Как устроить Монтессори-среду в домашних условиях?
Доброго дня, дорогие родители!
Методика Монтессори в наши дни довольно распространена и широко используется, как в детских развивающих школах для малышей, так и в детских садах. Можете посещать подобного рода занятия в Монтессори — центрах, в которых есть все необходимое для развития ребенка: опытные педагоги, дружественная атмосфера, такие же малыши, как и ваш.
Но не у всякого родителя есть возможность посещать подобного рода заведения. Да и поход в такие школы это одно, а когда ребенок ежедневно находится в такой обстановке, это становится частью его жизни, он учится самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, помогать взрослым, развиваться творчески и интеллектуально, никуда не торопясь и в своем собственном ритме.
Тогда напрашивается сам собой вопрос, а возможно ли собственными руками воссоздать Монтессори — среду в домашних условиях?
Монтессори среда
Если вам по душе Монтессори — воспитание, вы конечно можете реализовать подобную атмосферу у себя дома и поверьте, это совсем не сложно, как может показаться на первый взгляд.
Вообще, Монтессори — среду нужно вводить в жизнь ребенка после трех лет. В этом возрасте ребенок сам стремится быть самостоятельным, часто переживая кризис «Я сам» и взрослые, как нельзя кстати ему помогут в этом. Так будет проще всего.
Таков классический подход Марии Монтессори. Но сейчас можно встретить уже и деток до года, которые прекрасно справляются с Монтессори — материалами без посторонней помощи. Но это уже на усмотрение самих родителей.
С чего начать?
Итак, как предусматривает методика, основой будет наличие пяти зон развития, мы произведем зонирование пространства дома. Думаю зонировать весь дом не имеет смысла, поэтому будем творить только в детской комнате. Ну а если вы живете в однокомнатной квартире, можете отделить под это какую-то ее часть.
Что нужно для организации?
Чтобы организовать все правильно и чтобы это принесло пользу вашему ребенку нужно придерживаться следующих рекомендаций:
♥ Хранение и размещение материалов и игрушек должно быть в открытом доступе для ребенка, по его росту. А именно на уровне его глаз, он должен видеть, что лежит на самой верхней полке стоя на ногах, а не со стула. Чтобы в любой момент подошел и взял то, что ему захочется.
То есть вам потребуется мебель открытого типа без всяких закрывашек, дверей и прочего. Подойдут столики или стеллажи, на которых расставлены небольшие лоточки или коробочки с материалами. Хорошо выполняет эту функцию стеллажи из Икеа. Так же можете заказать на заказ или собрать из подручных материалов.
♥ Лоточки должны быть именно небольшими, и не глубокими, чтобы не получилось свалки игрушек в них. Зачастую игрушки хранятся неправильно: напиханы в большие коробки и ребенок не знает где и что лежит.
У вещей нет своего места, игрушки быстро надоедают и многие не используются. Поэтому хранилище должно быть неглубоким и включать в себе не более 4 предметов, которые сразу видно, что лежит и где.
♥ И не старайтесь сразу все, что у вас есть, дать в доступность ребенку, лучше выкладывайте порционно и через какое-то время, когда станете замечать, что ребенок потерял интерес к тем предметам, замените на другие и предложите воспользоваться ими.
Соблюдайте порядок сами и учите ребенка прибирать за собой и аккуратно возвращать игры и игрушки на отведенные им места.
♥ Определите, где какая зона у вас будет располагаться.
♥ Разберите все имеющиеся у вас игрушки и разложите каждую по своей зоне.
♥ Не забывайте про безопасность: не выставляйте в досягаемость ребенка мелкие предметы, которые он может проглотить, ограничьтесь крупными деталями.
Итак, поехали:
1.Практическая зона. Здесь мы располагаем все, что ребенок может встретить в реальной жизни. И даже лучше если это будут предметы домашнего обихода.
- предметы для уборки (тряпочка, ведерко, совок, метелочка)
- детская посудка
- шнуровки, различные виды застежек
2. Сенсорная зона. Здесь располагаем предметы, помогающие ребенку развить тактильные ощущения и познакомить его со свойствам и составом предметов.
- сенсорные коробки
- тактильные карточки
- мешочки, баночки с разными наполнителями
- кинетический песок
3. Языковая зона. Она должна познакомить ребенка с буквами, чтением и письмом. Отлично подойдут:
- дидактические карточки, лото
- детские книги, азбука
- касса букв и слогов, кубики
4. Математическая зона. Научит ребенка простому счету, цифрам
- счетный материал, счетные палочки
- математические карточки
- книги на обучение цифрам и счету
5. Космическая зона. Юные астрономы здесь познакомятся с галактикой и ее обитателями. Узнаю простые явления земли и другие чудеса
- глобус
- географические карты
- книги по географии, астрономии, о животном мире, о растениях
- набор камешком разной фактуры
- детский аквариум
Материалы, игры, игрушки
Так же вы можете изготовить многие материалы для занятий и своими собственными усилиями, не покупая и не тратя денег. Их можно буквально смастерить из бросового материала или из подручных бытовых предметов. Подробнее можете узнать здесь.
Монтессори дома: распространенные ошибки мам
- Зачастую мы в самых благих намерениях поправляем ребенка, указываем ему, как нужно делать правильно, как играть. Этого делать не нужно, не вмешивайтесь в ход событий, ребенок должен все делать САМ.
- Не ограничивайте свободу и действия ребенка, не замыкайте его: сиди здесь за столом и играй, не выходи туда, не трогай. Дайте ему свободу движений, свободу желаний, в противном случае вы сделаете ему только хуже.
Веселых и увлекательных игр!
До новых встреч!
С уважением, Юлия Полонская
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНТЕССОРИ-СРЕДЫ ДОМА ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ: montessoriblog — LiveJournal
Не каждая семья может отдать ребёнка в Монтессори-сад. Выход есть – организуйте соответствующую Монтессори-среду дома, придерживаясь некоторых базовых принципов.
1. Каждому ребёнку нужно личное пространство, в котором он будет хозяином.
Это может быть и отдельная комната, и уголок в общей. Все элементы Монтессори-среды должны быть доступны ребёнку, располагаться на открытых полках, столах, в коробках и ящиках без крышек. Также среда должна быть максимально безопасной, поэтому исключите из неё опасные предметы и острые углы. При этом не нужно исключать предметы, которые ребёнок может разбить или испортить, а лишь те, которыми он может травмироваться.
2. Соответствие возрасту и отсутствие перегруженности.
Один из базовых принципов организации Монтессори-среды говорит, что материалы должны соответствовать возрасту ребёнка. Вводя этот принцип, Мария Монтессори исходила из соответствия возраста ребёнка и развиваемых навыков. Нет смысла обучать письму двухлетнего ребёнка, у которого ещё не сформировались мышцы руки. Ему нужны материалы для формирования мышечной памяти, чувствительности и силы.
Монтессори-среда не должна быть перегружена. Не забывайте, что освоение навыка чаще всего достигается в многократном повторении. Если у ребёнка слишком много игровых материалов, он не будет концентрироваться на конкретном занятии необходимое время, а просто перейдёт к следующему.
3. Зонирование пространства
Материалы в домашней среде по Монтессори нужно сгруппировать по определённым признакам. Мы приведём следующую классификацию для детей от 3 лет до 6 лет:
– Зона упражнений практической жизни для развития навыков ухода за собой (уборка, стирка, мытьё посуды и пола, чистка зубов, умывание и т. д.).
– Зона сенсорного развития, где развиваются все 5 основных чувств ребёнка: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус (образцы тканей и материалов, кубики разных цветов и форм и т. д.).
– Математическая зона, здесь ребёнок развивает навыки счёта (цифры в разных видах, карточки, счёты, игровые материалы для обучения счёту и арифметике).
– Языковая зона, учимся родному языку (алфавит, кубики и карточки с буквами, кассы букв и слогов и т. д.).
– Зона космоса – всё для того, чтобы ребёнок познавал окружающий мир (обучающие материалы о природе, животном и растительном мире, географии, погоде и многом другом).
МОНТЕССОРИ — СРЕДА ДОМА🌸 — монтессори среда — запись пользователя Татьяна (id2484001) в сообществе Монтессори педагогика в категории Мария Монтессори и ее последователи
какие существуют специальности
Создание Монтессори-среды может помочь всесторонне и цело охватить процесс развития. Конечно, стоит оговориться, что смысл Монтессори-метода отнюдь не ограничивается созданием специальной среды и покупкой определенных материалов. Существует, как минимум, еще несколько важнейших принципов методики, главнейшие из которых - это посещение ребенком специализированных садов и центров Монтессори, где работают специально подготовленные и сертифицированные педагоги. К сожалению, не каждая семья может позволить себе посещение подобных детских учреждений, да и часто поблизости таких садов попросту нет.План по созданию Монтессори-среды дома
Первый ШАГ. Разобрать все игрушки и рассортировать их по назначению. Сортировка покажет, какие игрушки и на развитие каких навыков преобладают, а каких - непростительно мало.
Второй ШАГ. Оборудовать места хранения. Лучше даже сказать - места пользования, так как необходимо обеспечить постоянную доступность материалов и, соответственно, они всегда будут в зоне досягаемости для ребенка. Наилучшим вариантом считаются открытые полочки или стеллажи. На них все удобно и хорошо видно. Главное - подобрать полочки по росту ребенка.
Для 3-6 лет прекрасно подойдут самые простые полки из Икеи. Не стоит тратиться на покупку дорогих готовых стеллажей, ребенок может их повредить, да и период пользования материалами не долог.Третий ШАГ. Полностью укомплектовать каждую зону недостающим материалом. Конечно, материала потребуется много и купить все попросту невозможно, да и не нужно. Здесь есть несколько путей решения проблемы. Первый - это приобрести часть готовых материалов, второй - это подобрать аналоги из обыкновенного магазина, но это довольно трудно, третий - изготовить материал самим.
После проведенной работы по организации развивающей среды дома, не стоит считать, что дело в шляпе. Ведь помимо среды в ее физическом понимании, очень важно соблюсти правила пользования этой средой. В специализированной литературе подробно описаны важнейшие принципы методики, без соблюдения которых сама по себе правильно созданная среда не принесет никакого результата.
Методика Монтессори дома. С чего начать? ~ Я happy МАМА
Итальянка Мария Монтессори всю свою жизнь посвятила детям. Результатом ее работы стала методика, которая успешно практикуется больше ста лет. Это впечатляет многих родителей и вдохновляет на ее применение в домашних условиях. Не секрет, что Монтессори-садики очень дорогие, впрочем, как и любое хорошее учреждение для детей. Как верно и то, что педагогика Монтессори – это целостная система, наиболее успешно реализующаяся именно в подготовленной среде со специально обученными воспитателями.
Однако самый лучший эффект от методики Монтессори получается при симбиозе семьи и детского сада. Родители должны сами следовать философии этого метода, придерживаться похожих взглядов на воспитание, обучение и жизнь ребенка. Сама Мария Монтессори подчеркивала важную роль семьи в жизни ребенка. Она убеждала взрослых, что это не ребенок должен приспосабливаться к их миру, а именно взрослые должны сделать шаг навстречу маленькому существу. Задача родителей – создавать такую домашнюю среду, в которой он был бы полноправным членом семьи и самостоятельной личностью. Монтессори писала: “Убежище в шторм, оазис в пустыне, место духовного отдыха должно быть создано именно для того, чтобы гарантировать здоровое развитие ребенка”.
Сегодня мы видим активный интерес родителей к методикам раннего развития и к психологии ребенка. Они хотят вырастить успешных и счастливых детей и многие находят ответы на свои вопросы в Монтессорианском подходе к воспитанию. К сожалению, не всем везет на Монтессори-садики, в лучшем случае элементы этого метода применяются в группах раннего развития. И как же быть в такой ситуации?
Монтессори дома – это реальность
Несмотря на всю важность применения Монтессори-материала и способ подачи знаний, самым главным достоянием этой методики является гуманистический взгляд на ребенка, признание его личности и право быть собой. Монтессори-метод не диктует условий, но дает ориентиры, как действовать взрослому в той или иной ситуации. И это с успехом может использоваться родителями в семье, вернее, с этого все и должно начинаться.
Облегчает жизнь родителям и то, что сегодня появляется все больше информации о методике Марии Монтессори: печатаются книги, создаются сайты и блоги, мамы и воспитатели снимают видео и пишут статьи, где делятся опытом, есть курсы для родителей. Эта говорит о том, что метод не покрылся пылью, он идет в ногу со временем.
Первые шаги
Никаких секретов, чтобы начать нет. Есть только желание дать ребенку лучшее, что только можно.
- Начните с себя. Про Монтессори-метод нередко говорят, что он подходит всем детям, но не всем родителям. Мы все росли в разных семьях, в разных условиях, и модель воспитания нам передается по наследству. Даже если нам и не нравилось, как с нами обращались родители, мы повторяем их путь со своими детьми. Но педагогика Монтессори далека от традиционной, поэтому родители сами должны менять свои взгляды и подходы к воспитанию. Что для этого делать? Читать. Книги самой Марии Монтессори. Самая лучшая для начала – “Дети – другие”. Книги известных педагогов: Паула Лилльярд и Линн Лилльярд Джессен “Монтессори-педагогика с самого начала. Раннее развитие ребенка дома от рождения и до 3 лет”, книги К. Сумнительного, Е. Хилтунен, Е. Тимошенко, Т. Селдин “Энциклопедия Монтессори”. Вдохновляться блогами мам, которые практикуют Монтессори дома. Там много полезной информации и абсолютно бесплатно. Можно пройти курсы для родителей, даже сидя дома, имея доступ к Интернету.
- Дом должен быть удобным для ребенка: низкие полки с игрушками, маленький стол и стул, подставка, чтобы самому можно было дотянуться до умывальника, крючки для одежды на доступном уровне. Игрушки – только самые необходимые, выбранные с учетом возраста и потребностей ребенка. В домашней Монтессори-среде соблюдается порядок, вещи разложены по местам, нет нагромождений ненужных или поломанных вещей. В доме уютно и комфортно. Ребенок приходит в мир, который кажется ему большим и хаотичным, он становится на путь его изучения, поэтому, чем больше понятного и привычного, тем ему легче.
- В Монтессори-педагогике придерживаются уважительного отношения к ребенку. У него всегда есть выбор, с ним общаются без криков, оскорблений, телесных наказаний и запугиваний. В нем поддерживают его тягу к самостоятельности, приобщают к обычным повседневным делам, следуют за его потребностями и интересами. Детей не сравнивают между собой, не ставят в пример. Каждый ребенок развивается в своем темпе и с учетом его возможностей.
- О дисциплине в Монтессори-классе написано много. Несмотря на то, что поощряется свобода ребенка, у него есть правила, которых он должен придерживаться. Эти правила нужны, чтобы всем было комфортно сосуществовать и взаимодействовать. Так же стоит действовать и дома. Семья такой же коллектив, где свобода для детей должна сочетаться с разумными границами и ограничениями.
- Наблюдать за своим ребенком, смотреть, что ему в данный момент важно, чем он заинтересован. Помнить, что у детей дошкольного возраста есть сензитивные периоды развития. Сензитивный – значит чувствительный, т.е. ребенок в определенные периоды становится чувствительным к освоению того или иного навыка. Эти периоды не повторяются, и заметить их начало может только тот, кто знает ребенка, например, мама или воспитатель.
- Если вы не ходите в Монтессори-группу, то занятием с Монтессори-материалом можно проводить дома. Конечно, не стоит скупать все развивающие пособия, в этом нет необходимости для домашних занятий. Монтессори-материал довольно дорогой, поэтому дома его частично можно заменять альтернативными пособиями, а что-то делать и самому.
Мария Монтессори утверждала, что ребенок сам знает свой путь, а задача воспитателя или родителя – помочь ему организовать свою деятельность, использовать то, что заложила в нем природа. Если взрослый сможет создать комфортную и благоприятную среду (не только материальную, но и воспитательную, обучающую), то ребенок сможет раскрыть все свои способности и потенциал.
Была ли эта информация полезной?
ДаНет
Создание монтессори-среды дома: стоит ли? — стр. 1 — запись пользователя MariaKite (MariaKite) в сообществе Монтессори педагогика в категории Монтессори дома
что такое космос определение для детейСтоит ли покупать монтессори-материалы домой?
Можно ли организовать монтессори-пространство дома?
В сообществе недавно уже была выложена статья на тему "Стоит ли покупать монтессори-материалы домой", но если кто не видел, то почитать можно здесь.
Я немного не согласна с написанным в статье с точки зрения расстановки акцентов.
Во-первых, я предлагаю упустить финансовый вопрос, поскольку дешево/дорого - это довольно оценочные суждения. Да и есть на рынке детских товаров игры и развивающие материалы тоже стоящие отнюдь не пол-копейки. Поэтому здесь не будем рассуждать о деньгах.
Во-вторых, не представляется мне первостепенно важным вопрос о габаритах детской комнаты. Это все частности.
Я хочу поговорить о целесообразности монтессори-среды в домашних условиях как таковой.
И вот что я думаю.
В первую очередь хочу разочаровать, полноценную монтессори-среду дома организовать не получится. Даже если родитель монтессори-педагог. Хотя бы потому, что монтессори-среда - это среда детского сада или школы. Я нигде не встречала, чтобы Мария Монтессори говорила об устройстве детских комнат именно дома. А коллектив разновозрастных детей очень и очень важная составляющая процесса обучения в монтессори-системе.
Да и обученный монтессори-педагог (а правильнее даже сказать "наставница") необходим(а). (Я писала здесь эссе на эту тему, но очень неудобоваримо читать, это учебная работа).
Но, допустим, что родитель, имеющий знания в монтессори-педагогике, создал упорядоченное монтессори-пространство дома. Все по правилам! Полочки, коврики, детская мебель, зональное разделение (практика, математика, сенсорика, развитие речи, космос), подносы … Вот все как в монтессори-детском саду, только для своего ребенка/детей.
Вот как это может выглядеть (взяла из пинтереста несколько фотографий):
Насколько это необходимо? (Повторяюсь, речь не идет о стоимости и помещениях. Пусть у нас есть миллион и мы живем в ангаре )) ).
Я бы очень хотела услышать в комментариях ваши мнения.
Я же сомневаюсь в целесообразности этого.
Дом - это дом, своя "нора", с любимым медвежонком на кровати, тапочками и завалами книжек у кровати. А такое упорядоченное монтессори-пространство - это класс по сути. Пусть и сделанный дома. Когда в игровой комнате, где ребенок должен играть и отдыхать, перманентно 24/7 класс для занятий, то это мне не кажется правильным.
Если же "монтессори-пространство" в одной части комнаты, а медведи и тапочки в другой? Тоже сомнительно! Правила в монтессори-среде довольно определенные (убирать на место, в среде не игрушки, а определенные материалы). Как провести "демаркационную линию" между пространствами? Хотя, наверное, решения есть.
Ну хорошо. У нас же ангар да? Есть монтессори-класс, есть комната-спалья с игрушками. Кажется, разумно. Но это если мы миллионеры и у нас ангар ) Хотя тут уж овчинка выделки не стоит: куда проще отдать ребенка в монтессори-сад. Или уж открыть свой собственный в этом самом помещении ))) Напомню, что именно в коллективе монтессори-среда наиболее эффективна (причем не в абы каком коллективе, а в прошедшем адаптацию).
С другой стороны моих сомнений красивые картинки ) И тема хоумскулинга. Так может в этом случае домашняя монтессори-среда вполне эффективна и целесообразна?
Но это лишь мое мнение. Очень было бы интересно услышать ваше!