Занятия с детьми 2 3 лет с зпр: Рабочая программа на тему: Занятия с детьми ЗПР на декабрь (ранний возраст) 2 – 3 года – Задержка развития ребенка: программа для детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития: 2, 3, 4, 5 лет.

Содержание

Рабочая программа на тему: Занятия с детьми ЗПР на декабрь (ранний возраст) 2 – 3 года

Понедельник

1.Д/у «Кто пришёл?»

(животные — игрушки)

2. Д/у «Топ- топ» Френкель

(движения с речью)

1. Рассказ про корову и кошку

2. Д/у «Кто сказал му?»

«Кто сказал мяу?»

(звуки «м» и «м′»)

1. Рассматривание картинок

«Играем с кубиками»

2. Д/у «Большие ножки». (Речедвиг. игра)

1. Рассматривание ёлочки с игрушками

2. Хоровод «Ёлочка».

(Речедвиг. игра)

Вторник

1.Д/у «Загородка для животных» (кирпичики)

2. Д/у «Собери картинки»

(парные о животных)

1. Д/и «Чудесный мешочек»

(домашние животные)

2. Вкладыши «животные»

1. Работа с кубиками «Дом», «Дорожка», «Заборчик»

2.Д/у «Разложи по коробочкам»

(кубики по цвету)

1. «Снеговики» (большие и маленькие) (из кружев)

2. Д/у «Втыкалочки» (ёлочки)

Среда

1.Д/у «Разноцветные дорожки» (мозаика)

2. Д/у «Сделаем куклам бусы»

1.Д/у «Составь целое»

(из 2х частей – животные)

2.Работа с фломастерами

 «Клубочек для киски»

1.Д/у «Нанизывание шаров»

2. Шнуровки «Сапожок»

3.Д/у «Составь целое»

(из 2х частей)

1.Д/у «Подбери одинаковые шары» (на ёлку)

2.Работа с фломастерами

«Шары на ёлке»

Четверг

1.Д/у «1,2,3…повтори »

(движения)

2. Д/у «Большие ноги»

1. Звуки «а», «у», «и», «м», «с». Звукоподражание «Кто, как кричит?» (Крисберг)

2. Д/у «Парные картинки»

(найти и назвать)

1. Звуки  «м», «с»..

Артик. гимнастика

2. Д/у «Угадай кто позвал?»

 (слух. Вниман.)

1. Развитие дыхания «Ветерок», «Вертушка», «Уточки»

2. Д/у «Кто громче?»

Пятница

1. Настольный театр «Курочка-Ряба»

2. Д/у «Кто спрятался?»

 (из персонажей)

1. Чтение потешки «Как у нашего кота…»

2. Речедвиг. игра

«Вот так вот» Фрида

1. Разучивание потешки «Киска,киска,киска — брысь»

2. Д/у «Угадай, кто позвал?»

1. Повторение пе6сенок, потешек, праздничных хороводов

Задержка развития ребенка: программа для детей с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития: 2, 3, 4, 5 лет.

Если в отношении ребенка врач, педагог, психолог или другой специалист использует «задержка», то реакция родителей может быть неоднозначной. Здесь присутствует вина, панические настроения, недоверие, в редких случаях наступает адекватная ситуации реакция принятия. И тогда возникает миллион вопросов о том, как исправить ситуацию, чем помочь малышу. На самом же деле задержки психического, речевого, моторного развития случаются очень часто, поэтому давно разработаны алгоритмы и принципы помощи детям.

Особенности детей с задержкой психического развития

Что у ребенка присутствуют какие-то отклонения в психическом развитии родители впервые узнают примерно в 3-4 года. До этого возраста трудно судить об опережении или отставании малыша от развития сверстников, поскольку оно происходит волнообразно. Даже если еще вчера подруга хвасталась, что ее ребенок выучил все цифры или запомнил названия цветов, а ваш ребенок продолжал путаться в них, то уже завтра он внезапно может разобраться с оттенками не только на русском, но и на английском языке.

При поступлении в детский сад и под пристальным вниманием профессиональных педагогов, логопеда, психолога особенности наконец могут быть выявлены. Там же начнется первая коррекционная развивающая работа, основанная на результатах диагностики всех сфер психического развития.

Среди общих особенностей детей с ЗПР можно выделить несколько основных:

Во-первых, задержка сказывается на запоминании новой информации, ее усвоении и применении. Чтобы запомнить простое четверостишие такому ребенку потребуется больше времени, чем его одногруппникам, слова будут путаться. Правила игры приходится постоянно напоминать, просто потому что даже усвоенная информация быстро теряется, объем долгосрочной памяти значительно ограничен.

Во-вторых, проблемы с памятью влияют на восприятие общей картины мира и окружающих ребенка вещей. Восприятие строится в основном на зрительных представлениях, поэтому важным принципом работы становится наглядность.

В-третьих, у детей с ЗПР сильно страдает внимание. Дошкольникам в принципе тяжело долго заниматься одним делом, удерживать свое внимание на одном предмете, а когда дело касается задержки, то отвлечения становятся еще более частыми. Такие дети нуждаются в постоянной смене деятельности и в полном отсутствии отвлекающих факторов. Если речь идет о домашнем образовании, то следует полностью исключить из жизни ребенка компьютер, телевизор, телефон. В школе и детском саду необходима особенная учебная среда.

В-четвертых, образное и абстрактное мышление практически отсутствует или работает только при наставлении взрослого, впрочем, как и логическое. Найти возможное решение проблемы, разобрать причину события и его последствия, проанализировать информацию, полученную в прошлом – все это тяжело для детей с ЗПР.

Что касается эмоций и чувств, то ЗПР повлияет и на них. Настроение может резко и часто меняться, ребенок может проявлять агрессию, или напротив, быть тревожным и неуверенным в себе.

Представленная картина особенностей детей с ЗПР не может целиком охарактеризовать конкретного ребенка. Каждая задержка развития индивидуальна: некоторые сферы страдают сильнее, другие меньше. Поэтому при возникновении подозрений ребенок должен быть тщательно обследован целой комиссией специалистов, для составления наиболее полной картины.

Программа для детей с задержкой психического развития

В силу очевидных обстоятельств, дети с задержкой психического развития не могут обучаться вместе со своими сверстниками и по той же самой программе. Чем раньше ребенок начнет заниматься по адаптированной программе, тем скорее он сможет догнать своих сверстников. Поэтому важно обеспечить особенный образовательный процесс еще во время обучения в саду.
В отличии от нормально развивающихся детей, чья мотивация к обучению очень высока от природы, дети с задержкой в развитии чаще всего не проявляют интереса к познавательной деятельности. Это значит, что первоочередной задачей, стоящей перед педагогами и родителями, становится попытка заинтересовать ребенка. При этом овладение знаниями происходит в процессе игры. Приведем пример, нормально развивающиеся дети разделяют учебную и игровую деятельность, они способны обучаться математике, чтению, письму вместе с воспитателем, но при этом играют чаще всего самостоятельно друг с другом. Так происходит всестороннее развитие личности. Но для детей с зпр эти виды деятельности обязательно необходимо объединить в одну, потому что само по себе учебное занятие не вызовет интереса, а значит не приведет к успеху.

Программа развивающего обучения, адаптированная под особенности детей с задержкой психического развития, включает в себя несколько основ. Большое значение уделяется развитию психофизических функций, поскольку без них ребенку тяжело будет осваивать школьное обучение. Повышенное внимание уделяется развитию общего кругозора и строится оно с учетом особенностей плохого восприятия.
Важная часть программы отводится под преодоление интеллектуальной пассивности и общее развитие интеллекта, поскольку отставание в развитии памяти, мышления, речи значительно снижают его.

Работа с детьми с задержкой психического развития

Ежедневная развивающая работа делится на 2 этапа. Первый заключается в развитии речи, четкого произношения слов, умении вычленять главные моменты в речи педагога. Наибольшую эффективность в развитии речи можно добиться через развитие мелкой моторики. С детьми проводят пальчиковые игротренинги, графические упражнения, спортивные мероприятия.

Второй этап заключается в интеллектуальном развитии. Особенное внимание уделяется работе с той психической функцией, которая сильнее всего западает у ребенка с ЗПР. При этом практическая направленность материала, подлежащего изучению, всегда усиливается, а опора делается на тот жизненный опыт, который уже был приобретен ребенком.
Первоначально ведется индивидуальная коррекционная работа, постепенно детей объединяют в небольшие группы по 2-4 человека.

Развитие речи детей с задержкой психического развития

В силу особенностей развития, у детей с ЗПР всегда страдает речевое развитие. Если она и способна удовлетворять поверхностные потребности в ежедневном общении, то выражать собственные мысли или увеличивать словарный запас тяжело. Кроме того, наблюдаются проблемы в развитии фонематического слуха и произношения. В будущем эти проблемы дополняются дисграфией, дизартрией, другими логопедическими проблемами.

Для наилучшего развития речи детей с ЗПР, специалисты обычно совмещают логопедическую и лечебно-неврологическую работу. Работа одновременно идет в нескольких направлениях. Во время каждого занятия специалист работает над звукопроизношением, улучшением фонематического слуха, обогащением словарного запаса, грамматическим строем речи. В занятие также включается артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые игры.

Занятия по развитию речи обязательно проводятся в индивидуальном порядке с постоянной сменой деятельности и несколькими перерывами.

Задержка развития детей в 2 года

О том, что у ребенка присутствует задержка развития в 2 года говорить еще слишком рано. Специалисты не назначают дополнительных медицинских или психолого-педагогических обследований, если двухлетний малыш не овладел речью или не умеет играть с сортером. Некоторые логопеды берут к себе на занятия таких малышей, но это не является необходимостью для ребенка. Скорее это способ успокоить родителей и заработать денег специалистом. В действительности же в этом возрасте ребенку достаточно заниматься с мамой. Для этого можно использовать книги, обучающую методики Монтессори, даже посещать развивающие занятия раз в неделю.

 

Развития ребенка в 3 года

Как уже говорилось ранее, 3-х летний возраст часто становится тем самым периодом, когда родители и специалисты начинают активно работать над психодиагностикой и коррекцией. Основная коррекционная работа ведется в сфере речевого развития. Дело в том, что оно самым первым обращает на себя внимание. Но коррекция может начать осуществляться только после всестороннего обследования ребенка неврологом, лор-врачом, логопедом, психологом. Если комиссия установит наличие проблем, то будет составлен план работы.

Что касается остальных сфер психического развития, то в 3-х летнем возрасте с ребенком ведутся обычные занятия, такие же, как со всеми дошкольниками этого возраста.

 

Ребенок 4 года задержка развития

Если диагноз задержка развития диагностирован у 4-х летнего ребенка, родителям скорее всего предложат посещать специализированный коррекционный сад. При этом в основном вывод будет строиться на степени речевого развития, умение играть, в том числе, способности освоения ролевых игр.
Специализированные программы для детей 4-х лет в основном строятся на принципах методики Марии Монтессори. Она создает уникальную возможность для ребенка учиться и играть так, как удобно именно ему. При этом специалист, занимающийся с малышом, в процессе наблюдения сможет определить какие сферы психического и личностного развития нуждаются в дополнительном внимании и направит внимание ребенка на их развитие.

 

Ребенок 5 лет задержка развития

До наступления 5-ти летнего возраста специалисты еще могут сомневаться в точности диагноза ЗПР, наблюдать и лишь слегка корректировать развитие. В 5 лет наступает период, когда подтверждение диагноза означает начало полноценной коррекционной работы как в педагогической, так и в лечебной сферах. Это связано с приближением периода обучения в школе, когда задержка психического развития будет существенно снижать качество усвоения материала.
Окружающим становится очевидно отставание в развитии речи, логике, эмоционально-волевой сфере. Самыми яркими признаками того, что ребенок отстает от сверстников является неумение считать до 10, проблемы с запоминанием названия форм, в соотношении размеров, неспособность отличать цвета.
В работе с ребенком педагоги используют несколько методик. Среди них уже названная ранее система Монтессори, методика «Кубики Зайцева». Психологи используют для работы с детьми с ЗПР сказкотерапию, занятия с песком, игровую терапию.

 

Задержка развития ребенка лечение

Кроме коррекционной работы, специалисты используют в работе с ребенком с ЗПР медикаментозное лечение. Оно проводится под руководством психоневролога. Высокую эффективность показывают такие медицинские препараты, как ноотропы, витаминные комплексы, лекарства, улучшающие мозговое кровообращение, успокоительные или наоборот, психостимулирующие препараты, БАДы.
Конкретное лечение основывается на симптомах, психодиагностическом обследовании, индивидуальном анамнезе пациента.
Медикаментозное лечение сопровождается массажем, лечебной физкультурой, терапией с животными.

При совмещении педагогической коррекционной работы, медикаментозного лечения и профилактических процедур, успешность устранения задержки психического развития наступает у 8 детей из 10. Причем большая часть догоняет своих сверстников уже к школе.

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование занятий с детьми с задержкой психического развития (сложный дефект) в младшем возрасте

Понедельник

                                                                       

1.Рассматривание картины «Пускаем лодочку»  из серии «Мы играем».

2.Д\ у «Догонялки с солнечным зайчиком».

1.Рассматривание веток с листочками.

2.Д\ у «Найди такую же картинку и назови»- парные картинки.

1.Целевая прогулка в природу, на луг. Наблюдение за первой травой, мать-и-мачехой, насекомыми.

1.Рассказ педагога о весне. Рассматривание картинок с признаками весны (солнце, капель, травка, жуки, цветы).

2.Повторение стихов, потешек.

Вторник

1.Счёт и пересчёт предметов до 5.

2.Ориентировка на себе (части тела и лица).

3.Хор. игра «Мы потопаем немножко».

1.Счёт до 5.

2.Закрепить узнавание и называние фигур: круг, квадрат,  треугольник.

3.Д\у «Составь коврик».

4.Пальчиковая игра № 1,2,3,4,5.

1.Счёт предметов до 5.

2.Приём наложения, Понятия «столько», « сколько», «поровну».

3.Сравнение предметов по длине (дорожки).

1.Счёт до 5, пересчёт игрушек по 1. Итоговое число.

2.Приём «приложения», понятие «столько же».

3.Счёт движений.

Среда

1.Работа с  палочками «Солнышко».

2.Работа с карандашом «Весенняя картинка» — скворечник, солнышко, трава.

1.Работа с карандашом «Цветок мать – и – мачехи» — жёлтый и зелёные цвета.

2.Д\у «Собери цветок» — целое из 4 частей .

1.Д\у «Геометрическая мозаика» — собачка, зайчик.

2.Д\у «Разноцветные  дорожки» — мозаика (закрепление  4 основных цветов).

1.Рассматривание цветных шаров,   соотнесение цвета.

2.Д\у «Подбери шарику нитку».

3.работа с карандашом «Разноцветные шары к празднику».

Четверг

1.Артик. гимнастика, звук «Н» — Гербова, №59. Д\у «Угадай, что это?»

2.П.\и «Мышонок и сова».

1.Звуки «М, Н».

2.Д\у «Кто позвал?»

Инсценирование  произведения Е. Ровенской «Петушок», стр.96.

1.Звук «К». Гербова № 63.

2.Д/У «Магазин одежды» — с использованием дидактической куклы..

1.Звук «Г». Гербова № 67.

2.Чтение произведения С. Маршака «Кто колечко найдёт?».

Пятница

1.Разучивание стиха А.Барто «Кораблик».

2.Д/У «Угадай, кто здесь?».

1.Чтение стиха «Греет солнышко теплее…»

2.Игры с пальчиками № 5, 6.

1.Рассказывание сказки «Репка» — настольный театр.

2.Д/У «Чудесный мешочек».

1.Разучивание стиха Ивенсена « На свой флажок на красненький…».

2.Хор. игра «Шарики, шарики…подарили нам».

Есть ли у Вашего ребенка ЗПР или ЗПРР в 2-3 года?

Возраст 2-3 года – время, когда малыш активно познает мир, овладевает родным языком и коммуникативными навыками. Он стремительно пополняет словарь, изучает грамматику, расширяет кругозор. Этот процесс замедляется к 5 годам. Если у пятилетнего ребенка речь не развита совсем, у него рассеянное внимание, проблемы с мышлением, памятью, нет стремления к общению и расширению знаний, то вероятность нагнать здоровых сверстников, – менее 1%. Если начать коррекцию в 2-3 года, то ребенок с ЗПР или ЗПРР вполне может в дальнейшем обучаться в обычной школе.

Что такое ЗПР и ЗПРР?

Задержка психического развития (ЗПР) и задержка психоречевого развития (ЗПРР) – отклонения, требующие срочной коррекции и лечения под руководством опытного специалиста.

ЗПР – это нарушение развития отдельных психических функций (внимания, мышления, эмоций, воли, памяти), обусловленное медленным созреванием нервной системы. Такие дети могут более-менее говорить (хотя зачастую ЗПР сочетается с тяжелыми формами ЗРР), но крайне плохо поддаются обучению и испытывают серьезные трудности с социальной адаптацией. ЗПР считается пограничным состоянием между нормальным развитием и патологией, поэтому при грамотном подходе с возрастом его можно компенсировать.

Главное отличие задержки психоречевого развития (ЗПРР) от ЗПР в том, что это нарушение напрямую связано с освоением ребенком речи. Низкая скорость речевого развития приводит к значительному отставанию в формировании психических функций. Обычно ЗПРР определяется в 2-3 года, так как в этом возрасте ребенок обычно начинает активно общаться, и недоразвитость его речи, социальных навыков, отставание от сверстников очевидны. Если выявить ЗПРР своевременно, это состояние успешно компенсируется ко времени поступления в школу.

Проверьте своего ребенка

О задержке психического развития говорят следующие признаки:

  1. Малыш избегает общения с взрослыми и сверстниками. Его редко принимают в игры, чаще всего он играет в одиночестве.
  2. Резкая смена настроения. Вспышки гнева, беспричинная тревога, внезапная радость – не черта характера, а повод для беспокойства.
  3. Ребенок неусидчивый, ему сложно удерживать внимание, выполнять просьбы взрослых, он не может заставить себя сделать что-то. Он часто вскакивает, носиться по комнате, кричит.
  4. ЗПР нередко сочетается с ЗРР. Малыш знает мало слов, с трудом строит фразы, не умеет выражать мысли.
  5. Память у детей с ЗПР устроена таким образом, что они лучше запоминают предметы и картинки, чем словесные объяснения. Что-то выучить наизусть для них – слишком сложная задача.
  6. Ребенок не может сам сделать выводы, соотнести предметы по форме, цвету и размеру, нет самостоятельного логического и абстрактного мышления.

Задержку психоречевого развития можно определить следующим образом:

  • В 4 месяца малыш никак не отвечает маме и папе на улыбку, жесты, обращение.
  • В 8-9 месяцев ребенок не лепечет, не улучшается ситуация и в год: он растет тихим и замкнутым.
  • В 1,5 года нет простых слов типа «мама», «баба», «дай», ребенок не воспринимает речь взрослых, не выполняет просьбы, плохо жует и может подавиться даже небольшим кусочком.
  • В 2 года малыш знает 20-30 слов, но никак не пытается выучить новые.
  • В 2,5 года он не может составить предложение из 2-3 слов (подлежащее, сказуемое, дополнение), не знает, как называются части тела, бытовые предметы, действия.
  • В 3 года малыш говорит очень быстро или, наоборот, слишком медленно, но речь его отрывочна, состоит из отдельных слов. Не понимает суть несложных историй, но может в точности повторить за взрослым произнесенную фразу.
  • У малыша всегда немного приоткрыт рот, из которого течет слюна.
  • Ребенок часто проявляет агрессию, ему не сидится на месте, он быстро устает.
  • Он невнимателен, плохо запоминает информацию, простые ритмичные стихи.
  • Часто играет сам с собой в однообразные игры, так как у него слабо развита фантазия.
  • Плохо идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

Диагнозы ЗПР и ЗПРР ставятся только совместно неврологом, дефектологом, логопедом, психологом. Ими же разрабатывается стратегия лечения.

Что делать, если у малыша ЗПР или ЗПРР?

Основное заблуждение родителей и обывателей – смешение ЗПР и ЗПРР с психической ненормальностью. Эти диагнозы означают только отставание ребенка от своих сверстников в развитии, которое поддается коррекции.

Итак, вы заметили у малыша признаки отклонений или уже знаете диагноз. Как поступить в этой непростой ситуации?

  • Успокойтесь и изучите внимательно проблему. Посетите форумы родителей детей с ЗПРР, ЗРР, ЗПР, они с удовольствием поделятся опытом и дадут контакты проверенных специалистов.
  • Ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры «доброжелателей», мол, «перерастет», «отец его тоже поздно заговорил, и ничего» и т. д. Отставание от нормы не должно быть более 3-4 месяцев. Не упустите драгоценное время!
  • Окажите малышу поддержку. Он не виноват в своем состоянии и нуждается в вашей заботе. Но не опекайте, а направляйте его в нужное русло.
  • Немедленно посетите врача, для начала хотя бы сходите к педиатру. Он определит физическое состояние ребенка, соответствие его развития нормам, и даст направления к специалистам.
  • Ребенка обязательно покажите неврологу, так как в 100% ЗПР и ЗПРР требуют длительного медикаментозного лечения под контролем специалиста. Проводятся исследования работы головного мозга, для выяснения точной причины нарушения.
  • Не ограничивайтесь только приемом лекарств. Они обеспечивают нервную систему всем необходимым, но результат будет виден, если только с ребенком будет работать команда специалистов.
  • Дефектологи занимаются развитием малыша: памятью, вниманием, моторикой, интеллектом, эмоциями, социальными навыками, понятийным аппаратом.
  • Еще одно звено – занятия с логопедом. Он учит ребенка правильно произносить звуки, строить фразы и предложения, создавать связный текст.
  • Очень полезно посещать педагога-психолога для формирования коммуникативных навыков.
  • Хороший эффект дают иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия, музыкальная терапия и другие методики.

Едва ли не самая главная роль в процессе преодоления ЗПР и ЗПРР отводится родителям. Они находятся рядом с ребенком постоянно, тогда как врач и педагог видят его 2-3 раза в неделю. С малышом необходимо заниматься каждый день, каждый час. Распорядок дня, досуг следует выстроить так, чтобы каждая минута способствовала выздоровлению. Приобретите дидактические игры, кукольный театр, выполняйте пальчиковую гимнастику, читайте художественную литературу по возрасту, одним словом, создайте вокруг малыша развивающую среду. Проводить занятия нужно в строгом соответствии с составленной специалистами программой.

К сожалению, готовых рецептов здесь нет, в каждом случае план лечения разрабатывается индивидуально.

Зпр, зрр, змр. — запись пользователя Anti (2rebenka) в сообществе Детские болезни от года до трех в категории Неврология

Полный набор задержек. Скоро свихнусь. 

Отстаем со всех сторон.

Начнем с зрр: в почти 1 год 11 мес у нас в обиходе одно слова ,, мама, употребляемое по делу и без дела. Ну, здесь все коротко и понятно. Полный нуль.  3 месяца занимаемся с логопедом дефектологом. Ах, да ни одного другого слога не было ни разу, разве что агу в 3 месяца.

Далее змр: голову держит с 2-3 месяца, 8 сел, 8,5 пополз, 1,3 пошел. На данный момент ходит как медведь, с растановкой ног как Чарли Чаплин. Прыгать не умеет, только если держу за ручку, от пола все равно не отрывается.  Бегать не умеет, быстро ходит, как будто щас взлетит. По ступенькам не умеет без рук подниматься, только может через что то перешагивать, с бордюра спускаться.

Ну, и самая бяка зпр:  он не выглядит осознанным, ну как будто ему 1 год 5 мес. 

Что знаем и что умеем:

1) знает и показывает пальцем животных ( штук 50-60), овощи (10), фрукты и ягоды ( 15 , не знаю точно, не считала),. Если спрашивать,, покажи кто говорит н-р игого,, даст лошадь итд. Знает транспорт ( трамваи, троллейбусы, метро, паром, итд), знает насекомых (5-7 шт),  предметы знает, ну, там, ваза,  цепочка, итд. Если положить перед ним стакан, фрукт, кровать (я про карточки) и спросить на чем ты спишь, и из чего пьешь, даст правильно.  Бытовая техника ( около 8). Есть карточки с действиями людей , тоже показывает без ошибок, например, покажи где девочка купает куклу итд. Если рассуждать или считать по наличию карточек ( а их штук 800), то пассивный словарь у нас для 2 лет мал, очень мал.

2) знает 13 геометрических фигур. Если положить перед ним карточки, н-р, дом, часы, яблоко, дыня, и спросить, что здесь круглое, даст яблоко, что здесь квадратное, даст часы. Если сказать построй башню квадратную, возьмет и из квадратов построит, или так же круглую.

3) цвета ( зеленый, синий, красный, желтый).  Показывать только не давно начал, хотя учили 2 месяца.  Начинали с сравнения цветов, а потом бац, попросила дать желтый, и дал, я перепроверяла, и на фруктах и на шариках, все правильно дал.

4) собирает пазл из 2 частей. Все какие есть деревянные игрушки, собирает правильно.

5) куб с дырками геом.фигур все правильно вставляет

6)повторов очень мало: ладушки, танец мишки косолапого, танец про зайца, белобоки, какой он большой, сильный ( кулак об кулак), во общем детская ерунда, не для 2 лет

7) книги обажает, буквы любит, сейчас изучаем.

8) большой, маленький знает

9) помогает себя одевать. Вставляет ручки, ноги по просьбе, голову чтобы футболку деть н-р. Шапку сам может одеть, но чаще не уклюжий. Пробует обуваться, не получается.

Не умеем:

7)сам не ест, раз 5 брал ложку, в рот положит и в тарелку ложку озвращает. На горшок не ходит ( не приучала, редко высаживаю, постоянно в разъедах на лечениях

8) плохо понимает речь. Просто очень плохо. Понимает, н-р, написил, где ты мокрый,, он показывает. Или ,, подними с пола и на стол положи,,, выкинь в мусорку, отнеси и положи в стиральную машину ..... Дай, принеси, брось, пошли кушать, где, итд

Лечений было и будет еще куча. В развивалку поведу в 2 года. Хочу на дом еще одного дефектолога нанять, чтобы играла с ним грамотно. 

Подскажите, что еще можно добавить?

Из диагнозов: резудуальная (?, точно не поняла что написано) энцефалопатия, дизартрия.

как правильно учить танец

Статья (младшая группа) по теме: Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ…

Конспект занятия по плаванию с детьми раннего возраста «Петушок и его цыплята»

Занятия с детьми раннего возраста основаны на игровом методе с использованием подвижных и тематических игр и игровых упражнений. Каждое занятие в воде — для малышей большая радость. Использование элем…

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3 года).Тема:»Дождик».

Зкспериментирование с гуашью синего цвета.Нетрадиционная техника рисования пальчиками….

Обмен опытом:»Создание условий и использование традиционных и нетрадиционных методов в физкультурно оздоровительной работе с детьми раннего возраста в ДОУ «

От жизнерадостности, бодрости здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы….

Сообщение из опыта работы «Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста»

Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общему ослаблению здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета. Поэтому сохранение и укреплени…

Методический материал для работы с детьми раннего возраста (2 — 3 года) по теме: «Вода»

Опыты с водойЦЕЛИ: • способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, имеет вес, жидкая; • подвести к пониманию того, что вода может измен…

Конспект организованной образовательной деятельности по игровой технологии В.В. Воскобовича на тему: «Маленькие путешественники на планету Сенсорика» для детей раннего возраста (2-3 года)

Цель ООД: развитие сенсорных способностей и элементарных математических представлений детей раннего возраста с помощью игровой технологии В.В. Воскобовича. Задачи ООД:Обучающие:·   …

Картотека коррекционно -развивающих игр и упражнений для детей 5-7 лет с ЗПР.

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений

для детей 5-7 лет с ЗПР

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений рассчитан на детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания,

Грамотное проведение коррекции интелектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес неразделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Педагог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

  1. «Яблоко»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

Дидактический материал: три похожих яблока.

Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.

  1. «Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

  1. «Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»

  1. «Портрет»

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.

Дидактический материал: кукла,

Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

  1. «Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания.

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Описание задания. Воспитатель: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

  1. «Ушки на макушке»

Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.

Описание задания. В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.

  1. «Корректурные пробы»

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: бланк с заданием (рис 1.).

Описание задания. Ребенку предлагается расставить значки, как в образце.

Рис.1hello_html_m438f64e1.png

  1. «Бубен и колокольчик»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.

  1. «Бубен, колокольчик, дудочка»

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.

  1. «Пульс»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.

Дидактический материал: секундомер или часы.

Описание задания. Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин.

  1. «Узор»

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

  1. «Выложи кружочки»

Цель: увеличение объема внимания.

Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Описание задания. Воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повторить 2 – 3 раза.

  1. «Погода»

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания. Воспитатель: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать». Упражнение выполнить 5 – 6 раз.

  1. «Мышка – птичка»

Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.

Описание задания. Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.

  1. «Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания.

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания. Воспитатель: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

  1. «Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

  1. «У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой,

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

— Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

— Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

  1. «Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем воспитатель называет три слова и т.д.

1) огонь;

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.

  1. «Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.

Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение.

  1. «Спрячь игрушки»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: три игрушки.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка спрятать три игрушки. При этом ставит ребенку условие, что на следующий день он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.

  1. «Запомни и покажи»

Цель: развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

Дидактический материал: (Таблица рис. 2)

Описание задания. В течение 5 с. показывается таблицу с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.hello_html_m32793935.png

Рис. 2

7. «Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка.

Описание задания. Воспитатель показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Воспитатель задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке? Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.

8.«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

  1. «Пирамидка»

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.

  1. «Актер»

Цель: обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями.

Описание задания. Воспитатель рассказывает детям сказку: «Однажды я шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья растут елки и березы. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк». Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.

  1. «Дорисуй фигуры»

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур (Рис 3).

Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

hello_html_22f621fa.pnghello_html_m71ee6009.png

Рис. 3

  1. «Форма»

Цель: развитие наблюдательности, ориентирования на форму.

Дидактический материал: три предмета круглой и прямоугольной формы.

Описание задания. Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы.

  1. «Что забыл нарисовать художник?»

Цель: развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал: набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй – расческа без зубчиков, на третьей – машина без колес, на четвертой – рыба без плавников.

Описание задания. Ребенку предлагается поочередно каждая карточка, и воспитатель спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?»

  1. «Снежинки»

Цель: развитие пространственных представлений.

Дидактический материал: лист с практическим заданием «Снежинки» (рис).

Описание задания. Ребенку предлагается попарно соединить одинаковые кружочки, чтобы получилась красивая снежинка. При этом ребенок должен называть признаки кружочков, которые соединяет.

hello_html_m1182b879.png

Рис. 4

  1. «Что нарисовано?»

Цель: развитие умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал: набор карточек (4-10 шт.) с пунктирным изображением знакомых ребенку предметов, животных и т.д.

Описание задания. Воспитатель поочередно показывает карточки и задает вопрос: «Что здесь нарисовано?» Если ребенок затрудняется с ответом, можно предложить ему соединить пунктирные линии карандашом.

  1. «Определи звуки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Дидактический материал: картинки с изображением шубы, петуха, ножа, цыпленка, самолета, машины, туфель, яблока, ложки, лимона.

Описание задания. Воспитатель произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: шар – шуба, петух – пуговица, нож – ночь, цветы – цыпленок, самолет – сапоги, машина – молоко, туфли – трава, яблоко – ягода, ложка – лампа, лошадь – лимон.

  1. «Точки»

Цель: развитие ориентирования в пространстве.

Дидактический материал: лист с заданием, на котором нарисован зайчик (в нижнем левом углу листа) и Домик (в верхнем правом углу листа), между зайчиком и домиком нарисовано большое число точек (рис 5).

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Зайчик заблудился и не может найти дорогу к своему дому. Ты хочешь помочь ему? Тогда, соединяя точки, нарисуй дорожку от зайчика к его дому»,

hello_html_m227095c0.png

Рис. 5

  1. «Пуговицы»

Цель: развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.

Описание задания. Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.

  1. «Найди свой цвет»

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Дидактический материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета.

Описание задания. По всей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде воспитателя «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы. Игра проводится 4-5 раз.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

  1. «Чего не хватает?»

Цель: развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении.

Дидактический материал: карточка с заданием (рис. 6).

Описание задания. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и сказать, какая фигура должна быть в пустой клеточке.

hello_html_m7b54b754.pnghello_html_mc917bc8.png

Рис. 6

  1. «Сыщик»

Цель: развитие умения декодировать информацию.

Дидактический материал: схема кабинета психолога, на которой отмечены стол, стул, шкаф, окно, дверь, диван; крестиком отмечено место, где спрятана игрушка.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «На листочке нарисован план моего кабинета. Вот нарисован стол, рядом стул, этот прямоугольник – диван, это – дверь, это – шкаф, это – окно. А вот здесь, где стоит крестик, спрятана игрушка. Попробуй по плану найти ее».

  1. «Сравнение предметов»

Цель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций.

Описание задания. Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка.

Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Воспитатель задает ребенку вопросы; «Ты видел бабочку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова воспитатель задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? Чем похожи? А чем они отличаются друг от друга?»

  1. «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Дидактический материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.

Варианты карточек:

1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;

2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;

3) яблоко, груша, виноград, огурец;

4) помидор, морковь, машина, картофель;

5) шапка, машина, самолет, поезд.

Описание задания. Ребенку поочередно показывают карточки. Психолог говорит: «Посмотри на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Покажи и назови этот предмет». Если ребенок затрудняется с ответом, психолог должен объяснить правильный ответ на примере первой карточки. (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

  1. «Сложи узор»

Цель: развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей.

Дидактический материал: кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Описание задания. Ребенку предлагаются поочередно три первые картинки с нарисованным на них узором. Он должен из кубиков выложить такой же узор.

  1. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание задания. Ребенку читают серию, состоящую из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно отличается от них и должно быть исключено.

Варианты серий слов:

1) храбрый, злой, смелый, отважный;

2) яблоко, слива, огурец, груша;

3) ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

4) платье, свитер, шапка, рубашка;

5) береза, дуб, сосна, земляника;

6) мыло, мочалка, шампунь, веник.

  1. «Тонет – не тонет»

Цель: развитие способности выделять свойства предметов; развитие логического мышления.

Дидактический материал: таз с водой; пустой флакон и флакон, заполненный песком; теннисный и металлический шарики; деревянный брусок и камень; бумажный лист и стакан.

Описание задания. Ребенку показывают пустой флакон и флакон, заполненный песком, и предлагают определить, какой флакон тяжелее. Затем опускают в таз с водой флакон с песком и отмечают, что он «утонул», потому что тяжелый. Затем опускают в воду пустой флакон и отмечают, что он не тонет, потому что легкий. Далее ребенку дают в руки теннисный и металлический шарики и спрашивают: «Какой шарик тяжелее, а какой легче? Какой шарик утонет, а какой – нет?». Ребенок опускает шарики в воду. Такой же опыт проделывают с деревянным бруском и камнем. Затем ребенок, не беря в руки бумажный лист и стакан, должен определить, что легче, а что тяжелее, что утонет, а что – нет. Стакан и бумажный лист опускают в воду.

  1. «Угадай предмет»

Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения.

Дидактический материал: 15 картинок с изображением знакомых ребенку предметов.

Описание задания. Воспитатель поочередно показывает картинки ребенку и называет характерные признаки каждого изображенного предмета. Например, показывая сапог, психолог говорит, что это – теплая обувь, сапоги носят зимой и т.д. После того как все картинки проанализированы, воспитатель убирает их. Затем он достает по одной картинке и называет ребенку признаки предмета, нарисованного на ней (ребенок картинку не видит). Ребенок должен назвать предмет.

  1. «Мячик»

Цель: развитие аналитического мышления.

Дидактический материал: мяч.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Ты будешь бросать мне мяч и называть любое слово, а я брошу мяч тебе обратно и назову слово, которое подходит к названному тобой». Например, пары слов: тучка – дождик, хлеб – нож, конура – собака, варенье – банка и т.д.

  1. «Мостик»

Цель: развитие мыслительных ассоциативных связей.

Дидактический материал: 5 пар картинок: 1-ят – лес, гриб; 2-я – книга, мальчик; 3-я – ваза, цветы; 4-я – плита, кастрюля; 5-я – пуговица, иголка.

Описание задания. Воспитатель показывает первую пару картинок и говорит, что эти картинки пока никак не связаны между собой. Ребенок должен придумать слово, которое, как мостик соединило бы две разные картинки. Например: между картинками «лес» и «гриб» мостиком может быть слово «растет» (гриб растет в лесу) и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *