Что такое Монтессори-среда?
Что такое Монтессори-среда?
Монтессори-среда – это целый мир, в котором находится ребенок во время занятий, наполненный сотнями интересных для него предметов и где ребенку предоставляется возможность свободы выбора познавательной деятельности. Монтессори среда состоит из специальных дидактических материалов и пособий (если говорить простым языком специальных развивающих «игр», предметов), занимаясь с которыми ребенок получает всестороннее развитие. Очень важно, что все, что находится в Монтессори-зоне, расположено таким образом, что ребенок может самостоятельно это достать и начать работу. Монтессори среда имеет четкое разделение на различные зоны:
Зона практической жизни — здесь ребенок знакомится с такими простыми для нас и очень сложными для него самыми разнообразными навыками: от застегивания пуговиц и молний до мытья посуды и умения пользоваться ножом. Он учится обращаться с пипеткой, щипцами, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Он переливает воду, пересыпает зерно, делает мыльные пузыри, стирает, гладит, и даже учится чистить обувь. Ребенку предлагается освоить навыки соответственно его возрасту, так что волноваться за его безопасность не стоит.
Зона сенсорного развития является одной из самых важных для ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств. В этой зоне с помощью специальных обучающих материалов Ваш ребенок в игровой форме научится различать цвета и их оттенки, силу звука, знакомиться с понятиями формы, величины, длины, ширины, разнообразит свои тактильные ощущения. В этой зоне ребенок утончает свое восприятие, расширяет словарный запас, развивает воображение и наблюдательность.
Зона причинно-следственной связи. Здесь ребенок научится осознавать результат своих действий, объединять простые действия в более сложные. Специальное оборудование дает возможность наблюдать за процессом взаимодействия предметов и устанавливать причинно-следственные связи. В процессе занятий в этой зоне, ребенок используя свои умения, отслеживает получаемые результаты и исправляет допускаемые ошибки, в результате развивается мышление ребенка. Помимо этого у малыша вырабатывается координация работы рук и глаз, развивается тонкая моторика.
Зона речевого развития. В детском возрасте, как ни в каком другом, происходит расширение словарного запаса, именно поэтому важно, чтобы ребенка окружала среда, дающая много новых впечатлений и ощущений для возможности освоения новых понятий. В этой зоне много материалов для изучения новых слов, составления предложений, координированной работы пальцев для подготовки к письму, для более старших детей есть множество материалов для обучения письму и чтению. Для детей до 3-х лет – эта зона представлена самыми разнообразными материалами для расширения словарного запаса и усвоения новых понятий.
Зона изучения математики. Эта зона располагается группах 3-6 лет и представляет собой набор разнообразнейших интересных материалов, с помощью которых Ваш ребенок может научиться складывать и вычитать, умножать и делить, а самое главное – понимать смысл арифметических действий. Изучение математики в Монтессори-педагогике – одна из сильнейших ее сторон, что признается даже сторонниками других методов обучения
Зона развития мелкой моторики и упражнений с сыпучими материалами. Эта зона специально создана для детей трех лет жизни и располагается в группах для детей от 8 мес до 3-х лет. Именно в этом возрасте ребенок переживает период особого интереса к мелким предметам, и этот интерес должен иметь выход в виде занимательной для ребенка, осмысленной деятельности. При помощи многочисленных манипуляций с мелкими предметами, их сортировки, пересыпании и т.д. лучше всего развивается мелкая моторика, которая так важна для развития Вашего малыша.
Зона творчества. Это зона самовыражения ребенка, для него предоставлены самые разные материалы для творчества, с помощью которых даже малыш может создать свое произведение.
Зона космоса. Эта зона представлена в группах для детей от 3 до 6 лет, зона сделана для формирования у ребенка представления об окружающем мире. Здесь ребенок начинает изучать историю, географию, биологию и даже астрономию. Здесь находится масса всего интересного: комнатные растения, всевозможные карты, глобусы, календари, инвентарь для безопасных опытов и мн. другое.
| Развивающее Монтессори пространство для детей
Ребенку необходима особая подготовленная развивающая среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Зоны Монтессори выстроены таким образом, чтобы ребенок имел возможность гармонично развиваться во всех направлениях исходя из сензитивных периодов развития.
Зоны Монтессори
1. Зона бытовой деятельности – это зона реальной жизни. Тут ребенок учится совершать жизненно необходимые действия: чистить, мыть, одеваться, вырезать и пр. Во время занятия тренируется внимание, развивается моторика.
2. Зона сенсорного развития. Тут дети учатся различать предметы по разным характеристикам: размеру, весу, высоте, форме. Первоначально им приходится делать соотношение визуально, выделяя характерные особенности. А также развитие обоняния, осязания, слуха, зрения, тактильных ощущений.
3. Зона упражнений с водой. Тренируются навыки пользования водой: переливание ее из разных емкостей и разными способами: ложками, с помощью губок, банками. Также допускается возможность доставать предметы из таза с водой. Преимущественно в этом процессе задействованы шарики и пуговки.
4. Зона для развития мелкой моторики. Тут есть различные материалы, для пальчиковой тренировки: шнуровки, бусины, вкладыши и т.д. С ними производятся простые, но полезные действия: завязывание-развязывание, наматывание-разматывание, закручивание-раскручивание, выжимание и пр.
5. Зона продуктивной ИЗО-деятельности. Рисование разными методами: пальчиками, кистями, мелками и пр. Здесь не стоит задача освоить технику рисования в привычном понимании, главное – художественно прожить образ. Ребенок сам выбирает материалы и способы передачи.
6. Зона речевого развития. Здесь у детей есть возможность расширить свой словарный запас, развить фонематический слух, они постепенно готовятся к овладеванию письмом, осваивая печатные и письменные буквы посредством подвижного алфавита. Звуки произносятся как стоя, так и в движении.
7. Зона космоса для активизации умственного развития и создания целостной картины мира с пособиями, направленными на постижение основ языка, математики, ботаники, анатомии, географии и других наук.
8. Зона для развития координации, тренировки вестибулярного аппарата, мышц и ловкости движений.
Подготовленная среда
Подготовленная среда в Монтессори – группах включает в себя дидактические материалы, распределенные в различных зонах в зависимости от назначения, детей разных возрастов, подготовленного учителя, возможность свободного передвижения и самостоятельной работы. Все это способствует саморазвитию ребенка. «В подготовленной среде ребенок найдет то, что организует его внутренний мир, что соответствует его внутреннему проявлению – творить свою человеческую личность». (М. Монтессори). Именно в подготовленной среде ребенок может реализовать свою прирожденную потребность в саморазвитии, реализовать свой внутренний индивидуальный план развития без внешнего насилия.
Монтессори – материалы в классе можно разделить на три основные группы: упражнения в практической жизни, с которых начинают трех и четырехлетние дети; сенсорные материалы, с которыми работают дети любого возраста в этой группе; развивающие материалы, которые отвечают интересам детей в счете, чтении, изучении окружающего мира (географии, биологии и т.п.).
Материалы располагаются на низких открытых полках так, чтобы их мог достать даже самый маленький ребенок.
Столы и стулья в Монтессори – группе легкие и подвижные, их можно переставить по-разному в зависимости от вида деятельности. Дети также могут работать на ковриках на полу, где они чувствуют себя очень комфортно.
Привлекательный материал, свобода выбора, самостоятельная деятельность дают нашим детям возможность мыслить независимо, делать открытия и получать прочные знания.
Создание монтессори-среды дома: стоит ли? — запись пользователя MariaKite (MariaKite) в сообществе Монтессори педагогика в категории Монтессори дома
что такое космос определение для детейСтоит ли покупать монтессори-материалы домой?
Можно ли организовать монтессори-пространство дома?
В сообществе недавно уже была выложена статья на тему "Стоит ли покупать монтессори-материалы домой", но если кто не видел, то почитать можно здесь.
Я немного не согласна с написанным в статье с точки зрения расстановки акцентов.
Во-первых, я предлагаю упустить финансовый вопрос, поскольку дешево/дорого - это довольно оценочные суждения. Да и есть на рынке детских товаров игры и развивающие материалы тоже стоящие отнюдь не пол-копейки. Поэтому здесь не будем рассуждать о деньгах.
Во-вторых, не представляется мне первостепенно важным вопрос о габаритах детской комнаты. Это все частности.
Я хочу поговорить о целесообразности монтессори-среды в домашних условиях как таковой.
И вот что я думаю.
В первую очередь хочу разочаровать, полноценную монтессори-среду дома организовать не получится. Даже если родитель монтессори-педагог. Хотя бы потому, что монтессори-среда - это среда детского сада или школы. Я нигде не встречала, чтобы Мария Монтессори говорила об устройстве детских комнат именно дома. А коллектив разновозрастных детей очень и очень важная составляющая процесса обучения в монтессори-системе.
Да и обученный монтессори-педагог (а правильнее даже сказать "наставница") необходим(а). (Я писала здесь эссе на эту тему, но очень неудобоваримо читать, это учебная работа).
Но, допустим, что родитель, имеющий знания в монтессори-педагогике, создал упорядоченное монтессори-пространство дома. Все по правилам! Полочки, коврики, детская мебель, зональное разделение (практика, математика, сенсорика, развитие речи, космос), подносы … Вот все как в монтессори-детском саду, только для своего ребенка/детей.
Вот как это может выглядеть (взяла из пинтереста несколько фотографий):
Насколько это необходимо? (Повторяюсь, речь не идет о стоимости и помещениях. Пусть у нас есть миллион и мы живем в ангаре )) ).
Я бы очень хотела услышать в комментариях ваши мнения.
Я же сомневаюсь в целесообразности этого.
Дом - это дом, своя "нора", с любимым медвежонком на кровати, тапочками и завалами книжек у кровати. А такое упорядоченное монтессори-пространство - это класс по сути. Пусть и сделанный дома. Когда в игровой комнате, где ребенок должен играть и отдыхать, перманентно 24/7 класс для занятий, то это мне не кажется правильным.
Если же "монтессори-пространство" в одной части комнаты, а медведи и тапочки в другой? Тоже сомнительно! Правила в монтессори-среде довольно определенные (убирать на место, в среде не игрушки, а определенные материалы). Как провести "демаркационную линию" между пространствами? Хотя, наверное, решения есть.
Ну хорошо. У нас же ангар да? Есть монтессори-класс, есть комната-спалья с игрушками. Кажется, разумно. Но это если мы миллионеры и у нас ангар ) Хотя тут уж овчинка выделки не стоит: куда проще отдать ребенка в монтессори-сад. Или уж открыть свой собственный в этом самом помещении ))) Напомню, что именно в коллективе монтессори-среда наиболее эффективна (причем не в абы каком коллективе, а в прошедшем адаптацию).
С другой стороны моих сомнений красивые картинки ) И тема хоумскулинга. Так может в этом случае домашняя монтессори-среда вполне эффективна и целесообразна?
Но это лишь мое мнение. Очень было бы интересно услышать ваше!
«Предметно развивающая среда по методике Монтессори»
Обогащение предметно – коррекционной развивающей среды, ориентированной на индивидуальные возможности ребенка в условиях ГБУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
ГБУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» специализируется на работе с детьми, имеющими ограниченные возможности. Центр посещают дети с детским церебральным параличом, нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллекта разной степени выраженности. Нарушения проявляются в виде различных двигательных, познавательных, речевых отклонений, расстройствах эмоционально-волевой сферы, поведения и личности в целом.
Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно-развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности к компенсации нарушенных функций.
Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей. Создание благоприятных условий способствует включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволяет привлечь и удержать его внимание, создает положительный эмоциональный настрой, вызывает живой интерес к себе и происходящему. Один из таких путей повышения эффективности коррекционной работы, на наш взгляд это организация развивающей среды по методу М.Монтессори
Мария Монтессори была великим педагогом, ученным, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной — доктором медицины. Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики. Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается коррекционная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.
Взяв, за основу метод М.Монтессори в коррекционной работе с детьми, в одной из групп центра была организована предметно — развивающая среда, с использованием Монтессори-оборудования. Организована таким образом, чтобы обеспечивать разнообразные виды детской деятельности и способствовать включению детей в процесс активного познания мира.
Согласно методу М. Монтессори дети имеют возможность свободно и самостоятельно работать в среде, свобода и самостоятельность позволяют им познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности.
В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы, в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической последовательности и разделен на области или на зоны. Каждая из этих зон имеет свое предназначение.
Предметные зоны Монтессори-среды:
Зона упражнений в практической жизни. Она имеет особое значение для детей раннего возраста, так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической зоне» он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, начищает и очищает предметы, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т.д. В процессе такой работы происходит совершенствование навыков самообслуживания ребенка. Например, зашнуровывать и застегивать вещи он учится с помощью специальных тренажеров – рамок со всевозможными застежками (пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками и т.д.). В этой же зоне находится материал для мытья рук и чистки обуви. Материалы, позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи: чистку и нарезку овощей и фруктов, сервировку стола. В зоне есть живые и срезанные цветы, ухаживая за которыми ребенок учится заботиться не только о себе, но и об окружающем его мире.
Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию.
Зона сенсорного развития. Без сенсорной гимнастки – системы упражнений, развивающих и утончающих восприятие, — невозможно развитие мышления, ведь при изучении окружающего мира ребенку необходимо использовать все свои чувства. Зона сенсорного развития является одной из самых важных для детей до четырех лет. С самого рождения ребенок получает массу представлений о внешнем мире, которые пытается упорядочить, осваивая сенсорные эталоны. С помощью материалов, находящихся в этой зоне, он развивает зрение, осязание, вкусовые ощущения, обоняние, слух, учится различать размер, форму, цвет, вес, температуру и т.д. Он узнает, что такое длина, ширина, цвет, потом учится различать оттенки цветов, силу звука. В зоне сенсорного развития ребенок утончает свое восприятие, расширяет словарный запас, развивает воображение, память и наблюдательность.
Развитию творческого мышления ребенка способствуют находящиеся в сенсорной зоне материалы, стимулирующие его к самостоятельной художественной деятельности: краски и кисти, пластилин и глина, клей и ножницы, цветная бумага и картон и т.д.
Зона развития двигательной активности. Наиболее важная для детей с двигательными нарушениями.
Эта зона предназначена для развития крупной моторики и координации движений. Спортивный мини-комплекс в этой зоне включает в себя оборудование для выполнения ребенком прыжков, качаний и катаний, тренировать его в лазании и удержании равновесия. Как правило, «двигательная зона» размещается поодаль от остальных (часто – в смежном помещении), но так, чтобы дети всегда имели к ней свободный доступ.
Для приобретения знаний и развития умений в других предметных областях в Монтессори-среде мы включили образовательные зоны с соответствующим наполнением:
математическая зона;
языковая зона;
естественнонаучная зона;
географическая зона.
Также возможно расширить количество образовательных зон, дополнив их такими зонами, как:
музыкальная зона; и др.
В Монтессори-группе наши дети имеют возможность не только интеллектуального, но и психологического развития. Уникальное в педагогике уважение к индивидуальности ребенка метода Монтессори создает благоприятную почву для развития таких качеств как:
Уверенность в себе
Позитивная самооценка
Самостоятельность
Высокая познавательная мотивация
Умение делать выбор исходя из своих реальных потребностей
Высокая познавательная мотивация
Умение делать выбор исходя из своих реальных потребностей
Способность концентрироваться на работе
Умение общаться
Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности. Материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально — эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
Организованная, в нашем центре, предметно-развивающая среда по методу М. Монтессори представлена огромным количеством специализированного оборудования и материалов, направленных на различные виды коррекции: сенсорные нарушения, речевое нарушение, мелкой моторики и т.д. Так, например, для сенсорного развития используются:
Рамки с застежками — обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Коричневая лестница — представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.
Розовая башня — представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький.
Красные штанги — представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Блоки цилиндров — представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй — цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.
Для коррекции речевых нарушений
Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.
Металлические вкладки — десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.
С целью математического развития
Красно-синие штанги — набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами — две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины — эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.
Геометрические тела — обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.
В методике Монтессори большое внимание уделяется играм с крупой, бусинками, фасолью, которые мы так же применяем на практике. Эти игры безумно нравятся детям и замечательно их развивают.
Эти игры хорошо развивают моторику ребенка (что положительно сказывается на общем развитии малыша), а также учит пользоваться ложкой. К тому же такое занятие очень привлекает детей – на свете довольно трудно найти ребенка, который бы не захотел покопаться ложкой в крупе.
Опускаем предметы в узкие отверстия.
Для игры понадобятся мелкие предметы (счетные палочки, макароны, фасольки, бусинки, пуговицы и т.п.):
А также емкости и бутылочки с узким горлышком.
Учимся сортировать.
Сортировка предметов развивает у детей навык классификации, который очень полезен для развития логических и математических способностей.
Для игры понадобятся разноцветные предметы, спрятанные в крупе, а также емкость для сортировки.
Играем с манкой.
Сегодня в каждом уважающем себя Монтессори- центре есть лоток с манной крупой, который пользуется стабильной популярностью у детей в возрасте от 1 года до 2 лет. При рисовании пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика, происходит легкий массаж подушечек пальцев (что благотворно влияет на активизацию самых различных областей мозга) К тому же рисование на крупе отлично успокаивает нервную систему.
Рисовать на крупе можно не только пальчиками. Можно поэкспериментировать с кисточкой или палочкой.
Для развития мелкой моторики мы используем маленькие игрушки или просто различные маленькие предметы, которые малыш может пощупать. Эти предметы разные по ощущениям, по звуку и цвету. Это даст малышу больше информации, которая необходима ему в таком раннем возрасте.
Болты для навинчивания. Формирует навык свинчивания и навинчивания болтов и гаек. Развивает мелкую моторику, зрительное восприятие размера, умение сравнивать, точность движений, зрительно-моторную координацию, концентрацию внимания, и мн.др.
Игры с водой: переливание из одного сосуда в другой; вылавливание предметов из емкости с водой; стирка, купание куклы и многое другое. В игре развивается координация движения, концентрация внимания, усидчивость.
Все приведенные выше упражнения проводятся специалистами с учетом ограниченных возможностей детей, с учетом индивидуальных способностей, т.е. для одних детей подобран комплекс игр и упражнений, направленных, например, на развитие мелкой моторики рук, а для других детей — умственной деятельности. Все эти игры и упражнения дают серьезный толчок развитию мозга ребенка, а соответственно и всех психических процессов, таких как восприятие, память, внимание, мышление, воображение и т.д. Специалисты отмечают, что с помощью системы Монтессори дети готовы самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию, то есть воспитать его самостоятельным. Это значит, что взрослый помогает малышу использовать полученные в результате собственного опыта знания, а не даёт ребёнку уже готовую информацию.
Наглядная презентация прилагается.
Коваленко Н.А
воспитатель ГБУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Принципы формирования домашней среды — Монтессори Press
В современных условиях быть папами-мамами очень непросто, и я могу понять вдохновение родителей, которые, прочувствовав яркие успехи метода Монтессори, задаются вопросом: а как, собственно, и нам, в домашних условиях, приобщиться к этому удачному опыту?
В методе Монтессори ребёнок признаётся вполне способным на принятие осознанных решений. Вся необходимая информация для роста и развития заложена в него изначально, и мы, взрослые, имеем только два варианта поведения – либо становимся союзником своему собственному ребёнку и создаём ему благоприятные условия для реализации его внутренних потребностей, либо становимся препятствием на пути его роста. Мы используем средовой подход и действуем согласно так называемого принципа солёного огурца. Создаём такую развивающую среду-рассол, в которой у ребёнка будет достаточно стимулов-вызовов для освоения всех необходимых жизненных навыков. Но есть одно «но»: среда состоит из трёх частей. Её составляющие:
1. Материальная среда – специально подготовленные материалы для развития ребёнка.
2. Подготовленный взрослый, который знает и понимает, что и как он делает в согласии с методом. Условно говоря, это и есть Монтессори-гид.
3. Достаточно большая разновозрастная группа детей (ну хотя бы 10–15–20 чел.), в составе которой и развивается ребёнок.
И если материальную среду можно самостоятельно сконструировать, подготовить взрослого сложно, но возможно, то собрать в домашних условиях такую детскую группу практически нереально. Что же тогда можно сделать?
В первую очередь не стоит воспроизводить школьную среду дома, она нужна исключительно в условиях Монтессори-школы и должна содержать в себе все три компонента. А дома нужна именно отдельная домашняя Монтессори-среда.
Нужно просто наблюдать за своим ребёнком и понять его основные задачи. Человеческий ребёнок очень сильно отличается от детёнышей животных. В глаза так и бросается его беспомощность на начальных этапах развития. Природа этой недоформированности заключается в том, что ребёнок может измениться в нужную сторону, приспособиться практически к любой окружающей среде. Постепенно осваивая пространство вокруг себя, он становится человеком своего места и времени. И уже с самого начала жизненного пути для успешного выживания ему необходимо решить задачу получения независимости. В возрасте до шести лет – это независимость функциональная, то есть возможность самостоятельного решения-осуществления всех своих насущных потребностей. Ну а после шести он уже будет решать задачу интеллектуальной независимости. В общем, ребёнок старается со всеми окружающими его реальными и потенциальными проблемами научиться справляться сам. Для этого ему необходимо постоянно практиковаться. Вот на достижении этой самой функциональной независимости в домашних условиях я и предлагаю сосредоточиться.
Чем же интересно заниматься ребёнку в домашних условиях? Да тем же самым, чем занимаемся и мы, взрослые люди. Собственно, детство во многом нужно именно для того, чтобы перенять эффективный опыт и взрослые модели поведения. Именно поэтому все активности, которые ребёнок использует в повседневности, должны иметь выход в жизнь. Мария Монтессори предлагала давать для использования ребёнком по возможности НАСТОЯЩИЕ предметы, а не их поддельно-игровые имитации, и пользоваться ими по прямому назначению.
Мозг ребёнка в дошкольном детстве занят загрузкой базовых информационных модулей, это построение своеобразной операционной системы. Все нестандартные способы использования предметов лучше оставить «на потом», для более старшего возраста.
Поясню на примерах. Хотите использовать прищепки? Лучше настоящей стирки и сушки белья занятия с этими предметами не найти. Нет необходимости их использовать для узнавания цвета, к примеру.
Хотите использовать резиновую грушу или шприц для переноски жидкости? Задумайтесь, какие жизненные активности вы можете предложить ребёнку на выходе, и придёте к тому, что разумнее показать ребёнку способы собирания и перенесения бытовых «разлитостей» губкой или тряпкой. Это логичнее: будет получен действительно жизненно-полезный навык, многократное использование которого гарантировано самой жизнью.
Даёте ребёнку для развлечения и исследования мелких предметов тазики с различной крупой и фасолью? Но для исследования достаточно нескольких штук, а не килограммов, а похожие навыки ребёнок с лёгкостью получает в обычной дворовой песочнице или на песочном/галечном пляже.
Теперь о пределах мечты многих родителей – раннего чтения и счёта, – постоянно пытающихся привлечь ребёнка к буквам-цифрам как минимум. Все навыки приходят в своё время: когда ребёнок готов, на освоение его подталкивает своеобразный внутренний учитель.
Родителям же нужно чётко осознать, что дом – это просто дом, а не учебная аудитория. Соответственно, и уместнее там среда домашняя. Представьте себе, что вы стремитесь в своё жилище со страстным желанием отдохнуть, вытянув ноги в тапочках или уж просто с намерением переключиться с рабочих проблем на решение чисто бытовых вопросов. А попав домой, оказывается, что вам нужно обратить внимание на синтаксис с пунктуацией и решить несколько дифференциальных уравнений. Нравится? Не очень? А ведь в методе Монтессори принято обращаться с детьми на равных. И многие навязанные развивающие активности ребёнком именно так и воспринимаются. Я вовсе не призываю погрузить ребёнка в атмосферу ничегонеделания. Просто гораздо разумнее, наблюдая за ребёнком, определить именно те активности, которые действительно вызывают его искренний интерес, отделяя свои ожидания и «ну вот у знакомых мальчик уже читает» от здоровых исследовательских побуждений своего ребёнка.
Существует и другая крайность, когда ребёнка непременно хотят занять-развлечь, организовывая и возглавляя практически весь досуг ребёнка. По методу Монтессори в центре процесса всегда находится ребёнок, мы лишь создаём ему благоприятную и удобную среду для роста, наполненную активностями и вызовами. А чем заняться непосредственно – решает сам ребёнок, и делает он это под воздействием своих внутренних импульсов, которые в благоприятных условиях становятся всё более волевыми и самоконтролируемыми.
Юрий Филёв, Монтессори-гид (AMI 3-6)
Монтессори дома — организованная среда. Организованная среда позволяет детям лучше сосредоточиться. Как сделать монтессори дома.
Статья переведена с сайта Американского Монтессори Сообщества(AMS)
Вы когда-нибудь удивлялись необыкновенному порядку в монтессори-классе? Ваш ребенок говорил вам, что в школе он сам себе наливает сок? Замечали, что ребенок убирает вещи на свои места, даже если вы не просите его об этом?
Любовь к порядку, независимость и самомотивация — вот на чем основан монтессори-метод. Тщательно организованные монтессори-классы вырабатывают у учеников привычку самостоятельно заботиться о себе и своих вещах. Из чувства гордости «я сделал это сам» рождается уверенность в своих силах и готовность покорить этот мир.
Привнести принципы монтессори-педагогики в свой дом — значит создать связующее звено с тем, что ребенок учит в школе. Вот несколько способов построить эту связь.
Создать организованную среду
Каждый предмет должен иметь свое место и лежать так, чтобы ребенок без помощи взрослых мог им воспользоваться. Такой порядок поощряет одновременно независимость и самодисциплину. Дети знают, где взять то, что им нужно и куда вернуть предмет, когда они закончили с ним работу. Также организованная среда имеет меньше отвлекающих факторов, что позволяет детям лучше сосредоточиться на текущей работе.
Чтобы сделать предметы доступными для вашего ребенка:
— отведите нижние полки для детской одежды;
— поставьте перед раковиной ступеньку на кухне и в ванной
— разложите игрушки и монтессори-материалы на нижних полках на видном месте, для каждого предмета определите его место. Более мелкие детали можно сложить в ящики или корзины разложив их по категориям.
— еду для ребенка всегда кладите вниз холодильника
— напитки переливайте в маленькие легкие емкости, храните их также на нижних полках. Чашки держите в пределах досягаемости для ребенка. Удобно будет положить рядом губку, чтобы малыш мог сам за собой убрать, если что-то разольет
Упражнения практической жизни
Монтессори-ученики учатся самостоятельно заботиться о себе, поддерживать порядок в классе и быть внимательными к окружающим. Они моют посуду, раскладывают материалы по полкам, готовят еду и помогают младшим товарищам. Кроме того, что дети приобретают навыки практической жизни, они приучаются видеть себя ценными членами общества.
Привлечение ребенка к помощи по дому принесет такие же плоды. Выделите время и покажите отдельно, как нужно выполнять то или иное действие. Дайте ребенку возможность повторить это действие столько раз, сколько ему потребуется. Каждый приобретенный ребенком навык добавляет ему уверенности и повышает самооценку.
Маленькие дети могут, например, чистить овощи, складывать одежду, заботиться о животных. Подростки могут сортировать почту и готовить вещи для переработки. Взрослые дети могут готовить ужин на всю семью, читать младшим братьям и сестрам, помогать с эксплуатацией компьютера, делать мелкий ремонт по дому и самостоятельно управлять своим банковским счетом.
Повышать концентрацию
Способность концентрироваться — необходимый навык в учебе. Вы можете помочь своему ребенку развить его способность к концентрации, но сначала определите, что вызывает у него интерес. Подготовьте монтессори-материалы и позвольте ребенку работать с ними сколько потребуется. Не прерывайте его.
Хотя рабочее пространство ребенка должно быть свободно от отвлекающих факторов, это не значит, что оно должно быть изолировано от других членов семьи. Некоторые дети предпочитают работать за кухонным столом или в уютном уголке гостиной вместо того, чтобы закрыться в своей комнате. Понаблюдайте за реакцией вашего ребенка на разную окружающую обстановку и сделайте соответствующие выводы.
Пробуждение внутренней мотивации
Дети больше всего хотят выполнять работу, когда они чувствуют ее внутреннюю ценность. Иногда родители используют внешние поощрения для повышения мотивации, но только гордость за проделанную работу и удовольствие от процесса помогут достичь значительного эффекта.
Монтессори-педагоги отказываются от традиционной оценки работы ребенка путем выставления отметок или предоставления привилегий. Вместо этого, они фокусируются на пробуждении у каждого ребенка его внутреннего стремления к развитию. Даже похвала дается в небольшом объеме — чтобы поощрять усилия ребенка, а не результат работы.
Высоко оценивая именно усилия ребенка вы, как и монтессори-педагог, помогаете вашему ребенку пробудить в нем внутреннюю мотивацию, которая пригодится вашему ребенку на протяжении всей жизни.
Статья переведена с сайта Американского Монтессори Сообщества(AMS)
https://amshq.org/Family-Resources/Montessori-at-Home