Слабоумие у детей: классификация, симптомы
Симптомы слабоумия у детей проявляются по-разному в зависимости от возраста. Если ребенок перенес церебральные поражения и повредил здоровье в школьные годы, заметен контраст между уровнем развития навыков, эрудированностью и возможностями к познанию новой информации. Он хорошо владеет своей речью, правильно строит предложения, обладает достаточным словарным запасом. В процессе общения у ребенка с деменцией преобладает конкретно-ситуационное мышление: он может детально описать пережитые события, которые будет оценивать с точки зрения практических действий и результатов.
Наряду с этим у ребенка со слабоумием практически отсутствует восприятие абстрактных понятий. Он не понимает переносное значение поговорок и пословиц, не воспринимает юмор, не умеет перенести пережитый конкретный опыт на другую ситуацию. Ребенок не может эффективно применять полученные ранее знания. Он плохо запоминает новую информацию, часто переключает свое внимание с одного предмета на другой, быстро истощается в эмоциональном плане. Начинают развиваться личностные и аффективные отклонения. Эмоции у детей при слабоумии становятся беднее и уплощаются, теряют свои нюансы. Для тяжелых форм слабоумия у детей характерно преобладание ярко выраженных состояний – от счастья к явному неудовольствию. Интересы ребенка сужаются настолько, что его беспокоит лишь удовлетворение элементарных потребностей.
Симптомы слабоумия у детей в более раннем возрасте несколько иные. Главные из них – это психомоторное возбуждение, беспричинная смена состояний, когда гнев и плач чередуются с радостью и удовольствием. Ребенок с деменцией становится гораздо менее эмоциональным, перестает скучать по матери, не реагирует на порицание или похвалу, не выказывает привязанности к кому-либо. При слабоумии у детей усиливаются элементарные влечения, развивается неумеренный аппетит. Заболевание влечет за собой ослабление инстинкта самосохранения: такой ребенок не проявляет тревожности при смене обстановки, не боится огня, высоты и т.д.
В ходе болезни происходит полное разрушение познавательных функций. Ребенок может повторять одно и то же, не осознавая этого, его рассуждения случайны и поверхностны. Он совершенно не усваивает новую информацию, теряет способность к использованию ранее накопленного жизненного опыта. Другие очевидные симптомы деменции – это отсутствие абстрактного мышления, появление интеллектуальных дефектов, дезорганизованность и снижение концентрации. Игры ребенка становятся все более простыми, он может бесцельно бегать туда-сюда, кататься по полу, бросать игрушки и различные предметы. При этом он не приемлет никаких правил, продолжая бездумно делать то, что ему хочется.
симптомы и признаки, диагностика. Лечение детской деменции в Москве
Деменция является приобретенным слабоумием, которое характеризуется патологическими процессами в головном мозге. Больной деменцией утрачивает уже полученные знания и навыки и не может дальше познавать мир. Деменция в большинстве случаев встречается в пожилом возрасте и называется «старческим маразмом». Однако, нередки случаи развития патологии (задержка психического развития, олигофрения, когнитивные нарушения и т.п.) и в детском возрасте. В Москве опытные специалисты Юсуповской больницы проведут диагностику и подберут оптимальную терапию при деменции, где осуществляется комплексный подход в лечении пациентов от 18 лет.
Причины деменции у детей
Деменция представляет собой острое психическое нарушение, которое возникает вследствие различных поражений головного мозга. При деменции происходит распад уже сложившегося интеллекта. В медицине обычно выделяется прогрессирующая и органическая деменция у детей.
Прогрессирующая деменция у детей – это стабильное ухудшение состояния головного мозга пациента. Для этой формы деменции характерно нарастание симптоматики по мере прогрессирования основного заболевания. Чаще всего прогрессирующая деменция развивается в следующих случаях:
- генетических заболеваний (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо). Симптомы врожденных патологий могут проявляться через несколько лет после рождения ребенка;
- сосудистая деменция — нарушение работы сосудов головного мозга и шейного отдела, в результате чего нейроны не получают необходимые питательные вещества;
- заболевания спинного мозга;
- синдром приобретенного иммунодефицита.
Органическая деменция у детей является осложнением определенных заболеваний. При органической деменции наблюдаются стабильные нарушения работы головного мозга без дальнейшего усугубления. Причиной развития органической деменции являются:
- инфекционные заболевания менингит, энцефалит;
- черепно-мозговая травма;
- интоксикация лекарственными веществами.
Следует отметить, что приобретенное вследствие травм или инфекций психическое недоразвитие ребенка называют олигофренией и иногда эту патологию путают с деменцией. Данные состояния отличаются тем, что при олигофрении страдает вся психическая деятельность человека, а при деменции нарушаются уже частично сформированные функции мышления.
Симптомы деменции у детей
Задержка психиеского развития у детей может проявиться в 2 или 3-летнем возрасте. Ее отличительными признаками будут:
- нарушение мыслительной деятельности;
- нарушения памяти;
- нарушение речи: уменьшается словарный запас, забываются значения слов;
- снижение внимания и концентрации;
- расстройства зрения и слуха;
- выраженные нарушения эмоционального характера: тревога, страх, резкая смена настроения, депрессия, апатии, равнодушие, угасает привязанность к близким;
- импульсивные действия, ослабление инстинкта самосохранения;
- неадекватное поведение в различных ситуациях;
- утрата ранее приобретенных навыков;
- затруднения в самообслуживании;
- угасают коммуникативные навыки.
При генетических заболеваниях патология может дать о себе знать только в подростковом возрасте.
При болезни Лафора происходит нарушение моторики, возникают судорожные припадки. Деменция в этом случае быстро прогрессирует. Клетки головного мозга, кожи и мышц подвергаются разрушительному действию микроскопических структур – телец Лафора.
Раннее обнаружение заболевания, которое приводит к деменции, значительно улучшает результат терапии. Полностью вылечить пациента пока нет возможности, однако можно значительно улучшить его состояние и замедлить прогрессирование процесса.
Диагностика деменции у детей
Для выявления различных психоневрологических заболеваний рекомендуется проходить профилактический осмотр невролога с самого рождения малыша. Особенно, если ранее в семье встречались случаи заболеваний с деменцией.
Вовремя диагностировать деменцию может только специалист. При подозрении на развитие патологии проводят несколько специфических тестов, которые помогут определить состояние когнитивных функций. Назначают методы инструментального обследования: МРТ и резонансное сканирование головного мозга. Результаты обследования покажут степень поражения мозга. Дополнительно назначают биохимический анализ крови.
При диагностике деменции у детей учитывается общее состояние здоровья ребенка, его особенности, а также берется во внимание наследственный фактор. Эти данные помогут выбрать наиболее оптимальную тактику лечения. Ребенок проходит всестороннее обследование, поэтому он должен наблюдаться у невролога, психиатра и педиатра.
Лечение деменции
Лечение деменции проводятся комплексно несколькими специалистами — квалифицированными неврологами с большим опытом лечения данной патологии. Процесс лечения долгий и даже в этом случае не достигается полное лечение деменции. Терапия позволяет снизить клинические проявления и значительно улучшить качество жизни пациента.
Лечение будет зависеть от причины развития деменции и состояния больного. Из медикаментов используют препараты, которые улучшают кровоток в головном мозге и налаживают обменные процессы в его клетках. Для терапии деменции назначают психостимуляторы и ноотропные вещества. Они помогают нормализовать поведение пациента, благотворно влияют на память, умственную деятельность и способность обучаться.
Терапию деменции у детей лучше всего выполнять в домашних условиях. Для этого родители проходят курс обучения и получают всю необходимую информацию по уходу и методам реабилитации пациента. В Юсуповской больнице родителей проконсультируют врачи высшей категории. Работа профессионалов позволяет замедлить процесс развития патологии, восстановить некоторые утраченные функции и получить максимальные результаты. Лечение деменции в Юсуповской больнице можно выполнять как в стационаре, так и на дому. В любом случае родители маленьких пациентов всегда будут иметь поддержку опытных специалистов.
Обратиться за помощью и получить консультацию специалистов можно по телефону.
Врач-психотерапевт, врач высшей категории
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
- Юсуповская больница
- Гаврилова С. И. Психические расстройства при первичных дегенеративных (атрофических) процессах головного мозга. // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
- Медведев А. В. Сосудистые заболевания головного мозга // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
- Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 2003 (Глава 5 «Нейропсихологические синдромы при старении»).
Наши специалисты
Врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памяти
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
врач-невролог, кандидат медицинских наук
Врач-невролог
Врач-невролог
Врач — невролог, ведущий специалист отделения неврологии
Врач-невролог
Цены на диагностику деменции
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Органическая деменция у детей — причины, симптомы, диагностика и лечение
Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.
Общие сведения
Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.
Органическая деменция у детей
Причины органической деменции у детей
Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:
- Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
- Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
- Инфецирование ВИЧ. ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
- Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.
Патогенез
В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.
Классификация
Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:
- Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
- Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
- Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.
Симптомы органической деменции у детей
Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.
Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.
У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.
Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.
Осложнения
Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.
Диагностика
Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:
- Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТ. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
- Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
- Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.
Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.
Лечение органической деменции у детей
Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:
- Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
- Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.
Прогноз и профилактика
При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.
симптомы у детей, признаки и лечение болезни
Под слабоумием, также называемом олигофренией, понимают нарушение интеллектуальной деятельности или заметное отставание от среднего для конкретного возраста умственного развития. Симптомы слабоумия у детей проявляются в разной степени в зависимости от уровня умственной отсталости. Только высококвалифицированный специалист сможет определить степень тяжести заболевания, после чего назначит соответствующее лечение. Олигофрения не излечивается полностью, однако можно добиться превосходных результатов, проводя терапию и профилактику болезни. Стоит более детально разобраться в том, что же такое слабоумие у детей, из-за чего оно возникает, и какие симптомы сопутствуют данному расстройству.
Слабоумие у ребенка может развиваться с самого детства по разным причинам
Умственная отсталость
Слабоумие у детей – это целая группа состояний умственной отсталости, психического недоразвития с ярко выраженными признаками недостаточного интеллекта. Такие состояния могут быть врожденными или приобретенными в первые годы жизни крохи. Это тяжелая семейная, и в то же время социальная проблема, над разрешением которой ученые задумываются и по сей день. Самым сложным моментом является осознание родителей реального положения дел и состояния своего дитя. Далеко не каждая мама готова принять то, что у ее малыша слабоумие, даже если признаки болезни выражены максимально четко. Далеко не каждый отец готов психологически согласиться с тем, что его сын или дочь страдают от олигофрении.
Причины слабоумия
Одной главной причины возникновения олигофрении не существует, однако ученые выявили целый ряд факторов, ведущих к слабоумию:
- Наследственный фактор.
- Хромосомные аномалии и мутации генов.
- Влияние факторов окружающей среды: пренатальные (предродовые), перинатальные (факторы, относящиеся к предродовому периоду, непосредственно родам и первому времени после них), постнатальные (послеродовые).
- Инфекция.
Довольно часто можно встретить детей со слабоумием, родители которых также страдали этим заболеванием. Также бывают случаи, когда врачи не могут установить одну главную причину болезни, так как к ее возникновению могут привести различные факторы: кровоизлияние в мозг, внутриутробная инфекция, гипоксия плода и пр.
Причиной слабоумия может стать инфекция, мутация генов, наследственный фактор
Степени слабоумия и симптоматика
Чтобы досконально разобраться в симптомах слабоумия у детей, необходимо взглянуть на степени умственной отсталости и их классификацию:
- Легкая отсталость или дебильность, когда коэффициент умственного развития составляет 0,50-0,70. В данном случае ребенок способен вести простую деятельность, при этом он испытывает трудности с запоминанием, проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Чаще всего детей с таким диагнозом отправляют на учебу в специальные школы, где предусмотрена особая программа обучения.
- Умственная отсталость средней степени или имбецильность. Дитя можно обучить выполнять несложные задания и поручения, однако к полностью самостоятельной жизни такие дети не приспособлены, и требуют постоянного внимания со стороны взрослого человека.
- Тяжелая умственная отсталость или идиотия. Показатели коэффициента умственного развития находятся на достаточно низком уровне – ниже 0,20. Такие дети самостоятельно не могут даже одеться или принять пищу, хотя и обладают некоторыми зачатками речи. Память практически не развита, ребенок не способен чему-либо научиться. Заболевание нередко сопровождается нарушениями развития внутренних органов и физическими недостатками.
Для определения степени заболевания необходимо обратиться за качественной медицинской помощью. В условиях стационара проводится обследование, больной некоторое время находится под наблюдением специалистов, после чего устанавливается диагноз.
Дети с легкой отсталостью испытывают определенные трудности с запоминанием, сталкиваются с проблемами в отношениях со сверстниками, однако могут самостоятельно выполнять некоторые действия
Лечение слабоумия
Для правильного и наиболее эффективного лечения важно как можно раньше распознать симптомы умственного отставания и определить степень тяжести болезни, также следует выяснить причину ее возникновения.
Важно ежедневное наблюдение за поведением малыша, врачи-психологи проводят специальные тесты, применяются различные инновационные методы для определения степени психического расстройства. Только после этого назначается лечение, направленное на снижение проявлений заболевания, обучение маленького человечка определенным действиям, которые помогут ему в дальнейшем вести самостоятельную жизнь.
Принципы немедикаментозного лечения состоят в следующих моментах:
- Психологическая поддержка больного ребенка, проведение с ним близкой беседы. Ни в коем случае нельзя изолировать его от общества и общения. Изоляция ведет к еще более серьезным негативным последствиям.
- Помещение его в специальную школу, где он сможет обучаться самостоятельной жизни, приобретать какие-то знания и навыки. Обучение позволяет развивать фантазию, мышление и воображение, помогает начать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- Умение со стороны родителей слушать пожелания своего чада и выражать свои мысли так, чтобы тот понимал их.
В качестве медикаментозного лечения иногда применяются транквилизаторы, нейролептики и другие препараты, оказывающие успокаивающее действие на больного. Такие средства больше направлены не на лечение, а на устранение явных признаков психического расстройства.
Для таких детей важна психологическая помощь со стороны их родителей
Нередко люди со слабоумием находятся в психиатрических клиниках только из-за того, что родные испугались и отказались от них, когда те были еще совсем детьми. С одной стороны, таких родителей можно понять, но с другой – это их ребенок, и совсем не важно, от какой болезни он страдает, важно – помочь ему справиться с проблемой и адаптироваться к этому миру.
Мы рассмотрели основные признаки слабоумия у детей, а также способы лечения болезни. Это серьезное расстройство, которое может доставить массу неудобств как самим детям с таким диагнозом, так и их родителям, однако чем скорее будет диагностирована умственная отсталость, тем лучше будет протекать ее лечение.
Вам будет интересно почитать:
причины, симптомы, виды, диагностика и лечение
Виды детской деменции
Резидуально-органическая (вторичная)
- Является следствием и остаточным проявлением различных поражений развивающегося головного мозга.
- Динамика патологических изменений будет зависеть от возраста, в котором ребенок перенес травму. Например, вследствие церебральных поражений в школьном возрасте. Наблюдается не только резкий контраст между теми знаниями, который ребенок приобрел до поражения ЦНС, но и его когнитивными возможностями в посттравматическом периоде.
- Процесс распада личности, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения опережают патологические изменения познавательных процессов – это связано с тем, что у детей и подростков не закреплены социальные нормы поведения. Соответственно, чем раньше ребенок перенес заболевание, поразившее головной мозг, тем ярче буде клиническая картина резидуально-органической деменции.
- Наряду с нарушениями интеллектуальной деятельности повышаются инстинктивные влечения (сексуальность, прожорливость), поведение бесцельно и непоследовательно, отсутствует критичность к своему состоянию и, часто, инстинкт самосохранения.
Прогрессирующая деменция
Связана с некоторыми наследственными заболеваниями, которые могут проявиться не с рождения, а намного позже.
В случаях генетически обусловленной деменции, симптомы прогрессируют по мере развития самого заболевания.
Болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Ретта, лейкодистрофии и другие наследственные заболевания вызывают нейропсихологический дефект прогрессирующего характера.
Болезнь | Характеристика |
Болезнь Ньюмана-Пика | Вследствие нарушения обмена веществ, которое вызывается данным заболеванием, в организме человека, в том числе головном мозге, скапливается большое количество липидов, что приводит к интеллектуальным патологиям. Чаще всего болезнь проявляется в подростковом возрасте. |
Болезнь Лафора | Редкое генетическое заболевание, при котором головной мозг, а также внутренние органы, поражают микроскопические структуры, так называемые тельца Лафора, которые вызывают прогрессирующее слабоумие. Продолжительность жизни при болезни Лафора – от двух до десяти лет. |
Синдром Ретта | Генетическое заболевание, поражающее центральную нервную систему в раннем возрасте.
|
причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика
Представляет собой приобретенную форму слабоумия, характеризующуюся снижением познавательной деятельности, потерей приобретенных практических навыков и усвоенных знаний.
Причины
Специалисты связывают развитие детского слабоумия с воздействием на организм ребенка факторов, которые нарушают функционирование мозговых структур. Причинами развития патологии могут являться нейроинфекции. Органическая деменция может являться осложнением таких заболеваний, как менингит, энцефалит, церебральный арахноидит. Иногда снижение интеллектуальных способностей ребенка может возникать на фоне черепно-мозговых травм. Заболевание может являться следствием ушиба или открытых повреждений головного мозга.
ВИЧ-инфекция, характеризующаяся развитием клинических проявлений, способна поражать центральную нервную систему ребенка. Поражение головного мозга сопровождается развитием энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
Токсическое поражение центральной нервной системы лекарственными средствами, тяжелыми металлами, писихоактивными веществами или алкоголем довольно часто является основной причиной развития у ребенка деменции.
Симптомы
Клинические проявления органического слабоумия у детей зависят от возраста ребенка. Церебральные поражения, которые перенесены в школьном возрасте, обусловлены развитием контраста между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальных познавательных возможностей. У таких детей отмечается фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь, достаточный словарный запас, а бытовые и школьные навыки нормально развиты. Во время общения с ребенком обращает внимание на себя доминирование конкретно-ситуационного мышления: такие дети детализировано описываю пережитые события, а их рассуждения ориентированы на практические действия и результаты.
Абстрактное мышление при такой патологии обнаруживается только в единичных случаях либо полностью отсутствует, такие дети не понимают переносное значение пословиц, поговорок, юмор, также у них затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но при этом их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления значительно снижена. Они обладают неустойчивым вниманием, быстро истощаемы, запоминание им дается с большим трудом. Выявляются аффективные и личностные нарушения. Такие дети эмоционально неустойчивы, у них отмечаются высокая эмоциональная лабильность. Исчезают нюансы эмоций, нарастает их обеднение и уплощение. Для тяжелой формы патологии характерно преобладание полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов и выраженным стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.
У детей дошкольного и раннего возраста клиническая картина органической деменции является более выраженной. Такие малыши эмоционально неустойчивый, у них реакции радости быстро сменяются гневом и плачем, практически у всех детей отмечается выраженное психомоторное возбуждение. Эмоциональная сфера крайне обеднена: у них не развивается чувства привязанности, не возникает тоски по матери, отсутствует реакция на похвалу или порицание. Отмечается усиление элементарного влечения, возникает прожорливость и сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен, внешне они выглядят неопрятными и неряшлевыми.
Отмечается тотальное нарушение познавательных функций. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образованных ассоциаций и повторения без осмысления. Усвоение правил и игровых ролей недоступно.
Диагностика
Для постановки диагноза органическая деменция у детей ребенку назначается комплексное обследование, основанное на использовании клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Диагностический алгоритм включает консультацию невролога, психиатра и психолога, проведении магниторезонансной и компьютерной томографии.
Лечение
Терапия детского органического слабоумия представляет собой длительный процесс, требующий системности и организованности не только от детей или родителей, но и врачей. Основное лечение направлено на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется средством применения фармакотерапии, основанной на назначении средств, улучшающих обмен веществ в мозговых нервных клетках и усиливающих мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов. Помимо медикаментозного лечения такие дети нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи.
Профилактика
В связи с тем, что нарушения являются следствием другого заболевания профилактика органической деменции у детей,является достаточно сложной задачей и заключается в предупреждении развития травм и своевременном лечении заболеваний способных вызвать у ребенка развитие слабоумия.
причины, симптомы, степени тяжести и лечение
Симптомы олигофрении в разном возрасте
У новорожденных
- Гидроцефалия – увеличенные размеры головы по сравнению с нормой;
- Микроцефалия – чрезвычайно маленький размер головы новорожденного;
- Другие внешние патологии.
- Выявление патологий внутренних органов;
- Симптомы генетически обусловленного заболевания – фенилкетонурии, к которым относятся:
– Характерный кисловатый запах мочи и кожи новорожденного;
– Чрезмерная бледность кожных покровов;
– Судороги и др.
В младенческом возрасте (от 1 месяца до года)
Существует определенная закономерная система развития ребенка в первый год жизни.
- В месяц малыш начинает узнавать маму и улыбаться ей.
- В два – долго изучает предметы на расстоянии.
- В три месяца младенец держит головку, лежа на животе.
- Четырехмесячный ребенок способен захватывать предметы рукой и уже начинает “гулить” – появляются первые слоги.
При олигофрении эти процессы задерживаются или вовсе отсутствуют.
К факторам риска врожденного слабоумия относится регресс в развитии младенца.
Нарушение рефлекторной деятельности ребенка, отклонения физического развития также должны обеспокоить родителей и послужить поводом для обращения к специалистам.
У дошкольников
Прежде всего, страдает речь. Примерно в год ребенок начинает произносить первые слова, около двух лет появляется фразовая речь.
- Дети с врожденным интеллектуальным дефектом не начинают говорить в примерные сроки. Это связано с поражением центральной нервной системы. Чем больше степень поражения, тем сильнее страдает речь. Когда наблюдается только задержка речи, а остальные процессы развития дошкольника не отклоняются от стандартизированной нормы, то есть смысл обратиться к логопеду.
Когда задержка речевого развития ребенка раннего возраста сопровождается другими психическими, неврологическими и физическими отклонениями, то их причина выясняется медицинскими методами и в некоторых случаях ставится диагноз олигофрения. - Отсутствие абстрактного мышления. Примерно в возрасте 3,5 лет дети начинают постигать мир знаков. Это проявляется в игре. Начинают использовать заменители предметов. Например, для сюжетной игры в доктора, трехлетний ребенок использует палочку вместо игрушечного градусника, которая также может послужить “жезлом полицейского”.
Дети с врожденным слабоумием не используют заменители реальных предметов ввиду того, что их мышление останавливается на наглядно-образном уровне. В более тяжелых случаях (имбецильность) мышление больного ребенка носит конкретный характер, а в состоянии глубокой олигофрении (идиотия), вовсе отсутствует.
В школьном возрасте
При легкой форме умственной недостаточности ребенок может посещать общеобразовательную школу. Учение таким детям дается с большим трудом. Ребенок-олигофрен может освоить чтение, но не поймет скрытый смысл прочитанного. Умственно отсталый ребенок может научиться считать, но логические операции с цифрами ему недоступны.
- У детей с врожденным интеллектуальным пороком плохо развита моторика, поэтому на уроках труда и изобразительной деятельности им сложно выполнять задания учителя. Но это не говорит о том, что таких детей следует избавлять от подобных видов деятельности. Напротив, лепка из пластилина, пошаговое рисование и другие виды творчества способствуют развитию сенсомоторных процессов. В нашей статье вы можете более подробно узнать, как развивать мелкую моторику рук у ребенка.
- Движения с врожденным слабоумием скованы, порой нелепы. Ребенок с особенностями интеллекта почти всегда выглядит неопрятно, он неловок и медлителен. В этом случае хорошо проводить психомоторную гимнастику для малыша.
- На уроках музыки может отлично себя проявить. Дело в том, что при олигофрении характерна способность к имитации, подражанию. Поэтому школьник с особенными потребностями с удовольствием будет подпевать учителю музыки.
Дети с врожденным слабоумием способны к соучастию и сочувствию, умеют дружить, что не всегда можно сказать о детях, чье развитие соответствует медицинским стандартам.