Игра по здоровому образу жизни «Быть здоровым – это модно»
Игра по здоровому образу жизни
«Быть здоровым – это модно»
Цель: воспитание поколения, стремящегося к здоровому образу жизни
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся навыков ведения здорового образа жизни;
- способствовать определению ценности своего здоровья и мер по его сохранению;
Ведущий 1: Получен от природы дар-
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз-
Здоровье. Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю — всё вам расскажу.
Ведущий: При встрече люди желают друг другу здоровья: «Здравствуйте! Доброго здоровья!» «Как ваше драгоценное здоровье?» И это не случайно. Ведь ещё в старину говаривали: «Здоровье дороже богатства», «Здоровье не купишь», «Дал бы бог здоровья, а счастье найдём». Действительно, здоровье необходимо любому человеку для успешной деятельности. Сейчас мы с вами проведём игру — соревнование
Ведущий: Задание для вас такое: из перечня слов, написанных на листе бумаги, подчеркнуть и потом назвать признаки, характеризующие здорового человека.
- весёлый
- хмурый
- бодрый
- пассивный
- слабый
- энергичный
- у него чистая кожа
- тусклые волосы
- плохой сон
- блестящие волосы
- отдохнувший
- уставший
- у него грязь под ногтями
- хороший сон
Ведущий:
Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с разминкой.А сейчас давайте проверим при помощи несложного теста насколько вы сами чувствуете себя здоровыми? Я вам раздам тесты. Буду читать тезисы, а вы напротив каждого тезиса или вопроса в своём тесте ставите знак « + », если вы согласны с этим тезисом или ответом или знак «-», если не согласны.
Тест «Твоё здоровье»
1.У меня часто болит голова.
2.У меня часто бывает насморк.
3.У меня больные зубы.
4.Иногда у меня болит ухо.
5.У меня нередко болит горло.
6.Каждый год я болею гриппом.
7.Иногда меня тошнит.
8.Некоторые продукты и лекарства вызывают у меня аллергию.
9.Ко мне легко прилипают всякие болезни.
10.Плохо засыпаю по ночам.
— Итак, подсчитали? Поднимите руки, кто набрал больше знаков «-». Молодцы! Это значит, что вы хорошо следите за своим здоровьем. У вас есть все шансы сохранить бодрость и энергию на долгие годы.
Ну, а тем, кто набрал больше знаков «+», следует больше уделять внимания сохранению и укреплению своего здоровья.
Ведущий: А вы знаете, как это надо делать?
Давайте расшифруем совет доктора Айболита «Соберите по порядку буквы: от самой большой до самой маленькой» («Подружись со спортом»). (разрезаны слова по буквам)
Ведущий: Вот мы сейчас и узнаем, дружны ли вы со спортом!
Физкультминутка – надуть воздушные шары.
Сейчас проверим друг друга на силу духа.
В здоровом теле — здоровый дух
У кого быстрее надуется или, может быть, лопнет воздушный шарик.Ведущий: Физическая нагрузка — настоящий «эликсир молодости».
А что разрушает здоровье детей, подростков, взрослых?
Правильно. Это вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. Они несовместимы с понятием здорового образа жизни.
Ведущий: При курении в организм человека с табачным дымом поступают многие ядовитые продукты. Они оседают в лёгких, попадают в кровь. У курильщиков часто отмечаются головные боли, нарушение сна, снижение умственной активности.
Ведущий: Особенно опасно курение для здоровья детей и подростков. Замедляется рост и развитие организма. А знаете ли вы, что курильщик отравляет не только себя, но и других людей? Ведь только часть дыма попадает в лёгкие курильщикам, большая половина дыма поступает в воздух и отравляет окружающую среду, наносит вред здоровью тех, кто находится рядом с курильщиком. Так возник термин «пассивное курение».
Ведущий: Пагубно влияет на организм и алкоголь. Человек, употребляющий спиртные напитки, не может точно и быстро мыслить, становится невнимательным, допускает много ошибок.
Ведущий: Говоря о вредных привычках, нужно вспомнить ещё одну страшную беду нашей жизни – наркотики. У наркоманов снижаются умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность.
Ведущий: Издавна говорили: «Безделье — мать всех пороков».
Именно труд наполняет человеческую жизнь смыслом.
Знаете ли вы пословицы о труде?
Отгадайте окончание следующих пословиц:
1.«Не пеняй на соседа, когда спишь … (до обеда»)?
2.«Скучен день до вечера, коли … (делать не чего»)?
3.«Без дела жить — только небо … (коптить)?4.«Кто рано встаёт, тому Бог … (подаёт»)?
5.«Терпение и труд — всё … (перетрут»)?
Ведущий: А сейчас вам предлагается задание из рубрики «Помоги себе сам». Как вы думаете, что необходимо делать, чтобы улучшить и сохранить своё здоровье? Сейчас я вам буду читать тезисы, а вы, если согласны то, поднимаете руку, не согласны – опускаете голову.
-Улыбаться, говорить друг другу добрые слова.
-Не гулять на свежем воздухе.
-Есть много солёной пищи.
-Чистить зубы.
-Говорить грубости друг другу.
-Мыть руки.
-Не посещать уроки физической культуры.
-Закаляться.
-Выполнять физические упражнения
-Мало двигаться.
-С грязными руками садиться за стол.
Ведущий:
Я предлагаю вам игру: «Что разрушает здоровье, а что укрепляет». Хотите попасть в страну Здоровячков? Если хотите, значит, вы будете есть только полезные продукты. Перед вами на одном листе перечень всех продуктов. Вам необходимо выбрать отдельно полезные и неполезные продукты и пометить их буквами П и Н. Перечень всех продуктов:
-Рыба
-Чипсы
-Газированная вода
-Морковь
-Яблоки
-Жевательная резинка
-Капуста
-Жирное мясо
Ведущий: Теперь, надеемся, что вы будете употреблять только полезные продукты и этим самым укреплять своё здоровье.
Мне очень хочется видеть вас крепкими, улыбающимися, здоровыми. Ведь здоровье не купишь ни за какие деньги. Я сейчас подарю вам рецепты, надеясь на то, что они помогут укрепить ваше здоровье.
Рецепты здоровья
1.«Если хочешь быть здоров — закаляйся».
2.«Сочетай отдых и работу».
3.«Больше двигайся».
4.«Курить — здоровью вредить».
5.«От улыбки станет всем светлей».
6.«Ешь правильно — и лекарство не надобно».
7.«Ужин не нужен, был бы обед».
8.«Каковы еда и питьё — таково и житьё».
9.«Хорошо прожуёшь — сладко проглотишь».
10.«Чем больше пожуёшь, тем дольше проживёшь».
11.«Руки мой перед едой».
12.«Будьте активными».
Ведущий: Сегодня мы провели игру на тему: «Быть здоровым — это модно». Эта тема была выбрана не случайно, так как вопросы здорового образа жизни в настоящее время очень актуальны в нашей стране. Ведь от вашего здоровья зависит будущее нашей страны.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Игра “Здоровый образ жизни”
Тема: «Мы за ЗОЖ»
Цель: приучать к здоровому образу жизни.
Задачи:
• познакомить с понятием “Здоровый образ жизни”,
• развить умение работать в группах.
• воспитание уважительного отношения к своему здоровью.
Форма: игра
Материальное обеспечение: ватман, карандаши, карточки с пословицами.
Предварительная подготовка: подбор материала, вопросов,
План мероприятия:
Вступительное слово
Игра
— задание 1
— задание 2
— задание 3
— реклама
— конкурс «Продолжи фразу»
— конкурс «Докажи, что это так»
— конкурс «Домашнее задание».
Подведение итогов
Ход мероприятия:
1. Вступительное слово
Дети — это главное, что есть у страны, да и во всем мире. Ведь Вам жить в будущем, творить и работать так, чтобы на нашей Земле светило солнце, цвели сады, пели птицы. А творить может только здоровый и счастливый человек. Об этом наш разговор.
Сегодня мы с вами поговорим о “здоровом образе жизни”, ведь хорошее здоровье — основа долгой, счастливой и полноценной жизни, и особенно это важно для сегодняшних детей.
Говорить мы с вами будем сегодня о здоровье необычно, а играя в игры и отвечая на вопросы.
2. Игра
Нашу игру мы начнем с викторины, проверим ваши знания.
Викторина.
1. Какие меры профилактики в зимнее время вы знаете? (закаливание, чеснок, лук)
2. Почему в прежние времена аристократы в любое время года ходили в перчатках? (чтобы избежать заразных болезней)
3. Назовите заболевания, которые часто называют «болезнями грязных рук» (желудочно-кишечные, дизентерия, гепатит, туберкулез)
4. Почему нельзя гладить незнакомых собак и кошек? (возможно заражение инфекционными заболеваниями)
5. Почему нельзя грызть ногти? (под ногтями могут быть возбудители болезней)
6. Почему нельзя меняться одеждой, обувью, головными уборами, брать чужую расческу? (можно заразиться кожными грибковыми заболеваниями)
7. Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (могут деформироваться зубы)
8. Что такое культуризм? (вид спорта, при котором путем выполнения статических упражнений развиваются определенные мышцы тела)
9. Что такое йога? (совокупность упражнений, направленных на достижение способности управления своим телом).
10. Какие поговорки, связанные со здоровьем и здоровым питанием, вы знаете? (пример: завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу)
Молодцы! А теперь следующее задание.
Задание 1. По перечисленным симптомам предположительно определить вид заболевания /5 мин./
1. Повышенная температура тела (жар), головная боль, ломота тела, першение в носоглотке — это …(грипп).
2. Боль в горле, повышенная температура тела, головная боль, опухоль гланд – это … (ангина).
3. Повышенная температура тела, головная боль, насморк, першение в носоглотке – это…. (ОРЗ).
4. Повышенная температура тела, общее недомогание, сыпь на теле в виде водянистых пузырьков – это… (ветрянка)
Задание 2. Сложить в медицинскую аптечку необходимые медикаменты для туристического похода. (5 мин.)
Бинт, вата, перекись водорода, йод, анальгин, шина, жгут, раствор аммиака, шприц, димедрол, валерьянка, касторовое масло, лейкопластырь, скотч, горчичники, спринцовка, детский крем, витамины, ножницы.
Задание 3. Ответить на вопросы, выбрав правильный вариант ответа. (5 мин.)
1. Когда полезнее чистить зубы?
а). До еды /приема пищи/
б). После еды /после приема пищи/
2. Когда можно жевать жвачку?
а). До приема пищи
б). После приема пищи
3. Что предпочтительнее пить?
а). Натуральный сок
б). Лимонад, Кока-кола, Фанта
4. Какую нательную одежду предпочтительнее носить?
а). из натуральных тканей
б). Из синтетических тканей
5. Что предпочтительнее для здоровья?
а). просмотр телевизора
б). Активная прогулка
6. Что полезнее для здоровья ?
а). Принимать пищу чаще, но небольшим порциями.
б). Принимать пищу редко, но большими порциями
7. Когда лучше делать уроки?
а). Сразу после занятий в школе.
б). После небольшого перерыва
8. Какой вид спорта развивает в большей мере гибкость тела?
а). Гимнастика
б). Хоккей
в). Шахматы
9. Какое качество характера воспитывает в человеке спорт?
а). Хитрость
б). Выносливость
в). Зависть
Ведущий: Следующее наше задание – «Реклама». Нужно прорекламировать какой-либо продукт. Это может быть рисунок, плакат, сценка. Пока команды готовятся к этому конкурсу, мы проведем викторину с болельщиками.
Конкурс «Продолжи фразу»
Правила конкурса: команда должна продолжить фразу: «Здоровый человек это…»
Вам дается 1 минута на обсуждение и придумывание продолжения фразы. Кто последний предлагает вариант фразы, тот и выиграл. Если в течение 3 секунд команда не дает ответ, она выбывает и право ответа переходит другой команде.
Конкурс «Докажи, что это так»
Правила конкурса: По жребию команде будет дана поговорка о здоровье, чистоте, и т.д. Командам необходимо доказать, что поговорка верна. Чем оригинальнее и веселее ответ, тем выше балл. На обдумывание задания дается 3 мин
Поговорки:
• Организуй досуг с разумной целью! Запомни — отдых — это не безделье!
• Не забывай в числе других продуктов побольше есть овощей и фруктов.
• Вини себя за вид болезненный и хмурый. Не занимаешься ты видно физкультурой!
• Безволие, неряшливость и лень — к заболеванью первая ступень!
• Известна истина одна — залог здоровья – чистота.
• Хранить спокойствие старайся, по пустякам не раздражайся!
А сейчас мы переходим к конкурсу «Домашнее задание». Вы должны были подготовить физкультминутку и провести ее с залом. Жюри также оценивает этот конкурс по пятибалльной системе.
Подведение итогов
Слово предоставляется жюри. Награждение.
Помните, здоровье — самое ценное, что есть у человека, берегите его, помните, вам жить и творить в XXI веке, от Вас зависит будущее нашей планеты.
Игра «Здоровый образ жизни»
Игра – викторина « Мы за ЗОЖ»
Дата проведения: 18.12.15.
Класс: 6
Классный руководитель: Иванкова Марина Владимировна
МОБУ «СОШ п. Голубой Факел»
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие технологии, направленные на поддержание здоровья детей и направляющие их на ведение здорового образа жизни
Вести здоровый образ жизни – это значит самосовершенствоваться духовно, психологически, физически и улучшать социально — экономические условия жизни. Одной из основных задач государства в сфере образования признана всесторонняя забота о сохранности жизни и здоровья, о физическом развитии и воспитании детей.
Цель:
Дать представление о том, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни; пропагандировать здоровый образ жизни.
Задачи
Вызвать интерес к проблеме здоровья, желание задуматься над тем, что здоровье — самое ценное достояние человека.
Сформировать представление о значении питания, физической культуры, закаливания в жизни человека.
Попытаться сформировать мотивацию на нетерпимое отношение к вредным привычкам.
Развивать умение рассуждать, анализировать, обобщать полученные знания.
Развивать устную речь учащихся.
Воспитывать чувства любви и заботы к собственному организму.
Формировать у детей коммуникативные навыки.
Актуализация
Охрана здоровья школьников является приоритетным направлением развития системы образования. Здоровье детей – это основа нашего будущего. Воспитание у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни невозможно без профилактической работы, в процессе которой решается важнейшая задача по сохранению здоровья детей. Данный классный час способствует формированию у учащихся мотивации к здоровому образу жизни.
Ход мероприятия.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, меня зовут Марина Владимировна. Сегодня я буду вашим классным руководителем и мы с вами участники конкурса.
Учитель:
Утром ранним кто–то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
— Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?
На столы раздаются буквы З, Д, О, Р, О, В, Ь, Е. (вперемежку).
Составьте из данных букв слово. Дети составляют слово « здоровье».
2. Сообщение темы и цели классного часа.
Учитель:
— Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…
Тема мероприятия: « Мы за Здоровый образ жизни».
^ Учитель: Что значит быть здоровым?
Дети: Быть здоровым – это значит жить без болезней.
Учитель: Здоровье в большей степени зависит от нас самих. Что может повлиять на состояние здоровья?
^ Дети: Образ жизни, окружающая среда, питание.
Учитель: Что же включает в себя понятие «здоровый образ жизни?(ответы детей).
Учитель: Исходя из представленной картины, давайте сделаем вывод:
Здоровый образ жизни – это соблюдение режима дня; правильное питание; закаливание, физическая культура, зарядка; соблюдение правил гигиены; нет вредным привычкам; доброе отношение к природе, людям; правильная организация труда и отдыха.
3. Основная часть мероприятия
Сегодня мы будем играть веселиться и многому учиться, как здоровым быть? Зачем руки мыть? Витамины принимать и про спорт не забывать! Для этого вы уже разделились на две команды. Придумайте название своей команде, связанное с темой нашего мероприятия. В ходе игры за каждый правильный ответ своей команды вы будете получать жетон, у кого к концу игры наберется больше жетонов, то и станет победителем в нашей игре.
Итак, мы начинаем!
1. конкурс «Народная мудрость»
В народе существует много пословиц и поговорок о здоровье. Сейчас я раздам вам пословицы, которые рассыпались на две части. Найдите, пожалуйста, начало и конец каждой пословицы.
2. конкурс « Правильное питание »
Учитель: Сделан он из молока, но тверды его бока.
В нем так много разных дыр. Догадались? Это….. (ответы детей).
О чем мы сейчас с вами будем говорить?
Без еды человек не может долго прожить, еда необходима человеку в течение всей жизни.
Но не все продукты, которые мы с вами употребляем, являются полезными для нашего организма. Что нужно есть, чтобы оставаться здоровым? Что является полезным для нас?
Расшифруйте названия фруктов, овощей и ягод. За 3 минуты вам необходимо найти на данных листах как можно больше ягод, фруктов и овощей.
Ответы: морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго.
Сейчас я порошу выйти по 1 члену команды и прикрепить нашему солнцу «ЗОЖ», лучик, про который мы только что проговорили и его компоненты. Что в себя включает это понятие)
3. конкурс « Личная гигиена».
Учитель: А чтобы догадаться о каком лучике нашего солнца ЗОЖ пойдет речь, прослушайте отрывок из детского стихотворения.
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Догадались, о чем теперь речь пойдет. (ответы детей)
Учитель: Конечно, надо не только умываться. Надо мыть руки, чистить зубы, принимать душ, мыться с мылом и мочалкой, чистить обувь и одежду, проветривать помещение, регулярно делать уборку в квартире, содержать в чистоте свой двор, никогда не бросать мусор на улице мимо урны…
Здоровый образ жизни начинается с чистоты! А чистота, как известно, залог- ………!
Предлагаю отгадать вам загадки, каждой команде дается по 3 загадки, но эти загадки вы будете загадывать друг другу сами.
1. Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ.)
2. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.
(Расческа)
3. За волной волна,
Идет по полю борона,
Пшеницу разгребает,
Порядок соблюдает.
(Расческа)
4. Белая река
В пещеру затекла,
Чистит добела.
(Зубная паста)
5. Я в кармане караулю реву,
плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез
не забуду и про нос.
(носовой платок)
6. Чтобы волосы блестели
и красивый вид имели,
чтоб сверкали чистотой,
мною их скорей помой.
(Шампунь)
После конкурса прикрепляют элемент солнца и его компоненты.
4. конкурс «Двигательная активность»
Учитель: Наверняка, вы уже немного устали, поэтому встаньте, пожалуйста, из-за столов и пройдите ко мне. Когда человек находится долго в сидячем положении, что с ним со временем происходит, что ему необходимо сделать?
Движение – жизнь! Этот лозунг проверило на себе уже не одно поколение людей. Командам необходимо на время выполнить задания.
1 ЗАДАНИЕ: Построиться по росту от самого высокого участника команды к самому низкому.
2 ЗАДАНИЕ: Построиться по первым буквам фамилии в алфавитном порядке.
3 ЗАДАНИЕ: Показать несколько упражнений для утренней зарядки. Ведь это очень важный компонент ЗОЖ.
Прикрепляют лучик к солнцу «Спорт».
5 конкурс «Хорошие и вредные привычки»
О чем мы еще всегда говорим, когда затрагиваем тему ЗОЖ, это может быть хорошим и плохим, полезным или вредным? (ответы детей).
А какие привычки полезные , а какие вредные, мы выясним с вами прямо сейчас. Я прочитаю несколько видов привычек, а вы, если считает, это она полезная — встаньте, если же наоборот, вредная, — потопайте.
Список привычек:
спать с открытой форточкой
обманывать
умываться
чистить зубы
грызть ногти
сутулиться
класть вещи на место
выполнять домашнее задание
заниматься спортом
пропускать уроки
говорить правду
лениться
курить
читать лежа
мыть за собой посуду
драться
конфликтовать
Вывод: Что же такое привычка? ( неосознанное повторение одного и того же действия; Привычка-это способность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям.)
Привычки бывают разные: хорошие, плохие; полезные и вредные. Полезные приносят пользу, а что делать с вредными? ( ответы детей).
Прикрепляется еще 1 элемент солнца и его компоненты. «Отказ от вредных привычек»
6 конкурс «Режим дня»
Мы по часам гуляем, едим, мы каждый день соблюдаем …….(режим).
Предлагаю вашему вниманию два режима дня таких же школьников как вы, как вы думаете у кого из мальчиков режим дня соответствует здоровому образу жизни?
Режим дня Сережи.
7-50 — Подъём
8-00 — Завтрак
8-30 — Занятия в школе
15-00 — Обед
15-30 — 18-00 — Отдых, прогулка
18-00 — ужин
20-00- 23-00 – уроки на завтра
23-00- вечерний туалет.
00-00 — Отбой
Режим дня Миши.
7-30 — Подъём
7-45 — Завтрак
8-30 — Занятия в школе
14-00 — Обед
14-30 — 17-00 — Отдых, прогулка
17-30-18-00 — Ужин
18-00 — Уроки на завтра
20-00 — Личное время
21-00 – вечерний туалет
21-30- Отбой
У кого из мальчиков правильный режим дня?
Режим дня – это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба, отдых труд, питание, сон. Он помогает школьнику становиться дисциплинированным, волевым.
Подведение итогов
В завершении нашего мероприятия давайте определим размер своего здоровья с помощью методики русского врача Н.М. Амосова. Он предложил определять размер здоровья — это условный параметр, не дающий ответа о состоянии здоровья, но позволяющий о нем задуматься:
— Если Вы не болели в течение всего учебного года — у Вас самый высокий уровень здоровья (зеленое яблоко).
— Если заболевание возникло во время эпидемии — средний уровень здоровья (желтое яблоко).
— Если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок — уровень здоровья самый низкий (красное яблоко).
Проанализируйте свое здоровье, возьмите жетон соответствующего цвета и поднимите свои яблочки вверх.. (Классный руководитель делает вывод о размере здоровья класса в целом).
Вот и закончилась наша игра. Давайте подведём итоги. Все команды выступили отлично. Но победила сегодня команда … (Награждение участников , вручение призов)
Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшний классный час не прошел даром, и вы многое почерпнули из него.
Спасибо вам большое за работу, сегодня вы были очень активны и с легкостью продемонстрировали свои знания по ЗОЖ.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!
Если останется время!
Загадки
1. Утром раньше поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна… (Зарядка.)
2. Дождик теплый и густой,
Это дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ.)
3. Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет… (Спорт.)
4. Он с тобою и со мною
Шел лесными стежками.
Друг походный за спиною
На ремнях с застежками. (Рюкзак.)
5. В новой стене,
В круглом окне
Днем стекло пробито,
На ночь выставлено. (Прорубь.)
6. Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой… (Велосипед.)
7. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих –
Что за кони у меня? (Коньки.)
8. Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно,… (Тренировка.)
Игры, пропагандирующие здоровый образ жизни — Игромания
Русский ученый, профессор Александр Прохоров, получил грант Министерства обороны США. Сумма — $3,7 млн, деньги выделены на видеоигру, которая отучит американских солдат курить. Срок разработки — до 2011 года. Прототип у профессора Прохорова уже готов — это его третий проект, он работает с играми уже 8 лет. Мы созвонились и узнали, какие видеоигры нужны Америке, сколько курят в альтернативных школах и зачем в военных частях появятся цветные холодильники.
В Escape with Your Life можно индивидуализировать персонажа. Школьникам это очень важно, но для обучающих игр подобного рода это инновация. |
Обучающие игры — у вас в Америке это нормально воспринимается? В России «обучающая игра» — это что-то третьесортное, выпущенное в придачу к блокбастеру. Издатели часто так делают — продают какой-нибудь хит, а в нагрузку к нему впаривают десяток Petz 19, которые никто и брать-то не будет, но выпустить надо.
Мы начинали в 2001-м и сами не знали, как это будет восприниматься. Была задача — сделать интерактивную обучающую программу для детей. Перевернуть все с ног на голову, соединить игру с профилактикой — того же курения. В 2001-м это была даже не игра, а программа с игровыми компонентами. Но это был прорыв. Мы смогли сделать одновременно и информирующий, и хорошо принимаемый инструмент.
Я научный сотрудник в Онкологическом центре М. Д. Андерсона (один из лучших и старейших медицинских центров в стране, находится в Хьюстоне.— Прим. «Игромании»). Переехал сюда в 1991-м — не потому, что в Союзе было так плохо, а здесь так хорошо, — я не иммигрант. Меня пригласили поработать, и проекты так пошли, что обратно просто не отпустили. И я остался, потому что тут мог делать маленькие революции — хотя бы в сфере edutainment (производное от слов «обучение» и «развлечение»). Когда я работал в Центре профилактической медицины в России, таких возможностей не было.
Здесь первая же наша программа позволила почти в три раза уменьшить количество курильщиков среди детей и подростков. Этого никакими лекциями не достичь. Что у вас, что у нас — приди в школу, начни рассказывать о вреде курения, дети сделают кислые лица: «Мы и так об этом все знаем, чего пришел, что мы, черных легких не видели?»
Действительно. И на пачках ведь пишут «Минздрав предупреждает…».
Да, поэтому предупреждать не было смысла, рекламу все смотрят. Мы решили испробовать программу на самой проблемной аудитории — на учениках альтернативных школ (это аналог российских классов коррекции). Там очень напряженная обстановка. Не могу сказать, что тюремная, но это очень непростые школы. Там молодежь проходит через металлодетекторы, все одеты в униформу, чуть ли не каждый — на учете в полицейском участке… Если ты в альтернативной школе поведешь себя неадекватно, то дальше только в тюрьму. Некоторых это заставляет сдерживаться, иногда кто-то даже возвращается в обычные школы. Но в целом контингент еще тот.
Дети, как вы понимаете, не самые bright… да, не слишком быстро схватывают, и мы решили, что если игра сработает там, то в обычных школах сработает и подавно.
В такой школе, наверное, курит любой ученик?
В том-то все и дело! Когда ты приходишь в обычный класс и пытаешься набрать группу курильщиков, дети обычно не говорят, что курят, боятся, что родители узнают. А этим бояться уже нечего — их родители знают много чего и похуже. Это было для меня сюрпризом: стоило в альтернативном классе спросить, кто курит, как четверть учеников сразу поднимали руку.
В результате мы провели шестимесячное исследование. У нас было 239 учеников, и больше половины — 53% — бросили. Тогда у нас не было возможности проверить их ответы, но врать — в их-то положении! — им было абсолютно бессмысленно.
Чем вы их так напугали?
Их не напугаешь. У школьников нет каких-то серьезных поводов бросить курить — здоровье-то еще лошадиное. Говори им про рак в старшем возрасте, про мертворожденных детей, пугай статистическими данными — для них все это скучно. «Рак в старшем возрасте» — это для них через сто лет.
Хирургия? Круто, давай еще
Геймплей Escape with Your Life отдаленно напоминает Doom — бегаешь по коридорам, открываешь двери и ищешь ключи. |
Подростковая масса неоднородна. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок получил только ту информацию, которая ему интересна. Кто-то, например, играет в баскетбол — высоко прыгает, а дыхалки не хватает. «Это табак, — скажем мы. — С сигаретами никогда не стать знаменитым спортсменом». А у кого-то недавно родственник умер от рака легких — этому школьнику стоит рассказать про то, что выдыхаемый дым обжигает слизистые и т.д.
Игра для школьников называется Escape with Your Life («Выберись отсюда живым»), это флэш-аркада продолжительностью 40-45 минут, но дети всегда просят сыграть еще разок.
Школьник сам создает героя, сообщая игре свой возраст, пол, этническую принадлежность. Когда персонаж готов, мы спрашиваем, курит человек или нет. Если он говорит, что курит, мы спрашиваем, хочет ли он бросить. Он обычно говорит, что не хочет, и тогда мы его отправляем в путешествие по клинике.
Игра основана на мотивации. Мы не говорим: «Ага, куришь? Бросай через неделю!» Мы, напротив, говорим, что курить — это нормально. Многие курят и не могут или не хотят бросить — и это тоже нормально.
Вот наш герой появляется в клинике — открывает глаза, видит докторов, бродит по бесконечным коридорам, попадает в лифт… Кнопки лифта подписаны — приемный покой, рентгенология, крыша, посадочная площадка для вертолета… Популярнее всего 16-й этаж — хирургия. Там можно заглянуть в операционную и посмотреть видеозапись настоящей операции, во время которой у пациента удаляют часть легкого, пораженного раком. Мы не очень верили, что это пройдет, — я думал, детям будет страшно, противно, они не станут смотреть. Но они бодрячком: «Очень хорошо, — говорят. — Интересно. Давай еще».
Как-то не верится, что простыми видеороликами можно заставить кого-то бросить курить.
Есть расхожее мнение, что знание не изменяет поведение. Но все зависит от глубины знания. Те дети, что строят кислые мины, когда говоришь с ними о табакокурении, понятия не имеют, почему курить вредно. Спрашиваешь: «Курить плохо?» Отвечают: «Да-а, плохо». А когда спросишь, чем плохо, они не могут объяснить.
А наша игра дает полную картину с иллюстрацией, и не просто с фотографиями, как на пачках сигарет, а с видео. Более того, у нас там говорят живые люди — не нудные дяди в халатах, а их сверстники и знаменитости — Тони Хоук, например (мы с ним знакомы). Для детишек из сельских районов у нас есть Джефф Багвелл, очень известный бейсболист. Он рассказывает, почему не надо жевать табак, — в Америке это еще одна большая проблема. И игра действует! Эффект такой, как если бы Аршавин сказал: «С сигаретами я никогда бы не стал хорошим футболистом, потому что…»
Escape with Your Life до сих пор популярна?
Да, и не только она. Escape with Your Life — это наша первая полномасштабная видеоигра. А до нее была еще программа с игровыми компонентами, флэш-игра ASPIRE (A Smoking Prevention InteRactive Experience, www2.mdanderson.org/depts/aspire/site.html).
Здесь ASPIRE поддерживают школы и медицинские учреждения — более 200 организаций в 16 штатах. Из России она тоже доступна. Она состоит из трех частей — сначала дети отвечают на вопросы о табакокурении, потом играют, сталкиваются с разными людьми в разных жизненных ситуациях, а потом вновь проходят тест. В первом тесте правильных ответов немного. Но в игре им рассказывают, как делаются сигареты, как табачные компании манипулируют общественным мнением, сколько людей умирает от табака. В конце игры они куда более подкованы, и, если отвечают правильно на 70% вопросов и больше, мы вручаем им сертификат. Его можно напечатать и повесить на стенку — школьников это мотивирует.
А графически Escape with Your Life похожа на top-down-экшены родом из 90-х: ракурсом камеры, моделью перемещения, обстановкой. |
Они вообще очень серьезно относятся к нашей игре. Некоторые даже спрашивают, почему табак до сих пор легален. А я и сам не знаю. 7 млн человек в мире в год умирает от употребления различных химических веществ. Из этих семи миллионов 26% умирает от алкоголя, 3% — от нелегальных наркотиков. Оставшиеся (почти 5 млн человек в год!) умирают от табака. А если посмотреть на социальную рекламу, то везде кричат про нелегальный оборот наркотиков, а про табак молчат. И табачные компании этим только пользуются. Послушайте их, они говорят, что наркотики — зло, а табак, в общем-то, легальный продукт. Как, кстати, в России с курением? Когда я уезжал, кругом были пузатые дядьки в трениках, которые дымили «Беломорканал».
И сейчас дымят. В ресторан не зайти.
Родительский контроль
Некоторые объекты в игре интерактивны: при щелчке на несчастного серо-зеленого пациента на операционном столе выскочит видеоролик. |
Я и сам курил раньше, но как начал играми заниматься, так бросил. Неудобно перед детьми — они же чувствуют запах. Спрашивают: «Что вы нас заставляете бросать, а от вас табаком несет?»
И в России, я слышал, многие врачи работают под спонсорством табачных компаний?
Судя по тому, что в стране происходит, наверняка работают. А родители не возмущаются, что из-за ваших игр дети подолгу сидят у компьютера?
Наши игры короткие… Но вообще у нас тут целая эпидемия в сфере общественного здоровья — подростки привыкают к играм как к никотину. Они проводят за монитором безумное количество часов без всякого родительского контроля. Не знаю, как у вас с родительским контролем, но у нас ситуация очень тяжелая. Компьютер заменяет няньку.
Я вам гарантирую, у нас ситуация еще хуже, чем в Америке, потому что подавляющее большинство родителей в России просто не умеют пользоваться компьютером.
Я говорю даже не о том, что родитель должен знать, что там его ребенок делает с компьютером. Достаточно, чтобы ребенку говорили: сегодня сидишь за компьютером два часа, а дальше я его выключаю. Этого нет, и в результате у детей образуется страшная зависимость. Они сидят по ночам, в школе наутро им ничего не хочется, кроме как поспать, ни о какой учебе речи не идет, они вялые, раздраженные.
И вы как-то с этим боретесь?
Я лично со своим ребенком борьбу проиграл. У меня есть дочь, ей 23 года, и она без компьютера не мыслит своего существования. Все компьютеры, что у нас есть в доме, она оккупировала — а я что могу сделать?
Она, конечно, окончила дизайнерский колледж и получает деньги за иллюстрации, верстку веб-сайтов. Но из-за этой своей работы она проводит какое-то нездоровое количество часов за монитором.
Люди стараются, конечно, покупать новые компьютеры, большие мониторы, но что толку, ведь ты неподвижно сидишь весь день, горбишься, глаза смотрят в одну точку. А нетбуки с экранчиками по 8-9 дюймов? Да, их очень удобно носить с собой, но они же гробят и глаза, и все на свете.
ASPIRE — довольно длинная флэш-игра с десятками видеороликов. Курильщики показываются в разных жизненных ситуациях, но всегда в одном амплуа — желтозубый дистрофичный вонючий импотент. Многим этого достаточно. |
Цветные холодильники
И при этом Минобороны США решило вбухать $3,7 млн на видеоигру, которая отучит солдат курить? Им больше деньги девать некуда? Может, лучше на восстановительное лечение отдать?
Им виднее, куда деньги вбухивать, а куда нет. На наш грант было 40 (!) претендентов из различных университетов США. Каждый участник предоставил подробнейшее описание своего научного проекта с бюджетом и обоснованием. Проекты затрагивали самые разные темы. Группа независимых экспертов, нанятая Пентагоном, изучила эти проекты и выбрала один — наш — как наиболее перспективный.
Способов бросить курить много. Можно сделать публичное заявление, как Шарль де Голль: «Я, президент Франции генерал де Голль, с завтрашнего дня бросаю курить». |
Вы забываете, что армейские курильщики через год-два вернутся на гражданку и будут продолжать портить здоровье себе, своим близким и окружающим. Они должны знать, что курение — это не только доказанная причина хронических болезней и рака легких, но и, например, импотенции у мужчин и бесплодия у женщин.
Сигареты становятся дороже с каждым годом, и мало кто осознает, что, отказавшись от курения, можно через несколько лет позволить себе крутой телевизор или даже машину. Бросая курить, молодой человек перестает платить «дань» табачным корпорациям и значительно повышает качество своей жизни.
Солдатам вы тоже предложите по клинике бегать? Ведь в армии служат двадцатилетние дылды. Уж их-то не переубедить, что они чего-то не знают про табак. И аргументов у них полно: армия — это стресс, пошел служить не от хорошей жизни… И тут приходит какой-то мужик с игрушкой и начинает им на мозги капать: «Давай бросай курить, бросай». С какой стати? Курильщиков в штрафбат отправлять будут?
В армии давно обратили внимание на проблему табакокурения. На военной базе в Техасе есть медцентр, где солдатам помогают бросить курить, бесплатно дают нужные препараты, жвачки, пластыри — бросай не хочу. Многие и не хотят — со стрессом, как вы говорите, борются. А некоторые пытаются бросить и не могут. Привыкают к сигарете. В сухопутной армии курит 46% мужчин и 25% женщин — это больше, чем на флоте или в военно-воздушных силах. На то есть множество причин — не только стресс, например, но и более низкий уровень образования.
С помощью игр мы дадим людям понять, что без табака они будут физически здоровее, а процесс службы будет проходить легче. Кто последний прибегает в кроссе? Курильщик, и над ним хихикают потом. Кто хуже рассчитывает траекторию полета снаряда? Курильщик. Вы же знаете, что находящаяся в сигарете окись углерода связывается с гемоглобином очень быстро, значительно быстрее, чем кислород. В результате часть крови практически выключается из процесса переноса кислорода к тканям, а значит, и мозгу кислорода достается меньше.
Мы хотим донести одну-единственную мысль: если они бросят курить, они просто будут лучшими солдатами. Это не слова — они сами это заметят. Что может игра? Она не может вас изменить, но может подсказать, найти проблему. Люди, которые бросали много раз, уже не верят, что у них получится. А мы проанализируем все предыдущие попытки и покажем, как найти выход. Это некое мягкое убеждение.
То есть это та же аркада, что и Escape with Your Life, только выполнена в виде теста?
Да, по сути это квест с разветвленным сюжетом — в зависимости от того, какой ответ дает солдат, его перенаправляет в ту или иную локацию. Получается последовательность игровых ситуаций, которые полезны именно этому конкретному человеку.
Может, он и не хочет бросать курить, но игра его заинтересует уже потому, что это игра. Если дать ему брошюру, он выкинет ее не открывая — брошюр в армии полно. А игр нет, поэтому к автомату потянутся. Игра рассчитана на 30 минут, и в зависимости от того, как вы относитесь к курению, сыграть надо будет 3-4 раза.
И выглядеть этот автомат будет как терминал оплаты или даже… как холодильник?
Мы специально выбрали для него такую форму. У нас ведь очень распространены игровые автоматы: когда человек видит такой холодильник с джойстиком, у него в голове что-то щелкает, и он идет играть.
А вы не думаете, что для солдат такой холодильник — это прошлый век? Школьников он, может, и смог бы заманить яркими красками, но взрослых людей… Что они, современных игр не видели?
Ну конечно, проект для солдат будет выглядеть совсем не так, как игра для школьников. Я же понимаю, что технологии быстро устаревают и надо гнаться за прогрессом. У нас будет новый движок, новая графика. Еще игра для школьников была от третьего лица, а эту мы будем делать от первого.
И на это уйдет $3,7 млн? NASA на эти деньги собиралась делать полноценную онлайновую игру про исследование космоса.
Нет, сама игра стоит гораздо меньше. Мы не раздуваем штат — 6 дизайнеров, я сам набрасываю интерфейс, персонажей, музыку записываю дома. Еще нам ребята из студии Radiant Creative здорово помогают. А супердвижок ни к чему.
Больших денег стоит отследить, правда ли солдат бросил курить. Нам не нужен сиюминутный результат — нам надо, чтобы человек не взялся за сигарету ни через месяц, ни через два. Ведь самая большая проблема не в том, что люди не бросают курить. Бросают. Но потом начинают снова. Мы будем наблюдать за солдатами в течение года — измерять содержание окиси углерода в выдыхаемом воздухе, например. И если получим доказательства, основанные на научных данных, то игра и дальше пойдет — по всем армейским частям США. Меня очень вдохновил опыт с альтернативными школами.
Что в компьютерном мире происходит
Вы сами играете на компьютере?
Я играю на PSP — у меня полно всяких стрелялок и гонялок. Правда, играю не оттого, что мне очень интересно, а чтобы выяснить, что вообще в компьютерном мире происходит. Недавно мы ввели таблицы достижений — и школьники стали больше времени проводить за Escape with Your Life. Дух соперничества нам на руку — им кажется, что они играют, чтобы столько-то очков набрать и на строчку выше подняться, а на самом деле они учатся.
И как вам современные игры?
Большинство игр, которые я вижу в Америке, по натуре своей деструктивны. Чтобы выиграть, ты должен что-то разрушить. Игр, где для победы нужно что-то создать, что-то открыть, произвести, почти не делают. Попадается одна-две, но они загнаны в дальний угол прилавка всякими Vice City, где мат-перемат, морды друг другу бьют…
Я пытаюсь проводить мысль, что надо конструктивные игры создавать, где можно что-то созидать, вместо того чтобы разрушать. Я вот знаю, что у вас отличная база разработчиков игр, вы потрясающие проекты выпускаете, да? Но сюда опять-таки только деструктивные игры доходят…
Терминал с Escape With Your Life выполнен в виде игрового автомата не случайно: он сразу привлекает внимание и его трудно разбить. |
Вы это серьезно? Мы, напротив, считаем, что Америка в смысле игр впереди планеты всей. А о нашей игровой индустрии, пожалуй, лучше ничего не говорить. За все время после развала Союза у нас было дай бог две достойных игры, которые хорошо продались на Западе. Остальное — всякие малобюджетные игры, придуманные в основном для того, чтобы вытянуть из инвестора деньги.
А у вас не найдется команды, которая заинтересуется Escape with Your Life? Мне было бы очень, очень интересно сотрудничать с российскими специалистами. Правда, программу нужно не только перевести, но и локализовать… Например, у нас очень много героев-афроамериканцев, для России нужно больше белых моделек сделать. Ну и привести российскую статистику, конечно. Кому интересны американские данные? В 70-х нам всегда приводили в пример, как что устроено в Америке, — это очень раздражало.
И сейчас приводят. У вас же экономика стабильней, все государство устроено не в пример лучше нашего.
Это вы так думаете. А мы тут совсем не рады, кого наш штат в 2001-м преподнес стране в виде президента. Надеемся, Обама все исправит. Пусть сотрудничества будет больше, подозрительности меньше. Я вот смотрю телевизор (у меня ловит пять российских каналов) — и мне грустно. Тут люди мало что понимают про Россию, в России мало что понимают про Америку.
Даже в разработке игр мы от вас отличаемся: приходится учитывать, что некоторые читать не могут. В России, конечно, такой проблемы нет, но тут мы вынуждены встраивать какую-то голосовую помощь — а куда деваться, если с чтением проблемы? Это не потому, что в школах так плохо учат, просто очень много детей мигрантов из Латинской Америки. Та же проблема в Германии — они не знают, что делать с мигрантами-турками. А ведь именно среди мигрантов курение процветает — в гетто это норма.
Для мигрантов игры делают?
Скорее всего, да. В США сейчас появляется целое направление — люди создают игры для астматиков, для ожоговых центров — они помогают переключить внимание пациента.
У нас в центре, я уже говорил, создается свой разработческий блок — будем портировать наши игры на смартфоны, на iPhone. Просто щелкаете в App Store кнопку Download — и скачиваете. Я думаю, они будут бесплатными, потому что тот, кто больше всего нуждается в нашей игре, чаще всего не может ее купить.
И если уж разговор зашел о деньгах… На мой взгляд, игровая индустрия не слишком прибыльна. В хорошую игру надо инвестировать огромные деньги, и нет гарантии, что они вернутся. Тот же Vice City, может, и поймал кураж, но я знаю много других игр, которые стоили миллионы, но даже не окупились.
Наши инициативы упираются в одно: чтобы игра пользовалась коммерческим успехом, нужно, чтобы она содержала деструктивные элементы. Созидательной игрой много денег не сделаешь (и The Sims не исключение — сколько там деструктива!).
Я знаю, была игра, которая помогала детям бороться с лишним весом. Она называлась EyeToy: Kinetic. Стоила $50, я купил — просто посмотреть, как она работает. Там самые разные упражнения, от обычной зарядки до йоги, мне очень понравилось. Но она не пошла. Хорошо хоть, что Wii Fit идет.
Я понимаю, что сейчас разрабатывать игры, пропагандирующие здоровый образ жизни, — верный путь к банкротству. Конкурировать с обычными стрелялками и гонялками нам пока еще сложно, и шансы на коммерческий успех у наших игр пока что малы. Но это не безнадежное направление — новые игры о курении и других поведенческих факторах риска мы будем делать на самом современном уровне.
И есть одно исключение. Если в министерстве обороны увидят, что ваша игра помогает людям, — например, бросить курить и не курить всю оставшуюся жизнь, — они ее и профинансируют, и распространят, и прорекламируют.
Игра о здоровом образе жизни
Игра «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Цель: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
— дать школьникам информацию о значимости здорового образа жизни;
— учить ответственно относиться к своему здоровью;
— развивать устойчивые полезные привычки;
— воспитывать такие нравственные качества, как аккуратность, чистоплотность, внимание и бережное отношение к своему здоровью.
Ход занятия.
— Добрый день!
Ну, а что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесёт и удачу,
И здоровье, и радость нам всем!
— Мы с вами поздоровались. А задумывались ли вы, какой смысл имеет слово «здравствуйте»?
— Этим словом приветствуют друг друга, справляясь о здоровье.
А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Говорят, что «хорошее настроение – половина здоровья!».
— А что такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся).
Что обозначают слова «Здоровый образ жизни»?
— Сегодня мы проведём игру – соревнование: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!». А девизом нашей деятельности будет «Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»
1. Конкурс «Собери пословицу и объясни её»
Командам выдаются в конвертах разрезанные на фрагменты пословицы, надо их собрать и объяснить значение.
А) Всем даёт здоровье молоко коровье.
Б) Чистая вода – для хворобы беда.
В) Чистым жить – здоровым быть.
2. Конкурс «Глаза – зеркало души».
— Наверно вы слышали выражение «беречь, как зеницу ока»? А что называют «зеницей ока»? ( Глазной зрачок)
— До 80% информации мы получаем через глаза. Вам очень много приходится писать, читать, как в школе, так и дома. При этом большая нагрузка ложится на глаза. Мы с вами должны подумать, что сделать, чтобы сохранить своё зрение.
— Поиграем в игру. Каждой команде выдаются листы, где написано, что полезно, а что вредно для глаз. Вам нужно вредное зачеркнуть, а полезное оставить.
1. Читать лёжа.
2. Смотреть на яркий свет.
3. Тереть глаза грязными руками.
4. Читать при хорошем освещении.
5. Читать в транспорте.
6. Делать гимнастику для глаз.
7. Улучшить освещение своего рабочего места.
8. Чаще бывать на свежем воздухе
9. Смотреть телевизор не меньше трёх часов в день.
10. Сидеть как можно ближе к экрану телевизора.
11. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, зелёный лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
12. Если врач выписал тебе очки, носить их не обязательно.
3. Разминка «В здоровом теле – здоровый дух!»
— Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя
Зарядка всем нужна, друзья!
Ну-ка проведём разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку.
Покачали головой
Руки в крест перед собой.
Покажите радость встречи,
Руки, положив на плечи.
Покачались, как качели.
Ах! – и встали.
Ох! – и сели.
Снова встали, сели, встали.
Пальцы сжали и разжали.
Ну, устали?
4. Конкурс: «Сюрпризный шуточный».
Участвуют капитаны команд.
— Пейте, дети, молоко, будете здоровы! Побеждает тот игрок, который выпьет молоко (кефир) быстрее.
5. Конкурс «Ослепительная улыбка».
— Только тот, кому не лень
Чистит зубы дважды в день,
Весело смеяться будет
И про кариес забудет,
Ведь улыбкой будет он
Белоснежной награжден.
— Поиграем? А в ходе игры повторим, что нужно делать, чтобы сохранить ослепительную улыбку на всю жизнь.
Вам, девчонки и мальчишки,
Я приготовила частушки.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: «Нет, нет, нет».
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет.)
Чтобы блеск зубам придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
(Нет, нет, нет.)
Ох, неловкая Людмила,
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный ответ –
Молодчина Люда?
(Нет.)
Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать!
Это правильный совет?
(Нет. Нет, нет.)
Навсегда запомните, милые друзья,
Не почистив зубы, спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
— Молодцы, ребята! Нам остаётся только вспомнить о наших друзьях, которые помогают нам быть чистюлями.
6. Конкурс «Загадки»
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит-
Она станет чище. (Щётка)
Я, молча, смотрю на всех,
И смотрят все на меня.
Весёлые видят смех,
С печальными плачу я.
Глубокое, как река,
Я дома на вашей стене.
Увидит старик старика,
Ребёнок — ребёнка во мне. (Зеркало)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят ….(душ)
Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
— Помойся ты немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты полдня
Испачкаешь меня. (Полотенце)
7. Конкурс «Здоровье».
Нужно на каждую букву этого слова придумать и записать слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. За каждое правильно подобранное слово вы заработаете балл.
З — здоровье, зарядка, закалка
Д — диета, душ, диетолог
О — отдых
Р — режим, разминка, расческа, ракетка, рюкзачок
В — вода, витамины, врач, воздух
Е – еда, ежевика
8. Конкурс «Приятного аппетита»
— Правильное питание – залог здоровья человека, а здоровье – это его счастье. Подчеркните слова полезные для организма.
Рыба, чипсы, кефир, фанта, геркулес, конфеты, морковь, лук, торт, яблоки, свёкла, чупа-чупс, «Сникерс», капуста, гречка, картофель, вафли, мёд, пирожное, чёрный хлеб, булочки, сок, яйца, масло, жир, вермишель, шоколад, фасоль, горох, мандарины, йогурт, мясо, молоко.
9. Конкурс «Пословицы и поговорки о здоровье».
— Все народы, не только нашей страны, думают о здоровье своём, о здоровье нации. Попробуем объяснить мудрые изречения о здоровье.
1. Кто не умерен в еде, тот враг себе.
2. Работаешь сидя — отдыхай стоя.
3. Здоровье береги смолоду.
4. От простой воды и мыла у микробов тают силы.
5. Здоровье в порядке — спасибо зарядке!
6. Кто поздно встает, тот дня не видит.
7. Здоровье сгубишь – новое не купишь.
8. Здоров будешь – всё добудешь.
9. Здоровье – это то, что мы мало ценим, но за что дороже платим.
10.В здоровом теле — здоровый дух.
11. Здоровье не купишь ни за какие деньги.
12. Все пороки от безделья и лени.
13. Кто курит табак, тот сам себе враг.
14. Чистота — залог здоровья.
10. Игра “Это я, это я, это все мои друзья”.
— Игра – это тоже здоровье. Поиграем.
В этой игре проверяется внимание. Слушайте вопросы, которые задаю я. Если ответ отрицательный, все молчат, а если положительный отвечают хором фразой: «Это я, это я, это все мои друзья”.
— Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?
— Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и весёлым?
— Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
— Кто мороза не боится,
На коньках летит как птица?
— Ну, а кто начнёт обед
Со жвачки импортной, конфет?
— Кто не любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?
— Кто поел и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?
— Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
— Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?
— Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?
«Береги свое здоровье»
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомни ведь здоровье
В магазине не купить.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться —
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь —
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите,
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить.
— Вот и подошло к концу наше занятие. Продолжительность жизни измеряется годами, а её качество – здоровьем. Быть здоровым – желание любого человека. Это желание исполнится, если человек будет соблюдать все правила, о которых я рассказала. Желаем вам крепкого здоровья, отличных отметок, счастья, бодрости и хорошего настроения. Растите крепкими и здоровыми! Помните ребята, что есть ещё доктор, без которого нам всем свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Этот доктор – любовь. Любите друг друга, своих родных и близких. Будьте здоровы!
— Покажите свое настроение! Будьте счастливы! Будьте здоровы!!! До новых встреч!
Сценарий игровой программы «Мы за здоровый образ жизни»
Сценарий конкурсно-игровой программы
«Мы за здоровый образ жизни»
Составитель: методист по воспительно-профилактической работе
МБОУ ДО «Чаинский ДДТ» Романова Ирина Геннадьевна
Цель:
2. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
(Ребята заранее разбиваются на три команды – три отряда. Игровая программа проходит за столами. В ходе игры ребята получают жетоны в виде зеленых листьев. В конце игры листья крепятся на основу дерева. Выигрывает та команда, на дереве которого листьев будет больше).
Ход мероприятия.
Ведущий: – Здравствуйте, ребята!
– А задумывались ли вы, какой смысл имеет это слово?
– Такими словами приветствуют друг друга, желая здоровья. А у вас, ребята, хорошее сегодня настроение? Говорят, что «Хорошее настроение – половина здоровья!».
Я очень рада, что у вас все отлично! В народе говорят: «Здоровому все здорово». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по – настоящему и работать, и учиться, и отдыхать.
И сегодня я приглашаю всех вас, ребята, поучаствовать в игре, посвящённой здоровому образу жизни.
А сейчас узнаем друг о друге немного больше.
Поднимите руки те, кто…
1. любит мороженое;
2. каждый день делает по утрам зарядку;
3. каждый день чистит зубы;
4. любит кататься на велосипеде;
5. обливается холодной водой по утрам;
Молодцы!
– А кто скажет, что значит здоровый образ жизни?
Конечно, все вы правы. Здоровый образ жизни — это соблюдение всех правил, норм для поддержания хорошего здоровья.
Сегодня я предлагаю вам сыграть со мной в игру, тема которой «Мы за здоровый образ жизни». В ходе игры за правильно выполненные задания, вы будете получать зеленые листочки. А в конце игры листья вы будете крепить на основу дерева. Выигрывает та команда, на дереве, которого листьев будет больше.
И первый конкурс называется:
Конкурс «Приятно познакомиться!»
Вам нужно придумать название команды на тему здорового образа жизни и выбрать капитана.
Конкурс-разминка «Народная мудрость»
С давних времён наши предки замечали, что помогает сохранить здоровье, а что разрушает нашу жизнь. Народная мудрость накопила немало пословиц и поговорок на тему здорового образа жизни. Хорошо ли вы ориентируетесь в них, покажет конкурс. На листочках начало поговорок и пословиц, ваша задача их закончить (соединить стрелочками начало и конец). (за правильно выполненное задание – 3 листика).
Береги платье снову, а здоровье…
…здоровья
Двигайся больше, проживёшь…
… прогулкой
Умеренность — мать…
…дольше
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги…
… сгодишься
Утро встречай зарядкой, вечер провожай…
… яд
Коли ешь всё подряд, то еда…
… теряешь
Смолоду закалишься, на весь век…
…смолоду
Недосыпаешь – здоровье …
… калечит
Доброе слово лечит, а злое…
… в тепле
Конкурс «Переполох»
Ваша задача собрать слово из букв, связанное со здоровьем. Какая команда быстрее?
ФИЗКУЛЬТУРА, ЗАКАЛИВАНИЕ, ВИТАМИНЫ.
Конкурс «Пантомима».
Капитаны команд выбирают карточки, на которых написано название вида спорта. Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан. (Если команды угадывают, команда, которая показывала, получает три листика).
Конкурс «Здоровье не купишь – его разум дарит»
Ведущий задает вопросы, на которые нужно дать утвердительные или отрицательные ответы. За каждый правильный ответ команда получает по одному листочку. (Поднимают таблички «ДА» или «НЕТ»).
Вопросы:
Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Ответ: да.)
Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Ответ: нет.)
Верно ли, что зубы надо чистить один раз в день? (Ответ: нет.)
Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Ответ: да.)
Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Ответ: да.)
Легко ли отказаться от курения? (Ответ: нет.)
Правда ли, что недостаток солнца вызывает плохое настроение? (Ответ: да.)
Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Ответ: нет.)
Правда ли, что каждый день нужно выпивать два стакана молока? (Ответ: да.)
Конкурс «Самый меткий»
Задача команд по очереди бросать «апельсины» в корзины, чья команда больше соберёт. (Листики раздаются по количеству попавших в корзину апельсинов).
Конкурс «Здоровье»
А сейчас давайте посмотрим на это волшебное слово “ЗДОРОВЬЕ”. Придумайте слова, связанные со здоровьем на каждую букву этого слова. Каждое слово принесет команде один листик.
(З – зарядка , Д – диета, О – отдых, Р – режим дня, О – очки, В – витамины, Е – еда).
А сейчас пришло время подвести итог игры. Каждая команда прикрепляет заработанные листики на основы деревьев, на каком дереве окажется больше листьев, та команда побеждает.
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься,
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться,
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго, долго будут жить.
И запомни ведь здоровье
В магазине не купить.
Береги платье снову, а здоровье…
…здоровья
Двигайся больше, проживёшь…
… прогулкой
Умеренность — мать…
…дольше
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги…
… сгодишься
Утро встречай зарядкой, вечер провожай…
… яд
Коли ешь всё подряд, то еда…
… теряешь
Смолоду закалишься, на весь век…
…смолоду
Недосыпаешь – здоровье …
… калечит
Доброе слово лечит, а злое…
… в тепле
Береги платье снову, а здоровье…
…здоровья
Двигайся больше, проживёшь…
… прогулкой
Умеренность — мать…
…дольше
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги…
… сгодишься
Утро встречай зарядкой, вечер провожай…
… яд
Коли ешь всё подряд, то еда…
… теряешь
Смолоду закалишься, на весь век…
…смолоду
Недосыпаешь – здоровье …
… калечит
Доброе слово лечит, а злое…
… в тепле
Игра по теме «ЗДОРОВЬЕ»
Игра по теме «ЗДОРОВЬЕ»
Игра по теме «ЗДОРОВЬЕ»
Учитель: Приветствуем всех, кто время нашел.
На праздник здоровья охотно пришел.
Кто хочет прожить без врачей и таблеток.
Кто бодрый, веселый — их любим за это!
Здоровье своё бережём с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!
В век технического прогресса и развития космических технологий, как вы думаете, что всего дороже? Конечно же здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете решать жизненно важные задачи. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. Быть здоровым – естественное желание человека, рано или поздно все задумываются о своем здоровье. Каждый из нас должен осознавать, какой это бесценный клад.
Учитель: Вы помните сказку В.Катаева «Цветик-семицветик»? В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова, как тотчас же любое желание исполнялось. Когда у Жени остался последний лепесток, она увидела грустного мальчика Витю, у которого болела нога, и который поэтому не мог бегать и играть с другими детьми. Жене стало его жалко, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым. На этом сказка кончается.
Давайте и мы представим, что Волшебница и нам подарила цветок, но не простой, а волшебный цветок здоровья. Как бы он выглядел? (На доске открывается цветок, дети по очереди отрывают лепестки, переворачивают и читают то, что написано на обратной стороне лепестков.)
- Здоровье – это красота.
- Здоровье – это сила и ум.
- Здоровье – это самое большое богатство.
- Здоровье – это то, что нужно беречь.
- Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным.
- Здоровье – это долгая счастливая жизнь.
- Здоровье – это когда ты весел и у тебя всё получается.
Учитель: Друзья, у меня есть для вас стихи, но их прочесть поможете вы.
Как только руку подниму я вверх, слово «здоровье» произносят все!
Законы ____________ должны мы твердо знать!
Свое ____________ беречь и охранять!
____________ много значит!
____________ всех важней!
Учитель: Что же нужно делать, чтобы быть здоровым? Правильно, необходимо хотеть и уметь заботиться о своём здоровье.
Конкурс «Здоровье»
К каждой букве в слове «здоровье» нужно подобрать другие слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни. Каждое слово принесет команде один балл. На выполнение задания отводится одна минута. (Во время работы команд звучит музыка.)
Учитель: А сейчас у нас игра на внимание и на ребятишкины знания.
Если мой совет хороший,
То похлопайте в ладоши,
На неправильный совет,
Говорите сразу: «Нет».
Блеск зубам чтобы придать
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика,
И почистить зубики.
Это правильный ответ? (Нет!)
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять
Полезно гвозди пожевать!
Это правильный совет? (Нет!)
Постоянно нужно есть,
Для зубов ваших
Фрукты, овощи, омлет
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.
Конкурс «Угадай пословицу»
12 6 10 11 8 11 1 – 5 1 7 8 3 5 4 8 9 8 2 13 14!
А В Г Д З И Л О Р С Т Ч Ь Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Ответ: Чистота – залог здоровья!
Игра «Рифмы».
В кране нам журчит водица:
«Мойте чище ваши ……» (лица)
Разгрызёшь стальные трубы,
Если чисто чистишь ………. (зубы)
Превратятся скоро в когти
Неподстриженные …… (ногти).
В бане целый час потела –
Лёгким, чистым стало …….. (тело).
С детства людям всем твердят,
Что табак – смертельный ……… (яд).
Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с ……… (мылом).
Конкурс «Народная мудрость гласит»
Команды получают карточки с незаконченными пословицами. Задача участников – закончить пословицы о здоровье. В конце конкурса представители команд зачитывают свои варианты окончания пословиц. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Здоровье в порядке – спасибо ___. (Ответ: зарядке.)
Если хочешь быть здоров – ___. (Ответ: закаляйся.)
В здоровом теле – ___. (Ответ: здоровый дух.)
Учитель: А теперь давайте проверим, как вы знаете правила заботы о своём здоровье. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Игра «Антирифмы»
Зубы ты почисть сначала,
Есть для этого ……. (не мочало, а щётка и паста)
Хоккеистов слышен плач:
Пропустил вратарь их …….. (не мяч, а шайбу)
С каждым днём нам лето ближе,
Скоро встанем все на ……. (не на лыжи, а на ролики)
Лыжня огибает деревья, пеньки,
Несут, как на крыльях, нас наши………. (не коньки, а лыжи)
У Иринки и Оксанки
Трёхколёсные есть…….. (не санки, а велосипеды).
Конкурс «Здоровье не купишь – его разум дарит»
За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Вопросы:
- Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Ответ: да.)
- Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Ответ: нет.)
- Верно ли, что зубы надо чистить один раз в день? (Ответ: нет.)
- Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Ответ: да.)
- Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Ответ: да.)
- Легко ли отказаться от курения? (Ответ: нет.)
- Правда ли, что недостаток солнца вызывает плохое настроение? (Ответ: да.)
- Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Ответ: нет.)
- Правда ли, что каждый день нужно выпивать два стакана молока? (Ответ: да.)
Учитель: Вы очень хорошо и дружно работаете! Наступило время дать отдых вашим глазам. (Физминутка для глаз)
Учитель: «Овощи и фрукты – кладовая здоровья» — почему так говорят? (ответы детей)
Конкурс загадок
Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка
Упадёт сама в траву. (Яблоко)
Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают. (Банан)
Синий мундир, жёлтая подкладка,
В середине — сладко. (Слива)
Этот плод сладкий хорош и пригож,
На толстую бабу по форме похож. (Груша)
Ни в полях и ни в садах,
Ни у вас и ни у нас,
А в тропических лесах
Вырастает … (Ананас)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь. (Лук)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? … (Свекла)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
Игра «Полезно — вредно»
Полезно – руки вверх
Вредно – хлопаем
Рыба, чипсы, морковь, капуста, гречневая каша, торт, жирное мясо, пепси, молоко, яблоки, сухарики, отварное мясо птицы, жевательные конфеты, сок
Конкурс «Знание – сила»
За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.
Вопросы:
- Как называется результат воздействия мороза на организм человека? (Ответ: обморожение.)
- Кто может заразить человека бешенством? (Ответ: животные.)
- Как называются напитки, которые губят здоровье человека? (Ответ: алкоголь.)
- Как называется материал для перевязки? (Ответ: бинт.)
- Как называется травма, нанесенная огнем? (Ответ: ожог.)
- Что способствует закаливанию организма? (Ответ: солнце, воздух, вода.)
Учитель: Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового образа жизни. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы — наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система .
Я желаю вам, ребята — быть здоровыми всегда,
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться, каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите, по возможности всегда,
На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!
Желаю вам цвести, расти
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие