / j.1365-2826.2007.01598.x.
CAS Статья PubMed Google ученый
Паттон Г.К., Винер Р. Пубертатные переходные периоды в здоровье.Ланцет. 2007, 369: 1130-1139. 10.1016 / S0140-6736 (07) 60366-3.
Артикул PubMed Google ученый
Дорн Л.Д., Биро ФМ: Половое созревание и его измерение: обзор десятилетия. J Res Adolesc. 2011, 21: 180-195. 10.1111 / j.1532-7795.2010.00722.x.
Артикул Google ученый
Маршалл В.А., Таннер Дж. М.: Вариации в структуре пубертатных изменений у девочек.Arch Dis Child. 1969, 44: 291-303. 10.1136 / adc.44.235.291.
CAS Статья PubMed PubMed Central Google ученый
Маршалл В.А., Таннер Дж. М.: Вариации в характере пубертатных изменений у мальчиков. Arch Dis Child. 1970, 45: 13-23. 10.1136 / adc.45.239.13.
CAS Статья PubMed PubMed Central Google ученый
Таннер Дж. М.: Рост в подростковом возрасте.1962, Оксфорд: Научные публикации Блэквелла, 2
Google ученый
Мюллер В., Чо С., Мейнингер Дж., Лир П., Чан В.: Стратегии комбинирования и масштабирования показателей половой зрелости: исследование Heartfelt. Ann Hum Biol. 2001, 28: 422-430. 10.1080 / 03014460010019731.
CAS Статья PubMed Google ученый
Bordini B, Rosenfield RL: Нормальное пубертатное развитие: Часть II: клинические аспекты полового созревания.Pediatr Rev.2011, 32: 281-292. 10.1542 / pir.32-7-281.
Артикул PubMed Google ученый
Дорн Л.Д., Даль Р.Э., Вудворд HR, Биро Ф .: Определение границ раннего подросткового возраста: руководство пользователя по оценке пубертатного статуса и времени полового созревания в исследованиях с подростками. Appl Dev Sci. 2006, 10: 30-56. 10.1207 / s1532480xads1001_3.
Артикул Google ученый
Delemarre-van de Waal HA: Регулирование полового созревания. Лучшая практика Res Clin Endocrinol Metab. 2002, 16: 1-12. 10.1053 / beem.2001.0176.
CAS Статья PubMed Google ученый
Глюкман П.Д., Хэнсон М.А.: Эволюция, развитие и сроки полового созревания. Trends Endocrinol Metab. 2006, 17: 7-12. 10.1016 / j.tem.2005.11.006.
CAS Статья PubMed Google ученый
Ibanez L, Dimartino-Nardi J, Potau N, Saenger P: Преждевременный адренархе-нормальный вариант или предвестник болезни взрослых ?. Endocr Rev.2000, 21: 671-696. 10.1210 / er.21.6.671.
CAS PubMed Google ученый
Кэмпбелл Британская Колумбия: Адренарх и среднее детство. Hum Nat. 2011, 22: 327-349. 10.1007 / s12110-011-9120-х.
Артикул PubMed Google ученый
Кэмпбелл Б. Адренарх в сравнительной перспективе. Am J Hum Biol. 2011, 23: 44-52. 10.1002 / ajhb.21111.
Артикул PubMed Google ученый
Дель Джудиче М: Секс, привязанность и развитие репродуктивных стратегий. Behav Brain Sci. 2009, 32: 1-21. 10.1017 / S0140525X0