Формирование иммунитета у детей: К какому возрасту формируется иммунитет у ребенка — развитие иммунной системы – Возрастные особенности иммунитета у детей | Щеплягина Л.А., Круглова И.В.

Содержание

К какому возрасту формируется иммунитет у ребенка — развитие иммунной системы

Перед тем, как поговорить о времени и стадиях формирования детского иммунитета, стоит знать, что же такое иммунитет, как работает и как образуется иммунитет у ребенка.

Иммунитет – это совокупность различных жизненных систем организма, которые направлены на борьбу с различными чужеродными инфекциями и микробами, и служит естественным щитом между организмом и окружающей средой. Иммунная система человека начинает формироваться еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. Таким образом, иммунная система человека начинает работать еще до рождения, что способствует тому, что ребенок не заболевает сразу после рождения.

Иммунитет делится на два вида – врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Формирование иммунной системы у детей происходит поэтапно.

Врожденный иммунитет

Как понятно из названия, врожденный иммунитет уже есть у человека с самого рождения, и именно благодаря нему новорожденный малыш защищен от негативных воздействий окружающей среды. Врожденный иммунитет начинает свою работу с того момента, как малыш появляется на свет, но несмотря на это, работает он все же не в полной мере. Иммунная система и организм формируются поэтапно, с течением времени, и именно в этот момент ребенок более всего нуждается в материнском молоке и дополнительной защите.

Как уже говорилось ранее, с самого рождения ребенка иммунная система уже в состоянии защитить новорожденного малыша от таких болезней, как бронхит, ангина, отит, воспаление верхних дыхательных путей. После проникновения инфекции в детский организм первым барьером, который становится у нее пути, является наша слизистая оболочка.

Благодаря особой кислой среде, которая не способствует развитию вредных инфекций и бактерий, инфекция не может попасть глубже в организм. При этом слизистая оболочка начинает выделять вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Таким образом именно благодаря нашей слизистой оболочке останавливаются и уничтожаются большинство возбудителей болезней и вредных микробов.

Если же инфекции и вредным микробам каким-то образом удалось миновать слизистую оболочку человека, то на ее пути встречается еще один слой защиты, а именно фагоциты. Фагоциты – это клетки, которые защищают наш организм от инфекций, находясь как в слизистой оболочке и коже, так и у нас в крови. Благодаря воздействию специальных белковых комплексов фагоциты начинают оказывать воздействие, которое уничтожает и «дезинфицирует» наш организм от воздействия различных инфекций. Данный способ защиты в 99,9% случаев останавливает любую инфекцию, что делает его не менее эффективным и действенным.

Приобретенный иммунитет

В отличие от врожденного иммунитета, приобретенный иммунитет начинает формироваться постепенно. По мере того, как мы заболеваем той или иной болезнью, наш организм с каждым разом становится все защищённее и защищённее. Обуславливается это тем, что во время болезни иммунитет вырабатывает определенные клетки, которые борются именно с этой инфекцией.

В дальнейшем при повторном заболевании организм уже знает, какие клетки необходимо вырабатывать, благодаря чему мы значительно меньше болеем и быстрее выздоравливаем. Неплохим вариантом укрепления специфической иммунной системы является вакцинирование. При вакцинации в организм человека вносятся ослабленные вирусы и инфекции, и организму справиться с ними будут намного легче, нежели он бы боролся с настоящим вирусом этой болезни.

Итак, на такой интересный вопрос, как формируется иммунитет у детей мы ответим далее.

Иммунитет у новорожденных

На протяжении всей жизни человеку приходится сталкиваться с бессчётным количеством вредных и опасных микроорганизмов, на каждый из которых организм должен выработать свое лекарство. В связи с этим, организм новорожденного ребенка наиболее уязвим, так как его приобретенный иммунитет не может дать достойный ответ болезням из-за своей неопытности.

Формирование иммунитета у плода начинает происходить примерно на четвертой-пятой неделе беременности, потому что именно в этот период начинает формироваться и печень, отвечающая за выработку В-лимфоцитов. Приблизительно на шестой-седьмой неделе начинает формироваться вилочковая железа, отвечающая за вырабатывание Т-лимфоцитов. Приблизительно на таких же сроках постепенно начинают вырабатываться иммуноглобулины.

На третьем месяце беременности лимфоциты группы В вырабатывают полный комплект иммуноглобулинов, которые и будут участвовать в защите новорожденного малыша в первые недели его жизни. Немаловажным этапом является и формирование селезенки, так как благодаря ей в организме вырабатываются необходимые нам лимфоциты. Однако, лимфоузлы, способствующие защите и задержке инородных тел в нашем организме, в полную силу начинают работать толь тогда, когда ребенку 7-8 лет.

Стоит помнить, что любые нарушения в питании, заболевание различными инфекционными болезнями в первые пять месяцев беременности оказывают негативное воздействие на формирование селезенки и печени, что чревато значительным ухудшением здоровья ребенка при рождении. Поэтому в этот опасный период нужно избегать мест скопления людей, больниц, общения с зараженными людьми.

Первый период развития

Первым критическим периодом в становлении иммунитета ребенка является непосредственный момент рождения. Дело в том, что во время родов иммунитет специально подавляется, работая при этом на 40-45%. Объяснить это можно тем, что при прохождении ребенком родовых путей он контактирует с миллионами новых неизвестных для него бактерий, а при появлении на свет это количество увеличивается до миллиардов.

В случае полноценной работы иммунной системы ребенка, организм бы не смог справиться с таким давлением неизвестных организмов и погиб бы. В связи с этим во время рождения малыш оказывается наиболее уязвимым для различных инфекций, и лишь благодаря материнским клеткам (иммуноглобулинам) организм продолжает полноценно функционировать. После появления на свет желудочно-кишечный тракт ребенка заполняется множеством полезных кишечных бактерий, и при непосредственном питании ребенка грудным молоком и смесями иммунная система малыша начинает постепенно восстанавливаться.

Второй период в развитии

Примерно в возрасте 6-7 месяцев отроду полученные материнские клетки и антитела практически полностью покидают детский организм. Обуславливается это тем, что к этому возрасту детский организм уже должен сам научится вырабатывать иммуноглобулин А. Его также получают при вакцинировании, однако из-за отсутствия памяти у клеток этого иммуноглобулина в полугодовалом возрасте необходимо повторно пройти процесс вакцинации.

Отличным методом укрепления иммунной системы в такой нелегкий период становится закаливание. Для этого во время приема водных процедур обливайте ребенка теплой водой, которая отличается от температуры тела на 2-3 градуса. Еженедельно рекомендуется снижать температуру воды на 1 градус. Вода не должна быть холоднее 28 градусов по Цельсию.

Третий период

Третьим критическим моментом в развитии иммунитета ребенка является период, когда ребенку от двух до трех лет. Именно в этот период максимально эффективно происходит становление приобретенного иммунитета. Обуславливается это тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно контактировать с другими малышами, взрослыми людьми, различными представителями животного мира, будь то кошки, собаки или попугаи, а также тем, что ребенок впервые посещает детский сад.

Этот период является чрезвычайно важным и ответственным, так как ребенок начинает довольно часто болеть, и во многих случаях одна болезнь может перетекать или сменяться другой. Однако чересчур паниковать из-за ослабленного иммунитета ребенка не стоит, так как именно в этот момент у ребенка происходит контактирование с микроорганизмами и микробами, что необходимо для нормального развития иммунной системы. В среднем за норму принято полагать то, что ребенок болеет от восьми до двенадцати раз в год.

Также необходимо знать, что в данный период жизни вашего ребенка ни в коем случае нельзя давать детям препараты, стимулирующие эффект, так как это может не только помешать в развитии приобретенного иммунитета, но и вовсе ухудшить его состояние.

Четвертый период

Немаловажным периодом является и период, попадающий на возраст 6-7 лет. В данный период жизни у ребенка уже есть необходимые лимфоциты, необходимые для здорового функционирования. Однако иммуноглобулина А в организме все еще не хватает, и поэтому именно в этот период дети довольно часто обзаводятся новыми хроническими болезнями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

В данный период будет не лишним прибегнуть к помощи поливитаминных комплексов, однако о том, в каких именно витаминах нуждается ребенок, должен сказать его лечащий врач-педиатр. Использовать препараты, которые стимулируют иммунную систему ребенка, рекомендуется только после тщательного осмотра врача и проведения иммунограммы, которая и покажет, какая часть иммунной системы вашего ребенка является ослабленной и какую нужно укрепить.

Пятый период

Последним критическим периодом в формировании иммунной системы является подростковый период. У девочек данный период начинается немного ранее — с 12-13 лет, у мальчиков же он начинается приблизительно в возрасте 14-16 лет. Характеризуется он тем, что организм перестраивается из-за действия гормонов, а также в связи с быстрым ростом. Это все влечет за собой то, что лимфотические узлы уменьшаются в размерах, подвергая организм ребенка опасностям.

Также именно в этот период дают о себе знать и старые хронические заболевания, но с новой, более опасной силой. Также в подростковом возрасте дети подвергаются влиянию других людей, что влечет за собой заимствованием вредных привычек, также являющихся достаточно серьезным испытанием для иммунной системы и всего организма в целом.

Таким образом следует знать, что развитие иммунной системы у детей происходит постепенно, в пять этапов. Каждый из этих этапов чрезвычайно важен и требует тщательного контроля со стороны родителей.

Видео

Статья по теме: Тема: «Иммунитет и его виды. Формирование его у детей дошкольного возраста».

Оглавление 
Глава 1. Введение 


Глава 2. Основная часть 


2.1 Что такое иммунитет? 
2.2 Виды иммунитета 
2.3 Механизм действий иммунного ответа
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе 

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета


Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 «5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод 
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Глава 1.

Введение.

 
В народе говорят: «Здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь». 
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма. 
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье». 
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам. 
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
Задачи: 

  •                   изучить и проанализировать материал по теме; 
  •                   рассмотреть механизм действия иммунитета; 
  •                   выяснить причины ослабления иммунитета; 
  •                   найти пути повышения иммунитета; 
  •                   детский иммунитет;
  •                   проанализировать и систематизировать полученные                                      сведения.

Глава 2

Основная часть

2.1. Что такое иммунитет? 

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше — его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет — защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев — клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы — лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего «помочь» своему иммунитету, необходимо знать его «структуру», каким  образом она работает.

2.2 Виды иммунитета


По механизму развития различают следующие виды иммунитета: 
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя. 
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов. 
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным. 
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов. 
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания. 
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров. 
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части 

2.3. Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ — реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ – первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача — формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ – второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ — формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ — активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин – молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма – уровня реакции на инфекцию и токсины.

2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе

  •   Нездоровый образ жизни
  •  Загрязнение окружающей среды 
  •  Появление новых вирусных бактерий 
  •  Частые бактериальные и вирусные инфекции 
  • Неправильное питание 
  • Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами 
  • Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс .

2.5. Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам. За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета. К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно, же необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

2.6. Причины снижения иммунитета

  • сбои пищеварительной системы
  • недостаток витаминов и микроэлементов
  • хирургические вмешательства
  • острые респираторные заболевания
  • хронические и повторяющиеся заболевания
  • медикаменты (антибиотики, стероиды, онкологические препараты)
  • паразиты
  • неполноценный рацион, дисбаланс питания (например, недостаток белка или клетчатки)
  • малоподвижный образ жизни, редкие прогулки
  • недосыпание, умственные и физические перегрузки
  • постоянные стрессы
  • активное и пассивное курение,
  • врождённые нарушения иммунитета

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 3. 

3.1.Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста. 

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом иммунитет ребёнка, не болея сам, «знакомится» с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина — замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

3.2. «5 критических периодов в жизни детей»

Известны «5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

  1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза( слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
  1. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
  2. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
  3. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
  4. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок – совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний – снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

3.3. Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

  • Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
  • Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.
  • Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
  • Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.
  • При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: правильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
  • Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы — селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.
  • Пробиотики — продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
  • Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
  • Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона ( потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) – анаферон детский, эргоферон.
  • Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
  • Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.
  • Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
  • Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Глава 4 .

 Вывод.

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.

Многие острые и хронические болезни негативно влияют на иммунитет, что существенно снижает резистентность ребенка к инфекции и другим повреждающим факторам. Поэтому в ряде случаев с целью повышения эффективности лечения, предупреждения тяжелых осложнений и снижения риска неблагоприятного исхода болезни назначаются препараты, повышающие функциональную активность органов и тканей иммунной системы (иммунотропные препараты). Приоритетное место среди них должны занимать лекарственные средства эндогенного происхождения, обладающие максимальной иммуномодулирующей активностью и безопасностью. Прежде всего, это препараты интерферона.

В экстренных ситуациях, угрожающих жизни или эпидемиологической безопасности, для воздействия на иммунитет предпочтение отдают препаратам иммуноглобулинов для внутривенного или внутримышечного введения.

Глава 5.

Список литературы и информационных сайтов.

Приложения.

1.     Большая медицинская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. А. Н. Бакулев. М.: Госмедиздат; издание 2-е, 1956 – 1967, т. 11. – 716 с.

2.     Грунтенко Е.В. Иммунитет. За и против. — М., “Знание”, 1982. – 248

3.     Покровский В.М., Коротько Г.Ф., Физиология человека, М., «Медицина», 1997, т.1, с. 298 – 307.

4.     Ройт. А. Основы иммунологии. М., “Мир”, 1991. – 328 с.

5.     Семенов Э.В. Анатомия и физиология человека. — Пособие для поступающих в ВУЗы — М., АНМИ, 1995. – 97 с.

6.    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82

7.     http://mirsovetov.ru/a/fashion/beauty-and-health/strengthen-immunity.html

8.     www.mednovosti.ru

9.          ms-mk.ru 

10.       www.transferfaktory.ru

приложение

Тема: «Иммунитет и его виды. Формирование его у детей дошкольного возраста».

Выполнила:

Кочергина Мария Александровна

Старший воспитатель

МАДОУ д/с общеразвивающего вида №50

Особенности развития иммунитета у детей разного возраста

Многие родители, видящие свое любимое чадо болеющим, беспокоятся за состояние его иммунитета. Такая реакция абсолютно оправдана, ведь в современном мире негативные факторы могут сильно влиять на здоровье детей. Чтобы понять, насколько верны подобные опасения, и не упустить момент, нужно знать особенности развития иммунной системы.

Иммунитет — это способ защиты организма от агрессивной окружающей среды, содержащей множество различных чужеродных агентов, таких как: вирусы, грибки, бактерии и другие микроорганизмы. Такая способность противостоять инфекциям является результатом слаженной работы механизма иммунной системы.

Врожденный иммунитет

Слово «врожденный» говорит само за себя. Этот иммунитет работает с момента появления ребенка на свет.

Первая преграда, которую встречают на своем пути микробы — это кожа и слизистые оболочки. Кожа является для них полноценным барьером благодаря своей непроницаемости и кислой рН поверхности. Слизистые оболочки, контактирующие с внешней средой, обладают целым комплексом защитных свойств. Слизь, выделяемая клетками, не дает микроорганизмам прикрепиться, а движения специальных ресничек «выгоняют» их наружу. Жидкости организма (слезы, желчь, слюна и другие) обладают бактерицидным свойством, то есть способностью убивать бактерии.

Если по каким-то причинам барьер не сработал, и микроорганизм проник сквозь него, на помощь приходят клетки — фагоциты, устраняющие чужеродные агенты.

Приобретенный иммунитет

Формируется постепенно. Каждая встреча с микробом остается в «иммунологической» памяти, с помощью которой организм получает возможность противостоять повторному заражению этой инфекцией, реагировать быстрее. Такая защита обусловлена двумя звеньями приобретенного иммунитета — клеточного (Т и В лимфоциты) и гуморального (антитела). Лимфоциты запоминают микроб, а антитела его убивают. Механизм «иммунологической» памяти лежит в основе вакцинации.

Сталкиваясь в течение жизни с различными микроорганизмами, иммунная система человека развивается и накапливает «опыт», чтобы эффективно отвечать на любое вторжение. Иммунитет ребенка несовершенен, процесс его становления длительный и имеет несколько критических периодов.

shutterstock_373592836.jpg

Первый критический период (до 28 дней жизни)

При рождении иммунная система целенаправленно подавлена. Происходит это потому, что в одночасье встреча с огромным количеством новых бактерий стала бы слишком серьезным испытанием для нее.

В этот период новорожденный восприимчив к окружающим его микробам, однако не беззащитен перед ними. Содержащиеся в грудном молоке матери антитела обеспечивают эффективную оборону.

Формирование нормальной иммунной системы и аллергии (как проявления неадекватного иммунного ответа) идут параллельно. Правильный баланс микрофлоры кишечника ребенка с преобладанием бифидобактерий является фактором, защищающим от развития аллергических заболеваний. «Заселение» кишечника полезными бактериями происходит благодаря грудному вскармливанию.

Второй критический период (до 4-6 месяцев)

Количество защитных антител матери постепенно уменьшается, и примерно к 6-ти месяцам они выводятся из организма ребенка. Этим фактом обусловлен второй критический период. Иммунная система приобретает способность самостоятельно продуцировать антитела в ответ на проникновение инфекции, однако она еще не может «запоминать» их. Именно поэтому вакцинация, проведенная в этом возрасте, требует повторения.

Местный иммунитет слизистых оболочек, контактирующих с внешней средой, очень слаб, а это означает, что они больше всего подвержены атакам микробов. Повторные ОРВИ, острые респираторные заболевания (ОРЗ) и кишечные инфекции — частая проблема. Нетипично могут протекать такие детские инфекции, как коклюш и корь, при этом не оставляя защитного иммунитета.

Аллергия в этом периоде — чаще всего пищевая (например, на белок коровьего молока) и маскируется явлениями диатеза.

Третий критический период (до 2-х лет)

Важный этап в развитии иммунной системы, на котором приобретенный иммунитет начинает формировать «иммунологическую» память к перенесенным инфекциям.

Свобода передвижения, активный контакт с другими детьми и животными — все это приводит к встрече с новыми микробами. Частота заболеваний ребенка нарастает, одна болезнь следует за другой, но бояться этого не стоит — иммунная система активно набирается «опыта», встречаясь с различными вирусами и бактериями.

Работа системы местного иммунитета слизистых оболочек по-прежнему недостаточна. Поэтому такие заболевания органов дыхания, как ринит, синусит, фарингит, тонзиллит, ларингит, трахеит, бронхит — остаются самыми частыми. Такое состояние малыша заставляет многих родителей прибегать различным препаратам, стимулирующим иммунитет, однако это может только вмешаться в процесс формирования нормальной иммунной системы ребенка и ослабить ее. Лучше воздержаться от подобных лекарств.

Явления аллергического диатеза (атопического дерматита) в этом возрасте могут нарастать.

Четвертый критический период (до 4-6 лет)

shutterstock_355271534.jpg

Наконец, концентрация защитных антител ребенка соответствует уровню взрослого человека. Однако местный иммунитет слизистых оболочек все еще развит неполноценно, что может привести к формированию хронических заболеваний дыхательных путей.

Для детей этого возраста характерны глистные инвазии (лямблиоз).

На данном этапе к проявлениям кожной аллергии может присоединиться повышенная чувствительность к вдыхаемым из воздуха аллергенам (домашняя пыль, пыльца растений и другие) и как итог аллергический насморк (ринит) и/или бронхиальная астма.

Пятый критический период (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков)

Подростковый возраст. Усиленный рост ребенка сочетается с уменьшением объема органов иммунной системы, а бурная гормональная перестройка подавляет клеточное звено иммунитета. В этот период нарастает воздействие внешних негативных факторов, например, курения. Характерна восприимчивость к различным вирусным инфекциям.

Аллергические заболевания, такие как бронхиальная астма, могут временно ослабевать, но впоследствии вновь появляться в молодом возрасте. Контроль врача аллерголога-иммунолога обязателен.

Формирование иммунной системы ребенка происходит активно. Родителям важно знать уязвимые периоды, быть внимательными и не допустить перехода острых инфекционных заболеваний в хронические, а также вовремя проводить профилактику развития аллергии при наличии предрасположенности к ней.

Частые заболевания ребенка не всегда показатель слабости его иммунитета. Самостоятельный прием иммуностимулирующих препаратов может неблагоприятно сказаться на развитии иммунной системы. Ни один из них не должен применяться без предварительного исследования состояния всех компонентов иммунитета (анализ «иммунный статус») и рекомендации врача аллерголога-иммунолога.

Комментарии экспертов

пушкова.jpgЕкатерина Пушкова, врач-педиатр, аллерголог-иммунолог медицинского центра «Атлас»

— Что означает «группа часто болеющих детей» и кто к ней относится? 

— Термин ЧБД (часто болеющий ребенок) — это не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, которая крайне разнообразна по составу. В нее входят дети с хроническими очагами инфекции, эндокринологической, сердечно-сосудистой, бронхо-легочной патологией, дети с аллергическими заболеваниями (в частности с бронхиальной астмой), с врожденными пороками развития и т. д.

После определения ребенка в группу ЧБД педиатр начинает диагностический поиск с подключением специалистов для выяснения причины рецидивирующих инфекционных заболеваний. Если есть подозрение на иммунодефицитное состояние, то в план обследования включается консультация иммунолога — аллерголога.

После полноценного обследования составляется индивидуальный план лечебных и реабилитационных мероприятий с целью стабилизации состояния и профилактики заболеваний.

— Как укрепить иммунитет ребенка, не прибегая к различным лекарствам?

— Для повешения неспецифической реактивности организма хорошо работают простые и понятные мероприятия, такие как закаливание, режим сна и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, сбалансированное питание. Для специфической реактивности — вакцинация.

Мария Ревенок, врач-педиатр, г. Брянск

От врача-педиатра можно услышать: «Ваш ребенок относится к группе часто болеющих детей (ЧБД)». Давайте разберем, что же это значит. Этот термин относится к острым респираторным вирусным инфекциям, которые обязательно встречаются на пути каждого ребенка. Но вот сколько раз эта встреча произойдет и как она будет протекать — это для нас и представляет интерес.

Для разных возрастных групп свои критерии часто болеющего ребенка. Дети до года — болеющие длительно 4 и более раз; дети младшего возраста, только начинающие посещать дошкольные учреждения — более 6 раз; далее эта цифра снижается до 4 раз в возрасте детей старше 5 лет.

Важная оговорка: болеющие не только часто, но и длительно! То есть больше важен не сам факт перенесения ребенком вирусной инфекции, а то, как он ее переносит. Как укреплять иммунитет и закалить малыша? Мой ответ — не надо его «раскалять». Дети рождаются с удивительной способностью к приспособлению к окружающим условиям! Помещение малыша в «идеальные» оранжерейные условия (часто это очень тепло и сухо) и ограждения от каждого дуновения свежего воздуха — одна из причин, почему иммунитету не нужно начинать активно трудиться. Когда все же происходит встреча с вирусом или холодной лужей — организм просто не знает, что с этим нужно делать!

Ребенку, который уже часто и длительно болеет важно максимально избегать контактов с новыми инфекциями для восстановления иммунитета и правильно лечить основную болезнь. Также важно научиться не прикасаться руками к лицу и не класть в рот то, что для этого не предназначено.

Вот некоторые советы, которые помогут поддержать иммунитет вашего малыша:

  • необходимо отрегулировать прохладный и влажный воздух в доме, где живет ребенок,
  • совершать ежедневные прогулки на свежем воздухе при любой погоде,
  • обеспечивать специально подобранное для вашего малыша питание,
  • не забывать о питье чистой воды и мытье рук всем членам семьи,
  • соблюдать умеренность в посещении людных мест.

Критический возраст: когда иммунитет ребёнка слабее всего | Здоровье ребенка | Здоровье

Замысел природы

Да потому, что так задумано природой. Если объяснять на пальцах, иммунитет – это наша защита от инфекций.

В систему обороны от чуждых нам микробов и бактерий входят костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные бляшки кишечника… Все они связаны между собой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. Вирусы и бактерии являются чужеродными для нас агентами – антигенами. Как только антигены попадают в организм, иммунная система вырабатывает антитела, которые вступают в борьбу с антигенами и их обезвреживают. При хорошем иммунитете организм успешно защищается и человек или вообще не заболевает, или быстро справляется с болезнью. При сниженном – организм отбивается от инфекции вяло, болезнь берет верх и человек болеет долго. 

Почему дети болеют?

Но, как объяснила врач-педиатр, доктор медицинских наук Марина Дегтярева, иммунная система ребенка созревает постепенно, она не готова сразу работать так, как работает система взрослого человека. Новорожденные, например, очень слабо вырабатывают некоторые антитела. Их защищают материнские, которые поступили к ним когда-то через плаценту, но это наследство постепенно расходуется. Если мама кормит младенца грудью, с молоком он получает еще какую-то часть антител-иммуноглобулинов класса А, которые защищают от инфекций кишечник. Иммуноглобулины класса G дети начинают вырабатывать в полной мере только к двум годам. А целиком иммунная система созревает годам к пяти.

А до этого, в годы, мало защищенные от болезней незрелым иммунитетом, детям приходится пережить два трудных момента: бурный физиологический рост и… поступление в детский сад.

В год-два ребенок стремительно тянется в высоту, набирает вес, у него идет созревание внутренних органов и систем, обмен веществ проходит очень напряженно, и в это же время режутся зубы – огромная нагрузка на еще не сложившийся иммунитет. Оградить малыша от вирусных инфекций в это время практически невозможно.

В три года большинство малышей поступает в детский сад. Из дома, где у ребенка был контакт только с двумя-тремя взрослыми и, значит, с ограниченным набором микрофлоры, малыш попадает в коллектив, куда каждый ребенок приносит вирусы и бактерии своей семьи. Круг возбудителей болезней резко расширяется и ребенок начинает часто болеть.

Возникает вопрос: может, для здоровья ребенка было бы лучше, если бы он пошел в детский сад не в 3 года, а в 5 лет, когда его иммунная система уже созрела?

Да, пожалуй. Но совсем не ходить в детский сад – тоже не лучший вариант. Тогда ребенок встречается с большим количеством возбудителей только в школе и первые два класса не вылезает из болезней. Уж пусть отболеет свое в детском саду. А отболеть какое-то количество раз он должен, чтобы выработать в своем организме защиту от наиболее распространенных возбудителей инфекций!

Что подрывает иммунитет

Состояние иммунитета – величина не постоянная. Иммунитет у двух детей одного возраста может быть разным: у одного лучше, у другого – хуже. И даже у одного и того же ребенка в разные периоды иммунитет может то снижаться, то повышаться. Отчего такие колебания зависят?

● Иногда сниженный иммунитет может достаться ребенку по наследству. У определенного процента детей и взрослых есть врожденные формы иммунодефицита. Организм таких людей вырабатывает мало иммуноглобулинов класса А, того самого, который обычно в большом количестве находится на слизистых оболочках носа и рта, в секрете верхних дыхательных путей, в кишечном тракте. Иммуноглобулин А – первый заслон для инфекции, проникающей в наш организм из окружающей среды. Иммунологи до сих пор спорят, лечить эту недостаточность иммуноглобулина А или не лечить? Дети с такой недостаточностью часто болеют ОРВИ и, вырастая, продолжают часто болеть. Ваш это случай или нет, может показать подробный анализ иммунного статуса.

● Наши дети сейчас очень загружены, они в постоянном напряжении, а это мощный стресс. Перегрузки можно снизить, если строго соблюдать режим. Это принципиальный момент. Взрослые режим часто недооценивают. Позволяют ребенку поздно ложиться, смотреть часами телевизор. Стрессы, недосыпание подрывают иммунную систему на корню.

● Никто никогда не подсчитывал, как часто болеют любимые и как часто – нелюбимые дети. Но многие педиатры уверены, что ребенок, которого любят просто за то, что он есть, – болеет реже.

● То, что дети больших городов болеют чаще сельских, ни для кого не секрет. Переселиться всем горожанам в деревню – нереально. Но увозить детей из города на лето, на выходные – вполне доступно. А в будни больше гулять в любую погоду.

● Поддержать иммунитет можно правильным питанием. Ребенок должен получать полноценный белок для построения иммуноглобулинов. Он должен есть мясо и рыбу. Особенно полезны крольчатина и телятина – они содержат формы железа, наиболее подходящие для синтеза гемоглобина. Нерафинированные растительные масла дадут организму необходимые для клеток иммунной системы полиненасыщенные жирные кислоты. Дети должны получать витамины из фруктов, овощей, свежевыжатых соков. Витамины улучшают обменные процессы в клетках иммунной системы.

Тревожный месяц

При снижении иммунитета человека валит болезнь, а после болезни иммунитет снижается еще больше. Получается заколдованный круг, который непонятно, как разорвать.

После болезни иммунитету надо помочь восстановиться. У детей это происходит в среднем за 1 месяц.

В течение месяца после болезни ребенок должен:

● много спать, желательно и днем;

● есть не реже четырех раз в сутки;

● пить витаминные препараты;

● много гулять;

● но поменьше общаться с другими людьми, чтобы не вступать в контакт с их бактериями и вирусами. Значит, не ходить в театры, музеи, гости, не принимать гостей у себя.

Именно в это время полезно попить иммуномодуляторы, на которые так уповают многие родители.

Но будьте осторожны. Во-первых, не все то, что можно взрослым, полезно детям. Препараты, которые вы собираетесь купить, должны быть не просто разрешены Фармкомитетом РФ, но и разрешены к применению в педиатрии.

Во-вторых, лучше, конечно, сначала сделать анализ крови – проверить иммунный статус ребенка, а уже потом врач выберет для него иммуномодулятор прицельно.

Кстати

Есть ли какие-то «нормы болезни»? В каком случае можно сказать, что ребенок болеет часто?

Оказывается, «нормы» есть. Если дети от 2 до 6 лет болеют ОРВИ не более 5–6 раз в год – это нормально. Для младших школьников норма – 4 раза в год. Но если у вас ребенок не вылезает из простуд, болеет раз 10 в год – то ему надо проверить иммунный статус.

Интересно

В жизни детей есть критические периоды, которые с точки зрения высокой науки еще не совсем понятны иммунологам, но тем не менее известны всем врачам-практикам. Два раза у детей меняется клеточный состав крови: на 4–5-е сутки после рождения и на 4–5-м году жизни. При второй смене доля лимфоцитов в крови становится меньше, а доля нейтрофилов – клеток, которые быстро реагируют на бактериальные возбудители, – возрастает. Дети приобретают формулу крови взрослых. Только после пяти лет дети начинают реагировать на вирусы и бактерии так же, как взрослые.

Смотрите также:

Особенности иммунитета новорожденных — Щелкунова Валерия Максимовна

Иммунная система новорожденных сильнее, чем считалось раньше. Несмотря на то, что после рождения организму сразу приходится бороться с вирусами и бактериями, младенец быстро растет и развивается. От чего зависит иммунитет новорожденного ребенка, как долго работает иммунитет, «позаимствованный» грудничком у мамы еще во внутриутробной жизни, и как действует защита грудного молока и молочной смеси в период роста и развития малыша, рассказывает врач-неонатолог Валерия Максимовна Щелкунова.

— Валерия Максимовна, что такое иммунитет и есть ли он у новорожденных?

— Иммунитет — это способность противостоять агрессивным воздействиям внешней среды. На ребенка действуют совершенно разные факторы: от патогенных микроорганизмов и вирусов до аллергенов. Могут влиять на иммунитет грудничка и факторы внешней среды.

Раньше бытовало мнение, что ребенок рождается совсем без иммунитета, так как все девять месяцев находится в стерильной среде и ему незачем вырабатывать собственные иммунные клетки. Исследования последних лет доказывают, что формирование иммунитета новорожденного начинается еще внутриутробно.

Каким может быть иммунитет новорожденного ребенка

Врожденный иммунитет

  • Иммунные клетки неспецифичны и воздействуют на любой чужеродный антиген, который попал в организм. Это звено подключается моментально при первых признаках болезни.

Приобретенный иммунитет

  • Специфические клетки-антитела образуются в ответ на попадание в организм антигена и формируются с первых секунд внеутробной жизни, когда ребенок встречается с какой-то проблемой. Антитела остаются в организме продолжительное время, иногда на всю жизнь, и могут помочь иммунной системе, если ребенок столкнется с той же проблемой повторно.

Формирование иммунитета у новорожденных происходит постепенно. Поддержать здоровье малышам помогают их мамы — сначала внутриутробно, затем с грудным молоком мать передает ребенку факторы иммунной защиты. Так происходит, пока иммунитет малыша не сформируется окончательно и он не будет готов к самостоятельному противостоянию окружающей среде.

 

— Каков иммунитет новорожденного ребенка и чем он отличается от иммунитета взрослого? Как формируется иммунитет у тех, кто только появился на свет?

— Иммунитет новорожденного отличается даже от иммунитета пятилетнего ребенка. Он еще незрелый, и для формирования иммунных реакций требуется время. Сначала мама передает малышу антитела для защиты через плаценту и грудное молоко, и как только ребенок становится способен вырабатывать собственные антитела, мамины перестают работать. У взрослого человека нет таких процессов: для возникновения иммунитета к заболеванию нужно им переболеть или пройти вакцинацию.

У новорожденных детей также существуют критические периоды — самые важные для формирования иммунитета. Прежде всего это первые месяцы жизни. Для малыша это настоящее испытание.

1 период — с рождения до одного месяца

Ребенок защищен мамиными антителами. Происходит знакомство с огромным количеством факторов окружающей среды (перемена среды обитания означает активное обсеменение микрофлорой, патогенными микроорганизмами).

2 период — три-четыре месяца

Мамины антитела перестают защищать малыша, происходит перестройка организма, и детскому иммунитету приходится справляться с угрозами самостоятельно.

3 период — взрослый ребенок и возраст 18+

В старшем возрасте критические периоды есть, но после 3 лет они связаны обычно со сменой привычной среды обитания (садик, школа и так далее), воздействием внешних факторов, а не перестройкой иммунитета.

 

— Когда у новорожденного появляется иммунитет?

— Иммунитет появляется еще внутриутробно, но полноценно начинает функционировать к 4—6-месячному возрасту. Конечно, все индивидуально и зависит от того, например, как протекала беременность, какое питание получала мама во время кормления грудью и кормит ли она грудью вообще.

Формирование иммунитета идет с первых секунд после рождения вплоть до 18 лет, да и в более старшем возрасте. На мой взгляд, иммунитет постоянно развивается, потому что сталкиваться с разными условиями внешней среды, которые стимулируют иммунную систему, можно беспрерывно.

 

— От чего зависит иммунитет у новорожденных детей на грудном вскармливании и какие факторы могут сказаться негативно на его формировании?

— По отношению к новорожденным факторы можно разделить на две группы, но в целом иммунитет напрямую зависит от нас самих, от окружающей среды.

Внутриутробные факторы

  • состояние беременной, наличие токсикоза, гестоза
  • питание, физическая активность беременной
  • наличие/отсутствие у мамы вакцинаций
  • состояние маминого иммунитета: наличие/отсутствие хронических, аллергических заболеваний, частота простудных заболеваний, особенности восприятия внешней среды

Внеутробные факторы

  • кесарево сечение или естественные роды
  • было ли выкладывание на живот, прикладывание к груди, получил ли ребенок молозиво сразу после рождения
  • питание мамы при грудном вскармливании, достаточность макро- и микроэлементов, витаминов
  • излишне теплая или не по погоде одежда новорожденного
  • излишняя стерильность
  • наличие/отсутствие вакцинации

 

— Правда ли, что новорожденные часто болеют ОРВИ? Как родителям определить, что болезнь протекает в пределах нормы и нет поводов для беспокойства?

— Новорожденные болеют ОРВИ независимо от вида питания, но чаще это действительно случается на искусственном вскармливании. Младенцы на грудном вскармливании получают фактор иммунозащиты от мамы. Поэтому тяжесть и продолжительность заболевания у грудничков могут быть разными.

Врачи всегда проявляют особую настороженность в случаях ОРВИ у маленьких детей. Поводов для беспокойства много, поэтому с появлением первых признаков заболевания нужно проконсультироваться с врачом и ни в коем случае не заниматься самолечением:

  • ОРВИ часто протекает с катаральными явлениями, что у младенцев чревато проблемами;
  • новорожденные во время болезни дышат ртом — процесс кормления становится невозможным, что приводит к осложнениям, которые трудно лечить;
  • заболевание из легкой формы быстро переходит в тяжелую, когда присоединяется вторичная бактериальная инфекция.

 

— Как ухаживать за ребенком до того, как у него начнет формироваться собственный иммунитет?

— Особенностей в уходе нет. На начальных этапах нужна стерилизация того, что попадает в рот ребенку (не нужно держать соски и пустышки в свободном доступе). Но и фанатизм проявлять не стоит, иммунитет этого явно не оценит. Ребенок должен сталкиваться с патогенной микрофлорой в дозированных небольших количествах, чтобы выработать к ним устойчивость и собственные антитела — и не болеть в будущем.

Также ребенка необходимо одевать по погоде, соблюдать правила простой гигиены, смотреть за его питанием, весо-ростовыми прибавками. Тогда не будет и проблем с иммунитетом.

Как укрепить иммунитет малыша

  • Закаливание. Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекциям. Его можно начинать с первых дней жизни и сопровождать водными процедурами: первые купания устраивать в воде температурой 37 °C. Потом ее можно постепенно понижать до 25—26 °C.
  • Грудное вскармливание. Чтобы укрепить иммунитет ребенка через грудное молоко, для мамы нет специального рациона. Она просто должна питаться здоровой правильной пищей — разнообразно, полноценно, без диет типа гречки с куриной грудкой, чтобы получать все белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Витаминно-минеральный дефицит восполняют эндогенным путем под наблюдением специалиста.
  • Народные средства. Чеснок, лук содержат природные фитонциды, которые обладают обеззараживающим эффектом. Но в больших количествах и постоянно к ним прибегать не совсем комфортно. Проще поставить дома различные дизсредства и обеззараживатели воздуха.
  • Фармпрепараты, витамины при грудном вскармливании. По последним рекомендациям кормящим женщинам не назначают поливитаминные комплексы, хотя многие мамы любят накупить массу пилюль разного назначения (и с идентичными составами). В итоге ребенок съедает огромные дозы ненужных витаминов. Вопрос о витаминах должен решаться с врачом после сдачи анализов. При дефиците какого-либо вещества врач определяет, будет ли ребенок получать его эндогенно либо восполнять недостаток с пищей.
  • Искусственное вскармливание. Ребенок-искусственник получает необходимые витамины и минералы из смеси. Современные адаптированные смеси сбалансированы по витаминно-минеральному составу и дневной норме, поэтому дополнительные препараты ребенку не требуются. В период болезни или патологии, при которой конкретный макро-, микроэлемент или витамин нужен в большем количестве, он отдельно назначается врачом. Среднестатистическому здоровому малышу ничего принимать не нужно.
  • Психологический комфорт и отсутствие стресса. Стресс — один из мощнейших факторов подрыва иммунозащиты. Нервная система затрачивает много ресурсов на восстановление стабильного состояния, от чего страдают другие органы и системы, в том числе иммунная. Важно, чтобы стресса не было не только у ребенка, но и у мамы, а в доме сохранялась благоприятная обстановка. Если мама получает адекватное количество минералов и витаминов, но находится в постоянном стрессе и возбуждении, не факт, что полезные вещества дойдут до грудничка.

 

— Валерия Максимовна, какие ошибки допускают родители, когда начинают укреплять детский иммунитет?

— Фанатизм — самая огромная проблема. Бывает, что в доме для укрепления иммунитета стоит 1000 и 1 баночка, и ребенок получает огромные дозы витаминов. Все должно быть в меру, ведь проблемы возникают не только из-за недостатка, но и из-за избытка определенных веществ. Витаминные препараты и иммуномодуляторы принимаются в крайнем случае и только по рекомендации врача, а приоритетным будет правильное питание. Все рекомендации по физическим методам укрепления иммунитета также нужно выполнять аккуратно.

 

— Скажется ли на иммунитете младенца искусственное вскармливание?

— Некоторые факторы защиты малыш получит внутриутробно, но потом на искусственном вскармливании ему придется сложнее, чем малышу, получающему грудное питание. Вероятность заболеть у ребенка-искусственника выше, так как иммунитет еще несовершенен, и ему сложно вырабатывать нужные антитела. Болезнь может протекать более длительно и тяжело.

Дети ежедневно сталкиваются с массой всего нового. С грудным молоком им передаются не только специфические антитела к вирусам и бактериям, которые мама получила, пережив заболевания, но также факторы неспецифического иммунитета — те первые иммунные клетки, которые являются барьером между внешней и внутренней средой организма. У малышей на искусственном вскармливании такого не будет.

 

— Каким должен быть состав детской смеси для становления крепкого иммунитета?

— Этим вопросом озабочены все компании по производству детских смесей. В смесях нет специфических иммуноглобулинов, но присутствует адекватный состав витаминов и минералов, что очень важно для формирования иммунитета, а также лакто- и бифидофлора (кишечник — один из самых больших и важных иммунных органов).

Если состав молочной смеси максимально совпадает с грудным молоком, при формировании кишечника не запускаются аллергические механизмы. Ребенку такое питание будет комфортным, несмотря на чужеродный белок смеси.

При выборе смеси нужно учитывать:

  • состав витаминов, минералов в физиологичной концентрации, которая соответствует дневной норме;
  • наличие Омега-кислот, бифидо- или лактофлоры;
  • отсутствие факторов (стабилизаторы, консерванты), вызывающих аллергические реакции в виде расстройства пищеварения, потому что при проблемах с кишечником возникнут проблемы и с иммунитетом.

Состав смеси МАМАКО® Premium очень хорошо подобран по возрастной норме, имеет нужные ребенку минералы, Омега-3 и Омега-6 жирные кислоты (для иммунитета, головного мозга), пре- и пробиотики (для формирования микрофлоры кишечника), а также козье молоко в основе (для профилактики аллергических реакций и питания детей с повышенной чувствительностью).

Иммунитет формируется во внутриутробный период, после рождения и на протяжении всей жизни. Основные механизмы, которые обеспечивают защиту малыша, вырабатываются к трехмесячному возрасту. До этого времени грудное молоко помогает организму сопротивляться болезням, микроорганизмам и вирусам. Для того чтобы укрепить иммунитет малыша на грудном вскармливании, кормящей маме достаточно сбалансированно и правильно питаться. Ребенок на искусственном вскармливании получает необходимые для иммунитета нутриенты из адаптированной молочной смеси. Если вы обеспокоены иммунитетом новорожденного, важно проконсультироваться с педиатром и ни в коем случае не применять поливитамины и комплексы для поддержки иммунной системы без назначения врача.

Врач-неонатолог
Валерия Максимовна Щелкунова

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Иммунная система ребенка — Parents.ru

Иммунитет обеспечивает способность организма распознавать и уничтожать чужеродные для него вещества – бактерии, вирусы, паразитов, их токсины, а также собственные измененные клетки. Иммунная система состоит из множества звеньев, каждое из них выполняет особую задачу. Все элементы этой конструкции можно разделить на неспецифические, или врожденные, и специфические, то есть приобретенные. Врожденный иммунитет активен всегда, даже при отсутствии чужеродных веществ. Специфический начинает действовать только в том случае, если «враг» попадает внутрь организма.

К барьеру

Врожденный иммунитет встречает «нарушителей спокойствия» первым. Работать он начинает, как только кроха появляется на белый свет, но на полную мощность включается не сразу. Врожденный иммунитет считается неспецифической системой защиты от инфекций, он одинаков практически у всех людей, а главная его задача – предотвращать развитие большинства бактериальных инфекций – например, бронхитов, отитов, ангин.

Первыми на пути «чужака» встают физиологические барьеры – кожа и слизистые оболочки. Они обладают особой кислой средой (уровень рН), которая губительна для «вредителей», и заселены микрофлорой – бактериями-защитниками. Слизистые оболочки также вырабатывают бактерицидные вещества. Оба барьера задерживают большую часть агрессивно настроенных микроорганизмов.

«Чужаки», которые преодолевают такие препятствия, встречаются с клеточным звеном врожденного иммунитета, то есть со специализированными клетками – фагоцитами, которые находятся в коже, слизистых и в клетках крови. Они действуют в сотрудничестве c особыми видами белков и белковыми комплексами, например известные всем интерфероны, обладающими бактерицидным или противовирусным действием. Благодаря их совместным усилиям в «живых» остается лишь 0,1% «агрессоров».

Отряд особого назначения

Специфический (или приобретенный) иммунитет формируется не сразу, а только после рождения крохи, причем в несколько этапов. Подобная защита основана на более тонком механизме отделения «своих» от «чужих» и иммунологической памяти, то есть узнавании «чужака», с которым уже приходилось вступать в контакт. Если враг незнаком, то специфический иммунитет на него никак не отреагирует. Формируется такая защита при взаимодействии двух очень тесно связанных факторов – клеточного (Т- и В-лимфоциты) и гуморального (система иммуноглобулинов). И Т-, и В-лимфоциты запоминают чужеродное вещество (вирус, микроб, аллерген) и при повторной встрече сразу его уничтожают – так проявляется иммунологическая память. В этом случае повторного заражения не происходит вовсе или болезнь протекает в более легкой форме. Но если Т-клетки действуют всегда самостоятельно, то В-лимфоциты, чтобы избавиться от противника, синтезируют особые антитела – иммуноглобулины (Ig). Последние бывают 5 видов (IgA, IgM, IgG, IgD, IgE). Иммуноглобулины в организме малыша образуются постепенно, достигая «взрослых» значений лишь к определенному возрасту.

Огромную роль в становлении приобретенного иммунитета играют прививки, сделанные на ранних этапах, а также естественные встречи ребенка с бактериями и вирусами в первые 5 лет жизни. Чем богаче будет «память» на инфекции, тем лучше кроха будет защищен в будущем.

Иммунитет ребенка: как укрепить иммунитет ребенка

Сначала требуется сказать о том, что существует несколько видов закаливания:

Но для всех них имеются определенные правила, придерживаясь которых можно достичь нужных результатов.

Основные правила закаливания

  1. Систематичность.

Это подразумевает ежедневное выполнение закаливающих процедур. Если будут длительные перерывы в закаливании, то это приведет к потере уже приобретенных защитных свойств.

  1. Постепенное увеличение силы воздействия.

При закаливании важно постепенно и плавно дозировать процедуры. Защитные механизмы будут формироваться только в том случае, когда перед организмом будет ставиться постоянно новая задача.

  1. Индивидуальный подход.

В этом случае требуется учитывать особенности физического развития ребенка и его возраст. Также обращают внимание на перенесенные ранее заболевания.

  1. Закаливание проводится только на фоне положительного настроя ребенка.

При хорошем настроении у малыша формирование защитных механизмов происходит быстрее. Если же не обращать внимания на этот пункт и проводить закаливание при любом настроении ребенка, то можно не получить положительного результата.

  1. Закаливание должно проводится на фоне оптимального теплового состояния ребенка.

Здесь имеется ввиду, что если малышу жарко, то даже при умеренном закаливании может произойти переохлаждение организма. Если ребенок мерзнет, то со стороны сосудов отмечается защитная реакция, которая не даст выработаться нужным механизмам.

  1. Во время закаливания должны использоваться самые разные формы и способы.

При этом стоит задействовать как местное, так и общее воздействие на организм. Эффективность закаливания увеличивается, если его сочетать с физическими упражнениями.

Закаливание воздухом

Прием воздушных ванн можно назвать самым мягким закаливающим

воздействием на детский организм. Именно с них следует начинать любое системное закаливание малыша.

При закаливании воздухом следует учитывать не только его температуру, но и скорость движения воздушных потоков. Также имеет значение ионизация воздуха и содержание в нем вредных химических примесей.

Самым первым этапом такого закаливания будут незначительные периоды времени при переодевании малыша, когда он остается без пеленок голеньким. Постепенно это время можно увеличивать и довести его до 10-15 минут. При этом оптимальной температурой для начала будет 22 градуса.

Для детей старше 2-х лет температуру воздуха можно снижать и доводить ее до 14 градусов. Также увеличивается и продолжительность воздушных ванн – до 30 минут.

Важно и то, что закаливание воздухом должно обязательно сочетаться с двигательной активностью малыша – можно в это время выполнить гимнастические упражнения.

Закаливание воздухом улучшает многие обменные процессы в организме, положительно сказывается на составе крови, улучшает пищеварение, дает положительные эмоции и повышает защитные силы.

Закаливание водой

По сравнению с воздушными ваннами закаливание водой является более интенсивным. При этом главным фактором является температура воды.

Лучшим временем для начала такого закаливания является лето или ранняя осень. При этом в течение дня оптимально проводить такие процедуры в утренние часы, сразу после пробуждения малыша.

Начальным этапом закаливания водой можно назвать обтирания. Для этого используют губку или полотенце, смоченные водой. Сначала следует обтереть конечности ребенка, одновременно совершая массаж по направлению от пальцев к туловищу. Позже обтирают грудь, живот и спину.

Сначала обтирают только какую-то одну часть тела, а остальное тело малыша прикрыто. Постепенно увеличивают площадь обтираний. Также постепенно следует снижать температуру воды, используемую для таких процедур.

Обливание является следующим этапом закаливания водой. Его действие более сильное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *