Ассоциация Монтессори педагогов России
Неснова ОльгаК вопросу о том, почему важно уважать ребёнка
Эссе по книге Марии Монтессори «Дети – другие»
Прошло достаточно много времени с тех пор, когда Мария Монтессори вела активную деятельность, пропагандируя передовые идеи о том, как следует обращаться с детьми. Казалось бы, учитывая ту скорость развития науки, техники, а также общества, которая присуща современному миру в последние 100 лет, методы воспитания детей должны были бы соответственно развиваться. В какой-то мере они действительно развились, однако ещё далеко не все идеи Монтессори воплощены в жизнь, тем более не воплощены повсеместно, и слишком много ещё остаётся в мире взрослых, которые не осознают того, какую пользу они могли бы принести своему ребёнку.
С развитием цивилизации, права ребёнка были признаны и охраняются законодательствами многих стран, в той или иной степени. В больницах, государственных учреждениях, частных домах тело маленького ребёнка окружено заботой, вниманием и бережным отношением. Это одна из вещей, к которым призывала Монтессори и которые реализованы на данный момент, что не может не радовать, поскольку свидетельствует, что мир в своём отношении к детям не стоит на месте, и пусть не так быстро, как хотелось бы, но развивается в направлении, указанном Монтессори. Однако во многих аспектах взрослым ещё только предстоит, прежде всего, осознать, а затем и освоить, как обращаться с ребёнком.
Горбанёва Ирина
Ребенок в семье – чистый лист
Решив изучать педагогическую систему Марии Монтессори я даже не представляла, сколько удивительных открытий ждет меня впереди.
Как человек, не имевший пока никакого отношения к профессии педагога, и рассуждающий скорей как мать школьника и бывшая школьница, могу сказать, что традиционная система образования, существующая в странах – бывших республиках СССР (имела несчастье столкнуться с этим в России, Беларуси и Казахстане) калечит личность и психику ребенка и обрекает на постоянную борьбу с комплексами, страхами, неконтролируемой агрессией, с отвращением к любой форме обучения и с многими другими негативными последствиями.
подробнее…Комарницкая Яна
О детях и взрослых
Дети, с которыми довелось встречаться мне представляют собой такой «комодик», доставшийся от бабушки, в который родители сложили все свои и некоторые чужие заморочки, при этом от комодика ждут, что вырасти он должен почему-то минимум в авиалайнер.
«Взрослому никогда не следует формировать ребенка по своему собственному подобию» — пишет М.М. А ведь у взрослых нет других вариантов — они (или мы) не представляют себе, как же еще можно обращаться с ребенком. У каждого человека есть свой «ноль адекватности» — даже если мы видим свои недостатки, что уже неплохо, то всё равно считаем себя самыми правильными. При этом умудряемся не уметь любить себя. Весь этот прекрасный багаж и передается из поколения в поколение. Мало кто может понять, что такое свобода и как с ней справиться, если вдруг она случилась.
«… то, что препятствует развитию ребенка в наиболее восприимчивые периоды его жизни, может повлиять на созидание его индивидуальности. Нам необходимо понимать, что это есть проблема из проблем не только в воспитании, но и в истории человечества».
Невзоров Павел
Понять ребенка — не самое простое дело
Понять ребенка – не самое простое дело. Это бывает особенно сложно, если «понимающий» считает себя «взрослым». Это разделение планеты на «людей» и тех «кто только собирается» сбивает ориентиры и пагубно в целом. Но «взрослый» мир выработал этот механизм защиты от «детей» достаточно давно, и бороться с ним сложно. Но можно сделать обратный ход. Стать (или представить себя) «ребенком» и постараться понять взрослых. Возможно, в мире «взрослых» найдется что-то похожее (ощущения, открытия), что можно использовать для взаимопонимания.
подробнее…Василенко А.П.
Монтессори-педагогика не только по отношению к детям
Статьи Марии Монтессори по вопросам отношения к детям, раскрытия заложенных в них способностях, уважения и веры в маленьких людей вызывают у меня чувства радости и спокойствия. Читая эти работы, я понимала, что страх перед будущим покидает меня и на смену ему приходит светлая надежда, уверенность в том, что для моих детей мир будет совсем другим.
Но для своего эссе я выбрала «Речь по случаю торжественного открытия одного из домов ребенка» Здесь не так много места отведено именно вопросу воспитания детей, в основном речь идет о взрослых людях, о тех людях, которые оказались вытесненными за пределы нормального существования.
