Как научить говорить малыша: Как научить ребенка разговаривать: эффективные способы – Как побудить ребенка говорить, мой опыт — как побудить ребенка говорить — запись пользователя Белла Енотова (whiteracoon) в сообществе Раннее развитие в категории Развитие речи

Содержание

Как научить ребенка говорить — лучшие способы и игры

Как научить ребенка говорить? Все родители хотят, чтобы дети хорошо развивались, не отставали в развитии. Если говорить о развитии физическом, то тут нужно ребенку дать время, пока он будет готов сесть, встать, пойти. Нельзя ребенка «учить» сидеть и ходить, потому что вы можете навредить ему. Ребенок обязательно сядет, когда его мышцы и позвоночник будут к этому готовы. Но вот говорить ребенка нужно учить.

Если слышали истории про детей, которые воспитывались животными, то у таких детей речи не было. И она не появлялась впоследствии. Так что окружение человека очень важно для формирования его речи. Важно, как вы будете общаться с малышом, в какие игры играть, какие книги читать и так далее. Не думайте, что речь сама по себе появится, если с ребенком совсем не заниматься.

В середине 1970-х годов нарушение речи наблюдалось у 4% детей. Сейчас это число выросло в 6 раз! Причин много. Напишу, какие сигналы должны насторожить родителей в развитии малыша:

  • в 3 месяца ребенок не поворачивает голову, когда к нему обращаются
  • в 4-6 месяцев ребенок не пытается произносить звуки б, п, м, не ищет источник звука
  • в 7 месяцев не узнает голос близких людей, с которыми живет
  • к концу 9 месяца у ребенка отсутствует лепет
  • в 2 года ребенок только может сказать несколько лепетных слов, не может построить простую фразу из 2-3 слов, не может показать нужное изображение на картинке
  • в 3 года малыш не определяет понятия верх-низ, не может ответить на пространственные вопросы «что», «где».

Если есть проблемы в речевом развитии, то нужно обязательно с ребенком заниматься, не упускать время.

Дети все индивидуальны и говорить начинают в разном возрасте. Но родители должны сделать все, что от них зависит, чтобы ребенок развивался нормально. Что нужно делать, я написала в этой статье. В возрасте до 2 лет важно следить за прогрессом в речевом развитии. Нужно, чтобы у ребенка была заметна динамика его речи. Например, в 1,6 он «мычит» и тычет пальчиком, в 1,7 говорит какие-то слоги, в 1,8 говорит отдельные слова, в 1,9 говорит больше слов, в 2 говорит простые предложения.

как научить ребенка говорить

Это просто отвлеченный пример, каждый ребенок будет развиваться по своей схеме. Но его развитие не должно стоять на месте. Вы должны анализировать, есть ли динамика. Если в течение 2-3 месяцев ничего не меняется, то нужно обратиться к врачу за консультацией (к неврологу, логопеду и лору для проверки слуха).

Этапы развития речи

Эти этапы весьма условны, потому что каждый ребенок индивидуален и даже в одной семье разные дети в разное время могут начинать говорить. Но все же существуют некие ориентиры, которые следует знать.

  • В 9-10 месяцев у ребенка могут появиться первые слоги и слова (мама, папа)
  • В 1 год по нормам у ребенка должно быть в словарном запасе около 10 простых слов (мама, папа, баба, бух, дай, ав, му, на и т.д.). Знаю, что сейчас мало детей в год говорят хоть что-то. Эти слова могут появиться на 3-5 месяцев позже.
  • В 1 год и 8 месяцев ребенок может знать уже около 40 слов, он может сказать простую фразу из двух слов (дай би-би, баба ам, мама дай и т.д.).
  • В 2 года ребенок уже может говорить около 100 слов (до 300 слов).
  • В 2,6 года малыш может говорить простые предложения.
  • В 3 года ребенок уже должен разговаривать, знать до 1000 слов. В 3 года ребенок может рассказать, где он был, чем занимался, что видел. В общем, он становится уже полноценным собеседником.

Советую завести словарик, в котором будете записывать все слова, которые говорит ребенок. Так можно будет отслеживать динамику и новые слова.

Если в 3 года ребенок не говорит, обязательно нужно обратиться к врачам, о которых я писала выше. Не ждите, что он сам заговорит, не теряйте время. Потом будет гораздо сложнее развить его речь. Если ребенок отстает в развитии, невролог после обследования назначит лекарства, которые нужно принимать и не отказываться.

Что нужно делать, чтобы у ребенка нормально развивалась речь

1. С ребенком нужно разговаривать

Первый и очень важный пункт в этом вопросе — с ребенком нужно как можно больше разговаривать. Дети любят копировать взрослых, поэтому, если родители много с ребенком общаются, то и ребенок будет пытаться как можно раньше заговорить. Где бы вы ни находились с ребенком, показывайте ему разные предметы и говорите, как это называется. Нужно формировать у ребенка хороший словарный запас.

Разговаривать с ребенком нужно начинать еще до его рождения. Уже после 6 месяцев беременности ребенок достаточно хорошо слышит и может отличать знакомые голоса. Поэтому, как бы это не казалось странным, нужно общаться с ним уже на этом этапе. Пойте ему песни, рассказывайте, что вы сейчас делаете. Когда ребенок родится, с ним нужно продолжать общаться.

как научить ребенка говорить

Вы должны быть всегда в «режиме радио». Говорите о себе постоянно, чтобы ребенок соотносил слова с действиями. Например, «мама готовить кушать», «мама пылесосит», «мама моет посуду» и т.д. Если есть возможность, говорите, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию, поворачивайтесь к нему лицом. Так же на прогулке, рассказывайте об окружающем мире, говорите, что каким цветом и какой формой.

В современном мире очень сильно увеличилось количество заболеваний аутизмом, когда ребенок полностью погружен в свой внутренний мир, не интересуется социальной его составляющей, не хочет общаться, дружить, идти на контакт с другими людьми. Причин для этого много, но одна из них — мы стали меньше общаться друг с другом. Гаджеты заполонили мир, взрослые все больше времени проводят онлайн, все меньше общаясь со своими детьми.

Когда ребенок еще грудной младенец, многие покупают радионяню, которая частично заменяет маму. Из-за этого мама реже к малышу подходит, меньше к нему прикасается, меньше говорит. Когда ребенок становится старше, ему включают мультики во время еды, что тоже не способствует живому общению. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок заговорил пораньше, начинайте с ним говорить еще до рождения!

2. Детям нужно читать книги и петь песни

Чтение книг — обязательная составляющая в развитии ребенка. Когда ребенку читают сказку или стихи, он слышит новые слова, которые родители не употребляют в повседневной речи. Если слово ребенку не понятно — объясните его значение. Книги берите с крупными и яркими картинками, которые будут подогревать интерес малыша. Если будете с раннего возраста читать детям стихи, то будет развиваться память. И совсем скоро ваш кроха будет вам декламировать эти тексты.

как научить ребенка говорить

Память детей до трех лет способна на многое. Например, я своей дочери в год купила большую книгу с картонными страницами — азбуку в стихах. На каждой странице была нарисована буква, стих и картинка. Мы читали эти стихи, она пальчиком показывала на большую букву, я ей ее называла. Так же рассказывала, кто нарисован и чем занимается. В полтора года она еще говорила плохо, но буквы знала, умела их все показать на алфавите. В два года она уже наизусть читала «Мойдодыр» — это ее любимая сказка в то время.

Так что чтение книг очень хорошо развивает ребенка. В младшем возрасте они больше любят стихотворные произведения — короткие стихи или сказки в стихах, как у Чуковского. Найдите 10 минут в день, чтобы почитать ребенку, хотя бы перед сном.

Кроме книг музыка очень хорошо помогает ребенку в его развитии. Мелодичные звуки помогут быстрее овладеть речью. Поэтому пойте ребенку песни, в которых можно хорошо разобрать слова. Или включайте ему детскую музыку. Главное, чтобы песни были на русском языке и слова четко произносились.

3. С детьми нельзя сюсюкать

Сюсюканье — это большая проблема взрослых. Видя маленького ребенка у них начинается приступ нежности или чего-то там еще. И начинается «муси-пуси, ути-пути» и т.д. Взрослые намеренно искажают свою речь, говоря на «детском» языке. А ребенок, как уже было сказано, копирует поведение взрослых. Так что не удивляйтесь, что ребенок не будет говорить нормальным языком, а будет «нести чушь».

Дети, с которыми много сюсюкают, плохо разговаривают, их чаще потом приходится водить к логопеду на постановку звуков. Педиатры разрешают с ребенком вот так умильно беседовать максимум до 6 месяцев. После этого нужно всегда разговаривать нормально, четко, правильно произносить слова, показывая пример. И не разрешать другим сюсюкать со своим ребенком.

Называйте вещи своими именами, четко произносите слова. Например, называйте других детей «мальчик» и «девочка», а не «ляля». Очень часто слышу, как дети уже в возрасте 4 лет называют других детей лялями. А все потому, что так говорят родители.

4. Иногда детей нужно «не понимать»

Чтобы ребенок заговорил, нужно создать в нем потребность именно в речи. Маленькие дети привыкли показывать жестами, что они хотят. И родители с радостью выполняют все их пожелания. Но иногда попробуйте «не понять», чего хочет ребенок. Например, он тычет пальчиком на чашку или показывает ртом, что хочет пить. Не давайте ему сразу воду, а спросите: «Что ты хочешь? Скажи — пить!»

как научить ребенка говорить

Начать говорить ребенку сложно, потому что существует некий барьер. Так же, как взрослым тяжело говорить на иностранном языке в чужой стране, нужно побороть языковой барьер. И ребенку проще показать. Так что создавайте ситуации, в которых ребенок должен говорить, чего оно хочет. Существует методика для введения нового слова в обиход ребенка. По этой методике желаемое слово нужно произнести взрослому не меньше 50 раз в день.

Вот хотите, чтобы ребенок начал говорить «дай», просите его сказать это слово. И сами четко повторяйте его несколько раз. Если хотите, чтобы ребенок начал говорить слово, обозначающее предмет, старайтесь как можно чаще «натыкаться» на этот предмет и озвучивать его. Если ребенку удалось произнести слово, обязательно похвалите его, поцелуйте. Пусть он видит, что для вас это очень важно. Искренне радуйтесь успехам вашего чада.

Игры для развития речи у детей

Существует много развивающих игр, играя в которые ребенок быстрее заговорит. Предлагаю ознакомиться с некоторыми такими играми и внедрить их в жизнь.

Шнуровка

Развитие мелкой моторики напрямую связано с отделом мозга, который отвечает за речь. Ребенку нужно давать различные задания на мелкую моторику. Одна из таких игр — шнуровка. В продаже сейчас множество вариантов различных шнуровок. Есть яблоко, в которое заползает «червячок»-иголочка, есть девочки или зверушки, к которым нужно «пришить» одежку и т.д.

Шнуровку можно сделать и дома из подручных средств. Для этого понадобится цветной картон, разноцветные шнурки, дырокол. Сделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите ребенку, как можно протянуть шнурки в дырочку. Сначала можно сделать всего пару отверстий, а постепенно усложнить задание и сделать дыры в виде какого-либо простого рисунка. Помогите малышу вышить шнурками эту картину. Ребенку очень понравится, что он сам смог сделать такую красоту.

как научить ребенка говорить

Также играйте в другие игры, где нужно делать мелкую работу пальчиками. Например, пока вы готовите обед, смешайте в миске белую и красную фасоль. Пусть малыш займется сортировкой. Также можно в миске с крупой спрятать мелкие игрушки, а ребенок должен их найти. Находит игрушку, а вы спрашивайте: что это? Если ребенок не может ответить, проговорите сами, а затем попросите повторить ребенка.

Во время купания дайте ребенку две чашечки, пусть он переливает воду.

Также очень хорошее занятие — нанизывание бусин. Для совсем малышей это могут быть крупные детали, с большими отверстиями. В два года можно уже давать мелкие бусинки нанизывать на леску. Только нужно присматривать, чтобы ребенок не тянул в рот и в нос мелкие детали.

У ребенка должны быть развивающие игрушки: сортеры, конструкторы, пирамидки, кубики, пазлы.

Зарядка для язычка

Вы же делаете зарядку с детьми? Язычок тоже нуждается в разминке. Артикуляционная гимнастика подготовит ребенка к речевым навыкам. Занятия у логопеда всегда начинаются с разминки языка. Существует много различных упражнений, но не все они предназначены для детей до 3 лет. С малышами можно выполнять простую зарядку под это стихотворение:

  • Язычок гулять собрался. (Откройте рот, покажите язык).
  • Он умылся, (проведите кончиком языка по верхним зубам)
  • Причесался, (несколько раз высунуть язык между зубами и спрятать его)
  • На прохожих оглянулся (облизнитесь)
  • Вправо, влево повернулся, (поверните язык вправо, затем влево)
  • Вниз упал, наверх поднялся, (опустите язык, потом поднимите)
  • Раз — и в ротик спрятался! (спрячьте язык)

Сначала вы проговариваете первую строчку и показываете, что делает язычок. Ребенок за вами повторяет. И так далее выполняете всю зарядку. Дети очень любят обезьянничать. Вы весело и с пользой проведете время. Такие стихотворные разминки всегда актуальны. Хоть для обычной гимнастики, хоть для артикуляционной.

Имитация звуков животных и предметов

Обычно одни из первых слов детей — это имитация звуков животных. Если ваш малыш еще не говорит ничего, то эта игра будет очень кстати. Распечатайте разные картинки или просто возьмите книгу с крупными рисунками. Показывайте ребенку, например, корову и спрашивайте: «Как говорит корова?». Сами сразу же не отвечайте, не гасите у ребенка желание заговорить, дайте ему подумать. Если ребенок все же сам затрудняется ответить, скажите «му-у-у». А он повторит по возможности.

Когда говорите ребенку, смотрите ему в глаза. Он должен видеть, КАК вы говорите.

как научить ребенка говорить

Таким образом показывать можно не только животных, но и различные предметы. Например, как звучит барабан? Или какой звук издает машина, муха, как капает вода? Звукоподражание — это важный этап в формировании речи.

Картины из кусочков бумаги

Как я уже говорила, нужно развивать мелкую моторику пальцев. Один из вариантов — учить ребенка рвать бумагу на мелкие кусочки. Чтобы процесс был еще более интересным, нарисуйте на белом листе простую картинку (домик, дерево, солнце, собачку и т.д.). Цветной бумагой нужно будет «раскрасить» этот рисунок. То есть нарвите на маленькие кусочки желтую бумагу и приклейте к солнышку, голубые кусочки — к облачку и т.д. Для малышей лучше купите клей-карандаш, им удобней пользоваться — намазал картинку на белом листе и прикрепляй мелкие цветные бумажки к ней.

как научить ребенка говорить

Если ребенок маленький и у него не получается порвать бумагу на мелкие кусочки, покажите, как нужно держать лист, какими движениями отрывать. Приклеивание мелких деталей тоже требует определенных навыков, нужно взять пальчиком эту маленькую бумажечку, приклеить на нужное место. Дети такие аппликации очень любят, это увлекательный творческий процесс и еще один повод пообщаться с мамой, а также выучить новые цвета.

Лепка, рисование

Тут и так все понятно. Рисование помогает ребенку учиться координировать свои движения. Научите ребенка правильно держать в руке карандаш, в 2 года ребенок уже может это делать. Купите ребенку трафареты для рисования, так он быстрее познакомится с различными формами, животными и т.д. Тем более, что рисование по контуру — очень хорошее развивающее занятие.

Для малышей купите мягкий пластилин, из которого очень легко слепить любую фигурку. Научите ребенка катать шарик, колбаску, лепить кубик. А из этих деталек уже можно вылепить человечка или зверушку.

как научить ребенка говорить

Лепить в песке куличики любят все ребятишки. И нужно это делать обязательно. В зимнее время можете купить кинетический песок для дома. Из него легко слепить любые фигурки с помощью формочек. Этот песок может быть цветным и он приятный на ощупь.

Пальчиковая гимнастика

Самая простая зарядка для пальчиков — знаменитая «Сорока-ворона», которая кашу варила и деток кормила. Также можно использовать другие стихи, выполняя пальчиками различные движения. Ребенок смотрит на вас и пробует повторить. Если у него не получается сложить пальцы нужным образом, помогите ему.

как научить ребенка говорить

как научить ребенка говорить

как научить ребенка говорить

Фотоальбом

Распечатайте несколько фотографий ребенка в разные моменты его жизни: как он есть, как он спит, как играет, как гуляет. Также можно в этот альбом включить фотографии мамы и папы за каким-нибудь занятием. Рассматривайте эти фотографии и комментируйте: Аня ест, Аня играет, мама чистит зубы, папа читает книгу и т.д. Когда ребенок научится говорить о своих близких людях, ему легче будет перейти на рассказ о действиях других людей (тетя держит собачку, дядя бежит).

Игра «Луч света»

Эта игра научит ребенка подражать звукам животных и выучить их названия. Найдите несколько фигурок животных и расставьте их в комнате вечером. Позовите ребенка и скажите, что потерялись наши зверушки, их нужно найти. Выключите свет и скажите: теперь стало темно, нам нужен фонарик. Возьмите фонарик и ищите с его помощью «потерянных» животных. Когда луч света наткнется на какое-то животное, спросите — кого это мы нашли (овца ме-ме). И так ищите всех животных. Дети любят игры в темноте с фонариками. А в хорошем настроении и учиться легче.

как научить ребенка говорить

Играйте со своими детьми, общайтесь, читайте книги, рассказывайте об окружающем мире. Не думайте, что ребенок еще маленький и ничего не понимает. Он накапливает информацию и запоминает. Если статья была интересна, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. И пишите в комментариях, как вы развиваете своих детей. Также читайте статью: «Как научить ребенка читать«, чуть позже эти знания пригодятся.

Как научить ребенка говорить: упражнения и методики

Один из самых необходимых навыков, которые кроха должен приобрести в свои первые 2 года жизни – это научиться правильно, разговаривать и передавать мысли на словах. От этого зависит, сумеет ли он найти общий язык с окружающими.

Вы не знаете, как заставить или научить ребенка говорить без особых трудностей? Тогда вам следует прочитать данную статью.

как научить ребенка разговаривать

как научить ребенка разговаривать

Содержание статьи:

Как научить ребенка разговаривать

Каждому родителю хочется, чтобы их чадо как можно скорее начало говорить. Но все дети разные, и сам процесс говорения у них начинается по-разному. Поэтому они задумываются о том, как научить ребенка говорить и помочь ему справиться со сложностями выговаривания звуков и слогов.

Стадии

Чтобы правильно подготовить малыша к взрослой жизни и научить его выражать словесно свои мысли необходимо многое узнать.

Процесс освоения речевых знаков проходит в несколько стадий:

  • Первые звуки кроха начинает издавать в возрасте 2-3 месяцев, может даже различать голоса. Остальное для него – как приятная мелодия.
  • В 7-9 месяцев малыш старается произнести короткие слова, состоящих из слогов – «па-па», «ма-ма», «дай-дай», подключаются эмоции.
  • В годовалом возрасте у маленького говоруна появляется осмысленная речь, его словарный запас составляет несколько несложных слов.
  • После года пополняется словарный запас до 50-70 слов.
  • В 2 года малыш пользуется более развернутыми фразами, использует 120-300 слов.
  • На третьем году жизни происходит увеличение словарного запаса (до 800 слов). Здесь необходимо помочь развить артикуляцию (в этот период он склонен сложные звуки заменять на простые «шарик- саик»).

Как научить ребенка разговаривать, какие существуют эффективные упражнения и методики для развития речи карапуза? Многие и другие вопросы очень интересуют родителей, поэтому к этой теме необходимо подойти серьезно и с ответственностью.

Вам может быть интересно: Что такое моббинг и как с ним бороться

Методики

как научить ребенка говорить в 2 года

как научить ребенка говорить в 2 годаРодителям важно знать, как научить ребенка разговаривать, используя эффективные методики для того, чтобы процесс обучения был интересным и не утомлял карапуза.

Для того, чтобы развивать логическое мышление и воображение, нужно использовать игры для всестороннего развития. Усвоение новых знаний происходит лучше всего во время игр, с применением фигур разной геометрической формы, головоломок, оригами.

Развить интеллектуальные способности поможет мелкая моторика рук с использованием гимнастики пальцев. Применяя эту систему развития, у чада формируется связь – мышление с действием.

Как научить ребенка говорить в 2 года

Разговорная речь активно развивается у детей, начиная с двухлетнего возраста. Родители часто задаются вопросом, как научить ребенка говорить?

как научить ребенка говорить

как научить ребенка говорить

Существует несколько методик, как научить ребенка разговаривать в 2 года:

  • Говорить с чадом много и везде.
  • Знакомить ребенка с окружающими звуками.
  • Давать малышу играть с мелкими предметами: бобами, фасолью, бусинами, песком.
  • Чтение сказок, рассказов, стихов, совместное пение песен.
  • Побуждать ребенка назвать предмет, который он просит и мычит, но не называет.
  • Поощрять общение крохи с другими детьми.

Мелкие детали очень важны, даже если вам кажется это не так. Книги, яркие картинки и громкие звуки, а также многое другое формируют художественные вкусы. Если малыш научится выражать эмоции в творчестве, то словесно для него не будет проблемой.

Логопедические упражнения для развития речи

Как научить ребенка говорить в 2 года – этот вопрос тщательно изучается медиками. Если малышу почти 3 года, а он все еще молчит, или, наоборот, говорит много, но ничего не понятно, необходимо помочь ему справиться со сложностями звукопроизношения.

Логопедические упражнения помогут понять, как быстро научить ребенка разговаривать.

В возрасте 2-4 лет детям сложно удерживать внимание на учебной деятельности, поэтому обучение нужно проводить в игровой форме. Особое внимание отводится подготовительным упражнениям и артикуляционной гимнастике.

Подготовительные упражнения

Мамы молчунов ищут дельные советы, как научить ребенка разговаривать.

Перед тем, как приступить к постановке определенного звука, необходимо подготовить и нормализовать:

  • Мышечный тонус.
  • Моторику артикуляционного аппарата.
  • Речевой выдох, выработку плавного и длительного выдоха.
  • Мелкую моторику рук.

Даже такие детали детского организма сильно влияют на произношение и на высказывание первых слогов и слов. Если вы сами не можете помочь малышу, обратитесь за помощью к логопеду.

Артикуляционная гимнастика

Цель артикуляционной гимнастики заключается в выработке полноценных движений, определенных положений, а также развитии мышц органов артикуляционного аппарата.

logoped1

logoped1

Чтобы поставить правильное произношение звуков, нужно придерживаться правил проведения упражнений:

  • Ежедневные занятия.
  • Лучше выполнять перед зеркалом.
  • Не выполнять больше 3-4 упражнений за один раз.
  • Ребенок последовательно повторяет за взрослым.

Эти простые советы помогут заботливым папе и маме узнать, как научить ребенка говорить в домашних условиях.

Как научить ребенка говорить букву Р: логопедические упражнения

как научить ребенка произносить звук р

как научить ребенка произносить звук р

Многих родителей интересует вопрос, как научить ребенка говорить букву «р». Для успешного развития и усвоения техники постановки, необходимо следовать следующим правилам:

  • Постепенность.
  • Заинтересованность ребенка.
  • Регулярность занятий.

Выполняя их, вы добьетесь кардинальных изменений, и ваш малыш начнет делать первые шаги в произношении. Но этого не достаточно, так как данная буква очень непроста и выговорить ее, не так-то и просто.

Эффективные логопедические упражнения на звук «р» , которые принесут желаемый результат:

  • Вначале звук «р» нужно выговаривать отдельно (порычать).
  • Тренировка правильной постановки звука «р» слогах и простых словах.
  • Автоматизация произношения с помощью скороговорок, стихов и в бытовой речи.

Чтобы такая простая методика помогла, ее следует выполнять ежедневно, но если малыш отказывается, то заставлять не нужно.

Как научить ребенка говорить букву Ш

логопедические упражнения на букву ш

логопедические упражнения на букву шСлучаи, когда малыш плохо, а то и вовсе не выговаривает некоторые буквы алфавита, являются очень распространенными. Мамочки беспокоятся о том, как научить ребенка правильно говорить (шипящие) сложные для него звуки. Не стоит сильно волноваться из-за шепелявости малыша, так как правильное произношение вырабатывается у него к 5-6 годам.

Как научить ребенка говорить букву «Ш» без помощи специалистов, мы сейчас обсудим. Перед тем, как приступить к постановке буквы «Ш», нужно сделать артикуляционную гимнастику. Применяется разминка для губ (трубочка, улыбка) и языка («язычок-чашечка», цоканье).

Логопеды советуют сначала выработать произношение отдельного звука. Следует попросить малыша произносить «тс-с-с», спрятав язык за зубами.

Когда изолированный звук «Ш» закреплен, можно подбирать несложные слова з буквой «Ш», скороговорки, потешки, стишки.

Как научить ребенка говорить букву Л

О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.

Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:

  • Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
  • Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
  • Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.

Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.

Игры и Скороговорки для развития речи

Развитие речи детей в игре дает родителям дополнительную эмоциональную связь, формирует доверительные и дружеские отношения. А самая веселая игра – совместное разучивание скороговорок.

Игра для язычка поможет малышу усвоить произношения сложных для него звучаний. Маме нужно вместе с ним произносить выделенные звуки.

Коровка пасется на лугу – «Му-му-му»

Жучок жужжит – «Ж-ж-ж»

Ветер дует – «Ф-ф-ф»

Кузнечик стрекочет – «Т-р-р-р», «Т-ц-с-с».

Игра «Добавь слово» состоит в том, чтобы к словосочетанию каждый раз добавлять одно слово, при этом повторять получившуюся фразу полностью.

Скороговорки развивают речь малыша с помощью повторения и перестановки, определенных одних и тех же звуков и слогов будут отличным дополнением к детским занятиям.

На дворе трава, на траве дрова.

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком.

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Когда начинать учить ребенка разговаривать (Возраст)

в каком возрасте учить ребенка говорить

в каком возрасте учить ребенка говорить

Родителям важно помнить, что силой ничего не добиться, если ваш кроха не хочет что-то выговаривать, заставлять не надо. Всему свое время, но присматривать все же лишним не будет.

Процесс развития речи можно разбить на 4 этапа:

  • От рождения до 6 месяцев (важно говорить с малышо

Как научить ребенка говорить? | Азбука воспитания

Существует несколько правил, которые помогут научить детей правильно выговаривать звуки и строить свою речь. Данные пункты сослужат хорошую службу не только детям с заторможенным развитием речи, но и успевающим. Итак, как научить ребенка говорить?

Мама имеет огромную роль в развитии малыша во всех отношениях. Она обеспечивает своему малышу полноценное развитие. При постоянном разговоре с мамой малютка должен видеть артикуляцию, слышать правильный выговор.

Не нужно разговаривать с малышом на какие-то философские темы или обсуждать наболевшие проблемы, чтобы обеспечить ему постоянный диалог. Достаточно просо комментировать все свои действия. Благодаря этому малыш сможет соотносить действие со звуковым его значением.

Не следует разговаривать с малышом на ходу, бросать слова через плечо. Когда ребенок видит артикуляцию мамы при выговоре слов, движения губ, мимику и жесты, то он быстрее сообразит, о чем идет речь. Общий образ говорения закрепится в его памяти. Малыш будет пробовать восстановить образ, складывая губы, как мама, при разговоре.

Ближе ко второму году жизни малютки не стоит общаться с ним, сюсюкая и умиляясь. Ребенок должен слышать нормальный тембр вашего голоса. Разговаривайте с малышом нормально, четко выговаривая звуки. Новые или сложные слова старайтесь произносить немного громче и более четко, чтобы ребенок смог без труда понять вашу речь. При этом смотрите ему в лицо, демонстрируя свою артикуляцию.

Заменять сложные слова простыми не нужно. Не стоит также создавать собирательные образы, называя, например, все головные уборы шапками. Ребенок должен знать, что кепка – это кепка. А косынка – косынка.

Не нужно опускать в своей речи глаголы. Чаще всего мамы игнорируют глаголы, когда комментируют определенную ситуацию. Например, увидев собаку на улице, обычно говорят «собачка». Накапливая в своей памяти лишь существительные и прилагательные, ребенок будет иметь трудности с выражением своих желаний. Например, вместо «хочу шарик» будет говорить лишь «шарик». Родителям в такой ситуации трудно понять купить малышу шарик, видит ли он шарик или просто вспомнил картинку из книжки.

Разговаривая с малышом, не стоит использовать в своей речи огромные сложносочиненные предложения. Ребенку трудно охватить сразу все слова, поэтому речь взрослого для него непонятна. Достаточно сказать: «Машина едет» или «Собачка бежит».

Стоит обращать внимание на признаки различных предметов. Ребенок будет накапливать характеристики, благодаря чему его словарный запас будет расширяться.

Хорошо в своей речи противопоставлять предметы. Например, кошечка бегает, а птичка летает или ночка темна, а день светлый.

Восприятие речи на слух также благотворно влияет. Художественная литература для детей представлена обширнейшим ассортиментом сказок, стишков, историй, песенок и многими другими произведениями. Читайте малышу не только перед сном, но и днем, удобно устроившись на диване. Есть также специализированная литература для детей с неправильным развитием речи. Логопед посоветует вам несколько изданий. Такие книги содержат не только сюжетные истории, но также различные упражнения для развития артикуляции. Художественная литература изобилует красочными эпитетами и красивыми выражениями, которые будут накапливаться в памяти ребенка. Позже малышу будет проще подобрать нужное слово, чтобы выразить свои чувства, ощущения или потребности.

Придумывайте различные игры со словами, звуками или слогами. Для этого не нужно специально уделять время. Играть можно, например, на прогулке или в общественном транспорте. Заключается такое обучающее развлечение в том, что мама или папа говорит малышу: «Ла-ла-ла», на что последний должен ответить: «Ти-тит-ти». Что говорить выбирает каждый сам. Правда, надолго малыша не займешь такой гимнастикой, но 5-10 минут вполне достаточно, чтобы попрактиковать речевые навыки. Словами можно играть с двухлетними детьми. Например, называя характеристику предмета, малыш должен ответить, о чем идет речь. Вы: «Зеленое», ребенок: «Дерево».

Мелкая моторика очень важна в развитии правильной речи. Специалисты даже называют наши руки «вторым органом речи». Хорошо развивает движения ручек пластилин, соленое тесто, различные резиновые, пластмассовые, пупырчатые, мягкие игрушки. Можно сшить небольшие мешочки из хлопчатобумажной ткани и насыпать туда крупы, макароны, песок и другое. Такой нехитрый и очень экономичный способ поможет не только занять маленького шалуна, но и поспособствует развитию мелкой моторики.

На развитие речи ребенка влияет множество факторов. Например, ели у вас двуязычная семья, то не стоит паниковать, если двухлетний малыш еще не начал еще «нормально» говорить. У таких детей смешение родительских языков несколько тормозит развитие. Как научить ребенка правильно говорить в этом случае? Достаточно выбрать один язык и придерживаться вышеописанных правил.

Источник: http://www.glamius.ru/

как научить ребенка правильно говорить

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка  максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. — 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте.  Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

 

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Как научить ребенка говорить: лучшая методика

Как научить ребенка говорить: простая методика для любящих родителей

Родители всегда с нетерпением ждут первых слов своего крохи. Но проходит первый год жизни вашего чада, а затем и второй, а его словарный запас почти не меняется. Тогда родители начинают думать, как научить ребенка говорить. На самом деле интересоваться этим вопросом нужно уже в первые месяцы жизни малыша.

Развитие речи ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие ребенка состоит из нескольких стадий, знание которых поможет избежать проблем и вовремя обратится к специалисту. Дети не развиваются одинаково, но если отставание в речи превышает один возрастной период, необходима консультация логопеда. Но прежде чем думать о том, как научить ребенка говорить рано, стоит ознакомиться с особенностями развития речи детей в первые 3 года жизни.

Первый год

Уже в первые месяцы новорожденный способен освоить ряд звуков и звуковых групп. Малыш издает звуки, реагируя на обращение взрослых. Тот же крик ребенка представляет собой сочетание гласных а, у, о, я. В тоже время звуки, которые издает ребенок, отличаются от взрослой речи, они как будто уходят в нос.

Примерно в 1,5 месяца начинается период так называемого гуления. Малыш начинает произносить отдельные согласные звуки к, г, х, сочетая их с гласными. В результате получается гу, агу и т.д. Очень хорошо, если гуление возникает при общении с взрослыми, ведь это указывает на смену рефлекторных звуков коммуникативными. Кроме того, при гулении проходит развитие интонационной системы языка.

В 6 месяцев начинается лепет. Этот этап характеризуется произношением слогов: ба, па, ма… Данная стадия длится до 11 месяцев. Сначала слоги достаточно простые, но со временем они превращаются в длинные цепочки, которые являются прообразами слов. Также к первому году ребенок может научиться произносить несколько простых слов и понимать некоторые короткие предложения. Нужны ли для этого специальные методики? Как научить ребенка говорить без логопеда? Об этом вы узнаете ниже.

Второй год

В начале года заметно, что ребенок все больше понимает взрослую речь. Кроме того, малыш чаще повторяет слова за другими и внимательно слушает, если к нему обращаются. Также он может отвечать на своем языке. Могут появиться и первые словосочетания. Но явных признаков развития речи не стоит ждать ранее 2 лет. Отметим, что в описанный период работа над речью интересна для малыша не меньше, чем двигательная активность.

Третий год

Именно в 3 года проявляется заметный прогресс в развитии речи. В разговоре появляются целые предложения. Малыш начинает задавать вопросы «когда?» и «почему?», использовать множественное и единственное число, разные части речи. Как научить ребенка говорить в 3 года? В это время ребенку полезно слушать чтение, петь песни и много общаться с взрослыми. Дальнейшее развитие речи оценивается по умению отвечать на вопросы, строить логические цепочки, проявлять инициативу в разговоре.

Первые упражнения

Как научить ребенка говорить? Через органы восприятия ребенок получает информацию об окружающем мире. Именно она и мотивирует малыша говорить. В связи с этим работа над речью начинается с развития слухового, зрительного и тактильного анализаторов. Поэтому перед тем как научить ребенка говорить звуки, подумайте о том, чтобы уже с первых дней взгляд новорожденного был устремлен на красивые разноцветные предметы. Также помогут погремушки и игрушки с различной структурой.

Но главным ключом к успеху является эмоционально-речевое общение ребенка с родителями.

Именно это поможет малышу развить умение воспринимать общение и делится своими эмоциями. Также важно проговаривать звуки, которые ребенок уже знает. После 3-х месяцев стоит подключить гимнастику кистей рук и пальцев. Логопеды утверждают, что рука — это 2-й орган речи. Массируйте пальчики крохи, одновременно напевая или рассказывая стишок. Мелкую моторику хорошо развивать при помощи простых игр. Например, в кастрюлю с мукой можно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти.

Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов. Прогрессу также способствует и подражание звукам животных. Помимо этого, нужно привлекать внимание малыша к окружающим звукам, обозначая их речевыми высказываниями. Не менее важно многократное повторение слов, слогов и постоянное побуждение ребенка к диалогу.


Как научить ребенка говорить слова?

Ребенок может произносить первые слова ближе к 11 месяцам. До года малыш вполне может овладеть набором из 10 слов. Сюда входят не только правильно произносимые слова, но и звукоподражания. При этом малыш продолжает использовать цепочки из слогов или лепет.

В названный период стоит подумать о том, как научить ребенка говорить мама. Но помните, что первым ребенок произнесет то слово, которое будет слышать чаще. Чтобы обучить ребенка достаточно постоянно комментировать действия матери. Побуждайте малыша произносить новое слово. Маленьких детей увлекает повторение слогов. Помните об этом, если хотите знать, как научить ребенка говорить папа.

Не упускайте возможность поиграть со звуками, слогами и словами, тренируясь в четкости произношения. Стоит помнить об игре «Что это?». Показывайте малышу предметы, спрашивая и отвечая на вопрос «что это?».

Когда знакомите ребенка с новыми словами, смотрите ему прямо в лицо, чтобы он видел артикуляцию. При этом звуки надо выговаривать четче и громче обычного. Также не стоит заменять сложные слова простыми. Если на картинке нарисован осьминог, то так и говорите. Называйте вещи своими именами, и тогда позднее ребенку будет легче их различать.

Часто, комментируя что-либо, родители используют только наименования предметов. Но глаголы стоят не меньшего внимания. Ребенку, который знает глаголы, намного легче учится строить предложения. Не менее важно накапливать признаки предметов. Кроме того, используйте противопоставления. Так, вы не только обогатите словарь ребенка, но предоставите ему возможность систематизации.

Как научить ребенка говорить предложениями?

Связная речь формируется у детей к 3-м годам. Начиная с рождения, ребенку нужно читать художественную литературу. В быту используются простейшие слова, а писатели всегда стараются разнообразить произведения красочными эпитетами. С детьми постарше обязательно обсуждайте иллюстрации. Хотя сначала лучше всего говорить с ребенком простыми предложениями: солнце светит, машина мчится и др. Старайтесь не реагировать на тычущий палец или протянутую руку, наоборот, поощряйте ребенка сказать «дай». Постепенно стоит усложнять вариант: «Скажи, мама, дай мяч».

Поощрять малыша к изменению окончаний в словах и составлению их в предложению нужно на 3-м году жизни. Как научить ребенка говорить в 2 года? К примеру, когда малыш что- либо делает, просите его охарактеризовать свои действия. При этом стоит использовать пальчиковые игры, которые напрямую влияют на речь.


Как научить ребенка грамотно говорить: 3 секрета

Грамотность нужна как для правильного произношения слов, так и для построения самых простых предложений. Работать над ней нужно начинать уже в раннем возрасте. В этом вам помогут 3 простых совета.

  • Занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Подобными упражнениями стоит заниматься даже с младенцами. Показывайте своему чаду движения губ, языка, щек. Для детей постарше существуют специальные игры. К примеру, попросите ребенка облизать миску, как это делает кошка или поиграть в паровозик (складываем губы в трубочку и гудим). Такими упражнениями необходимо заниматься еще до того, как научить ребенка говорить четко.
  • Внимательно слушайте. Активное слушание поможет вовремя поправить неправильно произнесенное слово, объяснить его значение, указать на неправильный порядок слов в предложении или скорость речи. Важно при этом правильно использовать уточняющие вопросы. Что бы не говорил ребенок, проявляйте эмоции, удивляйтесь, поражайтесь, переспрашивайте.
  • Общайтесь и читайте вслух. Слушая родителя, малыш быстрее запоминает новые слова. Так он формирует багаж богатой и грамотной речи. Общаясь с маленьким ребенком, комментируйте свои действия, следя за грамотностью собственной речи. Кроме того, можно пользоваться аудиодисками со сказками, потешками и песенками.

Как научить ребенка говорить буквы л, ш, ж, р?

Маленькие дети часто заменяют букву «л» звуком «в». Как правило, это связано с нарушением воздушных потоков и недостаточной подвижностью языка. Исправить названную проблему помогает упражнение «Лошадка», которое представляет собой цоканье языком. Над воздушными потоками работают при помощи выдувания воздушных струй.

Чтобы ребенок научился произносить букву «ш», нужно помочь ему освоить движение «чашечка»— прикладывание языка к нижней губе сочетающие

Как научить ребенка говорить | 8 упражнений

В последнее время все более актуальным становится вопрос о задержке речевого развития. Вроде бы все мы живем в комфортных бытовых условиях, а дети начинают говорить все позже и позже. В самых лучших случаях первые полноценные слова у ребенка появляются ближе к двум годам. Логопеды бьют тревогу и констатируют, что нормально говорящих детей в младших группах детских садов становится все меньше и меньше. Из-за чего так происходит? Давайте разберемся.

Как научить ребенка говорить в 1 год

Еще лет пятьдесят назад, когда у людей не было такого бытового комфорта и изобилия, как сегодня, у большинства деток уже в год появлялась речь. Не лепет! А именно умение по-своему, по-детски произнести простую фразу и ярко выраженная потребность что-то сказать. Сейчас же многие дети и в три года толком-то не разговаривают!

Это происходит потому, что в наше время современных технологий и инноваций все взрослые сидят, уткнувшись в телевизор, компьютер и особенно телефон. А малыш, заваленный игрушками, предоставлен самому себе. Родители сами молчат и порой даже не общаются друг с другом — каждый занят своими проблемами. Ребенок вроде бы и что-то делает, и главное — никому не мешает. От него не требуют никакой речевой активности, не побуждают к разговору. Родителей даже устраивает молчащий ребенок, и у малыша не возникает потребности заговорить.

Здесь и родителей винить-то сложно — устав от работы и бешенного ритма современной жизни, они порой попросту не имеют сил пошевелиться и лишний раз открыть рот. Вот и вытекает из всего этого первопричина — отсутствие обычного человеческого общения.

Об этом же рассказывается и в следующем видео. Смотрите:

Конечно же, помимо социальной есть и другие причины для задержки речевого развития у детей, но в этих случаях работа по запуску речи уже ведется в несколько другом русле — с применением медикаментозной терапии, специальных методик и помощи профессионалов.

О том, как помочь малышу заговорить мы сегодня узнаем у логопеда Салахиевой Лилии:

«Прежде всего, сразу оговорюсь, что все нижеизложенные методы и советы по «разбалтыванию молчунов» предназначены для деток с нормальным слухом, с отсутствием неврологических проблем и без нарушений в строении речевого аппарата.

Итак:

  1. Первое и самое важное — выключите компьютер, планшет, телефон и телевизор. Ученые установили, что гаджеты и тв негативно влияют на формирование речи ребенка. И даже специальные обучающие программы и приложения! Для того, чтобы речь ребенка хорошо развивалась, ему необходимо слышать ее — правильную, чистую и четкую.
  2. Ежедневно делайте артикуляционную зарядку для языка, щек и губ (лучше всего выполнять ее с утра, после завтрака, обязательно в игровой форме и перед зеркалом!). Если Ваш малыш еще совсем маленький, то проводите ее по подражанию — попросите высунуть язычок, поцеловать, показать как едет машина и все это вслед за Вами!

Как научить ребенка правильно говорить

С детками более старшего возраста можно выполнять следующие упражнения:

«Улыбка» («Заборчик»)

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.

«Трубочка» («Хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.

«Домик открывается»

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5 — 10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно за зубами.
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик.

«Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.
Любопытный язычок
Выглянул в оконце:
Может кончился уж дождь
И выглянуло солнце.

«Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6:
«качели».
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз.

Также очень полезны упражнения на развитие речевого дыхания. Они довольно просты — надувайте шарики, мыльные пузыри, сдувайте лепестки с одуванчиков, задувайте свечки и т.д.

  1. Введите чтение в ежедневную практику. Детишки любят рассматривать яркие картинки. Показывайте их и читайте ребенку как можно чаще. Новые слова и постоянно слышимая речь расширяют словарный запас малыша и научат его правильно говорить.
  2. Постарайтесь «не понимать» язык жестов ребенка. Если он прости что-то или изъясняется жестами, сделайте вид, что не понимаете его. Конечно, не стоит доводить ребенка до слез и истерики, полностью отказавшись с ним от общения. Войдите с малышом в диалог, задавайте ему наводящие вопросы и таким образом он будет стараться Вам объяснить, чего же он хочет. Помните, угадывая каждое желание ребенка, мы не вырабатываем у него стимула к коммуникации. Многие детки просто начинают «лениться» разговаривать.
  3. Ни в коем случае не упрощайте свою речь! Понятно, что малыш на этапе становления его речи выражается не очень понятно и иногда коверкает слова. Но не повторяйте за ним, как бы это не было «умильно». Помните, Ваша речь для ребенка — образец и он будет ориентироваться на Вас!
  4. Уберите соску! Если у малыша во рту 24 часа в сутки находится соска, то ни о каком развитии речи можно уже не говорить.
  5. Не вынуждайте малыша говорить, не заставляйте категорично и тем более не наказывайте за молчание! Такой метод воспитания может еще больше усугубить положение, ребенок замкнется в себе и у него сформируется так называемый «речевой негативизм».
  6. Сейчас очень многие специалисты спорят о том, полезно ли развивать мелкую моторику рук и связано ли вообще ее развитие с речью ребенка. Не могу однозначно ответить на этот вопрос, так как на моей памяти были разные дети, но что я точно могу посоветовать — это ежедневный массаж ручек малыша. Дело в том, что массируя акупунктурные точки ручек и ладошек малыша (Вы, наверное, все знаете, сколько там находится нервных окончаний?), мы подготавливаем почву для лучшего развития речи, памяти и интеллекта.

Как побудить ребенка говорить

А вот и сами упражнения:

  1. Берем карандаш с ребристыми краями. Показываем ребенку на своем примере как можно катать карандаш между прямыми ладошками. Если у малыша не получается удерживать карандаш, то катаем его по ровной поверхности.
  2. Резиновая груша. Учим малыша сжимать и разжимать грушу и получать струю воздуха. Акцентируем на этом внимание, сдувая ватку или купаясь в ванне, получаем струйку воды.
  3. Мнем бумагу. Учим малыша сминать ненужную бумагу. А потом с комочками можно поиграть в снежки
  4. Сматываем и разматываем клубочки с пряжей. Можно начинать с наматывания ниток на какой-либо предмет (палочку или картонку).
  5. Режем детскими ножницами бумагу или ткань. В игровой форме просим сделать малыша платье куколке. Можно также начертить по середине листа бумаги вертикальную линию и по ней дать нарезать малышу. Во время выполнения проговариваем: «Ножницы делают чик — чик». Выполняем только под присмотром взрослых!
  6. Прячем предмет в ладошку. Берем шарик или мелкую фигурку животного и сжимаем. Проговариваем «Вот идет лиса, сейчас съест колобка, прячь». Если у малыша не получается сделать одной ручкой, то показываем как прятать игрушку, накрывая одну ладошку другой.
  7. Бинтуем ранки у игрушек. Рассказываем малышу историю о том, что мишка или ляля поранились и у них ранка — вава (можно нарисовать цветным фломастером) и нужно ее перебинтовать. Когда ребенок закончит, нужно его обязательно похвалить и сказать, что теперь ранка точно заживет!

Ну и, конечно же, помните, что соблюдая все эти методы, речь у малыша не появится уже на следующий день! Вам необходимо постоянно и кропотливо работать с ребенком и соблюдать все рекомендации, чтобы он правильно и красиво заговорил!

Автор: логопед Салахиева Лилия.

Как научить ребенка говорить: основные методы речевого развития

Речь формируется постепенно. В своем развитии процесс говорения проходит три базовых стадии. Они приходятся на первые годы жизни. От первого месяца и до трех лет. С трех лет до пяти и с пяти до семи. На каждой стадии развиваются отдельные навыки. Важно приложить максимум усилий, чтобы научить подопечного разговаривать правильно. В противном случае будут проблемы с формированием базовых умений.

Как ни странно, в нормальных условиях участие родителей и окружения максимальное. Важно решить три вопроса:

  1. Создание удобных и комфортных условий для речевого развития. Как минимум — постоянно говорить и делать это правильно. Беседовать с самим ребенком и между собой.
  2. Минимизация негативных свойств среды. То есть никаких криков, ругани, сюсюканья и прочего нездорового опыта. В противном случае практически не миновать задержек. Также результатом такого «воспитания» может стать заикание. Встречаются и органические проблемы вроде непроизвольного мочеиспускания.
  3. Использование специальных методик. Они годятся разве что для здоровых случаев. Если имеются подозрения на патологический процесс, нужно обращаться к врачам. Как минимум, к логопеду и/или дефектологу.

Справиться с этими вопросами и научить чадо говорить не так сложно. Что же следует знать родителям, что делать для ускорения процесса?

Общие принципы или как быстро научить ребенка разговаривать

Чтобы стимулировать развитие и научить подопечного говорить, есть смысл придерживаться ряда правил. Они позволят сделать процесс более эффективным. В основном, эти правила касаются детей от 1,5 до 3 лет. Научить годовалого ребенка говорить у вас вряд ли получится. Хотя бывают и такие случаи. Актуальны описанные правила и в поздние годы, вплоть до 7 лет. Что же это за принципы?

  • Не торопитесь

Речевое развитие во многом зависит от индивидуальных особенностей организма, психики. Поэтому не стоит форсировать процесс. Заставить ребенка разговаривать вы не сможете, это пустая трата времени. К тому же очень вредная: при определенных условиях, например, если такие насильственные попытки повторяются, вы получите обратный результат. Разговорная речь не будет развиваться, сформируется психологический блок. С такой ситуацией справиться своими силами уже не получится. Никакого насилия, только настойчивость и упорство. В то же время…

  • Начинать надо с самого появления ребенка на свет

Это не значит, что вам придется силой добиваться первых слов. Ни в коем случае так делать не нужно. Ваша задача — постоянно, каждый день говорить между собой. Хорошо, если в семье есть тот, кто может составить вам компанию. В возрасте с года и до 5 лет дети быстро усваивают то, что воспринимают на слух. Поэтому можно считать беседы вариантом упражнения. Правда, пассивного, основанного не на действии, а на восприятии.

  • Не заставляйте ребенка скучать

Лучше всего, если занятия проходят в форме игры. С одной стороны, такая форма общения исключает давление. С другой — ему самому интересно, что же будет дальше. Ни в коем случае не стоит ругать ребенка. Чем это может обернуться — уже сказано выше. Проводите занятия в игровой форме: используйте игрушки, наглядный материал. Можете проявить артистические способности. Главное, чтобы навыки усваивались легко и непринужденно. Как ни странно, в возрасте до 5 и даже 7 лет такой подход дает наилучшие результаты.

Желательно при планировании занятий следовать определенной системе. Помимо «импровизации» прибегать к наработкам логопедии и дефектологии. Использовать упражнения и их комплексы. Имеет смысл обратиться к специалисту или, по крайней мере, найти такие варианты самостоятельно. Вопрос остается на ваше усмотрение.

Вариант упражнений на запуск речи:

  • Развивайте мелкую моторику рук

Как показывают исследования, участок мозга, ответственный за говорение, также отвечает за нормальную речь, ее полноту, экспрессивность. Также за саму возможность речи. Из этого следует простой вывод. Есть смысл развивать мелкую моторику, тогда и второй, смежный навык сформируется быстрее. Это просто и интересно для самого подопечного.

В ход идут конструкторы, краски, карандаши. Конструировать, рисовать и пр. Вот основные способы. При этом кора головного мозга формируется до 20-22 лет. Потому такие же правила касаются детей старшего возраста.

  • Читайте книги

Не оставляйте детей один на один с собой. Это плохо сказывается на речевой функции. Читайте увлекательные книги. Подбирать варианты нужно по возрасту. Для подопечных младшего возраста до 1 года подойдут народные сказки. Дальше — больше. Можно брать сказки народов мира, более длинные произведения, но так, чтобы подопечный не утомлялся. Иначе результата не будет. Не старайтесь таким образом разговорить годовалого малыша. Но знайте, что процесс идет, просто пока активного говорения нет. Мозг при этом активно формирует нейронные связи. Наберитесь терпения.

Пение помогает развиваться лобной и височной долям головного мозга. Обе они ответственны за процесс речи. Ее экспрессии, богатства словарного запаса. Также за слух, в том числе музыкальный. Имеет смысл развивать навыки пения. Не обязательно быть профессионалом, чтобы следовать этому принципу.

  • Не сюсюкайтесь

Ошибки или упрощение произношения слов на начальном этапе говорения вполне нормально. Но вам уподобляться детям нельзя ни в коем случае. Человек теряет ощущение, как правильно произносить то или иное слово. А то и вообще не приобретает, если сюсюканье практикуется систематически. Подопечного можно научить разговаривать, только если вы сами говорите правильно. Иначе возникнут дефекты и плохие привычки. Без помощи логопеда-дефектолога их не устранить.

Придерживаясь базовых принципов, вы заложите прочный фундамент. Хотя внешне вряд ли заметите большие отличия.

Устраняем основные помехи

Мало делать упражнения. Важно, чтобы ничего не мешало нормальному развитию речи. Поэтому необходимо устранить возможные проблемы. Помехи, которые мешают ребенку научиться говорить. О чем идет речь.

Отсутствие коммуникации

То есть ситуация, при которой с подопечным никто не разговаривает. Также это можно назвать гипоопекой, недостаточной опекой. Как было сказано выше, речевые центры и навыки вербального общения формируются только при достаточной активности родителей и окружения. Речь — это социально обусловленный, хотя и естественный навык. Педагогическая запущенность приводит к тому, что ребенок не говорит ни в 1 год, ни в 5 лет. Состояние не меняется и не сдвигается с мертвой точки.

Решение — общаться как можно больше и активнее. Но…

Гиперопека

Также сказывается на процессе отрицательно. В этом случае родитель буквально не дает вставить слова. Да и необходимости такой у чада не возникает. Поскольку все проблемы решаются без вопросов и просьб со стороны подопечного. Решение — не душить любовью, не пытаться сделать из ребенка куклу. Дайте возможность сформироваться навыкам говорения. Ко всему прочему, дети, воспитанные так, испытывают проблемы в будущем. Они часто становятся безвольными, инфантильными и безынициативными. Справиться с этим будет трудно. Придется работать с психотерапевтом.

Двуязычие

Классическая ситуация, если отец и мать принадлежат к разным этносам. Особенно, если в семье все в порядке. В таком случае один родитель пытается научить чадо своему языку, второй — своему. Еще хуже, если в процесс включаются близкие родственники. Бабушки, дедушки, дяди, тети и прочие. Подопечный теряется и не может научиться говорить ни на одном языке. Отсюда серьезные проблемы. Возможно возникновение своего «суржика». Когда чадо пытается смешивать лексические единицы. Получается нечто среднее, но не понятное никому.

Решение. В 2 года, в 3 года и так далее до 5-7 лет учить чадо только одному языку. Всему свое время. Как только базовые навыки сформируются, можно приступить к изучению второго языка. Но никак не вместе. Тем более в раннем возрасте.

Конфликты

Ругань в семье играет огромную отрицательную роль. Конфликты — большой стресс для неокрепшей психики. Возможны различные проблемы: от задержки в формировании навыков до заикания. Также такие дети часто не хотят разговаривать и в поздние годы. Сказывается психологический блок. Справиться с ним сможет только врач. Притом понадобится помощь нескольких специалистов: логопеда, дефектолога, психолога.

Решение. Не конфликтуйте при детях. Если нужно выяснить отношения — делайте это наедине.

Насилие

Не обязательно физическое. Психологическое действует не менее разрушительно, а порой и более. Некоторые родителя так упорны в своем стремлении научить ребенка разговаривать рано, что переходят все границы.

Решение. Оставьте императивные методы воспитания и обучения. Не «я так сказал(а), значит так и будет», а «так надо потому что (объяснение)». В этом случае процесс пойдет куда быстрее. В 1-4 года у подопечного будет достаточный словарный запас.

Чрезмерная настойчивость

Граничащая с насилием. Очень похоже на предыдущую помеху, но смысл несколько иной. Хотя исход почти всегда один — обратный процесс. Молодой человек не сможет нормально общаться, вероятно, уйдет в глухую оборону. Справиться с этим сможет только психолог.

Решение. Не форсируйте, не стремитесь научить быстрее. Наберитесь терпения. Разговаривать предложениями чадо начинает куда позднее. Примерно к 4 годам. Как ни старайтесь, без вреда добиться такого результата не выйдет. Стоит ли портить психику молодого человека ради сиюминутных желаний или собственных амбиций?

Развитие речи ребёнка в зависимости от возраста

Нарушения слуха, тугоухость

Не всегда это нарушение очевидно. Насторожить вас должен тот факт, что ребенок не реагирует на звуковой раздражитель с одной из сторон. Чтобы протестировать слух, используйте погремушку, или же пощелкайте пальцами. Распознать проблему своими силами будет непросто.

Решение. При подозрениях на тугоухость или глухоту обращайтесь к сурдологу. Он проведет серию тестов и определит степень расстройства. Далее нужно специальное лечение. Коррекция. Возможно протезирование в позднем возрасте, по показаниям. Исходя из тяжести случая и причин отклонения.

Нарушения со стороны речевого аппарата

Короткая уздечка языка и прочие проблемы. Устраняются посредством операции. Также помогут специальные упражнения. Это не тот случай, когда можно справиться своими силами. Нужна помощь логопеда. Во вторую очередь – дефектолога. Хирурги работают в ситуации, когда справиться с нарушением можно только оперативным путем.

Статья по теме: Ребенок плохо разговаривает

Задержки в интеллектуальном развитии

Заметны не сразу. Но, как правило, к двум-трем годам все становится ясно. Не всегда подобные отклонения абсолютные. То есть сопровождают чадо на протяжении всей жизни. Куда чаще встречаются расстройства временные. Такие дети к 4-5 годам не только догоняют, но часто и перегоняют сверстников.

Решение. Помогут только специалисты: неврологи, возможно, психиатры, психологи, логопеды, педагоги. Своими силами справиться трудно или невозможно. Задача — следовать рекомендациям докторов.

Резюмируя вышенаписанное, помочь ребенку научиться говорить можно, лишь устранив препятствия, которые мешают развиваться речи. Этим должны заниматься родители. Если проблемы органические — понадобится помощь врачей.

Используем специальные методы

Как ни странно, но методики для обучения двухлетнего ребенка, трехлетнего ребенка и прочих возрастов довольно простые. Ими можно пользоваться в домашних условиях, комбинируя разные способы.

Часто случается так, что лишние предметы мешают начать говорить. Например, соска или бутылочка. Особенно, если подопечному уже исполнилось больше года. Плюс-минус, возможны индивидуальные отклонения в возрасте. Эти предметы исключают из пользования. С этого момента процесс должен идти быстрее в разы. Это не аксиома, смотрите по ситуации. Примечайте реакцию, эффективность манипуляции. В остальном — придерживайтесь базовых принципов и пунктов, которые перечислены ниже.

  • Наглядные пособия, ассоциации

Метод предельно просто. Покажите ребенку предмет, четко и понятно проговорите его название. Желательно несколько раз. Не бойтесь повторяться, поскольку в ранние годы это особенно важно. Постепенно усложняйте задачу. Показывайте предметы, которые трудно выделить в натуре. Например, улицу, вид из окна. Более-менее абстрактные вещи. Чем старше чадо, тем сложнее предметы можно использовать. Начиная с 4-5 лет, процесс приобретает спонтанный характер. То есть сам человек начинает спрашивать, задавать вопросы, а задача родителей подробно отвечать.

  • Как можно меньше скуки

Игровая форма, как уже было сказано, должна быть основной в обучении. Поскольку строгие академические знания усваиваться не будут. Они абстрактны и оторваны от реальности. Как можно меньше скуки, больше наглядного материала.

  • Упражнения для языка

Желательно, чтобы основные рекомендации по комплексу упражнений давал логопед. Поскольку сам родитель рискует сделать хуже, научив неправильно пользоваться речевым аппаратом. Задача — ускорить развитие языка, артикуляционных структур. Примерно с трех-четырех лет можно работать над правильным произношением. Так ваше чадо сможет четко разговаривать. Если проблема говорения сохраняется до 5-6 лет, слова нечеткие, понадобится помощь дефектолога. Не всегда речь идет о сугубо патологическом процессе, возможны варианты.

Пример упражнений артикуляционной гимнастики (проводить её нужно ежедневно, лучше если это будет 3-4 раза в день по 5 минут, при этом не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за одно занятие):

Упражнения для артикуляционной гимнастики 1 блок

Упражнения для артикуляционной гимнастики 2 блок

Упражнения для артикуляционной гимнастики 3 блок

Пение задействует совсем другие области головного мозга. Помимо тех, что используются в момент речи. Поэтому пренебрегать им не стоит. Насколько чисто выходит петь — неважно. Хотя все же стоит стараться интонировать верно. Вместе со слухом развивается и речевой аппарат. Корректируется артикуляция.

Книжки на ночь, как вариант. Крайне рекомендуется читать и в течение дня. Например, перед дневным отдыхом. Особенно эффективно это в первые несколько лет жизни. В этом случае развивается навык активно слушать. Пока еще не речь, но первая ступенька на пути к этому процессу. Также эффективно работает ассоциативный метод. Стимулируйте самостоятельность. При чтении известных произведений, сказок, просите ребенка закончить фразу.

  • Стимулирование речи

Как правило, маленькие дети стараются идти путем наименьшего сопротивления. Объясняются жестами и нечленораздельными звуками. В раннем возрасте это нормально. Но примерно с двух лет дети ленятся. Поощрять это нельзя.

  • Правильная речь

Говорить в присутствии маленького человека нужно четко и правильно. В противном случае вы получите обратный результат. Следите за тем, как и что вы говорите. Используйте богатую лексику, чтобы развивать словарный запас.

Только по ситуации. Если на это есть санкция логопеда.

  • Дозирование информации

Меньше телевизора, интернет-программ. Поскольку часто актеры, блогеры и прочие публичные деятели делают ошибки. Также показывают вымученные эмоции, утрируют их. Ради того, чтобы добиться нужной реакции. Но ваш подопечный вполне может принять такие артистические выходки за чистую монету. Стоит напомнить: дети в первые 10 лет жизни впитывают информацию с огромной скоростью. Особенно хорошо усваиваются негативные паттерны. Будьте внимательны, думайте, что и когда показывать чаду.

Упражнения для артикуляционной гимнастики 3 блок

В конечном итоге, ребенок освоит группу навыков:

  • наберет достаточный словарный запас;
  • научится говорить первые слова — этого можно ожидать, когда исполнится первый год;
  • к трем-четырем годам или раньше будет говорить целыми предложениями.

Детей с заболеваниями лечат врачи. Поэтому прежде чем работать над проблемой, неплохо бы провести полное обследование.

Как научить разговаривать ребенка-аутиста

В этом случае работы нужно больше. Лечение ведут по нескольким направлениям:

  1. Звукоподражание. Для начала нужно научить подражать животным – как лает собака, как мычит корова и т. д. Простейшие задачи.
  2. Выполнение инструкций. Сесть, встать, дотронуться пальцем до носа. И прочие варианты. Смысл в том, чтобы наладить с аутистом коммуникацию.
  3. Поощрение. За старания ребенка нужно поощрять. Это ускорит процесс обучения говорению.
  4. Благоприятная среда. Постепенно стоит приучать чадо к людям. Важно, чтобы они были настроены дружелюбно. Проблема не только и не столько в говорении, сколько в тотальной замкнутости.
  5. Ту же проблему решают методами пет-терапии, арт-терапии.
  6. Использование наглядного материала. Карточек со словами из разных частей речи. Задача — составить фразу.

Есть и другие способы. Лечить аутистов нужно под контролем специалистов.

Читайте также: Дислалия у детей всех возрастов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *