Формирование здорового образа жизни в детском саду
Статистические данные различных исследований говорят о том, что в последние годы число полностью здоровых дошкольников сократилось практически в 5 раз и составляет около 15% от общего количества детей, поступающих в общеобразовательную школу. Из этого можно сделать однозначный вывод — формированию навыков здорового образа жизни дошкольников следует уделять особенное внимание, внедряя в этот процесс все формы работ по оздоровлению детей как в ДОУ, так и дома.
Cохранение здоровья детей является одной из наиболее важных и весомых стратегических задач развития государства в целом. Государственные мужи прекрасно понимают, что долголетие нации напрямую зависит от того, насколько правильно и ответственно человек будет относиться к здоровью собственного организма, начиная с раннего возраста. При этом упущенное в детстве довольно затруднительно восстановить в будущем, вследствие чего, первостепенным направлением программ, направленных на
Статистические данные различных исследований говорят о том, что в последние годы число полностью здоровых дошкольников сократилось практически в 5 раз и составляет около 15% от общего количества детей, поступающих в общеобразовательную школу. Из этого можно сделать однозначный вывод — формированию навыков здорового образа жизни дошкольников следует уделять особенное внимание, внедряя в этот процесс все формы работ по оздоровлению детей как в ДОУ, так и дома.
Какие факторы влияют на здоровье детей?
Здоровый образ жизни определяется сразу несколькими факторами, на каждом из которых хотелось бы заострить ваше пристальное внимание.
1. Рациональное питание
Принято выделять несколько моментов, которые должны учитываться, как родителями, так и работниками дошкольных заведений при формировании здорового образа жизни ребенка. И, прежде всего, это ежедневный рацион ребенка, который должен быть полноценным и разнообразным, а именно — включать в себя в необходимом количестве основные микроэлементы и полезные вещества, поскольку специалисты утверждают, что однообразное питание является вредным для здоровья человека.
Это связано с тем, что при однообразном питании ребенок не получает огромное количество жизненно необходимых ингредиентов, обеспечивающих его полноценное развитие. В результате чего, у дошкольника могут появиться различные расстройства, той или иной степени тяжести. Правильное рациональное питание имеет большое значение именно в детском и подростковом возрасте, когда как организм подрастает и развивается, а недостаток важных веществ может привести к дисбалансам в его развитии.
Помимо этого, следует обратить внимание на количество употребляемой пищи. Регулярное недоедание и переедание в процессе развития ребенка неизбежно приведет к ухудшению его самочувствия, а также к уменьшению продолжительности его жизни. В частности, недоедание приводит к недостатку питательных веществ, а переедание — это прямой путь к ожирению. Это заболевание, в первую очередь, нарушает работу сердечнососудистой системы, функций органов дыхания. Кроме того, достаточно часто при ожирении встречаются поражение печени и нарушение метаболизма, которые, в последствии, могут негативное повлиять на опорно-двигательный аппарат.
Меню детского сада учитывает все эти особенности питания детей, поскольку над его разработкой работали специалисты Института питания РАМН при участии ведущих диетологов страны, а соответствие объемов питания и качество продуктов контролируется сотрудниками СЭС и специальной комиссией, которая время от времени проверяет блюда, подаваемые детям. В домашних условиях родителям также следует придерживаться правил здорового питания и никогда не забывать, что во время еды противопоказано просмотр телевизионных передач, работа за компьютером, чтение и прочие действия, которые могут отвлекать ребенка от употребления пищи.
2. Физическое развитие
Наверняка, каждый знает о том, что даже абсолютно здоровый человек в самом расцвете сил, в жизни которого отсутствуют физические нагрузки (то есть, если он не занимается спортом или не делает зарядку), при самых незначительных физических работах значительно учащается сердцебиение и дыхание. Кроме того, доктора утверждают, что у таких людей чаще встречаются всевозможные заболевания и их самочувствие, в целом, неудовлетворительное. А все потому, что работоспособность сердца напрямую зависит от развития всей мускулатуры человека. Именно поэтому систематические физические нагрузки в детском саду позволяют укрепить опорно-двигательную, дыхательную и сердечнососудистую систему ребенка с раннего возраста. Также, физическая активность оказывает благоприятное влияние на нервную систему дошкольника.
Важно понимать, что ежедневные физкульт-минутки должны быть неотъемлемой частью жизни каждого человека, старающегося поддерживать свое здоровье в порядке. Еще лучше, если это войдет в привычку, как умывание и чистка зубов по утрам. Ну, а регулярные тренировки и посещение всевозможных секций могут стать залогом крепкого здоровья для каждого из нас. Сумев привить ребенку в раннем возрасте понимание того, что физические нагрузки обязательны для его здоровья, Вы можете быть уверены, что эта привычка сохранится и в будущем.
3. Сон и отдых
Для нормального функционирования нервной системы, впрочем, как и всего организма, огромное значение имеет своевременный отдых, а также полноценный сон. Еще академик Павлов указал, что сон защищает нервную систему человека от излишнего напряжения и переутомления. Поэтому стоит заботиться о том, чтобы сон детей дошкольного возраста был регулярным и глубоким. В частности, для детей младшего возраста очень важен тихий час, который в детском саду длится не менее 2-2,5 часов. И родителям необходимо придерживаться этого правила и дома, независимо от того, охотно ребенок ложиться отдыхать или нет.
Основные мероприятия для формирования ЗОЖ в детском саду
По мнению специалистов в дошкольных учреждениях основополагающими направлениями для формирования здорового образа жизни детей являются:
- определение значения здоровья и здорового образа жизни человека;
- стандартизация учебных нагрузок;
- повышение уровня квалификации сотрудников дошкольной образовательной организации;
- построение и введение инновационных мероприятий, направленных на охрану здоровья и укрепление здорового образа жизни детей;
- формирование адаптационной образовательной среды для дошкольников, которые имеют ограниченные физические возможности или затруднения в развитии;
- формирование системы совокупной деятельности дошкольного учреждения и родителей для создания культуры здорового образа жизни не только дошкольников и их родителей, но и педагогов.
Подведем итоги
Из всего сказанного выше можно понять: формирование здорового образа жизни ребенка следует начинать именно с раннего возраста, а не откладывать это на потом, когда уже начнут проявляться основательные трудности со здоровьем организма из-за игнорирования элементарных правил. Умеренное рациональное питание, систематичные физические нагрузки, соблюдение режима дня и отдыха, позволят вам и вашему ребенку радоваться активной здоровой жизнью до самой старости.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.Статья (старшая группа) по теме: Статьи на тему : «Формирование ЗОЖ детей в ДОУ»
Миронова Юлия Викторовна
магистрантка МГПИ им.Евсевьева,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида»
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, образование, здоровьезберегающие технологии, дошкольники.
Mironova Yulia Biktorovna
graduate student Mordovian State Pedagogical Institute
The teacher of the municipal pre-school educational institution number 65 combined type
FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE OF PRESCHOOLS ‘LIFE
AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Аbstract: The article deals with the problem of forming a healthy lifestyle in preschool children.
Кey words: health, healthy lifestyle, education, health-saving technologies, preschoolers.
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество.
Жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее – это наши дети. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно – способной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране, снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей, технология воспитательно — образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной.
В последние годы проблемы здоровья детей приобрела новое осмысление. Если раньше её решение связывалось преимущественно с медико-биологическими или санитарно-гигиеническими факторами, то сегодня доказано, что здоровье человека – это целостное, системное явление природы, которое обусловлено, как естественными и социальными внешними факторами, так и внутренними, определяющими психологическое отношение человека к себе и к тем обстоятельствам, в которых он реализует собственную жизнь.
Медицина, физиология, психология и педагогика упорно занимаются вопросами проблем формирования здорового образа жизни у детей. Направленность ребенка на здоровый образ жизни определяется рядом факторов. К ним относятся:
— особенности развития государства;
— общественное мнение;
— технологическая обстановка;
— воспитательно-образовательный процесс;
-семейное воспитание.
Особое место в данном списке должна занять система дошкольного и школьного воспитания детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой.
Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников является одной из главных направлений развития образовательной системы современного детского сада, стратегическая цель которой – воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Деятельность детских садов ориентирована на становление и развитие интеллектуальных и психофизических способностей детей. И осуществление данной цели возможно лишь при условии сохранения и укрепления здоровья детей. Каждый ребенок сталкивается с многообразием современных образов жизни. Не всегда эти образы сочетаются с здоровым образом жизни, в результате чего представление ребенка о здоровой жизнедеятельности разобщается, разрушается сложившееся у ребенка представление о ЗОЖ. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Проблема формирования здорового образа у детей не столько медицинская, сколько педагогическая. Правильно организованная воспитательная работа с детьми обеспечивает формирование у них здорового образа жизни. На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни. Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:
— уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;
— исследование состояния здоровья детей и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
— выявление и исследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
— создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей. Социализация личности также обуславливает проблемы формирования здорового образа жизни. Окружающая социальная среда ребенка является важной в формировании его поведения.
В вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, специалисты и родители
Оздоровление воспитанников не может быть эффективным, если оно проводится только силами медицинских работников. Эта работа требует тесного сотрудничества с педагогическим персоналом и родителями, поэтому в учреждении создано детско — взрослые сообщество (дети — родители — педагоги) .
Педагоги должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Важнейшее направление в работе по оздоровлению детей — это осуществление профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий в детском саду. Чрезвычайно важно, чтобы обучение носило интегрированный характер.
Тема «Здоровье», «Здоровый образ жизни» должна пронизывать все виды деятельности ребёнка. Необходимо воспитывать у детей мотивацию здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.
Поэтому, целью нашего эксперимента было повышения уровня формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста.
В ходе эксперимента нами была составлена микропрограмма по формированию представлений детей о здоровом образе жизни. В процессе исследования мы включали в режим ребёнка двигательную активность, к которой относятся: физминутки, подвижные игры малой и средней интенсивности, пальчиковые игры, активное слушание музыки, и оздоровительные компоненты. В ходе работы, старались заботиться о здоровье самого ребенка, применяя в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно — профилактического действия.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет положительный пример в поведении взрослых. Это учитывали в работе сами педагоги и настраивали на это родителей детей – в консультациях, в совместной деятельности, в организации различных мероприятий. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Поэтому, для формирования здорового образа жизни детей нами был разработан проект, в котором участвовали не только дети, но и родители. В процессе реализации проекта с детьми проводилась предварительная работа, которая велась в свободное от занятий время, подбирались дидактические игры, в книжном уголке раскладывали книги, иллюстрации, выставляли муляжи фруктов и овощей. Дети готовили сообщения и знакомили нас с тем, как устроено тело человека. В доступной форме, при помощи иллюстративного материала, рассказывали о его основных системах и органах, обращая внимание на необходимость прислушиваться к своему самочувствию.
Итак, среда, созданная нами в условиях детского сада, способствовала обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков. В итоге сформировали у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Результатом эксперимента является снижение заболеваемости детей. Также у детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах, повысились знания о значимости образа жизни, расширилось представление о закаливающих мероприятиях.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
Воспитание здорового образа жизни является длительным, целенаправленным и напряженным педагогическим процессом, осуществляемым педагогами, родителями совместно с врачом и психологом, он должен носить системный характер. Только при таких подходах и условиях можно добиться положительного результата.
Литература
1. Анохина, И.А. формирования у культуры в ДОУ / И.А.Анохина. – М. : Феникс, 2008г. – 34с.
2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный / Ахутина, Т.В. // Школа здоровья. – 2000г. – №2. – С. 42. – 43.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
4. Воробьева, М.В. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / Воробьева М.В. // Дошкольное воспитание. – 1998г. — № 7. – С.5.
5. Маханева, М.С. Новые подходы к организации физического воспитания детей / Маханева М.С. // Дошкольное воспитание. – 1993г. — № 2. – С.22 — 24.
6. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М. : Медицина, 1988г. – 224 с.
7. Федеральный государственный стандарт образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22&sid=29553/
Консультация (подготовительная группа) на тему: Здоровый образ жизни в детском саду и дома
Консультация для родителей
Здоровый образ жизни в детском саду и дома
Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.
Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — детского сада. Оздоровление в детском саду предусматривает целый ряд мероприятий: утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии, продуманное питание, разнообразные дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его составляющих, а также множество повседневных занятий, приучающих ребенка заботиться о своем здоровье. Но формирование здорового образа жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить необходимые условия здорового образа жизни.
- Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.
- Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты. При этом любое принуждение недопустимо. Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.
- Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).
- Регулярное закаливание. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
- Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
- Спокойствие и любовь. Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель. Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.
- Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.
Родителям следует помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.
Неделя здоровья в детском саду
Неделя здоровья — замечательная традиция дошкольных и средних образовательных учреждений. О важности правильного образа жизни и занятий спортом говорится детям часто, полезные привычки пропагандируются постоянно. Но сильнее всего мотивирует малышей к движению в направлении ЗОЖ необычная форма мероприятий. На Неделе здоровья проводятся игровые и познавательные занятия, сочетаются различные виды детской деятельности — всё, что нравится детям.
Что такое Неделя здоровья
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников одна из основных целей педагогического процесса в ДОУ. Экологические проблемы, перенасыщение информацией, стрессовые ситуации — эти и многие другие неблагоприятные факторы современной жизни сказываются на физическом и психическом состоянии детей. Работники детсокго сада (воспитатели, медсестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, преподаватели творческих кружков и спортивных секций в садике) осуществляют постоянную пропаганду активного и здорового образа жизни.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дана установка на создание такой образовательной среды в детском саду, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей <…>
ФГОС от 17.10.2013 г.
Занятия в детском саду направлены на укрепление физического и эмоционального здоровья детей
Неделя здоровья в детском саду — это комплекс интересных мероприятий на каждый день недели, целью которого является поддержание положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников и их родителей. Тематические занятия воспринимаются детьми как яркое событие в жизни детского сада. Ребята видят, что все группы принимают участие в подготовке и проведении Недели здоровья, коллектив становится сплочённым общей целью — расти здоровыми и радоваться каждому дню.
Проведение Недели здоровья реализует задачи для всех возрастных групп:
- созидание здоровья, повышение выносливости детского организма,
- развитие двигательных навыков,
- активизация познавательных интересов,
- развитие волевых качеств: упорства, стремления побеждать, умения проигрывать,
- воспитание эмпатии: способности сопереживать товарищам, желания помогать.
На Неделе здоровья проводятся «Весёлые старты» для нескольких групп
Таблица: мероприятия на Неделе здоровья
Каждое занятие или мероприятие организуется педагогом в соответствии с принципом возрастной адекватности. Это значит, что тема, способы её раскрытия, задания подбираются с учётом способностей конкретной группы детей. Приведённые в таблице примеры мероприятий можно провести как в младшей, так и в старшей группе. Это общие формы, которые педагог наполняется содержанием, соответствующим возрастным и индивидуальным особенностям подопечных. Например, с детьми 2–3 лет проводится беседа «Для чего нужен носовой платок?», а с ребятами 6–7 лет — «Вирусы и микробы».
Видео: занятие «Моем куклу Дашу» в рамках Недели здоровья (ясельная группа)
Показанные фрагменты занятия в ясельной (первой младшей) группе показывают способ обучения малышей культурно-гигиеническим навыкам в игровой форме. Воспитатель создаёт реальную ситуацию (Даша испачкалась) и проблему (как Даше очиститься). Методически грамотный момент — воспитатель на занятии с малышами демонстрирует опыт (проверяет, чем очистить куклу) и, найдя практическим путём решение проблемы, даёт возможность детям поучаствовать.
Видео: приготовление овощного салата (итоговое мероприятие на Неделе здоровья)
Приготовление салата можно отнести к полезному досугу: ребята тренируются в навыке владения ножом, закрепляют знания о пользе овощей. И, конечно, пробуют приготовленное блюдо — это особое чувство, оценка своей деятельности. Как вариант, старшие дошкольники могут приготовить салат (овощной или фруктовый) для совместного с родителями досуга.
Видео: физкультурное занятие «Гимнастика для мишки» во второй младшей группе
Фотографии и видеофрагменты в этой записи показывают отличный пример того, как провести физкультурное занятие в необычной форме. Инструктор подготовил музыкальное сопровождение, новые атрибуты для подвижных игр (в том числе самодельные), пригласил поучаствовать в роли медведя кого-то из работников ДОУ, — всё это вызывает неподдельный интерес у ребят. Они отзываются на идеи помочь медведю правильно пробудиться ото сна и хотят рассказать ему о здоровом образе жизни (то, чему сами научились на Недели здоровья). На заметку: автор видеозаписи разместил в описании ролика краткий план Недели здоровья в их детском саду.
Видео: художественная выставка «Зимние забавы» к Неделе здоровья и спорта
Презентация рисунков к Неделе здоровья и спорта, проводившейся в зимнее время. Педагогам на заметку: работы, созданные совместно ребятами и родителями, организаторы выставки подписывали как «Художественная студия семьи <…>», — звучит оригинально.
Видео: праздник для детей и родителей на Неделе здоровья в средней группе
По содержанию праздник составлен грамотно. Несколько недочётов в организационной части: не все родители пришли в спортивной форме, возникали заминки между этапами праздника, их можно было заполнить хотя бы танцевальными минутками, при награждении участников не хватало музыкального сопровождения.
Расписание и временной план мероприятий
Традицинно Неделя здоровья проводится в детском саду несколько раз в году: осенью и в середине зимы, осенью и весной. Во второй половине учебного года оздоровительные мероприятия и занятия на тему ЗОЖ приурочиваются к Всемирному дню здоровья (7 апреля). Некоторые ДОУ планируют Недели здоровья в соответствии со временем школьных каникул. Таким образом, осуществляется преемственность в дошкольном и начальном школьном образовании: традиция не прерывается, спортивные мероприятия проводятся на общей площадке (дошколята приглашаются на школьный стадион, воспитанники сада и ученики школы приходят в парк на «Весёлые старты» и т. д.).
Ко Дню здоровья воспитанники детского нарисовали плакат о правильном образе жизни
Указания к составлению плана для Недели здоровья:
- Список мероприятий обсуждается и утверждается коллективом и медперсоналом на педагогических совещаниях.
- В плане мероприятий сочетаются разнообразные виды деятельности. Рекомендуется в первой половине дня проводить занятия, предполагающую повышенную физическую и/или эмоциональную активность, а после тихого часа — спокойные мероприятия. Например, утром дети знакомились с нетрадиционной зарядкой на степ-платформах, затем участвовали в спортивном квесте на уличной площадке. Тогда во второй половине дня воспитатель повторяет с ними стихотворения о правилах гигиены («Федорино горе», «Девочка чумазая», «Мойдодыр») и предлагает инсценировать эти истории в театральном уголке.
- Во время Недели здоровья традиционные занятия снимаются (кроме музыкальных и физкультурных — они проводятся в неклассической форме, с применением необычных материалов и инвентаря).
- При удовлетворительных климатических и погодных условиях время пребывания детей на улице увеличивается, в план включаются мероприятия на свежем воздухе: зарядка, пешие прогулки, подвижные игры, конкурсы.
- Наличие в плане мероприятий для родителей.
Воспитанники подготовительной группы играют на площадке детского сада
Режим дня остаётся неизменным во время Недели здоровья: утренняя зарядка, прогулка, музыкальные и физкультурные занятия, приёмы пищи и тихий час наступают по расписанию. Традиционные занятия заменяются на мероприятия оздоровительного характера или на валеологическую тему. Поэтому временные рамки мероприятий в группе соответствуют хронометражу обычных занятий.
Например. Занятие по окружающему миру во второй младшей группе заменяется на беседу «Почему нужно много двигаться?». Длительность занятия НОД для детей 3–4 лет составляет 15 минут. Соответственно, это время отводится на проведение беседы с дополнительным просмотром мультфильма о спорте:
- беседа — 7–8 минут,
- просмотр мультфильма и обсуждение — 7 минут.
В старшей группе проводится беседа с изучением наглядного материала (макетов, плакатов) о строении тела человека и функциях различных органов
Таблица: как составить план мероприятий для Недели здоровья с указанием хронометража (на примере одного дня)
Физкультминутки и мастер-классы для родителей — обязательные мероприятия на Неделе здоровья
Таблица: картотека тем для Недели здоровья
Видео: Неделя здоровья «Быть здоровыми хотим» в средней группе
Видео: тематическая неделя «Я расту здоровым»
Видео: неделя здоровья «Зимние забавы»
Таблица: пример плана мероприятий для Недели здоровья в средней группе (фрагменты)
На Неделе здоровья детям предлагается обыграть сюжеты «Диспансеризация», «Травмопункт», «Больница» и др
Рекомендации по работе с родителями на Неделе здоровья
Как уже говорилось, Неделя здоровья предполагает активное взаимодействие воспитателя, инструкторов и медперсонала детского сада с родителями. Следует учитывать, что присутствовать на консультациях в вечернее время смогут не все родители. А если таких мероприятий будет несколько, то родительский состав будет редеть от раза к разу. Поэтому запланировать логично одну консультацию на неделе в вечернее время, её проводит физкультурный руководитель или медсестра. В первой половине дня родители приглашаются на открытые занятия и утреннюю гимнастику (присутствие поощряется — воспитатель заранее готовит листы благодарности, грамоты).
Важные информационные темы воспитатель размещает на стенде или в ином печатном виде в приёмном помещении группы и побуждает родителей, бабушек, нянечек изучить текст, пока дети переодеваются.
Формы работы с родителями:
- консультации,
- анкетирование,
- приглашение к участию в занятиях, мастер-классах,
- изготовление поделок, плакатов, стенгазет на темы ЗОЖ вместе с детьми,
- распространение информационных листов, брошюр, памяток.
Воспитатели в нашем саду ведут группы в мессенджерах (обычно, это беседы в Whats’App), где публикуют важную текущую информацию для родителей. Во время Недели здоровья в чаты скидывают фотографии брошюр, видео-инструкции по выполнению гимнастических упражнений, темы поделок. Одна из воспитателей записывает консультации от медсестры на видео и присылает родителям. Это удобно и вызывает положительный отклик у родителей: присутствовать на собрании или очной консультации могут не все, а посмотреть десятиминутный ролик доступно каждому.
Видео: консультация для родителей руководителя физического воспитания
Видео: открытое занятие по здоровье сбережению
Неделя здоровья — это не экстренный комплекс мер по укреплению здоровья детей. Педагогический коллектив работает ежедневно на улучшение физического и психоческого состояния детей, воспитывает в них желание активно жить, правильно питаться, отдыхать с пользой. Неделя здоровья — это праздник спорта, здорового образа жизни. Праздник длиной в неделю. Подготовить и организовать эту важную неделю необходимо таким образом, чтобы дети впитали максимум полезной информации и зарядились позитивным настроением на долгое время.