подробнее…Щерба Мария
Размышление о статье Марии Монтессори «Взрослый как обвиняемый»
Прочитав книгу Марии Монтессори «Дети- другие», я нашла очень много позиций, на тему которых хотелось бы размышлять. Даже скорее хотелось бы, чтобы родители детей всего мира порассуждали вместе с нами. Тема, о которой мы поговорим, была описана не в одной книге Доктора М.Монтессори, а практически во всех её книгах и некоторых статьях. В книге «Дети — другие» посвящена наболевшему вопросу целая глава. Пусть небольшая, но очень содержательная, информативная и будоражащая мою кровь и душу глава «Взрослый как обвиняемый».
В этой главе Монтессори поднимает вопрос отношения взрослых непосредственно к детям, хрупким, чистым, невинным и искренним созданиям и буквально, выносит им, взрослым, обвинения. Обвинения не беспочвенные, обвинения «против неосознанных заблуждений».
подробнее…Мы выбираем Монтессори-педагогику потому, что она предлагает детям выбор, основанный на любви и интересе. Монтессори нашла путь и оставила его нам в наследство.
Расписание курсов Ассоциации Монтессори педагогов России
Наиболее полное расписание курсов Ассоциации Монтессори-педагогов России
НАЗВАНИЕ КУРСА
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
ЦЕНЫ
РЕГИСТРАЦИЯ
ЗаписатьсяМосква
Курс 0 — 6Монтессори педагогика
для детей от 8 месяцев до 6 лет подробнее 13 января — 21 февраля
начало в 13:00
48 000 с документами гос. образца8 000 руб
13 — 17 января
7 500 руб
20 — 24 января
8 000 руб
27 — 31 января
8 000 руб
3 — 7 февраля
7 500 руб
10 — 14 февраля
4 000 руб
17 — 18 февраля
0 — 3 среда, круги, творчество
5 000 руб
Все субботы (18, 25 января, 1, 8, 15 февраля)
Зачет по теории (коллоквиум)
—
19 февраля
Подготовка к экзамену
—
20 февраля
Экзамен по курсу 3-6
—
21 февраля
Занятия ежедневно кроме воскресенья с 13:00 до 17:00 без учета свободной отработки с Монтессори материалом.
В отдельные дни, место и время меняется в зависимости от расписания работы Монтессори-групп в которые выезжаем.
Москва
Курс 3 — 6Монтессори педагогика
для детей от 3 до 6 лет подробнее
начало в 13:00
43 000 с документами гос. образца
8 000 руб
13 — 17 января
7 500 руб
20 — 24 января
8 000 руб
27 — 31 января
8 000 руб
3 — 7 февраля
7 500 руб
10 — 14 февраля
4 000 руб
17 — 18 февраля
Зачет по теории (коллоквиум)
—
19 февраля
Подготовка к экзамену
—
20 февраля
Экзамен по курсу 3-6
—
21 февраля
Занятия ежедневно кроме воскресенья с 13:00 до 17:00 без учета свободной отработки с Монтессори материалом.
В отдельные дни, место и время меняется в зависимости от расписания работы Монтессори-групп в которые выезжаем.
Москва
Курс 0 — 3Монтессори педагогика
для детей от 8 месяцев до 3 лет подробнее 23 марта — 10 апреля
начало в 13:00
28 000 с документами гос. образца
Занятия ежедневно, кроме субботы и воскресенья с 13:00 до 17:00 без учета свободной работы.
В отдельные дни, место и время может меняться в зависимости от расписания работы Монтессори-групп в которые выезжаем.
Монтессори-материалы
Базовый набор Классических Монтессори-материалов для группы 3 — 6
УПЖНабор для пересыпания ложкой (поднос , 2 фарфоровые салатницы, чайная ложка)
Набор для пересыпания из кувшина в кувшин (2 кувшинчика, поднос)
Набор для переливания из кувшина в кувшин (2 кувшинчика, поднос)
Рамка с большими пуговицами
Рамка с молнией
Рамка с бантами
Рамка с булавками
Рамка с кнопками на ткани
Рамка с кнопками на «коже»
Рамка с ремнями на «коже»
Рамка со шнуровкой на «коже»
Рамка с пластмассовыми застёжками
Подставка со шнурками для плетения косички
Фартук из непромокаемой ткани (возраст 3-6 лет)
Набор для мытья рук (ведро, миска, кувшин, мыльница, щёточка для чистки ногтей)
Набор для уборки мусора со стола (щётка с совком, корзинка для щётки с совком, баночка для мусора)
Набор для подметания пола (щётка с совком, щётка на длиной ручке)
Набор для мытья посуды (ведро, 2 миски, мыльница, корзинка для посуды, кувшин, щёточка для мытья посуды, сушилка для посуды, губка)
Набор для стирки (ведро, 2 щёточки, 2 тазика, кувшин, мыльница, 2 корзинки для чистого и грязного белья)
Сушилка для белья (дл.47*ш.30*в.48 см.)
Доска гладильная с подставкой под утюг (дл.60*ш.25*в.50см.,56 см.)
Утюжок электрический
Набор для мытья овощей и фруктов (2 миски, 2 корзинки, 2 щётки, дуршлаг,ведро, кувшин, мыльница)
Набор для упражнения — резка овощей ножом (тарелка, тарелка-лодочка, поднос, дощечка, нож)
Набор для складывания салфеток
Набор «Полировка металла»
Набор «Чистка обуви»
СЕНСОРИКАБлоки с цилиндрами — вкладышами
Цветные цилиндры
Розовая башня (1 маленький кубик запасной)
Коричневая лестница
Красные штанги
Цветные таблички — ящик № 1
Цветные таблички — ящик № 2
Цветные таблички — ящик № 3
Цветные таблички — ящик № 4
Геометрический комод (35 фигур) со вставками из МДФ
Шкафчик с карточками 35 фигур (карточки ламинированные) для геометрического комода
Демонстрационный стенд к геометрическому комоду со вставками из МДФ
Геометрические тела 10 шт, ящик с основаниями, 3 подставки
Большой деревянный поднос
Доски для ощупывания 3 шт.
Шероховатые таблички, 5 пар
Ящик с тканью
Тепловые таблички (6 пар)
Весовые цилиндры
Весовые таблички
Цилиндры с пружинками
Шумовые цилиндры
Конструктивные треугольники. 5 ящиков
Голубые конструктивные треугольники. 1 ящик
Биномиальный куб
Триномиальный куб
Накладные фигуры
МАТЕМАТИКАЧисловые штанги
Карточки к математическим штангам
Шероховатые цифры
Веретёна
Числа и чипсы
Материал для «Введения КОЛИЧЕСТВ 1, 10, 100, 1000»
Карточки для «Введения СИМВОЛОВ 1, 10, 100, 1000»
Материал из «золотых» бусин для «Знакомства с десятичной системой»
«Банк» из «Золотого материала».
Игра с марками
Игра с точками
Большие счеты
Доски Сегена
Цепочки сотни и тысячи
Комплект стрелок для цепочек сотни и тысячи
Короткие цепочки
Комплект стрелок для коротких цепочек
Доска — Сотня с контрольной картой
Игра в «змею» на сложение. 3 цветных ящика с подносом
Игра с полосками для сложения
Комплект рабочих и контрольных карт для сложения
Игра в «змею» на вычитание. 4 цветных ящика с подносом
Игра с полосками для вычитания
Ящик со стержнями для умножения
Доска для умножения
Рабочие и контрольные карты для умножения
Доска для деления
Рабочие и контрольные карты для деления
РУССКИЙ ЯЗЫКПолка для металлических рамок — вкладышей, подставок для цветных карандашей, подставки для трёх карандашей, ящика для бумаги
Металлические рамки — вкладыши
Подставки для цветных карандашей. 12 шт.
Подставка для обводки одной рамки и вкладыша
Ящик для бумаги 14 x 14 см, чертежные дощечки — 3шт.
Бумага для обводки (14 х 14 см.), 100 листов, белая
Шероховатые прописные буквы (Ю.Фаусек), (прямые) строчные 33шт. (h букв-6см)
Большой подвижный алфавит деревянный (Ю.Фаусек) с крышкой. Прописные буквы (прямые, h букв-6см) в 3-х планшетах
Комплект карточек по Русскому и Космосу (Заказать можно в АМПР)
Глобус «Вода — суша» (d — 165 мм) (деревянный)
Глобус «Континенты» (d — 165 мм) (деревянный)
Карта континентов с пластиковым кругом (пазлы) (50*60 см.)
Коврики однотонные для работы (110*70)
Объявления
Правила | Заявка на размещение | Оплата
30.01.2020
Монтессори-материалы
Продаются монтессори-материалы производства Монтессори Питер за 50% от цены на сайте в хорошем состоянии.+7 (926) 264-03-10 Ирина
28.01.2020
Ведущий Монтессори-педагог 3-6
Монтессори-центр «Жемчужинки» г. Фрязино приглашает на работу дипломированного Монтессори-педагога в группу 3-6. Мы ждем активного, доброжелательного и ответственного сотрудника, имеющего опыт работы в Монтессори-педагогике.Опыт работы ведущим Монтессои-педагогом желателен.
Мы готовы предложить:
— подготовленная, работающая Монтессори-среда класса
— официальное трудоустройство
— социальный пакет
— оплачиваемый отпуск
— уютное, просторное, оборудованное помещение
— доброжелательный профессиональный коллектив
Обязанности
— утренний прием детей, общение с родителями
— организация и руководство режимными процессами
— работа с детьми 3-6 в Монтессори-среде
— создание и подготовка материалов и среды
— поддержание среды класса в порядке, чистоте, четкой организации пространства
— обеспечение безопасности детей на территории центра и на прогулке
— ведение и запись наблюдений за детьми и индивидуально по каждому ребенку
— подготовка и проведение праздников
— взаимодействие с ассистентами группы 3-6
Требования:
Монтессори-образование 3-6 (при отсутствии Монтессори-образования работодатель готов частично/полностью оплачивать обучение, условия оговариваются на собеседовании)
— педагогическое/психологическое образование
— коммуникативные навыки общения с родителями
— аккуратность, терпимость, трудолюбие и ответственность, стрессоустойчивость, оптимизм, жизнерадостность
— творческий подход в работе с детьми
— умение работать в команде единомышленников
— желание профессионального и личностного роста
— медицинская книжка, справка об отсутствии судимости
— для иностранных граждан патент, РВП или вид на жительство
Контактный телефон 89057511977 Елена
27.01.2020
Приглашаем Монессори-педагога
Детский сад «Kinder Garden» ищет в свою команду Монтессори-педагога. Мы приглашаем профессионала, увлеченного своим делом, любящего детей и уважающего личность ребенка. Мы хотим видеть в нашей команде инициативного, энергичного, открытого и честного человека.Обязанности:
Ведение младшей группы (от 2х — 4х лет),
Организация Монтессори-среды.
Требования:
Диплом об окончании курса Монтессори (АМПР приветствуются),
Опыт работы в Монтессори-классе
Наличие мед. книжки,
Творческий подход к работе.
Условия:
Работа рядом ст. м. Жулебино
Контакты:
[email protected]
+79036119660 Вероника
23.01.2020
Требуются монтессори-педагоги
Группа 3-6. График работы с 9:30 до 13:30 3-5 раз в неделю.Группа 0-3. Вечернее время 2 раза в неделю.
Метро Коломенская, Нагатинская набережная, д18к1
Контактный телефон: 8(910)444-08-09; 8(903)798-05-98, Мария
Email: [email protected]
14.01.2020
Ищем Монтессори-педагога
Требуется Монтессори-педагог 0-3 и 3-6.Возможны варианты полной и частичной занятости.
Детский клуб «Маруся»
Ново-Переделкино, Переделкино Ближнее
+7-926-523-04-70 Ирина
Проекты вместе с детьми
Мария и Марио Монтессори рассказывали детям «большие истории» Мы продолжаем делать это, проживая вместе с детьми через творчество, музыку, работу с материалом разные темы «Космического воспитания».
На протяжении проекта мы ищем интересную информацию, выносим её на круги, готовим материалы для свободной работы, придумываем образы и технологии их воплощения в мастерской, осваиваем музыкальные инструменты, подбирая соответствие образа и звука. Завершается проект праздником с участием детей, родителей и педагогов.
В течение 2 месяцев мы обсуждали на кругах такие темы: 1.Война 1812 года 2. Кто такой Наполеон 3. Рода войск в армиях 19 века 4. Кавалерия легкая и тяжелая, её виды, цели, обмундирование, вооружение, породы лошадей 5. Артиллерия – виды оружия. 6. Снабжение армии. 7.
Лента времени Отечественной войны 1812 года • Вторжение • Смоленск • Царево Займище • Бородино • Фили • Пожар Москвы • Тарутино • Малоярославец • Отступление французов • Березина.
Наши первоклассники сделали доклады: 1. Как жили в России в 19 веке 2. Турецкие войны России 3. Конница и породы лошадей 4. Гусары 5. Кирасиры 6. Казаки 7. Артиллеристы 8. Трубачи в армии 9. М, И. Кутузов 10. Барклай де Толли 11. Багратион.
В конце проекта дети нас сильно порадовали, составив личные словари новых(для себя) слов той эпохи. Вместе с родителями все сходили в Музей 1812 года со специальными заданиями, ответили на придуманные нами вопросы по фактам из экспозиции музея. На занятиях в мастерской мы делали солдат нашей армии с полным обмундированием, Рисовали флаги Русской армии, делали конницу – в виде пластилиновой живописи по картону и просто лепили всадников, создали все вместе задник для панорамы и макет Бородинского поля в соответствии с картами того периода. Дамы развлекались изготовлением вееров. Пожар Москвы тоже получился впечатляющим. На музыке мы учили марши и частушки 1812 года, научились танцевать полонез и котильон. Как это было и чем всё завершилось смотрите по ссылке «подробнее…»
подробнее…
КРУГ 1: Кто такие насекомые.
Материалы: Карточки и фигурки из расширения словарного запаса, фотографии из книг и журналов, аудиоэнциклопедия беседы с Чевостиком «Удивительные насекомые»
Интересно : У всех насекомых по шесть ног, на каждого человека приходится 200 000 000 насекомых, всего открыто около 1млн видов.
подробнее…
КРУГ: Что такое коралловый риф.
Материалы: коралл, картинки с изображениями кораллов, макет-панорама «Коралловый риф» из книги «Путешествие в Австралию».
Интересно: названия кораллов «мозговик», «морское перо», «морской веер»
подробнее…
Монтессори школы в России
Первые Монтессори-школы в России стали появляться еще в середине 90-х годов. В Томске, Москве, Снежинске, Санкт-Петербурге… Вырастали дети в группах 3-6 и многие родители хотели продолжения. Мы знакомились с зарубежным опытом, зарубежные педагоги читали нам школьный курс (большое спасибо Йоахиму Даттке), начался выпуск школьного Монтессори-материала.
Камнем преткновения для развития школьного Монтессори-образования в России была и остается трудность с легализацией альтернативного подхода к образованию и дороговизна помещений. Монтессори-школы сегодня существуют как экспериментальные площадки ( как когда-то первая в Москве школа в Выхино – государство посчитало эксперимент законченным, прекратило финансирование и в 2000 году детей просто выкинули на улицу), как частные школы, которые лицензируются по обычной программе, а де-факто используют метод Монтессори, или как семейные школы – дети прикрепляются к какой-нибудь государственной школе и переводятся на семейную форму образования.
Но это всё о форме. По сути же Монтессори школа для детей 6-10 лет является логическим продолжением групп 3-6. Многие материалы из зон математики, языка, космоса переезжают в класс и продолжают использоваться детьми. Но есть и существенные отличия. Необходимость соответствовать ФГОС частично определяет ритм и содержание учебных занятий. Кроме свободной работы появляется и обязательная.
Среда Монтессори школы в Москве состоит из следующих разделов:
- Космос (окружающий мир, естествознание – основы ботаники, зоологии, астрономии, анатомии, географии, физики), в т.ч. лаборатория.
- Русский язык (подготовка к письму, письмо, грамматика)
- Литература (собственная библиотека библиотека школы)
- Математика ( счет до 10, десятичная система, последовательный счет до 1000, табличное сложение , вычитание, умножение, деление, умножение и деление многозначных чисел, дроби обыкновенные и десятичные, уравнения и т.д.)
- Геометрия ( свойства и площади фигур и тел, первые теоремы)
- Английский язык.
7. Компьютер
8. Музыка
9. Творческая мастерская
Дети в Монтессори-школе учатся планировать свой образовательный путь, каждый работает в своем индивидуальном ритме, ориентируясь на личные штрих-карты, в которых отражено все содержание начальной школы. В своей работе дети используют как Монтессори-материал, так и учебники, энциклопедии, словари, тетради, тренажеры, компьютер. Все школьники участвуют в общих исследовательских и творческих проектах.
«Не тот Учитель, кто учит нас культуре,
а тот, кто сможет раскрыть для нас
нашу индивидуальную природу и
наши внутренние возможности».
Мария Монтессори
Педагогика Марии Монтессори обращена к нашим современникам: родителям, учителям, воспитателям, дидактам и лишь в малой степени к историкам. Она наводит на серьезные размышления о смысле работы учителя, педагога-исследователя, психолога, о сознательном материнстве и отцовстве.
«Мой метод, — пишет Мария Монтессори, — привел меня к открытию духовных особенностей детей, которые ранее не наблюдались. То, что было открыто прежде, лишь внешний облик ребенка. Способствовать понимать детей, рабо¬тать для защиты их прав — это и есть моя цель… Ребенок — человеческое создание, которое работает, страдает и является лучшим из друзей, — все еще неизвестен нам. Это чистая страница в истории человечества. Страница, которую хотелось бы заполнить».
В одной из российских школ Монтессори-учителей попросили определить различия между учителем или воспитателем традиционного детского сада-школы и Монтессори-педагогом. Первое, что отметили учителя, было связано с исследовательским характером работы Монтессори-педагога. Величайшее счастье, которое они испытали в новом качестве, было связано с возможностью наблюдения свободной жизни ребенка, постижения методов экспериментальной педагогики и психологии, а также практической организации условий свободной жизни детей. В их сознании произошел переворот: учитель, оказывается, не должен передавать знания, он может с радостью наблюдать распускающуюся жизнь и наслаждаться соприкосновением с душой ребенка. Монтессори-учитель верит, что дети любопытны и способны осваивать окружающий мир и человеческую культуру через самостоятельную деятельность, что они стремятся к независимости и ответственности. Для Монтессори-учителя характерно отступить на задний план, пробуждать интерес, оказывать помощь и никогда не бить по рукам. Педагог откликается, прежде всего, на главную просьбу ученика — «Помоги мне это сделать самому».
Первые шаги педагогического вмешательства должны клониться к развитию в ребенке самостоятельности. Монтессори-учительница мало преподает и много наблюдает. Главная же ее задача — направлять психическую деятельность детей и их физиологическое развитие, должна развивать в детях уменье достигать своих индивидуальных целей и желаний.
Первый шаг, который должен сделать будущий Монтессори-учитель, – это подготовить себя, пройти внутреннюю, духовную подготовку — «развить определенные способности своего духа». Это самая сложная часть подготовки, без которой все остальное бесполезно.
Отношение учителя к ребенку — это самое главное. Увидеть ребенка таким, каков он на самом деле, нам, взрослым, мешает наше собственное несовершенство. «Между нами и чистыми духом детьми лежит пропасть наших собственных пороков». Искаженное видение взрослого слишком часто заставляет его искать недостатки в ребенке и пути их исправления. В реальности существуют два порока, которые искажают образ ребенка в сознании взрослых. Это гордость и гнев. Поэтому смирение и терпение — их противоположности — это добродетели, в которых более всего нуждается наставница.
Первым шагом в духовной подготовке учительницы будет отказ от тирании, которая незаметно делает ее черствой. Ей нужно начать со смирения — «как и священнику, который перед тем, как приблизиться к алтарю, должен сказать свое: „Исповедуюсь»». Из этого смирения возникает уважение к душе ребенка, этого маленького таинственного существа, «чья внешность так сильно противоречит необъятности его души». Она должна открыть в душе ребенка то драгоценное, чистое и нежное совершенство, которое превращает общение с ним в удовольствие. Поэтому вместо того, чтобы низвести ребенка до своего уровня, она должна постараться подняться на его уровень. Ибо в своей невинности и чистоте, целеустремленности, простоте, робкой готовности принять истину, не потускневшей вере в духовные ценности, отсутствии гордости, жадности и других страстей — дети выше, чем мы, — и река их души «все еще берет свое начало в водах духовного крещения».
Как только учительница научится смирению, она больше не будет считать своим долгом формирование развивающихся индивидуумов, вверенных ее попечению, путем принуждения. Скорее она должна расценивать себя «как тот, кто служит» — в духе евангельской заповеди «Кто хочет из вас быть господином, пусть станет слугой каждого».
Монтессори сравнивает наставницу со скромным тружеником, работающим во имя создания храма свободы ребенка. Это скромное задание требует точного знания и терпеливого внимания. Ребенку не стать по-настоящему свободным без помощи учителя. Если полностью предоставить ребенка самому себе, то он не станет свободным, мы просто-напросто бросим его.
Учитель, начинающий работать в Монтессори-школе, должен верить, что ребенок откроет себя в работе. Он должен освободить себя от всех предвзятостей относительно «уровней» и «типов», на которые распределяют детей. Различные типы детей (с большими или меньшими отклонениями от нормы) не должны его беспокоить. В своем воображении учитель видит единственный нормальный тип, живущий в духовном мире. Учитель должен верить, что ребенок проявит свою настоящую сущность, когда найдет интересующую его работу. За чем же он наблюдает? Когда тот или иной ребенок начнет сосредоточиваться. Для этого учитель должен приложить все свои усилия, и его деятельность будет познавательной и по-этапной, как это и бывает в собственно духовном восхождении.
Хорошая учительница должна все подготовить и в то же время строго соблюдать границы своего вмешательства, оставляя ребенку право выбирать себе занятие.
Одним из первых практических уроков будущей Монтессори-наставницы является необходимость в изменении старого шаблона, но не внезапно и не полностью. В идеале – ребенок должен становиться все более активным, а она все более пассивной. Надо понимать, что у Монтессори-учительницы всегда будет много работы по обучению и руководству детьми, и особенно в самом начале, когда дети еще очень малы и не знакомы с многочисленными дидактическими материалами, которые ожидают их в подготовленной окружающей среде. Между тем, с течением времени ребенок станет более активным участником этого про-цесса, а учительница более пассивной. Поскольку цель наставницы — поощрять независимость детей, их свободный выбор и самостоятельную деятельность, то об успехе наставницы можно говорить лишь в том случае, когда произойдет такая смена ролей.
Доктор Монтессори часто цитировала изречение Иоанна Крестителя (сказано по отношению к Мессии): «Ему должно расти, а мне умаляться» . Учительница радуется, когда видит, что ребенок продвигается вперед самостоятельно. Временами (хоть и недолго) она видит, что все ее маленькие воспитанники сосредоточены на своей работе и не нуждаются в ней. Это самое большое достижение Монтессори-учительницы. Она хорошо знает, что в этом случае дети быстрее и увереннее продвигаются вперед по тропе развития, чем в любое другое время. Использовании того, что Творец даровал нам. Величайшим из ее даров являются они сами — их истинное и нормализованное Я.
Когда окружающая среда создана, то наставница выполняет роль связующего звена между средой и детьми.
Монтессори всегда подчеркивала, что учительница должна стать активным связующим звеном. Для этого требуются соответствующие сформированные качества — знания, терпение, наблюдательность, проницательность, такт, опыт, сочувствие, а прежде всего — милосердие. Мастерство Монтессори-наставницы проявляется в понимании основной функции подготовленной среды, а также характеристик и назначения каждого отдельного материала и осознании особенностей возраста ребенка, для которого он предназначен. Искусство быть наставницей заключается в знании, когда и как дать определенный урок определенному ребенку или группе детей.
Если учительница не выполняет свои обязанности в отношении подготовленной среды, она никогда не добьется успеха как Монтессори-наставница. Ее первой заботой должно стать поддержание порядка. Все, вплоть до мельчайших деталей, должно быть красивым, сверкать, быть в превосходном состоянии и полностью укомплектованным.
Наставница должна помнить, что в определенном смысле она также является частью этой окружающей ребенка среды — к тому же самой действующей его частью. Это означает, что она всегда должна быть привлекательной и приятной детям, будучи опрятной, хорошо одетой, невозмутимой, заботливой и полной спокойного достоинства. Это должно стать ее первейшей заботой. «Если окружающая среда запущена, мебель вся пыльная, материалы в беспорядке и прежде всего если наставница неопрятна и ее внешность и манеры не соответствуют занимаемому ею положению, если она невежлива и недружелюбна с детьми — то у нее нет фундамента для работы».
Любовь и уважение, которые наставница испытывает к детям, это не простая сентиментальность, ими должны быть насквозь пропитаны все ее действия, даже ее движения.
Наставница должна избегать слишком резких или угловатых движений. Обязательно во всем, что она делает, должны чувствоваться ее интерес и энтузиазм, но выражать эти чувства она должна спокойно и деликатно. Неосознанно наставница может отвлечь или даже оттолкнуть ребенка, чаще это бывает в двух случаях: либо в результате своих грубых движений, либо затянувшегося безмолвия. «Бесшумным движением» я называю движение, в котором ничто не выделяется и не раздражает. Я не имею в виду просто движение, не производящее никакого шума. Наставница должна научиться передвигаться бесшумно, кроме того, ес-тественно, изящно, непринужденно и быть точной в движении — так как лишние движения всегда являются показателем неестественности.
Наставница должна быть «животворящим присутствием, которое пробуждает спящую душу ребенка. Ее роль можно сравнить с солнцем, так как она дарит свет, при котором становятся видны различия, которых мы раньше не замечали. Она пробуждает интерес, который возникает из более глубокого понимания уже известных фактов». (Как и солнце, она должна предоставлять свободу жить своей собственной жизнью тем, кому она помогает.)
Итак, взрослый обязан наблюдать за ребенком не только для того, чтобы выбрать правильный с точки зрения психологии момент и научить его чему-то в процессе продвижения вперед по тропе познания, но и для того, чтобы понять его неуверенные поиски, его сомнения, те неожиданные открытия, которые он делает, его радостное изумление, с тем чтобы «пустота, а именно то полное отсутствие опыта, с которого начинается разум ребенка, навсегда исчезла, не оставив после себя и следа… Чтобы ни на одной из дорог ребенок не заблудился, когда ему станет непонятно, в каком направлении он идет и что делать дальше».
Можно сказать, что искусство Монтессори-наставницы в том, что она точно знает, когда вмешаться, а когда нет. Общее правило таково — учительница не должна вмешиваться в самостоятельную творческую деятельность ребенка, пока ребенок следует правилам. Она должна уважать работу ребенка в самом широком смысле этого слова.
С другой стороны, ей следует без малейших колебаний вмешаться, если ребенок ничем не занят, а если он мешает своим товарищам, она просто обязана это сделать.
Учительнице следует исправлять ошибки, даже самые незначительные, но ей надо быть очень осторожной в том, когда и каким образом она это делает. Как написано в Книге Премудростей, есть время говорить и есть время молчать. Монтессори подводит итог всему сказанному одним из своих успешных правил: «Обучай обучая, а не исправляя».
Имея дело с пока еще не нормализованными детьми — особенно в случае с малышами, которые проявляют свой первый подлинный интерес к дидактическим материалам или упражнениям практической жизни, — особенно важно соблюдать принцип невмешательства, потому что этот новый интерес соответствует законам природы и открывает цикл деятельности. «Этот дебют так хрупок, так нежен, что достаточно одной мелочи, чтобы он лопнул как мыльный пузырь, а с ним и вся его прелесть».
В этот момент учительница должна быть особенно внимательна: не вмешиваться — значит не вмешиваться никоим образом. Но именно здесь ошибаются многие преподаватели. Малыш, которому до сих пор не удавалось сосредоточиться— наконец-то концентрируется на работе.
И если наставница, проходя мимо, просто скажет: «Хорошо!» или: «Как ты хорошо это делаешь!» — то этой мелочи будет достаточно для того, чтобы его действия вновь стали беспорядочными и неразумными.
Помощь, в которой ребенок не нуждается, иногда один лишь взгляд, может положить конец его деятельности, потому что — хоть это и покажется странным — даже если ребенок понимает, что на него смотрят, он может прекратить свою работу.
Самый важный принцип, который является залогом успеха, таков: как только ребенок сосредоточился, мы должны вести себя так, словно он больше не существует.
Суть «новых отношений» заключается в чувстве взаимного уважения между учительницей и детьми. Как результат (и это естественно) — каждый из них считается с интересами другого. Поэтому прежде, чем что-либо объяснить, учительница должна заручиться согласием ребенка. Когда согласие получено, все, чему мы учим ребенка, падает на подготовленную почву. Если мы заручились чьим-либо согласием, считайте, оборона прорвана. Это особенно важно в случае с маленькими детьми, так как для них естественно защищаться от взрослых. Многие дети так чувствительны к попыткам установить с ними контакт, что они не терпят, даже когда до них дотрагиваются. Это относится также и к духу, поэтому наш стиль ведения урока должна стать «приглашением для духа ребенка».
Нужно предупредить заранее, что его ожидает нечто важное, а учительница должна проследить, чтобы со стола было убрано все, кроме материала, с которым она будет знакомить ребенка. Она сама должна подготовиться к этому знакомству, это касается даже ее внешнего вида, по-тому что, если ее волосы растрепаны или что-либо не в порядке, это отвлечет внимание ребенка от обучающего материала.
Мысли Монтессори-наставницы заняты, с одной стороны, подготовленной средой, а с другой — индивидуальными интересами каждого ребенка.
Монтессори-учительница скорее напоминает ангела-хранителя, чем учительницу старого типа. Или, скажем, сочетание ангела-хранителя и информационного бюро! Ей выпала возможность благоговейно наблюдать самопроизвольное раскрытие детской жизни, устранять препятствия, стоящие на ее пути, как внутренние, так и внешние, в то же время искусно и с пониманием направлять безудержную энергию их жизни в нужное русло.
Наивысшую радость учительнице приносит понимание того, что она постепенно становится личным другом и доверенным лицом всех этих маленьких, но в высшей степени разумных существ. Она является связующим звеном между детьми и подготовленной окружающей средой. Как только эта связь появилась, она должна отступить в тень. Она не должна обижаться, когда дети выбирают себе занятия и концентрируются на них, а не на ней, даже если порой кажется, что они забывают о ее существовании. Она должна радоваться, когда они и дальше хотят работать самостоятельно, а не слушать восторженно одну из ее увлекательных историй.
В этом отношении она должна развить в себе терпеливую сдержанность, близкую той, с которой Творец относится к своим творениям. Как много людей — не говоря уже о животных — каждый день получают неисчислимые благодеяния, при этом даже на мгновение не обращая свои мысли к Нему, так щедро их одаривающему — не только их собственной жизнью и талантами, но также и «подготовленной окружающей средой» — той вселенной, в которой они живут.
Но приходит день — и для каждого ребенка он свой, — когда малыши поймут, кто тот, кто так заботливо подготовил все на их пути, был их проводником на самых интересных тропах познания, жил с ними и для них, полностью отдавал им себя, терпеливо служил им, не прося ничего взамен. «В этот день дети свободно (а свобода воли — это основной принцип всего метода) выберут не тот или иной обучающий материал, а саму наставницу, живой ключ к сокровищнице окружающей их среды». Это и есть наивысшая похвала для учительницы! Есть ли в мире что-либо более ценное, чем благодарная любовь ребенка?
Однако для некоторых есть награда еще выше, но она не принадлежит этому миру, скорее это «сокровища, собранные на Небесах». Ибо «то, что вы сделали одному из сих братьев моих меньших, то сделали и Мне».
Это не назидание, а, скорее всего, напоминание, а для Монтессори- учителей – призыв, вид обучающей программы:
«О, Господи, помоги нам вникнуть в секрет детства, чтобы мы могли знать ребенка, любить и служить ему в соответствии с законами Твоей справедливости и следовать Твоей воле!»