Физкультминутки на уроках русского языка в 5 классе
МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»
Учитель русского языка и литературы
Крыс Ольга Анатольевна.
Физкультминутки на уроках русского языка в 5 классе.
Рекомендации
1.Не проводить физкультминутки с использованием КСО (помните о здоровьесберегаю-щих технологиях).
2.Свяжите физкультминутки с темой урока. Например, при изучении биографии писателя: закройте глаза, вспомните год рождения писателя, нарисуйте глазами эти цифры. При изучении правописания И,Ы после Ц: встаньте, учитель называет слова, если в слове пишется И, дети приседают, если слово вообще не на это правило, качать головой.
3.Не используйте одну и ту же физкультминутку на всех уроках (помните: дети, да и мы тоже, любят разнообразие)
Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.
1.На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.
Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.
2.Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
3.Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.
4. Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал.
5. Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
6.Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
7.Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели
8.Сначала, дети, встанем в ряд,
Чуть попятимся назад.
А потом шагнём вперёд,
Улыбнувшись в полный рот.
Вправо плавно мы качнёмся,
Затем влево повернёмся.
Колени чуточку согнём,
Руки крепко в них упрём,
Плечи дружно разведём
И в итоге — их сведём.
Всё! Закончилась минутка —
Продолжаем слушать чутко.
9.Я иду, и ты идешь,
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь,
Раз, два, три.
Мы идем, и мы поем,
Раз, два, три.
10.Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
11.Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре.
Наклониться – три, четыре – и на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
Ручки вверх, ручки вниз.
На носочки подтянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем поприседаем,
Никогда не замерзаем.
12. На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
13.Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
14. Хомка
Хомка, Хомка, Хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хомка хочет сильным стать.
15.Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем
Снова рисовать начнем. (Кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь. (Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Снова рисовать начнем.
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем —
Снова рисовать начнем. (Декламируя стихотворение, дети выполняют движения, повторяя их за педагогом.)
17.Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Утром гномы в лес пошли.
(шаг на месте)
По дороге гриб нашли.
(наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три —
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!
(руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали,
(наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали.
(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
По ровненькой дорожке,
(ходьба на месте)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
(прыгаем, слегка продвигаясь на месте)
По камешкам, по камешкам…
В яму — бух!
(приседаем на корточки)
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом —
Здесь мы живем.
18.Емеля шёл, шёл, шёл
Белый грипп нашёл.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок
(Можно собирать разные виды грибов и ягод.)
19.Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)
***
20.Поднимайте плечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
(Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)
21.Я тетрадочку открою
Я тетрадочку открою и как надо положу. (Хлопаем в ладоши.)
Я от вас не скрою: ручку я вот так держу. (Показали, как держим ручку.)
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь. (Шагаем на месте.)
22.Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали, раз, два, три,
Ножками потопали, раз, два, три,
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели,
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Проведем глазами дружно
Ну, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
Теперь и вы отдохнули,
Новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.
23.Распахнуто окошко.
Нам холод нипочем.
(развести руки в стороны)
Походим мы немножко
И сон с себя стряхнем.
(Ходьба на месте, руки опустить вниз)
Чтобы нам работу дать –
Будем дружно приседать. (приседания)
Я возьму шар большой. (развести руки)
Подниму над головой. (руки вверх)
В теперь пора учиться!
И не будем все лениться!
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
Ну, а если надоест.
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес.
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
24.Раз — Два — Три
Исходное положение: дети стоят в кругу и повторяют за ведущим слова
и движения.
Мы пойдем сначала вправо раз-два-три.
А потом пойдем налево раз-два-три.
А потом все соберемся раз-два-три.
А потом все разойдемся раз-два-три.
А потом мы все присядем раз-два-три.
А потом мы все привстанем раз-два-три.
А потом мы все станцуем раз-два-три.
А потом еще станцуем раз-два-три.
Затем танец повторяется и темп ускоряется.
25.Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих . Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.
Физминутки в стихах. — Математика
Как показали исследования и практика, физкультминутки на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя и не должны превышать 1-2 мин. Наиболее целесообразно проводить их, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и т.п. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок.
Физминутки в игровой форме
-1-
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
-2-
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
-3-
(Ученики за учителем повторяют движения)
Из — за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом, на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
-4-
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
-5-
(Ученики повторяют движения за учителем)
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.
-6-
На поляне стоит сосна,
к небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)
Ветер сильный налетал,
все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса влево-вправо)
Ветки гнутся взад-вперёд,
ветер их качает, гнет.
(Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
раз, два, три, четыре, пять.
(Приседания)
А теперь на месте шаг,
выше ноги! Стой, раз, два!
-7-
«Под дождем». (ученики стоя повторяют движения за учителем)
Капля первая упала – кап! (поднимают руки вверх)
И вторая пробежала – кап! (руки в стороны)
Мы на небо посмотрели, (голову поднять вверх)
Капельки кап-кап запели, (наклоны головы вправо-влево)
Намочились лица, (наклоны головы вперёд-назад)
Мы их вытирали. (поднять руки вверх и встряхнуть кистями рук)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (наклоны вперёд)
Плечами дружно поведем (плечи вверх-вниз)
И все капельки стряхнем.(кисти рук встряхнули)
От дождя убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (сесть за парту)
-8-
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
-9-
(Ученики повторяют движения за учителем)
Мы все вместе улыбнемся,
Подмигнем слегка друг другу,
Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)
И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)
-10-
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
-11-
Ветер дует нам в лицо (махи руками)
Закачалось деревцо (наклоны в стороны)
Ветерок всё тише, тише (приседания)
Деревцо всё выше, выше (потягивание вверх с прыжком)
-12-
“Гуси серые”
Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями).
Да, летели. Да, летели (продолжение бега).
И присели, посидели (два приседа).
Да и снова полетели (снова бег).
А потом опять присели (присед).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.
-13-
“Мы топаем ногами”
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
-14-
“Вышла мышка”
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы “трубочкой” перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – “дернули за гири”).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
Игровое упражнение повторить 2–3 раза.
-15-
“Печка горяча”
Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши).
Печка очень горяча (четыре полуприседа).
Чи-чи-чи (три хлопка над головой).
Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).
-16-
“Ровным кругом”
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так…
-17-
“У реки росла рябина”
У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).
А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (приседы).
Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
Называется – пескарь (ходьба на месте).
Физминутки на уроках математики 5 класс.
Физкультминутки на уроках математики в 5 классе
Основная задача образовательного процесса в школе состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического и социального развития учащихся, а также задаче устранения перегрузок учащихся. Решение этой задачи будет иметь существенное значение для сохранения здоровья школьников. Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития, но в тоже время с негативным влиянием на здоровье детей влияют и школьные факторы (это интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям учащихся.
Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья младших школьников в школе является организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьном режиме. С началом учебного года суточная активность учащихся заметно снижается. Уроки физической культуры не могут в полном объеме восполнить недостаток движений школьника. Поэтому возникает необходимость мероприятий по организации двигательной активности учащихся в учебное время. Для этого необходимо особое внимание уделить введению физкультминуток на уроках. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений. Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение. Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока. Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке. При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.
Требования к организации и проведению физкультминуток
Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами. Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении. Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме. В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц. Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты. В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов (мячи, скакалки). Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Рекомендации для учителя
Учитель должен:
Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.
Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
Знать основы терминологии физических упражнений.
Примеры физкультминуток
1. На регуляцию психического состояния.
«Не боюсь»
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
2. Творческие физминутки
на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
3. Физминутки на общее развитие организма детей
(конечностей и туловища).
«Петрушка»
Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
«Потягивание кошечки»
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
4. Микропаузы при утомлении глаз.
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время.
Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд.
Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца.
Повторять в течение 20-30 секунд.
5. Тематическая физкультминутка «Морское путешествие».
1. Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке. Движения руками выполнять соответственно тексту.
2. Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри.
Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа — налево, изображая волны.
Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.
3. Кто это? Что это?
Как угадать?
Кто это? Что это?
Как разгадать?
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.
4. Это рыбацкая лодка.
Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.
5. Это морская звезда.
Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.
6. Это, конечно улитка.
Руки в стороны, выполняем круговые движения.
7. Всех разгадаю вас я.
Руки разводим в стороны.
6. Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев». Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).
«Божьи коровки»
Божьей коровки папа идет,
Следом за папой мама идет,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними самые малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками черненькими.
Папа семейку учиться ведет.
А после школы домой заберет.
(На первую строчку – всеми пальцами правой руки «шагать» по столу, на вторую – то же левой рукой. На третью и четвертую – обеими руками вместе.
На пятую – пожать ладони, пальцы прижать друг к другу.
На шестую – постучать указательными пальцами по столу. На седьмую и восьмую – всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.
Статья (5, 6 класс) на тему: физкультминутки
Физкультминутки в стихах предназначены для школьников начальных классов
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка.
Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
В состав физкультминуток нужно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища и упражнения. Необходимо, чтобы были различные упражнения, так как большое количество повторений снижает интерес к выполнению упражнений.
Физкультминутки могут проводиться без предметов, с предметами. Комплексы можно выполнять под счет, магнитофонную запись, стихотворный текст или музыкальное сопровождение.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений. В этом случае проводятся упражнения для крупных мышц, которые несли длительное время напряжение.
Физкультминутки можно проводить в форме подвижных игр или эстафеты. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с темой урока.
Дидактические игры с движениями также способствуют двигательной активности учащихся на уроке.
При проведении физкультурных минуток с использованием стихотворное текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся.
Требования к организации и проведению физкультминуток.
Физкультминутки поводятся на начальном этапе утомления /8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала/
Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами.
Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении.
Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
В перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов /мячи, скакалки/.
Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Учитель должен:
Владеть двигательной культурой и образно показывать упражнения.
Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом.
Знать основы терминологии физических упражнений.
***
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре —
Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)
***
Аист
(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.
***
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
***
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
***
А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
***
Раз, два — выше голова
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
***
Раз — мы встали
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
***
Вот помощники мои
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
***
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место ти…
***
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травку покушали,
Тишину послушали
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
***
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук
Ж — ж — ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш — ш — ш
И опять настала ти…
***
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
***
Мы писали
Мы писали! Мы писали!
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
***
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
***
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
***
Раз, два — встать пора
Раз, два — встать пора,
Три, четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайка поиграть
Прыгать серенький гаразд
Он подпрыгнул 300 раз.
***
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
***
В в лесу растёт черника
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Просыпалка (с самого рождения)
— Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
— Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
— Маме с папой улыбнулись.
МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
***
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
***
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.
***
Физминутка для урока математики (можно выбирать предметы для счета):
Давай присядем столько раз,
Сколько подснежников у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
***
Повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
***
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
***
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).
***
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
***
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
***
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
***
Раз — руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два — три нагнулись, пол достали
А четыре — прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики
Облако.
Беленькое облако Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над
головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу Руками описать через стороны вниз большой круг и
опустить их; присесть.
Индюк.
Ходит по двору индюк Шаги на месте
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача Остановиться, удивленно посмотреть вниз
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал Потопать ногами
Крыльями захлопал Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам
Весь раздулся, словно шар Руки на поясе
Или медный самовар Сцепить округленные руки перед грудью
Затряс бородою Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк
Понесся стрелою. Бег на месте
Звериная зарядка.
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться потянуться
Обязательно зевнуть зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх
***
«Отдых наш-физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.
Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)
Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)
Осторожно, горячо (ходьба на месте).
Буратино
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видимо нашёл,
Чтобы ключик тот достать,
Надо на носочки встать.
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
ПОПУГАЙ
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал, (Делать приседания.)
Прыгал,кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед.)
С малышами говорил.
Петрушка
Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
Потягивание кошечки
Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслабленв. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.
Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
4. Микропаузы при утомлении глаз:
Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
Быстро моргать в течение 10-12 секунд.открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течении 20-30 секунд.
Тематическая физкультминутка «Морское путешествие»
1.Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке. Движения руками выполнять соответственно тексту.
2 . Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Морская фигура замри.
Ноги на ширине плеч, покачиваем руками справа — налево, изображая волны.
Руки поднимаем вверх и, изображая «фонарики», опускаем вниз.
3.Кто это? Что это?
Как угадать?
Кто это? Что это?
Как разгадать? Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивающие движения вправо-влево.
Это рыбацкая лодка.
Ноги на ширине плеч. Руки в стороны, кисти подняты вверх. В таком положении выполняем покачивания из стороны в сторону.
Это морская звезда.
Руки поднимаем вверх, сжимая и разжимая пальцы, опускаем руки вниз.
Это, конечно улитка. Руки в стороны, выполняем круговые движения.
Всех разгадаю вас я. Руки разводим в стороны.
Опыты и эксперименты по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс): ФГОС Здоровьесберегающая технология: физминутки на уроках русского языка
ФИЗМИНУТКИ
НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
(по темам)
Наречие
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
Сначала, дети, встанем в ряд,
Чуть попятимся назад.
А потом шагнём вперёд,
Улыбнувшись в полный рот.
Вправо плавно мы качнёмся,
Затем влево повернёмся.
Колени чуточку согнём,
Руки крепко в них упрём,
Плечи дружно разведём
И в итоге — их сведём.
Всё! Закончилась минутка —
Продолжаем слушать чутко.
Местоимение
Я иду, и ты идешь,
Раз, два, три.
Я пою, и ты поешь,
Раз, два, три.
Мы идем, и мы поем,
Раз, два, три.
Глагол
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Буратино
Буратино подтянулся,
Раз качнулся, два качнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, верно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(и.п. сидя)
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
(бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Неопределенная форма глагола
Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Числительное
Давай присядем столько раз,
Сколько подснежников(любой предмет назвать и показать) у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Разноспрягаемые существительные
– Сколько открытий мы с вами совершили, немного устали, давайте отдохнём, а помогут нам разносклоняемые существительные (имитация движений: сеять семена, размахивать знаменем, вставлять ногу в стремя, отправляемся в путь).
«ЖИ» и «ШИ» мы повторили,
ШИре руки развели,
На ладоШИ посмотрели
И захлопали в тиШИ.
Деепричастие
По швам руки ОПУСКАЯ,
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ…
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: «Поработать нужно!»
Для спокойствия
«Не боюсь»
В ситуации трудной задачи, выполнения контрольной работы. Дети выполняют действия под речевку учителя. Причем учитель говорит строчку речевки и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют строчки:
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
Творческие физминутки на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
Физминутки на общее развитие организма детей /конечностей и туловища.
«Петрушка».
Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
«Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед
БАБУШКА КИСЕЛЬ ВАРИЛА
Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)
На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора)
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)
Для Андрюшечки (Аленушки).
(Ладонь правой руки ложится на грудь.)
Летел, летел соколок
(Ладони скрещиваются, большие пальцы закрепляются друг за друга.)
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
(Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)
Бабушкин кисель разлил,
(Руками несколько раз ударить по бокам.)
У старушечки
На горушечке.
(Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!»
(Руки вновь показывают горку.)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!»
(Руки «утирают слезы».)
Чтоб ты стала весела,
(Указательный палец правой руки «грозит бабке».)
Мы наварим киселя
(Правая рука снова «помешивает кисель».)
Во-о-от столько!
(Руки разводятся широко в стороны.)
Птички
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят. (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)
ТУЧКИ
У тучек сегодня
Плохие прически,
(Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки:
(Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а!
(Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки,
(Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки:
(Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а!
(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер:
(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.)
А-а-а а-а-а!
(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
Однокоренные слова
Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.
Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик — мальчику; варенье — вареньем; варенье — сварил; повар — варит; повар — повара.
Поднимайте плечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)
По дороге Петя шел
По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)
(Н. Френкель)
По дорожке, по дорожке
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Плакса
Что ты плачешь: «Ы» да «Ы»? (Ученик «плачет» со звуком «Ы».)
Слезы поскорей утри, («Плакса» перестает «плакать».)
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать. (Дети могут сделать несколько танцевальных движений.)
По хамбер-джамбер я шагал
По хамбер-джамбер я шагал, (Шагаем на месте.)
По хамбер-джамбер-джони (Хлопаем в ладоши.)
И вдруг увидел — риг-ма-джиг (Присели.)
За шею тащит бони. (Прыжки на месте.)
Ах, будь со мною хоб-ма-гог, (Руки на пояс, наклоны влево-вправо.)
Мой хоб-ма-гоб-ма-гони, (Хлопаем в ладоши.)
Я застрелил бы риг-ма-джиг (Шагаем на месте.)
За кражу бедной бони. (Присели.)
Приставка
На доске записаны слова:
Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.
При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг кдругу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.
Ложка — это ложка
Ложка — это ложка, (Шагаем на месте.)
Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.)
Кошка — это кошка, (Шагаем на месте.)
У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.)
Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.)
Тряпкой вытру стол.(Прыжки на месте.)
Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.)
Оделся и пошел. (Прыжки на месте.)
А я придумал слово, (Руки в стороны на пояс.)
Смешное слово — плим.(Присели.)
Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.)
Плим, плим, плим! (Присели.)
Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте.)
Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)
И ничего не значит (Прыжки на месте.)
Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)
Чьи там крики
Чьи там крики у пруда?(Прыжки на месте.)
КВАсу, КВАсу нам сюда!(Хлопаем в ладоши.)
КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши,(Топаем ногами.)
Надоела нам вода!(Прыжки на месте.)
Эй, кузнец
Эй, кузнец, молодец,
Захромал мой жеребец. (Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу.)
Ты подкуй его опять.
— Отчего ж не подковать? (Разводят руки в стороны.)
Вот гвоздь, вот подкова —
Раз, два и готово! (Ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово.)
Льется чистая водица
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаем действиями.)
Мы по улице гуляем
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)
Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)
«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот четыре буквы:
«Воды». (4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
«Моды». (4 хлопка в ладоши.)
«Воды» — «моды» — «лимонад»! (Приседания.)
Мы читаем все подряд. (Хлопокруками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва.(Шагаем на месте.)
Мы пройдёмся по дорожке
Чтобы отдохнули ножки,
Мы пройдёмся по дорожке.
Но дорожка не простая —
Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперёд,
другой — вперёд,
А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)
Мягкий знак
Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного — выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного — рывки руками: царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.
— Кто догадался из какой пословицы три последних слова?
Мяч подскакивает вверх
Мяч подскакивает вверх.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился. (Ходьба на месте.)
Ну и мы за стол садимся. (Дети садятся за парты.)
На зарядку становись!
На зарядку становись!
Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)
Повторяем упражненье,
Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.).
Раз — вперёд наклонимся.
Два — назад прогнёмся.
И наклоны в стороны
Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)
Приседания опять
Будем дружно выполнять.
Раз-два-три-четыре-пять.
Кто там начал отставать? (Приседания.)
На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)
И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)
На лошадке ехали
На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)
До угла доехали.
Сели на машину, (Бег на месте.)
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали. (Приседания.)
Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)
На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)
Пароходом ехали,
До горы доехали. (Шагаем на месте.)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)
-У-у-у.
Назвали все предметы
Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Легкие прыжки — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)
Раз, два — мы проснулись
Раз, два — мы проснулись, (Потягивания.)
Три — в кровати потянулись, (Повороты туловища.)
Четыре — солнцу улыбнулись. (Наклоны.)
Пять — кровать заправляем, (Движения головой.)
Шесть — лицо мы умываем, (Рывки руками перед грудью.)
Семь — зарядку выполнять, (Круги руками.)
Восемь — душ скорей принять. (Махи руками вверх-вниз.)
Девять — быстро обтираться, (Прыжки на месте.)
Десять — надо одеваться, (Легкий бег на месте.)
Срочно в школу собираться. (Переходящий на ходьбу.)
Не спеши, дружок, постой!
Зубы чисти, причешись,
Побыстрее шевелись!
Родственные слова
Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.
Лес —лесник, река —ручей, стена — потолок, кот — котик, сад — садовый, дом — домашний, дом — дым, поле — полюшко, гриб — грибной, обед — стол.
Стоп, машина
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп! (Каждый отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст («Стоп, машина, стоп, машина…» и т. д.). В нужный момент дети (никто знака не подает) должны воскликнуть хором: «Стоп!» Все ученики сидят, положив руки на парты. Учитель говорит: «Стучать!» Сам стучит по столу пальцами, и все дети стучат. «Спокойно!» — все прекращают стучать и кладут руки под парты. «Стучать!» — все снова стучат. «Вниз!» — все прячут руки под партами. Учитель говорит вперемежку эти три слова и делает соответствующие движения. Затем он старается сбить ребят, говорит: «Спокойно!», а сам прячет руки под стол; стучит, а говорит: «Вниз!». Ученики должны делать то, что говорит учитель, а не то, что он делает.)
Словарные слова
После окончания физкультминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.
Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.
Он принес чемодан
Полный разных семян.(Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде,
Нив земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли,
ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
Сколько звуков в слове
Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.
Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.
(Открыть запись слова на доске.)
Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж.
(Слово записано на доске.)
Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.
Суффикс
На доске написаны слова:
Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.
При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх.
— Назовите суффиксы изданных слов, которые вы запомнили.
Тик-так
Кто там ходит влево-вправо?
Это маятник в часах.
Он работает исправно
И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)
А над ним сидит кукушка.
Это вовсе не игрушка.
Птица дверцу отворяет,
Время точное сообщает.(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)
А часы идут, идут,
Не спешат, не отстают.
Мы без них не будем знать,
Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)
А теперь пора нам, братцы,
За уроки приниматься. (Дети садятся за парты.)
Тик-так, тик-так
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Вот и кончилась игра,
Нам за парты сесть пора. (Дети садятся за парты.)
Тучки
У тучек сегодня
Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)
Тучки рыдают,
Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)
А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)
Ивушки плачут,
Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)
С листиков капают,
Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)
А-а-а! А-а-а! (Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)
Грустно на свете,
Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)
Плачут деревья,
Тучки и ветер: (Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.)
А-а-а-а а-а-а! (Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)
Тюша-Плюша
Тюша-Плюша, Толстячок
Шел зимой на родничок: (Ходьба на носках, руки за голову, спина прямая.)
Пых-пых! Пых-пых!
Нес он два ведра пустых, (Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.)
Сел на варежку верхом
И поехал с ветерком. (Сесть за парту, махи ногами в стороны и скрестно (сидя), «ножницы», спина прямая.)
Едет Тюша с горки,
А за ним ведерки. (Четырераза поднять согнутые ноги вперед и опустить на пол — спина прямая. Присели.)
Ча-ча-ча
Ча-ча-ча, (Три хлопка в ладоши.)
Печка очень горяча (Четыре полуприседа.)
Чи-чи-чи, (Три хлопка над головой.)
Печет печка калачи (Четыре прыжка на месте.)
Часы
Тики-так, тики-так, —
Так ходики стучат. (Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.)
Туки-так, туки-так, —
Так колеса стучат. (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.)
Токи-ток, токи-ток, —
Так стучит молоток. (Изображают кулачками молоточки.)
Туки — ток, туки — ток, —
Так стучит каблучок. (Стучат каблучками.)
Что растет на елке?
Что растет на елке? (Поднять плечи и опустить.)
Шишки да иголки. (Растопырить пальцы.)
Разноцветные шары (Соединить пальцы рук в шар.)
Не растут на елке.(Потрясти кистями рук.)
(С. Маршак)
Юрта, юрта
Юрта, юрта, круглый дом,(Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том!(Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова.(Прыжки на месте.)
Печка жарко топится,(Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится.(Присели.)
Ладушки, ладушки,(Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки.(Шагаем на месте.)
Потрудились — отдохнём
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
Упражнения и стихотворения для проведения физминутки в 5-7 классах. Часть 1
Физкультминутка № 1
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три
(топают ногами).
Ручками похлопали: раз, два, три
(хлопают руками).
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Ручки выше, шире плечи
(вытягивают руки вверх),
Раз, два, три, дыши ровней
(машут руками),
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней
(садятся на места).
Физкультминутка № 2
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой
(наклоны вправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведём
(руки в стороны)
И побежим кругом(бег на месте).
Физкультминутка № 3
Вышла мышка как-то раз
(ходьба на месте)
Поглядеть, который час
(повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре
(хлопки над головой в ладони).
Мышки дёрнули за гири
(руки вверх и приседание с опусканием рук «дёрнули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон
(хлопки перед собой).
Убежали мышки вон
(бег на месте).
Физкультминутка № 4
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места
(круговые движения кистями рук):
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
(сесть и встать несколько раз),
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь
(прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
Физкультминутка № 5
Гуси серые летели
(бег на месте, движения руками, как крыльями).
Да, летели. Да, летели
(продолжение бега).
И присели, посидели
(два приседа).
Да и снова полетели
(снова бег).
А потом опять присели
(присед).
Физкультминутка № 6
У реки росла рябина,
(руки вперёд, вверх).
У реки росла рябина,
А река текла, рябила.
(наклоны вправо и влево).
Посредине глубина
(наклоны вперёд, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на
(приседы).
Эта рыба – рыбий царь
(прыжки на месте).
Называется пескарь
(ходьба на месте).
Физкультминутка № 7
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём.
Физкультминутка № 8
Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой топнули ногой!
А потом еще другой!
Закричали все: “Ура!”
А теперь и сесть пора!
Физкультминутка № 9
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
……… (Встают; руки на пояс)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот.
А потом наоборот.
……… (Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
……… (Приседания)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
Физкультминутка № 10
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так …
(Один ученик показывает какие-либо движения, дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий ученик, игра возобновляется).
Физкультминутка № 11
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Физкультминутка № 12
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Физкультминутка № 13
Гриб
Гриша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
Физкультминутка № 14
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул
десять раз.
Физкультминутка № 15
Солнце землю греет слабо
(руки вверх и вниз),
По ночам трещит мороз
(имитируем движением мороз).
Во дворе у снежной Бабы
(руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос (натираем нос).
В речке стала вдруг вода
(прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится
(дети кружатся),
Заметая всё кругом
(имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.
Физкультминутка № 16
МАРТЫШКИ
Мы весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово «три»,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Физкультминутка № 17
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
(поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
(потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
(прыжки на месте)
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал.
(сесть на место за парту)
Физкультминутка № 18
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Физкультминутка № 19
Повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Физкультминутка № 20
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнём.
Методическая разработка (5 класс) по теме: Физминутка на уроке английского языка
КОРРЕГИРУЮЩАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ПО ТЕМЕ
« ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УТОМЛЕНИЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».
Работу выполнила Дядькина Е. В.,учитель английского языка
МАОУ «Основная общеобразовательная школа №13» г.Соликамска
Комплекс физминутки, предупреждающий утомление, разработан для уроков английского языка с учащимися 2-6 классов. Известно, что младшие школьники очень быстро утомляются. С целью предупреждения переутомления на уроках необходимо проводить физминутки. Используя данный комплекс упражнений, учитель предлагает детям выполнить определённые движения, сопровождая их фразами и рифмовками на английском языке.
1. Stand up, please. Встаньте, пожалуйста.
Let`s have a rest. Давайте немного отдохнем.
2. Hands up, hands down Руки вверх, руки вниз,
Hands on hips, руки на пояс,
Sit down. Stand up, присели, встали.
Hands to the sides, Руки в стороны,
Bend left, bend right Наклон влево, наклон вправо.
Hands to the shoulders Руки на плечи, круговые
движения вперед 4 раза, назад
1-2-3-4, back 1-2-3-4. 4 раза.
3. Shake, shake. Встряхнули руками.
Forward, 1-2-3-4 Вытянули руки вперёд, наклон
Back. вперёд 4 раза, назад.
Do the exercise. Растяжка мышц спины и рук (Упражнение «Замок»: правую руку поднимаем вверх, сгибаем в локте, левая рука — вниз, сгибаем в локте, стараемся дотянуться левой кистью руки до правой.)
Change. Поменяли руки.
4. You can swim. Вы умеете плавать.
You can fly. летать.
You can climb. лазить.
A deep breath. Глубокий вдох.
5. Head and shoulders, Показываем части тела:
Knees and toes, Голова и плечи
Knees and toes, Колени и пальцы на ногах
Knees and toes. (3 раза).
Head and shoulders, Голова и плечи,
Eyes, ears, mouth and nose. Глаза, уши, рот и нос.
6. Show me your head Покажите мне голову
(the left hand, the right eye, (левую руку, правый глаз,
the left shoulder, левое плечо,
your forehead, teeth, knees, ваш лоб, зубы, колени,
nose, mouth, hands …) нос, рот, руки…)
7. Stroke your cheeks, Гладим свои щеки,
Ears, fingers. уши, пальцы на руках.
8. One little, 2 little, Под считалку «10 индейских
3 little Indians, 4 little мальчиков» массажируем
5 little, 6 little Indians, пальцы на руках.
7 little, 8 little,
9 little Indians,
10 little Indian boys.
9. Thank you. Sit down. Спасибо. Присаживаемся.