Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети: что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение :: BusinessMan.ru – расшифровка, что такое ОВЗ, классификация и виды, развитие и обучение детей с отклонениями, шкала ограниченных возможностей.

ОВЗ и инвалиды: в чем отличие

Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма – довольно тяжелая ноша для человека, особенно, если страдает маленький ребенок. Узнаем, какие существуют отличия детей-инвалидов от детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Понятие «дети-инвалиды»

К категории инвалидов относятся малыши, которые не достигли совершеннолетия, имеющие стойкое нарушение какой-либо функции организма. В ст. 54 Семейного кодекса РФ указано, что у инвалида существуют дефекты, патологии или последствия травм, которые ведут к ограничению жизнедеятельности и утрате осознания своего места в обществе:

  • потере возможности двигаться, отсутствию контроля за своим поведением, невозможности обучения;
  • полной или частичной потере возможности осуществлять самообслуживание.

Медико-социальная справка об инвалидности оформляется по заключениям медицинских учреждений государственной, областной, городской направленности. Решение составляют в 2 экземплярах. Одно остается в организации, другое передают в территориальное отделение социальной защиты по месту жительства малыша. Справка содержит информацию о присвоенной группе инвалидности, включает рекомендации, как ухаживать за инвалидом.

инвалиды и овз

Правительство установило список болезней, травм, при которых лицу присваивают инвалидность. Ее можно получить при неуказанных патологиях, если доказать, что они препятствуют нормальной жизнедеятельности человека.

Понятие «Дети с ограниченными возможностями»

При ограниченных возможностях дети отличаются определенными нарушениями в физическом или психоэмоциональном развитии. Отклонения препятствуют больным получить образование и функционировать без обеспечения особых условий. ОВЗ – наиболее простая форма нарушений. С ней малыш не целиком ограничен в жизнеспособности, лишь нуждается в обеспечении определенных условий.

Как Вы относитесь к совместному обучению обычных детей с детьми инвалидами?
  • Нормально, пусть развиваются как и все 67%, 187 голосов

    187 голосов 67%

    187 голосов — 67% из всех голосов

  • Отрицательно, для них должны быть отдельные школы 18%, 50 голосов

    50 голосов 18%

    50 голосов — 18% из всех голосов

  • Нейтрально 12%, 33 голоса

    33 голоса 12%

    33 голоса — 12% из всех голосов

  • Категорически нет, пусть обучаются дома 3%, 8 голосов

    8 голосов 3%

    8 голосов — 3% из всех голосов

Всего голосов: 278

08.12.2018

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
  • Нормально, пусть развиваются как и все 67%, 187 голосов

    187 голосов 67%

    187 голосов — 67% из всех голосов

  • Отрицательно, для них должны быть отдельные школы 18%, 50 голосов

    50 голосов 18%

    50 голосов — 18% из всех голосов

  • Нейтрально 12%, 33 голоса

    33 голоса 12%

    33 голоса — 12% из всех голосов

  • Категорически нет, пусть обучаются дома 3%, 8 голосов

    8 голосов 3%

    8 голосов — 3% из всех голосов

Всего голосов: 278

08.12.2018

×

Вы или с вашего IP уже голосовали.

При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:

  • нарушение зрения;
  • проблемы с функционированием органа слуха;
  • дефекты речи;
  • заболевания опорно-двигательной системы;
  • аутизм;
  • отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
  • нарушения в психическом развитии.

Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ.

инвалиды и овз

«У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.

Около 80% детей с ограниченными возможностями имеют умственные отклонения, отличаются задержкой психического развития, отсталостью. У инвалидов меньше такого рода нарушений.

Главной особенностью присвоенного статуса инвалидности является то, что получив в детстве категорию, он может претендовать на пенсионное обеспечение не только до совершеннолетия, но и в будущем. Если достигнув 18 лет, подростку также присвоили группу, то он будет считаться больным, имеющим инвалидность с детства. У него есть право получать повышенные государственные начисления, приравненные к первой категории.

инвалиды и овз

Очередное различие в том, что малыши в будущем могут претендовать на предоставление инвалидности, если их заболевание будет развиваться. Но если группу присвоят после достижения 18-летия, то статус «инвалид с детства» он не получит.

инвалиды и овз

«Лицу с ОВЗ не предоставляют денежной помощи от государственных властей, пенсий, как инвалидам».

Является ли ребенок-инвалид ребенком с ОВЗ

Если малыш имеет серьезную патологию и отклонения, но ему не предоставили инвалидность, то он признается больным с ОВЗ. Одновременно с этим, они могут получить группу инвалидности. Малыш, которому присвоили статус, не может быть отнесен к разряду ОВЗ. Это также является отличием.

Образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Чтобы обучить детей с ОВЗ, для них разработали специальные программы. Малышей разделяют на небольшие группы со схожими ограниченными возможностями, недостатками и обучают их.

Дошкольников в детском саду мотивируют в игровых формах обучения. Школьникам позволительно обучаться в домашних условиях. Если ребенок может получать знания, но при создании специальных условий, то инвалидность ему не дадут.

инвалиды и овз

Чтобы обучить детей с ограниченными возможностями, необходимы особые подходы. Они нуждаются в большем внимании. Современные методики им не помогут. Для работы с лицом в дошкольном учреждении применяется индивидуализация, учитываются особенности каждого малыша. Дошкольники нуждаются в мотивации, их нужно заинтересовать, чтобы они тянулись к знаниям и хотели развить творческие способности и навыки.


Существуют некоторые методики обучения ребенка с ОВЗ:
  1. Методика проектов. Он направлен на повышение интереса к процессу и формированию позитивной мотивации к образованию.
  2. Индивидуальная программа обучения малыша. Методики разрабатывают на основании всех особенностей малыша – физических, интеллектуальных. Медико-педагогическая комиссия очень важна для определения личностной направленности в обучающей сфере.
  3. Психолого-педагогическая диагностика состояния лица с ОВЗ. Результаты проведения пригодятся в процессе взаимодействия с психологом.
  4. Дошкольное образование. В ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» указывается, что каждый гражданин страны имеет право на доступное получение знаний. Там же введено понятие «инклюзивного образования». Оно характеризуется обеспечением одинакового доступа к обучению для всех детей и подростков с учетом разнообразия особых потребностей в образовании и их личностных особенностей и возможностей.
  5. Интегрированная обучающая деятельность для малышей с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей много особенностей, которые отличают их от здоровых. У них заниженная самооценка, обостренно восприятие, они часто держатся поодаль от общественных групп и скоплений людей. Поэтому учителя и педагоги не только обучают детей различным предметам, но и занимаются их воспитанием.
  6. Сопровождение учителей при осуществлении инклюзивного обучения. Это означает, что процесс получения знаний детей проходит в обычных школах вместе со здоровыми сверстниками.

инвалиды и овз

Ребенок-инвалид может обучаться в обычной школе, и заведение не вправе отказать принять его. Но дополнительных условий для них не создается. Для них не разрабатывают отдельных программ, они учатся наравне с другими школьниками, ни в чем не ограничивают.

Заключение

Для установления статуса инвалидности и присвоения малыша к категории ОВЗ требуется прохождение медицинской комиссии, которая выдаст заключение о состоянии здоровья и развития малыша. Несмотря на то, что многие объединяют два понятия в одно, их нельзя назвать тождественными. Различия описаны в материале.

дети с ОВЗ и дет-инвалиды в 2019 году

Когда несколько лет назад моя подруга родила малыша и родившейся девочке была поставлена инвалидность, мы долго изучали законодательство в этой сфере. Таким детям полагаются государственные выплаты, а сами родители получают право на некоторые льготы. И чтобы всем этим воспользоваться, надо получить необходимые документы. Поэтому в рамках этой статьи я расскажу вам, какие статусы можно оформить детям, имеющим определенные отклонения в развитии, и чем эти статусы различаются.

Понятия

Наиболее частый вопрос возникает в определении инвалидности или ограниченных возможностей малыша. С одной стороны, несовершеннолетний, которому устанавливается инвалидность, в любом случае имеет какие-либо функциональные отклонения, мешающие ему полноценно вести свою жизнедеятельность.

Но в то же время, согласно российскому законодательству, далеко не все дети с такими ограниченными возможностями могут получить инвалидность.

понятие

понятие

Поэтому разберем каждое из этих понятий более подробно:

  1. Инвалидом признается любой малыш, не достигший совершеннолетия (18 лет), который имеет стойкое расстройство какой-либо функции организма. Данное расстройство должно быть спровоцировано полученной травмой, болезнью или получено малышом до рождения. Все эти функциональные расстройства должны приводить к ограничению нормальной жизнедеятельности малыша.
  2. ОВЗ – это определенные недостатки физического или психологического развития. Они препятствуют несовершеннолетнему получать образование и функционировать без предоставления ему особых условий.

То есть ОВЗ является более легкой формой отклонений, при которых малыш не полностью ограничен в свой жизнедеятельности, а только нуждается в предоставлении особых условий. Если у малыша имеются серьезные заболевания и отклонения, но ему не была предоставлена инвалидность, он признается больным, имеющим ОВЗ. А все дети, которым была установлена инвалидность, автоматически считаются имеющими ОВЗ. Поэтому не всегда данные понятия тождественны.

Инвалидность

Чтобы понимать, в каком случае малыш может претендовать на получение инвалидности, необходимо понимать, что такие дети:

  • полностью или частично теряют возможность к самообслуживанию;
  • утрачивают возможность обучаться, контролировать свое поведение либо передвигаться.

Если же малыш может получать знания, но ему требуются для этого специальные условия, то такому малышу не дадут инвалидность.

Значительной особенностью получения такого статуса в детском возрасте считается не только возможность получать пенсию на протяжении всего периода, но и впоследствии. Если после совершеннолетия ему будет также установлена определенная группа, то он будет относиться к категории больных, имеющих инвалидность с детства. А этот статус дает право человека претендовать на повышенные выплаты от государства, которые приравниваются к первой группе.

Малыши, имеющие только ОВЗ, впоследствии могут получить инвалидность, если их болезнь будет прогрессировать. Но если группа будет установлена после наступления совершеннолетия, то такой человек не получит статус о наличии инвалидности с детства.

Правительством установлен также определенный перечень заболеваний или травм, при наличии которых дети сразу получают инвалидность. Но ее можно оформить и при наличии других, не включенных в перечень болезней, если доказать, что они создают последствия, необходимые для назначения инвалидности.

ОВЗ

К ним относятся такие особенности детей, как:

  • отклонения в зрении;
  • нарушение функций слуха;
  • нарушение речевого аппарата;
  • проблемы с опорно-двигательными функциями человека;
  • аутизм;
  • плохо развивающиеся умственные способности, которые приводят к умственной отсталости малыша по сравнению с его сверстниками;
  • отклонения в психическом развитии.

Такие дети поддаются обучению, но для этого им требуются вспомогательные аппараты либо специальные техники обучения. Будущее для этих детей еще не совсем потеряно, так как они могут получить необходимое образование и приспособиться к условиям жизни.

Для обучения таких детей специально разрабатываются особые программы. Все дети разделяются по определенным ограниченным возможностям и обучаются в составе небольших групп. Дошколят обязательно мотивируют в игровых формах обучения. А школьники могут проходить обучение на дому, чтобы иметь все необходимые условия.

Методы обучения малышей с ОВЗ

Министерством образования разработано множество программ, по которым может производиться обучение таких детей. В зависимости от особенностей каждого ребенка, компетентные люди должны назначить конкретный метод. Наиболее распространенными считаются следующие программы:

  1. Метод проектов. При нем обучение происходит на основании проектирования мыслей и желаний человека. Его приучают мыслить позитивно и добиваться своих желаний с помощью определенных действий.
  2. Индивидуальный маршрут. В этом случае схема обучения разрабатывается индивидуально для конкретного малыша с учетом всех его особенностей организма.
  3. Медико-психологическая программа. При ней создается специальная комиссия из педагогов, психолога и медиков. Они определяют состояние здоровья малыша и принимают индивидуальную программу развития.
  4. Психолого-педагогический метод. Под ним понимается диагностика дошкольников, чтобы своевременно провести квалифицированную помощь в коррекции развития детей.
  5. Дошкольное образование. Оно предоставляется не только здоровым детям, но и тем, кто имеет ОВЗ. Они также имеют равные права с остальными детьми. Им обеспечивается инклюзивное образование с учетом имеющихся у них индивидуальных возможностей.
  6. Интегрированное образование. Оно включает в себя некоторые особенности, которые не свойственны для здоровых детей. Одной из наиболее ярко выраженных особенностей можно назвать заниженную самооценку, которая неуклонно связана с имеющимся отклонением в здоровье. Такие дети обычно дистанцируются от коллектива, и им сложно в него интегрироваться. Поэтому воспитатели и педагоги должны помочь им подружиться с другими детьми, имеющими ограниченные возможности.
  7. Сопровождение педагогов при инклюзивном обучении. В этом случае дети с ОВЗ обучаются совместно со здоровыми сверстниками. А сами педагоги должны помогать таким детям интегрироваться в коллектив здоровых детей.

Такие дети не получают от государства денежные средства в виде пенсионных выплат, как инвалиды, но им предоставляются некоторые льготы, которыми они могут пользоваться наравне с инвалидами. Среди таких льгот и преимуществ можно отметить:

  1. Возможность получения бесплатных занятий с социальными педагогами, психологами и логопедами. Эти специалисты обычно должны заниматься с такими детьми 2-3 раза в неделю, чтобы улучшать их навыки и помогать им общаться с окружающими.
  2. Возможность претендовать на особый подход преподавателей при выставлении оценок их знаний. Обычно учебные заведения самостоятельно устанавливают свои правила. Но главным смыслом тут является выявление талантов у таких детей, а затем дальнейшее их развитие.
  3. Возможность сдачи выпускных льготных экзаменов. Ученик может сделать выбор, каким образом, он будет выпускаться из школы. Он может сдавать ЕГЭ, как и все здоровые ученики, либо может выбрать обычные экзамены, не дающие ему возможность поступить с этими результатами в вуз.
  4. Право на получение школьных обедов. Они предоставляются таким детям бесплатно.
  5. Недопустимо применение дисциплинарных взысканий к таким детям на протяжении всего учебного года, независимо от количества рецидивов.

Важно знать, что с каждым годом недуг ребенка может прогрессировать. И если еще год назад вам отказали в предоставлении инвалидности, то возможно, что спустя прошедшее время вашему ребенку ее предоставят. Существует 3 ступени, по которым осуществляется интеграция  ограниченных возможностей:

  1. Недуг. В этом случае ребенок потерял определенную анатомическую возможность либо утратил функцию. Сюда относятся также и отклонения в психическом и физиологическом развитии.
  2. Вторая ступень. Когда перечисленные виды недугов не дают возможность выполнять ребенку определенный вид деятельности, который выполняют все остальные сверстники.
  3. Последняя ступень. Когда человек по причине данного недуга теряет возможность самостоятельно ухаживать за собой.

Именно при наличии последней степени устанавливается инвалидность. В любом случае для определения ОВЗ или инвалидности требуется прохождение специальной комиссии, которая выдает медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. На основании данного документа родители малыша могут оформить все положенные льготы и выплаты, а также получить социальную помощь.

понятие

Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Статьи

Психология и педагогика

Ученики с ограниченными возможностями здоровья и их родители (либо законные представители) могут выбирать способы получения образования самостоятельно. К таким способам относятся очная, очно-заочная и вечерняя формы обучения в образовательных учреждениях, домашнее, семейное обучение, экстернат и сочетания разных форм.
Уточнить все подробности поможет Закон «Об образовании в Российской Федерации». Разберём подробно положительные и отрицательные стороны каждой формы обучения.

22 октября 2018

Инклюзия

Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.

Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:

  1. Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.

  2. Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.

  3. Частичная форма обучения.Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).

  4. Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.

Плюсы

В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.

Минусы

Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ.Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе.

Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.

Другие материалы по теме:

Домашнее обучение

Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.

Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.

Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.

Плюсы

«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.

Минусы

  • Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома».

  • Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.

  • Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.

Если с ребенком трудно

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Заочное семейное обучение. Экстернат

Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления.

Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время.

Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах.

Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.

Плюсы

Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.

Минусы

К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.

Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.


#ADVERTISING_INSERT#

Консультация: Ребенок с ОВЗ. | Социальная сеть работников образования

Ребенок с ОВЗ.

Дети с ОВЗ. Кто они?

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья.

К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

Категории детей с ограниченным здоровьем:

• с расстройством поведения и общения;

• с нарушениями слуха;

• с нарушениями зрения;

• с речевыми дисфункциями;

• с изменениями опорно-двигательного аппарата;

• с отсталостью умственного развития;

• с задержкой психического развития;

• комплексные нарушения.

Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития.

Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Роль родителей

Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей –

не забывайте о себе!

Депрессия — нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.

Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период.

Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы.

Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

Дети с ограниченными возможностями здоровья


Дети с ограниченными возможностями здоровья

«…Дети с ограниченными возможностями здоровья — лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение, самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность…»

Источник:

Постановление администрации Одинцовского муниципального района МО от 23.11.2010 N 3922

«Об утверждении стандартов качества муниципальных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам муниципальными бюджетными учреждениями Одинцовского муниципального района в 2011 году»

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Дети раннего возраста
  • Дети школьного возраста

Смотреть что такое «Дети с ограниченными возможностями здоровья» в других словарях:

  • ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ — имеют функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из за негативных стереотипов, предрассудков в… …   Терминологический ювенологический словарь

  • Лицо с ограниченными возможностями здоровья — К лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии: глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно двигательного аппарата и другие, в том числе дети инвалиды …   Официальная терминология

  • Обучающиеся (выпускники) с ограниченными возможностями здоровья — К обучающимся (выпускникам) с ограниченными возможностями здоровья относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно… …   Официальная терминология

  • Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации — дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети жертвы вооруженных и… …   Официальная терминология

  • Дети с проблемами развития — группа детей с сенсорными, интеллектуальными, эмоционально волевыми, физическими и другими отклонениями в психофизическом развитии. Эволюция понятия: «дефективные» > «аномальные» > «с отклонениями в развитии» > «с особыми образовательными… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Государственная программа — (Government program) Государственная программа это инструмент государственного регулирования экономики, обеспечивающий достижение перспективных целей Понятие государственной программы, виды государственных федеральных и муниципальных программ,… …   Энциклопедия инвестора

  • Домик детства — Региональная общественная организация волонтёров Самарской области «Домик детства» …   Википедия

  • Созидание (благотворительный фонд) — Координаты: 55°46′30.18″ с. ш. 37°49′27.31″ в. д. / 55.775052, 37.824254  …   Википедия

  • Инклюзивное образование — Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Дари добро — благотворительный фонд, созданный сообществом друзей, занимающихся организацией сбора помощи в детские дома, для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся семей с детьми. О нас Добро пожаловать! Заглянув к нам, вы уже не прошли… …   Википедия

Книги

  • Дети с ОВЗ в детском саду: особенности коплексного сопровождения. Методические рекомендации. ФГОС, Микляева Наталья Викторовна, Головчиц Людмила Адамовна, Виноградова С. И.. В пособии дана характеристика концепции и стандартов организации ранней помощи в сфере образования, анализ федеральных и региональных программ ранней помощи детям, обобщены подходы к… Подробнее  Купить за 478 руб
  • Дети с нарушением слуха. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ, Шматко Наталия Дмитриевна, Красильникова Ольга Александровна. В учебном пособии рассматривается существующая система коррекционной помощи детям с нарушенным слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие и имплантированные дети) в дошкольном и школьном… Подробнее  Купить за 336 руб
  • Дети с нарушением зрения. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ, Кудрина Татьяна Петровна, Любимов Алексей Алексеевич, Любимова Марта Павловна. В учебном пособии представлены наиболее значимые аспекты психолого-педагогической характеристики обучающихся с нарушением зрения (слепые и слабовидящие дети), психофизиологические особенности… Подробнее  Купить за 295 руб
Другие книги по запросу «Дети с ограниченными возможностями здоровья» >>

Обучение дошкольников с ОВЗ

Статьи

Психология и педагогика

85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Обычные педагоги в детских садах чаще всего не готовы эффективно работать с такими детьми, и корпорация «Российский учебник» получает много запросов на тему инклюзивного воспитания. Наш постоянный эксперт Элеонора Кулешова представляет основные правила коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования.

21 августа 2018

Правила обучения дошкольников с ОВЗ

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, согласно официальному определению, — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Именно на основе справки от комиссии ребенку присваивается статус ученика с ОВЗ. Когда родители предоставляют администрации документ о том, что их ребенок должен обучаться по адаптированной основной образовательной программе, организация не в праве отказать в обучении и создании специальных условий. При отсутствии документа, ребенок статус не получает, даже если нарушения очевидны.

Адаптированная основная образовательная программа — это основная образовательная программа, которая учитывает особенности психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию. На сайте Fgosreestr.ru можно ознакомиться с примерными образовательными программами для инклюзивного дошкольного образования.

Справка ПМПК не только накладывает на администрацию новые обязательства, вроде обучения коррекционной работе с детьми с ОВЗ обычных воспитателей, но и открывает возможности для получения ресурсов, позволяющих организовать коррекционные занятия, осуществить применение индивидуальных программ в образовании — то есть сделать свой вклад в улучшение жизни и перспектив ребенка с проблемами здоровья. На основе справки ПМПК образовательная организация имеет право заказать у государства средства на необходимое техническое обеспечение и привлечение дополнительных специалистов.

Классификация детей с ОВЗ

  • Дети с нарушениями слуха.

  • Дети с нарушениями зрения.

  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  • Дети со стойкими нарушениями интеллекта.

  • Дети со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии.

  • Дети с нарушениями речи.

  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

  • Дети со сложными нарушениями в развитии (сочетаются две и более из перечисленных групп).

Как любить ребенка

Как любить ребенка

Эта книга великого педагога и гуманиста Януша Корчака — подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В ней — серьезность наблюдений ученого и мягкий лиризм художника слова. Текст Корчака напитан бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями. В течение многих десятилетий эта книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей.

Купить

Корректные термины появились недавно, и не все их можно встретить в тематической литературе. Однако нужно иметь в виду, что именно такое разделение сегодня актуально.

Любая из представленных групп неоднородна. Например, среди детей с нарушениями слуха есть те, кто не слышит вообще, и те, кто не может слышать без специальных приспособлений, операций. Степень сохранности — это всегда резерв для получения ребенком большего количества знаний. Поскольку дети даже в определенной группе разные — значит, и нарушения разные, и рекомендации по работе тоже. Под каждого ребенка со правкой ПМПК должна быть написана индивидуальная образовательная программа, даже если в коллективе имеются дети со схожими нарушениями.

Необходимо учитывать общие особенности детей с ОВЗ:

  • Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.

  • Проблемы с общей и мелкой моторикой.

  • Заторможенность в развитии речи.

  • Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.

  • Проблемы с познавательной деятельностью.

  • Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.

  • Низкая или слишком высокая самооценка.

  • Неуверенность в своих силах.

  • Полная или частичная зависимость от окружающих.

Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей, которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками. Эту совокупность особенностей принято называть особыми образовательными потребностями (ООП).

Особые образовательные потребности

Дошкольное образование детей с ОВЗ, помимо решения общих проблем, должно также включать и решение вопросов, возникающих вследствие наличия у них специфических недостатков. Это важный нюанс образовательной работы. В программу обучения специалисты включают специфические предметы, которые не входят в обычную систему образования. Так, детей, имеющих проблемы со зрением, дополнительно обучают ориентированию в пространстве, а при наличии нарушений слуха помогают развить остаточный слух. В программу по их обучению также включена образовательная деятельность по формированию устной речи. Обучение детей со специальными потребностями должно начинаться сразу же, как только были выявлены нарушения в нормальном развитии — это позволит не потерять время и достигнуть максимального результата.

Большая книга про вас и вашего ребенка

Большая книга про вас и вашего ребенка

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» — книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры. Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми. В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

Купить

Задачи обучение детей с ООП:

  • Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.

  • Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.

  • Формирование и активация у обучающихся познавательной активности.

  • Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.

Один из частых вопросов по данной теме: как психологу общеобразовательного детского сада не перейти в процессе реализации новых правил к работе дефектолога? Необходимо различать сферы деятельности, когда речь заходит о вторичных нарушениях. Дефектолог работает с коррекцией познавательной сферы (например, когда при нарушении зрения страдает восприятие). Психолог же детского сада, при участии дефектолога, занимается коррекцией эмоционально-личностной сферы ребенка, которая тоже страдает при нарушении здоровья. Производить таким образом комплексный подход — это идеальный вариант. В любом случае образовательная организация на основе справки ПМПК может найти разные способы привлечения необходимых специалистов — например, не брать дефектолога в штат, а заказывать услугу по сопровождению детей с ОВЗ в центрах психологической коррекции.

Подробнее об инклюзивном образовании:

Если с ребенком трудно

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *