Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей симптомы: Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка :: Polismed.com – Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: симптомы и лечение

Содержание

что это такое у детей, диагноз синдрома дефицита внимания

Особенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей. Признаки расстройства в раннем возрасте, у дошкольников и учащихся начальной школы. Факторы, влияющие на появление диагноза СДВГ.

СДВГ — это расстройство поведенческого развития, которое проявляется в излишней активности, неусидчивости и импульсивности, ежегодно обнаруживается у 3−5% детей. Это одна из самых распространённых причин нарушения поведения и возникновения проблем в учёбе. Синдром дефицита внимания и гиперактивности, причины его появления и методы лечения почти две сотни лет не дают покоя учёным со всего мира.

Общая информация о СДВГ

Неврологическо-поведенческое расстройство впервые стали изучать около 150 лет назад. Не один десяток лет учёные спорят о способах диагностики и терапии этой патологии. Одни считают, что следует проводить лечение медикаментозными препаратами, другие, что лучше использовать меры психологического характера.

Факт наличия расстройства также подлежит сомнению: специалисты не знают наверняка, когда диагноз СДВГ — результат сбоя в мозговой деятельности, а когда — результат ошибок в воспитании и негативного психологического климата в семье.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у мальчиков выявляют в 5 раз чаще, чем у девочек. У представителей мужского пола он проявляется агрессией, непослушанием, а у девочек характеризуется невнимательностью.

Без применения соответствующего лечения основные симптомы проявления патологии во взрослом возрасте могут постепенно отойти на второй план. Некоторые дети адаптируются к обычной жизни. Но чаще всего прогноз неутешителен — заболевание не проходит бесследно, и у людей остаётся постоянная тревожность, пониженная самооценка и раздражительность.

Вместе с тем повышается риск возникновения таких негативных факторов:

  • Алкогольной и наркотической зависимости;
  • Трудностей с усвоением новой информации;
  • Депрессий и панических атак;
  • Шизофрении;
  • Нервных тиков;
  • Частых головных болей;
  • Склонности к антисоциальным действиям.

Лечение дефицита внимания и гиперактивности назначается только после выявления точной причины, которая привела к появлению заболевания. Медикаментозная терапия позволяет принимать детям витамины и успокоительные препараты. Все таблетки, назначаемые по линии неврологии, направлены на стабилизацию работы нервной системы.

Скорректировать поведение ребёнка и обеспечить ему адаптацию в коллективе помогут занятия с профессиональным психологом. Он даст советы, как научиться правильно реагировать в конфликтной ситуации и держать себя в руках, подавить импульсивность и проявить терпение. Родители услышат рекомендации о том, какую линию поведения выбрать по отношению к своему малышу. На своих занятиях психолог использует различные упражнения, которые помогают снять напряжение и наладить двигательную рекреацию (комплекс оздоровительных мероприятий).

мама и ребёнок с синдромом дефицита внимания

Причины возникновения

На сегодняшний день учёным не удалось установить точные причины появления у ребёнка СДВГ. Они сходятся во мнении, что развитию заболевания может способствовать сочетание факторов, которые нарушают нормальное функционирование нервной системы. К ним относятся:

  • Обвитие плода пуповиной в утробе матери, в следствии этого длительное кислородное голодание плода (асфиксия), а также возможное произошедшее кровоизлияние в мозг;
  • Бесконтрольный приём беременной женщиной лекарственных препаратов, курение, употребление алкоголя и наркотиков;
  • Перенесённые во время беременности инфекции, психотравмы;
  • Иммунологическая несовместимость матери и плода;
  • Осложнённые роды, во время которых произошло травмирование позвоночника или головы младенца;
  • Неполноценное питание будущей мамы или употребление пищи, содержащей пестициды и другие неполезные продукты;
  • Плохая экология;
  • Угроза прерывания беременности;
  • Высокая температура новорождённого (около 40 градусов), которая держится длительное время;
  • Приём лекарственных препаратов нейротоксического действия;
  • Перенесённая ребёнком в младенческом возрасте пневмония и тяжёлое заболевание почек;
  • Порок сердца.

В течение нескольких десятилетий преобладало мнение, что основная причина развития синдрома гиперактивности у детей — нарушение семейных отношений и ошибки в воспитании, которые совершили родители. В настоящее время такой подход считают ошибочным. Сложная ситуация в семье, импульсивность взрослых лишь усиливают симптомы, но не могут быть фактором, провоцирующим развитие недуга.

Проявление синдрома нехватки внимания и гиперактивности у ребёнка — это не результат плохого воспитания родителей или вседозволенности, а следствие особой работы мозга. Поэтому неврологи диагностируют это расстройство, как неврологическое заболевание. Многочисленные исследования показали, что причина болезни кроется в ДНК человека и в его основе лежат генетические факторы. Для возникновения недуга необходимо, чтобы сработал не один, а несколько различных генов.

Синдром недостатка внимания и гиперактивности зачастую просто передаётся из поколения в поколение. Ребёнок с вероятностью 50% наследует синдром, если он был диагностирован хотя бы у одного из родителей. Риск возникновения заболевания примерно в 7 раз выше в тех семьях, в которых кто-то страдает от расстройства.

Симптомы СДВГ в раннем возрасте

Ребёнок, у которого диагностировали заболевание, проявляет гиперактивность абсолютно в любых ситуациях. Он неусидчив в своём доме или у незнакомых людей, в детском саду или школе.

Наиболее ярко признаки расстройства проявляют себя в возрасте 5−10 лет, но распознать первые симптомы можно значительно раньше по характерным чертам поведения ещё грудного ребёнка:

  • Повышение мышечного тонуса младенца. Он старается поскорее избавиться от пелёнок и тугой одежды;
  • Новорождённый малыш раньше установленного срока начинает держать голову, а также переворачиваться, ползать, сидеть и ходить;
  • Родителям трудно уложить кроху спать, ребёнок спит урывками и значительно меньше нормы;
  • При переутомлении, как правило, впадает в истерику, вместо того, чтобы заняться спокойным видом деятельности или уснуть самостоятельно;
  • Яркий свет, громкие звуки, резкие движения и смена обстановки вызывают громкий плач;
  • Частая неоднократная рвота фонтаном, не похожая на срыгивание;
  • Чаще всего малыш выбрасывает новые игрушки, не успев их хорошо рассмотреть.

Подобные признаки нарушения поведения нередко указывают на склонность ребёнка к СДВГ, но также могут присутствовать у многих активных детей, не достигших возраста трёх лет.

Следствием синдрома является нарушение функционирования детского организма. У ребёнка возникают проблемы с пищеварением. Вегетативная нервная система активно стимулирует кишечник, результатом чего становится частая диарея. У гиперактивных детей чаще, чем у сверстников, обнаруживают аллергические реакции и высыпания на коже.

Признаки синдрома у дошкольников и школьников

Признаки дефицита внимания у детей дошкольного и школьного возраста определить немного проще, поскольку симптомы имеют более выраженный характер. Родители всё чаще замечают, что поведение их малыша отличается от окружающих сверстников и обнаруживают у детей признаки дефицита внимания и гиперактивности:

  1. Проблемы с концентрацией внимания. Ребёнок занимается интересными для него делами одновременно. Он может начать раскрашивать картинку, а затем бросить занятие, не доведя работы до конца. При чтении текста перескакивает через строчку. Не способен планировать и не отличает главное от второстепенного.
  2. Избегание рутинных дел и занятий. Под любым предлогом старается не выполнять действия, которые не представляют для него интерес на данный момент. Он прячется или убегает, может устроить истерику. Ребёнок проявляет больше внимания, когда в комнате тихо, и в ней не присутствуют другие люди.
  3. Чрезмерная активность. Совершает действия, не имеющие определённой цели, и словно не замечает их. Он может вращать руками и ногами, бегать, прыгать, стучать по предметам, ломать игрушки. Постоянно в движении, не ходит, а бегает.
  4. Очень громко и быстро говорит. Недослушав вопроса, сразу выкрикивает ответ, перебивая собеседника. Его мысли перескакивают с одной на другую, поэтому фразы не окончены и не обдуманы. Такое поведение обижает окружающих и приводит к конфликтам.
  5. Яркое проявление эмоций. У ребёнка очень выразительная мимика. Испытанный им страх, радость или удивление быстро появляются на лице и так же быстро исчезают.
  6. Импульсивность. Ребёнок — заложник своих желаний. Он действует необдуманно по первому побуждению и незамедлительно приступает к исполнению, не думая о последствиях. Для детей с диагнозом СДВГ не существует ограничений. На учебных занятиях школьник совершает резкие действия: вскакивает с места, шумит, выбегает в коридор во время урока, дерётся со сверстниками. Постоянно появляющиеся желания мешают довести задуманное до конца.
  7. Не умеет ждать. Незамедлительно делает то, что ему захотелось. Если не получает желаемого, истерит или сразу начинает заниматься другими делами.
  8. Частая смена настроения. В течение нескольких минут может перейти от плача к смеху. Он вспыльчив и в приступе гнева швыряет предметы, дерётся, портит вещи обидевшего его человека. Не вынашивает плана мести, а приступает к драке сразу.
  9. Отсутствие чувства самосохранения. У детей с синдромом СДВГ высок риск получения различных травм, они совершенно спокойно совершают поступки, которые представляют опасность для их жизни. Гуляют по крышам зданий, выходят на тонкий лёд только потому, что им так захотелось.

Последствия патологии часто проявляются в виде заикания и энуреза. У детей снижается аппетит и наблюдается бессонница, они жалуются на сильные головные боли и быструю утомляемость.

Нервная система таких детей слишком уязвима и не способна осилить тот объем информации, который поступает из внешнего мира. Она словно защищается от большой нагрузки чрезмерной активностью, импульсивностью и невозможностью сконцентрироваться.

Одновременно с основными симптомами, проявляются и другие второстепенные признаки СДВГ у детей:

  1. Возникновение трудностей в обучении при нормальном интеллектуальном развитии. Испытывает проблемы со школьными заданиями, особенно с чтением и письмом, не умеет воспринимать буквы и звуки по отдельности. Не способен понять арифметику.
  2. Нарушение в общении. Такой ребёнок навязчив по отношению к окружающим, им неважно сверстник это или совершенно незнакомый человек. Он слишком эмоционален и агрессивен.
  3. Эмоциональное развитие сильно отстаёт. Ребёнок неуравновешен, не терпит критики, его поведение не соответствует возрасту. Эмоциональное развитие отстаёт примерно на 30%, хотя интеллектуальное соответствует норме. К примеру, поведение 12-летнего ребёнка схоже с поведением 8-летнего.
  4. Низкая самооценка. Постоянные претензии и критика со стороны родителей и взрослых убеждают детей с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, что они плохие и хуже сверстников. Это усугубляет ситуацию и делают их отстранёнными, несчастными. По мнению психологов, такое отношение может привить ненависть к окружающим.
  5. Проблемы с координацией. Это и нарушение равновесия (таким детям сложно кататься на велосипеде или роликовых коньках), они не способны к спортивным играм, не могут нормально завязать шнурки и раскрашивать картинки.

На первый взгляд, симптомы у детей часто напоминают избалованность. При подозрении на СДВГ и появлении первых признаков следует сразу обратиться к неврологу или психиатру, который поставит точный диагноз.

Говорить о гиперактивности можно только тогда, когда у ребёнка обнаружены как минимум 6 ярко выраженных признаков, и они сохраняются в течение полугода и больше. Причём эти признаки должны присутствовать постоянно, а не время от времени и мешать ребёнку нормально развиваться.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей, диагноз СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – ответы на главные вопросы

Проведенное нами исследование показало высокий уровень тревожности у матерей детей с СДВГ (Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Анисимова Т. И., 2017). Тревога носила затяжной характер, при этом более чем в половине случаев тревожные расстройства появились до рождения ребенка с СДВГ. Этот факт и очень высокий уровень личностной тревожности позволили нам думать, что мы имеем дело со свойством личности, а не только с реакцией на поведение ребенка с СДВГ. Хотя, в свою очередь, нарушение социальной адаптации и трудности в обучении, связанные с СДВГ у ребенка, способствуют возникновению вторичной тревожности у матери.

Следует упомянуть, что тревожным матерям свойственны неправильные стили воспитания, такие как гиперопека или чрезмерная критичность. Они также могут способствовать развитию у детей как тревожных расстройств, так и СДВГ. Родители ребенка с СДВГ, сами страдающие этим заболеванием, зачастую отличаются стилем воспитания, характеризующимся несдержанностью и нарушающим взаимодействие с ребенком.

Типы СДВГ

Традиционно выделяют СДВГ с преобладанием невнимательности (СДВГ-Н) и комбинированный тип заболевания. Последний тип является более распространенным. Дети с СДВГ-Н производят впечатление заторможенных, спящих на ходу. Они медленнее своих сверстников воспринимают информацию, хуже запоминают. Такие дети производят впечатление сонливых, робких, застенчивых, апатичных.

Результаты наших исследований позволили выделить две функциональные формы СДВГ: простую и осложненную. Простая форма характеризовалась «титульными» симптомами: невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Осложненная форма характеризовалась тем, что к вышеупомянутым симптомам присоединялись вторичные симптомы: тики, головные боли, заикание, фобические расстройства.

Лечение синдрома дефицита внимания

В США и странах Европы наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства (незарегистрированные в РФ). Эффект психостимулирующих средств основан на увеличении содержания дофамина и норадреналина. Несмотря на большое количество исследований, посвященных использованию психостимуляторов при лечении СДВГ, данный вопрос по-прежнему сопровождается дискуссиями о вероятности возникновения побочных эффектов.

В России для лечения СДВГ традиционно применяли ноотропные средства. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. При наличии сопутствующих СДВГ тревожных расстройств, тиков возможно использование транквилизаторов.

Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Ведущим звеном в психокоррекции детей с СДВГ является изменение поведения взрослых — родителей и учителей: замена неадаптивных подходов к своим детям на адаптивные, тренинг родительской компетентности.

Для изменения (модификации) поведения детей используются методы поведенческой психотерапии, основанные на оперантном подходе (оперантном обусловливании). Главный принцип такой терапии — вознаграждение (материальное подкрепление) ребенка за требуемое поведение и наказание за неправильное. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения, то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника».

Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве «пряника» могут выступить походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги. Безусловный фактор улучшения — создание позитивной модели отношения к ребенку. Другой крайностью по отношению к таким детям является вседозволенность, поэтому родители должны объяснять ребенку правила поведения.

Нами была разработана методика лечения детей с СДВГ с помощью транскраниальной микрополяризации — лечебного применения постоянного (гальванического) электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сам метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП) был разработан в НИИ экспериментальной медицины в Ленинграде в 70–80-е годы XX века.

Механизмом ТКМП является направленная активация неспецифических активирующих систем головного мозга и интенсификация процессов морфофункционального развития незрелых элементов коры вследствие нормализации нейродинамики, то есть уменьшение функциональной незрелости головного мозга. В настоящее время ТКМП широко применяется в детском возрасте для лечения задержек психического развития, аутистических расстройств, исправления речевых нарушений. Такое лечение позволяет при практическом отсутствии нежелательных побочных эффектов направленно изменять функциональное состояние головного мозга.

СДВГ у взрослых

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) во взрослом возрасте рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы у детей, то есть у взрослых людей впервые не появляется. Данное расстройство встречается у 2–6% взрослых в популяции.

симптомы и признаки – у новорожденных грудничков, в 2, 3, 4, 5, 7 и 8 лет

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.
Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

Симптомы и признаки гиперактивности у ребенка

Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Симптомы и лечение дефицита внимания

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — это состояние нервного развития, которое встречается у детей и взрослых. Оно развивается, когда мозг и центральная нервная система страдают нарушениями, связанными с ростом и развитием. Взрослый или ребенок с СДВГ демонстрируют различные проявления трех видов поведения: невнимательность, импульсивность и гиперактивность. В чем именно заключаются симптомы синдрома дефицита внимания, как проявляется гиперактивность, поддается ли коррекции, и какими способами лечится заболевание, пойдет речь далее.

Что вызывает СДВГ

Непонятно, что именно вызывает синдром дефицита внимания и геперактивность, хотя есть факторы, которые увеличивают шансы на его развитие. Исследования показывают генетическую связь. Но конкретный ген СДВГ ученые не определили.

У человека с диагнозом дефицит внимания часто бывает хотя бы один близкий родственник с этим заболеванием. Факторы окружающей среды также играют весомую роль в возникновении и развитии дефицита внимания. К ним относятся:

· воздействие пестицидов и свинца;

· черепно-мозговая травма;

· преждевременные роды или низкий вес при рождении.

СДВГ: что это такое у детей и взрослых

Почему пациенты с синдромом не могут долго концентрироваться и своевременно выполнять задания? Мозг — это огромная электрическая система, содержащая несколько постоянно общающихся друг с другом подсистем. Мозг общается сообщениями через нейроны. Но в конце каждого нейрона есть разрыв, называемый синапсом. Сообщение должно прыгать между пробелами, и делает это с помощью химического вещества, называемого нейротрансмиттером, который вырабатывается организмом.

Люди с гиперактивностью не высвобождают достаточное количество этих основных химических веществ или делают это слишком быстро, еще до того, как установлено правильное соединение. Сообщения пытаются получить то, что им нужно, чтобы действовать. Медикаменты, в том числе стимуляторы и нестимуляторы, помогают восполнить этот дефицит, вызывая выброс определенных химических веществ. Они помогают нейронам связываться друг с другом, а мозгу правильно работать.

Когда диагностируется синдром дефицита внимание и гиперактивность

Заболевание не редко диагностируется еще в детстве и продолжается в подростковом и зрелом возрасте. Уровень нарушения варьируется от человека к человеку и от одной ситуации к другой. Симптомы уменьшаются или нарастают со временем.

Согласно Национальному статистическому отчету по здравоохранению за 2015 год, опубликованному Министерством здравоохранения и социального обеспечения США, родители сообщили, что в общей сложности 6,4 миллиона детей школьного возраста в возрасте от 4 до 17 лет когда-либо имели этот диагноз. Значит 11 процентов детей, или примерно один из 10 детей проявляют синдром.

Проявление у детей

Количество мальчиков с СДВГ в три раза больше, чем девочек. По данным Национального института психического здоровья, средний возраст для постановки диагноза, когда родители сообщили о ребенке с умеренными симптомами дефицита внимания и геперактивности, составлял 7 лет. В тех случаях, когда родители сообщали, что у их ребенка были более серьезные симптомы, возраст для постановки диагноза составлял 5. Легкие симптомы проявляются чаще в возрасте 8 лет.

Проявления у взрослых

По общим оценкам, 4 процента взрослого населения, или 8 миллионов человек страдают от СДВГ. Если сравнить это с количеством детей и подростков, то общее число взрослых, сообщивших о синдроме, уменьшается более чем наполовину. Это связано с тем фактом, что в принципе количество обследованных взрослых меньшее, чем детей.

Симптомы уменьшаются в зрелом возрасте из-за созревания мозга. Взрослые с синдромом могут также оказаться на рабочих местах, где их конкретные проблемы не влияют на общую производительность или компенсировать особенности своего поведении за счет близких людей.

Симптомы и проявления СДВГ

Ребенок или взрослый с дефицитом внимания проявляют три типа поведения:

  1. Невнимательность. Она перерастает в рассеянность, плохую память, низкую способность к концентрации внимания.
  2. Импульсивность. Она проявляется во вспышках эмоций, которые сложно контролировать самостоятельно.
  3. Гиперактивность. Постоянное желание что-то делать и быстро переключаться с одного занятия на другое, не доводя их до логического завершения.

Любой ребенок или взрослый без СДВГ, будут демонстрировать одно или несколько из этих проявлений в любой момент времени. Большинство людей с синдромом испытывают комбинацию симптомов от каждого из подтипов.

Когда признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности наблюдаются в течение не менее 6 месяцев и проявляются в более чем одном окружении, например, дома, в классе или на работе, причиной выступает гиперактивность.

Постановка диагноза

Диагноз у ребенка в возрасте 16 лет и младше следует рассматривать, когда у него имеется шесть или более симптомов невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые характеризуются как неподходящие для их уровня развития. Примеры этих симптомов приведены ниже.

С 17 лет и старше врач ищет 5 и более симптомов невнимательности, импульсивности и гиперактивности, которые не подходят для его уровня развития.

Как проявляется невнимательность

Симптомы невнимательности:

· Трудности с фокусировкой на заданиях, включая домашнюю работу или соблюдение сроков выполнения работ.

· Изо всех сил пытается выполнить поставленную задачу, но не может быть организованным и не укладывается в сроки.

· Легко отвлекается и переключается на другое дело.

· Часто не отвечает, когда с ним разговаривают.

· Испытывает трудности с отслеживанием важных предметов, таких как клавиши на клавиатуре или телефоне, домашнее задание.

Как проявляется гиперактивность

Симптомы импульсивности и гиперактивности:

· Не пытается все тщательно обдумать, прежде чем приступить к выполнению.

· Не учитывает возможные последствия, прежде чем действовать или выражать свои чувства.

· Чрезмерно активное или разрушительное поведение.

· Много разговоров, которые слушателю кажутся не связанными по смыслу.

· Трудно дождаться своей очереди.

· Не в состоянии спокойно усидеть на месте: постоянно что-то делает, ерзает руками и ногами.

Характерные группы признаков

Еще один способ, которым врач оценивает и классифицирует симптомы, — группировать их по категориям. Исследования выявили, как симптомы нарушения когнитивной функции, вызванного СДВГ, проявляются в шести группах. К ним относятся:

· Активация;

· Сосредоточенность;

· Усилие;

· Эмоции;

· Память;

· Действие.

Например, инициация и организация задач, подпадающие под «активацию», а трудности с выполнением задач или поддержание усилий подпадают под «усилие». Недостаточное усилие регулирует эмоциональное возбуждение — человек с СДВГ не может успокоить свои мысли, чтобы заснуть, когда это нужно.

СДВГ и эмоции

В литературе по дефициту внимания реже описывается «кластер эмоций». Они часто сообщают о трудностях в управлении эмоциями, включая гнев, беспокойство и разочарование. Это создает дополнительные проблемы для человека с синдромом.

В настоящее время «Диагностическое и статистическое руководство (DSM-IV) по психическим расстройствам» — руководство, используемое специалистами в области психического здоровья для оценки и диагностики СДВГ, — не содержит вспомогательной информации о связи между синдромом и регулированием эмоций.

Важно подчеркнуть, что в то время как человек с дефицитом внимания борется с различными симптомами, которые подпадают под невнимательность, импульсивность и гиперактивность, почти в каждом случае найдутся области, где он способен сосредоточиться. Это называется — гиперфокус. Он проявляется в областях, которыми особенно интересуется человек, таких как видеоигры, игра на музыкальном инструменте или чтение, когда сюжет увлекает его.

Диагностика СДВГ у детей и взрослых

Методом для оценки ребенка или взрослого на дефицит внимания и геперактивность является стандартная оценка, предназначенная для выявления поведенческих моделей и признаков, связанных с гиперактивностью и недостаточным вниманием.

Если ребенку от 4 до 18 лет, и есть подозрение, что он имеет синдром, Американская академия педиатрии рекомендует врачу провести первоначальную оценку поведенческого скрининга. Во время консультации доктор встречается с ребенком и задает ему и родителям ряд вопросов. Это помогает определить, проявляются ли у ребенка стойкие признаки невнимательности, импульсивности и гиперактивности и встречаются ли они в более чем одной ситуации, например, дома и в школе.

Если педиатр подозревает СДВГ, он рекомендует провести обследование узким специалистом, неврологом или психологом, который применит нейропсихологическое тестирование. Этот тип диагностики проходит углубленнее, чем стандартный скрининг. Тестирование включает проверку на слуховую и визуальную обработку и сенсорное развитие.

Выявив способствующие факторы, врач рекомендует подход к лечению, устраняющий основную причину СДВГ.

Если доктору сложно поставить диагноз, он назначает неврологическую визуализацию. Сканирование SPECT (однофотонная эмиссионная компьютерная томография) измеряет кровоток в мозге. Радиоактивный краситель вводится в руку, и делается серия снимков головы. Они преобразуются в трехмерные изображения и просматриваются, чтобы увидеть, где мозг выглядит более и менее активным.

Дети с диагнозом в возрасте до 6 лет имели гораздо больше шансов на неврологическую визуализацию, чем дети в возрасте от 6 лет и старше (41,8% против 25%).

Взрослые сначала проходят скрининг по шкале самоотчетов для взрослых.

Один этот тест не может диагностировать синдром. Серия вопросов предназначена для определения того, следует ли рассматривать обследование у невролога или психолога.

Методы лечения

Это состояние лечат у детей и взрослых с помощью лекарств и терапии. Национальный институт психического здоровья утверждает, что для достижения наилучшего результата следует использовать комбинацию медикаментозного лечения и поведенческой терапии.

Какие виды лекарств применяются для лечения СДВГ

Для лечения разрешены два типа препаратов: стимуляторы и нестимуляторы.

1. Стимуляторы. Стимулирующие препараты чаще всего использую тдля лечения СДВГ. Стимуляторы работают за счет увеличения химических веществ в мозге, в том числе дофамина, которые имеют решающее значение для передачи сообщений между нейронами мозга. У детей от 70 до 80 процентов показывают улучшение симптомов в течение одного — двух часов после приема лекарства. У взрослых 70 процентов сообщают о заметном улучшении от стимуляторов в течение нескольких часов.

Два общих стимулятора, также известные как стимуляторы центральной нервной системы, которые широко используются для лечения, это метилфенидат (Concerta, Aptensio XR) и декстроамфетамин (Adderall).

2. Non-стимуляторы. В тех случаях, когда стимулирующий препарат плохо переносится, есть атомоэксетин (Straterra), не стимулирующий. Он помогает увеличить химическое вещество мозга, называемое норадреналин. Этот препарат улучшает фокус, одновременно уменьшая импульсивность и гиперактивность. Клонидин (Kapvay) и Гуанфацин (Intuniv) также не являются стимуляторами и работают немного по-другому для достижения аналогичных эффектов.

Терапия

Когнитивно-поведенческая терапия и психокоррекция рекомендуются для людей с СДВГ. Это учит лучше управлять эмоциями и общим поведением. Терапия сосредоточена на стратегиях, помогающих саморегуляции и самоконтролю. Эти навыки помогут ребенку или взрослому с синдромом, когда он столкнется с повседневными проблемами дома, в классе, на работе и в социальных ситуациях. Группы социальных навыков полезны для детей и подростков с гиперактивностью, которые испытывают трудности с социальными взаимодействиями из-за импульсивности. Терапия проводится один раз в неделю по 45 минут.

Альтернативные методы лечения

Терапевт может рекомендовать альтернативные методы лечения и изменения в рационе, которые полезны для лечения симптомов. Они включают:

· Упражнения для медитации и осознанности, направленные на устранение тревоги.

· Работа с психологом, чтобы изучить организационные методы и другие повседневные навыки преодоления трудностей.

· Техника эмоциональной свободы. Она известна как постукивание и включает в себя использование пальцев, чтобы постучать по серии меридианов на теле, которые активируют эмоциональное освобождение.

· Тренировка нейробиоуправления (или биообратная связь ЭЭГ) используется для получения волновых паттернов мозга, связанных с концентрацией.

· Изменения в питании, направленные на употребление в пищу продуктов, для улучшения работы мозга. Например, ограничение употребления белой муки, белого сахара, обработанных пищевых продуктов и включение большего количества фруктов и овощей, а также продуктов, богатых омега-3 жирными кислотами, таких как грецкие орехи и лосось.

Психические заболевания, связанные с СДВГ

Существует несколько состояний, связанных с дефицитом внимания:

  1. Тревожные расстройства личности.
  2. Неспособность к обучению.
  3. Оппозиционно-вызывающее расстройство.
  4. Наркомания.
  5. Биполярное расстройство.
  6. Депрессия.
  7. Социальная тревога (социофобия).

Важно, чтобы диагностика СДВГ включала в себя первоначальную оценку этих связанных состояний, а также постоянный контроль, если ставится диагноз СДВГ.

Подробнее о видах и характерных симптомах расстройств личности читайте здесь.

Если одно из этих связанных состояний диагностировано, врач рекомендует лечение, включающее медикаменты и разговорную терапию.

Рекомендации

Ребенок или взрослый с диагнозом сталкиваются с ежедневными проблемами, которые влияют практически на все сферы его жизни. Но упорство в поиске правильных лекарств и дозировки, время для терапии, которая сосредоточена на эффективных методах поведенческого преодоления, станет ключом к успешному лечению этого состояния.

comments powered by HyperComments

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – одно из наиболее часто встречающихся психических неврологическо-поведенческих отклонений у детей. Огромное количество специалистов (в частности психологи и неврологи) относят его к категории устойчивых и неизлечимых, однако есть и те, кто считает, что это убеждение миф. Не являясь профессионалами в области психотерапии и неврологии, мы не будем принимать ни одну из этих точек зрения, но представим в статье наиболее полную информацию о данной патологии.

Ниже мы более подробно расскажем о том, что такое СДВГ, каковы его причины и симптомы и как он диагностируется. Также мы предложим вашему вниманию некоторые правила лечения СДВГ (способы борьбы и способы получить от этого пользу) и советы на тему профилактики этого отклонения, которые можно использовать родителям, выявившим у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Самое главное об СДВГ

По статистике, синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается где-то в 5% случаев, что является наиболее распространенным психическим отклонением у детей. Также известно, что на одну девочку с этим недугом приходится три мальчика.

Дети, страдающие представленным заболеванием, неизбежно сталкиваются с различными проблемами не только в детских садах и школах, но и дома, ведь они испытывают серьезные сложности с концентрацией на каких-либо процессах или объектах и контролем своих собственных побуждений. А из-за нестабильного эмоционального фона появляется непонимание и даже осуждение со стороны окружающих людей, что во многих случаях становится причиной сниженной самооценки, негативного мышления, озлобленности и других деструктивных последствий.

Кроме того, дети с СДВГ чаще остальных получают травмы бытового характера. Но более страшно то, что уже в раннем возрасте они могут начать курить, употреблять спиртное, наркотические и психотропные препараты. Другими же сопровождающими СДВГ патологиями нередко становятся депрессии, асоциальное или маниакальное поведение, заикание, нервные тики и биполярные расстройства, проявляющиеся в разрушительном симбиозе депрессивного и маниакального состояний.

Именно поэтому очень важно знать причины, симптомы, методы профилактики, способы борьбы и способы получить от этого пользу, а также сопутствующие методы развития мышления, в том числе и онлайн-игры.

Основные причины СДВГ

С определением достоверных причин синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей есть некоторые проблемы, т.к. даже сегодня они не установлены окончательно. Однако психологи и неврологи относят к возможным факторам развития болезни следующие:

  • Особенности нервной системы. Имеются в виду индивидуальные особенности развития человека, проявляющиеся в дефиците внимания и повышенной активности.
  • Генетическая предрасположенность, когда причины к появлению заболевания находятся в генах. Риск появления СДВГ возрастает, если схожие психические отклонения имеются у кого-то из ближайших родственников человека.
  • Образ жизни будущей матери. Если беременная женщина курит, пьет спиртное и/или употребляет наркотики, развитие у ребенка СДВГ может стать результатом этого.
  • Особенности родов. К этому фактору относятся преждевременные роды и сложное протекание беременности.
  • Неблагоприятные экологические условия. Сюда относят загрязненный воздух, воду, включающую в себя соединения свинца, а также воздействие токсичных и ядовитых веществ, имеющихся в окружающей среде.

Исходя из этого, одним из самых эффективных способов профилактики СДВГ можно назвать ведение здорового образа жизни. Но вопроса лечения и профилактики мы еще коснемся, а пока поговорим о симптомах синдрома у детей.

Симптомы и диагностика СДВГ

Сначала важно отметить, что диагностика столь злостного психического недуга возможна только в тех ситуациях, когда в полной мере проявляются его симптомы. Проводится она не посредством специальных методов или использования каких-то аппаратов, а при помощи обычного наблюдения, получения данных о членах семьи (чтобы установить предрасположенность) и сборе информации от людей, окружающих ребенка, например, родственников, родителей, преподавателей, друзей и т.д. Помимо этого, для окончательного анализа психического состояния требуется и прохождение общего медицинского осмотра.

Что же касается симптомов, то мы берем за основу информацию Американской Ассоциации Психиатров. Ее специалисты выделяют следующие признаки СДВГ у детей:

  • Рассеянность. Выражается в том, что ребенок постоянно теряет свои вещи, к примеру, одежду, школьные принадлежности, игрушки; а также в том, что он не может в спокойном состоянии самостоятельно выполнять определенные действия: писать, рисовать, читать, играть и т.д.
  • Забывчивость. Выражается в том, что ребенок все время забывает просьбы родителей, учителей, друзей; не помнит о своих обещаниях, зачастую, не закончив, бросает выполнение уроков, домашних дел или выполнение инструкций.
  • Невнимательность. Выражается в том, что ребенок делает множество ошибок при выполнении любых действий, причиной чему является неспособность к концентрации на одних и тех же процессах.
  • Рассредоточенность. Выражается в том, что ребенок отвлекается от того, чем занят, не выражает желания (и даже сопротивляется) к участию в работе, требующей применение ума, т.к. осознает то, что у него ничего не получится. Здесь же можно отметить неспособность к продолжительному сосредоточению на играх, уроках, учебе и выполнении других заданий.
  • Гиперактивность. Выражается в том, что ребенок очень много говорит, беспокойно и хаотично двигает ногами и руками, стопами и кистями, не может спокойно усидеть на одном месте, постоянно ерзает, часто встает, когда нужно сидеть, выполняет чрезмерное количество бесцельных движений, в том числе и в ситуациях, когда вести себя так нельзя. Говоря о гиперактивности, не будет лишним отметить, что у детей с СДВГ двигательная активность может продолжаться даже когда они спят, причем спят такие дети чаще всего в позе эмбриона. Если же беседовать с ребенком с СДВГ и, например, задавать ему вопросы, отвечать на них он начинает, еще не дослушав до конца. А еще судить о гиперактивности можно по тому, что дети всегда вмешиваются в некасающиеся их беседы, влезают в чужие занятия и игры.

Однако не нужно бить тревогу, если вы вдруг заметили за своим чадом нечто из вышеназванного. Дело в том, что говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности можно тогда, когда в поведении проявляются шесть или больше симптомов. К тому же происходить это должно систематически на протяжении полугода в школе или детском саду, дома, во взаимодействии с окружающими людьми. Важен и тот факт, что поставить соответствующий диагноз могут только психологи, неврологи и некоторые другие специалисты, разбирающиеся в особенностях развития детей. И только после того как диагноз определен, можно приступать к лечению.

Лечение СДВГ

Как мы уже упоминали, большинство специалистов считают, что синдром дефицита внимания является заболеванием неизлечимым. Невзирая на это, есть и те, кто уверен, что это миф, и предлагают для лечения СДВГ определенные меры.

Лечение СДВГ предполагает применение кратковременной и долговременной лекарственной терапии и коррекцию поведения при помощи психотерапии. Основными лекарствами в этом случае служат психостимуляторы наподобие Декстроамфетамина-амфетамина, Лиздексамфетамина и Метилфенидата, воздействующих на нейромедиаторы с целью нормализации внимания и снижения гиперактивности. Нередко используются и антидепрессанты, но их действие происходит гораздо медленнее. Помните о том, что назначать препараты и подбирать дозировку может только врач.

Помимо традиционной медицины для лечения СДВГ могут применяться и альтернативные методы, хотя в большей степени они относятся ко взрослым людям. Среди таковых выделяют медитативные практики, йогу, цигун, особые диеты, где в пищу принимаются продукты без сахара, аллергенов, искусственных красителей, консервантов и кофеина. Но не следует забывать и о том, что помимо физического лечения, для профилактики и облегчения СДВГ нужно заниматься и интеллектуальным. Можно, например, проходить специализированные курсы по развитию мышления, играть в особые онлайн-игры (отличную подборку таких вы можете найти здесь). И если подходить к вопросу лечения и профилактики СДВГ комплексно, можно добиться пусть и не полного избавления от этого заболевания, но все же сделать так, чтобы ребенок просто перерос его, возымев возможность войти во взрослую жизнь подготовленным человеком.

Теперь же мы хотим дать несколько советов родителям, выявившим у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Советы родителям детей с СДВГ

Детей с СДВГ специально учат преодолевать симптомы этого заболевания. Но способы борьбы и способы получить от этого пользу могут быть эффективны только тогда, когда лечение (прием медикаментов, психотерапия и другие методы) сопровождается непосредственным участием в нем родителей. Что же можно делать дома, чтобы облегчить недуг своего ребенка? Вот несколько эффективных рекомендаций:

  • Проявляйте чувства и давайте своему чаду понять, что цените и любите его. Уделяйте ему больше времени, причем без участия посторонних, целуйте, обнимайте и всячески показывайте, что принимаете его таким.
  • Повышайте самооценку ребенка, для чего отлично подходят занятия спортом. Например, приобщите его к единоборствам и активным тренировкам. Даже если заметных достижений достигнуто не будет, спорт в любом случае развивает силу воли, дисциплину, желание работать над собой, а также приучает к распорядку.
  • Верно ставьте задачи. Когда поручаете что-то своему ребенку, старайтесь выражаться просто. Ваши слова, фразы и формулировки должны соответствовать его возрасту, ясно восприниматься и пониматься ребенком. А большие задачи рекомендуется делить на несколько более мелких этапов.
  • Не забывайте об отдыхе. Вы должны обеспечивать свое дитя условиями для отдыха. Не утомляйте его, не допускайте повышенной усталости, не перегружайте заданиями и работой. Делайте перерывы, устраивайте сон-час, позволяйте заниматься любимыми делами.
  • Соблюдайте режим. Выстраивайте распорядок дня и график на каждый день, чтобы привить ребенку дисциплинированность. Но делайте это непринужденного и мягко. Детей с СДВГ воспитывать намного легче, когда родитель пресекает нежелательное поведение и поощряет желательное.
  • Приобщайте учителей. Это значит, что вам просто необходимо рассказать об особенностях своего чада учителям и педагогам, с которыми он взаимодействует, чтобы обеспечить себе поддержку с их стороны. Можно поговорить о возможности изменений в системе оценок, разработать индивидуальный план занятий или даже перевести ребенка в частную школу, где к нему будет применен особый подход.
  • Сохраняйте уверенность и будьте терпеливы. Примите тот факт, что в одночасье разобраться с трудностями не получится. А потому старайтесь сохранять спокойствие и равновесие. Это позволит вам обойти стороной ошибки и избежать переутомления в воспитании любимого ребенка. К тому же дети склонны копировать поведение авторитетных для них взрослых, а значит, вы всегда должны служить хорошим примером для подражания.
  • Развивайте мышление. Уделяйте особе внимание интеллектуальному развитию своего ребенка. Для этого подходит чтение книг, решение логических задач, просмотр познавательных телепередач и документальных фильмов, всевозможные игры (включая и онлайн) и курсы по развитию мышления.

И еще раз напомним о том, что определять синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей ни в коем случае не нужно самостоятельно. Если вы регулярно замечаете какие-то отклонения, не делайте поспешных выводов, а обратитесь за консультацией к профессионалам. Вероятнее всего, в необычном поведении просто проявляются особенности развития вашего любимого сынишки или дочери.

В заключение же, с учетом того, что в статье нами были рассмотрены особенности СДВГ у детей, стоит сказать пару слов об этом заболевании и у взрослых.

СДВГ у взрослых

Множество взрослых, у которых в детстве не выявили СДВГ, не понимают, что именно данный недуг является причиной большинства их трудностей в жизни, проблем со вниманием и усвоением нового материала, сложностей во взаимоотношениях с окружающими людьми. Поэтому людям, которым это знакомо, рекомендуется заниматься изучением СДВГ самостоятельно и обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, ведь именно соответствующие обследования могут дать ответы на многие вопросы.

А если говорить о распространенности синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, то она зависит от имеющихся у них сопутствующих проблем психологического характера. Например, исследования, проведенные в Мексике в 2007 г., показали наличие этой болезни у 5,37% из 149 человек, не наблюдающихся у психиатров, и у 16,8% из 161 человека, которые наблюдались у психиатров. Любопытно и то, что в категории психиатрических пациентов разница в наличии СДВГ была «перевернута» в соотношении с общей категорией и категорией детей (вспомните начало статьи): синдром наблюдался у 21,6% женщин и лишь у 8,5% мужчин.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — симптомы, лечение, профилактика, причины, первые признаки

Общие сведения

Чаще всего этот синдром наблюдается у детей или подростков. Примерно 3-5% детей школьного возраста страдают от синдрома дефицита внимания. Основные признаки синдрома дефицита внимания: рассеянность (неспособность сконцентрироваться), импульсивность (нарушение способности контролировать первое желание что-либо сделать), гиперактивность (повышенная активность и беспокойное состояние).

Новости по теме

Симптомы

Ослабление внимания — ребенок постоянно отвлекается на посторонние звуки и предметы. Не обращает внимания на детали или забывает их, делает ошибки на невнимательность. Редко точно и полностью выполняет все данные инструкции и указания. Теряет и забывает игрушки, карандаши, книжки.

Гиперактивность — ребенок ни минуты не сидит спокойно, вертится, ерзает, болтает ногами и т.д. Ребенок бегает или встает со своего места в тех ситуациях, когда ему нужно сидеть спокойно. Отвечает на вопросы, не успев дослушать до конца. Не может спокойно ждать чего-то, например, в очереди.

Что можете сделать вы

Необходимо, чтобы поведение ребенка оценил профессиональный педагог или психолог. Он должен проанализировать физическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие вашего ребенка. В идеальном случае он должен оценить обычное поведение ребенка и дома и в школе.

Удостоверьтесь, что школьная нагрузка подходит вашему ребенку и его способностям. Если класс опережает ребенка или, напротив, отстает от его уровня развития, это часто приводит к разочарованиям, невнимательности, рассеянности и скуке. Организуйте жизнь ребенка так, чтобы он мог выплескивать свою энергию.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания может быть очень нелегко, однако при правильном подходе состояние ребенка можно полностью скорректировать. Старайтесь не злиться на ребенка, не кричать и не быть к нему слишком строгим. Дайте ему понять, что, несмотря на то, что вы недовольны его поведением, вы его очень любите. Разделите ваши тревоги с детским врачом и с учителем. Врач может выписать ребенку лекарства.

Что может сделать врач

Врач может оценить состояние ребенка, провести поведенческую и когнитивную терапию, назначить лекарственные препараты, провести консультации с родителями и беседы с ребенком. В России применение ряда препаратов, широко и успешно используемых при СДВГ за рубежом, запрещено законодательно.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Гиперактивность — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2019; проверки требуют 2 правки.

Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, поскольку является неадекватной и непродуктивной[1]. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы. Данное состояние проявляется главным образом в неуместной двигательной активности: у детей в виде бега взад-вперёд, суетливости, а также болтливости, у взрослых — в виде двигательного беспокойства, неусидчивости, истощения терпения окружающих своей неугомонной деятельностью[2]:61.

Гиперактивность у детей[править | править код]

Гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах: при гиперактивном расстройстве, сочетающимся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (код МКБ-10: F84.484.4), гиперкинетических расстройствах (англ.)русск.: нарушениях активности и внимания (в данный диагноз входит синдром дефицита внимания и гиперактивности, аббр. СДВГ; код МКБ-10: F90.090.0), гиперкинетическом расстройстве поведения (код МКБ-10: F90.190.1), и других гиперкинетических расстройствах (код МКБ-10: F90.890.8).

Статистически гиперактивность (в рамках СДВГ) в 3 раза чаще встречается у мальчиков[3].

Гиперактивность часто встречается в рамках СДВГ. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 4 лет[3]. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности[3].

Основные признаки гиперактивности у детей:

  1. Общая чрезмерная высокая активность в контексте ожидаемого в данной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития[4].
  2. Чрезмерная нетерпеливость, особенно в таких ситуациях, что требуют относительного спокойствия[4].
  3. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок постоянно крутится, вертится.
  4. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте[5].
  5. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает и прыгает вокруг[4], карабкается, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо[5].
  6. Постоянные вскакивания с места, когда полагается сидеть, а также ёрзания и извивания[4].
  7. Шумность в играх и неспособность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге[5].
  8. Излишняя двигательная активность: ребёнок часто находится в постоянном движении[5].
  9. Часто проявляется чрезмерная шумливость и болтливость[4]. Во время сна сбивает простыню и сбрасывает на пол одеяло.

Гиперактивность у взрослых[править | править код]

Гиперактивность при СДВГ в подростковом возрасте обычно ограничивается двигательным беспокойством, нетерпеливостью, внутренним ощущением повышенной возбудимости, а характерные для детского возраста бег и лазанье чаще отсутствуют[2]:62. Во взрослом возрасте, при СДВГ гиперактивность может уменьшаться, но остаются характерные проблемы с вниманием и импульсивностью[2]:62.

Гиперактивность может проявляться у больных биполярным аффективным расстройством и шизоаффективным расстройством в маниакальной фазе в виде сверхактивности[1][2]:129, у некоторых больных деменцией («старческим слабоумием») в виде беспорядочной суетливости[1], вре́менная гиперактивность — при острой интоксикации психостимуляторами (например, кокаином, метамфетамином)[2]:568.

  1. 1 2 3 Жмуров В. А. Гиперактивность // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
  2. 1 2 3 4 5 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: «American Psychiatric Publishing», 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
  3. 1 2 3 Шабалов Н. П. F90. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Справочник педиатра. — 3 изд. — Питер, 2013. — С. 357. — 736 с. — ISBN 978-5-496-00717-7.
  4. 1 2 3 4 5 Всемирная организация здравоохранения. F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 330—333. — ISBN 5-86727-005-8.
  5. 1 2 3 4 Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 420. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *