какие должны быть в спальне и других помещениях в разных группах, чем грозит несоблюдение правил?
Нормы температуры в детских садах продиктованы специальным документом, который называется “Государственные санитарные правила и нормы” (сокращенно СанПиН). Этот документ определяет допустимые значения температуры воздуха и его влажности в саду. Какими же должны быть эти значения? Как можно достичь желаемой температуры? Что делать, если нормы СанПиН не соблюдаются? Статья поможет вам разобраться в вышеупомянутых вопросах и не только.
Какая температура должна быть в группе по санитарным правилам?
Оптимальным значением температуры в основных помещениях для всех возрастных групп детского сада в соответствии с СанПиН будет +21-24 °С . Эти показатели не должны быть ни больше, ни меньше рекомендуемого значения.
Нормативы температуры в спальне и других помещениях садика
В разных возрастных группах и помещениях температурные нормы могут отличаться:
- Для ясельной группы температура воздуха в игровых комнатах не должна быть выше +22-24 °С.
- В игровых комнатах младшей, средней и старшей группы нормой будет +21-23 °С. Если температура будет выше, то во время активных игр дети могут вспотеть.
- По СанПиН температура воздуха в спальнях всех групп не должна превышать +19-20 °С, ведь дети спят под одеялом, и им может стать жарко.
- В туалетных комнатах ясельной группы температура должна составлять +22-24°С, а остальных групп – +19-20 °С.
- В музыкальных и гимнастических комнатах рекомендуемая норма температуры составляет +19-20°С.
- Температура должна быть выше в помещениях, где ребята раздеваются до маечек и трусиков. Это могут быть медицинские кабинеты, душевые или бассейн, если он есть. Рекомендуемой нормой для таких помещений будет +25-26 °С, а для бассейна температура должна быть не менее +29 °С.
Влажность воздуха
Ее значение одинаково для всех возрастных групп и составляет 40-60 %.
Требования по воздухообмену
Основной способ реализации воздухообмена – проветривание, которое тоже осуществляется по определенным правилам: оно проводится каждый день в отсутствие детей – до их прихода, во время еды или занятий.
В холодное время года форточки в спальнях закрывают за полчаса до отхода ребят ко сну, а летом все время сна в спальной комнате форточку держат открытой, но нужно не допускать сквозняков.
Способы достижения нужных значений
Чаще всего для измерения температуры воздуха используют термометр, а для измерения влажности – гигрометр.
- Если влажность воздуха понижена, можно использовать увлажнители (они бывают паровыми и ультразвуковыми).
- Если же влажность воздуха повышена, нужно пересмотреть режим проветривания и, по возможности, его изменить.
Традиционные приборы для регулирования температуры – обогреватели. Очень удобно использовать модели с терморегуляторами – они позволяют достичь любой нужной температуры. Если температура выше нормы, нужно чаще проводить проветривание.
Чем грозит несоблюдение норм?
К сожалению, жалобы родителей о том, что в садике слишком жарко и душно, можно услышать довольно часто. Несоблюдение воспитателями СанПиН не следует оставлять без внимания, так как это может привести к проблемам со здоровьем детей. Разберем, как несоблюдение санитарных норм может влиять на здоровье ребенка, почему воспитатели не соблюдают СанПиН и чем это может им грозить.
Высокие температуры в помещении делают воздух сухим. Сухой воздух может привести к пересыханию слизистых оболочек и ухудшению местного иммунитета, ведь сухая слизистая не может задержать бактерии и вирусы и они быстро попадают в организм. Зачастую сухой воздух является причиной таких заболеваний, как:
- тонзиллит;
- рост аденоидов;
- появление аллергии или даже астмы (при пересыхании слизистой оболочки повышается чувствительность к аллергенам).
Бывает наоборот: чрезмерное проветривание или недостаток обогревателей приводит к простудным заболеваниям детей.
Родители часто задаются вопросом, почему их ребенок чаще стал болеть простудными заболеваниями после того, как начал ходить в сад. Причиной ОРВИ становится сухой воздух и повышенные температуры воздуха. Почему это происходит? В прохладном воздухе болезнетворные бактерии быстро погибают, а теплый сухой воздух способствует их развитию.
Почему воспитатели не соблюдают санитарные правила?
Причины могут быть разными:
- Воспитатели сами не знают, что лучше для детей. Они считают, что тепло – главный залог здоровья, и поэтому для них проветривание и открытые форточки – главные враги для детей.
- Причиной могут быть родители, которые не знают, что полезно для здоровья их чада. Скандал по поводу того, что ребенок простудился после того, как воспитатель открывал в комнате форточку, надолго отобьет у этого воспитателя охоту проветривать помещение.
- Иногда в детском садике просто не хватает необходимого оборудования – обогревателей или увлажнителей воздуха. В этом случае родители должны сами купить все необходимое.
- Как бы это ни было неприятно, но некоторые воспитатели специально нарушают правила: устраивают сквозняки и расхолаживают комнаты. Им легче работать, если детей в группе становится меньше, и при этом заработная плата воспитателей не уменьшается, даже если количество ребят, посещающих садик, уменьшится на половину.
Но самое неприятное в этой ситуации то, что доказать, что ребенок простудился именно по вине воспитателя, бывает очень сложно, и некоторые родители даже не пытаются это сделать.
Чем может грозить работникам садика это нарушение?
Обычно нарушения сразу обнаруживаются, когда в садике проводят проверку. Нарушители должны выплатить штраф, установленный Роспотребнадзором:- Штраф в размере от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами.
- Если в ходе разбирательства будет установлено, что сотрудники детского сада относятся к работе халатно, размер штрафа составит 100-200 месячных окладов.
- Если из-за несоблюдения сотрудниками детсада детям был причинен большой вред, нарушителей могут лишить свободы на срок от 2 до 5 лет.
Что должны делать родители при выявлении нарушения?
За соблюдением СанПиН следит Роспотребнадзор. Если вы заметили, что кто-либо из сотрудников детского сада нарушает санитарные нормы, обратитесь в Роспотребнадзор. Вы можете либо позвонить туда, либо подать письменную жалобу. Можно написать в электронном виде с сайта управления Роспотребнадзора по вашему региону.
Некоторые вопросы, которые касаются соблюдения СанПиН в детском садике, решают и департаменты образования. Вы можете также обратиться туда с письменной жалобой, электронным письмом или позвонить.
Если чиновники не могут или не хотят решать эту проблему, обратитесь в прокуратуру. Оказать вам помощь может аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в вашей области.
От правильного температурного режима в садике во многом зависит здоровье детей. Поэтому нужно тщательно следить, чтобы в детском саду соблюдались санитарные нормы.
Температура воздуха в группе детского сада – Ребенок в детском саду
Добрый день. Спасибо большое за ответы. Подскажите пожалуйста, есть ли (и если есть, то в каких нормативных документах) требования к ограничению, т.е. максимально высокой температуре воздуха в группе и в спальне (либо совмещенные группы-спальни) детского сада? Ниже указана норма температуры, но есть ли крайний предел? Если температура от нормы в группе на 5 градусов выше, это тоже норма или нет? Заведующая говорит, что есть нижняя норма, например в группе 21-23 градуса (это нижняя норма), а если в группе 28-30 градусов, то тут ни кто не придерется, т.к. ограничения по температуре нет. Юлия.
Приложение 3 к санитарным правилам СанПиН 2.4.1.2660-10 регламентирует необходимые значения температуры воздуха для основных помещений дошкольных образовательных учреждений, например:
1) в приемных, игровых и туалетных ясельных групп должна поддерживаться температура 22-24°С;
2) в приемных, игровых младшей дошкольной группы — 21-23°С;
3) в групповых, раздевальных групп — 21-23°С;
4) в спальнях ясельных и дошкольных групп — 19-20°С;
5) в залах для музыкальных и гимнастических занятий — 19-20°С;
6) в залах с ванной бассейна — не менее 29°С;
7) в раздевалках с душевой бассейна — 25-26°С;
8) в медицинских помещениях — 22-24°С.
Ответ:
1) согласно Приложению N 3 к СанПиН 2.4.1.3049-13 в помещениях ДОО должна соблюдаться t° (C) — не ниже:
— в приемных, игровых ясельных групповых ячеек: 22 – 24 °C;
— в приемных, игровых младшей, средней, старшей групповых ячеек: 21 – 23 °C;
— в спальнях всех групповых ячеек: 19 – 20 °C.
Относительно верхнего предела температуры в п.11.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» установлены допустимые нормы температуры для жилой комнаты, которые следует применять в ДОО:
— в холодный период — 18-24 °C (с результирующей температурой 17-23°C), с относительной влажностью 60% и скоростью движения воздуха в помещениях жилых зданий 0,2 м/с.
— в теплый период — 20-28 °C (с результирующей температурой 18-27°C), с относительной влажностью 65% и скоростью движения воздуха в помещениях жилых зданий 0,3 м/с.
То есть, в зависимости от холодного или теплого периода года максимальная результирующая температура в помещениях детского сада может составлять 23 и 27°C.
Исходя из п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.2.4.548-96:
— холодный период года — период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +10°С и ниже;
— теплый период года — период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше +10°С.
Владимир Коржов.
Нормы температуры в детских садах в 2019 году
Контроль за условиями содержания детей в детских садах и школах осуществляется государственными регулирующими органами. Их главная задача состоит в соблюдении установленных нормативными документами норм. Согласно правительственным постановлениям были разработаны специальные документы, определяющие допустимые условия в учреждениях для детей.
Допустимые и рекомендуемые нормы содержания детей в учебных заведениях, которые попали в нормативные регулирующие документы, были установлены еще несколько десятилетий назад. Нормы были определены на основе научных исследований. Условия, определяемые нормами, наиболее способствуют сохранению детского здоровья. Правильность требований нормативных документов была подтверждена долгой историей наблюдений, при отклонении от норм в отдельных учреждениях неизбежно наблюдается всплеск заболеваемости у посещающих их детей. Таким образом, любое детское учреждение должно стремиться максимально придерживаться установленных норм.
Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются:
- температура воздуха во внутренних помещениях детских садов;
- влажность воздуха;
- свежесть воздуха.
Стоит отметить, что нормы по этим показателям приблизительно одинаковы на всей территории бывшего Советского Союза. Это является следствием не только общей физиологии детей, но и того, что новым государствам достались в наследство все нормативные документы Советского Союза, с тех пор не произошло их особой коррекции. Таким образом, эта статья является актуальной для всего СНГ и нескольких других стран по состоянию на текущий год и следующий 2019-й.
Читайте также: Какое количество электроэнергии полагается на каждого человека
Требования к показателям в детских садах
Для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21 градуса Цельсия, рекомендуемая температура – 24 градуса. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18 градусов, рекомендуется довести температуру до 22 градусов Цельсия. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже -14 градусов Цельсия.
Из прочитанного может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях детского сада, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых комнат максимально допустимая температура составляет 24 градуса Цельсия, а для спален – 22 градуса.
Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Это весьма прискорбно, так как приборы для определения уровня влажности не являются тяжело доступными или сложными в обращении и эксплуатации. Тем не менее следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей.
Для свежести воздуха не указаны точные количественные нормы, однако отмечено, что проветривания должны проводиться регулярно. Именно проветривания являются основным и единственным фактически доступным в большинстве детских садов способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха.
Согласно нормативам, проветривание должно осуществляться периодически в течение всего дневного времени суток. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой перед тихим часом в спальнях сквозное проветривание заканчивается за полчаса до прихода группы детей.
Одностороннее проветривание рекомендуется проводить и во время самого тихого часа, когда воздух прогреется после двухстороннего проветривания. Однако важно помнить, что сквозное проветривание должно быть прекращено за полчаса до начала тихого часа, а одностороннее – за полчаса до его конца. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно как в дневное, так и в ночное время суток.
К сожалению, нормы состояния воздуха во внутренних помещениях детских садов систематически нарушаются в большинстве учреждений. За влажностью воздуха никто, по сути, не следит, проветривания проводятся с разной частотой, но практически всегда с недостаточной. Температура в помещениях, как правило, намного выше рекомендуемых норм, нередко она превышает уровень в 30 градусов Цельсия и редко когда бывает ниже 28 градусов.
Высокая температура и эпизодичность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в детских садиках. Последнее обстоятельство не сильно заботит руководство учреждений хотя бы потому, что оно вообще не следит за показателями влажности. Найти в детском саду гигрометр (прибор для измерения уровня влажности) – большая редкость. Слишком низкая влажность воздуха в детских садах представляет собой большую проблему, которая способствует высокой заболеваемости простудными заболеваниями.
Интересно, что зачастую руководство детских учреждений использует превышающую норму температуру воздуха как средство борьбы с заболеваемостью среди детей. На самом же деле, температура выше рекомендуемой, высушивая воздух, только увеличивает заболеваемость. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Слизь на дыхательных путях выполняет важную функцию, она обеспечивает местный иммунитет. Если она высохнет, то уязвимость организма к заболеваниям резко вырастет. Высохшая слизь теряет свои иммунные свойства, в то же время она является отличной питательной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Напротив, на увлажненных слизью дыхательных путях болезнетворным микробам тяжело закрепиться, даже если они смогут зацепиться, то сразу же подвергнутся воздействию местного иммунитета.
Читайте также: Нормы по потреблению воды на каждого человека в квартире без счетчиков
Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. Не стоит недооценивать опасность сухого воздуха, по научным сведениям именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний:
- Гайморит.
- Тонзиллит.
- Бронхит.
- Отит.
- Воспаление легких.
- Аллергические заболевания дыхательных путей.
Таким образом, сухой воздух может привести к появлению у ребенка астмы и прочих малоприятных заболеваний.
Дополнительные осложнения вызывает то, что дети намного хуже взрослых переносят жару. Обмен веществ и, соответственно, теплообразование у детей более интенсивные, при этом отдача тепла в окружающую среду происходит главным образом посредством выдыхания воздуха.
Таким образом, для детей комфортная и безопасная температура окружающего воздуха более низка, чем для взрослых. Высокая температура окружающей среды приводит к излишней потливости, загустеванию крови, неблагоприятным условиям работы внутренних органов. Так как теплоотдача происходит преимущественно посредством выдыхания воздуха, то дыхательные пути у детей пересушиваются еще сильнее, чем у взрослых.
Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере. Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе.
Способы достижения идеальных параметров
Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.
Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.
Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.
На нашем сайте вы можете получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно!
Влажность и температура в помещениях детского сада
Добрый день!
Температура и влажность регламенированы Санитарно-эпидемиологическимииправилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Оптимальным значением температуры в основных помещениях для всех возрастных групп детского сада в соответствии с СанПиН будет +21-24 °С. Эти показатели не должны быть ни больше, ни меньше рекомендуемого значения.
В разных возрастных группах и помещениях температурные нормы могут отличаться:
Для ясельной группы температура воздуха в игровых комнатах не должна быть выше +22-24 °С.
В игровых комнатах младшей, средней и старшей группы нормой будет +21-23 °С. Если температура будет выше, то во время активных игр дети могут вспотеть.
По СанПиН температура воздуха в спальнях всех групп не должна превышать +19-20 °С, ведь дети спят под одеялом, и им может стать жарко.
В туалетных комнатах ясельной группы температура должна составлять +22-24°С, а остальных групп – +19-20 °С.
В музыкальных и гимнастических комнатах рекомендуемая норма температуры составляет +19-20°С.
Температура должна быть выше в помещениях, где ребята раздеваются до маечек и трусиков. Это могут быть медицинские кабинеты, душевые или бассейн, если он есть. Рекомендуемой нормой для таких помещений будет +25-26 °С, а для бассейна температура должна быть не менее +29 °С.
Влажность воздуха
Ее значение одинаково для всех возрастных групп и составляет 40-60 %.
Конкретные практические рекомендации в вашем случае:
В спальнях и игровых комнатах каждого ДДУ должны быть термометры и гигрометры.
Проще всего приобретать электронные многофункциональные устройства — как правило, это часы, которые показывают и температуру, и влажность, и многое другое (в зависимости от цены).
Для увлажнения воздуха необходимо использовать специальные бытовые приборы — увлажнители воздуха. Паровые увлажнители для детских садов крайне не желательны, а ультразвуковые увлажнители — оптимальны.
С уважением Ищенко Ольга Павловна.
какова норма продолжительности, при каких градусах туда не ходят по СанПин, а также когда ребенка не водят в ДОУ зимой?
Три составляющих естественного оздоровления и закаливания детей – солнце, воздух и вода. Прогулки не просто веселое времяпрепровождение, но и главное условие формирования крепкого иммунитета дошкольника. Поэтому ежедневная активность на улице – важная составляющая режима дня в детском саду. Подробнее об этом вопросе читайте в данной статье.
Общие нормы и требования к ДОУ по СанПин
Деятельность дошкольных образовательных учреждений строго регламентируется перечнем правил, установленных главным государственным санитарным врачом РФ.
Список указаний утверждается постановлением упомянутого должностного лица в виде Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН.
Данный СанПиН принят в 2013 году, однако периодически претерпевает некоторые изменения и дополнения.
В отношении прогулок, документ обозначает рекомендательные, а не обязательные требования. Тем не менее, руководство детских садов старается максимально точно соблюдать советы главного врача страны.
Отдельной главы в СанПине, посвященной времени на свежем воздухе, правила не имеют. Нормативы по процессу организации прогулок встречаются в различных разделах. А вот относительно организации территории детского сада правила достаточно однозначны.
Установлены строгие указания относительно уровня озеленения (не менее 50% и не менее 20% для особых густонаселенных районов и районов Крайнего Севера), уровня чистоты воздуха, отдаленности от шумных дорог и трасс.
Установлена обязанность администрации учреждения в выделении игровых зон, площадок для занятий физкультурой и мест для прогулок. При этом, по мнению санитарного врача, в этих целях могут быть использованы скверы и парки. На площадках должно присутствовать безпылевое покрытие, безвредное для детей. Лучше всего если это будет трава. Каждая площадка должна иметь навес или веранду для укрытия от непогоды и осадков.
Какой должна быть продолжительность нахождения на свежем воздухе?
В соответствии с требованиями, прогулки в детских садах должны занимать в общей сложности от трех до четырех часов ежедневно. При этом данный временной интервал установлен без указания возраста воспитанников.
Следовательно, такая рекомендация применима ко всем группам. СанПиН уточняет, что упомянутый период необходимо делить на два раза. Чаще всего в садах дети гуляют утром и вечером.
Температурный режим
Прогулки предусмотрены круглый год, как в теплое, так и в холодное время года. Правила устанавливают рекомендательные диапазоны допустимых температур. Документ не запрещает организацию прогулок при температурах выше или ниже установленных, поскольку данная норма – рекомендательная.
Воспитатели обязаны объективно оценивать погодные условия и принимать решение о выходе с детьми на улицу в соответствии с происходящим за окном.
При каких градусах с детьми не гуляют?
Предельно допустимая температура для прогулки в детских садах не установлена действующим СанПиН. В разделе XI документа, а точнее в п.11.5 указано, что зимой при температуре воздуха ниже -15ºС время нахождения на улице необходимо сократить.
Речь об отмене прогулки не идет. Максимально допустимые плюсовые температуры в СанПиН не упоминаются вовсе.
Стоит отметить, что в предыдущей редакции правил от 2010 года врачом установлены границы температуры, ниже которой гулять дошкольникам запрещалось. При какой температуре детям нельзя было идти гулять? Так, для детей до четырех лет запрещались прогулки в ветреную погоду при температуре ниже 15ºС, а для детей постарше (5-7 лет) при минус 20ºС и ниже.
Воспитатели вправе самостоятельно определять возможность и длительность проведения времени на улице. Учитывается климатический пояс и имущественное обеспечение сада, то есть наличие крытых отапливаемых веранд. Необходимо отметить, что педагоги стараются лишний раз перестраховаться и не выходить на прогулку в морозные дни.
Другие погодные условия
Как отмечалось выше, правила не ограничивают дошкольников в прогулке в зависимости от погодных условий. Не содержится в документе запрета для активности на свежем воздухе, даже при наличии ветра или осадков. Решение опять-таки остается за педагогом.
Мнение эксперта
Домина Валентина Александровна – педагог
Педагог детского развивающего центра, мама троих детей
Впрочем, как и в вопросах с температурным режимом, воспитатели достаточно объективны в оценке непогоды и стараются оставаться в помещении при сильном ветре более 7м/с и дожде. Помимо прочего, воспитатель оценивает состояние каждого ребенка, уровень тепла одежды и обуви и принимает решение в отношении отдельного воспитанника.
Когда в садик можно не идти?
Для школьников Министерством образования и каждым отдельно взятым образовательным учреждением вырабатываются нормативы и принимаются решения об отмене занятий в случае превышения определенных температурных ограничений.
Для детских садов подобная практика отсутствует. То есть детские садики не закрывают не при какой температуре, учреждение работают при любых погодных условиях.
Решение о посещении родители принимают самостоятельно, руководствуясь собственными возможностями и пожеланиями. Вместе с тем, существует несколько рекомендаций о том, при каких условиях лучше не водить ребенка в сад и не ходить гулять.
Полезные советы представлены ниже:
- Педиатры советуют воздержаться от длительного пребывания на улице при температуре ниже -15ºС детям до трех лет и ниже -20ºС детям постарше.
- В том случае, когда родители решили оставить малыша дома, рекомендуется предупредить воспитателя о его отсутствии. В противном случае, ребенок не будет исключен из списка для расчета суточного питания, следовательно, сумма не будет исключена из ежемесячной квитанции.
- Отсутствие в детском саду в течение более чем 5 дней (выходные и праздничные дни не входят в период), повлечет за собой необходимость предоставления справки от педиатра о состоянии здоровья ребенка.
- В том случае, если малыш идет в детский сад необходимо позаботится о том, чтобы одеть его потеплее. Так, врачи советуют надевать несколько предметов одежды, создавая многослойность. Это обеспечит присутствие воздуха между слоями, а он сохранит тепло.
- Если ребенок едет до садика в автомобиле или автобусе, нужно постараться не допустить перегрева. В противном случае малыш выйдет на мороз потным, что может привести к переохлаждению и заболеванию.
К сожалению, на территории РФ отсутствует документ, четко устанавливающий правила проведения прогулок дошкольников в детских садах. Однако не стоит забывать, что воспитатели выходят на улицу вместе с ребятами и способны вполне адекватно оценить возможность и продолжительность проведения времени на свежем воздухе.
Чем дышать в детском саду? — Блог
Отопление в этом году началось позже обычного. Страна, как-никак, идет в Европу! Идет настолько быстро, что газ за ней не успевает… В общем, кто-то с кем-то не договорился, кто-то не закупил, кому-то не дали кредит, где-то прорвало и т. д. Короче говоря, на улице + 5 °С, а батареи холодные.
Ежедневно по телевизору показывали репортажи о несчастных детях, замерзающих в детских садах. Там всего +17 °С, детки в свитерах, но мужественные: скачут, улыбаются… Крупным планом возмущенные мамы. Они уж точно понимают всю серьезность ситуации: кошмар, надо что-то делать, заморозим ведь детей!
Ну наконец-то, ДОЖДАЛИСЬ! Включили-таки отопление. Полегчало. Отлегло.
Столбики термометров поползли вверх, быстро преодолели символические 20 °С, оставили позади нормальные 22 °С, перепрыгнули комфортные 25 °С и замерли наконец на уровне теплых 28-30 °С.
Все дружно успокоились. Мамы довольны, журналисты потеряли интерес, дети… А что, собственно, дети? Пусть снимают свитера и радуются побыстрее. Почему побыстрее? Да потому, что радоваться недолго осталось…
* * *
Мы все прекрасно понимаем: температура воздуха в помещениях детских дошкольных учреждений (ДДУ) не может быть такой, как хочется директору садика, нянечке или воспитательнице. Она (эта температура) не устанавливается по прихоти какой-либо особо активной мамочки или по решению особо демократического органа под названием «родительское собрание».
Температура воздуха в ДДУ строго регламентируется особым документом, который носит гордое название «Государственные санитарные правила и нормы…».
Государство решило, что ему необходимы особые, опять-таки государственные, органы, которые возьмут на себя заботу о здоровье детей. Как следствие — во всех без исключения республиках бывшего СССР имеются министерства, контролирующие всё, что связано с охраной детского здоровья, и организующие работу ДДУ и школ. Министерства эти называются по-разному: здравоохранения, охраны здоровья, образования, образования и науки и т.д. и т.п., но суть и направленность действий от названия не зависит.
Под руководством министерств ученые мужи в течение многих десятилетий проводили исследования, ставящие своей целью узнать, какими должны быть параметры воздуха в школах и ДДУ. Вполне очевидно, что должные, правильные, нормальные параметры воздуха — это такие параметры, при которых отрицательное влияние на здоровье ребенка, а следовательно, и заболеваемость — минимальны.
Ученые установили, что имеются три основных показателя, подлежащие контролю:
1) температура воздуха;
2) относительная влажность воздуха;
3) интенсивность воздухообмена.
Для каждого показателя медицинской наукой определены оптимальные значения, которые, собственно, и включены в упомянутые выше «Государственные санитарные правила и нормы…». О каком бы государстве ни шла речь (России, Украине, Беларуси, Молдове и т.д.), значения эти примерно одинаковы. Нет, они могут отличаться на 1 °С или на 5% относительной влажности, но отличия эти — скорей попытка продемонстрировать оригинальность и независимость от тоталитарных инструкций бывшего СССР, нежели расхождение во мнениях.
Никто никаких новых исследований не проводил, да и зачем, ежели и без того все ясно и ответы на вопросы получены.
Итак, где бы вы ни жили — если ваш ребенок посещает детский сад, там должна быть температура в игровых комнатах 21-24 °С, а в спальнях 18 — 22 °С. При этом 24 °С в игровой и 22 °С в спальне — это рекомендация для ясельных групп, расположенных в климатических районах, где среднемесячная температура января колеблется от -14 до -32 °С.
Еще раз повторим. Пожалуйста, запомните:
температура воздуха в игровой комнате детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 24 °С;
температура воздуха в спальне детского сада никогда и ни при каких обстоятельствах не должна превышать 22 °С.
С влажностью воздуха на первый взгляд проще: никто толком не понимает, что это такое, зачем и чем ее измерять, как ее регулировать и кто должен этим заниматься. Неудивительно, что рекомендации, в соответствии с которыми относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, воспринимаются как нечто абстрактное и непостижимое. Тем не менее на этом этапе давайте хотя бы повторим и запомним:
относительная влажность воздуха в помещениях детского сада должна составлять 40-60%.
Теперь нормы для школ:
температура воздуха в классах 17-20 °С, в мастерских 16-18 °С, в спортивном зале — 15-17 °С;
относительная влажность воздуха 40-60%.
Несколько слов о воздухообмене. Главным способом его практической реализации является проветривание, но проветривание крайне сложно регламентировать и контролировать. Тем не менее вам наверняка будет интересно ознакомиться с некоторыми положениями Государственных норм и правил для ДДУ:
— Для создания благоприятных условий среды необходимо ежедневно тщательно проветривать все помещения. Наиболее эффективно сквозное и угловое проветривание. Оно должно проводиться только в отсутствие детей: до их прихода, во время занятий в зале, во время прогулки.
— Одностороннее проветривание осуществляется в присутствии детей.
— В помещениях спален сквозное проветривание должно проводиться в отсутствие детей. В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин. до сна детей; открывать во время сна с одной стороны и закрывать за 30 мин. до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) проводится при открытых окнах (избегать сквозняка).
Обращаю внимание: это не рекомендации для каких-то особых спартанских групп. Это Государственные (!) требования (!) для самого обыкновенного детского сада.
Немного о проветривании в школах. Его рекомендуют осуществлять на переменах, при этом длительность проветривания определяется температурой на улице. При температуре выше +6 °С проветривать на малой перемене надобно от 4 до 10 минут, а на большой — от 25 до 35 минут. При температуре на улице ниже -10 °С проветривать на малой перемене надобно от 1 до 1,5 минут, а на большой — от 5 до 10 минут.
* * *
Что мы имеем на практике? В подавляющем, в абсолютном большинстве ДДУ и школ показатели воздуха Государственным требованиям не соответствуют. Возможны, разумеется, исключения, но исключения эти имеют место лишь тогда, когда возникает чрезвычайная ситуация: отопление не включили, авария, экстремально низкая температура на улице, низкое давление газа и т.д. и т.п. Тем не менее, если мы рассматриваем нормальный среднестатистический детский сад, в котором «нормально» работает отопительная система, так в этом детском саду температура и влажность воздуха практически всегда не соответствуют существующими требованиям.
Жалобы на то, что в детском саду очень жарко и нечем дышать, звучат ото всюду. Температура 28 °С — почти стандарт, 30 °С — совсем не редкость. Значение влажности воздуха — тайна за семью печатями. Детский сад, в котором имеется гигрометр (прибор для измерения влажности), — это такая же редкость, как детский сад с собственным бассейном, хотя создается впечатление, что бассейны встречаются чаще.
На первый взгляд ситуация абсолютно непонятна, абсурдна, необъяснима:
— имеются Государственные требования;
— имеются лица, обязанные эти требования выполнять, — администрация ДДУ и школ;
— имеются опять-таки государственные органы, обязанные контролировать выполнение этих требований, — органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Требования игнорируются, ничего не происходит.
Может быть, все это ерунда? Ничего страшного? Может быть, так и надо? Тепло — это ведь не холодно (жар костей не ломит)!
* * *
Любая система отопления высушивает воздух. Чем интенсивнее работают нагреватели и, соответственно, чем выше температура в помещении, тем суше воздух.
Сухость воздуха — это очень плохо и опасно.
Почему?
Слизистые оболочки верхних дыхательных путей ежедневно контактируют с миллиардами микробов. Абсолютное большинство микробов не оказывает на организм никакого отрицательного влияния, поскольку, во-первых, они не могут закрепиться на поверхности слизистых оболочек (в носу, в горле), а во-вторых, слизистые оболочки вырабатывают жидкость (слизь, сопли, мокрота), которая в огромном количестве содержит вещества, убивающие вирусы и бактерии.
Способность слизистых оболочек останавливать и уничтожать микробы в месте внедрения называется местным иммунитетом. Если местный иммунитет не справился, тогда уже развивается болезнь и начинает работать иммунитет общий.
Если ваш ребенок часто болеет «простудными» болезнями, значит у него слабый местный иммунитет.
Врожденно слабым местный иммунитет не бывает практически никогда. Местный иммунитет уничтожается родителями и администрацией детских дошкольных учреждений.
Мы живем в стране, где минимум полгода отопительный сезон. Значит, минимум полгода (полжизни!) наши дети проводят большую часть времени в помещениях с сухим и теплым воздухом.
Сопли, мокрота, слизь могут убить инфекцию только тогда, когда они жидкие. Сухая слизь — это богатая белком питательная среда для бактерий.
Сухой воздух приводит к пересыханию слизистых оболочек и отключает систему местного иммунитета.
Сухой воздух высушивает слизь и способствует ее инфицированию. Засохшая слизь — главная причина отитов, гайморитов, бронхитов и воспалений легких.
Сухой воздух — главная причина роста аденоидов и развития хронических тонзиллитов.
Сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и аллергенам, отсюда риск аллергических болезней — от ринита до астмы.
Сухой воздух для детей намного опаснее, в сравнении со взрослыми: у детей более интенсивный обмен веществ, они вырабатывают больше тепла, а регулируют теплообмен не столько кожей (как мама и папа), сколько легкими. Сухой и теплый воздух не позволяет ребенку нормально «сбрасывать» лишнее тепло, это приводит к потерям жидкости во время дыхания и увеличивает потливость. Отсюда сгущение крови, нарушение работы внутренних органов, бесконечное питье по ночам и т.д.
Еще раз повторим: в отопительный сезон чем воздух теплее, тем он суше.
И еще один момент, исключительно важный в отношении проветривания.
Суть: самые распространенные детские болезни — ОРВИ (острые респираторные вирусные инфекции). Главная эпидемиологическая особенность респираторных вирусов состоит в том, что они мгновенно погибают в прохладном влажном движущемся воздухе и часами сохраняют свою активность в воздухе сухом, теплом и неподвижном. Таким образом, проветривание — самый эффективный способ профилактики ОРВИ в детских коллективах.
* * *
Существующая в детских учреждениях отопительная практика — это геноцид местного иммунитета. Это одна из главных причин бесконечных детсадовских соплей, это миллионы оплаченных государством больничных листов, это тонны съеденных антибиотиков, это десятки литров крови и сотни литров мочи, собранные для анализов, это тысячи госпитализаций.
И эта практика существует. И об этом не пишут журналисты. И это, похоже, не волнует никого. Если температура воздуха опустится на 2 °С ниже положенной, так об этом расскажут в новостях все центральные каналы, хотя риска здесь нет никакого и «проблема» с легкостью решается дополнительной рубашкой.
Почему все молчат или говорят такое, что лучше бы молчали?
1. Прежде всего потому, что не знают, как правильно, как должно быть. Более того, все убеждены в том, что ребенок маленький и слабенький, поэтому его надобно греть и кормить. Многочисленные примеры, показывающие, что голые и не перекормленные болеют реже, никого и ни в чем не убеждают.
2. Общественное мнение однозначно рассматривает тепло в качестве добра. Холод (20 °С), открытая форточка, прогулка в сырую погоду — якобы главные враги детского здоровья. Никто не может или не хочет понять: дети болеют не оттого, что мерзнут, а оттого, что потеют! Отит начался не потому, что было открыто окно, а потому, что из-за сухости воздуха засохла слизь в слуховой трубе…
3. Журналисты — носители общественного мнения и делают все для того, чтобы потакать общественному мнению. Репортаж о замерзающих детях! Какой отклик, какой рейтинг! Сам мэр звонил и просил прощения!
4. Администрация ДДУ и работники санитарных служб не имеют ни сил, ни авторитета, ни желаний для того, чтобы противостоять общественному мнению. Одна мамочка, устроившая скандал в связи с тем, что ее ребенок заболел бронхитом якобы потому, что была открыта форточка, отобьет у воспитательницы желание открывать эту форточку на долгие годы. Более того, именно эту воспитательницу обвинят во всех смертных грехах и никто не встанет на ее защиту.
5. Бесконечные детские «простудные» болезни — это бесконечный бизнес, это миллиарды, полученные от продажи стимуляторов иммунитета, витаминов, антибиотиков, отхаркивающих средств, капель в нос и т.д. и т.п. Это тысячи лабораторий, ищущих причины ваших частых болезней.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Прежде всего всем понять:
если температура и влажность воздуха в детском саду не соответствует государственным требованиям, значит работники детского сада совершают должностное преступление, а органы санитарного надзора, на это не реагирующие, преступление покрывают и таким образом становятся его соучастниками.
Конкретные практические рекомендации.
В спальнях и игровых комнатах каждого ДДУ должны быть термометры и гигрометры.
Проще всего приобретать электронные многофункциональные устройства — как правило, это часы, которые показывают и температуру, и влажность, и многое другое (в зависимости от цены).
Для увлажнения воздуха необходимо использовать специальные бытовые приборы — увлажнители воздуха. Паровые увлажнители для детских садов крайне не желательны, а ультразвуковые увлажнители — оптимальны.
Муниципальные детские сады должны требовать финансирования приобретения увлажнителей, опираясь на требования родительской общественности. Однако чем раньше вы проведете родительское собрание и обсудите, на какие средства вам купить термометр, гигрометр и увлажнитель, тем больше у вас появится шансов сэкономить на лекарствах.
Нагревательные элементы (батареи отопления) в детских учреждениях обязаны иметь регуляторы. Если регуляторов нет, думать о том, как их летом поставить, а пока уменьшать теплоотдачу батарей — обкладывать теплоизолятором (например, пенопластом), накрывать одеялами и т. д.
Помните: если в зимнее время вы открываете окно, то в комнату заходит холодный воздух, в котором практически нет воды (чем ниже температура воздуха, тем меньше в нем водяных паров). Нагреваясь, такой воздух высушивает воздух в помещении. Главный вывод — регулировать температуру воздуха надо закрытой батареей, а не открытой форточкой.
Совет администрации ДДУ. Напишите на бумаге большими буквами следующий текст:
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕМПЕРАТУРЕ И ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА
В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Температура воздуха в игровых комнатах 21-23 °С, а в спальнях 18 — 21 °С.
Относительная влажность воздуха 40-60%.
ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ
АДМИНИСТРАЦИЯ ДДУ БУДЕТ ПРИВЛЕЧЕНА К ОТВЕТСТВЕННОСТИ».
Бумагу с указанным текстом повесьте так, чтобы ее видели все родители. Как только кто-нибудь откроет рот и начнет кричать про холод и т.д. — отправляйте его выяснять отношения с государством. Знакомьте с нормами всех, кого вы принимаете в ДДУ. Если подобные требования не устраивают, пусть сидят дома в обнимку с обогревателем.
* * *
Дорогие мамы и папы!
То, что делают в большинстве детских садов со здоровьем наших детей, — это невыносимо, и с этим надо бороться.
Государственные требования игнорируются, контролирующие органы свои функции не выполняют.
Давайте действовать самостоятельно! Ведь речь идет о здоровье наших детей! Это более чем достаточный повод для того, чтобы перестать надеяться на кого-либо и ждать милости от чиновников.
Мы прежде всего должны попытаться изменить общественное мнение, сделать все для того, чтобы люди получили элементарную информацию. Мы все должны понять: наши любимые, добрые и ласковые бабушки не являются носителями истины. Если бабушка убеждена в том, что открытая форточка — это плохо, а наука считает (и практика подтверждает), что это хорошо, так надо как-то определяться! Что нам дороже? Нервы бабушки или здоровье ребенка? Сложный выбор, но надо решать.
Коль скоро государство умыло руки, так давайте мы с вами будем формировать общественное мнение. Дайте ссылку на этот документ всем своим друзьям. Обсудите на форумах. Распечатайте, раздайте родителям, проведите родительские собрания. Расскажите здесь, что у вас получилось, поделитесь опытом.
Поймите главное: если нормальный от Бога ребенок не вылезает из болячек, значит у этого ребенка конфликт с окружающей средой. И надобно не ребенка лекарствами кормить, а по мере сил и возможностей изменять окружающую среду. Это наш долг перед Богом и совестью. Ну подумайте: о каком здоровье можно говорить, если полгода нашим детям нечем дышать!
На эту тему также читайте в разделе «Вопросы и ответы» — «Увлажнитель воздуха в садике»
автор Комаровский Е.О.
опубликовано 17/11/2008 14:22
обновлено 05/12/2018
— Медицина
нормативные значения и способы нормализации показателей
Каждый родитель, не зависимо от уровня благосостояния и занятости, может обеспечить для своего ребенка здоровую среду. Ведь благоприятно на развитие маленького человека влияют не только качество еды, одежды, игрушек, не так ли?
В первую очередь – это оптимальная температура и влажность воздуха в помещениях для детей, ведь это отличный способ избежать болезней и покупки лекарств.
В этом материале мы расскажем, каким должен быть температурно-влажностный режим в помещениях для детей, а также дадим советы по его нормализации.
Содержание статьи:
Санитарные нормы и требования к помещениям
После многочисленных исследований, проверок и подтверждения результатов испытаний, которые проводила группа узкопрофильных специалистов (врачи, педагоги, эпидемиологи, ученые) были выведены оптимальные показатели температуры и влажности.
А государство закрепило обязательность их соблюдения в садах и школах на законодательном уровне – СанПиН.
Соблюдая баланс пищи, физической физической и умственной нагрузки, а также поддержание оптимального микроклимата в помещении можно достичь просто невероятных результатов. Ребенок становиться активным, хорошо растет, развивается
Кроме того, поддержание рекомендованного режима в помещении способствует укреплению иммунитета, дети гораздо реже болеют. А в случае заболевания, иммунная система без проблем справляется с вирусами – менее сложно протекают заболевания.
Температура и влажность в детском саду
В первые годы своей жизни детям важно, чтобы в помещениях детского сада соблюдались нормативы СанПиНа по влажности и температуре. Особенно это актуально при смене сезонов, когда активно начинают использоваться системы отопления и кондиционирования.
Так как на протяжении дня дети занимаются самыми разными видами деятельности, для каждого помещения предусмотрен свой .
Ребенок проводит в детском саду от 8 до 10 часов в сутки на протяжении 5-6 дней в неделю. Он там ест, спит, играет, учиться. Поэтому так важно, чтобы микроклимат в помещениях сада соответствовал возрастным особенностям организма дошкольников
В соответствии с СанПиНом температура воздуха в саду должна быть:
- 22-24 °С – ясельные группы;
- 21-23 °С – младшая и старшие группы;
- 19-20 °С – спальни;
- 22-24 °С – туалет в яслях;
- 19-20 °С – туалеты старших групп;
- 22-24 °С – мед.кабинет;
- 19-20 °С – залы для активных занятий;
- больше 12 °С – прогулочная веранда;
- от 29 °С – бассейн;
- 25-26 °С – раздевалка и душевые;
- от 15 °С – отапливаемые межкорпусные переходы.
Такая разница температур объясняется тем, что для каждого вида деятельности детей в учреждении оборудована специально предназначенная для этого комната/зал. Спит ребенок в спальной комнате и под одеялом – ему не должно быть холодно/жарко.
Занятия по физической культуре проходят в спортивном зале, где температура чуть ниже, чем в игровой комнате, так как занятия активные и дети не должны в процессе вспотеть. В игровой температура чуть выше чем в спортзале, т.к. там проходят и спокойные занятия, игры.
Для всех помещений яслей нормативами предусмотрена температура выше, чем для детей более старшего возраста.
Для обеспечения необходимого уровня в садах в обязательном порядке должны проводится регулярные сквозные и угловые проветривания по 10 минут и не реже чем 1 раз в каждые 1,5 часа
Эти рекомендации регулируются работниками сада в зависимости от погодных условий. Дети не должны находится в комнате, которая проветривается.
Влажность в детском саду должна быть в диапазоне 40-60%. Это значение регулируется за счет проветриваний:
- считается нормой кратковременное понижение температуры в помещении на 2-4 °С;
- нельзя проветривать через туалет;
- спальни проветриваются до дневного сна;
- зимой форточки плотно закрываются за полчаса до пробуждения детей.
Несоблюдение этих норм может пагубно отразиться на самочувствии и активности детей. Как правило, частые простудные заболевания в группе могут быть вызваны халатным отношением к предписаниям СанПиНа работников дошкольного учреждения.
Приток свежего воздуха в группах детского сада способствует насыщению клеток и коры головного мозга кислородом и как следствие улучшается общее состояние детского организма. Детки бодры, активно играют, внимательны на занятиях
Нарушение температурного режима и не поддержание необходимой влажности провоцирует у дошкольников появление таких заболеваний:
- ОРВИ;
- рост аденоидов;
- устойчивые аллергии и астму;
- дерматиты.
Если в группе дети часто болеют или есть обоснованные подозрения в несоблюдении нормативов, родители могут инициировать проверку сада, а также обратиться в районный отдел образования или даже в прокуратуру.
Температура и влажность в школе
Требования СанПиНа 2.4.2.2821-10 не менее строги в отношении организации школьным учреждением оптимального микроклимата для учащихся.
И, хотя они не ориентированы на ранжирование показателей температуры и влажности по возрастам/классам, они учитывают следующие факторы:
- Пределы верхнего и нижнего порога температур для учебных кабинетов, аудиторий – 18-24 °С.
- Температурный режим в залах предназначенных для проведений занятий, связанных с активной физической деятельностью – 17-20 °С.
- Минимальный показатель температуры в бассейне и душевых – от 25 °С.
В школьном учреждении особенно важно придерживаться нормативов показателей СНИПа по балансу тепла и влажности. Ведь в рамках одного здания каждый день собирается большое количество детей, которые активно потребляют кислород, поэтому здесь никак не обойтись без регулярных проветриваний.
Часть времени дети проводят в одном положении, что замедляет ток крови и обмен веществ. Чтобы они не замерзли, важно чтобы в школе было не холодно. А так как дети просто не приспособлены двигаться медленно, в помещениях не должно быть жарко
Поддержание на протяжении всего дня занятий оптимальной температуры создаёт благоприятные условия для учебной деятельности детей. Им не жарко на занятиях физкультурой и не холодно на протяжении 45 минут урока в сидячем положении. Такие температуры можно смело назвать комфортными для ребенка.
Нормативно, воздуха в школе такая же, как и в детском саду.
Для ее поддержания в нужных параметрах проводятся регулярные проветривания:
- все кабинеты – до и после учебных занятий;
- учебные аудитории – во время перемен;
- школьные коридоры – пока школьники на уроках.
Длительность каждого проветривания регулируется в зависимости от сезона и температуры воздуха на улице. Кратковременное снижение температуры не должно превышать 2-4 °С.
Порой в классах окна на время урока закрываются и большое количество детей – 12-30 школьников оказываются в замкнутом воздушном пространстве. Это чревато для них потерей трудоспособности, снижению умственной активности.
Несмотря на то, что учебная нагрузка для детей рассчитана с учетом возрастных особенностей их организма и психики, справиться с занятиями им не легко. Особенно тяжело сосредоточиться на уроке и воспринимать информацию с приходом отопительного сезона, когда велика контрастность температур в помещении и на улице. Слишком жарко и душно в классе – дети становятся вялыми, апатичными, а при низкой температуре им просто холодно и не до учебы
Поэтому даже краткосрочные проветривания на переменах важны, ведь воздух в классе обогащается кислородом. Особенно в старых зданиях .
Надзорные функции за поддержанием температурно-влажностного режима в школах осуществляют местные органы Роспотребнадзора. Сотрудники этой организации проводят плановые и внеочередные проверки (при подозрении нарушений, жалобах) детских учреждений.
Например, при несоблюдении температурного режима в школе ребенок может упасть в обморок и сильно пораниться или приобрести на всю жизнь такое заболевание как астма. Поэтому, даже подозрения, что сотрудниками детского учреждения нарушается режим, может быть достаточным основанием для внеплановой проверки.
При выявлении нарушений могут быть вынесены следующие решения, обязательные для исполнения:
- Предписание ликвидировать технические нарушения, которые негативно влияют на температуру и влажность в помещениях. Это могут быть поломки труб систем водоснабжения, отопления и пр.
- За халатность работников могут наказать на сумму эквивалентную 100-300 минимальным зарплатам.
- По акту проверки и выявления нарушений причинивший средний или тяжелый вред здоровью ребенка может быть возбуждено уголовное дело, что чревато лишением свободы до 5 лет.
Родители в частном порядке или сообща могут написать соответствующее письмо в Роспотребнадзор или оставить заявление/жалобу/претензию на официальном сайте организации. Также можно обратиться в надведомственные инстанции на сайте Госуслуг – Министерство образования, областной аппарат Уполномоченного по правам ребенка ила в прокуратуру.
Роспотребнадзор бдительно отслеживает соблюдение своих предписаний, ведь их нарушение может не просто негативно сказаться на здоровье детей и сотрудников учреждений, а причинить весомый вред здоровью
Не стоит бояться потревожить чей-то покой или каких-то преследований по отношению к ребенку от администрации детского сада или школы. С этими проблемами куда легче справиться, чем с приобретенной астмой или хроническими лор-заболеваниями.
Температурно-влажностный режим дома
Одной из причин частой заболеваемости у детей всех возрастов является не соблюдение температурного режима и критичные показатели влажности в квартире. Чаще это вызвано незнанием родителей того, каких норм нужно придерживаться и как их проверять.
От сухого воздуха слизистая ребенка начинает высыхать, ему становиться трудно дышать. К тому же стараясь еще и одеть любимое чадо потеплее родители сами того не ведая подвергают его дополнительному риску – его может продуть даже при самом слабом сквозняке
Иногда родители просто боятся навредить своему чаду, оставляя все как есть и искренне недоумевая почему ребенок апатичен, плохо кушает или постоянно болеет.
Для обеспечения комфортной температуры и оптимальной для ребенка, можно ориентироваться на прописанные СНИПами нормативы.
Если в доме засыхают цветы, особенно в отопительный сезон, это говорит о низком уровне влажности в квартире. Следует срочно принять меры и поднять его как минимум до 50%, при этом норма для ребенка составляет 40-60%.
В общих комнатах комфортной для человека ощущается температура 21-24 °С, в комнате для сна можно поддерживать более низкий показатель – 19-21 °С. Тогда и сон будет крепче и дышаться ребенку будет легче.
Высокая влажность в ванных комнатах вместе с плохо работающей вентиляции может стать причиной появления грибка, плесени, чьи споры потом будет вдыхать вся семья
Температура и влажность в помещении должны быть сбалансированными. Так как если оба показатели высоки, то в квартире микроклимат будет напоминать тропический, что также не полезно ни взрослым, ни детям.
Ведь такая среда способствует размножению и распространению болезнетворных микробов и микроорганизмов. Идеальное соотношение достигается при температуре 22-24 °С и влажности – 50-60%.
Помещение для новорожденных
Так как ребенок при рождении попадает в новую для него среду, задача родителей помочь ему адаптироваться, создать для него оптимально комфортные и здоровые условия.
С одной стороны, новорожденный человек очень слабое существо, которое нужно оберегать, а с другой необыкновенно крепкое. Не нужно забывать, у него ускорен обмен веществ, все системы организма работают в усиленном режиме.
22 °С – оптимальная температура для детской комнаты ребенка до 6 месяцев. С полугода ее можно снизить до 19-21 °С. Такая температура благоприятна для развития малыша.
Не стоит бояться, что грудничку может быть холодно. Ему комфортно. При попытке его укутать ребёнок будет пытаться разворачиваться, а если у него это не получиться, то усиленно потеть. Это может быть чревато обезвоживанием организма малыша, увеличивает риск поймать даже от небольшого сквозняка простудное заболевание.
Ребенка ни в коем случае нельзя кутать, ему сразу станет жарко, он начнет потеть, капризничать, отказываться от еды. И даже если кажется, что он не двигается и может замёрзнуть это не так – 22 °С для него вполне комфортная температура
Педиатры так же рекомендуют регулярно проветривать квартиру с новорожденным. Конечно, не в любое время и не для любого климата это будет верным, решением.
Но если придерживаться нормативов и следить за показателями влажности воздуха в квартире с новорожденным, можно создать такой микроклимат, в котором и взрослые, и дети будут чувствовать себя максимально комфортно.
Приборы для измерения температуры и влажности
Для измерения температуры в любой комнате квартиры можно использовать обычный термометр. Он может быть механическим или электронным.
Такие устройства, в ярком красочном дизайне можно приобрести в аптеках, в специализированных магазинах, детских отделах. Устанавливается термометр на нейтральном расстоянии от отопительных приборов, батарей. На него не должны падать прямые солнечные лучи – это может сказаться на точности показаний.
Комнатный термометр стоит не дорого и его можно купить даже в супермаркете или в аптеке. Его использование абсолютно безопасно. Красная или синяя жидкость в его колбе – это обыкновенный спирт, подкрашенный для контрастности. Даже если такой термометр слетит со стены и треснет, спирт просто испарится
Для измерения влажности используют . Это небольшой компактный прибор, который тонко реагирует на изменения влажности в помещении. Купить гигрометр можно в специализированном магазине измерительной техники.
Если такового рядом не наблюдается, можно найти в любом магазине электронные часы, которые показывают не только время, но и температуру, влажность.
Безусловно, подобные функции в часах имеют некую погрешность, но она не достигает критических размеров. В любом случае, с их помощью можно отследить значительное отклонение от необходимых параметров и своевременно предпринять меры для их исправления. Главное в контроле, это вовремя заметить наличие проблем.
Производители измерительных приборов чутко реагирует на любые изменения моды и трендов. Поэтому с уверенностью в 90% можно утверждать, что для любого интерьера детской комнаты найдется измеритель температуры и влажности, подходящий по стилю
Несоблюдение баланса температуры и влажности в помещении для детей может сказаться на их здоровье. Так, снижение активности ребенка, проблемы с концентрацией внимания, бессонница, вялость, апатия могут стать первыми симптомами неправильного микроклимата в помещении.
Слишком сухой воздух в помещении приводит к снижению иммунитета, шелушению кожи, появлению аллергии и астмы.
Проблемы с влажностью провоцируют развитие ЛОР-заболеваний. Особенно часто от этого страдают совсем маленькие дети. Самым ярким примером можно назвать аденоиды. Тут вообще получается замкнутый круг. Ребенок из-за ослабленного иммунитета часто заболевает различными ОРВИ, а миндалины растут, еще больше ослабляя иммунную систему
Низкая влажность провоцирует высыхание слизистой, кожных покровов и делает ребенка более уязвимым для инфекционных заболеваний.
Способы нормализации температуры и влажности
Исправить дисбаланс температуры и влажности легче всего с помощью бытовых приборов. Детские врачи рекомендуют использовать для регулирования температуры воздуха в квартирах. Только работать они должны не на постоянной основе, а в режиме разовых включений.
Кроме того, следует устанавливать кондиционеры в смежных или соседних комнатах с детской. Это обеспечит нормальную циркуляцию воздуха и минимизирует риски продуть разгоряченного ребенка.
А для регулирования уровня влажности можно использовать /осушители воздуха.
С 2014 года на западе проводятся исследования, которые говорят о для здоровья человека. Но строгое соблюдение рекомендаций производителя относительно использования и обслуживания климатической техники минимизирует риск возможного вреда.
Первый совет родителям грудничков, который можно услышать от более опытных мамочек, особенно зимой – это устанавливать сушилки на батареях или около них. Это естественно повышает влажность в квартире, но не критично. Т.е. дышать становиться легче, а ощущения сырости не возникает
Есть и , с помощью которых можно достаточно легко нормализовать тепло и влажность в квартире:
- мокрое полотенце на радиаторе отопления повысит влажность;
- открытый аквариум с рыбками в детской;
- частая влажная уборка;
- частое проветривание.
Соблюдение этих рекомендаций поможет поддерживать оптимальный микроклимат в помещении.
Выводы и полезное видео по теме
Увлажнитель из подручных средств из пластиковой бутылки от молока:
5 способов повысить влажность в детской без увлажнителя:
Как видите, не так сложно следить и регулировать уровень температуры, влажности помещении. Прохладный воздух вырабатывает у ребенка способность сопротивляться простудным заболеваниям. А вот слишком высокая температура в помещении и низкая влажность наоборот способствуют частым простудам и появлению хронических заболеваний.
А поддерживаете ли вы температуру и влажность в детской на нужном уровне? Пожалуйста, расскажите нашим читателям, какими способами пользуетесь для повышения влажности в помещении. Оставляйте свои комментарии в расположенном ниже блоке.