Когда начинают слышать дети после рождения: Развитие слуха у детей — Signia Hearing Aids

Содержание

Когда новорожденный начинает видеть и слышать? Отвечаем

pexels.com

Формирование слухового аппарата

Слуховой аппарат формируется у эмбриона к 14 неделе беременности мамы. Еще через две недели он начинает функционировать, и будущий ребенок показывает реакцию на звук1. Поэтому ответ на весьма распространенный вопрос, во сколько дети начинают слышать: задолго до своего рождения.

Ученые утверждают, что в материнской утробе отличная слышимость — стенки живота и плацента пропускают звуки громкостью от 30 децибел, а это означает, что плоду по силам расслышать тиканье настенных часов.

Амниотическая жидкость несколько приглушает шум извне, но это не мешает малышу не только слышать голоса, но и различать их интонации. Ему по душе спокойная речь, ненавязчивые звуки и приятные мелодии средней громкости, а вот резкие крики и громкая музыка ребенку не нравятся.

Находясь в утробе матери, ребенок лучше всего воспринимает звуки низкой частоты, к примеру, мужские голоса. Потому очень важно, чтобы с малышом в период беременности общалась не только мама, но и папа. А уж в какой форме это делать — петь песни, делиться с ним впечатлениями, описывать окружающий мир, рассказывать, как сильно вы его любите и ждете, — каждый родитель решает для себя сам.

Слышат ли новорожденные?

Первый аудиологический скрининг ребенок проходит еще в роддоме2. На этом этапе выявляется риск развития тугоухости и глухоты. Второй этап скрининга проводится при плановом осмотре ребенка в 1, 4 и 6 месяцев с помощью звукореактотеста.

Когда ребенок начинает слышать после рождения полноценно? В течение первых трех дней жизни, пока во внутреннем ухе малыша находится жидкость, он практически ничего не слышит. В дальнейшем слух интенсивно развивается, и к месяцу ребенок начинает различать некоторые звуки, а с 9-12 недели — определять, откуда они доносятся.

Многие родители полагают, что ребенок во время сна нуждается в полной тишине. На самом деле, еще в период беременности плод непрерывно слышал шум «работающих» органов матери, в том числе биение сердца.

Поэтому, когда ребенок спит, совершенно не обязательно ходить на цыпочках и разговаривать шепотом. Но и впадать в другую крайность и смотреть телевизор при спящем ребенке, конечно, не стоит.

pexels.com

В норме младенцы чрезвычайно чувствительны к внешней среде. Они вздрагивают не только от громких, резких, а также от вполне спокойных, но неожиданных, звуков, могут испугаться и заплакать. И это вовсе не говорит о какой-либо неадекватности. Напротив, это свидетельствует о нормальном развитии слуха у ребенка.

Реакция на речь

Со временем ребенок привыкает к окружающим его звукам и уже не реагирует на них так остро. Ко второму месяцу жизни малыш демонстрирует четкую реакцию на темп речи, а его судорожные реакции сменяются упорядоченными. На данном этапе развития новорожденный с удовольствием слушает спокойную разговорную речь, отзывается улыбкой на ласковые слова, время от времени пытаясь отыскать глазами источник голоса.

Для развития слуха малыша чаще читайте ему детские сказки и стихотворения, включайте ритмичные песенки или классическую музыку, больше разговаривайте с ним, — общения много не бывает.

Как формируется зрение?

  • Развитие глаз у эмбриона начинается на второй неделе беременности: на этом сроке у него появляются глазные пузыри, а к концу первого месяца у будущих глаз есть хрусталики и начинают формироваться их сосудистые оболочки.
  • На третьем месяце беременности у плода начинают развиваться глазные камеры, склеры и веки.
  • К моменту рождения у ребенка формируется полноценная зрительная система, которой он, впрочем, пока не умеет пользоваться.

Когда новорожденный начинает видеть?

Дети начинают видеть сразу после рождения, хотя многочисленные исследования доказали, что в это время зрение расплывчатое3. Поначалу ребенок видит только крупные предметы на расстоянии не более полуметра — примерно на таком удалении от его глаз находится лицо мамы во время кормления.

За первый же месяц жизни ребенок и его органы чувств, в том числе зрение, совершают огромный скачок. Стремительно развиваются структуры мозга и активно формируются нейронные связи.

Несмотря на то, что новорожденных беспокоит яркий свет, помещение, где ребенок проводит основную массу времени, должно быть хорошо освещено. Приглушенный свет не способствует правильному развитию зрительных функций.

Глаза новорожденного пока не могут координировать взгляд, поэтому «плавающие» глаза не должны пугать родителей. Малыш пытается оценивать обстановку и по горизонтали, и по вертикали, из-за чего возникает ощущение, что его глаза смотрят в разные стороны. Так что, рассогласование движения глаз у младенца — явление абсолютно нормальное.

Не позднее, чем к двум месяцам с момента рождения, движения обоих глаз становятся согласованными, но, если этого не произошло к 8 неделям жизни малыша, необходимо обратиться к офтальмологу, чтобы предотвратить косоглазие).

pexels.com

Не стоит увешивать кроватку новорожденного полным ассортиментом детского магазина. Поначалу малыши видят мир черно-белым. Поэтому вместо цветных игрушек можно развлекать ребенка черно-белыми картинками с крупным орнаментом (существуют специально разработанные для новорожденных принты).

Функционирование зрительной памяти

В два месяца ребенок уже не только фокусирует взгляд на предметах, но и начинает различать цвета. Первыми он открывает для себя оранжевый, желтый, красный (к пяти месяцам к ним добавятся зеленый и синий, а восприятие всей палитры цветов и оттенков окончательно сформируется лишь к двум годам).

Развитие зрительной системы идет рука об руку с самопознанием ребенка. На четвертом месяце жизни малыш начинает активно разглядывать свои руки, игрушки, которые в них держит, поднося их то ближе к глазам, то дальше.

В этом возрасте включается зрительная память. Когда ребенок что-то рассматривает, его лицо становится серьезным: ребенок запоминает предметы, визуально исследуя их. Зрительная память влияет на мыслительные процессы малыша и создает перспективы его последующего психофизиологического развития.

К шести месяцам у ребенка формируются представления о расстоянии, в оценке которого он, впрочем, нередко ошибается, и трехмерное восприятие объектов и предметов. А к 8-12 месяцам, когда он начинает ползать или даже ходить, он учится безошибочно оценивать расстояние до удаленных предметов.

Формирование зрительной системы и изменения зрения продолжаются вплоть до четырехлетнего возраста, когда оно принимает такую же функциональность, что и у взрослого человека.

Источники

1. What and when can a fetus hear? Medically reviewed by Valinda Riggins Nwadike, MD, MPH — Written by Amanda Barrell on February 15, 2019 https://www.medicalnewstoday.com/articles/324464

2. Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 71н https://minzdrav.gov.ru/documents/5458-prikaz-minzdrava-rossii-ot-15-fevralya-2013-g-n-71n

3. Infant Vision: Birth to 24 Months of Age, American Optometric Association https://www.aoa.org/patients-and-public/good-vision-throughout-life/childrens-vision/infant-vision-birth-to-24-months-of-age

Читайте также:

8 «опасных неврологических симптомов», которые на самом деле — норма

Опасные заблуждения о раннем развитии

Черно-белый мир: пять мифов о младенцах

Когда младенцы начинают слышать — развитие слуха у новорождённых | МАМА&ПАПА

Процесс развития слуха у вашего малыша очень важен, так как это одно из внешних чувств, позволяющих ребёнку общаться. Младенец начинает слышать звуки и подражать им, развивая, таким образом, способность разговаривать. Кроме того, голоса родителей действуют на малышей успокаивающе. Формирование слуха на самом деле — один из ключевых моментов в развитии ребёнка. Это не значит, что с неразвитым слухом ваш ребёнок не будет расти, но появление слуха определенно ускорит его развитие.

Каким образом ваш малыш будет реагировать на звуки?

Первым у младенцев развивается слуховое восприятие. Более того, развитие способности слышать начинается ещё до рождения ребёнка. Из-за этого многие родители включают музыку и разговаривают со своими малышами, когда они ещё находятся в утробе матери. Способность реагировать на звуки у вашего ребёнка развивается в течение нескольких месяцев до его рождения, а полностью сформироваться может уже через месяц после. Однако ваш малыш, скорее всего, начнёт реагировать на звуки гораздо позже. Причём вы должны быть готовы к различным реакциям. Например, если вы будете напевать, укладывая своего малыша спать, это может успокоить его и не дать расплакаться. Того же результата можно добиться, просто разговаривая с ним.

Как узнать, насколько хорошо слышит новорождённый?

Узнать, насколько хорошо слышит ваш малыш, можно с помощью обследования, которое проводится в больнице сразу после родов. Если у вас есть сомнения по поводу состояния слуха вашего ребёнка, обратитесь к лечащему врачу. Он даст вам ознакомиться с результатами обследования и при необходимости проведёт ещё одно, чтобы убедиться, что слух ребёнка развивается надлежащим образом.

Когда младенцы начинают слышать после рождения?

Сложно сказать, когда ваш малыш начинает слышать впервые, так как слух ребёнка, как уже отмечалось выше, формируется внутриутробно. У каждого ребёнка слух появляется в разное время, но, когда это произойдёт, ваш малыш начнёт толкаться более активно, услышав знакомые звуки. Например, подобную реакцию может вызвать голос вашего партнера. После рождения слух у ребёнка развивается крайне быстро и будет полностью сформирован уже через 4-7 недель.

Развитие слуха у младенцев

Очень важно наблюдать за развитием слуха вашего малыша в течение первого года жизни. Ниже представлен приблизительный график нормального развития слухового восприятия у детей:

  • 0-2 месяца. Орган слуха у ребёнка уже полностью сформирован. Малыш, вероятно, пока не будет реагировать на звуки, но вы можете контролировать его развитие с помощью медицинских обследований. Примерно в этом возрасте они начинают различать высокие звуки.
  • 3 месяца. Приблизительно в это время ребёнок начинает каким-то образом реагировать на звуки, как правило, подражая им. Малыш будет агукать в ответ на ваш голос или другие звуки, развивая тем самым свою способность разговаривать.
  • 6 месяцев. Это важный этап в развитии слуха, когда ваш малыш начинает реагировать на более мягкие звуки и пытаются повторить незнакомые.
  • 12 месяцев. Это заключительный этап формирования слуха. Ваш ребёнок теперь может распознавать и реагировать на большинство мягких и низких звуков. Не удивляйтесь, когда он начнёт узнавать свои любимые песни и голоса персонажей из мультиков.

Как можно стимулировать развитие слуха у новорождённых?

Существует немало методов, способствующих развитию слуха у ребёнка. При желании вы можете воспользоваться следующими советами:

  • Больше разговаривайте при ребёнке. Постарайтесь также беседовать с ним как можно чаще и попросите о том же вашего партнера.
  • Включайте спокойную, расслаблявшую музыку, желательно инструментальную. Известно, что мягкий джаз развивает музыкальный слух, успокаивает ребёнка и способствует формированию слухового восприятия. Западная классическая музыка оказывает аналогичное воздействие.
  • Нужно постоянно петь или читать ребёнку. Голоса родителей действуют на них успокаивающе.
  • Когда ваш малыш подрастёт, покупайте ему музыкальные игрушки.
  • Наблюдайте за ребёнком и заостряйте внимание на каждом звуке, привлекшем его внимание. Например, заметив реакцию на шум самолета, поднимите голову вверх, показывая, что вы тоже его слышите.

Как определить, что не слишком ли звуки громкие для вашего ребёнка?

На самом деле это очень непросто, так как ребёнок начинает реагировать на звуки лишь спустя примерно три месяца после рождения. Поэтому в течение первых трёх месяцев рекомендуется по возможности устранить все громкие звуки. На четвёртом месяце на слишком громкие звуки ваш малыш будет реагировать плачем. По мере взросления реакция младенцев на чересчур громкие звуки становится все более своеобразной. Одни полугодовалые малыши начинают плакать, другие пугаются и затихают. Дети, уже умеющие передвигаться, могут попытаться отползти подальше от источника звука.

Факторы, влияющие на развитие слуха у новорождённого

Существует множество факторов, влияющих на формирование слуха у вашего малыша, например:

  • постоянная подверженность громким звукам;
  • кислородное голодание во время родов;
  • преждевременные роды;
  • генетические отклонения;
  • перенесённые во время беременности инфекции, такие как краснуха;
  • серьёзная травма головы;
  • воспаление уха;
  • повреждение барабанных перепонок ватными палочками или наушниками;
  • нахождение в непосредственной близости от места запуска фейерверков;
  • высокая температура.

Подверженность данным факторам может привести к нарушению слуха у ребёнка на время или навсегда.

Обследование органов слуха у младенцев

В настоящее время в большинстве больниц вскоре после рождения ребёнка проводится плановое обследование органов слуха. Восстановившись в некоторой степени после родов, вы можете узнать результаты обследования у своего лечащего врача. В случае, если его ещё не проводили, убедитесь, чтобы обследование состоялось до того, как вы покините больницу. Вернувшись домой, вы можете использовать представленные ранее советы для контроля развития слуха ребёнка, наблюдая за реакцией малыша на звуки в течение определенного периода и сравнивая их с примерным графиком развития слуха, приведённым выше.

Когда стоит начинать волноваться о проблемах со слухом у новорождённых?

Самое главное, чтобы вы понимали, что слух у младенцев формируется ещё до рождения. Если обследование в больнице выявит какие-то нарушения, или развитие слуха у вашего малыша будет отставать от графика, это повод для обращения к медицинскому специалисту.

Слуховое восприятие у малышей полностью формируется в течении одного или двух месяцев после рождения. С помощью рекомендаций, приведённых выше, вы можете стимулировать процесс развития слуха у вашего малыша.

всё о зрении и слухе ребенка в первый год жизни

Про зрительные и слуховые способности новорожденных чего только не рассказывают. Например, что они видят мир перевернутым, черно-белым и размытым, а слышат идеально уже в животе у мамы. Предлагаем выяснить, что из этого миф, а что — правда. А заодно узнаем, как помочь малышу развить зрение и слух с учетом имеющихся возможностей.

Зрение младенца

Новорожденный начинает видеть сразу после появления на свет, но совсем не так, как взрослые. Новый мир предстает перед ним в виде размытых черно-белых пятен. Все потому, что мозг, который участвует в построении визуальных образов, и сам зрительный аппарат пока еще недостаточно развиты. Однако в первый год жизни система зрения будет так стремительно совершенствоваться, что вместо мутных очертаний малыш в итоге увидит четкую разноцветную картинку. Поэтапно, месяц за месяцем у малыша будут появляться новые визуальные возможности.

Первые дни жизни

Новорожденный видит нечетко, без объема и только то, что находится от него не дальше 30 сантиметров. И это не удивительно, ведь глазное яблоко еще такое маленькое, что изображение формируется не на сетчатке, как должно быть, а за ее пределами. К тому же на сетчатке пока еще нет желтого пятна — участка, отвечающего за остроту зрения.

Глазные мышцы пока не окрепли, поэтому у малыша проблемы с фокусировкой взгляда. По этой же причине глазки могут быть сведены к носу или смотреть в разных направлениях — обычное младенческое косоглазие.

Новорожденный не различает цветов, кроме черного и белого. Зато отлично разделяет свет и тьму. На яркий свет реагирует сразу — зажмуривается, пытается спрятаться, может заплакать — так проявляется безусловный зрительный рефлекс. Его наличие врач проверяет во время первого осмотра ребенка, когда направляет в каждый глаз свет от фонарика — в норме зрачки в ответ должны сузиться.

Новорожденные видят мир перевернутым — есть такое мнение, но оно из разряда мифов. С самого рождения человек, если у него нет патологий головного мозга, видит изображение «правильно».

Сейчас уже можно начать тренировать зрение ребенка. Для этого пока достаточно просто чаще с ним общаться: наклоняться к малышу ближе, разговаривать с ним, чтобы он обратил на вас внимание и попытался сфокусировать взгляд на вашем лице. Можно продолжить общение, взяв ребенка на ручки — есть мнение, что младенцам легче задерживать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении.

1 месяц

Новорожденный уже лучше видит крупные предметы, продолжает учиться фокусировать взгляд и совершать координированные движения глаз из стороны в сторону.

К концу первого месяца можно показывать малышу контрастные черно-белые рисунки — специальные подборки для самых маленьких есть в интернете, остается только распечатать их на принтере. И конечно полезно гулять, потому что естественный свет способствует развитию зрительной системы. К тому же выходы в большой мир дают ребенку много визуальной информации.

2 месяца

Младенец способен ненадолго удерживать взгляд на статичном предмете. Пытается следить глазами за движущимися вблизи объектами, но пока только по горизонтали. Окружающая картинка становится более четкой, наступает радостный момент, когда малыш наконец-то может разглядеть лицо мамы и отличить его от других лиц.

Жизнь потихоньку наполняется красками: ребенок начинает распознавать цвет, имеющий самую длинную световую волну — красный.

Самое время разместить над детской кроваткой мобиль. В качестве подвесок идеально подойдут крупные игрушки с черно-бело-красными геометрическими орнаментами. Находиться они должны на расстоянии 40-50 сантиметров от глаз малыша. Ребенок будет пытаться рассмотреть контрастные рисунки, отрабатывая фокусировку взгляда, а также следить за движущимися подвесками, тренируя тем самым глазные мышцы.

3 месяца

Малыш с интересом рассматривает окружающие его предметы, следит за движущимися объектами. Теперь он может различать еще один цвет — желтый, и распознает лица людей, которых часто видит.

4–5 месяцев

Ребенок хорошо видит даже на расстоянии метра от себя, способен разглядеть детали и уже четко различает черты лиц и мимику. Картина мира окрашивается в еще один цвет — зеленый.

Пространство получает глубину: малыш может следить не только за предметами, которые двигаются из стороны в сторону, но и теми, которые перемещаются от него и к нему. Развивается хватательный рефлекс, и ребенок активно учится оценивать расстояние до предметов, пытаясь их схватить. Он берет игрушки ручками, приближает и отдаляет их от лица, ощупывает, облизывает, грызет — все это помогает ему постигать объемность предметов.

6 месяцев

Малыш легко фокусирует взгляд, зрение становится четким и объемным. Теперь он различает все цвета, поэтому самое время знакомить его с их названиями.

В полгода, как правило, проходит младенческое косоглазие. Если этого не произошло, ребенка необходимо показать офтальмологу.

7–8 месяцев

Ребенок уже неплохо анализирует всю визуальную информацию. Люди для него делятся на своих и чужих: своим он обычно улыбается, незнакомца может напугаться. Понимает разницу в форме предметов, распознает геометрические фигуры. Различает не только цвета, но и многие их оттенки.

Младенец уже хорошо видит объекты, находящиеся вдали и спокойно переключает внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

9–12 месяцев

Ребенок уже видит как взрослый. Теперь ему легче изучать пространство и находящиеся в нем предметы, ведь он уже ходит или активно пытается это сделать. Сейчас родителям важно поддерживать страсть малыша к познанию: знакомить с разными по цвету, размеру, структуре и форме объектами.

Слух младенца

Ребенок начинает слышать задолго до своего рождения. На 17 неделе внутриутробного развития малыш уже прислушивается к стуку маминого сердца, шуму бегущей по ее сосудам крови и работающих органов. Чуть позже он начинает улавливать звуки из «большого мира» — прежде всего голос мамы. Поэтому нет ничего странного в том, чтобы разговаривать с собственным животом, петь ему песенки и рассказывать стишки.

Малыш не может воспринимать музыку, которую беременная слушает через наушники. Но если надеть наушники на живот — концерт по заявкам юных меломанов состоится.

Слуховой аппарат малыша уже готов принимать информацию. Но это не значит, что при рождении ребенок сразу будет слышать как взрослый — для настройки слуха понадобится несколько этапов.

Первые дни жизни

Сразу после рождения слух ребенка немного притупляется. Здесь не обошлось без разумного замысла природы, которая защищает младенца от звуковой лавины нашего мира, готовой обрушиться на него одномоментно. Разнообразные негромкие звуки и шумы пока не досаждают его ушам и не мешают беспечно спать. В первые дни жизни малыш лучше всего реагирует на громкие и резкие звуки. Причем реагирует бурно — может вздрогнуть и даже заплакать.

1 месяц

Малыш начинает четко слышать окружающие его звуки, привыкает к ним и уже не пугается случайного грохота так сильно, как в первые дни после рождения. Ребенок прислушивается к голосам и отлично улавливает интонации. Сейчас важно чаще беседовать с ним, стимулируя развитие речевых навыков.

2–3 месяца

Ребенок внимательно слушает звуки, двигает головой, глазами, стараясь определить, откуда они исходят, и совершенно точно распознает голос мамы. Происходит синхронизация слухового центра с речевым: ребенок пытается произносить гласные звуки и «агукает» в ответ на мамино «агу».

4–5 месяцев

Малыш уже точно определяет, откуда исходит звук и поворачивает в ответ на него голову. Реакции в ответ на звуки становятся более эмоциональными — ребенок может махать ручками и ножками, улыбаться и ворковать.

6 месяцев

В полгода ребенок уже слышит как взрослый. Дальше он активно продолжит познавать мир звуков, будет учиться их различать и воспроизводить.


— поделитесь с друзьями!


Читать дальше

Когда новорожденный начинает слышать и видеть

Родители с нетерпением ждут того дня, когда смогут поприветствовать в этом мире своего малыша. Многие озабочены вопросом, когда новорожденный начинает видеть и слышать. Выписавшись из роддома, молодые родители, остаются наедине со своим чадом и начинают более внимательно за ним наблюдать.

Незнание особенностей развития слуха и зрения часто приводит к беспричинным переживаниям. Стоит запомнить, что все процессы развиваются постепенно и малышу тоже нужно время, чтобы адаптироваться к новой среде.

Содержание статьи:

В какой период новорожденный ребенок начинает слышать

Развитие малыша – особая тема, которая будет беспокоить родителей на протяжении всего детства.

Во время беременности

Многие не знают, но ребенок начинает различать звуки, еще находясь у матери под сердцем. Закладываются будущие органы слуха еще на 5 неделе беременности. Еще через 14 дней начинает образовываться среднее ухо, а впоследствии и ушная раковина.

Свои первые звуки малыш улавливает на 15 неделе, однако они отличаются от привычных для взрослого человека. Неокрепший слух плода реагирует на вибрации, сопровождающиеся звуковыми волнами.

Когда женщина находится на 26 неделе беременности, то слух малыша становится таким же хорошим, как у взрослого. Единственное отличие заключается в том, что он пребывает в водной среде, которая немного искажает звук.

Ребенок отчетливо слышит работу всех органов и систем материнского организма, улавливает ее голос и привыкает к нему. Поэтому после рождения малыш комфортнее себя чувствует рядом с мамой.

Классическая музыка помогает в развитии нервной системы малыша

Внешние звуки привлекают внимание плода лишь на последних неделях, так как уже практически готов встретиться с реальным миром. Если приложить к животу наушники с музыкой малыш ее отчетливо услышит. Именно поэтому врачи советуют включать успокаивающие мелодии, которые положительно воздействуют на нервную систему.

Смотрите также:

Сразу после рождения

Ребенок в течение трех суток после появления на свет лучше реагирует на громкие звуки или вибрацию. Переживать на этот счет не стоит, так как такое поведение свойственно всем новорожденным. В дело в особой жидкости, которой заполнены уши новорожденного. На 3-4 неделе слух малыша нормализуется, и он способен различать привычные всем звуки.

На этом этапе убедиться в правильном развитии слуха можно по таким признакам:

  • дерганье ножек и ручек в ответ на незнакомый звук;
  • поворот головы в сторону раздражителя;
  • попытки установить зрительный контакт с источником шума;
  • концентрация внимания и прислушивание.

Реагировать на звуки и слышать погремушку

Начиная с месячного возраста, малыш начинает отчетливо различать голоса и звуки, окружающие его. В этот период родители могут заметить, что он реагирует на скорость, с которой произносятся слова. В зависимости от этого его поведение становится активным или наоборот ребенок успокаивается.

Интонация также вызывает ответную реакцию, например отчитывающий голос может расстроить, а ласковый – успокоить и обрадовать. Отчетливо прослеживается разделение на приятные и раздражающие звуки. Первые могут вызвать улыбку или активную жестикуляцию, а вторые – слезы или даже истерику.

К концу 3 месяца ребенок осознанно поворачивает голову на звук погремушки

Нередко, что внимание новорожденного может заинтересовать определенный звук, например погремушка. В этом случае абсолютно нормально, если на некоторое время он перестанет воспринимать другие шумы.

Первая заинтересованность в одном предмете быстро проходит, и внимание переключается на другие звуки. Специалисты рекомендую родителям не заострять внимание на таком поведении и продолжать знакомить малыша с окружающим миром.

Смотрите также:

Как проверяют слух у новорожденных?

Пребывая в роддоме, малыш проходит ряд осмотров, среди которых изучение слуховых способностей. В процессе аудиоскрининга волосковым клеткам посылают звуковые волны, после чего фиксируют их реакцию на раздражитель. Повторно процедуру рекомендуют проводить в 1, 3 и 6 месяцев.

Еще в роддоме часто используют методику задержанной отоакустической эмиссии при помощи аудиометра, который размещается в ушке новорожденного.

Врачи предпочитают, чтобы в этот момент он был накормлен и спал. Прибор посылает звуковые сигналы, которые принимаются волосковыми клетками и усиливаются. В таком случае программа отмечает, что малыш слышит. Если усиления нет, то врачи диагностируют слуховые проблемы.

Спустя несколько дней новорожденного выписывают, и определение проблем со слухом ложится на плечи родителей. Им на помощь придут несколько способов:

  1. Хлопки в ладоши. Перед процедурой рекомендуется покинуть зону видимости младенца. Затем провести несколько повторных хлопков. Если проблем со слухом нет, то ребенок отреагирует на раздражитель вздрагиванием или поворотом головы в направлении источника звука.
  2. Крупа. Подготовленные емкости нужно наполнить сушеным горохом, гречкой и манкой. Они все издают колебания различной тональности. В первые несколько недель малыш должен реагировать на горох, так как его звуковые вибрации более низкие.

Когда малыши начинают видеть маму и когда стоит бить тревогу

Ребенок, только появившийся на свет, видит все предметы размыто. Это позволяет снизить психологическую нагрузку, так как все вокруг для него незнакомо. В течение последующих нескольких дней новорожденный бодрствует только, когда ему необходимо покушать.

В такие моменты он наблюдает за лицом мамы и пытается к нему привыкнуть. Малыш лучше воспринимает объекты, расположенные на расстоянии около 25 см. В памяти новорожденного формируется набор радостных и интересных образов, которые попали в нее благодаря частому повторению.

Больше всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей

Родители нередко впадают в крайности, особенно в делах, которые напрямую связаны со здоровьем и развитием их малыша. При зарождающейся тревоге самым верным вариантом станет консультация с лечащим врачом. Он сможет объяснить, что именно должен делать ребенок в соответствии с возрастом.

Существуют случаи, когда беспокойство родителей подтверждается, и малыш действительно страдает дефектами слуха или зрения. Заподозрить неладное помогут такие признаки:

  1. Косоглазие. Дети, не достигшие полугодовалого возраста, нередко косят глазки. Это не считается намеком на патологию. Насторожиться стоит, когда косоглазие не проходит после достижения малышом 6 месяцев.
  2. Отсутствие реакции. Трехмесячный ребенок должен реагировать на предметы и лицо матери. В это же время он обязан проявлять интерес к знакомым голосам. В противном случае родителям рекомендуется незамедлительно показать ребенка врачу. Если запустить проблему, то намного сложнее будет справиться с ее последствиями.

Возможно, все переживания напрасны, так как в силу возраста он еще не способен выполнять определенные действия. Панические настроения родителей могут повлиять на чувствительную нервную систему малыша, он станет беспокойным и капризным.

Смотрите также:

Наиболее популярные вопросы

Что может стать причиной нарушения зрения/слуха?

Повлиять на развитие обоих навыков может, в первую очередь, наследственность. Нередко у глухих или слепых родителей дети тоже испытывают подобные затруднения. Вторым, но не менее важным фактором, является поведение женщины во время беременности. Если она употребляла запрещенные вещества, лекарственные препараты или переболела вирусными заболеваниями, то за развитием способностей нужно следить с особой тщательностью.

Нужно ли развивать зрение и слух новорожденного?

Наиболее действенным способом, стимулирующим оба навыка, являются игрушки с музыкой, так называемый мобиль. Он помогает обостриться не только слуху, но и благотворно влияет на формирование зрения. Не менее важно привлекать внимание ребенка при помощи ярких игрушек, которые издают приятные, но не очень громкие, мелодии.

Новорожденный  обладает рядом базовых навыков, которые еще далеки от совершенства. В их число входит слух и зрение, которые крепнут с каждым днем. Однако требовать он малыша невероятного в первые месяцы не стоит, лучше проконсультироваться у специалиста и выяснить особенности развития каждой функции.

Развитие слуха у детей

С рождения и до момента половой зрелости, наши органы постоянно развиваются и растут. Хоть это и не совсем очевидно, но с нашими ушами тоже этот процесс происходит.

Наш слух начинает развиваться еще в утробе матери, но прежде чем он начнет играть значительную роль в нашем общении, взаимодействии с окружающими, получении знаний должен пройти определенный промежуток времени.

Как слышат дети

Когда малышу, который еще находится в мамином животике всего 9 недель, у него уже начинают формироваться уши, а уже к 18 неделе ребенок способен слышать звук. Ребенок может слышать звуки вне утробы матери, но они для него наполовину приглушенные. Звуки не имеют четкости из-за того, что ребенок находится в окружении воды. Однако он также слышит различные внутренние звуки, включая сердцебиение матери, урчание в животе и дыхание.

Примерно на 24-й неделе беременности у ребенка появляются реакции на звуки и голоса. Самый яркий звук для него — голос матери и со временем ребенок вполне может распознавать его. Многие мамы говорят со своими малышами, которые еще в животике, но многие из них не знают, что ребенок на самом деле их слышит.

Во время беременности важно не находиться длительное время в среде чрезмерного шума. Хотя громкие звуки и случайные концерты не могут повредить малышу, однако длительное воздействие чрезмерного шума может привести к потере слуха еще до рождения ребенка.

Как развивается слух

С момента рождения слух продолжает развиваться. Есть дети, которые уже рождаются с пониженным слухом. Есть дети, у которых слух теряется со временем, например, после перенесенной болезни. Идеальным вариантом будет провести исследования слуха в первые дни после рождения с целью выявления проблем на ранней стадии, если они есть, и выдохнуть с облегчением, если их нет. Важным моментом в развитии слуха ребенка является наличие прививок, поскольку некоторые болезни могут иметь осложнения именно в виде снижения слуха. Наблюдение за ребенком также может помочь вам выявить проблемы с его слухом, прежде чем они станут серьезными. Если у вас появились подозрения, что ваш ребенок плохо слышит, надо немедленно нанести визит к врачу.


Слух тесно связан с развитием ребенка и его общением со сверстниками и взрослыми. С помощью слуха дети следят за голосом, ищут человека, который говорит, могут успокоиться от звуков голоса, получают знания, играют в игры. Все это можно увидеть на этапах их развития.

С рождения единственное средство, которым дети могут сигнализировать взрослым о своих потребностях — это плач. На различные нужды они могут плакать по-разному. Плачем они реагируют на громкий шум. Они распознают голос своей матери и голоса других членов семьи и успокаиваются или улыбаются под звуки голосов людей, которые заботятся о них.

Примерно от четырех до шести месяцев у детей начинается развиваться лучшее понимание звука. Они реагируют на изменения голосового тона, отслеживают направление шума глазами и также могут искать источник шума. Они замечают музыку, смеются и даже начинают лепетать, чтобы имитировать речь.

К первому году малыши начинают формировать словарный запас и совершенствовать понимание звуков. Они пытаются копировать звуки слов вокруг них. Многие дети изучают простые слова, такие как «мама» или «баба», распознают собственное имя. Они слышат, когда их зовут и поворачиваются в направлении звуков. Они могут даже общаться, поднимая руки, махая или хлопая в ладоши.

Выявление потери слуха у детей

Слух играет важную роль в общем развитии ребенка. Он нужен для общения, изучения языка и понимания окружающего мира. Если слух затруднен или полностью снижен, ребенку будет труднее научиться говорить и сообщать о своих потребностях.

У детей с потерей слуха может проявляться такое поведение, как:

  • Не отвечают, когда их зовут по имени.
  • Не поворачиваются, чтобы посмотреть, откуда идет звук.
  • Касаются или хватаются за уши (это может быть сигналом наличия боли или шума в ушах).
  • Невнимательны к звукам и голосам вокруг них.

У детей, которые научились говорить могут быть такие признаки снижения слуха:

  • трудности в школе.
  • необычные речевые паттерны в голосе.
  • частые жалобы на боль в ухе или громкий шум.
  • взгляд прикован к губам людей, с которыми они говорят (чтение по губам).
  • не могут разобрать слова, даже когда им повторить и четко произнести.часто говорят «что» или «да».
  • сидят близко к телевизору, увеличивают громкость или просят субтитры.
  • не откликаются на свое имя.
Эти проблемы со слухом могут быть вызваны как временными формами снижения слуха, вследствие наличия ушных инфекций, так и быть признаками более серьезной проблемы — приобретенной потери слуха.

Проблемы со слухом у детей

Проблемы со слухом у детей бывают трех основных форм:

1. врожденная

имеет место с рождения и обычно идентифицируется на ранней стадии.

Врожденная потеря слуха может быть вызвана следующими причинами:
  • Генетические состояния, такие как аутосомно-рецессивный потеря слуха
Это самая распространенная форма генетической потери слуха. В этом случае оба родителя являются носителями рецессивного гена потери слуха и передают его своему ребенку.
  • Аутосомно-доминантная потеря слуха является второй по частоте, и возникает, когда отец с доминантным геном передает его своему ребенку.
  • Генетические синдромы, такие как синдром Трекера Коллинза, синдром Альпорта, синдром Дауна, синдром Ашерса и другие.
  • Преждевременные роды.
  • Заболевания матери во время беременности, такие как — краснуха, токсоплазмоз, герпес.
  • Осложнения при рождении: недостаток кислорода или потребность в переливании крови.
  • Злоупотребление наркотиками или алкоголем со стороны матери.
  • Применение ототоксических препаратов.
2. приобретенная

возникает после рождения. Возникает в результате травмы или перенесенной болезни.

Причины приобретенного снижения слуха:
  • травма головы
  • перфорация (разрыв) барабанной перепонки
  • серьезные инфекции (корь, свинка, менингит, коклюш)
  • длительное воздействие сильных шумов
  • болезнь Меньера
  • отосклероз
  • частые или нелеченные ушные инфекции
3. временная

чаще всего вызвана временными ушными инфекциями и заложенностью евстахиевой трубы.

Временная потеря слуха часто вызывается ушными инфекциями, устраняется с помощью медикаментов и лечения. Однако, если ее не лечить, временная потеря слуха может стать хронической.

Все формы снижения слуха могут негативно влиять на развитие ребенка и слух. По этой причине важно внимательно следить за тем, как ваш ребенок слышит и общается с другими. Если у вас возникли подозрения, сделайте ребенку скрининг слуха. Если ребенку показано слухопротезирование, не отчаивайтесь — обращайтесь за консультацией к нашим специалистам по слухопротезированию. Это люди, которые профессионально подберут слуховые аппараты именно для вашего ребенка и грамотно их настроят.
Записаться на прием можно по телефону: 068/095/063 472-03-03 или с помощью чата на сайте.

Когда новорожденный начинает видеть и слышать, через сколько дней после рождения

21.01.2020