Физкультура для детей с овз в доу: Физкультура для детей с ОВЗ – Рабочая программа по физкультуре на тему: Рабочая программа по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗ

Физкультура для детей с ОВЗ

Значение и особенности АФК

Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.

В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

2. Компенсаторная направленность: возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиления сохраненных, создание «обходных путей».

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

6. Вариативность:

  • многообразие упражнений и условий их выполнения

  • разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)

  • разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние

  • развитие речи (подвижные игры с речетативами)

  • развитие мелкой моторики («пальчиковые» игры)

  • развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

Купить

Рекомендации по преподаванию физкультуры

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.

Рассмотрим два метода.

"Эволюционный метод двигательной реабилитации".(автор Н.Н Ефименко)

Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или " 8 золотых формул«. Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.

1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.

2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.

3. В исходном положении лежа начинать движения с позы «эмбриона» (поза группировки) с постепненным выпрямлением, разгибанием и разведением туловища и конечностей: лежа на боку→ лежа на спине → лежа на животе.

4. В любом исходном положении выполнять движения «от темечка к пяткам»: головой (шейным отделом позвоночника) → плечевым поясом и руками → мышцами туловища (грудь, живот, спина) →тазовым поясом →нижними конечностями → все вместе в ходьбе, лазанье, беге, прыжках.

  • в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками

  • в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами

5. Работая с руками и ногами, выполнять движения сначала крупными суставами (плечевыми и тазобедренными), затем средними (локтевыми и коленными) и в конце мелкими (костевыми, голенностопными, пальцами). "Ползанье по-пластунски"→ "Ползанье на нижних четвереньках"→ "Ползанье на средних четвереньках«→ «Ползанье на высоких четвереньках».

6. Чем ниже положение тела, тем медленне и спокойнее выполнять движения (стиль «ползущего питона») и чем выше положение тела, например, подскоки, тем быстрее двигаться (стиль «скачущего коня»).

7. Чем ниже и горизонтальнее положение тела, тем в более расслабленном режиме выполнять движений («брошенная на пол веревочка») и чем выше и вертикальнее положение, тем сильнее напрягать мыщцы («прочно стоящая колонна»).

8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.

Метод предполагает «Большое планирование» — стратегическое планирование на месяцы и годы и «Малое планирование» на один или несколько уроков. В результате естественные «эволюционные» движений максимально корректируют нарушения моторики.

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

О чем эта книга Это самый подробный гид по родительским промахам, способам их избегания и устранения. Автор разбирает самые распространенные ошибки, которые или совершают, или очень боятся совершить все родители. Вы узнаете, как: стать ребенку настоящим другом, не теряя авторитет; общаться с ребенком, не повторяя ошибок своих родителей; правильно реагировать на капризы и непослушание ребенка; удовлетворить потребность ребенка в любви, не балуя его; развивать ребенка с учетом особенностей его личности; привить ребенку правильное представление о счастье и успехе. Кто автор Ольга Маховская — известный психолог, кандидат психологических наук, сотрудник Института психологии РАН, ВГИКа. Стипендиат международных научных программ. Директор по содержанию детского телевизионного проекта «Улица Сезам в России», автор и ведущая программ для родителей. Автор книг «Американские дети играют с удовольствием, французские — по правилам, а русские — до победы», «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы потом он дал вам спокойно жить».

Купить

«Игра-эстафета «Двойная мотивация»

Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.

Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:

  • перед изучением нового материала для закрепления разученных движений

  • после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.

Виды движений, от 2-х до 10, и их сочетания зависят от сложности заболевания «особых» детей:

  • проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия

  • бег с перепрыгиванием препятствий

  • ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах

  • ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов

  • бег с ведением мяча

  • передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах

  • бег змейкой между предетами

  • ходьба с перешагиванием предметов

  • передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам

Протвопоказаны:

  • акробатические кувырки вперед и назад

  • бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)

  • лазанье по канату

  • бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)

В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.

Противопоказания к АФК

  • Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания

  • Сердечно-сосудистые заболевания

  • Легочная недостаточность

  • Заболевания крови

  • Нарушения спинального кровообращения

  • Злокачественные образования

  • Почечная недостаточность

  • Хронический гепатит

  • Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки

  • Осложненный сахарный диабет

  • Эпилепсия

  • Остеохондроз позвоночника с осложнениями

  • Психические заболевания

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.

5 методов воспитания детей

5 методов воспитания детей

Еще не было такой книги Михаила Литвака, которая показалась бы заурядной. Бойкий стиль автора не оставит равнодушными никого! В этой книге собраны общие, порой парадоксальные принципы воспитания, которые должны знать все родители. Оказывается, дети нередко страдают не столько от недостатка внимания родителей, сколько от его переизбытка! Так что, если Вы хотите счастливого будущего своим детям, оставьте их в покое как можно раньше! «Хочу объяснить почему, я, Литвак Михаил Ефимович, врач психиатр высшей категории, психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент РАЕН, кандидат медицинских наук, автор более 30 книг, посвященных проблеме общения и различным аспектам психиатрии и психологии, решил вдруг заняться проблемами воспитания детей», — так начинает свой очередной психологический бестселлер известный «инженер душ». А, действительно, почему? «Цель моих статей о воспитании — привлечь к проблеме заинтересованных в развитии России и в проведении необходимых реформ, которые помогли бы вывести страну на тот передовой уровень, который она достойна занять в соответствии со своими природными и людскими ресурсами. Полагаю, что стоит меня выслушать».

Купить

Смотрите также:

Статья: Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в ДОУ.

Организация физкультурно-оздоровительной работы детей

с ОВЗ в ДОУ.

Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. На данный момент эта проблема стала очень актуальна, так как наше общество нуждается в творческих, гармонично развитых активных личностях. 

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепления здоровья ребенка и не навредить ему. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического воспитания, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Актуальность темы.

В наше время все больше становиться, детей у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность, замедляются психические процессы, отмечаются пассивность и сонливость.

ФГОС в ДОУ особое внимание уделяется инклюзии. Инклюзивное образование – это наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ. Инклюзия основана на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.

Задачи сохранения и укрепления здоровья получили свое отражение в нормативно-правовых документах современного общества – «Закон Российской Федерации об образовании», СанПине 2.4.1.30.49-13 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», конвенции «О правах ребенка» и т.д.

Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.

Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Наследственность.

Внешние:

Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.

Отсутствие условий для своевременного развития речи : (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает» и т. д).

Часто наблюдается сочетание разных причин. Специалистам важно правильно установить факторы, мешающие развитию речи, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются отклонения не только в речевом развитии, но и в физическом, у таких детей относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. У детей данной категории отмечается гипер или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слух двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического развития у детей, с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии детей данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.

На своих занятиях по физическому воспитанию, я столкнулась со следующими проблемами : дети с ОВЗ, из старшей и подготовительной групп затрудняются выполнить с первого раза четко поставленную мной задачу, затрудняются правильно ловить и кидать мяч, возникают трудности держать равновесие при выполнении прыжков на одной ноге, не получается с первого раза выполнять сложно-координационные упражнения т.д.

Многие дети с отклонениями в развитии отличаются восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям. Это связано с недостаточностью иммунной системы, гиподинамией.

Для укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях проводят закаливающие мероприятия, включающие воздушные и водные процедуры, пальчиковую гимнастику, самомассаж и т.д . Мои наблюдения показали, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции физического состояния детей с ОВЗ не достаточно к существенным положительным изменениям физической подготовленности дошкольников. Поэтому в своей работе, я стала использовать современные инновационные технологии такие как: специальные корректирующие упражнения для исправления и укрепления осанки и формирования свода стопы, и подвижные игры с коррекционной направленностью, степ – аэробика, подвижные игры с корректирующей направленностью. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Она имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Например, игра «Затейник». В роли затейника первое время выступает воспитатель. После произнесения речёвки с выполнением ходьбы воспитатель предлагает выполнить упражнение для выработки правильной осанки: «кошечка», «мостик» и. т. д.

Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.[5]

Цель: развить и корректировать физические качества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Задачи:

- Помочь детям с ОВЗ с физическим развитием, средствами адаптивной физической культуры.

- Обогащать двигательный опыт детей, помогать в развитии жизненно важных двигательных умений и навыков.

- Развивать и совершенствовать физические, эмоционально-волевые качества детей с ОВЗ.

-Приобщение к самостоятельным занятиям физическим упражнениям;

- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

Не - даром еще в античные времена Аристотель отмечал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие».

Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться, возможно более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей с ОВЗ.

Для решения поставленных задач, я пользуюсь методикой физического воспитания детей дошкольного возраста. Занятия у меня проходят, слитно воедино средства, методы и приёмы обучения движениям, развития физических качеств воспитания. Это все основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учёта индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований.

Спецификой методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки, стоит помнить о (длительности и интенсивности упражнений, а также вариативности упражнений) и вариативность сочетания нагрузки с отдыхом.

На своих занятиях пользуюсь методами: систематичности ,словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.)

.Проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. В заключении хочу отметить, что последовательная реализация сформулированных положений и принципов физкультурного воспитания представляет возможность достижений гармоничного духовного и телесного развития личности. Если с детьми с ОВЗ проводить регулярно занятия физическим воспитанием в саду с педагогом по физической культуре, с воспитателем и родителями, то мы достигнем главной цели: адаптации их к жизни в обществе.

Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в ДОУ.

Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗв ДОУ.

Введение:

Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. На данный момент эта проблема стала очень актуальна, так как наше общество нуждается в творческих, гармонично развитых активных личностях. .[1]

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в системе воспитания. Одной из важных первоначальных задач физического воспитания является укрепления здоровья ребенка и не навредить ему. Особое внимание нужно уделить детям с ограниченными возможностями.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического воспитания, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к проявлению двигательной активности и физической культуры, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Актуальность темы.

В наше время все больше становиться, детей у которых нарушена координация движений, дезориентация в пространстве, нарушение мелкой моторики, высокая утомляемость, вследствие чего снижается работоспособность, замедляются психические процессы, отмечаются пассивность и сонливость.

ФГОС в ДОУ особое внимание уделяется инклюзии. Инклюзивное образование – это наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ. Инклюзия основана на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.

Задачи сохранения и укрепления здоровья получили свое отражение в нормативно-правовых документах современного общества – «Закон Российской Федерации об образовании», СанПине 2.4.1.30.49-13 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», конвенции «О правах ребенка» и т.д.

В нашем детском саду №36 «Светлячок» две коррекционные группы для детей с ОНР. ОНР – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой лексико-грамматической, семантической) при различно сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Причины возникновения общего недоразвития речи

У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.

Внутренние:

Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.

Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Наследственность.

Внешние:

Неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация.

Отсутствие условий для своевременного развития речи : (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает» и т. д).

Часто наблюдается сочетание разных причин. Специалистам важно правильно установить факторы, мешающие развитию речи, чтобы помочь ребенку справиться с проблемой.

Причины возникновения общего недоразвития речи

У детей, имеющих такой диагноз, выявляются как внешние, так и внутренние факторы, приводящие к недоразвитию речи.

Внутренние:

Сложное течение беременности матери — тяжелые заболевания, резус-конфликт, переливание крови.

Возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы.

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, приводящая к возникновению ММД — минимальной мозговой дисфункции.

Наследственность.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются отклонения не только в речевом развитии, но и в физическом, у таких детей относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. У детей данной категории отмечается гипер или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слух двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического развития у детей, с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии детей данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.

Поэтому в нашем саду был открыт с октября 2018 года дополнительно кружок под названием «Здоровичок» я провожу с детьми с ОВЗ дополнительные занятия 2 раза в неделю по 25 минут и опираюсь на основу адаптивных технологий.

На своих занятиях по физическому воспитанию, я столкнулась со следующими проблемами : дети с ОВЗ, из старшей и подготовительной групп затрудняются выполнить с первого раза четко поставленную мной задачу, затрудняются правильно ловить и кидать мяч, возникают трудности держать равновесие при выполнении прыжков на одной ноге, не получается с первого раза выполнять сложно-координационные упражнения т.д.

Многие дети с отклонениями в развитии отличаются восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям. Это связано с недостаточностью иммунной системы, гиподинамией.

Для укрепления здоровья детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях проводят закаливающие мероприятия, включающие воздушные и водные процедуры, пальчиковую гимнастику, самомассаж и т.д. В МБДОУ №36 «Светлячок»соблюдая принцип равных прав и возможностей в получении образования, одним из приоритетных направлений в своей работе ставит создание адекватных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, осуществляя своевременную комплексную психологическую, логопедическую и педагогическую помощь.

НОД по физической культуре, с детьми с ОВЗ проводятся по традиционным методикам, которые рекомендует Л. И. Пензулаева , в соответствии с ФГОСТ (программа «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мои наблюдения показали, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции физического состояния детей с ОВЗ не достаточно к существенным положительным изменениям физической подготовленности дошкольников. Поэтому в своей работе, я стала использовать современные инновационные технологии такие как: специальные корректирующие упражнения для исправления и укрепления осанки и формирования свода стопы, и подвижные игры с коррекционной направленностью, степ – аэробика, подвижные игры с корректирующей направленностью. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Она имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Например, игра «Затейник». В роли затейника первое время выступает воспитатель. После произнесения речёвки с выполнением ходьбы воспитатель предлагает выполнить упражнение для выработки правильной осанки: «кошечка», «мостик» и. т. д.

Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.[5]

Цель: развить и корректировать физические качества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Задачи:

- Помочь детям с ОВЗ с физическим развитием, средствами адаптивной физической культуры.

- Обогащать двигательный опыт детей, помогать в развитии жизненно важных двигательных умений и навыков.

- Развивать и совершенствовать физические, эмоционально-волевые качества детей с ОВЗ.

-Приобщение к самостоятельным занятиям физическим упражнениям;

- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

Не - даром еще в античные времена Аристотель отмечал: «Ничто так не истощает, не разрушает, как физическое бездействие».

Многолетние исследования показывают, что физический потенциал человека формируется, прежде всего, в первые два десятилетия. Именно в этот период нужно добиться, возможно более высокого для каждого человека уровня развития физических качеств. Несомненно, что выявление новых оздоровительных эффектов использования средств физической культуры повысит качество внутреннего потенциала, заложенного природой у детей с ОВЗ.

Для решения поставленных задач, я пользуюсь методикой физического воспитания детей дошкольного возраста. Занятия у меня проходят, слитно воедино средства, методы и приёмы обучения движениям, развития физических качеств воспитания. Это все основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учёта индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований.

Спецификой методики физического воспитания является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки, стоит помнить о (длительности и интенсивности упражнений, а также вариативности упражнений) и вариативность сочетания нагрузки с отдыхом.

На своих занятиях пользуюсь методами: систематичности ,словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.)

Благодаря проведенным занятиям с детьми с ОВЗ по март 2019 года, можно сделать первые выводы: дети стали более восприимчивы к моим указаниям, координация движений улучшилась, пространственно-временные ориентиры дети стали лучше воспринимать и т.д.

Из всего этого следует отметить, занятия кружковой работы «Здоровичок» идет на пользу и благотворно влияет на психоэмоциональное состояния детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. В заключении хочу отметить, что последовательная реализация сформулированных положений и принципов физкультурного воспитания представляет возможность достижений гармоничного духовного и телесного развития личности. Если с детьми с ОВЗ проводить регулярно занятия физическим воспитанием в саду с педагогом по физической культуре, с воспитателем и родителями, то мы достигнем главной цели: адаптации их к жизни в обществе.

Заявка на участие в Педагогических чтениях-2019

ОО №_

П/П

Секция

Тема доклада

ФИО педагога

Должность

Место работы

Звания и награды

Телефон для связи

Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в ДОУ.

Гулидова Ольга Сергеевна

Физ. Инструктор.

МБДОУ №36

-

8-961-826-21-20

Руководитель ОО ФИО

Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ в ДОУ.

ГУЛИДОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

Физ. инструктор МБДОУ «Детский сад №36 «Светлячок»

[email protected]

Одна из важных проблем современного мира – это здоровье подрастающего поколения. На данный момент эта проблема стала очень актуальна, так как наше общество нуждается в творческих, гармонично развитых активных личностях.

Современная экология негативно влияет на подрастающее поколение, что приводит к ухудшению здоровья, умственной и психофизической активности.[1]

***

ФГОС в ДОУ особое внимание уделяется инклюзии. Инклюзивное образование – это наиболее передовая система обучения детей с ОВЗ. Инклюзия основана на совместном обучении здоровых детей и детей – инвалидов. Для развития детей с ОВЗ немаловажное значение имеет физкультурно-оздоровительная работа.

Задачи сохранения и укрепления здоровья получили свое отражение в нормативно-правовых документах современного общества – «Закон Российской Федерации об образовании», СанПине 2.4.1.30.49-13 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», Указе Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», конвенции «О правах ребенка» и т.д..

В нашем детском саду №36 «Светлячок» две коррекционные группы для детей с ОНР. ОНР – это нарушение формирования всех сторон речи (звуковой лексико-грамматической, семантической) при различно сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. [2]

***

Для закрепления здоровья детей , в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется обогащению двигательного опыта, который осуществляется последовательно - от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обусловливается возрастным и индивидуальным развитием. Задержка двигательного развития, так же как и его искусственное ускорение, неблагоприятны для общего развития ребенка дошкольного возраста.[3,5]

***

НОД по физической культуре, с детьми с ОВЗ проводятся по традиционным методикам ,которые рекомендует Л. И. Пензулаева , в соответствии с ФГОСТ (программа «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мои наблюдения показали, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции физического состояния детей с ОВЗ не достаточно к существенным положительным изменениям физической подготовленности дошкольников. Поэтому в своей работе, я стала использовать современные инновационные технологии такие как: специальные корректирующие упражнения для исправления и укрепления осанки и формирования свода стопы, и подвижные игры с коррекционной направленностью, степ – аэробика, подвижные игры с корректирующей направленностью. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Она имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей. Например, игра «Затейник». В роли затейника первое время выступает воспитатель. После произнесения речёвки с выполнением ходьбы воспитатель предлагает выполнить упражнение для выработки правильной осанки: «кошечка», «мостик» и. т. д.

Степ – аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных невысоких платформ – степов (высотой – 10см, длиной – 40, шириной – 20; высотой ножики- 7 и шириной – 4см). Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми 4 – 7 лет, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную системы, усиливает обмен веществ, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве, улучшает психологическое и эмоциональное состояние ребенка.[5]

***

Педагоги ставят перед собой основные задачи:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей.

  2. Формирование жизнено-необходимых двигательных умений и навыков ребенка учетом его индивидуальных особенностей и физических качеств.

  3. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.

  4. Восптиание потребности в ЗОЖ.

  5. Обеспечение физического и психологического благополучия.

Реализуют данные задачи педагоги ДОУ через все ведущие виды деятельности:

Режимные моменты, игры, НОД и одна из важных форм-это взаимодкйствие с семьей. [1]

***

Осуществляем оздоровительную работу опираясь на принципы: индивидуальности,систематичность,последовательность,доступность. И взаимодействие и сотрудничество детей с воспитателями и родителями. [4]

Источники:

Интернет ресурсы

  1. https://mamam.ru;

  2. https://infourok.ru/proekt-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-kak-sredstvo-razvitiya-i-korrekcii-psihofizicheskih-kachestv-doshkolnikov-s-ovz-1407677.htm;

  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2018/01/15/doklad-na-temu-sotsializatsiya-detey-s-ogranichennymi;

  4. https://e-koncept.ru/2016/56810.htm.

  5. http://5.kropds.ru/metodicheskaya-kopilka/konsultacii-dlya-vospitatelej/3262.html

Литература:

  1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка;

7.Оздоровительная гимнастика по Пензулаевой.

Материал по физкультуре (старшая группа) на тему: Адаптивная физкультура с детьми с ОВЗ

«Адаптивная физкультура с детьми с ОВЗ»

Хит Г.П.

рук-ль физвоспитания ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей»

Саяногорск -2017

Дети с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) отличаются от здоровых тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям.

Поэтому адаптивная физическая культура имеет исключительно важное значение.

Работая с особыми детьми, мы разработали свою программу по адаптивной физкультуре под названием «Здоровейка».

Программа «Здоровейка» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.

Цель программы: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Задачи программы:

- Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки;

 - Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков;

- Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности;

- Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Формы и методы работы

К специфическим принципам работы по программе «Здоровейка» относятся: 
1. Создание мотивации; 
2. Согласованность активной работы и отдыха; 
3. Непрерывность процесса; 
4. Необходимость поощрения; 
5. Социальная направленность занятий; 
6. Активизации нарушенных функций; 
7. Сотрудничество с родителями; 
8. Воспитательная работа. 

Возраст детей: от 4 до 18 лет

Срок реализации программы: 21 день.

Режим занятий: 20-40 минут 72 занятия в год.

Ожидаемые результаты, способы определения их результативности.

Повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. 

Формами подведения итогов реализации программы являются: 
- наблюдение за ребенком в процессе занятий; 
- проверка выполнения отдельных упражнений; 
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий. 

Методическое обеспечение программы

Программа содержит в себе не только комплекс мероприятий и упражнений, направленных на устранение и профилактику данных нарушений в общем развитии детей, но и  на укрепление опорно-двигательного аппарата в целом. Материал курса могут проходить не только дети, имеющие отклонения в здоровье, но и желающие улучшить свои физические показатели и приобрести дополнительные знания в области физической культуры.

Используются такие методы как: словесный, практический метод и метод наглядного восприятия. В практической части занятий целесообразным является использование различных способов выполнения упражнений (поточный, поочередный и одновременный). Основными формами организации занятий в целом являются: групповая, индивидуальная.

Упражнения лечебной физической культуры дают результаты только тогда, когда они проводятся систематически, длительно и беспрерывно.  Выполнять их необходимо в соответствии с методическими указаниями. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо тренировать, на другие мышечные группы.

Общеразвивающие упражнения и упражнения дыхательной гимнастики, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей развития ребенка. Но при проведении занятий необходимо учитывать функциональные возможности организма учащихся, потому что в группе могут быть ученики различной физической подготовленности и физического развития. Поэтому с целью правильного дозирования нагрузки следует применять индивидуальный и дифференцированный подход.

Литература

  1. Болонов Г.П., «Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения», М.: ТЦ «Сфера», 2003 год;
  2. Велитченко В.К., «Физкультура для ослабленных детей»,  М.: Терра-спорт, 2000 год;
  3. Дубровский В.И., «Лечебная физическая культура», М.: Владос, 2004 год;
  4. Каштанова Г.В.,  Мамаева Е.Г., «Лечебная физкультура и массаж. Методика оздоровления  детей младшего школьного возраста», Практическое пособие, 2002 год;        
  5. Кириллов А.И., «Сколиоз: эффективное лечение и профилактика»  М.; АСТ; СПб.: Сова; Владимир:ВКТ,2008 год;
  6. Красикова И.С. «Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки», 3-е изд.-СПб.:КОРОНА-Век,2007 год;

Конспект физкультурного занятия для детей 4-5 лет с ОВЗ

  Конспект физкультурного занятия для детей средней группы.

«В гости к солнышку»

Тип занятия: Сюжетное.

Цель: Закрепить знания детей о весне через физические упражнения и подвижные игры, обеспечить условия для комфортной двигательной активности детей, вызвать удовольствие от совместных действий с взрослым.

Задачи:

1. Коррекционно – обучающие: упражнять в ходьбе и беге друг за другом со сменой направления, соблюдая границы зала.

2. Коррекционно – развивающие: развивать умение детей ходить по гимнастической скамейке и в перешагивании через препятствия (кубики). Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Развивать умение ориентироваться в пространстве, координацию движений. Упражнять детей в правильном дыхании.

3. Коррекционно – воспитательные: воспитывать умение слышать и реагировать на сигнал, организованность дружеские, взаимоотношение.

Оборудование: по 2 ленты для каждого ребёнка, гимнастическая скамейка, кубики (лужи), солнышко, зонтик. 

Словарь: сядьте, встаньте, делайте так, прыгайте, шагайте, ловите, играли (занимались) хорошо, верно, неверно, тает снег, капает капель, бегут ручьи, набухли почки.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, художественно - эстетическое, познавательное, физическое развитие.

Ход занятия 

I. Вводная часть  

Организационный момент. 

Воспитатель: Сегодня есть особый повод для улыбки, к нам пришла весна: тает снег, капает капель, бегут ручьи, набухли почки.  Давайте отправимся на весеннюю полянку в гости к солнышку и посмотрим, как природа пробуждается от зимнего сна.                                                      

Становитесь все друг за другом, а солнышко будет освещать нам дорогу. 

Выглянуло солнышко 

И зовёт гулять, 

Как приятно с солнышком

Вместе нам шагать.
Друг за другом мы шагаем,
Выше ноги поднимаем!  Ходьба
По дорожке мы пройдем,
На носочки все встаём!  Ходьба на носках
Снова ровная дорожка,
Пошагаем мы немножко!  Ходьба
Гуще лес и ниже ветки,
Проползают наши детки!  Ползание на четвереньках 
Прыгнем через ручеек
Не замочим наших ног! Прыжки на двух ногах
Тропинка нас зовет вперед,
Кто красиво так идет?!  Ходьба
А теперь пришла пора
Пробежаться детвора!  Бег
Мы спешили, мы бежали,
На полянку мы попали!  Ходьба
Воспитатель: Ребята, мы оказались на весенней полянке, посмотрите солнышко, подарило  лучики.

II. Основная часть:

Комплекс общеразвивающих упражнений: «Солнечные лучики» (лентами)

1 «Поиграем с лучиками».

И. п: стоя, ноги расставить на ширине плеч,  руки  внизу. 

Выполнение: взмахнуть лентами вверх, посмотреть на них и опустить вниз (5-6р.)  

2. «Спрячем лучики от тучки». 

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки за спину.

Выполнение: наклониться, руки вперёд (показать лучики), вернуться в исходное положение.(5-6р.)

3. «Лучики играют в прятки».

И.п. стоя, руки внизу. 

Выполнение: присесть, обхватить руками колени, выпрямиться (5-6р.)   

4. « Лучикам весело с ребятами».

И.п. ноги вместе, руки внизу. 

Выполнение: При прыжке ноги на ширину плеч, руки в стороны.

 Прыжки на месте (10-15с.), после 6-8 прыжков ходьба. Повторить 2 раза. Ходьба друг за другом. Положить ленты. 

Воспитатель: Ребята, мы до солнышка с вами ещё не дошли. Идём дальше, чтобы попасть  к   солнышку, нам надо  преодолеть препятствия.

Основные виды движений:

  1. «Ходьба по мостику» (гимнастической скамейке)

Выполнение: руки в стороны, смотреть вперёд. Дети выполняют задание друг за другом. В конце скамейки спрыгивание на обе ноги, руки вынести вперед.

2. «Шагаем через лужи» (перешагивание через препятствия (кубики)). Дети выполняют задание друг за другом, руки на поясе.

Воспитатель: Ребята, вот мы и пришли с вами в гости к солнышку.

Подвижная игра

«Солнышко и дождик».

Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.

Упражнение на дыхание:

  «Здравствуй солнышко».

Дети выполняют глубокий вдох через нос, поднимая руки вверх и выдох через рот, опустив руки вниз.

III. Заключительная часть

Релаксация. «Я на солнышке лежу».

Весело вы играли с лучиками, но нам ребята пора возвращаться в детский сад. Спокойная ходьба за воспитателем.

 Использованная литература 

1. Н.П. Кочетова «Кроха». Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. Москва «Просвещение», 2005

2. Я Лайзане. Физическая культура для малышей.

 

Статья Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по реализации образовательной области «Физическая культура»

Работа с детьми дошкольного возраста с ОВЗ по реализации образовательной области «Физическая культура»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»

Жан-Жак Руссо

Дошкольный возраст — яркая неповторимая страница жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Направленное использование физической культуры на протяжении первых лет жизни человека, является начальным и очень важным звеном системы физкультурного образования. В то же время, в современном обществе наблюдаются следующие негативные тенденции: уменьшения количества абсолютно здоровых детей, неправильный образ жизни людей, отсутствие у них осознанных потребностей к регулярным занятиям физическими упражнениями. Причины не только в отсутствии материально-технических условий и свободного времени, но и низком уровне физической культуры человека, основы которой закладываются уже в дошкольном возрасте.

      Для улучшения системы дошкольного физкультурного образования необходимо усилить ее образовательную направленность, перейти к восприятию человека как целостности, осуществлять личностно-ориентированный подход к воспитанникам, учитывать ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).

Особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:

  • дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации; их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;

  • дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.

Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках существующей системы образования осложнено рядом противоречий между:

  • необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с ОВЗ в ДОУ в зависимости от их психофизических возможностей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии организации этого процесса на всех уровнях управления системой ДОУ;

  • нарастанием интенсивности социальных преобразований в обществе, порождающих интеллектуализацию образования в дошкольном детстве, усилением учебных нагрузок при обучении и воспитании детей в массовых ДОУ и не разработанностью системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья данной категории детей;

  • необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям всех категорий детей с ОВЗ и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований для детей с ОВЗ.

В работе необходимо учитывать рекомендации всех специалистов индивидуально для каждого ребенка и обеспечить лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный и профилактический эффекты. Улучшение качества жизни детей с ОВЗ посредством спорта и физической активности – главная задача, необходимо формировать у детей потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни, развивать способность к преодолению физических нагрузок, психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни, формировать функции разных систем и органов вместо нарушенных или отсутствующих.

Важным компонентом успешной деятельности является включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами.

Дети с ограниченными возможностями имеют расстройства в физическом здоровье, они наиболее чувствительны к вирусным и инфекционным заболеваниям вследствие истощенной иммунной системой. Для упрочнения здоровья детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях практикуют процедуры, сосредоточенные на закалку, включающие в себя воздушные и водные процедуры. Дети со временем привыкают к продолжительному нахождению на свежем воздухе в любое время года, обмыванию охлаждающей водой.

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи, непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию планируется с учетом физических индивидуальных особенностей детей, а также при тесном контакте врача и логопеда, психолога и музыкального руководителя. Одним из звена неразрывной цепи коррекционно-образовательного процесса является взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре, которое определяет следующие формы работы:

- перспективное планирование коррекционной работы по физическому воспитанию с учетом ведущего дефекта;

- адаптирование логопедом речевого материала для спортивных праздников, вечеров развлечений, досугов в зависимости от этапа коррекционной работы;

- разработка и проведение логоритмических занятий, направленных на коррекцию и профилактику речевых нарушений посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи, где музыка применяется как действенное организующее средство воздействия. 

Система занятий по АФК лежит в основе организации всей жизни детей в дошкольном учреждении и в семье. В режиме должны быть предусмотрены   технологии сохранения и стимулирования здоровья, а также технологии обучения здоровому образу жизни и нетрадиционные коррекционные методики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

Все оздоровительные мероприятия должны быть направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений.

Чтобы сохранить и улучшить здоровье детей в один из самых ответственных периодов жизни, необходима огромная работа с семьей.

Родители выступают основными заказчиками образовательных услуг для своих детей с ОВЗ – задача педагога ДОУ своевременно и поэтапно включать родителей в совместную деятельность со всеми специалистами образовательного учреждения.

К сожалению, часть современных родителей знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных   снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения, не соблюдают режим дня и питания.

Список литературы

1) Баранова М.Л. Организационные условия доступности образования в системе специального образования Ростовской области /Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия Педагогика, 2009 № 2.

2) Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

3) Веракса Н.Е., Комарова Т.С. Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- 2014.

4) Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. — № 9.

5) Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М.: Нар. Асвета

6) Стребелева Е.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: учебник для студентов педагогических специальностей / Е.А. Стребелева. – М.: ПАРАДИГМА, 2011.

Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ

Особенности занятий физической культурой с детьми с ОВЗ в детском саду.

Наумова Валерия Валерьевна

Инструктор физического воспитания

Работа с детьми никогда не бывает простой, в том числе и занятия физкультурой, их форма и содержание зависят от того, для какого контингента они проводятся. В детском саду №29 «Чебурашка» города Евпатории осуществляется работа по физическому развитию, как обычных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные дети не имеют серьезных противопоказаний против занятий физической культурой и спортом, но требуют особый подход в работе с ними, в частности одним из важных условий является индивидуальный подход. Группа воспитанников с ОВЗ весьма неоднородна, характерными особенностями таких детей являются различные нарушения в развитии: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, на занятиях необходимо учитывать специфику психики и здоровья каждого ребёнка.

При организации занятий программа физических нагрузок имеет упрощённый вид для сложно координационных упражнений, упражнений, включающих в себя прыжки и подвижные игры. Сложно координационные упражнения не используются в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в силу их умственных способностей, такие дети просто не смогут выполнить данные упражнения, либо будут выполнять их неправильно, что может впоследствии привести к травматизму. Упражнения, включающие в себя прыжки, не рекомендуются для данной группы детей, так как несут нагрузку на опорно-двигательный аппарат и негативно на него воздействуют. Подвижные игры представляют собой два-три правила доступных для понимания воспитанников.

Специфика занятий физкультурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на коррекцию физического, но и психического здоровья. Основными задачами на каждом занятии являются коррекция и профилактика осанки, плоскостопия, ходьбы, бега и других естественных движений, активизация вегетативных функций и укрепление мышечного корсета. Именно поэтому занятия с данными детьми должны носить коррекционно-развивающую направленность.

От педагога физкультуры требуются знания основных дефектов, их проявлений, сопутствующих заболеваний, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они развиваются медленнее. Данные знания необходимы педагогу для того, чтобы не навредить здоровью, а также выявить потенциальные возможности ребенка, определить оптимальный путь развития и коррекции. Для более эффективной работы в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с логопедом, психологом, воспитателями, массажистом.

На своих занятиях инструктор по физической культуре должен проводить диагностику степени физического развития в начале и конце учебного года. Благодаря результатам входной диагностики выявляются основные проблемы развития, и создается образовательный маршрут. Таким образом, в работе используется компенсаторный принцип воздействия, заключающийся в возмещении недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет активного использования сохранных функций.

Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают дефицит двигательной и эмоциональной активности, поэтому на занятиях физкультурой необходимо большое разнообразие двигательной деятельности.

Формы работы на занятиях достаточно разнообразны: систематические (основные виды движений и гимнастики не меняются на протяжении месяца), индивидуальные (в процессе групповой работы, облегченное задание для вновь поступившего ребенка в данную группу, либо с более тяжелым диагнозом), соревновательными и игровыми (внутри группы). Одни формы организуются педагогом физической культуры самостоятельно, другие после обсуждения и рекомендаций других специалистов. А также на занятиях присутствуют воспитатели и специалист (логопед, психолог и др.), участвующие в процессе занятия. Это дает возможность более эффективного включения некоторых воспитанников в процесс обучения. При работе с данной группой детей необходимо использовать наглядно-действенные способы работы для объяснения того или иного упражнения, так как обращенная речь доступна не для всех детей.

Занятия физкультурой для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, а также коррекции нарушений их развития.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о