Латентная стадия: Стадии психосексуального развития по Фрейду. Латентная стадия – Латентная стадия

Содержание

Латентная стадия Википедия

Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций[1].

В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы — этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Фазы[ | ]

Оральная фаза[ | ]

От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.[2]

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей. Человек с оральным типом характера (оральной фиксацией) обычно неспособен копить деньги, инфантилен и аморфен, это "содержанки" и "маменькины сынки".

Анальная фаза[ | ]

(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формиру

Латентная стадия Википедия

Психосексуальное развитие

(англ. psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций[1].

В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы — этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Фазы

Оральная фаза

От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.[2]

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей. Человек с оральным типом характера (оральной фиксацией) обычно неспособен копить деньги, инфантилен и аморфен, это "содержанки" и "маменькины сынки".

Анальная фаза

(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза

(3.5 — 6 лет) — третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

Повышение интереса к гениталиям может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина — его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

Люди с фаллическим типом характера (фаллической фиксацией) обычно ведут себя вызывающе, ярко, буквально "втыкают" себя в реальность. Такая хара́ктерная ориентация может граничить с истерической психопатией из-за схожести в поведении.

У девочки проявляется любовь к отцу — комплекс Электры.

Латентная фаза

(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза

(12 лет) — пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Критика психоанализа

Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные[неавторитетный источник?].

Генитальный характер

Генитальный характер — это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности — это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.

Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер-Эго. Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.

См. также

Примечания

  1. Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. — 576 с. — ISBN 5-225-01179-9.
  2. З.Фрейд. Введение в психоанализ. — 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-9985-0453-2.

Литература

  • Фрейд З. Психоаналитические этюды/Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко; Худ. обл. М. В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри»,1999., — 608с. ISBN 985-438-121-8.

Психосексуальное развитие | Познание мира

Расскажите об этой статье в социальных сетях

Как развивается личность? По словам известного психоаналитика Зигмунда Фрейда, ребенок проходит серию психосексуальных стадий, которые ведут к развитию взрослой личности. Его теория показала, как человек развивался в течение детского периода. Хотя теория хорошо известна в психологии, она всегда была довольно противоречивой, как во времена Фрейда, так и в современной психологии.

Теория Зигмунда Фрейда, объясняет особенности развития личности человека в биологическом функционировании индивидуума. Опыты которые проводятся в социальной стадии, накладывают отпечаток в виде установок, определенных ценностей и черт личности человека, которые он получил на определенном этапе жизни.

Известные теории Фрейда и его вклады

В то время как современные теоретики критикуют Зигмунда Фрейда, он является одним из самых влиятельных психологов прошлого и настоящего. 

Многие утверждают, что его идеи были слишком ограничены, его исследования не завершены, а его теории не имеют доказательств. 

Но, несмотря на десятилетия критики, о нем все еще говорят, и его работы все еще изучаются почти во всех сферах общества — от воспитания детей до образования, консультирования, семинаров по взаимоотношениям и даже законов.

Важно! «Мало того, что З. Фрейд сильно повлиял на психологию и психиатрию, он также оказал огромное влияние на наше представление о себе и о нашем мире. Можно утверждать, что лишь немногие идеи в истории человечества имели такой широкий и глубокий смысл.» 

Стадии психосексуального развития

Если знать все тонкости нашей психики и каким образом она формируется, мы можем избавиться от ряда проблем в своей жизни. В детстве, при формировании психосексуального развития, в нашей психике могло зафиксироваться какое-то переживание, которые может мешать нам жить. Это может проявлять в виде страхов, фобий, а также в недостатке радости и удовлетворения от жизни и ее благ. Ученый З. Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития.

Пять стадий психосексуального развития, которые выделил Зигмунд Фрейд

Фрейд считал, что концепция личности, проходящая через ряд этапов в детстве, в которых удовольствия и энергия сфокусированы на определенных эрогенных зонах. Эрогенная зона характеризуется как область тела, которая особенно чувствительна к стимуляции. Всего он выделил пять этапов психосексуального развития, которые служат источником удовольствия.

  1. Оральная (от 0 до 18 месяцев).
  2. Анальная (от 18 месяцев до 3 лет).
  3. Фаллическая (от 3 лет до 6 лет).
  4. Латентная (от 6 до 12 лет).
  5. Генитальная (период полового созревания и до 22 лет).

Оральная стадия

В период оральной, самой первой стадии(от самого рождения до полутора лет), сохранность ребенка, полностью зависит от того, кто за ним ухаживает. Основная цель младенца в орально-зависимом периоде, заключается в формировании важных установок таких как: опора и доверие по отношению к другим людям, зависимости и независимости младенца.

Изначально дитя не может отличать свое тело от груди собственной матери, за счет этого он чувствует любовь и нежность к себе. Но с течением времени младенец будет заменять материнскую грудь собственным телом: он может сосать свой палец или губу, таким образом уменьшая напряжение собственного тела, которая происходит из-за недостатка материнской заботы.

Важно! Матери необходимо не прерывать процесс кормления грудью, если конечно мама, в состоянии кормить его самостоятельно.

Фиксирование состояние у ребенка могло произойти по двум причинам:

  1. Фрустрации или запрет на потребности младенца.
  2. Ребенку даются большие возможности, на управление своими внутренними функциями. В конечном итоге, у малыша появляется чувство зависимости и некомпетентности.

В дальнейшем, в более взрослые годы, фиксация на данной стадии может появиться в виде «остаточного» поведения. Если взрослый человек возле ребенка будет в сильном стрессе, то это может выливаться в различные нарушения у малыша, такими как:

  • желанием плакать;
  • желанием пить;
  • желание обсасывать палец или губу.

Важно! Конец оральной стадии происходит в тот момент, когда мать, перестают кормить ребенка грудью, потому что это лишает его удовольствия.

Согласно теории Фрейда, если ребенок получил недостаточную или переизбыточную стимуляцию во младенчестве, то в будущем у него сформируется орально-пассивный тип личности.

К орально-пассивному типу относят
  • пассивность в жизни;
  • потребность в принятии и поддержке;
  • слишком доверчив и зависим;
  • постоянно ждет одобрения;
  • ждет от окружающих «материнского» отношения к себе.

После полугода жизни ребенка, начинается вторая фаза развития – орально-агрессивная. В этот период у малыша появляются зубки, за счет покусывания и жевания он выражает свои пустоты и нехватки, которые он получил во младенчестве путем отсрочки удовлетворения или отсутствие мамы.

Как проявляется орально-агрессивная черта у взрослых:

  • циничное отношение к людям;
  • сарказм;
  • пессимизм;
  • желание спорить.

Важно! Человек с таким типом характера доминирует и эксплуатирует другими людьми для удовлетворения своих нужд.

Анальная стадия

Особенность анальной стадии заключается в том, что у ребенка весь фокус внимания направлен на акт дефекации, так как в этом периоде он получает максимальное удовольствие от этого процесса. Анальная фаза формируется в возрасте 18 месяцев и длится до трех лет. Ребенок теперь в полной мере осознает, что он сам по себе и что его желания могут привести к конфликтам с внешним миром. 

Важно! З. Фрейд полагал, что этот тип конфликта, как правило, приходит при не правильном обучении, когда взрослые создают ограничения на то, когда и где ребенок может испражняться.

Зигмунд Фрейд утверждал, что если родители не правильно приучают ребенка к туалету, то это скажется на его личностном развитии, таких как саморегуляция и самоконтроль.

Родители приучают своих детей контролировать свои процессы двумя способами: первый способ — это принуждающий, действуя таким способом, родители приносят наибольший вред своим детям. Очень часто родители, заставляют своих детей сходить в туалет прямо сейчас, они прям приказывают ему.

Важно! Из-за этого ребенок может отказаться идти в туалет, у него появится задержка, в следствии чего у ребенка появятся запоры.

Анально — удерживающий тип личности

Если поведение родителя становится постоянным, да еще и такое происходит с другими жизненными ситуациями. То, вполне вероятно что у ребенка сформируется анально-удерживающий тип личности. Такие люди во взрослом возрасте невероятно пунктуальны, скупы, методичны и очень упрямы. Таким людям трудно переносить неразбериху, беспорядок, неопределенность.

Анально – выталкивающий тип личности

Следующий тип личности называется анально – выталкивающий, такой тип личности формируется при чрезмерной строгости родителей к своему ребенку. Такой ребенок импульсивен, беспокоен, склонен к вредительству.

Другой же способ — это хвалить ребенка за постоянное посещение туалета. Такой подход поощрения малыша за регулярный акт дефекации и контроля себя, повышает ребенку самооценку и развивает творческие способности.

Фаллическая стадия(возраст от 3 до 5 или 6 лет). Комплекс Электры. Эдипов комплекс

Теперь у ребенка чувствительность появляется в гениталиях, а мастурбация (у обоих полов) становится новым источником удовольствия. Ребенок начинает осознавать половые различия, которые приводят к конфликтам между влечением, обидой, соперничеством, ревностью и страхом, который Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электра (у девочек). 

Эдипов комплекс

Наиболее важным аспектом фаллической стадии у мальчиков является Эдипов комплекс. Это одна из самых противоречивых идей Зигмунда Фрейда, которую многие люди отвергают.

Название Эдипов комплекс происходит от греческого мифа, где Эдип, молодой человек, убивает своего отца и женится на своей матери. Узнав о том, что он совершил, он ослепил себя.

У маленького мальчика комплекс Эдипа, он возникает потому, что у него появляются сексуальные желания по отношению к матери. Он хочет владеть исключительно своей матерью и избавиться от отца. Мальчик думает, что если бы его отец узнал обо всем этом, то он забрал бы то, что он любит больше всего. 

Важно! Во время фаллической стадии мальчик больше всего любит свой пенис. Отсюда у мальчика развивается кастрационная тревога.

Затем мальчик решает эту проблему, имитируя, копируя и объединяя мужское поведение отца. Это называется идентификацией, и именно так мальчики в дошкольном возрасте от 3 до 5 лет решают свой Эдипов комплекс. Идентификация означает внутреннее принятие ценностей, установок и поведения другого человека. Следствием этого является то, что мальчик берет на себя мужскую роль и принимает его ценности.

Важно! Фрейд предложил исследование «Маленький Ганс» в качестве доказательства эдипова комплекса.

Комплекс электры

Если вкратце, девушка желает отца, но понимает, что у нее нет пениса. Это приводит к развитию зависти к пенису и желанию быть мальчиком.

Девушка решает эту проблему, подавляя свое желание к отцу и заменяя желание на пенис желанием ребенка. Девочка обвиняет свою мать, за то что ее «кастрировали», и это создает сильное напряжение. Затем девушка подавляет свои чувства (чтобы снять напряжение) и идентифицируется с матерью, чтобы взять на себя роль женского пола.

Латентная стадия

В возрасте от 6 до 7 лет перед формированием подросткового периода либидо ребенка сублимируется и направляется во внешнее. В период латентной фазы, ребенок интересуется различными интеллектуальными занятиями, такие как спортивные занятия и общение. Этот период готовит ребенка к взрослой жизни.

Структура личности ребенка:
  1. Эго – отвечает за абсолютный контакт с окружающим миром. Такие как мышление, обучаемость и восприятие.
  2. Суперэго – нормализация ценностей, проще говоря – совесть человека. Формируется при контакте ребенка с авторитетными личностями, в первую очередь, с родителями.
  3. Ид – это наше желание, основанное на инстинкте, не осознаваемые стремления человеком.

Важно! В период от 6 до 7 лет, у ребенка сексуальный инстинкт не проявляется(временно). В этот период все качества его личности уже сформировались и ими он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно на протяжении этого периода, будет происходит «укрепление» его взглядов и убеждений.

Генитальная стадия

В заключительной генитальной стадии, идет формирование отношения к партнеру, идет выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.

Когда проходит латентная стадия развития, у ребенка восстанавливается сексуально-агрессивные действия, а вместе с этим появляется влечение к противоположному полу. Период генитальной стадии начинается от зрелости и продолжается до самой смерти, характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме.

Важно! Результатом таких изменений является характерное для ребенка повышение влечения и сексуальной активности.

Зигмунд Фрейд выдвинул теорию, что все в подростковом возрасте проходят через «гомосексуальную» стадию. Его сексуальная энергия направляется на человека мужского пола, это могут быть: друг, сосед, учитель. Это может не сильно проявляться, обычно дети предпочитают дружить и общаться с детьми одного и того же пола. Но со временем цель его влечения, переносится на девочку и он начинает за ней ухаживать.

Генитальный тип личности — это взрослый и ответственный человек в социально-сексуальных отношениях. З. Фрейд утверждал: если подросток проявляет инициативу, решать самостоятельно задачи, то таким образом у человека сформируется идеальный генитальный характер.

Важно! Если ребенку уделять недостаточно внимания или наоборот чрезмерно опекать его на начальной, оральной стадии, то это приведет к циничности или пассивности. Его личность зафиксируется на анальной стадии, и он будет жесток, упрям и скуп.

Также, если оставить без внимания Эдипов комплекс, то вполне грозит тем, что у мальчика будет склонность к постоянным сексуальным связям, неврозу или импотенции.

Вывод! Вы можете здорово помочь своему ребенку и научить его управлять своими желаниями и стремлениями, необходимо лишь знать какие стадии проходит ребенок и как работает его психика.

SOURCE

Теория Жана Пиаже

Как и Фрейд, швейцарский психолог Жан Пиаже(1896-1980) также был заинтересован в том, чтобы аккуратно вывести детскую психологию на стадию развития.

Пиаже разработал когнитивную теорию, чтобы помочь понять, как работает психология детей с точки зрения того, как дети понимают мир и думают о нем.

В своей теории развития Жан Пиаже выделил 4 стадии развития, которые проходит ребенок в хронологическом порядке.

Он считал, что ребенок должен полностью пройти один этап, прежде чем погрузиться в следующий. Также он постулировал, что возрасты в фазах были универсальными и, следовательно, применимыми для любой культуры.

SOURCE

Этапы детской психологии Пиаже

  • Сенсорно-моторная стадия (0-2 года): ребенок познает мир только через свои чувства.
  • Предоперационная стадия (от 2-7 лет): ребенок может воспринимать слова, но не может их обрабатывать. Ум ребенка все еще только интуитивен, но не логичен.
  • Конкретный этап операции (с 6-12 лет): ребенок начинает понимать символы и понятия на конкретном уровне. Ребенок может заниматься системным и логическим мышлением, но опять же только на конкретном уровне.
  • Стадия формальной операции (12+ лет). Теперь ребенок может более или менее понимать абстрактные понятия, как и взрослый.
SOURCE

Перспективы теории Пиаже на сегодняшний день

Одним из наиболее критикуемых моментов в теории Пиаже является его привязанность к возрасту.

Недавние исследования детской психологии показали, что он часто недооценивает умственные способности детей. Например, на предоперационном этапе дети, как правило, имеют гораздо больше самосознания и осознания мыслей других людей, чем он считает.

Важно! Хотя более поздние исследования в области детской психологии подорвали некоторое положение Пиаже, сама идея, что дети просто думают иначе, чем взрослые, что их ум работает не так, как у взрослых, была новой в то время.

Теория Лоуренса Колберга. 
Этапы развития

Американский психолог Лоуренс Колберг (1927-1987) разработал теорию о том, как дети и взрослые проходят процесс нравственного развития.

Как и другие теоретики детской психологии, он хотел тщательно наметить стадии развития. И он был убежден, что дети переходят от одного уровня развития к другому.

Уровень 1. Ребенок служит своим собственным интересам

  1. Ориентация на послушание и наказание. Рассуждения ребенка основаны на подчинении родителям и страху наказания за непослушание. «Правильное» и «неправильное» не ставятся под сомнение, они заложены в правилах, которых он должен придерживаться.
  2. Индивидуализм и обмен: здесь ребенок признает, что у людей разные мнения и что каждый может преследовать свои собственные интересы. 

Уровень 2. Ориентация ребенка

  1. Хорошие межличностные отношения. Мотив здесь — быть хорошим человеком: быть хорошим для других людей. Это основаны на оценке «что такое этика» с точки зрения благополучия за других: «Мы обязаны сделать все возможное, чтобы помогать другим».
  2. Поддержание общественного порядка. Здесь мотивом является ответственность за что-то вне себя, но основное внимание уделяется не отдельным людям, а нормальному функционированию общества в целом.

Уровень 3. Человек руководствуется этическими ценностями и абстрактными идеалами

  1. Индивидуальные права. Здесь ценности и принципы общества оцениваются в соответствии с тем, что считается основными правами человека.
  2. Универсальные принципы. Эта стадия характеризуется справедливостью. Здесь цель состоит в том, чтобы быть объективным, а решения оцениваются на основе принципов справедливости. Все люди равны и должны относиться с равным уважением.

Перспективы теории Колберга на сегодняшний день

Кольберг предполагает, что его теория применима ко всем культурам. Таким образом, его можно считать «этноцентричным».

Определение! Этноцентричность — это сложное слово для применения западного критерия ко всем другим культурам: то, что считается идеалом морали на Западе, не обязательно является идеалом, например, для африканских бушменов. Скорее всего, в других культурах есть другие способы измерения морали. 

Тория Эрика Эриксона. 8 этапов развития

Датско-немецко-американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994) представляет нам психосоциальную теорию из 8 стадий развития.

Эти стадии также характеризуются положительным или отрицательным результатом.

Важно! Одним из определяющих факторов в развитии психологии ребенка является поддержка, поощрение и принятие со стороны окружения, особенно родителей.

Как и во многих других теориях детской психологии, каждый этап должен быть успешно завершен, прежде чем ребенок сможет перейти к следующему этапу.

Как и Фрейд, Эрик Эриксон считал, что если по какой-то причине ребенок не завершил определенную стадию, проблемы неизбежно возникнут в жизни в дальнейшем.

Этапы Эрика Эриксона

Теория Эрика Эриксона приведена в кратком содержании, наиболее подробно вы можете изучить в специальной литературе, которые вы увидите в конце статьи.

Стадия 1. Младенчество. Доверие против недоверия(0-1 год )

Младенец полностью зависит от своих родителей в получении удовлетворения и наслаждения. Если ребенок чувствует отзывчивость, заботу, то он понимает, что миру можно доверять. Если ребенок чувствует, что не может полагаться на своих родителей, существует риск развития недоверия к людям.

Стадия 2. Раннее детство. Автономия против стыда и сомнения(2-3 года)

Когда ребенок растет, он становится способным делать многие вещи самостоятельно. Если родители его независимое поведение, у ребенка развивается здоровая самостоятельность и позитивное самооценка. Если родители предъявляют слишком много требований к ребенку, а ребенок постоянно терпит неудачу — или если родители смеются над его усилиями, ребенок может испытывать стыд и начинает сомневаться в своих собственных силах.

Стадия 3. Игровой возраст. Инициатива против вины(4 — 6 лет)

В это время ребенок развивает более целенаправленные ориентации в своих действиях. Ребенок начинает больше планировать действия и судить о них. И если ребенок не преуспевает в своих усилиях, тогда ребенок будет чувствовать вину, что является новой эмоцией.

Стадия 4. Школьный возраст. Комплекс неполноценности(7-12 лет)

Способности и навыки ребенка все еще стремительно развиваются, и теперь ребенок способен прилагать больше усилий и целенаправленных действий для выполнения своих задач. Если ребенок получает в этом позитивную поддержку, то у него скорее всего, появится больше уверенности в себе, что снова заставляет ребенка хотеть учиться больше. Если же нет, ребенок может испытывать чувство неполноценности и неудачи.

Стадия 5.Юность. Личность против ролевого замешательства(13-19 лет)

Теперь ребенок больше заботится о том, кем он является по отношению к другим: «Как меня видят люди?» Он может играть с разными личностями и ролями, что может привести к путанице в идентичности, но это также может помочь создать чувство принадлежности.

Стадия 6. Ранняя зрелость. Интим против изоляции(20-34 года)

Теперь человек может начать развивать отношения на более глубоком уровне с партнерами и друзьями. Когда человек преуспевает в этом, он получает положительные эффекты глубокой связи и положительное чувство «кто-то хочет меня». Если человек испытывает неудачу, он или она может не хотеть близости из-за боязни отказа. Такой страх может привести к изоляции.

Стадия 7. Средняя зрелость. Продуктивность – инертность и застой(35-65 лет)

На этой стадии человек начинает спрашивать себя, полезен ли он для других в обществе? Если родители были добры в детстве по отношению к ребенку и поощряли его заслуги, то он будет стремится быть полезным для общества.

Стадия 8. Поздняя зрелость. Целостность эго против отчаяния (65+ лет)

Человек теперь оглядывается назад на свою жизнь и оценивает ее в свете счастья и продуктивности. Если перспектива будет позитивна, может возникнуть чувство смысла и целостности, в противном случае существует риск безнадежности.

Детская психология на сегодняшний день

Как вы, возможно, заметили, многие из великих больших теорий психологии детей были сосредоточены на строгом хронологическом развитии:

  1. Как мы изменяем наш способ мышления, восприятия, чувств, отношений и поведения по мере взросления.
  2. А также большое внимание уделяется тому, что происходит, когда мы уходим с определенного «курса» .

Во второй половине 20-го века большие всеобъемлющие теории отошли на задний план, и на передний план вышли меньшие теории, основанные на реальных наблюдениях.

Исследователи показали, что идея иметь одну большую теорию детской психологии, объясняющую все это, была слишком амбициозной, и что эти теории, часто были слишком далеки от реальной жизни.

Старые теории детской психологии просто не были достаточно детализированы.

Поэтому сейчас исследователи детской психологии в основном занимаются изучением конкретных областей детской психологии, а не пытаются охватить все.

Список литературы

Название книгиАвтор книги
Психосексуальное развитие ребенка.А. И. Луньков.
Очерки по психологии сексуальности.Зигмунд Фрейд.
Психология сексуальности.Зигмунд Фрейд.
Речь и мышление ребенка.Жан Пиаже.
Детство и общество.Эрик Эриксон.
Психология подростка. Психо-сексуальное развитие.М. Кле.

Лев Щеглов рассказывает про психосексуальное развитие детей и подростков(видео)

Латентная фаза - это... Что такое Латентная фаза?


Латентная фаза

Латентная стадия — в психоаналитической теории это стадия, в которую дети вступают в 6-летнем возрасте, при которой их сексуальные желания, по-видимому, успокаиваются.

Латентная стадия (6-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Литература

  • Фрейд З. Психоаналитические этюды/Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко; Худ. обл. М. В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри»,1999., — 608с. ISBN 985-438-121-8.
Категории:
  • Зигмунд Фрейд
  • Психология развития

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Латемская школа
  • Латераль

Смотреть что такое "Латентная фаза" в других словарях:

  • Фаллическая фаза — (греч. Φαλλός  мужской половой орган)  по Фрейду, один из этапов психосексуального развития, формирования либидо. Сменяет анальную фазу. Охватывает возраст от 3 до 5 лет. Характеризуется повышением интереса к гениталиям, что, в… …   Википедия

  • Оральная фаза — Оральная фаза  стадия психосексуального развития человека. Формируется в период грудного вскармливания ребёнка или лактации (от рождения до 1,5  2 лет). Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии (либидо) в… …   Википедия

  • ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ — возникает в результате воздействия на организм человека ионизирующего излучения. Клинические проявления болезни зависят от суммарной дозы излучения, а также от ее распределения во времени и в теле человека. В зависимости от характера… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психосексуальное развитие — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия

  • Схватки — Схватки  происходящие во время беременности непроизвольные регулярные сокращения матки, наряду с потугами относящиеся к родовым изгоняющим плод силам. Содержание 1 Физиология схваток …   Википедия

  • Биология млекопитающах —          Млекопитающие распространены практически по всей Земле; их нет только на Антарктическом континенте, хотя у его побережья известны тюлени и киты. В районе Северного полюса бывают белые медведи, ластоногие, китообразные (нарвалы).… …   Биологическая энциклопедия

  • Семейство Настоящие тюлени (Phocidae) —          Виды, принадлежащие к этому семейству, имеют весьма разнообразные размеры тела: от 1, 2 до 6, 0 м. В отличие от видов двух предшествующих семейств у настоящих тюленей задние ласты не сгибаются в пяточном сочленении и не могут служить… …   Биологическая энциклопедия

  • Эрекция — Пенис в состоянии эрекции. Эрекция (от лат. erectio)  процесс, при котором происходит увеличение объёма полового члена и его отвердение в результате наполнения …   Википедия

  • Семейство Ушатые тюлени (Otariidae) —          По ряду признаков ушатые тюлени в меньшей мере, чем другие ластоногие, отклонились от своей предковой группы наземных хищников. У них есть хотя и рудиментарные, но все же явственно заметные ушные раковины. Задние ласты могут сгибаться в… …   Биологическая энциклопедия

  • Психоанализ — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия

Латентная фаза Википедия

Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций[1].

В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы — этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Фазы

Оральная фаза

От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.[2]

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей. Человек с оральным типом характера (оральной фиксацией) обычно неспособен копить деньги, инфантилен и аморфен, это "содержанки" и "маменькины сынки".

Анальная фаза

(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза

(3.5 — 6 лет) — третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

Повышение интереса к гениталиям может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина — его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

Люди с фаллическим типом характера (фаллической фиксацией) обычно ведут себя вызывающе, ярко, буквально "втыкают" себя в реальность. Такая хара́ктерная ориентация может граничить с истерической психопатией из-за схожести в поведении.

У девочки проявляется любовь к отцу — комплекс Электры.

Латентная фаза

(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза

(12 лет) — пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Критика психоанализа

Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные[неавторитетный источник?].

Генитальный характер

Генитальный характер — это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности — это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.

Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер-Эго. Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.

См. также

Примечания

  1. Васильченко Г. С., Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др. Сексопатология: справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. — 576 с. — ISBN 5-225-01179-9.
  2. З.Фрейд. Введение в психоанализ. — 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-9985-0453-2.

Литература

  • Фрейд З. Психоаналитические этюды/Составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского; Послесл. В. Т. Кондрашенко; Худ. обл. М. В. Драко. — Мн.: ООО «Попурри»,1999., — 608с. ISBN 985-438-121-8.

16.Динамика конфликта. Латентная стадия.

Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта, который не возникает на пустом месте, а вызревает постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти противоречия и факты, приводящие к противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным периодом или инкубационным состоянием конфликта. Мы его будем называть предконфликтной ситуацией.

В предконфликтной ситуации будущие оппоненты конфликта еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов.

Так, заказ на установление нового оборудования в организации объективно уже связан с теми противоречиями интересов, которые возникнут в связи с необходимостью увольнения части работников, вызванного внедрением новой техники. Но пока конфликта еще нет и его угроза может и не осознаваться будущими оппонентами противоборства за сохранение рабочих мест на производстве.

Другой пример. Рабочим предприятия длительное время не выплачивают зарплату. Администрация, как обычно, пытается найти объективные и, конечно, временные причины. До поры до времени к этим объяснениям прислушиваются и работники надеются, что не сегодня завтра зарплата будет выплачена. Конфликта еще нет, рабочие не бастуют, но он уже “вызревает” в виде негативного общественного мнения, отрицательных эмоций и все увеличивающейся готовности к открытой борьбе за свои права.

Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем, что она создает реальную возможность конфликта. Но она может быть разрешена и “мирным”, бесконфликтным путем, ели условия, породившие ее, исчезнут сами по себе или будут “сняты” в результате осознания ситуации в качестве предконфликтной. Так, если рабочим выдадут зарплату, то исчезнет и причина конфликта. Бесконфликтно можно разрешать и проблемную ситуацию с введением новой техники. Для этого работникам следует заранее объяснить, как будет решена проблема: кто и какую компенсацию получит, кто будет послан на курсы переподготовки, кто переведен на другую работу и т.д.

При осознании причин конфликта следует иметь в виду, что само осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может быть устранен окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может только усилить его остроту. Действительно, если, например, девиантное поведение нового работника в организации вызывает на первых порах недоумение, то оно может быть объяснимо другими членами организации незнанием традиций и норм коллектива.

17.Динамика конфликта. Инцидент.

Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборств происходит в результате того или иного инцидента (от лат. incidens — случай, случающийся). Инцидент — это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта слезет отличать от его повода. Повод — это то конкретное событие, которое служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно может возникнуть случайно, а может и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент — это уже конфликт, его начало.

Например, Сараевское убийство — убийство наследника австро-венгерского престола Франца-Фердинанда и его жены, осуществленное 28 июня 1914 г. (по новому стилю) в городе Сараево, было использовано Австро-Венгрией как повод для развязывания Первой мировой войны. Уже 15 июля 1914 г. Австро-Венгрия под прямым давлением Германии объявила войну Сербии. А прямое вторжение Германии 1 сентября 1939 г. в Польшу — это уже не повод, а инцидент, свидетельствующий о начале Второй мировой войны.

Инцидент обнажает позиции сторон и делает явным деление на “своих” и “чужих”, друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным “кто есть кто”, ибо маски уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания развития конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта. Поскольку ясно, что если бы обе стороны имели четкое представление о потенциале противника, его ресурсах, то многие конфликты были бы прекращены с самого начала. Более слабая сторона не стала бы во многих случаях усугублять бесполезное противоборство, а сильная сторона, не долго думая, подавила бы противника своей мощью. В обоих случаях инцидент был бы достаточно быстро исчерпан.

Таким образом, инцидент часто создает амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее “ввязаться в драку” и победить, а с другой — трудно входить в воду “не зная броду”.

Поэтому важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: “разведка”, сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников и привлечение на свою сторону дополнительных сил. Поскольку в инциденте противоборство носит локальный характер, весь потенциал участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться в боевое состояние.

Однако даже после инцидента сохраняется возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

Если после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т. д. Конфликт вступает в следующий этап — происходит его эскалация (нарастание). Так, после первого инцидента во Второй мировой войне — вторжения Германии в Польшу — последовали другие, не менее опасные. Уже в апреле — мае 1940 г. немецкие войска оккупировали Данию и Норвегию, в мае — вторглись в Бельгию, Нидерланды и Люксембург, а затем и во Францию. В апреле 1941 г. Германия захватила территорию Греции и Югославии, а 22 июня 1941 г. напала на Советский Союз.

Генитальная стадия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Генитальная стадия (генитальная фаза) — пятая и последняя стадия психосексуального развития по З. Фрейду. Охватывает период бурного полового созревания в 12-18 лет. Выражается в активном проявлении сексуальной энергии — либидо.

Генитальная фаза наступает после завершения латентной стадии, при которой сексуальное развитие приостанавливается, а энергия либидо перенаправляется в занятия спортом, творчество или учебную деятельность.

В течение генитальной стадии в организме подростка происходят биохимические и физиологические изменения. Невозможность удовлетворения возросшего сексуального влечения под действием Супер-Эго и социальных запретов приводит к конфликту. Конфликт направлен на приобретение автономии от родителей, преодоление остатков эдипова комплекса. В этом возрасте у подростков наблюдается повышенный уровень агрессии, аутоагрессии и эмоциональной нестабильности.

На генитальной стадии происходит второй выбор сексуального партнёра (первый — на фаллической стадии).

При возникновении трудностей внутри этой фазы возникают нарушения, вызванные неспособностью Эго справиться с давлением Супер-Эго и Ид:

  • Регрессия на оральную стадию проявляется в расстройствах пищевого поведения от анорексии до обжорства и алкоголизма;
  • Регрессия на анальную стадию проявляется в крайних формах отношения к порядку: от неопрятности до педантичности.

Нарушения в формировании характера, по З. Фрейду, выражаются в двух исходах: гомосексуальность и нарциссизм.

К защитным формам поведения на этой стадии психосексуального развития З. Фрейд относит отрицание сексуальных интересов, аскетизм и интеллектуализм.

  • З.Фрейд Введение в психоанализ. — 2009. — 416 с. — ISBN 978-5-9985-0453-2.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с. — (Серия «Высшее образование»). ISBN 5-8112-1353-0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *