Сроки введения прикорма: Сроки введения прикорма по рекомендации ВОЗ – Правила и таблица введения прикорма детям первого года жизни

Содержание

Прикорм

По мнению большинства исследователей, детям, находящимся на естественном вскармливании, первый прикорм следует вводить в 6 месяцев после адаптации к сокам и фруктовым пюре.

Прикорм — это введение грудному ребенку новой густой любой пищи, кроме молока и молочных смесей, более концентрированной и качественно разнообразной, которая постепенно и последовательно заменяет одно кормление материнским молоком.

К густой пище относится: молочная каша, овощное пюре, творог, мясное пюре, кефир, рыбное пюре, желток и др.

По мере роста ребенка грудное молоко, несмотря на введение корректирующих добавок в рацион, перестает удовлетворять его потребности во многих пищевых веществах. Поэтому даже при наличии у матери достаточного количества грудного молока, ре­бенку с 6 месяцев необходим прикорм! Он дает возможность в небольшом по объему количестве пищи поставлять организму ре­бенка больше энергии и пищевых ингредиентов (белков, жиров, уг­леводов).

Прикорм — это вытеснение одного кормления грудью новым видом пищи. Он постепенно подготавливает ребенка к от­нятию от груди, поэтому вводится до кормления грудью. Рекомендованная в Украине последовательность введения пищевых добавок, продуктов и блюд прикорма представлена в приложении №1. При позднем введении прикорма (после 7 месяцев) у ребенка часто возникают проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко.

Критерии введения прикорма ребенку:

1.Возраст более 6 месяцев.

2.Угасание рефлекса выталкивания и появление скоординированного рефлекса перемещения пищи языком и проглатывания её.

3.Появление движений жевания при попадании в ротик ребенка пищи густой консистенции или ложки.

4.Начало прорезывания зубов.

5.Появление неудовлетворенности ребенка только грудным вскармливанием при нормальном объеме молока у матери (беспокойство ребенка, уменьшение интервалов между кормлениями, голодный крик, неспокойный ночной сон, уменьшение прироста массы тела за предыдущую неделю, также появление интереса к пище, которую едят другие).

6.Достаточная зрелость желудочно-кишечного тракта, которая даёт возможность усваивать небольшое количество прикорма без диспепсических расстройств или аллергических реакций.

Некоторое расхождение педиатров в вопросе о сроках и последовательности введения различных прикормов объясняется не столько своеобразием научных подходов, сколько национальными и климатогеографическими традициями питания.

При введении прикорма необходимо соблюдать основные правила.

Правила введения прикорма.

Прикорм можно начинать вводить здоровому ребенку, при отсутствии заболеваний и не во время профилактических прививок, в течение 2 недель. Это объясняется тем, что при заболеваниях или реакциях на прививки отмечается значительное снижение ферментативной активности пищеварительных желез. В это время процессы ферментативной адаптации к новым видам пищи значительно затруднены.

Постепенно (с 1 чайной ложки), так как ферментативная адаптация к качественно разнообразным белкам (молочным, растительным, мясным) требует времени и развивается постепенно, в течение 7-10 дней. В первые дни введения новой пищи в тощаковом секрете желудка еще отсутствует способность пепсина полностью переваривать соответствующий белковый субстрат. Она проявляется только к концу первой или на второй неделе за счет условно-рефлекторных влияний на секрецию пепсина в фазу «запального» сокоотделения и активацию пищеварительных ферментов.

Учитывая индивидуальные особенности детей. Известно, что у активных, подвижных, возбудимых детей ферментативная адаптация к новой пище развивается быстрее – в течение 5-6 дней. У медлительных детей, малоподвижных – дольше – 8-10 дней. Это обязывает соблюдать дифференцированный подход при введении прикорма.

Прикорм следует давать перед кормлением грудью

, начиная с ма­лых количеств, в утренние часы и переходить к другому виду прикорма только пос­ле того, как ребенок привыкнет к первому виду.

 Одномоментно можно вводить только одно новое блюдо, чтобы оценить реакцию организма ребенка.

 Важно соблюдать принцип механического щажения. Пища должна быть гомогенной (до периода, когда ребенок сможет жевать пищу), не вызывать затруднений при глотании. По мере привыкания ребенка к новому блюду и увеличению возраста следует переходить к более густой пище, приучая ребенка есть с ложки.

 При назначении прикорма необходимо следить за качеством пищи ребенка,

вести учет фактически съеденной пищи, при необходимости проводить

расчет поступления пищевых ингредиентов на 1 кг массы, и в случае

дефицита проводить необходимую коррекцию.

Правила и таблица введения прикорма детям первого года жизни

 

Прикорм

Прикорм — дополнительный вид пищи животного или растительного происхождения. По составу, вкусовым качествам, форме введения он резко отличается от грудного молока, способствует развитию жевательного аппарата, стимулирует ферментные системы желудочно-кишечного тракта и готовит ребенка к отнятию от груди.

Правила введения прикорма:

  • Прикорм вводится только здоровому ребенку

  • Прикорм дают перед кормлением грудью (в оличие от соков, которые дают после кормления), начиная с 5 г и постепенно (в течение 2-4 недель) доводя объем прикорма до 150 г. Во втором полугодии жизни ребенка прикорм не должен превышать 180 г.

  • Блюда прикорма должны быть гомогенными по консистенции и не вызывать у ребенка затруднений при глотании. С возрастом нужно переходить к более густой, затем — плотной пище.

  • Прикорм дается в теплом виде, ложкой, в положении ребенка сидя. Нецелесообразно давать в одно кормление 2 плотных или 2 жидких блюда прикорма.

  • Не дают один и тот же вид прикорма 2 раза в день.

  • Основное правило прикорма — постепенность и последовательность введения новых продуктов. Новый вид прикорма вводят после полной адаптации к предыдущему.

  • При введении прикорма следите за стулом ребенка; если он остается нормальным, то на следующий день количество прикорма можно увеличить.

  • Нельзя сочетать введение прикорма и новых блюд прикорма с проведением профилактических прививок.

  • Начинать введение в качестве прикорма овощного пюре надо с одного вида овощей, постепенно переходя к их смеси. Обращать внимание на степень их измельчения. В качестве первого овощного прикорма  можно рекомендовать пюре из кабачков, картофеля, как наименее аллергичных и не вызывающих повышенное газообразование

  • При введении в качестве прикорма каш используйте безглютеновые злаки — рис, гречневую и кукурузную муку, чтобы не индуцировать у детей первых месяцев жизни развитие глютеновой энтеропатии (не начинать прикорм с манной каши).

  • Творог (в дозе 3-5 г/кг массы тела) и желток (1/4-1/2 часть) назначать не ранее 6 месяцев жизни, так как раннее введение чужеродного белка приводит к аллергизации, поражению функционально незрелых почек, метаболическому ацидозу и дисметаболической нефропатии.

  • С 7-8 месяцев в рацион ребенка вводятся сырые зрелые фрукты и мясо в виде фарша (из кролика, индейки, говядины, телятины, нежирной свинины) — 3- 5 г/кг массы тела. В 9 месяцев даются фрикадельки в том же объеме, к году — паровые котлеты. Рекомендуется использовать мясные консервы для детского питания промышленного производства, выпускаемые в стеклянной посуде. Мясные консервы можно разделить на чисто мясные и мясо-растительные. Выпускаются мясные консервы с различной степенью измельчения: гомогенизированные (с 8 месяцев), пюреобразные (с 8- 9 месяцев) и крупноизмельченные (с 10-12 месяцев). Два последних вида отличаются от гомогенизированных консервов не только степенью измельчения, но и наличием в них специй, а также возможной замены воды на мясной бульон. Большинство консервов обогащено железом.

  • Мясные бульоны изъяты из прикорма, так как содержат много пуриновых оснований, что приводит к повреждению функционально незрелых почек.

  • Супы-пюре готовятся на овощных отварах. Пища должна быть слабосоленой: почки грудного ребенка плохо выводят из организма натриевую соль. В пюре, выпускаемом промышленным способом, содержание натрия не должно превышать 150 мг/100 г — в овощах и 200 мг/100 г — в смесях мяса и овощей.

  • С 8 месяцев в качестве прикорма можно назначать кефир или другую кисломолочную смесь.

    Необоснованное широкое применение кефира в качестве прикорма в первые месяцы жизни может вызвать у ребенка нарушение кислотно-щелочного равновесия, ацидоз и создать дополнительную нагрузку на почки. Не рекомендуется разводить творог кефиром, так как это резко увеличивает количество употребляемого белка. Творог следует использовать с фруктовым либо овощным пюре.

  • С 9 месяцев ребенку 1-2 раза в неделю вместо мяса можно дать нежирные сорта рыбы: треску, камбалу, сайру, судак. В интервалах между приемами пищи ребенку можно предлагать фруктовые соки, не содержащие сахара. Малосоленые сорта сыра можно дать ребенку с одного года (они богаты белками, кальцием, витаминами А и В).

Когда начинать прикорм?

К 4–6 месяцам у ребенка возрастает потребность в дополнительной энергии, витаминах и минеральных веществах и грудное молоко или его искусственный заменитель не отвечают возросшим потребностям малыша в витаминах, калориях и микроэлементах. Кроме того, прикорм приучает ребенка к восприятию более плотной пищи, развивает жевание. в этом возрасте необходимо вводить ребенку дополнительное питание. Ранее 4 месяцев организм ребенка физиологически не подготовлен к восприятию новой плотной пищи. А позже полугода начинать нежелательно, так как могут возникнуть проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. Поэтому, по мнению большинства специалистов в области детского питания, первый прикорм следует вводить в период с 4 до 6 месяцев жизни. При искусственном вскармливании начинать прикорм можно с 4,5 месяцев, при грудном – с 5–6 месяцев. Помните, что сроки введения прикорма индивидуальны.

  • Недостаточное поступление энергии и пищевых веществ от одного грудного молока может привести к задержке роста и недостаточности питания;
    вследствие неспособности грудного молока удовлетворять потребности ребенка могут развиться дефициты микронутриентов, особенно железа и цинка;

    может быть не обеспечено оптимальное развитие двигательных навыков, таких, как жевание, и положительное восприятие ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, на соответствующих этапах развития.

Сохраняется много разногласий по поводу того, когда именно начинать введение прикорма. И хотя все согласны, что оптимальный возраст является индивидуальным для каждого конкретного ребенка, вопрос о том, рекомендовать ли введение прикорма в возрасте «от 4 до 6 месяцев» или «примерно в 6 месяцев», остается открытым. Следует пояснить, что «6 месяцев» определяется как конец первых шести месяцев жизни ребенка, когда ему исполняется 26 недель, а не начало шестого месяца, т.е. 21–22 недели. Точно так же «4 месяца» относится к концу, а не к началу четвертого месяца жизни.

Существует практически всеобщее согласие в том, что не следует начинать введение прикорма до наступления возраста 4 месяцев и задерживать его до возраста старше 6 месяцев. В нескольких публикациях ВОЗ и ЮНИСЕФ используются  формулировки рекомендующие прикорм в «4–6 месяцев» или «примерно в 6 месяцев». Но научное обоснование рекомендации срока 4–6 месяцев достаточных документальных подтверждений не имеет. В опубликованном докладе ВОЗ/ЮНИСЕФ о введении прикорма в развивающихся странах  авторы рекомендовали кормить доношенных детей исключительно грудью примерно до возраста 6 месяцев.

Начиная вводить прикорм до 6 месяцев, нужно учитывать факторы, такие, как масса тела и внутриутробный возраст при рождении, клиническое состояние и общий статус физического развития и пищевой статус ребенка. В результате исследования, проведенного в Гондурасе , было установлено, что кормление детей, находящихся на грудном вскармливании, с массой тела при рождении от 1500 до 2500 г высококачественными продуктами для прикорма начиная с 4-месячного возраста не давало никаких преимуществ для физического развития. Эти результаты подтверждают правильность рекомендации кормить детей исключительно грудью в течение примерно 6 месяцев даже для маловесных детей.

Что и как давать в первый прикорм?

Первыми блюдами прикорма являются овощные пюре или каши. Если ребенок имеет недостаток веса или неустойчивый стул, лучше начать с каш. И наоборот, при избытке веса, нормальном весе или склонности к запорам вводить прикорм рекомендуется с овощного пюре.

Если ваш малыш лишен подобных неприятностей и абсолютно здоров, то советы педиатров и диетологов в настоящее время сводятся к тому, чтобы начинать прикорм с овощного пюре.

Прикорм — овощи.

Овощное пюре богато минеральными солями (калий, железо), органическими кислотами, пектиновыми веществами и растительными волокнами, нормализующими стул. Лучше начинать с таких продуктов, как кабачок, все виды капусты, картофель, они меньше всего вызывают аллергию. Позднее можно попробовать морковь, свеклу и томаты. Современная детская промышленность предлагает большой ассортимент различных видов пюре. По степени измельчения они делятся на гомогенезированные, которые предлагают детям с 4,5 месяцев, пюреобразные для детей 6–9 месяцев и крупноизмельченные (9–12 месяцев).

Овощные детские консервы готовят с небольшим количеством соли, а некоторые производители оставляют вкус овощей натуральным, не добавляя соли совсем. Не нужно дополнительно ихподсаливать и добавлять растительное масло.

Пюре из бобовых, томатов, со специями не следует давать в качестве прикорма малышам в возрасте 4–6 месяцев, поскольку, томаты, которые принадлежат к числу овощей, особенно часто вызывающих аллергию у детей, можно вводить в питание не раннее полугода. Томатную пасту, содержащую соль лучше вводить с 6–7 месяцев. Бобовые, в составе которых высок уровень растительных волокон и особых видов сахаров, способных вызвать раздражение слизистой кишечника и усиление газообразования не ранее 7–8 месяцев. Лук и чеснок, содержащие эфирные масла, раздражающие слизистую желудка, кишечника, почек – только с 8–9 месяцев, специи же – с 9 месяцев и старше, лучше после полутора лет.

Как накормить ребенка?

Предлагать новое блюдо следует не один раз, а 10–12 раз как минимум, и только после того как малыш упорно отказывается от него, перейти к другому виду овощей. После того как ребенок не принял тот или иной овощ, не переходите сразу на каши, попробуйте другой, более сладкий овощ.

Как приготовить прикорм пюре?

Можно приготовить овощной прикорм самостоятельно, используя как свежие, так и замороженные овощи. Для этого их необходимо отварить, затем сделать пюре (в блендере или с помощью обычной толкушки). Добавьте немного растительного или растопленного сливочного масла (в объеме не более 3–4 грамм).

Масло еще один новый продукт прикорма, с которым дети знакомятся с момента введения овощного пюре или каши. Оно является источником питательных веществ, энергии, а также жирорастворимых витаминов (А, D, Е). Растительное масло разрешено вводить с 4,5 месяцев, сливочное – не ранее 5–6 месяцев.

Прикорм — каша

Через две недели после привыкания малыша к овощному пюре можно начинать введение злакового прикорма. Наиболее удобны сухие растворимые каши. Для их приготовления нужно только смешать сухой порошок с теплой кипяченой водой и перемешать. Достоинством этих продуктов (как и консервов детского питания) является их гарантированный химический состав, безопасность и насыщенность основными витаминами, кальцием, железом и минеральными веществами. Можно использовать и сухие молочные каши, требующие варки, муку для детского питания, а также обычную крупу, предварительно измельченную на кофемолке. Важно подчеркнуть, что в качестве первого злакового прикорма следует использовать безглютеновые злаки – рис, также гречневую и кукурузную муку; в остальных злаковых – ржи, пшенице, ячмене, овсе – содержится глютен. Это основной белок злаковых, у малышей он может вызывать такие неприятные явления, как боль и вздутие живота. Принципы введения каш такие же, как и для других видов прикорма – начинать с одного вида крупы, постепенно, через неделю после введения первой каши, попробовать другой вид, еще позже – можно перейти на кашу из смеси круп.
Не подслащивайте каши промышленного производства
Следует учитывать, что ребенок только привыкает к новым вкусам, и от того, насколько правильно его научат питаться в семье, зависят и его будущие пристрастия в еде. Как следствие привычка к сладкой пище может привести к ожирению и сопутствующим ему заболеваниям.

Как вводить новый продукт прикорма?

  • Начинать надо с одного вида наименее аллергенного продукта. Интервал между введением различных блюд прикорма должен быть не менее 5–7 дней. Пока малыш начинает пробовать что-то новенькое, следует ежедневно тщательно осматривать кожу на предмет появления какой-либо сыпи, а также следить за стулом. При появлении высыпаний или изменении характера стула (частый и жидкий) необходимо отменить блюдо прикорма и обратиться к врачу.

  • Новый продукт нельзя вводить, если ребенок нездоров или во время проведения профилактических прививок, нежелательно начинать в жаркую погоду.

  • Рекомендуется давать «новинку» перед грудным кормлением – тогда проголодавшийся ребенок скорее всего отнесется к пище положительно. Кроме того, новое блюдо лучше предложить в первой половине дня, чтобы проследить за состоянием малыша в течение всего дня.

  • Прикорм дают малышу только с ложечки, а не через соску.

  • Не следует стремиться к чрезмерному разнообразию в питании маленького ребенка, для начала достаточно 2–3 наименований овощей, введенных поступательно (один в неделю). Необходимо придерживаться определенных схем введения новых продуктов в рацион малыша.

Пример введения каш и овощных пюре:

1-ый день –1 чайная ложка (5г)

2-ой день – 2 ч.л. (10г)

3-ий день – 3 ч.л. (15 г)

4-ый день – 4 ч.л. (20 г)

5-ый день – 50 мл (50г)

6-ой день – 100мл (100г)

7-ой день – 150 мл (150г).

Пример введения растительного и растопленного сливочного масла:

если ребенок кушает каши промышленного производства, в них уже есть масло и дополнительно добавлять его не следует.

1-ый день –1 капля

2-ой день – 2 капли

3-ий день – 5 капель

4-ый день – ¼ ч.л.

5-ый день – ½ ч.л. (3г)

6-ой день и далее – 1 ч.л. (5–6г).

Питание ребенка 6 месяцев (объем каши и пюре до 150 мл, кратность кормления 5–6 раз в день)

Первое кормление. Смесь или грудное молоко
160–200 мл

Второе кормление. Каша
150 мл

Третье кормление. Овощное пюре
150 мл

Четвертое кормление. Смесь или грудное молоко
160–200 мл

Пятое кормление. Смесь или грудное молоко
160–200 мл

Шестое кормление. Смесь или грудное молоко
160–200 мл

Наиболее точные рекомендации по введению прикорма даст ваш врач педиатр в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при естественном вскармливании детей первого года жизни:

Наименование продуктов и блюд прикорма Возраст ребенка, месяцев Примечание
3 4 5 6 7 8 9-12
Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3 месяцев
Фруктовое пюре, г 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 с 3,5 месяцев
Творог, г 10-30 40 40 40 50 с 5 месяцев
Желток, шт 0,25 0,5 0,5 0,5 с 6 месяцев
Овощное пюре, г 10-100 150 150 170 180 200 с 4,5-5,5 месяцев
Молочная каша, г 50-100 150 150 180 200 с 5,5-6,5 месяцев
Мясное пюре, г 5-30 50 60-70 с 7 месяцев
Рыбное пюре, г 5-30 30-60 с 8 месяцев
Кефир и другие кисломолочные продукты или «последующие» смеси, мл 200 200 400-500 с 7,5-8 месяцев
Хлеб (пшеничный, высшего качества), г 5 5 10 с 7 месяцев
Сухари, печенье, г 3-5 5 5 10-15 с 6 месяцев
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное) 1-3 3 3 5 5 6 с 4,5-5 месяцев
Сливочное масло 1-4 4 4 5 6 с 5 месяцев
Цельное молоко 100 200 200 200 200 200 с 4 месяцев

Примерная схема введения продуктов и блюд прикорма при искусственном вскармливании детей первого года жизни:

Наименование продуктов и блюд прикорма Возраст ребенка, месяцев
0-1 1 2 3 4 5 6 7 8 9-12
Адаптированная молочная смесь или «последующие» молочные смеси, мл 700-800 800-900 800-900 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400
Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Фруктовое пюре, г 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100
Творог, г 40 40 40 40 40-50
Желток, шт 0,25 0,5 0,5 0,5
Овощное пюре, г 10-100 150 150 170 180 180-200
Молочная каша, г 50-100 150 170 180 180-200
Мясное пюре, г 5-30 50 50 60-70
Рыбное пюре, г 5-30 30-60
Кефир и другие кисломолочные продукты или «последующие» смеси, мл 200 200-400 200-400
Хлеб (пшеничный, высшего качества), г 5 5 10
Сухари, печенье, г 3-5 5 5 10-15
Растительное масло (подсолнечное, кукурузное) 1-3 3 3 5 5 6
Сливочное масло 1-4 4 4 5 6
Цельное молоко 100 200 200 200 200 200

Имейте в виду, что схемы примерные и, если ребенок на полноценном грудном вскармливании и развивается нормально (это должен решить врач-педиатр), все сроки введения прикорма можно сдвинуть на 2-3 месяца. В таблице указано, что ребенку его возраста уже можно кушать.

Примечания к введению прикорма:

  • Цельное молоко используется для приготовления блюд прикорма (овощного пюре и каш).
  • Количество кефира зависит от объема адаптированной или «последующей» смеси, получаемой ребенком.

Фруктовые соки дают понемногу, сначала разбавляя 1:1 кипяченой водичкой. Фруктовое пюре вводится только через 2-3 недели после сока. Начать лучше с яблочных сока и пюре. Ягоды исключаем до 6 месяцев.

Последнее время при естественном вскармливании введение прикорма рекомендуют при хорошей прибавке веса с 6 месячного возраста, так что таблицы приблизительные. Перед тем, как вводить прикорм, посоветуйтесь с педиатром.

Таблицы разработаны в соответствии с методическими указаниями №225 (1999 г.) «Современные принципы и методы вскармливания детей первого года жизни» Министерства здравоохранения РФ и НИИ питания РАМН.

Предлагаемые рекомендации по вскармливанию детей первого года жизни базируются на результатах анализа современной мировой научной литературы и собственных исследований. Их правомерность подтверждена также клиническим опытом наблюдения за детьми первого года жизни.

Организация прикорма

Грудное молоко способно полностью удовлетворять потребности ребенка первых 4-6 месяцев жизни в основных ингредиентах при условии удовлетворительного здоровья и рационального питании кормящей матери. После этого возраста возникает необходимость введения в рацион дополнительных продуктов питания, которые компенсировали бы разницу между возрастающими потребностями ребёнка и количеством пищевых ингредиентов, получаемых с грудным молоком.

Прикормом называют качественно новые продукты и блюда, вводимые в рацион детям грудного возраста в качестве дополнения к женскому молоку (или его заменителям), с целью удовлетворения потребности растущего организма во всех пищевых ингредиентах и постепенно замещающие одно или несколько кормлений грудным молоком (или смесью). Период введения прикорма — это необходимый, физиологически обусловленный, этап перехода от лактотрофного питания к дефинитивному, т.е. питанию «взрослого типа». По мере увеличения в рационе ребёнка разных видов продуктов снижается потребление грудного молока.

Сроки введения прикорма обусловливаются возрастающими потребностями ребёнка и готовностью физиологических систем организма ребёнка принять и усвоить новую пищу. Результаты научных исследований позволяют говорить о том, что у большинства детей функции пищеварительной, выделительной, иммунной, эндокринной и других систем достигают нужного уровня, не ранее 4 месяцев жизни. Поэтому рекомендуемы сроки введение прикорма 4-6 месяцев. Необходимость расширения рациона ребенка обусловлена следующими основными факторами:

– новые продукты обеспечат поступление энергии и ряда пищевых веществ, содержание которых в женском молоке уже недостаточно в связи с возросшими потребностями ребенка;

– расширение ассортимента продуктов приведет к обогащению рациона за счет поступления растительного белка, различных групп углеводов, растительных масел, микроэлементов, отсутствующих в грудном молоке, но необходимых для дальнейшего полноценного развития ребенка;

– введение качественно новых блюд и продуктов обязательно для тренировки и развития пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляции моторной активности кишечника ребенка;

– введение прикорма приведет к освоению малышом навыков (употребление густой, а затем и плотной пищи, навыков кусания, жевания), позволяющих перейти к самостоятельному приему пищи;

– формирование новых вкусовых ощущений и привычек, а также навыков здорового питания за счёт использования разнообразных и полезных видов продуктов с новыми вкусами и ароматами;

– постепенный переход от грудного вскармливания на семейное питание будет активно способствовать социализации ребёнка.

С другой стороны, введение прикорма позже 6-7 месяцев также неблагоприятно сказывается на развитии ребёнка, и приводит к дефициту ряда нутриентов, к задержке формирования навыков пережевывания и глотания плотной пищи и др.

Сроки введения прикорма

Эксперты ВОЗ рекомендуют вводить прикормы с 6 месяцев, сохраняя до этого возраста исключительно грудное вскармливание. Отечественные педиатры считают, что такой подход возможен только в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела, при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных витаминно-минеральных препаратов. На современном этапе в России сроки введения продуктов и блюд прикорма регламентированы «Национальной программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ».

Таким образом, первый прикорм назначается детям при хорошем состоянии здоровья и нормальном развитии с 5,5-6 месяцев. В более раннее (с 4-5 месяцев) введение прикорма рекомендуется детям с признаками рахита, анемии, при частых срыгиваниях и неправильном питании матери.

Последовательность введения отдельных продуктов и блюд прикорма зависит от состояния здоровья, нутритивного статуса ребенка и функциональных возможностей желудочно-кишечного тракта ребенка. Так, детям со сниженной массой тела, учащенным стулом в качестве первого прикорма целесообразно назначать каши (лучше промышленного производства, обогащенные железом, кальцием, цинком, йодом), при паратрофии и запорах – рекомендуется начинать введение прикормов с овощное пюре.

Таблица 6. Схема введения прикорма детям первого года жизни в РФ

Наименование продуктов и блюд

(г, мл)

Возраст (мес.)

4-6

7

8

9-12

Овощное пюре

10—150

170

180

200

Молочная каша

10—150

150

180

200

Фруктовое пюре

5—60

70

80

90–100

Фруктовый сок

5—60

70

80

90–100

Творог*

10—40

40

40

50

Желток, шт.

0,25

0,5

0,5

Мясное пюре*

5–30

30

50

60–70

Рыбное пюре

5–30

30–60

Кефир и др. кисломолочные напитки

200

200

Сухари, печенье

3–5

5

10–15

Хлеб пшеничный

5

10

Растительное масло

1–3

5

5

6

Сливочное масло

1–4

4

5

6

* — не ранее 5,5 мес.

Правила введения прикормов:

  1. Начинать введение нового продукта можно только здоровому ребенку.

  2. Нельзя начинать введение прикорма в жаркую погоду, во время болезни и во время проведения профилактических прививок.

  3. Прикорм следует давать детям до кормления грудью (или смесью), с ложечки.

  4. Каждый продукт (блюдо) надо вводить постепенно, начиная с небольших количеств (1/2 ч.л.) и увеличивая его до нужного объема в течение 5–7 дней.

  5. Новый продукт вводят в первой половине дня, чтобы наблюдать за его переносимостью.

При появлении симптомов плохой переносимости продукта (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) введение его прекращают и вводят его вновь через некоторое время. При повторной негативной реакции от введения продукта следует отказаться и попытаться заменить его аналогичным (например, яблочное пюре — грушевым, гречневую кашу — рисовой и т.д.).

  1. Новый продукт (блюдо) должен быть монокомпонентным; после привыкания и хорошей переносимости состав прикорма можно усложнять и переходить к поликомпонентному варианту продукта (блюда) данной группы.

  2. Нельзя одновременно вводить два или несколько новых блюд. Переходить к новому виду пищи можно только тогда, когда ребенок привыкнет к предыдущему.

  3. С началом введения прикорма число кормлений сокращается до 5 раз в сутки.

  4. Температура блюда не должна быть слишком высокой (37 °С).

  5. По консистенции блюда прикорма должны быть гомогенными и не вызывать затруднения при глотании.

Обучение потреблению более густой и плотной пищи включает ряд последовательных этапов (по зарубежной терминологии — ступеней, или стадий). Структура и консистенция пищи меняются в зависимости от степени зрелости и возраста ребёнка. Вначале (для детей 4-6 мес – I ступень) блюда прикорма должны быть гомогенными и иметь полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании. На следующем этапе (для детей 7-9 мес – II ступень) их делают более густыми, пюреобразной консистенции, и начинают питание мелкими мягкими кусочками не более 2-3 мм (протёртая пища). Затем (9-12 мес – III ступень) пища становится более плотной, размеры кусочков будут постепенно увеличиваться до 3-5 мм, пищу рекомендуют только измельчать, но не протирать.

Характеристика продуктов прикорма

Зерновой прикорм (каша) — один из основных источников углеводов, растительных белков и жиров, пищевых волокон, железа, селена, витаминов В1, В2, РР и др. Злаковый прикорм начинают только с безглютеновых круп (рисовой, гречневой, позднее – кукурузной). Каши могут быть молочными или безмолочными. В дальнейшем могут использоваться каши из смеси круп, со второго года – глютенсодержащие каши (овсяная, ячневая, пшеничная, манная).

Овощное пюре – источник органических кислот, калия, железа и пищевых волокон, включая пектины. Отдельные виды овощей (морковь, тыква, шпинат и др.) богаты b-каротином. Первый овощной прикорм должен состоять из одного вида овощей, обладающих нежной клетчаткой, например, кабачков (цветной или белокочанной капусты), переходя затем к смеси овощей, и постепенно расширяя ассортимент с использованием картофеля, тыквы, моркови.

Творог и яичный желток — ценные источники животного белка и жира, минеральных веществ (кальций, фосфор и др.), а также витаминов С, А, D, Е, группы В, селена и b-каротина.

Мясо – основной источник полноценного животного белка, количество которого в говядине, нежирной свинине, мясе кролика, кур, цыплят, индейки, конины доходит до 20–21%. Мясо также содержит крайне необходимое гемовое железо, магний, цинк, а также витамины А, В1, В2, В6, В12. Мясное пюре в рацион рекомендуется вводить детям старше 6 месяцев.

Рыба – также является источником белка и жира, содержащего большое количество ПНЖК, в том числе класса -3, а также витаминов В2, В12, D, минеральных веществ. Рыбу вводят в питание детей с 8–9 месяцев с осторожностью, учитывая индивидуальную переносимость. Её используют 1–2 раза в неделю вместо мясного блюда.

Соки содержат природные сахара (глюкозу, фруктозу, сахарозу), органические кислоты (яблочную, лимонную и др.), положительно влияющие на процессы пищеварения и усвоение других нутриентов. Они богаты калием (до 150 мг/100 мл) и содержат железо (до 2 мг/100 мл). В соках промышленного производства могут добавляться витамин С, лимонная кислота, отдельные минеральные вещества, натуральные фруктовые ароматизаторы. Первым рекомендуют назначать традиционные для россиян яблочный или грушевый соки, которые реже вызывают аллергические реакции.

Фруктовые пюре сходны по составу и пищевой ценности с фруктовыми соками, особенно с мякотью. В тоже время они содержат сахара, органические кислоты и пищевые волокна в большем количестве, чем соки.

Кисломолочные продукты детского питания (детский кефир, бификефир, йогурт «Агуша», «Тёма» и др.) в рацион ребёнка можно давать не ранее 8-месячного возраста в количестве не более 200 мл в сутки. Они содержат витамины (В1, В2, В6, В12, С, фолиевую и пантотеновую кислоту) и минеральные вещества (кальций, фосфор, магний, натрий, калий). Кисломолочные продукты реже вызывают аллергические реакции по сравнению с молоком. Молочная кислота, содержащаяся в кисломолочных продуктах, обеспечивает формирование и сохранение нормальной микрофлоры кишечника.

Однако, кисломолочный прикорм, введенный ребенку в ранние сроки, может вызвать нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме ребенка и оказать неблагоприятное воздействие на становление почечных функций.

Цельное коровье молоко может использоваться в питании детей первого года жизни только для приготовления каш.

Сроки введения прикорма

В качестве первого прикорма с 6 месяцев в настоящее время чаще рекомендуется тщательно протертое овощное пюре. Целесооб­разно готовить смешанное пюре из 2—3 видов овощей, не содер­жащих грубую клетчатку (картофель, морковь, лук) и дополняющих по химическому составу друг друга. Начинают вводить пюре из одного вида овощей, постепенно переходя к двум видам, а затем и к смеси. В овощное пюре постепенно добавляют растительное масло (подсолнечное, кукурузное или оливковое) с 1 мл до 6 мл к году.

Чем разнообразнее овощной набор в меню ребенка, тем больше получит он минеральных солей и витаминов. Пюре мать может готовить сама или использовать консервированные овощные, фруктовые и фруктово-овощные пюре отечественного и зарубежного производства. «Nestle» предлагает широкий выбор овощных пюре, например, кукуруза, картофель и брокколи, картофель и цветная капуста и другие.

На отечественном рынке широко представлены зарубежные консервы с использованием пюре бобовых (фасоль, горох, зеленый горошек), томатов и томатной пасты, лука, чеснока. В соответствии с правилами вскармливания детей первого года жизни, эти виды овощей и специи не следует включать в рацион в таком раннем возрасте. Томаты особенно часто вызывают аллергию у детей, поэтому рекомендовать их следует осторожно и не раньше 10 месяцев. Бобовые – после 9-10 месяцев, поскольку содержащиеся в них сахара и растительные волокна раздражают слизистую желудка, кишечника, почек. Специи ввести в пищу после года. Зелень до 1 года не рекомендуется.

Часть овощных консервов изготавливают без соли, а часть – с добавлением небольшого количества соли. Для здоровья детей, конечно, предпочтительнее консервы без соли, так как, привычка есть соленые продукты с детства, может быть причиной многих заболеваний. У малышей первых месяцев жизни еще не сформировался вкус, поэтому они легко привыкают к несоленой пище.

Процесс введения прикорма сопровождается тем, что в течение 1-й недели начиная с 1 чайной ложки, одно из кормлений постепенно полностью заменяют прикор­мом, вторая неделя отводится для наблюдений и полной адаптации ребенка к новой пище.

Через 4 недели (с 7 месяцев) после введения первого прикор­ма вводят второй прикорм — это 5% молочная каша (рисовая, гречневая, кукурузная или ов­сяная). Целесообразно манную кашу не вводить, так как она содержит глютен. Доказано, что глютенсодержащие злаки могут индуцировать у детей раннего возраста глютеновую энтеропатию (целиакию). В кашу постепенно добавляют сливочное масло от 1 г до 6 г к году.

«Nestle» предлагает серию каш, специально разработанных научно-исследовательским центром (Швейцария) с учетом современной концепции «Плана питания по ступеням». Разнообразные по вкусу и консистенции, обогащенные комплексом витаминов и минеральных веществ, каши «Nestle» обеспечивают ребенка всем необходимым для активного роста и помогают легко перейти к твердой пище. «Nestle» использует натуральное, специально отобранное сырье для производства детского питания и не использует ГМИ, искусственные консерванты, красители и ароматизаторы. Ассортимент 1 ступени: Безмолочные каши: рисовая, рисово-кукурузная с бифидобактериями, молочные каши: пшеничная, пшенично-банановая. Ассортимент 2 ступени: Безмолочные каши: рисовая с яблоком, овсяная с яблоком и бананом, каша 5 злаков, пшенично-овсяная, пшенично-овсяная с фруктами, молочные каши: гречневая с курагой, пшеничная с бананом, пшеничная с тыквой, овсяная с грушей и бананом, 5 злаков с яблоком и бананом. Ассортимент 3 ступени: 8 злаков с бифидобактериями. Кроме того, новые каши Nestle серии «Помогай-ка» — это сочетание оптимального состава и уникальных свойств. 1 ступень – рис и кукуруза с бифидобактериями; 2 ступень – овес и пшеница с черносливом и с добавлением пребиотиков, каша «счастливых снов» 5 злаков с липовым цветом с пребиотиками; 3 ступень – 8 злаков, содержит культуру лактобактерий, йогурт и термофильную культуру, что обуславливает снижение риска возникновения запоров, быстрое переваривание пищи, мягкую консистенцию стула.

Каши промышленного производства, приготовленные из продуктов прошедших строгий контроль качества. В то время как питательные свойства домашних каш не постоянны и могут меняться в зависимости от экологических и климатических условий выращивания сырья и способа приготовления. Промышленные каши сбалансированы по составу, легко перевариваются, не требуют тепловой обработки, в результате которой разрушаются многие полезные вещества. Кроме этого, такие каши экономичны, удобны в использовании и готовятся значительно быстрее.

При наличии у ребенка срыгиваний, отставания массы тела, разжиженного стула, первым прикормом может быть каша, а вторым – овощное пюре.

В 6,5-7,5 месяцев можно вводить творог. «Nestle» производит: абрикос с творогом, а также йогуртные пюре с манго, с малиной, черникой, с грушей, бананом.

С 7-7,5 месяцев — желток.

В 7—7,5 месяцев ребенок получает 2 раза прикорм и 3 раза корм­ление грудью, целесообразно разделить прикормы кормлением грудью.

С 6,5—7 месяцев можно вводить мясное (каждый день), а с 9-10 месяцев — рыбное пюре (1-2 раза в неделю, вместо мяса). Мясное пюре добавляют к овощному блюду в обед с 5 –30 г, доводя к году до 50 –60 г. Можно использовать также специализированные мясные или рыбные консервированные пюре. Например, овощи с цыпленком, овощи с ветчиной, овощи с говядиной, нежные овощи с говядиной БИО, цыпленок по-крестьянски, бефстроганов с овощами, лакомство по-итальянски, ризотто с овощами фирмы «Nestle».

С 10 мес. мясное пюре заменяют фрикадельками, а затем па­ровыми котлетами (из куриного мяса и говядины или мяса кролика). Мясные и рыбные продук­ты давать очень осторожно в связи с возможностью возникнове­ния аллергических реакций.

С 8 месяцев можно добавлять к блюдам прикорма хлеб, сухари, печенье.

С 8,5 месяцев – кисель.

С 9 месяцев ребенку заменяют еще одно кормление грудью — третьим прикормом. В качестве этого прикорма можно давать кисломолочные продукты — творог с кефиром. Однако, в последние годы достоверно установлены факты отрицательного воздействия на организм ребенка первого года жизни коровьего молока и кефира. Использование коровьего молока и кефира в рационе детей первого года жизни приводит к:

— снижению обеспеченности железом;

— снижению уровня цинка;

— недостаточному потреблению ПНЖК;

— снижению обеспеченности йодом;

— избыточному потреблению белков.

В связи с выше изложенным, на сегодняшний день вопрос — введение в рацион ребенку первого года жизни кефира — остается дискутабельным.

Таким образом, с 9 месяцев ребенку дают грудь только 2 раза — утром и вечером и 3 раза он получает прикорм. Если соблюдать все пра­вила введения прикорма, то в возрасте 1 года можно безболез­ненно отнять ребенка от груди. Если ребенок не хочет отказываться от груди, его можно кормить при сохранении лактации до 2-х лет.

Отнимать от груди ребенка не следует летом, при острых расстройствах пище­варения, острых лихорадочных заболеваниях, некоторых бытовых условиях (при переезде).

Введение прикорма – это очень ответственный этап перехода ребенка на новое питание. Реакция на его введение не всегда бывает однозначно положительной.

Прикорм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июля 2013; проверки требуют 47 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июля 2013; проверки требуют 47 правок. Введения прикорма. Индийская мать даёт ребёнку впервые попробовать рис.

Прико́рм — это любые более плотные, чем грудное молоко или молочная смесь, пищевые продукты, домашнего или промышленного приготовления, дополняющие грудное молоко или молочную смесь у здорового ребёнка после 6 месяцев жизни и способствующие постепенному переводу ребёнка на общий стол. Нужно обратить внимание, что прикорм значимо дополняет грудное молоко или молочную смесь во втором полугодии жизни, но не является основой рациона ребёнка.

Согласно ВОЗ введение прикорма — это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку. В период перехода от исключительно грудного вскармливания к прекращению кормления грудью грудные дети постепенно приучаются есть домашнюю пищу, пока она полностью не заменит грудное молоко [1] (недоступная ссылка) При этом продолжать кормить ребенка грудным молоком или молочной смесью желательно не менее, чем до 1 года.

В зависимости от традиций разных стран и в разное время концепции введения прикорма существенно менялись.

Педиатрический прикорм[править | править код]

Данный вид прикорма выделен искусственно в качестве противопоставления «педагогическому прикорму».

Основные правила[править | править код]

  • Вводить любой новый продукт можно только тогда, когда ребёнок здоров.
  • Первым прикормом не должны быть соки или фрукты — для младенца они не несут никакой пищевой ценности, являются низкокалорийными и часто вызывают расстройства кишечника, аллергические реакции
  • Начинают введение прикорма с пюреобразных (но не жидких!) блюд с постепенным переходом с 8-10 месяцев к более «грубой» пище, включающей комочки, кусочки и т. п. так, чтобы примерно к 10-12 месяцам ребёнок мог получать пищу с домашнего стола
  • Начинают введение прикорма с монопродукта, в течение 10-14 дней постепенное увеличивая его объём до 100—200 г на одно кормление. Ряд детей (чаще на грудном вскармливании) не съедают более 100—150 г прикорма за одно кормление — это вариант нормы. Нельзя ребёнка заставлять съесть больше того, что он съел с удовольствием. Вместо этого можно дать данный прикорм два раза (например, два раза в день по 50 г).
  • После достижения объёма прикорма 50-200 г в него необходимо добавлять масло (растительное и далее сливочное) и фрукты и/или соки в качестве вкусовой добавки
  • Нельзя вводить в питание новый продукт за 1 неделю до и 1 неделю после проведения очередной профилактической прививки.
  • Каждый новый продукт следует давать понемногу (5-10 грамм). Необходимо внимательно наблюдать за переносимостью нового продукта. Если у ребёнка нет непереносимости нового продукта, его количество можно постепенно увеличить.
  • Прикорм всегда даётся только с ложечки.
  • Новый прикорм вводится через 3-4 недели после введения предыдущего
  • Прикорм можно давать как до кормления грудью, так и после прикладывания. Это зависит от ребёнка.
  • Рекомендуется начинать введение прикорма промышленным детским питанием, поскольку оно готовится из экологически чистых продуктов и обогащается витаминами и минералами. Если мама предпочитает «домашние» продукты, то необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.
  • Никогда не вводите два продукта сразу, так как, если у малыша будет аллергия, вы не сможете определить на что именно. Новый компонент можно будет добавить через 10-14 дней.
  • Между основными кормлениями ребёнку после 6-7 месяцев можно давать соки и фрукты в качестве десерта, но не основного питания.
  • После введения 3-х основных продуктов прикорма (каши, овощи, мясо) необходимо формировать режим питания, который принят в семье — завтрак, обед и ужин. Иногда детям требуется второй ужин.
  • Детям первого года жизни не следует добавлять в прикорм соль и сахар
  • Как только ребёнок стал употреблять более или менее значимый объём прикорма (50 г и более), необходимо предлагать ему обычную питьевую воду.
  • Для допаивания не предлагать компоты, чаи и другие жидкости, имеющие сладкий или необычный для ребёнка вкус
  • С 9 — 10 месяцев начинайте приучать ребёнка есть самостоятельно — 2 ложки, собственная тарелка и т. п. (одной кормите Вы, другой ест ребёнок).
  • Если ребёнок болен, то возможно временно перевести его на одно грудное молоко или адаптированную смесь. Возвращать прикорм в этом случае следует как можно раньше после острого периода. Это необходимо для восстановления ребёнка.
  • Во время кормления обстановка должна быть спокойная. Все члены семьи должны сидеть вместе, таким образом у ребёнка формируются традиции совместного завтрака, обеда ужина. Ребёнок подражая взрослым хорошо кушает свою еду. Поведение мамы и ребёнка в процессе введения прикорма определяется как «отзывчивое питание».
  • Детям до 3 лет не следует давать бульоны.
  • Неадаптированные жидкие молочные продукты (молоко животных, кефир и т. п.) не должны использоваться ранее 1 года жизни. В настоящее время существуют адаптированные для младенца альтернативы данным продуктам.
  • Нет никакого преимущества перед кефиром таких неадаптированных кисломолочных продуктов как наринэ, биолакт, йогурт и т. п. для ребёнка первого года жизни.
  • Нет преимуществ козьего молока перед коровьим молоком и они не используется у детей до 1-1,5 лет для питания.
  • Введение в рацион желтка и творога необходимо отложить примерно до 1 года, так как эти продукты не обладают для детей раннего возраст значимой пищевой ценностью в тех объёмах, которые рекомендуется. Однако, этого объёма достаточно, чтобы спровоцировать появление аллергических реакций.
  • Введение прикорма детям на искусственном вскармливании не отличается от введения детям на естественном вскармливании.

Нельзя вводить прикорм если:

  • Ребёнок заболел
  • В жаркую погоду
  • Во время профилактических прививок
  • срок годности вводимого продукта истек или правила приготовления или хранения были нарушены

Сроки введения продуктов[править | править код]

До 6-месячного возраста здоровый ребёнок с достаточными прибавками не нуждается ни в каком прикорме. У некоторых детей прикорм может вводиться до 6 месячного возраста по медицинским показаниям, но не ранее 4 месяцев жизни.

  • В случае, если ребёнок здоров, первой пищевой добавкой в 6 месяцев является овощное пюре или безглютеновая безмолочная каша.
  • В настоящее время не рекомендуется вводить первыми фрукты и соки.
  • Второй прикорм вводится через 3-4 недели после первого. Ещё через 3-4 недели вводится третий прикорм.
  • Возможные варианты последовательности введения трёх основных продуктов: каша-овощи-мясо, каша-мясо-овощи, овощи-каша-мясо, овощи-мясо-каша.
  • Любой прикорм не должен вытеснять кормление грудью. Прикормы дополняют рацион ребёнка.
  • Фрукты и соки должны вводиться в качестве вкусовой добавки или как десерт между основными кормлениями только после того, как ребёнок начал получать 1 или 2 прикорма.
  • Вводить творог и желток лучше ближе к году. Эти продукты высокоаллергенны и не несут столь значимой пищевой ценности для младенца.
  • 9 месяцев — Кисломолочные продукты рекомендуется давать в виде адаптированных кисломолочных смесей, которые безопаснее обычного кефира или его аналогов. Если ребёнок отказывается от кисломолочных адаптированных продуктов, то можно их не давать — никаких проблем это не вызывает.
  • К 8-9 месяцам в рацион ребёнка желательно ввести не менее 3 кормлений густой пищей в общем объёме 400—600 г

Педагогический прикорм[править | править код]

Педагогический прико́рм — вид прикорма грудных детей, целью которого является знакомство ребёнка с пищей и поведением во время еды. Педагогический прикорм не ставит своей целью накормить. Он направлен на поддержание естественного интереса к пище и формирование пищевого поведения.

Педагогический прикорм является частью концепции естественного родительства (естественного воспитания).

Основные принципы педагогического прикорма[править | править код]
  • Прикорм вводится не по календарю, а после проявлению признаков готовности ребёнка (главные из них: «пищевой интерес» — интерес именно к взрослой еде, а не к столовым приборам; а также способность сидеть хотя бы с поддержкой). Обычно это приходится на возраст ребёнка 6 месяцев, но допускается и более позднее введение (не более раннее!)
  • Пища для ребёнка не пюрируется, но даётся ребёнку микродозами (кусочки размером с 1 зернышко риса или гречки). Количество микродоз и возможных продуктов за один прием пищи зависит от возраста и «стажа» ребёнка. Также можно давать ребёнку кусочки фруктов и овощей, сушки, достаточно большие для удержания в руке и обсасывания.
  • Пища даётся из тарелки взрослого (обычно матери) во время приёма пищи взрослыми. Ребёнок при этом сидит на коленях взрослого, можно на отдельном стуле, но не фиксирован в нём. (Задачи накормить нет, если не ест — не кормят).
  • Пища не готовится отдельно для ребёнка. В ней может присутствовать соль или небольшое количество специй.
  • Грудное вскармливание остаётся практически в том же объёме. Ребёнок, как правило, запивает съеденную твердую пищу грудным молоком. приёмы пищи не заменяют прикладывания к груди, частота прикладываний снижается постепенно в зависимости от потребностей ребёнка, но не от количества съеденной твёрдой пищи.
Плюсы и минусы[править | править код]

Таким образом ребёнок постепенно знакомится с рационом семьи и традициями употребления пищи, учится жевать и глотать. Твёрдые маленькие кусочки пищи переносятся пищеварительной системой ребёнка легче, чем пюрированная пища (кусочки не «размазываются» по слизистой оболочке).

Дополнительный плюс — не нужно готовить отдельно, покупать готовые детские пюре и каши.

Нет сведений о введении педагогического прикорма для детей на искусственном вскармливании.

  • Разделение прикорма на «педагогический» и «педиатрический» — искусственно. Как правило, приверженцы «педагогического прикорма» противопоставляют их друг другу. При этом ссылаются на рекомендации по прикорму 70-80 годов 20 века, но не приводят современные данные.
  • Отсутствуют какие-либо физиологические основы педагогического прикорма.
  • Утверждение о лучшей переносимости кусочков, чем пюре, не имеет физиологических основ.
  • Нет никаких доказательств преимуществ «педагогического» прикорма.

Как вводить прикорм? Правила и сроки введения, рацион питания

Прикорм – это продукты, которые включают в рацион помимо грудного молока и искусственных смесей, чтобы обеспечить необходимое количество пищевых веществ для последующего гармоничного роста и развития ребёнка.

Почему необходимо вводить прикорм?

Здоровому ребенку прикорм начинают вводить с 4 до 6 месяцев, это связано с тем, что в этом возрасте тех питательных веществ, содержащихся в грудном молоке, и энергии, которую они дают, уже недостаточно для растущего организма.

Только продукты прикорма смогут достаточно удовлетворить потребность в растительном белке, углеводах, растительных маслах, пищевых волокнах и минеральном комплексе (медь, цинк, железо, кальций).

Также важно то, что такой новый рацион тренирует пищеварительную систему, подготавливает жевательный аппарат, стимулирует моторную деятельность кишечника для дальнейшего формирования правильных вкусовых привычек.

Почему именно 4-6 месяцев? Чем опасно раннее и позднее введение прикорма

Дело в том, что до этого возраста организм малыша еще физиологически не готов принимать подобную пищу. Органы пищеварения не достигли необходимой зрелости, являются недоразвитыми.

Раннее введение (до 4 месяцев). Последствия

  • Нарушение функции желудочно-кишечного тракта: дисбиоз (нарушение микрофлоры кишечника), запоры, диарея, рвота, срыгивания
  • Аллергия в будущем
  • Повышается риск заражения кишечными и респираторными инфекциями, так как продукты питания могут быть заражены патогенными бактериями
  • Уменьшение лактации у матери, снижение защитных свойств женского молока вследствие редкого прикладывания малыша к груди
  • Риск аспирации (попадание пищи в дыхательные пути), а также формирование привычки глотать непережёванную пищу из-за неготовности пищеварительной системы к жеванию, продвижению и глотанию густой пищи
  • Развитие ожирения и сахарного диабета, возможность появления целиакии (непереносимость белка глютена)

Позднее введение (позднее 6 месяцев). Последствия

  • Задержка созревания желудочно-кишечного тракта, частые запоры
  • Ребёнок отказывается есть плотную пищу в будущем, так как у него не был сформирован навык потребления продуктов густой и твёрдой консистенции
  • Предпочтение к однообразной, жидкой, полужидкой пище из-за несостоятельности вкусовых ощущений, нежелание знакомиться с новыми продуктами питания
  • Нарушение роста и развития и формирование дефицитных состояний вследствие недостаточного поступления в организм незаменимых веществ (витамины, железо, медь, кальций, незаменимые жирные кислоты)
  • Высокая антигенная нагрузка, потому что продукты вводятся в более короткие сроки

Правила введения прикорма

  1. Подход к введению прикорма должен быть индивидуальным.
  2. Новые продукты запрещено включать в рацион детям с острыми заболеваниями, при изменении условий жизни (переезд), а также при проведении профилактических прививок.

  3. Новые блюда следует вводить по одному, с малых количеств, постепенно достигая нужного объема по мере привыкания.

  4. Основный принцип – от простого к сложному. Сначала однокомпонентные блюда (состоят из одного вида продуктов), а затем двух-, трёх- и поликомпонентные (состоят из нескольких видов продуктов).

  5. Консистенция зависит от возраста:
  • в 4-6 месяцев пища должна быть гомогенной,
  • в 7-9 месяцев – пюреобразная, мелкокусочковая,
  • в 10-12 месяцев – плотная, крупнокусочковая.
  1. Блюда прикорма рекомендуется подавать в утреннее время, нужно наблюдать на поведением ребёнка, его самочувствием, состоянием кожи и характером стула. Если грудничок будет беспокойным, появится сыпь, изменения стула, следует исключить введённый продукт минимум на 1 месяц.
  2. Кормление грудью производят после приёма прикорма для поддержания лактации.

  3. Пища должна быть теплой температуры.
  4. Одновременно с этим с 4-6 месяцев малыша нужно приучать есть с ложки, а с 7-9 месяцев – пить из чашки. Кормить лучше со специальной силиконовой во избежание повреждения слизистых оболочек ротовой полости. Поднесите её на расстоянии 30 см и начинайте давать пищу, когда малыш обратит на неё внимание и откроет рот, не спешите – он сам выберет необходимую скорость. Ни в коем случае не кормите детей насильственно, это вызовет отрицательную реакцию к процессу потребления пищи.

  5. Наберитесь терпения, не ругайте ребёнка, если он отказывается от нового блюда. Предлагайте его ежедневно в течение 8-9 дней для ознакомления. Для закрепления навыков питания необходимы ласковое обращение к крохе, поощрения.
  6. Формируйте навыки опрятности и обучайте правилам поведения за столом, учите пользоваться столовыми приборами.

  7. В процессе кормления можно общаться с ребёнком, но не отвлекать его.
  8. С введением новых блюд изменяется режим питания. У продуктов прикорма энергетическая ценность больше, чем у материнского молока, поэтому пища будет дольше оставаться в желудке.
    В связи с этим нужно уменьшить количество приёмов пищи до 5, промежутки между кормлением составляют примерно 4 часа.

  9. Лучше кормить малыша в определённое время ежедневно, чтобы у него формировался пищевой рефлекс. Отклонения от графика должно быть не дольше, чем 15-30 минут, в противном случае будет нарушаться работа пищеварительного тракта и несвоевременно выбрасываться пищеварительные соки.

  10. Разовый объем пищи рекомендуется делать одинаковым – 200 мл, а к концу 1-го года жизни увеличить до 250 мл, так как это соответствует объему желудка в этом возрасте.
    Суточный объём при этом составляет 1000 мл, к концу 1-го года – 1100 мл.

  11. Техника введения зависит от сроков, в которые они вводятся:
  • если прикорм добавляют в рацион с 4 месяцев, то промежуток между введением одного продукта и другого должен быть 14 дней
  • если с 5 месяцев – 10 дней
  • если с 6 месяцев – 7 дней на грудном вскармливании и 7-10 на искусственном.

Последовательность введения продуктов. Примеры рациона питания.

  1. Молочная каша – обогащена про- и пребиотиками (стимулируют рост нормальной микрофлоры кишечника) и микроэлементами (железо, цинк). Идеальным вариантом будут гречневая и рисовая каши, чуть позже – кукурузная, так они являются безглютеновыми. Раннее введение глютеновых каш способствует развитию целиакии (серьёзное заболевание, характеризующееся непереносимостью белка глютена и проявляющееся частой рвотой, диареей, снижением аппетита и потерей массы тела). К глютенсодержащим кашам относятся пшеничная, ржаная, ячменевая и овсяная.рацион питания в 5 месяцев
  2. Овощное пюре (сначала из одного вида овощей, затем из нескольких). Лучше всего для приготовления использовать кабачок, капусту, морковь, картофель, тыкву, зелёный горошек, свеклу.

рацион детей в 5 месяцев и 10 дней

  1. Фруктовые пюре. Так же как и овощное пюре начинать следует с одного вида фруктов (яблочное, грушевое пюре, затем сливовое, персиковое, абрикосовое).

рацион питания в 5 месяцев и 20 дней

  1. Мясное пюре необходимо для восполнения недостатка железа. В 8-9 месяцев мясо подают в виде фрикаделек, а также его можно заменить рыбным пюре(не более 2-х раз в неделю). В 10 месяцев мясо подают в виде паровых котлет и суфле.

рацион питания в 6 месяцев

  1. Сок из фруктов. Добавляют к кормлению через 30-40 минут после приёма пищи 2 раза в день.

рацион питания в 6,5 месяцев

  1. Творог. Подают вместе с кашей, а с 8-ми месяцев – с кисломолочными смесями.

рацион питания в 7 месяцев

  1. Сухарик из белого хлеба => печенье => хлеб с 8 месяцев.
  2. Желток куриный. Сочетают с кашей или овощным пюре.

рацион питания в 7,5 месяцев

  1. Кисломолочные продукты (детские йогурты, кефир).

рацион питания в 8 месяцев

рацион питания в 9 месяцев

рацион питания в 10 месяцев

Введение прикорма детям первого года жизни | #07/05

В течение длительного времени в нашей стране существовали узаконенные положения о раннем введении прикорма с 3 нед жизни ребенка. Обоснованием для этого служило утверждение о необходимости ранней дотации витаминов, пищевых волокон и клетчатки с целью улучшения переваривания. Такая система введения прикорма определялась очень широким распространением искусственного вскармливания, которое в основном было не адаптированным относительно женского молока (бифидо-кефир, рис или греча, из промышленных смесей — «Малютка» или «Малыш»). Они включали неизмененный белок коровьего молока, углеводы были представлены главным образом сахарозой и глюкозой, а жиры представляли собой смесь насыщенных и ненасыщенных в основном длинноцепочечных жирных кислот. На этом фоне у детей очень часто развивались ферментопатии, нарушения микробиоценоза кишечника, аллергические дерматиты, анемия и рахит. Для уменьшения негативного влияния предлагалось очень медленное введение продуктов (начиная с капель — как бы «подготавливая» кишечник) и очень раннее — для максимально быстрого замещения основной молочной смеси.

Схема введения прикорма выглядела следующим образом: начиная с 3 нед предлагалось вводить соки (с капель), потом — овощной отвар, постепенно добавляя по одному компоненту для того, чтобы «приучить» ребенка к этим продуктам. В 2 мес вводилось фруктовое пюре, в 3 — кефир, в 4 — каши, в 5 — овощное пюре и творог, затем — яйцо, в 7 мес — мясо и печенье.

И если чередование продуктов для прикорма, скорость их введения во втором полугодии у детей первого года жизни незначительно отличались в различных странах, то столь раннее введение прикорма в первом полугодии не имело аналогов в мире. Эпидемиологические исследования, проведенные по инициативе ВОЗ в 1999–2002 гг., направленные на выявление причинных факторов распространенности гастроэнтерологических, аллергологических, иммунологических заболеваний среди детского и взрослого населения, установили, что одной из ведущих причин развития этих заболеваний является раннее введение прикорма.

Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи.

Своевременное введение правильно подобранных продуктов прикорма способствует укреплению здоровья, улучшению пищевого статуса и физическому развитию грудных детей и детей раннего возраста в период ускоренного роста и созревания.

В течение всего периода введения прикорма материнское молоко или заменяющая его смесь должны оставаться основным продуктом, потребляемым грудным ребенком.

Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами прикорма обусловлены:

  • необходимостью восполнения возникающего в организме растущего ребенка дефицита энергии и ряда пищевых веществ (белка, железа, цинка и др.), поступление которых с грудным молоком или заменителями после 4–6 мес становится недостаточным;
  • целесообразностью расширения рациона за счет растительных компонентов, различных видов углеводов, жирных кислот растительных масел и микроэлементов;
  • необходимостью включения в рацион более плотной, чем молоко, пищи для развития пищеварительной системы, жевательного аппарата и стимуляции работы кишечника.

Продукты прикорма можно разделить на две категории. Пища переходного периода — это продукты прикорма, специально предназначенные для удовлетворения специфических пищевых и физиологических потребностей грудного ребенка. Пища с семейного стола, домашняя еда — это продукты прикорма, которые вводятся в рацион ребенка раннего возраста и приближаются по составу к тем продуктам, которые потребляют остальные члены семьи.

Способность потреблять твердую пищу требует созревания нервно-мышечной, пищеварительной, мочевыделительной и иммунной систем.

До 4 мес у грудных детей еще нет нервно-мышечной координации, необходимой для того, чтобы сформировать пищевой комок, переправить его в ротовую часть глотки и проглотить, поэтому введение полутвердой пищи до этого времени не физиологично. Дальнейшие этапы развития нервно-мышечной координации у грудных детей и соотношение с возможностью введения различных продуктов прикорма представлены в таблице.

Пищеварение и всасывание. Введение прикорма целесообразно только после того, как полностью созреют желудочные, кишечные и панкреатические пищеварительные ферменты. У различных детей, в зависимости от степени морфо-функциональной зрелости, наследственно обусловленных факторов, полноценно функционировать ферменты начинают в разные сроки, но не ранее 4 мес. Именно поэтому раннее введение прикорма сопряжено с появлением кишечной дисфункции.

Почечная функция. Под нагрузкой растворенных веществ на почки понимается суммарное количество растворенных веществ, которое должно быть выведено почками. Это не трансформируемые в ходе обмена веществ пищевые компоненты — главным образом электролиты: натрий, калий, хлор, фосфор, которые были поглощены сверх потребностей организма, — и конечные продукты обмена веществ, в частности азотные соединения. Потенциальная нагрузка растворенных веществ на почки — это растворенные вещества эндогенного и пищевого происхождения, которые должны быть выведены с мочой. Она определяется как сумма четырех электролитов (натрия, хлора, калия, фосфора) плюс растворенные вещества, полученные в результате белкового обмена, на долю которых обычно приходится свыше 50% потенциальной нагрузки на почки.

Наименьшую потенциальную нагрузку «осмотически активных веществ» на почки имеют грудное молоко — 93 мосмоль/л, детские смеси — 135 мосмоль/л. При введении прикорма нагрузка увеличивается в два и более раз. Формирование почечной функции происходит примерно к 4 мес, а у детей, перенесших хроническую внутриутробную или постнатальную гипоксию, и в более поздние сроки (примерно к 6 мес). Таким образом, и с этой точки зрения введение прикорма после 4–6 мес безопасно.

Иммунная система. Незрелая слизистая кишечника детей грудного возраста крайне подвержена действию энтеропатогенных микроорганизмов и чувствительна к антигенам, содержащимся в пище. В первые месяцы жизни, когда иммунная система кишечника еще не развита, решающую роль в поддержании здоровья ребенка играют неспецифические факторы защиты, к которым относится грудное молоко. Кроме того, кишечная стенка в этот период жизни ребенка является хорошо проницаемой для макромолекул, прежде всего аллергенов пищи. Под воздействием лимфоцитов и частично гидролизованного иммуноглобулина G грудного молока созревает лимфоидная система кишечника (GALT — Gut associated lymphoid tissue), которая не только является главным фактором защиты, но и снижает проницаемость стенки кишечника. К потенциальным антигенам относятся белки сои, клейковина, белки коровьего молока, яйца, рыба и др. Таким образом, чем раньше вводятся эти продукты, тем выше риск антигенного воздействия.

Особое внимание необходимо обратить на то, что таким антигеном может быть белок сои, смеси на основе которого в настоящее время часто назначают при появлении кожных изменений, вне зависимости от их генеза. Смеси на основе сои должны назначаться только при условии непереносимости белка коровьего молока и при обязательном контроле индивидуальной реакции ребенка.

Введение прикорма у детей первого года жизни

При введении прикорма у детей первого года жизни следует учитывать ряд положений.

  • Каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости.
  • Сроки каждого введения прикорма могут колебаться для каждого ребенка в пределах 1–2 мес.
  • В период, когда ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные «кишечные колики», т. е. до 4 мес введение прикорма крайне чревато «срывом».
  • При естественном вскармливании сроки введения прикорма можно сместить на 2 мес и начать вводить новые продукты после 6 мес.

Сроки введения прикорма в нашей стране по-прежнему несколько отличаются от мировых норм и рекомендаций ВОЗ. Так, ВОЗ рекомендует не вводить прикорм до 6 мес, а после 6 мес добавлять в рацион новые продукты достаточно быстро. Отечественные специалисты (И. Я. Конь и соавт., 2000) рекомендуют вводить первый прикорм с 4 мес и более медленными темпами. По-видимому, нецелесообразно рассматривать сроки введения прикорма как своего рода догму. Следует учитывать индивидуальные особенности ребенка. Так, при грудном вскармливании, наличии у матери установки на длительную лактацию, хорошем физическом и психомоторном развитии ребенка прикорм можно начинать вводить с 6 мес. При искусственном вскармливании, возможно, целесообразно сохранить введение новых продуктов с 4 мес. При наличии в семье аллергической предрасположенности, проявлений дерматита у ребенка введение прикорма можно несколько отложить, так же как, например, при длительно неустойчивом стуле или позднем старте ферментов.

Первый прикорм — фруктовый сок и пюре. В России это традиционно яблочное пюре, лучше из чуть «припущенного» яблока: в нем меньше экстрактивных веществ. Желательно, чтобы яблоко было зеленое или желтое. Можно пользоваться и «промышленными» пюре, особенно в зимне-весенний период. Они не менее полезны и содержат необходимые витамины и пищевые волокна. В состав соков входят экстрактивные вещества, более активно влияющие на кишечник. Вопрос, что вводить в начале — сок или пюре, можно решать индивидуально. Следующим фруктом может быть банан, потом абрикос, чернослив (все в виде пюре). Очень хорошо использовать сочетания — яблоко-кабачок или тыква. В 4 мес эти продукты почти безопасны, а в 1–1,5 мес с огромной долей вероятности они вызовут аллергические реакции, кожные проявления или усиление болей в животе.

Фруктовые, фруктово-овощные и овощные пюре и соки могут быть приготовлены из одного или двух видов фруктов, а также из смеси фруктов и овощей. Соки могут быть осветленными и с мякотью. Соки с мякотью вводят позже, чем осветленные, хотя они содержат растительные волокна, которые стимулируют перистальтику кишечника, и могут использоваться как способ лечения запоров.

Основные правила при использовании соков.

  • На этикетке должен быть указан минимальный возраст, начиная с которого можно давать данный сок, но можно начинать давать его детям более старшего возраста.
  • Начинать надо всегда с соков, содержащих один фрукт или овощ. Не рекомендуется начинать с виноградного, морковного, сока из экзотических фруктов.
  • Нельзя одновременно вводить несколько разновидностей соков, так как в этом случае трудно определить, на какой именно сок у ребенка развилась та или иная реакция. Следует начинать вводить сок с минимальных объемов, при этом внимательно наблюдая за ребенком. Нужно проследить, нет ли изменений стула, усиления болей в животе, покраснения кожи. При появлении этих симптомов данный вид сока нужно отменить. Реакция на сок может проявиться отсроченно, при увеличении его объема. Следующий вид сока можно начинать давать ребенку только после того, как полностью освоен предыдущий. Чем позже вы начинаете вводить соки (не раньше 4 мес), тем меньше отрицательных реакций.
  • После введения однокомпонентных соков можно начинать включение в рацион многокомпонентных, но лучше это делать после 6–7 мес. Томатный, виноградный соки чаще других вызывают отрицательные реакции, в связи с чем их лучше начинать давать малышу к году. Также полезны соки из лесных ягод, апельсинов. Лучше использовать абрикосовый, грушевый, сливовый соки.

В состав плодово-овощных пюре могут входит только фрукты и овощи, либо их сочетания с формообразующими компонентами — крахмалом, мукой, загустителями. Фруктовые пюре могут быть одно- и многокомпонентными. Принципы введения пюре те же, что и при введении соков.

Фруктовые пюре могут быть различной степени гомогенизации — полностью измельченные, мелко- и крупноизмельченные. Это деление соответствует стадиям введения продуктов и подготовки ребенка к употреблению твердой пищи. Кроме чисто фруктовых или овощных пюре, в настоящее время на рынке имеются комбинированные продукты, например с добавкой йогурта или каш. Начинать давать их нужно в сроки, соответствующие периоду введения второго компонента, т. е. в период включения в рацион кисломолочных продуктов — в первом случае и каш — во втором.

Фруктово-овощные блюда всегда более вкусные, сладкие и вводятся как фруктовое пюре.

В дальнейшем вводят менее вкусные овощные пюре, к которым нужно приучать ребенка более постепенно. При их введении необходимо учитывать состав, а также индивидуальную реакцию ребенка на состав пюре. При введении овощных пюре начинать следует с тех, которые состоят из минимального количества овощей, постепенно вводят пюре с более сложным и измельченным более крупно составом. Речь идет о пюре из кабачков, тыквы, сладкого картофеля, затем к ним добавляются пюре из моркови, гороха и других бобовых, капусты. В последнюю очередь, после 9–10 мес, вводят пюре, содержащие томаты, лук, специи. Обычно в состав пюре входит растительное масло, поэтому дополнительно его вводить не следует.

Каши являются важным прикормом, который следует добавлять в рацион после фруктовых пюре и соков. Все каши делятся на молочные и безмолочные, а также содержащие один злак или несколько злаков, возможно включение фруктовых и овощных добавок. При наличии этих добавок прикорм относится к кашам, а не к фруктовым пюре.

Молочные каши промышленного производства являются в основном инстантными, т. е. не требуют варки. При разведении их водой в соотношении, указанном на коробке, получается каша, содержащая молочный компонент в виде соответствующей смеси, выпускаемой данной фирмой, или реже — в виде коровьего сухого молока.

На упаковке некоторых каш указывается, что они «не содержат глютена». Глютен, или белок клейковины, содержится преимущественно в злаках. Он может вызывать повреждение слизистой оболочки тонкой кишки, что ведет к понижению всасывания, учащению стула, развитию истощения и анемии. Это состояние называется глютеновой энтеропатией или глютенчувствительной целиакией. Клейковина представляет собой смесь белков, содержащихся в зерновых продуктах. Для кишечного эпителия токсичной является глиадиновая фракция клейковины. Наибольшее количество глиадина содержится в пшенице.

Истинная целиакия представляет собой довольно редкое заболевание. Однако поздний старт ферментов тонкого кишечника может затрагивать и глютенрасщепляющие энзимы. В этом случае возникают не только клинические кишечные проявления, возможна также задержка физического и психомоторного развития. Установлена прямая связь между временем введения прикорма и клиническими проявлениями глютеновой болезни. В то же время у большинства детей введение глютенсодержащих продуктов после 6 мес уже не вызывает этих изменений. Более того, даже у малышей с первичной целиакией позднее начало введения глютенсодержащих продуктов вызывает отсроченное развитие клинической картины. Последнее достаточно важно, так как в особо уязвимый период ускоренного физического развития не возникает помех для питания и роста ребенка. Поэтому первое введение каш лучше начинать с безглютеновых продуктов, не следует также начинать давать цельные каши после 6-го месяца жизни.

Традиционно западные фирмы используют рисовую, пшеничную муку, реже — овсяную, манную и совсем нечасто — гречневую. Это объясняется тем, что на Западе данные злаки считаются наиболее важными для младенцев, и назначение каш начинают именно с них.

В России принято начинать введение в рацион данного вида прикорма с каш из гречневой и овсяной муки. Изготовление каш из этих круп является данью традициям нашей страны, и производятся они в основном для реализации на территории СНГ.

Известно, что кукурузная мука реже других вызывает аллергические реакции, а рисовая содержит наибольшее количество необходимых витаминов. Рисовая мука для детского питания обычно готовится из недробленого риса, поэтому эти каши не обладают свойством замедлять перистальтику и не провоцируют развитие запоров у детей. Поэтому изготовленные промышленным способом каши из рисовой муки можно рекомендовать всем детям, даже имеющим склонность к урежению эвакуации кала, тогда как рисовая каша домашнего приготовления из размолотого дробленного очищенного риса может провоцировать замедление перистальтики. Овсяные каши, напротив, усиливают перистальтику и способствуют лучшей эвакуации желчи.

Каши из нескольких злаков в сочетании с фруктовыми наполнителями лучше вводить ближе к году. Это в первую очередь относится к кашам с медом, шоколадом, какао, орехами и лесными ягодами.

Мясо, рыбу вводят в 7–8 мес, обычно в сочетании с овощами. Мясо начинают давать ребенку в измельченном, взбитом виде, постепенно переходя на более крупные провернутые через мясорубку или мелко порезанные кусочки — с учетом возможностей ребенка. Ребенок не должен давиться пищей, чтобы не развивался отрицательный рефлекс на еду. Начинать лучше с малокомпонентных мясоовощных пюре или с чисто мясных пюре, которые добавляются к привычным для ребенка овощам. В России традиционно используются картофель, капуста, кабачок, тыква, репка. Морковь необходимо вводить очень осторожно. Особое внимание следует уделять использованию помидоров — дети до 1 года переносят их довольно плохо: они могут провоцировать пищевые «срывы». К добавлению лука и специй также нужно относиться с осторожностью.

Мясо можно использовать любое — говядину, телятину, индейку, крольчатину, нежирную свинину, курицу. Вводить различные сорта мяса необходимо постепенно, с учетом пищевых пристрастий ребенка, контролируя его состояние.

В 6–8 мес вводятся творог и кисломолочные смеси. Детям с рахитом и анемией эти продукты можно начинать давать и раньше — c 5 мес.

В 8 мес вводят хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и смешивают с фруктовым пюре.

Желток, если у членов семьи нет на него аллергии, лучше включать в рацион начиная с 10–11 мес, в этот же период можно начинать давать слабые бульоны.

Таким образом, в первые 6 мес ребенка почти не «нагружают» незнакомой пищей, тогда как во втором полугодии довольно быстро можно ввести все необходимые ингредиенты.

Всю новую пищу необходимо включать в рацион постепенно, по одному компоненту. При появлении отрицательной реакции данный вид прикорма или составляющий его продукт «убирается» из рациона минимум на 1 мес.

Пищевой рацион ребенка должен строиться таким образом, чтобы сформировать у него рефлекс: завтрак (чаще каша), обед (овощное пюре, потом пюре с добавлением мяса и бульона), полдник (творог с печеньем и фруктовым пюре), ужин (кефир, молоко или каша). Желательно между кормлениями ребенку ничего не давать. Если малыш находится на грудном вскармливании или привык к какой-то смеси, то, возможно, после любого вида прикорма ему потребуется немного любимого продукта.

Итак, рекомендуется следующая последовательность введения прикорма:

4–6 мес — фруктовые пюре и соки;

5–6 мес — овощное пюре;

6–7 мес — каша;

7–8 мес — мясо; рыба — после 10 мес;

8–9 мес — печенье, творог, кефир;

10–11 мес — желток, бульон.

Можно первоначально вводить кашу, а потом овощное пюре. Творог по медицинским показаниям (течение рахита, анемия, гипотрофия) начинают вводить в 5–6 мес. При стойких запорах с 4 мес можно включать в рацион заквашенные кисломолочные смеси или кефир.


Е. С. Кешишян, доктор медицинских наук, профессор
МНИИ педиатрии и детской хирургии, Москва

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *