Первые дни ребенка, ребенок после рождения
Что происходит с ребенком сразу после родов
На протяжении первых секунд после рождения ребенок практически полностью обездвижен, не воспринимает звук и свет, не реагирует на болевые раздражители, его мышцы лишены тонуса, не вызываются никакие рефлексы. Это состояние называется «родовой катарсис», что в переводе с греческого означает «очищение». Происходит это из-за колоссального количества самых разнообразных ощущений и раздражителей, обрушивающихся на ребенка в последние мгновения родов. Срабатывает защитный механизм, предотвращающий информационный шок. Плод, на протяжении девяти месяцев находившийся в утробе матери, в одночасье оказывается в совершенно иных условиях. Вместо постоянной температуры 37°С — температура помещения, кажущаяся ребенку очень низкой, и надо к ней приспособиться. Вместо постоянно окружавшей его водной среды — воздух, которым надо научиться дышать. Вместо невесомости — сила земного тяготения, к которой надо привыкать. Было темно — а теперь вокруг яркий свет! Было тихо — а сейчас шквал самых разнообразных звуков! В те секунды, которые проходят между рождением и первым криком, малыш находится в особом состоянии.
Чтобы защитить крохотное только что родившееся существо от шока, эволюция создала это защитное состояние — состояние отсутствия реакции на внешние раздражители. Длится родовой катарсис очень недолго и заканчивается в момент пересечения пуповины. В тот момент, когда рука акушера перерезает этот канал, связывавший мать и дитя, начинается его жизнь, как самостоятельного организма. Как только прерывается кровоток по сосудам пуповины, ребенок совершает свой первый вдох. Этому способствует тот факт, что на протяжении последних минут родов в крови плода возрастает доля углекислого газа, а концентрация кислорода значительно снижается, что оказывает раздражающее действие на дыхательный центр, расположенный в головном мозге ребенка. Из этого центра поступает мощный импульс, сигнализирующий о нарастающей гипоксии (недостатке кислорода), и ребенок громко кричит, совершая первый в своей жизни вдох. Легкие его, на протяжении всего периода внутриутробного развития заполненные жидкостью, расправляют ся, наполняются воздухом и начинают осуществлять одну из основных жизнеобеспечивающих функций — дыхание.
В этот же момент начинает свое функционирование малый круг кровообращения, не работавший, в силу своей ненужности, все девять месяцев. Его предназначение — перенос обогащенной кислородом крови от легких к сердцу и насыщенной углекислым газом — от сердца к легким. Поскольку во время внутриутробной жизни легкие плода бездействуют, то и малый круг кровообращения не функционирует. Вместо него существуют каналы (шунты), характерные исключительно для плодового кровообращения — овальное окно между правым и левым предсердием, артериальный проток между аортой и легочной артерией. Эти шунты прекращают свое функционирование постепенно на протяжении нескольких часов, а иногда и дней. Но их существование уже не играет никакой роли в кровообращении. Их наличие — одно из проявлений переходного состояния от внутриутробной жизни к внеутробному существованию. Именно их наличием можно объяснить синюшную окраску конечностей новорожденного в первые часы после рождения.
В первые тридцать минут жизни ребенок пребывает в состоянии максимального напряжения приспособительных реакций. Происходит кардинальная перестройка систем дыхания и кровообращения, о которой говорилось выше. На протяжении этого периода ребенок находится в состоянии возбуждения, он практически постоянно громко кричит (это необходимо для полного расправления легочной ткани), он активен, зрачки его расширены, мышечный тонус, практически отсутствовавший в первые секунды жизни, значительно повышается.
Зачем нужно прикладывание ребенка к груди после родов
Будучи на протяжении 40 недель внутриутробной жизни тесно связанным с мамой, малыш привык постоянно ощущать ритм ее сердца. Теперь же, когда пуповина рассечена, он внезапно оказывается отлучен от этого ритма, от привычного тепла. Но соприкосновение с материнской кожей возвращает ребенку чувство защищенности; это касается и голоса, который кроха слышал на протяжении последних четырех — пяти недель внутриутробного развития. Есть предположение, что ребенок способен узнать мать и по ритму ее сердца, который он чувствует, находясь в непосредственной близости от нее. Больше того, при учащении пульса матери ребенок начинает беспокоиться и, казалось бы, беспричинно плакать. И наоборот, когда пульс у матери ровный, спокойный, младенец доволен и испытывает сонливость. Поэтому ваше спокойствие после родов является основой спокойствия малыша.
Выкладывание ребенка на живот матери является логическим завершением родов. Оно сигнализирует матери и малышу о том, что стрессовая ситуация завершилась благополучно, что оба они потрудились не зря и вышли победителями. Контакт «кожа к коже» необходим, потому что тактильный анализатор является ведущим у новорожденных и получает наибольшее развитие еще в утробе у матери. Известно, что млекопитающие не только и не столько умывают своих детенышей, когда их лижут, — сколько создают мощный поток импульсов, поступающий в мозг и заставляющий работать все системы организма.
Особое значение имеет прикладывание малыша к груди сразу после рождения. Оно способствует скорейшему завершению родов — отделению последа в результате рефлекторного сокращения матки. Раннее прикладывание (в первые полчаса после родов) также способствует увеличению количества молока и продолжительности периода лактации. Даже если ребенок не будет сосать, но только полижет сосок, то хотя бы несколько капель молозива попадут к нему в рот. Таким образом, раннее прикладывание к груди является «пассивной иммунизацией» ребенка, то есть своеобразной прививкой от многих болезней, так как вместе с молозивом в организм малыша попадают защитные антитела. Раннее прикладывание также снижает вероятность токсического действия биллирубина, вызывающего желтуху у новорожденных; оно способствует формированию здоровой микрофлоры у ребенка. Кишечник, кожа и слизистые новорожденного стерильны. Во время первых контактов с окружающим миром их заселяют микроорганизмы. Микроорганизмы с кожи матери лучше других приживаются у ребенка.
Лишенный этой поддержки, ребенок становится беззащитным перед натиском внешнего мира. Но, к счастью, почти всегда рождение малыша — долгожданный и счастливый миг, мать рядом с ним, он знает, что уже любим и запоминает это ощущение, являющееся непременным условием гармоничного развития его психики.
Совместное пребывание мамы и малыша после родов
В последующие шесть часов жизни ребенка наступает период относительной стабилизации всех основных систем организма. Те успехи в первичной адаптации, которые достигнуты в первые минуты его жизни, закрепляются, и малыш отдыхает. Если он благополучно справился с первыми задачами, поставленными перед ним жизнью, он засыпает. Частота сердечных сокращений урежается, дыхание становится менее глубоким, мышечный тонус снижается. В эти часы происходит снижение температуры тела по двум основным причинам. Во-первых, тело новорожденного, помещенное в гораздо более прохладную среду, быстро охлаждается за счет теплообмена и испарения влаги. А во-вторых, в этот период снижается уровень обмена веществ и, соответственно, выработка тепла. К тому же у всех новорожденных наблюдается относительная функциональная незрелость системы терморегуляции, им сложно поддерживать температуру тела постоянной. Ребенок нуждается в дополнительном обогреве, иначе он может получить так называемую холодовую травму или же, наоборот, перегреться, если малыша чрезмерно укутать, что для него также нежелательно. Особенно это актуально для детей, рожденных до срока, у которых это пограничное состояние, как, впрочем, и все остальные, проявляется более остро, зачастую переходя из физиологического состояния в начальную стадию заболевания.
Еще один очень важный момент адаптации — иммунологический. Находясь в утробе матери, плод пребывает в стерильных условиях. Плацента матери проницаема для некоторых иммуноглобулинов — защитных антител, и плод получает от нее антитела к тем микробам, с которыми знакома ее иммунная система. Этот иммунитет называется трансплацентарным. Собственный же иммунитет новорожденного весьма несовершенен, хотя и достаточно зрел. В частности, отмечается очень низкое содержание иммуноглобулинов класса А, которые отвечают за защиту организма от проникновения возбудителей через слизистые оболочки рта, носа, желудка, а также недостаточное содержание интерферонов — веществ, предохраняющих от вирусных инфекций. В любом случае ребенок рождается, находясь в состоянии иммунодефицита. Это состояние усугубляется при такой патологии беременности, как задержка внутриутробного развития плода, внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах, внутриутробное инфицирование. Попадая в новую среду обитания, новорожденный оказывается окруженным бесчисленным количеством микроорганизмов, которые буквально атакуют его иммунную систему. Его кожа, слизистые оболочки сразу же начинают заселяться бактериями, которые будут сопутствовать ему на протяжении очень длительного периода времени. Поэтому для него очень важно, чтобы эти микроорганизмы перешли к нему от его матери. Поэтому так желателен непосредственный контакт кожи ребенка с кожей матери в первые минуты после рождения.
Столкнувшись с нашим отнюдь не стерильным миром, ребенок начинает вырабатывать собственные антитела. Иначе каждая бактерия, проникнувшая в его организм, грозила бы стать причиной инфекционного заболевания. Но атака слишком мощна, и силы — неравны. Поэтому новорожденный малыш весьма уязвим для потенциальной инфекции, поэтому его окружают в стенах родильного дома такой стерильностью, поэтому так строги требования к режиму в детских отделениях роддомов. Иммунитет будет тренироваться, укрепляться буквально с каждым днем. Начнется активная выработка антител. Но происходит это не сразу, а только к середине первого месяца жизни ребенка. Помня об этом, берегите себя и его.
Учитывая все сказанное, хочется еще раз подчеркнуть значение совместного пребывания мамы и малыша после родов. Нахождение матери и младенца в одной палате после родов помогает легче пережить этот трудный период и женщине, и ребенку, результативно наладить грудное вскармливание, ведь при совместном пребывании мама обычно кормит ребенка по требованию, а не по часам.
Развитие ребенка по неделям после родов
С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.
Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.
Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.
Неделя первая, знакомимся
Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.
Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.
Грудное вскармливание
В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.
Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.
Первое купание
Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.
Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:
- Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
- Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
- Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
- Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
- Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
- Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.
Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.
Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.
Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.
Неделя вторая, осваиваемся
Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.
Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.
Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.
Неделя третья, маленькие победы
Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.
Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.
Неделя четвертая, подводим итоги
Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.
Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.
Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.
По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.
Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:
- фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
- узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
- пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.
Рост и вес
Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 2,7 | 4,2 | 6,2 | 47,8 | 53,7 | 59,5 |
Мальчики | 2,9 | 4,5 | 6,6 | 54,7 | 48,9 | 60,6 |
Второй месяц
Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.
Что должен уметь делать малыш:
- фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
- переворачиваться с бочка на спинку;
- непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
- демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
- демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 3,4 | 5,1 | 7,5 | 51 | 57,1 | 63,2 |
Мальчики | 3,8 | 5,6 | 8 | 52,4 | 58,4 | 64,4 |
Третий месяц
Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.
Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.
За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.
Умения и навыки:
- комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
- переворот со спины на живот;
- упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4 | 5,8 | 8,5 | 55,6 | 62,1 | 68,6 |
Мальчики | 4,4 | 6,4 | 9 | 55,3 | 61,4 | 67,6 |
Четвертый месяц
У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.
Всем окружающим малыш начинает предпочитать маму. В «разговоре» ребенка уже присутствуют согласные звуки, такие, как «п», «б», «м». Зрение ребенка настолько усовершенствовалось, что он хорошо видит с расстояния 4-х метров.
Умения и навыки:
- удерживание с легкостью небольших предметов;
- лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
- реакция на свое имя;
- уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
- захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
- первые попытки приседания.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4,4 | 6,4 | 9,3 | 55,6 | 62,1 | 68,6 |
Мальчики | 4,9 | 7,0 | 9,7 | 57,6 | 63,9 | 70,1 |
Пятый месяц
Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.
Что должен уметь делать ребенок:
- переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
- играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
- «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 4,8 | 6,9 | 10 | 57,4 | 64 | 70,7 |
Мальчики | 5,3 | 7,5 | 10,4 | 59,6 | 65,9 | 72,2 |
Шестой месяц
Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.
Навыки и умения:
- непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
- ползание;
- смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
- прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,1 | 7,3 | 10,6 | 58,9 | 65,7 | 72,5 |
Мальчики | 5,7 | 7,9 | 10,9 | 61,2 | 67,6 | 74 |
Седьмой месяц
Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.
Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.
Навыки и умения:
- ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
- уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,3 | 7,6 | 11,1 | 60,3 | 67,3 | 74,2 |
Мальчики | 5,9 | 8,3 | 11,4 | 62,7 | 69,2 | 75,7 |
Восьмой месяц
Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.
Что умеет делать ребенок:
- самостоятельно садиться;
- кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
- делать первые шаги, держась за руки взрослого.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,6 | 7,9 | 11,6 | 61,7 | 68,7 | 75,8 |
Мальчики | 6,2 | 8,6 | 11,9 | 64 | 70,6 | 77,2 |
Девятый месяц
Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.
Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.
В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.
Что умеет ребенок:
- держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
- по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
- самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
- трансформирует лепет в слова.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,8 | 8,2 | 12 | 62,9 | 70,1 | 77,4 |
Мальчики | 6,4 | 8,9 | 12,3 | 65,2 | 72 | 78,7 |
Десятый месяц
Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.
Что должен уметь ребенок:
- пользоваться игрушками согласно их предназначению:
- катать машинки,
- кидать мячик,
- складывать из кубиков простые фигуры,
- извлекать звуки из музыкальных игрушек;
- кушать ложкой, пить из чашки или поильника;
- стоять на ногах без опоры, ходить с поддержкой, сидеть без опоры, виртуозно ползать;
- невнятно произносить слова.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 5,9 | 8,5 | 12,4 | 64,1 | 71,5 | 78,9 |
Мальчики | 6,6 | 9,2 | 12,7 | 66,4 | 73,3 | 81,5 |
Одиннадцатый месяц
Развиваются навыки 9 и 10 месяца жизни, такие как речевые и коммуникативные, совершенствуется ходьба с поддержкой, координация движений, моторика рук, речь, попытки совершения самостоятельных шагов.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 6,1 | 8,7 | 12,8 | 65,2 | 72,8 | 80,3 |
Мальчики | 6,8 | 9,4 | 13 | 67,6 | 74,5 | 81,5 |
Двенадцатый месяц, подводим итоги
Чего достиг ребенок к 12 месяцу жизни:
- Большинство детей ходят без опоры, разговаривают пока что на слабо понятном наречии, самостоятельно кушают ложкой и пьют из чашки или поильника.
- Они не любят оставаться одни, им нужно постоянное внимание и общение со взрослыми.
- Самостоятельно играть с игрушками могут в течение нескольких минут.
- Знают названия почти всех окружающих предметов и пытаются их произносить.
- Исследуют содержимое шкафов и ящиков.
- Любят наблюдать за животными, что вызывает неописуемый восторг.
Дети | Вес, кг | Рост, см | ||||
min. | средний | max. | min. | средний | max. | |
Девочки | 6,3 | 8,9 | 13,1 | 66,3 | 74 | 81,7 |
Мальчики | 6,9 | 9,6 | 13,3 | 68,66 | 75,7 | 82,9 |
Год позади, пройден путь становления ребенка из крохотного неумехи в человеческую личность со своим индивидуальным характером, багажом полученных знаний и умений. Многие малыши в этом возрасте начинают самостоятельно ходить. Прямохождение — эпохальный поворот в развитии младенца. Маленькому человеку открывается совершенно иной мир, отличный от знакомого ему ранее, ограниченного рамками его способностей к передвижению. Мир открытий и познаний.
Рекомендуется к ознакомлению:
Загрузка…
Малыш после рождения
Малыш после рождения. Какой он?
Будущих мам часто в конце беременности волнует вопрос — какой должен быть вес новорожденного после рождения, если уже на восьмом месяце беременности живот округлился так, что передвигаться самостоятельно становится просто невозможно?
Если ребенок родился в срок, его рост колеблется между 45 и 55 см. и весит он 2,5 — 4,3 кг. Первые дни своей жизни новорожденный может потерять около 10% от начального веса, который он имел при рождении. Это вполне нормально и в дальнейшем вес нормализуется и начнет расти. В один месяц ребенок весит по разному, зависит от его данных. Есть специальные таблицы для определения норм веса.
В среднем ребенок должен набирать от 100 г и 250 г в неделю в течение первых 3 месяцев. В течение этого периода могут наблюдаться всплески роста веса. Для 4-х месяцев или 5 месяцев младенец уже будет, вероятно, в два раза тяжелее по весу по сравнению с тем, что он весил при рождении, а в 1 год он будет весить уже в три раза больше, чем в момент рождения.
Если ваш ребенок родился преждевременно, это может быть причиной того, что он меньше по размеру, чем другие, и темпы его роста могут быть медленнее. Но это перерастет, и уже в возрасте 4 или 5 лет он перестанет отличаться ростом и весом от своих сверстников.
Цвет кожи новорожденного
При рождении ребенок имеет розоватый или красноватый цвет кожи, иногда она покрыта крапинками, вызванными холодом, которые обычно исчезают, как только малышу станет тепло.
Держите температуру окружающей среды до 20-21 ° C. При необходимости накройте ребенка легким одеялом: он должен быть достаточно горячим и при этом не потеть. Его кожа чувствительна как к холоду, так и к теплу.
В целом кожа ребенка должна быть гладкой, мягкой и местами прозрачной.
Вы можете заметить небольшие красные пятна между глазами на веках или затылке. Под давлением пальцев или когда ваш ребенок плачет они становятся темнее. Это не страшно, пятна исчезают в течение первого года его жизни. Ваш малыш может также иметь голубоватый пятна на попе. Они, вероятнее всего, сойдут в возрасте до 3-х лет. Но некоторые пятна являются постоянными: это своего рода генетическая подпись, которая происходит от одного из предков.
Вполне возможно, что ваш ребенок имеет небольшие белые пятна на лице, особенно на носу. Это милиумы. Они постепенно исчезают в течение нескольких недель.
Если ваш ребенок имеет желтую кожу на втором-третьем дне своей жизни, вероятнее всего, это желтуха новорожденного.
Его пуповина белая при рождении, но становится коричневого или черного цвета, когда начинает подсыхать, после чего на второй-четвертой неделе отпадает.
Глаза у малыша после рождения зачастую серо-голубого цвета, однако немало и таких, у которых темные глаза. В первые дни цвет не является окончательным и приобретет свой постоянный цвет в возрасте до 3 месяцев, а иногда даже в 1 год. Периодически глаза новорожденному нужно протирать, если они закисают.
Ребенок слишком тяжел для него, чтобы держать голову хорошо. Мышцы, сухожилия и нервы шеи все еще тонкие. Вы должны всегда поддерживать головку, поднимая младенца, чтобы избежать травм.
Бывают случаи, когда давление на его черепе во время родов исказило голову, но она восстановит свою форму в течение нескольких недель. Кости в черепе еще не сросшиеся друг с другом и соединены двумя мембранами: гибкая мембрана в форме алмаза (называется передний родничок), который расположен на верхней части головы, а также небольшой треугольной формы родничок, расположенный в задней части головки.
После рождения может быть выпуклость под кожей головы малыша: это вызвано скоплением крови или отек. Она исчезнет через несколько дней без следа.
Гениталии
Это девочка …
Малые половые губы новорожденной распухшие в течение первых 2 или 3 дней жизни. Иногда они могут быть покрыты беловатым м — первородной смазкой. Оставьте ее: она защищает от бактерий. Кроме того, возможно, что из влагалища будут кровяные выделения в течение первой недели. Это своего рода мини-менструации, вызванные гормонами матери.
Грудь новорожденного (мальчик или девочка) иногда завышена и может производить немного молока. Не пытайтесь удалить его. Все вернется к «нормальной жизни» в течение нескольких дней.
Это мальчик …
Как правило, яички мальчика пурпурно-красного цвета. Если это не так, сообщите врачу, что иногда происходит в случае недоношенных детей. Если кожа крайней плоти приросшая к головке, не пытайтесь снять: это вызовет ненужную боль у вашего малыша.
Как только он появляется на свет, ребенок перестает зависеть от пуповины теперь должны дышать, есть, переваривать и ходить в туалет, образно говоря. Эти телесные процессы в раннем возрасте.
Малыш после рождения чихает до 12 раз в день. Таким образом он избавляется от выделений, которые препятствуют дыханию. Волоски, расположенные внутри ноздрей, еще не достаточно развиты, чтобы эффективно играть свою роль в качестве естественного фильтра. Это нормально, и чихание не обязательно вызвано простудой.
Почему икает часто малыш
Не беспокойтесь, если у вашего ребенка есть икота после питья или еды: она не причинит ему никакого вреда. Это вызвано спазмами диафрагмы которая управляет основной дыхательный мышцы. Давать ребенку грудь может помочь прекратить икоту.
Во время первой недели своей жизни ребенок начинает мочиться чаще.
Когда ребенок получает достаточно жидкости, его моча светло-желтого цвета.
Убедитесь, что он часто и в достаточном количестве пьет. В течение первых 2-х месяцев он должен сосать (бутылку или грудь) от 8 до 12 раз в день. В течение первых двух дней его жизни он будет пить от 15 мл (1 ст. Ложки) и до 100 мл (7 столовых ложек) в день. Между 3 и 5 дней сумма увеличится примерно до 200 мл (чуть более ¾ стакана). После этого он будет пить от 700 мл до 800 мл в день (2 ½ до 3 ½ чашки).
Если он начинает мочиться меньше, чем обычно, и если моча становится темной и с запахом, это, вероятно, от жары. Уменьшите температуру в помещении (до 20 ° C или 21 ° C). Померяйте ему температуру, и если она превышает 38 ° C, необходимо немедленно вызвать врача.
Стул в первые дни после рождения у малыша очень темно-зеленый или черный и липкий: ребенок таким образом избавляется от отходов ( мекония ) в кишечнике, ненужных ему теперь и накопленных в то время, когда он был в утробе матери. Грудное молоко в первые дни ( молозиво ) облегчает очистку пищеварительной системы. После этого частота и консистенция стула нормализовываются.
Во время первой недели его жизни цвет стула становятся коричневый или желтый. Начиная со второй недели ребенок будет какать от 1 и до 3 раз в день. Не волнуйтесь, если будет больше: некоторые дети могут делать это и 10 раз в день в течение первых недель жизни. Это уменьшится примерно на 6 -й неделе. Не волнуйтесь если его стул жидкий.
Вы быстро узнаете последовательность, цвет и нормальную частоту стула вашего ребенка. Свяжитесь с врачом, если стул красный или черный (окровавленный) или если твердый и сухой.
Если вы кормите грудью своего ребенка, его стул будет варьироваться в цвете от золотисто-желтого до желто-зеленого. Они полужидкий и будет слегка раздражать кожу.
Цвет и консистенция стула ребенка меняется в зависимости от его меню. Введение новой пищи может сделать его мягче в течение нескольких дней.
Когда ваш ребенок начинает есть твердую пищу, не волнуйтесь, если вы обнаружите кусочки овощей или фруктов в стуле.
Если стул вашего ребенка вдруг стал очень жидкий, это может быть нарушение работы кишечника.
Что происходит с ребенком в первые дни после рождения
Что происходит с ребенком сразу после рождения? Какие первые анализы, оценки, прививки?

Что делают ребенку в первый час и впервые дни его жизни в роддоме?
Первые минуты после рождения
Сразу после того, как малыш появился на свет, и находится в руках акушера, он должен заплакать, что бы стало понятно, раскрылись ли у него легкие. Не все детки начинают кричать, поэтому их легонько стучат по попке или спинке, могут щипать за пятку, главное вызвать соответствующую реакцию. Это не должно пугать или возмущать, врачи все делают правильно. С одной стороны так остатки околоплодных вод и слизи выйдут из рта и носа и дадут возможность ребенку вдохнуть. Первый вдох обычно болезненный, потому что легкие еще не выполняли свою функцию и только начинают работать, воздух впервые попадает внутрь и эти ощущения весьма дискомфортные. Малыш уже после первого вздоха может начинать истошно кричать.Его могут положить на столик или мамин живот, дождаться пока пуповина перестанет пульсировать, поставить специальные зажимы и отделить его от мамы. В этот момент берется пуповинная кровь на определения группы крови и резус-фактора, а так же наличия возможных заболеваний.
Шкала Апгар
Первая оценка новорожденного ребеночка осуществляется по шкале Апгар. Это делается сразу после рождения. Ребенка можно положить на столик или оставить на животе у мамы, роли особой не играет. Оценивается состояние малыша в балах от 0 до 2 по пяти пунктам — цвет кожного покрова, дыхание, сердцебиение, первые рефлексы (искательный и сосательный). Шакала Апгар — просто оценочное мнение текущего состояния малыша, это не диагностика. По данной шкале малыш набирает сначала около 7-8 балов, чуть позже показатели автоматически увеличиваются. Если меньше 6 баллов по шкале Апгар, то ребенку нужна медицинская помощь.Вес новорожденного
После оценки неонатологом, ребеночка взвешивают. Здоровый доношенный малыш весит от 2500 г. В большинстве случаев, кроха, рожденный в срок на 38-40 неделе весит 3000-3300 г, иногда больше. Самый маленький вес допускается 2500-2300. Если показатели ниже, то при доношенности такой вес является недостаточным и требует вмешательства врачей, при условии, что родители ребенка имеют нормальный рост и вес.Раннее прикладывание к груди
На современном этапе почти повсеместно практикуется в роддомах раннее прикладывание к груди, если нет противопоказаний. Первое прикладывание происходит примерно через пол часа или минут 20 после родов. В груди матери уже есть небольшое количество молозива. Нескольких капель достаточно, чтобы специальная полезная микрофлора заселилась в кишечнике и на кожном покрове. Так же раннее прикладывание стимулирует лактацию, сосательные движения ребеночка способствуют выработке специальных гормонов и молока.Совместное пребывание
Кроме молока, при раннем прикладывании новорожденного к груди, происходит тесный контакт матери и ребенка. Это очень важно. Роды — трудоемкий процесс. Женщина испытывает сильный стресс и нагрузку на нервную систему. После родоразрешения многие женщины не испытывают к ребенку тех чувств, которые, казалось бы, должны появиться автоматически. В особо тяжелых случаях даже возникает ненависть за причиненные страдания. Первый контакт матери и ребенка, способствует укреплению материнского инстинкта. Касания обнаженного тельца малыша к коже матери помогают закрепить необходимые реакции.Ко всему, специалисты утверждают, что после появления на свет, некоторое время малыш слышит замечательно и видит примерно на 30 см вокруг себя. В этот момент, хорошо, когда он увидит маму и услышит ее, почувствует близость. Под воздействием ее голоса, касаний и приглушенного дневного света, у ребеночка быстрее стабилизируется состояние, нормализуется работа сердца и органов дыхания.
Скрининг новорожденных
В первые дни после появления на свет, проводится так называемый скрининг. Процедура сейчас обязательна. Из пятки ребенка или пальчика, через очень тонкий прокол, производится забор крови. Ее достаточно нескольких капель. В случае присутствия каких-либо заболеваний или отклонений, кровь «расскажет» об этом и ребенок получит необходимую помощь, если будет в том потребность.Вакцинация
Кроме всего перечисленного, в роддоме малыша вакцинируют. Первые прививки от туберкулеза и гепатита формы В. Перед тем, как сделать прививку у родителей берется разрешение. Если малыш здоров, то отказываться от вакцинации не следует. Дело в том, что смертность малышей от туберкулеза очень высокая, если произойдет случайное заражение, то он не выживет. То же касается и гепатита. Это сильные и серьезные заболевания, не стоит ребеночка подвергать опасности.Первые минуты жизни у малыша достаточно насыщенные и трудоемкие. Он «знакомится» с новым способом жизни. Проходит адаптацию. Испытывает массу ощущений, не всегда приятных, но необходимых для существования в новых условиях.
Вот что происходит с ребенком в первые секунды после рождения
Малыш появился на свет. А значит, у него начинается новая жизнь, абсолютно не похожая на ту, что была внутри мамы. С первой секунды ему приходится выживать и приспосабливаться к заданным условиям — очень яркий свет и очень холодно. Новорожденному потребуется поддержка, чтобы привыкнуть к новому миру. Конечно, рядом с ним будет мама, но пока ей нужно прийти в себя после родов, а малышом займутся врачи.
«Летидор» расскажет, какие манипуляции проводят с ребенком сразу после родов и на что обращают внимание неонатологи, осматривая малыша.
Мама впервые видит младенца
Вероятно, родители уже видели своего кроху на мониторе прибора УЗИ, но теперь состоялась первая личная и такая долгожданная встреча. Ребенка подносят к маме и просят обратить внимание на пол ребенка и сказать, кто же родился — «мальчик» или «девочка».
Малыша выкладывают на живот
Пуповину еще не отсекли, а малыша сразу же выкладывают на живот и показывают мамину грудь. Этот трогательный момент называют контактом «кожа к коже». Ребенок прикасается к маме и так устанавливается их новая связь. Новорожденного прикладывают к соску матери — так он получает первые драгоценные капли молозива.
«У этой процедуры масса положительных последствий, — объясняет Александр Олегович Фрейдин, врач ультразвуковой диагностики, акушер-гинеколог, генеральный директор ООО «ЗЕМСКИЙ ДОКТОР», Г. Курск. — Во-первых, возникает первый психоэмоциональный контакт матери и малыша. Во-вторых, ребенок получает с молоком матери свой иммунитет. В-третьих, его кишечник и кожа обсеменяются правильными (материнскими) бактериями. В-четвертых, как бы грубо это ни звучало, доктора наблюдают за тем, как малыш себя ведет, нет ли отклонений. Все это работает, даже если молока пока нет».
Этот момент длится недолго — всего пару минут.
Отсечение пуповины
Примерно на расстоянии 10-15 см от пупочного кольца фиксируют первый зажим, еще через 2 см — второй. Пуповину между зажимами протирают спиртовым раствором и пересекают ее.
Он только что родился. Как и зачем врач осматривает малыша сразу после рождения
Содержание:


В первые минуты жизни каждому новорожденному предстоит пройти свое первое обследование. Оно необходимо для того, чтобы понять, насколько хорошо ребенок перенес родовой стресс, и чтобы оказать ему медицинскую помощь в случае необходимости.
О том, какие манипуляции проводят детский врач и акушерка в родильном зале (или боксе), рассказывает к. м. н., зав. отделением новорожденных родильного дома при ГКБ № 29 Людмила Борисовна Заякина.
Первая минута
Как только малыш появляется на свет, его, еще до отсечения пуповины, выкладывают на живот матери. Контакт «кожа к коже» необходим для того, чтобы мама и малыш почувствовали друг друга, чтобы между ними установился контакт. Акушерка также показывает малыша маме, обращая внимание на его пол.
Акушерка обрабатывает глазки и (у девочек) половые органы обеззараживающим раствором. Затем она отсекает пуповину: накладывает один зажим на пуповину на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй — на расстоянии 8 см от пупочного кольца и третий — как можно ближе к наружным половым органам матери. Участок пуповины между первым и вторым зажимами акушерка обрабатывает спиртом и пересекает ножницами.
Затем малыша переносят на пеленальный стол. Все дальнейшие манипуляции проводятся под воздействием лучистого тепла, используются теплые пеленки и столик с подогревом. Это необходимо для того, чтобы облегчить адаптацию к новой среде, ведь малыш за 9 месяцев привык к температуре 36-37 градусов.
Здесь акушерка или врач приступает к вторичной обработке пуповины. Она протирает пуповинный остаток спиртом и надвигает на него раскрытый зажим с предварительно вложенной в него скобкой так, чтобы край скобки находился на расстоянии 3-4 мм от кожного края пупочного кольца. Далее зажим смыкают до полного защелкивания, вновь приоткрыв, снимают. Стерильными ножницами пуповину отсекают на расстоянии 3-5 мм от верхнего края скобки. Поверхность среза, основание пуповины и кожу вокруг пупочного остатка обрабатывают палочкой с ватой, смоченной раствором перманганата калия (марганцовки).
После этого малышу обрабатывают кожу. Ватным тампоном, смоченным вазелиновым маслом, акушерка удаляет с головы и тела ребенка кровь, первородную смазку, слизь, меконий (первородный кал). Если ребенок сильно загрязнен меконием, его обмывают над тазом или раковиной и ополаскивают струей теплого раствора перманганата калия слабо-розового цвета. После обработки кожу осушают стерильной пеленкой.
Акушерка взвешивает ребенка, измеряет его рост, окружность головы и обхват грудной клетки. Конечно, гипотрофию (очень низкий вес) можно заметить и «на глазок», но все эти измерения все равно необходимы. В дальнейшем врачи не один раз будут вас спрашивать о том, с каким весом и ростом родился малыш. Это важно знать для того, чтобы грамотно оценивать его развитие.
Первый тест
На первой и пятой минуте жизни малыша детский врач оценивает его состояние по шкале Апгар.
Шкала Апгар для оценки состояния ребенка (в баллах)
|
Конечная оценка складывается из двух цифр — баллов, набранных на первой и пятой минуте, например, 8-9. Сравнивая показатели, врач видит, насколько хорошо ребенок адаптируется к новой среде.
Здоровый малыш набирает 8-10 баллов. Если результат ниже 8, то врач отсасывает слизь из носоглотки ребенка и при необходимости дает кислород. Показатели по шкале Апгар ниже 7 баллов говорят о том, что малыш испытал тяжелый родовой стресс или страдал во время беременности.
Смотрим дальше
Осматривая малыша, детский врач обращает внимание и на другие показатели. Довольно часто уже в этот момент можно заметить наличие у новорожденного инфекции. В этом случае ребенка начнут лечить уже в родильном доме. Врач также проверяет, нет ли у младенца вывихов, переломов, других повреждений, оценивает его зрелость. Есть признаки, по которым можно оценить, доношен ли ребенок. Например, выступают ли ноготки за кончики пальцев? Располагаются ли складки кожи по всей ступне? Отчетливо ли обозначены грудные соски?
Проверяют также рефлексы: когда врач кладет новорожденного на спину, он инстинктивно выбрасывает руки в стороны, вытягивает ноги и запрокидывает голову назад (рефлекс Моро). Малыш, поддерживаемый в вертикальном положении, начинает переставлять ножки, как бы «шагать». Это признак, показывающий, что он реагирует на раздражения соответственно его возрасту.
Акушерка заполняет браслетки: пишет на них фамилию, имя, отчество, номер истории родов матери, пол ребенка, массу, рост, час и дату его рождения. Браслетки привязывают к рукам ребенка и поверх пеленки.
В нашем родильном доме малыша прикладывают к груди в первые пять минут жизни, разумеется, если у него или у мамы нет осложнений, которые делают это невозможным. Мы в любом случае стараемся дать ребенку грудное молоко еще в родильном зале.
Мамочка и малыш находятся в родильном боксе 2 часа, где за ними наблюдают врачи. Если у мамы или малыша возникли серьезные проблемы, то ребенка сразу после рождения переводят в отделение интенсивной терапии. Здоровых маму и малыша в нашем роддоме переводят в послеродовую палату для совместного пребывания. Там есть все условия для того, чтобы наладить грудное вскармливание по требованию.
Возможно, мамам покажется, что эти процедуры занимают очень много времени. На самом деле это не так. Если малыш здоров, доктору потребуется лишь несколько минут для всех необходимых манипуляций. Большая их часть проводится тогда, когда у мамочки происходит отделение последа или когда гинеколог осматривает ее после родов. Так что разделение мамы и малыша происходит ненадолго. В то же время информация, которую получает детский врач от первого осмотра, бесценна. В экстренных случаях от нее может зависеть жизнь и здоровье ребенка.
И документики
Возможно, некоторым нашим читательницам будет интересно, какие сведения о малыше заносятся в карту ведения родов. Об этом сказано в приказе Минздрава № 55 «Об организации работы родильный домов (отделений)» от 9 января 1986 г.
«После окончательной обработки новорожденного врач (при его отсутствии акушерка) заполняет необходимые графы в истории родов и истории развития новорожденного. В истории родов указывает дату и час рождения ребенка, пол ребенка, его массу и рост, родился «живым» или «мертвым» и в каком предлежании. Записывает оценку состояния ребенка по шкале Апгар — через 1 минуту и через 5 минут после родов, отмечает длительность безводного промежутка, общую продолжительность родов и по периодам, целость и массу последа, размеры плаценты, место разрыва оболочек, длину пуповины, наличие обвития пуповины или ее аномалий, кровопотерю в родах. Дежурный врач акушер-гинеколог делает соответствующие записи о течении родов в истории родов, а при отсутствии дежурного педиатра и в истории развития новорожденного.
При оформлении истории развития новорожденного номер истории развития ребенка должен соответствовать номеру материнской истории родов. В соответствующих графах истории развития ребенка подробно отражаются сведения о заболеваниях матери в течение беременности по триместрам и течении родов, длительности I и II периодов родов раздельно, длительности безводного промежутка, характере околоплодных вод, лекарственной терапии матери в родах. При оперативном родоразрешении указывают показания к нему, характер обезболивания и оперативного вмешательства».
Подготовила Анна БабинаСтатья из августовского номера журнала.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
развитие, что нужно малышу, особенности, питание и уход

В первый месяц после рождения ребенок проходит адаптацию к новой жизни вне маминого организма. Это важное время и для самого малыша, и для его родителей. Давайте рассмотрим основные особенности первого месяца жизни малютки.

Физиологические изменения
О том, как выглядит новорожденный, читайте в другой статье. В организме крохи в первые недели жизни происходят значительные изменения:
- Уходят послеродовые отеки.
- Кости черепа становятся более крепкими.
- У лица появляются определенные черты.
- Изменяется зрение. Улучшает координация движения глаз и фокусировка взгляда.
- Пищеварительный тракт адаптируется к новому питанию и заселяется полезной микрофлорой.
- Перестраивается кровотворение и кровообращение. Несущие плодовый гемоглобин эритроциты разрушаются, а вместо них появляются новые красные клетки крови.
Мочеиспускания у ребенка первого месяца жизни довольно частые и бывают минимум 6 раз в день. При этом моча, выделяемая крохой, практически прозрачная. Малыш в возрасте 1 месяца опорожняет кишечник до 12 раз в сутки (обычно сразу после кормлений). Его стул имеет желтую окраску и кашицеобразную консистенцию.

Рост и вес
На показатели веса и роста новорожденного младенца влияют разные факторы, начиная от наследственности и заканчивая здоровьем крохи. Чтобы определить, все ли в порядке с младенцем, родители и медики ежемесячно взвешивают кроху и измеряют длину его тела.
Помимо массы тела младенца и его длины, также учитываются обхват головы малютки и окружность грудной клетки ребенка.
Показатели новорожденных малышей являются такими:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Сколько веса набирает малыш в первый месяц?
В первый месяц младенец набирает в среднем 600 грамм веса. Отметим, что в норме в роддоме малютка теряет до 10% веса, с которым родился, но еще до выписки начинает набирать вес обратно и после этого нормой считают лишь прибавки в массе тела. Рост малыша за первый месяц увеличивается примерно на 3 сантиметра.

Показатели малышей в 1 месяц выглядят так:
Рефлексы
Здоровье новорожденного малыша всегда проверяют по наличию рефлексов, которые должны быть у младенца. Многие из этих рефлексов исчезают со временем, но их присутствие у новорожденного является важным признаком здоровья младенца.

У только что появившегося на свет малыша определяют такие рефлексы:
- Сосательный. Это основной рефлекс, обеспечивающий питание младенца.
- Хватательный. Прикоснувшись к ладошке малыша пальцем или игрушкой, вы увидите, как кроха рефлекторно его ухватит.
- Поисковый. При поглаживании или прикасании к щечке ребенок поворачивает голову.
- Плавательный. Положив кроху на животик, вы увидите, что ребенок совершает движения, похожие на плавание.
- Бабинского. Если провести пальцем по стопе крохи (по ее внешнему краю), ступня поворачивается, а пальцы на ней расходятся.
- Ходьбы. Поддерживая тело крохи так, чтобы его ноги прикасались к прочной поверхности, вы заметите, как ребенок начнет выполнять движения, похожие на ходьбу.
- Мора. При внезапном громком звуке малыш будет сводить и разводить ножки и руки.
- Бабкина. Надавите крохе на ладошку, и увидите, как малыш откроет рот и повернет голову.
Режим
Как такового режима у ребенка первого месяца жизни нет – кроха несколько часов спит, затем бодрствует до 30-60 минут, ест и снова засыпает. Определенный режим дня, индивидуальный для каждого младенца, формируется лишь на втором месяце жизни, а в период новорожденности ребенку все равно, ночь сейчас или день.

О том, что нужно делать в первые недели после рождения крохи, смотрите в телепередаче «Бэби Бум».
Сон
Новорожденный большую часть суток находится во сне, при этом сон малютки представлен тремя фазами:
- Глубокий сон, во время которого кроха спокойно и глубоко дышит, а глаза малыша закрыты.
- Неглубокий сон, во время которого дыхание малыша бывает сбивчивым, а ножки и ручки могут подергиваться, как и прикрытые веками глазные яблоки.
- Дремота, которая часто бывает во время кормлений или в период засыпания. Глазки крохи в эту фазу полузакрыты.
В период бодрствования малютка может либо лежать спокойно, либо сообщать о своем дискомфорте плачем.
Питание
Пища, которая считается идеальной для новорожденного младенца – это молозиво. Так называют молоко, которое выделяется из женской груди сразу после родов и чрезвычайно богато полезными для крохи веществами. Грудное молоко по праву называют лучшим питанием для ребенка, который только что родился, ведь его уникальный состав не могут воспроизвести даже самые лучшие производители смесей.
Кормить новорожденного младенца советуют по требованию, прикладывая кроху к груди при беспокойстве ребенка. Сначала кормлений будет очень много, но по мере роста у ребенка образуется собственный режим питания с паузами между кормлениями.
В ситуациях, когда кормление грудью невозможно, важно подобрать крохе подходящую смесь. Для этого следует посоветоваться с педиатром и учесть все нюансы, чтобы питание не навредило еще незрелой пищеварительной системе новорожденного.
При кормлении грудью важно проследить, чтобы младенец правильно захватывал сосок – вместе с околососковой зоной. Однако малыш все равно будет заглатывать часть воздуха, поэтому после кормления нужно помочь крохе выпустить воздух (срыгнуть).

Развитие
Новорожденный малыш умеет пока очень мало. В период бодрствования малютка хаотично двигает руками и ножками, а на любой раздражитель, будь то мокрая пеленка или чувство голода, кроха реагирует плачем. Когда ребенок слышит резкий звук, то замирает, часто моргает и может расплакаться.
К концу первого месяца жизни кроха умеет:
- Улыбаться в ответ на речь взрослого.
- Поднять голову, когда лежит на животе, удерживая ее до пяти секунд.
- Следить за неподвижными предметами и лицом мамы, а также за движущимися крупными предметами яркой окраски.
- Гулить. Звуки, издаваемые младенцем, похожи на «гы», «га», «гу», поэтому такой «разговор» крохи также называют агуканьем.
О том, что происходит с малышом в первый месяц его жизни, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Что нужно ребенку?
- В первую очередь младенцу после рождения нужен тактильный контакт с матерью, поэтому ребенка нужно чаще обнимать, держать на руках, гладить.
- Чаще улыбайтесь малютке, тогда кроха быстрее порадует вас осознанной улыбкой.
- Чтобы ребенок лучше развивался, в периоды бодрствования разговаривайте с малюткой и часто меняйте положение младенца – выкладывайте на животик, поворачивайте на бочок, носите вертикально, поддерживая голову.
- Для лучшего развития слуха можно не только разговаривать с малышом с разной интонацией и тембром, но и включать крохе классическую музыку. Пусть ребенок слушает ее примерно десять минут ежедневно.
- Немаловажен и правильный уход за крохой, который включает ежедневную гигиену (подмывание, умывание, очистка глаз, носика, ушек, расчесывание, стрижка ногтей), купание, прогулки, массаж, воздушные ванны.

Возможные проблемы
В периоде новорожденности могут возникать такие проблемы:
- Колики. Они появляются у большинства младенцев, как следствие недостаточной зрелости кишечника. Помочь малышу можно с помощью легкого массажа живота, телесного контакта, газоотводной трубочки или препаратов, помогающих избавиться от газиков.
- Плохое заживление пупочной ранки. Чтобы оно проходило нормально, пупочек новорожденного нужно ежедневно обрабатывать бриллиантовым зеленым. В случаях появления выделений из ранки или покраснения пупка ребенка стоит показать врачу. Также нужна консультация педиатра, если малышу уже исполнилось 2 недели, а корочка не отпала и ранка не зажила.
- Желтушка. Это физиологическое состояние, характерное для большинства младенцев. Оно связано с процессом замены гемоглобина, который был в крови малыша во время внутриутробной жизни, на обычный гемоглобин. Обычно она проходит в первые 2 недели жизни крохи.
- Беспокойный сон. Хотя младенец первого месяца жизни и спит очень много, но вследствие особенностей работы его мозга сон младенца легко нарушается. Так что стоит позаботиться об оптимальных условиях для сна малыша – пусть ребенок спит в тихом и теплом помещении с приглушенным светом.
О том, что нужно делать с новорожденным малышом, смотрите в программе «Школа доктора Комаровского».