Статья на тему: Статья «Современные родители и дети»
Поговорим сегодня о современном ребенке и современных родителях. Современные дети сильно отличаются от дошкольников середины и конца 20 века. Мир и информационное пространство в нем поменялись настолько сильно и стремительно, что это стало заметно даже по маленьким детям.
Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывает влияние все признаки настоящего времени. Современный ребенок – маленький гражданин , осознающий себя в современном пространстве страны и города . Он любит свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше достойнее красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, в своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.
Вот, что говорят специалисты детской психологии о современных детях. Они обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели. Многочисленные изменения в обществе привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но в отличии от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилось и тесно связана с возможностями родителей. Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.
Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит.
Что можно сказать о современных родителях, кто они? Несмотря на то, что существует цифровой разрыв поколений, современные родители тоже становятся другими. Появление новых технологий привело нас к тому, что родители во многом не могут передать свой опыт жизни ребенку. Оказалось, что детство современных детей уникально. Такого детства еще не было ни у кого: детства со всевозможными новинками технического прогресса.
Современный родитель кто он? Тот, кто воспитывает детей по- современному. Беря информацию о воспитании детей чаще всего из интернета, и впитывая ее из совершенно противоречивых источников, мамы и папы, еще до рождения младенца пытаются написать что-то вроде сценария его будущей жизни. И, безусловно, лучший сценарий — как вырастить гения. Ординарные родители желают иметь неординарных детей, «растворяясь» в ролях, по их мнению, идеальных родителей, забывая о нюансах собственной жизни и не зная о существовании педагогической науки, воспитывают своих детей интуитивно.
Нынешним родителям, хочется, чтобы дети росли яркими, творческими личностями, умели принимать самостоятельные решения и преодолевать возникающие сложности . Однако современный родитель лишает ребенка самостоятельности. В тот возрастной период – 3 года, когда самостоятельность начинает стремительно провялятся. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Поддержка со стороны родителей должна осуществляться корректно без акцента на беспомощность, без унижения достоинства. Если поддержка незаметна и своевременна, то в структуре личности закрепляется первый элемент самостоятельности – потребность в целесообразных, нормативных действиях, имеющих на выходе практический результат, обладающий общественной значимостью, культурным смыслом. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности, а не препятствовать этому стремлению. Как зачастую это делают современные родители. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка
Родители стремятся отдать своих детей в государственные детские сады, где они будут получать гарантированное дошкольное образование в соответствии с современными стандартами. Многие современные семьи – заказчики образовательной услуги – ждут «накачки» своих детей знаниями, умениями, различными компетенциями, чтобы их чадо было конкурентоспособно при поступлении в школу, и далее – при отборе в ВУЗ, на престижную работу. В том, что родители ищут лучшие варианты развития и воспитания своих детей, ничего нового, конечно, нет. Новизна заключается в том, что они боятся неправильного выбора пути развития своего ребенка. Как только ребенок попадает в дошкольное учреждение участие родителей в воспитании и развитие ребенка ограничивается. У них появляется такое мнение, что в детском саду его всему научат и обучат. Но все -же главными воспитателями ребенка являются родители!
Детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!
На мгновение представите себе такую ситуацию. Серое утро. Солнце еще нет: Сережа встает и с надеждой бросает взгляд на дверь в мамину — папину спальню. Но туда не идет, потому что знает, что там никого нет. Они уже ушли на работу. Сережа равнодушно и сонно подает ножки и ручки бабушке, которая его одевает, позволяет отнести себя в ванную и умыть. Бабушка все время, что- то говорит , просит, требует, рассказывает. Но Сережа не слышит ее. Ему одиноко. Потом Сережа приходит в детский садик, который встречает его веселыми детскими голосами. Он оставляет позади серое и одинокое утро. Вечером приходит мама, а Сережа будто не замечает ее играет в машинки, и не торопиться к ней. Маме даже иногда кажется, что Сережа любит садик больше чем ее. Маме обидно. Тогда она начинает уговаривать ребенка идти домой, начинает запугивать его, что уйдет одна, в ее голосе слышится раздражение. Заканчивается все это вытаскиванием Сережи из группы ,одеванием в полускандальной атмосфере и испорченным маминым настроением. Согласитесь, картина получилась безрадостная. Но если посмотреть на это с другой стороны, а точнее с профессиональной со стороны педагога. Ребенок просто хочет, чтоб родитель обратил на него свое внимание, он тянет время, чтобы побыть с мамой с родной, с самой любимой. Он хочет чтоб мама, расспросила воспитательницу о нем, как это делает бабушка. О его успехах, о достижениях, как он спал, как ел, с кем дружит, как хорошо рисует. А нынешние родители, у которых так мало времени на общение с ребенком не замечают это в силу своей занятости и недостаточно высоким уровнем педагогической культуры . Давайте рассмотрим, что представляет собой педагогическая культура родителей и ее недостатки.
Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им находить верные решения и избегать ошибок в семейном воспитании и в нестандартных ситуациях. Недостатки этой культуры исследователи отмечают следующие: во первых, это забота о материальном благополучии в ущерб воспитания, во вторых это доминированный процесс над воспитанием, в третьих это использование вербальных методов и приемов воспитания ( то есть то когда родитель читает лекцию ребенку, что такое хорошо, что такое дружба. ) Галина Любиина называла это «Языком чувств» В четвертых это отсутствие единых в семье требований.
Поговорив о недостатках педагогической культуры родителей, хочется отметить и то, как повысить педагогическую культуру. Существует множество форм работы с родителями, которые прописаны в программе. В своей статье я расскажу вам некоторые из них, которые я применяю в своей работе с родителями.
В период дошкольного детство — это нежный возраст, когда родитель открыт для общения с воспитателем. Мамы и папы очень заинтересованы в том, чтоб его ребенку было хорошо, и они испытывает огромную тревожность, расставаясь с ним на пороге детского сада, поэтому это тот благоприятный период для партнёрство с воспитателем.
Работая в дошкольном учреждение пятый год , я поддерживаюсь таким правилом. Взаимоотношение воспитателя и родителя должны строиться на основе доверительности. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию ,монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Первые три года моей работы я получала педагогическое образование и вот здесь я испытывала трудности в общении с родителями. Не ощущая себя достаточно квалифицированным специалистом, я не могла, а точнее боялась давать родителям консультации, рекомендации. Мои беседы с родителями проходили на тему о том, как ребенок ел, спал, его поведение и т д. Но так как я сама мама и очень люблю детей, и свою профессию я понимаю важность того чтоб родителям говорилось не только поведенческие моменты, а развитии самого ребенка . Повторюсь о моем правиле, которого я поддерживаюсь до сих пор – партнерство с родителями строится на доверии и взаимопомощи друг другу.
В зависимости от социального статуса, образования, возраста родителей ( эти данные были получены в ходе написание рабочей программы группы) я подбираю различные формы работы с родителями по реализации образовательной программы.
Формы взаимодействие с родителями
1.Информационно- аналитическая
Начиная взаимодействие необходимо использовать обратную связь, тут я выбираю две формы работы тестирование и анкетирование
Тестирование В своей работе с родителями я не часто использую тестирование, но с одним из тестов хочу с вами поделиться. Его я применяю для знакомство с ними . Это психогеометрический тест, разработала его специалист социальной психологии в США Сьюзен Делленгер, который позволяет определить личность человека, основные черты характера и особенности поведения с точностью 85% . Этот тест очень прост, для родителей из пяти геометрических фигур выбрать одну. Результаты которого мы обсуждаем, зачитываем на собрании. Свои результаты я также зачитываю родителям, это позволяет мне показать доверие с моей стороны к ним. Источник: книга Светланы Лободиной «Как развить способности ребенка» стр171
Анкетирование Педагогично составленная анкета и опросники благоприятно влияет на взаимоотношение родителей и воспитателей. Родители будут больше доверяться воспитателю. Вы спросите меня, что это за анкеты.
Для меня хорошо составленная анкета: это
1. Анонимность на уровне «х и 0; «+и-»
2. Вопрос, и к нему 2-3 ответа, которые больше интересуют меня как педагога. Я категорично против от пункта «другое» и уйму вопросов, которые будут отнимать драгоценное время у родителей . У современных родителей нет времени на писанину. Иногда я родителям разрешаю брать домой анкеты и опросники, где дома они спокойно сами считают баллы и читают вывод. Вспомните когда мы приходим в какое ни будь государственное учреждение, что то оформить, сколько надо всего написать заполнить «кучу» бланков , договоров. И подчас мы испытываем недовольство, что потеряли столько времени. Так и наши родители. Поэтому я стараюсь четко ставить цель перед собой, что я хочу узнать из этой анкеты. Тем самым мы для себя облегчаем работу и родителей не задерживаем.
2. Наглядно – информационные Папка –передвижка Это традиционная форма работы . Папка передвижка – это в которой собрана информация по одной из проблем дошкольников ( то есть в папке должна быть одна проблема и не больше). Также я разрешаю брать папку передвижку родителям домой.
Материал к написанию папки – передвижки подбираю так, чтоб он обогащал знания и навыки родителей. То есть сухой теории не должно быть, научных формулировок, книжных фактов об абстрактном ребенке. Я не пишу таких фраз как ребенок четвертого года жизни …, я стараюсь использовать добрые, теплые слова по отношению к детям с которыми работаю например – наши дети, наши бусинки и т д. Это приятно и мне и родителям. Шрифт для печатание не менее 14-ти и более , легко читаемый. Информация не большая по объему, и стараюсь чтобы в ней выражалась моя искренняя заинтересованность к проблемам воспитания ребенка. Если говорить об обратной связи то в папку помещаю мнение родителей или вопросы, задаваемые и волнующие родителей. Фотографии которые помещаю в папку, это фотографии наших детей, ведь родители увидев своего ребенка на фотографии еще с большим интересом прочтут эту информацию .В материале и приведенных примерах конкретного ребенка его фамилию и имя я не пишу. В папке передвижке я иногда печатаю информацию о своем опыте и своих проблемах, с которыми столкнулась в воспитании своего собственного сына. Скажу вам честно, это привлекает родителей, наблюдается заинтересованность в них. Вот вам и взаимодействие , партнерство, сотрудничество, а главное доверие.
Познавательные Консультации Не буду много писать об этой форме, скажу только одно, чего я придерживаюсь при написании консультаций . Это крупный шрифт для легкого чтения. Небольшой объем информации . Я стараюсь писать информационный материала, который был взят из бесед с родителями, вопросы которые их волнуют , а также об успехах наших детей.
Говорить и писать можно много о формах с родителями. Я описала лишь самые традиционные и распространённые Наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ, фотомонтажи, дни открытых дверей, реклама книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, педагогические информационные стенды («Уголки для родителей»), папки – передвижки с материалами по различным вопросам. Традиционные формы помогают организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
- ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
- использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей.
Сегодня большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят нетрадиционные формы сотрудничества- компьютерные технологии. Такие современные технологии помогают разнообразить и усовершенствовать партнерства с родителями. Эти формы успешно входят в жизнь дошкольных учреждений. Как отмечает О.Л. Зверева, они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.
Своим родителям я дала электронный адрес своей почты, который помогает мне в работе с ними. Это очень удобно. Например, я знаю, какие дети заболели за выходные дни, сколько приблизительно будет детей. Это позволяет мне спланировать свой педагогический процесс на начало недели. Такая форма работы нравится и мне и родителям. Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи не теряется, мы продолжаем общаться благодаря новейшим технологиям.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы и традиционных позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается.
У современных родителей высокий запрос на близкие отношения с детьми
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел исследование о современных детях и родителях. Социологи выявили разницу между традиционным и новаторским отношением родителей к своей роли. Результаты исследования и комментарии экспертов — в материале фонда «Измени одну жизнь».
Чтобы выстраивать отношения, нужно проводить с ребенком время. Фото — static5.depositphotos.com
В опросе ФОМ приняли участие 1500 россиян старше 18 лет. Интервью проводилось по месту жительства в 43 субъектах РФ. Результаты исследования представили на Московском международном салоне образования (ММСО).
Современные дети сильно отличаются от вас, ваших сверстников, когда вы были детьми, или несильно? Или совсем не отличаются? 75% родителей уверены, что дети сейчас другие и они сильно отличаются от своих пап и мам, когда те сами были в возрасте детей. Одни считают, что современные «цветы жизни» — умные и сообразительные, другие — грубые, наглые, невоспитанные. Третьи отмечают, что у современных девочек и мальчиков есть компьютер, Интернет, мобильный телефон, они лучше разбираются в технике.
Ключевую ответственность за воспитание и развитие детей общественное мнение отводит семье. 71% респондентов полагает, что больше всего на формирование характера ребенка влияет именно семья.
68% родителей испытывает беспокойство, тревогу за несовершеннолетних детей, чаще всего – за их здоровье и будущее. Причем общественность видит угрозы и в детском саду, и в школе, и в СМИ. Угрозы самые разные: от примеров плохого поведения сверстников, непрофессионализма учителей и воспитателей до негативного контента в СМИ (много криминала, убийств, насилия, жестокости, секса, разврата, пошлости).
У родителей высокий запрос на близкие отношения с детьми, при этом 65% считают, что эти отношения ближе, чем те, которые были с их родителями. Но для того, чтобы выстраивать отношения, нужно проводить с ребенком время. 30% родителей говорят, что они проводят с ребенком времени больше, чем их родители проводили с ними. 42% считают, что они проводят с детьми времени меньше, чем им бы хотелось.
В фонде «Общественное мнение» заинтересованы в изучении того, какие ответы на эти вызовы находят современные родители (папы и мамы в возрасте 31-45 лет). Социологи начали поисковое исследование, и у них уже есть гипотезы, которые они планируют проверять дальше. Кто такие «продвинутые» родители, родители-новаторы? Что им свойственно, какие практики демонстрируют? Об этом – в комментариях экспертов.
«Продвинутые родители понимают, что мир многообразен, вокруг много мнений, концепций, подходов к воспитанию детей. Они сомневаются и критически оценивают то, что происходит, прокачивают свои родительские компетенции, совершенствуются как родители. Они считают, что бессмысленно пытаться воспитывать ребенка, если ты сам не придерживаешься этого стиля жизни, к которому ты хочешь своего ребенка приобщить. «Воспитывай себя, а не ребенка», — этот принцип проговаривается как характеристика продвинутых родителей.
Кроме того, для родителей-новаторов, как мы увидели, важен баланс. Такие родители не готовы полностью отказываться от своей социальной активности. Они стремятся сохранить стиль жизни, который был до появления детей, мягко интегрировав детей в жизнь семьи с сохранением их интересов, потребностей.
Для таких родителей очень важны потребности ребенка. Он в центре мира современных родителей и часто воспринимается как равный. Даже с очень маленькими детьми родители пытаются выстраивать диалог.
Для родителей-новаторов важен баланс «интересы ребенка – интересы мамы». Что же делают родители для соблюдения баланса? Они пытаются упрощать быт, потребление. Готовы покупать и тратить время только на действительно важное, готовы платить за то, что облегчает жизнь и экономит время.
Родители избегают навязанных потребностей, мнений, ценят качество, готовы за него платить. Ищут варианты совместного детско-родительского досуга, чтобы интересы родителей могли быть реализованы во время общения с ребенком.
Также мы посмотрели на критерии оценки себя мамами: что такое хорошо и что такое плохо в понимании разных мам?
Во-первых, в нашем обществе считается нормой показать матери, что она плохая мать. В традиционном отношении к воспитанию ребенка внешние оценки важнее, чем личная позиция самого родителя.
В этой ситуации для родителей с новаторским отношением критерием является позитив и хорошие эмоции, которые дарят общение с ребенком. Они понимают, что хорошие родители, если ребенок отвечает позитивными эмоциями. «Плохо» для них, когда происходит нарушение баланса «интересы мамы – интересы ребенка». «Плохо» также неумение выстроить коммуникацию с ребенком так, чтобы не наносить ему психологическую травму. Личность ребенка очень ценна для таких родителей, они стремятся сохранять баланс, не кричать на ребенка».
Юлия Юдина, директор фонда «Измени одну жизнь»:
«Безусловно, родителей, которые признают права ребенка, уважают его личность, интересы, становится больше. Но это не является единственной характеристикой всех родителей в возрасте от 31 до 45 лет, которые участвовали в исследовании. Современные родители разные.
Во многом сейчас детоцентризм. Мир крутится вокруг детей. «Все лучшее — детям» — это не просто лозунг, а реальность.
Часть современных родителей стремится к осознанному родительству, применяет его в жизни. Взрослые читают книги знаменитых психологов, начиная от Юлии Гиппенрейтер, Людмилы Петрановской и заканчивая зарубежными экспертами. Есть масса сайтов и форумов по ответственному родительству. Это такой тренд. Я уверена, что эта характеристика современных родителей относится к людям, живущим в городах с населением больше 500 тыс. жителей, у которых есть высшее образование, а доход выше среднего. А если мы возьмем огромную часть страны, которая живет на пороге бедности, то я думаю, там вопросы осознанного родительства будут отодвинуты на второй план вопросами выживания. Нет одного портрета современных мам и пап.
Отличаются ли современные мамы и папы от предыдущего поколения родителей? Конечно. Тогда был другой подход к воспитанию. Предыдущее поколение было воспитано на недостатке любви, сказывалось военное и послевоенное время. Не было разговоров о чести и достоинстве ребенка, его особом внутреннем мире, потребностях. Воспитывали в строгой дисциплине, подавлении воли, уважении к родителям. Общий подход – дети должны слушаться, должны делать то, что говорят взрослые.
Сейчас к ребенку относятся не как к объекту воспитания, а как к равноправному субъекту, у которого есть свои потребности, желания. Родители уважительно общаются с ним.
Современные родители испытывают чувство тревоги и вины. Они хотят проводить больше времени с ребенком. Мы сами растим в себе чувство вины, считаем, что много работаем, мало проводим времени с детьми, видим их урывками.
Мне кажется, нам надо всем расслабиться и найти баланс между любовью к детям, воспитанием, признанием их запросов, потребностей и интересами самих родителей. Как родители мы не должны забывать о том, что кислородную маску нужно надевать вначале на себя, нужно заботиться о своем душевном состоянии. Родителям нужно больше задумываться, как себя не оставить обесточенными. И помнить о том, что мы все так или иначе достаточно хорошие родители для наших детей».
Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ:
«Все родители разные. И когда мы противопоставляем наших бабушек и современных родителей, это неправильно. Мы должны говорить про группу родителей, которая заинтересована в развитии детей. Суть вот в чем: они изучают новые тренды, собирают их и выбирают, чему следовать. Продвинутые родители уже все о воспитании детей прочитали и действительно все знают. И они должны выбрать собственную позицию. Сейчас жизнь предлагает огромное количество альтернатив. Если раньше, например, был всего один вид соски для детей, то сегодня пустышек столько, что замучаешься выбирать. В наше время работа с родителями – это работа с их опытом».
Олег Волков, руководитель и идейный вдохновитель проекта «Школа одаренных родителей»:
«Существует такое равенство: «одаренный ребенок = одаренный родитель». Чему нужно, на наш взгляд, в обязательном порядке научить ребенка? Заботиться о здоровье, трудиться с радостью, нести духовность, расти профессионально, созидать будущее. Если у ребенка есть все аспекты здоровья, трудолюбия, духовности, собственного понимания своего пути и креативности, можно верить, что у ребенка все хорошо сложится. Чтобы это было дано ребенку в первые пять-шесть лет, родители должны иметь этот уровень в достаточной степени у самих себя. Креативность ребенка очень сильно зависит от креативности взрослого, который находится рядом с ним».
Ольга Ключко, профессор общеинститутской кафедры психологии образования Московского городского педагогического университета:
«Мы все время в нашей речи говорим о мамах, а это очень больная тема, особенно в России. Мы катастрофически отстаем от мирового тренда по активному включению отцов в жизнь семьи и воспитание детей. Мы сами проводили исследование в 2016 году, спрашивали детей, что они делают в семье с мамами, женщинами, бабушками, а что с папами, мужчинами, дедушками. И мы получили совершенно два разных списка. С папами дети предпочитают развлекаться, ходить за дорогими покупками, а с мамами занимаются уборкой дома, учат уроки, решают сложные задачи. Количество дел с мамой и количество дел с папой разнится в десяток раз. Но что для нас стало приятной неожиданностью, так это то, что детей купают папы. Сейчас наша основная задача – привлечь пап в родительские школы и на родительские собрания».
Болезней меньше, психологических проблем больше
«Они не такие как мы», — сетуют сегодня родители, наблюдая, как трехлетки с легкостью управляются с планшетами и смартфонами. Будущее наступает стремительно, меняя мир вокруг. К чему это приведет? Как вести себя родителям? Можно ли защитить ребенка от новых рисков? Отвечаем на вопросы вместе с экспертами научной конференции Futuremed 2019.
ИЗМЕНИЛАСЬ СТРУКТУРА БОЛЕЗНЕЙ
Современные дети живут в век технологии и информации. С ранних лет они окружены планшетами, гаджетами и компьютерами. Это неизбежно сказывается на их поведении и мышлении. Но стоит ли бояться этого прогресса?
Точного ответа на этот вопрос у ученых пока нет. Должно пройти еще десять-пятнадцать лет, чтобы специалисты точно оценить влияние «цифрового мира» на ребенка. Но некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
Известный врач-педиатр Федор Катасонов рассказывает, что у нового поколения изменилась сама структура заболеваний. Если раньше основную угрозу представляли инфекционные болезни, то сейчас их сменили бронхиальная астма, аллергии, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также расстройства аутического спектра.
— На первый план выходят не телесные болезни, а душевные. И родители должны вовремя понять, что у ребенка есть проблемы. Как? Например, если он проявляет одну и ту же схему поведения в разной среде – в садике, на улице, дома – мы ставим галочку и ведем его к психоневрологу, — советует психотерапевт, разработавшая несколько уникальных программ по работе с детьми, Ирина Млодик. — Еще вариант. Если ребенок постоянно доводит мать, а в садике ведет себя отлично – то, скорее, дело в системе. Тогда уже мама должна обратиться к психологу. Родителям не надо бояться, что проблема в них. Ничего страшного. Нужно немного изменить свое поведение, и ребенок тоже поменяется. Специалист просто подскажет, что делать.
«ОБНАРУЖИТЬ И ИССЛЕДОВАТЬ»
Отбирать и запрещать смартфоны психологи не советуют. Современные дети и без того преуспевают в хакерских навыках. А любой запрет, как известно, рождает желание.
— Не нужно препятствовать прогрессу и тому, что все меняется, — считает Ирина Млодик. — Надо наблюдать за тем, как адаптируются дети. Попытаться понять, что и почему меняется. Любимый российский метод: «обнаружить и запретить» здесь не работает. Придерживаемся другого способа: «обнаружить и исследовать».
Родители не должны ругать детей за то, что те уходят с головой в виртуальный мир и часами зависают на «Ютубе». Часть вины лежит и на взрослых. Им все сложнее организовать досуг для подрастающего поколения. Поэтому ребята выкручиваются, как могут.
— У родителей мало времени и сил, чтобы пойти в поход или что-то сделать вместе с ребенком, — считает психотерапевт. — Я отношусь к социальным сетям без какой-то паники. Не надо параноить, что дети сидят «ВКонтакте». Социальная сеть позволяет освоить разные навыки. Ребята заводят свои странички, рассказывают о себе, общаются, пускай и таким образом. Просто нужно знать, чем ребенок живет, что именно он делает в интернете. И если ребята поспевают за прогрессом, то взрослые – не всегда. Поэтому мы зачастую тормозим их, пытаясь внести свой консерватизм.
Отдельный разговор – маленькие дети. Эксперты сходятся во мнении, что два-три года — не самый подходящий возраст для ютьюба. Родителям советуют не перекладывать ответственность за воспитание ребенка на планшет. Да, это удобно. Включил мультики – оставил чадо на диване – там его потом нашел спустя час. Однако злоупотреблять этим лайфхаком не стоит.
— В наших рекомендациях написано, что гаджеты не должны быть нянькой для ребенка. Из-за этого у малышей может возникнуть задержка в развитии речи, а у более старших детей – малоподвижность. Планшеты и телефоны заменяют живое общение с родителями, — говорит педиатр Федор Катасонов. – Начинать знакомство с устройствами стоит с общения с родственниками. Например, встречи по скайпу с бабушками или дедушками. Это то, что способствует живому общению.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Телесные наказания больше не работают
Еще одно важное изменение, на котором делают акцент специалисты — строгость и телесные наказания с современным ребенком не работают. Для некоторых родителей это серьезный вызов, с которым справиться они не могут, а как действовать иначе – не знают.
Строгость и телесные наказания с современным ребенком не работаютФото: Андрей КАРА
— Важно быть не друзьями со своими детьми, а видеть в них людей, — объясняет Ирина Млодик. – В этом детская аудитория меняется. Они ощущают свои права и хотят, чтобы к ним относились, как к людям. Они чувствительны к неуважению.
Мамам и папам психолог советует не злоупотреблять родительской властью. Единственное, что они сейчас могут сделать — общаться с ребенком, обсуждать и договариваться.
— Это сложно, так как мы должны ощущать свой авторитет, — говорит Млодик. — Но мы должны понимать, что мы взрослее и должны выдерживать больше, чем дети. Там, где ребенок может распсиховаться и закричать, мы должны выдержать его реакцию.
ВАЖНО!
Не забрасывайте свою жизнь
Ирина Млодик рассказывает, что мамы и папы часто спрашивают ее про родительский минимум. Вопрос звучит так: что родитель может сделать для ребенка?
— Я всегда говорю, что взрослые должны пойти и разобраться с собой. Если вы можете переваривать свою жизнь и не вываливать то, что происходит, на ребенка – он со своей жизнью как-нибудь справится. Самое сложное – это когда мы переполняем детей продуктами нашей психики: тревогой, ожиданиями, страхами.
Ирина Млодик рассказывает, что мамы и папы часто спрашивают ее про родительский минимумФото: Личный архив
Второй совет: транслировать ребенку правильную модель поведения.
— Если они видят перед собой мать, которая задвинула свою жизнь и водит его по десяти кружкам – не стоит надеяться, что в 40 ребенок добьется космических успехов. Другое дело – если дочь или сын наблюдают за мамой или папой, которые счастливы и здоровы.
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Контролировать подростка невозможно. Родители нужны детям только до 5 лет
Статья «Современные родители и дети»
Поговорим сегодня о современном ребенке и современных родителях. Современные дети сильно отличаются от дошкольников середины и конца 20 века. Мир и информационное пространство в нем поменялись настолько сильно и стремительно, что это стало заметно даже по маленьким детям.
Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывает влияние все признаки настоящего времени. Современный ребенок – маленький гражданин , осознающий себя в современном пространстве страны и города . Он любит свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше достойнее красивее. Современный дошкольник ориентирован на познание человека и природы. Он неплохо ориентируется в себе, в своем ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее. Это яркая отличительная черта маленьких граждан современности – они с уверенностью смотрят в будущее.
Вот, что говорят специалисты детской психологии о современных детях. Они обладают повышенной активностью, высокой тревожностью и возбудимостью, агрессивностью, неусидчивостью, большим объемом долговременной памяти, но плохо умеют сосредотачиваться в течение длительного времени. Современные дошкольники во многом более настойчивы и требовательны к своим родителям, они умеют размышлять над смыслом действий и не желают выполнять бессмысленные просьбы. Эти дети уверены в себе и охотнее проявляют эмоции, но в то же время они слабее здоровьем, обладают подчас целым рядом заболеваний, которыми раньше дети не болели. Многочисленные изменения в обществе привели к изменения и в поведении детей дошкольного возраста. В настоящее время родители серьезнее подходят к развитию своих детей, поэтому ребенок уже в раннем возрасте начинает показывать повышенную тягу к знаниям и впитывать информацию, которая еще 20 лет назад была недоступна для детей его возраста. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. Но в отличии от сверстников прошлых лет он уверенно комбинирует их, объединяет между собой, потому что ему так комфортнее и все можно успеть. Он органично вплетает свои представления об этом мире в разные сферы жизнедеятельности. Современные дошкольники в возрасте 3-4 лет способны решать логические задачи, которые раньше задавали детям 4-5 летнего возраста. Сдвинулось и время психологических кризисов у детей дошкольного возраста: кризис 3 лет теперь наступает на год-два позже, тогда как кризис, который ранее наступал у ребенка перед поступлением в школу, теперь проходит у детей 7-8 лет.
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилось и тесно связана с возможностями родителей. Уже с малых лет ребенок окружен телевизором, радио, кино, компьютерными играми, интернетом, он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон, учится обращаться с ними, но зачастую приобретает неусидчивость, неустойчивое внимание, неспособность долгое время сосредоточенно заниматься одним делом. Современные дети могут одновременно слушать сказку и рисовать или собирать конструктор, но подчас неспособны усидеть на месте во время разговора.
Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в рекламе. Однако, благодаря современным учебным и компьютерным технологиям, психика ребенка становится неустойчивой. Он каждый день сталкивается с такими огромными потоками информации, что не каждый организм такое выдержит.
Что можно сказать о современных родителях, кто они? Несмотря на то, что существует цифровой разрыв поколений, современные родители тоже становятся другими. Появление новых технологий привело нас к тому, что родители во многом не могут передать свой опыт жизни ребенку. Оказалось, что детство современных детей уникально. Такого детства еще не было ни у кого: детства со всевозможными новинками технического прогресса.
Современный родитель кто он? Тот, кто воспитывает детей по- современному. Беря информацию о воспитании детей чаще всего из интернета, и впитывая ее из совершенно противоречивых источников, мамы и папы, еще до рождения младенца пытаются написать что-то вроде сценария его будущей жизни. И, безусловно, лучший сценарий — как вырастить гения. Ординарные родители желают иметь неординарных детей, «растворяясь» в ролях, по их мнению, идеальных родителей, забывая о нюансах собственной жизни и не зная о существовании педагогической науки, воспитывают своих детей интуитивно.
Нынешним родителям, хочется, чтобы дети росли яркими, творческими личностями, умели принимать самостоятельные решения и преодолевать возникающие сложности . Однако современный родитель лишает ребенка самостоятельности. В тот возрастной период – 3 года, когда самостоятельность начинает стремительно провялятся. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Поддержка со стороны родителей должна осуществляться корректно без акцента на беспомощность, без унижения достоинства. Если поддержка незаметна и своевременна, то в структуре личности закрепляется первый элемент самостоятельности – потребность в целесообразных, нормативных действиях, имеющих на выходе практический результат, обладающий общественной значимостью, культурным смыслом. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности, а не препятствовать этому стремлению. Как зачастую это делают современные родители. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка
Родители стремятся отдать своих детей в государственные детские сады, где они будут получать гарантированное дошкольное образование в соответствии с современными стандартами. Многие современные семьи – заказчики образовательной услуги – ждут «накачки» своих детей знаниями, умениями, различными компетенциями, чтобы их чадо было конкурентоспособно при поступлении в школу, и далее – при отборе в ВУЗ, на престижную работу. В том, что родители ищут лучшие варианты развития и воспитания своих детей, ничего нового, конечно, нет. Новизна заключается в том, что они боятся неправильного выбора пути развития своего ребенка. Как только ребенок попадает в дошкольное учреждение участие родителей в воспитании и развитие ребенка ограничивается. У них появляется такое мнение, что в детском саду его всему научат и обучат. Но все -же главными воспитателями ребенка являются родители!
Детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!
На мгновение представите себе такую ситуацию. Серое утро. Солнце еще нет: Сережа встает и с надеждой бросает взгляд на дверь в мамину — папину спальню. Но туда не идет, потому что знает, что там никого нет. Они уже ушли на работу. Сережа равнодушно и сонно подает ножки и ручки бабушке, которая его одевает, позволяет отнести себя в ванную и умыть. Бабушка все время, что- то говорит , просит, требует, рассказывает. Но Сережа не слышит ее. Ему одиноко. Потом Сережа приходит в детский садик, который встречает его веселыми детскими голосами. Он оставляет позади серое и одинокое утро. Вечером приходит мама, а Сережа будто не замечает ее играет в машинки, и не торопиться к ней. Маме даже иногда кажется, что Сережа любит садик больше чем ее. Маме обидно. Тогда она начинает уговаривать ребенка идти домой, начинает запугивать его, что уйдет одна, в ее голосе слышится раздражение. Заканчивается все это вытаскиванием Сережи из группы ,одеванием в полускандальной атмосфере и испорченным маминым настроением. Согласитесь, картина получилась безрадостная. Но если посмотреть на это с другой стороны, а точнее с профессиональной со стороны педагога. Ребенок просто хочет, чтоб родитель обратил на него свое внимание, он тянет время, чтобы побыть с мамой с родной, с самой любимой. Он хочет чтоб мама, расспросила воспитательницу о нем, как это делает бабушка. О его успехах, о достижениях, как он спал, как ел, с кем дружит, как хорошо рисует. А нынешние родители, у которых так мало времени на общение с ребенком не замечают это в силу своей занятости и недостаточно высоким уровнем педагогической культуры . Давайте рассмотрим, что представляет собой педагогическая культура родителей и ее недостатки.
Педагогическая культура родителей – это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье. Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им находить верные решения и избегать ошибок в семейном воспитании и в нестандартных ситуациях. Недостатки этой культуры исследователи отмечают следующие: во первых, это забота о материальном благополучии в ущерб воспитания, во вторых это доминированный процесс над воспитанием, в третьих это использование вербальных методов и приемов воспитания ( то есть то когда родитель читает лекцию ребенку, что такое хорошо, что такое дружба. ) Галина Любиина называла это «Языком чувств» В четвертых это отсутствие единых в семье требований.
Поговорив о недостатках педагогической культуры родителей, хочется отметить и то, как повысить педагогическую культуру. Существует множество форм работы с родителями, которые прописаны в программе. В своей статье я расскажу вам некоторые из них, которые я применяю в своей работе с родителями.
В период дошкольного детство — это нежный возраст, когда родитель открыт для общения с воспитателем. Мамы и папы очень заинтересованы в том, чтоб его ребенку было хорошо, и они испытывает огромную тревожность, расставаясь с ним на пороге детского сада, поэтому это тот благоприятный период для партнёрство с воспитателем.
Работая в дошкольном учреждение пятый год , я поддерживаюсь таким правилом. Взаимоотношение воспитателя и родителя должны строиться на основе доверительности. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию ,монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Первые три года моей работы я получала педагогическое образование и вот здесь я испытывала трудности в общении с родителями. Не ощущая себя достаточно квалифицированным специалистом, я не могла, а точнее боялась давать родителям консультации, рекомендации. Мои беседы с родителями проходили на тему о том, как ребенок ел, спал, его поведение и т д. Но так как я сама мама и очень люблю детей, и свою профессию я понимаю важность того чтоб родителям говорилось не только поведенческие моменты, а развитии самого ребенка . Повторюсь о моем правиле, которого я поддерживаюсь до сих пор – партнерство с родителями строится на доверии и взаимопомощи друг другу.
В зависимости от социального статуса, образования, возраста родителей ( эти данные были получены в ходе написание рабочей программы группы) я подбираю различные формы работы с родителями по реализации образовательной программы.
Формы взаимодействие с родителями
1.Информационно- аналитическая
Начиная взаимодействие необходимо использовать обратную связь, тут я выбираю две формы работы тестирование и анкетирование
Тестирование В своей работе с родителями я не часто использую тестирование, но с одним из тестов хочу с вами поделиться. Его я применяю для знакомство с ними . Это психогеометрический тест, разработала его специалист социальной психологии в США Сьюзен Делленгер, который позволяет определить личность человека, основные черты характера и особенности поведения с точностью 85% . Этот тест очень прост, для родителей из пяти геометрических фигур выбрать одну. Результаты которого мы обсуждаем, зачитываем на собрании. Свои результаты я также зачитываю родителям, это позволяет мне показать доверие с моей стороны к ним. Источник: книга Светланы Лободиной «Как развить способности ребенка» стр171
Анкетирование Педагогично составленная анкета и опросники благоприятно влияет на взаимоотношение родителей и воспитателей. Родители будут больше доверяться воспитателю. Вы спросите меня, что это за анкеты.
Для меня хорошо составленная анкета: это
1. Анонимность на уровне «х и 0; «+и-»
2. Вопрос, и к нему 2-3 ответа, которые больше интересуют меня как педагога. Я категорично против от пункта «другое» и уйму вопросов, которые будут отнимать драгоценное время у родителей . У современных родителей нет времени на писанину. Иногда я родителям разрешаю брать домой анкеты и опросники, где дома они спокойно сами считают баллы и читают вывод. Вспомните когда мы приходим в какое ни будь государственное учреждение, что то оформить, сколько надо всего написать заполнить «кучу» бланков , договоров. И подчас мы испытываем недовольство, что потеряли столько времени. Так и наши родители. Поэтому я стараюсь четко ставить цель перед собой, что я хочу узнать из этой анкеты. Тем самым мы для себя облегчаем работу и родителей не задерживаем.
2. Наглядно – информационные Папка –передвижка Это традиционная форма работы . Папка передвижка – это в которой собрана информация по одной из проблем дошкольников ( то есть в папке должна быть одна проблема и не больше). Также я разрешаю брать папку передвижку родителям домой.
Материал к написанию папки – передвижки подбираю так, чтоб он обогащал знания и навыки родителей. То есть сухой теории не должно быть, научных формулировок, книжных фактов об абстрактном ребенке. Я не пишу таких фраз как ребенок четвертого года жизни …, я стараюсь использовать добрые, теплые слова по отношению к детям с которыми работаю например – наши дети, наши бусинки и т д. Это приятно и мне и родителям. Шрифт для печатание не менее 14-ти и более , легко читаемый. Информация не большая по объему, и стараюсь чтобы в ней выражалась моя искренняя заинтересованность к проблемам воспитания ребенка. Если говорить об обратной связи то в папку помещаю мнение родителей или вопросы, задаваемые и волнующие родителей. Фотографии которые помещаю в папку, это фотографии наших детей, ведь родители увидев своего ребенка на фотографии еще с большим интересом прочтут эту информацию .В материале и приведенных примерах конкретного ребенка его фамилию и имя я не пишу. В папке передвижке я иногда печатаю информацию о своем опыте и своих проблемах, с которыми столкнулась в воспитании своего собственного сына. Скажу вам честно, это привлекает родителей, наблюдается заинтересованность в них. Вот вам и взаимодействие , партнерство, сотрудничество, а главное доверие.
Познавательные Консультации Не буду много писать об этой форме, скажу только одно, чего я придерживаюсь при написании консультаций . Это крупный шрифт для легкого чтения. Небольшой объем информации . Я стараюсь писать информационный материала, который был взят из бесед с родителями, вопросы которые их волнуют , а также об успехах наших детей.
Говорить и писать можно много о формах с родителями. Я описала лишь самые традиционные и распространённые Наглядно-информационные формы работы: выставки детских работ, фотомонтажи, дни открытых дверей, реклама книг, статей из газет или журналов по проблемам семейного воспитания, педагогические информационные стенды («Уголки для родителей»), папки – передвижки с материалами по различным вопросам. Традиционные формы помогают организовать содержательную и целенаправленную работу с родителями.
Традиционные формы, работы с родителями при всех их положительных характеристиках, имеют объективные трудности это:
ограниченное количество времени у родителей, как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду;
использование этих форм не всегда способствует возникновению интереса у родителей к вопросам педагогики и психологии детей.
Сегодня большинство родителей заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят нетрадиционные формы сотрудничества- компьютерные технологии. Такие современные технологии помогают разнообразить и усовершенствовать партнерства с родителями. Эти формы успешно входят в жизнь дошкольных учреждений. Как отмечает О.Л. Зверева, они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы педагога, становятся более откровенными, открытыми для восприятия помощи.
Своим родителям я дала электронный адрес своей почты, который помогает мне в работе с ними. Это очень удобно. Например, я знаю, какие дети заболели за выходные дни, сколько приблизительно будет детей. Это позволяет мне спланировать свой педагогический процесс на начало недели. Такая форма работы нравится и мне и родителям. Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи не теряется, мы продолжаем общаться благодаря новейшим технологиям.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы и традиционных позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается.
Какими бывают современные родители – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Жанна Чернова, профессор Департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.Казалось бы, родительская забота — вещь очевидная и понятная. Это уход за малышом, занятия, игры, чтение сказок на ночь, совместный просмотр мультиков. Однако на деле семьи по-разному понимают родительские обязанности. В некоторых мама всегда с детьми, а папа — неизменно на работе. Бывает, что муж и жена поровну делят семейный «функционал» и успешно работают. Наконец, иногда и мужья превращаются в «заботливых хозяюшек», в то время как жены — матери семейства — делают карьеру.
Разные практики родительства пересекаются. Но базовых вариантов пять, отметила Жанна Чернова в докладе. «Дискурсивные модели современного российского родительства»*.
Модели родительства зависят от того,
- кто заботится о ребенке и каковы роли мужа и жены в семье;
- как понимаетсяя забота;
- какие эмоции испытывают родители;
- работают ли мать и отец и как они воспринимают свою профессию;
- какова степень самореализации родителей.
В каждой модели — свое содержание родительских ролей, свой репертуар родительских практик, свои эмоции.
Модель 1. Родительство как репродукция
Ключевые слова: «природа», «данность».
Родительство в этой модели понимается как естественная функция, призвание женщины связывается с материнством. Основная забота возложена на мать, а отец выглядит отстраненным и несведущим. «Первый месяц я боялся ребенка, — рассказывает один из отцов. — Я сторонился его…». В таких семьях родительские роли гендерно поляризованы.
Однако эта поляризация не вызывает конфликтов, поскольку воспринимается как природная, органичная. Родители вполне согласны со своими ролями, у них нет отрицательной рефлексии на эту тему.
Появление детей в таких семьях представляется «как данность» или как «нечто, что происходит спонтанно». Родительство оценивается положительно, рассказы о нем «имеют смысл успешно осуществленного этапа жизненного цикла».
Модель 2. Все как у людей
Ключевые слова: «пора», «надо».
В этой модели родительство вписано в традиционную гендерную культуру. Жена — хранительница семейного очага. Материнство мыслится как часть женской идентичности. Женщины стараются быть «хорошими матерями» в том, что касается питания, одежды, здоровья ребенка и пр. «У меня все супер-мегаправильно, то есть я старалась сделать все, что я могу, для детей», — говорит респондентка. Это родительство со знаком плюс, с удовлетворением от своей роли.
Муж — «добытчик», «кормилец». Главы семейства нередко считают, что их близкие «ни в чем не нуждаются». Но в воспитании ребенка роль отца оказывается эпизодической («виновата» работа). Прогулка, купание, иногда игры — вот, по сути, и весь список обязанностей для отца.
Особое значение в таких семьях придается «норме» (возраста, поведения и пр.). «После того как закончили учебу в вузе, я пошла работать, — говорит респондентка. — И решили, что уже пора, что уже возраст». Такая модель согласуется с традиционной женской биографией: после окончания учебы и получения работы можно подумать и о детях.
Модель 3. Родительство как обязанность
Ключевые слова: «долг», «преодоление трудностей», «рутина».
Родительство выглядит как набор задач и проблем. Обязанности мамы и папы становятся рутиной. Забота о детях в этой модели расценивается как ограничение в профессии и в жизни. «Я обнаружила, что, став родителем, ты больше не принадлежишь себе… — сетует одна из респонденток. — Ты ждешь одной непрекращающейся радости, а начинаются одни непрекращающиеся сложности». Опрошенные отмечали сужение карьерных возможностей, нехватку свободного времени.
В таких семьях контраст гендерных ролей может вести к конфликтам. Женам нередко приходится радикально менять образ жизни («Ты находишься дома, бытовуха…»), а муж «стандартно работает, приходит поздно, общается, как было до родов». Женщины нередко отмечали, что вынуждены разрываться между работой и домом, в то время как их мужья мало вовлечены в воспитание детей. «Ему лень заниматься детьми, их проблемами, — говорит одна из опрошенных матерей. — Ему проще отдохнуть, полежать…».
Отцы в этой модели стараются материально обеспечить семью — считают это своим долгом. Мужчины сетовали, что ради достатка в семье вынуждены мириться с нелюбимой работой.
Такое восприятие родительства сопряжено с усталостью и неудовлетворенностью. Пара нередко ищет помощи у родных, близких и друзей.
Модель 4. Дети как проект
Ключевые слова: «сознательный выбор».
Родительство рационализируется, становится результатом осознанного решения респондентов. Семьи соотносят появление ребенка, жизненные планы и условия: получение образования, карьеру, «квартирный вопрос», достаток. Материнство и отцовство вписано в общую жизненную траекторию.
Исследователи подчеркивают «гендерно-нейтральное содержание родительских ролей», условный паритет. Пара ведет переговоры, обсуждает распределение ролей, планы о рождении ребенка и пр.
Родительские обязанности для респондентов значимы, но свои интересы тоже важны. Надо «уделять ребенку столько времени, сколько ты можешь, и продолжать карьеру, продолжать самореализацию», убеждена одна из респонденток.
В такой модели в заботе о ребенке неизбежно участвуют родственники или поставщики услуг (детский сад, няня). Причем пары тщательно выбирают медицинские и образовательные сервисы для детей — советуются с другими родителями, в том числе в интернет-форумах. Одним из критериев выбора служат интересы и склонности ребенка.
Такое родительство расценивается двойственно:
- с одной стороны, баланс между заботой о детях и карьерой приносит удовлетворение;
- с другой стороны, существует «боязнь неправильного выбора» у родителей-неофитов;
- чувство родительской ответственности может вызывать беспокойство.
Модель 5. Воспитание как творчество
Ключевые слова: «самореализация», «профессионализм».
Забота о детях в этой модели выглядит как сфера собственного развития. Такая позиция больше характерна для матерей. Они, с учетом «традиционной гендерной культуры» и мер господдержки семьи, между работой и воспитанием детей выбирают второе (см. Почему женщины редко становятся начальниками).
«Такое родительство характеризуется рефлексивностью, является результатом планирования и соглашения между партнерами», — подчеркивают эксперты. Респондентки рассматривают работу как рутину, а материнство — как сферу творчества, самореализации и эмоциональной теплоты. «Когда у меня появилась возможность… я ушла в декрет, чему несказанно рада», — говорит одна из респонденток.
Развитие ребенка — эмоциональное, интеллектуальное, физическое — становится для матери приоритетом. Достижениями малыша измеряются и собственные достижения. «Я радуюсь успехам дочки, для меня это как мои собственные успехи», — говорит респондентка.
При этом материнство предполагает некую «профессионализацию»: приобретение специализированных знаний и навыков. Для этого женщины обучаются на курсах, занимаются самообразованием, обсуждают с другими родителями тонкости воспитания и ухода за детьми.
Материнство может становиться основой профессионального выбора. Женщины готовы изменить свою трудовую биографию и получить дополнительное образование в области детской психологии, педагогики, педиатрии или организовать развивающий центр для детей. «Я хочу пойти учиться на детского психолога… — признается респондентка. — Я хочу лучше понимать своих детей…».
В такой концепции родительства самооценка матерей повышается, они ощущают собственную значимость.
Отцы могли бы больше заниматься воспитанием
Исследователи резюмируют результаты работы:
- Матери по-прежнему отводится главная роль в воспитании. Отцовская роль намного скромнее — даже в том случае, когда глава семейства «включен» в заботу о детях.
- Тем самым, «ответственное отцовство» пока не стало нормой — во многом в силу социальной политики, культурных стереотипов, разницы в оплате труда (см. Почему женщины редко становятся начальниками). Нередко «ответственное отцовство начинается и заканчивается совместными родами, а потом следуют эпизодические включения отцов в воспитание», отметила Чернова.
Качественное исследование включает интервью с 15 отцами и 15 матерями, имеющими детей до десяти лет, а также интервью с 20 родителями, участвующими в родительских сообществах.
*Доклад был представлен на Международном симпозиуме «Л.С. Выготский и современное детство» в Институте образования НИУ ВШЭ. Статья IQ.hse.ru также опирается на публикацию Ж.Черновой и Л.Шпаковской «Дискурсивные модели современного российского родительства».
См. также:
Почему дети не ходят в кружки и секции
Почему бабушек заменяют нянями
Образование родителей может блокировать социальный лифт для детей
Социальное расслоение воспроизводится в образовании
Как родители выбирают школы для детей
Подпишись на IQ.HSE
Почему современные дети будут свободнее и счастливее, чем их родители
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Сегодня основную массу родителей составляют миллениалы, то есть люди, родившиеся в период между 1980-м и 2000 годами и в раннем возрасте заставшие расцвет современных технологий. Когда-то именно их упрекали в эгоизме, избалованности и индивидуализме. Однако пока общество было занято выяснением, кто такие миллениалы, вчерашние дети выросли и сами стали родителями, хотя заводить малышей они предпочитают как можно позже. Естественно, у современных родителей изменился подход к родительству и к принципам воспитания.
Мы в AdMe.ru попытались выяснить, как современные родители воспитывают своих детей и каким образом взгляды и привычки родителей-миллениалов отразятся на будущем их чад.
Особенности родителей-миллениалов
Во-первых, они позже становятся родителями. Средний возраст современных мам — 26 лет. Кроме того, у них более высокий уровень образования: в основном высшее или незаконченное высшее. В-третьих, они меньше наказывают детей, учат их быть самими собой и не бояться пробовать что-то новое. Миллениалы строят отношения с партнером на демократических принципах и более склонны к компромиссам. В-четвертых, современные родители не так одержимы идеей успеха и высоких достижений, им важнее душевный комфорт и спокойствие.
Вот еще несколько характерных черт родителей-миллениалов.
Они проще относятся к испорченным вещам
В связи с растущим благосостоянием родители-миллениалы относятся к материальным ценностям менее трепетно, но при этом тратят на детей значительно больше денег по сравнению с предыдущими поколениями. Возможно, причина кроется в осознанном родительстве, то есть пары заводят детей, когда у них уже есть некая материальная база.
Раньше за испорченную игрушку или порванные штаны ребенка ругали, а для современных родителей разобранная машинка — сенсорный способ игры, развитие мелкой моторики и метод познания окружающего мира. Может быть, у них вырастет будущий инженер-изобретатель. Ребенок покрасил белую скатерть? Растет творческий человек, надо бы купить ему набор новых красок или легко смываемые фломастеры. То же самое и с одеждой: можно валяться в снегу или падать в траву сколько угодно, все равно комбинезон непромокаемый, а джинсы можно отстирать при помощи нового моющего средства.
Для них не так важны авторитеты и дисциплина
Для детей прошлых поколений была важна некая вертикаль и иерархия: «Есть взрослый, он старше и умнее, а я должен его слушаться». Самовыражение и высказывание своей точки зрения не поощрялись. Современные дети получили право голоса, они могут разговаривать со взрослыми на равных — и их не накажут за отстаивание своей точки зрения. Дети миллениалов с малых лет привыкают к тому, что к их мнению прислушиваются.
Родители стараются воспитать в детях критическое мышление, дать возможность посмотреть на ситуацию с нескольких сторон и выслушать разные мнения. Сегодня школьники могут мгновенно проверить любой факт в смартфоне, поэтому учитель для них перестал быть непререкаемым авторитетом, они не принимают все сказанное учителем на веру и способны сами проверить информацию. И это хорошо, ведь ценность своей думающей головы на плечах гораздо выше.
У них другое отношение к еде
5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
5 главных отличий современного ребенка от детей прошлых лет
Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Нина Шкилева, детский психолог психоаналитического направления, педагог раннего развития
Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой мультики в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают любимые передачи на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а современные мультфильмы и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.
У них другой темп
Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.
Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах героев мультфильма или долгие заставки.
Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.
Их жизнь более насыщена и наполнена информацией
Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.
К ним предъявляются другие требования
Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.
Они меньше общаются со сверстниками
Это в нашем детстве обычным делом было на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.
Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.
Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.
Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами
В современных мультфильмах можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.
Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.
Читайте также:
Почему иногда полезно смотреть мультики: 4 простых примера
Личный опыт: мой ребенок учится в Англии
Текст: Анна Скавитина, Нина Шкилева
Фото: Dmitry Naumov/Sunny studio/Shutterstock.com