В два года: Развитие ребенка в 2 года: что должен уметь ребенок – Развитие детей в возрасте 2 лет. Что должен уметь делать ребенок в два года?

Содержание

что должен знать, уметь и говорить ребёнок

Как   социализируется малыш в возрасте двух летДети, несомненно, являются главными для своих родителей, которые заботятся о них, ревностно охраняют и учат новому. Каждых маму и папу волнует вопрос о том, что должен уметь ребёнок в определенном возрасте. Естественно, абсолютного перечня всех навыков и умений не существует, ведь каждый малыш обладает уникальным набором качеств, неповторимыми свойствами характера, склонностями к тому или иному виду познания и деятельности, а также особенным интеллектуальным развитием.

Следует понимать, что человек, пусть ещё и маленький, индивидуален, а одним детям с лёгкостью удаётся то, до чего другим ещё расти, некоторые малыши знают больше, чем остальные их ровесники. В этом нет ничего плохого и далеко не обозначает какую-либо заторможенность в развитии или другие проблемы. Однако все же существует относительный список, включающий в себя минимальное количество навыков, которыми должен обладать малыш в определённом возрасте.

Физическое развитие ребёнка в два года

Как известно, физическое и психическое развитие детей, особенно в раннем возрасте, тесно связаны, и чтобы в умственной деятельности появлялся какой-либо прогресс, физическая активность должна быть достаточно хорошо скоординирована и разнообразна. Именно в возрасте двух-трёх лет у маленьких детей ускоряется процесс развития во всех областях, и их действия становятся сознательнее, плавнее и увереннее. Существует следующий ряд навыков, характерных для детей в возрасте двух лет.

  • Развитие 2 летнего ребенкаПоявление способности к преодолению различного рода препятствий. Для детей этого возраста более характерно перепрыгивание вставшего на пути предмета, чем его обход.
  • Двухгодовалые дети умеют прыгать на месте и сохраняют при этом равновесие.
  • Происходит плавный переход с обычного шага на быстрый бег.
  • Познаёт принцип движения по лестнице и умеет переставлять ноги на ступеньках.
  • Соблюдая некоторую осторожность, малыш начинает ходить по тротуару или другой вытянутой плоскости, не держа при этом полностью равновесия, однако, усердно пытаясь его сохранить.
  • У многих детей именно в этом возрасте проявляются творческие наклонности, например, к танцам. Они начинают не просто активно двигаться под громкую и энергичную музыку, но и проявляют чувство ритма.
  • Мелкая моторика малыша развивается в процессе перелистывания страниц книги. Поначалу своими пальчиками дети захватывают по несколько страниц сразу, однако, с каждым днём становятся всё аккуратнее, повышая свои навыки.
  • С удовольствием берёт в руки карандаш, изображая при этом неровные горизонтальные и вертикальные линии. Продолжительность этих занятий делает для чада доступнее такие понятия, как круг, квадрат и треугольник. Ближе к двум с половиной годам, ваш сын или дочь уже будут способны изображать элементарные геометрические фигуры.

Радуясь успехам, родители слишком полагаются на развитое детское понимание окружающего мира. В этом и кроется главная опасность. Ведь энергии в малышах хоть отбавляй, а вот чувство страха, опасения и осторожности с аккуратностью почти отсутствуют. Поэтому так важно неотлучно находиться с ним на протяжении всего времени, в противном же случае результаты могут быть непоправимыми: дети часто прыгают со слишком высоких для их возраста сооружений, разогнавшись, не успевают вовремя остановиться и неизбежно врезаются в препятствия и, разумеется, не умеют контролировать длину и силу своего прыжка.

Чтобы избежать неприятных последствий подобных развлечений, необходимо вовремя останавливать непоседу, говорить с ним о многих вещах.

Мелкая моторика

Развитие моторики, несомненно, является основополагающим фактором того, на каком уровне будет владеть речью ваше чадо. Именно поэтому различным играм с перекладыванием маленьких предметов требуется особенное внимание. Разумеется, подобной деятельностью дети могут заниматься лишь в присутствии взрослого, контролирующего их, ведь в это время малыши хотят познавать всё больше и больше, а поэтому нередко тянут в рот, всё, что попадается под руку.

Элементарными упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, являются:

  •   2 года: гармоничное развитие ребенка  Способность рисовать с помощью карандашей или красок.
  • Пользоваться строго предназначенными для детей ножницами, правильно держать их, а также совершать попытки к разрезанию бумаги.
  • Перебирать бусины, нанизывать их на нить. Некоторые родители немного переоценивают способности своих детей, поэтому необходимо отметить, что размер бусин должен быть достаточно большой, а верёвка толстой.
  • Двухгодовалые дети с уверенностью и полной самостоятельностью застёгивают молнии на своих курточкам и кармашках, прекрасно тренируя при этом мелкую моторику.
  • Наполнять лёгкие и небольшие сосуды водой, а также выливать её.
  • Мять размягчённый пластилин, пытаться вылепить из него какие-либо предметы, фигуры.
  • Неумело, но прилагая огромные усилия, малыши начинают пытаться застёгивать пуговицы.
  • Также прекрасным упражнением для развития моторики являются занятия со специальными развивающими играми, в которых требуется вставить фигуры в подходящие для них отверстия.

Речевые и познавательные навыки

Развитие ребёнка в 2 года: мелкая моторикаВ 2 года дети становятся все интереснее

, ведь пытаются отражать всё, что видят и о чём думают, с помощью речи. В среднем их словарный запас составляет меньше сотни слов, хотя каждый день малыши стараются его пополнить, узнавая что-то новое, учась говорить, что любят, а что им не нравится, называть людей по именам, а также произносить много непонятных слов, значение которых порой бывает трудно угадать. В любом случае к дикции в данном возрасте придираться не стоит, важно лишь то, что дети проявляют инициативу.

Особенностью развития речи и сознания в целом является и то, что все чаще дети начинают задавать различного рода вопросы вроде: «а где папа?», «что это?» и так далее. Интересно, что именно в этом возрасте малыши начинают подмечать отсутствие каких-либо предметов.

Во избежание появления беспокойства у родителей, чьему малышу уже 2 года, а он ещё не говорит, следует отметить, что, во-первых, это не значит заторможенное развитие, а во-вторых, ещё меньше нужно беспокоиться, если чадо — мальчик. Ведь официальная статистика показывает, что девочки почти всегда начинают разговаривать раньше.

Если же вы хотите, чтобы отпрыск заговорил как можно быстрее, то постарайтесь больше заниматься с ним, задавая различного рода вопросы о названии какого-либо предмета, о том, где он находится, читайте малышу сказки и смотрите обучающие мультфильмы. Эффективно будет отвести ребёнка в центры, где посредством игр с другими детьми и помощью специалиста дети начинают заговаривать довольно быстро.

Минимальный набор навыков

Подводя итоги, можно сказать, что минимальный набор навыков, касающихся речевого развития, которыми должен владеть двухгодовалый малыш, выглядит следующим образом:

  • Что должны знать дети в два годаПрактически все звукоподражания начинают заменяться полными словами. Например, если раньше малыш говорил «гав» при виде щенка, то сейчас в его речи должно появиться слово «собака».
  • Часто пытается воспроизвести слова за взрослыми, персонажами мультиков, которые он смотрит, хотя и не всегда понимает смысл сказанного.
  • Любопытничает и задаёт вопросы обо всём, что его окружает.
  • Начинает говорить о себе порой в третьем лице.
  • Учится составлять слова в элементарные предложения. Для развития этого навыка чаще спрашивайте у ребёнка, как прошёл его день, понравилась ли ему прогулка, что он ел и где гулял.
  • Не только может называть окружающие его предметы, но и пытается описать их свойства. Может описывать движения и действия.
  • В сознании двухлетнего начинает зарождаться понимание антонимов, то есть слов, противоположных по своему значению. Полезным будет представлять малышу предметы, сильно различающиеся по размеру и свойствам, учить его выявлять их различия.

Развитие речи в первую очередь зависит от того, насколько много малыш слышит внятную и правильную речь взрослых, а также от уровня развития мелкой моторики.

Эмоциональное и социальное развитие

Разумеется, то, как эмоционально будет вести себя чадо, зависит исключительно от его особенностей. Именно в это время формируется характер малыша. Кто-то становится более непоседливым, кто-то же может сосредоточенно возиться с игрушками на протяжении долгого времени. Предугадать, как будет социализироваться ваш сын или дочь, каково будет их поведение, очень сложно. Однако существуют общие характеристики данных процессов, свойственные детям в возрасте двух лет.

  •   Что должен знать ребёнок в 2 - 3 годаДетям свойственно проявление ярких эмоций при встрече нового человека или же знакомстве с невиданным до этого объектом.
  • У двухгодовалых детей можно заметить такие хорошо выраженные эмоции, как недовольство и радость. Их малыши проявляют при попытках осуществить какое-либо задуманное действие.
  • Дети становятся требовательнее, часто бывают капризны и могут делать некоторые запрещённые вещи нарочно.
  • При знакомстве с людьми часто прячутся за родителей, к которым очень привязаны, однако, проявляют интерес к окружающим.
  • Начинают заводить знакомства со своими сверстниками, пытаются найти друзей.
  • В два года, когда начинается активное познание окружающего мира, дети редко могут усидеть на одном месте. Если раньше малыш часами увлечённо копался в песочнице и наблюдал за тем, что делают дети постарше, то в данном возрасте он, скорее всего, будет носиться по всей площадке, исследуя новые места для игр.

Многие родители желают привить дисциплину детям уже с этого возраста. Большинство попыток остаются безуспешными. Какие бы санкции вы ни применяли и сколько бы ни объясняли вред от того или иного действия малыша, он будет непреклонен. Единственным способом отучить его от чего-либо является поощрение за хорошее поведение и исполнение ваших просьб. Важно помнить, что в два года дети обожают подражать взрослым, поэтому следить за своим поведением просто необходимо. Например, если в доме вы не разговариваете на повышенных тонах, то и дети не станут кричать и слишком много капризничать.

Также не следует в два года возить малыша с собой в длительные путешествия. И никогда не обманывайте его и не хитрите. Обещали дать шоколадку за то, что помоет ручки после прогулки — будьте любезны. Если же он заметит, что что-то идёт не так и его попытались перехитрить, то в последующем к какому-либо компромиссу или договорённости прийти будет очень сложно.

Уровень самостоятельности

Как развивать навыки самостоятельности у ребенкаС этого возраста малышей уже начинают приучать к правилам личной гигиены. Они знают, как пользоваться зубной щёткой и самостоятельно направляются к раковине, чтобы помыть руки перед приёмом пищи.

Многие действия дети начинают осуществлять без помощи взрослых, однако, в случае больших неудач, им требуется поддержка со стороны родителей.

В общих чертах перечень всех навыков, в которых проявляется самостоятельность малыша, выглядит следующим образом:

  • старательно удерживает в руке столовую ложку, донося еду до рта не пачкаясь;
  • учится умываться и приучается к мытью рук;
  • не без помощи родителя, но по большей части самостоятельно чистит ротовую полость;
  • начинает готовиться к прогулке без посторонней поддержки, натягивая шапку, варежки;
  • предпринимает попытки к надеванию и других вещей, вроде колготок или штанов, однако, чаще всего путается;
  • практически идеально приучен к горшку, но для некоторых детей остаётся сложным контролировать свои ночные потребности.

Как уже было сказано, все дети развиваются по-разному, у каждого есть определённые индивидуальные качества и свойства характера, предопределяющие его поведение. Однако, если вы считаете, что у вашего ребёнка существуют какие-либо отклонения или заторможенность, то не будет лишним проконсультироваться со специалистом, чтобы избежать дальнейших проблем. Важным является уделять как можно больше времени малышу, подталкивать его к познавательной деятельности, знакомить его с ровесниками. Чем больше усилий вы приложите сейчас, тем меньше хлопот возникнет при нахождении отпрыска в саду, уровнем его коммуникации в школе и трудностями в характере.

Развитие ребенка в 2 года

В 2 года малыш будто стремиться все успеть. Ранние ползание и ходьба давно были заменены им бегом. Теперь он с намного лучшей координацией движений стремительно мчится по своему пути. И в этом стремлении родителям необходимо его обязательно поддержать.

А мы уже умеем…

  • Абстрактные понятия. Кроха отлично ориентируется в том, что настоящее, а что – нет. Он без сложности определяет где кошка – где игрушка, где мама – где ее изображение. Он отлично ориентируется во времени, понимает такие слова как «вчера», «сегодня», «завтра», «потом», «сейчас» и так далее.
  • Вездесущий Я. Скорость передвижения малыша теперь поражает. К движениям еще прибавляется логика, которая изрядно развилась за это время. Теперь малыш понимает Как что можно открыть, как туда добраться и что оттуда можно достать. Не думайте, что он не догадается как открыть шкаф с ножами и вилками. Поэтому если у Вас есть комната, где малыш может себя травмировать, лучше закрывать ее на замок.
  • Мозг-рука. Моторика развита достаточно, тем более с учетом мозговой активности. В этом возрасте малыш умеет рисовать, строить замки а также складывать пирамидку от большего к меньшему и наоборот. В 2 года можно понять какой доминирующей руке малыш дает предпочтения и разобраться будет он правшой или левшой.
  • Стремление к самостоятельности. Карапуз принимает активное участие в одевании. По просьбе родителей он может поднимать ножки, наклонять голову подставлять ручки. Частично может раздеваться самостоятельно, стаскивая шапочку или носочки.
  • Признание горшка. Кроха умеет контролировать свои потребности, знает как и зачем пользоваться горшком. Он умеет либо самостоятельно пользоваться им либо просит чтобы его посадили на него. Большинство деток воспринимают свой горшок как личную вещь важную для них.
  • Концентрация внимания. В 2 года детишки уже готовы концентрировать свое внимание на более длительный период времени. Так Вы можете его заинтересовать каким-либо действием на 30-35 минут, захватив его внимание. Стоит помнить, что увлечь чем-либо малыша не так уж просто, но если он заинтересуется, то от дела его больше не оторвать. в это время малыша можно начать знакомить с конструкторами и пазлами.
  • Взрослая работа. Малыши в восторге, если родители их приучают к домашнему труду, ведь благодаря этому они максимально могут быть похожими на своих родителей, к чему они стремятся. Это стремление стоит переводить в целую систему помощи. конечно гораздо проще всего сделать самому, но такая работа станет основой взаимных отношений родителей с детьми, а также способствует развитию большой моторики.
  • Лексикон. Средний малыш знает около 100 слов и умеет ими оперировать. Некоторые слова дети сокращают или немного изменяет до формата, в котором им проще запомнить. Также умеют составлять предложения из трех четырех слов используя предлоги.
  • Первые друзья. Дети с удовольствием общаются со своими сверстниками. Они не всегда разговаривают, а могут использовать жесты или мимику, но в большинстве своем знакомятся и запоминают имена. Встретившись вновь, обязательно друг друга узнают.
  • Любовь к книгам. Теперь крохи не только любят изучать книгу, как обычный объект или предмет. Они уже знают что содержимое книги тоже несет в себе значительный объем информации. Картинки они в силах изучить самостоятельно, но текст, который написан в книгах, они будут слушать разинув ротик. Поэтому будьте готовы к тому, что Вам придется перечитывать одну и ту же полюбившуюся малышу книгу несколько раз.
  • Осознание своего пола. Теперь дети прекрасно понимают, что не все похожи друг на друга. Самое время объяснить основные различия между мальчиками и девочками. Для того, чтобы малыш разобрался максимально хорошо, предложите ему при прогулке указывать на мужчин и женщин. Так он будет практиковаться на живых предметах.

Развитие малыша в два года

Как ухаживать за малышом

Сон как и прежде остается одним из важных факторов полноценного развития ребенка. Он занимает порядка 12 часов в сутки, при этом 10 из них приходятся на ночь. Также кроха нуждается в дневном сне, который составляет порядка двух часов во второй половине дня.

Питание малыша уже достаточно разнообразно. Блюда, которые он употребляет, практически не отличаются от кухни взрослого человека. Благодаря тому, что у него уже есть зубки тщательно перерабатывать пищу не нужно, заставляя малыша приучаться самостоятельно ее пережевывать. Несмотря на то, что ребенок еще крошечный, объем употребляемой пищи должен быть не менее полутора тысячи килокалорий за 4 приема пищи в день.

Приучайте малыша соблюдать правила гигиены. Каждое утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов. Каждый вечер должен заканчиваться купанием, который позволяет очистить тело, расслабить мышцы и полностью подготовиться ко сну.

Кроха, также, не должен забывать о таких малых премудростях, как мытье рук или же полоскания зубов. Он должен понимать, что ему эти процедуры необходимы для сохранения его здоровья.

Полезно знать: проводить время на свежем воздухе также является необходимым для растущего организма. Гуляйте с малышом ежедневно без исключений, одевайте его всегда по погоде. Не стоит его не перегревать, не переохлаждаться.

Постарайтесь построить для малыша стандартный режим дня. В возрасте двух лет кроха и сам должен понимать когда и какие процедуры с ним должны проводиться. Он должен понимать, что делается утром, днем и вечером. Хаос в жизни ребенка не допустим.

Развитие ребенка в 2 года

Как развивать малыша

  1. Давайте малышу в руки краски и фломастеры – он начнет рисовать, что будет развивать его мелкую моторику. Именно так будет развиваться его умственная и двигательная активность: ему будет легче воспринимать цвета, формы и размеры. Сначала изображения будут представлены в основном каракулями, но со временем палочки и кружочки сложатся в определенный объект, который будет уже осмысленным.
  2. Учите малыша распознавать цвета. Выберите несколько совершенно разных предметов, но одинакового цвета. Показывайте ему эти предметы, называя их цвет. На пример: покажите зеленый листок, дайте малышу попробовать зеленый кубик, зеленого мишку и так далее. После этого попросите малыша, чтобы он Вам показал зеленый цвет в комнате: выбрал зеленую юбку, зеленый кубик или зеленую подушку. Таким способом изучив все цвета научите кроху их использовать. Подскажите ему, что на красный кубик можно положить синий, а далее – зеленый.
  3. Играть с малышом в активные игры на улице. На свежем воздухе для любого малыша намного веселей будет играть с мамой или с кучкой сверстников. Играйте с малышом в догонялки и прятки, разнообразьте Ваши ежедневные прогулки с помощью животных летом, а зимой – снежной бабы. В песочнице ему отличную компанию составит его «коллега».
  4. В 2 года стоит начинать развивать талант малыша. Присмотритесь внимательнее: возможно что-то у него получается лучше, а что-то – ему больше нравится. В 2 года все крохи практически одинаковы, но уже через полгода будет видно, кто ребенком занимается, а кто нет.
  5. Позволяйте карапузу решать ситуационные задачи. На пример, попросите его достать кубик из под дивана с помощью палочки или лопатки. В песочнице посоветуйте ему не просто копать, а построить домик с дорогой. Играя с куклой предложить ее искупать, при этом изучая с малышом все принадлежности для купания.
  6. Пришло время загадок. Вы можете приобрести для малыша книжечку с легкими загадками и их загадывать, помогая малышу, если у него возникают сложности. Можно показывать малышу карточки-картинки, где изображены какие-либо животные или предметы – малыш должен называть их. Так Вы будете развивать его логику и память.
  7. Обеспечьте социализацию малыша. Ему необходимо привыкать к обществу таких же крох. Для этого ему нужна Ваша помощь. Обязательно подскажите ему, как он может познакомиться, подружиться с малышом либо, возможно, предложить ему свою игрушку.

Видео развитие ребенка в два года

Сколько слов и какие должен говорить ребенок в 2 года?

В возрасте 2-х лет ребенок развивается быстрыми темпами, буквально схватывая все на лету. Он уже умеет не просто разговаривать, а сказать чего хочет, вести диалог с помощью коротких фраз и простых предложений, артикуляция становится более четкой. Именно на этом этапе чаще всего диагностируют задержку речи или другие нарушения, связанные с ее становлением. Благодаря раннему выявлению дефектов они успешно купируются в дошкольном возрасте.

СодержаниеСвернуть

Развитие речевых навыков ребенка в 2 года

Двухлетний ребенок

Существуют определенные логопедические закономерности относительно умений и навыков малыша в речевом развитии. Нормой у двухлетних детей является иметь порядка 200-300 слов в обиходе, к трем годам их количество колеблется в пределах 1500. В большей степени это названия предметов, но в речи уже присутствуют и глаголы. В некоторых случаях, так как развитие артикуляционного аппарата протекает индивидуально, малыш уже использует местоимения, прилагательные, предлоги и союзы.

В это же время он учится побудительной и восклицательной интонации, должен уметь описать предмет по вкусу, размеру, форме. В норме кроха ко второму году уже разделяет слова на группы: фрукты, одежда, обувь и т. д. Не должно быть в речевом обороте упрощенных версий типа «би-би», «ту-ту», но допустима путаница с числами и родами.

Двухлетние дети большие изобретатели и могут употреблять выдуманные слова. Иногда это происходит по причине трудностей в произношении отдельных фонем или слогов. Они заменяются другими, созвучными, или совсем опускаются (чаще шипящие и свистящие).

На развитие речи влияет много факторов, не стоит забывать и о подражании, копировании манеры говорить взрослых. При общении с крохой не сюсюкайте, следите за собственной артикуляцией, не торопитесь.

Развивающие занятия на дому

Активное общение с ребенком нужно начинать сразу после рождения. Даже когда он еще не может внятно лепетать, важен зрительный контакт, вы знакомите его с миром с помощью своих жестов, интонации. Таким образом вы будете развивать в нем эмоциональную стабильность. Постепенно он будет сопоставлять движения мышц лица и звуки.

Мама показывает ребенку картинки

В два года для компенсации нарушений речи необходимо заниматься ежедневно, при этом не допуская переутомления или потери интереса. Достаточно 10-20 минут в день, ориентируйтесь на темперамент своего малыша. Кроме повторений слов, нужно читать детские книги для пополнения словарного запаса. Загадывайте загадки с рифмованным ответом. Чтобы добиться составления простых конструкций или разговорить молчуна, изучайте их по темам, признакам. Таким же образом можно разучивать сложные и длинные слова: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га, родитель начинает, а малыш заканчивает. Работая над воображением, необходимо расширять кругозор малыша, спрашивать у него, для чего нужен определенный предмет.

Полезными будут игры в звуки животных, которых можно изображать по очереди. Развивая внимательность, выкладывайте игрушки на столе и незаметно прячьте по одной. Периодически меняйтесь с малышом ролями. Для укрепления мышц артикуляционного аппарата можно делать простую гимнастику, например, корча смешные рожицы, растягивая рот в широкой улыбке и вытягивая губы трубочкой.

Арт-творчество развивает те зоны мозга, которые отвечают за функции речи. С этой же целью можно играть в потешки, сопровождая рассказ движениями рук («Ладушки», «Мы делили апельсин»). Для улучшения моторики дайте малышу работу с пластилином, тестом, пуговицами или бусинами. Разумеется, под вашим контролем, чтобы избежать случайного проглатывания мелких предметов. На прилавках магазинов большой выбор детских развивающих книг, пособий, игрушек, конструкторов, где каждый родитель может выбрать занятие по своим предпочтениям. Также досуг можно разнообразить походом в зоопарк.

Отклонения в развитии речи

Количество слов, произносимых ребенком в 2 года, во многом зависит от внешних факторов. На что стоит обратить внимание? Малыш должен уметь обозначать себя, своих родителей и членов семьи, предметы, которые находятся в доме. В коротких предложениях должны присутствовать прилагательные («большой», «мягкий»).

Прежде чем беспокоиться, почему ваш мальчик или девочка не говорят, как сосед Петя, примите во внимание характер ребенка, наследственность, проанализируйте, сколько проводите с ним времени. Нормы речевого развития условны, есть ряд признаков, на которые стоит обратить внимание:

  • маленький словарный запас;
  • ребенок не может ответить на простой вопрос;
  • напряжение мышц лица при произношении отдельных звуков;
  • отсутствие понимания смысла стихов, потешек, игр по должному возрасту;
  • слишком быстрый темп речи или молчаливость.

Причины задержки речевого развития могут быть обусловлены недостатком общения со взрослыми или носить физический характер. Во втором случае без помощи логопеда, дефектолога, врача-невролога не обойтись. Специалисты после диагностики могут обнаружить дефект прикуса, нарушение работы нервной системы, патологию слуха. В таком случае назначается комплексное лечение.

Если кроха ленится разговаривать, стимулируйте общение, делая вид, что не понимаете, о чем он говорит.

При отсутствии патологий обратите внимание на обстановку в семье, отставание в речевом развитии может быть связано с негативными эмоциями. Общее состояние здоровья и физические данные также имеют значение в формировании речи.

Ребенок не говорит

Нет никакой взаимосвязи между интеллектом ребенка и тем, в каком возрасте он начал активно говорить. В здоровой среде и при достаточном общении со взрослыми его активный словарь пополнится очень быстро. При выявлении затруднений с формированием речевых навыков, специалисты стараются устранить их причину, одновременно начиная логопедическую работу. К младшему школьному возрасту, как правило, малыш догоняет в развитии своих сверстников.

Если у ребенка темповая задержка речи, ему нужен коммуникативный «толчок». Это может быть общение в коллективе, групповые занятия с логопедом. Во многих случаях коррекцию можно провести самостоятельно, уделяя ребенку несколько часов в день.

Полезные советы родителям

Учите ребенка не просто новым словам, а связывайте предмет-действие, то есть «положи книгу», «возьми ложку» и др. Это стимулирует мышление и формирует двигательные навыки. Комментируйте все, что делаете, акцентируя внимание на деталях.

Если мальчик говорит о себе в женском роде, не пугайтесь, это может быть связано с тем, что он большую часть времени проводит с мамой. Со временем он поймет разницу. Избегайте гиперопеки чада, если у него не будет необходимости что-либо просить, он будет молчать. Рекомендации для родителей:

  • ограничьте просмотр телевизора;
  • обзаведитесь дидактическим материалом: кубиками, карточками, вкладышами;
  • читайте ребенку вслух;
  • пойте детские песенки;
  • изучайте окружающий мир по картинкам.

Занятие с развивающими картинками

Чтобы занятие приносило удовольствие обоим, большое значение имеет эмоциональный настрой.

Чего нельзя делать:

  • сравнивать ребенка с его сверстниками и критиковать;
  • игнорировать задержку речи;
  • перегружать и зацикливаться на ожидании успеха.

Каждый день должен быть разным на события, утро начинайте с массажа пальчиков. Одновременно можно рассказывать потешки или забавные стишки. Кроме гимнастики для развития артикуляционных мышц, разработки органов дыхания, складывайте башни и замки из кубиков, завязывайте шнурки, делайте аппликации. Катайте шарики из пластилина, вдавливая в них фасоль, пуговицы, оставляйте отпечатки пальцев – проявляйте фантазию. Рисовать можно не только пальчиками, но и обводить предметы. Если кроха играет с водой, но не хочет рисовать, ничего страшного, не настаивайте. Методом практики вы подберете ему занятие по интересам.

Даже прогулка на улице может быть познавательной! Если малыш берет в руки палку, песок или камушки, не спешите ему это запрещать, так он познает мир. Присоединяйтесь к нему и вместе щупайте кору деревьев, изучайте листья, цветы и плоды деревьев.

Мама с дочкой на прогулке

Читайте с выражением, изменяя голос, так развивается воображение и фантазия. После того как повторите одну сказку несколько раз, можно попросить ребенка описать главного героя.

Не торопитесь с походом к логопеду, каждый ребенок развивается индивидуальным образом. За 10-12 месяцев он, скорее всего, разговорится и догонит сверстников. Если в семье мама и папа спокойного склада характера, то и малыш будет обладать похожим темпераментом, ориентируясь на их линию поведения. Внимательно наблюдайте за его психоэмоциональным развитием, основой здоровья также является благополучие в семье.

Развитие ребенка в два года

В два года малыш уже многому научился, радует близких первыми понятными словами, уже даже перевернул полквартиры, хорошо спит и кушает, но это не единственное чему научился ваш ребенок.

   Развитие ребенка на втором году жизни                                               Что умеет двухгодовалый ребенок

С каждым годом ребенок становится взрослее. Его поведение меняется. В 2 годика малыш уже:
  • Может помогать старшим по дому.
  • Ломать игрушки с целью разобраться в механизме.
  • Сам листает книжку и рассматривает рисунки.
  • Передвигает предметы в доме, которые может поднять.
  • Пользуется столовыми приборами самостоятельно. Хорошо держит ложку, чашку. 
  • Сам моет руки.
  • При одевании и раздевании помогает маме себя одеть. Правда иногда не хочет и капризничает. Кстати, отмечен интересный факт, что детки очень любят надевать летнюю, легкую одежду (шортики, маечку/футболочку) даже без цветного принта, а вот с зимней одеждой тяжелее. Это, скорее всего, связанно с тем, что в летней одежке ребенку просторно, она цветная и легкая, а в зимней ему труднее передвигаться (а ведь энергия так и бьет ключом).
  • Игрушки выбрасывает из коробки и собирает обратно.
  • Если есть велосипед или машина с педалями, уверенно катается.
  • Так же ребенок хорошо ходит, на достаточно большие для него расстояния. Бегает, забирается на небольшую высоту, например, на стул, диван, носит в руках разные предметы.
  • Умеет устранять препятствия с пути (убрать мячик, отодвинуть подушку или игрушки, мешающие его передвижению). 
  • Ребенок хорошо открывает и закрывает дверцы тумбочки, ему это нравится. Главное следить, чтобы не прищемил пальчики и не повис на дверце, отломав ее.  Лучше, пресекайте такие игры. 
  • Умеет рисовать «каляки — маляки». Показывает и называет, что изображено на картинке. 
  • Показывает, где у него ушки, носик, ротик и другие части тела. 
  • Умеет пользоваться вещами по назначению:  лопаткой копает, пирамидку складывает, карандашом рисует и т.д.
  • Малыш умеет принимать похвалу и понимает когда его ругают. Очень обижается, если накричали ни за что (в его понимании). Также у него очень глубокие эмоции к родным людям. Он радостно визжит, видя бабушку, ждет маму и папу, пытается рассказать, что он делал и как. 
  • Говорит двух-трех сложные предложения. Запоминает и умеет рассказать короткие стишки. Ребенок знает от 300 до 400 слов. И словарный запас пополняется каждый день.

Питание ребенкав 2 года

Ребенок в два года весит не более 10-12 кг. Все остальное перевес и следует следить за этим обязательно. Не перекармливайте его, после еды обязательно поиграйте и активничайте, пускай походит и поупражняется. Он уже хорошо пьет водичку, детские соки, травяные чаи, компотики и т.д. Поэтому не забывайте, что жидкость может вызвать отечности ножек, ручек, и очень нагружает почки. После того, как малыш покушал сытно и попил, жидкость должна выходить с мочой, а еда перевариваться и выходить как дефекация. Обязательно следите за питанием ребенка, бабушки и дедушки стремятся подкормить, но ни к чему хорошему это не приведет. Пока что организм малыша еще не готов к слишком большим нагрузкам.

Меню для ребенка двух лет

Физическое развитие ребенка в два года

Психическое развитие ребенка В 2-летнем возрасте случается много вещей с ребенком, которые раньше не случались, например, агрессия без видимой причины, капризы, настоящие истерики. Это очередной этап взросления, очередной возрастной кризис. Кроме того, малыш в возрасте 2 лет:

  • Складывает кубики и использует их уже больше 5.
  • Часто говорит слова «Я сам» и пытается делать без посторонней помощи. Если получает отказ, начинает сердиться.
  • Дольше смотрит мультфильмы, может некоторое время концентрироваться на одной деятельности.
  • С удовольствием рассматривает картинки и уже знает почти все, что на них изображено.
  • Своим поведением копирует взрослых — готовит в детской посуде, разговаривает с кем-то как мама или папа, сидит с книгой или газетой, будто читает.

Речевое развитие ребенка в два года

Режим дня ребенка в два года

Занятия для развития ребенка в 2 года: 

Занятия для физического развития 

  • В таком возрасте будут полезными следующие занятия для развития в физическом плане:
  • Установить широкую, прочную доску, приподняв один край сантиметров на 25. Малыша нужно попросить, чтобы каждый день взбирался на конструкцию несколько раз.
  • Взять мяч средних размеров и упражняться в том, чтобы малыш бросал его или пытался поймать.
  • Малыш бросает мяч в корзину. 
  • Нужно игрушку бросить куда-нибудь и спровоцировать малыша ее забрать.
  • В комнате повесить специальную лесенку, пусть ребенок поднимается по ней.
  • Со временем, когда кроха научится все выполнять умело, можно задания усложнять.

Занятия для мелкой моторики

  • Сложить в коробку разные предметы и игрушки, пусть малыш их разложит по по двум другим коробкам.
  • Взять цветной шнурок и показать малышу, как им можно выложить контур любого небольшого предмета.
  • Любую крупу насыпать в какую-нибудь емкость, поставить перед малышом несколько тарелок и пусть он наполнит их крупой.
  • Взять несколько контейнеров для хранения крупы, учится открывать и закрывать крышки.
  • Распечатать на бумаге различные узоры, дать малышу карандаш или фломастер, пусть по линиям обведет. Для удобства можно рисунок заламинировать и использовать много раз.

 

Занятия для социального развития

  • Социальное развитие без общения невозможно. В социуме мы взаимодействуем между собой и составляем собой эту среду. Чтобы улучшить социальные навыки, можно:
  • Подобрать такие мультики, где есть определенная мораль, поднимаются различные социальные вопросы.
  • Больше позволять ребенку общаться со сверстниками и домашними животными.
  • Учить малыша завязывать шнурки и застегивать пуговицы.
  • На примере поведения главных героев в сказках, объяснять ребенку почему они себя вели так, а не иначе. 
  • Учить малыша делиться с друзьями игрушками и вкусностями.

Как музыкально развивать ребенка

 Чтобы ребенок развивался в плане музыки, нужно время от времени включать музыку, чтобы она звучала в доме. Начинать лучше из классики. Купить малышу детскую копию музыкального инструмента и показать, как его использовать. Существует большое количество различных музыкальных игрушек, нужно, чтобы у ребенка они тоже были. 

Занятия для познавательного развития

Усовершенствовать познавательные функции можно с помощью таких упражнений:
  • Разрезать картинку на несколько частей и помочь ребенку сложить. Позже пусть он сам тренируется.
  • Купить мозаику и, начиная из самых простых узоров, давать ребенку их составлять.
  • Подготовить леску и бусинки разных размеров. Пусть малыш их нанизывает. 

Занятия для речевого развития

  • В 2 годика ребенок уже разговаривает короткими предложениями, у него в запасе достаточно много слов. Улучшить речь помогут упражнения по имитации различных звуков. Пусть ребенок покажет как «говорят» животные — кошка «мяу», собачка — «гав» и т.д. Так же можно предложить имитировать гул различных транспортных средств — самолета, поезда, парохода и т.п. 
  • Выдувать мыльные пузыри. Помогает развивать речевой аппарат.
  • Вырезать из легкого материала, например из тонкой салфетки бабочку, снежинку или что-то в этом роде. Положить на ладонь и дуть. Задача — сдвинуть фигурку с места. 

 

Занятия для сенсорного развития

  • В коробочку сложить предметы разной формы из разного материала. Называть форму предмета или его текстуру, пусть ребенок на ощупь найдет.
  • Вырезать из цветной бумаги или картона кружочки или другие геометрические фигуры. Положить на столе и попросить малыша найти фигуры одного цвета или разных цветов.
  • Приобрести воздушные шарики разных форм и цветов. Можно надувать их по форме или по цвету. Идет закрепление цвета, формы и благодаря надуванию, развивается дыхательная система.
  • В небольшую емкость набрать сухого песка. Спрятать в нем различные мелкие предметы. Называть их ребенку и пусть он находит нужные.

Творческие занятия с ребенком

  • Отлично для этого подойдут пальчиковые краски, кода можно рисовать пальцами. В 2 годика воспроизводить на бумаге то, что малыша окружает он еще не может. Начинать нужно с того, чтобы он оставлял следы. Можно ручку макать в краску и делать оттиск. Найти специальные готовые печатки с изображением растений, животных или героев мультфильмов. Пусть ребенок окунает их в краску и делает оттиск на бумагу. Для таких занятий лучше взять большие куски бумаги — ватман, ненужные обои.
  • Можно из белой бумаги вырезать различные фигурки — цветы, животных, раскрашивать их и клеить на отдельный листок. Получатся красивые аппликации.
  • Трафареты тоже подойдут для развития творческих способностей. Всего лишь приложить и обвести по контуру, а потом можно раскрасить по своему усмотрению.
  • Лепка тоже способствует многостороннему развитию. Можно использовать не только пластилин или его натуральные заменители, но и добавить различный декор — бусинки, ракушки, мелкие игрушки, сухие листья. С ребенком придумать сюжет инсталляции и создать ее из сподручных материалов.
Кроме упомянутых упражнений, можно придумать свои по аналогии. Главное, чтобы ребенку было интересно. Важно помнить при этом, что у 2-летнего малыша быстро теряется интерес к однотипной деятельности, поэтому упражнения должны быть динамичными, интересными и короткими.
 


Что советую педиатры

Малыша уже пора отправлять в ясли. Ему в самый раз время учиться общению, спорить, мириться и выбирать друзей. Вы не думайте, что в два года это рано, и они ничего не соображают — нет, это как раз тот период, когда малышу крайне необходимо коммуникабельное развитие. В яслях, ребенок станет более дисциплинирован, научится быстрее говорить, а также бегать прыгать и выплескивать энергию. Детки в команде всегда находят себе друзей, там они проявляют свои качества, которые иногда необходимо развивать, а иногда подавлять. Например:
+ Лидерские качества. Уже в два — два с половиной года они видны в команде.
— Агрессия. Она спровоцирована страхом перед новым, успокойте малыша уговорами.
+ Дружелюбие и коммуникабельность. Такая себе растет «душа компании», это отличное качество, развивайте его.
В два года ребенок приближается к рубежу, когда упустить воспитание — это просто недопустимо. Чем старше малыш становится, тем больше контроля и выдержки вам понадобится. 
 

Ребенок 2.5 года. Календарь развития ребенка на 7я.ру

Ребенок в 2,5 года перешагивает через препятствия на полу, удерживает равновесие, поднимаясь на носки, умеет ходить на цыпочках. Ребенок 2,5 лет бегает, подпрыгивает, приседает, прыгает на двух ногах. Умеет играть с мячом: бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками, ловит мяч двумя руками, перебрасывает мяч через препятствия.

2 года 6 месяцевНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг12,016,3
Вес девочек, кг11,715,5
Рост мальчиков, см87,097,1
Рост девочек, см86,096,5

Рост и вес детей в возрасте 2,5 года данные ВОЗ

2 года 6 месяцевНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг10,516,9
Вес девочек, кг10,016,5
Рост мальчиков, см85,198,7
Рост девочек, см83,697,7
Окружность головы мальчиков, см46,151,7
Окружность головы девочек, см45,150,7


Познавательное развитие ребенка 2,5 лет

Отличие предметов по цвету, форме, величине:
Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках; подбирает:

  • по образцу,
  • по просьбе взрослого.

Ребенок в 2,5 года может назвать правильно 1-2 цвета.
Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
Ориентируется в различных по величине формах.
Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Игровые действия (сюжетная игра):
Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия). Выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):

  • по предложению взрослого, без показа,
  • в самостоятельной игре.

В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий).
Подражает игровым действиям другого ребенка. Использует несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).

Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная деятельность):

  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре,
  • по образцу.

Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками.
Экспериментирует в игре.
Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Социально-эмоциональное развитие ребенка 2,5 лет

Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.
Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).
Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.
Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).
Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.
Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.
Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.
Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
Начинает чувствовать красоту.
Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.
Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.
Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.
Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.
Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.
Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).
Не всегда может оценить доброту или понять наказание.
Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.
Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

Речевое развитие ребенка 2,5 лет

Обозначает себя: «Я», «Я сам».
Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
Задает вопросы «Где?», «Куда?» и другие.
Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.
Легко подражает незнакомым словам.
Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.
Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям. Понимает рассказ взрослого.

Бытовые навыки ребенка в возрасте 2,5 года

Одевается и раздевается с помощью взрослого. Расстегивает несколько пуговиц. Застегивает одну-две пуговицы. Сообщает о физиологических потребностях.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *