В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием: Детская психология в вопросах и ответах — страница 95 – от рождения до школы страница 18

Детская психология в вопросах и ответах — страница 95

фортепиано и петь в хоре, быстрее научаются изображать геометрические Фигуры и раньше начинают считать. Каким образом музыкальное образование влияет на интеллектуальное развитие ребёнка ?Объясните почему это происходит ? Решение Связь “Эмоции – память” особенно активна между 6 и 12 месяцами жизни ребёнка. В это время малыши устанавливают прочную чувствительную связь со своими родителями и другими близкими людьми. Опираясь на этот эмоциональный фундамент дети успешно усваивают информацию, которая соответствует их уровню развития. Но не стоит принуждать детей к тому, в чём ребёнок не испытывает удовольствия.Чувства и ощущения определяют архитектуру мозга. 4.25 Ситуация. Миша (2 года 5 мес) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития. Коля (2 года 5 мес) в своей семье, наоборот, мало слышит, но зато много видит. Мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуясь красивыми рисунками. Что не учитывают мамы Миши и Коли? Решение. Обе мамы неправы. Мама Маши забывает о необходимости сочетать слышимое ребенком с наглядным образом. А мама Коли забывает о необходимости связывать видимые зрительные образы с обозначающим словом. Обе мамы неправы и в том, что не придают значения развитию активной речи самих детей. 4.26 Ситуация. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сделала из Пушкина русского поэта? Решение. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песенки, няня “заложила” в будущего гения программу ритмики русского языка. Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последовательно на разных стадиях развития. 4.27 Ситуация . В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание развития активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточная эмоциональная выразительность. Назовите причины подобного явления. Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста? Решение. Причина данного явления: недостаточная речевая деятельность взрослых. Детям недостает впечатлений и эмоциональности, а сами они не являются примером друг для друга. Родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, совершенствуя понимание речи взрослых и поощряя формирование собственной активной речи ребенка. 4.28 Ситуация . Родители Кати (1 год 5 мес) работают и учатся на вечернем отделении института. Так как на воспитание дочери времени не остается, решено было отвезти Катю к бабушке в деревню. Через год, когда

от рождения до школы страница 18

! Выполняя все потребности (желания) ребенка, мы тем самым лишаем его активных действий.

2.25

Ситуация. Наблюдения показывают, что малыши, которых учат играть на фортепиано и петь в хоре, быстрее научаются изображать геометрические фигуры и раньше начинают считать.

Каким образом музыкальное образование влияет на интеллектуальное развитие ребенка? Объясните, почему это происходит?

Решение. Связь «эмоции – память» особенно активна между 6 и 12 месяцами жизни ребенка. В это время малыши устанавливают прочную чувствительную связь со своими родителями и другими близкими людьми. Опираясь на этот эмоциональный фундамент, дети успешно усваивают информацию, которая соответствует их уровню развития. Но не стоит принуждать детей к тому, от чего ребенок не испытывает удовольствия.

2.26

Ситуация. Мама Миши (2 года 5 месяцев) считает, что чтение сказок, рассказов, беседы на разные темы необходимы для психического развития ребенка.

Мама Коли (2 года 5 месяцев), наоборот, обращает внимание своего сына лишь на иллюстрации в книгах.

2 Правы ли мамы Миши и Коли?

Решение. Обе мамы не правы. Мама Миши забывает о необходимости сочетания словесного образа с наглядным. А мама Коли забывает о необходимости связывать видимые зрительные образы с обозначающим их словом. Обе мамы не правы и в том, что не придают значения развитию активной речи самих детей.

! Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное. Пусть при этом больше говорит ребенок.

2.27

Вопрос. Можно ли предположить, что няня Арина Родионовна сделала из Пушкина русского поэта?

Ответ. Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песни, няня «заложила» в будущего гения программу ритмики русского языка. Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последовательно на разных стадиях развития.

2.28

Ситуация. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточную эмоциональную выразительность.

Назовите причины подобного явления. Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста?

Решение. Причина данного явления – недостаточная речевая деятельность взрослых. Детям в среде своих сверстников не хватает в этом отношении примеров для подражания. Поэтому родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, обращая внимание на понимание им речи взрослых и поощряя его стремление к развитию собственной активной речи.

! Говорите четко и ясно. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

2.29

Ситуация. Едва научившись произносить некоторые слова, ребенок предпринимает первые попытки кое–что разузнать. Неутомимо показывает он пальчиком на все вещи, которые его окружают, и спрашивает: «Это сьто?» Малыш еще не владеет речью, не может правильно произносить слова, а тем более точно сформулировать вопрос, а потому пытается высказываться на «своем» языке.

Как взрослый должен разрешать подобные ситуации?

Решение. Взрослый, чтобы разрядить эту ситуацию, должен подсказать ребенку разные варианты вопросов, похожих на тот, который он безуспешно пытается задать взрослому. Может быть, один из них подойдет.

! Угадывая, прогнозируя, старайтесь (не поправляя) давать правильный вариант произношения слова («Это что?»).

2.30

Ситуация. Дима и Митя – однояйцовые близнецы. И общаются они с помощью сложившейся у них автономной речи.

Сделайте прогноз развития речи Димы и Мити.

Решение. Если взрослый не будет давать образцов правильной речи, то автономная речь у братьев сохранится надолго.

2.31

Вопрос. Как надо разговаривать взрослому, чтобы автономную речь ребенка перевести в активную, правильную?

Ответ. Если ребенок, увидев птицу, произносит: «гули–гули», то взрослый должен поддержать его активно–радостное настроение и сказать: «Да, эта птица – голубь…», заостряя его внимание на названии птицы и правильном произнесении этого слова.

2.32

Вопрос. Как должно осуществляться общение с ребенком 2–3 лет во время умывания, чтобы расширялся его словарный запас и воспитывалось положительное отношение к водным процедурам?

Глава 5

Особенности общения в младенческом возрасте

Общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).

 

Существование ребенка в языковой среде наделяет его активность специфическими человеческими особенностями.

Освоение речи в раннем детстве резко изменяет отношения ребенка с окружающим миром.

Общение можно определить как взаимодействие двух или более людей по поводу обмена между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Это основное условие развития человека как личности.

Для нормального общения, по М. И. Лисиной, должны соблюдаться четыре правила:

  • Общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без чего любое взаимодействие невозможно. Например, во время разговора нужно смотреть в глаза собеседнику, проявлять внимание к его словам и деятельности.

  • Общение — это эмоциональное отношение к другому.

  • Общение — это инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание — наиболее характерный момент общения.

  • Общение — это чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. В результате изменяется активность под влиянием отношения партнера.

Общение всегда имеет свое содержание, которое связывает людей. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижении результата, общая тема для разговора или обмен мнений по поводу какого-либо события.

-79-

Ситуация. Главное в общении заключается в том, чтобы предмет общения (его содержание) был общим для тех, кто в этом процессе участвует.

Всегда ли предмет общения и его содержание совпадают уребенка и взрослого?

Решение. Часто взрослые говорят об одном, а ребенок воспринимает другое, и поэтому появляется недопонимание. Задача воспитателя, родителей как раз и состоит в том, чтобы создать общность в осознании смысла разговора, то есть взрослому нужно понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение.

* * *

М. И. Лисина отмечает, что не любое взаимодействие может быть названо общением, а только такое, в котором присутствуют следующие признаки:

  • внимание и интерес к другому человеку;

  • эмоциональная вовлеченность во взаимодействие;

  • наличие инициативы, привлечения партнера к себе;

  • чувствительность к отношению со стороны партнера.

Эти признаки реализуются по-разному в зависимости от возрастного контекста и возможностей людей. Общение как фактор развития ребенка обязательно должно быть эмоционально-позитивным, потому что первоначальные привязанности, устанавливающиеся у ребенка на основе импринтинга, во многом определяют в дальнейшем его социальную жизнь.

Общение продолжает совершенствоваться и во взрослом возрасте. В то же время у достаточно взрослых людей мы можем встретить психологически незрелые формы общения, которые порождают различные конфликты и кризисы.

* * *

С. К. Нартова-Бочавер и А. В. Потапова выделяют следующие особенности развития общения:

  • от объектности — к субъектности: ребенок как партнер по общению рассматривается в качестве личности, а не в качестве объекта манипулирования, удовлетворения собственных потребностей взрослого; в этом случае ребенок проявляет инициативу, становится активным в общении;

  • от монологичности — к диалогичности: человек начинает ориентироваться на обратную связь, получаемую от партнера по общению, то есть приобретает социальную чувствительность;

  • от импульсивности — к рефлексивности: человек учится контролировать свои непосредственные побуждения, подвергая их цензуре сознания, вследствие чего общение становится менее спонтанным, но более нормализованным, что особенно важно для периода детства; возрастает роль сознания в общении;

  • от «вертикальных» отношений — к «горизонтальным»: по мере взросления человека все большее место начинают занимать контакты с равными по статусу, в отличие от детства, когда роль сверстников относительно невелика;

  • от ситуативного — к личностному: общение выходит за рамки наличной ситуации, в результате чего оно может происходить во внутреннем плане и становиться избирательным, то есть не потребности и ситуация, а внутреннее стремление определяет предпочтение партнера.

В практической диагностике общения ребенка обычно учитывают две его стороны — активность и чувствительность к партнеру, в психотерапии обращают внимание и на другие критерии его развития (Е. О. Смирнова).

* * *

Общение ребенка с внешним миром начинается очень рано. Еще до рождения младенца его органы чувств способны воспринимать информацию извне. Вестибулярный аппарат, реагирующий на изменения положения головы и тела в пространстве, начинает работать у зародыша в 6 недель, кожная чувствительность появляется в 10 недель, органы слуха — в 14. То есть с четвертого месяца после момента зачатия плод ощущает то, что чувствует его мать, слышит голос отца и различает их настроение (Г. Филиппова).

-80-

Ситуация. Подруги Аня и Надя вмести росли, учились, мечтали о детях. Почти одновременно забеременели, но Аня была замужем, а Надю оставил ее «друг».

Аня и ее муж часто размышляли о том, кто родится — мальчик или девочка, каким будет их ребенок. Женщина обсуждала предстоящее его рождение с подругами, со своей мамой, которая показывала ей свои детские фотографии, рассказывала о первых годах жизни Ани. В сознании будущей мамы возникал и формировался образ ее будущего ребенка.

Надя в это время переживала разрыв со своим женихом и потому рождение будущего ребенка воспринимала только как обузу. В конце концов она вынуждена была оставить ребенка лишь под давлением обстоятельств (по медицинским показаниям нельзя было сделать аборт).

Каким образом на Аню и Надю повлияет психологический «проект» будущего ребенка, как это отразится на общении женщин со своими детьми после их рождения?

Решение. Исследования показывают, что задолго до рождения ребенка у матери складывается определенное к нему отношение: либо она любит его и желает, чтобы он родился, как видно на примере Ани, либо воспринимает его рождение как обузу (пример с Надей).

«Психологический проект» ребенка заранее формируется ожиданиями матери. Своим отношением она уже предопределяет, что ребенок будет обладать определенными чертами личности, характера и способностями. И после его рождения мать, может быть и бессознательно, начинает общаться с ним в соответствии с этим проектом.

-81-

Ситуация. Э. Фромм в своей книге «Человеческая Ситуация» (1998 г.) отмечает, что на процесс повседневного ухода за ребенком и на общение с ним мать как бы переносит проект своих ожиданий.

В каких формах происходит передача этого проекта от матери к ребенку?

Решение. Проект ожиданий передается как через оценочное отношение к ребенку по поводу того, что он сделал или не сделал, так и посредством взглядов, прикосновений и интонации голоса матери. Иногда родители производят такую передачу целенаправленно, но все же чаще это происходит неосознанно.

* * *

М. И. Лисина выделила различные формы общения, каждая из которых описывается по пяти параметрам:

  • время появления в онтогенезе;

  • место в системе общей жизнедеятельности;

  • содержание удовлетворяемой общением потребности;

  • ведущие мотивы;

  • основные средства.

Ведущими мотивами являются познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы обеспечивают стремление к новым впечатлениям, деловые опосредствуют развитие активной деятельности ребенка, а личностные обеспечивают удовлетворение эмоциональной потребности в общении именно с данным конкретным взрослым.

Средства общения выражают, изображают, обозначают содержание общения и могут быть:

Каждый этап развития общения ребенка со взрослым тесно связан с особыми его формами.

  • Непосредственно эмоциональное (до 6 месяцев): доминирует потребность в доброжелательном внимании, проявляется только сопереживание в контексте ситуации, за пределами которой мотивы ослабевают.

  • Ситуативно-деловое (6 месяцев — 2 года): преобладает потребность в сотрудничестве, общение также возникает по поводу помощи и сотрудничества. Чисто эмоциональное общение отходит на второй план, ребенок начинает знакомиться с предметами, а взрослый для него — средство овладения предметным миром. В этот период формируется речь.

  • Внеситуативно-познавательное (3-5 лет). Его содержание выходит за рамки отдельной ситуации и связано с речью. Для такого общения характерными признаками являются хорошее владение речью и любознательность.

  • Внеситуативно-личностное (6-7 лет). Самая сложная и высшая в дошкольном возрасте форма общения, для которой важны совпадения взглядов, разделение мнений. Для этого общения характерны развитая потребность в сопереживании и понимании, наличие личностных мотивов и умение пользоваться речевыми средствами. Значение внеситуативно-личностного общения состоит в том, что ребенок учится принимать разные роли и строить свои отношения с другими людьми.

Эмоционально-личностное общение

Человек рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей — будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним — так начинается их общение.

Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой родился.

Ребенок должен чувстовать себя частью своей семьи.

Создать понимающие и гармоничные отношения непросто. Если родители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего, примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдал от невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своими детьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.

Ребенок чувствует любовь родителей и откликается на любые слова и действия родителей, приспосабливаясь к тому образу, который диктует ему семья.

Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям, опирается на детскую логику: принадлежать к семье — значит быть похожим на тех, из кого она состоит.

Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение (рис. 5.1).

В среднем к двум месяцам у ребенка возникает комплекс оживления, что знаменует собой переход от новорожденности к младенчеству. Л. С. Выготский считал комплекс оживления, который проявляется в зрительном и слуховом сосредоточении, улыбках, гулении, в оживлении моторики ребенка в ответ на появление взрослого, признаком социальной ситуации «Мы», в которой ребенок связан со взрослым. Внутреннее противоречие этой ситуации, по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом и не имеет средств специфического воздействия на него, кроме плача и двигательной активности.

Рис. 5.1. Эмоционально-личностное общение

* * *

В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению.

Любовь родителей к их детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками.

Таким образом, в первое полугодие жизни ребенка ведущим видом его деятельности является непосредственно-эмоциональное общение.

-82-

Вопрос. Почему именно эмоционально-личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?

Ответ. Малыша привлекают только личность взрослого и его отношение к нему. Никакие качества взрослого он еще не выделяет. Ему все равно, какими знаниями обладает взрослый, как он выглядит и во что одет.

Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание и доброжелательное отношение к себе.

-83-

Вопрос. Охарактеризуйте элементы эмоционального общения взрослого с младенцем.

Ответ. Элементы эмоционального общения следующие:

  • происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;

  • произносятся ласковые слова;

  • поются колыбельные песни;

  • родители нежно прикасаются к младенцу.

Нередко одно появление матери поднимает настроение малыша.

Эмоциональное общение способствует хорошему настроению ребенка.

Расположение духа ребенка и находящегося рядом с ним взрослого, как правило, взаимообусловлено. Спокойный ребенок, уход за которым не осложняет жизнь родителей, может способствовать формированию доброго и мягкого к нему отношения. В то же время взрослый чаще улыбается приятным, спокойным, улыбчивым детям. С другой стороны, раздражительный ребенок может нервировать родителей. Все это не случайно. Замечено, что у живо реагирующих на окружающую обстановку детей обычно эмоционально реагирующие матери.

-84-

Ситуация. Малыш Дима лежал в кроватке и плакал. Короткое «уа», в котором слышалось неподдельное отчаяние, разносилось по квартире. Подошла мама, склонилась над ним: «Да что же это с ним стряслось? Кто обидел нашего Димулю? Сейчас маленький плакать перестанет…»

Ребенок и вправду стал затихать. Сквозь гримасу плача пробилось подобие улыбки, он радостно задвигал ручонками, глазки заблестели.

Что же Диме было надо?

Решение. Надо было просто с ним пообщаться, непосредственно и эмоционально.

Мать обычно отвечает за психическое развитие ребенка, и только от ее мудрости, умений и психического здоровья зависит психическое здоровье ее детей, их успехи и неудачи.

-85-

Ситуация. Миша (2 месяца) легко увлекается каким-нибудь занятием, но столь же легко и забывает о нем. Потеряв игрушку, он горько плачет. Мама, предлагая ему новую, быстро приводит его в радостное состояние.

С чем связано такое ситуативное поведение Миши?

Решение. Такое ситуативное поведение детей объясняется тем, что между мотивами, побуждающими ребенка к действиям, еще не установлены какие-либо отношения. Все они равнозначны. И поэтому до 3 лет ребенок не может сознательно пожертвовать чем-нибудь привлекательным ради другой, более значимой цели. Зато даже сильное огорчение легко развеять каким-нибудь пустяком (в данном случае — предложить новую игрушку).

-86-

Ситуация. Иногда ребенку неприятны прикосновения взрослого.

Как должен поступать взрослый в таких случаях?

Решение. Каждый ребенок по-своему воспринимает прикосновения взрослого. В некоторых случаях интуитивно у детей возникают после такого физического контакта неприятные ощущения. От взрослого зависит только то, что он может или укрепить подобное ощущение, или постараться по возможности его уменьшить.

* * *

Потребность в общении у младенца возникает под воздействием определенных условий.

Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек — его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.

К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону речи:

Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:

  • разговаривает с ним;

  • ищет ответные знаки на свое обращение;

  • удовлетворяет его потребности;

  • оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.

-87-

Ситуация. Света (4 месяца) улыбается в ответ на улыбку матери, начинает активно двигаться, гулить, привлекая к себе внимание.

Как будет дочь реагировать, если мама оставит ее без внимания и уйдет по своим делам?

Решение. Света громко и обиженно заплачет. Самое обидное для испытывающего потребность в общении младенца, если взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы они воспринимают с радостью, так как чувствуют обращенность к себе. Потребность во внимании взрослого — основная потребность в общении — остается на всю жизнь. Мать должна чаще улыбаться, разговаривать с ребенком, ласкать его.

-88-

Ситуация. Аня нередко хвалит своего ребенка: «Ты — хороший», «Я тебя люблю», «У тебя все получится».

Надя же говорит своему ребенку другие слова: «Если ты будешь лучше, я буду тебя любить», «Ты хуже, чем мне хотелось бы».

Каким образом отношение Ани и Нади к своим детям повлияет на их психическое развитие?

Решение. У Ани ребенок получает позитивный настрой, мама проектирует его на хорошее отношение к самому себе, закладывает в нем умение без всякого сомнения положительно принимать самого себя («Я лучше всех»). У Нади же ребенок будет метаться в поисках собственного человеческого «Я» и мучительно сомневаться в самоценности («Я хуже всех», «Мне не за что себя уважать»).

Усвоение ребенком самооценки (позитивной или негативной) происходит на уровне его доминирующего состояния (оптимизма, активности или пассивности, апатии). Общая направленность личности «записывается» в бессознательную сферу психики ребенка.

У отзывчивых матерей дети вырастают более разговорчивыми и общительными.

-89-

Ситуация. Мама, стремясь не баловать своего малыша, не приучает его к излишнему вниманию: сухо и формально исполняет свои родительские обязанности, по часам кормит, перепеленывает, гуляет и т. д., не выражая при этом никаких радостных чувств.

Как скажется такое воспитание на психическом развитии ребенка?

Решение. Строгое, формальное воспитание пагубно для маленького ребенка. В его поведении закрепляются пассивность и привычка не ждать ответной реакции на проявление чувств. В раннем детстве закладывается основа личностного развития, поэтому необходимо уделять ребенку внимание и проявлять к нему доброжелательность. В связи с этим родителям следует заложить интерес ребенка к людям, предметам и явлениям окружающего мира.

-90-

Ситуация. Бабушка слишком требовательна к своей дочери (маме ребенка) и считает, что та недостаточно хорошо заботится о малыше. В связи с этим бабушка постоянно критикует и ругает дочь.

Как это скажется на психическом развитии младенца?

Решение. Приход своей матери будет вызывать у молодой женщины чувства тревоги и вины, которые в усиленном виде будут передаваться малышу. Если же молодая мама передаст бабушке свои материнские функции, то ребенок будет напуган, у него появится чувство «брошенности».

-91-

Ситуация. Машу, молодую супругу, раздражает то, что ее муж Андрей пытается участвовать в уходе за малышом. Ее негативные чувства передаются ребенку, и тот начинает плакать. Маша винит во всем Андрея и прогоняет его: «Не видишь, он тебя боится!».

Как такая ситуация повлияет на психическое развитие ребенка?

Решение. Мать ограждает ребенка от отцовской заботы с каменным, строгим выражением лица. Ребенок видит, с какой настойчивостью его мать пресекает попытки вмешательства в его жизнь «чужого», пугается и начинает плакать, переживает в этот момент острую тревогу. При этом сначала малыш протестует, а потом демонстрирует

То, как ребенок будет воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от того, как строит с ним отношения мать.

Уже в годовалом возрасте ребенок чувствует, если в семье не все хорошо. Именно в этом возрасте дети начинают понимать, любят ли друг друга его родители, каковы отношения его матери и отца с их родителями.

Постепенно ребенок узнает две вещи. Первая из них состоит в том, что существование его не всегда будет безоблачным. Вторая же заключается в том, что он нуждается в родителях.

Ребенок растет, и с ним растут его тревоги. Поначалу ребенок не осознает, что многие его тревоги связаны с родителями, но скоро выясняется, что это именно так.

Смысл любых слов доходит до ребенка в последнюю очередь. А вот сдвинутые на переносице брови, кулаки, грозное выражение лица для него очень показательны.

Даже такие слова, как «Я люблю тебя», мало что значат. По крайней мере они не сопоставимы с грозным выражением лица.

* * *

Мать сразу начинает чувствовать любовь к своему малышу. У малыша же теплые чувства к ней формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется доверие к ней и формируется привязанность к любимому человеку. Доверие появляется в процессе теплого, эмоционального общения. Ребенок утверждается в таком отношении к окружающему миру и спокойнее переносит возникающие маленькие неудобства (рис. 5.2).

От 3 до 6-7 месяцев мать и ребенок существуют в диадном единстве (нормальный симбиоз): ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. Это важный этап в становлении отношений: в это время начинают возникать представления о своем физическом «Я», проявляться удовольствие или неудовольствие. Благодаря удовлетворению физических потребностей у младенца формируется его первый эмоциональный опыт.

Рис. 5.2. Фазы привязанности малыша ко взрослому

Период слияния матери с младенцем важен, но если он чрезмерно затягивается, то это тормозит развитие ребенка. Мать часто является причиной задержки развития ребенка, поскольку она может:

  • неосознанно задерживать его в состоянии младенчества;

  • охранять его от фрустрации;

  • сохранять его для себя и не делиться им даже с отцом.

Надо дать ребенку помочь быть самостоятельной личностью и почувствовать, что жизнь увлекательна, если ребенок находится в контакте с отцом.

Если между родителями существуют любящие и сексуально удовлетворяющие отношения, то мать «освобождает место» в жизни ребенка и для отца, который в этом случае начинает играть более заметную роль в психическом мире младенца. Тем самым отец помогает ребенку выйти из его слияния с миром матери.

Мать дает жизнь, питает, защищает, а отец побуждает к развитию. Материнский «почерк» каждой женщины индивидуален: он зависит и от ее отношений с собственным отцом, и от того, как она воспринимала общение внутри родительской пары.

Мир человека не исчерпывается измерением «ребенок — мать». В него включаются еще и отец, братья и сестры, бабушка и дедушка — все они демонстрируют ребенку различные виды взаимоотношений.

* * *

Современные мамы отмечают, что «идеальной мамой» быть трудно, хотя к этому образу любой женщине нужно стремиться. А вот быть «хорошей мамой» — это более понятно. Даже при наличии хороших взаимоотношений и любви друг к другу возможны проблемы. Усталость, раздражение, взаимные обиды и разочарование — все это неотъемлемая часть материнства.

Различные женщины выделяют отдельные качества «идеальной мамы», которые, видимо, присущи им самим или которых, возможно, им недо ставало в детстве:

  • «Хорошая мама — это порядочный человек»;

  • «Взаимоотношения с детьми должны быть на равных»;

  • «Умение и желание быть вместе со своими детьми»;

  • «Чуткость, умение угадывать, когда ребенок в чем-то нуждается»;

  • «Способность не навязывать свое мнение, а помогать, когда ребенок нуждается в этом».

Кто-то ищет в маме друга, кто-то — авторитет. Кому-то необходим тактильный контакт, а кому-то важнее общение. Хорошей маме следует знать это и по возможности этому соответствовать.

Ребенок должен принять свою маму, как и она его, безо всяких условий. В этом залог нормального психического развития ребенка и хорошего самочувствия мамы, появления у нее чувства выполненного долга.

-92-

Ситуация. Избирательное отношение ребенка распространяется не только на содержание его речи как таковой, но и на лиц, речи которых он подражает.

Одинаковое ли влияние оказывает на ребенка каждый, кто говорит с ним?

Решение. Нет, неодинаковое. К кому-то он остается равнодушным, к кому-то относится отрицательно. Ребенок быстро перенимает как запас слов, так и особенности речи у тех, кто ему по душе. Обычно это братья и сестры, которые оказываются более внимательными учителями, чем взрослые.

-93-

Ситуация. Бытует мнение: «Если ребенок лишен возможности поддерживать стабильные отношения со взрослым, ухаживающим за ним, то он не способен к крепкой привязанности».

Можно ли согласиться с этим утверждением?

Решение. Данное утверждение основывается на исследованиях ученых. У таких детей не возникает ни страха перед незнакомцем, ни специфического чувства привязанности.

* * *

В 4-5 месяцев характерен избирательный характер общения детей со взрослыми. Родным и знакомым он радуется, незнакомец, напротив, может напугать ребенка.

-94-

Ситуация. Родители Нины заметили, что в первые 2-3 месяца их дочка легко вступала в контакт с любым человеком, а к 6 месяцам стала отдавать некоторое предпочтение знакомым лицам перед чужими.

После 6 месяцев девочка стала очень избирательна в своих контактах, начала больше тянуться к родителям, неизменно отстраняясь от незнакомых людей.

С чем может быть связана такая метаморфоза?

Решение. Это, безусловно, свидетельствует о появлении у девочки чувства привязанности к родителям. У младенцев постепенно (к 6 месяцам) формируются эмоционально-психологические связи с любящим их человеком.

Материнскую любовь искусственно воссоздать нельзя: либо она есть, либо ее нет (Э. Фромм).

-95-

Ситуация. По данным М. Родхолм, отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут после их появления на свет. Им предлагали подержать ребенка на руках, поговорить с ним, погладить головку, ручки и ножки новорожденного.

Как такая ситуация скажется на последующих контактах отца с ребенком?

Решение. Такие отцы становятся более активными, проявляют больше внимания к потребностям детей, испытывают больше положительных эмоций при контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах.

-96-

Вопрос. Как сказывается раннее общение с отцом на психическом и физическом развитии ребенка?

Ответ. Дети, чьи отцы ухаживали за ними с рождения, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми.

В семьях, где это происходило, между супругами возникает единство целей и больше согласия в принятии решений по вопросам воспитания ребенка. Мужчины в таких семьях имеют большее влияние на своих детей, а те, в свою очередь, больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение.

Сыновья хотят походить на тех отцов, с которыми у них теплые, разносторонние отношения.

-97-

Вопрос. Почему рождение так называемых «поздних детей» вызывает у мужчин более сильные и яркие эмоции?

Ответ. Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Основные трудности «незрелых» отцов в том, что они не умеют извлекать удовольствие и радость из общения с ребенком.

Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка.

Отец испытывает потребность в том, чтобы научить ребенка, передать ему свой опыт, сделать ребенка своим наследником.

-98-

Вопрос. Что происходит, если в семье доминирует мать?

Ответ. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства на последующие поколения.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем детстве он является своеобразным примером, моделью для подражания, а следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И. С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских черт у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании им своих собственных детей.

-99-

Вопрос. Зависит ли гипермаскулинность или агрессивность мальчишеского поведения от отцовского влияния в семье?

Ответ. Да, зависит. При излишней зависимости от матери, от ее феминизирующего влияния подросток бунтует. В поиске своего мужского «Я» он проявляет агрессивность. Имеются данные о том, что подростки, привязанные к матери, испытывают затруднения в общении со сверстниками.

* * *

Функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку: условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь (О. Карабанова).

-100-

Ситуация. В первое время ребенок нуждается в теплом, дружеском общении с окружающими людьми, чтобы утвердиться в доверии к миру.

Значит ли это, что матери необходимо удовлетворять любые потребности ребенка и постоянно находиться около него, только бы он не плакал?

Решение. Нет, не значит. Удовлетворяя все потребности ребенка, мы тем самым задерживаем процесс его психического развития, не даем ему возможности самому включаться в речевое действие по удовлетворению собственных потребностей. Пренебрегать нельзя только теми потребностями, которые связаны с охраной жизни и здоровья ребенка.

-101-

Ситуация. Молодая мама оправдывает то, что мало разговаривает с трехмесячной дочкой, такими словами: «Чего с ней говорить, она еще мала, не поймет моих слов». «Ты не права, — возразила ей соседка. — «Ты молчишь, и она не научится говорить».

Будет ли плохо говорить дочь из-за того, что мать молчалива? Как мама должна беседовать с дочкой?

Решение. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший лепет ребенка, тем интенсивнее развиваются его способности к овладению речью. Существует два типа разговора, доставляющие удовольствие малышу.

  • Взрослый как бы говорит сам с собой, описывая все, что делает в тот или иной момент для ребенка (например: «Вот мама наливает в бутылочку молоко»).

  • Взрослый реагирует на то, что делает ребенок («Ты ударила по воде, смотри, водичка разлетается…»).

Пока малыш прислушивается к словам матери, смотрит на нее, лепечет, смеется — надо продолжать говорить. Когда ребенок гулит или лепечет, надо стараться отвечать ему, повторять те же звуки, выражая свое понимание («Я поняла: тебе нравится так сидеть»).

Можно играть со словами: ребенку нужно что-то сделать, если он услышит определенные слова («Полетели, полетели, на головку сели!»).

Чаще надо декламировать стихи. Ритмичность, повторяемость звуков привлекают внимание ребенка.

* * *

Дж. Брунер отмечает, что уже в доречевой период у ребенка формируется несколько способов общения. Первоначально это «требующий способ» — врожденные реакции дискомфорта, требования без пауз, предполагающих ответ. Затем — «просящий способ», при котором крики менее настоятельны и появляются паузы во время ожидания ответа. Затем — «обменивающий способ», когда вокализация используется, чтобы привлечь внимание матери к объекту. Наконец, «взаимодействующий» способ, при котором в совместной деятельности наблюдается разделение позиций.

-102-

Ситуация. Молодая супружеская пара живет в однокомнатной квартире. У них родился мальчик. Квартира была такая маленькая, что невольно мама все время находилась рядом с сыном и постоянно разговаривала с ним.

Вскоре семья переехала в трехкомнатную квартиру. У них появилась девочка. Ей отвели самую тихую комнату, подальше от кухни, где большую часть дня проводила мама.

Старший сын начал говорить членораздельно в 7-8 месяцев, а его сестра в десятимесячном возрасте еще только лепетала. Более того, в отличие от своего брата, который всегда светился улыбкой, девочка выросла тихой и молчаливой.

Что могло повлиять на различие в психическом развитии брата и сестры?

Дайте психологическое объяснение.

Решение. Безусловно, повлияла среда, в частности среда социальная, характер и частота общения с матерью. Для ребенка очень важно развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Здесь важно то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом. Это оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Так, ребенок, воспитанный неразговорчивым, угрюмым человеком, будет всегда не в духе.

-103-

Ситуация. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание в развитии активной речи малышей: у них отмечаются небольшой запас слов и недостаточная эмоциональная выразительность.

Назовите причины подобного явления.

Как преодолевать такие недостатки речи у детей раннего возраста?

Решение. Причина данного явления в недостаточной речевой деятельности взрослых. Детям недостает впечатлений и эмоциональности, а сами они не являются примером друг для друга.

Родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, чтобы у него совершенствовалось понимание речи взрослых, и поощрять формирование собственной активной речи ребенка.

-104-

Ситуация. Родители Кати (1 год 5 месяцев) работают и одновременно учатся на вечернем отделении института. Так как на воспитание дочери времени не остается, они отвезли Катю к бабушке в деревню.

Через год, когда дочь вернулась домой, родители обнаружили у нее неправильное произношение отдельных слов.

Чем объяснить подобное явление?

В каком возрасте наблюдается сенситивность развития речи?

Решение. Сенситивность развития речи наблюдается в возрасте от 2 до 5 лет. Поэтому развитие речи Кати быстро шло под влиянием речи бабушки. А она, видимо, говорила на местном наречии.

-105-

Ситуация. Японец Масура Ибука пишет, что он начал учить английский язык в средней школе, и его беспокоят ошибки в произношении и интонации английских слов. А вот его сосед начал учить английский язык рано, и он произносит английские слова очень правильно.

Дайте психологическое обоснование этого факта.

Решение. Это связано с сенситивным периодом усвоения языка.

-106-

Ситуация. Мама Наташи (девочке 4 месяца) все время — и на прогулке, и дома — постоянно что-то рассказывает своей дочери, напевает ей песенки.

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней разговариваешь, она все равно ничего не понимает!».

Правильно ли поступает мама Наташи?

Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Решение. Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя малыш и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего его мира. А когда вслед за развившимся слухом разовьется речедвигательный анализатор и ребенок начнет говорить, то его запас слов будет пополняться быстрее, чем у того ребенка, с которым мало разговаривали в начальном периоде его развития.

* * *

В обобщенном виде процесс общения взрослого с младенцем можно представить в виде схемы (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Общение с младенцем

* * *

Эмоциональное общение может быть оптимальным и чрезмерным (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Эмоциональное общение

Вторая половина младенчества характеризуется тем, что ребенку уже мало, чтобы взрослый лишь демонстрировал ему свою любовь, нежность, сопереживал ему и т. п. Теперь он требует перехода к другому виду

Послеобеденный режим дня в детском саду с круглосуточным пребыванием

Вернувшись с прогулки, дети начинают готовиться к обеду: раздеваются, моют руки. После обеда ребенок, не дожидаясь остальных, оканчивающих еду, выходит из-за стола, полощет рот и начинает раздеваться.

В течение дня дети много двигаются, играют, занимаются. Беспрерывное деятельное состояние вызывает у них утомление. Лучшим отдыхом для нервной системы детей служит кратковременный дневной сон (двухчасовой для младших и полуторачасовой для старших), а также длительный (11 — 12-часовой) ночной сон.

Как правило, дети должны пользоваться уборной перед обедом. Но тем из них, у кого обычно бывает в этом потребность во время сна, можно напомнить о посещении туалета и перед сном.

Стулья, на которые дети кладут снятую одежду, надо ставить поодаль от кроватей. Еще лучше, если дети раздеваются не в той комнате, где спят: тогда есть возможность проветривать одежду, открыв окна или фрамуги.

Дети ложатся в постель в ночной рубашке. Неправильно поступают воспитатели, которые разрешают мальчикам спать в трусах: они стесняют ребенка, резинка давит на кровеносные сосуды. Если у ребенка короткая рубашка и он стыдится своих товарищей, позвольте ему дойти до кровати в трусах: он снимет их, сидя на постели, и положит к ногам поверх одеяла.

Если комната, где спят дети, ярко освещена солнечным светом, на время сна надо закрывать окна легкими светлыми раздвигающимися занавесками, а на теневой стороне держать открытыми.

Если в детском саду для ночного сна детей нужны матрацы и теплые одеяла, то для полутора-двухчасового дневного отдыха в них нет надобности. Вполне достаточно иметь легкие подстилки и одеяла.

Подушки для детей должны быть легкими, но не слишком мягкими (удобны изделия из синтетического материала), размером 60х40 см. Для дневного отдыха подходит совсем маленькая подушка, в быту ее называют думкой (30х30 см). На больших подушках, которые, к сожалению, есть во многих детских садах, помещается не только голова ребенка, но и его корпус, поэтому старайтесь выбирать хорошее постельное белье.

Недопустимо укладывать ребенка так, чтобы его голова находилась рядом с теплым радиатором или печкой. Если нет другого выхода, пусть к источнику тепла будут обращены ноги.

Надо постепенно приучать детей, ложась в постель, соблюдать спокойствие: не вертеться, не разговаривать. Дети во время сна должны быть под непрерывным наблюдением воспитателей.

Случается, что некоторые дети во время ночного сна (а иногда и дневного) страдают недержанием мочи. Обычно это нервные дети или с раннего детства не приученные к чистоплотности. В обращении с этими детьми должна быть особая осторожность. Нельзя им делать замечания в присутствии других детей, давать оскорбительные клички или на видном месте вывешивать для просушки их постельные принадлежности. Все это ухудшает нервное состояние ребенка и не помогает справиться со своим недостатком. Надо напоминать такому ребенку и следить, чтобы перед сном он пользовался туалетом, подбадривать его, вселять уверенность, что с ним этой беды не случится, и он обязательно проснется вовремя.

Большую пользу в таких случаях приносит рекомендованный врачами режим питания. Детям после полдника (часов с 4 вечера) никакого питья и жидкой пищи не дается. А когда ребенок, лежа в кровати, дремлет, ему предлагают съесть что-нибудь соленое, например, кусочек селедки с хлебом, или небольшой кусок хлеба с солью. Соль задерживает влагу в тканях и мышцах, и поэтому уменьшается количество выделяемой мочи. Наблюдения показали, что при применении этого режима в течение 2—3 месяцев ребенок выздоравливает.

Об этом способе лечения следует сообщить тем родителям, у которых дети страдают ночным недержанием мочи.

Недопустимо, чтобы кровати, предназначенные для дневного сна ребят, оставались все время в комнате (такое встречается в некоторых учреждениях). Незначительная площадь комнаты лишает детей возможности нормально двигаться и играть.

Вечерние часы отводятся в основном для самых разнообразных игр детей: ролевых, строительных, дидактических, музыкальных. Дети могут продолжать игры, начатые в утренние часы, договариваться о новых. В это же время возможны и некоторые трудовые занятия: поделка и ремонт игрушек и книг, стирка кукольной одежды, уборка комнаты, уголка природы, а летом работа на огороде и в цветнике.

Большое оживление в жизнь детей вносят вечера развлечений, когда дети, без особой подготовки, поют знакомые песенки, пляшут, говорят стихотворения, играют в хороводные и подвижные игры, или им показывают кукольный и теневой театр.

Вечером после полдника остается еще время для прогулки. Зимой пребывание детей на воздухе в вечернее время возможно только в том случае, если на участке есть освещение (когда нет возможности установить фонари, можно на окна в помещении ставить яркие на-стольные лампы, которые дадут некоторую освещенность участка).

С наступлением светлых вечеров прогулку на участке необходимо проводить ежедневно. Пребывание на воздухе способствует более крепкому ночному сну.

В детском саду с круглосуточным пребыванием дети возвращаются с прогулки за полчаса до ужина, после которого они спокойно играют, смотрят картинки, а затем умываются, чистят зубы, моют ноги и ложатся спать.

С 1 октября вступили в силу новые санитарные требования Роспотребнадзора к детским садам

Недавно вышли новые требования к детским садам. Хотелось бы узнать о них поподробнее. За разъяснениями «Другие новости» обратились в Роспотребнадзор, где эти правила и составляли. Корреспондент Первого канала побеседовала с одним из ответственных сотрудников ведомства.

Эксперт — Галина Яновская, заместитель начальника отдела организации санитарного надзора по гигиене питания, гигиене детей и подростков Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Татьяна Титова, корреспондент: «Итак, с 1 октября вступают в силу новые «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях». Расскажите, что стоит за этим сложным названием? Что теперь требуют от садиков и яслей?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «В первую очередь, это нормативно-правовой документ, который регламентирует санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, оборудованию, к режиму дня, режиму работы дошкольного учреждения независимо от его формы собственности, независимо от его принадлежности.

Это могут быть как группы кратковременного пребывания, где дети остаются на час, на два, так и сады с круглосуточным пребыванием детей, и детские учреждения, куда берут детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Татьяна Титова, корреспондент: «Чем вызвана необходимость принятия новых правил? Старые стали неактуальны?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Они теперь распространяются не только на обычные детские сады в нашем понимании, но и на группы кратковременного пребывания, на семейные детские сады, на сады с круглосуточным пребыванием, независимо от форм собственности и принадлежности».

Татьяна Титова, корреспондент: «То есть, теперь конкретизировали, что частные садики тоже должны выполнять эти требования?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Я бы сказала, расшифровали. Сделали их более подробными».

Татьяна Титова, корреспондент: «В чем именно состоят эти подробности?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Например, если группа кратковременного пребывания до трех-четырех часов, то соответственно, это группа без организации питания и без организации сна. Если это группы до пяти, до шести часов пребывания, то обязательно должно быть организовано питание. Дети хотя бы один раз должны есть. Но при этом не обязательно организовывать дневной сон.

Далее, если дети находятся в садике свыше 5-6 часов, тут уже необходимы условия для организации дневного сна. Здесь уже стоит вопрос об организации минимум двухразового горячего питания».

Татьяна Титова, корреспондент: «Если мы так много говорим о питании, то возникает вопрос — новые правила конкретизировали нормы по питанию? Геркулесовую кашу заменят соки, йогурты и фрукты?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Здесь приведен набор продуктов, которые можно использовать в рационе питания. Здесь обязательны и молочные продукты, и кисломолочные, и мясо, и рыба. Питание должно быть сбалансировано по жирам, по углеводам, по белкам. То есть, по основным компонентам, по минеральным веществам и витаминам. Наши дети, чтобы удовлетворять все потребности растущего организма, должны получать комплексное питание, рациональное питание и полноценное питание».

Татьяна Титова, корреспондент: «Что нельзя будет есть детям?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Нельзя будет жареное, острое, маринованное. Такие вот блюда в детском питании запрещены».

Татьяна Титова, корреспондент: «Коснемся требований к зданиям. Что физически собой представляет садик? Где расположен, в каком состоянии здание, уютно ли внутри? Что должен знать родитель, прежде чем отвести ребенка под его крышу? Перечислите основные правила».

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Детские сады должны быть в шаговой доступности, то есть, от трехсот метров в условиях города до одного километра в сельской местности. Это опять же связано с тем, чтобы детей приводить с утра, чтобы в мороз, дождь не вести их далеко, не везти через весь город общественным транспортом.

Идеальное размещение детского сада — это отдельно стоящее здание детского сада со своей территорией. Но в условиях нынешней сложившейся жилой застройки детские сады возможно размещать и как встроенные, пристроенные к жилым домам, на первых этажах жилых домов.

Татьяна Титова, корреспондент: «Мы затронули тему пристроек. Сейчас можно детские сады объединять со школами. Не будут ли дети разных возрастов друг другу мешать?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Не будут, потому что это абсолютно разные здания, разные помещения. То есть, дети дошкольного возраста, будут в учреждениях, зданиях и помещениях, специально оборудованных и специально расположенных для дошкольников. Как правило, это помещения вне школы. Это здания обычного типового детского сада, где детей еще готовят к школе.

Если в детском саду предусмотрена реализация образовательной программы, то соответственно, у детей должна быть мебель, которая соответствует их росту, возрастным особенностям детского организма. Потому что большого ребенка нельзя сажать за маленькую парту, у него будут развиваться всевозможные заболевания позвоночника. Так же и маленькому ребенку очень неудобно и некомфортно будет сидеть за большой партой, когда ноги до пола не достают. Ему просто будет неудобно».

Татьяна Титова, корреспондент: «Если уж мы заговорили про мебель, то должны ли быть в саду игрушки? Регламентируют ли это нормы?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Обязательно. Дети не могут не играть, не могут не двигаться. Конечно же, должны быть игрушки. Если говорить о санитарно-эпидемиологических требованиях, то эти игрушки должны подлежать обработке, чтобы не распространять инфекционные заболевания. То есть, игрушки должны подвергаться чистке, мытью и обработке. А так, дети могут играть абсолютно в любые игрушки, которые им нравятся».

Татьяна Титова, корреспондент: » У вас есть дети?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Да».

Татьяна Титова, корреспондент: «Каким должен быть детский сад, куда бы вы отправили своего ребенка? Может, чего-то новые нормы не учитывают?»

Галина Яновская, сотрудник Роспотребнадзора: «Наверное, такой детский сад, который понравится ребенку, где с ним будут играть, где с ним будут заниматься, где его будут кормить, и где он будет получать положительные эмоции».

Татьяна Титова, корреспондент: «Спасибо большое. Всего вам доброго».

Положение о круглосуточном пребывании детей

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

школа-интернат «Кадетский корпус» г. Химки

Принято на Управляющем совете

протокол № __ , от «___» _______________ 201_ г.

УТВЕРЖДАЮ Директор

_______________ Л.С. Суслова

«____»_______________ 201 _г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о круглосуточном пребывании воспитанников

1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение регулирует деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната «Кадетский корпус» городского округа Химки Московской области (далее — школа-интернат) в части, относящейся к круглосуточному пребыванию воспитанников в ОУ.


1.2 При организации круглосуточного пребывания воспитанников администрация школы-интерната руководствуется законами РФ, постановлениями и решениями Правительства РФ и МО, Минобразования Московской области, Положением о школе-интернате, нормативными и методическими документами по гигиене детей и подростков, санитарными и противоэпидемическими правилами для детских организованных коллективов, общеобразовательных и интернатных учреждений, нормативно-методическими документами по организации питания школьников, требованиями охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; Уставом школы-интерната; Положением о школе-интернате; настоящим Положением, локальными актами ОУ.

2. Общая организация круглосуточного пребывания воспитанников.

2.1 Гармоничное развитие личности и здоровья воспитанников обеспечивается научно-обоснованным единым режимом дня, построенным на сочетании обучения, труда и отдыха и предусматривающим выполнение общеобразовательной программы и обучения по программам дополнительного образования детей.


2.2 Выполнение общеобразовательной программы достигается путем контроля со стороны:

  • работников школы-интерната — посещения воспитанниками уроков, уровня успеваемости, выполнения домашних заданий;

  • родителей (законных представителей) — уровень успеваемости через электронный дневник, посещения уроков, беседы с классным руководителем, воспитателем и др. способы.

2.3 Во второй половине дня организуется обучение воспитанников по программам дополнительного образования, предусматривающим как физическое, так и эмоционально-психическое развитие детей, а также способствующим творческой реализации воспитанников, развитию у них волевых качеств, приобщению к общечеловеческим ценностям.


2.4 Воспитание социально-ориентированной и социально-адаптированной личности, формирование коммуникативных качеств и положительных стереотипов общественного поведения обеспечивается путем привлечения воспитанников с их согласия к участию в общественно-полезном труде и общественных мероприятиях общекультурной и спортивной направленности.


2.5 Запрещается привлекать воспитанников к работам, опасным для жизни и здоровья (мытье окон, очистка крыш и др.). Перед выполнением отдельных видов работ и проведением некоторых мероприятий проводится необходимый инструктаж по охране труда и техники безопасности.


2.6 Воспитанники обеспечиваются питанием в соответствии с действующими нормами и методическими рекомендациями по организации питания детей и подростков в интернатных учреждениях.


2.7 Состав, площади, оборудование и оснащенность помещений, необходимых для проживания детей (спальных, санитарных узлов, гардеробных, комнат отдыха, учебных кабинетов, служебных и прочих), а также количество воспитанников, проживающих в школе-интернате, плотность их размещения в спальных комнатах определяются санитарными нормами и правилами для детских интернатных учреждений.


2.8 Воспитанники обеспечиваются в соответствии с установленными нормами мебелью, постельными принадлежностями, постельным бельем, принадлежностями для уборки помещений и т.д. Смена постельного белья проводится в установленные санитарными нормами сроки.


2.9 Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется штатным медицинским персоналом, а части проведения мероприятий, для которых требуются специальные условия, оборудование, медикаменты, персонал В обязанности медицинского персонала школы-интерната входят:

  • наблюдение за состоянием здоровья, физическим и психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи;

  • организация и проведение углубленных медицинских осмотров воспитанников, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий;

  • контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, организацией и качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников;

  • формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников и работников школы-интерната.

3. Порядок вселения и выбытия воспитанников.

3.1. Порядок вселения воспитанников.
3.1.1 Воспитанники находятся в школе-интернате круглосуточно, кроме воскресных, праздничных и каникулярных дней, в периоды устранения аварийных ситуаций, безотлагательных ремонтов, периоды карантина. Первоначальное вселение воспитанника происходит в соответствии с нижеизложенным порядком.
3.1.2 Воспитаннику выделяется койко-место, выдается согласно п.2.8 настоящего Положения необходимый мягкий инвентарь.
3.1.3 Сведения о воспитаннике вносятся в журнал и журналы педагогов дополнительного образования по выбранным программам с разработкой индивидуального маршрута воспитанника.


3.2 Порядок выбытия воспитанника.
3.2.1 Временное отсутствие воспитанника происходит на основании письменного заявления родителя (законного представителя) на имя директора школы-интерната с указанием причины и срока отсутствия.
3.2.2 В случае временного отсутствия на длительный срок (более 3 дней), а также после перенесенных инфекционных заболеваний вселение воспитанника производится по согласованию с медицинской службой школы-интерната.


4. Частные положения по деятельности школы-интерната
в отношении воспитанников.

  1. Общее руководство школой-интернатом осуществляет заместитель директора воспитательной работе, старший воспитатель.

  2. Основную работу с воспитанниками проводят воспитатели в соответствии с их должностными инструкциями, непосредственно подчиняющиеся заместителю директора по воспитательной работе (старшему воспитателю).

  3. Организация режимов и графиков рабочего времени воспитателей, младших воспитателей проводится с учетом круглосуточного пребывания детей и разрабатываются в соответствии с нормами трудового законодательства, утверждаются директором школы-интерната.

  4. Обучением воспитанников по выбранным ими программам дополнительного образования занимаются педагоги дополнительного образования. Руководство этой деятельностью осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, старший воспитатель (педагог-организатор).

  5. К работе с воспитанниками также привлекаются: социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, педагог-организатор, младшие воспитатели, учителя предметники.

  6. Организация работы столовой строится таким образом, чтобы обеспечить полноценное питание детей в соответствии с рекомендованным рационом и режимом питания.

  7. Организация деятельности рабочих (кастелянши, уборщиков служебных помещений, дворников, зав. складом, рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту здания, водителя) должна обеспечивать нормальную эксплуатацию жилых и иных помещений; текущий ремонт и оперативное устранение неисправностей технических систем; замену постельного белья; требуемое санитарными нормами гигиеническое состояние жилых и служебных помещений, санитарных узлов; необходимое состояние прилегающей территории; круглосуточную охрану. Руководство этой работой выполняет заместители директора по АХЧ, ОБ.

  8. Медицинская служба осуществляет функции, указанные в п.2.9 настоящего Положения, а также руководствуется в своей деятельности нормативными документами в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

5. Заключительные положения.

  1. Настоящее Положение является обязательным для применения администрацией и работниками школы-интерната.

  2. В обязательном порядке с ним должны быть ознакомлены руководители всех уровней, педагогический персонал, младшие воспитатели, специалисты дополнительного образования, работники медицинской службы, а кроме того родители (законные представители) воспитанников и сами воспитанники.

  3. В вопросах, относящихся к школе-интернату, но не урегулированных или недостаточно урегулированных настоящим Положением, следует руководствоваться Положением о школе-интернате и иными локальными актами ОУ и (или) нормативно-правовыми документами соответствующего профиля.

  4. Каждый организованный выход детей за пределы территории школы-интерната должен быть разрешен приказом с установлением ответственного за сохранность жизни и здоровья воспитанников. Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории должны быть утверждены директором.

Особенности организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ с круглосуточным пребыванием детей.

Детским сад — наиболее распространенный вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход, оздоровление, обучение и воспитание детей. В настоящее врем, в связи с напряженным графиком работы родителей, увеличением количества неполных семей, особенно стали востребованы детские сады круглосуточного пребывания, где весь коллектив старается создать для ребят комфортные условия, окружить вниманием, заботой и любовью.

В настоящее время редкая семья может позволить себе роскошь домашнего родительского воспитания детей до школы. Как правило, через полтора –два года после родов мама выходит на работу. Семья принимает решение в непростой для них ситуации: с кем и где будет находится малыш? Кто будет о нем заботиться, учить, развивать, воспитывать?

Вариантов не так уж много: бабушка, няня и детский сад. При этом большинство родителей склоняется к последней социальной услуге.

Детским сад — наиболее распространенный вид государственного дошкольного образовательного учреждения. В нем обеспечивается присмотр, уход, оздоровление, обучение и воспитание детей.

В настоящее время особенно стали востребованы детские сады с круглосуточным пребыванием детей. Одной из причин этой востребованности является рабочий график родителей. Кроме того, увеличивается количество неполных семей, где ребенок воспитывается только одним из родителей, как правило, мамой. Далеко не в каждой семье есть бабушки, дедушки или другие родственники, которые могут помочь побыть с ребенком.

Найти надежную няню, с которой можно оставить ребенка на ночь, крайне сложно, да и не все семьи имеют возможность оплатить ее услуги. В детском саду же ребенок находится под контролем внимательных и заботливых воспитателей.

Еще одна из причин, по которой дети остаются в детском саду на круглосуточном пребывании — это неблагоприятная обстановка в семье. В таких случаях пребывание ребенка в детском саду, в комфортной психологической атмосфере, является наилучшим выходом.

Одной из особенностей нашего детского сада является круглосуточный режим пребывания детей с понедельника по пятницу. Круглосуточное пребывание детей накладывает большую ответственность и несет за собой особенности в организации питания, ночного сна детей, ежедневного осмотра медицинскими работниками, создания комфортной психологической атмосферы, осуществления индивидуального подхода к детям из неблагополучных семей.

Организация работы групп круглосуточного пребывания детей накладывает большую ответственность не только на заведующего, но и на весь коллектив ДОУ.  Очень важно, чтобы ребенок чувствовал заботу, внимание, доверие со стороны взрослых. Важно создать ему такие условия, которые позволят в детском саду чувствовать себя как дома, как в родной семье.

Особого внимания требует подбор воспитателей и ночных нянь, работающих с детьми в круглосуточных группах. Важно учитывать личные качества каждого педагога и его отношение к детям. На эту должность подбираются опытные педагоги, умеющие установить контакт с каждым ребенком, вовремя уделить ему внимание, ведь в данной ситуации особенно важно уметь проникнуть в его внутренний мир, расположить к себе, завоевать доверие.

Особого внимания требуют дети, проходящие период адаптации, недавно пришедшие из дома в группу круглосуточного пребывания. Эти ребята в первые дни, как показывает практика, мало общаются со сверстниками, грустят. Именно в это время нужны индивидуальный подход, душевная теплота, забота и внимание воспитателя к ребенку.

В работе воспитателя и ночной няни должна быть полная согласованность, важно, чтобы уход одного из них и приход другого были, по возможности, мало заметны для детей. Воспитатель перед уходом должен рассказать няне о самочувствии детей, кто и почему сегодня требует к себе особого внимания. В свою очередь, ночная няня сообщает воспитателю, работающему в утренние часы, как дети провели ночь.

На ночную няню возлагается большая ответственность, она должна уметь обращаться с огнетушителем, знать план эвакуации детей, иметь список детей с адресами и телефонами родителей, номера телефонов заведующего дошкольным учреждением, пожарной части, пункта скорой помощи.

Ночная няня ни при каких обстоятельствах без разрешения заведующего ДОУ не должна допускать в помещение детского сада кого-либо из посторонних, или покидать рабочее место.

При организации ночного сна ночная няня должна обеспечить полную тишину, спокойствие и быстрое засыпание каждого ребенка.  Возле детей, которые долго не могут уснуть, следует посидеть, успокоить, удобно уложить их. В течении ночи ночная няня несколько раз обходит детей, проверяя, как они спят.

В случае заболевания детей в ночное время няня обязана оказать первую медицинскую помощь, изолировать ребенка от других детей, вызвать скорую помощь.

Утренний подъем проводится постепенно. Дети встают по мере того как просыпаются. Негромкий разговор проснувшихся детей послужит хорошим средством к естественному пробуждению остальных. При передаче детей воспитателю, ночная няня сообщает о состоянии детей, о том, как они спали.

В группах круглосуточного пребывания тщательным образом ведется контроль за состоянием здоровья детей. Кроме периодических осмотров детей врачом и ежедневного осмотра их медицинской сестрой, имеет место постоянное наблюдение за здоровьем детей со стороны воспитателей, особенно в вечерний отрезок времени.  Совместно с медсестрой и воспитателями проводится и работа по закаливанию детей. Для педагогов открываются большие возможности для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков (мытье рук, ног, лица, шеи, чистка зубов и т.д.).

Воспитательно-образовательная деятельность в группах круглосуточного пребывания строится в соответствии с «Основной общеобразовательной программой дошкольного образования в ДОУ». Необходимо учитывать, что впечатления от окружающей жизни у ребенка, воспитывающегося в круглосуточном детском саду, несколько ограничены. Поэтому деятельность педагогов должна быть направлена на расширение кругозора детей, их интересов. Для этого необходимо создавать условия, направленные на обогащение детской жизни, проводить целевые прогулки, экскурсии, наблюдения в природе, разнообразные игры, организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей.

В круглосуточном детском саду, воспитатель несет большую ответственность за развитие всех сторон личности ребенка, так как семья не принимает в этом достаточно полного участия. Особо важное значение приобретает индивидуальный подход в воспитании детей. Педагоги нашего детского сада никогда не забывают об этом.  Учитывая, что день детей был наполнен впечатлениями, занятиями, играми, общением в большом коллективе, педагоги в вечернее время предоставляют ребятам возможность заняться любимым делом. Каждый ребенок вечером может заняться тем, что его наиболее интересует (рисование, игры и т.д.). Определенное место в вечернее время занимает слушание музыки, чтение художественной литературы, рассказывание.

Большое внимание в нашем детском саду уделяется работе с родителями воспитанников. Стараясь сделать пребывание детей в круглосуточном детском саду комфортным, из беседы с родителями воспитатели выясняют не только о состоянии ребенка, но и во что он любит играть, какие книжки ему нравятся, все ли он охотно ест, спокойно ли спит. Воспитателями проводится консультирование родителей по воспитанию, образованию, оздоровлению воспитанников. Анкетирование, проводимое в ДОУ, позволяет глубже узнать семью, уровень работы родителей с детьми, возникающие у них проблемы, традиции семейного воспитания.

Особое внимание уделяется работе с неблагополучными семьями. Ведь раннее выявление социально-неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Конечно, ни один педагог не способен заменить ребенку мать и отца, ни один детский сад не заменит ребенку семью, но коллектив нашего детского сада изо всех сил старается создать ребятам комфортные условия пребывания в группах круглосуточного пребывания, дарит детям свою любовь, внимание и заботу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *