В 19 лет может быть переходный возраст в: Запоздалый переходный возраст в 19 лет – Переходный возраст у сына в 19 лет

Переходный возраст у сына в 19 лет

Никогда не думала, что с сыном у меня будут проблемы. По мелочам, конечно, все бывало, чаще всего с учебой. Семья у нас благополучная, "правильная", так сказать... Вымахал красавец под 2 метра ростом, поступил в университет на бюджет (сам!), учиться я заставляла, но денег не платили. Мои друзья завидуют - сын не пьет, не курит, интеллигентен, очень общителен, дружит со всеми, все его уважают. И "переходного" возраста у него не было. Отношения между нами дружеские, хотя имеет место давление с моей стороны, но только по принципиальным вопросам, в основном - учеба (хотя специальность-высокие технологии-выбирал сам). Последние 2 года не вижу интереса к жизни, в учебе - прогулы, обещания не выполняет, в комнате убирает из-под палки, правда со мной в конфликты не вступает и никогда не вступал, со всем соглашается, но все остается по-прежнему, плывет по течению,а теперь когда расстался с девушкой, совсем учебу забросил, на все вопросы о дальнейшей жизни ответ - не знаю. У подруги с сыном такое было в 14 лет. Раньше мы с ним о жизни разговаривали часто, у него такие правильные рассуждения были. В лицее, когда учился - ездил в Германию по обмену студентов, в университете планировал аналогичную поездку, а потом - все под откос... Разговаривать теперь не любит, от всех проблем - голову в песок. Хотя внешне благополучный, уверенный в себе парень. Может я сама виновата, "накосячила" в воспитательном процессе, ведь у дочери были аналогичные проблемы, в том же возрасте, но мы справились, и в этом её немалая заслуга. Ей 26 лет, и она очень переживает за брата, потому что считает его слабым. К кому обратиться, не знаю. Зашла на какой-то форум психологов, а там не только орфографические ошибки, но и ответы какие-то непрофессиональные, типа "что делать если не любит парень?" - "брось его", это и подруга может посоветовать... Может сыну на тренинг записаться, только пока не поняла, что именно ему нужно, посоветуйте, пожалуйста. Кстати, он не против психологической помощи, лишь бы не навредить...

Системно-векторная психология . Переходный возраст: как его пережить?

Переходный возраст - трудный период. Труден он и для родителей, еще бы, ведь ребенок выходит из под контроля, становится неуправляемым или наоборот, чересчур замкнутым, ведет себя, казалось бы, совершенно неадекватно. А как труден он для самого ребенка: это пора становления нового человека и в этот хрупкий период может случиться все, что угодно. Давайте разберемся, что происходит с человеком в переходном возрасте, почему он так изменяется и что должны делать родители, чтобы этот период прошел наиболее мягко и без эксцессов.

При просьбе назвать симптомы переходного возраста, любой родитель подростка начнет перечислять множественные случаи странного поведения, которое появилось в его ребенке с приходом переходного возраста. И хотя у каждого будет свой рассказ и своя история, но мы увидим одну исключительную похожесть всех детей в этот период: верный признак переходного возраста - это всегда выворачивание наизнанку своих лучших качеств. Например, ребенок в детстве был послушным, а в подростковом возрасте начинает идти наперекор родителям, при этом упираясь изо всех сил. Или, другой пример, ребенок всегда был дисциплинированным и пунктуальным. Если мама сказала - быть дома в восемь вечера, ни минуты позже ребенок не придет домой. Когда же начался трудный, переходный возраст, ребенок наоборот, начинает приходить домой позже, как будто не слыша указаний родителей о времени, а то и вообще под утро. Еще один пример, добрый, отзывчивый ребенок становится инфантильным, черствым, вызывающе одевается, красит голову в яркий цвет и так далее.

Вам может быть это интересно. О психологической разнице в человеке в разных возрастах читайте статью "Ребенок, подросток, взрослый".

По статистике, многие подростки в переходном возрасте начинаются первые пробовать алкоголь, курить, пробовать наркотики. Не у всех это проходит без последствий, множество начинают проявлять себя агрессивно по направлению к домочадцам. Что уже говорить о первых любовных увлечениях в переходном возрасте: тут и страсть, от которой сносит крышу, и ссоры, которые кипят и бушуют, и окончания первой любви, после которого подросток чуть ли не хочет выброситься в окно, потому что жизнь закончена и не имеет смысла. А есть и такие дети, которые в переходном возрасте не интересуются противоположным полом, что еще больше настораживает родителей: уже все мальчики дружат с девочками и наоборот, а этот или эта сидит сам по себе и в ус не дует - не это ли странно? Все в переходном возрасте на максимуме, все не понятно и... страшно, ведь неизвестно, чем  это может закончиться.

Что же это за период такой странный: переходный возраст, почему и когда он происходит, и главное - почему дети становятся такими странными в это время?

Сколько длится переходный возраст?

В английском языке подростков называют тинейджерами от приставки -teen, которая появляется у цифр от 13 до 19. Таким образом, переходный возраст обозначается именно этим возрастным периодом - 13-19 лет. Но на самом деле у каждого человека переходный возраст может начаться как раньше, так и позже. И так же закончиться в разное время.

Одни дети очень быстро переживают переходный возраст, и буквально за пару лет превращаются во взрослых. У других это происходит более медленно. Такая нечеткая граница в переходном возрасте для разных людей обуславливается разным влиянием социума, большей или меньшей опекой от родителей, а также физиологической особенностью самого человека, его психологической готовностью к переходному возрасту и выходу из него.

Так или иначе, а действительно метаморфозы с человеком происходят приблизительно с 11-12 лет и до 17-19 лет.

Что такое переходный возраст?

Прежде чем описывать, что такое этот период жизни человека, нужно принять один неоспоримый факт: переходный возраст - на самом деле один из самых тяжелых периодов в жизни человека. Это период становления новой личности и необходимо к любым проявлениям подростка относится более чем с пониманием, осторожностью.

Когда ребенок рождается на свет, он получает сразу же одно очень важное ощущение от своих родителей - это чувство защищенности от внешних факторов. Мама дает ему пищу, родители обеспечивают его, дарят, в меру своих сил, тепло, заботу, любовь. Даже если мама часто наказывает (заслуженно) ребенка, а папа ругает его, требует от него лучших оценок, послушания, ребенок все же ощущает свою зависимость от них. В независимости от того, какая у ребенка мама, королева или алкоголичка, ребенок по-настоящему любит ее и ожидает получить от нее то, что она должна ему дать.

Но детство заканчивается. И заканчивается оно именно тем, что ребенок начинает хотеть быть самостоятельным, отдельным человеком. Он вдруг ощущает желание самому отвечать за себя, за свою жизнь. Конечно, в начале переходного возраста он еще не понимает этого, не отдает себе отчет в том, что это именно так. Он просто пытается «пробовать» взрослую жизнь. Кто-то потихоньку, а кто-то - сразу со всей дури, как говорится. И тут... понеслась. При этом симптомы и признаки переходного возраста варьируются от и до.

Симптомы переходного возраста

На первый взгляд подростки выглядят весьма непонятными, странными, кто-то скажет,  даже ненормальными. Но это только так кажется. Если взглянуть на них через призму системно-векторной психологии Юрия Бурлана, все встанет на свои места. Любой родитель может точно, до мелочи спрогнозировать действия своего ребенка в переходном возрасте. Это не то, что просто просчитывается, это становится очевидным, как то, что дважды два четыре. Научиться такому пониманию собственных детей можно на тренинге, который проходит в интернете, онлайн.

Прочитать результаты тех, кто уже прошел тренинг, можно по этой ссылке.
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

Хотите знать как правильно воспитывать детей, лучше понимать их? Приглашаем вас посетить тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Вступительная часть лекций абсолютно бесплатна и доступна всем желающим по регистрации.

Что делать родителям в переходный возраст ребенка?

Для начала необходимо понять и принять, что переходный возраст - это нормальный процесс, когда ребенок перестает быть ребенком, то есть отрывается от мамы и папы. Это не что иное, как положительное происшествие, ведь любой человек должен стать взрослым.

Некоторые дети позднее других входят в подростковую фазу развития, меньше других или вообще не интересуются противоположным полом, становятся очень замкнутыми и малообщительными во время того, как у их сверстников начинается переходный возраст. Они могут совершенно не интересоваться вечеринками, алкоголем и тому подобной, как им кажется, ерундой. С одной стороны - это хорошо для родителей, но не стоит слишком радоваться данному факту, ведь ребенок не проходит важную фазу развития, а значит, пропускает или отстрачивает нечто очень важное для него. Для того, чтобы больше понимать таких детей, читайте подборку статей о людях со звуковым вектором здесь.

Второе, что необходимо понять - дети никогда еще не были взрослыми, поэтому все шаги они делают впервые в жизни. Естественно, они делают это неумело, странно, неправильно. Подумайте, ведь когда ребенок, будучи годовалым малышом, пытался впервые в жизни самостоятельно пойти, отпихивая руку мамы и падая, это выглядело забавно и умилительно до слез. Это была его первая проба, его попытка самостоятельно двигаться - это было чудесно. Такой же пробой в жизни для него в переходном возрасте становится желание самостоятельно управлять собственным временем, выбирать увлечения, любимое дело, друзей и так далее. Конечно, рвота подростка у порога или одна половина волос головы синего цвета, а другая - вообще побритая, выглядят не так уж мило, как первый, неумелый шаг малыша, но в серьезности и важности данного события - они равные.

Единственная задача родителей в переходном возрасте не отдалиться от ребенка, а остаться его другом, который все понимает, и может оказать психологическую поддержку в случае непредвиденной ситуации. Это - самый оптимальный сценарий, ведь родитель, старший по годам человек, может упредить негативные ситуации, помочь в непростых, спорных моментах, ответить на довольно простые жизненные вопросы, которые ставят подростка в тупик лишь из-за его неопытности.

К сожалению, большинство родителей, не понимая этой простой истины, уже с началом переходного возраста у ребенка, напрочь отдаляются от него, пытаясь вмешаться в и так сложный, хрупкий процесс становления новой личности. Общение между взрослыми и детьми в переходном возрасте превращается в стресс, сплошное непонимание, которое зачастую остается на всю жизнь.

Родители уже с раннего возраста ребенка должны готовиться к тому факту, что ребенок вырастет и станет взрослым. Самой большой ошибкой родителей является полностью нивелировать желания ребенка и пытаться навязать ему свое понимание жизни.

Необходимо понимать, что ребенок в переходном возрасте взрослеет не только психически, но и физически. Именно тогда происходит гормональный взрыв, который очень сильно видоизменяет как внешность ребенка, так и его взаимоотношения с противоположным полом. Сегодня подростки легко получают доступ к порнографическим сайтам, не удивительно, что они слишком рано по возрасту пробуют сексуальные взаимоотношения. И существует огромная угроза ранней беременности в подростковом возрасте, и родители должны приложить все усилия, чтобы этого не произошло. Подростки, невзирая на всю браваду, на самом деле в переходном возрасте еще все же не полностью взрослые и морально не готовы к появлению собственного потомства. Поэтому такой разовый опыт может превратиться в настоящую трагедию всей будущей жизни.

В переходном возрасте происходит и становление отношений ребенка со сверстниками, которые тоже уже почти взрослые люди. Самые большие проблемы возникают в этот момент у тех детей, которых с раннего возраста развивали только в интеллектуальном плане, и полностью нивелировалась их социализация. Например, ребенка с 1-2 лет учили 5 иностранным языкам, с 4-х лет обучали игре на скрипке и фортепиано, математике, физике, развивали таланты и все это с бабушкой, мамой и кучей взрослых репетиторов. Ребенок был полностью лишен общения со сверстниками в таком важном для него возрасте до 6-7 лет. Родители, желая ребенку всего самого лучшего, на самом деле лишили его этого самого лучшего: возможности в раннем детстве проиграть общение во взрослой жизни, то, что нормальным образом происходит в детском саду. Зачастую таким детям в переходном возрасте не позавидуешь: они полностью и абсолютно сбиты с толку и могут совершать поступки, граничащие с угрозой для жизни - ввязываться в плохие компании, заводить отношения с неприятными людьми, употреблять наркотики, стать предметом для избиваний и издевок со стороны сверстников и так далее.

Несомненно, сегодня настало время, когда каждый родитель, желающий добра собственному ребенку, должен его воспитывать не по наитию, а по точным знаниям психологии. Настолько точным, чтобы не допустить фатальную ошибку.

Чуть ниже есть форма подписки на рассылку о психологии человека. Если Вам не равнодушен Ваш ребенок и его судьба, обязательно оформите ее. Почти в каждом выпуске есть несколько статей, посвященных воспитанию детей и подростков - в ней Вы найдете очень много полезных для себя идей по воспитанию счастливых новых личностей и таким образом дадите собственным детям отличную путевку в будущее.

Психология и жизнь » Переходный возраст: кризис или нет?

Переходный возраст или подростковый кризис — достаточно спорный момент, многие специалисты спорят по поводу кризисного периода перехода от детства к взрослости, но тем не менее в подростковом возрасте происходят определенные изменения в жизни самого ребенка и неизбежно в жизни окружающих его людей. В первую очередь с переходным возрастом сталкиваются родители. Почему переходный возраст — это кризис?В подростковом возрасте происходят мощные изменения и перестройки в социо-культурном плане, для подростка значимыми становятся сверстники, а авторитет родителей отходит на второй план. Сейчас для подростка важно «войти» в свою среду, найти единомышленников и утвердить свой статус. Также происходит половое созревание, мощный выброс гормонов, изменение строения тела, все это влияет не только на самовосприятие подростка, но и на оценку его сверстниками. Подростковый возраст — сложный для самого ребенка, ему надо адаптироваться к новым условиям жизни (ведь он взрослеет), к изменениям своего организма и к тому, какие изменения происходят во взаимоотношениях с окружающими.

Почему же данный возрастной период называют кризисом, если все проходит так как должно? Ребенок взрослеет, его системы и органы перестраиваются, меняется не только физическое строение, но и личностные особенности, расширяется мировоззрение, появляются новые интересы… Человек развивается и растет. Что кризисного происходит?

Кризисом переходный возраст называют тогда, когда в данный возрастной промежуток, начинают нарушаться взаимоотношения со взрослыми, в частности с родителями.  Конфликты и непонимание, эмоциональные вспышки, агрессивное поведение и обособление от семьи являются признаками подросткового кризиса. Если подростковый возраст проходит гладко и бесконфликтно, то родители говорят «нам повезло».

Однако, все протекающие процессы в переходном периоде имеют место быть, потому что так заложено природой, перестройка всех систем и органов происходит именно в этот момент и если этого не произошло, то значит произойдет позже и иначе. Как правило «гладкий» переходный период ведет к бурному и болезненному кризису примерно в 18-19 лет, а до этого возраста подросток находится в стадии «затяжного инфантилизма», т.е.  находится в позиции «ребенка».

Я не призываю «пустить на самотек» все, что происходит в переходном возрасте с ребенком, раз все происходящее должно произойти, просто в данный период важно помнить о том, что:

  • В данный период происходит ломка привычек, стереотипов и всего, что было привычным ранее. Именно поэтому окружающим так очевидны «негативные» изменения, ведь часто встречается такая установка «если что-то идет не так как обычно, значит — это плохо». Любое действие подростка, которое может и не быть негативным с объективной точки зрения, уже заранее воспринимается, как нежелательное, так как оно новое.
  • Построение новых отношений, формирование новых установок и организация поведенческих реакций — это то, чем условно заканчивается переходный возраст.

Вернемся к вопросу кризиса, переходный период — это перестройка и реорганизация, по-настоящему кризисом данный период можно назвать если он протекает болезненно для подростка, если ему трудно адаптироваться и принять изменения в его жизни.

Родителям не всегда  просто понять своего ребенка и спокойно отнестись к переменам. Главное — не отдаляться от ребенка, даже если он начал отдаляться от Вас. Помните, что ребенку надо освоиться, понять и принять себя, занять определенный статус среди сверстников, так начинается его взрослая жизнь, и когда он немного разберется, он будет благодарен Вам, что Вы были рядом. Направлять и диктовать — это огромная разница, просто не забывайте об этом.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Осторожно, подросток!
  • Подросток и родители: формирование идентичности
  • Дошкольный возраст: его особенности
  • Ценности подростка и его профессиональный выбор
  • Признаки эмоционального неблагополучия подростка
  • Рубрика: Мамам на заметку

    Ваш отзыв

    Правила комментирования

    Почему возраст 23 считается переходным возрастом 🚩 Разное

    Кризис среднего возраста

    Каждый ребенок, по мнению врачей, до своего восемнадцатилетия проходит через 6-7 переходных возрастов, которые опасны с психологической и физической точки зрения. После достижения совершеннолетия молодые женщины и мужчины сталкиваются с реальностью жизни – если до этого их более-менее опекали родители, то с возложением ответственности на свои плечи многие впадают в депрессию.

    Переходной возраст после 20 лет также может свидетельствовать о перестройке психики под все еще изменяющееся тело.

    По сути переходные возрасты являются периодом времени, когда организм человека претерпевает различные изменения, сопровождающиеся изменением отношений с людьми и социумом. В результате молодые люди переживают сложное эмоциональное состояние, катализатором запуска которого могут стать психологические, физиологические и неврастенические факторы. Организм человека растет и активно развивается до 21-23 лет. В этот период изменяется тело, вчерашние студенты превращаются в мужчин и женщин, которые испытывают серьезные гормональные и моральные перегрузки. Результатом данных «американских горок» и становится запоздалый переходной возраст.

    Как справиться с переходным возрастом в 23 года

    Вылетев из родительского гнезда, человек поступает в учебное заведение или идет в армию, затем следуют браки, рождение детей, потребность в работе, приобретение жилья, отношения с коллегами и так далее. Все это вызывает у молодежи, которая все еще ищет пути познания себя, большое нервное напряжение и, как следствие, может привести к банальным нервным срывам.

    Часто молодые люди становятся неуверенными в себе и своих силах – а если на фоне переходного возраста есть и другие проблемы, то без помощи психолога обойтись будет непросто.

    В первую очередь, молодежь, переживающая переходной возраст после 20 лет, должна иметь возможность поговорить с родителями, попросить у них поддержки или доброго совета. Если жизнь кажется несостоявшейся, следует задуматься над своим местом в ней – возможно, человек работает не на своем месте, встречается не с тем парнем или девушкой или просто находится в депрессивном состоянии. Первые пункты исправить довольно легко, а вот при наличии депрессии желательно обратиться к психотерапевту за профессиональной консультацией. Чаще всего квалифицированные специалисты помогают обрести уверенность в себе и стартовать во взрослую жизнь без уничтожения всех нервных клеток.

    Переходный возраст: спасайся, кто может!

    Переходный возраст: спасайся, кто может!Многие из родителей разводят руками, сталкиваясь с подростками в переходном возрасте. Сколько лени! Сколько агрессии! Сколько хамства! И ведь учиться не хотят совсем!  Всё так, но у любой из этих моделей поведения есть свое объяснение. Далеко не всегда подростки виноваты в том, что они «такие…». Многие свои реакции и поступки они еще не могут анализировать, не понимают, что с ними происходит. И самыми надежными помощниками в прохождении этого трудного возраста должны стать те, кого дети сгоряча записывают во враги номер один, то есть мы, родители. О том, как пережить кризисное время и сохранить дружбу с собственными детьми, мы беседуем с психологом Ольгой Исаевой, старшим преподавателем кафедры клинической психологии Московского медико-стоматологического университета.

    И пусть они бьют тарелки!

    — Ольга, не хотелось бы брюзжать на тему, что раньше вода была мокрее, сахар слаще, а дети послушнее, что мы с Вами не были такими, как нынешние подростки, но…

    — Вы удивитесь, но брюзжание это оправданное. Ведь меняемся не только мы, меняется и само время, культурная среда, а подростковый, или переходный возраст, как считают психологи, — это культурный феномен. Еще некоторое время назад его не было. Например, при Иване Грозном…

    — То есть как? Трудных подростков секли розгами, и они оттого предпочитали не показывать характер?

    — Не совсем. Смысл подросткового возраста — это переход от детства к взрослой жизни. В традиционном обществе, где есть иерархия, где жизнь четко регламентирована, есть ритуал, переводящий человека из мира детства в мир взрослых, поэтому проблем с подростками не возникает. А вот в условиях нашей цивилизации все гораздо сложнее. Попробуйте ответить на вопрос, что для вас значит быть взрослой?

    — Не знаю. Наверное, уметь сдерживаться. Но вообще это сложно сформулировать.

    — Вот так и миллионы родителей затрудняются с ответом. А что спрашивать с детей? Смотрит подросток на себя в зеркало, на свои длинные руки и ноги, на почти уже усы, и видит «не мальчика, но мужа». Но все остальные смотрят на то же самое, а видят почему-то ребенка и обращаются соответственно: «Шарфик надень, холодно!» Он огрызается в ответ, потому что не понимает, что же нужно сделать, чтобы окружающие признали его взрослость.

    Самый простой ответ: взрослый — тот, кому можно то, чего нельзя детям, а именно: пить, курить, ругаться матом и гулять допоздна. И если все это себе разрешить, то, якобы, все поймут, что ты вырос.

    Сразу скажу: меньше всего проблем у тех родителей, кто с детства воспитывает в ребенке взрослость, чувство ответственности. Но некоторые дети, конечно, взрослеют не от хорошей жизни — например, когда в семье нет отца и его роль выполняет старший сын. Подростковая дурь в таких случаях обычно редкое явление, ведь на ребенка с детства рассчитывают, как на большого. Так зачем ему кому-то что-то доказывать?

    — А лет через десять он предъявит маме счет: ты лишила меня детства!

    — Практически с каждым ребенком придется хлебнуть забот. И конечно, пример неполной семьи — это пример экстремальной ситуации. Здесь, что называется, сама жизнь решает проблему переходного возраста. Но ведь в любой семье есть обязанности, которые ребенок способен выполнять. Уже в три-четыре года можно помыть свою тарелку. И дети обычно охотно помогают — через это они чувствуют себя взрослыми. Родители, конечно, рискуют: и возни больше, и опасность для посуды есть, да и гораздо проще сделать все самим. Но именно так и отбивают у детей желание помогать. Когда ребенок что-то делает, а родитель его корректирует, результат для обоих — радость. Поэтому лучше не давайте ему дорогую тарелку — пусть разобьет ту, которую не жалко, только бы с раннего детства у него был хоть какой-то участок своей ответственности.

    Если же чаду уже пятнадцать, а мы впервые задумываемся, почему он безучастен в быту и пытаемся привлечь его к работе по дому, то и удивляться не стоит, что он нас «посылает». Он не привык к обязанностям и уже не в том возрасте, когда охотно включаются в жизнь семьи. Да и объяснить пятнадцатилетнему подростку, почему именно теперь на его долю выпадает помощь по дому, невозможно. Вы можете втолковывать ему, что он уже взрослый, а в ответ услышите упрек, что еще месяц назад его считали маленьким и позволяли ничего не делать, а теперь он почему-то резко вырос.

    Здесь родителям остается лишь идти на хитрость. Например, сослаться на усталость и попросить помочь с посудой. Не упрекайте ребенка в лени, просто попросите, ведь вы действительно устаете после работы… Скорее всего, реакция будет положительной.

    Переходный возраст: спасайся, кто может!

    Фото Павла Гонтаря

    «Немедленно надень шарф!»

    — Вы упомянули шарф, который родители просят надеть, когда на улице холодно. Как же сделать, чтобы шарф действительно оказался на шее, а не в кармане — из духа противоречия?

    — Дух противоречия для подростков так же естественен, как для любого человека, переживающего возрастной кризис. Принцип очень простой: чем сильнее действие, тем мощнее противодействие. Но признаемся, далеко не любую нашу просьбу ребенок встречает в штыки, а скорее ту, которая высказана в директивном тоне, с позиции власти. Подросток просто постарается эту власть нейтрализовать, если не признает ее авторитета. Вот и получается, что вы, заботясь о ребенке, требуете: «Немедленно надень шарф!» — а он в ответ: «Да иди ты… Я уже взрослый, будешь мне тут указывать!»

    Решать проблему нужно тем же способом, что и с посудой. Просить, объяснять свое волнение и беспокойство: «Ну пожалуйста, там так холодно… Честное слово, мне будет спокойней». Ваши шансы быть услышанными сразу возрастут.

    Садимся делать уроки…

    — Другая ситуация: садимся делать уроки. Завтра контрольная, в голове у ребенка пусто, желание готовиться — ноль. Двойка обеспечена. А ему все равно…

    — Начало уже хорошее: садимся делать уроки. Задайте себе вопрос: кому это больше надо, вам или ему? Если вам — то вы получили ровно то, к чему стремились, то есть вы учитесь вместо него, и значит, уроки — ваша, а не его проблема, вплоть до окончания школы. В психологии это называется синдромом выученной беспомощности. Если вы с первого класса садились вместе делать уроки, то нечего ждать, что подросток сам будет этим заниматься. С какой стати? Это же вы боитесь двойку получить, это вы хотите «поступить его в институт». К тому же, дети не могут думать и рассчитывать с далеким прицелом, чтобы понять, что плохой аттестат — это реальная проблема. А вот с другом в «аське» не поговорить — это для них действительно беда…

    Вы замечали, наверное, что дети еще до школы играют в ролевые игры: в магазин, в парикмахерскую, в учителей… Им хочется скорее стать взрослыми. Поддержите в них это начало! И когда ребенок пойдет в первый класс, объясните ему, что он уже взрослый и у него появилась работа, которую нужно делать хорошо. Обычно дети, пусть и инстинктивно, но с радостью принимают эту новую ответственность. Задача родителей просто не испортить дело.

    — Ну а если чадо повзрослело и не справляется со сложными уроками? Ведь именно с этого начинается родительское участие в алгебре, физике, сочинениях… Иначе он просто бросит учиться.

    — Вот именно что участие, и только. Нужно объяснить ребенку, что двойка — это его проблема. Пусть он для начала попытается понять, в чем именно у него сложности, имея в виду, что всегда может обратиться к вам при затруднениях. Ну а вы должны быть готовы помочь ему разобраться с этой конкретной проблемой, чтобы дальше он снова работал сам.

    — А если в ответ на предложение помочь я услышу: «Отстань! Занимайся своими делами!»

    — Пусть так. А вы и занимаетесь своими делами: ходите на работу, зарабатываете деньги для семьи. Вы свои обязанности выполняете. Напомните ему, только в очень дружелюбном тоне, что и у него тоже есть обязанности, но он, в отличие от вас, их не выполняет. Тогда возникает вопрос: а почему? Пусть он разберется, в чем сложность, и подойдет к вам с конкретным вопросом, не перекладывая на ваши плечи домашнее задание. До тех пор, пока его плохие оценки — ваша, а не его беда, не ждите, что в нем что-то изменится.

    В подростковом возрасте тема с учебой осложняется и тем, что хорошие оценки перестают работать как самодостаточный стимул. Детям уже не страшно быть двоечниками. Даже наоборот — зазорно быть отличниками. Им интересно гулять, встречаться, школа становится местом тусовок. И тут родителям надо прилагать усилия, чтобы дисциплинировать ребенка. Отправной точкой могут стать его интересы. Кому-то нравится история или география, кто-то книги «глотает»… Подбрасывайте «топлива» в этот котел.

    — А если ребенок ничем не интересуется? И у него только одно желание — чтобы его не дергали?

    — Если подростку ничего не интересно, значит, проблема в семье. Значит, в доме нет приоритета знаний, а родители столько работают, что на интеллектуальную жизнь сил у них не остается. Они давно сами ничего не читают, кроме газет, никуда не ходят… И для чего тогда ребенку напрягаться в школе, если родителям все эти знания не пригодились?

    Ценность знаний должна культивироваться в семье. Ходите вместе в музеи, занимайтесь фотографией, путешествуйте (не обязательно далеко, можно и в соседний город, лишь бы вместе), общайтесь. Если эти интересы разбудить, то ребенку будет проще учиться. Знания, полученные вне школы, дают своего рода козыри: скажем, по географии он будет знать что-то такое, чего никто не знает, и он этим блеснет на уроке. И для него престижно, и учителю приятно.

    — Да, но если ребенку интересны только телевизор и компьютерные игры? И запрещать их бесполезно. Есть же друзья, у которых тоже компьютеры, он просто пойдет к ним в гости…

    — Любой запрет вызывает в подростке лишь дополнительный интерес, поэтому правильнее давать альтернативу. Вместо тупого мультика посмотрите вместе классное кино. Да, вы потратите свое время. Но за детей надо бороться.

    О компьютере разговор отдельный. Конечно, вы должны и имеете полное право ограничить время пребывания ребенка у монитора. (Если компьютер в семье один, скажите, например, что вам надо за ним поработать). Но знайте, что как правило детям совсем не просто выйти из виртуального мира. И иногда, для того чтобы вытащить подростка оттуда, родителю нужно самому туда спуститься. Играйте вместе, отдавая предпочтение более мирным вариантам игр, постепенно переключайтесь на другие совместные дела, не связанные с компьютером. Если же игра стала для ребенка наркотиком, зовите на помощь психологов! Этой темой —зависимостью от игры, или лудоманией — сейчас очень серьезно занимаются.

    Впрочем, зачастую самим родителям удобно, что ребенок сидит за компьютером и никого не трогает. Но это состояние жизни в виртуальном мире сродни беспризорности. Просто выглядит вполне социально приемлемо — ребенок вроде бы по подвалам не лазит, под забором не валяется, а сидит дома и чем-то занят. Но это опасное спокойствие. В виртуальном мире у него десять жизней, и он герой, а тут у него — проблемы в школе, ссоры с родителями… Зачем ему возвращаться в реальность?

    Бейте тревогу, если вы заметили, что ребенок становится фанатиком. Ищите ему альтернативное занятие, которое было бы не менее увлекательно. Может быть, вам подойдут секции по борьбе, походы…

    — Еще к слову о виртуальном мире. Многие дети рисуют ручкой в тетрадке. И порой эти рисунки приводят в ужас, потому что там — железные чудовища, горгульи и другие несовместимые с жизнью, агрессивные существа. Как на это реагировать? Всему виной компьютерные игры?

    — Рисунки — это воплощение внутренних образов ребенка. Значит, всё это у него в голове, и сформировано, скорее всего, тем же телевизором и играми. Ужасы беспричинно в сознании не возникают. Знаю случай, когда подросток вытащил из рамки на стене свою фотографию и засунул на ее место рисунок с таким железным чудищем. Наверное, так он видит свой настоящий портрет. Представляете, что у него внутри?.. Подобные эпизоды должны стать для родителей очень серьезным сигналом: действуйте, стучитесь к ребенку, не бросайте его на произвол виртуальной судьбы с десятью жизнями! Он проиграет свою единственную, и вы проиграете вместе с ним.

    Переходный возраст: спасайся, кто может!

    Фото Юлии Кузенковой

     

    Есть такой термин — лень

    — Многие дети ходят в художественную или музыкальную школы, но не все их заканчивают. Казалось бы: и способности есть у человека, и интерес какой-то был… Но дело брошено на полпути, ребенку надоело. Стоит ли заставлять заниматься дальше?

    — Во всем нужна мотивация. Если ребенок, например, рисует, значит, должны быть выставки и конкурсы, в которых он участвует. Он должен понимать, на какой результат работает, и соревновательный дух здесь — лучший двигатель. Просто рисовать или играть на скрипке, без конкретной цели — на этом интерес долго не продержится. Если в вашем городе не проходит выставок детских рисунков и музыкальных фестивалей — найдите их в Интернете! Познакомьте ребенка с художниками, музыкантами, у которых есть свои блоги (опять же, сначала сами их найдите, посмотрите, что за люди), пусть они общаются там. Для подростков ведь важны не столько занятия, сколько круг общения, тусовка, которая складывается в процессе работы. Если ваш ребенок ходит в музыкальную школу, а его друзья — нет, а он именно в их компании реализуется как личность, то вряд ли ему эта школа будет нужна. Скорее, у него возникнет тот же вопрос: а оно мне зачем?

    — Допустим, я завожу группу в социальной сети, предлагаю ему вывешивать там свои работы и рисунки одноклассников по художке. Результат тот же — сначала он совершает телодвижения, потом сдувается. Как же быть?

    — То, что вы описываете, психологи называют подростковой ленью (да, это термин!), которая имеет свои физиологические причины. В связи с бурным ростом в организме возникает дефицит энергии, а значит, ее надо экономить. Правда, если к какому-то делу просыпается подлинный интерес — эта энергия будет бить через край. Но это значит, что в другом деле ее убавится. Есть еще одна важная причина — у подростков слабо развита волевая регуляция. С точки зрения воли это вообще провальный возраст, заставить себя что-то делать очень трудно. У них постоянное чувство апатии, потери сил. Родителям нужно этот период переждать, перетерпеть, при этом периодически «пиная» подростка, возвращаясь к вопросу его личной ответственности. Главное, чтобы школьные задания он все-таки выполнял сам, а вы бы лишь оказывали конструктивную помощь и создавали условия для развития его интересов. Дайте ребенку возможность самому проявить себя в жизни.

    Пить или не пить

    — Есть еще одна угроза: в тринадцать-четырнадцать лет многие уже пробуют алкоголь.

    — Застраховать ребенка от этого вы не сможете. Но в ваших силах не создавать ажиотажа вокруг темы. Принцип все тот же: если в семье взрослым можно немного выпить, но есть жесткое табу для подростка («Ты еще маленький, тебе нельзя!»), то алкоголь становится искусительным плодом. И чадо обязательно дорвется до выпивки, причем вы узнаете об этом последними. Поэтому задача родителя — выработать у ребенка спокойное отношение к алкоголю. Если вы сидите за праздничным столом с бокалом вина и подросток просит попробовать, не говорите: «Это только для взрослых», не будите интерес. Объясните, что на вкус вино не так приятно. Предложите сок. Если ребенок настаивает, дайте глоточек. Детям вино действительно кажется невкусным, и если оно не под запретом, то вряд ли вызовет дополнительный интерес. Если же вы не пьете вообще и за этим стоит определенная философия, очень важно поделиться своими мыслями с ребенком.

    — А не лучше ли придерживаться охранительной тактики, чтобы чадо вообще ничего не знало о спиртных напитках?

    — Такая тактика распространена в наших православных семьях, православных школах. Кажется, что лучше спрятать ребенка от соблазнов мира, и тогда он вырастет благочестивым человеком. Но соблазнов из мира не изъять, а подросток не будет готов к встрече с ними. Сколько есть примеров, когда, выйдя из стен православного лицея, ученики стоят за углом и дымят, как паровозы. Именно так дети и привыкают лицемерить.

    Важно не столько уберегать ребенка от соблазнов, сколько быть рядом, когда он начнет с ними знакомиться. Говорите с ним о своих опасениях по-дружески. Если кто-то из знакомых сильно пьет, не скрывайте, что это настоящая болезнь, пусть подростку будет ясна причинно-следственная связь между алкоголем и алкоголизмом.

    Когда я работала в наркоцентре, некоторые мои коллеги привозили детей на работу и показывали, что такое наркоманы, что такое ломка, как это выглядит и как это лечится, давали детям поговорить с больными… Те рассказывали о кайфе, но им самим было в тот момент так не в кайф! Одного визита ребенку было вполне достаточно, чтобы сформировать стойкое впечатление и отношение.

    Авторитеты

    — Многие Ваши советы, как мне кажется, воплотимы в жизнь при условии, что родители сохраняют авторитет в глазах ребенка. Но пока у того переходный возраст, разве он будет слушать, разве родители — авторитет?

    — Родители могут и должны быть авторитетом для своих детей. Но, к сожалению, удается это не всегда. Дело в том, что в подростковом возрасте ребенок делает важное для него открытие — оказывается, у него есть свой внутренний мир, и этот мир чрезвычайно интересен. И если родителям нет до этого дела (а часто именно так и бывает: мы стремимся одеть, обуть, накормить и прочее, а поговорить, например, по душам — ну, если будет время), то у них крайне мало шансов сохранить свой авторитет, и подросток тут ни при чем. Дети часто не прощают такого невнимания к себе, и именно из-за того, что остро начинают понимать: внутреннее важнее внешнего. Они видят себя изнутри, свою сущность, мысли, черты характера… Им хочется этим поделиться. А не с кем. У родителей одно на уме: «Уроки сделал? Ботинки почему не убраны? Ты мусор вынес? Молодец!»

    Чтобы сохранить родительский авторитет, нужно поддерживать с подростком доверительные отношения, и самим жить интересной жизнью.

    — Доверительные отношения? В переходном возрасте?

    — Если у вас не было доверительного общения на протяжении тринадцати — пятнадцати лет, и в один прекрасный вечер вы решили поинтересоваться, что же там чадо пишет в дневнике, то реакция будет резкой и грубой. Но идти на контакт все же надо, и здесь есть беспроигрышный прием, который любят использовать манипуляторы: люди будут открываться вам, если вы начнете открываться им. У вас за плечами жизнь, вы тоже были в переходном возрасте, как-то чудили: пробовали первую сигарету, писали на заборе или нецензурно ругались… Все было, и не надо считать, что наши дети — непонятно в кого такие. Вспоминайте, что вы чувствовали, о чем переживали, и делитесь с ребенком. Конечно, не стоит рассказывать подробностей, как вы напились, но ваш опыт проживания кризисных ситуаций для него незаменим и гораздо интересней, чем истории из книг. Ребенок часто не видит в родителе человека, потому что мы усиленно его прячем, оставляя на поверхности только то, что можно назвать машиной по жизнеобеспечению. И когда мама или папа начинают постепенно открываться, когда оказывается, что у них тоже была молодость, разочарования и влюбленности, то ребенку становится понятно, что родители у него — нормальные люди, с ними можно иметь дело.

    Например, владыка Сурожский Антоний все свои истории начинал словами: «Знаете, был со мной такой случай…». Он никогда не говорил в лоб, что нужно делать, а чего нет. Он рассказывал о своем личном опыте, о своем переживании Бога. Думаю, мы должны брать с него пример.

    А вам жить интересно?

    — Вы говорите, родители должны быть интересными людьми и тогда будет к ним уважение. Что имеется в виду?

    — Часто, становясь родителями, мы перестаем жить собственной жизнью. Первые годы после рождения ребенок забирает столько внимания, что у мамы не остается сил ни на какие книги, кроме детских, а папа ничем не успевает интересоваться, кроме работы и обеспечения семьи. Дети растут, как и их запросы, и мы, взрослые, привыкаем к чисто технической функции — «накормить, одеть, обеспечить…». И ничего сверх того, чем мы должны заниматься как родители. Так мы отчасти перестаем быть собой. Но когда родитель превращается в круглосуточного воспитателя и теряет свою личность, он перестает быть интересным ребенку. Тем более подростку. Ведь первый вопрос, который он задает в ответ на наши претензии: «Ну а вы-то что? Требуете, чтобы я книжки читал, а сами-то читаете? Вы хоть чем-то интересуетесь?» И это серьезно.

    — Но откуда родителю, который приезжает с работы выжатым лимоном, пока ужин, уборка, пока уроки проверишь, взять время на увлечения?

    — А это вопрос приоритетов. Среди моих знакомых есть несколько профессорских семей. Приходишь к ним в дом: много-много книг, которые не умещаются в шкафы и лежат повсюду — на полках, стульях, подоконниках… Какой уж тут порядок. В этих семьях часто нет обеда, практически никогда нет ужина, а в холодильнике то, что сын-подросток успел купить по дороге из школы. Ведь в итоге ребенок сам начинает делать то, чего ему не хватает. Он знает: дома нет еды, мама придет после лекции в десять вечера, ее тоже надо накормить, ведь она же сама себе ничего не приготовит, да и сил у нее нет. Поэтому он сам купит еду, приготовит, поможет по дому, и у них с мамой, представляете, вечером будет время поговорить.

    Женщина часто видит свое материнское предназначение в обеспечении быта, но за этим не только пропадает все остальное, зачастую в таком объеме этот быт и не нужен. И начинаются обиды, что муж отказался ужинать (ел на работе), хотя она старалась, сил не жалела. Как только вы решите для себя: что вам важнее — быт или что-то большее, тут же появится время на личные интересы.

    — Думаю, проверку себя нужно начать с вопроса: приносит ли мне радость моя собственная жизнь?

    — Очень полезный вопрос. Если ваш ответ «да», то в целом все у вас в порядке. Если же никаких страшных событий не произошло, а вы злитесь и унываете, — значит, пора что-то менять. Часто причиной уныния становится загнанность, трагическая усталость. Если так — пора остановиться. Всех денег нам не заработать, да и то, что есть, мы на тот свет забрать не сможем, а завтрашнего дня может и не быть! Помните, как сказано у Булгакова: человек смертен, и что еще хуже — внезапно смертен. Даже если уверены, что стараетесь не для себя, а для детей, — остановитесь и задумайтесь. Стоят ли заработанные вами деньги того времени, которое вы не провели с ними?

    Если же дело в раздражении на жизнь, что она «так устроена», то помните, что это ваша жизнь, и, кроме вас самих, никто ничего в ней изменить не сможет. Ищите отдушину, вспомните, какие интересы были у вас в юности… И еще важно понимать, что именно те родители, которые воспринимают жизнь как радость, вернее станут для детей настоящим авторитетом. По одной простой причине — за такими людьми действительно хочется расти.

    Фото в анонсе – Ларисы Подистовой

    Как помочь подростку пережить переходный возраст

    Отсутствие жизненного опыта и неумение справляться с психологическими проблемами в подростковом возрасте порой приводят к самым плачевным последствиям. Но риск пустить свою жизнь под откос снижается, если у подростка есть хотя бы один близкий друг. К такому выводу пришли ученые из университетов Сассекса, Белфаста и Лидса (Великобритания).

    Мальчики и девочки решают проблемы по-разному

    В исследовании, проведенном специалистами, участвовали 409 добровольцев в возрасте от 11 до 19 лет, который принято называть "тинэйджерским". Все тинэйджеры принадлежали к малообеспеченным семьям, так что риск возникновения в их жизни различных проблем и трудностей был достаточно высок.

    Эксперты интересовались, каким образом подросткам удавалось справляться с негативными переживаниями и как складывались их отношения со сверстниками.

    Результаты оказались весьма любопытными. Оказалось, что мальчики и юноши эффективнее решали свои проблемы, если имели хотя бы одного лучшего друга, который поддерживал их и помогал в разрешении сложных ситуаций. А вот девочки и девушки чаще выбирали неэффективные пути вроде наркотиков, алкоголя или беспорядочных сексуальных связей, независимо от наличия близких друзей или подруг…

    Психологи полагают, что подростки женского пола чаще берут на себя вину за возникающие в их жизни проблемы. Например, девочка убеждена, что отец бросил семью именно из-за того, что она недостаточно хороша, что мама пьет из-за нее, что одноклассники не хотят общаться с ней, потому что она некрасива или плохо одета, или что ее изнасиловали, потому что она сама дала повод…

    У мальчиков гораздо меньше комплексов по поводу внешности, материального положения семьи или качеств характера. Они чаще адекватно оценивают ситуацию и осознают, что во многих неприятностях, которые с ними происходят, вовсе нет их вины… Поэтому они ищут реальные способы преодоления трудностей, а алкоголь, наркотики и криминал становятся уделом лишь тех, кто попал в плохую компанию. Если у подростка нормальные друзья, то такое вряд ли произойдет.

    Семья = карьера плюс здоровье

    Также для подростков оказалась важна поддержка семьи. Даже в бедных семьях, если о подростке заботились родители, братья и сестры, он ощущал себя психологически более комфортно, чем если этой заботы не было. Но если у таких подростков были близкие друзья, они ощущали себя более уверенно.

    Ранее исследователи выяснили, что у молодых людей, выросших в неблагополучных семьях, меньше возможностей получить образование и сделать карьеру, а также хуже состояние здоровья, так как они не могут позволить себе дорогостоящих медицинских услуг, в отличие от выходцев из более обеспеченных семей.

    Друзья и "лжедрузья"

    Также многие подростки чувствуют себя одинокими. Чаще всего это те, кто отличается от своих сверстников в худшую сторону. Например, родители бедны и не могут купить сыну или дочери дорогой компьютер или мобильник, приличную одежду и украшения… Могут быть комплексы по поводу непривлекательной внешности, либо по каким-то причинам подростку трудно отыскать общий язык с окружающими.

    При этом на первый взгляд почти у всех есть друзья. Но бывает, что общение происходит только в компании или весьма поверхностное: подростки вместе ходят в школу и из школы, вместе делают уроки или играют в какие-то игры, но по-настоящему близких, душевных, доверительных отношений между ними нет, и поделиться с таким "другом" или "подругой" своими горестями невозможно…

    Бывает также, что подросток активно общается в интернете, у него множество "френдов" в социальных сетях, однако ему не с кем провести время в реале, и он даже не знает, кому позвонить, чтобы узнать домашнее задание или просто поболтать по телефону…

    Если родители уделяют ему слишком мало внимания, и нет моральной поддержки со стороны друзей, то достаточно велика вероятность депрессии или даже суицида… Кстати, подростковые суициды сейчас распространились во всем мире. И толчком к такому необратимому поступку может стать ситуация, которая, на взгляд взрослого, и яйца выеденного не стоит: ссора с родителями, плохая оценка в школе, неприязненные отношения с учителем, насмешки одноклассников…

    Одним словом, для тинэйджеров очень важно ощущать поддержку со стороны друзей или близких им людей. Это может оказать колоссальное воздействие на весь их дальнейший жизненный путь.

    Дарья Любимская, "МиссусРу"


    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

    Ответы@Mail.Ru: Сколько длиться переходный возраст?

    Переходный возраст 13-18 лет, но это вовсе не показатель, что после 18 лет прыщей не будет, все зависит от типа кожи, если кожа жирная, есть ли генетическая предрасположенность. В вашем возрасте это конечно может быть все на гормональном фоне и со временем пройдет, есть ли нет то дерматолог и косметолог вам в помощь, а если и после переходного возраста будут возникать такие проблемы, то нужно провериться у эндокринолога (в прочем и сейчас лишним не будет).

    в среднем от 12 до 16

    до 20 лет и баста.

    ещё молодой возраст. организм перестраивается и всё такое...

    вот сейчас вспомнила своего одноклассника, у него прыщи начались в 13 лет, конечно много нгатива он на себя принимал, очень переживал, потом я ушла из школы, когда нам было по 18 лет мы встретились классом, я его не узнала, на лице ни одного прыща, даже следов не осталось, он сказал что ничем особо не пользовался, просто умывался и очищал лицо) ) но у все по разному, это никак нельзя узнать заранее что будет, напримр у моих родителей в юности тоже в переходном возрасте были прыщи, даже очень много прыщей, а у меня никогда не были, только иногда повится один-два и быстро проходят, хотя это наследственное заболевание по идее я тебе только одно могу посоветовать, каждый деньумываться с гелем, не есть чипсы, жареное, не пить газировку, алкоголь, это то без чего можно прожить, а красота конечно важнее)). кушай сухофрукты вместо сладкого, я например обожаю курагу, только покупай её на рынке и чтобы она была жёсткая очень и не покупай ту, которая на вид яркая, мягкая, и ровная, в ней красители и полезного мало)) ) знай, что то, что происходит в организме, в кишечнике отражается на лице) и ещё посети пожалуйста врача, сначала иди к терапевту, ведь лучше не затягивать, верно??)) ) чем раньше начнёшь лечение, тем больше шансов вылечить кожу)) ) удачи тебе))

    у всех по разному у когото он может в 8 лет начаться и в 19 закончиться в средним от 12 до 18

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *