Занятия в детском саду для детей с овз: Проведение занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – План-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа): Конспект развивающего занятия с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме «Вместе веселее»

Конспект занятия с детьми С ОВЗ

План-конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОНР)

Тема: «Путешествие в мир профессий».

Возрастная группа: старшая.

Приоритетная образовательная деятельность: речевое развитие.

Цель: уточнить и закрепить представления детей о профессиях (врач, строитель, повар).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Коррекционно — образовательные: уточнить и расширить словарный запас по теме. Совершенствовать грамматический строй речи. Совершенствовать навыки построения простого предложения.

Корекционно — развивающие: развивать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, развивать сенсорное восприятие, речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно — воспитательные: формирование положительной установки на начало занятия, воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, привить уважительное отношение к труду взрослых.

словесный

Отгадывание загадок, ответы на вопросы, д/и «Подбери предмет»

наглядный

предметные картинки (врач, строитель, повар), картинки с изображением инструментов, продуктов питания,

практический

Выполнение движений пальчиковой гимнастики, игра с сенсорными мешочками «Месим тесто»

Предварительная работа:

— артикуляционная гимнастика; дыхательная гимнастика;

— рассказы о профессиях (повар, врач, строитель), составление описательных рассказов с использованием мнемотаблицы, загадывание загадок, дидактические игры: «Кто что делает?», «Назови профессию», «Кому что нужно для работы?».

Словарная работа: профессия.

Материалы и оборудование: предметные картинки (врач, строитель, повар), конверты на каждого ребенка, картинки с изображением инструментов, продуктов питания, сенсорные мешочки.

Формы организации совместной деятельности :

Речевая

Артикуляционная гимнастика.

Отгадывание загадок

Вопросы по ходу деятельности;

Познавательная

Рассказы о профессиях повара, строителя и врача

Коммуникативная

Беседа с детьми. Навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Водная часть

3 мин

(логопед здоровается с детьми, говорит о том, что началось занятие по развитию речи)

Круг радости.

Крепко за руки и возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Улыбаемся вокруг,

Ты мой друг и я твой друг.

Сообщение темы занятия.

— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие «В мир профессий». А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Загадка про транспорт.

Логопед:

— Что за чудо — едет дом!

И людей как много в нем!

Носит обувь из резины

И питается бензином!

Логопед: — Правильно! Мы поедим с вами на автобусе.

(звучит песня Е.С.Железновой «Мы в автобусе сидим»)

Логопед: — Ребята, вот мы и приехали в город профессий.

(дети встают в круг, слушают стихотворение и выполняют соответствующие движения, затем рассаживаются на стульях)

Дети отгадывают загадку

Создан положительный настрой и вызван интерес к предстоящей деятельности

2

Основная часть

22мин.

5мин (физминутка и артикуляционная гимнастика)

3 Заключительная часть

5 мин.

.

1 остановка

Логопед: — И первый мастер, к которому мы с вами отправимся в гости — это врач.

(выставляет картинку на доске)

Логопед: — Как по-другому можно назвать врача?

Логопед: — Что делает доктор?

Логопед: — Где работает доктор?

Логопед: — Давайте представим, что мы сейчас в кабинете у врача. И покажем, как мы правильно выполняем артикуляционные упражнения.

Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Трубочка», «Часики», «Качели».

Логопед: — А теперь врач послушает наше дыхание.

Дыхательное упражнение.

Вдох носиком, а выдох ротиком.

(упражнение выполняется 3 раза).

Логопед: — Молодцы. Правильно все выполнили. Наше путешествие по городу профессий продолжается.

( песня «Мы в автобусе сидим»)

2 остановка

Логопед: — Отгадайте загадку про следующего гостя, которому мы с вами приехали.

Загадка про строителя.

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит…

Логопед: — Правильно. Это строитель.

(выставляет картинку)

Логопед: — Что делает строитель?

Логопед: — Какие инструменты нужны для работы строителю?

 

Логопед: — Ребята, давайте поможем нашему строителю построить дом. Представим, что наши кулачки — это молоточки.

Пальчиковая гимнастика «Тук-ток» (Е.С.Железнова)

Дидактическая игра «Подбери предмет»

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы врачу? Назовите их.

Логопед: — Поднимите руку те дети, у кого предметы, которые нужны для работы строителю? Назовите их.

Логопед: — А какие предметы мы с вами не назвали?

Логопед: — Как вы думаете, кому из города профессий нужны эти предметы?

Логопед: — Все верно. Продукты нужны повару, чтобы приготовить разные вкусные блюда. Отправляемся на нашем автобусе в гости к повару.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

3 остановка

Логопед: — Кто это?

(выставляет картинку)

Логопед: — Что делает повар?

 

Логопед: — Ребята, а давайте поможем повару замесить тесто.

(раздает каждому ребенку сенсорные мешочки)

Игра с сенсорными мешочками «Месим тесто»

Тесто мнём, мнём, мнём,

Тесто жмём, жмём, жмём.

Пироги мы испечём.

Логопед: — Наше путешествие по городу профессий закончилось. Возвращаемся в группу.

(песня «Мы в автобусе сидим»)

III. Итог занятия.

Логопед: — Ребята, вам понравилось путешествие?

— Вспомните, у кого мы были в гостях?

Сюрпризный момент.

(Стук в дверь)

Заходит в группу повар детского сада, знакомится с ребятами, рассказывает о своей профессии, приносит детям сладкий подарок.

Логопед: — Молодцы, дети! Все старались, все правильно выполняли. Похлопайте друг другу!

Дети: — Доктор.

Дети: — Доктор лечит людей

Дети: — Доктор работает в больнице.

Один ребенок назначается на роль врача. Логопед надевает на ребенка детский колпак доктора.

Дети выполняют упражнения

Дети внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

(дети перечисляют названия инструментов)

Один ребенок назначается на роль строителя. Логопед надевает на ребенка каску строителя.

(рассаживаются на ковре, повторяют движения за педагогом под музыку)

(рассаживаются за столами, рассматривают картинки)

(3 детей называют предметы: градусник, бинт, вата)

(3 детей называют предметы: молоток, гвозди, пила)

(2 детей называют предметы: масло, яйца, мука)

Дети: — Повару.

Дети: — Это повар.

Дети: — Повар готовит разные вкусные блюда.

Один ребенок назначается на роль повара. Логопед надевает на ребенка колпак повара.

(энергично сжимают сенсорные мешочки и разжимают)

(перекладывают сенсорные мешочки из одной руки в другую)

Ответы детей

перечисляют

Вызван интерес к занятию

Снято эмоциональное напряжение и повышена активность детей

Сформированы знания о профессиях, их труду.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей с ОВЗ «Путешествие» (3-7 лет)

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Ашинская школа – интернат № 5 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

Конспект НОД по познавательному развитию для детей с ОВЗ

«Путешествие»

выполнила:

Черепанова Анжелика Юрьевна

воспитатель высшей квалификационной категории

Конспект занятия

Тема: «Путешествие»

Возрастная группа: разновозрастная

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: способствовать развитию математических представлений через игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете;

  • Закреплять математическое понятие «один – много»;

  • Продолжать учить сравнивать группы предметов по количеству, употребляя слова больше, меньше, поровну;

  • Совершенствовать умение составлять целое из частей.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, воображение;

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук;

  • Побуждать к поисково-исследовательской деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к игровой деятельности;

  • Воспитывать бережное отношение к природе и заботу о животных;

  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Методы и приемы: словесные (поощрение, вопросы, уточнения), наглядные (пособие с картинками, маски), практические (дидактическое упражнение), игровые (игровые проблемные ситуации).

Материалы: воздушные шарики, круги черного цвета, стаканы с водой и трубочки (для каждого ребенка), плоскостные цветы разного размера, бабочки, жучки, игрушки – бабочка, белка, бельчонок, корзинки большая и маленькая, шишки, орешки, геометрические фигуры, запись голосов птиц.

Ход занятия

Психогимнастика «Передай улыбку»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

— Ребята, давайте улыбнемся и передадим свою улыбку друг другу.

Я вижу, что у вас хорошее настроение, глазки у всех сияют, никто не грустит. Можно отправляться в путешествие, но сначала отгадайте загадку:

А вы знаете цветы

Небывалой красоты

Могут лепестки сложить

И мгновенно в воздух взмыть?

Что за цветы летают?

— О ком эта загадка?

— Правильно о бабочке. А когда появляются бабочки? (весной). Весной греет солнце, бегут ручейки, прилетают птицы, тает снег, распускаются цветы и появляются насекомые.

Появляется «бабочка».

— Сколько бабочек к нам прилетело?

— Сегодня бабочка приглашает нас отправиться на весеннюю лесную полянку на воздушных шариках.

Воспитатель раздает шары детям. Можно ли лететь на этих шариках? Их нужно надуть. Дети пытаются надуть. Воспитатель раздает надутые шарики. Педагог уточняет, сколько шариков и какого цвета шарик у каждого ребенка.

— Ребята, мы должны найти цветы на полянке таким же цветом, что ваши шарики.

Дидактическая игра «Найди цветок такого же цвета»

Воспитатель находит черные круги.

— Ребята, посмотрите, я нашла чьи-то крапинки. Как вы думаете, чьи они?

Если дети не смогут ответить, воспитатель загадывает загадку:

Красный маленький комочек,

На спине немного точек.

Не кричит и не поет,

А по листику ползет.

— Кто это, ребятки?

— А куда же спрятались божьи коровки? Дети находят.

— Божьи коровки потеряли свои крапинки, давайте им поможем и подарим эти крапинки. Дети раскладывают крапинки на жучках.

— Сколько крапинок на крылышках этой божьей коровки?

— Посмотрите, как здесь красиво! Поют птицы. Давайте поздороваемся с природой:

Физкультминутка с элементами психогимнастики.

Поднимем ручки вверх, поздороваемся с солнышком: — Здравствуй, солнышко!

Поставим ручки вперед, поздороваемся с ветерком: — Здравствуй, ветерок!

Опустим ручки вниз и поздороваемся с ручейком: — Здравствуй, ручеек!

— Как красиво на лесной полянке. Сколько здесь цветов и жучков! А как вы думаете, кого больше жучков или бабочек? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Найди пару для жучка»

Во время игры дети выясняют, кого больше, подбирая пару: жучок – цветок.

— Ребята, слышите, кто-то плачет? Это белка с бельчонком рассыпали шишки и орешки из своих корзинок. Сколько белочек на полянке? А бельчат сколько? Давайте поможем им.

Дидактическая игра «Собери шишки и орешки»

В большую корзину дети собирают шишки, а в маленькую орешки.

— Ребята, посмотрите на белочек. Кто из них мама, а кто – детеныш? Кому отдадим большую корзину? А маленькую кому? Молодцы, помогли белкам!

— Посмотрите, а наша бабочка загрустила! Что с тобой, бабочка? Ребята, бабочка говорит, что ей скучно и хочет, чтобы у нее были бабочки — подружки, давайте и ей поможем.

Дидактическая игра «Составь бабочку»

Из геометрических фигур дети выкладывают бабочек. Воспитатель уточняет, какие геометрические фигуры и какого цвета они используют.

— Сколько теперь стало бабочек?

— А на чем мы прилетели на полянку? А чем мы наполнили шарики, чтобы они стали большими? Хотите проверить?

Опыт с воздухом

С помощью стаканов с водой и трубочек дети проверяют наличие воздуха, который они выдыхают.

— Нам пора возвращаться.

Дети берут шарики и «возвращаются» в детский сад.

— Вижу, что вам понравилось путешествовать, все вернулись довольными, у всех хорошее настроение! Где мы с вами побывали? Кому помогали?

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: Конспект психокоррекционного занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Конспект психокоррекционного занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Форма занятия: групповое

Возрастная группа (класс): средний дошкольный возраст

Продолжительность занятия: 20 минут

Тема занятия: «Секреты волшебных слов»

Место и роль занятия в изучаемой теме: групповое помещение, создаие комфортных условий для расширения словаря дошкольников с ОВЗ и формированиям положительного отношение к себе и к окружающим.

Тип занятия: интегрирванное

Цель: Подготовка к социально-бытовой адаптации, интеграции в здоровое общество.

Задачи занятия:

— развивающие:

1. Углублять представление детей о вежливости как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

2. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим.

3. Расширение знаний об окружающем мире.

— коррекционные:

1. Формирование коммуникативно-речевых умений.

2. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

— воспитательные:

1. Воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Организационный: организация воспитанников во время всего занятия, готовность воспитанников к восприятию материала, благоприятная обстановка, дисциплина.

Целевой: четкая постановка целей педагогом, как на все занятие, так и на отдельное его части.

Мотивационный: умение педагога заинтересовать аудиторию детей к достижению запланированных им целей.

Коммуникативный: уровень общения педагога с группой.

Содержательный: грамотный продуманный подбор материала для достижения высокого результата поставленных задач и мотивации детей.

Технологический: выбор форм приемов и методов обучения (словесных, наглядных, продуктивных и т.д.)

Аналитический: подведение итогов занятия, анализ деятельности участников.

Планируемые результаты: Проявление доброжелательности по отношению друг к другу при встрече, активация словарного запаса «Привет», «Здравствуй», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», Доброй ночи», «Спасибо», «До свидания» и др.

Оборудование: магнитофон, специальные стулья, столы, мольберт, мягкая игрушка, картины, карандаши, фломастеры.

План занятия:

  1. Вводный этап.

Дети сидят полукругом на ковре перед педагогом. Все здороваются. Педагог отмечает правила приветствия с друзьями и взрослыми: «Привет», «Здравствуй!»

Приглашает детей встать в круг, взяться за руки, посмотреть, друг другу в глаза и еще раз сказать волшебные слова: «Добрый день!»

«Добрый день! – мы вам сказали.

Добрый день! – ответили вы.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты».

Пальчиковая игра: «Дружба»

«Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.

Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».

Пальцевая гимнастика:

«Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, милый мой дружок!

Всех я вас приветствую!

Как нам всем хорошо, даже нашим пальчикам».

  1. Основной этап 

Педагог: «На свете очень много слов. Хорошие слова помогают человеку. Мы сегодня будем эти слова слушать и говорить».

Игра «Отгадай слово».

Цель: научить правильно употреблять слова приветствия.

Педагог: «Давайте рассмотрим картину и определим, какое время суток на нем нарисовано?! Как мы будем друг друга приветствовать?».

— Солнышко проснулось.

Проснулся петушок.

И будильник разбудил мишку.

Миша встал и причесался.

Сделал зарядку. Это когда бывает? – утром!

— Что мы утром говорим друг другу? «Доброе утро!»

— Поздоровайтесь с солнышком, с петушком, с мишкой. (Дети хором и индивидуально приветствуют героев).

— Солнце выше поднялось.

Мишки играют, гуляют, танцуют.

И на лыжах катаются.

Это когда бывает? – Днем!

Что мы днем говорим друг другу? «Добрый день!».

— Поприветствуйте друг друга. (Дети хором и индивидуально приветствуют друг друга).

— На дворе уже темно.

Дети смотрят «Спокойной ночи».

На кроватках лежат, и буду засыпать.

Это когда бывает? – вечером!

Что мы вечером говорим друг другу? «Добрый вечер!»

— Поприветствуйте друг друга. (Дети хором и индивидуально приветствуют друг друга).

— Все уснули и тихо вокруг.

Только филин не спит.

Звезды на небе, луна.

Это когда бывает? – ночью!

А ночью мы все спим.

Что мы говорим друг другу на прощанье перед сном? – «Доброй ночи!»

— Пожелайте друг другу и героям доброй спокойной ночи. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

— По мелодиям отгадайте какая часть суток. Вечер. День. (подборка мелодий с разным настроением).

Сюрпризный момент.

— Ой, а это кто стучится? Мишка косолапый. Какой он грустный, у него нет настроения, ему никто не сказал добрых хороших слов. Нам нужно ему помочь. Сначала поздороваемся с ним. Что мы ему скажем? Добрый день, Мишка!

Обращаясь к каждому ребенку по имени, педагог предлагает описать мишку:

— Скажи про мишку доброе слово. Какой он? (добрый, ласковый, чудесный, мягкий, пушистый…).

— Наши добрые слова помогают. Посмотрите, мишке стало хорошо, он веселый, радостный. И сейчас он готов петь и танцевать. Просит с ним вместе потанцевать.

Песня-танец «Если нравится тебе, то делай так…». Педагог показывает движения и поет слова, дети за ним повторяют.

— Как хорошо повеселились. Что нужно сказать мишке на прощание? Скажем мишке «Спасибо» и «До свидания».

Обращаясь к детям индивидуально по имени, педагог задает итоговые вопросы:

— Как мы помогли мишке стать таким веселым? Мы говорили ему хорошие слова. Какие слова мы говорили мишке? Ласковый, нежный, добрый, чудесный, удивительный.

Совместная работа с родителями.

— А нам нужны такие слова? Конечно, нужны. Садитесь за столы и скажите своим мамам и папам волшебное слово, которое вам больше всего понравилось. Родители напишут это слово волшебным фломастером на бумажном сердечке. Чтобы эти слова были яркими и красивыми и еще больше запомнились, ребята нарисуют на сердечках красивые рисунки, а мамы и папы им в этом помогут.

По окончании совместной деятельности, родители зачитают написанные слова.

Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

— Мы хотим, чтобы всем было весело, и подарим друг другу сердечки. Пожелайте друг другу тепле и нежные слова, что вы написали. Пусть они принесут вам радость и добро. (Дети обмениваются открытками и желают друг другу добрые слова, родители помогают).

  1. Заключительный этап.

«Мостик дружбы».

Дети возвращаются на стульчики, родители присаживаются напротив.

— Самые близкие и любимые люди сидят рядом с вами. Они скажут вам самые нежные слова. Возьмемся за руки и скажем «Я тебя люблю».

Возьмемся все за руки и пожелаем всем добра.

Будьте добры – говорю вам по секрету.

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры.

Если сумеете – будьте всегда добры!

«Связующее звено».

— Вы будете передавать клубок ниток по кругу так, чтобы все, кто держал клубок, взялись за нить. Передавая клубок пожелайте друг другу доброе слово. (когда клубок соединится с началом нити). Дети натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие вы дружные.

План-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком с ОВЗ

      Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Тема: « Строим дом»

Цели :

Коррекционно — образовательные:

— формировать навык пространственной ориентировки — сверху, рядом, около, над, посередине  на основе работы с плоскостными геометрическими фигурами : квадратами, треугольниками, прямоугольниками различной величины и цвета;

— развивать образность и целостность трансформируемых предметов, мелкие мышцы пальцев рук.

Коррекционно-развивающие:

— закрепить знания геометрических  фигур — квадрат, прямоугольник, треугольник; цвета — красный , синий, желтый, зеленый , коричневый , белый, оранжевый ; прямого наглядного счета в пределах  6; количества – много – мало; величины – большой- маленький; умение переносить знания в практическую деятельность.

— формировать речь, как средство общения: накапливать, словарный запас,

 активизировать в речи антонимы ( большой — маленький, много- мало),

 употреблять уменьшительно-ласкательные формы слов (зайчик, петушок, собачка, куколка, белочка, домик ). Развивать интонационные средства речи ( говорить достаточно громко, четко, внятно).

Коррекционно-воспитательные:

— стимулировать мотивацию игровой и учебно-познавательной деятельности, развивать способность сосредотачивать внимание на выполняемых действиях.

Оборудование:

Плоскостные разноцветные геометрические фигуры: по 6 квадратов разного цвета и размера у ребенка и дефектолога: красного, синего, желтого, зеленого оранжевого, коричневого цвета, по 1 треугольнику белого цвета разного размера,  по 6 прямоугольников белого цвета разного размера.  Мелкие игрушки для обыгрывания в сухом «бассейне» (мишка, собачка, зайка, петушок, белочка), коробочка, разрезная 4-хчастная картинка с изображением строителя, целостное изображение строителя на картинке.

Словарная работа:

сверху, рядом, около, над, посередине, строитель, разноцветный, жильцы высокий, низкий.

Ход занятия:

1 часть.  (1 мин.)

1. Организационный момент.

Д: обращает внимание ребенка на присутствие гостей. ( Приветствие).

Д: Лиза, проходи к столу, садись. ( Ребенок садится за стол.)

2.  часть ( основная )  20 мин.  .

Д: — Лиза, посмотри, какая красивая коробочка. А в ней что – то есть. (достает из коробки и показывает  Лизе картинку с изображением строителя.

— Какая красивая картинка.  (Д. обращает внимание на картинку с изображением строителя, не акцентируя внимания на детали.)

 Д:- Ой, да тут еще  картинки — половинки.

— Мы их сложим и посмотрим, что же из них получится.

— Но сначала наши пальчики разомнем, чтобы они были подвижные.

(Д.  предлагает ребенку выполнить пальчиковую разминку).

— Повторяй со мной: ( предлагаю повторять за мной слова и движения).

« Целый день тук- да тук, ( стучим кулачками друг о друга)

Раздается звонкий стук.  ( пальчики перебираем)

Строим дом, дом большой, ( показываем руками высоко)

И с крылечком ( руки вытянуть вперед), и с трубой ( руки вверх)

Д: — Лиза, а теперь бери половинки картинки и сложи их.

( Ребенок складывает картинку из 4 частей. Получается целостное изображение строителя на  картинке).

Д: Молодец Лиза, ты правильно сложила половинки и  получилась вот такая картинка.

Д: — Скажи, кто это на картинке?

Р: — Это строитель.

Д:- Правильно, это строитель.

— А что делает строитель?

Р: — Он строит дом.

Д: — Да, Лиза, строители строят разные красивые дома.

— А давай сегодня мы с тобой тоже будем строители и построим  что?

Р:-  Дома.

Д: — Лиза, встань, мы пойдем строить дома. (Д. предлагает ребенку встать из-за стола и перейти к другому столу, где предполагается постройка домов, при этом обращает внимание ребенка на то, как красиво оформлен стол для постройки домов.)

Д: — Посмотри как здесь красиво. Вот здесь мы построим наши дома.

— Дома  у нас будут необычные. Мы будем их строить  вот из этих геометрических фигур. Как они называются? (Д. показывает квадраты разного цвета и размера. )

— Р:  ( Это квадраты.)

Д: Правильно, это квадраты. Из них мы будем строить стены домов.  

(Д. обращает внимание на разницу в размере.)

Д:- Лиза, посмотри , квадраты разные — большие и маленькие.

— Возьми  все большие квадраты. ( ребенок выбирает большие квадраты).  

— Посчитай их. ( ребенок считает большие квадраты)

Д: А у меня маленькие квадраты (Д. показывает маленькие квадраты)

— Из больших квадратов ты построишь большой, высокий дом. А я буду строить из  маленьких квадратов. Какой у меня получится дом?

Р: — Маленький дом.

Д. — Правильно, из маленьких квадратов у меня получится маленький домик.

Д: — Лиза,  квадраты у нас  красивые, разного цвета. И дома у нас  тоже будут разноцветные.

Д: — Бери квадрат красного цвета, аккуратно положи, вот так. ( Д. показывает на маленьком квадрате как нужно положить большой квадрат).

Р. выполняет действия  с квадратом.

Д: — А рядом с красным квадратом положи квадрат синего цвета.

(Р.выполняет действия. )

Д: — И я положу синий квадрат рядом с красным квадратом. ( Д. выполняет действия с квадратом после ребенка)

Д: — Теперь бери  зеленый квадрат и  положи его сверху, над красным квадратом.

(Р. выполняет действия с зеленым квадратом).

Д: — Я тоже положу зеленый квадрат над красным квадратом. Вот так.

— А сейчас возьми желтый квадрат и  положи его сверху,  над  синим квадратом.

(Р. выполняет действия с желтым квадратом. )

Д: — И я сделаю так же. Возьму желтый квадрат и положу его сверху, над синим квадратом.

Д: — Лиза, а сейчас, квадрат какого цвета ты возьмешь ? Хорошо. Положи этот квадрат  сверху над.. ( ребенок берет по своему выбору квадрат любого цвета из 2х оставшихся квадратов).

Д: – Я тоже возьму квадрат такого же цвета как у тебя, и положу его сверху над … квадратом.)

Д: — И осталось у нас по одному квадрату . Какого они цвета? ( Д. показывает на оставшиеся по одному у него и ребенка  квадраты)

(Р. называет цвет оставшегося у него квадрата.)

Д: — И у меня тоже квадрат такого же цвета как у тебя (называет цвета оставшегося квадрата).

Д. — Эти квадраты мы положим ,сверху, над…  квадратом.

— Вот мы построили с тобой стены домов. Какие они красивые, яркие, разноцветные  у нас получились.

Д:- Много мы с тобой трудились и немного утомились, мы немного отдохнем и опять строить  начнем.

Физминутка.   (на фоне музыки )

Д: — Сейчас мы с тобой порезвимся как зайчики.  (Д. предлагает Лизе выйти  из-за стола на коврик и выполнить  движения вместе с ним ).

Ну-ка зайка поскачи,

Лапкой серой постучи, ты по травке походи,

Походи и отдохни.

Отдохнул, теперь вставай, прыгать снова начинай!

Прыг-скок, прыг-скок.

И уселся на пенек . ( Р. садится на стульчик ). ( движения по тексту).

Д: — Лиза нам нужно  достроить наши дома. В домах мы сделаем крыши.

Д:- Как называются эти геометрические фигуры? (Д. показывает  большой и маленький треугольники).

Р:- Это треугольники.

Д: — Правильно ,это треугольники . Это большой треугольник ( показывает на большой треугольник ), а это какой треугольник ?

Р: — Это маленький треугольник.

Д: — Какого цвета треугольники ?

Р:- Треугольники белые.

Д: Это будут крыши в домах. Возьми большой треугольник и положи его сверху, на квадраты, на стены.

— У тебя большой треугольник, и крыша в твоем доме получилась какая?

Р: — Большая

Д: — А у меня маленький треугольник и крыша в моем домике будет …

Р: — Маленькая.

Д: Лиза, в наших домах уже  есть стены, крыши, а еще будут  окна, чтобы в  домах было светло.

— Окна мы сделаем вот из этих геометрических фигур. ( Д. показывает большие и маленькие прямоугольники).

Д: — Как называются эти геометрические фигуры?

Р: — Это прямоугольники.

Д:- Лиза, а сколько их много или мало?

Р: — Много.

Дефектолог: Ты бери большие прямоугольники, а я возьму маленькие прямоугольники и мы  сделаем окна в домах. Вот так. (Д. показывает размещение « окон» в квадраты).

Д: -Лиза, у нас есть еще два  прямоугольника . ( Д. достает еще два прямоугольника разного размера ).

 — Зачем они нужны?

Р: — это будут  двери.

Д: — Правильно, сейчас мы сделаем в домах двери.

— Ты бери большой прямоугольник, а я возьму маленький, мы их положим  вот здесь. ( Д. показывает место размещения прямоугольника в квадрате, а  ребенок по показу размещает прямоугольник в своем доме).

3 часть ( заключительная) 3 мин.

Д:  — Вот мы строили, строили и построили наши красивые дома.

 — Лиза,  что есть в наших домах ?

Р: — В домах есть стены, крыша, окна и двери.

Д: Можно теперь жить в наших домах?

Р: можно жить.

Д: — А кто  будет  жить в твоем доме ?  А вот кого ты сейчас здесь найдешь, тот и будет жить. (Д. предлагает Лизе найти  в сухом « бассейне» мелкие игрушки: мишку, зайку, петушка, собачку, белочку).

Р: находит в «бассейне» игрушки, называет их и размещает в  «квартирах» дома.

Д:- Лиза, сколько жильцов поселилось в твоем большом доме, мало или много?

Р: — Много.

Д: — А в моем маленьком  домике будет жить одна куколка Маша — подружка наша.

(Д. достает матрешку и помещает ее в маленьком домике).

— Лиза как ты думаешь, понравились  дома зверушкам и куколке Маше ?

Р:- Понравились.

Д: — Да,  дома им очень понравились. А тебе понравилось быть строителем и строить  красивые дома?

Р: — Да, понравилось.

Д: —  Все говорят нам «Спасибо», а мы скажем всем « До свидания».

Методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме: Конспект коррекционно — развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ

Тема:  Развитие компетенций младших школьников.

Цель: — Помочь детям комплексно  развить свои способности: познавательные, интеллектуальные, творческие.

Задачи:

— Помочь детям  раскрыть свои способности.

— Развить познавательные процессы (память, внимание, восп-
  риятие, мышление, ощущения).

— Повысить познавательную активность детей.

— Осознать свои силы и индивидуальность, повысить представления детей о собственной значимости.

— Формировать мотивации самовоспитания и саморазвития.

-Формировать интерес к другому человеку как к личности.

-Развивать формы и навыки личностного общения в группе, способы взаимопонимания.

-​ Развитие навыков словообразования и словоизменения.

-​ Обогащение, уточнение, актуализация словарного запаса.

-​ Развитие связной речи.

-Развитие  внутренней свободы и раскованности, снятие эмоционального напряжения.

 Занятие включает в себя ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.

Структура занятия:

1). Игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков, на сплочение группы, на расширение и формирование определённых моделей поведения.

2). Игры и упражнения направленные на развитие познавательных способностей: внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения, ощущений.

3). Игры и упражнения направленные на развитие речи, обогащение и активизацию словарного запаса, на освоение структурных языковых форм.

4). Подвижные игры, направленные на реализацию двигательной активности, на снижение эмоционального и физического напряжения, на развитие произвольности и способности к сосредоточению.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, состав детей постоянный

В группу включен ребенок с ОВЗ (ЗПР – церебрально-органического типа)

 Форма занятий — индивидуально-групповая.

Количество детей в группе – 8-10человек.

Возраст учащихся – 8-9  лет.

Место проведения – кабинет психолога.

Оборудование, материалы:

— Мячик

-Карточки с названием качеств, с заданиями, с изображениями животных

-Игрушки — животные

-Набор или таблица с геометрическими фигурами

-Магнитная азбука

-Листы с рисунком «Паучка»

-«Звучащие» предметы

-Музыкальный диск, магнитофон

Конспект

коррекционно – развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.

1 этап. Приветствие: Дети, взявшись за руки, стоят по кругу. При произнесении слов приветствия, дети, взявшись за руки, высоко поднимают и опускают руки, на последнем слове разрывают цепочку: «Как повелось с давних лет, мы говорим друг другу: Привет!»

2 этап. Игра: «Окажи внимание другому».

Цель: Научить выражать своё хорошее отношение к другим детям, учить оказывать и принимать знаки внимания, развить навыки общения.

Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и говорит что-нибудь хорошее, приятное. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. д. Комплимент начинается со слов: «Я думаю, что ты…». Ребёнок ловит мяч и говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…», повторяет сказанное и бросает мяч следующему игроку. В игре должны поучаствовать все ребята.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

При затруднении  ребенка с ОВЗ  отметить положительные качества ребят, их черты характера,  педагог – психолог  предлагает ребенку карточки с напечатанными личностными качествами.  « Посмотри на карточку и подумай, у Маши есть это качество? (Отзывчивость, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, вежливость, веселая, и т.д)  «Выбери качество, которым обладает Петя.»

3 этап.Игра: «Снежный ком»

Цель: Развитие слуховой памяти, развитие речи, активизация словарного запаса.

Дети сидят в кругу. Ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Например, тема «Геометрические фигуры». Первый ребёнок называет слово круг, второй повторяет названное слово и приводит своё квадрат. Третий повторяет два предыдущих слова и называет своё слово ромб и т д.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

Если ребенку тяжело вспомнить геометрические фигуры и запомнить последовательность произносимых фигур, можно предложить выполнять задание с опорой на наглядность:

 « Посмотри на таблицу, какую фигуру еще не называли? Попробуй вспомнить  и перечислить по порядку все названные фигуры, глядя на таблицу?»

4 этап. Игра: «Ассоциации».

Цель: Развитие ассоциативного мышления, развитие речи.

Дети сидят в кругу. Им по очереди предлагается связать два слова в одно предложение. Например: воробей и рыбка, (лев и мышка, кот и кит). Дети в дальнейшем могут сами предлагать пары слов.

Воробей летает в небе, а рыбка живёт в воде.

У воробья пёрышек столько, сколько у рыбки чешуек.

Воробей клюёт рыбку.

Воробей пушистый и тёплый, а рыбка скользкая и холодная.

У воробья и рыбки глаза круглые.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

 Ребенку с ОВЗ можно предложить  в  своем темпе составить предложения на карточке с данными ему словами. Если затрудняется вспомнить характерные особенности   животных, можно предложить демонстрационный материал  –картинки, игрушки.

5 этап.Игра:  «Паучок».

Цель: Обогащение словарного запаса, освоение структурных языковых форм.Детям раздаются листы бумаги, на  которых нарисован паучок с лапками. В центре паучков ведущий  пишет  корень слова или часть слова (приставку, суффикс). Детям предлагается написать на «ножках у паучка»,  слово с данным слогом. По хлопку ведущего дети передают своих паучков по кругу в левую сторону. Когда заполненные работы возвращаются к детям,  их зачитывают.

Если кто-то из детей не справился с заданием, то просит помощи у игроков.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

Если ребенок затрудняется придумать слово, можно предложить составить с помощью букв магнитной азбуки. «У тебя есть две буквы  (получился слог « РУ») добавь, пожалуйста, еще какие-нибудь буквы, чтобы получилось слово. Напиши это слово на лапке своего паучка.  По окончании работы ребенок в группе зачитывает свои слова.

6 этап. Игра: «Слушай звуки».

Цель: Развитие слухового внимания.

Ведущий показывает и называет заранее приготовленные предметы (стеклянный стакан, фарфоровую тарелку, ключи, монетки,  деревянную коробочку и т д.) Потом  просит послушать детей, как звучит каждый предмет (ведущий ударяет карандашом по всем предметам). Далее один ребёнок отворачивается и пытается угадать, чей звук он слышит.

В игре должны поучаствовать все дети.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

Если ребенок плохо различает звуки, психолог предлагает еще раз послушать, как звучат предметы.   « Я подольше постучу по предмету, а ты попробуй, угадай что это?»

Можно предложить угадать предмет на ощупь, если не удается угадать на слух.

7 этап.Игра: «Тень».

Цель: Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит спокойная музыка. Дети делятся на пары — «путник» и «тень». «Путник идёт через поле, а за ним, на два — три шага сзади, идёт второй ребёнок, его «тень». Последний ребёнок  старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге» и т. д.

Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ

Психолог сам встает в пару с ребенком, показывает, объясняет и уточняет  движения. А также задает темп работы, соответствующий данному ребенку.

8 этап. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.

С детьми проходит обсуждение: какие упражнения понравились,  что получалось, а что не очень. Дети по очереди высказывают свое мнение.

Ритуал прощания.

Мы играли, мы играли,

Упражнения выполняли,

Мы немножко отдохнем,

И опять играть придем.

План-конспект урока по развитию речи (старшая группа) по теме: КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ С ОВЗ

Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности

По теме: «Мишка в гости к нам пришел»

(индивидуальное, для ребенка с ОВЗ)

 Учитель-логопед: Кульбакова И.Н.

Задачи приоритетной образовательной области:

• «Речевое развитие» – развивать речевую активность, монологическую речь, артикуляционную моторику, речевое дыхание, формировать умение составлять предложения и связывать их по смыслу, способствовать использованию в речи прилагательных и глаголов, формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.

 Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

 • «Физическое развитие» приобретение опыта двигательной          деятельности, развитие физических качеств (координации, ловкости).

• «Социально-коммуникативное» — становление самостоятельности, целенаправленности высказываний, саморегуляции собственных действий.

Планируемые результаты ННОД:

Целевые ориентиры: ребёнок проявляет инициативу и желание взаимодействовать со взрослым в игре, общении, ребенок проявляет любознательность, участвует в различных видах деятельности, у ребёнка развита крупная моторика; он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УУД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – выделять существенные признаки объектов окружающего мира, регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Оборудование для педагога: магнитная доска, игрушки: мяч, игрушка-мишка, предметные картинки.

                                                             

                                                             Ход НОД:

Сюрпризный момент.

-К нам на занятие решил заглянуть Мишка. Он хочет посмотреть, чему мы научились.

-Давай покажем, как Мишка ходит. (Развитие общей моторики)

По оврагам, по завалам,

Ходит он хозяйским шагом,

Любит Мишка сладкий мед,

Да малину с веток рвет.

— Нашел Мишка в лесу шишку и начал ее катать. (Развитие мелкой моторики)

— А какой медведь? (большой, сильный , косолапый, лохматый, неуклюжий)

-Давай расскажем о Мишке сказку. (Артикуляционная гимнастика)

«Мишка шел-шел и берлогу нашел (широко открываем рот). Поглядел туда-сюда

(движения языка влево- вправо) и решил заглянуть. На полке стояла чашечка с медом (уклад « Чашечка»). Мишка обрадовался (« Улыбка»)  и  начал лакать  мед.

(движения языка вверх-вниз).Наелся досыта и облизнулся. Учуяли мед пчелы и залетели в берлогу. Мишка от пчел отмахивается, сдувает их. (Развитие речевого дыхания).

Речевая игра «Один – много»

— Артем, покажи, где одна пчела, а где много. Как мы скажем? Это – пчела. А                это пчелы. Где один медведь, а где много? Это медведь, а это- медведи.

— Посмотри на картинки и скажи, что делает медведь?

-Медведь ловит рыбу.

-Медведь спит в берлоге. А когда медведь спит? (Зимой.)

— Медведь ест ягоды.

— А теперь мы с тобой поиграем. Выходи на ковер. Игра называется «Скажи наоборот». Я начинаю говорить, а ты продолжаешь.

-Медвежонок маленький, а медведь – большой.

— Лимон кислый, а мед- сладкий.

-Сытый Мишка- добрый, а голодный- злой.

— Давай расскажем о медведе.

Это медведь. Он живет в лесу. Медведь большой, сильный, лохматый, косолапый, неуклюжий. Он любит мед и ягоды. Медведь умеет ловить рыбу и лазить по деревьям. Зимой медведь спит в берлоге.

Итог.

Артем, что тебе больше всего понравилось на занятии?

Что мы узнали о медведе?

Артем, ты сегодня молодец. Хорошо занимался.  Мишке очень понравилось, он обязательно еще придет к нам в гости.

АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

В настоящее время  большое внимание уделяется вопросу инклюзии. Дети с ОВЗ нуждаются в создании особых условий для их развития, в разработке индивидуального образовательного маршрута. Данное занятие предназначено для ребенка с задержкой речевого развития и признаками психического инфантилизма, что выражается в незрелости эмоционально-волевой сферы, детскости не по возрасту. « Нельзя и « Надо» вызывает у ребенка недоумение, обиду и , естественно, бурный протест. И ребенок капризно требует то, чего нельзя, не приемлет того, что надо, и желает, чтобы все было, как он хочет, что приводит к трудностям общения со сверстниками. Логопедическую группу Артем посещает с начала  этого учебного года. Словарь ребенка состоял из нескольких слов невнятных по своему звучанию.

Так как развитие ребенка резко отстает от возрастных норм, он нуждается в особых условиях усвоения программного материала. Нами был разработан индивидуальный маршрут обучения с учетом его психического и интеллектуального развития.

Так как у детей с задержкой речевого развития нарушен символический праксис, нарушение кинестезий, в занятие включены упражнения для развития общей, мелкой, артикуляционной моторики. Для поддержания интереса упражнения проводятся  в игровой форме. Для продуктивности усвоения предъявляемый материал необходимо подкреплять зрительными образами.

Мы не можем ставить прогноз дальнейшего развития , но несомненно  в ходе индивидуального коррекционного процесса прослеживается положительная динамика, прослеживающаяся в активизации речевой деятельности, способности элементарного взаимодействия со своими сверстниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *