Спортивные игры для детей старшего дошкольного возраста: Картотека (старшая группа) на тему: Картотека спортивных упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста – Картотека (старшая группа) на тему: Игры с элементами спорта. Старшая группа

Картотека спортивных подвижных игр и эстафет для детей 6-7 лет.

Картотека спортивных подвижных игр и эстафет для детей 6-7 лет.

Подготовила воспитатель, инструктор по физ-ре

Френкель Ирина Васильевна

«МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок»

г. Мичуринск

1. Эстафета «Пройди через обручи».

Цель: развитие быстроты и ловкости.

Оборудование: стойка, 3-4 обруча.

Ход: Две команды становятся друг за другом в колонну. На площадке раскладывается 3—4 обруча. Задача участников — добежать до поворотной стойки (это может быть стул, куст, камень, столб, какой-то предмет) и вернуться назад к линии старта. На пути вперед необходимо преодолеть препятствия: поднять каждый обруч, продеть через себя и положить на место.

«Перенеси арбузы». Для этой эстафеты вам понадобится шесть мячей разных размеров (по три для каждой команды). Перед каждым участником ставится задача: донести три «арбуза» до поворотной стойки и вернуться назад. Тот, кто уронил «арбузы», собирает их и продолжает движение к линии старта. Удержать три мяча в руках, да еще и бежать при этом — трудная задача. Поэтому двигаются игроки медленно и осторожно.

2. Эстафета «Соревнования мячей».

Цель: развитие скорости и ловкости.

Атрибуты: мячи по кол-ву команд.

Ход: Дети становятся в колонну друг за другом (на расстоянии одного шага) и передают мяч через голову соседу за спиной. Когда мяч попадает в руки игрока, завершающего колонну, он бежит вперед и становится во главе группы, остальные отходят на шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли ведущего колонны. Есть еще один вариант этой игры: передавать мяч не через голову, а между ногами игроков.

3. Игра «Царь зверей».

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей, выработка хорошей памяти.

Атрибуты: мяч среднего размера.

Ход игры: все игроки — «звери». Один из них — «царь зверей». Каждый игрок говорит «царю» свое название так, чтобы другие звери не услышали (заяц, медведь, волк, лиса, тигр и т. д.). «Звери» выстраиваются в один ряд напротив «царя», в нескольких шагах от него. У ног «царя зверей» лежит мяч, а рядом проводится линия. «Царь» громко называет какого-нибудь «зверя», и тот должен бежать, а «царь» старается попасть в него мячом.

Если мяч попадает в убегающего, тот идет к «царю» и помогает ему (приносит мяч).

После того, как «царь» поймает 3 зверей, он говорит: «Бегите все!» — и пытается попасть мячом в кого-нибудь.

Особые замечания: «царь зверей» бросает мяч, не выходя за линию. Новый «царь» выбирается после того, как пойманы 4 или 5 «зверей».

4. Игра «Хомячки и кошки».

Цель игры: развитие двигательных и коммуникативных способностей, быстроты реакции.

Ход игры: из игроков выбираются 2 водящих — «кошки». Остальные игроки — «хомячки». Они становятся парами по кругу и поворачиваются лицом в центр круга, образуя как бы двойной круг. Между парами должно быть расстояние в 1 м. «Кошки» становятся за кругом.

Одна из «кошек» убегает, а другая ее догоняет, стараясь осалить. Убегающая «кошка» становится перед одной из пар «хомячков». Тогда игрок, стоящий сзади, должен убегать от «кошки». Если догоняющий осалил убегающего, то пойманный догоняет, а «кошка» спасается от него, стараясь встать впереди пары «хомячков».

Особые замечания: убегающий не может бежать через круг. Салить можно только того, кто убегает или стоит третьим позади пары.

5. Игра «Кошки-мышки».

Цель игры: развитие двигательных способностей, коммуникабельности.

Ход игры.

1-й вариант. Игроки выбирают «кошку» и «мышку», затем встают в круг. «Кошка» стоит за кругом, а «мышка» — внутри круга. «Кошка» должна войти в круг и поймать «мышку», но играющие закрывают входы перед ней. «Кошка» старается пролезть, но дети приседают и не дают ей поймать «мышку». Когда «кошка» все-таки пробирается в круг, дети быстро выпускают «мышку», а «кошку» стараются не выпустить. Когда «кошка» поймает «мышку», выбираются новые игроки.

2-й вариант. Игра проводится так же, но за «мышкой» охотится не одна, а две «кошки». Проникнуть в круг «кошки» могут только через открытые ворота — поднятые руки детей, стоящих в круге. Если одна из «кошек» поймала «мышку», они встают в круг, а вторая «кошка» выбирает себе других напарников для игры.

Особые замечания: если «кошка» долго не может поймать «мышку», следует выбрать другую пару.

6. Игра- эстафета «Баба Яга».

Цель: развитие двигательных и творческих способностей детей.

Атрибуты: ведро и швабра или палка по кол-ву команд.

Ход: В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.

2-ой вариант:

Атрибуты: 2 метлы или швабры, несколько разноцветных кеглей.

Ход игры: игроки делятся на 2 команды. Проводятся линии старта и финиша. По всей игровой площадке расставляются кегли на расстоянии 0,3 м друг от друга. Игроки должны от стартовой линии на метле проскакать всю дистанцию так, чтобы не задеть кегли.

Побеждает команда, быстрее и лучше другой выполнившая задание.

7. Игра «Княжеская стрельба».

Цель игры: развитие двигательных способностей, меткости.

Атрибуты: 10 кеглей или булав , резиновые мячи среднего размера (по кол-ву участников).

Ход игры: на игровой площадке проводятся 2 линии для бросания. По центру проводится средняя линия, на которую ставится 10 кеглей. Все игроки — «князья», решившие потренироваться в стрельбе по мишеням. Игроки, в руках у каждого из которых мяч, делятся на 2 команды и строятся каждая за своей линией бросания. Ведущий игры, Иван-царевич, подает команду: «Стреляй!», и все игроки одной из команд бросают мяч, стараясь сбить кегли. Сбитые кегли ставят снова, но уже на 1 м ближе к другой команде. Затем бросает мячи другая команда. Сбитые этой командой «князей» кегли тоже передвигаются на 1 м в направлении другой команды. Игроки собирают свои мячи, игра продолжается. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков после 5 выполненных залпов.

За каждую кеглю, стоящую на расстоянии 1 м от средней линии в сторону другой команды, «князья» получают 1 очко, 2 м — 2 очка и т. д.

Особые замечания: при бросках игроки не имеют права переступать через линию. Все «князья» одной команды должны бросать мячи одновременно.

8. Игра-эстафета «Репка».

Цель: развитие двигательных и творческих способностей детей.

Атрибуты: шапочки персонажей сказки на команду.

Ход: Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

9. Игра «Быстрые тройки».

Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей детей, реакции и внимания.

Ход: Игроки стоят по кругу в тройках - один за другим. Первые номера каждой тройки берутся за руки и образуется внутренний круг. Вторые и третьи номера, держась за руки, образуют большой внешний круг. По сигналу ребята, стоящие во внутреннем круге, бегут вправо приставными шагами, а стоящие во внешнем круге - влево. По второму сигналу игроки отпускают руки и становятся в свои тройки. Каждый раз круги перемещаются в другую сторону. Игроки тройки, которые быстрее соберутся, получают выигрышное очко. Игра проводится 4 - 5 мин. Выигрывает тройка, игроки которой наберут больше очков.

10. Игра-эстафета «Собери урожай».

Цель: развитие двигательных и творческих способностей детей, ловкости и быстроты.

Атрибуты: машина с 4-5 овощами на команду, 4-5 кругов-лунок.

Ход: Детям предлагается «посадить и собрать урожай». Машины ставят у линии старта, а напротив них по прямой раскладывают «лунки» на расстоянии 50 см друг от друга. Первые из команды везут машину, обходя «змейкой» «лунку», выкладывая по одному овощу в нее, возвращаются обратно по прямой и передают машину второму. Затем другие участники «собирают урожай» и передают загруженную машину следующему.

11. Игра-эстафета «Прохождение болота».

Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей детей.

Атрибуты: обручи по кол-ву команд.

Ход: Дети распределяются на «тройки» в командах. Каждой команде выдается 2 обруча. С их помощью надо преодолеть “болото” группой из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта можно вернуться по “мостику”, т.е. просто катить обручи по земле. А на линии старта обручи передаются следующей тройке. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно “утонуть”.

12. Игра-эстафета «Пронеси – не урони».

Цель: развитие двигательных способностей детей, быстроты, ловкости и внимательности.

Атрибуты: ложка и круглый предмет по кол-ву команд.

Ход: Для игры необходимы 2 ложки и 2 круглых предмета (раскрашенные деревянные яйца, мячики от настольного тенниса). На расстоянии 7 - 8 м ставят флажок. Игрокам дают в руки по ложке, на которой лежит яйцо (или мячик). За сигналом ведущего игроки должны как можно быстрее добежать до флажка и вернуться назад. Если мячик упадет, участник конкурса должен быстро поднять его с пола, положить назад в ложку и продолжить свой путь. Мячик нельзя придерживать другой рукой. Тот, кто быстрее придет к финишу, считается победителем.

13. Игра-эстафета «Перетягивание».

Цель: развитие двигательных способностей детей, силы и выносливости.

Ход: 2 команды выстраиваются в шеренгу одна напротив другой, между ними проводят линию. Игроки, стоящие напротив, подают друг другу правую руку и ставят на линию свою правую ногу. По сигналу руководителя каждый игрок пытается перетащить другого через ограничительную линию. Как только игрок окажется левой ногой за ограничительной линией, он проигрывает, а его соперник получает очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

14. Эстафета «Бег в мешках».

Цель: развитие двигательных способностей детей, скорости движения и прыгучести.

Атрибуты: мешки по кол-ву команд.

Ход: Дети строятся в две колонны, расстояние между колоннами - 3 шага. Придерживая мешки руками возле пояса, ребята по очереди прыгают до обозначенного места (флажка, палочки, или другого предмета). Обежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

15. Игра-эстафета «Пожарные на учении».

Цель: развитие двигательных способностей детей, умения лазания по вертикальной лесенке.

Атрибуты: шведская стенка на одну больше, чем команд.

Ход: дети должны по одному из команд взобраться вверх по стенке, позвенеть в колокольчик, перейти боком на следующий пролет стенки и спуститься вниз. Передать эстафету следующему, тронув его рукой за плечо.

Консультация (старшая группа) на тему: 10 подвижных игр с элементами спорта для детей старшего возраста

Подвижных игры  с элементами спорта,  для детей старшей  группы.

«Сбей кеглю»

Цель: учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу броска.

Ход игры: На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5-2м. от них обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят к линии, становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.

Варианты: бросать мяч правой, левой рукой, отталкивать ногой.

«Мяч водящему»

Цель: учить детей ловить мяч, брошенный водящим руками, не прижимая к груди. Бросать мяч двумя руками от груди. Развивать глазомер, моторику рук, быстроту, точность броска.

Ход игры: Дети делятся на 2-3 группы и выстраиваются в круг, в центре каждого круга стоит водящий с мячом в руках. По сигналу воспитателя водящие перебрасывают поочерёдно детям мяч двумя руками от груди и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков, то он поднимает его над головой и говорит: «Готово!».

Варианты: мяч водящий бросает не по порядку, а в разнобой, выигрывает группа, у которой ни разу не упадёт мяч.

«Шарик с горки»

Цель: учить детей катать шарики от настольного тенниса с горки и бегать за ним, передавать эстафету.

Ход игры: Из кубиков и дощечек устраивают 2-3 горки. Дети становятся в колонны перед горками по 5-6 человек. Стоящие впереди берут по шарику. По сигналу воспитателя катят шарик с горки и бегут за ними. Догнав их возвращаются, передают шарик следующему игроку, а сами бегут в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.

«Кольцебросы»

Цель: учить детей набрасывать кольца на колышки, стараясь набросить как можно больше колец. Развивать глазомер, ловкость, выдержку.

Ход игры: Дети договариваются, по сколько колец будет  бросать каждый, становятся в порядке очередности за первую линию, набрасывают кольца на колышки. После того как все игроки выполнят задание подсчитывают, кто больше колец забросил на колышки. 

 Варианты

Дети встают у второй линии и бросают кольца от туда, Кольцебросы могут быть настольными, маленьких размеров.

«Передача мяча»

Цель:  Развивать глазомер, моторику рук, быстроту, точность, командный дух.

Ход игры: Играющие стоят в двух колоннах, первыми берут по мячу капитаны. После сигнала дети передают мячи друг другу с правой стороны. Получивший мяч последним, обегает колонну и встает впереди. Игра повторяется. Выигрывает команда, закончившая передачу мяча первой, и выполнившая правила: начинать передавать мяч по сигналу; передавать его не сходя с места; уронивший мяч поднимает его и передает следующему.

Варианты: Можно передавать мяч справа, слева, над головой, внизу между ног.

Эстафета «Гони мяч»

Ход игры: Играющие делятся на три команды. Стоящие первыми в каждой команде, приучают мячи и по сигналу взрослого бегут, отбивая мяч об пол, на противоположную сторону (расстояние 6—8 м). Возвращаются бегом с мячом в руках, передают его следующему. Побеждает команда, выполнившая,  задание безошибочно и быстро.

                                                    «Кот и собака»

 Цель: Развивать глазомер, силу броска ,воспитывать внимание .

Ход игры: Дети стоят  по кругу. Красный мяч — «кот», синий — «собака». Дети передают  кота по кругу. Примерно с середины круга в игру включают синий мяч, который старается догнать «кота». Игра с правилами; передавать, не пропуская ни одного участника игры.

Методическая разработка (старшая группа) по теме: Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Выборгского района Санкт Петербурга

Методическая разработка

по обучению детей старшего дошкольного возраста

элементам спортивных игр

Составлена воспитателем:

Петровой В.А.

Санкт-Петербург

2013 г.

Баскетбол для детей

Баскетбол для детей - это спортивная игра в баскетбол с облегченными правилами. Начинать знакомиться с этой игрой можно уже с четырех-пяти лет. Начинать надо с самых простых действий с мячом, и по мере приобретения ребенком тех или иных навыков, усложнять правила.

Старшие дошкольники с большим интересом относятся к игре в баскетбол. Вначале они осваивают приемы ведения мяча. Для этого надо последовательно проделывать следующие упражнения: ударять мяч об пол одной рукой и ловить двумя; ударять мяч об пол правой рукой, а ловить левой, и наоборот; проделывать все эти упражнения на ходу. Потом нужно поупражняться в отбивании мяча на месте как правой, так и левой рукой и в ведении его с поворотами на месте (вокруг себя). Это подготавливает детей к овладению ведением мяча при передвижении вперед и в других направлениях, а так же с изменением скорости передвижения (когда на 2 шага приходится один удар мяча об пол), остановками и переменой высоты отскока мяча.

Не менее важно для игры в баскетбол освоить броски мяча в корзину. Для этого используются такие приемы: перебрасывание мяча через сетку или веревку (натянутую на уровне выше головы ребенка), метание в баскетбольный щит, установленный на разной высоте, попадание мячом в баскетбольный щит после удара им об пол, бросок мяча в корзину сперва удобным для ребенка способом, а затем и двумя руками от груди с места с остановкой после ведения или ловли мяча.

Важным элементом действий в баскетболе является передача мяча партнеру двумя руками от груди и одной от плеча, стоя на месте после остановки и при передвижении. В передаче и ловле мяча лучше всего упражняться в разных построениях— парами, в шеренге, по кругу, в квадрате и т. п. Следует освоить также передачу и ловлю мяча, преодолевая противодействия противников, а также поупражняться в согласовании своих действий с действиями партнеров и в ориентировке на площадке.

Игровые действия детей совершенствуются в разнообразных подвижных играх с мячом  и эстафетах с ведением, ловлей, передачей мяча и забрасыванием его в корзину. Только после такой предварительной подготовки можно предложить детям играть в баскетбол двумя командами по пять игроков по простейшим правилам. В каждой команде имеется несколько запасных игроков, обязательно должен быть капитан. Команды должны иметь отличительные знаки (эмблемы на майках — на груди или на спине).

Наиболее удобна для игры в баскетбол для детей площадка длиной 15 и шириной 8 м. На площадке размечаются боковые и торцевые линии, круг диаметром 1,8 м в центре для розыгрыша спорных мячей. Щит и корзина должны быть подвешены на середине торцевых линий. Верхний край корзины располагается  на высоте 2 м. Играть в баскетбол можно обычным детским резиновым мячом (диаметр 20 мм) или мячом для мини-баскетбола (диаметр 60 мм, вес 450 г). Судейство в игре ведет взрослый.

Цель игры - забросить как можно больше мячей и корзину команды-соперника, соблюдая правила. Команде, забросившей мяч в корзину, начисляется два очка. Игра состоит из двух таймов  по 5 минут, между таймами   делается пятиминутный перерыв.

Правила игры с мячом заключаются в том, что мяч можно передавать, бросать или вести в любом направлении. Случайное касание ногой мяча не считается нарушением. Ударять по мячу ногой или кулаками запрещается. Ребенок, получивший мяч в движении, может вести его не более трех шагов, после чего мяч надо передать товарищу по команде. Вести мяч одновременно двумя руками не разрешается.

Если мяч выйдет за пределы площадки, то он считается вышедшим из игры. Виновным в выходе мяча из игры считается тот, кто последним дотронулся до мяча. Если судья сомневается в том, кто последним коснулся мяча, назначается спорный бросок.

Любое несоблюдение перечисленных правил считается нарушением. Команда, нарушившая правила, лишается мяча, мяч передается другой команде. Вбрасывание мяча осуществляется игроком команды, которая его получает, из-за боковой линии против того места на площадке, где было совершено нарушение.

Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге. При этом взрослый подбрасывает мяч вверх между стоящими в центре представителями от каждой команды. При розыгрыше дети могут касаться мяча только тогда, когда он начнет снижаться после броска.

Розыгрыш начального и спорного броска производится при начале каждого периода, при задержке мяча, в случаях, когда два игрока из соперничающих команд одновременно взялись за мяч, когда судья сомневается, от кого вышел мяч, когда мяч застрял в корзине или совершена ошибка игроками обеих команд.

 В баскетболе, как и во всех играх для детей, выполнение правил игры имеет большое воспитательное значение и помогает организации поведения детей. Игроки, которые плохо ведут себя, должны быть удалены на время с площадки. Во время игры дети должны быть внимательны и доброжелательны друг к другу.

Футбол для детей

Футбол для детей начинается с простых упражнений. Игры для детей с элементами спорта надо начинать осваивать с четырех-пяти лет, в зависимости от физической подготовленности ребенка. Подвижные игры, такие как баскетбол, футбол, следует проводить на спортивной площадке.

 Научись владеть мячом.

Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой ноги катать мяч вперед, назад, в стороны.

Проделывать то же, но поворачиваясь влево, вправо и кругом.

Жонглировать мячом, подбивая его подъемом ноги.

Попробовать подбивать мяч бедром (нога согнута, сперва мяч подкидывается руками).

Упражняться в этих действиях многократно.

 Сбей кеглю.

 В круг ставится кегля. Ребенок прокатывает мяч левой и правой ногой, стараясь попасть им в кеглю удобным способом с расстояния 2—3 м.

 Прокати мяч в ворота.

 Дети прокатывают мяч друг другу по прямой между двумя флажками.

Мяч под планкой (шнуром).

 На игровой площадке устанавливается на стойках планка (или натягивается шнур) на высоте 40—50 см, на расстоянии 3—6 м от нее по обе стороны проводятся линии. Играющие по очереди ударом ноги посылают мяч так, чтобы он прокатился под планкой и не выкатился за пределы противоположной линии

 Перебрось через планку (шнур).

 Подбивая мяч снизу, ребенок должен постараться перебросить мяч через планку, приподнятую над уровнем земли сперва на 20—30 см, потом на 50—60 и даже 100 см.

Перебеги с мячом на другую сторону площадки.

 Ребенок ведет мяч бегом на другую сторону площадки, слегка подбивая его то правой, то левой ногой так, чтобы он не откатывался далеко

 

Пробеги змейкой.

Дети проводят мяч бегом, огибая расставленные по одной линии предметы — кубы, кегли, шесты.

 Пас.

 Стоя напротив, дети (двое) передают мяч друг другу, прокатывая его по земле ударом ноги. Если играющих больше, они становятся в круг. Мяч можно передавать стоящему напротив или соседу по кругу.

 Овладей приемами игры в футбол.

 Ударом внутренней стороны стопы («щечкой») направить мяч в сетку или стенку.

Остановить отскочивший от стены мяч и снова ударить по нему «щечкой» (расстояние до стены 3 - 4 м). Повторять это действие многократно.

Повторять удары «щечкой», не останавливая отскочившего от стены мяча.

Выполнять эти же упражнения, посылая мяч ударом «щечкой» не в стену, а партнеру по игре. Играя с несколькими товарищами, применять разные виды построений — в две шеренги, четырехугольником, по кругу и т. п. Проделывать упражнения на месте, на медленном ходу, во время быстрого бега.

Поупражняться в ударе по мячу внутренней частью подъема ноги. При подаче мяча в задуманном направлении надо учитывать, что точность удара зависит и от направления разбега. При ударе по мячу носок ноги должен быть оттянут вниз (косо к направлению удара), а голеностопная часть - не двигаться. Для того чтобы научиться попадать с разбега по мячу, надо сперва поупражняться: подбегая к мячу наискось и по дуге, замахиваться, но не ударять по нему ногой, а только проверить принятое положение. Только после этого можно выполнять удар (подать мяч товарищу, в цель, в ворота и т. п.).

Попробовать останавливать катящийся мяч внутренней стороной стопы и подошвой, а затем — и летящий.

 Играть в футбол, применяя простейшие правила, можно на любой ровной площадке. Размеры ее не должны превышать в длину 30 - 40, в ширину 15 - 30 м. Поперек площадки через ее центр проводится средняя линия. Края площадки ограничиваются шестью флажками, 4 из которых угловые, 2 - средние. На торцевых сторонах площадки стойками обозначаются ворота размером по 3 - 4 м. Каждая из команд состоит из 5 - 7 игроков, включая вратаря. Один из игроков команды избирается ее капитаном.

 Перед началом игры в футбол капитаны команд бросают жребий. Одна команда получает право начать игру, другая выбирает ворота. Игра начинается с центра поля (лучше обозначить его кругом). В момент розыгрыша первого мяча игроки начинающей команды находятся на своей половине поля, а игроки противоположной команды находятся на расстоянии 3 - 5 м от мяча. Капитан ударом посылает мяч к чужим воротам.

 Игроки, получившие мяч, стараются подвести его серией передач поближе к воротам и забить гол. Задача игроков противоположной команды - не пропускать противника к своим воротам и не давать забить мяч. Ворота защищает вратарь - единственный игрок команды, которому разрешается брать мяч руками. Все остальные должны передавать, останавливать, забивать и совершать другие действия с мячом только при помощи ног. Касание мяча головой или туловищем ошибкой не считается. Если мяч забивают в ворота, вратарь посылает его в поле свободным ударом.

 Игра в футбол состоит из двух таймов по 15 минут. Между таймами дается перерыв на 5 минут. Перед началом второго тайма команды меняются воротами. Выигрывает та команда, которая больше забьет голов в ворота противника.

 Судья руководит игрой — следит за порядком на поле и ведет счет. Если игрок нарушает правила, судья останавливает игру и делает ему замечание, поясняет, в чем состоит нарушение. Мяч при этом передается противоположной команде. Строго запрещается подставлять подножки, ударять игроков по ногам или толкать их рукой, слишком азартно отталкивать друг друга корпусом во время борьбы за мяч, нападать на вратаря, стараясь отобрать у него мяч. Взрослый во время игры в футбол должен следить, чтобы дети проявляли дружеские, товарищеские отношения.

Хоккей для детей

Хоккей для детей начинается с простых упражнений. Для начала нужно обзавестись клюшкой и приступить к первым "тренировкам" можно летом. Спортивные игры для детей содержат в себе набор правил, которых надо придерживаться, но в этой игре начать надо с отработки простейших умений и навыков.

Начальные упражнения.

Перекладывать клюшку из одной руки в другую, поднимать, опускать, вращать ее двумя руками.

Прокатывать мяч клюшкой друг другу в парах, в шеренгах, колоннах, по кругу.

Отбивать клюшкой мяч о стенку.

Закатывать мяч клюшкой в лунку.

Забрасывать мяч клюшкой в ворота.

Хоккей для детей на траве.

 Для игры выбирается ровная площадка размером 20X10 м., края площадки отмечаются флажками. У торцевых  сторон  площадки  обозначаются  ворота шириной 1,5 м, размечается центр поля. В игре участвуют две команды по 6 человек.

В центре поля становятся два игрока, по одному от каждой команды (другие игроки не должны тесниться к центру). По сигналу взрослого они клюшками разыгрывают мяч, стараясь направить его одному из игроков своей команды. Получив мяч, он ведет его в сторону ворот противника либо передает товарищу по команде.

Игроки другой команды стараются забрать мяч, не допустить его в свои ворота. Вратари защищают свои ворота, преграждая движение мяча клюшкой, руками, ногами или туловищем. Игра состоит из двух таймов по 10 минут, с пятиминутным перерывом. Побеждает команда, забившая большее количество мячей в ворота другой команды.

Простейшие правила игры состоят в следующем: перебрасывать мяч и вести его можно только клюшкой; следует стараться прокатывать мяч по земле и не давать ему взлетать выше 0,5 м; во время игры нельзя грубо толкать друг друга, хватать руками, подставлять ножки, громко кричать, спорить с судьей; останавливать мяч разрешается не только клюшкой, но и руками, ногами, туловищем; если мяч вышел за пределы площадки он вводится в игру игроком противоположной команды в том месте, где пересек границу площадки. Нарушившего правила судья (взрослый) наказывает выведением из игры или засчитывает команде штрафное очко.

Зимние игры в хоккей для детей можно начинать проводить после того, как ребенок освоил игры на коньках и достаточно уверенно пользуется клюшкой. Ребенок должен быть достаточно подготовленным, чтобы участвовать в подобных тренировках. В подвижные игры для детей с элементами спорта нужно начинать играть с четырех-пяти лет. По мере освоения нужных приемов, можно усложнять задания.

Гонки с шайбой.

 За линией старта располагаются 2-4 команды. Впереди на расстоянии 10-15 м на снежной площадке ставят флажки по числу команд, участвующих в игре. Чтобы детям легче было ориентироваться, для каждой команды устанавливаются флажки определенного цвета — синие, зеленые, желтые, красные. Стоящие первыми в командах держат в руках клюшки, у ног лежат шайбы. По сигналу взрослого каждый гонит шайбу клюшкой до флажка, огибает его и возвращается на линию старта (шайба должна быть обязательно оставлена прямо на линии). Клюшку берет следующий игрок команды. Играют до тех пор, пока все игроки команды не выполнят задание. Команда, окончившая игру первой и не допустившая ошибок при передаче клюшки и шайбы, считается победившей.

Загони льдинку в ворота.

 Играющие сооружают на площадке ворота из снега или обозначают их прутиками, палочками. Они становятся в 4-5 шагах от ворот и стараются клюшкой загнать в них льдинку

Передай шайбу.

 Дети распределяются на пары и становятся с клюшками в руках напротив друг друга на расстоянии 2-3 м. Несильным плавным движением они перебрасывают шайбу друг другу так, чтобы она скользила по снегу и попадала поточнее на клюшку партнеру.

Ледяная карусель.

 У каждого играющего клюшка и шайба. Играющие катятся на коньках друг за другом по кругу, ведя шайбу перед собой.

По кругу расставляют 5 или 7 (нечетное количество) цветных деревянных кубов или кеглей. Несколько играющих катятся на коньках и ведут шайбу клюшкой так, чтобы обходить стоящие на льду предметы поочередно справа и слева («змейкой»). Сделав один круг, играющие начинают огибать предметы с другой стороны. Через несколько кругов надо сменить направление движения.

Поспеши, но не сбей!

 В игре участвует несколько команд по 3-4 игрока. Играющие располагаются у стартовой линии. Перед каждой командой на одинаковом расстоянии друг от друга расставлены кубы, кегли или флажки на подставке (4-5 штук). По сигналу: «Марш!» —один из игроков каждой команды с помощью клюшки шайбой обводит первый флажок справа, второй слева и т. д. Добежав до последнего флажка, он таким же способом возвращается назад и передает шайбу следующему игроку команды, который тут же начинает бег. Если во время бега кто-либо из играющих собьет флажок, то он должен аккуратно поставить его на место и только тогда продолжать бег. Игра заканчивается, когда все играющие вернутся на исходные позиции, выполнив игровое задание. Команда, собравшаяся первой, считается победительницей.

Забей в ворота.

 Ребята по очереди забивают шайбу клюшкой в ворота с расстояния 6-8 м, каждый бросает шайбу 5 раз подряд. Выигрывает попавший в ворота большее число раз. Игра повторяется, в ходе ее можно суммировать число попаданий во всех попытках.

Сбей кеглю.

 На линии ворот ставят несколько кеглей. Дети шайбой стараются попасть в кеглю и сбить ее (с расстояния 3-4 м). Можно установить количество очков за кеглю, например: зеленая-1, синяя - 2, желтая - 3, оранжевая- 4 и т. п. В этом случае каждый подсчитывает, какое количество очков он выиграл.

Попади с подачи.

 Двое детей располагаются в 3-4 м от ворот. Один перебрасывает шайбу другому, тот ее ловит клюшкой и сразу же бросает в ворота. Через 10 подач играющие меняются ролями.

Играющие становятся двумя колоннами по 3-4 человека, расстояние между колоннами 4-5 м. Между колоннами проводится прямая линия, на ней на протяжении 30-40 шагов расставляют 5 флажков на равном расстоянии друг от друга. Играют парами, но одной шайбой. По сигналу ведущего первая пара начинает бег. Игрок, у которого шайба, прокатывает ее вперед под углом между первым и вторым флажками, а партнер перехватывает ее и направляет между вторым и третьим флажками. Минуя последний флажок, ребята поворачиваются и бегут назад, передавая по-прежнему шайбу между флажками. Затем клюшки и шайба передаются другой паре игроков. Игра продолжается, игроки регулируют силу подачи шайбы и скорость передвижения на коньках так, чтобы партнеру было удобно ее принимать.

Хоккеисты.

 Ребята делятся на две команды по 3-4 человека. Одна команда - синие, другая - зеленые. На левом рукаве у детей повязаны ленточки соответствующего цвета. Игроки одной команды передают друг другу шайбу, стараясь забить ее в ворота противника. Другая команда мешает им это сделать, перехватывает шайбу и сама идет в наступление. Каждый раз, когда кому-нибудь из играющих удается забить шайбу в ворота, его команда получает очко. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество очков. В награду она получает приз — вырезанную из куска дерева фигурку хоккеиста. Взрослый может взять на себя роль судьи. Он регулирует двигательную деятельность детей, подавая сигналы с помощью свистка, помогает вести счет. Это повышает интерес детей к игре.

Настольный теннис для детей

Детей старшего дошкольного возраста можно научить играть в настольный теннис по упрощенным правилам. Подвижные игры подобного рода строятся на разнообразных действиях с маленьким целлулоидным мячом (шариком) и ракеткой. Действия эти довольно сложные, поэтому важно, чтобы дети предварительно в отдельных играх научились попадать маленькой ракеткой по шарику, соразмерять силу удара, с тем, чтобы правильно посылать его на сторону партнера по игре. В таких играх и упражнениях дети приучаются правильно держать ракетку, бросать и ловить шарик, ориентироваться в пространстве. У них развиваются глазомер, ловкость, быстрота движений.

Игры с шариком можно организовать на ровной, свободной площадке или в ненастную погоду на веранде, в зале. Для игр лучше иметь большое количество шариков, чтобы дети, желающие поиграть, не стояли в ожидании своей очереди.

Задержи   шарик.

 Дети  располагаются   по   кругу,   присаживаются на корточки. Взрослый стоит в центре круга. Он катит шарик ребенку, называя при этом его имя. Тот, кого назвали, задерживает шарик и  катит его обратно взрослому. Взрослый должен следить, чтобы дети катили шарик, а не подбрасывали.  При  повторении  игры  роль  водящего  могут  выполнять дети.

Шарик с горки.

 Из кубиков и небольших дощечек устраиваются 2 - 3 горки. Дети становятся в колонны перед горками по несколько человек. Стоящие первыми берут по шарику для настольного тенниса, по сигналу взрослого катят шарики с горок и бегут за ними (вдоль левой стороны горки). Догнав их, возвращаются, обегая горку с другой стороны. Передают шарики следующим игрокам, а сами становятся в конец колонн. Побеждает та команда, дети которой быстрее выполнят задание. Чтобы шарики не укатывались слишком далеко, на расстоянии 3 - 4 м от горок из брусков строительного материала можно установить барьер.

Докати до стены.

 Из длинных реек или гимнастических палок делают два коридорчика шириной 40 - 50 см так, чтобы они доходили до стены. Дети становятся колоннами напротив них.  Двое  первых  игроков  подходят  к  заранее  обозначенной линии и катят шарики по коридорчикам, чтобы они ударились о стену и покатились обратно. Откатившиеся от стены шарики они передают следующим игрокам. Так повторяется до тех пор, пока все дети в колоннах не прокатят шарики. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой.

 Другой вариант. Дети, разделившись на команды, садятся на стулья или скамейки по обеим сторонам площадки, зала. Двое готовятся прокатывать шарики до стены, а другие двое встают у стены. По сигналу первые дети катят шарики, а стоящие у стены перехватывают их после отскока от стены и подбегают к исходной позиции для прокатывания. Место у стены занимает следующая пара и т. д.

Закати шарик.

  Из строительного материала  выкладывают на полу фигуры в виде ворот. Дети делятся на  команды по числу ворот, каждому дается по шарику. Дети по очереди катят свои шарики в ворота с расстояния 2 - 3 м.  Когда они выполнят задание, подсчитывается количество шариков, попавших в фигуры. Выигрывает команда, закатившая в ворота большее  число   шариков.   После  этого   шарики  собирают,  и   игра повторяется снова.

Прокати — не урони.

   Игра проводится  в  групповой комнате, в зале или на веранде. Два стола один за другим  придвигаются к стене.  Ребенок становится у края стола  и катит шарик по нему так, чтобы он отскочил от стены, затем старается быстро поймать его, не давая упасть со стола, и  передает товарищу. Игру можно проводить и по подгруппам, подготовив для этого 2 - 3 игровых поля.

Подбрось — поймай.

  Дети становятся  в две шеренги   (на расстоянии 3 м), в одной шеренге у всех  шарики.  По сигналу взрослого они одновременно подбрасывают шарик  перед собой вверх, ловят его двумя руками, затем  прокатывают стоящим напротив. Те делают то же самое.  Игру при  повторении можно  усложнить:  дети  должны  бросать  и  ловить   шарик   с хлопками, с поворотом вокруг себя, бросать его одной рукой, а ловить другой и т. п.

Попади в  окошко.

  Дети становятся  в две колонны по несколько человек по обе стороны гимнастической стенки  (на расстоянии  1 - 2 м). У первого ребенка одной команды в руках шарик.   Взрослый   показывает,   в   какой   пролет   лестницы («окошко»)  надо перебросить его на сторону другой команды. По сигналу ребенок бросает шарик в «окошко» и уходит в конец колонны; ребенок с другой стороны ловит его или берет с пола (с земли), бросает обратно и тоже уходит в конец своей колонны.

Не дай  шарику упасть.

Дети  становятся  полукругом, у каждого из них ракетка и шарик. По сигналу взрослого  дети кладут  шарик  на  середину  ракетки  и  стараются  как  можно дольше удержать его.

 Варианты: дать задание удержать шарик, пока взрослый сосчитает до 5 - 6 и более; предложить положить шарик на ракетку и пройти с ним до черты на расстоянии 2 - 3 м.

Поймай   шарик  на  ракетку.

 Ребенок  сам   подбрасывает шарик  вверх  ракеткой  и  старается  поймать  его  на  ракетку. Затем он старается отбить шарик вверх несколько раз подряд. Варианты:

 Ударить шариком об пол и поймать его на ракетку после отскока.

Один ребенок бросает шарик, а другой ловит его и старается удержать на ракетке. Бросать можно разными способами: сверху, прямо на ракетку, с расстояния (2 м), с отскоком от пола.

 Дети располагаются парами по обе стороны стола на расстоянии примерно одного шага. Один ребенок бросает шарик, чтобы он отскочил, ударившись о стол. Стоящий напротив ловит его и отсылает обратно. Бросать можно рукой, а отражать -  ракеткой, и наоборот.

С ракетки на ракетку.

 Ребенок держит в каждой руке по ракетке, на одной лежит шарик. Сближая ракетки, он наклоняет ту, на которой находится шарик, скатывает его на дру­гую. Перекатывать шарик с ракетки на ракетку надо несколько раз подряд.

 Варианты: перекатывать шарик с ракетки на ракетку на ходу; встав парами, передавать шарик, скатывая его со своей ракетки на ракетку партнера.

От стены.

 Ребенок становится лицом к стене в 1,5 - 2 м от нее.  В  правой руке он держит ракетку,  в левой  - шарик. Мягко сгибая ноги, бросает шарик в стенку рукой, а ловит ракеткой, стараясь не дать ему скатиться.

 Вариант: ребенок ударяет шариком о стену немного сильнее, позволяет ему, отскочив от стены, удариться об пол, и только тогда ловит ракеткой.

Поупражняйся у стены.

Направить ракеткой шарик в стену, после отскока дать ему удариться об пол и снова направить ракеткой в стену.

Ударить ракеткой по шарику так,   чтобы,   отскочив от   пола, он ударился о стену, задержать шарик ракеткой.

Ударом  ракетки   направлять шарик несколько раз подряд в стену,   не давая   упасть.    Постепенно увеличивать силу удара и расстояние до стены.

Упражняться в игре с ракеткой и шариком у стены парами.

Для игры   в   настольный   теннис   нужны прямоугольный стол, длина которого 2,7 м, ширина 1,5 м, высота 0,7м, небольшие ракетки с короткой ручкой,  сетка  и  теннисный   мяч.   Поверхность стола  для  настольного тенниса должна быть темной, так как на его фоне лучше выделяется белый мяч. На середине стола, поперек его, укрепляется невысокая сетка.

 Ракетку надо держать так, чтобы можно было рукой, кистью совершать свободные и естественные движения. Ракетку берут в правую руку так, чтобы основание ручки находилось в вершине угла между большим и указательным пальцами. При ударах справа на поверхность ракетки опирается указательный, слева  -  большой палец.

 Играть в настольный теннис можно вдвоем - один на один или вчетвером  -  двое на двое. Игрок, подающий мяч, слегка подбрасывает его левой рукой и ударяет по нему ракеткой так, чтобы шарик, ударившись сначала о стол на стороне подающего, перелетел через сетку, не задев ее, и ударился о стол на стороне принимающего. Принимающий должен отбить шарик, когда он отскочит от стола. Принимать его с воздуха, т. е. до удара о поверхность стола, нельзя.

Мяч играющие подают поочередно, по пять подач каждый. По усмотрению взрослого количество подач может меняться, как и счет, - игра может не обязательно проходить до выигрывания 21 очка.

 При организации условий для игры в настольный теннис следует придерживаться следующих требований: стол устанавливается на ровной, довольно просторной площадке, желательно в тени деревьев, чтобы в теплую солнечную погоду дети не находились долго на солнцепеке.

Подобные игры для детей нужно устраивать систематически, чтобы ребенок отрабатывал необходимые навыки.

Игры для детей на лыжах

Игры на лыжах  очень нравятся детям разного возраста. Ребенок 3-4 лет вполне способен освоить простейшие приемы передвижения на лыжах. Если вы начнете обучение ходьбе на лыжах в игровой форме, ребенок воспримет эти физические упражнения как игру и намного легче будет справляться с трудностями. Игры для детей разных возрастов отличаются между собой по сложности, начинать надо с простых упражнений, и по мере освоения их ребенком, усложнять задания.

Игры на лыжах для детей младшего дошкольного возраста.

Пройди по кругу.

 Взрослый прокладывает лыжню по кругу диаметром 10—30 м. Дети по очереди выходят на лыжню в месте, обозначенном флажком.  Каждый должен пройти по лыжне полный круг и снова вернуться к флажку.

Воротики.

  На ровном месте поперек лыжни ставятся воротики — две составленные верхними концами под углом лыжные палки или два длинных прута. Подходя по лыжне к воротикам, дети сгибают ноги сильнее и проходят через них, стараясь не сбить. На круговой лыжне можно расставить несколько воротиков, которые могут быть разной высоты, тогда и пригибаться, проезжая в них, надо по-разному.

Чем дальше, тем лучше.

  Ребенок совершает 5—6 шагов энергичного разбега и, оттолкнувшись на последнем шаге как можно сильнее, скользит на двух лыжах до полной остановки. Если проводится соревнование между несколькими детьми, то выигрывает тот, кто проскользит дальше всех.

Кто первый повернется?

 Дети становятся на одной линии на расстоянии нескольких шагов друг от друга лицом к взрослому.  По  его  команде:   «Кругом!» — дети  поворачиваются, переступая на месте вокруг себя. Выигрывает закончивший поворот первым. Дети должны стараться повертываться так, чтобы на снегу образовался рисунок звездочки.

Не    наскочи.  

 Предлагается спускаться на лыжах с горки так, чтобы   не  задеть  лыжей  положенную на склоне шишку.

С горки вприсядку.

 Дети спускаются со склона на лыжах, глубоко присев (сильно согнув ноги). Чтобы   удержать   равновесие, надо слегка нагнуть плечи вперед.

Игры на лыжах для детей старшего дошкольного возраста.

Шире шаг.

  Взрослый отмечает на лыжне 20-26 м  и предлагает ребенку преодолеть это расстояние без палок, делая  широкие  скользящие  шаги.  Попытка,  в  которой  ребенку удается   пройти  дистанцию  самым   маленьким  числом   шагов, считается рекордной. На следующих занятиях он пытается улучшить свой результат.

Конькобежец на лыжне.

Сперва дети передвигаются по лыжне, заложив  руки  за  спину и слегка  нагнувшись  вперед, подражают позе конькобежца. Потом они выпрямляются, опускают руки и пробуют катиться вперед, отталкиваясь лыжами в стороны — назад, как на коньках.

Кто   быстрее?  

 Несколько   играющих   (или   вся   группа) становятся на исходной линии на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. По сигналу они начинают бег  на  лыжах  в  прямом направлении до обозначенного (в 25-30 м) места. Выигрывает тот, кто достигнет цели первым. Назад дети возвращаются спокойным шагом.

Слалом.

 На    ровном    месте    на    лыжне    расставляется 5-7 меток (лыжные палки, веточки и  т. п.). Ребенок пробегает между ними на лыжах змейкой, совершая повороты и огибая палки то с правой, то с левой стороны. В соревнованиях выигрывает тот, кто пройдет дистанцию быстрее других  и  не свалит ни одной метки.

Лесная карусель.

 Несколько ребят становятся на лыжню, проложенную вокруг красивой пушистой елочки. Дети одновременно бегут по лыжне вокруг елочки, стараясь сохранять между собой определенное заданное в начале игры расстояние. Пробежав несколько кругов в одном направлении, ребята останавливаются   и,   немного   отдохнув, поворачиваются и «заводят карусель» в другом направлении.

Догонялки.

 На   снегу  по   кругу  прокладывается  лыжня диаметром 25-30 м. Двое детей становятся на лыжне на равном расстоянии друг от друга. По сигналу взрослого они начинают бег по кругу в обусловленном направлении, пытаются догнать  друг  друга.   Когда   взрослый   произнесет:   «Стой!», играющие прекращают движение, останавливаются, а взрослый оценивает, кто кого догонял лучше.

Восьмерка.

  Идя  по  свежему  снегу,  совершая  повороты переступанием влево и вправо, ребенок должен выписать  на нем восьмерку с диаметром каждого кольца примерно 2,5-3 м. Каждый выписывает свою восьмерку или несколько детей идут друг за другом по одной восьмерке. Надо пройти по следу несколько раз в одну, потом в другую сторону.

Встречная эстафета.

 На поляне на расстоянии 60 м друг от друга прокладываются два параллельных лыжных следа - стартовые линии. Играющие делятся на две команды. Дети становятся в колонны за линиями. По сигналу взрослого стоящие в колоннах первыми начинают бег в прямом направлении навстречу друг другу, стремясь как можно быстрее добежать до противоположной стартовой линии. В момент пересечения ее играющий подает условный знак  (взмах руки, хлопок над головой, возглас и т. п.), по которому следующий в его команде начинает бег. Выигрывает та команда, все игроки которой соберутся за стартовой линией второй команды.

Попробуй, догони!

 В  игре участвует небольшая  группа детей. Линия финиша обозначается одна, но каждый участник игры имеет свою стартовую отметку на лыжне. В результате самый сильный должен пробежать 100 м, кто немного послабее - 80 м, 60 м и т. д. По сигналу взрослого все одновременно пускаются в путь. Каждый стремится прибежать к финишу первым, обогнав по пути бегущего впереди.

Следопыты.

  Взрослый заранее прокладывает в лесу лыжню длиной примерно 300—500 м. Лыжня должна быть достаточно сложной - иметь неожиданные повороты, небольшие спуски и подъемы, местами скрываться за кустарниками или деревьями и т. п. Взрослый обозначает направление движения по лыжне яркими метками (флажками, стрелками и др.). Игровая задача заключается в том, чтобы самостоятельно пройти по лыжне до финиша, отыскивая путь по ориентирам. Хорошо, если на финише ребят поджидает какой-нибудь сюрприз - разукрашенный снеговик, любимый мишка, сидящий на снежном кресле, кто-нибудь из взрослых или старших детой, раздающий участникам пробега памятные самодельные значки и т. п.

 Упражнения и игры с лыжами на горках.

Коридор.

 Спускаясь с горки, дети стараются проехать точно по намеченному пути, не задевая и не наезжая на прутики или флажки, которыми обозначен коридор. Дети  спускаются  с  горки,  меняя  положение,   едут,  выпрямившись, держа руки в стороны, затем приседают, а руки вытягивают вперед.

Подними предмет.

 Игра заключается в том, что, спускаясь с  невысокой горки,  ребенок должен,  присев  и  наклонившись, поднять заранее положенный на середине склона предмет  (еловую шишку, флажок и др.). Мимо предмета следует проезжать и слева и справа, поднимая его то левой, то правой рукой.

На одной лыжне.

  Дети пробуют спуститься с небольшого ровного склона на одной лыжне, приподняв другую ногу коленом вперед и слегка оторвав лыжу от снега. Для сохранения равновесия они  балансируют  руками.  При  потере  равновесия надо опустить другую ногу и спускаться на обеих лыжах, потом снова скользить на одной. Во время спуска можно попробовать приподнимать то правую, то левую ногу.

Много веселья вызывает спуск с горки парами, втроем, вчетвером, держась за руки. Надо постараться скользить всем в  одном  направлении  и  с  одинаковой  скоростью,  чтобы   как можно дольше не разрывать цепочку, не упасть.

Скатывание с горки на коротких лыжах – увлекательное занятие. Такие лыжи можно приобрести  и в магазинах детских товаров или сделать самим, используя старые, сломанные лыжи или дощечки с загнутыми концами.

Зимнее троеборье.

 На одной стороне площадки втыкают задним концом в снег лыжи по числу играющих, надругом расставляют такое же количество санок. Каждый играющий становится у своих лыж. По сигналу взрослого он должен выполнить как можно быстрее три задания: 1) добежать до противоположной стороны площадки; 2) взять санки, сесть на них и, отталкиваясь ногами, вернуться назад, аккуратно поставив санки; 3) взять лыжи, встать на них и добежать до противоположной стороны площадки, остановиться и повернуться кругом, лицом к взрослому, который в это время должен находиться примерно в центре стартовой линии.

Методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему: Картотека игр - эстафет для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр-эстафет

 

На болоте

Двум участникам дают по два листа бумаги. Они должны пройти через "болото" по "кочкам" - листам бумаги. Нужно положить лист на пол, стать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить впереди себя. И так, кто первый пройдет через комнату и вернется назад.

Не хуже, чем кенгуру

Нужно пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями обычный или теннисный мяч. Если мяч падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает прыжки.

Баба-Яга

Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.

Пройди, не задень

На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8–10 городков на одной линии (или кеглей). Играющий становится перед первым городком, ему завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между городками туда и обратно. Выигрывает тот, кто уронит наименьшее количество городков.

Сороконожки

Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. Затем каждый из участников аттракциона в зависимости от того, с какой стороны каната он стоит, берется правой или левой рукой за щиколотку правой или левой ноги. По сигналу ведущего сороконожки скачут вперед 10-12 метров, держась за веревку, затем разворачиваются и прыгают назад. Можно бежать и просто на двух ногах, но тогда следует ребят поставить очень близко друг к другу. Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега или прыганья.

Нарисуй солнышко

В этой эстафетной игре принимают участие команды, каждая из которых выстраивается в колонну по одному. У старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. Впереди каждой команды, на расстоянии 5-7 метров, кладут обруч. Задача участников эстафеты - поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча - "нарисовать солнышко". Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

Поезд

Перед командами, стоящими в колоннах, проводится стартовая линия, а в 10-12 м от каждой из них ставятся стойки или кладутся набивные мячи. По сигналу ведущего первые номера из каждой команды бегут к стойкам, обегают их, возвращаются к своей колонне, но не останавливаются, а огибают её и снова бегут к стойкам. Когда они пересекают стартовую черту, к ними присоединяются вторые номера, обхватив первые за пояс. Теперь уже игроки вдвоём обегают стойку. Точно так же к ним присоединяются третьи номера и т.д. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда, финиширует. В игре большая нагрузка приходится на первые номера, поэтому при повторении игры участники в колоннах располагаются в обратном порядке.

Мяч в кольцо  

Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 – 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.

Бег с тремя мячами

На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1м, кладет их на пол.

 -вместо больших мячей можно взять 6 теннисных,

- вместо бега – прыжки.

Гонка мячей под ногами

Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т.д. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.

Снайперы

Дети встают в две колонны. На расстоянии 2м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.

Репка  

Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Встречная эстафета с обручем и скакалкой

Команды строятся как на встречной эстафеты. У направляющего первой подгруппы - гимнастический обруч, а у направляющего второй подгруппы - скакалка. По сигналу игрок с обручем устремляется вперед, прыгая через обруч (как через скакалку). Как только игрок с обручем пересечет линию старта противоположной колонны, стартует игрок со скакалкой, который продвигается вперед, прыгая через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в колонне. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в колоннах. Пробежки запрещены.

Носильщики

4 игрока (по 2 от каждой команды) становятся на линии старта. Каждый получает по 3 больших мяча. Их надо донести до конечного пункта и вернуться назад. Удержать в руках 3 мяча очень трудно, а упавший мяч поднять без посторонней помощи также не легко. Поэтому передвигаться носильщикам приходится медленно и осторожно (дистанция не должна быть слишком большой). Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Три прыжка

Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.

Гонка мячей

Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны, становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага. Усложнение: перед передачей мяча подбросить мяч вверх, поймать его после хлопка и передать над головой следующему участнику.

Передал - садись!

Играющие, делятся на несколько команд и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.  

Эстафета со скакалкой

Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 8-10  м ставится поворотная стойка. По сигналу направляющий в колонне выбегает из - за стартовой линии и продвигается вперед, прыгая через скакалку. У поворотной стойки он складывает скакалку вдвое и перехватывает ее в одну руку. Обратно он двигается, прыгая на двух ногах и вращая скакалку под ногами горизонтально На финише участник передает скакалку очередному игроку своей команды, а сам становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, игроки которой точнее и раньше закончат эстафету.

Разгрузи машину

Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины. В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.

Посадка картошки  

Команды выстраиваются перед стартовой линией, как и в предшествующей игре. На расстоянии 10-20 шагов (зависит от размеров игровой площадки и возраста игроков) чертят перед колоннами 4-6 кружков в полутора шагах один от другого. Стоящим впереди дают по мешочку, наполненному картофелем (по количеству кружков).

По сигналу игроки с мешочками, продвигаясь вперед, кладут по одной картофелине в каждый кружок. Затем возвращаются обратно и передают пустые емкости очередным игрокам. Те бегут вперед собирать посаженную картошку и, наполнив мешочки, возвращаются к третьему номеру команды, который снова бежит вперед «сажать картошку». После пробежки игрок встает в конец своей колонны. Закончить раскладку и сбор картошки обязаны все игроки команды. При этом упавшую картошку они должны поднять, положить в мешок и только после этого продолжать движение. Команда, сумевшая быстрее других закончить посадку и сбор картофеля, считается победительницей.

Вместо кружков можно положить перед командами небольшие пластмассовые обручи, картофелины заменить теннисными мячами. Если нет мешочков, можно взять сумки, детские корзинки, ведра.

Бег в обруче

Игроки выстраиваются парами, как. У первой пары в руках гимнастический обруч, а перед командами - предмет (набивной мяч, флажок, городок), который надо обегать. По сигналу два первых игрока в командах продвигаются вперед внутри обруча, держа его двумя руками. Обежав предмет, первая пара вручает обруч следующей паре, а сама встает в конец колонны. Эстафета заканчивается, когда упражнение выполнили все игроки и обруч снова оказался в руках у первой пары.

Если желающих играть много, можно устроить бег в обручах тройками, при этом последовательность смены троек остается такой же.

Игольное ушко

Вдоль линии эстафеты на земле лежат 2 или 3 обруча. Направляющий, первый должен добежать до первого обруча, поднять его и продеть через себя. Затем со следующими обручами так же. И так на обратном пути. Затем передать эстафету следующему.

Круговая эстафета 

Все играющие делятся на три - пять команд и встают лучами от центра круга (наподобие спиц колеса), повернувшись левым или правым боком к центру. Каждый луч-шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч).

По общему сигналу крайние игроки с эстафетой бегут по кругу с внешней стороны мимо остальных «спиц» к своей команде и передают палочку ожидающему с края игроку, а затем бегут на другой конец своей шеренги (ближе к центру) и становятся там.

Получивший эстафету так же обегает круг и передает ее третьему номеру и т. д. Когда начинавший игру окажется с края и ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой. Правила запрещают во время игры касаться стоящих в «спицах» игроков, мешать тем, кто совершает перебежки. Упавшую палочку поднимают и продолжают бег. За нарушение правил начисляются штрафные очки. Эстафету по кругу так же, как и встречную, можно проводить с ведением баскетбольного мяча. Можно менять направление движения, т. е., повторяя игру, давать задание участникам бежать по кругу в другую сторону.

Прыгунки  

Дети делятся на две команды и строятся в колонны один за другим. За сигналом ведущего участники каждой команды исполняют прыжок, отталкиваясь двумя ногами с места. Первый прыгает, второй стает на то место, до которого допрыгнул первый, и прыгает дальше. Когда все игроки прыгнут, ведущий измеряет всю длину прыжков первой и второй команды. Выигрывает та команда, которая прыгнула дальше.

Переправа

Дети делятся на две команды, которые "отдыхают на речке". У каждой команды по обручу - это "лодка". Команды должны переплыть в "лодке" с одного берега на другой. Определяются линии старта и финиша. За сигналом ведущего первые игроки садятся в "лодку", берут с собой одного игрока и помогает ему переплыть на другой берег. Затем возвращаются за следующим. Можно брать с собой только одного пассажира. Команда, которая быстрее оказалась на другом берегу, выигрывает.

Весёлый хоккей

В каждой команде по 6 человек. У каждой команды по пять мячей (хорошо бы разных размеров) и детские клюшки. По сигналу ведущего первые номера ведут по одному мячу до булавы и обратно. Вторые - по два, третьи - по три мяча и так до пяти. У какой команды это получится лучше и быстрее?

Прокати мяч

Команды выстраиваются в колонны по одному. Перед первым игроком каждой команды лежит волейбольный или набивной мяч. Игроки ведут мяч по земле вперед руками. При этом мяч разрешается толкать на расстоянии вытянутой руки. Обогнув поворотный пункт, игроки возвращаются так же к своим командам и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та команда, которая справится с заданием.

Мяч навстречу

Две команды по 10 человек делятся на две группы и встают друг против друга на расстоянии 4-6 метров. У первых номеров мячи. По сигналу ведущего ребята прокатывают мячи навстречу друг другу так, чтобы мячи не столкнулись. Поймав мячи, игроки передают их следующим номерам.

Гусеница  

Так же между двумя линиями на расстоянии 4 метров выстраиваются две команды. Но по сигналу ведущего они принимают положение "гусеницы", то есть каждый игрок подает левую ногу, согнутую в колене, игроку, стоящему сзади, а левой рукой поддерживает ногу впереди стоящего. Правую руку кладет ему на плечо. По второму сигналу колонны начинают продвигаться вперед прыжками на одной ноге. Задача не из простых, требующая ловкости и силы. Выиграет та команда, чей замыкающий раньше пересечет линию финиша. В этой игре важно сохранить ритмичность движения. Поэтому один из игроков может вслух считать - раз, два и т. д.

Боулинг

На расстоянии 3 м в один ряд стоят 10 кеглей. Каждый участник команды  мячом старается сбить кегли. Побеждает команда, которая собьет все кегли, затратив наименьшее число бросков.

Дорожка футболиста  

Площадка для этих соревнований должна быть ровной. По ее длине поставьте пять-шесть флажков с интервалом в шесть-семь шагов. Параллельно им на расстоянии десяти шагов разместите еще точно такой же ряд флажков. Веревкой или чертой отметьте на земле линию старта, она же будет и линией финиша. Всех желающих участвовать в игре-эстафете разделите на две равные команды и поставьте их гуськом у линии старта, каждую против своего ряда флажков. Первым номерам в командах дайте по мячу.

Каждому придется совершить пробежку с мячом, ведя его ногами впереди себя по ломаной зигзагообразной линии между флажками. Легко ли это, играющие убедятся на собственном опыте. При быстром беге мяч нужно стараться не отпускать далеко от себя. Этот навык очень важен для футболиста. Пробежав с мячом туда и обратно, игроки ударом ноги посылают мяч следующим номерам своей команды. Так один за другим все игроки команды пробегают между флажками. Одни это сделают быстрее, другие - медленнее, что и решит исход состязания. Если игроком была допущена ошибка, он возвращается на то место, где это случилось, и оттуда снова ведет мяч.

Весёлые лягушки 

В игре участвуют две команды (можно больше). В 3–4 м от линии старта кладется скакалка. Первые номера команд выходят на линию старта. По сигналу участники прыжками «лягушки» добегают до скакалок, выполняют 10 прыжков и бегом возвращаются к линии старта.

По ниточке  

На земле проводят острой палочкой несколько (по числу участников игры) параллельных прямых линий, отмечающих дистанцию. Старт! Все бегут наперегонки – важно не только прийти первым, но и пробежать дистанцию «как по ниточке» – так, чтобы следы обязательно попадали на прочерченную прямую.

Не урони!

Игрок должен пройти по гимнастической скамейки, держа в руках ракетку или фанерку с одним или несколькими мячами (теннисными или хоккейными), не уронив его (их).

Варианты:

  •     Пронести ракетку с мячом правой (левой) рукой.
  •     Пройти по рейке гимнастической скамейки.
  •     Пройти по гимнастической скамейки приставным шагом.
  •     Пройти по рейке гимнастической скамейки с палкой или булавой, балансируемой на пальце или ладони.

Перемена мест

Играющие разбиваются на две равные команды. На двух противоположных сторонах зала проводятся пограничные линии. Одна команда становится за одной линией, другая – за другой. По сигналу руководителя игроки каждой команды одновременно перебегают за противоположную пограничную линию, т. е. команды меняются местами. Передвигаться можно разными способами: бегом, подскоками на двух ногах, прыжками на одной ноге и т.д. Побеждает команда, сумевшая быстрее другой разместиться за противоположной линией.

Чехарда  

Участники эстафеты выстраиваются друг за другом у линии старта. Команда разбивается на пары. Первый наклоняется, второй прыгает через него, затем второй наклоняется, а первый прыгает, и так до флажка и обратно. Побеждает та команда, у которой быстрее всех попрыгают пары.

Паромщик

Участники команды делятся по парам. Первой паре выдается по две дощечки. По свистку судьи движение начинается. Один кладет дощечки, а второй наступает на них. Дойдя до флажка, они меняются, главное не упасть с дощечки. Дойдя до старта, они передают дощечки, следующей паре из своей команды.

Кот в мешке  

Участники выстраиваются друг за другом у линии старта. Первый номер берет мешок и залазит в него. По команде судьи он начинает прыгать до флажка и обратно, затем он отдает мешок следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстро закончит эстафету.

Игра с обручем

Играющие делятся на две команды по 10-12 человек и становятся параллельно друг другу на расстоянии 6 шагов. Капитаны команд держат на вытянутых вперед руках обручи. По команде ведущего капитаны стараются как можно скорее пролезть в обруч и передать его следующему члену команды, тот проделывает то же самое и т. д.

Выигрывает та команда, которая быстрее справится с этой задачей.

Шапка 

По сигналу ребенок бежит к стойке, снимает с нее шапку и бежит с ней в команду. Передает эстафету. Второй участник бежит с шапкой до стойки, надевает на нее шапку и возвращается в команду. Усложнение: до стойки продвигаться прыжками «классиками»

Стрельба луком

Каждый участник бежит к линии,  на которой лежит репчатый лук и старается попасть им в ведро-мишень. Возвращается к команде и передаёт эстафету по руке.

Снеговик

Прокатить набивной мяч «змейкой» между кеглями; положить его в обруч, который лежит напротив команды. Назад возвращаться бегом. Следующий участник сначала бежит за мячом, затем прокатывает его «змейкой» между предметами. Мяч катить двумя руками. Игра заканчивается, когда все участники выполнят задание.

Ловкие белки

Белка должна ловко прыгать с дерева на дерево (из обруча в обруч), перенося при этом орехи (мячи).

Валенки – скороходы

По сигналу участники надевают валенки и бегут до ориентира и обратно.

Сани

Играющие располагаются парами. По сигналу участники выполняют бег парами: один бежит в обруче, а другой сзади держится за обруч. Нужно бежать до ориентира (обежать снежный ком) и вернуться, передать обруч следующей паре. Стоящий сзади участник должен все время держаться за обруч. Игра заканчивается, когда последняя пара пересечет стартовую линию.

Туннель

Эстафета выполняется потоком на коленях. Последний участник проползает на четвереньках в туннеле и встает первым. Эстафета заканчивается, когда первый участник встанет на свое место.

Снежный завал

Играющие располагаются в шеренгу, по бокам которой лежат обручи. В одном обруче находятся предметы по числу участников (мячи, кубы, палки). Сидя боком друг к другу, по сигналу нужно разобрать «снежный завал», передавая предметы из рук в руки в другой обруч, а мячи прокатывать по полу под согнутыми ногами. Предметы передавать только из рук в руки.

Выигравшей считается команда, первой положившая последний предмет в обруч.

Бег на коньках

Коньки заменить калошами, «скользить» до ориентира и обратно, руки за спиной. Коньки снимать перед линией старта.

Укрась ёлку

Украшения по числу участников лежат в корзине перед стартом. Участники по очереди бегут к елке, преодолевая препятствия на своем пути (сугробы — набивные мячи, горку — наклонная доска). Победит команда, украсившая елку первой.

Ловкие обезьянки

Участник преодолевает путь до «пальмы» по лиане (канат, лежащий на полу), наступая на канат ногами, держась за нее руками. У ориентира «пальмы» взять «банан» и бежать к команде. Побеждает команда, быстрей собравшая все «бананы».

Лягушка на охоте

Участник надевает на ноги ласты, приседает и начинает прыгать, как лягушка, до ориентира. На повороте он поворачивается лицом к команде и ловит теннисный мяч («комара»), который бросает ему следующий участник. С добычей «лягушка» возвращается в команду и передает ее третьему участнику, а ласты — второму.

Возьми мяч из обруча

Встречная эстафета. Первый участник бежит «змейкой» между предметами. Берет мяч из обруча, пробегает по скамейке, передает мяч второму и встает последним. Второй бежит по скамейке, кладет мяч в обруч и бежит «змейкой» между предметами. Эстафету передает хлопком по плечу и встает последним.

Меткий бросок

Допрыгать «змейкой» на двух ногах между предметами до скамейки. Проползти на животе по скамейке. Взять из корзины мяч и попасть в кольцо.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *