Лорис малагуцци: система воспитания по-итальянски — Рамблер/женский – Лорис Малагуцци Теория раннего образования 100 языков

Содержание

Лорис Малагуцци Теория раннего образования 100 языков

Лорис Малагуцци Теория раннего образования. « 100 языков ребенка» . Выполнила: Королева В. П. Лорис Малагуцци Теория раннего образования. « 100 языков ребенка» . Выполнила: Королева В. П. студентка гр. ПО-101 факультета: психологии и педагогики

ЛОРИС МАЛАГУЦЦИ. ПЕДАГОГ-ПРОВОКАТОР. Л. Малагуцци, основатель Реджио. Эмилия подхода (Реджио подхода), родился в г. ЛОРИС МАЛАГУЦЦИ. ПЕДАГОГ-ПРОВОКАТОР. Л. Малагуцци, основатель Реджио. Эмилия подхода (Реджио подхода), родился в г. Корреджио в Италии в 1920 году. Он вырос в фашистской Италии и прошел 6 лет войны, которая как он писал «украла у него юность» . При поддержке своего отца он поступил на курсы учителей в 1939 году, которые оканчил во время войны. В 1946 году он поступил на первые послевоенные курсы психологов в Риме – это событие можно считать отправным пунктом в истории становления подхода Реджио-Эмилия.

Первая школа. Все началось в г. Вилла Чела в северном регионе Италии, который называется Первая школа. Все началось в г. Вилла Чела в северном регионе Италии, который называется Реджио Романа. После падения фашизма в стране царил политический и экономический хаос. Жители городка собирали камни, песок и лесоматериалы для строительства школы. Л. Малагуции, катавшийся по окрестностям на велосипеде, был настолько поражен увиденным, что решил остаться и помогать.

Первая школа была построена на вырученные средства от продажи немецкого танка, девяти лошадей и Первая школа была построена на вырученные средства от продажи немецкого танка, девяти лошадей и двух военных грузовиков. Малагуцци писал: «Это была первая победа женщин после войны, так как это было их решение. Мужчины использовали бы деньги по-другому» . Эта первая школа существует и по сей день в 20 минутах от города Реджио Эмилия.

В 1980 году Л. Малагуцци основал Национальную группу раннего детства в Реджио Эмилия. Малагуцци

В 1980 году Л. Малагуцци основал Национальную группу раннего детства в Реджио Эмилия. Малагуцци безустали трудился над продвижением философии раннего образования, ориентированного на детский потенциал и способности, которая выражена в концепции « 100 языков ребенка» . Идеи Л. Малагуцци повлияли на многие аспекты детского дошкольного образования: создание среды и использование материалов, свободное расписание, документация и наблюдение, как основные инструменты педагогов.

Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. Педагогика развивает идею уникальности, непреходящей ценности Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. Педагогика развивает идею уникальности, непреходящей ценности детства. Особое внимание обращается на уникальность языков, кодов, с помощью которых ребенок общается с окружающим миром и строит себя. Благодаря разнообразным кодам происходит когнитивное, художественно-образное, социальное освоение мира ребенком. Ребенок рассматривается как компетентное существо, имеющее свой богатый внутренний мир, свою культуру. Но для реализации своей внутренней энергии и исследовательского отношения к миру ребенок нуждается в активном взаимодействии со средой, уважительном и доверительном отношении взрослого.

Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. В качестве важнейших средств идентификации рассматривается: Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. В качестве важнейших средств идентификации рассматривается: 1. организация коммуникативных ситуаций в малой и большой группах (говорение, слушание, понимание себя и других). 2. специальное введение детей в мир многочисленных средств коммуникации (рисунков, чертежей, скульптуры и др. ), использование разных материалов (глины, проволоки, бумаги, и др. ), конструирование, владение собственным телом (движения, мимика, жесты).

Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. 3. Как самостоятельное средство активного взаимодействия Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. 3. Как самостоятельное средство активного взаимодействия с социальной и предметной средой выступает экспериментирование с разными ролями в рамках театрализованной деятельности, переодевания, участия в разных играх и пр. 4. Свободная самостоятельная деятельность детей. Используются разнообразные игры: строительные, отобразительные, познавательные. Так, в познавательных играх предполагается свободное экспериментирование с материалами и физическими явлениями (светом, тенью, цветом). Дети очень много рисуют, используя разные материалы. Творчество и фантазия максимально развиваются в детском саду.

Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. Особое место принадлежит предметно-пространственной среде жизни Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. Особое место принадлежит предметно-пространственной среде жизни детей в детском саду. Пространство, понимаемое как «особый воспитатель» , должно удовлетворять потребности детей в тепле, тишине, стимулировать разнообразную деятельность, потребность в общении и сотрудничестве.

Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. Особое внимание уделяется эстетичности и уюту Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. Особое внимание уделяется эстетичности и уюту среды детского сада. Среда включает текущую и итоговую документацию проектов в виде фотоматериалов, настенных газет, альбомов, фильмов, картин и продуктов детской деятельности.

Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. Педагог выполняет в педагогическом процессе как

Особенности педагогического процесса в детских садах Реджио Эмилия. Педагог выполняет в педагогическом процессе как наблюдательно-фиксирующую функцию, в рамках которой он осуществляет документирование достижений детей, так и функцию активного сопровождения детей путем предоставления им разнообразных временных, пространственных, предметных, интеллектуальных ресурсов, стимулирования коммуникации, совместной рефлексии, планирования, оформления результатов деятельности.

Дух кооперации, соединение индивидуальных и коллективных усилий, взаимосвязь роста, развития и обучения, разнообразные типы

Дух кооперации, соединение индивидуальных и коллективных усилий, взаимосвязь роста, развития и обучения, разнообразные типы отношений с окружающим миром и внутри детского сада составляют суть педагогики Реджио Эмилия.

Реджио -подход основывается на вере в силу и возможности ребенка. Ребенок, с его энергией, Реджио -подход основывается на вере в силу и возможности ребенка. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией — творец самого себя, конструктор своей личности, — так полагают приверженцы Реджио -педагогики. “Предоставьте ребенку возможности для развития, и вы удивитесь, сколько потенциала хранится внутри него. ”— Лорис Малагуцци.

Л. Малагуцци стремился связать воедино: ребенка, его семью и его окружение — то, что Л. Малагуцци стремился связать воедино: ребенка, его семью и его окружение — то, что в детских садах было обычно разобщено. Центральное положение реджо-педагогики — право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения. Важнейшие принципы: 1. воспитание демократии; 2. воспитание социальной справедливости; 3. воспитание солидарности; 4. уважения личности ребенка; 5. воспитания личной ответственности и создания развивающей среды.

Главная идея подхода в том, что дети это полноправные члены общества, которые достойны уважения,

Главная идея подхода в том, что дети это полноправные члены общества, которые достойны уважения, внимания и отношения на равных с взрослыми. Философия строится на пяти основных постулатах: 1. Ребенок — это человек, а каждый человек заслуживает уважения. 2. Дети сами могут контролировать свое обучение и развитие. 3. Дети учатся, прикасаясь к предметам, двигаясь в пространстве, прислушиваясь, присматриваясь к окружающей среде. 4. Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, которое можно исследовать. 5. У детей должно быть много путей и средств заявить о себе (рисование, лепка, эксперимент, драматизация, музыка, пение, фотография, танец, конструирование, беседа и т. д. ).

Источники: 1. Статьи. Детский развивающий центр в Санкт-Петербурге «Янтарь» . HTTP: //WWW. YAREGGIO. RU/COMPETENTCHILD/ Источники: 1. Статьи. Детский развивающий центр в Санкт-Петербурге «Янтарь» . HTTP: //WWW. YAREGGIO. RU/COMPETENTCHILD/ 2. HTTP: //WWW. CATHERINESHAFER. COM/REGGIO. HTML 3. Служба распространения пресс-релизов. «ДОМ РЕДЖИО» ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ. HTTP: //WWW. PRESSRELEASE. RU/BRANCHES/EDUCATION/8 D 1 AB 1 B 49 D 296/ 4. Авторские теории и системы раннего образования. http: //www. irbis. vegu. ru/repos/12532/Html/25. htm

Спасиб за внимание!!! Спасиб за внимание!!!

Детский проект как вдохновляющая история — Реджио-педагогика дома

Американский педагог Уильям Килпатрик, писавший о методе проектов в 20-х годах прошлого века говорил, что проект — это «от души выполняемый замысел». 

Для его достижения необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Чтобы решить такую проблему, ребёнку нужны и уже имеющиеся знания и навыки, и новые, которые еще предстоит приобрести.

Метод проектов, по определению Евгении Полат, это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. Проект должен завершаться вполне реальным осязаемым практическим результатом, каким-то образом оформленным

Сейчас проекты все чаще появляются в общеобразовательных школах (в том или ином виде), в кружках. Проектное обучение очень любят хоумскулеры и их родители. Это хороший способ заниматься вместе с ребёнком тем, что ему интересно, попутно развиваясь вместе с ним.

Школы и садики Реджио Эмилия восхищают сложностью, красотой и проработанностью своих долгосрочных проектов. Что же особенного у проекта в Реджио-подходе?

Что делает проект хорошим?

1. «Проект — это длинная история на вдохновляющую тему»

Лорис Малагуцци часто говорил, что проект — это история. Тема должна быть родной, понятной детям и в то же время таить в себе возможность чего-то нового, захватывающего!

Он советовал выбирать «теплую», вдохновляющую тему, чтобы детский интерес не угасал, а также заранее определять «пункт назначения» проекта, примерную конечную цель. Такой подход делает проект живым приключением, а не просто формой организации обучения.

2. Умение видеть смысл детских работ

Творя «с натуры», дети учатся замечать детали и вступать во взаимоотношения с другим живым существом или объектом. Растёт их способность отражать в творчестве многообразие линий, фактур, форм, цветов окружающего мира и выбирать подходящие для этой цели материалы.

Изображение, созданное ребёнком, — не копия реального объекта! Это всегда «совместное производство» реальности и художника. Многое связано с жизненным опытом автора, его воображением, навыками работы с материалом, воспоминаниями, ощущениями.
Ребёнок изображает не предмет, а свои отношения с ним! 

Это понимание помогает видеть и ценить идеи, выраженные в детских работах, и учитывать их в дальнейшей работе над проектом.

3. Исследование взаимоотношений

В любом проекте Реджио Эмилия важен аспект взаимоотношений. Чаще всего объект исследования не статичен, например, деревья постоянно меняются, проходят через разные времена года, взаимодействуют с другими частями окружающего мира.

Воспитатели в садах Реджио Эмилия верят, что, постигая сложную систему взаимоотношений и связей, дети растут и развиваются. Поэтому детей всегда поощряют замечать, обдумывать, обсуждать отношения, существующие в окружающем мире, и изображать их самыми разными способами.

В проекте «Деревья» дети изображали взаимоотношения деревьев с людьми, насекомыми, природными явлениями (дождь, ветер, солнце), другими деревьями, думали о собственных отношениях с деревьями и растениями.

4. Внимание к открытым вопросам

К каждому обсуждению темы взрослые готовят для детей много открытых вопросов, которые можно задать, если представится возможность (обычно готовится в несколько раз больше вопросов, чем нужно).

Учитель спрашивает не для того, чтобы получить правильный ответ — он подталкивает детей думать, фантазировать, сравнивать, высказывать предположения, вспоминать, формулировать новые идеи…

Учителя и воспитатели в Реджио очень серьёзно относятся к выбору таких вопросов, оттачивают формулировки и стараются с их помощью развивать какие-то более ранние мысли, открытия, предположения детей, опираясь на их опыт.

Если дети много говорят о чувствах и переживаниях деревьев, то взрослые задают вопросы в этом же ключе, не пытаясь перейти на язык «научного мышления»: «Вы говорили, что деревья не любят оставаться в одиночестве. А какую компанию они предпочитают? Есть ли у них друзья и враги?»

Каждый такой вопрос может стать началом совместного увлекательного путешествия!

«Дети — это детективы! Они умеют видеть ключи и подсказки, придумывать «недостающие» объяснения и воссоздавать факты. Их любознательность и любопытство с самого начала отвергает простые и изолированные ответы. Напротив, дети любят находить разные стороны и измерения сложной ситуации, создавать аналогии, метафоры, присваивать явлениям природы и предметам мысли и чувства, выстраивать логические рассуждения…»

Из ознакомительного буклета школ Реджио Эмилия

5. Выражение идей на языке разных материалов

Сама возможность сделать мысль видимой и осязаемой притягивает ребёнка. Это помогает ему лучше осознавать свои собственные соображения и идеи других детей, ведь в результате эти идеи можно увидеть, потрогать, подержать в руках, даже обойти кругом (если это модель или скульптура).

«Детям, чтобы создать визуальный символ и придать словам конкретную форму, нужно хорошо подумать над их значением. Они должны быть избирательны…, а затем перевести основную идею на язык графических символов. Такое «графическое высказывание» выхватывает часть из потока разговорного языка и делает её в полном смысле слова видимой. Дети приходят к пониманию, что их рисунки — тоже средство общения»

Лорис Малагуцци

Взрослые обсуждают вместе с детьми, какой материал лучше всего подойдёт для воплощения отдельной идеи.

В проекте, посвященном деревьям, дети лепили из глины насекомых, которые прилетают к дереву, рисовали деревья и их взаимоотношения цветными чернилами на световом столе, изображали оттенки зелёного цвета в листьях цветными маркерами и темперой.

Работа с материалами — это ещё и хороший способ «вернуть детям» какую-то идею. Для этого учитель выбирает какую-то из прозвучавших гипотез и предлагает части детей или всей группе её изобразить. Так родилась целая коллекция рисунков, отражающих идею: «Деревья важны, потому что они красивые».

На этой фотографии — часть «Парка развлечений для птиц» («Amusement park for birds»). Это проект, воплощённый детьми — фонтаны, водяное колесо, дорожки.
На Youtube есть небольшой ролик, посвященный работе нескольких детей над кусочком проекта (видеозаписи всей работы над проектом продаются). На этом небольшом видео Симоне и Джорджия лепят фонтаны из глины по своим рисункам.

Мы видим, как Симоне пытается вылепить из глины такое же украшение на верху фонтана, какое он изобразил на рисунке.

Потом Джорджия пытается сосчитать, сколько жгутов из глины ей осталось прикрепить к её фонтану. Симоне хочет ей помочь, но не до конца понимает задачу (он считает все детали на рисунке, а Джорджия — только оставшиеся).

Этот ролик — часть документации по проекту. Интересно обратить внимание на комментарии учителя (взрослые почти не вмешиваются, но максимально точно отмечают, что происходит — такие видео потом часто пересматриваются и обсуждаются вместе с детьми). Только в самом конце учитель, который до этого просто был неподалёку и наблюдал  и за происходящим, подходит к спорящим и помогает им услышать друг друга.

Джорджии понадобилось несколько дней, чтобы закончить свой фонтан — его мы видим в самом конце видео.

Проект «Деревья». Пример из книги «Bringing Reggio Emilia home»

В детском саду «Диана» 5-летние дети изучали деревья и растения в течение года: они учились обращать внимание на деревья, ценить их, осознавать свою связь и отношения с ними.

Взрослые обеспечили детям реальный опыт взаимодействия с растениями. Каждый ребёнок взял по растению из теплицы домой на летние каникулы (после каникул дети принесли растения в школу и продолжали ухаживать за ними). Кроме этого, дети всей группой выбрали два дерева из сада и «взяли их под опеку»: заботились о них, наблюдали их в разные времена года.

Вместе с учителями дети беседовали о деревьях и растениях, делали открытия, обсуждали идеи. Вот самые важные вопросы этих совместных обсуждений:

  • Что нужно растениям и деревьям, чтобы жить?
  • Как они взаимодействуют с другими существами и частями мира?
  • Как они общаются?
  • Можем ли мы общаться с ними?
  • Зачем они нужны?
  • Как они меняются в разные времена года?
  • В чем их «работа»?

Дети исследовали множество вариантов ответа: вместе они рисовали, лепили, записывали, говорили, моделировали свои идеи и гипотезы.

По ходу проекта диалоги и работа с материалами становились все глубже и сложнее. Кульминацией проекта стал праздник в честь одного из двух взятых под опеку деревьев.

Лорис Малагуцци о хорошем проекте (отрывок интервью)

Многие учителя интересуются потрясающими проектами детей в Реджио Эмилия. Лорис, какие элементы, по-твоему, нужны для хорошего проекта?

— Мы используем проекты, потому что наша философия предполагает опору на способности и ресурсы детей. Школа или постоянно трансформируется, отвечая на нужды ребёнка, или топчется на месте — третьего не дано.

Пытаясь сделать хороший проект, нужно, прежде всего, заранее хорошо понять, к чему мы (и дети, и взрослые) хотим прийти с его помощью. Тогда взрослым будет проще сохранять внимательность, понимать, когда и как включаться в процесс, как реагировать на взаимоотношения участников…

Как вы выбираете темы для проектов? Всегда ли они основаны на реальном опыте детей?

— Да. Временами мы берём что-то хорошо знакомое, а временами идём в новом направлении. Учителям нужно только внимательно наблюдать за детьми и прислушиваться к ним: дети беспрестанно подсказывают, что им интересно и что они с удовольствием изучили бы глубже. Особенно хорошо, когда совпадают интересы детей и взрослых — ведь так гораздо проще поддерживать детскую мотивацию и удовольствие от познания.

В хорошем проекте всего несколько важных составляющих. Прежде всего, он должен включать, цеплять мотивацию, «разогревать» детей. У каждого проекта есть фаза «вступления», когда информация и идеи предлагаются детям и обсуждаются в группе. Позже эти идеи помогают детям сформулировать свои намерения и пожелания, сопоставить с пожеланиями взрослых и предложить конечную цель.

Обсуждение в начале проекта, собирающее мысли, воспоминания, мечты и желания детей, связанные с темой — очень эффективный способ начать проект.

— Да, потому что это помогает взрослым выдвинуть гипотезы и предположения о том, как будут развиваться события. Какие-то из этих ожиданий не сбудутся, а какие-то окажутся ценным подспорьем.

К тому же ожидания и гипотезы есть не только у взрослых. Детям важно использовать свои способности к прогнозированию и учиться планировать свою работу. Сильная мотивация в самом начале поможет детям чувствовать себя комфортно, когда они будут пробовать разные пути, отвергая одни и выбирая другие.

В это обсуждение дети привносят множество разных взглядов и отношений, это настоящий фонтан идей, а потом (с помощью переговоров) находятся общие точки, а идеи становятся более конкретными.

Детям легко в этом процессе, потому что они не боятся ошибок или отвержения своих идей. Цель проекта — как свет маяка, который всегда перед глазами. Это даёт детям огромную энергию: ведь они знают, куда движутся!

После того, как дети во «вступлении» к проекту обсуждают свои идеи, они часто рисуют то, о чём говорили. За этим следует новое обсуждение и так далее. Как связаны эти способы выражения мыслей?

— Конечно, обсуждение — это ключевой инструмент переговоров в малой группе, иначе дети не смогли бы договариваться и работать вместе. Дети, которым трудно даётся устная речь, могут испытывать серьёзные трудности на этом этапе, и нам нужно быть к ним особенно внимательными.

Слова имеют особую силу, ведь они помогают не только озвучивать идеи, но и менять их, договариваться.

Воплощение идеи в графическом образе — тоже непростое дело, ведь нужно выбрать, что именно изобразить. Иногда детям нужно вернуться к обсуждению и что-то прояснить, и только потом они могут перенести свою мысль на бумагу и сделать её видимой для всех остальных.

Ателье. Творческая сокровищница в Реджио-саду — Реджио-педагогика дома

Творческая сокровищница Реджио-среды

Творческая мастерская для детей, или «ателье» — это то волшебное место в Реджио-саду, где сосредоточено больше всего материалов для творчества.

Педагога (или художника?), работающего в ателье, в Реджио называют «ательерист» (atelierista). Луиза Кадвелл в книге «Bringing Reggio Emilia home» описывает свою наставницу Веа Векки, работающую с трёхлетними детьми в ателье итальянского Реджио-сада «Диана».

Главное в детском творчестве

Во всей работе Веа с детьми и творческими материалами она чётко прослеживала три главные направления. Это путеводные звёзды детского творчества!

  • взращивание чувств удивления и восхищения
  • приглашение видеть повседневные явления, которые часто остаются незамеченными, и включать их в игру
  • постоянное проведение параллелей между пережитым детьми опытом и поиском и использованием подходящих творческих материалов

Дети, работая с разными материалами с помощью Веа, оформляли, лучше осознавали свой опыт и делились им, вместо того, чтобы просто забыть его и вытеснить чем-то новым

Как использовать возможности творческой мастерской?

Небо (рассказ Веа Векки).

Дети часто рисуют оторванно от реальности, используя множество оттенков цветов одновременно. Время от времени мы можем подбрасывать им небольшие провокации, чтобы оживить их работу и избежать чрезмерных повторов.

Мы можем создавать ситуации, которые позволят детям провести неожиданные и новые для них параллели.

Однажды в ясный день я положила на землю во дворе большое зеркало из плексигласа. Из этого получилась небольшая провокация. Мы ходили по небу и в буквальном смысле прикасались к нему!

Потом в классной комнате мы с детьми развесили по стенам куски голубой плёнки, напоминающие цвета неба. Появилось «облако»,  и мы «выдули» его в окно.

После этого мы играли со слайдами с помощью прожектора, расположенного на потолке. В эту игру можно играть со слайдами-изображениями неба, моря или пустыни. Мне нравится такой «театр виртуальной реальности».

В нашем случае мы рассматривали разные состояния неба и разные виды облаков — мне кажется, что очень важно играть с различиями и изображать их в движении, даже если дети ещё маленькие.

Мы проецировали на пол в комнате изображения грозового неба, заката, рассвета, а также фотографию облаков, сделанную сверху, как будто из окна самолёта.

Дети гуляли по облакам и «летали» над ними, изображая ангелов и самолёты. Участвовали все, и это была прекрасная игра, одна из тех, что так сильно разжигают детский интерес!

После этого мы взяли прозрачный лист пластика, прикрепили его на большое окно и дети смогли нарисовать на нём темперой небо, облака и все, что им ещё захотелось изобразить.

И, вы знаете, кто-то из них вспомнил закат и захотел использовать красный цвет, кто-то под впечатлением от грозового неба выбрал серый, кто-то не провёл этих параллелей. Но эта игра со слайдами и совместное рисование стали для них очень значимыми. Это был их первый совместно пережитый опыт и совместная работа, родившаяся из этого опыта!»

Выступление Веа Векки на TED talks в 2011 году. «99 языков, которые нужно вернуть детям»

Выступление на итальянском языке без субтитров (ниже будет перевод большей части текста). Просто хотелось показать вам героиню этой статьи.

Веа рассказывает историю школ Реджио Эмилия, начиная с самой первой народной школы, построенной руками местных жителей, а потом переходит к идеям Реджио-педагогики

Ей слово:

«Сегодня город Реджио Эмилия напоминает пространство «пьяцца» в Реджио школе — пространство, где обсуждается все самое важное. И важно попробовать с помощью нового отношения к образованию и воспитанию детей ответить на проблемы современности. Итак, речь пойдёт о главных особенностях новой педагогики — педагогики Реджио Эмилия!

В 1970 году Лорис Малагуцци, директор муниципальных школ Реджио, решил организовать в каждом детском саду и школе творческую мастерскую — ателье, в которой должен был работать человек с художественным образованием. Это не была школа искусства для детей или художественный кружок, но появление ателье изменило жизнь наших школ.

Прежде всего, заметим, что дети имеют право не только на то, чтобы учиться в школе. У них есть право приходить в красивую школу! В школу, обустроенную с заботой — о детях, о родителях, об учителях. И эту особенность наших школ мы видим на слайдах.

Забота и осознанность распространяются не только на интерьер, но и на отношение к детям. «Ательеристы» не просто принесли в школы новые художественные техники и материалы для творчества. Их задачей было помнить, что у ребёнка сто, тысяча языков, а не только язык слов. И они на практике помогали детям выражать себя множеством творческих способов.

Мы верим, что язык поэзии и творчества, так нечасто упоминаемый в традиционной школе, делает знания более полными и более глубокими. Вспомним стихотворение Лориса Малагуцци о ста языках ребёнка.

Вот рисунок восьмилетней девочки: здесь и её мечты, и математика, и алфавит, и эмоции.

В конце она добавила центральные линии и сказала: «Наконец-то теперь всё связано между собой!»

Мы верим, что язык поэзии, язык творчества действительно может связать всё: рациональность и эмоции, воображение и познание, эмпатию, интуицию и внимательное всестороннее исследование, внутренние ощущения и прочную связь с внешним миром!  И тогда можно научить солидарности и сотрудничеству и уберечь от равнодушия — одного из самых страшных зол…

Чтобы школа смогла это осуществить, нам нужно особое отношение к детям. Как часто учителя, скучая, повторяют одни и те же известные им факты. И как редко они по-настоящему хотят и готовы услышать ребёнка (а ведь дети все разные, все умные и думающие!)

Нам стоит поучиться у малышей. Они с таким любопытством исследуют этот мир!

А теперь я расскажу вам две небольшие истории в фотографиях

Мы видим двух пятилетних девочек, которым предложили нарисовать себя вместе со своей тенью.

И девочки рисуют, как обычно бывает в этом возрасте, свою тень со всеми чертами лица и деталями.

Учитель предложил им выйти на улицу, на солнышко, и сравнить свои тени с рисунком.

Дети сразу же заметили первое несоответствие и начали закрашивать нарисованные тени.

В процессе рисования одна девочка замечает другой, что тень всегда начинается у ног. Вторая возражает, что будет рисовать, как ей кажется правильным. На что первая девочка говорит гениальную вещь: стоит рисовать тень не так, как хочешь ты, а так, как хочет сама тень!!! Они приблизились к одному из многих законов этого мира.

Девочки ещё немного спорят — и вот рисунки готовы.

А ведь единственным вмешательством учителя было предложение выйти на солнце посмотреть на тени. Это ещё раз доказывает нам, что дети способны очень на многое. Они способны видеть и воспринимать законы этого мира и усваивать их собственными, подходящими им способами!

Вот другой пример.

Это два дерева из глины, сделанные детьми 5,5 лет. К работам прилагается комментарий авторов: корни — сердце и мозг дерева (поэтому внутри корней — сердце и мозг из глины). Дерево слева стоит под дождём, поэтому наклонено. Это живые организмы в потоке жизни!

А теперь представим школу, которая дает только научную информацию о дереве, о его частях… Это абсолютно верная информация, но в каком-то смысле школа дезинформирует вместо того, чтобы формировать (воспитывать): она уничтожает биение жизни в предмете изучения…

Мы теряем нечто очень ценное — эмпатию, восприимчивость, которая есть у малышей по отношению к окружающему миру…

Важно понимать, что каждый маленький рисунок, скульптура — дитя множества творческих и познавательных процессов. И они часто важнее результата, важнее готового продукта. Творчество — именно в процессе!

Вот ещё фотография.

Когда дети учатся работать с глиной, они часто делают заваливающиеся столбики, им трудно найти способ сделать вертикальный ствол дерева, например. И учитель готов вмешаться и показать правильную технику, чтобы дерево не падало.

Ради Бога, в этом нет ничего плохого. Но есть и другой выход — не бросаться помогать  сразу, а подождать немного или спросить самих детей, что можно сделать!

Мы видим результат работы группы из шести детей: они придумали самые разные решения этой проблемы. Удивительное проявление инженерной мысли.

Итак, попробуйте довериться детскому разуму, их способности мыслить!

И попробую сформулировать самую главную мысль. Красота и этика — вот фундамент нашей культуры и то, что может спасти наше будущее, если осознанно воспринимать эти ценности!..»

Открытые ателье в Реджио Эмилия

Кроме ателье в каждой школе (и часто даже в каждом классе), в Международном центре Лориса Малагуцци есть пять больших  отдельных ателье, посвященных разным темам и языкам самовыражения. Это открытые творческие пространства ассоциации «Дети Реджио» («Reggio children»), которые можно посетить!

Ателье «Луч света»

Это пространство, где можно исследовать свет и погружаться в него. Оно открыто для всех: детей, родителей, бабушек и дедушек. Там проходят занятия, мастер-классы и прогулки.

Совмещение цифрового изображения и тени от реальных предметов в ателье цифровых пейзажей

«Ателье цифровых пейзажей»

Его задача — использовать цифровые технологии как язык, обращать их на благо познанию и творчеству. Язык цифровых технологий не должен заменять или вытеснять другие: он гармонично их дополняет и тоже становится частью развивающей среды Реджио Эмилия. В этом ателье учатся новым интересным способом отображения своих идей, объединению цифрового и осязаемого, виртуального и реального.

Ателье «Графические сюжеты»

Это классическое Реджио-ателье, в котором можно поработать с самыми разными материалами и графическими техниками, создавая собственную историю.

Ателье «Живые организмы», посвященное природе

Оно посвящено жизненным циклам и изменениям, происходящим в природе. Все меняется, и дети, так сильно связанные с природой своим сопереживанием и своей любознательностью, чувствуют это особенно ярко. Природа приглашает нас исследовать ее и созерцать, и на это нужно выделить время.

В этом ателье дети встречаются со множеством природных материалов: свежие и засушенные листья, плоды, цветы, семена. Множество изображений растений и животных, в том числе макрофотографии. Микроскоп, фотокамера, зеркала, световой стол и увеличительные стекла тут и там лежат рядом с природными материалами, приглашая к исследованию и творчеству. Есть и живой террариум с растениями и насекомыми.

Центр «Ремида»

Это экологический проект по переработке и использованию вторичных ресурсов. Там можно познакомиться со способами творческого использования упаковки и отходов производства и придумать собственные способы.

Материалы в центре ReMida

Центр передает свои материалы (обрезки дерева, кожи, картон и бумагу, керамику, шпагат) в школы и детские сады для творчества с детьми, проводит выставки и мастер-классы.

Ателье «От волны к волне» (вода и энергия)

Оно расположено в городе Лигонкьо провинции Реджио Эмилия и было создано при поддержке педагогов Реджио Эмилия. Там можно исследовать и физические (в том числе создание магнитного поля, получение энергии за счёт воды и движения), и выразительные возможности воды и энергии. Посещение только по записи.

«Reggionarra» — «Реджио повествует»

Это не ателье, а событие. Раз в год город превращается в город историй! В 2017 истории рассказывают над и под городом: на мостах, в тоннелях и подземных переходах!

«Рассказывать истории — это как путешествовать сквозь историю, разные культуры и народы.

Путешественник встречает людей, разные явления и объекты.

Путешественник следует своим мечтам и удивляется чуду жизни.

Путешественник узнаёт, запоминает и готов рассказать.

Поэтому путешествие и рассказывание историй так близки!»

Правила воспитания счастливых детей от 6 великих учителей, которые открывали собственные школы

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Нелегко понять, как именно воспитывать детей, если все вокруг дают советы. Даже взгляды великих педагогов и психологов могут отличаться друг от друга. Но все-таки все альтернативные школы считают: если давать ребенку свободу и ценить его индивидуальность, он вырастет уверенным в себе и счастливым.

Вам не обязательно полностью придерживаться того или иного образовательного подхода. Мы в AdMe.ru собрали советы неравнодушных учителей и ученых. Они работали над системами воспитания, чтобы дети вырастали полноценными личностями, а семейные отношения были доверительными и крепкими.

1. Система Монтессори, создатель — Мария Монтессори

Монтессори — первая женщина в Италии, которая окончила медицинский институт. Она работала с больными детьми, которыми в то время никто не занимался. Монтессори несколько раз номинировали на Нобелевскую премию, а ее подход к воспитанию до сих пор популярен во многих странах.

Взгляды Марии Монтессори:

  • Ребенок заслуживает уважения, поэтому вежливые просьбы лучше приказного тона.
  • Не смотрите на ребенка сверху вниз — старайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
  • Сделайте малышу подходящие его росту и силам стул и стол, крючки для одежды, на которые он сам повесит свою куртку. В такой среде он будет счастлив.
  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Если ребенка наказывать за любой проступок, он будет чувствовать вину за все и всех.
  • Если вы поддерживаете вашего ребенка и не запрещаете ему выражать чувства, он вырастет уверенным в себе.
  • Не запрещайте ребенку помогать вам с бытовыми делами.
  • Лучше покупать игрушки не из пластика, а из натуральных материалов — кубики, модели мебели, посудку.

2. Реджио-педагогика, основоположник — Лорис Малагуцци

Итальянский психолог придумал красивую метафору: ребенок с рождения говорит «на 100 языках». То есть ребенок говорит с миром и выражает себя разными способами — через рисунки, пение, игру. Но взрослые часто пытаются заглушить 99 языков. Родителям стоит слушать ребенка и научить его использовать эти «языки» в повседневной жизни.

Основные идеи Малагуцци:

  • Не бывает неправильного ответа — бывают разные точки зрения. Не говорите ребенку, что он неправ в каком-то вопросе. Расспросите, почему он так думает, и расскажите, как можно подумать еще.
  • Перед тем как что-то объяснить, спросите у ребенка, что он уже об этом знает. Если вы будете рассказывать уже известные ему вещи, ребенок потеряет интерес и не будет слушать. Как и взрослый.
  • Задавайте больше вопросов, требующих развернутого ответа. Так ребенок будет учиться размышлять и выражать свои мысли.
  • Как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать. Например, что он хочет надеть или какого цвета рюкзак ему купить.

3. Вальдорфская педагогика, основоположник — Рудольф Штайнер

Цель вальдорфских школ — вырастить уверенного в себе человека, привить любовь к труду и открыть в ребенке творческие способности. Там не ставят оценок и не проводят контрольных, но государственные экзамены дети сдают не хуже, чем ученики обычных школ.

Идеи Рудольфа Штайнера:

  • Нет такой книги, которая научит родителей обращаться с детьми. Каждый ребенок уникален, поэтому нужно видеть и принимать особенности каждого.
  • Интересные и увлекательные истории научат ребенка гораздо лучше, чем скучные параграфы учебников.
  • Детям стоит больше времени проводить на природе: учиться наблюдать, видеть красоту и жить в гармонии с миром.
  • Простые игрушки, например деревянные кубики, лучше развивают воображение.
  • Простые ежедневные ритуалы помогают детям чувствовать себя в безопасности, а заодно учат организованности и собранности. Поэтому день можно начинать с повторения стихов и считалочек, пальчиковых игр для развития моторики.

О роли взрослого в обучении — Реджио-педагогика дома

Учитель в роли режиссера, занавеса и декорации

«Нам нужен учитель, который мог бы исполнять роль и режиссёра, и сценографа, и суфлёра, а иногда — даже роль занавеса или декорации! Человек, умеющий быть и ласковым, и строгим, который может справиться с электропроводкой и развести краски для рисования, может стать внимательной аудиторией — иногда молча слушать, переполняясь эмоциями, иногда аплодировать с энтузиазмом, а иногда — судить со строгостью скептика».

Лорис Малагуцци 

Эта цитата — о качествах учителя, но она очень точно описывает родительские навыки и опыт. Может быть, поэтому Реджио-педагогика так здорово применяется дома!

Какой он, ребёнок, который учится?

В педагогике Реджио Эмилия роли взрослого и ребёнка всегда рассматриваются вместе. В описании из книги «Сто языков ребёнка» отражается одновременно и отношение к ребёнку, и цели его обучения и воспитания. Это ценная подсказка для любого родителя — формулировать цели воспитания можно именно так, через желаемые качества ребёнка (какого ребёнка я хочу вырастить?)

Ребёнок в Реджио

  • сильный, активный и компетентный,
  • главное действующее лицо в процессе своего обучения,
  • часть общества и часть группы,
  • с правом на голос и правом быть услышанным,
  • умеющий осознавать свой опыт и сотрудничать с окружающими,
  • уникальный и особенный,
  • живущий в конкретных обстоятельствах, конкретном времени и пространстве, что всегда учитывается.

Роль взрослого

Учитель, взрослый — не «обслуживающий персонал», а такое же главное действующее лицо процесса обучения.

Он выстраивает отношения с коллегами, родителями, детьми (прежде всего!). В его работе всегда отражается собственный жизненный опыт, интересы и личностные особенности — все это важно и ценно.

Задача взрослого — не только верить в ребёнка, обладающего всеми перечисленными выше качествами, но и вести себя так, чтобы дети разделили это его ощущение и его уверенность.

Есть и конкретные задачи, помогающие в достижении главных целей:

прислушиваться к детям, наблюдать за ними, отмечать стратегии, которые дети используют в своём обучении

быть ресурсом, «генератором возможностей», чтобы в случае необходимости дети могли к нам обратиться, помогать детям в их «зоне ближайшего развития», по терминологии Л.С. Выготского

Выготский предположил, что у каждого ребенка есть своя Зона Ближайшего Развития (ЗБР) — это то, что ребенок уже умеет делать вместе со взрослым, но еще не способен сделать самостоятельно. Именно эти умения ребенок готов осваивать в ближайшем будущем. Обучая ребенка тому, что находится вне его ЗБР, мы зря тратим силы, так как для усвоения знаний у него нет достаточного ресурса. А предлагая ребенку изучить то, что он и так прекрасно умеет сам, мы тормозим его развитие.

участвовать с детьми в их исследованиях и совершении открытий, радоваться и удивляться вместе с ними, уметь включаться в процесс.

Вот любимая Реджио-метафора роли взрослого: он должен вовремя ловить мяч, брошенный ребёнком, и не забывать возвращать его обратно, чтобы продолжить игру.

Зарисовки из жизни Реджио-садика

Буклет детского сада «Диана» под названием «Солнце — Друг Земли»

В этом буклете — рисунки, высказывания трёхлетних детей и вопросы, которые день за днём задавали им учителя. Эти вопросы вызывали у детей удивление и интерес, соответствовали их антропоморфным представлениям о мире и интересу к другим живым существам.

Антропоморфизм  — перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы, на сверхъестественных существ и абстрактные понятия. 

Дети с помощью учителей исследовали свои представления и идеи о том, где именно находится солнце, чем оно занимается и как остаётся на небе.
Они думали о том, есть ли у него друзья и кто они, сравнивали солнце и луну, рассуждали о том, куда уходит солнце, когда тёмно или когда идёт дождь, могут ли дети потрогать солнце или жить на нём.

Размышляя о том, куда уходит солнце, когда темно, дети выдвинули несколько версий: солнце идёт спать; оно исчезает; оно уходит под землю и прячется в море, а днём в море прячутся звёзды, оно улетает в свой жёлтый домик, который находится очень далеко.

Бросая детям ответный мяч, взрослый может предложить им развить свои предположения или нарисовать свои идеи, чтобы оформить и уточнить их, изучить и обсудить получившиеся рисунки.

Учителя при этом заботливо следят за тем, чтобы тренировать работоспособность ребёнка и продолжительность концентрации его внимания, повышать уровень его стратегии, но это никогда не становится самоцелью.

Роль взрослого в Реджио может быть очень гибкой, и это самое важное

что это такое и чем она может быть полезна вашему ребенку?

Немало придумано всевозможных педагогических методик. Практически все они призваны развивать потенциал, заложенный в маленьком человечке с рождения. Но есть среди них такой развивающий подход, который помогает ребенку освободиться от навязанных правил. Он не дает малышу готовую научную картину мира, не критикует детские гипотезы, а помогает ему исследовать мир всеми доступными средствами и делать свои собственные невероятные открытия.   

Как родилась реджио-педагогика

На севере Италии есть регион под названием Эмилия-Романия. А в этом регионе – небольшой городок Реджио-Эмилия. Именно там родилось относительно новое направление в педагогике, которое получило название реджио-педагогика – по имени города.

Основателем этого подхода стал педагог и психолог Лорис Малагуцци. Опираясь на учение Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори и других педагогов, он создал свою собственную теория развития детей. На основе новой педагогики в Италии в 50-е годы прошлого века стали открываться муниципальные детские сады. Малагуцци образно говорил, что у каждого ребенка от природы есть «сто языков», чтобы выразить себя. Это не только привычная речь, но и творчество – живопись, скульптура, театр и многое другое. Однако школа нередко «отбирает» у ребенка «99 языков», оставляя только один – речь. Задача взрослого – вдохновить малыша на деятельность, развивать все «языки», которыми наделила его природа, стимулировать любознательность, помочь понять мир и найти свое место в нем.  

Реджио-педагогика базируется на воспитании в ребенке демократии и социальной справедливости. Главные ее методы: исследовательская деятельность, обучение через окружающую среду, творчество и сотрудничество педагогов с детьми. Сначала Лорис Малагуцци внедрял программу в муниципальных детских садах Италии. А в 70-е годы его подход был оценен мировым педагогическим сообществом. С тех пор реджио-педагогика стала активно развиваться и вышла за пределы Италии. Сейчас эту методику используют в Германии и других европейских странах. С недавнего времени она практикуется и у нас.  

Реджио-педагогика: в чем суть?

В основе реджио-педагогики лежит одна главная идея: ребенок сам выбирает то, чем ему хочется и нравится в данный момент заниматься. Малыши в играх сами придумывают проекты и сами их реализовывают. Взрослый же выступает не в роли учителя, а в роли помощника, чтобы ребенок смог реализовать задуманное наиболее полно. Акцент в реджио-педагогике делается на взаимодействие и сотрудничество (с воспитателем, родителями, другими детьми).  

Понятно, что подобные возможности будут у ребенка только тогда, когда вокруг него создастся особая развивающая среда. Реджио-подход иногда даже называют «педагогикой пространства». Пространство поделено на определенные зоны. Важно, чтобы ребенок в детском саду чувствовал себя так же уютно, как дома. Есть большие залы, где проходят массовые мероприятия и, напротив, создаются совершенно уединенные уголки, где малыш может при желании спрятаться и побыть в одиночестве. Кроме этого, оборудуются всевозможные творческие мастерские, лаборатории, костюмерная, комната сказок и т.п.  

У взрослых в реджио-педагогике – особая роль. Воспитатель наблюдает за играми и занятиями детей и старается вмешиваться в их разговоры только при необходимости.  Лорис Малагуцци считал, что если оставить малышей в покое, дать им свободную возможность смотреть, слушать, а затем воплощать в жизнь свои идеи, то очень скоро взрослый увидит, что ребенок действительно способен «выражаться на 100 языках». Воспитатель поощряет исследование разных тем, помогает в работе над проектами и в решении проблемы, задает уточняющие вопросы. 

В группе нет никаких программ обучения и жестких планов в нашем обычном понимании. А есть открытая творческая обстановка. Принесенная малышом в группу игрушка (например, динозавр) может стать началом большого «доисторического» проекта, в котором будет создаваться целый мир, наполненный древними животными. Даже какое-то особое событие в родном городе или в мире может стать предметом проекта.

Наблюдение и творческий процесс – вот главные способы познания окружающего мира. Возможности для творчества у ребятишек, обучающихся в реджио-садах, просто огромные. Они рисуют, клеят, лепят и мастерят поделки из самых разных материалов, создают коллажи, конструируют, танцуют, участвуют в театральных постановках, исследуют мир всевозможными способами.  

Применяем на практике

Многие принципы реджио-педагогики достаточно просты. Но, как это часто бывает, воспитывая малыша, мы забываем именно о самых простых вещах. А они зачастую являются в воспитании главными. Давайте поближе познакомимся с этими принципами и возьмем их на вооружение!

Относимся к ребенку с уважением. Пожалуй, это основа любой педагогики. Малыш должен чувствовать, что он часть коллектива (семьи), что он не менее ценен, чем другие – маленькие и большие. 

Смотрим в глаза. Очень важно находиться с малышом на одном уровне, чтобы смотреть ему в глаза, а он мог смотреть в глаза вам. Разговаривая с ребенком, не смотрите на него с высоты своего роста, а сядьте рядом на детском стуле или на полу и говорите, глядя друг другу в глаза. Это очень простое, но важное правило, о котором взрослые часто забывают, а бывает, даже не догадываются.   

Объясняем правила. Многие вещи, которые кажутся нам простыми и понятными, могут быть неизвестны ребенку. Почему ребенок порой ведет себя не так, как нам хочется? Чаще всего потому, что ему никто не рассказал о правилах поведения в том или ином месте. Правил существует много: дома они одни, в детском саду – другие, в театре – третьи. Наша задача – рассказать ребенку об этих правилах. И если мы вводим какие-то правила (не перебивать взрослых, когда они разговаривают, например, а подать какой-нибудь знак, если нужно что-то сказать), важно объяснить, почему именно мы это правило вводим.

Задаем вопросы. Очень важно задавать ребенку открытые вопросы (те, на которые он вынужден отвечать развернуто, а не просто «да» или «нет»). Зачем это нужно? А для того, чтобы понять, что ребенок уже знает по той или иной теме. Например, хотите вы поговорить с малышом о профессиях. Если вы начнете рассказывать о том, что он уже знает, малыш быстро потеряет к рассказу интерес. Будет лучше сначала спросить у ребенка, что такое профессии, какие они бывают, кем бы он хотел стать и почему. Мы должны побудить ребенка подумать, построить свою версию и высказать ее. Разобравшись, что малыш уже знает, мы сможем понять, куда двигаться дальше. 

Предлагаем выбор. Проблеме выбора в реджио-педагогике посвящен целый блок! Потому что выбор – это очень важная штука. При всяком удобном случае давайте малышу возможность выбора. Не просто наливайте ему чай по утрам, а спросите: «Ты будешь просто чай или с лимоном? А может, с медом и молоком?» Чем старше ребенок, тем больше предлагайте ему опций для выбора. И просите аргументировать его. Для чего это нужно? Это поможет сделать выбор осознанным. Ребенок должен всегда понимать: нет безвыходных ситуаций, есть решение вопроса. И пусть пока это всего лишь выбор, что надеть или какой есть хлеб за обедом: белый или черный. Делая самостоятельный выбор, малыш учится брать на себя ответственность за свои поступки.

Не «неправильно», а «по-другому». У непосредственных малышей картина мира может отличаться от привычной нам. Если ребенок рисует малиновую кошку, не спешите говорить ему, что малиновых кошек не бывает. Предложите малышу рассказать, почему его кошка малиновая. Может, она – художница и измазалась в краске? Может, модница – и покрасила шерсть в розовый цвет?  Или, может, эта кошка наелась малины, как в стихотворении Юнны Мориц? Не говорите: «Так не бывает!» Постарайтесь вместе с ребенком понять, когда такое может быть… Для ребенка это очень важно – понимать, что нет единственно правильного ответа. Вводите в общение с ребенком новые термины. Не «правильно» и «неправильно», не «плохо» и «хорошо» а «по-другому», «иначе». Ребенок не обязан думать так же, как вы. Он имеет право думать по-другому…  

Учитесь везде! Для получения знаний нет определенного времени. Учить малыша можно всегда и везде, используя любую подходящую ситуацию. Ну, например. Вы гуляете с малышом, на улице сухо. И вдруг вы замечаете на асфальте мокрые следы лап. Спрашиваем у малыша, чьи это следы. Получаем ответ, что собачьи. Хорошо! А почему они мокрые? Оказывается, неподалеку есть большая непросыхающая лужа. Собака в нее вступила, а потом прошлась мокрыми лапами по асфальту. Отлично, идем дальше. А почему следы были сначала хорошо заметны, потом стали бледнее, а затем совсем исчезли? Пусть малыш разберется и с этой загадкой. Или, скажем, зашли вы в булочную. А знает ли ребенок, из чего получаются булочки, как растет пшеница, кто ее собирает? Потом хорошо бы прийти домой и испечь булочки вместе, чтобы прочувствовать весь процесс. Дальше – больше! Можно посмотреть познавательный фильм о хлебе, поискать информацию о том, какой хлеб пекут в разных странах и попробовать испечь его тоже, прорастить зерно и т.п. В результате у вас может получиться большой проект под названием «Хлеб». Поощряйте малыша отвечать на вопросы путем исследований и наблюдений, расширяйте знания с помощью книг и познавательных фильмов. 

Давай фантазировать! Реджио-педагогика ставит на первое место не умение как можно раньше читать и считать, а развитое творческое мышление. Наверняка в вашем окружении нет ни одного взрослого человека, который не умел бы читать. Но вы отыщите сколько угодно людей, которые не умеют размышлять, аргументировать, придумывать проекты, создавать новые концепции. В современном мире творческое мышление выходит на первый план. И именно его активно развивает реджио-педагогика путем стимулирования проектного мышления. Потому что проект предполагает разные виды активности одновременно, он развивает фантазирование и образное мышление. Все малыши от природы – непревзойденные фантазеры. Но с возрастом образное мышление начинает «давить» логика. И обязательно задавит в конце концов, если не поддерживать в ребенке творческое начало. Поэтому так важно отдавать предпочтение творчеству, развитию любознательности, любопытства и навыков исследовательской деятельности. Удачи вам и малышу на этом увлекательном пути! 

Не то, что вы подумали…

А еще в реджио-педагогике есть такое понятие, как… «документация». Да-да, именно это сухое слово заключает в себе очень эмоциональное содержание. Педагоги фиксируют процесс обучения (комментарии взрослых и детей, интересные фразы, гипотезы, обсуждения), фотографируют, снимают видео, бережно хранят детские работы. Все это заботливо сохраняется в папках или на стендах, чтобы дети и взрослые при желании могли вернуться к интересующей их теме. Документация дает возможность педагогам обсудить некоторые моменты в профессиональной среде и помочь детям еще интереснее организовать досуг. При этом малыши видят, что их слова, задумки и проекты очень важны и ценны. 

6 правил учителя в реджио-педагогике

Реджио-педагогика, направление, недавно проникшее в Россию, зародилось в середине прошлого века в итальянском городке Реджио Эмилия. Профессиональный учитель Лорис Малагуцци, основываясь на идеях Жана Пиаже, Марии Монтессори, Льва Выготского, создал свою систему дошкольного образования. Главными принципами стали превосходство проектно-исследовательской деятельности над «насаждением» знаний, методика обучения через изучение окружающей среды, обилие творчества, а также уважение ребенка и сотрудничество с ним вместо менторства и дисциплины. «У детей сто языков», благодаря которым они себя выражают, а значит, задача педагога — найти все возможности проявить детские таланты и способности.

Уважать детей и поддерживать контакт глаз

Главное в данном направлении педагогики: не принижать воспитанников во всех смыслах. Ребенок — часть коллектива, и он также значим, как другие дети и учитель. Это определяет весь стиль общения, в том числе невербальную его часть: контакт глаз. Как часто учитель или воспитатель смотрят подопечному в глаза при разговоре, находясь с ним на одном уровне? Что видят дети, заглядывающие в лицо педагогу снизу вверх?

Быть на одном уровне физически — очень важно, по мнению Л. Малагуцци. Поэтому, общаясь с воспитанниками, надо располагаться так, чтобы не затруднять им контакт глаз, не нависать над ними: пользоваться низким стульчиком, подушкой на полу. А вот при показе детям картин и других интересных предметов, находящихся на высоте, учеников поднимают или предоставляют подставочки для ног.

Учитель объясняет правила и задает вопросы

Учитель объясняет правила и задает вопросы

Правила очень важны: тут мы носим одну одежду, в походе — другую, в театре — третью. На этом уроке высказываться могут все, на лекции учитель в приоритете. Не стоит ждать, пока ребенок, как телепат, догадается о правилах поведения, отношений, выстроит свои границы. Это необходимо объяснять с самого начала обучения, понемногу и ежедневно.

Однако, в соответствии с теорией о «зоне ближайшего развития» Л. В. Выготского, прежде, чем начинать что-то объяснять, как правила, так и новую информацию, необходимо выяснить, на каком этапе дети находятся сейчас. Надо спросить: «А что вы об этом знаете?». Причем открытые вопросы должны превалировать в общении с детьми, ответы «да» и «нет» неинформативны.

Это важно не только для определения уровня познаний, но и для обратного контакта. Если детям рассказывать то, что они уже знают, то интерес к обучению снижается, и учитель становится «говорящей головой», слушать которую совсем не обязательно.

Нет неправильного. Есть «по-другому»

Критикуя высказывания и ответы детей в формате «так неправильно», взрослый своими руками приостанавливает познавательную активность. «Небо красным не бывает, это неправильно». «Лиса — рыжая, и никак иначе». А если небо — закатное, а лиса — сказочная, в зеленой шубке с жемчугами? Вместо критики и насаждений правильного взрослого мнения надо вместе с ребенком и другими детьми подумать, когда так может быть? Можно ли увидеть небо красным?

Вместо неправильных вариантов есть вариант «по-другому». В обычном лесу лиса рыжая, если, конечно, не измазалась в зеленке. А в сказке — по-другому. Не лучше и не хуже. И нет единственного правильного варианта ответа, а значит, дети не боятся активно познавать мир и совершать ошибки.

Этот метод также позволяет активно обсуждать все с малышами, выяснять, почему они думают так? А почему учитель думает по-другому?

Выбор есть всегда

Это важный блок в направлении реджио-педагогики, и данного принципа приходится придерживаться не только учителям, но и родителям: всегда предоставлять выбор.

Чем младше ребенок, тем ограниченнее у него возможности выбора, однако в любой ситуации можно предложить что-то. Например, чай или компот на завтрак? Сам положишь сыр на хлеб или мама? И важно не торопить, дать малышу возможность действительно выбрать и решить самостоятельно, что надеть на улицу, какую книжку почитать на ночь. А чтобы с утра не опоздать на занятия, выбор надо сделать вечером. Если этот процесс будет затягиваться, можно предложить другой выбор: одежду для ребенка подберут родители, а вместо этого перед сном подольше почитаем.

Этот принцип помогает детям осознавать, что безвыходных ситуаций не существует, всегда можно найти решение, которое зависит от них. По мере взросления можно начинать просить обосновать свой выбор: «Почему ты выбрала зеленые рейтузы, расскажи». И не стоит путать свободный выбор и отсутствие границ: на обед едим суп, но выбор все равно есть. Можно попросить маму налить его в другую тарелку, самому зачерпнуть погуще или отказаться от кусочка курицы в бульоне. Суп — данность, остальное — выбор.

Любая ситуация — обучающая

У педагога в реджио-педагогике нет конкретного времени для обучения: образовательный и воспитательный процессы не могут ограничиваться уроками. Например, в столовой можно спросить: «Из чего у нас сегодня суп? Как вы думаете, почему он оранжевого цвета?» Дети подключают свои знания и во внеклассном пространстве, вспоминают, какие овощи — оранжевые, и размышляют, почему в супе не видно кусочков морковки.

При этом важно, что информация может исходить не только от учителя, но и от других детей, каждый становится участником образовательного процесса, и мнение всех ценно.

Любой момент может быть образовательным. Почему хлеб на столе — белый и коричневый? А бывает желтый? А если в тесто добавить морковку, что будет?

Не должно быть строгого разделения на отдельные предметы: чтение сочетается с познанием окружающего мира, математикой, рисованием. Прочитали про воробья, и на прогулке изучаем, где и что едят воробьи, сколько их, как нарисовать воробья, а как — голубя? А еще интересно, будут ли птицы есть оранжевый хлеб с морковью?

Фантазия для ребенка важнее умения читать и считать

Фантазия для ребенка важнее умения читать и считать

Многие родители считают, что самое главное для дошкольника и младшего школьника — умение читать и считать. На это затрачиваются усилия, нервы, финансы.

На самом деле мало кто из современных взрослых не обладает данными навыками, а вот навыки креативного мышления, умение аргументированно объяснять свою точку зрения, способность к планированию, анализу, созданию новых проектов и концепций встречаются у взрослых не так уж часто. Поэтому детский период, время бурных фантазий, стоит использовать по-другому. Развитие творческого мышления принесет намного больше пользы.

В реджио-педагогике для этого используются методики создания проектов. Проект объединяет и сбор информации, и анализ, и чтение, и счет, и письмо, и рисование. А еще его надо уметь оформить, представить и «защитить» аргументами. Проекты — способ активно развивать образное мышление и обучаться базовым навыкам в процессе, не ставя их самоцелью процесса образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *