Задержка психического развития Википедия
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.
Само понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической и медицинской литературе до 90-х годов XX века, к концу этого периода оказалось устаревшим. В 1997 году оно окончательно было выведено из употребления в качестве медицинского (психиатрического) диагноза приказом Министерства здравоохранения № 170[1], которым на всей территории Российской Федерации вводилась в действие Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). В МКБ-10 на смену категории «ЗПР» пришли более обоснованные с научно-медицинской точки зрения и ориентированные на доказательную психиатрическую практику категории, относящиеся к «расстройствам психологического (психического) развития» (МКБ-10: F80—F89; англ.: «disorders of psychological development») и, в меньшей степени, к «эмоциональным расстройствам и расстройствам поведения, начинающимся обычно в детском и подростковом возрасте» (МКБ-10: F90—F98; англ.: «behavioural and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence»). С этого времени формулировка «задержка психического развития» не может использоваться в качестве медицинского диагноза и формально не может противопоставляться психическим расстройствам, включая умственную отсталость, гиперкинетические расстройства, расстройства психологического развития и др.
С утратой значимости в качестве медицинского диагноза понятие ЗПР продолжает использоваться в русскоязычной (преимущественно российской) психолого-педагогической литературе для обозначения темповых характеристик развития без учёта их этиологии, патогенеза и прогноза эффективности лечения. В 2015 году в группу документов Специальных основных общеобразовательных программ начального общего образования ФГОС включена Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Эта программа начала реализовываться с 1 сентября 2016 года в школах Российской Федерации в рамках инклюзивного образования.
Причины возникновения[ | ]
Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.
- Синдром психического
ЗПР Википедия
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.
Само понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической и медицинской литературе до 90-х годов XX века, к концу этого периода оказалось устаревшим. В 1997 году оно окончательно было выведено из употребления в качестве медицинского (психиатрического) диагноза приказом Министерства здравоохранения № 170[1], которым на всей территории Российской Федерации вводилась в действие Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). В МКБ-10 на смену категории «ЗПР» пришли более обоснованные с научно-медицинской точки зрения и ориентированные на доказательную психиатрическую практику категории, относящиеся к «расстройствам психологического (психического) развития» (МКБ-10: F80—F89; англ.: «disorders of psychological development») и, в меньшей степени, к «эмоциональным расстройствам и расстройствам поведения, начинающимся обычно в детском и подростковом возрасте» (МКБ-10: F90—F98; англ.: «behavioural and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence»). С этого времени формулировка «задержка психического развития» не может использоваться в качестве медицинского диагноза и формально не может противопоставляться психическим расстройствам, включая умственную отсталость, гиперкинетические расстройства, расстройства психологического развития и др.
С утратой значимости в качестве медицинского диагноза понятие ЗПР продолжает использоваться в русскоязычной (преимущественно российской) психолого-педагогической литературе для обозначения темповых характеристик развития без учёта их этиологии, патогенеза и прогноза эффективности лечения. В 2015 году в группу документов Специальных основных общеобразовательных программ начального общего образования ФГОС включена Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Эта программа начала реализовываться с 1 сентября 2016 года в школах Российской Федерации в рамках инклюзивного образования.
Причины возникновения[ | ]
Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.
- Синдром психического
Зпр Википедия
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.
Само понятие «задержка психического развития», широко использовавшееся в советской психолого-педагогической и медицинской литературе до 90-х годов XX века, к концу этого периода оказалось устаревшим. В 1997 году оно окончательно было выведено из употребления в качестве медицинского (психиатрического) диагноза приказом Министерства здравоохранения № 170[1], которым на всей территории Российской Федерации вводилась в действие Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). В МКБ-10 на смену категории «ЗПР» пришли более обоснованные с научно-медицинской точки зрения и ориентированные на доказательную психиатрическую практику категории, относящиеся к «расстройствам психологического (психического) развития» (МКБ-10: F80—F89; англ.: «disorders of psychological development») и, в меньшей степени, к «эмоциональным расстройствам и расстройствам поведения, начинающимся обычно в детском и подростковом возрасте» (МКБ-10: F90—F98; англ.: «behavioural and emotional disorders with onset usually occurring in childhood and adolescence»). С этого времени формулировка «задержка психического развития» не может использоваться в качестве медицинского диагноза и формально не может противопоставляться психическим расстройствам, включая умственную отсталость, гиперкинетические расстройства, расстройства психологического развития и др.
С утратой значимости в качестве медицинского диагноза понятие ЗПР продолжает использоваться в русскоязычной (преимущественно российской) психолого-педагогической литературе для обозначения темповых характеристик развития без учёта их этиологии, патогенеза и прогноза эффективности лечения. В 2015 году в группу документов Специальных основных общеобразовательных программ начального общего образования ФГОС включена Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Эта программа начала реализовываться с 1 сентября 2016 года в школах Российской Федерации в рамках инклюзивного образования.
Причины возникновения[ | ]
Можно выделить четыре клинико-психологических синдрома, которые определяют недостатки познавательной деятельности и обусловливают трудности в обучении.
Дефектология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2016; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2016; проверки требуют 15 правок.Дефектоло́гия (от лат. defectus — недостаток и греч. λόγος — учение, наука) — научная дисциплина, занимающаяся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания.
История дефектологии в России и СССР[править | править код]
См. История российской дефектологии
Основные разделы, методы и изучаемые проблемы[править | править код]
В дефектологию входит ряд разделов специальной педагогики (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) и специальной психологии (сурдопсихология, тифлопсихология, олигофренопсихология и логопсихология).
Дефектология изучает также проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, а также со сложной структурой дефекта.
В задачи дефектологии входит разработка эффективных средств и методов обучения, воспитания, коррекции, компенсации, трудовой и социальной адаптации категории детей, которым требуется коррекция.
В СССР и постперестроечной России главным научным центром дефектологии был научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР (НИИ дефектологии РАО) — в настоящее время НИИ коррекционной педагогики РАО (г. Москва).
Дефектология как наука и сфера социальной деятельности имеет большую, богатейшую фактами, достижениями, персоналиями и весьма интересную историю, переплетённую с развитием отечественной психологии, детской психиатрии, детской неврологии, направлений общей и специальной педагогики (логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, сурдопедагогический и др.).Одна из самых актуальных проблем дефектологии в России интегрированное обучение.
Дефекто́лог — специалист в области дефектологии:
- дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии;
- дефектолог (в узком понимании этого термина) — коррекционный педагог.
- логопедия — изучение различных нарушений и дефектов речи и методов их коррекции
- сурдопедагогика — воспитание и обучение людей с недостатками слуха
- тифлопедагогика — воспитание и обучении людей с нарушениями зрения
- сурдотифлопедагогика — воспитание и обучение слепоглухонемых людей
- амблиология — адаптация и социальная реабилитация слепых и слабовидящих пациентов
- олигофренопедагогика — воспитание и обучение умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации
- ортопедагогика — воспитание и обучение людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Гаюи, Валентин
- Грачёва, Екатерина Константиновна
- Грибоедов, Адриан Сергеевич
- Брайль, Луи
- Трошин, Григорий Яковлевич
- Кащенко, Всеволод Петрович
- Выготский, Лев Семёнович
- Левина, Роза Евгеньевна
- Лурия, Александр Романович
- Певзнер, Мария Семёновна
- Соловьёв, Иван Михайлович
- Фельдберг, Давид Владимирович
- Гандер, Владимир Александрович
- Граборов, Алексей Николаевич
- Азбукин, Дмитрий Иванович
- Данюшевский, Израиль Исаакович
- Соколянский, Иван Афанасьевич
- Занков, Леонид Владимирович
- Коваленко, Борис Игнатьевич
- Семевский, Николай Анатольевич
- Басова, Антонина Гавриловна
- Россолимо, Григорий Иванович
- Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович
- Ласточкина, Елизавета Гурьевна
- Крогиус, Август Адольфович
- Владимирский, Андриан Владимирович
- Хватцев, Михаил Ефимович
- Трауготт, Наталия Николаевна
- Морозова, Наталья Григорьевна
- Ляпидевский, Сергей Семёнович
- Муратов, Ростислав Сергеевич
- Каплан, Анна Иосифовна
- Микаэльян, Карп Авдеевич
- Катаева-Венгер, Александра Абрамовна
- Мещеряков, Александр Иванович
- Лебединская, Клара Самойловна
- Никитина, Маргарита Ивановна
- Солнцева, Людмила Ивановна
- Феоктистова, Валентина Александровна
- Волкова, Лариса Степановна
- Некрасова, Юлия Борисовна
- Халатян, Вачаган Геворкович
- Чупров, Леонид Федорович
- Скороходова, Ольга Ивановна
- Барабанов, Родион Евгеньевич
- Лаврова, Елена Викторовна
- Орлова, Ольга Святославовна
- Рау, Елена Юрьевна
- Шаховская, Светлана Николаевна
- Пузанов, Борис Пантелеймонович
- Селиверстов, Владимир Ильич
- Шкловский, Виктор Маркович
- Панченко, Инна Ивановна
- Костенкова, Юлия Александровна
Лебединская, Клара Самойловна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 июля 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 июля 2018; проверки требуют 4 правки. В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лебединская.Клара Самойловна Лебединская (19 декабря 1925 — 9 апреля 1993) — советский детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в СССР группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой[1].
К. С. Лебединская родилась в 1925 году в Харькове, в 1926 семья переехала в Москву. В 1941 году она заканчивает 9 классов школы. C началом Великой Отечественной войны семья эвакуируется, в эвакуации Клара Самойловна теряет отца. Она начинает работать на авиационном заводе контролером, затем мастером отдела технического контроля. За работу в 1945 году награждена медалью «За победу над фашистской Германией».
С 1946 по 1955 год обучается в 1-м Московском Медицинском Институте по специальности «лечебное дело». После окончания института три года работает ординатором в Яхромской психиатрической больнице.
С 1955 по 1957 год она поступает в клиническую ординатуру Московского Научно-исследовательского института психиатрии на кафедру психозов детского возраста к Груне Ефимовне Сухаревой.[2]
Защищает кандидатскую диссертацию по детской психоэндокринологии, которая затем становится основой для вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания»
С 1961 по 1973 работает в Центральном Институте усовершенствования врачей.
С 1973 года возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР.
В конце 70-х — начале 80-х годов Клару Самойловну все больше интересует проблеме детского аутизма. В 1978 она создает при НИИ Дефектологии группу специалистов исследующих эту проблему и оказывающих практическую помощь детям с аутизмом. В 1992 году К. С. Лебединская обобщает свои исследования по этому вопросу в докторской диссертации — «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема».
9 апреля 1993 после тяжёлой болезни К. С. Лебединская скончалась. Похоронена, на Введенском кладбище.
Кандидатская диссертация и предшествующий цикл работ положили начало новому направлению в отечественной науке — детской психоэндокринологии. Эти исследования обобщены в вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания».[1]
Первоначально научные интересы Лебединской касаются в основном 2-х направлений — это эмоциональная сфера детей и подростков, страдающих умственной отсталостью и психопатология задержки психического развития. Результатом этой работы становятся труды по диагностике и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией, описание различных вариантов патологии подростковых кризов, разрабатывается классификация Лебединской ЗПР по этиопатогенетическому принципу и критерии дифференциальной диагностики детей с ЗПР[3].
В конце 1970-х — начале 1980-х годов К. С. Лебединскую все больше интересует проблема детского аутизма, и в 1978 году она создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу, специализирующуюся на изучении этой проблемы и оказании комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.
Наиболее известные ученики К. С. Лебединской работающие в этом направлении — Никольская О.C., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. До сих пор они являются ведущими специалистами в нашей стране по этому вопросу. Под её руководством и на основе разработанной В. В. Лебединским клинико-психологической классификации дизонтогенеза создается концепция понимания закономерностей развития аутизма, способы коррекции этого нарушения, начинаются научные разработки проблемы.
Последней монографией Клары Самойловны стала «Диагностика раннего детского аутизма» (1991). В ней изложены основы средств ранней диагностики и ранней коррекции аутизма. В 1992 году К. С. Лебединская завершает своё обобщающее исследование, оформленное как докторская диссертация — «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема»[1].
- Психические особенности детей с ускоренным и задержанным созреванием церебрального генеза : дисc. канд. мед. наук. М., 1964.
- Психические особенности детей с патологией темпа полового созревания : монография. М.: Медицина, 1969.
- Проблема акцелерации и «трудные дети» // Дети с отклонениями в поведении. М., 1970.
- Влияние пубертатной фазы развития на формирование клиники и течение шизофрении / Г. Е. Сухарева
- Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.
- Клиническая характеристика задержки психического развития // Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. Задержка психического развития и пути её преодоления / под ред. Т. А. Власовой. Москва, 1976.
- Аномалии психической конституции в детском возрасте // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1976.
- Психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма. М.: Вестник Агентства печати Новости, 1978.
- Клинические варианты психических нарушений у подростков, страдающих олигофренией // Учащиеся вспомогательной школы / под ред. В. А. Малинаускене, Э. Я. Альбрехт. М.: Педагогика, 1979.
- Ранний детский аутизм (клинико-психологическая структура, медикаментозная и психолого-педагогическая коррекция) // Сборник научных трудов / под ред. Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. В. Лебединского. М.: АПН СССР, 1981.
- Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией (методические рекомендации для педагогов-дефектологов, врачей вспомогательных школ). М.: Изд. Мин. просвещения СССР, 1981.
- Клиническая характеристика раннего детского аутизма // Ранний детский аутизм / под ред. К. С. Лебединской, С. Д. Немировской, И. Д. Лукашевой. М., 1981.
- Клиническая систематика задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
- Задержка психического развития у детей // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
- Ранний детский аутизм // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
- Дефектологические проблемы раннего детского аутизма: сообщение 1. Основные представления о синдроме раннего детского аутизма / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1987. № 6. С.10-16. Библиогр.: с.16.
- Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988.
- Дефектологические проблемы раннего детского аутизма: сообщение 2. Особенности подхода к проблеме раннего детского аутизма в отечественной дефектологии / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1988. № 3. С.10-15.
- Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, 1989.
- Диагностическая карта для исследования ребёнка первых двух лет жизни при предположении раннего детского аутизма / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1990. № 3. С.51-56.
- Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления : учебное издание / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. М. : Просвещение, 1991. 96 с.
- Медикаментозная терапия раннего детского аутизма // Дефектология. 1994. № 2. С.3-9.
- Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С.15-27.
- Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте // Дефектология. 2006. № 3. С.5-14.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — это… Что такое ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ?
- ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — нарушение нормального темпа психического развития ребенка вследствие соматических заболеваний, поражений центральной нервной системы и др. Характеризуется снижением умственной работоспособности, отставанием в развитии познавательной деятельности, неустойчивостью внимания, ограниченным объемом памяти и т. п. Особенно ярко проявляется в начале школьного обучения. В отличие от олигофрении задержка психического развития носит временный характер и коррегируется в условиях специального обучения.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
- ЗАДЕРЖАНИЕ
- ЗАДНЕЖАБЕРНЫЕ
Смотреть что такое «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» в других словарях:
задержка психического развития — развитие психическое: задержка парциальное (частное) недоразвитие функций психических высших, могущее, в отличие от олигофрении, быть временным и компенсироваться при коррекционных воздействиях в возрасте детском или подростковом.… … Большая психологическая энциклопедия
Задержка Психического Развития — аномалия развития, которая обычно проявляется на начальных стадиях обучения. Характеризуется трудностями усвоения знаний, умений и навыков при обучении. Чаще всего имеется церебрально органический источник данного нарушения. Литература. Переслени … Психологический словарь
Задержка Психического Развития — парциальное недоразвитие высших психических функций , которое может, в отличие от олигофрении , носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в … Психологический словарь
задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития ребёнка вследствие соматических заболеваний, поражений центральной нервной системы и др. Характеризуется снижением умственных способностей, отставанием в развитии познавательной деятельности,… … Энциклопедический словарь
Задержка психического развития — – особый тип аномалии психического развития ребенка. Задержка психического развития имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с особенностями, а точнее – дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и… … Словарь-справочник по социальной работе
Задержка психического развития — (ЗПР) – отставание уровня психического развития ребенка от соответствующей его возрасту норме. Это легкий вид аномалии психического развития. Проявляется в пониженной работоспособности, слабой памяти, трудностях формирования навыков, легком… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Задержка психического развития — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Задержка психического развития (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические фун … Википедия
задержка психического развития — (ЗПР) особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями,… … Дефектология. Словарь-справочник
Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания эмоционально волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствуют его возрасту). Различают ЗПР… … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь
Задержка психического развития — Особый вид нарушения психического развития ребенка, при котором, в отличие от олигофрении, отмечается частичное недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Может… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь
Инфантилизм — Википедия
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам[1].
Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений. В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения[2].
Психический инфантилизм — незрелость человека, выражающаяся в задержке психического развития, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности[3]. Суждения инфантильных лиц закономерно отличаются незрелостью, поверхностностью, конкретностью[3].
В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.
Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения — тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.
Типичными для инфантильных детей являются преобладание развлечений и игровых интересов над учебными, неадекватная привязанность к матери, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований[3]. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем — и к социальным проблемам. Дезадаптация (как в школьной сфере, так и в других) обусловлена главным образом незрелостью эмоционально-волевой сферы[3]. Характерные черты индивидуумов с психическим инфантилизмом: эгоцентризм, мечтательность, капризность, шаловство, впечатлительность и пренебрежение коллективными интересами[3].
Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных детей. Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.
Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к расстройствам личности (психопатиям)[4]. В МКБ-10 в разделе «другие специфические расстройства личности» (F60.860.8) выделяется инфантильное расстройство личности. Помимо этого, психика лиц с истерическим расстройством личности также отличается крайним эгоцентризмом и психическим инфантилизмом[5]. При детском типе шизофрении наблюдается «дисгармонический» психический инфантилизм. Инфантилизм у больных шизофренией характеризуется утрированной дисгармоничностью и карикатурными формами[6].
В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.
Генитальный инфантилизм – анатомическое и гистологическое недоразвитие половых органов, сопровождающееся или не сопровождающееся гипофункцией яичников.
Причинами развития инфантилизма помимо наследственных нарушений и осложненного течения внутриутробного развития, могут быть постнатальные факторы: гиповитаминоз, детские инфекции, ревматизм, операции на яичниках[7].
Правовой инфантилизм — низкий уровень правового сознания, чувства ответственности относительно поведения в рамках права, несформированность, недостаточность правовых знаний и установок, но высокого уровня желания получить результат (без осознанности последствий, с вероятной осознанностью отрицательного поведения).
Состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным развитием человека. Свидетельствует о нарушении механизма социализации и неприятии общественных обязанностей и обязательств[1][8].
Инфантилизм (гипоплазия матки и яичников) в ветеринарном акушерстве[править | править код]
Характеризуется малыми размерами и афункцией яичников, отсутствием роста матки и влагалища. Различают врождённый и приобретенный инфантилизм. Врождённый имеет генетическую природу и не может быть устранен усиленным кормлением или гормональными препаратами. Приобретенный инфантилизм является следствием скудного кормления растущих животных. При экстенсивных условиях выращивания телок наступление у них половой зрелости нередко задерживается до 2-3 лет.[9]
- ↑ 1 2 Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Инфантилизм // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ 1 2 3 4 5 Н. М. Жариков, Ю. Г. Тюльпин. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 2002. — С. 475—476. — 544 с. — ISBN 5-225-04189-2.
- ↑ Личко А. Е. Физические особенности. Акселерация и инфантилизм // Подростковая психиатрия. — М.: Медицина, 1985. — 416 с.
- ↑ Б. Д. Цыганков, С. А. Овсянников. Психиатрия: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — С. 99—100.
- ↑ А. С. Тиганов, А. В. Снежневский, Д. Д. Орловская и др. Руководство по психиатрии в 2 томах / Под ред. академика РАМН А. С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999. — Т. 1. — С. 527. — 712 с. — ISBN 5-225-02676-1.
- ↑ Половой инфантилизм (неопр.).
- ↑ Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ Н.И.Полянцев, А.И.Афанасьев. Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных. — СПб.: Лань, 2012. — 400 с.