Репертуар Большого театра
Действие I
Картина 1
Раннее утро. У дома богатой фермерши Марцелины появляется молодой крестьянин Колен. Он влюблен в племянницу Марцелины — Лизу и ищет встречи с ней. Но это не так-то просто! Даже нанимая крестьян для уборки урожая, Марцелина не отпускает с ними Лизу, а находит ей работу во дворе. Не удивительно, что первое свидание влюбленных происходит у маслобойки. Но вновь появляется Марцелина и прогоняет нежеланного ухажера.
А вот и выгодный жених — Никез. Он хоть и глуповат, но его отец — Мишо весьма состоятелен, и Марцелина всерьез уговаривает Лизу познакомиться с богатыми гостями. Лишь вмешательство Колена смогло расстроить это сватовство.
Картина 2
Жатва. В заботах об урожае Марцелина все-таки продолжает мечтать о свадьбе Лизы и Никеза, несмотря на его глупые выходки. Но помолвка, затеянная как игра с лентами, снова заканчивается в пользу Лизы и Колена. …Общие танцы прерываются грозой. Все разбегаются, спасаясь от непогоды.
Действие II
Картина 3
Гроза прошла. Марцелина и Лиза возвращаются домой, и усаживаются за прялку. Крестьяне приносят спасенные от дождя снопы. Марцелина уходит с ними, заперев Лизу на ключ.
Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и велит ему уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и в знак примирения они с Коленом обмениваются платками.
Слышен шум за дверью. В панике Лиза прячет Колена в чулане. Вошедшая Марцелина замечает чужой платок на шее Лизы и в наказание запирает ее в тот же чулан, не подозревая, что там находится Колен.
…Как к себе домой входит Мишо. За ним следуют нотариус для подписания брачного контракта и даже нанятый по этому случаю духовой оркестр. Марцелина не скрывает своей радости и вручает Никезу ключ от чулана. Дверь открывается, и… на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и ей лишь остается благословить их.
Распечатать
«Тщетная предосторожность» в Большом театре
«Тщетная предосторожность» в Большом театре
07.02.2002 в 00:50 , количество просмотров: 2606Пестра родословная «Тщетной предосторожности» (она же «Худо сбереженная дочь»). Этой старой-престарой француженке (родилась она в 1789 году в прославленном своими винами Бордо) впоследствии неплохо жилось по всей Европе и отменно в России, где ее холили-лелеяли и француз Мариус Петипа, и русский Александр Горский. Но полный «курс омоложения» она прошла в Англии, когда за нее в 1960 году как следует взялись балетмейстер Фредерик Аштон, музыкальный редактор Джон Ланчбери и художник Осберт Ланкастер. При содействии исследователя Айвора Геста они собрали и сохранили все лучшее, что удалось обнаружить в библиотеках, хранилищах и в памяти предыдущих поколений. Но при том эти джентльмены посмотрели на французско-русские пасторальные древности и забавы добродушно-ироничным взглядом современных благовоспитанных бриттов. Их новорожденная «дочь», несомненно, англичанка, но с ощутимой примесью русско-французских кровей.
Есть в аштоновской «Тщетной» чисто британская любовь к деревне и умиление холмами вечнозеленой старой, доброй Англии, о которых лучше всего мечтать, сидя в уютной квартире в Челси. Есть и трепетное отношение к всякой живности — коровки на лугу, куры, петух да ослик во дворе фермы… Есть и чисто английские «натюрморты» — портрет покойного мужа хозяйки красуется рядом с примитивным изображением «любимого Барсика». Тут же и картина с рыбой во всей ее плоской красе. Клетчатое платье носит вдовушка Симона, с красным зонтом не расстается сельский чудак Ален. На сцене видим увитое лентами стилизованное «майское дерево», знаменитые «horse dance» — танцы с деревянной лошадкой, чечетку в сабо и ланкаширские па демонстрирует тетушка Симона, которую в духе традиций английской пантомимы играет мужчина… И главное — всем танцам аштоновской «Тщетной» присущи выверенность, непринужденность, музыкальность и какой-то деликатный, застенчиво-сдержанный эротизм с легким ароматом викторианства, столь типичные для почерка этого первого сэра Английского Королевского балета. Для нас Фредерик Аштон, пожалуй, самый известный английский балетмейстер. А его редакция «Тщетной предосторожности» — самый популярный аштоновский балет.
К столь «островной хореографии» настоящего «инглишмена» Большой обратился впервые. Притом — по «наводке» художественного руководителя балета Бориса Акимова, который хорошо знает славные английские традиции. Сей балет он адресует и старым, и малым — «любви все возрасты покорны». Но как коварна и трудна, полна хореографических «подтекстов» столь благодушная на вид аштоновская хореография! Весьма скрытная и двойственная по характеру, как и сам сэр Фредерик Аштон — англичанин, который появился на свет в Эквадоре в «урожайном» для балета 1904 году. (Тогда же родились и Джордж Баланчин, и Леонид Якобсон!)
Прелестным и очаровательным всегда был Фредди Аштон — сын мелкого дипломата, вопреки воле родителей ставший артистом балета. Еще в начале сценической карьеры ему была поручена «роковая» партия, насколько можно судить, сыгравшая огромную роль в его дальнейшем творчестве, — он выводил на сцену ослика! Не потому ли это животное, словно талисман, потом появилось в «Тщетной предосторожности», во «Сне» (естественно — «в летнюю ночь»). Даже став автором восьмидесяти тонких, музыкальных, «пуританских» балетов (среди них — «Ундина», «Маргарита и Арман», «Месяц в деревне»), Аштон всю жизнь тайно мечтал поставить спектакль «про зверюшек», что, выйдя в отставку, и сделал. В своих насквозь английских по духу «Сказках Беатрисы Поттер» он даже станцевал Ежиху — занимая положение первого балетмейстера королевской сцены, такой роскоши он себе позволить не мог!
Во многом неожиданным для самого балетмейстера был огромный успех его «Тщетной предосторожности», которую Аштон поставил всего за четыре недели. Примерно столько же над ее разучиванием под руководством Александра Гранта (он унаследовал права на этот балет) и Эмилио Мартинеса трудилась труппа Большого. Постановку прямиком из Лондона пересадили на московскую почву, сильно сузив «посадочные площади» декорациями (предоставлены японским «Асами Маки балетом») и кулисами, — получилось камерное и немноголюдное зрелище. Мило звучал оркестр под руководством опытного балетного дирижера Александра Копылова. Но, к сожалению, гораздо скромнее пока оказались результаты нашего знакомства с английской хореографией.
Наша постановка «балета о соломе» (еще одно название «Тщетной») изобилует нерешенными сельскохозяйственными проблемами — в сцене «Поле» работаем неряшливо и вяло! А из четырех заранее объявленных исполнительских составов все три премьеры танцевал один. И то молодежно-сборный (Нина Капцова — Лиза, Андрей Болотин — Колен) — случай небывалый для самого крупного и многолюдного театра страны. У кого-то болезни и травмы, другие (Дмитрий Гуданов и Марианна Рыжкина) вместо танцев по чьей-то доброй воле бродили по кулисам и сидели в зале. Ведущие солисты заранее отказались от этих «сельских радостей», видя в наивном балете потенциального претендента на детские утренники, хотя балет рассчитан на технически сильных, опытных артистов. В Англии его всегда танцевали «сливки» труппы — Надя Нерина, Дэвид Блэр, Лесли Кольер, Антуанетта Сибли…
От худа до добра — огромная дистанция, которую за генеральную репетицию и три спектакля лишь наполовину прошла труппа Большого. «Генералку» рецензировать не положено, но пару слов о ней сказать надо, коль скоро только на ней пока выступил первый состав. Балет «прогонял» обаятельный и милый Сергей Филин, который мог бы быть прекрасным Коленом еще лет десять назад. Сейчас его, очевидно, сковывает накопленный «премьерский груз» — от души веселиться мешают сыгранные им принцы и благородные рыцари. Предчувствующей беду сельчанкой Жизелью показалась безрадостная и бестелесная Лиза Светланы Лунькиной, которой сейчас, несомненно, ближе одноименная героиня из «Пиковой дамы»…
На премьере «Тщетная предосторожность» сильно напоминала собой школьный спектакль. Все отменно старались, включая ведущих солистов. Но что простительно училищу, то мало для театра. «Сладкой парочкой» смотрелись уже опытная танцовщица Нина Капцова (Лиза) и впервые солирующий Андрей Болотин (Колен), которого сам Александр Грант выдвинул на ведущее положение. У Болотина легкий прыжок, воздушное вращение, и, что немаловажно, обаяние и свобода сценического поведения. С каждым спектаклем все смелее танцевала Капцова — на третьем у нее даже появился намек на балеринское брио. Да и коварная воздушная поддержка, когда кавалер на одной руке держит даму в конце труднейшего «эльслеровского па де де» (аштоновское название), у молодых получилась! Браво! Дай Бог наработанное не растерять до следующего спектакля!
Большой сценический опыт имеют исполнители танцевально-игровых партий. Колоритен зажиточный самоуверенный фермер Тома в исполнении Андрея Ситникова. Эдакий «человек-гора» с бакенбардами и сигарой в зубах, словно он — благородный сквайр.
Ален Геннадия Янина — самая яркая актерская работа в спектакле. Он и чудак, и безобидный малый, и деревенский дурачок, живущий в своем мире, своими представлениями о добре и зле, — красный зонт и деревянная лошадка ему, несомненно, дороже Лизы. Янин вносит в эту партию грустные «русские интонации», когда в финале балета оказывается не у дел. «Слезу вышибает» его мизансцена с обручальным кольцом, которое уже ни к чему…
От спектакля к спектаклю мягче и разнообразнее становилась тетушка Симона Александра Петухова, в начале напоминавшая простую деревенскую «бой-бабу». Ее степ-вариация в сабо, всегда проходящая под бурные аплодисменты, еще нуждается в доработке, как получше и весь спектакль в целом. В общем, оберегайте вашу дочь, господа!
Виолетта Майниеце
Я рекомендую
Это интересно
Твитнуть
Тип
Раздел
Театры и фестивали
Персоналии
реклама
вам может быть интересно
Балет «Тщетная предосторожность» (La Fille mal gardée)
La Fille mal gardée
Дата премьеры
01.07.1789
Жанр
Страна
Франция
Сценарий Ж. Доберваля.
«Балет о соломе, или От худа до добра всего один шаг»
Балет в 2 актах (3 картинах) на сборную музыку, балетмейстер Ж. Доберваль.
Премьера состоялась 1 июля 1789 года в Театре Бордо.
1. Ферма тетушки Симоны (в русских постановках Марцелины). Она заставляет свою дочь Лизу выполнять различную домашнюю работу. А девушка думает о встрече с любезным ее сердцу Коленом. Приходят крестьяне наниматься на работу по уборке урожая Симоны. Среди них Колен, но Симона гонит его прочь. Ей не нужен бедный жених, она собирается выдать дочь за сына винодела Тома (в русских постановках Мишо). Вот и он легок на помине, пришел вместе со своим сыном Никезом (в русских постановках Аленом). Никез обещает богатое приданое, Симона, поторговавшись, соглашается. Лиза упрямится, вырывает у молодого человека свою руку и убегает. Остальные уходят вслед за ней.
2. Комната на ферме Симоны. На заднем плане лестница в спальню. Симона велит дочери сесть за прялку. Сама также пытается прясть, но ее одолевает сон. Лиза пытается выкрасть ключ из кармана матери. Та просыпается и, для того чтобы прогнать сон, предлагает дочери потанцевать. Лиза с радостью соглашается и приносит матери тамбурин. Симона пытается аккомпанировать танцу Лизы, но снова засыпает. В окне над дверью появляется Колен, Лиза снова пытается украсть ключ. Симона внезапно просыпается и отчаянно бьет в тамбурин. Симона танцует с дочерью.
Приходят жнецы и жницы. Приносят много снопов и просят расплаты. Симона скупо раздает деньги и провожает работников. Внезапно из снопов появляется Колен. Трогательная встреча, влюбленные обмениваются шейными платками. Услышав, что мать возвращается, Лиза в испуге отправляет юношу в спальню, а сама изображает, что заснула за работой. Симона будит дочь. Увидев у нее новый платок, она в гневе велит Лизе отправляться в спальню. Напрасно девушка умоляет не делать этого — мать прялкой загоняет дочь туда, где находится Колен, и запирает за ней дверь.
Входят Тома, Никез, нотариус и за ними крестьяне. Тома кладет на стол два мешка с деньгами, все готовы подписать брачный договор. Симона дает жениху ключ от спальни и предлагает сходить за невестой. Никез надевает перчатки и торжественно поднимается по лестнице. Но только он поворачивает ключ в замке, как в дверях все видят смущенных, но счастливых Лизу и Колена. Никез отказывается от женитьбы, Симона в отчаянии. Молодые на коленях просят ее согласиться на их счастье. Все, включая нотариуса, присоединяются к ним. Симоне ничего не остается, как согласиться. Негодуют лишь Тома и Никез, им ничего не остается, как с позором удалиться.
Сельский праздник заканчивает представление.
* * *
«Тщетная предосторожность» — старейший из дошедших до нас шедевров хореографического наследия, так сказать, прабабушка современного балета. Прославленного танцовщика, педагога и балетмейстера Жана Берше (1742-1806), по прозвищу Доберваль, современники называли «Мольером танца», его искусством восхищались Дидро, братья Гримм и Бомарше. Премьера состоялось в Большом театре города Бордо за две недели до взятия Бастилии. Неудивительно, что первые зрители находили в балете темы, созвучные своему с времени. Прежде всего — борьба героев за свое счастье, не взирая на имущественные и сословные предрассудки. Со временем этот конфликт в обществе обострялся, и Мишо становился владельцем богатой мельницы, то отходил на второй план, и Ален становился лишь придурковатым парнишкой.
С годами менялось и название балета: «Балет о соломе», «Худо сбереженная дочь» (La Fille mal gardée), «От худа до добра один шаг», «Обманутая старуха» и, наконец, «Тщетная предосторожность» — название, утвердившееся на русской сцене. За два с лишним века стерлись из памяти и первоначальная хореография, и музыка. Сохранилось главное — дух и стиль балета, который не утерял своей свежести, жизнерадостности и непосредственного веселья.
Драматургия «Тщетной предосторожности» по праву считается образцовой — действие, мастерски разработанное Добервалем, движется с предельной простотой и в то же время с неумолимой последовательностью. Рассказ изобилует неожиданными и острыми поворотами. Выразительная пантомима сочетается с разнообразным танцем и удачно оттеняет его. Герои балета уже не условные комедийные маски, а живые люди, хотя влияние традиций ярмарочных комедиантов, безусловно. В персонажах, как это нередко бывает в старинных балетах, сегодня аккумулированы артистические удачи многих поколений выдающихся исполнителей «Тщетной предосторожности». Мари Теодор, Фанни Эльслер, Вирджиния Цукки, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Екатерина Гельцер, Елена Люком, Татьяна Вечеслова, Павел Гердт, Тимофей Стуколкин, Михаил Фокин, Михаил Мордкин, Никита Долгушин — вот только несколько славных имен.
Балет Доберваля, как и многие хореографические спектакли того времени, разыгрывался под музыку, собранную из популярных мелодий и куплетов. В незатейливом сопровождении танцев звучали французские народные интонации. В 1828 году при первой постановке «Тщетной предосторожности» на сцене Парижской Королевской академии музыки известный композитор Луи Герольд тактично обработал разрозненные музыкальные фрагменты, оберегая их наивную простоту и национальный характер. В 1864 году при постановке в Берлинской придворной опере балет приобрел новый музыкальный наряд, сочиненный немецким композитором Петером Гертелем. Утратившая былую наивность и французский колорит музыка стала типично балетной, порой сентиментальной, порой банальной. В дальнейшем она дополнялась фрагментами разного плана и качества: вальсами, польками и даже чардашем.
В России балет появился в начале девятнадцатого века почти из первых рук. Балетмейстер петербургского театра Шарль Дидло в молодости танцевал Колена у самого Доберваля. Впоследствии «Тщетную предосторожность» часто ставили и в Москве, и в столице. Большим успехом пользовались гастроли Фанни Эльслер, рисовавшую Лизу наивной, кокетливой и шаловливой простушкой. В 1885 году для дебюта в Петербурге итальянской балерины Вирджинии Цукки Лев Иванов и Мариус Петипа сочинили уже трехактный спектакль на музыку Гертеля. Танцам отводилось все большее место: во второй картине появился танец богемских цыган, а третий акт был сплошным дивертисментом в деревенском французском стиле. С 1896 года почти на десятилетие роль Лизы монополизировала всесильная Матильда Кшесинская. Балерина блистала и в знаменитом танце с лентами из первой картины и в пантомимных сценах и, конечно, в эффектном па-де-де. Постановка сохранялась в Мариинском театре до конца 1920 годов.
В 1937 году в другом ленинградском театре — Малом оперном — молодой Леонид Лавровский решил отказаться от прежней, по его словам, «пасторали с очаровательными пастухами и пастушками, предающимися разным шалостям». Музыка Гертеля была очищена от позднейших наслоений дирижером Павлом Фельдтом, сочинившим заодно и новый третий акт, посвященный рождению первенца у Лизы и Колена. Задорный и смешной балет был, казалось бы, не ко времени в 1937 году, однако он выдержал 26 представлений и сошел со сцены «под давлением» пушкинского юбилея. В трудные годы Великой Отечественной войны оба ленинградских театра в эвакуации снова вспомнили о комедийной «Тщетной предосторожности». В Малом, вернувшийся к руководству, Федор Лопухов сочинил новую хореографию с сохранением трех фрагментов из спектакля Льва Иванова.
В Кировском театре обновление балета в редакции 1923 года выпало на долю Владимира Пономарева. С этим спектаклем связана единственная балетная рецензия композитора Сергея Прокофьева. В ней он поясняет непреходящей интерес к «Тщетной предосторожности»: «Сюжет, сочиненный знаменитым французским балетмейстером Добервалем, незамысловат, но танцевален и легко передается средствами балета. В нем не приходится прибегать, как в некоторых балетах, к отчаянным жестикуляциям, чтобы объяснить между двумя танцевальными номерами, что „он» любит „ее», а „она» любит „другого», причем публика чувствует неловкость, зачем „они» так много машут руками и все-таки не понимает, кто кого любит. В „Тщетной предосторожности» действие ясно из самого танца». Однако по возвращению в родной город обе балетные труппы не сохранили комедийный спектакль в репертуаре.
Во второй половине двадцатого века при новых постановках «Тщетной предосторожности» вернулись к музыке Герольда, обновив ее оркестровку и общую композицию. В 1960 году в Лондонском Королевском балете хореографом Фредериком Эштоном «Тщетная предосторожность» была поставлена заново. Дирижер спектакля Джон Лэнчбери сделал удачную транскрипцию музыки Герольда, консультировала постановку легендарная Тамара Карсавина. Удачный спектакль не только долгие годы украшал лондонскую афишу, но практически не имел конкуренции при желании других западных трупп реализовать «Тщетную предосторожность». В 2002 году он был перенесен и в московский Большой театр, найдя там достойных исполнителей. А между тем в Киеве и Фрунзе, Риге и Одессе, Таллине и Саратове танцевали совсем иную версию старинного балета.
Ее в 1971 году в ленинградском Малом оперном театра осуществил Олег Виноградов в содружестве с известным историком балета Юрием Слонимским. Балетмейстер сочинил всю хореографию заново, опираясь на лучшие традиции прошлого и не избегая современных средств выразительности. Три акта спектакля — по существу, три сюиты танцев с обязательным па-де-де в каждой. Диапазон настроений этих дуэтов велик: скромный, тесно связанный с развитием сюжета в первой картине, более развитый, эмоционально насыщенный в картине жатвы и, наконец, финальное радостное торжество героев, использующее многообразное богатство классического танца. В последнем акте выделяется и своеобразный квартет-состязание саботьеров, представляющий немалые трудности для исполнителей и всегда вызывающий восторг зрителей. Весь спектакль погружен в поэтическую атмосферу быта, в нем много света, ярких, порой забавных декораций. Это озорная и увлеченная игра в старинный балет из сельской жизни. Актеры то и дело «подают реплики», много и удачно играют с серпами, граблями и т. п. Стиль и манера танца, детали сценического поведения развивают традиции французского комедийного балета Доберваля. Только на родной сцене этот спектакль, изобиловавший многими актерскими удачами, прошел 186 раз. То, что такая «Тщетная предосторожность» не устарела и в двадцать первом веке, показали ее недавние постановки в Перми, Казани и московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
А. Деген, И. Ступников
Фото: «Тщетная предосторожность» в Михайловском театре
Я рекомендую
Это интересно
Твитнуть
реклама
вам может быть интересно
Тщетная предосторожность (балет) Википедия
«Тщетная предосторожность» (фр. La Fille mal gardée — в дословном переводе Плохо присмотренная дочь) — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем.
Премьера: 1 июля 1789 года, Бордо[1][2]. Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии[3].
«Тщетная предосторожность» — единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры[4].
История создания[ | ]
Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета (ballet d’action) — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене[2].
После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.
Одним из таких его балетов стал двухактный Le Ballet de la paille ou Il n’y a qu’un pas du mal au bien («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг»)[2][3] — именно так назвал сам автор своё произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием La Fille mal gardée, а в России — «Тщетная предосторожность».
Большой принял «Тщетную предосторожность» – Газета Коммерсантъ № 5 (2374) от 16.01.2002
В Большой театр для постановки балета «Тщетная предосторожность» приехал экс-премьер Королевского балета Великобритании Александр Грант (Alexander Grant). Премьера состоится в конце января. По контракту в Москве пройдет только девять представлений. Впервые спектакль был поставлен в 1960 году английским классиком сэром Фредериком Аштоном, который завещал господину Гранту права на свой самый популярный балет. С АЛЕКСАНДРОМ ГРАНТОМ встретилась корреспондент Ъ ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.
— Скажите, на Западе принято оставлять в наследство права на балеты?
— Да нет, просто Баланчин так сделал в Америке, а Аштон — в Англии. Права на его спектакли получили Марго Фонтейн, Энтони Дауэлл, бывший директор Королевского балета.
— Почему Аштон подарил этот балет именно вам?
— Ну я же 30 лет с ним работал. Сэр Фредерик знал, что я люблю и знаю «Тщетную» и могу сохранять этот балет в том виде, в каком он бы хотел сам.
— Расскажите, как вы оказались в Англии. Вы же родились в Новой Зеландии?
— Я с шести лет учился там балету у английских учителей в частной школе. А во время войны выиграл стипендию Королевской академии танца — получил право поехать в Англию и учиться там. Но пришлось ждать окончания войны. Из Новой Зеландии я отплыл на сухогрузе. Везли продукты — Англия тогда жила голодно. Семь недель плыли. Я тогда не слишком увлекался балетом и думал, что хорошо бы стать матросом и посмотреть весь мир. И даже не представлял себе, что смогу сделать это с помощью балета.
Хорошее было время. Sedler`s Wells Ballet — с 1965-го он стал называться «Королевский балет» — имел огромный успех во время войны: стране нужны были какие-то развлечения. После войны открылся Royal Opera House — туда въехала труппа с новой «Спящей красавицей». Мне было уже 20 лет. Полгода я танцевал в Sedler`s Wells Ballet как студент, а уже в сентябре стал членом труппы. Я проработал там ведущим танцовщиком 30 лет, с 46-го по 76-й год. А в 90-х мой большой друг и, можно сказать, учитель Фредерик Аштон, умирая, завещал мне два своих балета — ранний, «Фасад», и «Тщетную предосторожность». Я стал ездить по всему миру, ставя в основном «Тщетную». До вас был в Штутгарте — там огромнейший успех, после Москвы уезжаю в Нью-Йорк — Американский балетный театр тоже захотел этот балет.
— Сколько же аштоновских «Тщетных» идет по миру?
— Никогда не считал. Их ставят и ставят. Но особенно замечательно, что впервые балет Аштона пойдет в России, в этом великом театре, в этой знаменитой труппе. Ведь сэр Фредерик всегда очень любил русский балет. Собственно, из-за него он и избрал профессию — когда, совсем юношей, был потрясен выступлением Анны Павловой в Лиме, в Перу. Потом всю жизнь, ставя балеты, он представлял себе Анну Павлову — это его вдохновляло. Позже, в Париже, Аштон танцевал в труппе Иды Рубинштейн и работал с Брониславой Нижинской. Он обожал ее балеты и, когда стал художественным руководителем Королевского балета в Лондоне, первым делом попросил Нижинскую поставить «Свадебку» и «Лани». А в Лондоне сэр Фредерик стал большим другом Тамары Карсавиной, любимой балерины Дягилева. Это она убедила его поставить «Тщетную предосторожность». Сказала, что именно в этом балете он сможет выразить характеры в танце, к чему всегда стремился.
— Вы очень лестно охарактеризовали труппу Большого. Однако известно, что с нашими артистами иностранцам работать нелегко — русские недостаточно дисциплинированны и очень консервативны.
— Им трудно перестроиться — за ними стоят традиции, которые вырабатывались десятилетиями. И они мало работали с разными хореографами, только начинают это делать. Когда артисты привыкнут, тогда, наверное, поймут, насколько это интересно. Когда они внимательно слушают, они могут сделать то, что, как я знаю, сэру Фредерику очень бы понравилось. Иногда, конечно, вашим артистам трудно понять стиль этого балета. Но они серьезно работают, и у них замечательная школа.
— Вы можете кого-то отметить особо?
— Знаете, так сложно произнести эти имена. Светлана. (Лунькина.— Ъ). И много других людей, конечно. У нас три разных состава главных солистов, и все работают очень хорошо.
— Первый состав вы выберете сами?
— Я и Эмилио Мартинс. Он специалист по нотации (система записи балета.— Ъ). До моего приезда он уже разучил с труппой текст по своим записям. Конечно, выбирать будем с Борисом Акимовым (худрук балета Большого.— Ъ) — втроем.
— Будет ли московская «Тщетная» отличаться от американской или, скажем, немецкой?
— Никогда танцовщики не танцуют под копирку — все индивидуальны. Но хореография стопроцентно одинакова.
— А костюмы, сценография?
— Все точно так же, как на премьере в 60-м году. В первой постановке я танцевал Алана. Это был счастливый балет, все репетиции проходили очень весело. Надеюсь, что и сейчас артисты с удовольствием его учат. И надеюсь, зрители после спектакля почувствуют, будто их угостили бокалом шампанского.
Кресла Бельэтаж | 27 | 3 500 Р. | Выбрать места |
Ложа бенуара прав. ст. | 8 | 3 000 Р. | Выбрать места |
Ложа бенуара лев. ст. | 4 | 3 000 Р. | Выбрать места |
Партер | 76 | 2 500 Р. — 5 000 Р. | Выбрать места |
Ложа бельэтажа прав. ст. | 12 | 2 000 Р. — 2 500 Р. | Выбрать места |
Ложа бельэтажа лев. ст. | 12 | 2 000 Р. — 2 500 Р. | Выбрать места |
Ложа 1-го яруса лев. ст. | 9 | 1 700 Р. — 2 000 Р. | Выбрать места |
Ложа 1-го яруса прав. ст. | 1 | 1 700 Р. | Выбрать места |
1-й ярус левая сторона | 2 | 1 700 Р. — 2 000 Р. | Выбрать места |
1-й ярус правая сторона | 1 | 1 700 Р. | Выбрать места |
Ложа 2-го яруса лев. ст. | 7 | 1 000 Р. — 1 500 Р. | Выбрать места |
Ложа 2-го яруса прав. ст. | 8 | 1 000 Р. — 1 500 Р. | Выбрать места |
2-й ярус правая сторона | 7 | 1 000 Р. — 1 500 Р. | Выбрать места |
2-й ярус левая сторона | 4 | 1 000 Р. | Выбрать места |
3-й ярус левая сторона | 4 | 700 Р. | Выбрать места |
3-й ярус правая сторона | 4 | 700 Р. | Выбрать места |
Ложа 3-го яруса лев. ст. | 1 | 500 Р. | Выбрать места |
Ложа 3-го яруса прав. ст. | 2 | 500 Р. — 700 Р. | Выбрать места |
Тщетная предосторожность (Театр оперы и балета) — спектакли в Екатеринбурге 2020, афиша и билеты | 12 февраля 2020 — 24 марта 2020
П. ГЕРТЕЛЬ
«ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ»
Комический балет в 3-х действиях с Прологом
ПРОЛОГ «ШКОЛА ТАНЦА»
Музыка – Хольгер Симон Паулли
Хореография – Август Бурнонвиль (1848)
Балетмейстер-постановщик – Дина Бёрн Ларсен
«ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ»
Музыка – Петер Людвиг Гертель (1864)
Хореография – Мариус Петипа, Лев Иванов (1885)
Хореограф-постановщик – заслуженный артист России, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая маска» Сергей Вихарев
Дирижёр-постановщик – заслуженный артист России Андрей Аниханов
Художник-постановщик – Альона Пикалова
Художник по костюмам – Елена Зайцева
Художник по свету – Александр Наумов
Автор идеи, координатор проекта – Павел Гершензон
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут
Количество антрактов: 2
Премьера состоялась 15 мая 2015 года
«Тщетная предосторожность» — одно из самых старых балетных названий. Спектакль, оригинальное название которого «La Fille mal garde» в дословном переводе означает «Плохо присмотренная дочь», впервые был поставлен в Бордо 1 июля 1789 года французским хореографом Жаном Дебервалем. С тех пор, на какой бы сцене и в какие времена не появлялся этот балет, он всегда собирает полные залы. А все потому, что это история не про каких-нибудь заколдованных принцев и принцесс, а про обыкновенных людей, похожих на нас с вами, что всегда и подкупает публику. Любопытно, что это единственный дошедший до нас классический балет, в котором герои были современниками зрителей в день премьеры.
К этой доброй, обаятельной и по-человечески трогательной истории просто невозможно остаться равнодушным. Главные персонажи балета Лиза и Колен влюблены друг в друга, храбро сражаются со всеми обстоятельствами, препятствующими их счастью, и, конечно, побеждают. У балета веселый нрав: сюжет разворачивается стремительно, танцы быстрые и озорные.
Открывается балет хореографическим фрагментом «Школа танца» из балета Августа Бурнонвиля «Консерватория». Помня о том, что зрители всегда мечтают «пробраться» за кулисы, чтобы увидеть, как артисты готовятся к спектаклю, постановщики решили предоставить им такую возможность. Они охотно впускают нас в театральную повседневность: мы видим день артистов балета, начиная с утреннего экзерсиса, затем они переходят к разыгрыванию спектакля.
Над постановкой нового балета трудились профессионалы с отличным чувством юмора и безупречным вкусом. Во главе команды — балетмейстер и педагог Мариинского театра, заслуженный артист России Сергей Вихарев — мастер по реконструкции старинных балетов. Им воссозданы, например, «Спящая красавица» и «Баядерка» в Большом и Мариинском театрах, последней его работой стала «Раймонда» для театра Ла Скала, а прямо сейчас он работает над «Коппелией» в Японии. В Екатеринбурге Вихарев поставил новую сценическую редакцию «Тщетной предосторожности», основываясь на реконструированных фрагментах хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова 1880-х годов, найденным им в архивах Гарвардского университета.
Сценография для нового спектакля создана главным художником Большого театра России Альоной Пикаловой на основе живописных полотен Винсента Ван Гога. «На наш взгляд, никто лучше и ярче Ван Гога не изобразил юг Франции, где происходят действия балета, поэтому нам показалось уместным использовать его произведения, вдохновиться его творчеством», — сказал С. Вихарев на встрече с журналистами.
По эскизам другой художницы Большого театра — Елены Зайцевой — к премьере сшиты более сотни костюмов, которые театральные мастерицы расписали вручную в узнаваемой манере и палитре знаменитого постимпрессиониста.
Дирижер-постановщик спектакля – заслуженный артист России Андрей Аниханов (Санкт-Петербург).
Худрук балета Екатеринбургского театра Вячеслав Самодуров назвал этот проект мегаинтересным, не похожим ни на один из тех, что делали прежде: «С одной стороны, это реконструкция старинного балета, а с другой стороны – новый взгляд на то, как может быть воссоздана сегодня балетная классика», — отметил он