Читаем грудничкам!!! — сказки для новорожденных читать — запись пользователя Фотограф-Сказочница fototale.ru (balmasenok) в сообществе Детская библиотека в категории Малышам от 0 до 3
хрюканье у грудничкаСтала замечать, что интуитивно начинаю делать то, что полезно малышу (но как-то не на слуху). Кто читает книжки грудничкам??? Как у вас детишки реагируют на чтение???
Вот уже неделю читаем книжки. Сажаю сына на колени - открываю огромную книгу с картинками... и мы погружаемся в волшебный мир сказок и стихов. И ни писка, ни плача, только увлечённое Агуканье... Значит - нравится!
Читаем с пелёнок часто и понемногу
Первый год жизни – то драгоценное время, когда нужно и полезно читать книги малышу. Пусть ребёнок и не понимает смысл произведений - главное для него то, что он понимает на уровне эмоций, что-то запоминает бессознательно, и это пригодится позже. Грудничку важна ваша интонация, здесь обязательно вкладывать в чтение все свои ораторские способности, менять интонацию, дать возможность крошечному человечку уловить всё богатство родного языка, помноженное на вашу любовь и нежность. Читайте то, что нравится вам обоим. Ведь любимое произведение и произносится иначе, в него вкладываются не только эмоции и интонации, но и часть души…
Что читать?
Ну, конечно, же потешки, прибаутки, приговорки, колыбельные - это наше Всё! Где ещё встретишь столько ласкового обращения к малышу, которое и произнести нельзя как-то грубо. Сама сабой подразумевается улыбка и открытая душа, а также мелодичное звучание вашего голоса. "Кроме того, народное творчество помогает расширять словарный запас ребёнка, благодаря словам, которые в повседневной речи не употребляются. Малыш интуитивно понимает их смысл и запоминает."
Только самый крошечный
Сказки...кто поспорит, что это многовековая народная мудрость.
Жмурит глазки-бусинки.
Он, как ты, хорошенький
И, как ты, малюсенький. (ну, как тут не улыбнуться и не расцеловать своего любимого малыша...)"...Малыши раннего возраста любят сказки про животных..." Я это заметила, когда читала сказку про муравьишку... все звуки, которые издают животные - жужжанье, фырчанье - уже сейчас приводят сына в неописуемый восторг.
Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!»
Будто мотор заводит.
— Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!
Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!»
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук!..» поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса.
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило.
Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило.
«Жжж! Тук-тук-тук!» — несется Жук, буравит воздух, как пуля
Разноцветные любимые стихи
"...Стихи - жанр особый. А стихи для детей – вообще целый мир. Порой всего в четырёх строчках заключено столько глубокого смысла, озорства, настроения, что просто диву даёшься. Читаешь малышу, и вдруг нахлынут на тебя воспоминания из детства, такие яркие, почти осязаемые, будто снова ты стал ребёнком, и мама читает те же самые строки. Это и есть отличительная особенность действительно хороших стихов, написанных талантливыми детскими поэтами. Не вымученные рифмы и бездушные сюжеты многих современных авторов, а что-то необъяснимое, задевающее за живое, простое и понятное ребёнку..."
А мы любим Чуковского - особенно Путаницу (опять же животные звуки - мяуканье, хрюканье и т.д. веселит и забавляет Артёмку)
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!Воробышек прискакал
Му-у-у!
И коровой замычал:Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
(главное тут Интонация и открытая улыбка) и дело сделано!!! Мы улыбаемся и пытаемся как-то выразить переполнившие нас эмоции))) Так забавно наблюдать. Попробуйте!!!Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!"...Нам, родителям, не хватает открытости и непосредственности, которые мы растеряли взрослея. И хорошая детская книга, прочитанная с любимым крошкой – прекрасная возможность окунуться вместе с ним в мир радужного, безмятежного детства, ещё лучше понять своего малыша, подарить ему незабываемые мгновения общения, обогатить его, да и свой, духовный мир..." (здесь цитата Ю.Каспаровой)
Развивающие сказки 🌟 для маленьких детей и малышей до 1 года
сказки для детей до года







Яблоко 🍎 Сутеев В.Г. 🔊 🎥
Сказка «Яблоко» для детей от автора В.Г. Сутеева Сказка «Яблоко» Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело …
Читать далее +

В.Г. Сутеев. Под грибом
Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь …
Читать далее +
В.Г. Сутеев. Кот-рыболов
Пошёл как-то Кот на речку рыбу ловить и у самой опушки Лису встретил. Помахала Лиса пушистым хвостом и говорит медовым голоском: — Здравствуй, кум-куманёк, пушистый коток! …
Читать далее +
В.Г. Сутеев. Мешок яблок





К.Д. Ушинский. Два плуга
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и …
Читать далее +

Лучший певчий 🌟 Даль В.И.
Детская сказка «Лучший певчий» от автора Даля В.И. Сказка Лучший певчий В сказках и притчах всегда говорится, коли вы слыхали, что орел правит птичьим царством и что весь …
Читать далее +

О дятле 🐦 Даль В.И. 🔊 🎥
О дятле — сказка Владимира Даля Сказка о дятле Каяться и зарекаться хорошо, коли помнишь слово свое и зарок, и, сделав раз худо, станешь вперед от худа бегать; а коли …
Читать далее +
Сказки малышам
Котик — золотой лобик
Жили-были дед и баба. Жили они бедно, ни поесть нечего, ни сварить. Баба деду и говорит:— Возьми топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечем тогда хлеба.У страха глаза велики
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек…Кто сильнее всех
Бежал Зайка по лесу, столкнулся с Сосной и упал. Опомнился Зайка и спрашивает у Сосны: — Сосна, ты такая сильная? — Если бы я была сильная, я не просила бы Солнце, чтобы оно помогло мне вырасти, — ответила Сосна…Разные колеса
Стоит пенёк, на пеньке — теремок. А в теремке живут Мушка, Лягушка, ёжик да Петушок — Золотой гребешок. Вот как-то пошли они в лес — за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами..Букашка, которая хотела стать большой
Не удивляйтесь, пожалуйста, что маленькой Букашке посвящена целая сказка. Да, Букашке. Самой обыкновенной. Такой крошечной, что ей даже имя забыли дать. Чем же она прославилась…Как Чернобурчик в футбол играл
Сегодня футбольный матч, — сказал щенок Тявка. — Встречаемся с командой Братьев-Кроликов. Ты, Чернобурчик, самый ловкий. Тебе, значит, быть нашим вратарём…Кто сказал «Мяу»
Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: — Мяу! Щенок поднял голову, посмотрел — никого нет. «Это, наверно, мне приснилось»,— подумал он и улёгся…Аудиосказки для самых маленьких. Случать онлайн.

Паровозик из Ромашково
Аудиосказки-мультфильмы

Серая шейка
Мамин-Сибиряк Д.Н.

Маша и медведь
русская народная сказка

Цыплёнок Цыпа
Сказки Диснея

Дюймовочка
Ганс Христ. Андерсен

Три поросенка
Сказки Диснея

Волк и семеро козлят
русская народная сказка

Винни-Пух и медовое дерево
Сказки Диснея

Теремок
русская народная сказка

Колобок
русская народная сказка

Пузырь, соломинка и лапоть
русская народная сказка

Зайка и лиска
русская народная сказка

Репка
русская народная сказка
польза для младенцев, выбор книг
Общение с родными важно для ребенка даже в период внутриутробного развития. Находясь в животике у мамы и слыша ее голос, малыш начинает узнавать его. Знакомая речь родных благотворно действует на эмоциональное состояние еще не рожденного малыша. На этом этапе важен не смысл произносимых слов, а сам по себе голос и интонация. После рождения знакомая речь близких людей также будет вызывать приятные эмоции и действовать на него успокаивающе, но здесь к эмоциональной составляющей добавится и влияние на психическое и умственное развитие ребенка, поэтому уже на первом году жизни так важно, что именно услышит новорождённый от родителей.
Общение людей во взрослом мире в большей степени происходит посредством речи. Как же общаться с тем, кому не известны еще ни слова, ни жесты? Как наладить связь с несмышленым младенцем? Молодым мамам иногда трудно начать разговор с грудными детьми – непонятно, о чем с ними вообще говорить. В этом случае на помощь приходит чтение – ребенок слышит мамин голос, а маме при этом не приходится подбирать темы для разговора. Пользу от чтения книг грудным детям можно почувствовать сразу, а плоды регулярного совместного чтения будут приятно удивлять родителей и все последующие годы.

Большего эффекта от такого приятного досуга можно добиться, если учитывать возрастные особенности крохи и подбирать произведения, соответствующие его возможностям
Решая, что почитать вслух младенцу: новый женский роман, поэзию Серебряного века, народные потешки, современные детские книги или сказки для грудничков, учитывайте возраст, время суток и настроение вашего малыша.
Выбор литературы
В первый месяц новорождённый все еще не нуждается в особой детской литературе, так как не может понять смысл сказанного. Если в этот период вы будете ласковым голосом читать что-то из современного андеграунда, вряд ли малыш заметит разницу с «Колобком». Уделите больше внимания не смыслу сказанного, а своей интонации и атмосфере во время совместного времяпрепровождения, ведь сейчас для психологического комфорта и правильного развития крохи необходимо постоянное присутствие мамы, физический контакт.
Из детских литературных произведений на первом году жизни лучше всего воспринимается поэзия. Песни, потешки, короткие стихи – все, что имеет рифму и ритм, способствует развитию речи. Пение к тому же способно благотворно влиять на формирование музыкальных способностей, но, если вы не обладаете хорошим слухом и боитесь своим голосом навредить и слуху малыша, вы можете проговаривать тексты песен как обычные стихи.
Не менее важен в этом возрасте зрительный и тактильный контакт с матерью, поэтому упор лучше сделать не на чтение как таковое, а на рассказывание наизусть коротких рифмованных текстов. Хорошо, если они будут содержать много добрых, ласковых слов для создания позитивного настроя и формирования всего общения с новорождённым в таком доброжелательном ключе.
С 2-3 месяцев можно читать коротенькие сказки с линейным сюжетом и исключительно положительным смыслом. Желательно, чтобы они также были зарифмованы или содержали достаточное количество повторений для лучшего запоминания слов. Отлично подойдут всем известные русские народные сказки («Репка», «Курочка Ряба») и короткие стишки К. Чуковского, А. Барто, Д. Хармса.

С 4-5 месяцев уделите внимание книгам с красочными крупными иллюстрациями: зрение ребенка в этом возрасте уже достаточно развито, и он способен непродолжительное время изучать изображения
С полугода во время чтения можно акцентировать внимание малыша на конкретных деталях иллюстраций. Особенно учитывая то, что ребенок в этом возрасте уже умеет сидеть, можно держать книгу вместе с ним и искать на картинках главных героев, проговаривать названия изображенных объектов или давать задания по их поиску.
Важно: если чтение применяется в качестве занятия, не перегружайте его заданиями. Прежде всего процесс должен приносить радость от увлекательных историй и общения с мамой. Большое количество вопросов может привести к усталости и потере интереса.
После полугода важна сама книга как предмет. Рассказывать наизусть, конечно, тоже можно, но ребенок должен видеть, что вы читаете книгу, это способствует развитию интереса к чтению. Кроме того малышу в этом возрасте уже будет интересно полистать книгу самому. Для этого лучше всего подойдут небольшие картонные книжицы и так называемые «книги для купания»: их страницы легко переворачивать, они долговечны, а яркие картинки и подвижные элементы (вращающиеся глазки персонажей или кнопки) будут привлекать внимание ребенка к книге снова и снова.
Сказки как ритуал
Для полноценного развития новорождённым ежедневно необходима комфортная психоэмоциональная среда. В ее создании помогут ритуалы с применением литературных произведений. Кроме пользы от общения они также помогут справиться с нежеланием малыша делать что-либо (купаться, ложиться спать, есть кашу).
Введение в обиход ритуала, связанного с неприятным для ребенка процессом, облегчит задачу. Ритуалы могут быть связаны с:
- пробуждением;
- купанием;
- кормлением;
- массажем;
- прогулкой;
- игрой;
- засыпанием.
Чтение сказок может стать прекрасным средством для спокойного отхода ко сну. Дети быстро привыкают к ежедневным сказкам на ночь, но перед сном лучше именно рассказывать их, а не читать, так как книга сама по себе и яркие иллюстрации в ней могут отвлекать малыша от сна.
Интересно: если ваш ребенок настолько привык к чтению перед сном, что отказывается ложиться спать без этого, а у вас нет возможности уложить его с привычным ритуалом, вы можете записать сказку в своем исполнении в формате аудио- или видеозаписи.

Режимность этих моментов и вербальное сопровождение в виде коротких стишков с множеством ласковых слов решит проблему негативного отношения младенцев к какой-либо из необходимых процедур
Польза сказок
Такой приятный совместный досуг родителей и новорождённых детей еще и очень полезен:
- общение с мамой благотворно влияет на эмоциональное состояние;
- разнообразная и многословная речь взрослых способствует раннему развитию речевых навыков;
- разглядывание иллюстраций развивает зрительные функции и внимательность;
- положительные сюжеты формируют правильное восприятие окружающего мира.
Интересно: для развития мелкой моторики во время чтения сказок для наглядной демонстрации используйте пальчиковые и перчаточные куклы.
Плохие сказки и рассказчики
Разнообразие книг для малышей часто сбивает родителей с толку и вводит в заблуждение. Какие же сказки не подходят грудничкам и какие ошибки при чтении своим детям совершают родители?
- При выборе произведения обратите внимание на параллель добра и зла, добро в сказке всегда должно побеждать зло; герои должны быть понятны и симпатичны ребенку, так как он идентифицирует себя с ними; стиль изложения должен не только соответствовать возрастным особенностям, но и развивать речь и эстетическое чувство.
- Голос рассказчика должен быть мягким и плавным, при чтении сказок грудным детям не стоит говорить слишком громко или монотонно.
- Меняйте интонацию, когда читаете слова разных персонажей, сопровождайте это выразительной мимикой.
- Не сюсюкайте и не коверкайте слова! Речь должна быть грамотной, слова следует произносить четко.
Важно: не читайте ребенку, если вы раздражены и на взводе. Ваше состояние передастся ему, и такое прекрасное время общения мамы и малыша превратится в пытку для вас обоих.
На сказках выросли многие поколения детей, и в современном мире они остаются таким же приятным способом провести время с ребенком. При умелом использовании сказка может стать мощным инструментом в воспитании и развитии крохи. Но не стоит забывать, что в первую очередь она должна приносить радость и удовольствие. Читайте своим малышам как можно больше, это бесценные минуты для вас и ваших детей. Минуты близкого, спокойного и развивающего общения.
Сказки для малышей — Сказки. Рассказы. Стихи
Читаем сказки для малышей
Мишуткин мячик
Лучшая мама
Зайчонок и гнездышко
Непослушные зверята
Зелёный мальчик
Обезьяна и очки
Дедушка медведь и лисенок
Кот и пёс
Кто сильнее всех
Курочка Ряба и десять утят
Как пугало воробьев искало
Бабушка Вьюга
Глупый цыпленок
Хорошо спрятанная котлета
Домик для цыпленка
Дружная семейка
Белая козочка
Как утенок с цыпленком подружился
Веселая синичка
Как рак лиса перехитрил
Слон в зоопарке
Ёрш-плутишка
Про верных друзей
Лесные друзья
Кот Васька
Сказка о ленивой девочке Маше
Как лису проучили
Анчутка
Иголка
Гном и принцесса
Так сойдёт
Маленький желудь в магазине
Как кот петуха спас
Желудь и солнышко
Гномик и светлячок
Домик для друзей
Сказка про Петю-петушка
Сказка о деревьях и ветре
Цыплёнок
Ёжик
Утёнок
Лягушонок
Поросёнок
Как Хрюша зиму зимовал
Как Хрюша в лес ходил
Как Хрюша согрелся
Сказка про пять пальцев
Динозаврик ищет маму
Снежок находит друзей
Как лошадка Зося стала взрослой
Баба Яга и зайчата
Эльф и потерянное Лето
Маленький рыцарь
Сказка о добром гномике
Дождик
Котёнок и Дракон
Котёнок Кузька и огонь
Читать сказки для малышей
Сказки развивают внимание. Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.
В раннем возрасте малыш еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами. Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.
Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка на ночь легко поможет вам справиться с этой проблемой.
Короткие сказки на ночь
Читать сказки для малышей
Развитие речи у детей 7-12 месяцев
Речь ребенка развивается активными темпами где-то после полугода, когда малыш начинает осознавать, что он может издавать различные звуки, меняя форму губ и языка. В 6 месяцев дети начинают лепетать.
В этом возрасте их речь состоит из повторов слогов, включающих гласный и согласный звуки. Между 6 и 9 месяцами ребенок вместо издаваемого раньше с помощью губ «ба-ба» произносит «да-да» — уже с помощью языка.
После того как малыш пройдется по всем гласным алфавита («ах-ба-ди-да-га-ма»), он начинает соединять такие «слова» вместе — «ба-ба-ба-ба», сочетая их со специфическими булькающими звуками, возникающими при прохождении звука во рту. Наконец, около 9 месяцев появляются первые слова — «мама», «папа», хотя пока не всегда малыш четко соотносит их с теми, кого они обозначают.
7 месяц
Где это?
Малыш уже хорошо понимает вопрос «Где?». Поэтому почаще спрашивайте его о разных предметах, которые всегда находятся в привычном ребенку месте: «Где окно?», «Где коляска?», «Где твоя кроватка?», «Где лампа?» и т.д. Малыш будет показывать вам на них пальчиком.
Где кошка?
Затем начинайте задавать ребенку вопрос о тех предметах, которые не имеют своего постоянного места в доме: «Где мячик?», «Где кошка?» и т.д.
Где неваляшка и где пирамидка?
Расположите перед ребенком неваляшку и пирамидку. Скажите: «Это неваляшка, а это пирамидка». Теперь спросите малыша, где неваляшка, а где пирамидка. Кроха взглядом ответит вам. Поменяйте игрушки местами и опять спросите.
Перекличка
Малыш в этом возрасте подолгу лепечет. Повторяйте за малышом эти слоги, которые он произносит.
Поговори с игрушкой
Возьмите в руки игрушку и поговорите с малышом как бы от ее имени: «Привет малыш! Как тебя зовут? Арина. А меня собачка Гав. Где твоя мама? А вот, вижу. А папа? На работе? А вот посмотри, как я умею подпрыгивать вверх (подбросьте игрушку вверх и снова поймайте её). А ты так умеешь?» и т.д.
Тихо – тихо – тишина
Возьмите куклу в руки и расскажите малышу стихотворение, в конце каждой строчки прикладывайте палец к губам:
Тихо. Тихо. Тишина. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Кукла бедная больна. Тссс-
Просит музыки она. Тссс-
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
(В.Берестов)
После окончания стихотворения спойте малышу любую песенку громким голосом, чтобы он ощутил контраст между тихим и громким звучанием.
Ладушки
Возьмите ручки ребенка в свои и похлопайте ими в ладошки, приговаривая:
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!
Вскоре малыш сам начнет хлопать в ладошки, как только услышит первую строчку этой потешки.
По имени
Учите малыша откликаться на своё имя – зовите его по имени. Так же знакомьте его с именами других детей, с которыми общается ваш малыш.
Пестушки и потешки
Наполните жизнь малыша потешками и пестушками.
Во время умывания:
***
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
***
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щёчка, щёчка!
Где ты, щёчка?
Будет чистенькая
Дочка.
***
Нос и щечки мой, ручонка!
Чистый будет наш мальчонка!
(или «Будет чистая девчонка»!)
Во время подмывания:
***
Раз ку-ку, два ку-ку,
Провалился кот в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Попка в кислом молоке.
Во время купания:
***
Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Во время одевания:
***
О-о-ой, соловушка поет,
Слова молвить не дает!
Соловейка, соловей,
Одевайся веселей,
Там, за дверью — Дед Мороз,
Щип за щечку!
Щип за нос!
(Н. Пикулева).
***
Одеваем рёвушку:
Шапку на головушку,
Валенки — на ножки,
А на них — калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни! (Г. Лагздынь)
Во время утреннего просыпания:
***
Ручки-ручки-потягушки
И ладошки-похлопушки.
Ножки-ножки-топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
ладошки и ножки,
щечки-цветочки -чмок!
В конце потешки поцелуйте ребенка.
Во время засыпания:
***
Глазки спят и щечки спят
У усталых малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.
(отрывок из колыбельной И.Гуриной)
Во время кушаний:
***
Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось –
Ни крупинки не осталось!
(Пересказ С.Маршака)
***
Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!
***
Куклу?
Кормили.
Зайку?
Кормили.
Мишку?
Кормили.
А Машу?
Забыли.
***
Наша ложка непослушна:
Вместо рта полезла в ушко.
Ай-ай-ай! Какая ложка!
Накажу ее немножко.
(Г. Лагздынь)
***
Плывет кораблик по волнам,
Плывет, плывет — и прямо в рот! АМ!
Поднося ложку ко рту малыша, слегка раскачивайте ее, как «кораблик».
Если малыш плачет:
***
Ты не плачь, не плачь, не плач,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать –
Куплю худой лапоть!
8 месяц
Пока, пока!
Когда вы или кто-то другой выходит из комнаты или куда-то идет – нужно говорить: «Пока, пока!» и махать на прощание ребенку ручкой.
Холодная и теплая вода
Подставьте руки малыша под струю теплой воды и скажите: «Теплая водичка». Затем включите прохладную воду и скажите: «Холодная водичка».
Простые просьбы
Ребенок уже понимает и может выполнять простые просьбы: «Дай, ложись, иди ко мне, выплюнь» и т.д.
Рассказываем об игрушках
Возьмите в руки любую игрушку и немного расскажите о ней: «Это котенок. Он белого цвета. Мягкая шерстка. Вот у него нос, уши, глаза, усы, лапы, хвост».
Звуковое сопровождение
Играя с малышом, сопровождайте ваши действия звуками: «машинка едет «ж-ж-ж», самолетик летит «в-в-в», поезд гудит «ту-ту»», а так же такие слова как «бум», «бах», «шлёп», «хлоп» и т.д.
Веселый клоун и грустный ёжик
Возьмите в одну руку клоуна – он будет у вас играть веселого героя, в другую – ёжика – он будет грустный. Разыграйте перед ребенком диалог – говорите за клоуна весело, а за ежика грустно. Придумайте историю, что случилось с ёжиком (не может насобирать грибов, боится лисицу и не знает, что ему надо сворачиваться клубочком, потерял маму и т.д.)
Задавайте вопросы
Общаясь с ребенком, задавайте ему вопросы: «Ты хочешь пить?» «Во что поиграем?» «Когда же наш папа придет?» «Ты не видел, куда я дела свою расческу?» и т.д. Малыш хоть и не сможет ответить вам, но по крайней мере попытается. Выждав минутку — сами ответьте за ребенка «Хочу пить» «Поиграем в пирамидку». «Папа придет скоро» «Вон лежит расческа».
9 месяц
Слово — предмет
Чтобы ребенок усвоил взаимосвязь между словом и предметом, назовите ребенку любой предмет, например, «книжка» и вслед за этим покажите малышу книжку, «погремушка» — через несколько секунд покажите малышу погремушку и т.д.
Изображение – предмет
Проведите для ребенка ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Рассматривая иллюстрации в книгах или на картинках, показывайте ребенку соответствующие предметы. «Это барабан (показываем нарисованный), а это тоже барабан (показываем настоящий). На нем можно играть – вот так «бум-бум-бум» (бьем ладошкой по барабану)». «Это кися (показываем нарисованную), а это настоящая кошка (гладим кошку) и т.д.
Где? Где? Где?
Положите перед ребенком три знакомых ему предмета, например, пирамидку, юлу и матрешку. И спросите: «Где пирамидка?», «Где юла?» «Где матрешка?» Поменяйте местами игрушки и снова задайте вопросы.
Пойдем гулять
Перед тем как пойти спать, умываться, кушать, гулять, играть, оповещайте об этом малыша. Говорите: «Сейчас мы пойдем гулять», «Сейчас приготовиться кашка и будем кушать» и т.д.
Кукушечка
Покажите ребенку нарисованную или игрушечную кукушку и спойте украинскую песенку:
Прилетела кукушечка
Из темного леса,
Села.
Села и запела:
— Ку-ку!
Ку-ку!
Ку-ку!
У Арины есть…
Начинайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Ребенок лежит на спинке, а вы приговариваете:
У Арины есть глазки, чтоб смотреть. (Дотроньтесь до глаз.)
У Арины есть ушки, чтобы слушать. (Дотроньтесь до ушей.)
У Арины есть носик, чтобы нюхать. (Дотроньтесь до носика.)
У Арины есть ротик, чтобы кушать. (Дотроньтесь до ротика).
У Арины есть ножки, чтобы бегать. (Поделайте ногами ребенка «велосипедик»)
У Арины есть ручки, чтобы махать. (Помашите руками.)
Жили у реки утята
Во время купания запустите к ребенку в ванну резиновые игрушки утят и расскажите стихотворение:
Жили у реки утята,
Очень дружные ребята.
В речке плавали, играли,
И друг друга догоняли.
Поиграйте с ребенком в игрушечных утят.
10 месяц
Новые слоги
Побуждайте малыша повторять за вами новые слоги, которых еще нет в речи вашего малыша: «за, но, ва» и т.д.
«Лепетные» слова
Учите малыша произносить первые осознанные слова из знакомых ему слогов: «Скажи ма-ма. Где мама?», «Скажи па-па. Где папа?», «Скажи ба-ба. Где баба?», «Скажи га-га. Где гусь?», «Скажи ням-ням», «Скажи дай» и т.д.
Повседневные предметы
Знакомьте малыша с названиями предметов, которые его окружают. Перед тем как надеть шапку, покажите ее ребенку, дайте потрогать и скажите «шапка», ставя перед ребенком тарелку с кашей, скажите «это тарелка, а тут каша», если малыш взял в руки мяч, скажите «мяч» и т.д.
Рассматривание книг
Активно рассматривайте с малышом детские книги с крупными предметными рисунками во всю страницу. Спрашивайте: «Где гав-гав, где мяу-мяу, где ко-ко?» Побуждайте малыша повторять за вами эти слова.
Чтение книг
Читайте малышу книги с потешками, детскими стихами (А.Барто, Е.Благининой и др), параллельно привлекая внимание малыша к иллюстрациям.
Где же наши ушки?
Продолжайте знакомить ребенка с названиями частей тела. Рассказывайте стихотворение, дотрагиваясь до называемых частей тела:
Где же наши ушки? Слушают пестушки!
А где глазки? Смотрят сказки!
А где губки? Прячут зубки!
Ну а ротик на замочек!
Этот пальчик хочет спать
Поиграйте с пальчиками малыша. Рассказывая стихотворение, дотрагивайтесь до каждого пальчика и сгибайте его:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — лёг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «ура!»
Всем на улицу пора!
Гуси, гуси, га-га-га
Покажите ребенку игрушку или картинку гуся и волка и расскажите потешку:
— Гуси, гуси!
— Га-га-га
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Летите домой!
— Серый волк под горой зубы точит, съесть нас хочет!
— Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Зайка, зайка прыг да скок.
Рассказывайте ребенку стихотворение и изображайте игрушечным зайчиком соответствующие действия.
Зайка, зайка прыг да скок,
Побежал через мосток.
Быстро в огород попал,
И морковки там нарвал.
11 месяц
Вот сколько мячиков
Положите перед ребенком 2-3 мячика и несколько других игрушек. Спросите: «Где мячики?» Ребенок должен разыскать все мячики, если он пока нашел только один, помогите ему: «Где еще мячик?». Объедините мячики в кучку и скажите: «Вот как много мячиков».
Пожалей, погладь, позови
Побуждайте малыша выполнять, а главное понимать ваши просьбы: «Пожалей лялю (куклу)», «Погладь кошку», «Поцелуй маму», «Понюхай цветочек», «Позови папу кушать, скажи «иди папа!» и т.д.
Первые запреты
Именно в этом возрасте малыш сталкивается с первыми запретами. Их не должно быть много. По возможности обезопасьте квартиру (закройте розетки, уберите с нижних полок бьющиеся и другие опасные предметы и т.п.). Но всё же, наверняка, останутся какие-то ситуации, когда вам будет необходимо твердо сказать «нельзя» и постараться переключить внимание ребенка на что-то другое (благо, в этом возрасте это сделать не так трудно).
На улице
Гуляя с ребенком на улице обращайте его внимание на окружающую природу (деревья, травку, цветы, животных, снег, дождь, сосульки, песок, камушки и т.п.), немного рассказывайте о том, что вы видите: «Посмотри, светит солнышко. Яркое и теплое». «Вон воробей – клюёт зернышки» и т.д.
Увидев на улице, например, голубей, можно рассказать о них стихотворение:
Гули-гули прилетали!
Гули-гули ворковали:
Гуль-гуль, гуль-гуль!
Инсценировки с игрушками
Выстраивайте с игрушками, куклами небольшие сюжеты. Их может быть множество, всё зависит от вашей фантазии. Например, встретились заяц и собачка, поздоровались, сказали, что «я — заяц», а «я – собачка», решили бегать, кто быстрее, прыгать кто выше, покушали, легли спать и т.д. Или куколка ехала на машине на танцы, позвала с собой и матрешку, они поехали вместе, машина сломалась, не едет, куколки стали чинить, починили, приехали на танцы, стали танцевать и т.д.
Зайка прискакал
Возьмите игрушку зайчика и поиграйте с ребенком в веселую игру. Рассказывая стихотворение, изображайте зайчиком движения:
К Арине зайка прискакал,
Возле Насти прыгать стал.
Прыг-скок, прыг-скок,
Обними меня, дружок.
На последней строчке зайчик «бросается» в объятия к малышу. В следующий раз вместо слова «обними» можно сказать: «поцелуй, пожалей, догони» и т.д.
Где ладошки, пальчики
Посадите малыша к себе на колени лицом к вам. Возьмите руки ребенка в свои и рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие движения:
Где ладошки, пальчики? (хлопаем в ладоши)
В лесу ловили зайчика (перекрещиваем руки ребенка на его груди, как бы обнимая самого себя).
Ушки на макушке (руки приставляем к голове как ушки), хвосток – малышок (дотрагиваемся до попы),
Весь дрожит, к мамочке спешит (слегка трясем малыша, раскачивая его на коленях).
Поймали, обняли — дальше побежали (обнимаем малыша)
Курочка — рябушечка
Возьмите игрушку курицы и разыграйте с ней диалог:
— Курочка — рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка — рябушечка, за чем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка — рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка — рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
В конце можно показать ребенку игрушечных цыпляток, которые «пьют» водичку.
12 месяц
Ролевые игры
Ребенок уже вполне может играть в свои первые ролевые игры – покормить куколку, помыть, покачать ее на ручках, спеть баю-бай, уложить её спать, накрыть одеялом и т.д.
Кто что делает
В этом возрасте малыш много наблюдает. Поясняйте малышу то, что ему интересно: «Дядя пилит ветки», «Мальчик катается на велосипеде», «По дороге едет машина», «Мячик укатился» и т.д.
Детские слова
Чтобы ребенку было понятнее, пока можно говорить на его языке, облегченными словами: «топ-топ, ням-ням, бах, кися, бибика». Но если ребенок коверкает слова, говоря, например, вместо заяц – яя, а вместо солнца – соне, то тут, повторяя это слово за ребенком, надо произносить его правильно, не яя, а заяц, не соне, а солнце. Таким образом, малыш будет учиться говорить так, как надо, а не заучивать неправильно их произношение.
Что это? Кто это?
Теперь уже вы начинаете спрашивать ребенка. Взяв в руки зайчика, спросите «Кто это?». Если малыш затрудняется ответить, скажите за него «Заяц. Скажи заяц». Тоже самое спросите и про мячик: «Что это?» Пусть ребенок попытается ответить.
Ищем предмет по картинке
Положите перед ребенком несколько игрушек или предметов, соответствующих изображениям на картинках. Покажите картинку и попросите найти такой же предмет, что и на картинке.
Пальчики
Рассказывайте ребенку стихотворение и выполняйте соответствующие действия с его пальчиками:
Первый пальчик — подержи,
Второй пальчик — покажи,
Третий пальчик- постучи,
Третий пальчик — поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.
Мишка косолапый
Всем детям без исключения нравится эта веселая потешка. Разучите ее с малышом:
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенку поет.
Вдруг упала шишка прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!
Не пойду я больше по лесу гулять!
Не пойду я больше шишки собирать!
Мыли мылом ушки
Посадите малыша к себе на колени или рядом с собой и, рассказывая стихотворение, выполняйте соответствующие действия:
Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой).
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик водим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки!
Кто как говорит
Когда вы гуляете или идете куда-то с малышом, сидящим в колясочке, проговаривайте ему названия животных и те звуки, которые они издают: «Кошка: мяу-мяу; собака: ав-ав; корова: му-у-у; коза: ме-е-е; овечка: бе-е-е; гусь: га-га-га-га; утка: кря–кря, цыплёнок: пи-пи-пи-пи; курочка: ко-ко-ко-ко» и т.д.
Другие статьи по теме:
— Эмоциональные игры с мамой
— Игры на развитие движений
— Игры на развитие слуха
— Игры на развитие зрения
Автор статьи: Дарья Колдина