Адаптация к детскому саду комаровский: Адаптация ребенка в садике: советует Доктор Комаровский – 3 этапа, 4 фактора влияния на рабенка, 8 советов родителям

Содержание

Адаптация ребенка в садике: советует Доктор Комаровский

мама прижимает ребенка к плечу

Ребенок плачет, агрессивный, растерянный, просыпается ночью, отказываясь от еды, у него ночное недержание мочи. Все это возможные реакции ребенка на первые дни и недели адаптации в детском садике. Что он на самом деле хочет сказать и как мы можем помочь ему?

В детском саде или яслях кроха часто чувствует себя одиноким, растерянный и брошенным. Трудно для него понять причину пребывания в незнакомой обстановке. Его ежедневный баланс нарушается, что приводит к изменениям в поведении.  Поэтому именно так выглядят нормальная реакция ребенка, у которого до сих пор проходит адаптации в детском саду.

Как проявляется адаптация

девочка плачет в садикеВ процессе адаптации малыш может плакать при нахождении с другими детьми с отрывом от своих родителей во время их пребывания в группе

  • протестовать
  • бурно реагировать
  • проявлять приступы гнева
  • быть раздражительным, вялым или безразличным.

Как правило, проявление агрессивного поведения, например кроха может кусаться и драться, на самом деле является следствием большого количества социальных и эмоциональных потребностей, в том числе фразами «Будьте добры» и «поделиться с другими», или разочарованием, потому что он не получит то, что хочет.

Вообще некоторые детки являются более склонными к физиологическим реакциям, например, отказу от пищи и отдыха. В то время как другие более склонны к внешнему поведению, например, плачу, агрессии или пассивности. Одной из возможных реакций является регресс в поведении — возвращение к более незрелому поведению и проявлению слабых сторон крохи, например он может опять

  • начать мочиться в постель
  • сосать палец и
  • ли требовать соску.

Реакции могут произойти сразу или несколько дней спустя после первого посещения детского сада. Такие изменения в поведении, это переходный период и это нормальные реакции в процессе прохождения адаптации.

Они исчезнут, когда малыш привыкнет к новой среде, то есть, когда она почувствует себя в безопасности.

дети играют в садике

Большинство реакций деток происходят в самом начале, а у некоторых после 2-3 дней, или даже после недельного пребывания в яслях или детском саде по распорядку, когда малыш понимает, что пребывание в группе становится повседневным. Такие реакции продлятся до момента пока ребенка и воспитатель не устанавливает социально-эмоциональную связь и доверие. 

Адаптация будет успешно завершена, когда малыш начинает спонтанно выражать свои

  • чувства
  • потребности
  • мысли
  • и активно участвовать и проявлять интерес к деятельности группы.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

Как приучить ребенка к садику в 3 года, как помочь ему справиться с этой большой переменой и собственными бурными чувствами, которые сопровождают его? Важно не приуменьшать страх и беспокойство крохи, но поощрять, чтобы он сказал, что беспокоит и объяснить ему, что он может к вам обратиться, если ему что-то нужно.

мальчик не играет в садике

Сообщения, которые помогут малышу, например:« Это нормально плакать, когда тебе грустно »,« Как я могу помочь тебе?» и, конечно,

  • избегать сравнений с другими детьми
  • запрещать
  • командовать
  • и задавать такие вопросы, как «Тебе было интересно?».

Надо быть терпеливым, иметь представление о поведении малыша, знать что он делает и говорит, как он себя чувствует.

Дайте ребенку время, разговоры о детском саде приводят к его спокойствию.

Родителям также рекомендуется планировать время вместе с вашим малышом после возвращения домой с большим количеством расслабляющий игр и ласк, так как проходит адаптация малыша в детском саду тогда гораздо проще. Не вводить новые изменения в жизни малыша в этот период.

Доктор Комаровский: помощь с вопросом, что делать, чтоб адаптация к детскому саду прошла успешно.


С этой статьей также читают

Адаптация к садику комаровский — Детишки и их проблемы

Подробности
Опубликовано: 14.02.2012 16:05

Чего боится ребенок перед садом? Почему он плачет? Лучшие советы мам из личного опыта: как пережить адаптацию. Практические приемы (если ребенок плачет перед садом): 9 хитростей

 

Чего боится ребенок перед садом

адаптация к детскому саду, страхи ребенка перед садиком,

 

Адаптация к детскому саду является, пожалуй, одной из самых волнующих проблем родителей. Не все дети способны быстро привыкнуть к тому, что мамы и папы подолгу нет рядом и что вокруг совершенно чужие (пока) люди. (Смотрите также мини-статью «Ребенок не отпускает маму»).

Когда ребенок не хочет ходить в садик и плачет по утрам, это верный признак того, что ребенку еще неуютно в садике и он не уверен, что находится там в безопасности. В ваших руках понять эти страхи ребенка и рассеять их. Видя, что вы уходите из садика, оставляя его там, ребенок боится:

  • заберете ли вы его отсюда?
  • в опасное ли место вы идете и сможете ли оттуда вернуться?
  • что он будет делать все это время без вас?
  • иногда ребенок боится других детей и еще не умеет с ними общаться

Адаптация к детскому саду пройдет намного легче, если каждый раз перед садиком вы будете разговаривать с ребенком, объясняя ему, куда он идет и куда Вы потом уходите, что вы будете делать, а что он; и что после всего сделанного вы придете и заберете его, а он пусть ждет вас. Говорите с ним о садике дома, рассказывайте.

Общаясь со многими матерями детей от года до 4-х лет, был составлен список того, что именно говорят или говорили они своим детям перед садиком, чтобы успокоить их. Вы можете взять эти примеры на заметку и также использовать их.

 

Адаптация к детскому саду: ВАШИ СОВЕТЫ и МЕТОДЫ:

Полезно прочитать: ПОШАГОВАЯ АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ за 6 дней

Что беспокоит родителей:

  • Что сказать ребенку, чтобы он не плакал перед садиком?
  • Как вести себя с ребенком, чтобы он отпустил маму и пошел в садик веселым?
  • Как успокоить ребенка перед садиком?
  • Как пережить адаптацию к детскому саду?

Лена

«Я знаю, что моей дочке (2 года) важно знать, что я ее скоро заберу и она будет намного спокойнее, если я ей скажу, что приду быстро-быстро. Главное, чтобы ребенок знал значение слов: моя знает, что означает быстро-быстро. По утрам я говорю ей непосредственно перед входом в садик: Кариночка, сейчас мы вместе пойдем в садик, зайдем, переоденем тапки, снимем куртку, повесим ее, потом я пойду в магазин, мне нужно купить огурцы (морковь, картошку – то, что ребенок уже видел и знает), а ты в это время поиграешь немного вон в той комнате с Лидой (воспитательница) и детками, если захочешь, а потом я приду и мы пойдем гулять в парк. Раньше я лишь успокаивала ее: не плачь, ну что ты, мама скоро придет. Но потом поняла, нужно просто объяснить ей. Это подействовало!

Адаптация к детскому саду — это период, который пройдет, и нужно лишь правильно себя вести в этот период, чтобы он не затянулся»

 

Тамара

«Я тоже говорю своей дочке, куда собираюсь пойти и что она в это время может делать. Адаптация к детскому саду проходит еще быстрее, если у ребенка есть что-то из дома в садике. Моя дочь всегда брала с собой пластмассовую лошадь, с которой мы часто играли дома. А перед садом я ей говорила: мама пойдет к Наде (моя подруга, которую хорошо знает дочь) и мы будем разговаривать и пить чай. Ты пока поиграешь тут. Покажи лошадке, какие тут есть игрушки, ей очень интересно посмотреть. А я приду и ты мне расскажешь, понравилось ли тебе и лошадке тут и что ты ей успела показать. В такие моменты дочка идет в комнату с игрушками, а там уже ей не до меня.»

 

Нина

«Наши походы в садик были первый месяц стрессом для меня и для Димки (ему недавно исполнилось 2 года). Его каждый раз перед садиком рвало от волнения и от сильного плача. Я несла его на руках, его рвало на меня, я продолжала нести и успокаивать его, но ничего не менялось несколько недель. Ребенок не хотел ходить в садик и всем организмом протестовал. А я терялась, пыталась успокаивать его жалобным голосом, говорила что-то типа: малыш, ну не плачь, все будет хорошо, все детки в садик ходят, пока мамы работают. Однажды мои речи услышала знакомая – мама четверых детей – и сказала, что такими уговорами он у меня будет еще долго привыкать к садику. Она сказала, нужно быть более твердым, не сомневаться, говорить ребенку спокойно и уверенно, тогда адаптация к детскому саду не будет кошмаром. Представляешь, подействовало! Мы на следующий день доехали до садика, Димка как всегда в слезы. Я не стала брать его на руки, взяла за ручку и говорю: Димочка, мы с тобой вместе сейчас поднимемся наверх в садик, мама тебя переоденет, ты возьмешь коробочку с едой, отдашь Лиде (воспитательница), потом пойдешь играть, а мама быстренько сходит в магазин и потом придет. Димка немного успокоился и переспросил: мама придет? Я: да, мама придет. Мы уже подходим к двери и я говорю: ты мне покажешь, куда твою куртку повесим? Ты знаешь, где висит твоя куртка, а где ботиночки стоят? Конечно, он знает и показывает мне все, о плаче забыл. Потом я говорю ему: ну все, поцелуй маму и я побежала. Говорят, нужно прощаться быстро.»


От себя хочу заметить, что поведение Нины вконце является важным для развития уверенности и спокойствия у ребенка. Уверенный тон, не оставлять ребенку времени на плач, разговаривать с ним, задавать вопросы, заставляя его думать и тем самым отвлекая от волнения, поверить в то, что все хорошо, не чувствовать страх перед тем, что ребенку сейчас станет плохо или он начнет плакать, показывать свое участие и любовь — такой должна быть мама во время адаптации ребенка к детскому саду (шучу:) пусть всегда будет такой!)

 

Катя

«Когда моя дочь (2 года 1 месяц) плакала перед садиком и потом уже в момент расставания и даже после, воспитательница посоветовала: скажите ей, куда идете, поцелуйте, скажите «пока!» и быстро уходите… Я заметила, что когда прощаюсь быстро с ней, то сразу после моего ухода она перестает плакать. Я выхожу за дверь и ее плача уже не слышно. Зато когда сюсюкала с ней и уговаривала остаться в садике, она еще больше начинала плакать и не переставала даже после моего ухода; но это уже в прошлом.»

 

Рита

«А я думаю, что нужно просто пережить. Запаситесь терпением на две недели и просто водите ребенка в сад. Не на долго, а до обеда или до дневного сна. С Борисом (2 года и 8 месяцев) мы не искали легких путей, просто ходили в сад, плакали, успокаивались и снова ходили. Дома разговаривали о садике — о всех его положительных сторонах: качели на площадке, игрушки, рисовании, о том, какие хорошие воспитатели в саду и сколько всего интересного они могут показать. В общем, детсадовская тема была на слуху каждый день. Борис привык к мысли, что детский сад неминуем и стал потихоньку искать что-то хорошее в нем для себя. »

Сложную адаптацию к детскому саду прошли многие родители и дети, но из всего вышеперечисленного и из личного опыта могу сказать, что есть методы, облегчающие привыкание ребенка к незнакомому окружению и к расставанию с вами.

 Адаптация к детскому саду: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КРАТКО:

  • не растягивайте момент прощания с ребенком
  • рассказывайте ему, что будете делать, пока он в садике (он должен знать, что вы в безопасности)
  • расскажите ему, что он может делать в садике
  • расскажите, что воспитательница (лучше называть по имени) с ним поиграет, ему поможет (он должен знать, что он в безопасности)
  • попросите его показать вам, куда он кладет или вешает свои вещи в садике, где он играет обычно, попросите принести и показать вам его любимую здесь игрушку. Это сплотит вас, ребенка и садик, и он будет думать о вас, играя с этой игрушкой
  • на первых порах пусть берет свою любимую игрушку из дома
  • говорите уверенно с ребенком. Когда вы говорите с ним умолительным или несчастным тоном, он думает, что может переубедить вас не отводить его в садик и будет плакать еще сльнее
  • если есть возможность, приходите в выходные к садику по тому же пути, как обычно и играйте рядом с садиком хотя бы полчаса. Вначале ребенок будет пугаться, думать, что вы ведете его в садик, но со временем он привыкнет к месту и потом не будет так волноваться по утрам перед садиком. Это место будет для него теперь связано и с вами тоже
  • помните, вы не одни, миллионы матерей переживают то же самое каждый день

 

Если вам знаком этот опыт адаптации к детскому саду, если ваш ребенок не хотел идти туда и много плакал, поделитесь им с другими матерями, оставьте свой комментарий к теме. Проблема у нас одна, а решений много. Возможно, кому-то подойдет именно ваше решение!

 

Поделитесь статьей, если она Вам понравилась:



Source: kid-bum.com

Комаровский адаптация к саду — Детишки и их проблемы

Переживания детей, пошедших в детский сад, индивидуальны, и отличаются эмоциональным накалом. Ситуация, когда мама оставляет малыша с незнакомыми взрослыми и детьми, ошеломляет его. Некоторые малыши начинают хныкать, едва войдя с мамой в группу, но быстро успокаиваются, как только за мамой закроется дверь. Другие не прекращают плакать весь день. Особо впечатлительные крохи долго не могут адаптироваться к чуждой для них обстановке. Истерика и плач продолжаются с утра до вечера, и даже дома. Что же делать, если ребенок в детском саду плачет?

Ребенок плачет в садуРебенок плачет в саду Многие семьи сталкиваются с проблемой плача ребенка в саду

Какие дети легко переносят пребывание в детском саду?

Лучший показатель адаптации, как считают детские психологи и воспитатели, складывается у детей, выросших в многодетной семье. Хорошо воспринимают ясли или детский сад и малыши, живущие в коммунальных квартирах. Секрет такой тенденции в том, что дети воспитываются в шумной компании, на условиях равноправия, где к ним относятся как к взрослой, самостоятельной личности. Отношения с родителями выстраиваются на правах партнеров, поэтому малыши способны некоторое время спокойно обходиться без опеки родных.

Почему долгий плач вреден для здоровья ребенка?

Известный детский психолог Пенелопа Лич провела многочисленные исследования, направленные на выявление негативной зависимости здоровья ребенка от длительного плача. Полученные специалистом результаты привели к печальному выводу: долгий, беспрерывный плач может стать причиной серьезного психического расстройства здоровья маленького человека.

Ребенок плачет в садуРебенок плачет в саду

Неважно, когда ребенок плачет в детском саду, до входа в него или уже в группе: «выливающаяся» горькими слезами эмоция провоцирует обильный выброс гормона, вызывающего стресс. Излишек отрицательного гормона негативно воздействует на всю нервную систему крохи. Долго продолжающийся плач повышает риск повреждения нервных клеток, что может привести к нарушениям в развитии головного мозга.

Когда ребенок плачет в детском саду больше 20 минут, он утверждается в мысли, что никто ему не поможет. Повторяющаяся ситуация очень травмирует психику крохи, закладывая серьезные проблемы во взрослую жизнь. Однако, как утверждает Пенелопа Лич, это не означает, что малышу нельзя плакать, а родителям каждый раз беспокоиться по этому поводу. Детям свойственно выражать негативные эмоции плачем, но плох не он. Большую травму наносит не получение ребенком необходимой реакции на его крик о помощи.

В какой ситуации не стоит отдавать малыша в детский сад?

Ситуации, в которых от родителей требуется внимание и участие, возникают со многими детьми. Пресловутый кризис трехлеток приводит к тому, что малыш не выдерживает смену обстановки и впадает в продолжительную депрессию. Именно в 3 года происходит осознание маленьким человечком себя, как личности. Психический перелом отражается и на поведении крохи. Нередки беспричинные истерики, упрямство, зажатость и агрессия.

Адаптация ребенкаАдаптация ребенка Родителям необходимо помочь ребенку адаптироваться в саду, побольше разговаривать с малышом и узнавать, как он провел свой день

Привязанный к родителям, он трагически переживает разлуку. Крепкие узы нельзя рубить топором, необходимо действовать осторожно и внимательно. Понимая, что успокоить малыша не получается, не стоит заставлять его ходить в садик. Что уже говорить о годовалых крохах, которых отдают в ясли. Малютки, нервная система которых слаба и уязвима, испытывают настоящие душевные муки, отрываясь от мамы и папы.

Адаптация ребенкаАдаптация ребенка

Поместить в новую обстановку часто болеющего ребенка, значит, усугубить негативную сторону его жизни. Душевное волнение, которое он испытает при расставании с родителями, ослабит его иммунитет и продлит время выздоровления малыша. Кроме того, в садике он может подхватить другие болячки, и затея с ранним посещением ДОУ выльется в бесконечные походы по больницам.

Степени адаптации ребенка к посещению детского сада

Механизм адаптации у каждого ребенка работает по-разному. Многое зависит от устойчивости нервной системы малыша. Резкая перемена для одного крохи выглядит не так страшно, и он быстро осваивается в новой обстановке. Более ранимым ребенком такое обновление принимается тяжело, и он долго и болезненно переживает его, капризничает, гневается на родителей. Наблюдение специалистов позволили выявить у маленьких детей три степени адаптации: сложную, среднюю и высокую. Расскажем подробнее о каждой из них.

Сложная степень адаптации

ЗамкнутостьЗамкнутость При сложной степени адаптации ребенок становится замкнутым, нервным, часто истерит и плачет

Незнакомая обстановка доводит малыша до выраженного нервного срыва, выливающегося в бесконечные истерики. Расставание с мамой может привести к болезни. Находясь в группе, ребенок сторониться сверстников, его не привлекают общие игры и садовские игрушки, он замыкается. Внимание рассеивается, кроха отгораживается от происходящего вокруг него. Услышав слова воспитателя, он может испугаться, впасть в истерику, начать звать маму. Некоторые малыши вообще не реагирует на обращения к ним, могут разнервничаться и замкнуться.

Как помочь ребенку?

Что должна сделать мама, если ребенок плачет в яслях? Необходимо проявить чуткость и терпение. Договоритесь с воспитателем на то, чтобы две-три недели находиться рядом с ребенком. Станьте своеобразным проводником между ним и другими детьми, введите его в новые условия своей теплой рукой и горячим сердцем. Предпринятые действия не привели к решению проблемы, обратитесь за консультацией к специалисту.

Средняя степень

Здоровье ребенкаЗдоровье ребенка Если внешне ребенок (при средней степени адаптации) не проявляет никаких признаков беспокойства в саду, то физические отклонения показываются в полной мере. Это можно наблюдать по частым простудам и другим заболеваниям

Внешне ребенок спокойно провожает маму, если и расстраивается, то ненадолго, не чурается игр с детьми. Трудности адаптации выражаются скрытно, трансформируясь из психологического беспокойства в частые болезни. Ребенок постоянно простужается, подхватывает ангину, страдает от аллергии. Наличие проблемы показывают и беспричинные приступы агрессии, гнева, плаксивости. Такому малышу требуется полтора-два месяца на полное привыкание.

Как помочь ребенку?

Ежедневно разговаривайте с ребенком, спрашивайте о том, как прошел его день в саду, чем он занимался, с кем подружился. Важно, чтобы и воспитатель не оставлял малыша без внимания, старался деликатно объяснить ему правила пребывания в саду, задействовал его в общих занятиях. Работайте в тесном тандеме с воспитателем. Попросите его, чтобы он вовремя сигнализировал о негативных реакциях крохи.

Высокая степень

Позитивная реакция ребенка на посещение ДС радует родителей и облегчает работу воспитателя. Малыш охотно собирается в садик, быстро знакомится с другими детьми, адекватно относится к требованиям и замечаниям воспитателей. Адаптация не занимает у него много времени, как правило, ему хватает 1-2 недель, чтобы благополучно влиться в детский коллектив. Отсутствие болезней так же свидетельствует о хорошей адаптации крохи.

Общительность ребенкаОбщительность ребенка Высокая степень адаптации ребенка заметна сразу. Такие детки очень общительны, активны и здоровы

Высокая адаптация выражается и в психологическом поведении. Ребенок без проблем засыпает, просыпается вовремя, ему некогда скучать, он постоянно занят. Играет с другими детками, сам придумывает игры, активно ведет себя на прогулке, не жалеет игрушек для других детей. Когда мама приходит за ним, он с удовольствием рассказывает о том, как прошел его день.

Что требуется от родителей?

Основная задача родителей состоит в том, чтобы грамотно подготовить малыша к поступлению в сад. Расскажите ему, почему он должен ходить в ДС, что его там ждет. Объясните правила пребывания, как долго он там будет, с кем может познакомиться. Самое главное – дайте ему понять, что он идет туда на определенное время, и вечером вы его обязательно заберете.

Как правильно облегчить период адаптации?

Воспитатель говорит вам, что у вашего малыша продолжаются истерики, отнеситесь к этому серьезно. Выясните у педагога, как часто он это делает, в какое время. Возможно, ребенок расстраивается в момент вашего ухода, или, наоборот, вечером, когда ждет вас, и думает, что вы не появитесь, что вы забыли о нем. Некоторые детки начинают хныкать, проснувшись после «тихого часа», забыв, что они не дома, а находятся в непривычной обстановке. Узнав причину тревог, можно скорректировать темы разговоров с ребенком, акцентируя успокаивающие объяснения на озвученной проблеме. Главное, чтобы сказанные вами слова не расходились с вашими поступками.

Разговор с воспитателемРазговор с воспитателем Не надо стесняться задавать вопросы воспитателю, так как это может помочь понять причины плохой адаптации ребенка и найти пути решения проблемы

Полезные советы для родителей

Никто лучше вас не знает ваше сокровище. Слушайте ваше чадо, анализируйте, находите наилучший для него способ успокоить и развеять тревоги. Мы дадим вам несколько полезных советов:

  1. Сравните, когда ребенок плачет в яслях: после того, как его отводит мама или папа. Возможно, он меньше расстраивается, когда идет в сад с сестрой или бабушкой. Поговорите со своими близкими, и доверьте эту важную миссию тому члену семьи, с кем малыш расстается безболезненней.
  2. Заполните дорогу в садик и из сада домой разговором с крохой, даже если он еще плохо говорит. Главное, чтобы он вас услышал, принял информацию, и составил хорошее впечатление. Идя в сад, рассказывайте ему, как там весело, как его ждут новые друзья. Забрав ребенка, расспросите о том, что случилось за день, как он себя вел, с кем подружился.
  3. Сын или дочка привязаны к какой-нибудь любимой игрушке, разрешите ему брать ее с собой. Такой метод помогает деткам со средней и тяжелой степенью адаптации, предупреждая истерику. Наденьте крохе его любимый предмет одежды. Игрушка или платьице станут частичкой дома, и ему будет спокойнее.
  4. Всегда забирайте малыша в хорошем настроение, даже если у вас неприятности на работе или болит зуб. Возникшие претензии к воспитателю выясняйте не в присутствии воспитанника. Малыш очень тонко чувствует ваше настроение, его напугает ваша нервозность, и период адаптации продлится.
  5. Идти на поводу у ребенка, который закатывает истерики, не стоит. Понимая, что вы явно жалеете его и готовы не вести в ДС, он начнет манипулировать вами, устраивая вам истерику после детского сада. Будьте настойчивы, постарайтесь успокоить его словами, но делайте это по дороге в сад. Переживите вместе со своим сокровищем время адаптации.
  6. Добавьте к прощаниям и встречам добрую традицию. Выходя за дверь группы, пошлите крохе воздушный поцелуй, или помашите рукой особым образом. Символические жесты лучше слов покажут ребенку вашу к нему любовь.
ВесельеВеселье По дороге в садик расскажите ребенку, как интересно и весело будет ему сегодня играть с ребятками

Распространенные ошибки

Подготовиться к детскому саду и правильно провести ребенка через адаптацию получается не у всех родителей. Какие действия и разговоры могут усложнить процесс? Рассмотрим типичные ошибки мам и пап:

  • Неправильно прибегать к наказанию малыша за плач и нежелание идти в садик. Плач или истерика от переживаний – это его естественная реакция. Требовать от него выполнения обещанного «больше не плакать», глупо, он, в силу своего возраста, еще не научился держать слово. Успокойте кроху, поцелуйте, и заверьте, что вы непременно его заберете.
  • Избегайте в присутствии ребенка обсуждений его истерик и плохого поведения с другими членами семьи. Малыш, услышав ваши жалобы или сетования, почувствует вашу тревогу, и его собственные переживания увеличатся.
  • Никогда не запугивайте кроху отправкой в детский сад. Создавая негативный образ учреждения, вы отобьете у него любое желание идти туда.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и порядках в садике. Малыш сложит у себя в голове мнение, что взрослые там плохие, и он не хочет к ним идти.
  • Ложь во благо не для крохи. Обещать ему, что вы заберете его через час, не стоит, если вы этого не планируете, говорите сыну или дочке правду. Ваш обман может убить в ребенке доверие к вашим словам.

Доктор Комаровский, наставляя мамочек перед отправкой малыша в ДС, говорит им, что они уже опоздали. Подготовка начинается со дня рождения. Знаменитый педиатр настаивает на том, чтобы воспитывать ребенка в гармонии с обществом.

ВесельеВеселье

Полезно много гулять, давать ему общаться с ровесниками, даже если они еще сидят в коляске. Учить самостоятельности, считает Комаровский, надо с раннего возраста. Гигиенические процедуры, закаливание, веселые игры с другими детками, общение с друзьями мамы и папы лучше любого психолога помогут ребенку без труда адаптироваться к посещению детского сада.

Веселье

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Поделитесь с друьями!



Source: VseProRebenka.ru

Комаровский адаптация в детском саду — Детишки и их проблемы

Галина Данильчук
Адаптация детей в детском саду

Итак, настало время отдавать ребёнка в детский сад. Многие родители думают о надвигающихся переменах, а больше всего пугает неизвестность. Как правило у родителей о детских садах нет никаких представлений, кроме смутных воспоминаний из детства. Что-же происходит сегодня? Как проходит адаптация ребёнка в детском саду?

Не все дети приходят в детский сад сразу. Поступление малышей осуще-ствляется постепенно. Делается это в целях лучшей адаптации детей к дет-скому саду.

Первые дни родители приводят малыша в сад всего на 1-2 часа. В это время ребёнок успеет позавтракать и поиграть. Не нужно кормить ребёнка до-ма, пусть он привыкает есть в саду. Затем ребёнок будет оставаться до сна (до 12:00!В это время малыш успеет сделать зарядку, позавтракать, поиграть, сходить на прогулку, пообедать. Может быть не всё у ребёнка будет получать-ся, не стоит расстраиваться,ведь ему нужно время, чтобы адаптироваться к новой обстановке. Затем ребёнок будет оставаться до 16:00. Ему необходимо привыкнуть спать с остальными детьми. Первое время ребёнок, скорее всего, будет плакать, ведь он не привык спать без мамы. Всё это со временем пройдёт и ребёнок привыкнет жить в коллективе и освоит необходимые навыки и уме-ния. Адаптация каждого ребёнка индивидуальна. Воспитатели сами посовету-ют, когда оставить ребёнка до обеда, на сон. Обязательно прислушивайтесь к их советам. Конечно,в основном дети первые недели плачут и родителям при-ходится уходить от рыдающего ребёнка, но постарайтесь не волноваться, ведь дети очень чутко чувствуют состояние взрослых, особенно мамы. Воспитатели всегда смогут позаботиться о вашем малыше: и обнимут, и пожалеют, и на ру-ки возьмут.

Самый драматичный момент-это расставание с мамой. Тяжело его пере-носит как ребёнок, так и мама. Идя в детский сад, ребёнок должен знать, что идёт не по прихоти родителей, а по очень веской причине. Ребёнок должен по-нимать значимость своей неоценимой помощи близким. Но хотя малыш теперь понимает, что его не бросают на произвол судьбы, а возлагают на него ответ-ственную задачу, расставаться с родителями всё равно не хочется. Чтобы об-легчить этот процесс, придумайте с ребёнком ритуал прощания. Обязательно выделяйте на ритуал прощания с ребёнком время с запасом. Чтобы не нервни-чали вы, опаздывая на работу, и не волновался ваш ребёнок. Сложнее тем ро-дителям, чей малыш начинает плакать заблаговременно. Что делать в такой ситуации? Самое главное-не ругайте ребёнка, а попробуйте отвлечь его. Задача родителей-сохранять спокойствие, держать себя руках. А вот идти на поводу у ребёнка нельзя. Если ребёнок поймёт, что слёза-это верный способ не ходить в детский сад, то плач прекратится очень не скоро.

Примеры облегчающие ребёнку утренние расставания:

1. Научитесь прощаться с ребёнком быстро.

2. Положите в карман памятную вещицу, которая будет напоминать о вас.

3. Никогда не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.

4. Придумайте ритуал прощания и строго придерживайтесь его.

5. Не пытайтесь подкупить ребёнка

6. Чётко давайте понять ребёнку, на какие бы ухищрения он не шёл, всё равно пойдёт в детский сад.

Родителей всегда интересует вопрос о сроках адаптации. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взрос-ления детей. Длительность адаптации так же зависит и от уровня развития ре-бёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общи-тельным и самостоятельным, то с таким уровнем развития привыкнет к дет-ском саду в течении 10-12 дней. Ребёнок, находящийся дома на попечении ро-дителей, фактически переходит из рук в руки-от мамы к воспитателю и наобо-рот. Адаптация такого ребёнка, может длиться 3 месяца, а то и больше. Наибо-лее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Так же проблемой яв-ляется: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психиче-ского и физического развития ребёнка. Очень многие дети испытывают труд-ности в привыкании к детскому саду.

Причины:

1. Нарушения режима дня (домашний режим сильно отличается от режима дет-ского сада)

2. Проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания (не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, сам- но есть и т. п.)

3. Отсутсвие речи.

4. Отсутсвие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Если взрослым удалось сформировать у ребёнка навыки самообслужива-ния, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и есть эмоциональный контакт ребёнка с воспитате-лем и со сверстниками, то адаптационный период будет безболезненным и ко-ротким.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться с окружающими.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Соответствие режима дня дома и в детском саду.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду. Гото-вить буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ре-бёнка и приучать его заранее к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.

Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с дет-ским садом.

1. Устранить факторы риска, связанные с условиями социальной среды.

2. В детский сад отправлять только здорового ребёнка.

3. Не отдавать ребёнка в детский сад в кризис трёх лет.

4. Заранее узнать режим дня в детском саду и соблюдать его дома.

5. Повысить роль закаливающих мероприятий.

6. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспи-тателями группы.

7. Стараться отдать его в группу детского сада, где у ребёнка есть знакомые ро-весники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

8. Настроить малыша на положительный лад.

9. Раскрыть секреты ребёнку возможных навыков общения с детьми и взрос-лыми людьми.

10. Учить ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

11. Не угрожать ребёнку детским садом,как наказанием за детские грехи, а так же за непослушание.

12. Готовить ребёнка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.

13. Не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.

14. Планировать время так, чтобы при поступлении в детский сад была бы воз-можность оставлять его там не на целый день.

15. Всё время говорить ребёнку, что вы его по-прежнему любите.

16. Настроить ребёнка на мажорный лад.

17. Не оставлять в дошкольном коллективе на целый день.

18. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

19. Щадить его ослабленную нервную систему.

20. Уменьшить нагрузку на нервную систему (на время прекратить посещение развлекательных мероприятий, походы в гости, сократить просмотр телепере-дач).

21. Сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша.

22. Одежда ребёнка должна соответствовать температуре.

23. В воскресные дни режим должен быть как в детском саду.

24. Не реагировать на выходки ребёнка и не наказывать за детские капризы.

25. При выраженных невротических реакциях, оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

26. Научите ребёнка играть.

27. Разработайте с ребёнком систему прощальных знаков.

28. Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.

29. Ребёнок привыкает тем быстрее, ++чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения.

Помогайте ему в этом.

30. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес дошколь-ного учреждения.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ.

1. Расширить круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незна-комыми людьми.

2. Развивать у ребёнка игровые навыки: использовать сюжетный показ, совме-стные действия, вовлекать ребёнка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях:”полетаем, как воробушки”,”летаем как самолёт”.

4. Учить общаться со взрослыми и со сверстниками, делиться игрушками, жа-леть других детей.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребёнка в дет-ский сад.

6. Приучать к самообслуживанию.

Ребёнок должен уметь:

— самостоятельно кушать, пользоваться столовыми приборами.

-самостоятельно садиться на стул.

-самостоятельно одеваться, раздеваться.

-самостоятельно умываться.

Наглядным примером для детей всегда служат родители.

Важно постоянно поощрять ребёнка и давать положительную оценку хо-тя бы за попытку выполнения просьбы. Нужно соразмерять собственные ожи-дания с индивидуальными возможностями ребёнка.

Как быть, если ребёнок уже начал ходить в детский сад?

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.

2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателю о привычках и склонностях ребёнка, об индивиду-альных особенностях развития.

5. С 4-ого по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребёнка игровой информацией.

8. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.

Итак, теперь вы имеете хотя бы малейшее представление о том, что про-исходит с вашим малышом во время адаптации в детском саду. Теперь вы знаете, что всё то, что видите вы — это всего-навсего издержки адаптации, её “цена” и “плата” для ребёнка. От вас зависит, чтобы эта “плата” была мини-мальной.

Библиографический список:

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1991

2. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика, № 2. – М., 2007

3. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М., 2007

4. Деркач М. С., Речкина Л. П. Организация и методика работы с детьми от рождения до трех лет. – Краснодар, 2003

5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие. – М., 2006

6. Макшанцева Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодо-ления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду// Психолог в дет-ском саду. – М., № 1, 2004

7. Матюхина Е. Первый раз в детский сад. // Дошкольная педагогика, № 6. – М., 2007

8. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СП/б., 2010

9. Педагогика раннего возраста. //Под ред. Г. Г. Григорьевой. – М., 1998

10. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в до-школьных учреждениях. – М., 2003



Source: www.maam.ru

Детский сад - Статьи - Доктор Комаровский

Проблема детского сада - хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать - рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений - именно так официально называются всякие разные ясли и детские сады.
Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы - определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук - педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится - человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь - начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т. п.). Искусству общения несомненно стоит учиться с детства - никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников - вот только беглый перечень возможных тем для дискуссии. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими: что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.
Итак, главный минус посещения детского сада - ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители, и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней - острые инфекции, чаще всего респираторные (т. е. поражающие дыхательные пути). Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения - чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что "домашний" ребенок меньше общается с другими людьми.
Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. "Найти" краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием "детский сад" не очень связаны - не "подхватим" болезнь от детей, так папа "принесет" грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок "недоболеет" в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.
Принципиально как раз совсем другое - не частота с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения - это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад или нет.
Резюмируя тему "повышенной детсадовской заболеваемости", отметим следующее. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются "важнейшие" правила ухода за детьми - не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука - на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий - норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате - сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. - "недопустимые явления". Но неужели вы, родители, надеялись, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится? Выводы очевидны - во-первых, "нечего на зеркало пенять...", и вытекающее из во-первых, во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее - адекватным воспитанием с момента рождения.
Уже сам факт того, что ребенок пойдет в детский сад, делает обязательным проведение всего комплекса необходимых профилактических прививок - без этого малыша в детский сад просто не возьмут. В дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада, детей регулярно осматривают врачи-специалисты, что, несомненно, явление положительное, ведь родителям, за редкими исключением, не свойственно обращаться в детскую поликлинику до того, как ребенок заболеет.
Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, - особый вопрос. Оставим споры на тему когда это лучше сделать (в 1 год или в 3) педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос - где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад? Абсолютно типична следующая ситуация: 1-го сентября ребенок впервые идет в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш "зарабатывает" свое первое детсадовское ОРЗ, а мама - первый отпуск по уходу за больным ребенком. В результате мама имеет неприятности на работе, поскольку работник из нее никакой.
Очень важно понять следующее: каким бы замечательным ни был детский сад, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время. Уточнить это понятие "первое время" очень трудно - может быть, 3-4 месяца, а может быть, и год. И очень желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад, мама оставалась при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.
Весьма существенный момент - время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать - активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.
Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. Воспитательницы имеют свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать, Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо - накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть. Нельзя забывать и о том, что оплата труда сотрудников детских садов не способствует особому энтузиазму и делает абсолютно нежелательными конфликты с родителями в связи с разницей во взглядах на принципы питания и одевания. Если вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение - потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.
От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность для экстренной связи с родителями.
Здание, в котором расположен детский сад, качество и своевременность ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников - все это очень важно и очень влияет на заболеваемость. Воздействие родителей на эти факторы прямо связано с возможностью выбора, которая определяется материальным благополучием и местом жительства семьи - советы врача тут вряд ли помогут. Остается лишь надеяться на то, что и с местом жительства, и с материальным благополучием вам и вашим детям повезло.

автор Комаровский Е.О.
опубликовано 17/01/2007 12:25
обновлено 12/11/2018
— Образ жизни

как помочь малышу + видео Комаровского

ребёнок в детском садуребёнок в детском саду

Период адаптации ребёнка к детскому саду вызывает массу вопросов у родителей. Что ждёт малыша вдали от мамы? Как помочь ему приспособиться к новой обстановке? Процесс привыкания сопровождается определёнными особенностями, изменениями в поведении малыша. Существуют физические и психологические приёмы, помогающие родителям обеспечить быструю и безболезненную адаптацию детям разного возраста.

Что представляет собой период адаптации

Адаптацией называется процесс приспособления организма к изменяющимся факторам, в частности к обстановке, питанию, режиму дня. Для ребёнка посещение детского сада — это своеобразный стресс. Незнакомые люди, новый детский коллектив, разлука с любимыми родителями. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть ко всему этому.

Важно! Родители могут помочь своему ребёнку безболезненно и быстро перенести сложный период. Помните, что адаптация — это не только психологический процесс, но и физический.

Доктор Комаровский об адаптации к детскому саду (видео)

Степени адаптации

Все дети привыкают к детскому саду по-разному. Кому-то достаточно побыть всего день в новой обстановке, чтобы вечером весело рассказывать маме о своих приключениях и радостях общения с новыми друзьями. Однако большинство детей привыкает постепенно. В большинстве случаев период адаптации сопровождается слезами и нежеланием ребёнка идти в сад. Переживания родителей усиливаются, если малыш начинает часто болеть.

Можно выделить три степени адаптации крохи к детскому саду:

  1. Лёгкая адаптация. В этом случае ребёнок привыкает к новому месту за 3–4 недели. Период не сопровождается сложностями со здоровьем, изменениями в поведении малыша. Легко адаптирующийся ребёнок:
    • быстро находит контакт с воспитателем;
    • отпускает маму без слёз и капризов;
    • не боится заходить в группу;
    • находится в стабильном эмоциональном состоянии;
    • рассказывает родителям о произошедшем за день;
    • легко контактирует с другими детьми;
    • интересуется игрушками в группе.
  2. Адаптация средней тяжести. Период привыкания характеризуется частыми проявлениями болезней на фоне стабильного эмоционального состояния. Ребёнок не испытывает сильного психологического дискомфорта от нахождения в новом коллективе, но часто простужается. Связано это с попаданием в организм новых бактерий и вирусов, которые «приносят с собой» другие дети. Для малышей, постоянно посещающих садик, эти вирусы не опасны. У вновь пришедшего ребёнка непривычные его организму бактерии способны вызвать заболевание. Длится такая адаптация приблизительно полтора месяца и отличается следующими признаками:
    • малыш не всегда идёт на контакт с воспитателем;
    • плачет короткое время после расставания с родителями, быстро переключается на активную игровую деятельность;
    • напряжение перед игрой или общением длится несколько минут, по истечении которых ребёнок начинает активно взаимодействовать со взрослыми и ровесниками;
    • адекватно реагирует на замечания или обращения;
    • лишь изредка нарушает нормы и правила поведения, привыкает находить общий язык с ровесниками и взрослыми.
  3. Тяжёлая адаптация. Сопровождается физическими недомоганиями и негативными эмоциональными проявлениями. Малышу тяжело контролировать эмоции. Он часто плачет и категорически отказывается расставаться с мамой и идти в детский сад. Признаки тяжёлой адаптации:
    • ребёнок не идёт на контакт со взрослыми и сверстниками. Минимальное общение возможно лишь в присутствии родителей;
    • по утрам малыш долго плачет, не переключается на предлагаемые ему игрушки;
    • в течение дня постоянно вспоминает о членах семьи, которые заберут его из группы;
    • замыкается, отказывается контактировать с окружающими, брать игрушки и участвовать в играх;
    • при замечании или поощрении воспитателя пугается, ищет поддержки у мамы.

Пережить тяжёлую адаптацию помогут педиатр, детский психолог и невролог. Важно значение имеет положительный настрой взрослых.

счастливая семьясчастливая семья

Положительный настрой родителей помогает ребёнку быстрее адаптироваться

Возможные проблемы

Существуют определённые трудности, с которыми сталкиваются родители, отдающие детей в детский сад:

  • капризы. Дети, поначалу с удовольствием посещавшие сад, могут внезапно отказаться идти туда снова. Своё несогласие они выражают слезами, истериками. Связано это с тем, что ребёнок изначально воспринял поход в садик как временное явление. Вдоволь наигравшись и осознав, что мама каждый день будет оставлять его в новом месте, малыш устраивает «протест». В этом случае не стоит идти на поводу у детских эмоций. Спокойно объясните, что вам нужно на работу, день он пробудет в интересном месте с друзьями;
  • отказ от еды. Непривычная пища в детском саду часто вызывает негативные эмоции у вновь пришедших детей. Есть маленькие привереды, отказывающиеся есть весь день. Постепенно ребёнок начнёт пробовать предлагаемую еду. Родителям, столкнувшимся с такой проблемой, следует плотно накормить малыша утром;
  • отрицательные эмоции: крики, слёзы, истерики. Негативные проявления закончатся, когда малыш поймёт — вы обязательно придёте за ним вечером. Многие дети поначалу боятся, что мама ушла и не вернётся. Этот страх, кажущийся взрослым смешным, может серьёзно беспокоить маленького ребёнка. Успокойте кроху, обещайте обязательно прийти вечером. Сами тоже сохраняйте спокойствие, дети прекрасно всё чувствуют.

Советы для успешной адаптации

Полное привыкание наступает не ранее, чем через 1–2 месяца после начала посещения детского сада. Весь этот период родителям важно оказывать всяческую поддержку ребёнку. Ведь именно от мамы малыш ждёт одобрения и утешения при возникновении любых трудностей. Какую помощь могут оказать родители?

Совет: приобретите одежду и обувь на кнопках или липучках. Это позволит ребёнку справиться с одеванием быстро и без посторонней помощи.

  1. Подготовьтесь заранее. За несколько месяцев до начала посещения детского сада следует придерживаться режима дня. Поинтересуйтесь организацией и распорядком в садике. Постепенно приучайте малыша жить по такому графику. Привычное время сна, приёма пищи значительно облегчит период привыкания к новой обстановке. 
  2. Обеспечьте физическую готовность. При поступлении в сад ребёнок должен иметь элементарные навыки: самостоятельно держать ложку, пользоваться горшком. О таких, казалось бы, мелочах следует позаботиться заранее.
  3. Настраивайте малыша на позитив. Рассказывайте о положительных сторонах посещения сада: новые друзья, интересные занятия, прогулки. Играйте дома в детский сад.
  4. По возможности заранее познакомьте ребёнка с воспитателем. Тогда новый взрослый будет сразу воспринят положительно, как старый знакомый.ребёнок с игрушкамиребёнок с игрушками

    Предложите ребёнку взять в садик любимую машинку. Игрушка успокоит, поможет избежать сложностей в период адаптации

  5. Дайте ребёнку с собой любимую игрушку. Она будет напоминать о доме, успокаивая малыша. Кроме того, игрушка — отличный повод ближе познакомиться и поиграть с детьми. 
  6. Относитесь к саду положительно. Все ваши эмоции ребёнок «считывает» моментально. Проявляйте заинтересованность, будьте спокойны. Обязательно обсудите вечером, что интересного произошло за день. Хвалите малыша, пытайтесь создать благоприятную эмоциональную атмосферу, связанную с пребыванием в детском саду.

Не рекомендуется прибегать к ароматерапии. Такая методика является сомнительной и малоэффективной в случае детской адаптации.

Особенности в зависимости от возраста

Дети начинают ходить в сад в разном возрасте, это необходимо учитывать.

  1. Малышам 2–4 лет быстрее адаптироваться к условиям детского сада помогут:
    • владение элементарными навыками самообслуживания;
    • готовность контактировать со взрослыми;
    • положительный эмоциональный настрой.
  2. В более старшем возрасте (4–6 лет) на первый план выходят взаимоотношения со сверстниками. Лёгкое привыкание обеспечат:
    • умение общаться с ровесниками, избегая негатива и конфликтных ситуаций;
    • способность прислушиваться к замечаниям взрослых;
    • умение организовать игру, веселиться вместе с окружающими.

Лучшим помощником станет внимание и любовь к крохе. Не стесняйтесь чаще обнимать малыша, говорить, что соскучились. Видя спокойствие и хорошее настроение мамы, ребёнок любого возраста быстрее привыкнет к новой обстановке.

Что не следует делать в этот период

  1. Нельзя сравнивать поведение ребёнка с другими детьми. Все малыши абсолютно разные, каждому требуется свой период для адаптации. Говорите, что ваш кроха самый лучший, и он обязательно полюбит детский сад.
  2. Не ругайте за утренние слёзы. Детям действительно тяжело расставаться с близкими людьми, путь даже на один день. Не отмахивайтесь от капризов, подбодрите, пообещайте скорую встречу, поощрите игры с новыми друзьями.Совместные игры детейСовместные игры детей

    Общение со сверстниками помогает быстрее привыкнуть к новой обстановке

  3. Не обманывайте ребёнка. Говоря, что выходите на 15 минут в магазин, и оставляя малыша в группе до вечера, вы подрываете доверие к ситуации в общем. Ребёнок будет ждать напрасно, расстраиваясь всё больше. Честно скажите, что в группе дети находятся до вечера и вы обязательно за ним придёте. 
  4. Никогда не высказывайтесь о пребывании в саду, как о наказании. В противном случае малыш не сможет увидеть положительные стороны процесса. Наоборот, упоминание о детском садике в присутствии ребёнка всегда должно носить позитивный характер.
  5. Не стоит обещать гостинцы или новую игрушку, отводя кроху в сад. При таком подходе малышу остаётся лишь «отсидеть» положенный день в ожидании подарка. В дальнейшем ребёнок может отказаться идти в группу без привычных обещаний.
  6. Нельзя водить в сад больного ребёнка. Это усугубит ситуацию. К психологическому напряжению добавится физическое недомогание, делающее пребывание в саду менее комфортным. 

Мнения родителей

Мы отправились в сад в 2 года. До этого пару месяцев вели разговоры, что у каждого в семье своя работа. Папа, мама ходят на свою работу, старшая сестра — в школу, а Сонечка пойдёт в сад. Это тоже важное занятие. Но самое сложное было впереди. Наша младшая росла без бабушек и дедушек, практически на одних руках. Поэтому первые дни в саду были тяжёлыми в первую очередь для меня. Плакала она так, что я готова была плюнуть на все и забрать её домой. Но я прекрасно понимала, что этот период необходимо перетерпеть. Забирая дочь из сада, разговаривала с ней о детях из группы, о том, чем они занимались сегодня и настраивала её, что завтра будет интереснее, чем сегодня. По дороге домой обсуждали, кто с кем дружит, чем кормили, во что играли. Короче, что угодно, лишь бы она рассказывала с удовольствием. Где-то через месяц проблем не осталось. И большое спасибо воспитателям, которые очень нежно и трогательно отнеслись к нашим малышам. 

Самарочка

http://www.kid.ru/forummam3/t11148.html

У многих детей наступает отрицательная реакция на сад. Первое время — самое тяжёлое и психологически (адаптация) и физически (дети часто болеют). Могу пожелать только терпения и спокойствия, не паникуйте. Водите пока на 1–2 часа. Если надо на работу, попросите кого-нибудь забирать пораньше. У нас Егор уже второй год в садик ходит, но у него особый ритуал: каждое утро надо поплакать, это прощание с папой. Как только переступает порог группы — играет, кушает, спит, гуляет, занимается, танцует, всё, что надо, делает, чувствует себя прекрасно. Я его вечером забираю, он счастливый, довольный, радостный, мне чего-то всё рассказывает, показывает новые движения. Вот ещё, подруга пользовалась таким способом: махала сыну рукой в окно, а он ей. Это был компромисс, потому что до этого ребёнок бился в истерике. А тут с первого раза помогло: помахал и пошёл спокойно играть в группе.

Mamatata

http://www.kid.ru/forummam3/t11148.html

Советы психолога и опытных родителей (видео) 

Должно пройти некоторое время, прежде чем ваш малыш с радостью побежит в сад. Следование рекомендациям и советам поможет сделать период адаптации к новому месту быстрым и безболезненным. Будьте особенно внимательными к своему ребёнку. Проявите терпение, настройтесь на позитивный лад.

Воспитатель детей дошкольного возраста. Много общаюсь с людьми, люблю узнавать новое, путешествовать и писать статьи. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Адаптация к детскому саду комаровский в 2 года — Детишки и их проблемы

Каждому родителю хочется дать лучшее своему ребенку. Вначале лучшее питание и памперсы, затем лучшие игрушки и развивающую среду, детский сад, желательно с ремонтом, бассейном и чуткими педагогами, школу… Продолжать можно бесконечно.

Только если с тем, что можно купить, все понятно, то в плане дошкольных учреждений много «но»… Можно подобрать платный детский садик с проверенными воспитателями и успокоиться, но это не всем доступно, да и места в таких садах тоже разлетаются как пирожки. Можно пойти в районный отремонтированный сад с новыми игрушками, но не умеющими работать с детьми воспитателями. Можно пойти в сад рядом с домом, с обшарпанными стенами, но получить чутких, добрых и заботливых воспитателей. Вариаций много. И тут дело удачи, а путевка уже у вас на руках.

В своей практике я очень часто встречаюсь с мнением, что на то, как пойдет ребенок в детский сад и как он адаптируется, влияет воспитатель. Несомненно, что личность воспитателя важна. Но в первую очередь адаптируют ребенка к новым условиям родители. И процесс адаптации к детскому саду надо начинать за 6 месяцев до первого посещения.

Почему так заблаговременно? Так складывается, что кто-то вынужден отдавать в сад ребенка в 1,5 года, кто-то в 3. Я думаю, не вызывает сомнений тот факт, что ребенок в 3 года самостоятельнее ребенка в 1,5. Но есть множество возрастных особенностей детей, которые будут влиять на адаптацию в том или ином возрасте.

Если мы берем малыша 1,5 лет, то первое, о чем пекутся родители, это вопросы горшка и самообслуживания. Да, это важно. Но важнее всего, что с 1 года до 3 лет происходит психологическое отделение ребенка от мамы, когда он осознает собственное «Я». Мама выступает в роли защиты от всех бед, в любой стрессовой ситуации малыш бежит к ней. Будь то падение со стула или простой взгляд строгой соседки — мама придет на помощь.

А тут ситуация детского сада. Стресс, новая обстановка, множество детей — и Я уже не центр вселенной, у меня отобрали игрушку, запретили есть яблоко не за столом, высаживают на ненавистный горшок через каждый час. Где мама? Нет мамы! А защитные механизмы психики не успели сформироваться к новым условиям. И в итоге через пару месяцев мама садится дома с ребенком, потому что тот начинает активно болеть «из-за того, что в группу водят больных детей». При этом четко одна и та же половина группы посещает ее даже в эпидемии и не болеет. Либо начинаются энурезы, диатезы, навязчивые движения и прочие неприятности.

С ребенком трех лет, казалось бы, все проще. Психологическое отделение от мамы должно находиться в стадии завершения. Защитные механизмы активно формируются. Главное — ребенок уже может рассказать, что не так. Но тут на ринг выступает кризис 3 лет. Вы просто не узнаете своего ребенка. Негативизм, делание все наперекор родителям, а порой и самому себе. В саду ребенок либо раздает шишки, либо их получает. В любом случае либо ребенок начинает болеть, либо предоставляет все возможные ситуации для волнения.

Возникает вопрос, когда отдавать ребенка в детский сад. На самом деле во всех случаях играет огромную роль психологическая подготовка, и если она была проведена, то и в 2-3-4 года ваш любимый малыш с минимальными потерями войдет в новый социум.

Перечислю основные факторы, которые оказывают влияние на адаптацию в детском саду.

Первое, с чего нужно начинать родителям, это режим детского сада. Сводится он к нему постепенно, корректируя время каждые 2-3 дня по 5 минут. Режим сна и еды крайне важен для ребенка — это стабильность его нервной системы, которая связана напрямую с иммунной, чтобы оказывать сопротивление при малейшем стрессе.

Второй фактор — это границы, запреты и наказания. Понятно, что дома границы дозволенного значительно отличаются от границ группы детского сада. Но есть общие правила, которые надо ребенку прививать постепенно. Например, перед едой и после еды мы идем мыть ручки. Кушаем только за столом на кухне. Поиграл в игрушку — положил на место. Обувь в прихожей ставим на одно место. Такие мини-правила, которые вводятся постепенно, подготавливают ребенка к тому огромному количеству запретов, с которыми ему придется столкнуться.

Третий фактор — умение ребенком переносить расставание с мамой. Вопрос доверия к маме. Мама начинает раз в неделю увеличивать интервал своего отсутствия, когда ребенок не спит. Вводится ритуал прощания и главное формируется доверие ребенка к знанию, что мама вернется тогда, когда пообещала. У детей нет чувства времени, поэтому важно говорить, что будет происходить, когда вы вернетесь. Например, «Я вернусь, когда ты с папой пообедаешь» или «Я вернусь вечером — когда за окошком станет темно и ты съешь вечерний творожок». Если ребенок так чувствителен к вашему уходу, что не выпускает вас даже из комнаты, то начинаем учить ребенка расставаться с вами в рамках квартиры, затем уходим в магазин за хлебом на 20 минут и так постепенно увеличиваем интервал до полного дня.

Четвертый фактор — навыки самообслуживания. У детей 1-3 года жизни присутствует сенсомотороный интеллект — мышление через движение. Преобладает двигательная и эмоциональная память. Ребенок достаточно быстро учится владеть ложкой и кружкой, залезать на табуретку. Многие подумают: «Это не про моего ребенка». Не правда. Это про вашего ребенка, вопрос: как часто вы даете ему закреплять эти навыки. Как часто не даете самостоятельно залезть на стул или упасть с него, как часто жертвуете приготовленным обедом, который идет «не впрок» мимо рта. К этому относится и вопрос одежды. Если покупать свободные шорты, а не надевать колготы, то ребенок быстро научится их надевать. Если покупать футболки со свободным горлом, результат также не заставляет себя ждать.

Пятый фактор — формирование психологических защит. В этом огромную роль играют взаимоотношения между родителями и ребенком. В каких случаях родители оказывают поддержку ребенку, а в каких дают искать самостоятельного решения. По моему опыту, на формирование психологических защит оказывает негативное влияние совместный сон с ребенком и позднее отлучение от груди.

Как видите, каждый фактор — это дело не одного дня и даже не одной недели. Чтобы не травмировать психику ребенка, процесс подготовки должен быть естественен и максимально комфортен.

В детском центре «Ромашка» мы регулярно проводим тренинг на тему «Адаптация ребенка к детскому саду». Он идет один день, три часа. На нем мы разбираем все вопросы, связанные с адаптацией к ДОУ: подготовка к саду, налаживание взаимоотношений с воспитателями, вопросы, связанные с частыми болезнями ребенка в ДОУ, возможные ситуации с ребенком в детском саду в первые месяцы — истерики при расставании, слезы при встрече, агрессия в группе и дома и многое другое.



Source: www.ourbaby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *